Искусство сегодня: Искусство сегодня | Творческий союз художников России – Искусство — последние и свежие новости сегодня и за 2020 год на iz.ru

Изобразительное искусство раньше

Изобразительное искусство и живопись всегда играли определенную роль в существовании сообщества. Вспомним наскальные изображения наших предков. Они как ничто лучше изображали сущность бытия того времени, повествовали о образе деятельности, описывали борьбу за жизнь, чтобы спустя тысячелетия о них помнили потомки.

Изобразительное искусство Древней Руси представлено иконописью. Тогда религия и Бог играли наиважнейшую роль в жизни предков, являлись смыслом существования. Задача живописи заключалась в «воплощение божьего слова».

По мере развития общества, предпочтения и настроения людей отражались на полотнах великих художников и уже в начале 20 века мастера кисти и красок создавали живописные идеализированные шедевры, полные свободы, стремления, справедливости. Тогда на великие умы человечества влияли революция, Первая и Вторая Мировая войны, приход к власти большевиков.

Изобразительное искусство сегодня

Изобразительное искусство, как политика или наука, отдых на Байкале или курсы английского в Москве, любимое хобби или работа, является следствием нашей жизни, зеркалом происходящего, отражением нашей культуры, предпочтений, взглядов, поэтому достаточно посетить хотя бы единственную выставку отечественных художников, как становится ясно чем мы дышим, как живем, о чем переживаем.

Живопись сегодня – это совокупность происходящего, поэтому так часто выставки современных художников изобилуют обнаженными натурами, графическими элементами, граффити, боди-арт. Несмотря на сущность изображения, мы недалеко ушли от наших предков. Мы изображаем пережитые моменты счастья, радости или горечи, обнажаем душу и выражаем свои мысли на грубом холсте полотна…

Зайдите на любую выставку и насладитесь талантом молодых художников, маститых живописцев, обратите внимание на граффити у соседнего дома, просмотрите в интернете фестивали боди-арт, ведь, художники как волшебники останавливают время и творят, вернее,фиксируют историю.

MochalovaKris



Научитесь видеть прекрасное в двух мазках, или зачем нам современное искусство

Рубрики : Арт, Культура, Последние статьи

Что такое современное искусство, как научиться его понимать, и почему не каждая «странная» картина — это contemporary art: беседуем с молодым искусствоведом.

Открываете очередной номер случайного журнала, сидя где-нибудь в салоне самолета или в кафе, натыкаетесь на новости об очередной сделке на аукционе, где картина «известного современного художника» сошла с лота за несколько миллионов долларов, и впадаете в ступор? Недоумению вашему нет предела, ведь картину привычной картиной и не назовешь: пара мазков, четыре точки, а то и вообще изрезанное полотно. Как это можно объяснить? Помочь разобраться в этой непростой ситуации с радостью вызвался молодой специалист, искусствовед, научный сотрудник Музея Модерна в Самаре, Ирина Свиридова.

Ирина Свиридова "Зачем нам современное искусство?"

 

 

Чтобы понять предмет, нужно определиться терминологически. И в связи с этим возникает вопрос: что, по-твоему, есть современное искусство?

Те, кто начинают заниматься искусством, рано или поздно в результате приходят к современности. Я сейчас буду немного занудной, и скажу, что мы будем говорить не о современном искусстве, а о contemporary art, потому что современное искусство – это то, что начинается с 60-х годов 19 века, с импрессионизма. Это уход от классической традиции, классических эталонов. А вот то, что сейчас происходит, — это contemporary art.

Мы живем в определенное время, и следовало бы жить в своем времени. Нам постоянно в университете твердили о том, что нужно слушать свою музыку, т.е музыку нашего времени, нужно читать свою литературу, чтобы не жить в прошлом, а знать, что происходит здесь и сейчас. Так же и с визуальным искусством.

 

И все же, что такое современное искусство?

Если говорить конкретно об определении, то это очень сложный вопрос. И я над этим думаю уже достаточно долго. Я бы сказала, что не только современное искусство, а в принципе искусство по стандартной формулировке – это отражение действительности в художественных образах. Т.е. это действительность, которую мы переживаем, но поданная через интерпретацию художника.

 

А как понять современное искусство обычному человеку? Зачастую такой человек приходит на выставку и видит, например, мусор. И не понимает, что это и как воспринимать? Приходит ли это с опытом или этому нужно учиться?

На самом деле, касаясь современного искусства, мы вступаем на достаточно скользкую дорожку, потому что сейчас искусства очень много. Если раньше всегда было одно какое-то направление, например, барокко, и ведущие художники писали именно в этом стиле, то сейчас такого потокового направления нет. И каждый человек, художник, пытается выразить себя по-особенному. Он пытается сделать то, чего до него не делали.

Я думаю, сейчас можно выделить два направления: это художники-исследователи (как раз именно такое после 70-х годов 20-го века и появилось), которые изучают социальные процессы, и результаты своих исследований они показывают в своем творчестве. И чтобы понять это направление искусства, нужно знать теоретическую базу. Автор выражает какую-то мысль, обычно она каким-то образом обоснована, и эту мысль нужно знать, чтобы понять суть происходящего.

И второе направление – это те художники, которые выражают свои эмоции, себя самого, свои чувства, переживания. И здесь уже нет никакой теоретической базы. Здесь все рассчитано на эмоции, т.е. то, как человек не мозгом, а чувствами это воспримет. Искусство ради искусства.

 

Что заставляет людей замирать перед произведением искусства?

В музее, где я работаю (Музей Модерна, Самара) несколько лет назад была выставка «Мир искусства» (это такая большая группа русских художников начала 20-го века). На эту выставку привезли большую скульптуру Врубеля, и есть даже видео, где показано, как одна пожилая дама минут десять стоит перед этой скульптурой. Она ее обходила, смотрела, как будто находилась в активном диалоге со скульптурой, и это вошло в архив нашего музея. Я считаю, что человек – это такой сгусток из воспоминаний, эмоций, знаний, из всего, что происходит вокруг него. Если человек замирает перед каким-то произведением, то он резонирует вместе с ним. Он находит в этом что-то созвучное его состоянию в данный момент. Если это касается современного искусства, то обычно это нечто невыразимое. Почему-то…почему-то хочется стоять и чувствовать, что это твое. Но есть еще один вариант: у каждого человека есть чувство внутренней гармонии, причем гармонии и формы, и цвета. Поэтому, скорее всего, человеку что-то кажется гармоничным в произведении, и это влияет на него.

 

Существует категория людей, утверждающих, что ходить на выставки современного искусства – это пустая трата времени и денег. Что специалист может ответить на эти реплики?

Я отвечу просто: изучайте историю искусства! Для обычных людей, которые так говорят, искусство заканчивается на Шишкине и Айвазовском. Того же Малевича они знают, но совершенно не понимают. Им необходимо, во-первых, понять то, что сейчас искусство отличается от творчества художников-реалистов 19-го века. Нужно принять для себя тот факт, что актуальное искусство — странное, пугающее, непонятное, есть и будет, и потом начать его изучать. В любом случае, все заключается в знании, и если у человека есть представления об истории искусства, то он более спокойно будет относиться к современным художественным процессам и будет хотя бы пытаться их понять. И это единственный совет, который я вообще могу дать таким людям.

 

Чем руководствуются художники, когда называют свои картины?

Я думаю, опять же, представлением, — что он хотел сказать в этом произведении. Вот есть какая-то мысль, и он выражает ее в художественном образе. Иногда мысль не умещается в этом образе, и тогда она распространяется и на название тоже. Реальность достаточно проста и более тривиальна. Иногда название придумывается где-то за несколько часов до открытия выставки.

 

Почему чьи-то картины, на которых изображена пара пятен или мазков, могут стоить миллионы, а чьи-то нет?

Да, это вопрос, который волнует многих. Обычно говорят — да мой пятилетний сын так же нарисует! Как раз в середине 20-го века встает проблема взаимоотношения творения и творца: это произведение — искусство, поэтому я художник. Или вот я назвал себя художником, и поэтому все, что я делаю – это искусство? И сейчас очень много зависит от личности художника. Это человек, которого критик, по сути, назвал художником, значит все, что он делает, является искусством. Любой человек может намалевать картину, но это не продастся, потому что сам человек не известен в арт-обществе.

Важным является творческий метод художника и то, насколько новаторским он оказывается. Допустим, Джексон Поллок с его абстрактным экспрессионизмом и техникой разбрызгивания краски. Он стал первым, вошел в историю, стал одним из самых знаменитых художников XX века, и как раз его работы продаются за баснословные деньги. Как, впрочем, и творчество Марка Ротко, которого обычно любят вспоминать «жители» социальных сетей. Все эти авангардные художники имели классическое образование, но они на этом не остановились, а пошли дальше, разрабатывали свое видение искусства. Если кто-то захочет повторить творческий метод Ротко или Малевича, то это уже, конечно, котироваться на арт-рынке не будет, потому что «такое уже видели».

 

Но ведь кто-то в арт-общество попадет, начиная с таких картин? Это что, везение?

Сейчас многое зависит от интерпретаторов и трансляторов, ими обычно становятся частные галереи, которые собирают вокруг себя художников. Они их часто выставляют, и обществу преподносят как настоящих мастеров. Так как галерист — профессионал в своем деле, то у обычных людей не должно возникнуть сомнения в таланте выбранного художника. Для такого искусства — лаконичного, непонятного, с виду простого — необходимо попасть в тренд. Искусство живет и развивается вместе с обществом, оно отвечает на запросы сегодняшнего дня. Если мы видим на картине круг и прямоугольник, то, скорее всего, только так возможно выразить все то, что происходит в современном художнику мире.

 

Как наткнуться на такого критика, который скажет, что это искусство?

Есть критики, которые сделали себе имя в арт-сообществе. Они уважаемы, к их мнению прислушиваются. Обычно достаточно много говорят и пишут, поэтому главное услышать. И его мнение многое решает. Но достаточно сложный процесс – сделать из человека художника. Например, Ротко все равно связан с абстракционизмом, и он стал одним из таких главных людей своего направления. Его заметил какой-то галерист, который начал выставлять, продвигать и продавать. Я думаю, что по большой части решает человек, который дает теоретическое обоснование. Талант тоже решает многое в современном искусстве. Это должно быть новаторским, новым словом в искусстве, еще одним шажком.

 

Как сегодня доносить сложный язык искусства до ленивого зрителя? И какие способы существуют?

А зачем? Я не понимаю, зачем всем людям любить искусство? Все знают, что есть литература, но не все любят читать или не любят определенный жанр. Самое важное, как мне кажется, это сделать так, чтобы человек именно принял искусство. Сейчас очень много холивара: зачем все это, это не нужно! Это нужно, потому что является отражением нашей современной жизни. Человек может не любить, и ничего страшного в этом не будет. На самом деле, мой не очень большой опыт показал, что доносить информацию можно лекциями. Читать информацию можно спокойно и в Интернете, но людям интересно послушать такого человека, который будет говорить простым языком, легко. Я постоянно шучу и обычно не говорю то, что мне неинтересно. Современное искусство требует знаний. Оно закодировано, и чтобы понять, нужно знать язык, код. И без этого никуда. Ленивым — только ходить на лекции, вот все, что могу посоветовать.

 

Любая система со временем претерпевает какие-либо изменения. Какой скачок ждет современное искусство, и как ты представляешь его в будущем?

Повторюсь: искусство очень сильно завязано на современности. И оно будет в любом случае отвечать современным проблемам и тенденциям. Все-таки художники — это обычные люди, которые живут в обществе, тоже чувствуют, думают, что-то себе там представляют и с ними что-то случается, поэтому они все происходящее вокруг творчески переосмысливают и показывают в своих работах. Сейчас есть достаточно серьезная тенденция к уходу от изобразительности к документированию, причем, этот процесс очень сильно связан с природой. Искусство просто может вылиться в наблюдение, и главной задачей художника будет увидеть какой-то отдельный, иногда скрытый, процесс, и показать его всем остальным . Еще вариант: эти позиции (искусство как исследование и искусство как выражение эмоций) будут расширяться и отходить друг от друга, существовать как параллельные стези, которые не пересекутся. И это не будет одним единым стилем в будущем. Сейчас все очень пестро, ярко и неоднородно.

 

Занимается ли сам искусствовед творчеством?

Обычно да. У меня подруга, с которой мы все 6 лет обучения прошли вместе, — художник. Ей это интересно и так она выражает свое отношение к миру. Лично мне это не то чтобы неинтересно, я просто не хочу идти в творчество. Я хочу заниматься теорией и критикой!

 

Будни российского искусствоведа. Какие они?

Искусствоведов сейчас много и они везде. Занимаются самой разной деятельностью. Я — научный сотрудник музея, поэтому в мои обязанности входит организация выставок. Я такой некий культурный менеджер. Пишу тексты, лекции. И лекции — это достаточно удачный проект, который город действительно поддержал. На каждую лекцию приходит около 20 человек и больше, чтобы просто послушать про искусство. Готовлюсь к этим лекциям, нахожу интересную информацию, чтобы простым языком донести до посетителей. Но в голове сейчас бюрократические штуки, потому что вся документация музея — одна сплошная бешеная отчетность. Это то, что сильнее всего мешает работе.

 

 

Ты, как молодой специалист, уже столкнулась с какими-либо проблемами. Что ты можешь выделить в категорию проблем на твоем месте работы?

Первое, что мне хотелось бы выделить, — это бюрократический аппарат. Если делать какое-то мероприятие, то обычно, когда ты доходишь до него сквозь экономистов, юристов и так далее, то от этого художественного проекта ничего не остается. Но сможем ли мы победить сейчас эту бюрократию? — вряд ли. Нужно пытаться абстрагироваться от этого. Второе — сейчас музеи, как и кинотеатры, должны зарабатывать. Очень плохая тенденция. Здесь музей направлен не на просвещение, а на рейтинги. И есть не явная, но достаточно сильная конкуренция между музеями. Это я считаю очень неправильным. Нужно создавать в городе такую культурную среду, чтобы человек выбирал не между музеями, а между, допустим, музеем и торговым центром. Очень хочется, чтобы люди больше проводили время, познавая что-то. Я нахожусь в этой среде, и знаю, что и где происходит, но до большинства людей не доходит эта информация. Мне кажется необходимым создание единой платформы, сайта, где будут сконцентрирована вся информация обо всех музеях города.

И, в-третьих, устойчивый стереотип, что музей — мертвое скучное место. Современный музей – это пространство, в котором можно интересно проводить время. Например, у нас большинство проектов направлено на молодую публику. Нужно доносить, что музеи — это нескучно, интересно, и даже «развлекательнее», чем кинотеатры. Наверно, это три главные проблемы.

Обложка: Смитсоновский музей американского искусства/©Wikimedia Commons.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

«Корабль веры». Исламское искусство сегодня

Исламский информационный портал islam.ru представляет выставку работ художника-каллиграфа Мурада Магомедова.

С каллиграфией я познакомился семь лет назад, когда учился в Институте теологии и религиоведения в Махачкале. Меня поразили её широкие возможности и выразительность. Раньше я был обычным художником, понимаю искусство и могу сказать, что арабская каллиграфия превосходит все виды самых знаменитых стилей изобразительных искусств, таких как абстракция, сюрреализм и т. д.Мусульманская каллиграфия как жанр изобразительного искусства издавна почиталась высшим художественным достижением и занимала место, недоступное никаким другим искусствам.

Ещё с древних времён последователи Ислама считали каллиграфию «благороднейшим из изящных искусств». Искусство красивого письма, или каллиграфия, заняло особо почётное место среди разнообразных видов искусства мусульманского мира.

Современный прорыв арабской каллиграфии изменил традиционное представление об этом искусстве как о чем-то ограниченном и малозначимом в сфере мирового изобразительного творчества. В настоящее время арабская художественная каллиграфия способна удивлять даже бывалых мастеров абстракции и смыслового изобразительного творчества.

Судите сами, разве есть в каком-либо направлении изобразительного искусства картины, на которых изображен сюжет или форма, скрывающие в себе настолько большой смысл, что его даже можно разделить на уровни? В арабской каллиграфии именно так. Буквы арабского алфавита настолько пластичны, что, например, слово «Аллах» можно изобразить так, что в зеркале оно будет читаться как «Мухаммад». Это удивительно, но это именно так. Искусство Ислама с каждым днём доказывает свою исключительность.

 

1

3

4

5

7

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

20

21

23

25

26

27

28

29

 

 

30

Отпечаток пальца.

Чудо Корана.

Смысл: «Разве думает человек, что мы не соберём его костей? Да, способны мы подобрать даже кончики его пальцев» (сура «Воскресенье», аяты 3–4).

 

31

32

33

34

35

36

37

38

39

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

 

 

Искусство сегодня: рассудок или вдохновение

 “Искусство — единственное уцелевшее доныне порождение Духа Живого, непосредственного ощущения. Оно одно возникло из естественного, то есть нормального и здорового источника, и таков же процесс его становления. Дух, однако же, проявляет себя не в рассудочной деятельности, но в ощущениях, то есть лишь в том, что привыкли называть общими словами «Состояние души». Именно в том, что так любит презирать и высмеивать нынешний рассудочный человек, столь безмерно гордящийся собой. Тем самым он глумится над самым ценным в человеке, более того, над тем, что только и делает человека человеком!” Доклад “Это было однажды…” Каждый творческий человек, наверное, задумывался над тем, что же такое вдохновение и откуда оно берётся. При этом, конечно, вовсе не обязательно быть поэтом или художником, ведь творчество так или иначе пронизывает всю нашу жизнь или, по крайней мере, должно пронизывать. “Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии”, — эту мысль Александра Сергеевича Пушкина можно продолжить расширительно на многие, если не все, сферы деятельности человека: на воспитание и бизнес, изобретательство и законотворчество, медицину и т.д. Но, конечно же, о вдохновении говорят главным образом люди искусства – поэты и композиторы, живописцы и актёры. И это понятно, ведь без вдохновения искусство как таковое в принципе невозможно. Можно сказать, что вдохновение – это тот воздух, которым искусство живо, без которого оно перестаёт существовать. Так должно быть в идеале. И если сегодня говорят о глубоком кризисе искусства, то необходимо, следовательно, говорить и о кризисе вдохновения, даже – об его отсутствии. Именно это и происходит с искусством сегодня, когда вдохновение вообще поставлено под вопрос. «Вдохновения не существует!» – такая точка зрения уже была высказана людьми искусства, и причём не рядовыми и малоизвестными художниками, а теми, к чьим словам принято прислушиваться, чьи имена имеют вес в мире искусства. «Но что же тогда остаётся?» – возникает встречный вопрос. Если вдохновение – это пережиток прошлого, то что же эти люди искусства ставят вместо него? Эрудицию, работоспособность, интеллект… что ещё? Вот так и поселяется смута в душах людей, особенно – неоперившейся ещё молодёжи, ощущающей внутри себя порыв к творчеству, но в поисках ответов на волнующие душу вопросы о природе творчества сталкивающейся с подобными мнениями. Кто-то авторитетно рассуждает о том, что вдохновения как такового не существует, что оно – пережиток романтизма или, например, идеализма, а кто-то советует искать его в угаре страстей: в повышенной чувственности, в алкоголе и даже в употреблении наркотических веществ. Так история искусств новейшего времени указывает множество путей, подкрепляя их эффективность образчиками произведений: картинами, книгами, фильмами и т.д., окутанными при этом туманом мировой славы. И не мудрено, что многие не находят выхода из сложившейся ситуации, если вообще кто-то и пытается его искать, ведь ситуация эта способствует пышному разрастанию человеческого тщеславия – любой ценой, любыми средствами, а красивые слова и оригинальные теории для оправдания этого маскарада всегда найдутся. Но выход из смут современности был всегда, и наша современность, конечно же, не исключение. Тот, кто  несёт в своей душе твердое желание преодолеть все соблазны и найти единственный путь к Истине, – тот преодолеет и найдёт. Пусть эти соблазны как никогда велики, пусть смуты нашего времени не чета смутам прошедших веков, когда не существовало мирового общественного единства, достигнутого в результате технического прогресса. Велики смуты, но велика и помощь, оказываемая человечеству в наши дни. Решить проблему вдохновения можно, если решить проблему творчества. А проблему творчества, в свой черёд, можно решить, только решая проблему человека – источника этого творчества. «Всё, однако, к сожалению, безоговорочно подчинилось рассудку и только ему, пребывая тем самым в тяжких цепях земной ограниченности способности к постижению, что не могло не повлечь и ещё повлечет за собой бедственные последствия во всех областях человеческой деятельности, что бы при этом ни происходило. На всей этой Земле мы встречаемся лишь с одним-единственным исключением. Исключение это являет нам, однако же, вовсе не церковь, как думается многим и как и должно было бы быть, а Искусство! В Нём рассудок неизбежно играет подчинённую роль. Там, однако же, где господствует рассудок, искусство тут же низводится до ремесла; его глубокое падение стремительно и неоспоримо. При этом наблюдается простая и естественная закономерность, и иначе просто не может быть. Правило это не знает исключений». Однако, та же самая закономерность наблюдается, разумеется, и в любой другой области ! «Неужели же людям не над чем тут призадуматься?» — говорит Абд-ру-шин в своём Послании Граля, книге, которая также называется “В Свете Истины”. Говорит, приводя неопровержимые доказательства своих выводов о проблеме человека. Эти доказательства опираются на точное Знание Законов, заложенных в Творение Божьей Волей и действующих в нём с неподкупной строгостью. В свете действия этих Законов в Послании Граля раскрыта и природа вдохновения: «Если ты, к примеру, всерьёз погружен в раздумья о чём бы то ни было, то силою безмолвия это помышление обретает в тебе магнетизм, притягивает всё себе подобное и тем самым оплодотворяется. Оно созревает, выходя за рамки обыденного и в силу этого даже проникает в иные сферы, получая оттуда приток Высших помышлений… так рождается вдохновение! А посему — при вдохновении основное помышление должно исходить от тебя самого». Если теперь обратиться к художникам, которые смогли пройти через смуты времени, утверждая своим творчеством высокие Идеалы Искусства, то окажется, что описанный в Послании Граля механизм вдохновения является для них чем-то само собой разумеющимся. Достаточно вспомнить, например, удивительное стихотворение “Осень” А.С. Пушкина, который много размышлял о природе вдохновения и оставил нам свои наблюдения не только в стихах, но и в прозе: «Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно, и объяснению оных». Можно вспомнить другого Александра, нашего современника, Александра Исаевича Солженицына, который не раз в своих воспоминаниях говорит о так называемых «лавинных днях», когда «по неизвестной причине в какой-то день, прямо с утра, вдруг начинают прикатывать  мысли, догадки, да какие обещательные, да как повелительно! — только успевай, пока не ускользнула, записывать…» Из этих же воспоминаний можно сделать вывод, что «лавинным дням» предшествовало многолетнее размышление писателя над волнующей проблемой, т.е. им обязательно предшествовала сила безмолвия, о которой говорит Абд-ру-шин как о необходимой предпосылке вдохновения.

  • < Назад
  • Вперёд >