«Мы решили рассказать историю „Курска“ без Путина» — Статьи на КиноПоиске
В прокате — снятый компанией Люка Бессона «Курск», драма о гибели российской атомной подлодки. Подробнее о картине и истории ее создания можно прочитать тут . А о том, почему фильм получился таким, каким получился, КиноПоиску рассказал сам Бессон.
— Почему «Курск»? Неожиданный для вас проект. Это была ваша идея или Томаса Винтерберга? Вас как-то особенно затронула эта история в 2000-м?
— Да, на меня очень тяжелое впечатление произвела гибель вашей подводной лодки в 2000-м, причем я до сих пор, спустя 20 лет, помню эти выпуски новостей на телевидении. Вы знаете, что в основе фильма книга Роберта Мура «Время умирать». В его версии событий меня больше всего тронула линия семей моряков, тех, кто ждал на берегу. И я понял, что хочу снимать фильм про мужество обычных людей, их, по сути, ежедневный подвиг, выживание. Меня совсем не интересовало, по чьей вине это произошло, кто у власти, какая идеология за всем этим стоит. Ведь драмы, подобные «Курску», случаются из-за того, что мир устроен несправедливо и зиждется на лицемерии, жажде наживы, эгоизме.
— По-вашему, весь мир одинаково несправедлив? Или где-то со справедливостью дела обстоят чуть лучше?
— Где-то, может, и лучше. Но со временем мы все окажемся в одной и той же плачевной ситуации — ситуации чудовищного классового расслоения. Большая часть денег находится в руках неизмеримо меньшей части человечества, необязательно лучшей. Что в России, что во Франции, без денег ты не живешь — ты прозябаешь. Бедность унизительна. Об этом в «Курске» тоже сказано. Ну что я буду вам объяснять, как устроена жизнь? Вы взрослый человек, сами все понимаете.
— В финале картины героиня Леа Сейду произносит речь, адресованную прежде всего начальству, о том, что моряки — особые люди, и заканчивает ее так: «Даже на войне моряки держатся друг друга, не знаю на войне ли мы сейчас…» Как вы считаете, мы на войне? Как вы оцениваете отношения Запада и Востока, Европы и Евразии?
— Евразия — это что? Россия, правильно? Если мы и на войне, то опять же это не война народов или держав друг с другом. Война сегодня одна — классовая. Борьба одна — революционная. Вы видите, что происходит во Франции уже целый год. Я, честно говоря, в ужасе. И самое печальное, что я совершенно не вижу выхода. Все отобрать и поделить? Я никогда не снимал социальное кино, всю жизнь стремился скорее развлечь публику, чем говорить с ней о серьезном, подводить зрителей к зеркалу. Но в последние годы все больше задумываюсь: а прав ли я, а не прячусь ли от реальности? «Курск» очень социален, фильм хорошо приняли здесь, у меня дома, но, разумеется, смотреть на тонущих моряков или на страдания их семей мало кому охота. Вот Дэни Бун — это да, это всегда пожалуйста.
— Не боялись ли вы удариться в клише? Все-таки французы могут с легкостью снимать про англичан или итальянцев, поскольку вы живете в едином культурном пространстве. Россия не Европа, незнание реалий режиссерами и сценаристами почти всегда сказывается на результате. Большая часть иностранных фильмов о России — развесистая клюква.
— Очень боялись. К тому же у нас не заладилось с российской стороной. Они сначала дали разрешение на съемку, потом передумали. Многое пришлось изменить в сценарии в связи с этим отказом. Мы снимали в Тулоне и в Прибалтике. У нас были российские консультанты, Томас провел много времени в России, старался ничего не упустить, понять, как вы живете. Но, ясное дело, предметный мир фильма все равно довольно приблизителен. Именно поэтому мы решили рассказать историю «Курска» без Путина, как универсальную человеческую трагедию. В конце концов, цель нашего фильма — эмпатия, сочувствие жертвам, членам экипажа и их семьям, а не осуждение должностных лиц. Тем более что есть две версии событий — возможно, мы придерживаемся как раз ошибочной.
— «Курск» выходит в России сразу после «Чернобыля» HBO. Эти два произведения неминуемо будут сравнивать. Вы смотрели «Чернобыль»? Как вам кажется, сейчас есть мода на Россию?
— «Чернобыль» я еще не видел, но много о нем читал. Исключительно комплиментарные отзывы. Видимо, действительно стоящий сериал. Что касается России, вы правда хотите вести разговор на таком уровне? Мода, тренды — ну что за глупости? У меня всегда были хорошие отношения с русскими, Россия всегда меня интересовала. В моем новом фильме «Анна» тоже есть русский след (картина рассказывает о советской шпионке и выходит в российский прокат 11 июля. — Прим. ред.) Но это же не значит, что я гонюсь за политической модой. Или вы сейчас скажете, что супервумен Анна — это метафора России, загадочная и опасная блондинка с ледяным взглядом? Во Франции мне бы сказали, что «Анна» — попытка встроиться в феминистскую повестку. У кого что болит.
— Кстати, об «Анне». В картине снялся Александр Петров. Он сейчас звезда номер один в России. Как вам с ним работалось?
— Вы знаете, я не хочу говорить ни про какого Петрова. Я согласился дать это интервью, потому что у Томаса Винтерберга, режиссера «Курска», погиб ребенок. Я отвечаю на вопросы за него. Это огромная трагедия. В «Курске» Томас показывал, как матери теряют детей, а теперь наступил его черед. Вот такой сценарий, такая судьба.
— Простите за бестактность.
— Да ничего. У вас прекрасный французский. А это значит, что Россия не так уж далека или не похожа на Европу.
www.kinopoisk.ru
10 фактов из интервью Люка Бессона The Hollywood Reporter — Новости на КиноПоиске
1. Люк Бессон хотел снять «Валериана и город тысячи планет» 20 лет назад, но тогда техника не позволяла ему осуществить все задуманное.
2. Бюджет фильма составил 180 млн долларов. В этой сумме есть и гонорар Бессона — режиссер отказался от него, когда в последний момент выяснилось, что денег не хватает.
3. Первый сценарий «Валериана» Бессон выбросил, после того как посмотрел «Аватар». «Я подумал, что не готов участвовать в Олимпийских играх. Надо возвращаться к тренировкам. Нельзя просить 180 млн долларов бюджета, если не готов».
4. Джеймс Кэмерон пригласил Бессона на съемки «Аватара». Французский режиссер решил, что американский коллега примет его за придурка. Ему было непросто понять технологии, с которыми работал Кэмерон.
5. В 16 лет Люк Бессон хотел изучать дельфинов, но потом у него случился неприятный инцидент, после которого нырять под воду уже было нельзя. Юный Бессон очень расстроился, потом взял лист бумаги, разделил напополам и написал список своих любимых и нелюбимых дел. Оказалось, что ему необходима творческая профессия.
6. Бессон не учился в киношколе. Он прибыл в Париж, когда ему было 17, чтобы помогать знакомым на съемках. На Елисейских полях был книжный магазин с массой литературы о кино. Там будущий режиссер приобрел своего рода «Желтые страницы» по киноиндустрии, а на оставшиеся 20 франков купил «Заметки кинорежиссера» Сергея Эйзенштейна. Он понятия не имел, кто этот человек, но его объяснения оказались тем, что нужно.
7. Современное кино Бессон смотрит редко. Особенно его расстраивает, что за студийными проектами не виден режиссер, как, например, в некоторых фильмах Marvel.
8. С коллегами Бессон в приятельских отношениях и не считает других режиссеров соперниками. Общается с Ридли Скоттом и Дарреном Аронофски, но сетует, что очень редко.
9. Голливуд никогда не отпускал Бессона. Режиссер исправно получает по сценарию в неделю. «К сожалению, никто не предлагает что-то вроде „Амадея“, а я бы хотел такое снять. Когда я снял „Никиту“, мне прислали пять сценариев а-ля „Никита“. Когда снял „Леона“, получил четыре „Леона“. После „Пятого элемента“ — только фантастику. А вот „Бешеного быка“ никто не предлагал, а я бы с радостью взялся».
10. Продюсирование по Бессону — сидение на скамейке и покрикивание на съемочную группу. Режиссерскую работу он сравнивает с должностью генерала армии. «Хороший режиссер снимет хороший фильм даже с плохим продюсером».
THR
www.kinopoisk.ru
Интервью с Люком Бессоном
Бюджет вашего фильма составляет 25 миллионов евро, вы уже говорили об этом. Вам помогало правительство Франции?
Нет, я ничего не получил. Я и 25 евро не получил от правителсьтва ни разу за всю свою карьеру. Когда я начал, я не получал помощи, так как я был неизвестен. А потом мне не помогали, потому что я был уже знаменитостью.
А вообще государство должно помогать кино?
Конечно. Кино – лучший способ передать свою идентичность. Фильм живет 25 лет, его показывают в театрах, на DVD, по телевидению. Фильм который передает культуру вашей страны, показывает кто вы есть. Это отличная инвестиция для правителсьтва, это недорогой способ пиара вашей страны. Лучший способ продвигать страну – это кино. Американцы поняли это сорок лет назад. В телесериалах и кино они продают свой образ жизни. Все знают «Мелроуз-плейс» и «Санта-Барбару», все знают, как живут американцы. Все страны должны поддерживать свое кино, это точно. Но вероятно мое правительство меня не поддерживает, потрому что им не нравится тот образ Франции, который я создаю. Может быть, я недостаточно француз?
У вас ужасно веселые мумии в фильме. У всех такие волшебные галльские носы, но особенно у фараона Рамсеса 2, который выглядел в точнсти как Жан Рено. Это было нарочно?
Я позвоню Жану и скажу ему, он будет счастлив. Вообще же, мумия Рамзеса 2 – точная копия настоящего.
То есть у них в самом деле были такие носы?
Ну да, у нас было очень много рисунков, мы работали с документами.
А как вы их сделали? Это Motion capture, захват изображения?
Ну да, свего рода. Луиза играла с настоящими актерами, причем очень хорошими. Им пришлось научиться такой разболтанной походке, какая должна быть у мумий. И еще они все были в коричневых трико – все вместе это выглядело очень нелепо. Было очень смешно. Но по крайней мере, она могла с кем-то играть. А потом еще двести человек работали с переводом всего этого в цифровую 3D анимации.
Расскажите о спецэффектах, которые вы использовали на съемках. Не все же было сделано на компьютере, что происходило на площадке?
Да не было почти ничего на площадке. Ну вот была сцена, где птеродактиль разбивает все в доме… это же надо сначала продумать, что он будет делать. У него там девять движений, девять ударов. Там кое-где была пиротехника, а где-то
Какую работу вы больше всего любите? Сценарии, продюсирование, режессуру?
Сценарии, причем гораздо больше. Это очень интимный процесс, очень персональный. Ну и потом, все равны. Любой может взять лист бумаги, ручку, сесть – и дальше надо просто хорошо писать. Что бы не происходило с моей карьерой, я все равно остаюсь наедине с листом бумаги. Я написал «Пятый элемент», когда мне было 16 лет и я ничего не знал о кино.
Вы говорили, что сняли антикризисное кино, легкое и веселое. А как кризис вообще сказывается на кино?
Кризис везде, никто не избежит. Но забавно, что во времена кризиса люди уменьшают траты на большие удовольствия – допустим, не покупают новую машину, не едут в отпуск, но они компенсируют маленькими удовольствиями. Кино
— это маленькое удовольствие. В кризис посещаемость кинотеатров не падает, а иногда даже растет, потому что люди могут позволить себе кино, даже если не могут позволить себе поехать в отпуск. Но все равно рецессия влияет. У телекомпаний меньше рекламы, они инвестируют меньше денег в кино. Но на самом деле, вы платите пару евро за двухчасовое шоу. И в этом смысле кино вне конкуренции. Чтобы покатать детей на лошадках, вы платите шесть евро за четыре минуты. Концерт – 50 евро, опера – 200 евро, музей – 10-15. Кино – это правда очень дешево.
Люк Бессон — о русских женщинах, истории и жлобах :: Герои :: РБК.Стиль
Люк Бессон никогда не скрывал, что Россия его вдохновляет — не только своей богатой культурой, но и женщинами. Шпионский боевик Бессона «Анна» с русским лицом топ-модели Саши Лусс и сбывшейся мечтой артиста Александра Петрова о Голливуде стал вторым в году «российским» проектом автора «Пятого элемента» и «Леона». В конце июня в отечественный прокат вышел фильм «Курск» о трагедии подлодки в Баренцевом море в 2000 году, где Бессон выступил исполнительным продюсером и вдохновителем проекта. Публика восприняла картину, которую снимали с западными кинозвездами в Бельгии и Франции, неоднозначно. Однако влечение французского режиссера-визионера ко всему российскому уже разгорелось в пожар, из которого, словно Венера из пены морской, вышла «Анна» — экшн-триллер о миловидном агенте КГБ, воплощающем в себе идеал русской женщины.
— В этом году вы выпустили сразу два фильма, сюжеты которых так или иначе обращены к России — «Курск» и «Анна». Первый, где вы выступаете продюсером, про подводников, второй, ваш авторский проект, — про КГБ. Чем вас так привлекает страна и ее история?
— Россия для меня — вечная загадка. Я показал в этих фильмах свое видение вашей страны, и кого-то оно может разочаровать. Допускаю такую возможность. Мне очень хотелось рассказать и донести до мирового зрителя вашу удивительную способность сочетать в себе внутреннюю силу и самопожертвование. Что на самом деле происходило тогда на подлодке, знают только те, кто там находился. Мы же отталкивались от книжной теории (фильм основан на романе «Время умирать: Нерассказанная история трагедии подлодки «Курск»» Роберта Мура. — «РБК Стиль»). Да и не суть. Гораздо важнее то, что эти люди не забыты. Что касается «Анны», для меня это собирательный образ идеальной русской женщины — мудрой, терпеливой, рассудительной, сильной и красивой. В ней одновременно есть что-то от Настасьи Филипповны и Никиты (первая — героиня романа «Идиот» Ф. М. Достоевского, вторая — одноименного фильма Люка Бессона 1990 года. —
— Думаю, русские женщины будут польщены. А как в «Анне» оказался актер Александр Петров? Его кто-то рекомендовал?
— Его отобрал для проб наш кастинг-директор. Кроме Александра, на эту роль пробовалось больше 50 человек. Но когда я увидел его в работе, понял, что не ошибся. Он хороший актер. Люк Эванс играл другого русского персонажа, но Александр справился со своей ролью блестяще. У него классическая актерская школа, это меня подкупило.
Александр Петров на съемках фильма «Анна»
© пресс-служба— А это правда, что главная роль писалась специально для Саши Лусс?
— Да, потому что Саша большая молодец. Она не только умна, но и находчива, ее психика довольно пластична. На съемках моего предыдущего фильма «Валериан и город тысячи планет» она показала себя как бесстрашная и трудолюбивая актриса. При внешней хрупкости и красоте она обладает боевым характером и свободно импровизирует. Это хорошие качества для профессиональной актрисы.
— О ваших кастингах ходят легенды…
— Правда? Интересно, а что говорят?
— Что вы придумываете для актеров необычные задания, об одном из таких как раз рассказывала Саша Лусс.
— Ах это, да, у меня свои секретные методы. (Смеется.) И еще я очень доверяю интуиции, она меня пока ни разу не подвела.
Саша Лусс в фильме «Анна»© пресс-служба
© пресс-служба
© пресс-служба
© пресс-служба
— Сейчас многие голливудские студии стали обращаться к теме истории России. Как вы думаете почему?
— Потому что эта тема — настоящий бескрайний океан. У вас богатая история для создания интересных творческих решений, на три века точно хватит, а то и больше. Эпоха Ивана Грозного, Распутина, смерть Романовых, Сталин — сколько ярких образов. А ведь я перечислил далеко не все. У меня есть одна интересная идея, но мне не хотелось бы пока о ней рассказывать.
— Вы отлично разбираетесь в человеческих характерах, какие черты в людях для вас неприемлемы?
— Я не люблю хамов и жлобов, это люди с крошечным сердцем, настолько крошечным, что его не хватает даже на то, чтобы просто дышать. Это какие-то моральные калеки. Не люблю нарочито пафосных нуворишей. И как я всегда говорил и говорю, злое сердце — это мертвое сердце, в моем мире таким людям делать нечего. Глупость еще можно как-то простить ввиду того, что уровень развития заложен в нас генами и природой. Но зло — исключительно личный выбор каждого человека.
Люк Бессон (в центре) на съемочной площадке фильма «Анна»© пресс-служба
Люк Эванс© пресс-служба
Киллиан Мерфи© пресс-служба
Хелен Миррен© пресс-служба
— Для вас абсолютное творчество и коммерция — это противопоставление, антонимы или нет?
— Если мои глаза будут застилать доллары, я не увижу камеру. (Смеется.) На самом деле, для меня всегда было важнее творчество. Не хочу показаться заносчивым, но один из моих любимых художников, Винсент Ван Гог, творил просто потому, что это было его естественной потребностью. Да, я получаю за свою работу приличные деньги, но это не значит, что я делец-ремесленник. Тут скорее наоборот: фильмы потому и имеют высокие кассовые сборы, что я честен со своим зрителем («Люси» собрала $463 млн, «Пятый элемент» — $264 млн, франшиза «Такси» также вошла в список самых успешных. — «РБК Стиль»). В искусстве не может быть лжи. Или это будет совсем не искусство, а лишь жалкая карикатура на него. Вы ведь можете отличить работу Ван Гога от, скажем…
— От работы Эдварда Мунка и Павла Филонова…
— У Мунка потрясающие картины. А где можно посмотреть работы Филонова?
— В Третьяковской галерее, думаю, можно. Гораздо больше полотен представлено в Русском музее в Петербурге. Или в частных коллекциях.
— Интересно… (Уточняет, как правильно пишется фамилия художника.) В общем, вы меня правильно поняли, стиль настоящего творца всегда узнаваем.
— Вы как-то сказали, что мечта всегда должна оставаться мечтой, а если она сбудется, вам будет грустно. До сих пор придерживаетесь этого мнения?
— Я живу мечтами — это мой воздух. Не то чтобы мне было грустно, когда они воплощаются, наверное, иногда мне хочется сюрпризов от судьбы. В сущности, я — ребенок, все время жду каких-то чудес.
У вас богатая история для создания интересных творческих решений, на три века точно хватит, а то и больше.
— Что вас разрушает?
— Однообразие. Это скучно, и меня это угнетает. К счастью, его в моей жизни почти не бывает. (Улыбается.)
— В своих фильмах вы цитируете Достоевского и Чехова, по сути, определяя этим дальнейшую судьбу персонажа. А какой цитатой из русской классики вы бы описали свой жизненный путь?
— Наиболее точно его отражает краткий монолог из пьесы Чехова, который звучит из уст главной героини в фильме «Анна», когда она проходит проверку на профпригодность у персонажа Хелен Миррен. Я вложил в него гораздо больший смысл, чем кажется на первый взгляд. Уверен, вы меня поймете.
— Можете сформулировать главные принципы, которыми вы руководствуетесь в работе?
— Я не иду на компромисс, когда дело касается творчества. Никогда не возьму к себе в команду человека без таланта. Знаю, что большинство довольствуется просто хорошими специалистами, мне же нужны одаренные люди, способные по-настоящему творить, уникальные в своей профессии. Это дорогого стоит. Таких людей найти сложно, но это возможно. Важно, чтобы у человека было свое собственное видение и умение правильно его донести. Только так могут рождаться шедевры. И еще никогда не нужно бояться «заглянуть за горизонт», ограничение фантазии убивает искры вдохновения. Чем вы свободнее в своих мыслях, тем успешнее ваши проекты. Это подтверждено моим личным жизненным опытом, можете мне доверять. (Смеется.)
Три факта о фильме «Анна»:
© пресс-служба
— В образе главной героини отчетливо угадывается история «русской Золушки», супермодели Натальи Водяновой. По сюжету у Анны такие же выразительные голубые глаза и хрупкая внешность, героиня работает продавцом на рынке. Также Люк Бессон без прикрас показал, с чего начинается карьера русских моделей: раскладушки вместо кроватей и один холодильник на 15 человек в небольшой парижской каморке.
© пресс-служба
— Александру Петрову досталась роль, напоминающая его предыдущие работы в фильмах «Притяжение» Федора Бондарчука и «Лед» Олега Трофима. Убедительность Петрова в образе дерзкого обитателя московских улиц пришлась Бессону по вкусу.
— В одном из своих интервью Саша Лусс рассказала, что прослушивание у Люка Бессона проходило очень необычно. Режиссер просил модель делать как очевидные вещи — петь или говорить на какую-то тему, — так и неочевидные — придумать за пять минут новый язык, затем назвать им все предметы вокруг или сказать несколько фраз на нем. Спустя четыре часа подобных экспериментов модель пригласили участвовать в фильме с обязательным условием — пройти актерские курсы.
style.rbc.ru
«Работай у меня 2% мозга — я был бы куда счастливее» — www.maximonline.ru
Место отдыха: Багамы
Одни говорят, что ты лучший режиссер-француз своего поколения, другие — что убил французский кинематограф, прогнув его под Голливуд. Что скажешь критикам?
Что они все глупцы. И не потому что они меня критикуют. Во-первых, я не считаю себя режиссером-французом, я — режиссер, просто рожденный во Франции. Великая сила искусства заключается в том, что у творца нет страны, нет паспорта — мы все живем в свободной зоне. Для меня кровный враг тот, кто пытается налепить на творческого человека ярлык, записать его в отдельную категорию и выдать ему паспорт с визой. Смотри, у меня снимаются американская девушка из Нью-Йорка, Чхве Мин Сик из Кореи, Амр Вакед из Египта — он там, кстати, даже участвовал в военных беспорядках. Мы все вместе делаем кино, и нам хорошо от этого. Люди, которые стоят на страже храма искусства, на самом деле понимают, что нет никакого храма — есть только чистое поле, в котором можно творить и которого хватит на всех.
Во-вторых, я не убил французский кинематограф, я оттолкнулся от него и построил что-то свое, что-то уникальное. В-третьих, у меня нет своего поколения — я представитель поколения мира, хотя бы потому, что могу одновременно есть суши и слушать Боба Марли, находясь где-нибудь в Нассау, как сейчас.
Все больше и больше солидных режиссеров устремляют взгляды в сферу сериалов: Скорсезе, братья Коэны. Сам-то сериалы смотришь?
Как бы удивительно это ни звучало, но у меня банально не хватает концентрации, чтобы нормально посмотреть хоть один сериал. Я все время что-то делаю, бегаю туда-сюда — мои контакты с телевизором ограничиваются перещелкиванием каналов в номере отеля.
Тогда у нас для тебя новость: некоторые сериалы уже перегнали по качеству и аудитории многие фильмы. Индустрия кино умрет от наплыва высокопробных ТВ-шоу?
Не думаю. Это взаимодополняющие продукты. Почему, ты думаешь, актеры, ставшие известными благодаря сериалам, с радостью переходят сниматься в блокбастеры? Те же Брайан Крэнстон, Джейсон Сигел, Мэттью Фокс, например.
В России огромные бюджеты тратятся на посредственные фильмы. Что нам делать?
В 60-х ваш кинематограф был одним из лучших в мире, если не лучшим. Но вы все растеряли. Я видел пару русских лент, они меня, мягко говоря, не впечатлили. Но не стоит переживать: со временем все поправится. Нужно больше работать и больше снимать, количество рано или поздно перерастет в качество. Главное, что у вас есть богатое культурное наследие, есть с чем работать.
Вы там, во Франции, презираете Жерара Депардье за его махинации с налогами?
Если его кто и презирает, то только французская налоговая. Нормальные люди понимают, что он просто защищает свои деньги от государства — его любовь к Франции от этого не страдает.
А сам не задумывался переехать жить в Россию? У нас за это квартиры дарят…
Нет, и не собираюсь. Я люблю Россию, я даже какое-то время жил с русской девушкой — вы наверняка знаете об этом. Но у вас слишком холодно для меня. Мне нравится бывать у вас весной и летом, но зимой — извините.
Где бы ты ни появился, у тебя всегда стильная щетина. Почему не бреешься — что-то скрываешь?
Все просто: когда я снимал свой первый фильм, мне было лет двадцать, я был похож на школьника. Любую мою фразу моментально поднимали на смех — так неубедительно и несолидно я выглядел. Пришлось отрастить бороду, чтобы хоть как-то придать себе брутальности. Ну и как-то так привык, что мне уже 55, а я до сих пор не бреюсь — это, кстати, очень удобно, рекомендую. Так что у меня никаких секретов — по крайней мере, таких, которые можно было бы скрыть щетиной.
www.maximonline.ru
Интервью с Люком Бессоном о фильме «Валериан и город тысячи планет»: Мы любим русских
В основе нового фэнтези автора «Пятого элемента» — французские комиксы о космическом спецагенте Валериане, популярные во Франции в 1970-е годы. Бессон долго мечтал об этом межгалактическом проекте, но решился на него, только когда подоспели новые компьютерные технологии. Фильм выходит в российский прокат 10 августа. В интервью с Люком Бессоном о фильме «Валериан и город тысячи планет» автор рассказывает о картине нашему обозревателю Стасу ТЫРКИНУ.
«Аватар» сделал возможным «Валериана»
— Правда, что на этот фильм вас вдохновил визит на съемочную площадку «Аватара»?
— Нет. Джеймс Кэмерон был достаточно добр, пригласив меня к себе на съемки. И когда я увидел, как работает Кэмерон, я просто понял, что это возможно — делать то, что он делает. Потому что если сидеть и фантазировать, то кажется, что это нереально — страшно даже пытаться сдвинуть с места такой проект. Но ты оказываешься на площадке и понимаешь, что такой фильм можно снять, что это вопрос подготовки и времени.
— Вас не пугает, что для более пожилых зрителей этот фильм, возможно, окажется не таким простым для восприятия? Детям будет понятно, почему героям нужно надеть на голову шлем, чтобы оказаться на Великом Рынке — в виртуальном пространстве. А их бабушкам, боюсь, это все невдомек.
— Конечно, я знаю, что рискую. Понимаю, что некоторые вещи в моем фильме вполне революционны. Но вот сам я смотрю фильмы с 10 лет, и те из них, что я до сих пор помню, — это вовсе не блокбастеры, а, например, «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика, тоже вполне себе концептуальное полотно. А у всех этих сиквелов «Человека-паука» и «Железного человека» я даже порядковых номеров не помню! Потому что это чизбургеры, а не кино. Зато я отлично помню «Звездные войны», «Аватар», первый «Чужой», «Бегущий по лезвию бритвы», «Бразилию». А во всех этих «Бла-бла-менах» номер 2, 5 или 12 я путаюсь и не понимаю, чем первые «Трансформеры» отличаются от сорок первых.
Я наблюдал за зрителями старшего возраста, которые не так хорошо знакомы с миром научной фантастики. Но они прекрасно улавливают тему фильма, и когда они выходят из зала, то обсуждают не фантастические, а человеческие аспекты сюжета. Им жалко народ, потерявший свою планету, они говорят о том, как это печально, о том, что персонажи милые… Пусть они лучше считывают это человеческое содержание, а не превосходство Америки, которая в очередной раз спасает мир.
Станция населена инопланетными существами. Например, такими.Фото: кадр из фильма
«Знал, что Рианна может играть в кино»
— Вы работали с Мадонной, а в «Валериане» снялась певица Рианна. Чем вас привлекают поп-звезды?
— Меня привлекает не сам факт того, что они большие звезды. Просто они очень талантливые люди. Я всегда чувствовал, что Рианна может играть в кино, и, думаю, не ошибся. В этом фильме она очень хороша.
— Правда ли, что для этой картины вы нарисовали книгу в 600 страниц, в которой были изображены все виды инопланетян, представленные в фильме?
— Да, это было необходимо. Когда я снимал фильм о Жанне Д’Арк, то тоже готовил такую книгу — там было проще, поскольку существует литература о XV веке. Я создавал своего рода библию, в которой было все, что я смог найти о XV веке, и давал ее актерам, чтобы они имели представление о том, что творилось в те времена во всех возможных нюансах. А книг о XXVIII веке пока еще нет, поэтому мне пришлось полностью придумать и нарисовать этот мир и рассказать, что в нем происходило. Я написал историю о том, что происходило в межгалактическом мегаполисе Альфа год за годом, чтобы актеры представляли, в каком мире живут их персонажи.
Рианне в картине досталась роль артистки межгалактического ночного клуба.Фото: кадр из фильма
— В прошлом нашем интервью вы сказали, что Россия и Франция близки хотя бы потому, что только в этих двух странах знают и любят Луи де Фюнеса.
— Думаю, наши народы действительно очень близки. Не правительства, от которых никогда не знаешь, чего ждать, а именно люди. Мы любим русских — они сильные, хотя иногда с ними непросто. Иногда это тяжелые, мрачные люди, но за ними всегда что-то стоит, что-то реальное. А если сравнить наши культуры! Два лучших в мире балета — это ваш Большой театр и наша парижская Гранд-опера. В литературе то же самое — невероятные писатели и в той, и в другой стране. Живопись, музыка потрясающие и у вас, и у нас. Так что мы очень недалеки друг от друга. Мы до сих пор чувствуем свою близость с русскими.
КСТАТИ
Новой музой стала российская топ-модель
Съемки «Валериана…» длились семь лет. В итоге картина стала самым дорогим французским фильмом в истории: на него было потрачено более 200 млн. долларов! Когда Бессон понял, что деньги заканчиваются, он полностью отказался от своего гонорара. В надежде окупить масштабный проект режиссер лично ездит по мировым столицам, представляя картину. В Москве перед журналистами Бессон появился не один, а в обнимку с очаровательной моделью.
— Хочу представить вам русскую девушку Сашу Лусс, которую я встретил два года назад, — рассказал Люк Бессон. — Она хотела сниматься у меня в кино, но у нее не было навыков. Тогда я отправил ее на актерские курсы. Она добросовестно выполнила домашнее задание, поэтому пришлось ее снимать. У меня всегда был талант раскрывать актрис — например, Миллу Йовович, у которой тоже русские корни. Саше досталась небольшая, но очень важная роль инопланетянки.
Русская модель Саша Лусс так очаровала Бессона, что в «Валериане» он сделал ее инопланетянкой.Фото: Артем КОСТЕНКО
Модель в фильме появляется всего на пару минут, но с режиссером, судя по всему, она проводит гораздо больше времени. Так, Люк отказался фотографироваться без Саши, а после премьеры новоиспеченная актриса уехала вместе с режиссером на одной машине. Кстати, на пресс-конференции Бессон заявил, что свою следующую картину он собирается снять именно в России.
Артем КОСТЕНКО.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Люк БЕССОН родился в Париже 18 марта 1959 года. Родители — инструкторы по подводному плаванию. Детство прошло на берегу моря в Греции и Югославии. Основал собственную корпорацию «Европа». Был женат на актрисах Анн Парийо (Никита в одноименном фильме), Майвен Ле Беско (Дива в «Пятом элементе»; гражданский брак), Милле Йовович (Лилу в «Пятом элементе» и Жанна Д’Арк в картине «Посланница: История Жанны Д’Арк). Нынешняя жена — Виржини Сила, сопродюсер последних проектов Бессона. Имеет четырех дочерей — Жюльетт, Шейну, Талию и Сатин.
5 лучших фильмов
«Подземка»
«Голубая бездна»
«Никита»
«Леон»
«Пятый элемент»
Валериан и город тысячи планет Русский трейлер #2 (2017) .
www.kp.ru
Люк Бессон для SPLETNIK.RU: о фильме «Валериан», Каре Делевинь и Федоре Бондарчуке
Люк Бессон
20 июля состоялась мировая премьера фильма Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет» (Valerian et la Cite des mille planetes), а в прошлый четверг картина была показана и в Москве. Представлять картину в Россию прилетел сам режиссер. SPLETNIK.RU встретился с Люком Бессоном и выяснил, по какому принципу он утверждал актеров на роли, чего стоит ждать от «Валериана» и что он думает о России.
Люк Бессон является одним из самых успешных европейских режиссеров, продюсеров и сценаристов. За долгие годы работы в киноиндустрии он успел посотрудничать со многими мировыми знаменитостями, и некоторые из них снискали славу именно благодаря картинам Бессона. Люк неизменно ассоциируется с фильмами «Леон» (Leon), «Пятый элемент» (Fifth Element), «Жанна Д’Арк» (The Messenger: The Story of Joan of Arc) и десятками других картин, которые стали кинохитами.
И вот теперь Бессон явил миру «Валериан..», созданный по мотивам знаменитой комиксной истории о космических спецагентах Валериане и Лорелин. Трудно сказать, что режиссер целиком и полностью повторил всем известный сюжет, созданный еще в 60-х Пьером Кристином: Бессон отталкивался от собственного видения и опыта. Главные роли в картине исполнили Дэйн ДеХаан (Валериан) и Кара Делевинь (Лорелин). Их герои становятся свидетелями межгалактического заговора: они путешествуют во времени, защищая людей от преступников. Задача агентов — понять, что происходит на планете Альфа.
Работа Люка Бессона стала самой дорогой за всю историю европейского кинематографа, поэтому он возложил большие надежды на свою картину. В фильме, кроме Дэйна и Кары, также снялись Рианна (Баббл), Клайв Оуэн (командор Арун Филитт), Итан Хоук («Сутенер-Весельчак») и многие другие знаменитости. Погружение в фантастический мир Бессона далось им непросто, ведь работа длилась очень долго. Неудивительно, ведь Люк и сам говорил, что никогда не снимает быстро: он любит просчитывать каждую деталь и стремится к совершенству.
Постер фильма «Валериан и город тысячи планет»
Бессон считает «Валериан и город тысячи планет» своим лучшим фильмом в жанре фэнтези. «Пятый элемент» был, по словам режиссера, чем-то вроде репетиции, а последняя работа «Люси» (Lucy), собравшая в мировом прокате больше полумиллиарда долларов, — генеральным прогоном.
Так удалось ли Люку достичь своей цели? Об этом мы решили спросить у него самого.
Саша Лусс и Люк Бессон на премьере фильма «Валериан и город тысячи планет» в Москве
Почему вы решили позвать в «Валериан и город тысячи планет» актрис, которые не имеют большого опыта в кино? К примеру, Итан Хоук и Клайв Оуэн — актеры бывалые, а Кара Делевинь и Рианна практически новички в этом деле.
Вы знаете, у меня не было никакого страха приглашать на съемки именно этих звезд. Иногда я вижу суперактера, который снялся в сотне разных фильмов, и думаю: «И это классный актер, который еще просит за свое имя 20 миллионов долларов?». Многие из них играют во всех фильмах одинаково. Проблема еще и в том, что одни и те же лица надоедают.
Вы решили, что такого не произойдет с Карой? Но ведь она тоже часто мелькает у всех перед глазами, хоть и не в кино. Более того, она же, в первую очередь, модель.
А как вообще можно решить, кто лучше или хуже подходит на ту или иную роль? Это приходит со временем. При подготовке нового фильма я успел пообщаться со многими актрисами, и Кара, хотя она и неопытная актриса, идеально подошла мне. Знаете, я не сужу людей по бэкграунду. Вот, к примеру, Хариссон Форд: он какое-то время работал плотником, но ведь никто не восклицает: «О, это тот самый Хариссон, который работал плотником!». В любом случае, прежде чем стать актером, вы уже кем-то являетесь. Вы же не рождаетесь сразу актером.
Кара была и остается моделью — для кого-то. Для меня она прежде всего актриса, и не имеет никакого значения, что по улицам развешены ее фотографии из рекламных кампаний. Любой талантливый человек достоин своей минуты славы. Тот же Роберт Митчем. Кем он только ни работал до того, как о нем заговорили все. А ведь это Роберт Митчем!
Дэйн ДеХаан и Кара Делевинь в фильме «Валериан»
Рианна в фильме «Валериан»
Получается, что вы судите лишь по тому, что видите в человеке, не пытаясь заглянуть к нему в портфолио?
А зачем мне это делать? Если он талантлив, я это почувствую. Пусть у него даже не будет никакого опыта в кино. Смотрите, Пэрис Хилтон обаятельная, привлекательная — какая угодно, но только не талантливая актриса. Она плохая актриса! Может, она хороший человек, я не знаю ее лично, но как актриса она ужасна. А вот Кара — актриса.
Не хочу сравнивать, но я работал с самыми разными звездами: с Миллой Йовович, Натали Портман, Скарлетт Йохансон. Я знаю свою работу. Я всегда выбираю ту, которая идеально подходит.
Кара Делевинь в фильме «Валериан и город тысячи планет»
Клайв Оуэн в фильме «Валериан»
Дэйн ДеХаан в фильме «Валериан»
В России тоже снимают фантастические фильмы. За последние три года мы увидели на больших экранах очень много картин в этом жанре. Например, фильм Федора Бондарчука «Притяжение». Слышали о таком?
Я не слышал, поскольку последние три года был целиком и полностью поглощен «Валерианом». В это время я вообще почти ни на что другое не отвлекался. Но о Федоре я, конечно же, слышал, правда, до его фильма пока так и не добрался. Он серьезный парень в вашей стране, а это уже почетно.
Я не смотрел ваши фантастические фильмы не потому, что мне все равно, — просто не было времени. Возможно, я посмотрю позже. Уверен, мне будет, что почерпнуть из этого. По крайней мере, последить за характерами, главными лицами. Фантастические фильмы очень сложны и затратны в производстве, поэтому я понимаю, почему в России этот процесс только набирает обороты. Прекрасно понимаю!
Совсем скоро, 10 августа, фильм выйдет в широкий прокат в России. Как думаете, наш зритель положительно примет фильм?
Сложно ответить на этот вопрос, потому что все люди разные, как и в любой другой стране. Конечно, я не могу прогнозировать с точностью, что в одной стране фильм ждет успех, а в другой— нет. Думаете, Толстой, когда писал свои романы, или Чайковский, когда сочинял музыку, они понимали, что их работы будут читать и слушать, скажем, в Южной Корее? А ведь Толстого действительно там переводят и читают! Если бы вы подошли к Толстому в XIX веке и сказали бы ему об этом, уверен, он просто рассмеялся бы и не поверил вам.
Я не хочу говорить за конкретную страну. У меня одна задача — быть творцом, артистом, который несет людям какой-то смысл. И это же относится к моей новой работе. «Валериан», как и многие другие фильмы, был создан для того, чтобы люди отреагировали. Чтобы они могли сказать: «О, боже, это прекрасно». Или же: «О, боже, это ужасно!». Главное — общение, обсуждение. В искусстве другого не дано. Это наша задача. Но мы не должны вступать в эту полемику, наша задача — дать направление.
Вы преследуете благородную цель, но ведь кто-то может быть вообще не знаком с вашим творчеством…
Конечно, и таких очень много. Но много молодых людей, которые родились позже, чем появился «Пятый элемент», подходят ко мне и говорят, что открыли целый мир благодаря моим фильмам. Значит, все было не зря. В этом был свой смысл.
Фото Архивы пресс-служб/Кадры из фильма «Валериан и город тысячи планет»
www.spletnik.ru