История купальника: как борьба за право раздеться привела к обратному результату
Купальные костюмы, как и другая одежда, всегда зависели от общественных норм, требующих от женщин соответствовать патриархальным стандартам. Десятилетия ушли на то, чтобы добиться права купаться без корсетов и шляпок, однако теперь борьба вышла на новый уровень: если раньше женщинам запрещали раздеваться, то теперь — одеваться
В сериале «Наполеон» Жозефина де Богарне, флиртуя с генералом Бонапартом, рассказывает, как в детстве купалась обнаженной на родной Мартинике. По словам Жозефины, река ей служила ванной. Даже сегодня признание Жозефины могло бы прозвучать слишком откровенно, но на самом деле в Европе долгое время реки заменяли ванну и душ, именно поэтому в них было принято купаться без одежды.
В XIX веке купание постепенно перестало быть исключительно гигиенической процедурой, когда в моду вошли морские ванны.
Материал по теме
Купальный костюм
В конце XIX века женщины перестали носить юбку на пляже — вместо нее отныне можно было обойтись особыми брюками. Кроме того, стали выпускать специальные «плавательные» модели корсетов.
Аннет родилась в 1886 году в Австралии. В детстве она переболела полиомиелитом и для восстановления мышц ног стала плавать. Плавание пришлось ей по душе, и Аннет всерьез занялась спортом. В 1905 году Келлерман стала первой женщиной в мире, совершившей попытку переплыть Ла-Манш (она чуть не утонула, так как вода оказалась слишком холодной). В 1907 году ее имя снова попало в газеты, на этот раз из-за «непристойного наряда»: обтягивающего плотного купальника, по современным меркам больше похожего на комбинезон. Аннет была арестована за неподобающее поведение на пляже. Ее критиковали за «презрение к добрым нравам».
Аннет Келлерман (Фото Wikipedia)
Благодаря смелости Аннет Келлерман слитный облегающий купальный костюм постепенно стал популярным. Хотя он мало был похож на современный купальник, скорее напоминал комбинезон с укороченными штанинами. Длина штанин строго регулировалась: не более 5 см выше колена. В 1920-е годы во Франции и в США по пляжам ходила полиция, которая измеряла длину купальников. Если результат не удовлетворял полицейских, то они изгоняли «нарушительницу» с пляжа и выписывали ей штраф. Появление купальника Келлерман совпало с первой волной феминизма и именно поэтому закрепилось как веха в истории костюма.
Материал по теме
Анатомическая бомба
5 июля 1946 года вошло в историю моды как день, когда появился купальник под названием бикини. Его создал французский инженер Луи Реар. Название было отсылкой к коралловому острову в Тихом океане, на котором США занимались ядерными испытаниями. Купальник и в самом деле произвел эффект разорвавшейся бомбы. Хотя на самом деле бикини существовало и раньше: жительницы Древнего Рима занимались спортом в похожих костюмах. Однако проект Реара шокировал послевоенное общество. Рекламный слоган звучал так: «Бикини, первая анатомическая бомба» .
«Ни одна профессиональная модель не согласилась демонстрировать столь непристойное изделие, так что Луи Реару пришлось нанять танцовщицу стриптиза», — рассказывала Мэган Виртанен, историк моды, культуролог, автор книги «Советская мода. 1917–1991». Топ и стринги помещались в небольшую коробку, похожую на спичечную.
В популяризацию модели внесла весомый вклад французская актриса Брижит Бардо, которая первой из актрис не постеснялась появиться в ней на экране в фильме «Манина, девушка в бикини» (1952). Примеру Бардо последовали звезды Голливуда — Мэрилин Монро (в фильме «Ниагара», 1953), Урсула Андресс (в фильме «Доктор Ноу», 1962).
Страны с сильными католическими традициями — например, Испания, Португалия, Италия — встретили новую моду в штыки. На общественных пляжах действовал запрет на ношение бикини. Папа римский окрестил аксессуар греховным и запретил пастве его ношение. Однако надвигающуюся сексуальную революцию уже нельзя было остановить — в 1962 году модель в бикини появилась на обложке журнала Playboy.
Даже в СССР раздельные купальники появились на Наталье Селезневой в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и на Светлане Светличной в «Бриллиантовой руке» (1969).
С 1960-х открытый купальник почти не менялся.
Материал по теме
«Готовы ли вы к пляжному телу?»
«Идеальное женское тело было раздето донага и выставлено на всеобщее обозрение. Впервые в истории женщинам показали совершенство, на которое им надо было равняться», — пишет Наоми Вульф в своей книге «Мифы о красоте», характеризуя публикации в журнале Playboy.
Вместе с появлением фотосессий в купальниках появились и представления об «идеальном» женском теле, на которое «не стыдно» надеть бикини, — в английском языке даже возник термин bikini bodie. Ежегодно в глянце выходят статьи о том, как подготовиться к лету: похудеть до «пляжного тела». Женщины, не соответствующие стандартам пляжной красоты, подвергаются хейту.
Однако в последние годы ситуация стала меняться. В 2016 году на платформе Change.org появилась петиция от движения Woman’s Right с требованием убрать в Лондоне рекламу, изображающую худую модель в ярко-желтом бикини, со слоганом «Готовы ли вы к пляжному телу?» По словам Шарлотты Баринг, разместившей петицию, рекламная кампания «напрямую нацелена на то, чтобы заставить женщин почувствовать, что их тела выглядят хуже, чем тело загорелой фотомодели». В итоге мэр Лондона Садик Хан распорядился убрать рекламу.
В 2022 году Министерство по вопросам равноправия Испании и Испанский женский институт запустили бодипозитивную кампанию «Пляжные тела — любые тела». По мнению организаторов, завышенные требования общества к женскому телу и требования соответствовать стандартам пляжной красоты бьют по самооценке женщин (правда, вокруг рекламы разразился скандал: оказалось, что одной из моделей с инвалидностью вместо протеза пририсовали ногу).
Материал по теме
Право прикрыться
Но не ко всем женщинам на европейских пляжах относятся одинаково толерантно. В 2016-м мэры нескольких французских городов пытались запретить буркини (от слов «бурка» и «бикини») — купальный костюм для мусульманок. И хотя суд посчитал эти действия дискриминационными, запрет на буркини все же сохранился в бассейнах (по гигиеническим причинам).
Мусульманский купальный костюм появился сравнительно недавно: в 2004 году его разработала ливанский дизайнер Ахеда Занетти. Купальник быстро стал популярен в восточных странах, а в 2021 году компания Nike даже выпустила коллекцию буркини совместно с арт-объединением Muslim Sisterhood. Костюм состоит из леггинсов, туники и головного убора, но даже это для многих мусульманок — слишком дерзкий наряд.
Однако и вокруг бикини не утихают споры. Их дискурс во многом перекликается с тем, как по-разному феминистки воспринимают независимость. Одни считают купальник-бикини и саму возможность обнажиться символом протеста против патриархата. К ним же можно отнести сторонниц движения #freethenipple (англ. «освободи соски»), которые стремятся полностью десексуализировать женское тело. Другие уверены, что, надевая бикини, женщины получают обратный эффект и только усиливают собственную сексуальную объективацию. Одним из примеров борьбы с ней стало нашумевшее выступление немецких гимнасток на Олимпиаде в Токио, когда они отказались выступать на соревнованиях в привычных коротких купальниках и вышли в закрытых комбинезонах. Поддержавшую этот тренд женскую сборную по пляжному гандболу из Норвегии даже оштрафовали за то, что спортсменки выступили не в привычных бикини, а в шортах.
История купальника бикини: от древних времён до наших дней
В наши дни бикини — это вполне обыденный предмет женского гардероба, но ещё 70 лет назад этот купальник стоял во главе мощнейшего движения, изменившего восприятие женского тела и мировую поп-культуру. Журнал Afisha.London погружается в историю легендарного женского купальника и рассказывает, как бикини захватило мир.
Благодаря одному французскому инженеру, однажды решившему стать дизайнером, через год после окончания Второй мировой войны мир впервые увидел женский пупок. Это на первый взгляд незначительное событие стало толчком сексуальной революции, сформировавшей современный культурный фон. Бикини в одночасье перечеркнуло столетия жёсткой цензуры женского тела и позволило женщинами наконец-то овладеть собственной сексуальностью. Эти купальники не только революционировали пляжную моду, но и положили начало эпохе новых экранных секс-символов — от первой девушки Бонда Урсулы Андресс до главной советской соблазнительницы Светланы Светличной. Но с чего всё началось?
Telegram канал
От Древнего мира до викторианской Англии
На самом деле, бикини — это древний предмет гардероба, который на какое-то время просто исчез из обихода. В ходе раскопок в Анатолии были найден артефакт с изображением некой богини в купальнике, очень сильно напоминающем современное бикини. Археологи датировали этот артефакт 5600 годом до н.э. — выходит, что бикини уже тысячи лет. Этот купальник также можно было встретить в античные времена: найдено множество ваз и мозаик, с изображениями женщин, занимающихся спортом в раздельных открытых купальниках. Бикини было привычным предметом гардероба на территории Греции ещё в 1400-х годах до н.э., а позднее стало частью жизни Римской империи. Однако с окончанием эпохи Древнего мира, — упадком древней Греции и падением Римской империи, — бикини пропало со страниц истории. До XVIII века упоминания о каких-либо купальных нарядах отсутствовали: можно предположить, что тому причиной стало христианство, которое пропагандировало пуританский образ жизни и всячески ущемляло права женщин.
Мозаика «Bikini Girls» в вилле Villa Romana del Casale (4 век н.э.)
Только в XIX веке, в Викторианскую эпоху, появилась мода на купание, и вместе с ней пришла потребность в купальниках. Те времена знамениты модой на закрытую одежду, поэтому создание купального костюма должно было быть непростой задачей. Однако викторианские дизайнеры не стали сильно утруждаться и просто-напросто создали женские купальники, практически ничем не отличимые от повседневного платья. Такие «купальники» шили из очень плотной ткани, дабы предотвратить прилипание при намокании, а также исключить те случаи, когда от воды ткань начинает просвечивать. Викторианским блюстителям морали было недостаточно закрытого тела, так что ко всем платьям-купальникам прилагались чепчики. Несмотря на то, что викторианские купальники кропотливо шились по множеству правил, дам, непосредственно использующих их по назначению, мужчинам видеть не доводилось. Всё потому, что сам процесс викторианского купания был необычайно странным: существовали специальные купальные машины, которые полностью скрывали женщин во время купания. Так сказать, двойной удар — плотный закрытый купальник и будка, чтобы уж точно не допустить случайного мужского взгляда.
- Викторианские купальные костюмы (1863 г.)
- Викторианские купальные машины
Появление аналогов современных купальников
В начале XX века купальники начали становиться более пригодными для купания (викторианские платья таковыми всё-таки не назовёшь). Основной прорыв произошёл благодаря тому, что с 1912 года к участию в соревнованиях по плаванию в рамках Олимпийских игр стали допускать и женщин. Специально для спортсменок создали новые купальники: на этот раз без рукавов, штанин и тем более юбок. Боязнь просвечивающей намокшей ткани никуда не делась, поэтому эти купальники так же, как и в Викторианскую эпоху, шили из плотной шерсти.
Летние Олимпийские игры 1912 года
Дальнейшая эволюция купальников во многом зависела от технического прогресса, ведь одной из основных проблем в создании по-настоящему удобного купальника было отсутствие подходящих тканей. С появлением синтетики купальники мгновенно преобразились: они стали более облегающими и перестали сильно стеснять движения. К 40-м годам пловчихи уже долгие годы соревновались в не просто облегающих, а в раздельных купальниках, что было настоящим прорывом. Правда разница между теми купальниками и бикини всё же немаленькая.
1140 300 Fyodorov Afisha
Луи Реар и его бикини
Революцию в мире купальников совершил француз Луи Реар — бывший инженер, оставивший профессию ради того, чтобы помогать маме с её бизнесом по производству женского белья. Одновременно с Реаром над новым видом купальника работал ещё один французский дизайнер — Жак Хайм. Незадолго до появления реаровского бикини, Хайм выпустил купальник под названием «атом», который стал успехом, но не был революционным — он был лишь немного меньше, чем уже привычные раздельные купальники с открытым прессом. В итоге, «атом» не прижился, и о нём быстро забыли, ведь Реар предложил миру что-то намного более сенсационное.
Читайте также: Гид по пляжам Великобритании: где отдохнуть на море?
Реару удалось перевернуть мир с помощью лишь одного комплекта: он сшил малюсенький раздельный купальник из 200 кв. см ткани с газетным принтом. Как потом говорил Реар, выбор газетного принта не был случайностью: дизайнер был практически уверен, что его творение покорит медиа по всему миру, так что этот газетный принт был неким кивком надвигающейся популярности. Для того, чтобы представить новинку общественности, дизайнер решил организовать специальную фотосессию у бассейна Молитор в Париже. Однако всё было не так просто, ведь ни одна девушка не соглашалась сняться в столь откровенном образе. Реар не опустил руки и всё-таки отыскал модель: ею стала танцовщица из Casino de Paris Мишелин Бернардини, которую нисколько не смутил малюсенький купальник. Так, 5 июля 1946 года, состоялась легендарная фотосессия, подарившая миру бикини. У купальника Реара появилось множество фанатов, большей частью которых, что не удивительно, были мужчины. После выхода фотосессии на Бернардини обрушилась сумасшедшая популярность — она получила около 50 000 писем от фанатов.
- Мишелин Бернардини в самом первом бикини
- Луи Реар с новой моделью бикини
Само название «бикини» имеет интересную историю: Реар назвал своё творение в честь атолла (острова) Бикини в Микронезии, где на неделе, когда состоялась фотосессия, тестировали атомные бомбы. Между прочим, у этого острова есть историческая связь с Россией — он был открыт русским мореплавателем Отто Коцебу, который в своё время назвал его атоллом Эшшольца. Затем остров переименовали немцы, придумавшие новое название на основе маршалльского слова «Pikinni» (маршалльский — один из коренных языков Микронезии. — Прим. ред.), которое можно перевести как «поверхность кокоса». Так что бикини с лифами из половинок кокоса можно считать данью этому названию.
Испытания атомной бомбы на атолле Бикини
В чём заключалась революционность бикини?
Важно отметить, что ни Реар, ни Хайм не являются изобретателями раздельного купальника как такового. К тому времени уже существовали раздельные купальники: в них соревновались вышеупомянутые спортсменки, фотографировались пин-ап модели и отдыхали звёзды Голливуда. Самым главным революционным фактором бикини («атом» в этом смысле отстал) стал оголённый пупок. Именно в пупке и заключалась скандальность творения Реара, ведь на подобное никто не решался со времён древнего Рима. На самом деле, революционное бикини появилось очень кстати: это был конец войны, первое безвоенное лето, люди ощущали некую свободу и были готовы к чему-то новому. Во многом именно благодаря этим обстоятельствам бикини не разнесли в пух и прах как богохульство и угрозу общественной морали и не запретили прямо в день выхода.
1140х300 museumcat.london
Появление на пляжах и многочисленные запреты
Смелые женщины подхватили новый тренд и начали появляться в бикини на средиземноморских пляжах. Подобные выходы были настоящей сенсацией: они будоражили консервативные умы и прокладывали дорогу совершенно новой моде. Несмотря на это многие всё-таки не были готовы к столь радикальной смене пляжных традиций, так что бикини начали постепенно запрещать. Франция ввела запрет на бикини в 1949 году, а за ней последовали Испания, Италия и Германия, в которой этот купальник нельзя было носить вплоть до 70-х.
Женщину штрафуют за бикини на пляже в Римини (1957 г.)
Читайте также: Где в Лондоне: открытые бассейны lido
В 1951 году в Лондоне состоялось знаковое событие в истории бикини — прошёл конкурс Festival Bikini Contest, который вскоре переименовали в «Мисс Мира». Несложно догадаться, что суть этого конкурса заключалась в том, что участницы выходили на сцену в бикини. Это мероприятие произвело фурор — ратующие за свободу самовыражения ликовали, а консерваторы негодовали. Особенно недовольна была католическая церковь: папа Пий XII осудил победительницу из Швеции, вследствие чего Ватикан объявил бикини грехом. За этим последовали новые запреты, и бикини забанили ещё несколько стран: Бельгия, Португалия, Австралия и некоторые штаты США. Запреты добрались и до Голливуда — некоторые организации потребовали изъять женские раздельные купальники с открытым пупком из всех кинолент, находящихся на стадии производства. Голливуд откликнулся на эту просьбу, поэтому вплоть до 60-х бикини не появлялось на серебряном экране.
Участницы Festival Bikini Contest в Лондоне (1951 г.)
В то же время в СССР не было особенного ажиотажа вокруг изобретения Реара, однако советские женщины всё же купались вовсе не в викторианских целомудренных «чехлах», а в раздельных купальниках с закрытым пупком. Чаще всего купальники шили самостоятельно, так как подобные изделия в Советском Союзе были в дефиците, впрочем, как и многое другое. Хоть самых настоящих бикини на советских пляжах в 50-е было не отыскать, лифы без бретелей, или бандо, попадались. И, в отличие от Запада, никаких особых запретов на бикини в СССР не наблюдалось, что приятно удивляет.
Пляж в СССР
Брижит Бардо и Лазурный Берег
Несмотря на многочисленные запреты популярность бикини в Европе росла. Эта популярность во многом была вызвана французскими знаменитостями, в первую очередь актрисой Брижит Бардо, в 1952 году снявшейся в фильме «Manina, the girl unveiled», который в США переименовали в «Manina, the Girl in the Bikini». Фотографии Бардо в бикини, сделанные во время пресс-тура фильма, вдохновили француженок на покупку этого откровенного купальника, и никакие запреты или заявления Ватикана не могли их остановить. Тем более что через 4 года вышел ещё один фильм с Бардо — «И бог создал женщину», который лишь напомнил о том, как прекрасно женщина может выглядеть в бикини.
Брижит Бардо / PHOTO: Sipa Press/REX/Shutterstock
Читайте также: Инструкция: что взять с собой на британский пляж?
Так бикини начало распространятся по миру. В 50-е люди стали больше путешествовать — кончилась война, и у них начали появляться деньги. Главным местом отдыха в те годы была Французская Ривьера, достаточно эксклюзивное направление, доступное только высшим слоям общества. Но именно эти гламурные пляжи для богатых мира сего и стали отправной точкой популяризации бикини. Светское общество начало расширять географию отдыха, и в чемоданах завсегдатаев Лазурного Берега — Ниццы, Монако и Канн — маленький купальник начал своё путешествие по миру. Так как бикини не просто начало пользоваться популярностью, а также стало обязательным атрибутом гардероба любой гламурной модницы, бизнес Луи Реара стал стремительно расти. Тогда дизайнер выпустил скандальную рекламу, в которой говорилось, что если ваш купальник не продеть через обручальное кольцо — это вовсе не бикини.
Сексуальная революция 60-х
К 60-м многочисленные государственные запреты начали снимать, и поток отдыхающих в бикини увеличился. В 1962 году произошло ещё одно знаковое событие в истории бикини, сделавшее этот купальник поп-феноменом. Актриса Урсула Андресс сыграла роль девушки Бонда в самом первом фильме о знаменитом британском шпионе «Доктор Ноу». Андресс появилась на экране в ослепительно-белом бикини — этот кадр стал одним из самых известных моментов в истории кино и моды, превратив молодую актрису в живую легенду. То самое белое бикини считается самым известным бикини всех времён и народов (его продали за $61 500 в 2001 году). Всего лишь один кадр с девушкой, выходящей из воды в бикини, смог оказать колоссальное влияние на моду и культуру десятилетия и посодействовать сексуальной революции 60-х, которой было суждено навсегда изменить мир.
Урсула Андресс в фильме «Доктор Ноу»
Интересно, что через 7 лет после появления Андресс в «Доктор Ноу» в СССР произошло похожее событие, которое оказало столь же мощное влияние на культуру страны. В 1969 году советская актриса Светлана Светличная предстала в роли роковой соблазнительницы в знаменитом фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Светличная появилась на экране в откровенном бикини без бретелей, стилизованном под некое одеяние из листьев. Эта роль навсегда закрепила за актрисой звание секс-символа советского кино и вызвала бурный интерес к бикини среди советских женщин. Светличная стала неким идеалом, образом, к которому надо было стремиться, и так уж вышло, что этот образ был одет не во что-нибудь, а в бикини. Как и в случае с Урсулой Андресс, появление образа женщины в бикини на экране способствовало популяризации купальника в реальной жизни.
Светлана Светличная в фильме «Бриллиантовая рука»
К 80-м бикини стало нормой по всему миру, и появилось множество фирм, выпускающих этот купальник. Бикини стало обязательным предметом гардероба любой модницы, будь она из США, Великобритании или СССР. Малюсенький купальник авторства Луи Реара, когда-то вызвавший не только фурор, но и мощное сопротивление, превратился в общепринятую норму и многомиллиардную индустрию.
Лия Шапиро
Читайте также:
Где в Лондоне: магазины с винтажной одеждой
Где в Лондоне: рестораны со звёздами Мишлен
От саквояжа до Биркин: всё, что нужно знать про дамские сумки
История женских купальников
С восемнадцатого века и до наших дней женские купальники претерпели беспрецедентные изменения. Изменения в женских купальных костюмах на протяжении всей истории отражали социологические и технологические факторы, поэтому одежда действует как барометр времени.
Купальники в общих чертах определяются как категория одежды, которую часто надевают при занятиях водными видами спорта, таких как плавание или купание. Ожидается, что купальники будут соответствовать различным требованиям. Соревнующимся пловцам предпочтительна обтекаемая и облегающая одежда, которая уменьшает трение и сопротивление в воде, чтобы улучшить движение и плавучесть. Для рекреационного использования купальники должны быть модными, но при этом сохранять свою функциональность, например, защищать скромность владельца и выдерживать воздействие таких элементов, как вода и солнечный свет. Изучение истории женских купальных костюмов, прослеживание их эволюции во времени и на разных континентах дает не только представление о модных тенденциях и технологических достижениях в области материалов и дизайна, но и исследование женского освобождения.
18 век
В восемнадцатом веке купание в море стало популярным развлечением. Считалось, что купание в море приносит значительную пользу для здоровья, поэтому его поощряли как женщины, так и мужчины (Кидвелл). Однако полностью погружаться не рекомендуется. Это считалось особенно важным для женщин, поскольку деятельность в воде не считалась достаточно женской. Для купания женщины носили свободные открытые платья, похожие на сорочку (Кидвелл). Эти купальные халаты было удобнее носить в воде, особенно по сравнению с более узкой дневной одеждой.
Купальный халат на рис. 1 датирован 1767 годом и принадлежал Марте Вашингтон, жене тогдашнего командующего Континентальной армией, а затем первого президента США Джорджа Вашингтона. Бело-голубое клетчатое платье из льна выполнено в стиле свободного кроя. Небольшие свинцовые гири вшиты в каждую четверть платья, прямо над подолом. Это было сделано для того, чтобы платье не всплывало в воде, помогая женщинам сохранять скромность. Известно, что Марта Вашингтон путешествовала летом 1767 и 1769 годов.к знаменитым минеральным источникам в Беркли-Спрингс, Западная Вирджиния, чтобы получить очевидную пользу для здоровья.
Рис. 1 — Производитель неизвестен (американец). Купальный халат , ок. 1767-1769 гг. Лен, свинец. Маунт-Вернон: Маунт-Вернон Джорджа Вашингтона, W-580. Подарок миссис Джордж Р. Голдсборо, вице-регента Мэриленда, 1894 г. Источник: George Washington’s Mount Vernon
19th Century
В XIX веке популярность рекреационных водных видов спорта превзошла желание купаться ради пользы для здоровья. При этом свободные платья-рубашки становились все более приталенными и сложными, повторяя силуэты женской моды.
Приоритетом номер один для женщин, принимавших участие в водных мероприятиях, было сохранение скромности. Хотя купание с пользой для здоровья вышло из моды, женщины по-прежнему склонны купаться или грести в воде. Это произошло потому, что энергичные упражнения в воде не считались женственными. Женские купальники должны были отражать это представление о том, чтобы оставаться приличными, как это определено современным обществом. Купальники состояли из купального платья, панталон и чулок, часто из шерсти или хлопка. Эти ткани становились тяжелыми при намокании и вряд ли подходили для какой-либо активной деятельности. В этом случае можно сказать, что женские купальные костюмы, которые препятствовали легкости передвижения в воде, отражали и поддерживали социальные и физические ограничения для женщин в патриархальном обществе девятнадцатого века.
Рис. 2 — Уильям Хит (британец, 1794-1840). Русалки в Брайтоне , 1825-1830. Офорт. Лондон: Британский музей, 1868, 0808.9134. Куплено у Эдварда Хокинса (наследство). Источник: Британский музей
Рис. 3 — Дизайнер неизвестен (американец). Купальный костюм , 1870-е гг. Шерсть. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1979.346.18a, b. Дар Нью-Йоркского исторического общества, 1979 г. Источник: The Met
В викторианский период, известный своими строгими моральными ценностями, женщины часто пользовались купальными машинами, как показано на рис. 2, при входе в море и выходе из него. Купальные машины представляли собой маленькие домики на колесах, которые въезжали и вытаскивались из более глубокой воды лошадьми. Они предоставили женщинам возможность переодеться в уединении, прежде чем отправиться прямо в море.
В 1880-х годах женщины продолжали носить купальные платья, как показано на рисунках 3 и 4. Эти предметы одежды имели высокий вырез, длинные рукава и юбки до колен. По-прежнему использовались льняные и шерстяные ткани. Женщины часто носили ремни на талии, чтобы воспроизвести популярный силуэт того времени. Под купальным платьем женщины надевали шаровары, чтобы сохранить скромность.
Альтернативным женским купальным костюмом, популяризировавшимся в конце викторианской эпохи, был костюм принцессы (Kennedy 23). Это была цельная одежда, в которой блуза пришивалась к брюкам. Сверху женщины носили юбку до середины икры, которая отвлекала внимание от фигуры обладательницы. Одежда, как правило, была темного цвета, а это означало, что зрители не могли определить, промокла ли одежда. Костюмы были не самыми практичными, ограничивали движения рук владельцев и утяжеляли их в воде.
Костюм принцессы стал катализатором значительных изменений в женских купальниках, которые должны были произойти. Наиболее очевидно, что костюм принцессы положил начало цельному купальнику для женщин (рис. 5). Изменения начали происходить быстро, поскольку деятельность женщин в воде стала более социально приемлемой. Во-первых, к 1890-м годам брюки костюма принцессы были укорочены, чтобы их не было видно из-под юбки. Материал, который использовался для создания костюма принцессы, перешел от фланели, которая становилась тяжелой при намокании, к сарже и другим трикотажным материалам (Kidwell).
Рис. 4 — Художник неизвестен. Купальный костюм, из The Delineator , июль 1884 г. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, фото 58466. Источник: Alamy
Рис. 5 — Производитель неизвестен (американец). Купальник , 1890-95. Шерсть, хлопок. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1975.227.6. Подарок Теодора Фишера Эллса, 1975 г. Источник: The Met
1900-1945
В двадцатом веке женские купальники претерпели значительные изменения в результате материальных достижений и все более либеральных модных тенденций.
В начале девятнадцатого века плавание стало соревновательным видом спорта. Однако его популярность не укрепилась до его первого появления на Олимпийских играх в 1896 году. Женщинам впервые разрешили соревноваться в плавании на Олимпийских играх 1912 года. Аннет Келлерман (рис. 6), пловчихе из Австралии, можно приписать изменение отношения общества к принятию участия женщин в плавании и начало модернизации женских купальных костюмов. Келлерман прозвали «Австралийской русалкой» из-за ее способностей к плаванию. Она была известна тем, что переплыла Ла-Манш, и прославилась своими выступлениями в голливудских фильмах (Шмидт и Тэй).
В 1905 году Аннет Келлерман пригласили выступить перед британской королевской семьей, однако ее купальник был запрещен, так как он был облегающим и открывал нижнюю половину ее ног. Келлерман отказалась соревноваться в неудобной и неподходящей одежде, которая соответствовала бы их стандартам скромности, поэтому вместо этого она пришила к своему купальнику черные чулки, как показано на рисунке 6. Келлерман снова столкнулась с проблемами, когда соревновалась в Бостоне. Ее купальник был сочтен неприличным; однако это решение было отклонено в ее пользу, поскольку судья согласился с тем, что тяжелые и плохо сидящие купальники были непрактичной одеждой для плавания. Этот инцидент получил широкую огласку в средствах массовой информации, и, хотя действия Келлерман могли оказать освобождающее воздействие на женские купальники, к сожалению, они привели к преследованию женской нескромности в некоторых частях мира, когда полиция работала над обеспечением строгой политики поведения в одежде.
Рис. 6 — Джордж Грэнтэм Бейн (американец, 1865–1944). Мисс Аннет Келлерман , ок. 1905. Стеклянный негатив. Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса, LC-B2-738-5 [P&P]. Источник: LOC
Рис. 7 — Jantzen (1910-). Jantzen 1910-2010 , 2010. Источник: Lingerie Talk
В 1910-х годах Jantzen, первоначально известная как Portland Knitting Company, была ведущим производителем купальных костюмов (рис. 7). Это было началом технологических достижений в области материалов для купальных костюмов. Сначала Jantzen производил то, что они называли «шерстяными костюмами» для гребных клубов. Это стало очень популярным, и поэтому Янцен продал его более широкой аудитории. Не было до 1921, что Янцен назвал эту одежду купальником. Speedo , австралийская компания по производству одежды, начала экспериментировать с купальными костюмами в 1914 году. Для обоих полов универсальная одежда, как правило, имела топы с короткими рукавами или жилетки с длинными штанинами. В то время как социальная реформа началась, коммерческий сектор отставал. Поэтому и Jantzen, и Speedo продолжали продавать свои моноблоки как купальные костюмы на протяжении 1910-х годов.
После Первой мировой войны мода на женские купальники стала различаться на разных континентах. В Америке и Европе женщины носили вязаные купальники, которые заменяли купальный костюм, однако в зависимости от того, где вы жили, были небольшие изменения. В Америке женщины предпочитали практичный и спортивный вид, в то время как европейские женщины предпочитали более гладкие купальники, облегающие тело. Еще одно ключевое различие между двумя модными тенденциями заключалось в том, что мода на женские купальники была доступна очень большому среднему классу в Америке, тогда как в Европе существовало четкое классовое разделение в зависимости от того, что женщины могли или не могли позволить себе купить для пляжа. Состоятельная женщина могла выделиться, надев купальный костюм из шелкового джерси вместо вязаного (Кидвелл). Кеннеди повторяет это, когда пишет:
«По обе стороны Атлантики отдавалось предпочтение практичному цельному «майо», но во Франции штанины костюма были короче по длине, вязание ребрами было более тонким, а украшения были сведены к минимуму». (34)
Несмотря на то, что костюмы майо, которые носили женщины, были усовершенствованием того, что они носили до начала века, в них все же была своя непрактичность. Из-за материала одежды вязаные купальники имели тенденцию деформироваться при намокании. Ткань впитывала много воды, что приводило к удлинению и провисанию купальника. Эти проблемы часто ставили под угрозу скромность женских купальников, которая беспокоила межвоенное общество.
Рис. 8 — Фотограф неизвестен. Обложка Vogue , июль 1932 года. Источник: Архив Vogue
Рис. 9 — Neyret (франц.). Купальный костюм , 1937 г. Машинная вязка из шерсти. Лондон: Музей Виктории и Альберта, T.293-1971. Источник: V&A
В этот период купальные костюмы стали появляться в журналах как модная одежда (рис. 8), так как модные дизайнеры приложили руку к созданию купальных костюмов. Коко Шанель создала слитный купальник из ткани букле, который можно было бы считать унисекс (Кеннеди, 48 лет). Набег Шанель на купальные костюмы привел их в современную моду. Жан Пату, который работал со своей сестрой Мадлен, был, пожалуй, самым известным дизайнером спортивной одежды того времени. Купальники также можно было найти в каннских бутиках Lanvin, Molyneux, Schiaparelli и Poiret (Kennedy 53).
1930-е годы уступили место движению за здоровье и фитнес, которое отдавало предпочтение подтянутым и здоровым женщинам. Чтобы поддерживать свою фигуру, женщин поощряли заниматься физическими упражнениями, но только способами, которые считались женственными. Одним из таких упражнений было плавание, которое также дало женщинам возможность экспериментировать с загаром. К концу 1920-х годов загорелая кожа больше не была признаком рабочего класса, а вместо этого стала модной и означала, что человек отдыхает и, следовательно, богат. Настолько, что в 1932 января Эльза Скиапарелли запатентовала купальник с открытой спиной и встроенным бюстгальтером с единственной целью — избежать появления полос загара от бретелек купальника во время принятия солнечных ванн (Snodgrass 566).
Мальчишеские силуэты ушли в прошлое, поскольку женщины стремились к более стройным фигурам. Купальник на рис. 9 представляет собой шерстяную одежду машинной вязки 1937 года. Шерсть предпочитали из-за ее слегка эластичных свойств. Купальник имеет тонкие бретельки, позволяющие женщинам ловить солнце на своих плечах. Ребристая панель на животе обеспечивала бы дополнительную поддержку и подчеркивала женскую фигуру. Короткие трусы сохраняют скромность владельца.
1945-1999
Латексная пряжа (рис. 10) была изобретена в 1931 году (Кеннеди 71). Это изменило правила игры для купальных костюмов, когда они регулярно использовались в производстве. Обычно вязаные купальники делались из шерсти, которая теряла форму при намокании. Внедрение пряжи Lastex в женскую купальную одежду означало, что одежда будет сохранять свою форму в воде и на суше. Латекс часто комбинировали с искусственными волокнами, такими как вискоза, в результате чего получалась эластичная и блестящая ткань (Кеннеди 71). Купальники теперь можно было производить в гораздо большем диапазоне цветов и принтов (Кеннеди 71). Кроме того, в конце 19 в.В 40-х годах Кристиан Диор запустил свой новый образ, который состоял из зауженной талии и пышных юбок, подчеркивающих женские формы. Этот захватывающий дизайн изменил тенденцию к женственности и фигуре в виде песочных часов для женщин, в том числе в купальниках. В этой рекламе пряжи Lastex от ок. 1950 г. (рис. 10), облегающие купальники отражают модные женственные послевоенные силуэты.
Одним из самых значительных моментов в истории женского купальника стало создание бикини в 1946 году. Дизайн бикини был разработан двумя разными дизайнерами, которые одновременно представили революционную одежду. Жак Хейм, французский модельер, создал минималистичный купальный костюм, состоящий из двух частей, 19 мая.46, под названием Атом. Atome от Heim отличался верхом в виде бюстгальтера и низом, закрывавшим низ и пупок. Позже в том же году, в июле 1946 года, Луи Реар, инженер, ставший дизайнером, создал то, что он назвал бикини. Скудный дизайн Реара, изображенный на рис. 11, состоял всего из четырех треугольников материала, которые скреплялись веревкой. Два дизайна конкурировали за внимание публики, и хотя одежда Хейма была первой, которую носили на пляже, именно термин «бикини», придуманный Реаром, прижился.
Подъем киноиндустрии и голливудского гламура, которые прославляли женские формы во всей их полноте, оказал большое влияние на индустрию купальных костюмов. В 1952 году Бриджит Бардо снялась во французском фильме Manina, The Girl in the Bikini . В 17 лет Бардо стала одной из первых женщин, появившихся на большом экране в бикини. Ближе к концу десятилетия, в 1956 году, Бардо снова появилась в бикини в фильме «И Бог создал женщин ». Эти выступления сделали бикини популярными в средствах массовой информации, положив тем самым начало превращению одежды из возмутительной и шокирующей в повседневную. Согласно Vogue , к середине 1950-х купальники рассматривались скорее как «состояние одетого, а не раздетого» (Делис Хилл 63), что свидетельствует о постепенном принятии раскрепощенных модных тенденций, даже если общество было не совсем готово к бикини.
Рис. 10 — Художник неизвестен. Перед бикини: «Чтобы подчеркнуть свою фигуру этим летом, выберите купальник, обладающий долговременной эластичностью, которую обеспечивает пряжа Lastex…» , ок. 1950-е годы. Источник: Alamy Stock Photos
Рис. 11 — Неизвестный фотограф (французский). Бикини в плавательном бассейне Molitor , 1946 год. Источник: Getty Images
Рис. 12 — Вилли Розье (Франция, 1901–1983). Бриджит Бардо, 1952 г., Манина, «Девушка в бикини», с Жаном-Франсуа Кальвом, Ullstein Bild Dtl , 1952 г. Источник: Getty Images ). Для Олимпийских игр в Мельбурне в 1956 году компания Speedo создала известные мужские шорты Speedo (Kennedy 10). Возможно, неудивительно, что технологические достижения в материальности были приоритетом для использования в соревновательном плавании среди мужчин, а не среди женщин. Однако вскоре женские купальники также использовали гидродинамические свойства нейлона. В 1970-е годы Speedo представила эластан в своих купальниках. Комбинация эластана и нейлона значительно снижает сопротивление воде и повышает износостойкость купальников.
Рис. 13 — Руди Гернрайх (американец, родился в Австрии, 1922–1985). Купальник , 1964 г. Шерсть, резинка. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1986.517.13. Дар Бетти Фернесс, 1986. Источник: The Met
Рис. 14 — Уильям Клэкстон (американец, 1927–2008). Пегги Моффит, монокини от Руди Гернрайха , 1964. Источник: Feature Shoot
Дизайнеры продолжали экспериментировать с купальными костюмами на протяжении всей второй половины двадцатого века. Эмануэль Унгаро, Андре Курреж, Джорджио Армани, Оскар де ла Рента и Кельвин Кляйн начали продавать готовую одежду для купания в 1960-х годах (Snodgrass 567). В 1964 году дизайнер Руди Гернрайх выпустил свое культовое монокини (рис. 13–14). Первый предмет одежды топлесс, цельный, состоял из облегающих брюк с высокой талией, которые удерживались на месте тонкими бретельками на шее. Таким образом, монокини Гернрайха сочетало консервативное платье с нескромностью.
Рис. 15 — Фотограф неизвестен. Николетт Шеридан на турнире Kauai Lagoons Celebrity Sports Invitational , 1988 год. Источник: Getty Images
Рис. 16. Фотограф неизвестен. Памела Андерсон, Спасатели Малибу , 1995. Источник: Harper’s Bazaar
К концу двадцатого века женские купальники становились все более смелыми и красочными, что отражало модные тенденции того времени. Бикини и купальники по-прежнему были популярными купальными костюмами, которые теперь отличались высокими штанинами, топами бикини без бретелек и даже подходящими саронгами (рис. 15). Телевизионное шоу 9Сериал 0015 Спасатели Малибу , впервые показанный в 1989 году, стал известен благодаря своим персонажам в ярко-красных купальниках с высоким вырезом (рис. 16). Этот стиль купальных костюмов вновь популяризировал цельный купальник в новой форме.
21 век
Спортивное плавание в 21 веке по-прежнему выигрывает от технологических достижений в формах и материалах. В 2008 году Speedo выпустила модель LZR Racer, изображенную на рисунках 17 и 18. Купальник длиной до тела изготовлен из эластана, нейлона и полиуретана. Эти купальники вызвали споры, поскольку многие считали, что используемые материалы давали несправедливое преимущество из-за их гидродинамических свойств. После их использования на Олимпийских играх 2008 года в Пекине, где спортсмены, носившие LZR, выступили исключительно хорошо, правила для купальных костюмов на Олимпийских играх были пересмотрены. Был сделан вывод, что женские купальники могут быть только от плеч до колен.
С 2000-х годов многие тенденции женских купальников двадцатого века пересматриваются из-за цикличности моды. Сплошные купальные костюмы 1950-х годов с высоким вырезом Спасатели Малибу и крошечные крошечные бикини часто можно увидеть на одном и том же пляже. Женские купальники по-прежнему должны быть не просто функциональной одеждой, они также должны быть модными. Что-то новое в женских купальных костюмах в двадцать первом веке заключается в том, что бренды купальных костюмов больше учитывают женские размеры. Давление выглядеть определенным образом, когда у бассейна, постепенно уменьшается. В то время как двадцатый век стремился уничтожить законы, контролирующие женскую скромность, возможно, двадцать первый век станет эпохой, когда женские купальные костюмы станут доступными для всех.
Рис. 17 — Фотограф неизвестен. Speedo Launch Самый быстрый в мире купальник , 2008 г. Источник: Getty Images
Рис. 18 — Майк Стоуб (американец). Speedo Swimsuit Launch , 2008. Источник: Getty Images люди купались голышом. Однако есть древние доказательства того, что купальные костюмы носили в общественных банях, и, вероятно, именно здесь начинается история купальных костюмов. К концу 15 -го -го века все больше и больше людей стали прикрываться во время публичного купания, но не в специальных купальных костюмах.
В 18 веке мужчины все еще плавали голыми, а женщины носили льняные рубашки как «купальники». Первые настоящие купальные костюмы были сделаны из шерсти и хлопка и были довольно тяжелыми во влажном состоянии. Цвета купальных костюмов изначально тоже были очень простыми: красный, синий или черный. Купальники закрывали все тело, и не только из приличия; Загорать в те дни было совсем не модно, потому что это делало тебя похожим на «фермера».
Слитный купальный костюм появился в конце 19 го века и стал важным этапом в истории купальных костюмов. У нового купального костюма, как для мужчин, так и для женщин, был воротник и штаны до колен. Примерно в то же время в моду вошли полосатые купальные костюмы.
20 th Век Взрывное изобретение: бикини Всемирно известная австралийская пловчиха Анетт Келлерман была арестована в 1907 за ношение раздельного купального костюма на американском пляже. Первые купальные костюмы, открывающие спину, были разработаны в 1930-х годах, что в то время было очень смелым шагом. К настоящему времени полностью скрывающие купальные костюмы из двух частей для женщин были обычным явлением, а мужчинам разрешалось носить купальный костюм из двух частей, верх которого можно было снять.
Только после Второй мировой войны два француза изобрели современное бикини, открывающее пупок и ставшее следующей важной ступенью в истории купальных костюмов. В 1946 Жак Хейм первым изобрел «Атом», названный так потому, что это был очень маленький купальный костюм, состоящий из двух частей. Затем инженер по имени Луи Реар позаботился о том, чтобы его купальный костюм был еще меньше, и назвал свой костюм из двух частей «Бикини» в честь острова Бикини, где в том году проводились ядерные испытания. Реар хотел, чтобы ажиотаж вокруг его нового купальника-бикини был таким же «взрывным»…
Француз был прав: он действительно шокировал мир, впервые увидев сексуальное бикини на парижском подиуме. Изобретение заставило всех забыть об «Атоме», а «бикини» стало общим названием раздельных купальных костюмов в Европе. Потребовалось время, чтобы остальной мир полюбил бикини, и изначально они были запрещены в США и католических странах.
1950-1960-е Скромное изменение
В 1950-е годы женская фигура все более и более признавалась благодаря встроенным бюстгальтерам и подчеркнутой талии для купальных костюмов. Но низ купальника по-прежнему достигал выше пупка, а верх полностью закрывал бюст. Мужчины стали носить нейлоновые купальные костюмы, в основном плавки.
В конце 50-х годов была изобретена лайкра, благодаря которой купальные костюмы стали намного прочнее, удобнее в носке и легче сохнут. В 60-х изогнутые бедра стали более подчеркнутыми, а песня «Itsy-Bitsy-Teenie-Weenie-Yellow-Polka-Dot-Bikini», посвященная тому, как стесняться носить маленькое бикини на пляже, стала радиохитом.
1970-1990-е Революция купальников
Это застенчивое отношение к купальным костюмам изменилось во время сексуальной революции 1970-х годов, когда история купальных костюмов изменилась навсегда. Верх бикини к настоящему времени был не намного больше, чем бюстгальтер. Загар также стал популярным, поэтому чем больше кожи было открыто, тем лучше.
В конце 70-х снова вернулись слитные купальники, но на этот раз с высоким вырезом, открывающим бедра. В 80-х годах были введены прозрачные сетки, и стали популярными бикини топлесс («монокини»). Это было также десятилетие стринг-бикини (или «бразильского»): крошечного бикини, похожего на завязки, которое оставляет большую часть ягодиц открытыми.
В конце 20-го -го -го века акцент снова сместился на практичные купальные костюмы для скорости, и классические слитные купальные костюмы снова стали широко носить, в то время как облегающие бикини все еще были в моде на пляже. В 1990-х годах были представлены «танкини» для женщин: майка и плавки в сочетании.
21
st Century Запуск магазина купальных костюмов К началу 2000-х не было ограничений на ассортимент купальных костюмов, которые можно купить.