Интервью полунин – «Какая разница, какой период жизни вокруг тебя? Ты просто знаешь, что ты любишь и умеешь, и создаешь маленькие оазисы гармонии»

Интервью с танцовщиком Сергеем Полуниным — Сноб

В октябре Сергей Полунин презентует в Москве свое шоу Satori — постановку, созданную два года назад режиссером Cirque du Soleil. Танцовщик, родившийся в украинском Херсоне и учившийся балету в Лондоне, получил российский паспорт меньше года назад — спустя полгода после того, как сделал татуировку в виде портрета Путина на груди. За это время он стал участником нескольких скандалов, вызванных его постами в соцсетях, начал встречаться с олимпийской чемпионкой по фигурному катанию Еленой Ильиных, станцевал партии Распутина и Ромео в собственных проектах, получил должность и. о. ректора хореографической академии и сделал еще одну татуировку — на лице. «Сноб» встретился с артистом незадолго до московской премьеры, чтобы расспросить о переменах в его жизни

Фото: Владимир Яроцкий


Ɔ. Как решили сделать татуировку на лице? Дань моде?

Нет. Я ее сделал прямо на Красной площади в поддержку объединения стран — Англии, Украины и России. Ровно это и означают цифра три и голубь мира. 


Ɔ. Вам через пару месяцев исполнится 30 лет — как будете праздновать?

Я обычно в день рождения особо не праздную. Не то чтобы не люблю — просто в этот день к тебе столько внимания. А я люблю быть… в стороне. 


Ɔ. С какими мыслями подходите к тридцатилетию?

Думаю, что я вырос — начал чаще чувствовать ответственность перед собой и окружающими. Стал думать о том, как жилось моим родителям в их тридцать, когда я был маленьким. Я тогда думал: «Не хочу быть взрослым, сидеть вот так за столом, вести взрослые разговоры». А теперь мне нравится быть ответственным, это дает чувство собственной целостности. 


Ɔ. Как меняется ваш музыкальный вкус, что вам сейчас нравится?

Сейчас — группа «Агата Кристи». Хотя это была самая первая музыка, которую я начал слушать. Постоянно слушаю песню «Дворник» (с альбома «Опиум» 1995 года. — Прим. ред.). Сейчас она резонирует с моим настроением. А если говорить о музыке без слов, я люблю диджея Deadmau5. Я с ним знаком, и возможно, наше общение выльется в совместный проект. 

Фото: Владимир Яроцкий


Ɔ. Будете танцевать под электрохаус?

Нет, есть идея поинтереснее, но пока не расскажу. 


Ɔ. Под какую музыку не из балетного репертуара вы бы станцевали?

Для движения подходит любая музыка. Даже для балета. Пожалуй, я бы выбрал актуальную клубную музыку. 


Ɔ. Техно?

Ну например, техно. И то, что играет Deadmau5. Он не такой жесткий, и в его музыке есть какая-то… правильность. Наверное, потому что у него есть музыкальное образование. 


Ɔ. За чьим творчеством следите помимо музыкантов?

За фотографом Давидом Лашапелем. Он тоже мой друг. Я всегда доверяю вселенной, случаю и своей интуиции в том, что касается поиска новых людей для реализации творческих проектов, и это работает. Судьба соединяет меня именно с теми людьми, которые мне очень нужны. 

Фото: Владимир Яроцкий


Ɔ. Давид Лашапель участвовал в создании вашего шоу Satori?

Да, как художник. Он сделал часть декораций — кое-что космическое. А идею шоу придумал Габриэль Марсель дель Веккио, режиссер Cirque du Soleil — и тоже мой друг. Он очень необычный человек, из актерской династии: его дедушка снимался вместе с Брандо. 


Ɔ. Какую идею он предложил?

Сделать шоу по мотивам жизненного пути человека. Satori значит просветление. 


Ɔ. Значит ли это, что вы решили попрощаться с образом плохого парня балета?

Да нет, не прощаюсь. Просто Габриэль так видит жизнь, и, может быть, он всех нас так видит — живущих в незнании, в темноте, но стремящихся выйти к свету. В Satori все прозрачно, зрителю нетрудно будет понять все эти метафоры. 


Ɔ. Насколько вам близка идея поиска просветления?

Не могу сказать, что не стремлюсь к нему. Иногда, конечно, срываюсь и попадаю во тьму. Я и в Индии бывал, и медитацией немного занимался. Сейчас уже нет, но я за то, чтобы у человека был духовный наставник. 


Ɔ. Глянец преувеличивает, упорно называя вас «плохим»?

Не могу оценить впечатление, которое складывается обо мне у тех, кто читает статьи обо мне. Но некоторые люди не хотят со мной работать. Репутация — это такая штука, сегодня хорошая, завтра плохая. Репутация мешает работе иногда.

Фото: Владимир Яроцкий


Ɔ. Расстроились, когда вам отказали в роли в Парижской опере?

Ой, нет. Это не первый раз, когда мои высказывания подверглись критике. Для меня это не было главным событием в жизни, потому что я в тот момент начал сниматься в кино.  


Ɔ. Вы в этом году начнете преподавать? 

Я буду ректором академии (с 12 августа Полунин — и. о. ректора Севастопольской академии хореографии; она станет частью культурно-образовательного и музейного комплекса на мысе Хрустальный, создание которого инициировал президент Владимир Путин. — Прим. ред.). А преподаю я потихоньку уже давно. В первый раз я дал урок в 25 лет в Лос-Анджелесе. Я репетировал танец на музыку Take Me To Church в школе, и меня попросили позаниматься с детьми — урок прошел хорошо, и я удивился тому, насколько мне понравилось преподавать. В тот момент я понял, что смысл занятия танцем и в том, чтобы передать все свои наработки другому поколению танцоров. В академии моя работа преподаванием не ограничится: мой фонд оплатил 14 дополнительных мест в академии — в плюс к 20 бюджетным местам — и мы скоро сможем набрать еще учеников. Кроме того, планирую задействовать учеников в двух своих проектах, в которых есть роли для детей. Возможность получить настоящий сценический опыт — это круто. Хочу участвовать в развитии местной индустрии, чтобы всех учеников в будущем обеспечить работой. А первый шаг — это налаживание агентс

Сергей Полунин: «Никогда не хотел быть позитивным героем»

На днях вышел клип на песню Макса Фадеева «Стану ли я счастливей» с вами в главной роли. После работы с такими знаменитостями, как Hozier и Дэвид Лашапель, вы не считаете это своего рода дауншифтингом?

Я разделяю эти два мира – западный и русский. Это абсолютно разные, непересекающиеся системы. Когда я приехал в Россию, то не обнаружил здесь многого из того, что известно на Западе. И наоборот. Русский маркет вообще довольно закрытый, своеобразный, как и китайский. И здесь Максим Фадеев – один из главных производителей качественной поп-музыки. Но не это главное. В моем плей-листе в айтюнсе довольно мало песен, среди них нет Hozier, зато есть фадеевская «Танцы на стеклах».

Что дальше, Сергей? Смотрю на ваши татуировки и догадываюсь: русский рэп, да? Не получали еще предложений от Тимати?

Прямого предложения не поступало, но я знаю, что у Тимати был разговор про меня с нашим общим знакомым. Развития эта идея пока не получила, но мне было бы интересно.

В этом же году вы танцевали под Челентано. А какую вы музыку слушаете в дороге?

Мне очень нравится русская музыка 1990-х. Но самая резонирующая со мной группа – «Агата Кристи». Это была вообще самая первая музыка, которую я слушал сознательно, на кассете. А недавно я вернулся к этой группе после долгих лет – и снова почувствовал резонанс. Я бы с удовольствием придумал какой-нибудь клип на их песню «Дворник».

Вам не кажется, что распад «Агаты Кристи» – одна из величайших трагедий русского рока?

Я узнал об этом лишь недавно и, конечно, подумал: ну зачем вы это сделали? У них ведь уникальная музыка, сочетание классицизма и тончайшего вкуса.

А когда вы не на сцене – подо что обычно танцуете?

Раньше я ходил в клубы на тяжелое техно. И, честно говоря, не представляю даже, подо что еще можно танцевать в клубе.

Вы становились лицом модных марок, попадали на российскую обложку GQ Style и в список самых стильных мужчин британского GQ. А какие у вас лично отношения с модой?

Мое знакомство с модой состоялось довольно поздно. Я с детства как-то не обращал внимания на одежду, жил в своем мире. Разве что, помню, нравилось мне сочетание серого плаща и шапки Bos Bison. По-настоящему с модной индустрией я познакомился, когда стал сниматься у лучших фотографов. И тот образ, которого я стараюсь придерживаться, придумал для меня Дэвид Лашапель. Он привел меня в дизайнерский магазин в Лос-Анджелесе и сказал: тебе нужны черная футболка и черные джинсы. Я понял, что он прав – черный цвет, «Агата Кристи»…

Сплошная готика.

Да, вы правы.

Вы начали довольно успешную кинокарьеру за рубежом: «Убийство в «Восточном экспрессе», «Красный воробей», «Белый ворон». Планируете продолжать?

Планирую. Развитие моей кинокарьеры действительно шло очень бурно – до момента, когда я сконцентрировался на России после скандала с инстаграмом. Тогда я полностью разрушил все, что выстраивал в течение долгих лет на Западе.

Здорово, что вы говорите это с улыбкой.

(Смеется.) На самом деле у меня были серьезные планы в области кино. Меня не просто звали на роли, а предлагали делать фильмы специально под меня. Я работал с большими агентствами, шли разговоры о сотрудничестве с Дареном Аронофски, создатели эпопеи о Джеймсе Бонде примеряли на меня роль отрицательного персонажа.

Конечно, вы же в черном.

Да, Голливуд начал работать на меня. Но в этот момент я одним махом все остановил. (Смеется.)

Обидно? Жалко? Или уже нет, потому что начинает потихоньку восстанавливаться?

Да, именно начинает. Разрушая все, я знал, что так в итоге и будет. Просто понимал, что это займет время. Окончательно восстановить там все связи я планирую уже к январю.

«Ромео и Джульетта»

«Ромео и Джульетта»

Может быть, вы и в Париж вернетесь?

Кстати, я снялся во французском фильме Passion Simple у Даниэль Арбид – она не отказалась от меня. Это фильм про отношения между русским шпионом и французской женщиной, он основан на реальных событиях.

А как же отечественный кинематограф? Говорят, братья Пресняковы позвали вас в свой фильм «Храни меня, мой Инстаграм».

Да, и у меня очень хорошее предчувствие по поводу этих съемок, хотя они еще не начались.

Недавно в Вероне вы станцевали Ромео – наверное, для танцовщика это примерно то же, что Гамлет у драматических артистов. Кого вы еще мечтаете сыграть?

Никого, я и Ромео никогда особо не собирался танцевать. Просто так удачно сошлись обстоятельства. Вообще, я стараюсь не загадывать, чтобы не форсировать события. Как показывает опыт, когда я расслабляюсь и позволяю событиям просто происходить самим, все получается намного лучше. Я доверяюсь Вселенной.

Вы танцевали в посвящении Нижинскому. Снимались в фильме про Нуреева. Вы себя вообще ощущаете продолжателем традиции русского балета?

Продолжателем нет, но ощущаю важность своей миссии – развития балета как мировой индустрии. Я считаю, у меня есть возможность поменять своей работой всю систему.

Что значит «всю систему»?

Есть классические школы, выпускники которых отправляются в классические театры. Там они отрабатывают и выходят на пенсию. Никто не спрашивает, чего они хотят. Эта система не менялась веками, с эпохи французских королей, которых развлекали, в сущности, рабы. Это сплошная диктатура. В классическом балете до сих пор нет менеджеров, агентов, внутреннего развития. В старом Голливуде, например, актерам раздавали амплуа: ты шут, а ты герой-любовник. Однажды нашелся человек, который сломал этот подход.

«Ромео и Джульетта»

Вы планируете совершить революцию в балете?

Скорее, эволюцию.

13 октября в Петербурге, 15 октября в Москве, в «Крокусе», потом еще в четырех городах вы показываете шоу Satori. В буддизме этим словом обозначают просветление. Можете рассказать, когда и как просветление снизошло на вас и в чем оно заключалось?

Не знаю, было ли оно у меня по-настоящему. Но сейчас мне очень нравится полная трезвость ума – когда не пьешь, не ходишь на вечеринки. С каждым днем ты все трезвее.

Вы в какой-то момент запретили себе все это делать?

Да, я начал делать свои первые шаги к свету. Отказался от негатива, целенаправленно решил заниматься хорошими делами. Этот процесс занял у меня три года. Долго – потому что ведь очень весело и легко что-то разрушать. На самом деле, и темная, и светлая стороны по-своему интересны. Но приходится в конечном счете решать, где ты хочешь оказаться.

Кстати, о негативе. Вас что больше раздражает: когда вас называют гением – или, наоборот, разными обидными словами? Ведь и то и другое присутствует сейчас в вашей жизни одновременно.

Не знаю, я люблю делать добро, но никогда не хотел быть позитивным героем. Мне комфортно находиться в негативном пространстве.

Вы неоднократно совершали поступки, которые влекли за собой неоднозначную реакцию. Довольно громко ушли из лондонского Королевского балета, затем после публикаций в инстаграме от сотрудничества с вами отказалась парижская Опера. Опять же ваши татуировки. Вам вообще знакомо слово «компромисс»? Зачем усложнять себе жизнь?

Ну если с самого начала говорить, то из Королевского балета я хотел уйти максимально незаметно. Собирался тихо уехать в Америку. Спокойно объявил об этом, пришел домой, включил новости – а там… Сергей Полунин разорвал контракт, скандал! Я этого не ожидал.

Но в истории с инстаграмом вы не могли не предполагать конкретные последствия.

Я верю в карму и ее проживание. Период, начатый моим постом в инстаграме, занял ровно три месяца. Меня пытались остановить, меняли мне пароли – команда пыталась спасти меня от саморазрушения. Но я был твердо уверен, что должен был писать то, что писал. Я продолжал три месяца – а потом это ушло. И я ощутил себя полностью свободным. Мне позвонила знакомая и сказала: у меня было видение, сон, что ты прожил свою карму – и теперь обрел свободу танцевать. Это правда – до этого я не мог расслабиться, танцуя.

Вы показывали Путину его портрет, вытатуированный у вас на груди?

Нет, но он узнал о нем в день, когда я его набил, – кто-то ему сказал. Это был день выборов.

Вы сказали, что сделали это тату на фоне нападок на Путина на Западе – вы будто бы ощутили что-то общее с президентом, потому что тоже подвергались нападкам. Как вы думаете, что еще у вас общего с Путиным?

У меня позитивность к нему с детства почему-то. Кто бы что ни говорил, какие бы события ни происходили, с кем бы кто из знакомых его ни обсуждал – я недоумевал: как можно его ругать? Вы не понимаете, что человек делает, – так я думал.

Это была исключительно ваша интуиция?

Да! Он – очень хороший пример человека, упорно идущего к цели. Он 20 лет выстраивал страну после разрухи 1990-х, и сейчас Россия может диктовать свои условия, защищать другие страны. И у меня ощущение, что, если он захочет, может повлиять на установление мира во всем мире. У него достаточно связей, чтобы прекратить все войны на планете.

Какая сейчас главная мысль, которая заставляет вас каждый день вставать в постели?

На протяжении уже многих лет это единственная мысль – скорее позаниматься.

Вероятно, вам также будет интересно:

Сергей Полунин: «Я абсолютно нестабильный человек»

Культурные события осени, билеты на которые надо покупать уже сейчас

Дэвид Холберг: «На танцполе нет никого хуже танцоров балета»

Сергей Полунин показывает, как носить самые модные вещи осени

Зачем в кинотеатрах по всему миру показывают оперу и театральные постановки?

Фото: Luca Vantusso; AP/ТАСС

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Сергей Полунин о собственном теле и его возможностях — Wonderzine

Служение телу в балете, особенно поначалу, довольно неосознанное. Только с возрастом начинаешь как-то следить за собой, но когда ты молод — а балет это всё-таки профессия молодых и очень молодых, — тело всё регенерирует и перерабатывает. Конечно, для нас это инструмент, и мы должны быть настроены на сто процентов, чувствовать мельчайшее изменение, травму, проблему. Мы привыкли очень внимательно прислушиваться к собственным ощущениям: что-то мелкое внутри не так — и ты сразу это замечаешь.

Опять же нужно следить и трезво оценивать свои возможности. Да, это жестоко, но я многих танцовщиков видел, чьё тело было вообще не приспособлено к танцу, и они через травмы, через преодоление всё равно добивались очень многого. Просто этот профессиональный путь даётся им болезненнее, чем человеку, у которого бёдра, например, раскрыты природой, или у кого мягкие мышцы. Но всё-таки я уверен, если такая цель есть — карьера может сложиться, всего можно добиться.

Отношение к телу в балете меняется постоянно. Например, раньше танцовщики были поплотнее. В какой-то момент все, напротив, должны были быть очень худыми. Но уже сейчас на Западе нет такого, что балерина должна непременно быть тонкой. Девочка может быть и мощной, и в труппе там можно встретить танцоров очень разной комплекции. Нужно просто выбрать тот театр и тот проект, где ты можешь подходить на определённую партию.

Выбор партнёрши не упирается в вопрос её технического совершенства. Гораздо важнее, чтобы она эмоционально была тебе приятна, необходимо, чтобы между вами был человеческий контакт. Мне очень важна энергетическая отдача от того, с кем я танцую. Танец — он во многом про форму, про силуэт танцующих, но всё это можно закрыть энергетикой и подачей — и ты уже не замечаешь, что колени, например, торчат или стопа не тянется. Несовершенство рисунка в танце не замечаешь, если от вас исходит особенная сила, если вместе вы — энергетический шар. Неверно всегда полагаться на идеальное исполнение, на правильно поставленную стопу. 

Если честно, я странно к балету отношусь и не то чтобы люблю его прям смотреть. У меня, к примеру, нет особенно любимых каких-то танцоров, чьи выступления я бы пересматривал. Пожалуй, у Натальи Осиповой интересная техника и подача, за ней очень интересно наблюдать. У Светланы Захаровой совершенно идеальные пропорции, это впечатляет. У разных танцовщиков свои плюсы: бывает, кто-то актёрством берёт, а кто-то — глазами. 

Постоянные ограничения в отношении собственного тела в моей жизни начались, кажется, лет с четырёх, с того момента, как я начал заниматься спортивной гимнастикой. Как минимум это тренировки по шесть часов в день. Есть-то нам, конечно, всё позволяли, но в постсоветских странах школа гимнастики строится на упорстве. Да, может, в четыре года и в пять лет ещё даже весело как-то было, но с шести уже началась школа, и с утра занятия, а уже с двенадцати и до конца дня — бесконечные тренировки.

В детстве меня как-то пытались обмануть, отобрать монетку, и предложили, загадав желание, бросить её с лестницы. С тех пор я всю жизнь бросаю монетку. Однажды я, например, пожелал стать лучшим танцовщиком в мире.

Фотографии: Анна Шмитько, Rick Guest

Звезда балета Сергей Полунин: «Я уже очень рано знал, что есть ангелы и демоны» (Die Welt, Германия) | Культура | ИноСМИ

Мастерски и пронзительно. Сергей Полунин — самая провокационная звезда балетного мира. Он любит Путина и говорит, что слабаков и полных людей нужно бить. Его посты в социальных сетях приводят в замешательство. Настало время для откровенной беседы.

Прыжки, вращения, эта возвышенность! Сергей Полунин считается мастером танца, Джеймсом Дином балета. Он начал танцевать в три года, в 19 лет он уже считался крупнейшим талантом своего поколения. Сейчас, в 29 лет, его выдворили сразу из двух оперных театров. Потому что урожденный украинец, а ныне гражданин России восхищается Путиным и презрительно отзывается о слабых мужчинах и полных людях. «Жирным» нужно «надавать пощечин», потому что «лентяям нет уважения», написал он в Инстаграме. «Женщины в мире сейчас пытаются встать на роль мужчины, потому что вы их не трахаете. Мужик — это волк». Его аккаунт в Инстаграме заблокировали.

На этой неделе он присутствовал на конференции «Диджитал лайф дизайн» (Digital Life Design) в Мюнхене. Его рукопожатие неожиданно мягкое, танцовщик совсем не такой высокий и мускулистый. Воинственная сила, которую он излучает с фотографий, выражается в его немного зловещих глазах, пристальном взгляде и татуировках. Под кожей у Сергея Полунина, определенно, грамм 20 краски. Он стеснительно улыбается. И неожиданно робко опускает взгляд.

«Вельт»: Господин Полунин, давайте рассмотрим вас с точки зрения человека, у которого нет татуировок. У вас на левом плече татуировка в виде джокера.

Сергей Полунин: Да.

— Что это говорит о человеке?

— Он гангстер, злой…

— Вы, вероятно, что-то имели в виду? Нанесение татуировки занимает какое-то время, и она остается надолго.

— Эта татуировка для меня — своего рода мораль. Я уже очень рано знал, что есть ангелы и демоны. Я всерьез верю в то, что они существуют. Я сам всегда ощущал себя где-то посередине. Во мне всегда была и та, и другая энергия. Зло пытается — то больше, то меньше — притянуть меня к себе, в то же время я ощущаю, что есть ангелы, которые мне помогают. В конце концов, каждый в этом мире должен решить для себя, на какой он стороне. Но у меня есть и другие татуировки.

— Какие, например?

— Моя кошка Даша. У меня на груди много шрамов — рубцы, как у римских воинов. Я сам наносил их клинковой бритвой, это специальная техника (оттягивает воротник футболки, словно занавес). А здесь у нас Владимир Путин.

— Расскажите как можно подробнее о том дне, когда вам пришла в голову мысль вытатуировать на груди портрет российского президента.

— Это было в Лондоне, как-то днем, наверное, между супермаркетом и спортзалом. Я проходил мимо салона, где-то в Сохо. Зашел и сказал татуировщику: «Я хочу Путина». Он засмеялся и сказал: «Могу сделать». Он погуглил Путина в интернете. Некоторые меня потом спрашивали: «Почему Путин?», и я говорил: «Потому что…»

Артист балета Сергей Полунин на премьере фильма «Убийство в Восточном экспрессе» в Москве
Die Welt
Le Figaro
Reflex

— …потому что…

— …потому что для меня он олицетворяет добро. Я не интересуюсь политикой, но я понимаю необходимость политики, а в новостях говорится так много плохого о нем. Ложь. Ненависть. Я хотел противопоставить этой негативной энергетической битве какую-то защиту.

— Почему именно на этом месте, а не на спине или где-то еще?

— Я ношу цепочку с ангелом, на нем выгравирована надпись «Спаси и сохрани». Когда он соприкасается с плохой энергетикой, замок открывается, и цепочка падает с шеи.

— Невероятно, я думал, на такое способен только Ури Геллер (израильский фокусник и иллюзионист — прим. ред.).

— Это действительно происходило, и цепочка не была сломана. Этот амулет соприкасается точно со лбом Путина.

— Вы встречались с ним лично?

— Один-единственный раз, на официальной встрече. Но он меня знает.

— При Путине региональное развитие страны отстает лет на десять-пятнадцать. Россия находится в экономическом кризисе, и это не связано с западными санкциями. 57% компаний снова оказались под контролем государства. Российское телевидение управляется государством. Считается, что Путин стоит за войной на Украине, он поддерживает убийцу Асада. Вы считаете, что это хорошо?

— Пять лет назад экономика в России была в полном порядке. Нужно рассматривать это следующим образом — когда-то в стране было все отлично. У людей была работа, хорошее образование, страна развивалась. Революция все разрушила. В России до сих пор происходит медленное-медленное восстановление.

— Хватит про ваше преклонение перед Путиным. Месяц назад вы опубликовали в Инстаграме комментарии, которые повергли всех в замешательство: о том, что мужчины ослабли, «мужик должен быть мужиком, а женщина должна быть женщиной. Уже есть балерина, не может быть двух. Мужик — это волк, Мужик — это лев, глава семьи, который обо всех заботится».

— Да, и потом меня начали со всех сторон обвинять в гомофобии. Но это так абсурдно. Тот, кто действительно так думает, неправильно прочитал мои комментарии. Меня не поняли, неправильно интерпретировали и, по сути, дискриминировали. Я никогда не был против гомосексуалистов. Половина людей, на которых я подписан в Инстаграме, — гомосексуалисты. Я дружу со многими из них.

— Почему вы не думаете заранее о том, что и как вы публикуете? Будучи танцовщиком, вы же очень точно продумываете вашу хореографию.

— Речь просто шла о том, что мужчины должны быть мужчинами. Представьте себе «Ромео и Джульетту». Зачем вам видеть на сцене двух Джульетт? Должен быть один мужчина и одна женщина, чтобы игра была достоверной. Для меня речь идет о мужской энергетике. Это не имеет ничего общего с гомосексуализмом. Она была у Фредди Меркьюри, она есть у Элтона Джона, Дэвида Лашапеля. Мужчины теряют свою идентичность, они становятся слабыми, и из-за этого нарушается баланс. Такова моя позиция.

Артист балета Сергей Полунин на премьере фильма «Убийство в Восточном экспрессе» в Москве© AP Photo, Mark Allan13 июля 1985. Фредди Меркьюри и Queen выступают в Лондоне

— И поэтому нужно бить мужчин, как вы пишите. Я процитирую: «Никакого уважения к тебе, жизнь побьет тебя, поставит на колени и смоет. Хороший подзатыльник дать, чтобы проснулся». Простите, но это безумие.

— Жизнь жестока, да. Но если никто не скажет ясно, тогда как быть?

— Вы также говорите, что нужно бить полных людей.

— Давайте честно, мы стали невероятно толерантными. Но кто мы, если мы ни за что больше не выступаем? Нормально, когда дети толстеют, нормально, когда люди едят всякую дрянь. А как только обращаешь на это внимание, начинается возмущение и осуждение. Из-за свободы мнений. Глуп тот, кто воспринимает все буквально. Насчет толстых я написал, конечно, с долей юмора. Представьте себе людей, которые бегают туда-сюда и бьют толстых. Я посчитал, что это забавно.

— Что в этом забавного?

— Давайте оставим это. Просто, когда у тебя есть месседж, надо быть противоречивым, чтобы растормошить людей. Только так можно запустить дискуссию. Жир — это вредно для здоровья. Но нас обманывают со всех сторон, и еще больше пичкают вредной едой. Мы не должны быть толстыми и есть всякую дрянь. Человек, в общем-то, задуман худым, и он может обойтись малым. Но многим не хватает дисциплины, они сидят перед телевизором или компьютером, лежат на диване, вместо того чтобы двигаться на природе. Это очень большая проблема.

— Но вы же знаете об IQ широких масс и их проблемах. Не легкомысленно ли просто делать такие посты? А что если люди всерьез воспримут ваши высказывания?

— Просто не должно быть такого, что, например, в Америке 60% детей страдают от ожирения, и это считается абсолютно нормальным, и не предпринимается никаких мер. Я знаю, что многие тяжело трудятся, чтобы похудеть, и для них это борьба. Но что будет, если я не буду тренироваться каждый день? Это словно не чистить зубы. Моя энергетика стала бы такой же желтой.

— Ваш аккаунт в Инстаграме был заблокирован.

— Да-да, в выходные мой профиль удалили. Не имею понятия, кто за этим стоит — хакеры, возможно, или политики.

— Вас только что выдворили из Парижской оперы.

— Но не потому, что я якобы гомофоб.

— В феврале вы должны были выступить в качестве приглашенного солиста в «Лебедином озере». Ваши публичные высказывания несовместимы с ценностями театра, заявил этот известный театр и выгнал вас.

— По крайней мере лично мне директор театра сказала, что она хочет продолжать со мной работать и хотела бы пригласить меня позже. Она только приступила к своей работе и хочет попробовать что-то новое, что приводит к внутренним конфликтам. Факт в том, что танцовщики не хотят со мной работать, это ощущалось еще до моей публикации, всегда, когда я приходил в Оперу. Они видят во мне конкурента.

Артист балета Сергей Полунин на премьере фильма «Убийство в Восточном экспрессе» в Москве© РИА Новости, Григорий Сысоев | Перейти в фотобанкЗдание Парижской оперы

— Давайте говорить здраво. Из-за ваших презрительных замечаний вы как танцовщик сейчас вызвали критику в свой адрес. От «Лебединого озера» к белой вороне — таким вы, вероятно, стали в общественном восприятии после порицания из Парижа. На этой неделе от вас отвернулся и Римский оперный театр. Осенью вы должны были выйти там на сцену в премьере «Дон Кихота» в постановке Барышникова. С вами прекратили сотрудничество. Сейчас вы разрушаете свою карьеру, и вам все равно?

— Можно спокойно меня критиковать. Мне нравится быть противоречивым в очевидных вещах. Это мой лозунг.

— Сомнений на свой счет у вас совсем нет?

— Концертный зал Любляны только что пригласил меня участвовать в трех постановках, как и Национальный театр Белграда. У них нет проблем со мной. Мой балет везде уважают.

— Вы взяли бы какие-то слова обратно?

— Какие? Я не могу снять обувь, которую никогда не носил. Хорошо, я скажу сейчас один-единственный раз: я не испытываю враждебности к гомосексуалистам или еще кому-то. Я сделал то, что сделал. Я не могу и не хочу просить прощения. Но я знаю, что многие люди понимают меня неправильно. Просто у меня свои собственные масштабы ценностей.

— Какие?

— Делать вещи из любви. Предпринимать усилия, по крайней мере пытаться. Конечно, к этому относится и борьба, выступать и получать за это, иногда и проигрывать. Мне пришлось учиться защищаться. Это важные процессы идентичности, они делают сильнее. Я часто дрался с друзьями. В Англии за это выгоняют из школы, я никогда этого не понимал. Когда мать тебя шлепает или что-то запрещает, это не значит, что она тебя не любит. Она лишь хочет, чтобы ты стал лучше.

— Когда человек так выпускает пар, можно подумать, что он ведет борьбу с самим собой, со своей скрытой гомосексуальностью.

— У женщин есть мужские стороны, у мужчин — женские. У меня тоже есть женские черты. Но моя мужская энергетика преобладает, это абсолютно ясно.

— Что восхищает вас в мужчинах?

— Манера держать себя, смелость. И также сила защищать.

— А в женщинах?

— Тяготение. Они создают семью, детей, дом.

— Вы родились и выросли в Херсоне, портовом городе на Черном море.

— Да. В три года у меня уже была страсть к танцу. В пять лет я пошел в балетную школу в Херсоне, в девять меня отправили на два года в Киев. В одиннадцать меня приняли в известную школу Королевского балета Уайт-лодж. В возрасте 17 лет я был принят в Королевский балет. Мои родители делали все для моего развития. Мой отец был строительным рабочим в Португалии, чтобы заработать деньги на мое обучение. Они рано развелись, я был тогда подростком, жил один в Лондоне. Для меня это было сильным ударом. Мои занятия танцем были единственным, что объединяло нас как семью. Возможно, поэтому я так упорно боролся и тренировался.

— Каким вы сами себя видите?

— Раньше меня всегда принимали за девочку, где-то до 13 лет. Я всегда для всех был «она», а не «он». У меня были волосы до плеч, может, из-за этого. Я это воспринимал как комплимент, ребенком многого еще не понимаешь. Но меня это не напрягало. У меня всегда была склонность быть другим, тяга к юмору. Семь лет назад я, если можно так выразиться, содрал с себя шкуру, когда оставил работу в Королевском балете. Какой скандал! СМИ тогда взахлеб писали об этом. Но так должно было быть. Я чувствовал себя словно в плену. Мое тело хотело танцевать, я же хотел жить, просто попробовать и другие, абсолютно нормальные вещи.

— Как часто вы занимаетесь сексом?

— Это зависит от того, есть у меня девушка или нет. Последняя была летом.

— Как это происходит?

— Я должен влюбиться, а это для меня нет так легко. Просто секс ничего мне не дает. Он ничего не оставляет после себя. Мне нужен кто-то, с кем я ощущаю близость. Вы меня до этого спросили — у меня никогда ничего не было с мужчиной. У меня никогда не было с этим проблем, но я таким родился. Когда я вижу целующихся мужчин, мне становится плохо.

— Как это понимать?

— Когда я что-то вижу, я часто представляю себя на этом месте. И все же я могу понять, что мужчины тоже могут любить друг друга. Я однажды жил в семье в Англии, где один из сыновей был гомосексуалистом. Я относился к нему как к брату. Он — больше мужчина, чем все те мужчины, которых я знаю. Упорный парень. Но у него были большие проблемы с принятием себя. При этом его очень любили в семье, в обществе все его принимали. Он прошел через такие болезненные времена, и я видел, как может быть сложно в такой ситуации. Мне было бы все равно. Если бы я был гомосексуалистом, об этом мог бы знать весь мир. Я бы никогда не стал притворяться, жениться на женщине, заводить детей.

— Объясните вашу двоякую натуру. С одной стороны, своими высказываниями и татуировками вы преподносите себя чрезвычайно мужественным и представляете старую русскую православную традицию: мужчина должен быть мужиком, мачо. С другой стороны, вы вращаетесь в мире богемы. Вы жили в Лондоне, дружите с представителями современного международного творческого мира. Как это состыкуется?

— Мужчина должен быть мужчиной, обладать внутренней силой и представлять что-то из себя, а не болтаться просто так.

— Это вы уже говорили. Но еще раз — вы молоды, ведете себя как крутой. В вашей профессии, как уже сказано, вы дружите с множеством гомосексуалистов среди коллег. Как так получается, что в гендерной дискуссии вы отстраняетесь и представляете позицию, которая скорее характерна для российской провинции, где на девушку уже в 21 год семья начинает оказывать давление, спрашивать, когда она, наконец, выйдет замуж и родит ребенка, из-за чего молодежь активно уезжает в города?

— Я не пытаюсь доказать что-то себе или другим. Я просто слишком разочарован тем, насколько сбит с толку и слаб сегодня мужчина.

Артист балета Сергей Полунин на премьере фильма «Убийство в Восточном экспрессе» в Москве© РИА Новости, Екатерина Чеснокова | Перейти в фотобанкАртист балета, актер Сергей Полунин

— Ксенофобские настроения имеют в России многовековую традицию. Ультранационалистское крыло считает сегодня все, что приходит с Запада, злом, которое разрушает старое понимание Руси, колыбели Русской православной церкви, закрепившей свой кодекс ценностей еще в XIV веке. В том числе многие думают, что Запад хочет разрушить роль мужчины и женщины. Это свидетельствует о том, что в стране никогда и не было просвещения.

— Позвольте высказать свою позицию на этот счет. Наша жизнь, наши ценности, абсурдные вещи, к которым мы стремимся, — это не мое. Поклоняться деньгам, словно богу. Одна только реклама — автомобили, алкоголь, золотые часы, доллары, наличные. Ни следа любви. Людям не хватает веры, поэтому у них больше нет мечты.

— А как же в России? Большинство церквей в прошлом веке были взорваны, отчуждены, на их месте возникали зерновые склады, бассейны. Десять лет назад Путин дал указание их отреставрировать и привести в порядок. Но почему? Церковь защищает Путина. На фотографии с инаугурации он стоит рядом с Патриархом. Не потому, что внезапно стал верующим, даже если он и посещает пасхальные и рождественские богослужения и принуждает к этому все атеистическое правительство. Путин хочет войти в учебники истории как человек, который вновь превратил Россию в региональную и национальную супердержаву — при помощи церкви.

— Я был очень верующим человеком, я всегда молился, до того как переехал в Англию. Где там церковь? Люди там больше не верят в Бога. Над этим поработало зло. Я еще очень хорошо помню, что это сделало со мной: я чувствовал себя потерянным.

— Вы родились на Украине и пережили там много хорошего. Ваши родители помогли вам получить образование. С 2016 года у вас есть сербский паспорт, с декабря 2018 года вы также являетесь гражданином России. Вы активно поддерживаете Путина. Это стратегия? Вы говорите, что Большой и Мариинский театры для вас важнее, чем собственная национальность и ваша погруженная в конфликт страна? Или почему вы повернулись спиной к вашей родине?

— Я никогда не отворачивался от Украины. Нынешнее правительство отвернулось от меня и запрещает мне выступать на родине. Я выступил против ненависти по отношению к России, когда увидел, что из России идет хорошая энергетика. Но я надеюсь, что однажды смогу вернуться на Украину, чтобы воссоединить ее с Россией. Я много лет провел в разъездах, и мне стало понятно, насколько важны Путин и Россия для мира на этой планете. Мне нравится Путин, потому что он сумел создать баланс и оказать сопротивление тайным организациям, которые завоевывают мир. Я чувствовал бы себя в безопасности, если бы властителем этого мира был он, а не они.

— О каких тайных организациях вы говорите?

— Я знаю, что в некоторых западных странах есть плохие организации. Они молятся не богу, а дьяволу. Поверьте, я знаю хороших людей и плохих. И когда я говорю «плохо», я имею в виду действительно «плохо». Люди, которые делают что-то лишь тогда, когда течет кровь.

— Откуда вы их знаете?

— В сфере балета встречаешься со многими влиятельными людьми. Некоторые преследовали меня месяцами. «Вы хотели бы заработать денег?» — спросил меня однажды очень влиятельный человек, настоящий аристократ. Это всегда его первый вопрос. Он очень образованный, один из самых умных людей в этом мире. Он не только слышит о тех или иных вещах, он сам их пережил. Он был знаком и с Нуреевым, был его финансистом, продавал водку «Нуреев» в Японии. За это Нуреев платил ему до конца своей жизни. Так делаются дела. Есть и другие, очень богатые, они спонсируют войны. Или отправляются в Африку и делают прививки детям — якобы от гриппа. А потом эти дети не могут завести своих детей. Потому что организации решили, что в Африке слишком много людей. Я не хочу называть имен, но происходят ужасающие вещи. И этого я боюсь.

— Теорий заговоров? Или вы что-то действительно знаете?

— Я просто знаю, что есть люди, у которых на уме нет ничего хорошего, и они пытаются обратить в рабство целые народы. Не важно, русский, африканский, ливийский, иракский, афганский, сирийский или американский. Сколько евреев убили на Украине? Ни один человек не говорит об этом. Моя родина была самостоятельной в финансовом плане страной. Затем пришли люди, разожгли революцию. Они делают вид, что дают много денег и делают все хорошо, а вместо этого разрушают страну, погружая ее в долги. Здесь не поможет новое правительство, потому что потом они завладеют тобой целиком.

— Говорят, у вас были проблемы с алкоголем, вы танцевали под воздействием наркотиков. Это правда?

— Однажды я танцевал под наркотиком. У танцоров бывают такие боли, болит все тело, и можно выдержать только с таблетками. Я хотел попробовать, как будет с наркотиком. Все вышло боком. Я тут же заметил, что не смогу так. Это меня разрушит. Я еще никогда не напивался, у меня аллергия на алкоголь, я тут же начинаю покрываться пятнами. В жизни я, может быть, шесть-семь раз принимал наркотики, наверное, раза четыре из них — ЛСД. Однажды это длилось одиннадцать часов.

— И какие были ощущения?

— Это было изнурительно, но внезапно начинаешь четко все видеть и думаешь: боже, каким дураком я был. Я принял это вещество в нужное время. Тогда я искал себя… я хотел в Америку, создавать мюзиклы, фильмы, поэтому я ушел из Королевского балета.

После этого журналисты стали распространять образ «плохого парня». Они объявили меня монстром, который употребляет наркотики и на вечеринках бывает в бессознательном состоянии, вот насколько я якобы был несчастлив. Тогда я подумал: хорошо, вы хотите видеть меня монстром? Тогда я покажу вам мой оскал — настоящий. Это было плохое время. Так происходит, когда выступаешь против истеблишмента — платишь ты. Поначалу я был суперталантом, все круто, а потом ветер поменялся — не в мою сторону. Как сейчас с Парижской оперой. Я не знаю, почему некоторые так настроены против меня. Страх перемен?

— На вашей спине, как я видел на одной фотографии, еще много свободного места. Что планируете там изобразить?

— Шиву.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

«Потерянный маленький мальчик». Сергей Полунин в интервью Guardian впервые объяснил свои посты о Путине

Уроженец Херсона, танцовщик Сергей Полунин, который в последнее время стал фигурантом ряда скандалов в Сети, в интервью The Guardian рассказал о радости саботажа и татуировке с Владимиром Путиным. 

«Прошло четыре месяца с тех пор, как Сергей Полунин использовал Instagram, чтобы разрушить свою карьеру. … Когда самый молодой солист Королевского балета прославлял Владимира Путина и продемонстрировал татуировку российского президента на груди, посоветовал своим коллегам-мужчинам стать мужественнее, и предположил, что толстым людям нужна пощечина, он оттолкнул весь мир. В январе Парижская опера объявила, что уволила украинца, сразу после объявления, что наняла его на главную роль в Лебедином озере. Плохой мальчик балета потерял практически все — актерскую и модельную работу, выступление на Ted, спонсорство», — пишет издание.

Журналист The Guardian на прошлой неделе получил письмо от менеджера Полунина Татьяны Токаревой. Она предложила встретиться с танцором, так как он «хочет объяснить свою недавнюю деятельность в социальных сетях».

«В течение многих лет я видел мир как две части: восток и запад, две силы. И я пытался определить, что белое, а что — черное. Обе стороны хотели заполучить меня», — начал свой рассказ Полунин и добавил, что, будучи в России, всегда слышал, что Британия и США плохие, и наоборот. По словам танцора, он верил, что может оставаться нейтральным, объединить все стороны и научить мир любить. «Временами Полунин звучит как мессия, а иногда — как потерянный маленький мальчик», — отмечает журналист.

Танцовщик рассказал, что одну из последних своих татуировок – фигуру в форме сердца на лице – решил сделать в сентябре прошлого года, стоя на Красной площади в Москве и думая, что хочет «объединить Англию, Россию и Украину». «Хотя он родился и вырос в Украине, он всегда считал себя русским», — подчеркивает в скобках автор статьи.

Полунин продолжает, что у него не получилось «объединения», а журналист отмечает, что танцор звучит сбитым с толку, а не разочарованным.

В ночь своего 29-летия, 20 ноября, рассказал он, Полунин был на съемках короткометражного фильма в Катаре, его оставили в пустыне в одиночестве на пару часов. Вернувшись в отель, Полунин решил написать и опубликовать в своем Instagram «манифест любви», текст которого показывает журналисту: «Растение или животное, черный или белый, гей или натурал, мужчина или женщина, я всегда вижу вещи глубже, чем их поверхность. Я всегда заглядываю глубоко внутрь человека, и так можно увидеть прекрасного человека в каждом». Но не смог опубликовать текст, и подумал, что это знак.

Вместо этого он выбрал другое, более короткое сообщение. И, как человек, который с детства обожал Путина, говорит: «Я подумал, может, я смогу объединить любовь и этого человека, чтобы сказать, что мы должны любить всех. Я написал: «Все ваши пожелания, которые вы отправляете мне в День рождения, я адресую Путину», потому что «я вижу свет, когда вижу его».

«Ответ был такой: Да пошел ты! Мы убьем тебя. Это диктатор». И я подумал: «Боже мой, это противоположно тому, чего я хотел». Но я упрямый, и думал: «Я собираюсь продолжать делать то же самое». Поэтому я написал больше, и получил больше ненависти»», — рассказал Полунин.

Несколько дней спустя Полунин опубликовал фото татуировки с Путиным на груди. «Украина сказала мне, что я не смогу въехать туда. Они включили меня в список террористов и военных преступников», — заявил танцор. «Он снова краснеет и хихикает», — добавляет журналист.

Но этот шаг не принес ему особой любви в России: «Российская администрация сказала мне, чтобы я прекратил загрязнять их медиа-пространство».

Затем, рассказал Полунин, он обнаружил, что наслаждается враждебностью в свой адрес: «Энергия атакует ваше сердце, желудок, она почти выводит вас из равновесия. И это изумительно, потому что ты чувствуешь связь с миром. … Да, это определенно вызывает привыкание, потому что это заставляет вас чувствовать».

Экс-премьер Лондонского балета говорит, что получил удовольствие, наблюдая, как его подписчики отписываются от него, как он раздражает правительства и корпорации, теряет контракты и друзей, разрушает свою жизнь: «Единственный известный мне способ что-либо построить, это разрушить все и строить с нуля. Самое удивительное чувство в мире — разрушение. На строительство требуется столько сил, терпения и времени, а разрушение — быстрое, быстрое, быстрое».

«Я встречал множество художников, занимающихся саморазрушением, но никто не был так радостен в своем безрассудстве, как Полунин. Он всегда был противоречивой фигурой. В Королевском балете он называл репетиции скучными, утверждал, что выступал на кокаине, и объявил, что хочет жить быстро и умереть молодым. Незадолго до того, как он ушел, он написал в Twitter: «Кто-нибудь продает героин?» Сегодня он смеется над этим. «Я думаю, что это было забавно», — говорится в статье.

Также Полунин прокомментировал обвинения в гомофобии, которые начались после его известного поста о том, что мужчины должны стать более мужественными. Он говорит, что имеет в виду отсутствие мужской энергии в мужчинах. «Кто-то вроде Брандо мой герой. Брандо — самый мужественный мужчина. Он был бисексуалом. У Нуреева была мужская энергия, Фредди Меркьюри. Даже Элтон Джон обладает мужской энергией. Они не слабые. Если ты будешь слабым, жизнь уничтожит тебя», — говорит он.

20 февраля, три месяца спустя после начала скандала в Instagram, Полунин удалил все посты: «Я начал понимать, насколько глупо все было».

Менеджер Полунина говорит, что это было формой срыва. А сам он утверждает, что ни о чем не жалеет, и называет произошедшее откровением: «Я думал, что это был один из самых глубоких переживаний, которые я когда-либо проходил. Я узнал, как работает общество, кто мне верен, а кто нет. Что важно для меня, а что нет».

Сегодня Полунин сосредоточен на творчестве — медитации, рисовании, хореографии, он получил несколько ролей в балете — в Мюнхене и Лондоне. Он хочет сделать новую татуировку – надпись «Спаси и сохрани» на плечах».

«Это хорошая идея, но, наверное, немного поздно для этого», — подытожил журналист.

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter

Вячеслав Полунин рассказал о цирке и мечтах — РТ на русском

Народный артист РФ клоун Вячеслав Полунин считает, что в современном мире все стремятся к успеху, но забывают о счастье. Кроме того, по его словам, сегодня зрители ничем не отличаются от аудитории, перед которой он выступал 50 лет назад. Для публики важно, чтобы любой артист был настоящим. Полунин рассказал, почему решил посвятить жизнь именно цирку. Об исполнении желаний и творчестве — в эксклюзивном интервью RT.

— Расскажите, пожалуйста, как в России обстоят дела с уличными театрами? В прошлом веке уличные представления пользовались большой популярностью. И в Европе уличный театр — часть городской культуры.

— В 86-м году прошлого столетия в России начали возрождать уличный театр. Делали фантастические фестивали, собрали со всего мира всё лучшее и привезли в Санкт-Петербург и Москву. А потом и по всей Европе прокатили. И после этого в России появилось около десяти уличных театров очень хорошего класса. И до сих пор некоторые из них гремят. Антон Адасинский, «Огненные люди» и так далее.

К сожалению, сейчас нет возможности делать «умные» фестивали, на которых реализуются художественные идеи, а не просто пускается пыль в глаза. Такие мероприятия не приносят коммерческих достижений, зато дают достижения духовные. Пока такого фестиваля нет.

  • Вячеслав Полунин
  • globallookpress.com
  • © Zamir Usmanov

К этой категории можно отнести разве что Чеховский фестиваль, который проходит в Москве. На этой площадке есть возможность показать настоящие произведения.

Сейчас мы готовим форум, чтобы организовать постоянный фестиваль. В нём смогут проявить себя глубокие уличные театры. 

— Где можно научиться профессии уличного актёра и чем она отличается от профессии актёра кино и театра?

— Циркачи — странные люди, они существуют только на пике возможного, всегда стремятся сделать что-то сверх способностей человека. И уличные артисты такие же. Уличники — это особая, скоморошья, наверное, порода. Это такой характер. Они не могут быть актёрами театра, потому что им там скучно.

— А когда вы поняли, что хотите стать клоуном?

— Когда мне было лет десять, я увидел Чаплина в фильме «Малыш». И плакал, и смеялся, и восторгался, и просто визжал от удовольствия. Я увидел, насколько это искусство трагично, комично, пластично. И всё вместе — просто чудо. И я понял: вот бы так же жить.

Также по теме

Вячеслав Полунин: Клоуны в первую очередь вдохновляют на жизнь

Легендарный актёр-мим, клоун, автор и постановщик множества спектаклей Вячеслав Полунин уже с десяти лет любил смешить окружающих. По…

— А как родители восприняли ваш выбор?

— Замечательно восприняли. Но сказали, что нужно сначала научиться чему-нибудь, что тебя будет кормить в жизни. А уже потом делать что хочешь. Мы с мамой договорились, что я пойду в какой-нибудь институт, стану, например, приличным инженером, а уже потом буду делать что хочу.

Когда был на втором-третьем курсе в экономическом институте, вечерами я уже выступал в мюзик-холле. Она пришла, посмотрела и сказала: «Я думаю, ты прокормишься, можешь бросать свой экономический». Я бросил.

— А как вы думаете, в те времена родителям было легче принять подобный выбор ребёнка, чем современным?

— Современным голову забили рекламой. Говорят: «Будь успешным!» А успешным же необязательно. Будь счастливым — вот что обязательно! А в рекламе никто не говорит, что нужно быть счастливым. 

— На сцене вы уже полвека — менялись и вы, и ваш зритель. Какие бы вы назвали основные изменения? Что стало проще, а что, наоборот, сложнее?

— Ничего не изменилось. Как были артист и зритель, так они и остались. Если ты настоящий, ты нужен зрителю. А если ты не настоящий, никто не обратит на тебя внимания. В этом плане ничего не изменилось.

Зато артисту стало проще развиваться. И я этому рад. Раньше, чтобы какую-то книгу достать, я годы тратил. А теперь нажимаю на кнопку в компьютере — и через два часа мне говорят: «Ваша книжка из такого-то посёлка в Англии уже выслана, и скоро вы её получите».

— Вы называете себя счастливым человеком. А можете поделиться секретом счастья?

— Да. Я целые лекции читаю. Даже открыл недельную школу: как не делать всё обычно, как не повторять и не делать ничего типичного, как открывать себя, как быть творческим каждую секунду, каждый шаг, каждое слово, каждое твоё проявление. Счастливым надо быть…

Я даже основал Академию дураков. Они все знают, как быть счастливым. И это великие счастливцы. У них, кстати, я очень многому научился. Есть такие люди, которые просто выносят из себя солнце, радость. Они входят в комнату и заполняют всё. И все к нему прилипают, потому что от него идёт энергия этой радости, счастья и удовольствия от жизни. Они просто влюблены в жизнь. И вот от этой влюблённости всё начинается. Можете посмотреть в интернете, называется TED. Я прочитал лекцию «Как быть счастливым». Там всего 72 правила, выполняешь — и всё в порядке, ты счастливый человек.

— А какая у вас мечта?

— Кончились. Что ни задумаю, всё получается. Правда, иногда за день, иногда за десять лет, но получается. 

Полное интервью Вячеслава Полунина, которое он дал RT на полях VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, смотрите на сайте RTД RTД. 

Сергей Полунин: «Я обычно просыпаюсь сложно, долго. И сразу — к станку»

19 мая 2017

Интервью с самым обсуждаемым артистом балета ­современности 

Полунин не любит вставать рано. Об этом знают все, кто с ним работал. Да он и не спорит: «Я обычно просыпаюсь сложно, долго. И сразу — к станку». О его плотных отношениях с наркотиками в прессе упоминали столько же раз, сколько о сложных отношениях с балетом. Логично поинтересоваться, как дела обстоят теперь и не кроется ли причина позднего пробуждения в бурных вечерах. «Нет, я не пью, не говоря уже о более сильных веществах, — Сергей не отводит глаза в сторону, и его слова звучат убедительно. — Перед станком или спектаклем принимаю L-carnitin, после — магнезию». За такие слова каждый московский зожник пожал бы ему руку.

Плащ из нейлона, Versace

Плащ из нейлона, Versace

ФОТОRankinСТИЛЬVadim Galaganov

Когда в возрасте 22 лет Полунин покинул труппу Ковент-Гарден, газетчики и обманутая в ожиданиях публика сделали вывод о том, что причиной ухода послужили проблемы с дисциплиной и белым порошком. Но это было бы слишком просто.

Худи из нейлона и хлопка

Худи из нейлона и хлопка, рубашка из габардина, все — Ports 1961

ФОТОRankinСТИЛЬVadim Galaganov

«Это не было каким-то непродуман­ным поступком. Я полтора года знал, что уйду. У меня созревали вопросы, ответов на которые я не получал. Почему к танцовщикам относятся так, что в 35 лет их просто выгоняют из театра? Почему такие зарплаты? Почему никто не может позволить себе квартиру купить? Ни один, даже самый лучший артист балета в Королевском театре, не заработает столько за всю карьеру. Только в ипотеку! И я посчитал тогда, что лучшие футболисты мира за две недели получают больше денег, чем артисты в Королевском балете за год, все вместе взятые. Например, кордебалет получает 1500 долларов в месяц. Причем работает такой человек одиннадцать часов в день, у него абсолютно нет жизни, он ничего не видит. Я ужасно обиделся на индустрию! (Смеется.) В то время я постоянно думал: зачем меня мама отдала в балет, зачем я потратил все эти годы?! Для чего так старался стать настолько хорошим, насколько только мог? Чтобы потом не иметь возможности купить билет для родителей, чтобы они приехали, или свой дом? Много вопросов было. И я так решил: зачем мне мучиться в этой индустрии, лучше в кино уйду».

Yohji Yamamoto

Рубашка из хлопка, Thom Browne; брюки из полиэстера и полиамида, кроссовки из текстиля и кожи, все — Yohji Yamamoto

ФОТОRankinСТИЛЬVadim Galaganov

Несколько лет назад Сергей Полунин признавался, что уход из Королевского балета стал для него еще и мощнейшим сеансом практической психотерапии: «Во мне постоянно сидел страх: а если я не смогу больше танцевать на таком уровне, если мой руководитель не будет добр ко мне, меня же просто выгонят. Я прожил в Лондоне полжизни, но гражданства у меня нет. Что же я буду делать в этом случае?».

Дубленка из овчины, Dirk Bikkembergs

Дубленка из овчины, рубашка на «молнии» и кальсоны из хлопка, все — Dirk Bikkembergs

ФОТОRankinСТИЛЬVadim Galaganov

Тогда Полунин решил не бежать от своих страхов. Не пытался прыгнуть выше головы, что в его ситуации не совсем фигура речи. Не стал доказывать свою нужность сцене, убиваться, чтобы заслужить любовь менеджеров и публики. Он сделал все для того, чтобы самое страшное случилось. И в то же время, говорит, был страшно удивлен, когда в ответ на его заявления о готовности броситься в объятия волшебного мира кино не произошло ничего. Он оглушительно громко хлопнул дверью, а телефон не разрывался от ­предложений.

Свитер из шерсти, Dirk Bikkembergs

Свитер из шерсти, Dirk Bikkembergs; балетное трико, балетная обувь, все — собственность Сергея

ФОТОRankin

Фильм режиссера Стивена Контора «Танцовщик» не только внимательно исследует детство и отрочество Сергея — благодаря этим изысканиям становится понятно, что вставшие перед Полуниным вопросы к индустрии были неизбежны, — но и рассказывает о том, как герой искал путь из тупика, в который себя загнал.

Жилет и брюки из шерсти

Жилет и брюки из шерсти, рубашка и манжеты из хлопка, все — Ann Demeulemeester

ФОТОRankinСТИЛЬVadim Galaganov

Встреча с наставником Игорем Зеленским обернулась не только работой в театре Станиславского и Новате, но и появлением портрета Зеленского на плече. Знакомство с балериной Натальей Осиповой — категоричной татуировкой «Наташа» на костяшках пальцев. «В балетном мире мы все друг о друге знаем, даже если не знакомы. Учитывая репутацию Сергея, я была уверена, что никогда не стану с ним работать», — рассказывала Наталья в их совместном интервью The Guardian. Встретившись в Милане на репетициях «Жизели», оба остались довольны. «Я почувствовала, что он настоящий, что он тот человек, которому я могу доверять», — говорила Наталья. «Когда я танцевал с ней, это было на сто процентов реально. Я хотел бы, чтобы так было всегда», — вторил ей Сергей. Не успели они объявить себя парой, как балетный мир возликовал — критикам, поклонникам и даже функционерам было очевидно: Осипова способна не просто справляться с этим мятежным темпераментом, но и укрощать, направляя в правильное профессиональное русло.

Халат из шелка, Dolce & Gabbana

Халат из шелка, Dolce & Gabbana; балетное трико, балетная обувь, все — собственность Сергея

ФОТОRankinСТИЛЬVadim Galaganov

Важность встреч с Осиповой и Зеленским в жизни Полунина переоценить трудно, но была еще одна, не менее важная. Автором идеи «Танцовщика» и продюсером картины стала Габриэлла Тана. За «Феломену» с Джуди Денч она получила номинацию на «Оскар», а также помогла Рэйфу Файнсу дебютировать в режиссуре с экранизацией шекспировского «Кориолана». Именно Габи, как ее называет Сергей, решила, что претензии Полунина на кинокарьеру небезосновательны. С ее подачи он оказался на одних съемочных площадках с Джонни Деппом, Дженнифер Лоуренс и Уиллемом Дефо. От рабочих встреч с кумирами Сергей остался в восторге, но прежде ему пришлось подробно, без прикрас и спецэффектов, рассказать о себе в фильме «Танцовщик».

Ann Demeulemeester

Свитер из мохера и альпаки, брюки из шерсти, дерби из кожи, все — Ann Demeulemeester

ФОТОRankinСТИЛЬVadim Galaganov

«Поначалу я не понимал, зачем Габи это делает. А потом услышал, как она говорила кому-то: «Я верю в танец. Он важен для всех нас. Я включаю музыку и сама танцую дома». И тут я подумал: племена танцевали, мы в клубах танцуем, встречаем первую любовь, когда танцуем, когда мы радостные, мы танцуем. Это очень важно. И Габи — тот человек, который считает, что танец и людей в нем нужно поддерживать. Она поддержала меня и дала силы, чтобы что-то сделать для других».

Свитер из мохера и альпаки, Ann Demeulemeester

Свитер из мохера и альпаки, Ann Demeulemeester

ФОТОRankinСТИЛЬVadim Galaganov

После небольшого российского премьерного тура с «Танцовщиком» Сергей Полунин в статусе приглашенного солиста Королевского театра станцует с Натальей Осиповой балет «Маргарита и Арман», а после отправится на съемки фильма Рэйфа Файнса — байопика о Рудольфе Нурееве. Все бы хорошо, но ходят слухи, будто любимая Наташа оставила Полунина ради демонического дирижера. Изменит ли это обстоятельство траекторию полета звезды балета и кино Сергея Полунина — скоро узнаем.

Кейп из шерсти и кашемира, Vivienne Westwood

Кейп из шерсти и кашемира, Vivienne Westwood

ФОТОRankinСТИЛЬVadim GalaganovСнуд из шерсти, Jil Sander

Снуд из шерсти, Jil Sander; брюки из кожи, Prada; ботинки из кожи, Versace

ФОТОRankinСТИЛЬVadim Galaganov