Искусство новости – Культура — новости культуры, освещение событий в области культуры, культурные мероприятия, интервью с деятелями искусства на iz.ru

Содержание

Новости искусства со всего мира

На кухне пожилой француженки обнаружен шедевр эпохи Возрождения кисти Чимабуэ

30/09/2019 ПАРИЖ. Историки искусства утверждают, что обнаружили на кухне пожилой женщины в её доме под Парижем шедевр Чимабуэ, флорентийского художника, которого окрестили «отцом Ренессанса».


Monkey business. Приматов в Парламенте Бэнкси выставляют на аукцион

27/09/2019 ЛОНДОН (Reuters). Картина Бэнкси, изображающая приматов, сидящих в британском парламенте, на следующей неделе будет продана с молотка и, как ожидается, принесёт до 2,5 миллионов долларов.


Знаменитый «Скрипач» Шагала написан на скатерти

26/09/2019 АМСТЕРДАМ (Reuters) – Марк Шагал, французско-русский художник 20-го века, который восхищал поклонников своими яркими, причудливыми работами, делал многие из своих картин с использованием одних и тех же девяти пигментов и почти никогда не использовал чёрный.


Ценный гобелен восстановлен после пожара в Нотр-Даме

16/09/2019 ПАРИЖ. Изысканный гобелен, сотканный в начале 1800-х годов и спасённый из собора Парижской Богоматери после сильного пожара в апреле, в третий раз за последние десятилетия выставлен на всеобщее обозрение.


В парижском бутике за обоями обнаружена картина XVII века

28/01/2019 ПАРИЖ. Во время ремонта в новом бутике американского бренда Oscar de la Renta в Париже, обнаружено крупное полотно, предварительно датируемое 17 веком. Предположительно, полотно было спрятано владельцем под обшивкой во время Второй мировой войны. Размер картины 3 на 6 метров.


Уффици требует у Германии вернуть похищенную нацистами картину

23/01/2019 ФЛОРЕНЦИЯ. Итальянская галерея в первый день наступившего года призвала Германию вернуть натюрморт голландского мастера . Картина была присвоена отступающими нацистскими войсками во время Второй мировой войны.


Учёные нашли редкий секретный ингредиент Рембрандта, который делал его картины такими яркими

21/01/2019 Открытие может иметь решающее значение для сохранения шедевров голландского художника для будущих поколений.


Гобелен Генриха VIII, считавшийся утерянным, обнаружен в Испании

28/09/2018 Великолепный золотой гобелен, шириной более 6 метров, заказанный Генрихом VIII в XVI веке, был обнаружен в Испании, спустя долгое время после того, как его считали уничтоженным.


Манчестерская Галерея убрала картину с обнажёнными нимфами, чтобы «спровоцировать дискуссию»

03/04/2018 МАНЧЕСТЕР. Манчестерская художественная галерея сняла с экспозиции работу Уотерхауса и попросила аудиторию высказать своё мнение.


Картина Моне «Водяные лилии: отражение ивы» возвращена в Японию

02/03/2018 ПАРИЖ. Предположительно этюд картины «Водяные лилии» Клода Моне, принадлежавший когда-то японскому коллекционеру, но считавшийся утерянным в течение десятилетий после Второй мировой войны, был найден и идентифицирован в Лувре.


Вход в Пантеон в Риме будет платным

27/02/2018 РИМ. Посетители Пантеона, одного из наиболее хорошо сохранившихся древних памятников, должны будут приобрести входной билет начиная с мая 2018, если они не собираются там молиться, сообщило Министерство культуры и туризма Италии.


Картина Дега, украденная в 2009-м, обнаружена в автобусе около Парижа

26/02/2018 ПАРИЖ. Немногим более восьми лет назад французские следователи были шокированы обстоятельствами того, как небольшая картина импрессиониста Эдгара Дега была украдена из музея в средиземноморском портовом городе Марсель. На картине изображены хористы из заключительного акта оперы «Дон Жуан».


Возвращение «Туту»

09/02/2018 Портрет нигерийской принцессы, потерянный более 40 лет назад, был найден в лондонской квартире и будет продан на аукционе. Торги будут транслироваться в прямом эфире, что позволит нигерийским любителям искусства в Лагосе делать ставки прямо из западно-африканского мегаполиса.


«Аннабель» Пикассо – переименование картины

01/02/2018 Ричард Керинг, владелец картины, решил переименовать «Девушку с красным беретом и помпомом». Многие эксперты в области искусства считают его поступок высокомерным и обсуждают правомерность этого хода.


Метрополитен принял решение оставить картину Бальтюса в основной экспозиции

20/12/2017 НЬЮ-ЙОРК. Музей искусств Метрополитен принял решение отклонить требования онлайн-петиции, призывающей к удалению из музея эротической работы польско-французского художника Бальтюса.


Семь онлайн-академий от главных российских музеев

Государственный Эрмитаж

Страницу под названием «Эрмитажная Академия» музей запустил в апреле этого года. Здесь уже успели выложить некоторое количество видеолекций и видеоэкскурсий — любимый формат современного интернет-потребителя. Они сгруппированы по темам, например «Искусство Италии» или «Галерея драгоценностей Эрмитажа». Ценно то, что, помимо видео, темы дополняются текстовыми статьями, фотографиями соответствующих экспонатов. 

В некоторых курсах даже выложены pdf-каталоги соответствующих выставок. Пока их всего несколько, но начинание бесценно. Кажется, Эрмитаж — первый российский музей, который перестал жадничать и начал создавать свою онлайн-библиотеку. На Западе крупные музеи уже считают долгом делиться своими раритетными изданиями — например, Метрополитен-музей выложил в свободный доступ более 1,6 тыс. своих книг, а Музей Гетти — около 400. 

http://academy.hermitagemuseum.org/themes 


Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина 

Бесплатная академия Пушкинского музея стартовала в июле этого года. В рамках проекта каждую неделю музей выкладывает по два видеоролика — это и лекции от сотрудников, и интервью художников и кураторов. В описании курса предупреждают, что все лекции «будут доступны для просмотра до 30 сентября 2019 года», и сообщают, что после этого все, кто слушал курс, смогут пройти итоговый тест и набравшие баллы получат подарки от музея. Понятно, что таким образом в музее пытаются внести игровой элемент в обучение, придать ему азарта. Но все-таки хочется надеяться, что после роковой даты онлайн-экзамена видеоматериалы останутся доступными и для тех, кто не успел их посмотреть.

https://www.pushkinmuseum.art/education/virt_academy/


Государственная Третьяковская галерея

Свою образовательную программу Третьяковская галерея запустила в сентябре 2018 года, причем в коллаборации с гуру онлайн-обучения — проектом Arzamas. На отдельной странице издания выложены документальные фильмы о художниках — например, Эрике Булатове и Леониде Сокове, загружены подкасты и аудиолекции. Третьяковская галерея, в свою очередь, при содействии Благотворительного фонда Владимира Потанина в своем здании на Крымском Валу прямо в постоянной экспозиции открыла «Гостиную Новой Третьяковки и Arzamas», с модной мебелью в стиле 1960-х, библиотекой и возможностью с помощью специального оборудования изучить материалы проекта. Пока что их не так много, за дополнительными знаниями можно отправиться на канал ГТГ на YouTube, где выложено около 400 роликов.


Культура.рф

Не стоит забывать о мегапроекте Министерства культуры, перед которым была поставлена задача аккумулировать информацию об абсолютно всех государственных музеях страны, включая самые маленькие, у которых никогда не хватит сил на собственные онлайн-проекты. На сайте «Культура.рф» большинство музеев, в том числе региональных, уже снабжены виртуальными турами, описаниями самых важных экспонатов, дополнительными материалами самого разного типа. Необходимо только отыскать нужный музей в каталоге и изучить, что уже успели туда загрузить, — процесс идет медленно. Отдельное внимание призываем обратить на страницу с лекциями, которые собирают на портале, — роликов уже под тысячу. Причем, что радует, тут есть и старые советские образовательные телепередачи, и современные программы с телеканала «Культура» — например, лекции и интервью Виктории Марковой, Ольги Поповой, Дмитрия Бака, Ивана Тучкова, Алексея Толстого и многих других. 

https://www.culture.ru/lectures


Государственный Русский музей 

Музейные образовательные онлайн-проекты, так сказать, предыдущего поколения могут не понравиться современному продвинутому пользователю отсутствием юзабилити и красивого дизайна. В отличие от того, что делает Arzamas, тут не представлено все как готовый единый образовательный курс — приходится напрягаться и искать самим по самым разным разделам. Ленивых это отпугивает. Зато у таких проектов есть другое достоинство — они существуют уже много лет и наполнены гораздо большим количеством полезных материалов. Одним из пионеров был Русский музей, у которого с 2003 года существует проект «Виртуальный Русский музей» с отдельным сайтом. Тут есть и традиционные виртуальные туры, и онлайн-лекции, и оцифрованные коллекции, и текстовые образовательные материалы — все необходимое для самообразования. Особенность того, что делает Русский музей, — выход этого виртуального проекта на общероссийский уровень, по всем регионам. В музеях, школах и библиотеках страны организовано более 200 виртуальных филиалов ГРМ с доступом к представленной информации, сотрудники проводят лекции и семинары, ведут активную просветительскую деятельность.

https://rusmuseumvrm.ru


Государственный Исторический музей 

Лекция Государственного исторического музея «Аристократический портрет в России XVIII — начала XX века». Фото: mediashm.ru

В реальности любой крупный музей уже давно производит огромное количество цифрового контента, и некоторые из них, как Исторический музей, понимают удобство создания отдельной страницы, куда его можно выкладывать. Так возник «Медиапортал Государственного Исторического музея», где, разумеется, опубликованы лекции и экскурсии по выставкам — куда же без них. Отдельно отметим трансляции прямых эфиров с конференций, семинаров и вернисажей. Впрочем, полноценной онлайн-академией музея это может считаться только в случае, если запустить новую главную страницу с красивым дизайном и разослать пресс-релиз журналистам! Пока же это остается тайным сокровищем, предназначенным для настойчивых в поиске знаний и способных на самостоятельную работу.

https://mediashm.ru/


Музеи Московского Кремля

У Музеев Московского Кремля существует обширная образовательная программа с лучшими лекторами, часть которой можно найти в Сети как на музейном YouTube-канале, так и на сайте, в разделе «Виртуальный университет», куда выкладывают трансляции лекций на самые разные темы — как приуроченные к выставкам, так и более общие, например про архитектуру и историю. 

https://www.kreml.ru/media-data/

Новости в мире искусства

Всего: 3381. Показано с 1 по 20
  • Хотите разбогатеть — пригласите крысу. Краткий обзор «крысиного искусства»
    20.01.20
    подробнее
  • Поль Сезанн — Карл Маркс от искусства
    19 января 1839 года родился Поль Сезанн — французский живописец, основоположник постимпрессионизма. Его работы заложили основу для перехода от концепции художественного творчества XIX века к новому, принципиально другому миру искусства века XX…
    19.01.11
    подробнее
  • Рынок искусства: суперлоты и приватные сделки истекшего десятилетия
    Переполненный зал Christie’s взорвался аплодисментами, когда молоток аукциониста возвестил о закрытии суперсделки: вечером 15 ноября 2017 года принц из Саудовской Аравии, участвовавший в торгах по телефону, согласился заплатить $450,3 млн за «Спасителя мира»…
    17.01.20
    подробнее
  • Суперлоты аукционных торгов 2019 года
    Стог сена стоимостью $100 млн, кролик за $91 млн, пять букв по цене $10 млн за штуку и другие рекорды арт-рынка в 2019 году. Итоги подводит издание Forbes…
    15.01.20
    подробнее
  • ТОП-10 за 10: важнейшие события мирового аукционизма за 10 лет
    Портал Artsy решил оглянуться на наиболее важные события на аукционном рынке прошедшего десятилетия, на то, как они формировали современный мир искусства и как будут формировать рынок в последующие годы…
    26.12.19
    подробнее
  • Завершен первый этап реставрации картины Репина, повреждённой вандалом
    Третьяковка рассказала, как прошёл первый этап реставрации поврежденной вандалом картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»…
    22.12.19
    подробнее
  • «Собирателей русского авангарда» взяли под стражу за мошенничество
    Коллекционеры российского происхождения Игорь и Ольга Топоровские с понедельника 16 декабря находятся под арестом по подозрению в мошенничестве, отмывании денег и торговле краденым, сообщает бельгийская телерадиокомпания VRT. В пятницу их арест был продлен…
    21.12.19
    подробнее
  • Герхард Рихтер застыдился своих ранних работ
    Один из самых дорогих ныне живущих художников Герхард Рихтер крайне расстроен предполагаемой продажей коллекции его ранних работ…
    19.12.19
    подробнее
  • В Эрмитаже установят систему обнаружения девиантного поведения
    В Государственном Эрмитаже будет установлена автоматизированная интеллектуальная система обнаружения девиантного поведения, разработанная в Самаре…
    10.12.19
    подробнее
  • Запрещённые образа: смесь ипостасей
    В истории иконописи существовало немало сюжетов, вызывающих удивление, а подчас и страх. Некоторые иконы, поначалу очень распространённые, были впоследствии признаны еретическими и почти поголовно уничтожены. К числу последних относятся смесоипостасные иконы, редкие экземпляры которых которых дошли до наших дней…
    09.12.19
    подробнее
  • Полцарства за банан: художник продаёт бананы по $ 120 тыс. за штуку
    Два из трёх новых арт-объектов Маурицио Каттелана — в виде обычных бананов, прилепленных к стене скотчем — проданы в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami по $120 тыс. за штуку. Художник надеется, что будут проданы все три экземпляра работы…
    06.12.19
    подробнее
  • «Новая метла» аукционного дома Sotheby’s
    Под руководством нового владельца Sotheby’s Патрика Драи аукционный дом продолжает менять топ-менеджеров и ведущих специалистов. Аукционный дом будет развивать новые направления деятельности…
    06.12.19
    подробнее
  • Пиотровский об Эрмитаже и о вредоносности терроризма, большевизма и христианства
    В интервью итальянской газете Михаил Пиотровский рассказывает о своем знаменитом музее, а также рассуждает о значении культурного наследия в жизни всего человечества и сравнивает террористов в Сирии с большевиками в XX веке и христианами в Средние века…
    03.12.19
    подробнее
  • Великий дыродел: Лучо Фонтана в МАММ (+ видео)
    «В отверстия, которые я проделываю в холстах, просачивается бесконечность, и живопись более не нужна», — это заявление Лучо Фонтана сделал ровно в середине XX столетия. Но слава Богу, и живопись не умерла, и Фонтана получил мировую известность, на которую, определённо рассчитывал…
    02.12.19
    подробнее
  • Старые мастера и новые открытия. Год 2019
    Нереальная стоимость панели «Сальватор Мунди», старательно приписываемой великому Леонардо, породила всплеск интереса к искусству старых мастеров и росту цен на него. У многих экспертов возникло желание пристальнее приглядеться к фамильным собраниям и музейным фондам. Порой это приводило к неожиданным результатам…
    25.11.19
    подробнее
  • Картина Эда Рушея установила рекорд на Christie’s
    Картина известного американского поп-художника Эда Рушея Hurting the Word Radio #2 (1964) продана за рекордные $52,5 млн на прошедшем неделю назад в Нью-Йорке аукционе современного и актуального искусства Christie’s…
    16.11.19
    подробнее
  • «Дейнека/Самохвалов» и конкуренция российского искусства с африканским
    Ректор Репинки Семен Михайловский в преддверии Санкт-Петербургского международного культурного форума, рассказывает об открывающейся на днях в петербургском Манеже выставке «Дейнека/Самохвалов» и о конкуренции российского искусства с африканским…
    12.11.19
    подробнее
  • «Поругание Христа» продано на аукционе за € 24 миллиона с 4-х кратным превышением эстимейта
    Недавно обнаруженная на кухне 90-летней бабушки картина «Поругание Христа», приписываемая мастеру итальянского проторенессанса Чимабуэ, учителю Джотто, продана 27 октября 2019 года на торгах аукционного дома Actéon в Санлисе за €24,2 млн. с четырёхкратным превышением эстимейта…
    29.10.19
    подробнее
  • Три источника и три составные части индуизма в искусстве
    Индуистская троица (тримурти) включает в себя Брахму — создателя, Вишну — хранителя и Шиву — разрушителя. Эти три Бога представляют циклическую природу нашего существования от рождения, жизни и смерти до последующего возрождения. Каждый их этих богов имеет свою иконографию…
    24.10.19
    подробнее
  • Голливудскому «любителю искусства» продали фейкового Ротко
    Вице-президент голливудской кинокомпании Universal Studios Рон Мейер подал судебный иск против двух арт-дилеров, которые, по его словам, почти двадцать лет назад уговорили его купить за $900 тыс. картину Марка Ротко, оказавшуюся поддельной…
    22.10.19
    подробнее
Всего: 3381. Показано с 1 по 20

Топ-10 образовательных YouTube каналов об искусстве

Государственная Третьяковская галерея. Сергей Шнуров в видеоролике «Эффект воздействия. Черный супрематический квадрат»

Третьяковская галерея

Канал Государственной Третьяковской галереи отражает практически все направления ее деятельности. Здесь регулярно появляются онлайн-экскурсии по временным выставкам и постоянной экспозиции от научных сотрудников музея и приглашенных искусствоведов, выкладываются записи лекций и дискуссий, других публичных мероприятий, анонсы грядущих событий и дополнительные материалы к ним.

Музей современного искусства  «Гараж». Образовательная программа к выставке The New International

Музей современного искусства «Гараж»

Подтянуть свои знания по истории отечественного и зарубежного искусства XX–XXI веков можно на канале «Гаража». В отдельных плейлистах выложены циклы лекций арт-критиков, искусствоведов и художников, образовательные программы к выставкам и даже словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке (часть лекций адаптирована для аудитории с нарушениями зрения и слуха).

ГМИИ им. Пушкина. Куратор Александра Данилова о выставке «Цай Гоцян. Октябрь»

ГМИИ им. А.С.Пушкина

Пушкинский музей также заботится о своих гостях с нарушениями слуха — отдельный плейлист отведен искусству импрессионистов, где о произведениях, художниках и их стиле рассказывают на русском жестовом языке. На канале есть традиционные для музеев ролики к выставкам и экскурсии по постоянной экспозиции в исполнении студентов Клуба юных искусствоведов, работающего при музее.

«Academia. Искусство». Телеканал «Культура». Юрий Волчок. Архитектоника Владимира Шухова

«Academia. Искусство». Телеканал «Культура»

В данном случае истории искусства и архитектуры посвящен не весь канал, а только один плейлист, где собраны тематические выпуски телепередачи Academia, в которой специалисты из разных областей читают лекции по своим предметам для широкой аудитории. Здесь можно услышать о русском футуризме, православной иконе, итальянском Ренессансе и многом другом.

Arzamas Academy. Курс № 18. «Русский авангард. Андрей Сарабьянов»

Arzamas Academy

Образовательный портал Arzamas Academy предлагает широкий выбор курсов и обучающих материалов в области гуманитарного знания. На его канале есть специальный раздел об изобразительном искусстве: в него вошли курсы лекций о живописи XIX века, русском авангарде и творчестве Джорджо Моранди, а также «Самая быстрая история русского искусства XX века» для тех, кто хочет получить общее представление о путях отечественного искусства прошлого века за 26 минут.

Нью-йоркский Музей современного искусства.  «„Как увидеть художника“ с Чарльзом Атласом. Роберт Раушенберг»

Нью-йоркский Музей современного искусства

Канал MoMА — настоящий клад как для любителей современного искусства, так и для всех, кто интересуется музейной жизнью. Помимо удобно рассортированных по тематическим плейлистам лекций и других материалов о скульптуре, живописи, фотографии и мультимедийному искусству, на канале выходят видео о специфике реставрации и о создании новых произведений современного искусства, а также о других подробностях невидимой зрителям работы музея.

The Art Assignment. «Искусство или розыгрыш?»

The Art Assignment

Канал The Art Assignment представляет развлекательный сегмент образовательного YouTube. В довольно коротких роликах ведущая канала, в прошлом куратор коллекции современного искусства Художественного музея Индианаполиса, Сара Юрист Грин встречается с современными художниками, которые рассказывают о своем творческом методе, путешествует по художественным «местам силы» и даже готовит по рецептам художников, попутно рассказывая об искусстве XX века.

Smarthistory. «Что такое кьяроскуро?»

Smarthistory. Art, Video, Conversation

Smarthistory — некоммерческая организация, цель которой — сделать историю искусств доступной. Проект сотрудничает примерно с 200 историками искусства, археологами и кураторами, видео на канале охватывают период с палеолита до наших дней. Многие ролики переведены на русский язык и выложены в соответствующем плейлисте Академии Хана — другого образовательного проекта.

Метрополитен-музей. «Проект художника: Джон Балдессари»

Метрополитен-музей

Как и большинство крупных музеев, Метрополитен рассказывает об экспонатах из своего собрания. Отдельный цикл посвящен, например, истории реставрации скульптуры Туллио Ломбардо «Адам», упавшей с пьедестала в 2002 году. На канале можно найти лекции об искусстве для взрослых, но особенно примечателен раздел для детей, где об искусстве рассказывают на конкретных примерах, а также показывают, как самим сделать самурайский шлем из бумаги или гравюру с помощью картошки.

Галерея Тейт. «Душа народа»: фильм Сесили Эмек о писателе и художнике Фейт Рингголд

Галерея Тейт

На своем канале Тейт, помимо интервью с художниками, записей лекций и мероприятий, выкладывает целые тематические циклы. К примеру, в плейлисте Unlock Art об искусстве можно узнать из уст известных людей: актеров, музыкантов и писателей, — а раздел Lost Art рассказывает об утраченных по разным причинам произведениях.

Самые свежие новинки из мира современного искусства со всего света

Талантливых людей во всём мире — огромное количество! Талантливых людей, которые способны реализовывать свои невероятные идеи — чуть меньше, но тоже очень много. Талантливых людей, которые умудрились прославиться своими произведениями — к сожалению, гораздо меньше. Огромным счастьем является то, что с помощью Интернета мы можем ознакомиться с определённым числом любопытнейших проектов со всего света. Давайте этим и займёмся!

1. Бариста из Кореи превращает кофе в произведения искусства

2. Оригинальная стоянка для велосипедов

3. Минималистичные татуировки, выполненные одной непрерывной линией

Автор Мо Ганчжи.

4. Женщина из Японии поразила весь мир своими туфлями-голубями

5. За 4 года работы более 10 000 фантиков от конфет превратились в это платье

6. Коллекция уличных ламп, стилизованных под садовые инструменты

7.  «Арбузный хлеб»: креативные кулинары превратили буханки хлеба в эту большую ягоду

Впервые этот необычный продукт появился в Тайване, после чего стал новым пищевым трендом.

8. Белорусская компания начала производство и выпуск деревянных велосипедов

9. Свет в бутылке: цилиндрическая лампа, спрятанная в капсуле

10. Своего скучного плюшевого мишку теперь можно заменить этим милашным ксеноморфом (из фильма «Чужой»)

Ну наконец-то!

Главные выставки лета | The Art Newspaper Russia — новости искусства

Выставка «Сергей Щукин. Коллекция» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Щукин. Биография коллекции

Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры

Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное

На несколько месяцев в Пушкинском музее, в проекте «Щукин. Биография коллекции» воссоединились петербургская и московская половины коллекции знаменитого собирателя импрессионизма, купца Сергея Щукина. Из Эрмитажа привезли Моне, Матисса, Пикассо, Гогена и многих других. Помимо Сергея Щукина, в экспозиции показано, что коллекционировали его братья Дмитрий (старые мастера из собрания ГМИИ), Петр (русское искусство и реликвии из Исторического музея) и Иван (собрание утрачено). Пожалуй, это главная московская выставка лета.

А в 2021 году после гастролей в парижском Фонде Louis Vuitton в Пушкинский приедет коллекция Морозовых, пока экспонируемая в Эрмитаже на выставке «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В Петербурге показывают не только французов Ивана Морозова, но и то, что покупал его рано умерший брат Михаил (многое в итоге оказалось в Третьяковской галерее). Поскольку братьев тут двое, а не четверо, проект получился более камерным — впрочем, все равно гигантским и обязательным к просмотру.

В Пушкинском музее в это же время не забудьте посетить «Коллекцию Fondation Louis Vuitton. Избранное» в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Чтобы здание не стояло пустым, пока его морозовские и щукинские импрессионисты и кубисты гостят в соседнем главном здании ГМИИ и в Эрмитаже, здесь развернули отборное собрание современного искусства — от Альберто Джакометти и Энди Уорхола до Жан-Мишеля Баскиа, Герхарда Рихтера, Марины Абрамович.

Щукин. Биография коллекции

ГМИИ им. А.С.Пушкина, главное здание

До 15 сентября

Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры

Эрмитаж, Главный штаб, Большая анфилада

До 6 октября

Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное

ГМИИ им. А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

До 29 сентября


Выставка «Свободный полет» Музея AZ и Третьяковской галереи. Фото: Музей AZ 

Свободный полет

Первой выставкой в том крыле здания на Крымском Валу, что раньше было Центральным домом художника, а теперь принадлежит Государственной Третьяковской галерее, стал проект «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому. Экспозиция, включающая работы советских нонконформистов, созвучные знаменитым фильмам режиссера «Андрей Рублев», «Сталкер», «Солярис», создана частным Музеем AZ, который раньше показывал этот проект в трех частях в течение нескольких лет в более камерном формате. На этот раз формат отнюдь не камерный, а захватывающий дух: выставка занимает весь второй этаж. Затемнение, огромные экраны с проекциями, футуристический дизайн.

На Крымском Валу тем временем будет продолжаться грандиозная ретроспектива Ильи Репина (до 18 августа). Увы, поскольку выставка открылась еще весной, то залы с графикой Репина уже исчерпали дозволенное для экспонирования время, и теперь рисунки убрали в запасники. Однако живопись все еще висит на стенах — и успеть ее увидеть просто необходимо.

А в Инженерном корпусе до 14 июля открыта выставка Эдварда Мунка. Великий норвежский экспрессионист в гостях в Москве с 70 живописными произведениями, пробирающими до дрожи. Помимо эталонного «Крика», представлено много сильных, но менее знакомых широкой публике произведений.

Свободный полет

Новая Третьяковка на Крымском валу, Западное крыло

До 22 сентября

Илья Репин

Новая Третьяковка на Крымском Валу

До 18 августа

Эдвард Мунк

Третьяковская галерея, Инженерный корпус

До 14 июля


Запона с алмазной шапки царя Петра Алексеевича в процессе реставрации. Выставка «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля». Фото: Музеи Московского Кремля

Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля

В преддверии открытия на Красной площади нового здания Музеев Московского Кремля, реконструкцию которого обещают закончить к 2022 году, сотрудники занимаются подготовкой экспонатов — а то имеющегося в хорошем состоянии не хватит на те гигантские экспозиционные площади, что вскоре появятся у музея. Многие сокровища, десятилетиями спрятанные в фондах, привели в порядок. Выставка, открывающаяся в середине лета пока внутри кремлевских стен, демонстрирует промежуточные этапы этой гигантской работы. До 2022 года еще далеко, а отреставрировать планируется очень многое.

Музеи Московского Кремля

С 12 июля до 13 октября


«Молодой апостол»  Андреа делла Роббиа на выставке «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны» в Эрмитаже. Фото: Musée du Louvre

Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны

Выставка, которая в 2018 году с успехом прошла в Лувре, теперь приехала в Россию. Она является примером популярного сейчас жанра воссоединения коллекций. Блистательный маркиз Джампьетро Кампана обладал одним из лучших в Италии XIX века собраний искусства Античности и эпохи Возрождения. Но был обвинен в растрате, и его коллекцию выставили на продажу. В результате ее поделили между Императорским Эрмитажем и Лувром (за покупки бились Александр II и Наполеон III).

Эрмитаж, Манеж Малого Эрмитажа

С 17 июля по 20 октября


Константин Сомов. «Обнаженный юноша» («Б.М.Снежковский«).1937. Фото: ГРМ
 

Константин Сомов. К 150-летию со дня рождения

Большая ретроспектива изящного мирискусника соберет более 100 работ — не только из коллекции ГРМ, но и из Третьяковской галереи, Музея Академии художеств, Петергофа и частных собраний обеих столиц.

Русский музей, Михайловский замок

С 8 августа по 4 ноября


Выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин» в Музее русского импрессионизма. Фото: Софья Багдасарова

Место под солнцем. Беньков/Фешин

Этот частный музей любит открывать новые имена и показывать редкие вещи из частных коллекций. На сей раз концепция выставки оказалась весьма любопытной: к Николаю Фешину, знаменитому русскому эмигранту, присоединился практически забытый Павел Беньков. Они были лучшими друзьями много лет, оба учились живописи у одних учителей и писали в похожей манере. А потом судьба их развела: Фешин отправился в американский Нью-Мексико, а Беньков — в советский Узбекистан. Сопоставление их ранних и поздних работ превращается в душераздирающий диалог о дружбе и судьбах русских художников ХХ века.

Музей русского импрессионизма

До 24 сентября


Выставка «Эпоха модерна» в Музее архитектуры имени А.В.Щусева. Фото: Музее архитектуры имени А.В.Щусева 

Эпоха модерна

Большая архитектурная выставка, с помощью рисунков, макетов и фотографий разворачивающая перед нами историю стиля, который расцвел в Европе, но, по счастью, не обошел и Москву. Среди экспонатов — работы таких мастеров, как Федор Шехтель, Роман Клейн, братья Веснины и многие другие.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

До 8 сентября


Работа Патриши Пиччинини  «Помет» на выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» в «Гараже». Фото: музей «Гараж»

Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100

Важный и насущный проект «Гаража» посвящен экологии. Такой экспозиции еще никто не делал, а тема чрезвычайно актуальная. В выставке принимает участие более полусотни авторов из России и со всего мира. Они размышляют о грядущем и его невеселых очертаниях, согласно прогнозам экологов и фантастов. А на площадке перед музеем можно увидеть две важные инсталляции: «Привой» от пуэрто-риканского дуэта Allora & Calzadilla и «Как встретить ангела» Ильи и Эмилии Кабаковых.

Музей современного искусства «Гараж»

До 1 декабря


Выставка Ивана Горшкова «Фонтан всего» в Московском музее современного искусства. Фото: ММОМА 

Иван Горшков. Фонтан всего

«Хулиганские» скульптуры и инсталляции от молодой звезды из Воронежа, многие из которых были созданы специально для этой выставки. Даже чтение названий экспонатов завораживает: «Утопия драконов», «Хрустальные сапоги», «Гиперпрыжок и муравьед», а в реальности они производят еще более сильное впечатление.

Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре

До 25 августа


Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века». Фото: ГИМ 

Аристократический портрет в России XVIII — начала XX века

Проект для любителей истинно русской классики — благородные лица аристократов XVIII–XIX веков кисти как лучших художников своего времени, так и позабытых провинциальных крепостных авторов. Ради этой выставки, которую уже продлили из-за популярности, Исторический музей извлек из запасников много портретов, крайне редко появляющихся на публике.

Исторический музей, Выставочный комплекс (здание Музея 1812 года)

До 18 августа

Самые ожидаемые выставки 2020 года в музеях мира

Ян ван Эйк.«Мадонна с младенцем у фонтана». 1440. Фото: Frick Collection/Michael Bodycomb

Ван Эйк. Оптическая революция
Музей изящных искусств, Гент

Около половины из приблизительно 20 известных сейчас работ кисти Яна ван Эйка (около 1390 — 1411) соберут в Генте на самой большой выставке фламандского художника. В экспозицию войдет несколько недавно отреставрированных произведений, в том числе внешние створки Гентского алтаря (1432) и «Портрет Бодуэна де Ланнуа» (около 1438–1440), который приедет прямиком из реставрационного отдела Берлинской картинной галереи. Немецкие реставраторы снимут старый лак и удалят скопившуюся на поверхности картины грязь, восстановят краски с использованием современных техник и нанесут новый слой лака. Сравнительно недавно в ходе расчистки «Портрета мужчины в голубом шапероне» (около 1428–1430) установили, что это тоже подлинник ван Эйка. Посетители выставки также получат уникальную возможность увидеть вместе две версии «Мадонны у фонтана» — 1439 года из Королевского музея изящных искусств в Антверпене и 1440 года из Коллекции Фрика в Нью-Йорке. Выставку дополнит множество мероприятий в рамках проекта «Фламандские мастера» — серии трех годовых программ, посвященных разным художникам.

1 февраля — 30 апреля 2020


Христо. «Обернутая Триумфальная арка. Проект для Парижа, площадь Шарля де Голля — Этуаль». 2019. Коллаж. Фото: André Grossmann / 2019 Christo

Христо и Жанна-Клод
Центр Помпиду, Париж

Идея упаковать Триумфальную арку возникла у знаменитого арт-дуэта Христо и Жанны-Клод в то время, когда они снимали маленькую квартиру неподалеку. Их мечта сбудется осенью 2020-го, когда знаменитый памятник обернут серебристо-голубой материей и перевяжут красной веревкой длиной 7 тыс. м (19 сентября — 4 октября). Но еще раньше в Центре Помпиду пройдет первая во Франции программная выставка дуэта. В нее войдут такие ранее не экспонировавшиеся работы, как серия «Кратеры» (1959–1961), созданная под влиянием Жана Дюбюффе, а также проект с парижским Новым мостом, одной из самых известных достопримечательностей, упакованных художниками.

После смерти Жанны-Клод в 2009 году Христо продолжает работать в одиночку, но она все равно остается его постоянной спутницей. В недавнем интервью The Art Newspaper он сказал: «Она была очень убедительной, очень критичной, и мне этого так не хватает. Она всегда задавала вопросы, и я все время скучаю по ней. Теперь в трудной ситуации я задаю себе вопрос: а что бы подумала Жанна-Клод?»

15 марта — 15 июня 2020


Экспонат выставки «Мрамор Торлония. Собрание шедевров». Фото: Fondazione Torlonia

Мрамор Торлония. Собрание шедевров
Капитолийские музеи, Рим

Одна из самых крупных в мире частных коллекций античной скульптуры, не выставлявшаяся полвека, наконец будет доступна для публики в Капитолийских музеях. Значимость выставки подчеркивается и тем фактом, что ряд экспонатов разместят в зале с бронзовыми скульптурами, в том числе Капитолийской волчицей, переданными в XV веке в дар народу папой Сикстом IV. Выставку курирует Сальваторе Сеттис, известный специалист по античному искусству и бывший руководитель Центра Гетти, организовавший новаторскую экспозицию копий классической скульптуры для открытия Фонда Prada в 2015 году. Он объясняет, что нынешняя выставка представляет собрание, в которое вошли более ранние коллекции, в том числе восходящие к XV веку. Сеттис уверен, что привлечь посетителей без классического образования поможет дизайн экспозиции, разработанный архитектором Дэвидом Чипперфилдом, а также тот факт, что она рассказывает целых пять историй. В их числе рассказ о Музее Торлония, открытый для знатной публики с 1874 по 1940-е годы, а также раздел, посвященный археологическим находкам, сделанным представителями рода во время раскопок на территории их огромных поместий. «Кроме того, мы постарались расположить экспонаты таким образом, чтобы даже у человека, не специализирующегося на античности, возникли вопросы», — добавляет Сеттис.

3 апреля 2020 — 15 января 2021


Артемизия Джентилески. «Юдифь и Олоферн». 1620. Фото: The National Gallery, London

Артемизия
Национальная галерея, Лондон

Куратор выставки «Артемизия» Летиция Тревес говорит, что она предложит зрителям «всесторонний» взгляд на Артемизию Джентилески как на талантливую художницу, рассказчицу, предпринимательницу, «решительную, умную и глубоко увлеченную своим делом женщину». Хронологически экспозиция, в которую войдет более 30 произведений, охватывает всю 40-летнюю карьеру итальянской художницы и, по словам Тревес, «подчеркивает ее умение приспосабливаться к разным рынкам и вкусам в тех городах, где она работала». Получив образование в римской мастерской отца, Орацио Джентилески, Артемизия заявила о себе как о художнице во Флоренции, в 1620-х годах вернулась в Рим, а последние 25 лет жизни провела в Неаполе. Недавно приобретенный Национальной галереей ранее неизвестный «Автопортрет в образе святой Екатерины» (1615–1617) впервые будет представлен рядом с такими шедеврами из коллекций других музеев, как первая подписанная работа Артемизии «Сусанна и старцы» (1610) и завораживающе кровавая «Юдифь и Олоферн» (1611–1612). Один из залов будет полностью посвящен изображениям этой героини и, по заверению куратора, продемонстрирует, как Артемизия «впервые показала традиционный сюжет с женской точки зрения».

4 апреля — 26 июля 2020


Ольмекская фигурка ребенка с початком кукурузы в руках. Фото: Archivo Digital de las Colecciones del Museo Nacional de Antropología; INAH-CANON

Ольмеки и культуры Мексиканского залива
Музей на набережной Бранли, Париж

Совместно с мексиканским Национальным институтом антропологии и истории Музей на набережной Бранли представит первую в Европе большую выставку, посвященную цивилизации ольмеков. Если в обеих Америках ольмеки, населявшие южную часть территории современной Мексики с 1400 по 400 год до н. э., известны очень широко, то европейская публика знает эту доколумбову цивилизацию гораздо хуже, чем пришедших позже ацтеков и майя. Чтобы познакомить с ней посетителей, музей привезет более 200 экспонатов, демонстрирующих ее экономические, общественные, политические и художественные достижения и рассказывающих, как она стала первой великой цивилизацией Мезоамерики. Выставка исследует такие темы, как символизм, письменность, ритуалы и идеология, благодаря которым ольмекам удалось развиться в сложное общество, что, в свою очередь, проложило путь для развития пришедших вслед за ним мезоамериканских цивилизаций. «Скачки, приводящие к развитию сложно устроенного общества, случались крайне редко, — рассказывает Стив Бурже, главный куратор музея, отвечающий за коллекцию обеих Америк. — Они происходили только приблизительно в шести точках мира, и процесс, имевший место в Мезоамерике, по-прежнему изучен очень мало». Хотя эта цивилизация известна в первую очередь исполинскими каменными головами, ольмекские ремесленники также работали с глиной, деревом и нефритом. Ученые полагают, что 40-сантиметровая фигурка ребенка с початком кукурузы в руках, которую можно будет увидеть в Париже, могла быть либо подношением, либо изображением бога маиса, основополагающего элемента рациона ольмеков.

19 мая — 15 ноября 2020


Винсент ван Гог. «Подсолнухи». 1888. Фото: The National Gallery 

Шедевры из лондонской Национальной галереи
Национальный музей искусств, Осака

Впервые в истории в Японию приедут «Подсолнухи» (1888) Винсента ван Гога — вместе с еще 60 картинами из коллекции лондонской Национальной галереи. Это самое большое число произведений искусства, когда-либо отправлявшееся на выставку в другой музей. Японские зрители, а также гости летних Олимпийских игр увидят шедевры разных эпох — от итальянского Возрождения до ХХ века, в том числе работы Паоло Уччелло, Диего Веласкеса, Антониса ван Дейка, Клода Моне, Уильяма Тернера и Пьера-Огюста Ренуара. Наряду с «Подсолнухами» ван Гога в экспозицию войдут такие выдающиеся произведения, как «Автопортрет в возрасте 34 лет» (1640) Рембрандта и «Девушка за верджинелом» (около 1670–1672) Яна Вермеера. Блокбастер откроется весной в Национальном музее западного искусства в Токио (3 марта — 14 июня), в июле переедет в Осаку, а потом отправится в Национальную галерею Австралии в Канберре (13 ноября — 14 марта).

7 июля — 18 октября 2020


Герхард Рихтер. Из серии «Клетка». 2006. Фото: Gerhard Richter

Герхард Рихтер. И все-таки живопись
Музей современного искусства, Лос-Анджелес

В 2020 году Герхард Рихтер вернется в музеи США с первой за два десятилетия большой ретроспективой. В августе в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе немецкий художник представит обзор более шести десятилетий своего творческого пути. Он последует за нью-йоркской версией выставки, которая пройдет весной и станет одной из последних в Метрополитен-Бройер (4 марта — 5 июля). «Это один из величайших художников нашего времени, — считает Шина Вагстафф, сокуратор выставки в Метрополитен-Бройер. — Разработанные им модусы обращения с абстракцией и фигуративностью сейчас широко используют младшие поколения художников». Помимо таких ключевых серий Рихтера, как «Клетка» (2006) и «Биркенау» (2014), в выставку войдут его ранние литографии и другие работы, прежде не экспонировавшиеся в музеях. В их числе «Группа людей» — черно-белая картина 1965 года из раннего периода Рихтера, когда он создавал живописные работы, основанные на фотографиях. Она изображает мужчину, читающего газету посреди толпы демонстрантов. По словам куратора, подобные произведения говорят не только об исследовании истории искусства, но и о вовлеченности художника в сложный политический контекст.

14 августа 2020 — 19 января 2021


Марина Абрамович. «Портрет со свечой из серии Places of Power». 2013. Фото: Marina Abramovicć Archives 

Марина Абрамович. После жизни
Королевская академия художеств, Лондон

Никогда не знаешь, чего ожидать от выставки Марины Абрамович. В 1974 году во время перформанса «Ритм 0» один из зрителей приставил к ее голове пистолет. В 2010 году на выставке в нью-йоркском Музее современного искусства она часами смотрела посетителям в глаза. Что ждет нас на ретроспективе в Королевской академии художеств? Представительница музея рассказала, что художница будет находиться в Лондоне в течение всего периода работы выставки и что «точный характер ее присутствия пока что не определен». В числе работ, которые, несомненно, войдут в экспозицию, будет произведение Imponderabilia, впервые исполненное в Болонье в 1977 году. Абрамович и ее тогдашний партнер Улай стояли обнаженными по сторонам узкого входа в галерею, так что зрителям приходилось протискиваться внутрь. Для выставки в Королевской академии Абрамович раздеваться не будет: в дверях встанут специально нанятые исполнители. Кроме того, в экспозицию войдут новые работы — в них художница размышляет об изменениях, происходящих в ее теле, и о переходе от жизни к смерти.

26 сентября — 8 декабря 2020


Рафаэль. «Мадонна с гвоздиками». Ок.1506-07. Фото: The National Gallery 

Рафаэль
Национальная галерея, Лондон

Выставка Рафаэля в лондонской Национальной галерее обещает стать одной из самых крупных в истории, на нее планируют привезти ключевые работы из Лувра, Музеев Ватикана и Галереи Уффици. В числе обещанных — «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (1508) из Музея изобразительных искусств в Будапеште, также известная как «Мадонна Эстерхази», и «Мадонна Террануова» (1504–1505) из собрания Государственных музеев Берлина. Обе картины будут экспонироваться вместе с такими шедеврами из собственной коллекции Национальной галереи, как «Мадонна с гвоздиками» (1506–1507). Всего музей надеется собрать около 30 картин Рафаэля, приблизительно 20 из которых предоставят другие институции. Кроме того, на выставке будут представлены важные рисунки художника, в том числе набросок «Голова апостола» для «Преображения Господня» (1518–1520), попавший в Англию в XVI веке и вошедший в коллекцию замка Чатсуорт. В 2012 году он был продан на торгах Sotheby’s за рекордные £29,7 млн. На выставку он приедет из частной нью-йоркской коллекции. Экспозиция охватит творчество Рафаэля во всем его многообразии: помимо живописи и рисунков, на ней будут представлены его опыты в сфере археологии, архитектуры и поэзии, а также печатной графики, скульптуры, изготовления шпалер и декоративно-прикладного искусства. В 2020 году пройдет сразу несколько выставок, приуроченных к 500-летию со дня смерти Рафаэля, в их числе будет еще одна большая — в Папских конюшнях в Риме (3 марта — 2 июня).

3 октября 2020 — 24 января 2021


Ганс Гольбейн Младший. «Портрет Генриха VIII». Ок. 1537. Фото: Museo Nacional Thyssen-Bornemisza 

Искусство при дворе Тюдоров
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

По сравнению с королевскими фамилиями по другую сторону Ла-Манша Тюдоры в конце XV века были новичками у власти. Они активно стремились доказать свое равенство с более старинными европейскими династиями вроде Валуа, род которых восходит к X веку, Габсбургов и Эсте (XI век), Колонна (XII век). В то же время легитимность притязаний Тюдоров на английский престол сама по себе была не очень прочной, а неспособность родить множество наследников не добавляла устойчивости их позиции. Чтобы не отставать от других монархов и подчеркнуть собственный статус, каждый из Тюдоров (за исключением, пожалуй, краткого периода правления Марии I) собирал и экспонировал произведения искусства в масштабах, не уступающих прочим королевским домам. Экспозиция представит все разнообразие их вкусов со времени захвата трона Генрихом VII в 1485 году и вплоть до смерти Елизаветы I в 1603 году. Работы европейских ружейников, золотых дел мастеров, печатников, миниатюристов, скульпторов, художников и ткачей из собственной коллекции Метрополитен-музея и из зарубежных институций соберут вместе, чтобы показать, как формировался специфический тюдоровский вкус. Одним из центральных экспонатов станет «Портрет Генриха VIII» (около 1537) из мадридского Музея Тиссен-Борнемиса.

6 октября 2020 — 10 января 2021


Бюст Нерона из меди. I век н.э. Фото: British Museum

Нерон. Жизнь и наследие
Британский музей, Лондон

Нерон (37–68 гг. н.э.) — архетипический злодей, римлянин, которого любят и ненавидят все студенты, изучающие античную историю. Все без исключения его достижения за 14-летний период правления Римской империей — он был последним императором из династии Юлиев-Клавдиев — затмеваются историями об убийствах, невоздержанности, разврате и жестокости. Благодаря древним авторам — Светонию, Плинию Старшему и Тациту — нам известно о склонности Нерона к отцеубийству, матереубийству и братоубийству (то есть практически ко всем основным видам родственных убийств), его сексуальном интересе к обоим полам (и чем недоступнее объект этого интереса, тем лучше) и безумной экстравагантности. Самой яркой иллюстрацией любви Нерона к изысканным вещам служит его «Золотой дом» с отделкой из золота, драгоценных камней и слоновой кости, статуей самого императора высотой 36 м и вращавшимся днем и ночью банкетным залом. Согласно некоторым авторам, во время большого римского пожара 64 года н.э., уничтожившего две трети города, Нерон играл на лире, любуясь «красотой пламени». Британский музей попытается отделить правду от вымысла на выставке, анализирующей противоречия в источниках и ищущей ответ на вопрос о том, кем на самом деле был Нерон. «Был ли он неопытным правителем, пытавшимся примириться с изменениями в условиях политического разнообразия, или беспощадным маньяком-матереубийцей?» — задаются вопросом организаторы. Посмотрим.

12 ноября 2020 — 28 марта 2021