История маленького черного платья коко шанель – Маленькое черное платье и я. Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой

Маленькое черное платье Коко Шанель. История создания

Маленькое черное платье — обязательный атрибут гардероба каждой современной девушки, которой присущи изысканный вкус и чувство стиля. Эта вещь может выручить каждую красавицу. Ведь в таком наряде можно появиться как на вечернем мероприятии, так и во время деловой встречи или какого-нибудь другого важного события.

Эта легендарная вещь имеет весьма интересную биографию. Идея ее создания пришла в голову неповторимой Коко Шанель в 1926 году.

Именно тогда Коко теряет в автокатастрофе своего возлюбленного. Не имея права носить траур, она находит выход: создает элегантное простое платье с длинными рукавами из черного крепдешина с вертикальными полосами изысканной вышивки. Рисунок нового (смелого по тем временам) платья впервые появляется в журнале Voguе, который предвещает платью судьбу своего рода униформы, которая подойдет всем женщинам с самыми разными вкусами.

И с 1927 года каждая французская красавица мечтала иметь такой же наряд. Этот хит парижской моды носили все: от знатных дам до горничных. Черный цвет перестает носить траурный характер.

В чем секрет популярности легендарного маленького черного платья?

Шанель создает платье, которое прикрывает колени, считая их одной из самых непривлекательных частей женского тела. Творение имело полукруглый вырез, длинные рукава и отличалось простотой в декоре. Каждый раз, украшая его аккуратным аксессуаром, девушки могли создавать новый неповторимый изысканный образ. Современные платья зачастую имеют более смелый дизайн. Они покороче и носят на себе отпечаток самых разных фантазий именитых модельеров.

Самым известным считают маленькое черное чудо Ю. Живанши, в котором предстала перед зрителями Одри Хепберн (в киноленте «Завтрак у Тиффани» (1961).

Будучи, на первый взгляд, достаточно простым, «little black dress» имеет достаточно капризный характер.

Коко Шанель вводит свои правила использования такого изысканного наряда:

  • простоту платья нельзя утяжелять лишним декором;
  • длина наряда должна доходить до середины колена;
  • черные чулки могут украсить образ;
  • сумочку подбирайте небольших размеров;
  • ограничьтесь небольшим количеством аксессуаров;
  • при выборе обуви остановите свое внимание на лодочках или туфлях с закрытым носком;
  • рукава платья должны быть простыми, узкими;
  • стильные акценты – нить жемчуга или цветной бижутерии, маленькие жакетики, боа, крошечные шляпки.

Это культовое платье из качественной ткани должно скрывать недостатки и подчеркивать ваши достоинства. Своей элегантной простотой оно перевернуло весь мир моды и завоевало сердце каждой девушки.

Как Шанель одела всех женщин в траур по своему возлюбленному

19 августа – день рождения Коко Габриэль Шанель, маленькой портнихи, знаменитого дизайнера, перевернувшего мир моды больше, чем кто-либо

В историю моды Габриэль Бонер Шанель, родившаяся в 1883 году незаконнорожденная дочь ярмарочного торговца и дочери плотника из провинциального французского Сомюра, вошла под именем Коко. Она подарила женщинам многое – и даже если бы создала одно только свое знаменитое маленькое черное платье, или одни только духи Chanel №5, ее имя оказалось бы навсегда вписано в историю моды.

Фото: flickr.com

Кто такая Коко?

Мадмуазель, впоследствии изрядно приукрасившая свою биографию, рассказывала, что прозвище «Коко» — «цыпленочек» ей дал любящий отец. Правда же заключалась в том, что Альберт Шанель своих дочерей не любил и их жизнью не интересовался. Когда Габриэль с сестрой после смерти матери попали в католический приют, он ни разу их не навестил.

Коко же будущую звезду моды стали звать в юности – тогда она работала продавщицей в Мулене, грезила о славе и карьере певицы, а вечерами пела в кафешантане. Незатейливые песни Ko Ko Ri Ko и Qui qua vu Coco пользовались успехом у местных гарнизонных офицеров – как и сама Шанель.

С карьерой певицы не сложилось – во многом, благодаря более чем средним вокальным данным. Зато у Габриэль-Коко был другой талант – придумывать фасоны нарядов и шляпок. Дела шляпницы и «маленькой портнихи», как называла себя сама Шанель, быстро пошли в гору. В 1910 году, благодаря финансовой поддержке возлюбленного – британского бизнесмена Артура Кэйпела, –  она открыла в центре Парижа на rue Cambon свой первый шляпный магазин Chanel Modes. А через 8 лет приобрела целое здание под номером 31 по той же улице – этот адрес и сегодня известен модницам всего мира, ведь там бутик Chanel.

Бутик Шанель на rue Cambon в Париже. Фото: Wikimedia
Бутик Шанель на rue Cambon в Париже. Фото: WikimediaПоказ Chanel Haute Couture, 2011 год. Фото: WikimediaПоказ Chanel Haute Couture, 2011 год. Фото: Wikimedia

Маленькое черное платье

Коко Шанель питала особую слабость к черному цвету, она считала его элегантным, подходящим всем женщинам и для всех случаев. А еще она мечтала избавить прекрасный пол от корсетов, многочисленных оборок и подобных изысков моды, мешавших ходить и даже дышать.

Культовое платье впервые появилось на страницах модных журналов в 1926 году – это была простая модель прямого фасона из крепдешина (по другой версии – из муслина) с заниженной талией и полукруглым вырезом, длиной оно было чуть ниже колен, которые Шанель считала самой некрасивой частью женского тела и всегда советовала прятать.

Коко Шанель. Фото: flickr.com
Коко Шанель. Фото: flickr.com

Есть красивая легенда о том, что дизайнер намеренно одела всех женщин в траур – так как не могла носить его сама: любовь всей ее жизни, Артур Кэйпел, погиб в автокатастрофе в 1919 году. Он был женат на другой женщине, это был «бизнес-брак», и горе Шанель было гораздо сильнее, чем горе официальной супруги.

Chanel №5

После смерти Кэйпела Коко с головой погрузилась в работу. Идея «фирменных» духов уже давно интересовала ее – создать парфюм она попросила парфюмера Эрнеста Бо, пожелав, чтобы тот придумал что-нибудь необычное и элегантное. В первых десятилетиях ХХ века о сложных ароматах никто не думал – женщины пахли фиалками, розами, ландышами, цветочные духи легко выветривались, часто были приторными и, на взгляд Шанель, скучными. Бо в ту пору увлекся экспериментами с новыми компонентами  — альдегидами, синтетическими веществами, благодаря которым духи приобретали новое, необычное «звучание» и стойкость.

Эрнест Бо. Фото: WikimediaЭрнест Бо. Фото: Wikimedia

В 1921 году парфюмер подготовил для мадмуазель несколько вариантов – она выбрала пятый, отсюда и родилось название. Кроме того, суеверная Шанель давно считала «пятерку» своим счастливым числом. Есть легенда, что удостоившийся ее внимания аромат родился случайно – подмастерье Эрнеста Бо перепутал концентрацию, и влил в десять раз больше раствора альдегида, чем требовалось. Если это так, то благодаря этой случайности началась эра новых ароматов – альдегидных. Современная парфюмерия без них немыслима.

За век с лишним дизайн флакона Chanel № 5 почти не изменился. wikimediaЗа век с лишним дизайн флакона Chanel № 5 почти не изменился. wikimedia

Маленький черный жакет

Ставший таким же культовым, как и маленькое черное платье, знаменитый твидовый костюм, состоящий из узкой юбки и короткого жакета без воротника — обшитого тесьмой, с накладными карманами — появился в 50-х годах ХХ века и до сих пор считается классикой моды. Сама мадмуазель предпочитала черный, кремовый и белый цвета – сегодня жакеты «а ля Шанель» — могут быть каких угодно оттенков.

Бижутерия

Дизайнер любила щеголять в жемчужных ожерельях, надевая по несколько ниток одновременно – и большинство ее жемчугов были фальшивые. Как уверяла сама мадмуазель, украшений у женщины должно быть много – но если они настоящие, это отдает хвастовством и дурным вкусом, поэтому она предпочитает бижу. Созданием искусственных драгоценностей Коко Шанель занялась еще в начале 20-х, свои творения дизайнер предпочитала называть фантазийной бижутерией. И вскоре с ее подачи даже те дамы, которые могли себе позволить бриллианты, перешли на бижу – и стали носить ее вечером, что еще недавно считалось моветоном в высшем обществе.

Мода на загар

Ей мы тоже во много обязаны Коко Шанель – до нее бледная кожа веками считалась признаком аристократизма. По легенде, новая тенденция родилась случайно: катаясь вместе с очередным поклонником на яхте на Лазурном побережье, дизайнер забыла о том, что нужно прятаться от солнца и вернулась в Париж загоревшей. А так как к тому времени все уже привыкли, что Шанель – законодательница трендов, дамы тут же решили, что загар – это красиво и модно.

Коко Шанель, 1937 год. Фото: flickr.comКоко Шанель, 1937 год. Фото: flickr.com

Мужская одежда для женщин

Шанель многое взяла из мужского гардероба – еще до того, как стать знаменитым на весь мир дизайнером и иконой стиля, она с успехом экспроприировала у своих кавалеров костюмы для верховой езды и смокинги – и перешивала их для себя. Ей на собственном примере удалось доказать, что дама в брюках может выглядеть женственно и элегантно, что смокинги и свитера красят не только мужчин, тельняшки имеют право носить не только моряки, а дешевое джерси, ткань, из которой традиционно шили нижнее мужское белье, прекрасно подходит для платьев. Все это женщины носят до сих пор. Шанель была против моды, которая быстро проходит – и ей почти столетие назад удалось создать хиты, которые актуальны и в XXI веке.

Маленькое черное платье Коко Шанель: история, описание, фасон

Мир моды, как и все вокруг нас изменчиво. Новые тенденции, стили, открытия или возврат к прошлому – без этого трудно представить его жизнь. Однако есть среди модных явлений те, что призваны, появившись однажды, остаться в нем навсегда. Именно так можно охарактеризовать маленькое черное платье Коко Шанель. Едва ли найдется женщина, которая не слышала о нем. Но тех, кто всегда мечтал иметь его в своем гардеробе, не меньше.

Революция цвета

Сегодня черный цвет является одним из основных в любом гардеробе. С его помощью создаются деловые образы, отличающиеся сдержанностью и строгостью, а также смелые вечерние наряды, пленяющие своей красотой и соблазнительностью.

Но так было далеко не всегда. Ранее к черному цвету относились исключительно как к элементу траура. Женщины облачались в него, только понеся утрату, соблюдая правила, согласно которым им нельзя было надевать другую одежду в течение определенного времени.

Маленькое черное платье Коко Шанель – новая жизнь этого прекрасного, благородного цвета, который спустя короткое время покорил даже самых консервативных модниц своего времени.

Легендарная фигура в истории моды

Ее настоящее имя Габриэль Бонер Шанель. С одиннадцати лет она жила в сиротском монастыре и не ожидала от жизни много. Однако стремление к чему-то прекрасному и возвышенному не оставляло ее. Известное миру моды имя – Коко – девушка получила, пробуя себя в качестве танцовщицы и певицы.

Коко Шанель

Ей пришлось потратить годы на то, чтобы понять, чем именно она хочет заниматься. Коко решила стать модисткой. Свою роль в становлении Шанель как всемирно известного дизайнера сыграл ее возлюбленный. Бизнесмен Артур Капел, которого называли «Бой», не только разделял стремления Коко, но и помог девушке открыть первый магазин шляпок.

Этот первый шаг в мире моды открыл в ней прекрасного дизайнера, который стал настоящим феноменом. Слава, окружение, влияние – все это Коко добилась сама.

История появления

История маленького черного платья Коко Шанель необычна, как и его создательница. Существует две версии того, что послужило причиной его появления. Согласно первой, Коко Шанель посчитала, что вечерние туалеты дам на балах, были чересчур яркими и пестрыми. Она воспринимала окружающих ее светских дам излишне разряженными и вульгарными. Тогда дизайнер смело заявила, что переоденет всех этих «модниц» в черное. Несмотря на дерзость подобного высказывания, уже спустя несколько лет дамы действительно выстраивались в очередь к салону Коко Шанель, чтобы приобрести такое платье. Уверенность и непреклонность дизайнера заставила усомниться даже самых скептично настроенных модниц.

Вторая версия появления маленького черного платья Коко Шанель связана с личной драмой в жизни дизайнера. Артур Капел или Бой Капел, как его чаще называли, сыграл огромную роль в судьбе законодательницы мод. Он не только стоял у истоков карьеры юной модистки с большими амбициями, но и покорил ее сердце.

история черного платья

Его жизнь была интересной, но оборвалась внезапно. В 1919 году Бой попадает в автокатастрофу и погибает. Трагедия Коко Шанель усложнялась тем, что она не состояла в браке с Капелом, следовательно, не имела законного права носить траур. Именно скорбь по утраченной любви сподвигла дизайнера создать элегантное, максимально сдержанное платье для выхода в свет. И хотя это стало своего рода революцией в мире моды, творение великой Шанель мгновенно завоевывает всеобщее признание.

Первый экземпляр

Принято считать, что Шанель увидела основу будущего творения в униформе французских продавщиц. Результат отличался скромностью и элегантностью – маленькое черное платье с длинным рукавом, неглубоким круглым вырезом и средней длиной немного ниже колен. Оно должно было служить базой для создания неповторимого образа, который отражал бы индивидуальность женщины. Правильное сочетание с аксессуарами позволяло надеть его практически куда угодно.

Идеальная формула Шанель

Пышный подол у черного платья

Простота маленького черного платья Коко Шанель – это одновременно и простор для экспериментов, и возможность совершить немало ошибок. Чтобы создать интересный, но в то же время элегантный образ в стиле Шанель, достаточно следовать ее собственным правилам:

  • В качестве обуви для сочетания с маленьким черным платьем стоит выбирать туфли на каблуке. Однако помните, что его высота также играет роль. Шанель – воплощение женственности, она во всем знала меру. Высота каблука должна соответствовать случаю: деловая встреча, коктейльная вечеринка или свидание. Каждый из поводов диктует свои правила. Дополнить образ смогут тонкие чулки-паутинки.
  • Описание маленького черного платья было бы неполным без еще одной неизменной детали образа Коко Шанель – нитки жемчуга на шее. Такое украшение, благодаря своей роскоши и контрасту цветов, является наилучшим вариантом. Однако при желании его вполне может заменить аккуратное колье.
  • Куда бы женщина ни направлялась, она должна быть во всеоружии. Чтобы поправить макияж, освежить прическу или создать тонкий шлейф хорошего парфюма ей необходимо носить все это с собой. Здесь на помощь придет маленькая сумочка на цепочке, которую также создала Коко Шанель.

Основа стиля

Наряды великого дизайнера неслучайно вошли в классику моды. Среди прочих их выделяли лаконичность, сдержанность, функциональность и практичность. Они могли с легкостью удовлетворить запросы женщин, которые стремились выглядеть сногсшибательно, а также тех, кто искал идеальное сочетание красоты и удобства. Что говорить о силе влияния Коко Шанель, если она смогла перевернуть мир моды во времена корсетов и рюш.

Узнать платье от известного дизайнера было нетрудно благодаря отличительным чертам:

  • Две вариации силуэта – прямой и облегающий.
  • Небольшой объем, уход от излишней пышности, создаваемой рюшами.
  • Длина немного ниже колен.
  • Длинные рукава или средние, не сковывающие движения.
  • В выборе тканей дизайнер отдавала предпочтение твиду и джерси.
  • Дополнить платье мог небольшой воротник или карманы с клапанами.
  • В качестве отделки использовалась тесьма, большие пуговицы или шнур.

Без малого столетняя история

Черное коктейльное платье, а также другие модели менялись вслед за модой. В каждой из них угадываются черты того наряда, который когда-то изменил все, но с годами он трансформировался, отражая вкусы и предпочтения своего времени.

Черное платье 20-е годы

Уже во второй половине 20-х годов сдержанность платья существенно изменилась. На платьях появился всевозможный декор: россыпи бисера, жемчуга и других украшений. В моду вошел чарльстон, что заставило сместить талию вниз, а юбку сделать многослойной. Рукава также были устранены.

30-е годы до сих пор подкупают своей красотой. Роскошь была во всем: прямота и мешковатость уступили место соблазнительному, приталенному силуэту, круглый вырез стал глубже.

После окончания войны модный мир утопал в стиле New Look. Так, фасон маленького черного платья Коко Шанель приобрел узкий приталенный лиф и объемную юбку до колен. Казалось бы, полное противоречие изначальному наряду дизайнера, но мода непреклонно диктовала свои законы.

Золотой век Голливуда вдохнул новую жизнь в черное платье. Появлялись самые разнообразные фасоны: приталенные платья-бюстье, пленительные обтягивающие футляры. Кинодивы любили наряды без декора, а его отсутствие дополняли шикарными дорогими украшениями.

Объем, который так не любила Коко Шанель, вновь вернула знаменитая актриса Одри Хэпберн. Именно она стал воплощением правил, которым следовала сама великий дизайнер. Простой крой, никакого декора и нитка жемчуга. Основное отличие – отсутствие длинных рукавов.

Одри Хэпберн

В 60-х изменения коснулись длины платья, оно доходило лишь до середины бедра. Следующее десятилетие отличается большим разнообразием фасонов черного коктейльного платья. Модницы блистали как в соблазнительных и женственных нарядах, так и в платьях дерзких стилей. 80-е стали годами экспериментов, но классика не сдавала своих позиций.

90-е стали одним из самых откровенных периодов для черного платья. Интересные вырезы, игра с материалами и отделкой. Даже принцесса Диана выбрала наряд такого цвета для одного из выходов в свет.

Принцесса Диана

Так называемые «нулевые» вобрали в себя наследие всех предыдущих лет. Сегодня на светских мероприятиях, а также в повседневной жизни можно встретить женщин в черных платьях самых разнообразных фасонов. Особенно популярным становится наряд длины макси, что подтверждают фото с красных дорожек.

Особые формы

Девушкам, чья фигура не имеет каких-либо недостатков, практически не приходится задумываться над фасоном своего наряда. Достаточно опираться на личный вкус или модные тенденции.

Женщины, которые недовольны своими формами, напротив, с помощью определенных моделей одежды стремятся подчеркнуть достоинства, скрыв при этом проблемные зоны.

Черное платье для полных

Маленькое черное платье для полных женщин – настоящая находка. Всем известно, что его главный плюс заключается в способности визуально делать силуэт стройнее. Для такой фигуры подойдут такие фасоны, как туника, платье с завышенной талией.

Если ноги не являются проблемной частью тела, то можно выбрать максимально приближенный к классическому вариант – футляр. При желании платье дополняют воротами, ассиметричными вырезами.

Заключение

Платье в стиле Коко Шанель – маленькая мечта каждой женщины. Порой кажется, что она появляется на уровне подсознания. Смело исполняйте ее, ведь такой наряд просто незаменим в гардеробе!

Маленькое черное платье и я. Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой

Маленькое черное платье и я

Мода существует не для того, чтобы удивлять публику на показах. Она для того, что бы одевать эту публику. Если созданную сегодня модель завтра не увидишь на улице — грош ей цена. Если увидишь много раз — она бесценна.

В те годы, когда появилось маленькое черное платье, я была абсолютной законодательницей моды. Модные журналы писали преимущественно обо мне, любая модель, предложенная мной, даже если она отличалась от предыдущей всего лишь мелкой деталью, становилась сенсацией. Журнал «Вог» сравнил сделанное мной платье с автомобилем: «Это «Форд», созданный Шанель».

Родилось оно случайно и не случайно. В театре я сидела в ложе, пытаясь найти взглядом кого-то из знакомых, даже не помню кого именно. Искала и не могла отыскать, но не потому что толпа была слишком большой, она была слишком пестрой. В антракте прошлась по фойе и снова обратила внимание на то, что не вижу лиц, у любой дамы в глаза бросался, прежде всего, цвет ее наряда.

В этой пестрой толпе не было по-настоящему элегантных женщин. Замечательные платья, даже сшитые в моем ателье, но все не то… Чего-то не хватало. Или было слишком много.

Я пыталась понять, чего именно, и вдруг осознала — цвета! Сообразив это посреди ночи, отправилась к шкафу перебирать собственные платья. Не то… не то… не то… Вот — черное! Лишь черное платье выглядело по-настоящему элегантным.

До этого черный носили только будучи в трауре, но я показала, что маленькое черное платье может быть отличной основой для любого времени суток и любой ситуации. Белые воротники и манжеты делали его строгим и деловым, множество украшений — нарядным, а роскошные колье — вечерним. Само платье при этом было практически незаметно, оно лишь подчеркивало фигуру женщины и красоту ее кожи.

Париж ахнул: Мадемуазель Шанель пытается навязать всему Парижу траур по Кейпелу! Но женщины быстро оценили возможности маленького черного платья. Несколько лет все поголовно ходили в черном с белыми воротничками и манжетами, в черном с богатыми наборами бижутерии на шее, в черном с дорогими бриллиантовыми колье и брошами…

Эту моду называли нищенской, говорили, мол, француженки играют в бедность. Люсьен Франсуа написал, что женщины были в восторге, играя в бедность, но не теряя при этом элегантности. А одна из журналисток дошла до того, что изобразила меня в виде дамы под большой вуалью, склонившейся над могилой. Какие глупцы! Бедность и простота не одно и то же, как может быть бедным платье, сшитое из дорогой ткани с множеством дорогих аксессуаров?! А держать траур по Кейпелу я могла и без их помощи!

Я обрезала свои роскошные волосы, и Париж, словно сойдя с ума, тут же постригся!

Разве я была первой, кто так поступил? Нет, Пуаре тоже стриг своих манекенщиц, но за ним же не последовали? А стоило подстричься мне, как мода привилась. Я делала моду Парижа много лет!

Сначала шляпы, потом свободные наряды для отдыха, мужские пижамы, превращенные в женские, жакеты из пуловеров… Существует легенда о том, что однажды, серьезно замерзнув на конной прогулке, я взяла пуловер Кейпела (или Бальсана, неважно) и разрезала его, превратив в кофту. Глупости, чем можно искромсать пуловер во время конной прогулки? Я сделала это дома и нормальными ножницами. А кофта вышла довольно симпатичная.

Также нашла применение пижама Бальсана. Когда во время Первой войны сигнал воздушной тревоги посреди ночи сгонял парижанок с верхних этажей зданий на нижние, они спускались в халатах, накинутых на красивые бордовые или белые шелковые пижамы «от Шанель». Показывать моду во время бомбежек — до такого не догадывался еще никто.

Когда механиков моих клиенток забрали на фронт, я придумала для женщин разноцветные прорезиненные плащи наподобие водительских. Прижилось не только в военном Париже, но и в жаркой Аргентине.

Еще одна выдумка, очень понравившаяся женщинам, — бижутерия. Я с удовольствием делала украшения. Но только один раз — с Ирибом — настоящие. Это было его влияние, сама по себе я настоящими драгоценностями не увлекалась, предпочитая искусственные. А еще чаще соединяя одни с другими.

Вендор охотно и много дарил мне огромные камни — сапфиры величиной с кулак, изумруды и еще кучу всего. Зачем? Зачем вообще нужно то, что нельзя надеть на себя просто так каждый день?

Не люблю бриллианты ради бриллиантов, камни ради самих камней. Часто об этом говорила, но повторяю еще и еще раз. Потратить сумасшедшие деньги или даже получить в подарок огромный бриллиант вроде пробки от графина, чтобы держать его в сейфе и дрожать от страха: вдруг кто-то догадается о коде этого сейфа? Иногда по вечерам вынимать и любоваться, мол, у меня есть защита от кризиса?

Глупости! Защитой от любых кризисов должна быть собственная голова, а не сверкающий камень. А бриллиантовые серьги или колье, ради сохранности которых за спиной выстраивается толпа охранников, сверлящих взглядами любого, кто приблизится… Это для богатых, я их не люблю, хотя сама богата. Богатство должно давать только независимость и уверенность в будущем, но никак не доставлять волнения «вдруг кризис!», иначе от него не будет никакого удовольствия.

Хорошее жилье, хорошее авто, возможность заказывать качественную одежду, отдыхать и помогать тому, кому помощь нужна, — вот для чего нужно богатство, а вовсе не для того, чтобы им кичиться.

Я делаю искусственные украшения, очень похожие на настоящие. Вообще, украшений должно быть много, очень много. Но если они настоящие, это дурной вкус. Я всегда советую: покупайте искусственные, и вам не будет стыдно.

Однажды, слишком азартно выплясывая шимми, я оборвала большую нить топазов, и пара десятков человек ползали на коленях по танцполу, собирая камни. Глупо.

Все знают, что герцог Вестминстерский подарил мне восемь метров жемчугов. Поистине роскошные нити, но на улицу я надеваю точно такие же фальшивые. Мне так понравилось, что пришлось выпустить подобные в продажу, теперь многие могут купить точную копию «жемчугов Шанель».

Когда оглядываешься вокруг, становится ясно, что моя мода всегда создавалась из моих собственных интересов.

На мне очень плохо смотрятся платья с пышными турнюрами? Отменим!

Неудобны большие шляпы? Сделаем маленькие.

Раздражает корсет? Откажемся.

Нет денег на нормальную амазонку? Наденем мужскую одежду.

Нет приличной ткани, чтобы шить новые платья? Пустим в ход джерси, от которого отказались все…

Неудобно ходить в длинных платьях? Надо их укоротить.

Надоели зонтики от солнца? Куда лучше выглядит загорелая кожа!

И так все время, мода рождалась просто из моей необходимости, я старалась сделать свою, а заодно и всеобщую жизнь легче и удобней. Может, поэтому ее так легко принимали?

Я постоянно теряла свою сумочку, просто оставляла ее там, где сидела или, задумавшись, бросала в сторону и потом не могла вспомнить, где это произошло. Когда мне надоело, пришлось прикрепить к сумочке полоску кожи, а потом заменить ее толстой цепочкой, чтобы носить на плече.

Вы знаете, как это понравилось женщинам! Освободить руки и не ломать голову над тем, куда бросила сумочку… Вот это успех — когда твоя идея подхватывается и копируется или перерабатывается в миллионах вариантов.

Говорят, я невыносима во время примерок, жестока в обращении с манекенщицами и не люблю их. Да, большинство не люблю.

Знаете, как я подбирала манекенщиц, когда ушла моя любимица Мари-Элен Арно? Взамен пришли восемнадцать красоток, у всех замечательные фигуры, волосы, кожа… Через помощницу попросила их встать, чтобы показать себя и… занялась работой с первой швеей. Они еще не знали секрета моих зеркал, мне с любого места видно все, что происходит на подиуме.

Некоторое время девушки стояли, чуть завистливо или самоуверенно присматриваясь друг у дружке. Постепенно начали

нервничать, потом все сильнее и сильнее. Помощница успокоила: Мадемуазель сейчас подойдет, она занята. А я просто перекалывала новое платье на одной из манекенщиц. Шли минуты… десятки минут… прошел час, второй…

Через три часа большинство из претенденток ни на что не годились, они были выжаты ожиданием, как лимоны на устриц, и форму держали не лучше этих же устриц. Поднявшись наконец с колен, я махнула рукой манекенщице, что та может снимать платье, и, повернувшись к новеньким, вгляделась в лица. Только у одной оно выражало готовность работать, остальные были злы, как черти.

— Вы остаетесь, остальные мне не подходят!

— Но, Мадемуазель… вы даже не посмотрели нас!

— Ошибаетесь, я все это время внимательно на вас смотрела. Работа манекенщицы это не только дефиле в новом платье по подиуму, это многочасовое стояние на примерках и ангельское терпение. А сохранять готовность после трех часов мучительного безделья совершенно обязательно!

Это действительно так и есть. Я не провожу примерки на манекенах, мне нужны живые люди. Как, скажите, можно посадить рукав на манекене без рук? Как проверить свободу движения на кукле, которой все равно, удобно или нет?

По этому поводу я не раз кричала на своих дурочек:

— Как сидит рукав? Ну-ка, подними руку, удобно?

— Все хорошо, Мадемуазель.

— Я же вижу, что тянет! Почему ты говоришь, что нет?! Надоело стоять, пока исправлю?

Конечно, для них мучительно стоять неподвижно, испытывая бесконечные уколы булавками или нажимы моих рук (я часто работаю костяшками пальцев, разглаживая или приминая ткань прямо на теле манекенщицы), им хочется поскорее освободиться и бежать к своим молодым людям. Но мне-то хочется создать идеальную модель! И почему я должна при этом жалеть манекенщиц? Разве Дягилев жалел своих танцоров?

Моя любимица Мари-Элен Арно ушла, решив, что я мало ценю ее талант. Я знаю, что это влияние отца. Мари-Элен красивая, очень красивая, с замечательной фигурой и умением показать модель, что очень важно. Я даже сделала мсье Арно своим помощником, ее саму часто приглашала обедать или ужинать, волновалась, когда ей приходилось возвращаться к родителям слишком поздно, потому что я люблю поговорить после ужина.

И однажды господин Арно решил, что я не ценю его малышку, мол, Мари могла бы получать больше. Глупец! Мари-Элен могла получить по завещанию немалую часть моего наследства! Я пыталась понять, будет ли она продолжать мою линию в Доме. В конце концов, коллекции создавать могут другие, но приглядывать за всем, чтобы и мой Дом со временем не скатился к показам огородных пугал, способна только та, что прониклась самим духом Великой Мадемуазель. Мне казалось, что Мари-Элен прониклась, ну, почти прониклась. У нее хороший вкус, она могла бы… Но господин Арно предпочел временный большой заработок огромным деньгам в недалеком будущем. Я же не вечна… Мой стиль вечен, а бренное тело, увы, нет.

Я не люблю своих манекенщиц? Бывает, очень не люблю, почти презираю. Здесь все: злость на то, что они не могут постоять спокойно, айкают в ответ на уколы, устают или просятся в туалет как раз тогда, когда что-то начинает получаться!

Досада, что они, такие красивые и умные, не могут ничего добиться в жизни. Природа подарила им красоту, и эти дурочки не умеют подарком пользоваться.

Раздражение, что позволяют не считаться с собой своим молодым людям. Разве может уважающая себя женщина разрешить разговаривать с ней таким тоном? Преклоняться должны, а ей хамят! Какое мне дело? Но она показывает МОЮ модель, если у нее самой нет гордости и чувства собственного достоинства, как она сможет преподнести то, что создала я?

А еще… конечно, зависть, что у них еще все впереди, а у меня уже очень мало. Мися всегда говорила, что она родилась на двадцать лет позже, чем нужно. Я наоборот — на двадцать лет раньше! Как бы я ни была подвижна и энергична, бренное тело не желает признавать, что мне не двадцать пятый год, увы…

А им двадцать пятый и даже меньше в действительности, но они не желают пользоваться таким огромным преимуществом. Разве не обидно? Неужели то, что я завидую молодым, говорит о моей собственной старости? Нет, я молода душой, а они просто ничего не понимают в жизни, их надо учить жить. Людей почему-то вообще не учат жить, а это надо делать обязательно.

Я нужна всему миру, и весь мир признал меня. Весь, кроме Франции! Своя собственная страна подобна капитану парохода, который не замечал мое присутствие на борту, пока его не вынудили сделать это американские журналисты.

Меня пригласил в Америку Маркус на пятидесятилетие сети своих магазинов. Нарочно прилетал, чтобы пригласить! Сказал, что на афишах к празднику наверху огромными буквами напишет: «Приедет Великая Мадемуазель Шанель». Вот так! В Америке я Великая Мадемуазель, а в своей собственной стране спасибо толком не дождешься. Они готовы рукоплескать Диору за его «новый взгляд», в котором нет ничего нового, кроме глупости. Все модели повторяли то, что я предлагала и активно шила перед войной, добавив в них огромную толику неудобства.

Но я заставила мир вернуться к удобной одежде, потому что без удобства не бывает элегантности.

Еще и еще раз повторяю, что одежда для женщин — это не театральные костюмы, которые создаются только для показов. Грош цена платью, если его, кроме подиума, никуда надеть невозможно! Любую модель нужно носить, пусть она подойдет не всем и не всем понравится, но если вы не увидите ее ни на ком и никогда, это не от-кутюр, а сплошное безобразие.

Я много-много лет старалась приучить женщин (а заодно и мужчин), что самое главное в одежде — удобство, даже внешний вид должен идти у него на поводу. Если кутюрье удается совместить то и другое, рождается элегантность. Никогда не жертвуйте удобством ради внешнего вида, но и про него не забывайте.

Меня очень много ругали и очень часто завидовали. Это не страшно, если ругают, значит, жива. А завистников нет только у ничтожеств. Лучше иметь первых, чем быть вторым.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вещи-легенды: модное наследие Коко Шанель

Модный Дом Chanel на протяжении многих десятков лет остается одним из самых продаваемых брендов в мире. И это не удивительно. Великая мадемуазель подарила миру моды стильные практичность и удобство. А еще… многочисленные легенды, которые хорошо продаются. Ведь когда ты инвестируешь в сумочку или бижутерию Chanel, ты приобретаешь не просто стильные вещи, ты покупаешь нечто легендарное. И сегодня не имеет ровным счетом никакого значения, кто является автором этих легенд: жизнь, предприимчивые пиарщики Дома или сама мадемуазель, сравниться с которой не только в элегантности, но и в искусстве самопрезентации и public relations мало кому под силу.

Чтобы оценить ее безграничный вклад в наследие моды, нужно всего лишь попробовать визуализировать картину общественной жизни до прихода в них свежих веяний мадемуазель Коко. Театр, великосветское общество, повсюду дамы в чрезмерно роскошных пестрых платьях, дополненных турнюрами, оформленных в затянутые донельзя корсеты, обильно декорированных драпировками, рюшами, гипюром и кружевом… Образ ко всему прочему дополнен шляпами с искусственными цветами, фруктами и прочей мишурой, покрытой пылью. Под стать шляпам женщины носят такие же прически, которые сложно поддерживать, и вперемешку с прочими запахами благоухают цветочными парфюмами, которая сама Шанель, острая на язычок, называла «клумбами». И вдруг на фоне всего этого буйства красок и запахов появляется хрупкая фигура в строгом маленьком черном платье, в туфлях-лодочках и с короткой стрижкой. Олицетворяющая непревзойденную элегантность и абсолютный вкус.

Маленькое черное платье

Впервые в истории моды Коко Шанель представила маленькое черное платье как универсальную вещь для любого случая. Белые строгие воротники и манжеты делали его идеально подходящим для дневного времени суток, а множество украшений или, например, роскошное колье – нарядным, вечерним. Сегодня для нас столь практичный и многофункциональный подход к гардеробу является нормой. Но тогда, до великой Коко, никто и представить себе не мог, что черный – это не только траурный цвет. Пытаясь оправдать свое непонимание, люди придумывали легенды: якобы Шанель носит траур по своему возлюбленному Артуру Кейпелу.

Изменилось ли что-то с тех времен? Пожалуй, не особо. Идеи Шанель и сегодня актуальны как никогда. Разве что маленькое черное платье эволюционировало до маленького синего, серого, красного, бежевого…кому что больше подходит, да и маленькое на деле может оказаться отнюдь не таким уж аккуратным и невзрачным. Однако главная идея – лаконичность кроя и базовый цвет – осталась неизменно притягательной.

Мужской гардероб

Однажды Коко Шанель решила, что не мужчины будут выбирать ее, а она мужчин. Лучших мужчин, стоит отметить, которых осчастливит ее выбор. Слово Шанель сдержала и даже больше (кстати, ее выражение). Мужчины не только любили мадемуазель, но и вдохновляли ее на новые стильные открытия. А она не стеснялась совать свой любопытный нос в мужской гардероб и брать оттуда всё, что ей понравится. Так, на конной прогулке Коко появляется в брюках.

Со временем брюки стали неотъемлемой частью женского гардероба, но ввела моду на этот изначально мужской предмет именно Шанель. Ей мы обязаны также появлению в женском гардеробе легендарной тельняшки, легких жакетов и курточек, джемперов, а также трикотажа и джерси, рубашек и блузок без рукавов, которые так удобно носить под жакетом. При этом Коко никогда не считали законодательницей спортивной моды. Однако приемы, которые использует остроактуальный сегодня спорт-шик, первой предложила именно она. Надеть на трикотажный свитер жемчужные нити в несколько рядов – это, по-вашему, что? Спортивно? – да! Шикарно? – еще как!

Легендарная бижутерия

«Жемчуг всегда прав», – говорила Коко Шанель, вводя в моду не только натуральный жемчуг, но и искусственный. А еще предложила миксовать ювелирные украшения с бижутерией. Еще один прием спорт-шика, кстати. Общеизвестный факт: один из ее любовников герцог Вестминстерский подарил ей, кроме всего прочего, восемь метров отменного жемчуга. Однако роскошные нити Шанель надевала редко. Она заказала точную копию искусственных и так вошла во вкус, что впоследствии стала продавать стильную бижутерию, пригодную для всех случаев жизни. Она вообще не понимала, зачем нужны бриллианты, сапфиры и изумруды размером с кулак, если ты не можешь носить это каждый день, просто так.

Твидовый костюм

Это ещё одно стильное открытие в период знаменитого романа с герцогом Вестминстерским. Когда Коко гостила у него в Шотландии, ей так понравилась форменная одежда слуг, что вдохновила ее на создание легендарных жакетов. А еще Шанель влюбилась с первого взгляда в твид, прекрасно державший форму, но при этом не терявший своих мягких качеств, и в береты слуг, без козырька, надвинутые на глаза, с большой брошью надо лбом. Вообще, нужно отдать должное предприимчивости Шанель. Всё, что попадалось ей на глаза, она умела превратить в легенду. К примеру, знаменитая цепочка по краям твидового жакета, по ее собственному признанию, – наследие формы кавалеристов из Мулена. В своих моделях она часто использовала вышивку, галуны и тесьму, на них похожую, сделав такие детали своей визитной карточкой.

Туфли-лодочки на низком каблуке

Коко Шанель была уверена в том, что нет ничего более неудобного, чем каблук под пяткой. И предложила принципиально другую обувь. С тех пор стильные двухцветные лодочки – неизменная классика женского гардероба. А модный Дом Chanel из сезона в сезон демонстрирует всё новые и новые интерпретации элегантной обуви на низком ходу, будь то жокейские сапоги или даже мужские лоферы.

Шляпы в стиле унисекс

Признаться, карьера портнихи Шанель началось именно со шляп. Это она предложила альтернативу большим пыльным сооружениям на женских головках в виде шляпок с элегантными полями и одним задорно подрагивающим пером. Кстати, именно благодаря удачной шляпе вы легко сможете отличить в толпе стилиста. Особенно начинающие в этой профессии чаще всего отдают предпочтение данному аксессуару. И мы их прекрасно понимаем. Ведь, пожалуй, это самый простой способ при тривиальности комплекта выглядеть стильно. Что же касается самой мадемуазель, то она носила шляпу, даже находясь дома. Объясняла это простым и удобным вариантом быстро избавиться от незваных гостей. Как только кто-то приходил, Шанель тут же искала свои перчатки и сумочку. Намек понимали все без исключения. Интересно, что это? Очередная легенда или элегантность до мозга костей?..

Сумочка 2.55

По признанию самой Коко, она вечно теряла сумочки, которые ей приходилось носить в руках. Эту проблему Коко решила со свойственной ей простотой и гениальностью, пристегнув к стеганой сумочке цепочку. Сумка оказалась на все времена. Небольшие размеры и прямоугольная форма подходит для разных ансамблей и днем, и вечером. А эффект crossbody не только освобождает руки, но и придает стройность и динамику образу в целом.

Шанель № 5

Удивительно, но от этого аромата не устают. Поклонники нишевой парфюмерии преданы этому парфюму безгранично. Но, конечно, лично Шанель этот аромат не создавала. Она выбрала его из двадцати других, произведенных для нее французским парфюмером Эрнестом Бо по ее заказу. А просила мадемуазель нечто принципиально отличное от приторных удушливых духов. Шанель была уверена: женщина не должна пахнуть цветочной оранжереей. Выбор оказался успешным, а парфюм – легендарным. Кстати, познакомил мадемуазель с Эрнестом Бо великий князь Дмитрий Павлович. Но стоит ли вспоминать об этом. Ведь мужчин было много, а Шанель – одна.

Елена Мареева, тв-продюсер, эксперт в области моды и стиля, www.mareevastyle.com

Учредитель «Школы стиля Елены Мареевой», успешный блогер, стилист, эксперт в области персонального стиля, самопрезентации, умения управлять впечатлением, светского и делового общения, мужского костюма, модных трендов. 15 лет работы на ТВ. Последние 8 лет посвятила себя ток-шоу «Модный приговор». Как творческий продюсер проекта отвечала за программу, её качество, концепцию, рейтинги, нововведения, имидж и преображения героев.

Фото: Getty Images