Как работать над речью: Как работать над речью — Психологос

Четкость речи — четкость мысли: как улучшить свою речь

Если окружающие и так понимают,

что вы говорите, нужно ли лишний раз задумываться о том, как вы говорите? Особенно, если вы никак не связаны с профессиональным общением или публичными выступлениями? Ксения Чернова, тренер по технике речи, уверена, что да: по ее мнению, красивое звучание и четкая речь такая же базовая необходимость, как, например, опрятный внешний вид. Поговорили с Ксенией и узнали, зачем и каким образом можно самостоятельно развивать свои речевые навыки.

Ксения Чернова

Тренер по технике речи, актриса, телеведущая, автор книги «Говори как бог»

Обычно у людей редко возникают вопросы «Зачем красиво одеваться?» или «Зачем ходить с помытой головой и ровными зубами?» (мы, конечно, говорим об определенной категории людей, которым не все равно как они выглядят и какое впечатление производят). Та же самая история и с голосом.

Голос — это часть нашей личности, часть нашей характеристики, по которой люди считывают информацию о том, какие мы. Если мы прекрасны визуально, но открываем рот и начинаем скрипеть, мямлить, невнятно жевать слова, говорить тихо, неуверенно, с дефектами — у окружающих буквально рушится мир. Они не понимают, у них возникает как бы когнитивный диссонанс между тем, что они видят, и тем, что они слышат. И если мы хотим создавать правильное впечатление профессионального, уверенного в себе человека, который знает, чего он хочет, речью мы должны владеть не хуже минимально обученного телеведущего. И это не сложно.

Голос — это очень гибкая и поддающаяся структура, которая может меняться точно так же, как может меняться наше тело

Но если в случае с телом это долгий процесс, минимум 3–6 месяцев, то натренировать голос можно достаточно быстро. Более того, увидеть какие-то первые, но значительные изменения, можно, скажем, за 16 часов занятий (это два дня полноценного обучения и тренировки), а остальное — уже вопрос регулярности.

Получив такой голос, который нравится ему самому, человек начинает чувствовать себя совсем иначе — чувствовать себя настоящего, более уверенного, имеющего контроль над ситуацией. Голос — это тренировка. Тренировка дыхания, звучания, артикуляционного аппарата. А еще — регулярный осознанный контроль в процессе разговора: важно хотя бы думать о том, как я дышу, куда я звучу, не потерял ли я свой резонатор, на котором мне удобно разговаривать, открывается ли у меня рот, хорошо ли у меня работает язык…

Все эти моменты — вопрос дисциплины, как и в любом деле, которое мы хотим делать хорошо. Как и любая привычка, как и любая перестройка в теле, сознании, организме, тренировка голоса и речи — все требует времени. Для кого-то это две недели, для кого-то — месяц, а кому-то хватит и семи дней. Прогнозировать, когда именно тренировка речи войдет в жизнь как постоянное умение, невозможно, но если быть достаточно систематичным, это обязательно случится и вряд ли займет больше месяца. Моя задача в процессе тренингов — сделать так, чтобы люди получали удовольствие от того, как они разговаривают и как звучат. Правильное звучание обычно идет от хорошо размятого и расслабленного тела, это результат правильной настройки работы мышц, когда тело не устает от говорения, а получает удовольствие от того, что звучит полно.

Что такое техника речи? По большому счету — это сумма правильного дыхания, звучания в правильные места, правильного открывания рта и работы артикуляционного аппарата и, самое главное, наполнение всей этой формы содержанием — своим естеством, искренностью, эмоциями и энергетикой. Именно это — то, на что реагируют люди, ведь главное, это когда мы, помимо того, что обладаем красивым звуком голоса, еще и умеем передавать им все, что у нас есть.

Что вы можете сделать самостоятельно, чтобы улучшить свою речь

Качественная тренировка речи — это процесс, который нужно проходить под контролем со стороны специалиста. Тем не менее, есть базовые, начальные шаги, которые каждый может проделать самостоятельно, чтобы увидеть какие-то первые изменения и, может быть, задуматься о том, чтобы впоследствии обратиться к профессиональному тренингу.

Дыхание и разминка

База хорошей речи — это правильное дыхание, так что понаблюдайте, как вы дышите, в следующий раз, как только проснетесь. Обычно, когда человек расслаблен, когда он еще не вскочил с кровати и не побежал делать дела, у него работают те мышцы, которые нам и нужны. Так вот, постарайтесь их ощутить — какие мышцы у вас работают, когда вы лежите в расслабленном состоянии? Нет ли у вас каких-то зажимов в спине? Чем вы дышите? Я лично еще не встречала людей, которые в расслабленном лежачем положении дышали бы чем-то другим, кроме как животом — то есть так, как и нужно дышать. Когда мы дышим расслаблено, стонем, кашляем, смеемся, у нас работают природные механизмы — все это мы делаем именно мышцами живота.

Многие люди, которые преподают речь, пытаются поставить своим ученикам вокальное дыхание, чего делать не нужно, потому что речевое и вокальное — разные вещи. Да, у них один и тот же принцип, но есть несколько нюансов, которые важны для звуковоспроизведения. Вокальный голос отличается от голоса речевого хотя бы тем, что он более обработанный. Если бы мы все разговаривали вокальным голосом, мы бы звучали как карикатурная оперная певица. Чтобы нам было в удовольствие разговаривать, чтобы голос как бы сам лился из нашего организма, нужно учитывать техники дыхания животом.

Прямо с утра, лежа в постели, посмотрев, как дышит ваш живот, когда вы расслаблены, сделайте вдох и выдох на «фууу» со слегка сомкнутыми губами. Обратите внимание, чтобы в этот момент ваша грудь не двигалась. После нескольких «фууу» делаем вдох и выдох на «с», как бы выдавливая из себя воздух мышцами живота, все остальные мышцы должны быть расслаблены. Представьте, что внизу живота у вас как бы находится резервуар с воздухом (воздух, который мы выдыхаем — это и есть наш потенциальный звук), и вот весь этот воздух из резервуара вы и выдыхаете под давлением в передние зубы. Не в макушку, не куда-то там в затылок, а именно в передние зубы и на звук «с». И так 6–8 раз, после чего нужно встать и попытаться сделать это же упражнение, но уже стоя.

После того, как вы поняли, что дышите правильно и у вас нет никаких препятствий между животом и передними зубам, пробуем по той же траектории, ничего не меняя в мышцах, выдохнуть на звук «м», чтобы задребезжали зубы, верхняя губа, крылья носа. Это называется резонатор — всего их четыре, но так как мы самостоятельно тренируем только базовые вещи, этим упражнением мы разминаем основной. Следующий шаг — совместить мычание с разминкой шейного и плечевого отдела тела, то есть, когда вы дышите на «м», делайте несколько мягких кругов головой в одну сторону, затем в другую, вверх-вниз и вправо-влево. Потом переключаемся на плечи: звучим в резонатор и делаем круговые движения в одну сторону на одном выдохе, добираем воздух — и в другую сторону на следующем вдохе. Почему мы разминаем плечи и шею? Потому что если в них есть какие-то зажимы, это тоже мешает качественно говорить. Например, если плечи приподняты, голос не звучит ровно, а как бы придавлено.

Артикуляция

После того, как мы размяли тело, шею и плечи, тренируем простую фразу: «Мам, мам, меду нам», по-прежнему говоря как бы от живота. Этой фразой мы учимся соединять правильный согласный звук с гласными — это нужно научиться делать так, чтобы между «м» и «а» не было разрывов, — и дальше, наконец, переходим к разминке артикуляционного аппарата, делаем артикуляционную гимнастику, разминаем губы, язык и челюсть.

Вот несколько самых простых упражнений для разминки губ (вы легко можете посмотреть их наглядное выполнение в интернете):

— Вытягиваем губы «хоботком» и крутим ими из стороны в сторону. Важно крутить именно губами и не работать челюстью — она сомкнута и не помогает губам, работают только мышцы лица! Сделали так 8 раз из стороны в сторону и сбросили напряжение, как делают лошади, эдаким «пфррр» из живота в губы, чтобы затрепетали губы.

— Дальше делаем то же самое, но теперь двигаем губами вверх-вниз, тоже 8 раз и также сбрасываем напряжение.

— Теперь включаем язык и круговыми движениями с внутренней стороны нашего рта разминаем мышцы щек и губ, разминается и сам язык. Это тяжелое упражнение, мышцы от него устают, но это прекрасная усталость. Так надо сделать 5 раз в одну сторону и 5 раз в другую, давя языком на щеки и губы. Сбрасываем напряжение.

— После того, как мы размяли язык и губы, разминаем челюсть. Сперва просто пальцами разминаем челюстные суставы около ушей, потом открываем рот, чтобы пальцы падали в эти околоушные впадины, потом можно подвигать челюстью из стороны в сторону.

— Есть и еще одно секретное упражнение — берем маркер, помаду, тушь, карандаш, в общем, что-то продолговатое, и вставляем его в рот поперек, зажав зубами, проверив, не напряжены ли мышцы лица — они должны быть расслаблены. В этом состоянии начинаем говорить, например, следующую чистоговорку: «В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». Ваша задача — сделать так, чтобы слова звучали максимально четко даже в этом неудобном положении. Так у вас прекрасно разомнется челюсть, губы и язык, и когда вы вытащите маркер изо рта, вы сразу почувствуете, как говорить и звучать стало намного легче.

Вообще, в случае с гимнастикой артикуляционного аппарата неправильных упражнений быть не может — выполняйте любые, которые вы найдете. Единственный момент: следите за тем, чтобы когда вы начнете пользоваться своим размятым речевым аппаратом, ваши губы не активничали и не «плясали» по всему лицу, это выглядит некрасиво, артикуляция не должна раздражать вашего слушателя. Посмотрите внимательно на то, как говорят качественные телеведущие: у них нет излишней артикуляции, зато у них хорошо открывается челюсть на ударных гласных звуках. Нет ни одного, наверное, ведущего, который разговаривает с закрытым ртом и сомкнутой челюстью, а вот в обычной жизни таких людей — масса.

Дикция

Дикцию можно качественно проработать всего за 3–5 дней занятий, если уделять артикуляционным упражнениям и чистоговоркам хотя бы 2 минуты своего времени ежедневно. Чистоговорки — это специальные словосочетания и фразы, то же, что и скороговорки, но мы их используем не для того, чтобы говорить быстро, а для того, чтобы говорить чисто.

Пример чистоговорки: «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, а поп под колпаком». Довольно часто, когда люди произносят ее в первый раз, они «проглатывают» половину звуков. Произнесите эту чистоговорку, четко и внятно проговаривая окончания (можете записывать себя на диктофон, чтобы слушать со стороны). Далее обратите внимание, как вы произносите ударные гласные. Они должны быть чуть длиннее по звучанию и более наполнены звуком, чем остальные звуки. Ударные гласные — это ядро слова, они отвечают за его объем и красоту.

И еще один момент, который необходимо отметить — плавность речи: постарайтесь каждую фразу говорить как одно слово, как единую конструкцию. Слова должны перетекать одно в другое, говорить нужно в перспективу, а не ставить точки после каждого слова.

Тренировка речи не относится к категории процессов, которыми обязательно нужно заниматься в детстве. Если в детстве говорить правильно не научили, это не значит, что на хорошей речи нужно ставить крест, потому что у человека есть возможность работать с голосом в любом возрасте.

Тема — 5. Работа над техникой речи

Одной из причин коммуникативной неудачи является недостаточно хорошая техника речи: мы говорим либо очень тихо, либо, напротив, очень громко, или у нас есть какие-то дефекты речи, которые мешают слушателю нас понимать.

Если выступающий имеет плохую дикцию, нечетко произносит слова, особенно окончания, его речь может быть неверно понята, из нее могут быть сделаны ненужные, неверные выводы, что может повлечь за собой самые непредвиденные последствия.

Тренировать произношение можно читая вслух. Еще лучше найти время и записать свой голос на магнитофонную пленку. При прослушивании сразу станут очевидны недостатки дикции. Если возможно, дома запишите любой свой доклад, который вы собираетесь сделать, например, вышестоящему руководителю, на видеомагнитофон и просмотрите запись на предмет произношения, дикции, жестикуляции. Или просто тренируйте свою речь перед зеркалом.

И, конечно, неоценимую услугу окажут Вам артикуляционные упражнения и регулярное произнесение скороговорок. Точнее их нужно было бы назвать «правильновыговорками», так как при проговаривании скороговорки в первую очередь мы стремимся к правильному артикулированию всех звуков и их сочетаний, а не к высокой скорости их проговаривания.

Совершенствование дикции — плод систематической самостоятельной работы, для достижения эффективности которой важны следующие факторы.

  1. Постепенность. Скороговорку нужно осваивать не спеша. Главное — повторять и не закреплять допущенные ошибки. Каждую скороговорку проговаривают сначала беззвучно, медленно, тщательно работая губами и языком. Потом постепенно усиливают громкость голоса. После того как вы сможете 4- 5 раз произнести среднюю по объему скороговорку без ошибок, можно наращивать темп ее проговаривания.
  2. Систематичность. Отработать скороговорку, а потом долгое время о ней не вспоминать — верный способ потерять достигнутое. Скороговорки помогают артикуляционному аппарату «запомнить» определенную последовательность и интенсивность движений всех его мышц. Чем чаще вы их включаете в привычную работу — тем лучше они будут это делать даже без вашего специального контроля, автоматически. Итак, скороговорки проговариваются не реже 1 раза в неделю, в идеале — после артикуляционной разминки.
  3. Разнообразие. Тренировать произнесение 1—2 сочетаний звуков — все равно, что учиться рисовать только 1—2 красками. Каждый раз нужно проговаривать скороговорки на разные сочетания согласных.
  4. Удовольствие. Когда мы делаем что-то по принуждению, основная часть наших усилий направлена на внутреннюю борьбу с собой, со своими эмоциями и желаниями, а не на дело, которым мы занимаемся. Значит, просто необходимо радоваться забавным текстам, вызванным ими ассоциациям и своим успехам.
  5. Творчество. Скороговорки — игровой фольклорный текст, поэтому они располагают к вольному обращению с этим текстом: это может выражаться в разнообразных продолжениях скороговорок, перестановке слов, причудливых сочетаниях скороговорок, придумывании своих текстов этого жанра.

Артикуляционная разминка

Поболтайте языком. Поболтайте языком во рту сначала сверху вниз, а затем слева направо и справа налево. Повторите упражнение.

Полоскание рта. Прополощите рот: надуйте щеки и поработайте ими и нижней челюстью так, чтобы воздух во рту перемещался либо от одной щеки к другой, либо от щек внутрь рта и обратно.

Лом — лопата. Попробуйте поочередно высовывать язык то плоский, как лопата, то острый, как лом.

Цифры. Напишите языком в воздухе цифры от 1 до 5. Получилось?

Пример. Точно так же напишите языком любой пример. Пусть даже 2+2 Примеры могут быть и сложнее!

Буквы. Таким же образом напишите в воздухе (или на воображаемом ст ле) 5 — 7 букв в любом порядке.

Загадка. Вы освоили новый вид письма? Отправьте друг другу воздушные общения и ждите адекватного ответа. Если вы друг друга поняли правильно, значит, артикуляционные упражнения для языка вы освоили.

Очень важен также тон речи. Именно он оказывает позитивное или негативное влияние на слушающего. Как писал Бернард Шоу: “Есть 50 способов сказать слово “да” и 500 оттенков слова “нет”. Тон речи может быть резким и безразличным, насмешливым и тревожным, интонации — командными, гневными и просительными.

Тональная окраска речи может помочь наладить эмоциональный комфорт диалога с посетителем, сотрудником. По интонации говорящего судят о его настроении и отношении к обсуждаемому вопросу.

Одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно, ласково или подчеркнуто сухо, дерзко, высокомерно в зависимости от их общей звуковой окраски.

Общая звуковая окраска речи может подкреплять смысл, переданный составом слов высказывания, но иногда противоречит ему, заставляет нас понимать это высказывание совершенно по-другому. Например, фраза: “Я в восторге!” без интонации восторга сразу приобретает иронический смысл, противоречащий ее буквальному значению.

Следует особое внимание обращать на громкость и скорость своей речи. Очень громкий голос неприятен для слуха, особенно если он еще и высокий. Деловому разговору вредит речь торопливая. Не годится, если говорящий глотает отдельные слоги и целые слова. Но даже если при быстром темпе вам удается четко выговаривать каждое слово, собеседнику все равно будет трудно поспевать за ходом ваших мыслей. А у некоторых людей возникнет подозрение, что вы намеренно говорите скороговоркой, чтобы не дать им опомниться, навязать свою точку зрения.

Неприятна для слушателя и манера говорить медленно, растягивая слова, а также тихая, чуть слышная речь. Если вы говорите слишком тихо или невнятно, это также мешает ходу общения: партнер вынужден задавать встречные вопросы, чтобы убедиться, что понял вас правильно.

А задумывались ли Вы когда-нибудь, насколько звучание Вашего голоса связано с дыханием? Если области дыхания обширны и подвижны, голос чист и выразителен. Неправильное дыхание искажает голос: мы говорим слишком быстро или слишком высоко, учащенно дышим, прерываем речь, не закончив предложение. постоянно покашливаем, наша артикуляция становится нечеткой.

Говорить плавно и красиво помогает диафрагма. Именно благодаря ей мы можем моделировать голос — повышать или понижать, заставлять его звучать сильно, мощно или слабо. Поэтому для того, чтобы Вас голос был благозвучен, необходимо укреплять диафрагму.

Этому поспособствуют, например, такие упражнения:

  • Поставьте перед собой свечку так, чтобы дыхание было направлен на ее огонек.
  • Убыстряйте и замедляйте воздушный поток. Почувствуйте, как диафрагма управляет Вашим дыханием.
  • Теперь постарайтесь управлять не скоростью, а объемом дыхания. Откройте рот. как будто хотите зевнуть и выдохните. Наблюдайте за движением пламени.

Хотите отработать технику своей речи?

Хотите, чтобы Ваш голос звучал красиво и свободно?

Тогда записывайтесь на курс «Азбука риторики»!

5 советов по улучшению речи

Перейти к разделу

Что означает артикуляция?

6 преимуществ улучшения артикуляции

5 советов по улучшению артикуляции

Почему хорошая речь так важна?

Движение вперед

Способность эффективно выражать свои потребности, цели и чувства — это навык, который может оказать большое влияние на все сферы вашей жизни. Если вы когда-либо пытались поделиться идеей со своими коллегами или передать чувства своим близким, вы знаете, насколько важно хорошее общение.

Донести свою точку зрения без членораздельной речи может быть неприятно. Слова-паразиты могут отвлечь от вашей точки зрения и заставить вас попытаться объясниться три или четыре раза. К счастью, вы можете научиться говорить членораздельно, потратив немного времени и усилий.

Если вы станете более красноречиво произносить слова, это сослужит вам хорошую службу в любом общении, от офиса до праздничного ужина с семьей. Мы здесь, чтобы научить вас быть более красноречивым и рассказать вам о преимуществах того, чтобы быть сильным оратором.

Что означает артикуляция?

Когда мы определяем артикулированность, мы имеем в виду человека, который использует правильные слова в правильном темпе, чтобы другие могли понять, что они пытаются сообщить. Это означает как то, что слушатель может понять настоящие слова, которые он говорит, так и то, что слова передают смысл самым ясным образом.

Не уверены в разнице? Вы когда-нибудь слушали профессора колледжа, адвоката или, может быть, священника, который говорил очень четко – вы слышали все слова, которые они говорили – но понятия не имели, что они означают? Возможно, было так много слов, и их связь не была очевидной.

Люди, которые используют громкие слова и множество предостережений и модификаторов, могут быть технически правильными, но они не обязательно будут красноречивыми.

В какой-то степени артикулированность находится на слуху смотрящего. Тщательно подумайте, прежде чем начать оценивать, красноречиво говорит кто-то или нет. Контекст имеет значение.

 Человек, умеющий четко выражать свои мысли, чувствует себя комфортно со своим голосом и может связно говорить с целевой аудиторией.

Они могут замедлять свои слова, когда им нужно, и использовать правильную грамматику и произношение. Вместо того, чтобы всегда говорить одним и тем же тоном, их разговорные навыки заставляют их произносить слова и делать ударения по-разному в зависимости от темы, обстановки и аудитории.

Тем не менее, знаете ли вы, что артикуляция касается не только наших слов? Великие ораторы выходят за рамки того, что исходит из их уст. Наши навыки языка тела также должны быть в гармонии с нашими словами, чтобы быть наиболее эффективными. Несмотря на то, что может быть трудно установить зрительный контакт и использовать правильные движения рук, эти невербальные сигналы способствуют тому, насколько мы красноречивы.

Синхронизация языка тела и речи может занять некоторое время. Поставив цели, вы можете начать с определения своих сильных и слабых сторон.

6 преимуществ более красноречивого общения

Есть причина, по которой общественные деятели проходят обучение работе со СМИ. Умение хорошо говорить и четко формулировать может принести много преимуществ помимо знания правильной грамматики.

Вот шесть преимуществ более четкого формулирования слов. Обратите внимание, что эти преимущества касаются не только вашего рабочего места, но и вашей личной жизни.

  1. Грамотная речь поможет вам выглядеть более понимающим и компетентным.
  2. Навыки артикуляции помогут вам чувствовать себя более комфортно в любой среде, где вам приходится разговаривать с людьми.
  3. Вы обнаружите, что стали более уверенными в себе, когда объясните свои мысли и постоите за себя.
  4. Если вы четко формулируете свои мысли, это поможет другим увидеть в вас лидера.
  5. Запрашивать отзыв (или давать его) будет проще, если вы сможете общаться более четко и лаконично.
  6. Вы будете выделяться на фоне других своих друзей и коллег, что может открыть вам широкие возможности для карьерного роста.

5 советов по улучшению артикуляции

Существует множество способов улучшить красноречие. Некоторым людям нужно сосредоточиться на преодолении страха перед публичными выступлениями, в то время как другим нужно лучше контролировать себя во время выступления.

Независимо от того, что мешает вам четко выражать свою речь, вот пять советов, как улучшить артикуляцию.

1. Запишите, как вы говорите

Неловко и неприятно слушать запись собственного голоса. Но когда вы прислушаетесь к себе, вы сможете определить свои вредные привычки. Вы говорите только длинными предложениями? Вы используете слишком много слов-заполнителей? Возможно, вы обнаружите, что вам нужно использовать паузы, замедлить темп или изменить длину предложения.

Послушав себя, вы можете сосредоточиться на улучшении определенных аспектов своей речи. Вместо того, чтобы тратить время на улучшение того, что у вас уже хорошо получается, вы можете отточить именно то, что доставляет вам проблемы.

2. Подумайте о своем конечном звуке

Ваш последний звук — это то, как вы заканчиваете свои предложения и речь. Это ваше ближе и то, что вы оставляете своим слушателям. Чтобы стать более красноречивым, попробуйте закончить свою мысль, не бормоча и не замолкая.

Подумайте об изменении высоты тона и о том, как вы можете подчеркнуть определенные слова, чтобы донести смысл того, что вы говорите. Начните думать о произношении каждого слога в ваших словах. Это поможет вам использовать их правильно и убедиться, что все понимают, что вы говорите.

3. Будьте уверены в себе

Чтобы стать лучшим оратором, вам нужно верить в то, что вы говорите. Когда мы уверены в себе, наши слова звучат более гладко. Даже если вы задаете вопрос о чем-то, что вас смущает, обязательно задавайте его уверенно.

Иногда может быть сложно заявить о себе и высказаться. Однако лучше использовать свои слова, чем путаться и потом сожалеть об этом.

4. Посмотрите, как это делают другие

Если вы ищете вдохновляющие примеры артикуляции, у вас есть множество вариантов на выбор. Вы можете читать книги, которые помогут вам изучить правильную грамматику. Или вы можете слушать подкасты и слушать речевые паттерны ведущих. Попробуйте подумать о том, как они строят свои предложения.

Если вам нужна помощь в изучении языка тела и вы хотите увидеть, как это делают известные люди, попробуйте посмотреть TEDTalks. Если вы остановитесь и изучите примеры, это поможет вам понять, к чему вы стремитесь.

5. Следите за своей скоростью

Выступление не должно быть гонкой. Когда вы торопитесь со словами без причины, вы более склонны к ошибкам. Тем не менее, вы не хотите говорить слишком медленно и терять внимание слушателей.

Попробуйте определить, когда важно говорить быстрее, а когда медленнее. Если говорить быстрее, это может показать страстность и волнение, а если говорить медленнее, то это часто означает преднамеренность и серьезность. Начните прилагать сознательные усилия, чтобы иметь соответствующую скорость речи, и не забывайте следить за собой.

Поддерживающий человек может помочь, если вы стремитесь стать более красноречивым. Например, тренер BetterUp может напомнить вам, что если вы станете красноречивым оратором, это поможет наполнить вашу профессиональную и личную жизнь четкими и лаконичными разговорами. Они могут помочь вам не сбиться с пути и оказать реальное влияние на ваш личностный рост.

Почему хорошая речь так важна?

Хорошая речь важна для всех аспектов вашей жизни. Такие навыки, как артикуляция, никогда не выходят из моды, но их по-прежнему трудно получить. Грамотная речь может действительно выделить вас в личном и профессиональном плане.

Артикуляция имеет бесконечные преимущества для вашей карьеры. Например, хорошая речь может помочь вам лучше проводить презентации на работе. Это также может помочь вам установить больше связей с коллегами и клиентами.

Помимо того, что вы хорошо говорите в профессиональной сфере, вы помогаете в личной жизни. Это может повысить вашу самооценку и помочь вам лучше общаться с окружающими.

Например, если вы говорите с кем-то о том, как он причинил вам эмоциональную боль, артикуляция поможет вам выразить свою печаль, гнев или разочарование так, чтобы вас услышали. Вы хотите быть уязвимым, но в то же время находить время, чтобы выслушать другого человека. Четкое высказывание в подобных ситуациях поможет вам разрешать конфликты, решать проблемы и поддерживать других.

 

Движение вперед

Делая все возможное, чтобы научиться выражать свои мысли более четко, помните, что вы используете один из своих самых ценных инструментов: собственный голос. Гордитесь своим голосом и тем, что вы говорите.

Научиться красноречиво говорить не всегда легко. На это потребуется время и некоторые неудачи на этом пути. Убедитесь, что вы цените маленькие победы и используйте их, чтобы совершенствоваться.

Обратите особое внимание на первый раз, когда у вас был первый разговор, когда вы все время смотрели в глаза или когда выучили новое слово и правильно его использовали. Все это требует обучения, но помните, что вы совершенствуете навык, который будет служить вам всю оставшуюся жизнь.

Готовы найти тренера, который поможет вам в этом путешествии? В BetterUp у нас есть тренеры, которые являются специалистами по общению (они также могут помочь вам преодолеть взлеты и падения жизни, которые иногда проявляются в нашей речи и самопрезентации. Когда вы сможете сформулировать свои мысли, идеи и чувства, вы стать намного ближе к ощущению контроля над своим потенциалом

Мероприятия по поощрению развития речи и языка

У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.

Есть много способов помочь ребенку научиться понимать и использовать слова. Если вас что-то беспокоит, обратитесь к логопеду.

От рождения до 2 лет

  • Произнесите звуки вроде «ма», «да» и «ба». Постарайтесь, чтобы ваш ребенок сказал их вам в ответ.
  • Посмотрите на своего ребенка, когда он издает звуки. Отвечайте им и говорите то, что они говорят. Сделайте вид, что ведете беседу.
  • Реагируйте, когда ваш ребенок смеется или корчит рожицы. Повернись к ним такими же лицами.
  • Научите ребенка делать то же, что и вы, например, хлопать в ладоши и играть в прятки.
  • Разговаривайте со своим малышом, когда купаете его, кормите и одеваете. Говорите о том, что вы делаете и куда вы идете. Скажи им, кого или что ты увидишь.
  • Укажи цвета и формы.
  • Считай, что видишь.
  • Используйте жесты, например машите рукой и указывайте пальцем.
  • Расскажите о звуках животных. Это поможет вашему ребенку соединить звук и животное. Используйте такие слова, как «Собака говорит гав-гав».
  • Добавьте к тому, что говорит ваш ребенок. Когда ваш ребенок говорит: «Мама», скажите: «Вот мама. Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
  • Прочтите своему ребенку. Вы не должны читать каждое слово, но говорите о картинках. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками. Спросите ребенка: «Что это?» и попытайтесь заставить их указывать на предметы или называть их.

От 2 до 4 лет

  • Говорите ясно со своим ребенком. Моделируйте хорошую речь.
  • Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать, что вы его понимаете. Добавьте к тому, что они говорят. Используйте такие слова, как: «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
  • Иногда сюсюкать можно. Не забудьте также использовать слово для взрослых. Например, «Пора гам-дин. Сейчас мы поужинаем».
  • Вырежьте изображения любимых или знакомых вещей. Разделите их на категории, например, на чем ездить, что есть и с чем играть. Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки. Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с изображением и как это исправить.
  • Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Вы Марти?» и «Может ли свинья летать?» Пусть ваш ребенок придумывает вопросы и пытается вас одурачить.
  • Задавайте вопросы, предполагающие выбор. «Ты хочешь яблоко или апельсин?» «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?»
  • Помогите своему ребенку выучить новые слова. Назовите части тела и расскажите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных и мыла».
  • Пой простые песенки и рассказывай детские стишки. Это поможет вашему ребенку выучить ритм речи.
  • Поместите знакомые предметы в коробку. Попросите ребенка взять один и сказать вам, как он называется и как им пользоваться. «Это мой мяч. Я его подбрасываю. Я им играю».
  • Покажите фотографии знакомых людей и мест. Расскажите о том, кто они и что произошло. Попробуйте придумать новые истории.

от 4 до 6 лет

  • Будьте внимательны, когда ваш ребенок разговаривает с вами.
  • Прежде чем говорить, привлеките внимание ребенка.
  • Хвалите ребенка, когда он что-то вам говорит. Покажите, что вы понимаете их слова.
  • Пауза после разговора. Это даст вашему ребенку возможность ответить.
  • Продолжайте помогать своему ребенку учить новые слова. Произнесите новое слово и объясните, что оно означает, или используйте его так, чтобы он понял. Например, вы можете использовать слово «транспортное средство» вместо «автомобиль». Вы можете сказать: «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
  • Говорите о том, где находятся предметы, используя такие слова, как «первый», «средний» и «последний» или «правый» и «левый». Говорите о таких противоположностях, как «верх» и «низ» или «включено» и «выключено».
  • Пусть ваш ребенок угадает, что вы описываете. Скажите: «Мы используем его, чтобы подмести пол», и пусть они найдут метлу. Скажите: «Оно холодное, сладкое и подходит для десерта. Я люблю клубнику», чтобы они могли угадать «мороженое».
  • Работа с группами элементов или категориями. Найдите вещь, которой нет в группе. Например: «Ботинок не сочетается с яблоком и апельсином, потому что его нельзя есть. Он не круглый. Это не фрукт».
  • Помогите ребенку следовать двух- и трехшаговым инструкциям. Используйте такие слова, как «Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу».
  • Попросите ребенка дать указания. Следуйте их указаниям, пока они расскажут вам, как построить башню из блоков.
  • Поиграйте с ребенком в такие игры, как «домик». Пусть они будут родителем, а вы притворяетесь ребенком. Расскажите о разных комнатах и ​​мебели в доме.
  • Смотрите вместе фильмы на телевизоре или планшете.