Как поставить речь: Как поставить речь и дикцию самостоятельно

Содержание

Как поставить речь и дикцию самостоятельно

Школа ораторского искусства > интересное > Как развивать дикцию и речь

Дикция – ваша визитная карточка, паспорт и код к биографии. По тому, как вы говорите, специалист определит, где вы родились, как воспитывались, в каком доме росли, какое образование получили. Оратору хорошая дикция необходима, как заправскому дуэлянту – шпага. Это его главное оружие и надежный инструмент. Но идеальным произношением без усилий обладают редкие счастливчики. Как выработать произношение, которое околдует слушателей? Если у вас есть дефекты речи вроде картавости, шепелявости или заикания, без хорошего логопеда не обойтись. Хотя сейчас можно слыть отличным оратором, не выговаривая звук «р», я все же рекомендую обратиться к логопеду. Во-первых, большинство людей с дефектами речи стесняются своего произношения, даже если не показывают этого. Оратор же должен держаться уверенно и спокойно.
Во-вторых, это затрудняет понимание, аудитории сложнее слушать. Наконец, причины дефектов могут крыться в физиологии. В среднем исправление дикции под контролем врача занимает от пары месяцев до полугода. Игра стоит свеч. Но даже если вы не картавите и не шепелявите, заниматься произношением лучше с наставником. Как бы решительно вы ни были настроены на самостоятельные занятия, с тренером дело пойдет быстрее, результат будет лучше. Специалист заметит огрехи, неслышные для вас самих. Чтобы улавливать и исправлять ошибки, нужны чуткие уши, годы практики. Специалист составит индивидуальный план занятий, даст рекомендации и будет контролировать правильность выполнения упражнений. Не отказывайтесь от помощи!

Что такое дикция и почему одной ее мало

Дикция – это четкое произношение звуков, слов и фраз. Она подразумевает внятную артикуляцию, каждый звук должен произноситься в фонетически чистой форме. Профессиональные дикторы, актеры и ораторы используют такую формулировку, как техника речи.
Она включает не только внятное произношение, но и правильное дыхание плюс тренировку голоса. Если вы хотите поставить голос, нужно работать не только над внятностью и четкостью произношения, но также над дыханием и длящимся звуком. Тогда вы будете «звучать» приятно, выразительно, интересно.

Итак, что же делать, чтобы произношение стало чистым?

Упражнения для тренировки гласных звуков Большинство руководств по самостоятельной работе над произношением сосредотачиваются на согласных звуках, забывая про гласные. Но именно гласные – основа речи. Поэтому рекомендую начинать занятия с них:
  1. Вдохните, сделайте короткую паузу, а на выдохе с короткими паузами после каждого звука произносите гласные: И, Э, А, О, У, Ы. Четко артикулируйте каждый звук. Сначала произносите гласные беззвучно, затем шепотом, тихо, громче и громко. Наращивайте не только громкость голоса, но и темп.
  2. Повторите упражнение, но уже с йотированными звуками: Е, Я, Ё, Ю.

Тренировка согласных звуков

Сначала отработайте гласные звуки, а только потом переходите к тренировке согласных. К каждому гласному звуку добавляйте согласный. Можно в алфавитном порядке, чтобы не запутаться: БИ, БЭ, БА, БО, БУ, БЫ; ВИ, ВЭ, ВА, ВО, ВУ, ВЫ и т.д. Тренируйтесь по такому же принципу, как с согласными: сначала беззвучно, затем шепотом, тихо, громче, громко. Увеличивайте темп. Когда отработаете это упражнение на согласные, усложняйте задачу – присоединяйте к гласному звуку два согласных: БИМ, БЭМ, БАМ, БОМ, БУМ, БЫМ. После того как отработаете четкую артикуляцию каждого звука, выпишите слова со сложным сочетанием звуков и тренируйтесь по уже знакомому вам принципу – от беззвучного к громкому произношению. Примеры слов со сложными сочетаниями звуков:
  • Взлет;
  • Брандспойт;
  • Взойдет;
  • Громоотвод и т.д.
О пользе скороговорок вы наверняка слышали. Но большинство людей, которые тренируют скороговорки самостоятельно, делают это неправильно. Чтобы развивать произношение, нужно сначала прочесть скороговорку про себя, уяснить ее смысл. Затем произносите ее медленно и беззвучно, но четко артикулируя каждый звук. Затем медленно и шепотом, тихо и громче, громко и быстро. Не заучивайте скороговорки механически и не торопитесь как можно скорее произнести их быстро. Вы учитесь говорить не быстро, а правильно и красиво, поэтому старайтесь произносить скороговорки, словно с определенной целью: удивить, предостеречь, обрадовать. Это придаст голосу выразительности. Отрабатывайте скороговорки без спешки, через преувеличенно медленную и четкую речь. Только тогда речевой аппарат приучится произносить те же звуки в быстром темпе без потери красоты звучания.

Упражнения для выработки четкого произношения

1.Сядьте или станьте прямо. Разверните плечи, сделайте вдох. После короткой паузы, на естественном выдохе, произносите скороговорки сначала беззвучно, затем шепотом, тихо, громче, громко: «Мама мыла Милу мылом», «Купи кипу пик», «Ткет ткач ткани на платки Тане», «Проворонила ворона вороненка».
И более длинные: «Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?», «Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался». Постепенно ваше произношение будет развиваться, и вы можете усложнить упражнение, произнося скороговорки слитно в ряд, например: В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, везет да языком как решетом, так и сеет: а на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Это нужно произносить без пауз на одном выдохе. Без правильного, экономного дыхания это невозможно, поэтому я и рекомендую заниматься не только произношением, но одновременно дыханием и голосом. Комплексный подход к технике речи дает лучшие и более быстрые результаты. 2.Читайте стихи, как будто приплясываете под них: ритмично отбивая такт хлопками и легко двигая плечами. Для тренировки подойдут любые стихи с короткими строчками, но я рекомендую детские стихотворения. У них подходящий ритм, и читая такие стихотворения, легче соблюдать четкую и внятную артикуляцию, не скатываясь в быстрое и неразборчивое бормотание, которое так любят многие современные поэты.
Лучший поэт, который почти век служит будущим актерам и ораторам, – Чуковский. Купите его книгу или поищите стихи в интернете, это лучший тренажер для тех, кто хочет развить речь. Например: Как у наших у ворот Чудо-дерево растет. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на нем, Не цветочки на нем, А чулки да башмаки, Словно яблоки! Не забывайте про преувеличенно медленную и четкую артикуляцию. Без нее упражнение теряет смысл.

Артикуляционная гимнастика

Еще одна вещь, которую нужно освоить во имя развитой речи, – это артикуляционная гимнастика. Она подготовит ваш речевой аппарат к упражнениям, укрепит мускулы, снимет мышечные зажимы, которые мешают внятному произношению:
  1. Тренировка губ. Подтяните верхнюю губу, обнажая зубы, будто в улыбке. Челюсть не сжимайте, десна не должны быть видны. Повторите 6 раз, а затем переходите к тренировке нижней губы. Принцип тот же: обнажайте нижние зубы. Главное: не напрягайте челюсть. Наконец, чередуйте оба упражнения.
  2. Еще одна тренировка губ. Соберите их в трубочку или хоботок и двигайте вправо-влево, вверх-вниз.
  3. Гимнастика для языка. Высовывайте язык наружу «лопатой»: он должен касаться боковыми краями уголков рта. Повторите 8 раз, затем высовывайте язык изо рта «жалом»: теперь он не должен касаться краев губ. Повторите это движение 8 раз, а затем чередуйте «лопату» и «жало» 6-8 раз.
  4. Тренировка внутриглоточной мускулатуры. Актеры используют приём, который подойдет и для самостоятельных тренировок, но важно следить за правильностью выполнения. Прием называется «зевок с закрытым ртом». Сохраняя губы сомкнутыми, разожмите челюсти, как будто зеваете. Для проверки правильности выполнения проведите пальцами по щекам: нижняя челюсть должна быть опущена так низко, что вы без труда прощупаете пространство между разомкнутыми зубами через щеки. На зевке произнесите: «Ба-баба». Повторите 3 раза.
  5. Гимнастика для мускулатуры.
    Еще один прекрасный прием для развития речевой мускулатуры – тренировка со сжатыми челюстями. Сожмите челюсти, но без лишнего напряжения: не скрипите зубами. Двигая одними губами, не торопясь, произнесите: «Бык-тупогуб, тупогубенький бычок». Затем повторите фразу медленно и внятно с разжатыми челюстями.
Дикционных упражнений намного больше, чем я успел перечислить в статье. Артикуляционная гимнастика тоже не исчерпывается названными упражнениями. На своих занятиях для каждого ученика я составляют индивидуальную программу, которая соответствует его запросам: одним нужно уделить больше внимания снятию зажимов в челюсти, других – артикуляции. Приходите в мою школу «Ораторис», и я научу вас говорить красиво и внятно! Записаться на занятия можно через сайт или по телефону: +7 (812) 929-32-59 (в Санкт-Петербурге), 8 (800) 302-02-78 (в Москве).

Четкость речи — четкость мысли: как улучшить свою речь

Если окружающие и так понимают,

что вы говорите, нужно ли лишний раз задумываться о том, как вы говорите? Особенно, если вы никак не связаны с профессиональным общением или публичными выступлениями? Ксения Чернова, тренер по технике речи, уверена, что да: по ее мнению, красивое звучание и четкая речь такая же базовая необходимость, как, например, опрятный внешний вид. Поговорили с Ксенией и узнали, зачем и каким образом можно самостоятельно развивать свои речевые навыки.

Ксения Чернова

Тренер по технике речи, актриса, телеведущая, автор книги «Говори как бог»

Обычно у людей редко возникают вопросы «Зачем красиво одеваться?» или «Зачем ходить с помытой головой и ровными зубами?» (мы, конечно, говорим об определенной категории людей, которым не все равно как они выглядят и какое впечатление производят). Та же самая история и с голосом.

Голос — это часть нашей личности, часть нашей характеристики, по которой люди считывают информацию о том, какие мы. Если мы прекрасны визуально, но открываем рот и начинаем скрипеть, мямлить, невнятно жевать слова, говорить тихо, неуверенно, с дефектами — у окружающих буквально рушится мир. Они не понимают, у них возникает как бы когнитивный диссонанс между тем, что они видят, и тем, что они слышат. И если мы хотим создавать правильное впечатление профессионального, уверенного в себе человека, который знает, чего он хочет, речью мы должны владеть не хуже минимально обученного телеведущего.

И это не сложно.

Голос — это очень гибкая и поддающаяся структура, которая может меняться точно так же, как может меняться наше тело

Но если в случае с телом это долгий процесс, минимум 3–6 месяцев, то натренировать голос можно достаточно быстро. Более того, увидеть какие-то первые, но значительные изменения, можно, скажем, за 16 часов занятий (это два дня полноценного обучения и тренировки), а остальное — уже вопрос регулярности.

Получив такой голос, который нравится ему самому, человек начинает чувствовать себя совсем иначе — чувствовать себя настоящего, более уверенного, имеющего контроль над ситуацией. Голос — это тренировка. Тренировка дыхания, звучания, артикуляционного аппарата. А еще — регулярный осознанный контроль в процессе разговора: важно хотя бы думать о том, как я дышу, куда я звучу, не потерял ли я свой резонатор, на котором мне удобно разговаривать, открывается ли у меня рот, хорошо ли у меня работает язык…

Все эти моменты — вопрос дисциплины, как и в любом деле, которое мы хотим делать хорошо. Как и любая привычка, как и любая перестройка в теле, сознании, организме, тренировка голоса и речи — все требует времени. Для кого-то это две недели, для кого-то — месяц, а кому-то хватит и семи дней. Прогнозировать, когда именно тренировка речи войдет в жизнь как постоянное умение, невозможно, но если быть достаточно систематичным, это обязательно случится и вряд ли займет больше месяца. Моя задача в процессе тренингов — сделать так, чтобы люди получали удовольствие от того, как они разговаривают и как звучат. Правильное звучание обычно идет от хорошо размятого и расслабленного тела, это результат правильной настройки работы мышц, когда тело не устает от говорения, а получает удовольствие от того, что звучит полно.

Что такое техника речи? По большому счету — это сумма правильного дыхания, звучания в правильные места, правильного открывания рта и работы артикуляционного аппарата и, самое главное, наполнение всей этой формы содержанием — своим естеством, искренностью, эмоциями и энергетикой. Именно это — то, на что реагируют люди, ведь главное, это когда мы, помимо того, что обладаем красивым звуком голоса, еще и умеем передавать им все, что у нас есть.

Что вы можете сделать самостоятельно, чтобы улучшить свою речь

Качественная тренировка речи — это процесс, который нужно проходить под контролем со стороны специалиста. Тем не менее, есть базовые, начальные шаги, которые каждый может проделать самостоятельно, чтобы увидеть какие-то первые изменения и, может быть, задуматься о том, чтобы впоследствии обратиться к профессиональному тренингу.

Дыхание и разминка

База хорошей речи — это правильное дыхание, так что понаблюдайте, как вы дышите, в следующий раз, как только проснетесь. Обычно, когда человек расслаблен, когда он еще не вскочил с кровати и не побежал делать дела, у него работают те мышцы, которые нам и нужны. Так вот, постарайтесь их ощутить — какие мышцы у вас работают, когда вы лежите в расслабленном состоянии? Нет ли у вас каких-то зажимов в спине? Чем вы дышите? Я лично еще не встречала людей, которые в расслабленном лежачем положении дышали бы чем-то другим, кроме как животом — то есть так, как и нужно дышать. Когда мы дышим расслаблено, стонем, кашляем, смеемся, у нас работают природные механизмы — все это мы делаем именно мышцами живота.

Многие люди, которые преподают речь, пытаются поставить своим ученикам вокальное дыхание, чего делать не нужно, потому что речевое и вокальное — разные вещи. Да, у них один и тот же принцип, но есть несколько нюансов, которые важны для звуковоспроизведения. Вокальный голос отличается от голоса речевого хотя бы тем, что он более обработанный. Если бы мы все разговаривали вокальным голосом, мы бы звучали как карикатурная оперная певица. Чтобы нам было в удовольствие разговаривать, чтобы голос как бы сам лился из нашего организма, нужно учитывать техники дыхания животом.

Прямо с утра, лежа в постели, посмотрев, как дышит ваш живот, когда вы расслаблены, сделайте вдох и выдох на «фууу» со слегка сомкнутыми губами. Обратите внимание, чтобы в этот момент ваша грудь не двигалась. После нескольких «фууу» делаем вдох и выдох на «с», как бы выдавливая из себя воздух мышцами живота, все остальные мышцы должны быть расслаблены. Представьте, что внизу живота у вас как бы находится резервуар с воздухом (воздух, который мы выдыхаем — это и есть наш потенциальный звук), и вот весь этот воздух из резервуара вы и выдыхаете под давлением в передние зубы. Не в макушку, не куда-то там в затылок, а именно в передние зубы и на звук «с». И так 6–8 раз, после чего нужно встать и попытаться сделать это же упражнение, но уже стоя.

После того, как вы поняли, что дышите правильно и у вас нет никаких препятствий между животом и передними зубам, пробуем по той же траектории, ничего не меняя в мышцах, выдохнуть на звук «м», чтобы задребезжали зубы, верхняя губа, крылья носа. Это называется резонатор — всего их четыре, но так как мы самостоятельно тренируем только базовые вещи, этим упражнением мы разминаем основной. Следующий шаг — совместить мычание с разминкой шейного и плечевого отдела тела, то есть, когда вы дышите на «м», делайте несколько мягких кругов головой в одну сторону, затем в другую, вверх-вниз и вправо-влево. Потом переключаемся на плечи: звучим в резонатор и делаем круговые движения в одну сторону на одном выдохе, добираем воздух — и в другую сторону на следующем вдохе. Почему мы разминаем плечи и шею? Потому что если в них есть какие-то зажимы, это тоже мешает качественно говорить. Например, если плечи приподняты, голос не звучит ровно, а как бы придавлено.

Артикуляция

После того, как мы размяли тело, шею и плечи, тренируем простую фразу: «Мам, мам, меду нам», по-прежнему говоря как бы от живота. Этой фразой мы учимся соединять правильный согласный звук с гласными — это нужно научиться делать так, чтобы между «м» и «а» не было разрывов, — и дальше, наконец, переходим к разминке артикуляционного аппарата, делаем артикуляционную гимнастику, разминаем губы, язык и челюсть.

Вот несколько самых простых упражнений для разминки губ (вы легко можете посмотреть их наглядное выполнение в интернете):

— Вытягиваем губы «хоботком» и крутим ими из стороны в сторону. Важно крутить именно губами и не работать челюстью — она сомкнута и не помогает губам, работают только мышцы лица! Сделали так 8 раз из стороны в сторону и сбросили напряжение, как делают лошади, эдаким «пфррр» из живота в губы, чтобы затрепетали губы.

— Дальше делаем то же самое, но теперь двигаем губами вверх-вниз, тоже 8 раз и также сбрасываем напряжение.

— Теперь включаем язык и круговыми движениями с внутренней стороны нашего рта разминаем мышцы щек и губ, разминается и сам язык. Это тяжелое упражнение, мышцы от него устают, но это прекрасная усталость. Так надо сделать 5 раз в одну сторону и 5 раз в другую, давя языком на щеки и губы. Сбрасываем напряжение.

— После того, как мы размяли язык и губы, разминаем челюсть. Сперва просто пальцами разминаем челюстные суставы около ушей, потом открываем рот, чтобы пальцы падали в эти околоушные впадины, потом можно подвигать челюстью из стороны в сторону.

— Есть и еще одно секретное упражнение — берем маркер, помаду, тушь, карандаш, в общем, что-то продолговатое, и вставляем его в рот поперек, зажав зубами, проверив, не напряжены ли мышцы лица — они должны быть расслаблены. В этом состоянии начинаем говорить, например, следующую чистоговорку: «В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». Ваша задача — сделать так, чтобы слова звучали максимально четко даже в этом неудобном положении. Так у вас прекрасно разомнется челюсть, губы и язык, и когда вы вытащите маркер изо рта, вы сразу почувствуете, как говорить и звучать стало намного легче.

Вообще, в случае с гимнастикой артикуляционного аппарата неправильных упражнений быть не может — выполняйте любые, которые вы найдете. Единственный момент: следите за тем, чтобы когда вы начнете пользоваться своим размятым речевым аппаратом, ваши губы не активничали и не «плясали» по всему лицу, это выглядит некрасиво, артикуляция не должна раздражать вашего слушателя. Посмотрите внимательно на то, как говорят качественные телеведущие: у них нет излишней артикуляции, зато у них хорошо открывается челюсть на ударных гласных звуках. Нет ни одного, наверное, ведущего, который разговаривает с закрытым ртом и сомкнутой челюстью, а вот в обычной жизни таких людей — масса.

Дикция

Дикцию можно качественно проработать всего за 3–5 дней занятий, если уделять артикуляционным упражнениям и чистоговоркам хотя бы 2 минуты своего времени ежедневно. Чистоговорки — это специальные словосочетания и фразы, то же, что и скороговорки, но мы их используем не для того, чтобы говорить быстро, а для того, чтобы говорить чисто.

Пример чистоговорки: «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, а поп под колпаком». Довольно часто, когда люди произносят ее в первый раз, они «проглатывают» половину звуков. Произнесите эту чистоговорку, четко и внятно проговаривая окончания (можете записывать себя на диктофон, чтобы слушать со стороны). Далее обратите внимание, как вы произносите ударные гласные. Они должны быть чуть длиннее по звучанию и более наполнены звуком, чем остальные звуки. Ударные гласные — это ядро слова, они отвечают за его объем и красоту.

И еще один момент, который необходимо отметить — плавность речи: постарайтесь каждую фразу говорить как одно слово, как единую конструкцию. Слова должны перетекать одно в другое, говорить нужно в перспективу, а не ставить точки после каждого слова.

Тренировка речи не относится к категории процессов, которыми обязательно нужно заниматься в детстве. Если в детстве говорить правильно не научили, это не значит, что на хорошей речи нужно ставить крест, потому что у человека есть возможность работать с голосом в любом возрасте.

9 лучших книг для развития речи и словарного запаса – HEROINE

Чтобы развить собственную речь, говорить красиво, интересно и грамотно — необязательно быть филологом или лингвистом. Иногда достаточно читать время от времени хорошую художественную литературу, которая сама по себе прививает навыки красивой и богатой речи. Впрочем, это процесс медленный и должен быть регулярным, а читать большое количество книг не всегда получается. Так что если хочется устроить самой себе «интенсив-курс» по прокачиванию речевых навыков и не заскучать при этом, то можно обратиться к специализированным книгам. Вот бы школьные учебники были бы такими же познавательными и разнообразными.

1. «Слово живое и мертвое» – Нора Галь

Книга переводчицы Норы Галь написана более 40 лет назад, однако за последний десяток лет переиздавалась как раз десяток раз. Она ничуть не устарела и даже обрела новое дыхание с приходом интернета, потому что все принципы «живого слова» стали снова актуальными.

Чтобы стать хорошим переводчиком, недостаточно хорошо знать иностранный язык, нужно так же блестяще чувствовать все тонкости родного. Нора Галь — великолепная переводчица, так что все ее советы по обогащению собственной речи и избавлению от словесного мусора бесценны и 40 лет назад, и сейчас, да и через 40 лет тоже пригодятся (если мы все не начнем говорить по-китайски).

2. «От адамова яблока до яблока раздора» – Вадим Храппа

Этимология изучает происхождение слов и выражений, и читать обычный этимологический словарь довольно скучно. Вадим Храппа любезно изучил его вместо нас и написал множество интересных заметок о том, как появились самые непонятные и заковыристые устойчивые выражения и фразеологизмы. Кроме того, немало времени он уделяет тому, чтобы рассказать, как их правильно употреблять и какие ошибки можно допустить. Изменишь случайно предлог или окончание — и ляпнешь что-то совершенно другое.

3. «Русский язык на грани нервного срыва» – Максим Кронгауз

Максим Кронгауз, будучи лингвистом, пристально следит за изменениями в русском языке и пытается примирить интернет-язык и грамотную речь по всем правилам. К сожалению, его книга «Самоучитель олбанского» несколько запоздала. Ее издали тогда, когда олбанский сленг уже остался в истории. Зато «Русский язык на грани нервного срыва» долгое время останется актуальным, так как рассказывает о принципиальных изменениях в современном языке, о самых частых ошибках, которые появляются уже даже в СМИ, а также о том, как не допустить оскудения словарного запаса в эпоху упрощения и быстроты подачи информации.

4. «Живой как жизнь» – Корней Чуковский

Советский писатель Корней Иванович Чуковский писал не только знаменитые стихотворные сказки для детей, но и «популярный нон фикшн», хотя сам бы он этот термин осудил. «Живой как жизнь» появился в то время, когда в русском языке начал господствовать канцелярит (язык бюрократических разговоров и бумаг), а иностранные слова начали активно заменять русские аналоги. Сейчас ситуация с иностранными словами точно такая же, а канцелярит и заученные фразы до сих пор преподают в школе. Так что книга Чуковского даже будучи в возрасте поможет избавиться от плохих привычек в языке.

5. «Русский со словарем» – Ирина Левонтина

Ирина Левонтина несколько лет писала свои наблюдения по поводу изменений в русском языке в форме отдельных статей, а потом издала их отдельным сборником. Книга сразу же стала библиографическим раритетом и лишь переиздание можно приобрести по доступной цене. Уже только это может говорить о качестве и необходимости подобных заметок. Ирина с юмором и даже некоторой радостью приветствует то, что язык не стоит на месте, а живет и изменяется. В отличие от лингвистов старой закалки, которые печалятся и каждый год утверждают, что язык становится беднее, Ирина Левонтина убеждена в обратном. Главное, понимать, как нужно употреблять все эти новые слова и обороты, утверждает она, тогда и речь будет оставаться живой и богатой.

6. «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» – Ларри Кинг

Это книга не про русский язык и не про речь, как лингвистическое явление. И даже не про технику речи или ораторское искусство. Это уникальный опыт человека, который хочет научить нас говорить, а не молчать, не стесняться и не тушеваться — при этом говорить красиво, разумно и хорошо. Для русского читателя примеры из книги несколько американизированы, однако многое можно взять на вооружение и использовать в повседневном общении.

7. «Знаем ли мы русский язык?» – Мария Аксенова

На самом деле у Марии Аксеновой целая серия из трех книг под заглавием «Знаем ли мы русский язык?», но если вам понравится первая, то на остальные две вы и сами обратите внимание. Автор берет с миру по нитке и пишет обо всех интересных вещах из лингвистики, филологии, орфоэпии и даже журналистики, которые связаны с правильным или неправильным употреблением норм языка. Как можно понять из названия, основной акцент сделан на ошибках, причем на ошибках чаще всего смешных или неожиданных. Единственный минус, который часто приписывают автору, — обилие восклицательных знаков. Что поделать, на ошибки в любимом родном языке она реагирует весьма эмоционально.

8. «Странности нашего языка» – Найджел Браун

Книга называется «Странности нашего языка» и написал ее англоязычный автор, однако речь идет вовсе не об английском. Впрочем, и не о русском тоже. Найджел Браун исследует появление заимствованных слов в других языках, а они практически всегда совпадают и в русском, и в английском. Так что в «Странностях нашего языка» мы выступаем гражданами мира, а заодно узнаем, откуда взялось огромное количество слов и изменили ли они со временем свое значение.

9. «Слово о словах» – Лев Успенский

Лев Успенский писал популярные лингвистические книги для детей и подростков, но взрослые тоже могут его читать без чувства неловкости и несоответствия возрасту. «Слово о словах» не единственная его познавательная книга, так что если она вас заинтересует, то можете также обратить внимание на его труды, в которых он изучает появление названий улиц, городов и национальностей, где рассказывает об именах и фамилиях — то есть, о необычных словечках. Этот же труд можно принять за универсальный, так как он берет понемногу из разных сфер и дает наиболее широкую картину.

Добавить в избранное

Поделиться

Статьи по теме:

37 советов по эффективному выступлению

Самая распространенная фобия у американцев — это глоссофобия , боязнь публичных выступлений.

Семьдесят пять процентов всех американцев сообщают, что боятся публичных выступлений. Больше, чем боязнь пауков, страх темноты и даже страх смерти.

Далее следует экспертный совет, как правильно произнести речь. Совет более конструктивный, чем «представить публику голой».

Знай свою аудиторию

Никогда не забывай, с кем разговариваешь. Вы обращаетесь к определенной аудитории. А зрители по определению собираются, чтобы посмотреть что-то, что стоит того, чтобы быть заложником в тесном помещении в течение длительного времени.

Но не волнуйтесь: аудиторию гораздо легче контролировать, чем отдельных людей. Чтобы завоевать аудиторию, вы должны сделать две вещи:

  1. выяснить, что они хотят услышать
  2. выяснить, как донести это сообщение.

Знайте, что хочет услышать аудитория.

Каждая аудитория уникальна. Имея это в виду, вот как настроить свою речь на определенную аудиторию:

1. Изучите свою аудиторию.

Узнайте, каким будет среднестатистический зритель. Размышление об этих простых элементах направит вас на верный путь:

  • Каков будет средний возраст?
  • А как насчет их знакомства с предметом?
  • Будут ли они веселыми или скучными?
  • Что они ожидают узнать от вас?

2.

Используйте соответствующие слова и язык тела.

Выступление на дне карьеры в классе начальной школы — не место, чтобы начинать использовать такие термины, как «разработка программного обеспечения», когда на самом деле вы хотите сказать: «Я занимаюсь компьютерами».

Но если вы проводите презентацию перед группой коллег-программистов, вам следует непременно называть то, чем вы занимаетесь, «разработкой программного обеспечения».

Если зрители не поймут ваших слов, ваша речь просто пролетит над их головами.

Если слова, которые вы используете, слишком просты, ваша речь будет заглушена храпом.

3. Подумайте об изображении, которое вы хотите передать.

Когда вы разговариваете с детьми, ​ много улыбайтесь ​ и смотрите ​ дружелюбно и тепло ​. Выступая с презентацией перед группой выдающихся коллег, вы по-прежнему хотите быть доступным, но вы также должны поддерживать авторитетный вид.

Весь смысл выступления заключается в том, чтобы сообщить что-то вашей аудитории.

Весь смысл выступления заключается не только в том, чтобы пройти через все ваши каталожные карточки, но и в том, чтобы сообщить что-то вашей аудитории. Рассмотрите эти предложения, которые помогут вам:

4. Рассматривайте аудиторию как единое целое.

Один из способов сделать вид, что аудитория — это всего лишь один человек. Когда есть только один человек, о котором вам нужно беспокоиться, вы чувствуете большую личную связь с ним.

Ваша речь будет отодвинута на второй план, потому что вы хотите, чтобы человек, который вас слушает, действительно понял, что вы говорите.

5. Установите зрительный контакт.

Ничто не делает аудиторию более бдительной, чем оратор, который может смотреть сквозь толпу. Зрительный контакт означает установление связи, и это ваша цель номер один.

Так что пусть ваши глаза отвлекаются от ваших заметок как можно чаще и естественно (это станет легче с практикой).

6. Рассмотрите возможность участия аудитории.

Это применимо не ко всем речам, но участие зрителей во время презентации разогреет толпу. Это побудит их обратить внимание, что облегчит вам понимание.

Участие может варьироваться от просьбы поднять руки до разделения группы на небольшие кластеры и предоставления каждому кластеру задания.

Однако вы никогда не должны звонить тому, кто не готов ответить, и никогда не должны никого смущать.

Организуйте свою речь

Большинство выступлений состоят из трех основных компонентов: вступления, основной части и заключения.

Вступление, возможно, самая важная часть вашего выступления, потому что вы хотите привлечь внимание аудитории с самого начала. Так что придумайте что-нибудь остроумное, шокирующее или интересное в самом начале.

Речи состоят из трех основных компонентов: вступления, основной части и заключения.

Вот некоторые приемы введения речи:

7. Будьте драматичны.

Скажите что-нибудь вроде: «Я собираюсь раскрыть план, который коренным образом изменит лицо человечества, каким мы его знаем!» когда ваша презентация действительно посвящена новому бренду мыла для лица.

8. Расскажи анекдот.

Заставив людей смеяться, они расслабятся и заставят их почувствовать, что вы им нравитесь, и они будут слушать то, что вы хотите сказать.

Не пытайтесь сделать это, если ваши шутки обычно вызывают молчание или стоны. Проверьте свое открытие на самых жестоких и честных друзьях.

9. Расскажите историю.

Это заставит аудиторию видеть в вас личность, а не скучного оратора, что создаст ощущение доступности.

Рассказ должен быть коротким (менее одной минуты) и соответствовать остальной части презентации. Смысл истории в том, чтобы привести аудиторию к вашей речи, поэтому, если ваш анекдот заканчивается тем, что ваша собака спасает положение, а ваша речь посвящена слиянию банков, вам может быть трудно перейти от вступления к остальной части речи. .

10. Задайте вопрос.

Если вы попросите зрителей высказать свое мнение, они почувствуют себя вовлеченными, даже если вы сами будете отвечать на свой вопрос.

Тело – это ваша речь ​. Все, что вы хотите сказать, должно быть изложено здесь в организованной, нетривиальной форме. Вот некоторые методы речевого тела:

11. Используйте формальный план.

Вы можете подготовиться к написанию содержания своего выступления, обозначив основные моменты римскими цифрами. В большинстве хороших речей есть два или три основных пункта, каждый из которых имеет пару подпунктов или примеров.

Формальное изложение вашей речи гарантирует, что ваша логическая последовательность имеет смысл и что ваша аудитория не потеряется. Это также поможет вам понять, где находятся пробелы в вашей речи, на случай, если вам придется провести дополнительное исследование в последнюю минуту.

В большинстве хороших речей есть два или три основных пункта.

12. Интеллект-карта.

Техника, разработанная британским исследователем мозга в 1970-х годах, представляет собой менее жесткую версию составления плана. Вместо того, чтобы составлять список, вы пишете основную тему своей речи в центре листа бумаги, а затем рисуете отходящие от нее ответвления, которые подчеркивают ваши ключевые моменты.

Затем нарисуйте дополнительные ответвления от ключевых точек, чтобы уточнить подпункты.

Преимущество интеллект-карт в том, что они не ограничивают вас перечислением ваших идей в каком-либо определенном порядке; вы можете просто использовать свои творческие соки и позволить идеям течь. Затем, после того, как вы составили карту разума, вы можете создать более формальную схему.

Как бы вы ни создавали свое тело, ​ ключевым моментом является то, что вы организованы ​. Аудитория должна иметь возможность следить за вашими мыслями.

То, как вы закончите речь, почти так же важно, как и то, как вы ее начнете.

Заключение — то, как вы заканчиваете речь, — почти так же важно, как и то, как вы ее начинаете.

Зрители будут очень беспокойны в конце, и вам нужно найти способ связать все воедино, чтобы они не ушли, вспомнив, как ужасно они ерзали.

  • Итак, суммируйте для них все в нескольких кратких предложениях и оставьте остроумную строчку.
  • При необходимости также задавайте вопросы.

Это не значит сказать: «Есть-вопросы?-Нет?-Я-не-думал-так», а затем убежать. Вместо этого после того, как вы зададите вопросы, дайте аудитории не менее 10 секунд, чтобы ответить. Если есть вопросы, делайте каждый ответ кратким (менее одной минуты) и никогда не пытайтесь угадать ответ.

Если вы не знаете, как на что-то ответить, запишите адрес электронной почты или номер телефона спрашивающей и скажите ей, что скоро свяжетесь с ней. Или вы можете просто сказать: «Честно говоря, я не знаю», и оставить все как есть.

Напишите свою речь

Написание хорошей речи — это то, о чем люди пишут целые книги. Но вот несколько советов от экспертов по написанию речи, которые следует учитывать:

13. Варьируйте свой выбор слов.

Ваша речь очень быстро станет скучной, если вы постоянно используете одни и те же слова. Так что используйте интересные и разные слова и фразы и сохраняйте новизну.

14. Получить тезаурус.

Это не мошенничество, это расширение вашего словарного запаса, и все великие писатели используют его. Слово предупреждения: Используйте только те слова, которые люди знают ​.

Пишите в разговорной манере, какой бы технической или неинтересной ни была тема.

Никому не нравится, когда ему читают лекции, поэтому есть несколько приемов, которые вы можете использовать, чтобы создать впечатление обычной беседы за обеденным столом:

15. Используйте риторические вопросы

Отбросьте риторические вопросы, как будто вы действительно ожидаете ответов ; вы могли бы даже получить кивки согласия.

16. Используйте слова утешения.

Включите слова, которые вы обычно используете в разговоре, но не в письменной форме, например:

  • «хорошо» — как в «Хорошо, так что мы все догнали…»
  • «вижу» — как в «Смотри , причина в. ..».

17. Вернуться к событию.

Если вы выступаете на выпускном, обратитесь к выпускному. Это сделает вашу речь более индивидуальной.

По возможности подробно опишите чувство или ситуацию.

Зрители будут охотнее следовать за вами, если вы нарисуете картинку вместо того, чтобы постоянно бросаться сухими, бесчувственными словами.

Один из способов сделать это — использовать глаголы действия. Вместо того, чтобы говорить «учиться», попробуйте «разъяснить».

Кроме того, образы могут быть очень эффективными. Вместо того, чтобы просто информировать аудиторию о том, что самки богомола инстинктивно откусывают головы самцам после того, как они закончили спаривание, вы можете попробовать более наглядный и драматичный подход:

«Представьте, что вы — самец богомола в расцвете сил». Вы хотите — больше всего на свете — прелюбодействовать. Но вы видели, как другие мужчины делают это, а затем отрывают им головы и сразу же поедают самки. 0005

Чем ты занимаешься? … Чем ты занимаешься?»

18. Юмор помогает почти всегда.

Юмор помогает почти всегда. Он уместен даже в панегириках. Но суть в тайминге. о друзьях до фактической презентации. И исключите любой юмор, который даже отдаленно оскорбителен. Часто самоуничижительный юмор работает хорошо. Юмор, который не полностью разрушает доверие к вам как к спикеру.

19. Перепишите свою речь

Перепишите свою речь — много-много раз. Даже у самого блестящего писателя никогда не получается идеально с первой попытки, поэтому вам приходится постоянно переписывать и подтягивать свою речь.

Избавьтесь от лишней информации (какой бы смешной она ни была) и убедитесь, что в каждой строке есть точка.

После того, как вы записали свою речь, может быть полезно разместить ее на каталожных карточках размером 3 на 5 дюймов. Их легче носить с собой и перетасовывать, а поскольку вы не хотите тратить всю презентацию на чтение (а не на разговоры), каталожные карточки заставят вас чаще смотреть вверх, когда вы их пролистываете.

Только не забудьте поставить большие числа на лицевой стороне каждой карты, на случай, если они случайно перетасуются.

Но не используйте каталожные карточки как костыль. Тогда люди подумают, что вы разговариваете со своей рукой.

Практикуйтесь правильно

Если вы не являетесь потомком семейных линий Линкольна или Дугласа, вам нужно будет несколько раз отрепетировать свою речь, прежде чем выступать. Лучшие ораторы становятся эффективными ораторами благодаря постоянной практике.

Методы отработки речи:

21. Потренируйтесь перед зеркалом в полный рост

Встаньте перед зеркалом в полный рост и попытайтесь выглядеть как оратор. Держите осанку прямо, руки на виду и смотрите себе в глаза.

Скажите себе: «Черт возьми, люди хотят услышать, что я хочу сказать!», а затем начните произносить свою речь.

Следите за тем, как вы выглядите в зеркале, и приспосабливайтесь к нему во время разговора.

Убедитесь, что вы не напряжены, но всегда сохраняйте настороженную позу, иначе зрители в конечном итоге будут имитировать вашу сутулость.

Смотрите себе в глаза всякий раз, когда отрываете взгляд от своих заметок, и часто отрывайте взгляд от своих заметок.

23. Запишите свою речь

Запишите или, что еще лучше, запишите на видео свое выступление. Когда вы прокручиваете кассету, слушайте, чтобы определить, все ли звучит связно и логично, и следите за тем, как вы выглядите, когда говорите. Ищите зрительный контакт, жесты и странные лицевые тики.

24. Потренируйтесь перед аудиторией

Соберите друзей и членов семьи, усадите их и расскажите им всю свою речь. После того, как все закончится, попросите их дать вам конструктивный отзыв — последнее, что вам нужно сделать, — это поколебать вашу уверенность в себе.

  • Попросите их рассказать вам о том, что вы сделали хорошо и над чем вам нужно поработать.
  • Попросите их рассказать вам, что они не поняли.

25. Репетируйте небольшие отрывки

Репетируйте небольшие отрывки своей речи в течение дня. Если у вас есть 5 или 10 минут, прокрутите в уме части речи. Эти мини-репетиции легче вписать в ваш график, и они дадут вам возможность отработать те части речи, которые вызывают у вас затруднения.

По мере улучшения, посмотрите, сможете ли вы запомнить разделы, не полагаясь на заметки вообще. Эти запомненные разделы дадут вам больше времени для общения с аудиторией.

Как только вы освоитесь с материалом, не бойтесь импровизировать некоторые части, когда вам захочется. Это ваша речь, и вы можете говорить все, что хотите; пока вы уверены, что сможете вернуться в нужное русло, попытайтесь говорить без обиняков. Это поможет вам говорить разговорно, а не как робот.

26. Включить жесты

Включить жесты. Смотреть на эскимо не весело; Крайне важно, чтобы вы иногда использовали один или два жеста во время своей речи.

Вот советы экспертов, как эффективно жестикулировать во время выступления:

27. Чем меньше, тем лучше.

Чем меньше, тем лучше. Чем больше жестов вы делаете, тем больше теряется сила каждого жеста. Поэтому используйте жесты, чтобы подчеркнуть важные моменты. Если вы будете использовать слишком много жестов, вы будете похожи на ветряную мельницу, размахивающую руками.

28. Жест при использовании активных слов

Использование жестов при использовании активных слов.

  • Если вы говорите о расколе между двумя людьми (или организациями, или концепциями), используйте жест, который это подчеркивает.
  • Если вы говорите о синергии или объединении людей (или организаций, или концепций), используйте жест, который подчеркивает это.

Не забудьте самый важный жест: улыбнуться.

29. Тренировка жестов

Отрепетируйте жесты перед зеркалом во время репетиции. И не забудьте самый главный жест: улыбнуться. Это заставляет вас выглядеть более комфортно и меньше походить на жертву перед расстрельной командой.

30. Проецируйте свой голос.

Проецируйте свой голос. Вопреки распространенному мнению, проецировать свой голос не значит кричать.

Когда вы проецируете, вы просто увеличиваете громкость своего естественного голоса, не теряя над ним контроля (вот тогда он становится «кричащим»).

Подумайте о разнице между разговором с кем-то в шумном ресторане и зовом собаки с заднего двора.

Вы должны всегда проецировать во время выступления, даже если вы выступаете в небольшом помещении.

Вы должны всегда проецировать во время выступления, даже если вы выступаете в небольшом помещении.

Найдите самый дальний от вас объект и произнесите к нему свою речь. В течение первой минуты выступления следите за лицами слушателей (особенно тех, кто в заднем ряду), чтобы увидеть, не выглядят ли они смущенными.

  • Если вы заметили, что они не обращают внимания с самого начала, остановитесь и спросите, все ли вас слышат.
  • Если нет ответа, вы только что получили ответ.

31. Наглядные пособия.

Наглядные пособия не всегда необходимы, но их полезно включить, если они помогут вам донести свою точку зрения. Главное, чтобы они добавили к вашей речи ​.

В конце концов, это просто глупо, если во время речи о спасении деревьев ты достаешь картинку с изображением дерева. Все мы знаем, как выглядят деревья.

Столь же бесполезно представлять очень сложную схему, которую сидящий в десятом ряду едва увидит, не говоря уже о том, чтобы расшифровать.

Так что ваши наглядные пособия должны быть очень простыми.

Лучше всего подходят изображения и несложные графики, но если вы хотите составить список точек, которые нужно просмотреть, делайте каждую строку списка краткой, а количество строк таким же коротким.

Попробуйте пять слов в строке и пять строк в наглядном пособии.

Знать, как справляться с нервозностью

Это просто речь. Ваша жизнь от этого не зависит (по крайней мере, не в большинстве случаев). Но если мысль о том, чтобы выйти на улицу и полностью замерзнуть, заставляет вас замереть при одной только мысли об этом, выполните некоторые из этих расслабляющих упражнений непосредственно перед выступлением.

Физическая подготовка:

31. Избегайте молочных продуктов.

Накануне вечером не ешьте молочные продукты и не пейте молоко. Они вызывают у вас мокроту.

Также избегайте газированных напитков, кофе, чая и других напитков с кофеином как минимум за 1 час до выступления. Они только заставят вас еще больше нервничать.

31. Почистите рот.

Утром перед выступлением почистите зубы и используйте жидкость для полоскания рта. Чистый рот – счастливый рот.

32. Выглядеть презентабельно.

Выглядеть презентабельно. Оденьтесь в красивую одежду, расчешите волосы, сделайте маникюр и ухаживайте за собой, чтобы выглядеть как можно лучше. Как говорится, «Оденься, чтобы произвести впечатление». Чем лучше вы выглядите, тем больше доверия к вам будет у публики.

33. Заранее воспользуйтесь туалетом.

Сходите в туалет примерно за 30 минут до выступления.

34. Упражнения на глубокое дыхание.

Упражнения на глубокое дыхание могут показаться банальными, но они действительно замедляют частоту сердечных сокращений, снижают кровяное давление и снижают выброс адреналина.

Попробуйте вдохнуть через нос, задержать дыхание на 5 секунд и выдохнуть через рот. Сделайте это не менее трех раз, но не более шести, иначе вы можете упасть или начать гипервентиляцию.

35. Вытряхнуть.

Если жесты рук являются частью вашей презентации, встряхните руки, чтобы разогнать кровь. Это упражнение позволит вам более естественно перемещать их во время выступления.

36. Вокальные упражнения.

Вокальные упражнения могут помочь. Подготовьте свой рот, прочитав свою речь в полный голос несколько раз. Если облажаетесь, просто помните, что у аудитории не будет текста, и посмотрите, где вы облажались. Просто иди дальше, как будто ничего не произошло.

37. Будьте уверены.

Главное, будьте уверены. Даже если это не так, чем лучше вы притворяетесь, тем комфортнее будет с вами аудитория и, следовательно, тем больше положительных эмоций она вам подарит.

Психологическая подготовка:

Подумайте об этих утешительных мыслях (и реальных фактах) до и во время вашего выступления:

«Первоначальное впечатление обо мне у публики складывается в течение первых 3 секунд после моего появления. »

Это может быть использовано в ваших интересах, потому что если вы уверены, что выходите на сцену с яркой улыбкой и уверенной осанкой, вы уже сделали это.

«Я выгляжу лучше, чем чувствую.»

Каждый чувствует себя развалиной, когда впервые поднимается туда, но большинство на нее не похоже. На самом деле, большинство людей, которые снимают на видео свою репетицию презентации, приятно удивляются, узнав, что их бешено бьющееся сердце на самом деле не видно на пленке.

«Зрители хотят, чтобы я добился успеха!»

Аудитория состоит из людей, мало чем отличающихся от вас. Это не кровожадные животные. Они пришли послушать тебя, потому что ты хочешь сказать что-то важное.

Кроме того, поскольку они не хотят, чтобы их время было потрачено впустую, в их интересах добиться успеха.

«Ошибка не имеет большого значения.»

Конечно, противную отрыжку посреди серьезного разговора люди не забудут, но совершенно не заметят запинки или небольшие паузы. Просто двигаться дальше.

Большинство людей не заметят ваших ошибок, если вы не привлечете к ним внимание паникой.

«Лучший способ провести успешную презентацию — правильно подготовиться, и вы это сделали!»

Средняя аудитория ожидает, что оратор будет полным дремотой, и поскольку вы приложили хотя бы усилия, чтобы сделать свою презентацию правильно, вы уже превзошли ожидания аудитории.

9 Техники уверенной речи

Недавно я посетил TEDxSF, общественное междисциплинарное мероприятие (TED означает «Технологии, развлечения, дизайн»), цель которого — собрать вместе мыслителей, чтобы поделиться идеями, которыми они увлечены. Находясь там, я имел удовольствие наблюдать, как почти дюжина разных спикеров выступает перед переполненным залом. У каждого человека была своя уникальная тактика вовлечения аудитории и удержания нас в плену. Некоторые репетировали презентации с помощью наглядных пособий, в то время как другие, казалось, просто придумывали их на ходу, используя при этом много самоуничижительного юмора. Некоторые были лучше, чем другие, но в целом все были уверены в себе и достаточно эффективно привлекали внимание аудитории.

Однако один говоривший — мужчина, декламировавший стихи, написанные им самим, — явно оцепенел. Сначала он пытался читать по памяти, но неоднократно не мог вспомнить слова. Снова и снова он извинялся, а потом начинал сначала. Когда он, наконец, не выдержал и вытащил свои записи из кармана, его руки дико дрожали, а голос заикался, поскольку он каждую секунду изо всех сил пытался дочитать до конца свою презентацию. Было больно видеть, как он страдает. Мне просто хотелось крикнуть ему: «Все будет хорошо. У тебя хорошо получается.» Когда он закончил, ощутимое чувство спокойствия охватило весь зал. Все почувствовали облегчение, что все кончено — для него.

Распознайте общий страх
Прежде чем вы встанете на путь самоучки, чтобы стать более способным докладчиком, может быть полезно знать, что страх публичных выступлений не является чем-то необычным. Согласно опросу Гэллапа 2001 года, 40 процентов американцев признают, что боятся выступать перед аудиторией; на самом деле этот страх занимает второе место после страха перед змеями. Гэвин де Беккер, известный эксперт по прогнозированию насилия и управлению им, считает, что страх перед публичными выступлениями на самом деле связан с боязнью потерять свою идентичность. Если нам не удастся успешно произнести речь на свадьбе или презентацию в зале заседаний, мы рискуем унизить себя и потерять свою индивидуальность. Этот страх может быть изнурительным.

Возьмите это у экспертов
Войдите в Toastmasters International, некоммерческую организацию, заявленная миссия которой «помочь людям стать более компетентными и чувствовать себя комфортно перед аудиторией». На мероприятиях Toastmasters участники встречаются на несколько часов и оттачивают свои коммуникативные навыки, разыгрывая ролевые игры и произнося запланированные или импровизированные речи перед другими участниками. 5 ноября 2007 года NPR сообщило об опыте режиссера Кевы Розенфельд, когда он присоединился к своему местному клубу Toastmasters, чтобы преодолеть свой страх перед публичными выступлениями. Розенфельд пришел к выводу, что способность к публичным выступлениям — это не то, с чем мы рождаемся, а то, чему каждый может научиться, следуя проверенным приемам тамастов:

1. Знай свой материал. Выберите интересующую вас тему. Знайте о ней больше, чем вы включаете в свою речь. Используйте юмор, личные истории и разговорный язык — так вы не забудете, что сказать.

2. Практика, практика, практика! Репетируйте вслух со всем оборудованием, которое вы планируете использовать. Пересмотрите по мере необходимости. Работать над контролем слов-паразитов; тренируйтесь, делайте паузы и дышите. Практикуйтесь с таймером и оставляйте время для неожиданностей.

3. Знай аудиторию. Поприветствуйте некоторых зрителей, когда они придут. Легче говорить с группой друзей, чем с незнакомцами.

4. Знай комнату. Приходите пораньше, пройдитесь по комнате для выступлений и попрактикуйтесь в использовании микрофона и любых наглядных пособий.

5. Расслабьтесь. Начните с обращения к аудитории. Это поможет выиграть время и успокоит нервы. Сделайте паузу, улыбнитесь и сосчитайте до трех, прежде чем что-то сказать. (Одна тысяча, две одна тысяча, три одна тысяча. Пауза. Начало.) Превратите нервную энергию в энтузиазм.

6. Представьте, как вы произносите речь. Представьте, что вы говорите, ваш голос громкий, чистый и уверенный. Визуализируйте аплодисменты публики — это повысит вашу уверенность.

7. Поймите, что люди хотят, чтобы вы преуспели. Зрители хотят, чтобы вы были интересными, стимулирующими, информативными и занимательными. Они болеют за вас.

8. Не извиняйтесь за нервозность или проблему — зрители, вероятно, никогда этого не замечали.

9. Сосредоточьтесь на сообщении, а не на носителе. Отвлеките свое внимание от собственных тревог и сконцентрируйтесь на своем сообщении и своей аудитории.

Помимо Toastmasters, покойный писатель-лектор Дейл Карнеги является еще одним давним и надежным ресурсом на арене публичных выступлений. Некоторые из его наиболее популярных книг по искусству включают «Искусство публичных выступлений» и «Быстрый и легкий путь к эффективному выступлению».

Расслабьте свой разум
Даже если вы считаете, что полностью подготовились к публичному выступлению, никогда не помешает подключиться к связи вашего разума и тела для дополнительной смелости. С медицинской точки зрения Livestrong.com предлагает массаж, йогу и медитацию, чтобы успокоить расшатанные нервы, прежде чем отправиться в стрессовую ситуацию.

* Сходить на массаж. Массаж (особенно с эфирным маслом лаванды) поможет улучшить концентрацию и уменьшить беспокойство.

* Практикуйте шавасану (позу трупа). Лягте на спину, вытяните руки от туловища ладонями вверх, разведите и вытяните ноги. Дышать. Оставайтесь в этом положении не менее пяти-десяти минут.

* Медитировать. Сядьте в тихом месте и сосредоточьтесь только на своем дыхании. Практика медитации уменьшит беспокойство и даст вам возможность мыслить более ясно и лучше формулировать свои мысли.

Speak Up
Наблюдать за тем, как кто-то с трудом справляется с презентацией, может быть удручающе, наблюдать за тем, как кто-то добивается успеха, может быть очень вдохновляющим. Ни одно обсуждение эффективных публичных выступлений не будет полным без упоминания Барака Обамы. Возможно, один из самых впечатляющих ораторов нашего времени, Обама не только обладает исключительными лингвистическими способностями, но также знает, как подать себя и привлечь внимание людей — и может оставить многотысячную аудиторию в недоумении, что их поразило. (Правда, на него работает целая команда спичрайтеров, но все же…) Так что в следующий раз, когда вы окажетесь в осаде перед беспощадной толпой, помните, что слова, которые вы используете, могут быть эффективными и значимыми, но настоящая сила заключается в их доставке.

Написано 03.02.2011 автором DivineCaroline. DivineCaroline место, где люди собираются вместе, чтобы учиться у экспертов в области здоровья, расходов и воспитания детей. Приходите узнавать, читать, учиться, смеяться и общаться на DivineCaroline.com. Фото: eschipul

Выступление: подготовка, практика и произнесение | Публичные выступления |

Подготовка заметок

После того, как вы создали всеобъемлющий план и продумали свою речь, вы сможете создавать свои карточки для заметок или что-то еще, что вы можете использовать (например, заметки или iPad). Каждый говорящий немного отличается, и разные темы речи и организационные модели могут потребовать разных методов записи.

«Заметки шафера» Стейси Синтани. CC-BY-NC-SA.

На ваших карточках для заметок (или листах-подсказках) должно быть достаточно информации, чтобы вы могли произнести речь, не пропуская деталей и организованной в точном порядке, который вы запланировали. Обычный метод заключается в том, чтобы напечатать схему шрифтом, достаточно большим, чтобы его можно было прочитать на расстоянии.

Вы должны иметь возможность взглянуть на карты, сориентироваться и оглянуться на аудиторию. Если вы читаете карточки слово в слово, на них слишком много слов, если только это не расширенная точная цитата, или группа статистических данных, которые должны быть переданы точно.

Убедитесь, что ваши заметки или карточки пронумерованы (например, выделены жирным шрифтом в правом верхнем углу), чтобы их можно было систематизировать. Цветовое кодирование часто делается, чтобы легко отличить карты с первого взгляда. Потеря своего места может быть очень стрессовой для вас и отвлекать аудиторию.

Избегайте письма или печати на двух сторонах; переворачивание страницы или карточки отвлекает аудиторию. Зрители не должны знать о нотах. Лучше всего просто сдвинуть карты в сторону, чтобы перейти к следующей карте.

Отрепетируйте свою речь, используя записи, которые вы принесете на сцену. Убедитесь, что вы можете просмотреть записи, получить информацию и посмотреть вверх, чтобы установить зрительный контакт с аудиторией.

Вся основная работа делается в период репетиций. ~ Дональд Плезенс

Рисунок 12.1: Контрольный список репетиций
  • Репетируйте за несколько дней до выступления
  • Используйте листы для заметок или карточки, которые вы будете использовать или доставку
  • Попрактикуйтесь с презентационными пособиями, которые вы будете использовать для презентации
  • Попрактикуйтесь с пособиями для презентаций, которые вы будете использовать
  • Рассчитайте свою речь и при необходимости сократите или расширьте ее
  • Репетируйте с коллегой или аудиторией, если это возможно
  • Если можете, порепетируйте в комнате с подиумом, вы будете использовать
  • Планируйте, что вы будете делать своими руками
  • Тщательно планируйте и практикуйте открытие и закрытие, чтобы вы могли выполнить их ровно 9 раз. 0018

Репетиция речи

Вспомните, как попасть в Карнеги-холл. Отрепетируйте свою речь — вслух и в идеале с коллегой или однокурсником в качестве аудитории. При необходимости порепетируйте перед зеркалом. Некоторые студенты записывают репетиционную речь, чтобы получить реальное представление о том, что услышит публика. Если вы используете вспомогательные средства для презентаций, порепетируйте с ними время и знакомство, чтобы вам нужно было только взглянуть на экран или мольберт. Время речи, чтобы быть уверенным, что это в назначенное время. Сформулируйте речь так, как вы сформулируете ее в реальной речи (и прислушайтесь к словесным наполнителям, неловким паузам и другим невнятным выражениям). Планируйте, что делать с руками.

Вы также должны точно знать, как начнется и закончится ваша речь. Независимо от того, насколько оратор может зависеть от нот, вот один постоянный совет: точно знайте, как вы собираетесь начать свою речь. Не просто идея, а дословно, с каждой интонацией, каждым жестом, каждым зрительным контактом с аудиторией. Первые несколько предложений должны быть настолько укоренившимися, чтобы вы могли произнести их во время землетрясения, не моргнув глазом.

Заученное вступление служит нескольким целям. Во-первых, это дает вам возможность вздохнуть и понять, что, в конце концов, быть там не так уж и плохо! Во-вторых, это дает зрителям понять, что вы готовы. В-третьих, это сигнализирует аудитории, что то, что вы собираетесь сказать, важно. Наконец, это дает вам возможность прямого зрительного контакта (потому что вы не читаете) и привлекает внимание аудитории. Зрительный контакт — это сигнал аудитории о том, что вы о них заботитесь!

Заключение вашей речи не менее важно. На языке шоу-бизнеса конец песни или сцены называется «кнопкой». Это момент «ТА-ДА», который позволяет зрителям понять, что вы закончили, и что теперь их очередь аплодировать. Завершающее впечатление, которое ваша речь оставит у аудитории, во многом зависит от того, насколько эффективен финал. Несмотря на содержание и структуру, вы также должны точно знать, как вы закончите (дословно), чтобы не было никаких колебаний, никаких запинок, никаких предварительных ощущений «я думаю, это все». Уверенное и решительное начало привлечет к вам аудиторию; уверенный логический финал будет очень эффективен в сохранении неизгладимого впечатления у зрителей.

Стресс — важный дракон, которого нужно убить — или хотя бы приручить — в вашей жизни. ~ Марилу Хеннер

Управление стрессом

Как отметил Уильям Болл в своей книге для актеров и режиссеров A Sense of Direction , выступать перед группой и говорить — это самый большой страх людей (больше, чем страх смерти). Страх и стресс приводят к психологическим и физическим проявлениям, которые могут повлиять на речь.

«Это плохой знак, когда начинается работа по раздаче таких?» по скитлдогу. CC-BY-NC-SA.

Стресс физически вызывает напряжение мышц, часто включая голосовые связки. Это повышает, а часто и ограничивает высоту голоса говорящего в условиях стресса. Темп речи также может быть затронут. Начинающие ораторы, как правило, торопятся, как будто хотят «покончить с этим». Это фактор, который следует помнить на корпоративной или деловой встрече: оратор должен говорить достаточно медленно, потому что то, что он хочет сказать, важно, а аудитория должна слушать. Помните, как отмечалось выше, спешка создает впечатление, что говорящий считает, что сообщение не стоит потраченного времени.

Стресс может ускорить потоотделение. Целесообразно иметь под рукой салфетку для лица или маленькое полотенце для комфортного протирания. Стресс также может вызывать сухость во рту и горле. Потягивание воды — простое решение.

Существует множество способов снятия стресса у выступающего: от гипноза до представления аудитории обнаженной. Одним из самых простых и эффективных является выполнение умеренного количества упражнений перед выступлением, даже таких простых, как ходьба. Упражнения помогают естественным образом снять напряжение химическим путем; и помогает углубить дыхание, которое поддерживает голос.

Одновременно с тренировкой тела неплохо разогреть голос. Голосовые связки — это мышцы, которые не следует пускать в ход.

Физические упражнения, скорее всего, помогут расслабиться, улучшить осанку и улучшить движения руками и телом. В рамках процесса релаксации актеры физически «разогреваются» перед выступлением и часто выполняют расслабляющие упражнения, помогающие сосредоточиться и снять стресс.

Лучшее средство от стресса — быть хорошо подготовленным и уверенным в себе.

Произнесение речи

Вы сделали все правильные шаги, прежде чем подняться на трибуну или на кафедру. Вы выбрали хорошую тему. Вы изучили тему. Вы организовали лучшую информацию убедительным способом. Вы отрепетировали свою речь. Вы получили отзыв о репетиции от объективного слушателя. Вы тщательно составили свои заметки и попрактиковались с ними. Вы спланировали и отрепетировали дословное введение и заключение своей речи. Вы проверили комнату и оборудование. Вы сделали что-то, чтобы уменьшить стресс перед своим выступлением. Вы сделали вокальную разминку. Вы выбрали идеальный наряд для ношения. Ты позаботился о том, чтобы твою жвачку выбросили, а волосы убрали назад. Вы прибыли как минимум за 15 минут до выступления. Вы вскочили на подиум с большим энтузиазмом, когда вас представили.

Теперь вы должны доставить. Если вы посмотрите на слово «доставить», вы обнаружите, что оно означает больше, чем просто «давать». «Отдавать» — это готовность предложить что-то без обязательств или ожидание чего-то взамен. «Отдавать» также подразумевает заранее определенную ответственность. Вы как спикер несете ответственность за «предоставление» информации, которая поможет вашей аудитории или каким-то образом просветит ее. Произносятся речи.

Рисунок 12.2: Этапы эффективной доставки
  1. Подойдите к подиуму во время репетиции.
  2. Стой с уверенной осанкой.
  3. Сделайте свое блестящее открытие.
  4. Осознайте, что вы пользуетесь успехом у публики.
  5. Дыши.
  6. Спонтанно вставьте юмористическое замечание, связанное с вашей темой.
  7. Без колебаний выскажите все свои замечания: « гм с», « как с» или « эээ с».

Лицензии и атрибуты

Содержимое по лицензии CC, совместное использование ранее
  • Глава 12 Подготовка, практика и доставка. Автор: : Виктор Капечче, МИД. Предоставлено: : Университет Миллерсвилля, Миллерсвилль, Пенсильвания. Расположен по адресу : http://publicspeakingproject.org/psvirtualtext.html. Проект : Проект публичных выступлений. Лицензия : CC BY-NC-ND: Attribution-NonCommercial-NoDerivatives
  • заметки шафера. Автор : stacey shintani.