Сальвадор Дали, Гала и Казань» — Реальное время
Общество
00:00, 26.06.2022
Отрывок из книги «Сюрреальные нити судьбы: Сальвадор Дали, Гала и Казань»
Все больше проникаем во внутреннюю лабораторию художника и его супруги, читая книгу «Сюрреальные нити судьбы: Сальвадор Дали, Гала и Казань». Елена Яковлева, заведующая кафедрой философии ИЭУП, говорит об отношении эксцентричного автора и загадочной музы к смерти и старости.
Сакральным местом отчуждения и одиночества всю жизнь для Сальвадора Дали был Кадакес, Порт-Льигат и скальный мыс Креус, — рождавшим в нем «планетарную меланхолию», куда маэстро всегда возвращался для восстановления сил и творчества после своих эпатажных публичных акций. В Порт-Льигат «всегда тянуло художника с накрепко запертым на замок сердцем» [1].
Необходимо заметить, что отчужденность была присуща и Гале. Еще Анастасия Ивановна Цветаева заметила, что в юности для Лены Дьяконовой была характерна отчужденность: «Некая часть ее сущности была — в убегании, в ускальзывании от всего, что ей не нравилось» [2].
Скорее всего, как и Гала, Сальвадор Дали боялся старости и смерти. Но эти страхи он проявлял эксцентричным способом наоборот. Эпатажное противопоставление себя окружающему миру заставило маэстро желать старости. Гений провозглашал: «Обожаю старость!.. Пусть себе раскаленное докрасна железо пережитого в жизни выжжет на моем лбу лабиринт морщин, пусть мои волосы поседеют, а походка станет шаткой и неуверенной — мне бы только спасти силу разума и духа» [3]. Как мы считаем, данные слова не что иное, как желание утаить от всех и Я собственный страх перед старостью и смертью. Надо отметить, что у Дали многие явления вызывали неоднозначные чувства. К их числу относилась и старость. Боясь ее, тем не менее он страстно желал быстрее постареть, потому что молодость ассоциировалась у него с незрелостью и детской болезнью («ты отвратительно недоварен и недопечен» [3]).
Маэстро считал, что в человеке обнаруживается жажда смерти как некий импульс, сопровождающий личность на расстоянии шага. Сальвадор Дали ощущал ее и даже испытывал искушение покончить жизнь самоубийством: «…Сколько раз, когда я блуждал в одиночку по сельским окрестностям в погоне за какой-то зыбкой мечтой, на меня накатывала неодолимая потребность прыгнуть откуда-нибудь с высокой скалы или стены» [3]. Отметим, что подобный шаг он осуществлял виртуально, закрыв глаза, что немного успокаивало гения. В иерархии ценностей испанца можно обнаружить следующее понимание смерти. Художник записал: «Эротика всегда должна быть уродливой, эстетствующее искусство — божественным, а смерть — прекрасной и несравненной» [3]. Подобная поэтизация смерти неслучайна и связана с мифологическим мышлением гения. Именно смерть и возрождение, характерные для мифологического логоса, были «лейтмотивом моей мысли, моей эстетики и моей жизни», провозглашал Дали [3].
Но, как бы ни поэтизировал и ни одухотворял Сальвадор Дали смерть, он испытывал страх перед ней. Гений боялся умереть раньше отпущенного ему срока, о чем говорят многие факты его биографии. Так, когда переплывал океан, его «охватил самый настоящий ужас перед лицом безграничия океанских просторов» и он весь «трепетал при мысли, что мог бы стать жертвой кораблекрушения» [3]. Или, общаясь с рыбаками, он «расспрашивал их, боятся ли они смерти» [3], возможно, чтобы почувствовать, что он не одинок в своих страхах. Сальвадор Дали утверждал, что был вынужден всегда «с еще большей витальной полнотой цепляться за каждый бесценнейший и обожаемый фрагментик времени своей жизни» [4].
Реальная встреча со смертью — смертью матери, которую он боготворил, стала для гения глубоким потрясением: это было для него «величайшей из мыслимых потерь и огромнейшим отчаянием» [3]. Маэстро воспринял смерть матери как «оскорбление со стороны Судьбы», поэтому он поклялся вырвать «мать у смерти и судьбы», провозгласив: «…Даже если мне потребуется использовать для этого те сияющие мечи славы, которым суждено когда-нибудь заблистать невыносимым огнем вокруг моего громкокипящего имени!» [3]. И он действительно воскресил мать в образе Галы, заменившей ему ее.
Гений нашел своеобразное оправдание в смерти знакомых и друзей: он считал, что умерший начинает «покровительствовать расцвету моего творчества» [4]. Данная идея трансформировалась в его сознании в «исключительно мягкую подушку, на каковой я ночью и засыпаю, как никогда свежий и начисто избавившийся от страхов» [4].
Особую роль понимание смерти сыграло и в творчестве гения, что значительно ослабляло интенсивность страхов. На своих полотнах Сальвадор Дали писал «самые сладострастные ужасы» [4]. По мнению Дали, феномен смерти является «фундаментом всех конструкций, возникающих в нашем воображении, в том числе и творческих» [3]. На полотнах испанского художника мы найдем множество символов, олицетворяющих смерть (аппараты, горящий жираф, муравьи, мухи, разлагающиеся животные и пр.). Особое место занимает инвалидный костыль, ставший одновременно символом смерти «и в равной мере символом воскрешения» [3].
Фото elle.ru В своих дневниковых записях Сальвадор Дали заметил, что именно смерть толкает человека вернуться к внутриутробному состоянию как потерянному раю. Возможно, увлечение психоанализом и трудами Зигмунда Фрейда послужило толчком к рождению данной идеи.
Не является исключением и Сальвадор Дали. Он обретал свой потерянный рай во сне, находя в нем и желаемое. Каждый индивид ежедневно погружается в лоно смерти: ему следует «всего лишь заснуть, ибо во сне человек хоть и ненадолго, но в определенной мере все же обретает то райское блаженство, которое он пытается произвести» [3].

Впоследствии Дали разработает метод вызывания образов по желанию в любой момент для воплощения их на полотнах: «Для этого вначале надо было присесть на корточки, нагнуться и плотно обхватить колени руками. Потом требовалось безжизненно свесить голову и, раскачивая ее из стороны в сторону, словно маятник часов, добиться, чтобы к ней прилило как можно больше крови.
Это «упражнение» я продолжал до тех пор, пока у меня не начинала сладко кружиться голова, после чего у меня случался полуобморок. В этом состоянии я, не закрывая глаз, отчетливо видел, как из глубокой тьмы, что чернее самой непроглядной ночи, выплывают фосфоресцирующие круги, из которых образуются пресловутые яйца в виде глазуньи без сковороды или тарелки» [3]. Благодаря изобретенному методу художник не только творил, но и хорошо «знал все секреты своего тела насквозь и даже глубже!» [3].
Метод вызывания образов посредством возврата к внутриутробному состоянию, дарующий иллюзию возрождения, привел испанца к сюрреализму, который стал для него своеобразным сном наяву. Сальвадор Дали постоянно грезил, выплескивая свои причудливые образы на полотна или в эпатажных акциях, обладающих нескромной откровенностью/откровенной нескромностью. В далианском сюрреализме перемешаны страхи, тайны, поэзия, эротика, безумие, муки, величие, биологическая глубь, пафос и путаница. Спонтанно перепутанные между собой элементы либо усилием воли, либо случайно давали непредсказуемые результаты даже для самого маэстро, удивляя его и убеждая очередной раз в собственной гениальности (вспомним жизненный принцип Дали: «Я — подлинный гений современности»).
Применяя изобретенную технику рождения сюрреальных образов, названную им паранойя-критическим методом, Дали постоянно совершенствовал свои галлюцинации: «Как только какая-либо из них становилась чересчур детальной и точной, я тут же навсегда отбрасывал ее» [3]. Паранойя-критический метод позволяет господствовать над реальностью, а его суть, как считал маэстро, заключается в следующем: «…используя активный мыслительный процесс параноидального характера (параллельно с автоматизмом и другими пассивными состояниями), систематизировать хаос и внести свой вклад в полную дискредитацию существующего мира» [1]. Чтобы преодолеть страхи перед окружающим миром, Сальвадор Дали придумывает собственные миры.
Как подчеркивал С. Дали, сюрреалистический предмет должен быть бесполезным, но в своей осязаемости «материализовать фантазийную игру ума, носящую явно бредовый, если не сказать безумный характер» [3]. Благодаря этому предмет начинал принимать причудливые очертания, становясь мягким, растекающимся, липким, поддающимся разложению или гниению. Самого маэстро удивлял тот факт, что его воображение могло воспроизвести не только любой образ, но и динамику его развития, «вдобавок этот образ, точно по мановению волшебного жезла, становился точнее и насыщеннее таким образом, что его выправление происходило у меня в голове почти автоматически» [3]. Голова художника в данном процессе играла роль кинопроектора, картины которого проецировались посредством глаз. Надо отметить, что сверхреальный мир был для Дали привлекателен своим психологизмом и эротизмом, а внешний мир и его предметы «становились в моих глазах все более пугающими» [3]. В процессе своих уходов от реальности, наблюдая динамику развертывания образов в воображении, испанец открыл для себя мимикрию, которая, как он писал, помогла «кристаллизации тех параноидных образов, которые своим призрачным, фантомным присутствием по сей день вселяют жизнь в большинство моих сегодняшних полотен» [3].
Намеренно погружаясь в глубины собственной памяти, Дали вытаскивал из нее все спонтанное, непроизвольное, но при этом визуально убедительное. Что искал Дали, погружаясь в сюрреальное творчество? Сам маэстро называет Небо, которое «не находится ни высоко, ни низко, ни справа, ни слева. Небо — оно прямехонько в середине груди человека, у которого есть Вера» [3]. То есть Дали искал себя у самого себя, чтобы быть Дали!
Особую роль в сюрреальном творчестве С. Дали, а также при создании мифов играли ресурсы воображения. Как отмечают исследователи, маэстро, «несмотря на свою робость, фобии и детские страхи, отличался динамизмом, пылкостью, живостью воображения» [1]. Испанец всегда тренировал свое воображение и никогда не препятствовал его функционированию. Гений был убежден, что леность воображения приводит к увяданию разума. Именно воображение оживляет разум, преображая его. Наиболее ярко полет фантазии Сальвадора Дали проявлялся в интервью-перформансах, на которых он блистал собственным стилем, — это был «сплав напускного снобизма, остроумия, быстрой реакции, гротеска, разных глупостей на грани приличий и феноменального апломба» [1].
В далианском сюрреализме существует собственный пространственно-временной хронотоп, называемый П.А. Флоренским особыми «временем-средой» [6], в которых происходит соприкосновение мира вещного и сверхреального/трансцендентного (над/подреального). Именно в сверхреальности Сальвадор Дали демонстрирует свое мироощущение, которое сформировалось уже в детстве, а творчество помогло художественно выразить субъективный мир на полотнах и показать всему миру. Сюрреалист Дали, творя в пограничных состояниях (между сном и бодрствованием, спокойствием и экстазом), буквально рвет ткань видимого, обнажая сокрытое/потаенное/незримое. События в его картинах трансформируют реальность, представляя ее перевернутой/вывернутой, наполненной экспрессивными эмоциями. При этом сюрреалистические (внутриутробные) воспоминания, выплескиваемые на полотна, мифизированы: они являют то, чего не было, поэтому «принадлежат к числу самых ярких, хотя… трудно привязать его хронологически к какой-либо конкретной дате» [3]. Возможно, Сальвадор Дали страдал синдромом Стендаля, связанным с полным погружением в произведение искусства, вызывающим у индивида головокружение, сердцебиение и галлюцинации [5]. Вовлекаясь в процесс творчества, Дали терял ощущение реальности, становясь героем-творцом/творцом-героем сверхреальности. Художник эмоционально проживал содержание художественного творения, реально ощущая все его метаморфозы и сопровождающие их звуки/запахи/цвета. Перечисленное тренировало его глаза, живо и цепко выхватывающие мельчайшие детали.
Сюрреализм вошел в жизнь Сальвадора Дали и Галы, став их повседневной реальностью. Именно сюрреализм позволял гению и его музе надевать маски, постоянно менять их, потому что «всякий глубокий ум нуждается в маске, более того, вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска, благодаря всегда фальшивому, именно плоскому толкованию его слова, каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни» [7].
Обращение к технике рождения сюрреальных образов трансформировало и самого Дали. Испанец олицетворял присутствующее отсутствие: в пространстве он «присутствовал только телом и постоянно отсутствовал душой», не испытывая «ни малейшего желания, чтобы меня трогали, чтобы ко мне обращались, чтобы мне «мешали» в делах, творившихся у меня в голове» [3].
Данный процесс переключения из одной реальности в другую был своеобразным спасательным кругом для Дали. Но при этом гений всегда подчеркивал, что «единственное различие между сумасшедшим и мной состоит в том, что я не сумасшедший» [3].
В своем экстатическом слиянии с изображаемой сверхреальностью Дали демонстрировал собственную дионисийность, которая обнажала его страхи и противоречивую сложность натуры. Все необычное, в том числе связанное со смертью, гниением и разложением, вызывало в нем противоречивые чувства ужасного отвращения, смутной тревоги и непроизвольной тяги, тонкого/тайного наслаждения, оставляя неизгладимые впечатления от испытываемого страха.
Изображаемое инобытие являлось бытием его сущности, облекаемой в художественные формы и образы.
Перечисленное заставляет приоткрыть тайны сюрреалистического творчества, базирующегося на личных страхах. На данную деталь обращает внимание и сам Сальвадор Дали. Согласно его версии, не лишенной мифизации, он «по-настоящему научился владеть кистью только благодаря страху прикоснуться к лицу Галы!» [4]. Безусловно, мастерски владеть кистью он научился в детстве, а в юности, задолго до знакомства с Галой, оттачивал свой навык. Но тотальный страх, присутствующий в его жизни, действительно помог в сюрреалистическом творчестве, обращенном к бессознательным проявлениям.
Елена Яковлева
Справка
ИСТОЧНИКИ
1. Нюридсани М. Сальвадор Дали. — М.: Молодая гвардия, 2018. — 543 с.
2. Цветаева А. Воспоминания.
3. Дали С. Моя тайная жизнь. — Минск: Попурри, 2017. — 640 с.
4. Дали С. Дневник одного гения. — СПб.: Азбука, 2014. — 288 с.
5. Киньяр П. Секс и страх: Эссе.
6. Флоренский П. А. Иконостас. Избранные труды по искусству. — СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. — 365 с.
7. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла.
ОбществоКультура ТатарстанСальвадор Дали и Гала | World of Art
За каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Для Сальвадора Дали
таковой была Гала, которую он боготворил. В посвящении к книге «Дневник одного гения» Дали
напишет: «Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ
ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как
морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ».
Сальвадор Дали боялся контакта с женщинами, но мог говорить о них с точки
зрения большого ценителя женской красоты. Вот одно из его рассуждений из книги
«Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим»: «В ту пору я возымел интерес к элегантным
женщинам. А что такое элегантная женщина?…Итак, элегантная женщина, во-первых,
вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки…Я никогда не встречал
женщины одновременно красивой и элегантной — это взаимоисключающие
характеристики. В элегантной женщине всегда ощутима грань ее уродства (конечно,
не ярко выраженного) и красоты, которая заметна, но не более того… Итак, лицу
элегантной женщины не нужно красоты, зато руки ее и ноги должны быть
безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору.
Грудь же не имеет ровным счетом никакого значения. Если она красива — прекрасно,
если нет — прискорбно, но само по себе это неважно. Что касается фигуры, то я
предъявляю к ней одно непременное для элегантности требование — это рисунок
бедер, крутых и поджарых, если позволительно так выразиться. Их угадаешь под
любой одеждой, они словно бросают вызов. Вы, наверное, полагаете, что не менее
важен рисунок плеч? Ничего подобного. Я допускаю любой, лишь бы волновал. Глаза
— Это очень важно! Глаза обязательно должны хотя бы казаться умными. У
элегантных женщины не может быть глупого выражения лица, как нельзя более
характерного для красавицы и замечательно гармонирующего с идеальной
красотой…»
Свою русскую музу Дали повстречал летом 1929 года, когда ему было 25 лет. Но
свои первые воспоминания о ней он относит ещё ко времени его обучения в первом
классе у сеньора Трайтера: «…Именно в чудесном театрике сеньора Трайтера я
увидел то, что перевернуло мне всю душу, — я увидел русскую девочку, которую в
тот же миг полюбил. В каждую клеточку моего существа от зрачков до кончиков
пальцев впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку, укутанную в белый
мех, куда-то уносила тройка — почти чудом она спаслась от стаи свирепых волков с
горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя взора, и столько гордости было
в ее лице, что сердце сжималось от восхищения. ..То была Гала? Я никогда в этом
не сомневался — то была она».
Гала
была женой Поля Элюара, французского поэта. Дали и Гала увидели друг друга — и
после первой встречи не расставались 53 года: их разлучила смерть Гала в 1982
году.
Гала
по-французски означает «праздник». Она и впрямь стала праздником вдохновения для
Сальвадора Дали. Главной моделью для живописца.
Жизнь Елены Ивановна Дьяконовой, вошедшей в мировую историю искусств как Гала, — захватывающий роман.
Родилась Елена Дьяконова в Казани в 1894 году, стало быть, она была старше
Сальвадора Дали не на 12, как утверждали некоторые, а ровно на 10 лет. Отец умер
рано, он был скромным чиновником. Мать вторично вышла замуж за адвоката, и когда
Елене исполнилось 17 лет, семья переехала в Москву. Она училась в гимназии
вместе с Анастасией Цветаевой, которая оставила ее словесный портрет, и
всмотреться в него будет весьма любопытно:
«В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая
девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с
завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные.
Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги,
можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости,
которая делает движения резкими».
В юные годы Гала была болезненным подростком, и в 1912 году ее отправили в Швейцарию лечиться от туберкулеза. В санатории «Клавадель» русская девушка познакомилась с молодым французским поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил сына в санаторий, чтобы он излечился… от поэзии. Грандель (позднее он взял другое имя — Элюар) от поэзии не излечился, а вот Гала от туберкулеза избавилась, но обоих одолел другой недуг, куда более опасный, — они влюбились друг в друга. Именно тогда она и назовёт себя Гала — с ударением на последнем слоге. Быть может, от французского слова, обозначающего «веселый, оживленный»?
Это был настоящий страстный роман, закончившийся браком. Но сначала
влюбленным пришлось расстаться, Элюар уехал во Францию, Гала — в Россию, но они
продолжали свою любовь в эпистолярном жанре, посредством обмена письмами. «Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик! — писала
Элюару Гала. — Мне не хватает тебя, как чего-то незаменимого». Она
обращалась к нему как к «мальчику», а иногда даже как к ребенку — это
фрейдистское обращение говорило о том, что в Елене было сильно материнское
начало, и она всегда любила мужчин моложе себя, хотела им быть не только
любовницей, но и матерью. Опекать, наставлять, холить…
Отец Элюара был категорически против связи сына с больной и капризной
девушкой из холодной и загадочной России. «Я не понимаю, зачем тебе нужна эта
русская девочка? — спрашивал отец поэта. — Неужели тебе мало
парижских?». Но в том-то и дело, что русская девочка была особенной.
Весной 1916 года Елена Дьяконова решила взять судьбу в свои руки и
отправилась в вожделенный Париж. Ей шел 22-й год. Из-за службы жениха в армии
свадьба задержалась, но все-таки состоялась (Гала добилась своего!) — в феврале
1917 года в церкви Святой Женевьевы, стены которой помнили Жанну д’Арк. Родители
Поля Элюара преподнесли молодоженам огромную, из мореного дуба кровать. «На
ней мы будем жить и на ней умрем», — сказал Элюар и ошибся: они умерли
порознь.
Поль Элюар оказал большое влияние на Гала. Он превратил скромную русскую
поклонницу Толстого и Достоевского в настоящую женщину, почти что роковую «вамп»
(для этого у нее были все задатки), а она, в свою очередь, став ему музой,
постоянно вдохновляла его на создание все новых и новых стихов.
И все же романтическая роль жены поэта — не в духе Гала. Она открыто
признавалась: «Я
никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду
делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая
себя не переутруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь
ухоженные руки с наманикюренными ногтями».
Через год после бракосочетания родилась дочь Сесиль. Гала и Поль обожали дочь, но все равно нормальной семьи не получилось. Полю Элюару не сиделось на месте, разлуки и поездки за мужем не способствовали домашнему счастью. Возникло взаимное недовольство друг другом. Бурные ссоры сменялись не менее бурными признаниями в любви. «Мы вросли друг в друга» — так считала Елена. Но врастание все же оказалось не таким уж прочным. При этом не надо забывать, что Поль Элюар был поэтом, а, следовательно, смотрел на мир другими глазами, нежели обычные люди. Скажем так: он смотрел сумасшедшими глазами на сумасшедший мир. И соответственно отношения с женой так строил. Любил, к примеру, показывать фотоснимки обнаженной Елены своим друзьям, да и она постепенно вошла в роль не столь чистой, сколь грешной музы поэта. Не случайно вскоре образовался любовный треугольник: Елена — Поль Элюар — художник Макс Эрнст.
Будущая Гала быстро усвоила, что означает свобода любви, и незамедлительно
воспользовалась ее плодами. Так что перед встречей с Сальвадором Дали Гала была
уже вполне знающей, что ей нужно, женщиной.
В августе 1929 года Поль Элюар с женой Еленой (ей 35 лет) и дочерью Сесиль
(ей 11 лет) отправился из Парижа на автомобиле в Испанию, в рыбацкую деревню
Кадакес, в гости к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали (ему 25 лет). С
Дали поэт познакомился в парижском ночном клубе «Бал Габарин» и получил
приглашение отдохнуть в захолустье, вдали от шума.
По дороге в Испанию Элюар с восторгом рассказывал жене о необычном творчестве
Дали и о его эпатирующем фильме «Андалузский пес».
«Он не переставал восхищаться своим милым Сальвадором, словно нарочно
толкал меня в его объятия, хотя я его даже не видела», — вспоминала
впоследствии Гала. Дом художника располагался за деревней, на берегу бухты,
похожей на полумесяц. Он был выкрашен в белый цвет, перед ним рос эвкалипт и
пламенели герани, ярко выделяясь на черном гравии.
Чтобы поразить новую гостью, о которой он кое-что слышал, художник решил
предстать перед ней в экстравагантном виде. Для чего располосовал свою шелковую
рубашку, выбрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело оригинальным
одеколоном из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, чтобы задействовать и
сенсорные эффекты. За ухо засунул красную герань и уже собрался в таком
неотразимом виде выйти к гостям, на пляж, как увидел в окне жену Элюара. Она
показалась художнику верхом совершенства. Особенно впечатлило его лицо Елены,
строгое и надменное, а также мальчишеское тело и ягодицы, о которых Элюар писал: «Они удобно лежат у меня в руках». Поражали и глаза. Влажные и карие,
большие и круглые, они, по словам того же Элюара, обладали способностью
«проникать сквозь стены».
Дали смыл с себя всю краску и явился на пляж почти обыкновенным человеком. Он
подошел к Елене и вдруг понял, что перед ним его единственная и настоящая
любовь. Осознание этого пришло к нему как озарение, как вспышка, отчего он не
мог нормально с ней разговаривать, ибо на него напал судорожный, истерический
смех. Он не мог остановиться. Елена смотрела на него с нескрываемым
любопытством.
Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: «Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла…»
В своей книге «Тайная жизнь» Дали пишет:
«Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за
моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора
аргентинского танго… У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо
было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил
безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из
фальшивого жемчуга и браслет на запястье».
«Она стала рассматривать меня как гения, — признавался далее Дали. — Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением».
Версия Гала: «Я сразу поняла, что он — гений». Элюар был талантлив, а Дали — гениален, и это сразу определила Елена Дьяконова-Элюар. Она обладала врожденным художественным чутьем.
А что было дальше? А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали «историческую
фразу»: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга». Она
твердо решила связать свою жизнь именно с художником Дали и бросить поэта
Элюара. По существу, она бросала не только мужа, но и дочь. Чего оказалось
больше в этом решении? Авантюризма или глубокого расчета? Трудно ответить.
Что оставалось делать Полю Элюару? Он собрал чемоданы и покинул прибежище
Сальвадора Дали, получив за потерю жены своеобразную компенсацию в виде
собственного портрета (Портрет Поля
Элюара). Дали так объяснял идею его создания: «Я чувствовал, что на меня
возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из
муз».
Сначала Гала
и Сальвадор жили вместе неофициально и лишь после смерти Элюара официально
поженились. Они обвенчались 8 августа 1958 года, через 29 лет после своей первой
встречи. При этом церемония носила частный, почти тайный характер. Это был,
конечно, странный брак во всех житейских смыслах, но только не в творческом.
Чувственная Гала, которая и во времена Дали не захотела оставаться верной женой,
— и девственник-художник, который панически боялся близости с женщиной. Как они
уживались друг с другом? Очевидно, Дали превращал свою сексуальную энергию в
творческую, а Гала реализовывала свою чувственность на стороне. Как
свидетельствует испанский журналист Антонио Д. Олано: «Она действительно была
ненасытной. Гала неустанно преследовала юношей, которые позировали для Дали, и
часто добивалась своего. Дали тоже был ненасытен, но лишь в своем воображении».
В быту же они оказались почти идеальной парой, как часто случается с совсем
разными людьми. Сальвадор Дали — абсолютно непрактичный, робкий,
закомплексованный человек, который боялся всего — от езды в лифтах до заключения
договоров. По поводу последнего Гала однажды сказала: «Утром Сальвадор
совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая
легкомысленно подписанные им договоры».
Эта
сюрреалистическая Мадонна в житейских делах была холодной и достаточно
рассудочной женщиной, поэтому с Дали они представляли две разные сферы: лед и
пламя.
«Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением, —
писал Сальвадор Дали. — Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что
мы никогда не должны расставаться».
До встречи с Гала художник стоял лишь на пороге собственной славы. Эта
женщина помогла ему перешагнуть порог и насладиться сверкающими залами всемирной
популярности. Появление Гала совпало с разрывом с группой сюрреалистов.
Собственно говоря, именно Гала увела Сальвадора Дали из-под эстетического
контроля Бретона и всей его компании. Но произошло это не сразу.
«Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть», — объявила она ему,
и художник ей поверил.«Я слепо верил всему, что она предсказывала мне».
Но Гала не только предсказывала, она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. «Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник».
Из
парижанки, находившей удовольствие в развлечениях богемы, Гала превратилась в
няньку, секретаря, менеджера гения-художника, а затем и в хозяйку огромной
империи, имя которой — Дали. Империя собиралась по кусочкам. Когда не шли
картины, Гала заставляла Дали заниматься различными поделками: разрабатывать
модели шляпок, пепельниц, оформлять витрины магазинов, рекламировать те или иные
товары… Можно сказать, она держала Дали под постоянным финансовым и творческим
прессам. И не исключено, что именно такое обращение нужно было для слабовольного
и плохо организованного человека, каким был Сальвадор Дали. Конечно, это не
осталось незамеченным, и в прессе частенько представляли Гала воплощением зла,
упрекали за то, что она жестока, алчна и аморальна. По свидетельству Олано, Гала
транжирила деньги направо и налево и делала это очень весело, но уже тогда,
когда империя Дали стала процветать и деньги отовсюду потекли рекой.
Журналист Фрэнк Уитфорд в «Санди таймс» просто назвал музу Дали хищницей. Он
писал в газете летом 1994 года: «Семейная пара Гала — Дали в какой-то мере
напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник
был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую
сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает
сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, для того чтобы выяснить со стояние
счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны: счет был обидим. Она
просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в
мультимиллионера и «звезду» мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году
Гала удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых
коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением
Дали».
Дали и Гала любили подчеркнуть с помощью фотоснимков блеск и значимость своей публичной жизни: эта знаменитая красивая экстравагантная пара всегда оказывалась в центре внимания фотографов и излишне часто становилась объектом фотоохоты.
В 1934 году
чета Дали отправилась в США — это был исключительно правильный ход,
продиктованный поразительной интуицией Гала, она точно почувствовала, что именно
американцам придется по душе и по карману талант Дали. И не ошиблась: в США
Сальвадора Дали ждал сенсационный успех — страну охватила «сюрреалистическая
лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на
которых гости появлялись в костюмах, словно вдохновленных фантазией художника, —
экстравагантных, провоцирующих забавных. Супруги вернулись домой богатыми и
очень знаменитыми: Америка перевела талантливость Дали на высший уровень — в
гениальность. Вторая поездка в США в 1939 году еще более укрепила первоначальный
успех.
Быстрому росту популярности Дали за океаном способствовали два обстоятельства — непревзойдённое умение устраивать публичные скандалы и частичный пересмотр художественных принципов, сделавший произведения испанского сюрреалиста более доступными широкой публике.
В Америке супруги живут все военные и первые послевоенные годы. Дали с
помощью, естественно, Гала устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет
портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто и
костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов
на Пятой авеню в Нью-Йорке и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с
Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии и устраивает
сюрреалистические балы. Короче говоря, фонтанирует вовсю!..
«Во всем мире, — пишет Дали, — и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается. В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала — а она одна — единственная на всем свете…».
В конце 40-х
годов супруги с триумфом возвращаются в Европу. Слава, деньги — все в изобилии. Все прекрасно, кроме одного: Гала стареет. Однако она не сдается и по-прежнему
является моделью для многочисленных полотен Дали. Он постоянно рисовал ее в
образе мифической женщины, эдакой «Атомной Леды»
и даже с ликом Христа. На знаменитой картине «Тайная
вечеря» можно узнать черты Гала. И все по тому, что художник не уставал
боготворить свою музу. Гала, Градива, Галатея, мой талисман, мой клал, мое
золотце, оливка — это только малая часть имен, которые давал живописец своей
музе и жене. Высокопарные титулы и изощренно-чувственные прозвища составляли как
бы часть «сюрреальности», в которой жили супруги. На одной из картин художника
Христофор Колумб, ступив на берег Нового Света, несет стяг с изображением Гала и
надписью: «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже
больше денег».
Насчет матери — это не обмолвка. Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и
недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное
выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына (свою дочь
Сесиль она любила меньше, и не случайно ее воспитывала бабушка Поля Элюара).
Как написал Дали в своем дневнике:
«Словно мать страдающему отсутствием аппетита ребенку, она терпеливо
твердила: — Полюбуйся, малыш Дали, какую редкую штуку я достала. Ты только
попробуй, это ведь жидкая амбра, и к тому же нежженая. Говорят, ею писал сам
Вермеер».
Сестра Гала Лидия, однажды навестившая супругов, отмечала, что никогда в жизни не видела более нежного и трогательного отношения женщины к мужчине: «Гала возится с Дали как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя- Гала бросается к нему с успокоительными каплями — не дай Бог, с ним сделается припадок». Могла ли так держаться «женщина — воплощение зла», «алчная валькирия», как ее называли журналисты?
Отец и сестра Сальвадора Дали, строго исповедовавшие все каноны католической
веры, никогда не могли простить ему выходки с портретом матери и брака с Гала,
поэтому настоящей семьей для него стала итальянская семья Джузеппе и Мары
Альбаретто, с которыми Дали связывала многолетняя дружба, их дочь Кристина стала
крестницей Дали.
Мара Альбаретто: «Он был предельно эксцентричен, экстравагантен. Когда его спрашивали, почему он изобразил любимую жену Гала с двумя отбивными на спине, ответил просто: «Я люблю мою жену и люблю отбивные; не понимаю, почему не могу нарисовать их вместе»…».
Сальвадор
Дали и Гала вместе организовывали свои нашумевшие «хэппенинги», эротические
зрелища с привкусом скандала. Желающих принять в них участие было хоть отбавляй.
Слава художника привлекала к нему многих женщин. Когда-то они проходили
равнодушно мимо, а затем от них не было отбоя, так бывает довольно часто со
знаменитыми людьми. Дамы, с именем или без оного, добивались свиданий с Дали.
Зачастую он соглашался, но все эти свидания проходили по сценарию художника.
Так, одну даму-датчанку художник любовно раздел, а потом долго украшал омарами и
другой морской живностью. В итоге получилось красиво. Дали остался доволен и
мило попрощался с женщиной. Осталась ли довольна она — вопрос.
Интимная жизнь супругов навсегда осталась тайной. В ней, по всей вероятности, отсутствовало такое понятие, как верность. Для Гала это был свободный брак, и она была вольна выбирать себе любовников. «Не бесплатно, дорогой мой, не бесплатно!». Но это относится к ее молодым и зрелым годам. Позднее ей приходилось платить уже самой.
Когда в 1964 году Гале исполнилось семьдесят лет. Она красила волосы, иногда уже надевала парик и подумывала о пластической операции. Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь», — убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель.
Её любовником был молодой певец Джефф Фенхольт, один из исполнителей главной
роли в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Говорили, что именно Гала стала
причиной его разрыва с молодой женой, только что родившей ему ребенка. Гала
приняла деятельное участие в судьбе Джеффа, создавала ему условия для работы и
даже подарила роскошный дом на Лонг-Айленде. Это была последняя ее любовь.
Разумеется, любовь к Сальвадору Дали не в счет.
И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы «лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь». Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы — неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.
Средневековый замок Пуболь (неподалеку от Порта-Льигата) стал проявлением
страстной любви Дали. Гала получила такой подарок в 74 года, когда их
супружеские отношения усложнились. Дали все чаще отдыхал в компании манекенщицы
Аманды Лир. Впрочем, пытался не отдаляться от Галы, которая хотела тишины и
монастырского покоя. Дали смог наведываться к ней только при ее письменном
разрешении.
Последние годы Гала были отравлены болезнями и стремительно надвигающейся старческой немощью. «День смерти, — говорила она, — станет самым счастливым днем в моей жизни». Он наступил 10 июня 1982 года. Гала прожила 88 лет. Бурных и неповторимых.
http://www.mir-dali.ru
Salvador DALI : Nude Gala / Abraham Lincoln Signed и
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
Звездный продавец
Star Sellers имеют выдающийся послужной список в обеспечении отличного обслуживания клиентов — они постоянно получали 5-звездочные отзывы, вовремя отправляли заказы и быстро отвечали на любые полученные сообщения.
| 1975 продаж |
5 из 5 звезд€149,00
Загрузка
Доступен только 1
Включены местные налоги (где применимо)
Прибывает скоро! Успейте до 21-22 ноября.
21-22 ноября
Если вы заказываете сегодня, это дата прибытия, которая зависит от времени и местоположения обработки продавцом, времени доставки перевозчиком и вашего адреса доставки. Имейте в виду: задержки перевозчика или размещение заказа в выходные или праздничные дни могут сдвинуть эту дату.
Быстро продается! Остался только 1.
Продавец звезд. Этот продавец неизменно получал 5-звездочные отзывы, вовремя отправлял товары и быстро отвечал на все полученные сообщения.
Внесен в список 17 августа 2022 г.
35 избранных
Информация о продавце
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…не ручной работы
не винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещены или используют запрещенные материалы
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.
Гала-концерт «Созерцание Средиземного моря», 1976 год, Сальвадор Дали
Предоставлено www.dalipaintings.com |
Название Дали — Гала созерцание Средиземного моря, которое на двадцати метрах становится портретом Авраама Линкольна (Посвящение Ротко) — дает идеальное описание этого
картина. Стоя вплотную, мы видим Галу, повернутую к нам спиной, смотрящую на восходящее средиземноморское солнце. Это сияющее солнце удваивается как образ восходящего Христа, видимого сверху.
Таким образом, Гала направляет наше внимание к небу и напоминает нам о мимолетной природе красоты. Но когда мы отступаем дальше, метров на двадцать, как следует из названия, мы видим, что
голова Авраама Линкольна заполняет все полотно.