Сальвадор Дали: лучшие работы художника | События
События
11 мая 2015
Сегодня, 11 мая, день рождения у великого испанского живописца и скульптора Сальвадора Дали. Его наследие навсегда останется с нами, ведь в его работах многие находят частичку себя — ту самую «безуминку», без которой жизнь была бы скучна и однообразна.
«Сюрреализм — это я», — беззастенчиво утверждал художник, и с ним нельзя не согласиться. Все его работы пропитаны духом сюрреализма — как картины, так и фотографии, которые он создавал с невиданным мастерством. Дали провозглашал полную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и шел до самых пределов в любом творческом эксперименте. Он не гнушался воплощать в жизнь самые провокационные идеи и писал все: от любви и сексуальной революции, истории и техники до общества и религии.
Великий мастурбатор
Лицо войны
Расщепление атома
Загадка Гитлера
Христос святого Хуана де ля Крус
Дали начал рано интересоваться искусством и еще в школе брал частные уроки живописи у художника Нуньес, профессора академии художеств. Затем, в Школе изящных искусств при Академии художеств он сблизился с литературными и художественными кругами Мадрида — в частности, с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой. Однако в Академии он надолго не задержался — за некоторые чересчур смелые идеи его отчислили, что, впрочем, не помешало ему организовать первую небольшую выставку своих работ и быстро стать одним из самых знаменитых художников Каталонии.
Молодые женщины
Автопортрет с рафаэлевской шеей
Корзина с хлебом
Молодая женщина, увиденная со спины
После этого Дали встречает Гала, ставшую его «музой сюрреализма». Приехав к
i-gency.ru
Сальвадор Дали: известные картины с описанием
Если хотите узнать суть сюрреализма, тогда познакомьтесь с ярким представителем этого направления в живописи ХХ века. Это Сальвадор Дали. Картины испанского художника — воплощение философии и духа сюрреализма, эпатажа и гиперэмоциональности. Узнайте интересные факты о его лучших творениях.
Фото: os.colta.ru
Сальвадор Дали отождествлял себя с сюрреализмом. Этой эстетической концепции соответствовало всё в художнике: его мышление, манера поведения, безумие, свобода от моральных предписаний и стереотипов поведения, эмоциональность и открытость.
Дали — это эпатаж в искусстве и жизни. Он всегда делал только то, что хотел, и писал о том, что считал уместным. Поэтому не удивительно, что в 1930–1950-х гг. публику шокировали его художественные эксперименты. Живописец, прекрасно владевший классической техникой рисунка, увлекался импрессионизмом и кубизмом, а в результате пришел к сюрреализму.
Это направление в искусстве давало возможность художнику откровенно рассказывать о самом сокровенном: касаться темы секса и эротики, сексуальных извращений и подавленных сексуальных желаний, разрушения и саморазрушения человека. Но главная тема его полотен — это иллюзии, в мире которых обретается человек.
Фото: art-holst.com.ua
Картины Сальвадора Дали сложно интерпретировать, дать логическое пояснение тем или иным образам, деталям, прочитать их смысл. Всё потому, что состоят они из визуальных каламбуров, шизоидных образов, аллюзий, построены на игре смыслами и сюжетами.
Представляем самые известные картины Дали с кратким описанием. Попробуйте сравнить открытые искусствоведами смыслы с собственными впечатлениями и эмоциями, которые порождают эти сюрреалистические полотна:
«Постоянство памяти» (1931)
Фото: muzei-mira.com
Эта картина имеет несколько названий: «Мягкие (текучие) часы», «Течение времени», «Твердость памяти». Великий мистификатор Дали несколько раз давал разъяснения относительно символов, которые представлены на полотне, однако это еще больше запутало искусствоведов.
«Постоянство памяти» разрушает стереотип восприятия человеком времени. Автор акцентирует внимание на том, что оно далеко от линейности, с которой часто ассоциируют протекающее время.
Идея картины пришла к Дали за завтраком, когда Гала на тост намазывала мягкий сыр. Писал живописец картину, одолеваемый мигренью. Отсюда хмурость тонов, преобладание коричнево-серых оттенков.
Центральный образ — голова на земле, в которой узнаются черты самого Дали, — это воплощенное желание покоя и отдыха от боли. Остальные образы (встречались часто на его полотнах) представляют идею тленности бытия: муравьи и муха поедают время, как старение поедает тело человека. Скалистый берег и море — символы бессмертия, которое вне времени, вечно, поэтому и находится на втором плане. Иссушенное дерево оливы — иссякшая жизнь. Вся картина выражает меланхолию и угасание.
Сейчас эта небольшая картина (24х33 см) красуется в нью-йоркском Музее современного искусства.
«Мягкая конструкция с вареными бобами» (1936)
Фото: opisanie-kartin.com
Это полотно представляет реакцию Сальвадора Дали на внутриполитические процессы, которые охватили Испанию в конце 1930-х гг. Это время прихода к власти Франко, борьба республиканцев с националистами. Страна в преддверии гражданской войны.
Несмотря на то что Дали был сторонником Франко, картина, которая должна была изобразить позитивные изменения в обществе, поражает фантасмагоричностью и жутковатыми образами.
Описанное выше политическое противостояние в Испании 1936 года представлено автором в образе двух человеческих тел, которые срослись различными частями тела и страдают от этого. Они вроде бы и борются, стремятся отделиться и не могут существовать друг без друга, потому что так будет потеряна опора. Горстка вареных бобов, рассыпанных возле корявой руки одного из атлантов, — символ нищеты, которая одолела испанское общество.
Сейчас картина хранится в Филадельфии, в Музее искусств.
«Жираф в огне» (1936–1937)
Фото: cameralabs.org
Еще одна картина из целого ряда полотен, в которых Дали передал собственное переживание и ощущение войны. Картина, как и все другие творения автора, содержит мистически-фантастические образы, которые поражают воображение своей абсурдностью. Но если выключить рациональное мышление и опереться исключительно на эмоциональное восприятие, тогда все смыслы становятся понятны.
Две женские фигуры (любимый образ Дали) — это воплощение человеческого сознания. Оно не стойкое, шатающееся, ему постоянно нужна поддержка и опора. Выдвижные ящики — это память и мысли, которые люди стремятся спрятать, но в какой-то момент открывают их публике. Это приводит к трагедии (кровавые руки героинь).
Жираф, объятый пламенем, помещен автором на второй план. Он символизирует мужское апокалиптическое начало. В целом же картина — это воплощенное предчувствие войны в Испании.
Сейчас картина находится на хранении в Базельском музее искусств.
Читайте также: Самые дорогие картины в мире: топ-10
«Лебеди, отраженные в слонах» (1937)
Фото: a-nasta-siya.livejournal.com
Тема иллюзии всего сущего (любимая тема художника) нашла отражение в этом творении. Здесь представлен особенный параноидально-критический метод художника.
На полотне запечатлена его детская травма, загнанная глубоко в подсознание и напоминающая о себе образами-символами животных. Композиция построена таким образом, чтобы раскрыть суть иллюзии, в которой живет человек и которая подавляет его.
Известно, что у Сальвадора Дали непросто складывались отношения с родителями. Они очень горевали о первом ребенке, которого потеряли в младенчестве. Поэтому второго сына назвали так же, как и первенца, — Сальвадор. Будущий художник в юном возрасте столкнулся с иллюзией реальности: окруженный детскими вещами и игрушками брата, он не мог понять, жив или умер, это он существует или его брат.
Эти ощущения и обиду на родителей гений сюрреализма выразил в картине «Лебеди, отраженные в слонах». Лебеди — иллюзия добропорядочной и любящей семьи, а слоны — воплощение настоящей родительской любви.
Дали превозносил слонов за то, что они самоотверженно заботятся о своем потомстве. Кроме того, слоны — это доминирование и власть, чего явно не хватало маленькому Сальвадору, чтобы почувствовать себя защищенным.
Скорбящий человек, изображенный слева на фоне скал, — сам автор, который не готов расстаться с обидой, не готов повернуться к ней лицом.
На сегодняшний момент эта картина — собственность частного коллекционера.
«Очарованный берег с тремя жидкими грациями» (1938)
Фото: artchive.ru
Многим известны образы трех Харит, или Граций, из греческой мифологии. Они олицетворяют веселье, изящество и вдохновение. Это не удивительно, потому что они служат богине любви Афродите. Но есть и другие три богини в греческой мифологии, от которых зависит судьба человека и продолжительность его жизни. Это Мойры.
Сальвадор Дали решил соединить эти два образа, создав образ жизни души человека. Первая героиня, в руках которой длинное веретено, начинает плести кружево судьбы. Вторая — символ зрелости человеческой души, когда приходит осознание себя, своей личности. Поэтому только у нее проступают четкие черты облика.
Кстати, если внимательно присмотритесь к чертам, то увидите мчащегося на коне всадника и бегущего за ним человека. Эти очертания символизируют человеческое стремление быстрее прожить жизнь, вечную погоню за мечтой.
Третья — олицетворение умирания, поэтому ее лицо — камень. Так застывает душа после смерти. Поэтому же фигура третьей Грации-Мойры практически сливается с пейзажем, тогда как две другие имеют четко очерченные женские формы.
Сам фон, на котором они изображены, также символичен: песчаный берег — мимолетность человеческой жизни, а море — вечность.
Хранится эта картина в Фигерасе, в созданном автором музее-театре.
«Сон, вызванный полетом пчелы…» (1944)
Фото: artrue.ru
Как изобразить с помощью живописных образов рождение сновидения? Фрейдистская теория сна как проявления неосознанных желаний дала толчок к рождению этой картины. В ней автор изобразил всплеск образов подсознания, посылом для которых стали реальные обстоятельства сна женщины. А теперь обо всем детально и по порядку.
Изображенные на картине образы четко формируют две проекции: ближняя — спящая женщина — это реальность; тигры, слон, разбитый гранат и море — это бессознательное, которое порождает сновидения.
Сальвадор в образе спящей запечатлел Галу — свою любовницу, музу и жену. Расслабленная поза женщины свидетельствует о том, что она крепко спит. Возле нее лежит гранат, над которым летает пчела.
Пчелиное жужжание, отбивающееся в подсознании, стимулирует появление образов, которые ассоциативно связаны с агрессией, — разъяренные цирковые тигры, выпрыгивающие из пасти огненной рыбы-хищницы. Та в свою очередь появляется из мистической сердцевины граната, что напоминает растерзанную плоть (два зернышка — капли крови).
Если учесть, что картина дополнена образом слона на длинных ногах с айсбергом на спине, то становится очевидным фрейдистский подтекст этой картины: эмоциональное восприятие женщиной соития. Оно ассоциируется с нападением, жертвенностью и смертью (приставленное ружье).
Эта картина Сальвадора Дали находится в мадридском музее Тиссена-Борнемисы.
«Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело…» (1945)
Фото: artchive.ru
Гала была не просто женой и любимой женщиной, но и моделью мира, с помощью которой Сальвадор Дали стремился познать вечное, прекрасное и незыблемое.
Картина пронизана трагедией восприятия мимолетности бытия и поиска того, что вечно и нетленно. Как и в большинстве полотен Сальвадора Дали, изображение подчинено двупланной композиции. На переднем плане — женщина, представленная со спины. Изгибы ее тела прекрасны и нежны. Это воплощение человека, его телесной сущности.
Справа от нее греческий барельеф — символ вечности культуры и одуванчик — символ мимолетности бытия. Стена, на фоне которой они изображены, испещрена трещинами, что подсказывает, что эти образы отображают тленность сущего. Это касается и женщины: ее волосы — продолжение этих трещин.
А вот перспектива — это воплощенная вечность. Когда-то в детстве Сальвадор Дали нашел на берегу моря пустую ракушку и был восхищен ее структурой и совершенной красотой. Сквозь пустую костяную оболочку проглядывало небо — вечное и недосягаемое.
Эту идею художник перенес на образ Галы. Героиня проектируется на второй план, где становится бесплотной, превращается в ажурную беседку, сквозь колонны которой открывается мир. Ее голова — площадка, с которой видна небесная высь.
Полотно находится в музее-театре Сальвадора Дали в Испании.
«Расщепленный атом» (1947)
Фото: art-assorty.ru
Сальвадор Дали интересовался достижениями науки, потому что стремился познать загадку жизни. Эта картина посвящена самому прекрасному и ужасному изобретению человеческого разума — ядерному расщеплению. Творческим импульсом для написания полотна послужил взрыв в Хиросиме.
Художник восхищен, удивлен и одновременно угнетен этим достижением науки. Центральный образ — гранат, закованный в обработанную гранитную глыбу, на которой написаны греческие письмена. Это символ научного прогресса от античности до нашего времени. Автор как бы говорит людям: «Вы же именно этого хотели». Человечество хотело познать тайну мироздания и поставить себя на службу силы природы. Оно этого достигло и ужаснулось.
В немом изумлении застыли три фигуры — средневекового рыцаря, пажа и молящейся женщины. Они выражают интерес, преклонение и страх перед открытой силой. Сам образ атома угрожающий. Гранат — символ жизни, плоти, которую разделила человеческая мысль, человеческое познание. Недаром возвышается над этой экспозицией бюст Нерона — одного из самых жестоких правителей Рима, на котором завершилась история великой Римской империи.
Сейчас полотно находится в музее-театре в Фигерасе.
Огромное количество картин Сальвадор Дали посвятил своей музе — Гале (Елене Дьяконовой). Не забывал художник и о себе. Стремясь познать самого себя, живописец создал ряд сюрреалистических автопортретов. «Кубистический автопортрет», «Автопортрет с рафаэлевской шеей», «Обнаженный Дали», «Солнце Дали», «Автопортрет с L Humanite», «Сон», «Мягкий автопортрет…» дают пространство для психоаналитического изучения личности Дали.
Большинство картин гения сюрреализма — это исследование всего, что человек стремится спрятать под маской культуры. Дали выворачивает это наизнанку и дает возможность заглянуть в глаза собственным страхам, комплексам и угнетенным состояниям. Такая позиция автора формирует актуальность и интерес к его творениям.
Читайте также: Современные художники Казахстана и их работы
www.nur.kz
Пост обожания Сальвадора Дали
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Сальвадор Дали, пожалуй, один из самых известных и эпатажных художников XX века. Его оригинальное видение мира отразилось во всем, что он делал: в живописи, скульптуре, дизайне интерьеров, кино. Но самым совершенным произведением Дали был он сам.
В день рождения маэстро AdMe.ru вспоминает, как складывался его творческий путь.
Пейзаж близ Фигераса
Склонность к живописи Дали проявил еще в детстве: «Пейзаж близ Фигераса» он написал в 6 лет на почтовой открытке. Талант Дали признавался всеми, а его поведение шокировало. Он был отчислен из Королевской академии изящных искусств в Мадриде, когда на экзамене заявил преподавателям, что ни один из них не знает о живописи столько, сколько знает он.
Просвещенные удовольствия
Спустя несколько лет молодой Дали уезжает в Париж и присоединяется к движению, идеально раскрывшему его личность, — сюрреализму. Отражая мир между сном и реальностью, сюрреалисты будоражили воображение публики. Одной из первых работ Дали в новом жанре стала картина «Просвещенные удовольствия».
Дали, повернувшись спиной, пишет портрет Галы
Знакомство с Галой навсегда изменило жизнь Дали. Их союз стал залогом невероятного успеха художника. В картине «Дали, повернувшись спиной, пишет портрет Галы, повернувшейся спиной и увековеченной шестью виртуальными роговищами, временно отраженными в шести зеркалах» зритель видит Дали-художника, рисующего Галу, которая смотрит на себя в зеркало… Игра вполне в духе художника.
Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече
Гала — ключевая фигура на многих картинах Дали. Огромный интерес американских журналистов, например, вызвал «Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече». «Как возникло такое сочетание?» — недоумевали они. «Я люблю свою жену и люблю отбивные и не вижу причины, почему бы мне их не изобразить вместе», — ответил Дали. «А почему отбивные сырые?» — не унимались журналисты. «Потому что Гала тоже сырая, а не жареная», — логично ответил художник.
Постоянство памяти
В 1931 году появилась одна из самых известных картин Дали — «Постоянство памяти». Ее замысел родился благодаря… сыру. Художник писал пейзаж местных окрестностей, который должен был стать основой для более крупного полотна, посвященного более глобальной идее. Какой именно — он понять не мог, пока не увидел на своей кухне кусок расплавленного сыра.
«Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально „увидел“ решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины».
Тайная вечеря
В 1950-е годы Дали занимают вопросы христианства и значения религии в современном мире. А в 1955 году он пишет одну из главных картин — «Тайную вечерю», в которой воссоздает традиционный молитвенный образ, но на совершенно новой основе.
Логотип Chupa-Сhups
Слева — логотип, разработа
www.adme.ru
Сальвадора Дали | картины 1970-1979
Сальвадор Дали — картины 1970-1979
Сальвадор Дали — автор дизайна упаковки Чупа-Чупса. Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки
Дочь Западного Ветра 1972 | Троянская всадница 1972 | Стереоскопическая живопись 1972 | Дали, рисующий Галу со спины, с шестью запечатленными добродетельными оболочками глаз, условно отраженными шестью настоящими зеркалами 1973 | Первая цилиндрическая хроноголограмма. Портрет мозга Элиса Купера. 1973 |
Замок Галы в Пубол 1973 | Гитлер мастурбирует 1973 | Лас Галас Порт Ллигат 1973 | Дворец ветра 1973 | Спящий курильщик 1973 |
Кресло с пейзажем для Галы. Замок Пубол 1974 | Битва в Облаках 1974 | Конный портрет Кармен Бордио-Франко 1974 | Нога Галы, левая панель 1974 | Нога Галы, правая панель 1974 |
Дворец ветра 1974 | Дворец ветра 1974 | Для Мели 1974 | Трансформация, обложка для Журнала ‘Антиквариат’ 1974 | Раненые Мягкие часы 1974 |
Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна 1975 | Дань Раймунду Луллию, дизайн потолка 1975 | Стул 1975 | Стул, стереоскопическое работа, правый компонент 1975 | Лицо Дали 1975 |
Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна 1976 | Стул 1976 | Умывальник | Ангельский пейзаж 1977 | Голова Авроры по работе Микеланджело на могиле Лоренцо ди Медичи 1977 |
Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры 1977 | Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала-зарю, совершенно обнаженную,- там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца 1977 | Фертильность 1977 | Менины. Служанки в ожидании 1977 | Ника Самофракийская богиня победы появляется в дереве, залитая светом 1977 |
Портрет Гала 1977 | Коррелограмма со случайным расположением точек — Золотое Руно 1977 | Сюрреалистический ангел 1977 | Аллегория Весны 1978 | Пейзаж Ампурдана 1978 |
Кибернетическая Одалиска 1978 | Кибернетическая Одалиска 1978 | Темные ленточные черви 1978 | Христос Галы 1978 | Пейзаж около Ампурдана 1978 |
Лунный Пьеро 1978 | Глаз Ангелуса 1978 | Гармония Сфер 1978 | Фигура Женщины с яйцом и стрелами 1978 | Место для объяснения Юнга. Эфеб умирает и реанимирован. 1979 |
dali-art.ru
Внутренний двор Эскориал с изображением Себастьяна де Морра, Веласкеса 1982 | ‘Три знаменитые загадки Гала’ этюд 1982 | Веласкес и фигура 1982 | Агонизирующий Веласкес слева за окном, в точке, из которой исходит половник 1982 | Воин 1982 |
Кровать и прикроватный столик свирепо атакующий виолончель 1983 | Кровать и два прикроватных столика свирепо атакующих виолончель 1983 | Кровать и два прикроватных столика свирепо атакующих виолончель 1983 | Кровать и два прикроватных столика свирепо атакующих виолончель. Финальная сцена 1983 | Кровать, кресло и прикроватный столик свирепо атакующий виолончель 1983 |
Котлеты и матч. Китайский краб 1983 | Голова, подсказанная Микеланджело 1983 | Пиета 1983 | Св. Георгий, побеждающий виолончель 1983 | Ласточкин хвост 1983 |
Грузовик. Прибудет позже, около пяти часов 1983 | Топологическое похищение Европы. Дань уважения Рене Тому 1983 | Топологическое искажение, женская фигура 1983 | Топологическое искажение, женская фигура став виолончелью 1983 | Ласточкин хвост, навеянный теорией катастроф Рене Тома 1983 |
Серия теории катастроф 1983 | Фигура Пьета и знаки катастроф 1983 | Воин, утвердившийся на слоне, поражает виолончель 1983 | Синяя лента, росток пшеницы на фоне замка | Разъедающий |
Пара | Обнаженная женщина | Ганнибал, переход через Альпы | Тур | L’Etoile |
Розовый узел и раковина на берегу моря | Playa Port Alguer from Riba d’en Pitxo | Лежащая девушка с овцами | Сивилла Агриппа | Дезинтеграция постоянства памяти 1952-1954 |
Золотой кубок | Королевский меч | Луна 1929 | Три женщины с цветочными головами и шкура рояля на берегу моря 1936 |
dali-art.ru