Поцелуй (картина Айеца) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Поцелуй» (итал. Il bacio) — картина итальянского художника Франческо Айеца, написанная в 1859 году в стиле итальянского романтизма.
Айец написал также три копии этой картины, две из которых хранятся в частных коллекциях, а третья, где женщина одета в белое платье, была написана в 1861 году для семьи Мюлиус (Mylius) и продана 12 ноября 2008 года с аукциона Сотби в Лондоне за 780 450 фунтов стерлингов.
Айец считал «Поцелуй» одной из своих важнейших работ. В ней он попытался объединить такие свойства итальянского романтизма, как натурализм и пристальное внимание к чувственной любви, с идеалом Рисорджименто — патриотизмом. Целующаяся пара представляет собой аллюзию на Ромео и Джульетту Шекспира, а также на Ренцо и Лючию из романа Алессандро Мандзони «Обручённые». Кроме того в персонажах картины Айец стремился показать зарождающуюся итальянскую нацию. Так он объединяет в одном сюжете любовь личную с любовью к родине.
Одежда героев и архитектура свидетельствуют о том, что сцена происходит в Средние века, однако совершенно новая иконография картины и её патриотический посыл убеждают зрителя в её современности. Цвета, использованные художником намекают на Пломбьерское соглашение между Италией и Францией, ознаменовавший рождение итальянской нации.
Картина была впервые представлена публике на выставке в Академии Брера в сентябре 1859 года, через три месяца после прибытия в Милан Виктора Эммануила II и Наполеона III — командующих франко-сардинской армией, недавно разбившей австрийские войска в битве при Сольферино.
- C. Bertelli, G.Briganti, A. Giuliano Storia dell’arte italiana, Electa-Mondadori vol. 4.
- C. Castellaneta, S. Coradeschi. L’opera completa di Hayez, Classici dell’arte Rizzoli, Milano, 1966.
- F. Mazzocca Hayez, Dossier Art Giunti, Florence, 1998.
- M. Monteverdi, Neoclassicismo e aspetti accademici del primo romanticismo italiano, in: Storia della pittura italiana dell’Ottocento. Vol. I.
- Bramante Editrice, Busto Arsizio, 1984.
- La Nuova Enciclopedia dell’arte Garzanti, Giunti, Florence, 1986.
Поцелуй (картина Климта) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Поцелуй» (нем. Der Kuß) — картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1907—1908 годах.
Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Популярность картин этого времени, и «Поцелуя» в том числе, связана не в последнюю очередь с применением художником золота в качестве цвета. Золото с незапамятных времён вызывает магические, религиозные ассоциации в равной мере с чувством материальной ценности, значимости.
Толика этой ценности и ослепительное сияние, исходящее от золота, тесно соединяются с содержанием картины. Ценность картины как бы освещает её смысл. Стилистические свойства этого периода, характеризующиеся сокращением глубины пространства и орнаментальной плоскостью изображения, подчёркивают значение самого изображения и пространства на картине. Аура полотна и его завораживающая красота выражают, с одной стороны, его «ценность», с другой же представляют влюблённую пару как символ беззаботного эротического счастья.
На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчёркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.
Картина часто описывалась критиками как «Союз» с указанием на орнаментальную символику одеяний мужчины и женщины. Однако сама символика опровергает это название: мужчине соответствуют характерные его полу «жёсткие» формы, прямоугольные бело-чёрно-серые поля, тогда как женщине — «мягкие» формы, цветочные, пёстрые округлые элементы. Поэтому, хотя они и соединены посредством золотого одеяния, фона и объятия в единое целое, они всё же отличаются друг от друга орнаментом. Однако эта разница является чисто символической и практически исчезает на фоне общей орнаментализации картины.
Ореол, окружающий слившихся воедино в поцелуе, определяется мужчиной, который своей спиной формирует его очертание. Его описывают как башне- или колоколоподобный, но в первую очередь — фаллический. Подобные, более очевидные формы художник использовал в своих «Бетховенских фризах». Этому главному символу мужского достоинства соответствует вирилитет мужчины. От него исходит вся энергия полотна. Это он обхватил своими руками голову женщины и повернул её к себе, чтобы поцеловать в щёку. В противоположность мужчине, женщина изображена на картине в пассивной роли. Она стоит, преклонив колени — явный символ подчинённости.
Некоторые исследователи считают, что на картине изображён сам художник со своей возлюбленной Эмилией Флёге.[1]
- Gottfried Fliedl. Gustav Klimt : 1862-1918 : the world in female form. — Köln: Benedikt Taschen, 1994. — 239 с. — ISBN 3-8228-0290-5.
- Wendy Beckett, Patricia Wright. Sister Wendy’s 1000 Masterpieces. — London: Dorling Kindersley Limited, 1999. — С. 241. — 512 с. — ISBN 0-7894-4603-0.
Поцелуй в искусстве — СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги. — ЖЖ
Edvard Munch (1863-1944) — Preliminary Study for The KissГустав Климт. Поцелуй, 1907—1908.
Холст, масло. 180 × 180 см
Галерея Бельведер, Вена.
Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1730-е.
Эдвард Мунк. Поцелуй. 1897.
Теофиль-Александр Стейнлен. Поцелуй. 1895.
Франц фон Штук . Поцелуй Сфинкса. 1895.
Шарль Каролюс-Дюран. Поцелуй. 1868.
Edvard Munch The Kiss 1895 г
Франческо Хайес. Поцелуй. 1859.
Франческо Хайес. Последний поцелуй Ромео и Джульетты. 1823.
Сальвадор Виньегра. Первый поцелуй. 1891.
Грунский Алексей Лунный поцелуй
Армен Аветисян
Армен Аветисян
Анри де Тулуз Лотрек. Поцелуй. 1892.
Tomasz Rut Kiss
Amador García Casado.
schiele_abrazo
Е.Гапчинская.
Василий Мязин Восточный мотив.
Кларенс Фредерик Ундервуд Поцелуй.
Edvard Munch The Kiss. 1892 г..
Ambrogio Antonio Alciati The Kiss..
Auguste Serrure — The Kiss.
Теодор Жерико. Поцелуй. 1822
Солдаткин Владимир. Первый поцелуй.
А.Алиханов Поцелуй.
Фаттах Галла. Водопад Любви.
Фредерик Лейтон Сирена и рыбак 1854
Gemma Pereda Rodriguez.
Феликс Валлотон Поцелуй 1898 г..
Болохова Вера.
Автор неизвестен Поцелуй (Посвящение Родену)
Армен Аветисян
Хосе Монгрелл Торрент. Поцелуй. 1909.
Луминица Табурца.
Alberto Pancorbo — Я возьму твое сердце.
Жан-Оноре Фрагонар Поцелуй украдкой 1787-89 г.г.
Кайгурский Константин. Славянский поцелуй..
Alphonse Maria Mucha Spring Night. 1910 г..
Худобко Владимир. Поцелуй 2007 г.
Индиков Ерванд Поцелуй украдкой
Алекс Грей. Поцелуй. 1983.
Чернего Роман.
Светлана Мурованная Поцелуй в подъезде..
Сомов Константин Андреевич Осмеянный поцелуй
Огюст Роден. Поцелуй. 1886.
Олег Захаревич Поцелуй 2006 г..
Пабло Пикассо. Поцелуй. 1925.
Пабло Пикассо. Поцелуй. 1969.
Огюст Роден. Амур и Психея. 1905.
Огюст Роден. Вечная весна. 1897.
Огюст Роден. Поцелуй. 1886. Фрагмент.
Рднаскела Попов. Поцелуй. 2007.
Марк Шагалл. Поцелуй. 1915.
Эллиотт Вирджил Влюбленные..
Томас Ровландсон Поцелуй на кухне.
Арутчьян Рубен Сергеевич
Франческо Клемете. Поцелуй. 1983.
Willem Haenraets
Юрий Мацик Поцелуй.
Гарино. Первый поцелуй
First_Kiss_Of_Spring. Lauri Blank.
Эдуардо Висенте. Поцелуй. 1960-e.
Глушкова Елена.
Романенко Елена поцелуй
Сипрошвили Гиви Ираклиевич.
Харрисон Фишер.
Сомов Константин Андреевич
Сомов Константин Андреевич
Сомов Константин Андреевич
Харрисон Фишер.
Харрисон Фишер.
Jack Vettriano.
Константин Бранкузи. Поцелуй. 1910
Щербин Владимир. ПОЦЕЛУЙ НА КОНЕ.
Макеева Павлина поцелуй на ночь.
Константин Сомов. Поцелуй (силуэт). 1906
Изобель Лилиан Глог Поцелуй чародейки
Константин Сомов.
Франсис Пикабиа. Поцелуй. 1927.
Василий Мязин Свидание.
Полина Нечаева
Василий Мязин Сотворение
Samuel Edmund Waller. 1850 — 1903
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) , 1910.
Edmund Blair Leighton Alain Chartier
Галла Абдель Фаттах — Поцелуй
Генрих Семирадский. По примеру богов. 1877.
Жан-Антуан Гудон. Поцелуй
Василий Мязин Лунный свет
Василий Мязин Поцелуй.
Виталий Ермолаев Куртуазный ужин.
Бернард Шафран Поцелуй 1970 г.
Василий Мязин Кульминация.
Армен Аветисян
Кузьма Петров-Водкин Поцелуй 1907 г.
Данте Габриэль Россетти. Свадьба Святого Гергия и Принцессы Сабры. 1857
Дмитрий Ахунбабаев (Гернштейн) Поцелуй. 1998 г.
Харрисон Фишер
Lado Gudiashvili Blue Kiss
Lauri Blank First Kiss of Spring.
Nicoletta Tomas Caravia Lovers
Josephine Wall
Henry John Stock The Kiss, 1894.
Jack Vettriano Ae Fond Kiss.
Jack Vettriano Kiss.
Maximilian Pirne.
Jack Vettriano Meeting.
Аксенов Владислав Поцелуй
Георг фон Шметтерлинг Georg Поцелуй
Джек Хогган
X.M.50×60 «Green hairs» Melnikova Elena
«Поцелуй» 40 на 40 см. холст, масло. Художник Василий Сарыкин , февр 2013
René Magritte The Lovers II 1928 г
Kitagawa Utamaro
lashkevish_поцелуй
Адольф Бугро 1875
Леонид Афремов
Из уст в уста
Весна — время любви, когда хочется гулять под звездами и целоваться. Специально для всех влюбленных, и для тех, кто только мечтает о чувствах, вспоминаем историю знаменитых картин, где изображены поцелуи. Густав Климт, Рене Магритт и Пабло Пикассо — все ваши любимые художники в подборке Екатерины Астафьевой.
«Поцелуй», Густав Климт
Самое известное изображение поцелуя принадлежит, пожалуй, австрийскому художнику Густаву Климту. Картина была создана в 1907—1908 годах, в так называемый «золотой» период творчества живописца. Дело в том, что в то время художник много экспериментировал с золотой краской и даже покрывал свои полотна настоящим сусальным золотом.
Одни искусствоведы считают, что на картине изображен сам Климт со своей возлюбленной Эмилией Флеге. Другие же предполагают, что художник изобразил Адель Блох-Бауэр, ту самую, что позировала Климту для скандально известного полотна «Эдифь I». Как рассказывали современники, австриец был довольно любвеобилен, отсюда и бесчисленные изображения женщин на его полотнах.
Густав Климт «Поцелуй»
Влюбленные стоят на скале, на краю цветочной поляны — они словно слились друг с другом. Их окружает золотое свечение, которое многие искусствоведы интерпретируют как божественное. Господствующая в обществе в первой половине XX века теория Фрейда не обошла стороной и «Поцелуй»: в фигуре мужчины исследователи узрели фаллические очертания.
«Влюбленные», Рене Магритт
Одно из самых загадочных изображений поцелуя принадлежит кисти Рене Магритта, бельгийского художника-сюрреалиста. Картина «Влюбленные» была написана в 1928 и существует в двух вариантах: на одном влюбленные слились в поцелуе, а на другом их лица обращены к зрителю.
Рене Магритт «Влюбленные»
Лица героев неспроста скрыты тканью. По одной из версий, причиной этого стала детская травма художника: его мать утопилась в реке, но перед гибелью замотала лицо тканью. Красавица не хотела, чтобы кто-нибудь увидел ее обезображенное лицо. Некоторые исследователи считают, что ткань на лицах влюбленных символизирует слепоту любви. Другие же, наоборот, считают, что это метафора самодостаточности чувства, которому не нужно зрение. Как писал Экзюпери, — «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь».
«Поцелуй», Франческо Айец
Еще одно знаменитое изображение поцелуя принадлежит Франческо Айецу, итальянскому художнику-романтику. Оригинал был написан в 1859 году, позже Айец создал еще 3 копии, которые сейчас хранятся в частных коллекциях.
Франческо Айец «Поцелуй»
Одежда героев создает впечатление, что действие происходит в Средние века. В фигурах влюбленных исследователи видят то Ромео и Джульетту Шекспира, то Ренцо и Лючию из романа «Обрученные» Алессандро Мандзони. Интересно, что картина воплощает не только личное чувство, но и патриотическое. Красный и голубой цвета, использованные художником, намекают на Пломбьерское соглашение, заключенное между Францией и Италией годом раньше. Некоторые историки считают этот год датой рождения итальянской нации.
«Фигуры на берегу моря», Пабло Пикассо
Самое необычное изображение поцелуя принадлежит кисти Пабло Пикассо. «Фигуры на берегу моря» написаны в сюрреалистический период творчества художника. В 1931 году Пикассо жил в Париже — именно там он и создал знаменитое полотно.
Увлечение сюрреализмом началось у Пикассо в 1925. Но художник выработал особый стиль, более пластичный и эмоциональный, чем традиционный. Это отчетливо проявляется и на картине «Фигуры на берегу моря»: силуэты влюбленных геометричны, их дополняют световые контрасты и четкие линии. Герои скорее похожи на каких-то монстров, чем на людей. Грубый, кричащий эротизм сквозит в телах и в почти сплетающихся языках влюбленных. Особенно сильно «искалечено» тело женщины. Впрочем, дамам на картинах Пикассо всегда доставалось, возможно, потому, что художник не ладил с собственной женой.
Пабло Пикассо «Фигуры на берегу моря»
Исследователи считают, что именно после написания «Фигур на берегу моря» Пикассо всерьез увлекся пластикой и принялся создавать скульптуры из всего, что попадалось под руку: проволоки, детских игрушек и даже обломков мебели.
«Братский поцелуй», Дмитрий Врубель
В нашей подборке не обошлось и без нетрадиционных поцелуев. Граффити Дмитрия Врубеля изображает Брежнева, запечатлевающего крепкий братский поцелуй на устах Хоннекера. Картина появилась на Берлинской стене в 1990 году, вскоре после ее падения. «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви», — гласит надпись.
Дмитрий Врубель «Братский поцелуй»
Врубель рассказывал, что решил нарисовать граффити абсолютно случайно. Когда он начал над ним работу, дело продвигалось медленно: в то время внимание всего мира было сосредоточено на Берлинской стене. Художнику постоянно приходилось отвлекаться на интервью и автографы. Наконец, граффити было окончено, и стало культовым для туристов. Парочки со всего мира считали своим долгом сфотографироваться на фоне знаменитого поцелуя. В 2009 сохранившийся кусок Берлинской стены решили отреставрировать: слишком много на ней появилось лишних надписей. Врубель должен был заново нарисовать знаменитую картинку — и ему это удалось.
Художник считает, успех этого граффити кроется в том, что на нем сошлись «история, Берлинская стена и любовь». В самом деле, Брежнев любил целоваться. Обычно он заключал лидера государства в объятия, потом целовал в обе щеки и в губы. Такой поцелуй даже назвали «тройным Брежневым». Генсек успел облобызать Николае Чаушеску, Индиру Ганди, Иосипа Броз Тито. Последнего он поцеловал так крепко, что порвал ему губу. Не увенчалась успехом и попытка запечатлеть поцелуй Маргарет Тэтчер.
Густав Климт и история его самой известной картины – «Поцелуй»
Эту картину знают почти все: её многочисленные копии висят в каждом десятом доме и офисе, её печатают на сувенирах, фотообоях и рисуют на одежде. А в Вене, на родине художника, и вовсе получают огромную прибыль, создавая культ «Поцелуя» для туристов. Чем же уникальна эта картина? И как она появилась на свет?
Великий художник по имени Густав Климт (Gustav Klimt) родился 14 июля 1862 года в предместье Вены. Его отец был гравером и ювелиром. Семья Климта имела средний достаток. Густав окончил Венское художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности.
Его специализацией была архитектурная живопись. Ранние работы Климта состояли в основном из больших фресок для театров. В 1897 году он становится одним из основателей и президентом Венского сецессиона – сообщества художников-новаторов, в котором мирно уживались между собой натуралисты, реалисты и символисты.
Климт всегда и во всем был очень искренен. Он хотел рисовать то, что ему было интересно. Самой известной работой австрийца можно назвать картину «Поцелуй» (Der Kuß) (1907–1908), которая относится к «Золотому периоду» творчества художника. В это время он увлекался декоративным искусством, поэтому использовал в своих работах позолоту.
На краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят, полностью погруженные друг в друга и отгороженные от всего мира, влюбленные. Из-за неопределенности места происходящего кажется, что изображенная на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов.
История написания «Поцелуя» такова: однажды некий граф заказал Густаву Климту картину для своей возлюбленной. Для написания женского образа художник получил медальон, на котором во всем великолепии была представлена невеста графа. Заказчик поставил условие: он и девушка должны быть изображены на картине в страстном поцелуе. Климт выполнил его пожелание, граф остался доволен. Но его мучил один вопрос: почему на картине их уста не сомкнулись в страстном поцелуе?
Густав объяснил это тем, что попробовал изобразить желание, настроение и атмосферу − те мотивы, которые в миг самого поцелуя бросают в бездну любовного наслаждения. Граф принял ответ…
Картина так понравилась девушке, что через некоторое время заказчик уже уезжал со своей молодой женой в свадебное путешествие: увидев картину, она сразу согласилась выйти за него замуж.
Позже Климт раскрыл тайну «Поцелуя». Оказывается, что когда художник писал картину, то сам влюбился в девушку с медальона. Поэтому он изобразил томительное ожидание поцелуя вместо самого поцелуя. Это была маленькая месть из чувства ревности к графу.
Кстати, заказать картины на холсте можно на сайте Арт-Холст.
10 фактов о «Поцелуе» Климта, которые Вас заинтересуют
Величайший шедевр модернистского искусства и самая знаменитая картина Густава Климта «Поцелуй» на первый взгляд воспринимается как традиционный романтический сюжет — незамысловатый и плоский. Но если остановиться и впустить в себя картину, то станет ясно почему её так любят во всём мире и в любом возрасте.
Russia ART News поможет Вам полюбить этот шедевр и расскажет 10 удивительных фактов о «Поцелуе» Густава Климта.
1. Великая картина была написана не в лучшие времена.
Художник известный нестандартными взлядами на медицину,филосовию и право, в начале ХХ века столкнулся с непониманием Венского сецессиона. Причиной стала «нагота», которая присутствовала на полотнах Климта. Тогда подобные работы воспринимались как «извращение и порнография»
2. Неожиданный успех пришел еще до завершения картины
В 1908 году «Поцелуй» впервые выставили в австрийской Галерее искусств. Галерея Бельведер приобрела картину еще фактически не завершенную. Галлерея сделала предложение от которого нельзя было отказаться — 25 000 крон (приблизительно $ 240 000 на сегодняшний день). Прежде самая высокая цена, которую отдали за картину в Австрии, составляла 500 крон.
3. Теперь «Поцелуй» стоит миллионны долларов
Австрия считает даную работу Климта национальным достоянием. В связи с этим, Венский музей не намерен продавать полотно. Но по прогнозам специалистов — «Поцелуй» снова установит рекорд продаж. Ведь, в 2006 году менее известная работа Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр» ушла с молотка за $ 135 млн.
4. Картина Климта – смешение стилей
Поза любовников, изображенных на «Поцелуе», отражает стилистику, которая характерна для венского модернизма. Но простая форма и золотая окантовка их плащей скорее относятся к движению Arts and Crafts, а использование спиралей относится и вовсе к искусству бронзового века. Вдохновленный византийскими мозаиками, Климт смешивал сусальное золото с масляными красками, что стало его индивидуальной чертой.
5. «Поцелуй» необычная работа для самого Климта
На своих картинах мастер предпочитал изображать женщин. Поэтому появление в сюжете мужчины оказалось неожиданным. Скромные одежды любовников также более консервативны, чем те, которые ранее присутствовали на его картинах.
6. Есть причины полагать, что это автопортрет
Некоторые искусствоведы настаивают, что влюбленные, слившиеся нежном поцелуе — сам австрийский художник Густав Климт и его любимая — австрийский модельер Эмилия Флёге
7. На картине изображена натурщица
Противоположное мнение — женщина изображенная на картине «Поцелуй» была Адели Блох-Бауэр, которая позировала еще для одной картины — «Портрета Адели Блох-Бауэр». Третья теория гласит, что рыжие волосы свидетельствуют о том, что девушка является «Красной Хильдой» — моделью, с которой Климт писал «Данаю», «Даму со шляпкой и боа из перьев» и «Золотую рыбку».
8. Форму картины часто представляют искаженной
Оригинальная картина Климта представляет собой квадрат. Но популярностьработы привела к появлению огромного числа репродукций на плакатах, открытках и всяческих сувенирах. Поэтому обрезают правую и левую части картины, чтобы сделать ее форму более стандартной, прямоугольной.
9. Климта вместе со своей лучшей работой можно увидеть на монетах
В 2003 году Австрия выпустила памятную монету номиналом 100 евро, на одной стороне которой был изображен «Поцелуй», а на обратной — портрет Климта.
10. Полотно с самого начала завладело сердцами критиков
Возможно, это случилось из-за масштабности картины или применения сусального золота. А может и из-за гения художника. Но в любом случае «Поцелуй» получал только хвалебные отзывы от критиков.
Смотрите также
Г.Климт. «Поцелуй.» | Журнал Ярмарки Мастеров
«Поцелуй» — единственная картина Климта,
которую хвалили все и всегда
История одного шедевра.
«Поцелуй» Климта
Густава Климта очень любят. Особенно дамы. Весь он такой романтичный, чувственный, кажется, что образы на картинах плывут в волшебный мир грез, а уж настоящее золото на отдельных полотнах.. кто же не любит золото?
И можно не быть экспертом в творчестве Климта, но с одной картиной точно не прогадаете и наверняка узнаете — «Поцелуй». В чем секрет ее успеха?
Сюжет
На краю отвесной скалы стоят, обнявшись, мужчина и женщина. Его лица мы не видим, а по женскому легко считывается общее эмоциональное состояние пары.
Собственно, здесь нет отдельных тел — есть именно пара, которая благодаря силе чувств, страсти стала монолитом. И нет здесь людей как таковых — есть их экстаз.
С помощью набора всех возможных инструментов — цвет, орнамент, форма и даже материал (художник использовал листовое сусальное золото для цвета и рельефа) — Климт поет гимн чувственности, эротизму, любви и сияющей страсти.
Юдифь, 1901
Контекст
Впервые публика увидела «Поцелуй» в 1908 году. Галерея Бельведер оказалась расторопнее всех: предложила художнику феноменально огромную по тем временам сумму (25 тыс. крон при максимальной цене за картину до этого в 500 крон) и получила «Поцелуй». Сегодня полотно и вовсе является национальным достоянием.
Климт имел дело с драгоценным
металлом с детства
Исследователи теряются в догадках, кто были моделями художника. Что до мужчины, то есть версия, что Климт изобразил себя. Однако против этого можно привести два довода.
Во-первых, даже со спины (лица же мы не видим) Климт выглядел не так внушительно. А во-вторых, вот вам слова художника:
«Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи».
25-летний Густав Климт
Женщина — скорее, собирательный образ. В ее облике есть сходство с чертами и Эмилии Флёге, и Адели Блох-Бауэр, и многих натурщиц. Творческая энергия Климта всегда была сосредоточена на женщинах.
Мужчина — редкий гость на его полотнах. Если он и появляется, это всегда человек без лица, косая сажень в плечах — тот самый, за которым, по поверьям, как за каменной стеной.
«Поцелуй» — единственная картина Климта,
которую хвалили все и всегда
Этим полотном Климт закрыл свой золотой период. Картина стала поцелуем общественному вкусу. Менялись настроения, модерн уступал экспрессионизму, и о картине (на фоне наступавшей к тому же войны) как-то запамятовали — пришли новые образы.
Вспомнили о полотне во времена освобождения любви и раскрепощения чувственности. «Поцелуй» вновь начал появляться в интерьерах и стал своеобразным маст-хев для прогрессивных людей.
Водные змеи II (1904−1907)
Судьба художника
1862 год. Австро-Венгрия. В семье гравера по золоту рождается второй сын, которому суждено стать художником с мировым именем. Семья всегда была бедна, родители брались за любую работу, денег все равно не хватало даже на самое необходимое, не говоря уже об образовании детей, число которых с годами увеличилось до семи.
По разным данным, у Климта было
от 3 до 40 внебрачных детей
И сам Густав, и его братья учились живописи и ремеслу у отца — чем богаты, тем и рады. Все они стали художниками в итоге. Молодой Климт, в отличие от ровесников-художников, не бунтовал, не требовал сбросить представителей академической живописи с парохода современности.
Вовсе нет. Вместе с братьями они следовали правилам академизма и в награду получали заказы: здание театра оформить, в музее подсобить. В 26 лет Климт даже был удостоен «Золотого креста» за заслуги в искусстве.
Ситуация меняется после смерти отца. Густаву приходится осознать, что он не мальчик, но муж, пора взять на себя ответственность за семью и стать художником с мировым именем и уникальным стилем.
Характерная для Климта техника работы с золотом
В конце XIX века Климт заинтересовался современным искусством. Он вдруг проникся уважением к художникам, которые искали новые средства для воплощения образов. Климт стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона, который устраивал выставки молодых художников, пишущих в необычном стиле.
Консервативный зритель впервые поднял голос на Климта в начале XX века. Художник начал не смущаясь использовать откровенные эротические аллегории: писал классические сюжеты и образы, не скупясь на обнаженку.
Раздражали власть, церковь и общество не только голые женщины как таковые, но и то, что эротизмом были опутаны византийские сюжеты.
Портрет Климта кисти Эгона Шиле, 1913
Программные труды, наставления потомкам, многотомные мемуары и дневники. — увольте, все это не про Климта. Он лучше еще одну женщину напишет. Отбоя в заказах не было.
Модели — в основном, проститутки, конечно — были готовы делать все, что мастер пожелает. Климт, естественно, этим пользовался смело.
Последние годы жизни Климт
не использует золото на картинах
Последние годы жизни художнику было не до вычурной декоративности. Напитки покрепче, краски попроще. Еще и война приближалась. Атмосфера накалялась.
Не исключено, что если бы художнику был отпущен больший срок, сегодня мы бы знали и обратную сторону Климта — сдержанную, простую, скромную, выраженную мягкими ровными цветами.
Но, увы, в феврале 1918 года он умер, не успев воплотить новую философию на холсте.
Снежана Петрова