16 знаменитых работ Микеланджело Буонарроти
В этой статье мы вспомним 16 знаменитых шедевров Микеланджело. Когда дело доходит до Высокого Возрождения, Микеланджело Буонарроти (1475-1564) всеми без исключения признается «самым высоким»из своих знаменитых современников.
Несравненный скульптор, прекрасный рисовальщик и талантливый художник (хотя и не считавший живопись «своей» стезей), Микеланджело был и остается одним из самых именитых деятелей искусства всех времен.
Да, Микеланджело бывал вспыльчив: его соперничество с Леонардо да Винчи и Рафаэлем хорошо задокументировано и общеизвестно, и не раз его видели в ярости выбегающим из Сикстинской капеллы с криками «ноги моей больше здесь не будет!»
Тем не менее, как создатель невероятных произведений искусства — будь то скульптура, фреска или станковая живопись — Микеланджело был настолько хорош, что даже репутация психопата не могла его унизить. Современники называли его Il Divino («божественный»), потому что считали мастерство Микеланджело не имеющим аналогов среди простых смертных.
В этой статье мы собрали 16 шедевров «божественного» Микеланджело Буонарроти, которые характеризуют его творчество с разных сторон, позволяя составить обобщенное представление о бесценном наследии мастера. Итак, самые известные работы Микеланджело!
Распятие Святого Петра — фреска итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (ок. 1546–1550). Работа расположена в Капелле Паолина Апостольского дворца в Ватикане и считается последней фреской Микеланджело.
Художник изобразил Святого Петра в момент возложения его римскими солдатами на крест. Микеланджело сосредоточил внимание на изображении боли и страдания. Лица присутствующих выражают тревожные и мучительные чувства. Папа Павел заказал эту фреску Микеланджело в 1541 году для Капеллы Паолина.
Реставрация фрески, завершенная в 2009 году, позволила обнаружить изображение, которое, как полагают, является автопортретом самого Микеланджело.
..читать полностью«Битва кентавров» — мраморный барельеф навеянный «Метаморфозами» Овидия и изображающий сражение Геркулеса с кентаврами. Работа считается первым произведением Микеланджело, в котором он обрел свой индивидуальный творческий стиль.
В частности, Джорджо Вазари в своем эпохальном труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов» характеризует эту работу молодого Буонарроти, как «сделанную так прекрасно, что всякий смотрящий на нее не в состоянии поверить, что эта работа юноши, а не уважаемого мастера, достигшего совершенства в науке и практике искусства.
Манчестерская Мадонна — Микеланджело Буонарроти. Мадонна с младенцем, святым Иоанном и ангелами (ок. 1497 г.), также известная как Манчестерская Мадонна, представляет собой незаконченную картину, приписываемую Микеланджело и находящуюся в Национальной галерее в Лондоне.
Это одно из всего трех сохранившихся панно, приписываемых Микеланджело, и датируется его первым периодом в Риме. Атрибуция картины Микеланджело вызывала определенные сомнения на протяжении большей части 19 и 20 веков, однако в наши дни большинство ученых считают, что авторство Микеланджело Буонарроти не подлежит сомнению.
Работа впервые привлекла внимание внимание широкой публики на выставке «Сокровища искусства» в Манчестере в 1857 году, отсюда и название — «Манчестерская Мадонна»…читать полностью
Мадонна Дони, известная также как «Святое Семейство» или «Тондо Дони» — картина итальянского художника эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти, выполненная в форме тондо (круг) с диаметром 120 сантиметров.
Собственно говоря, «Мадонна Дони»- единственный пример станковой живописи Микеланджело, который, как известно, к живописи относился прохладно и художником себя не считал, хотя и создал одно из величайших произведений в истории мировой живописи — фрески Сикстинской капеллы.
При написании картины Макеланджело использовал темперу и масло. Нанося масло последовательными слоями от самого интенсивного до самого светлого отенков, как его учили в юности, Микеланджело смог достичь цветового эффекта, который в корне отличался от создаваемых фламандскими художниками…читать полностью
Микеланджело выполнил это распятие для церкви Санто-Спирито во Флоренции, когда ему было всего 18 лет. Это была благодарность монахам-августинцам за то, что они предоставивли ему кров после того, как умер покровитель молодого Буонарроти, Лоренцо ди Медичи, оставив художника без своего угла. Согласно знаменитым «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари, именно в монастыре Санто-Спирито Микеланджело начал препарировать мертвые тела «с целью изучения анатомии и достижения того высочайшего уровня мастерства, каковым он впоследствии обладал».
Несмотря на то, что распятие церкви Санто-Спирито было напрямую взято из жизни (или, точнее, из смерти, учитывая анатомичекие опыты юноши), эта работа не получила никакой известности и совсем не помогла дальнейшей карьере Микеланджело — она попроста осталось незамеченной.
После долгие века оно считалось пропавшим — пока не было «открыто» вновь в 1962 году, вокруг чего разразилась целая буря, да и понятно: обнаружена работа Микеланджело! Тем не менее, здесь нет того непревзойденного изображения мускулатуры, которое сделает Микеланджело знаменитым — в этом отношении работа отличается не только от зрелых творений Буонарроти, но и от других его юношеских работ. Индивидуальность Микеланджело еще не проявилась здесь в полной мере — и потому «Распятие церкви Санто-Спирито» расположилось на двенадцатой строчке нашего рейтинга.
Портрет Жулиано де Медичи — это мраморная скульптура (168×80 см) Микеланджело Буонарроти, датированная примерно 1526-1534 годами и являющаяся частью украшения Новой ризницы в базилике Сан-Лоренцо во Флоренции.
В частности, это центральная статуя гробницы Юлия II и, как известно, она ни в коей степени не воспроизводит черты умершего, но представляет собой идеальную и даже героическую интерпретацию далеко не такой атлетичной физической сущности покойного папы.
Казалось бы — почему так? Ведь Микеланджело, по большому счету, получил заказ на надгробный памятник, и родственники усопшего, которые и оплачивали это «удовольствие», вправе были рассчитывать
хотя бы на отдаленное портретное сходства памятника с «оригиналом»…
Историк искусства Эрвин Панофски, когда писал о «Мадонне из Брюгге» Микеланджело, отметил, что художник однажды сказал: «Идеальная скульптура — это та, которую можно скатить с горы, не причинив ей при этом никаких повреждений.» Исходя из вышеозначенных стандартов, эту скульптуру можно назвать близкой к совершенству: очень плотно скомпонованная композиция Марии и Младенца Христа напоминает размер и компактную массу оригинального каменного блока, из которого были вырезаны фигуры.
Несмотря на мастерство, продемонстрированное Микеланджело при создании «Мадонны Брюгге» (немногие решились бы на проект такой сложности и такого размера — высота скульптуры достигает почти 2 метров), и ее статус единственной работы художника, покинувшей Италию при жизни — скульптура стала культовой и приобрела всемирную известность, благодаря тому, что в 1944 году отступавшие нацисты вывезли «Мадонну» под матрацами на грузовике «Красного Креста».
Пресса тогда начала активно писать об этом событии, и «Мадонна Брюгге» обрела, наконец, мировую известность.При жизни Микеланджело и тем более после его смерти о ней до того знали немногие. Действительно, историк искусства Уильям Э. Уоллес отмечает, что этой работе уделялось так мало внимания, что даже современники скульптора, авторитеты и эксперты в области произведений Микеланджело, не знали о ней почти ничего: «О ней было известно столь немногое, что даже биографы Микеланджело Джорджо Вазари и Асканио Кондиви ошибочно полагали, что оно было отлито из бронзы. И Воскресший Христос, и Мадонна из Брюгге мало способствовали флорентийской репутации Микеланджело».
Следует признать, что при всем качестве исполнения это далеко не самая запоминающаяся работа мастера — и по этой причине мы разместили ее на десятом месте рейтинга.
Выполненный по заказу кардинала Риарио, Бахус стал первым опытом Микеланджело в крупномасштабной скульптуре (высота этой мраморной статуи — 203 см) и одной из немногих работ не на христианскую тему.
Надо сказать, заказчику эта работа Микеланджело настолько не понравилась, что он от нее решительно отказался — и «Бахуса» приобрел банкир Якопо Галли для установки в своих садах близ палаццо Канчелария. Впоследствии «Бахус» был приобретен семейством Медичи и в наши дни находится в музее Барджелло во Флоренции.
Выведя фигуру из рановесия, изобразив мышцы спины напряженными, а живота и бедер — расслабленными, Микеланджело виртуозно смог передать пьяное «шатание» Бахуса, который с вожделением глядит на чашу с вином и, очевидно, любит вино гораздо больше, чем человечество, которое он решил осчастливить этим даром. Кстати, современный эксперт в области творчества Микеланджело Уильям Уоллес считает эту работу Буонаротти первым его бесусловным шедевром.
Такого высочайшего уровня реализма в скульптуре удавалось в то время добиться немногим, однако у скульптуры нашлось множество недоброжелателей. Микеланджело ставили в вину неуклюжую позу, слишком вульгарное лицо и какое-то «чрезмерно женственное» тело — что, безусловно, имеет место быть. Так или иначе, с учетом всех плюсов и минусов, «Бахус» размещается на девятой позиции нашего рейтинга.
Восставший раб — мраморная статуя работы Микеланджело Буонарроти высотой 2,15 м, датированная 1513 годом. В настоящее время работа находится в Лувре в Париже. Два «раба» Лувра относятся к второй версии гробницы Папы Юлия II, которую наследники Джулиано Делла Ровере, заказали Микеланджело в мае 1513 года.
Хотя первоначальные планы сооружения гигантского мавзолея были изменены, работа по-прежнему оставалась монументальный, с коридором, богато украшенным скульптурами, и Микеланджело немедленно возглавил проект.
Среди первых завершенных работ для гробницы числилисьпр два «раба», предназначенные для нижней части надгробного памятника. Их планировалось установить рядом с пилястрами, обрамляющими ниши, в которых находятся Победы…читать полностью
«Умирающий раб» должен был стать парой другому произведению Микеланджело — «Мятежный раб». Обе скульптуры предполагалось разместить по обе стороны от центральной работы с изображением Моисея — в качестве элементов гробницы Папы Юлия II.
Пытаясь выбрать идеальный мрамор для последнего упокоения Папы, Микеланджело отправился в карьеры Каррары, где самолично и буквально «вручную» занимался отбором каменных блоков и плит. Обзаведясь необходимым материалом, он с рвением принялся за работу, высекая статую человека, находящегося в мучительных смертельных муках. Впоследсвтвии, однако, папа Юлий передумал и отменил заказ.
Таким образом, еще четыре фигуры рабов (Юный раб, Бородатый раб, Атлас и Пробуждающийся раб) так и остались незаконченными и находятся во Флоренции — в то время как «Восставший рабо» и «Умирающий раб», очевидно противопоставленные друг другу — в Лувре.
Мог ли «Умирающий раб» быть лучшим примером склонности Микеланджело к совершенству, если бы ему не помешала постоянная непостоянство Юлия? Тяжело сказать. Как отмечает Ричард Флай, сама фигура раба кажется разочарованной собственными обстоятельствами, как будто предлагая борьбу фигуры со смертью как метафору борьбы художника с материалом:
В первоначальном плане мавзолея, по утверждению Вазари: «Пленники эти означали области, покоренные этим папой и подчиненные апостольской церкви; другие же разнообразные статуи, также связанные, — олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства, изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник, который столь успешно им покровительствовал».
В «Восставшем рабе» находили олицетворение архитектуры, а в «Умирающем» — живописи, так как у ног фигуры имеется незавершенное изображение обезьяны из афоризма Ars simia naturae.
«Ангел с канделябром» (итал. Angelo reggicandelabro; также — «Ангел с подсвечником», «Ангел со светильником» — небольшая мраморная статуя (51,5 см), созданная Микеланджело ок. 1494 −1495 гг. для гробницы Святого Доминика в Болонье.
«Ангел» был создан в качестве дополнения к существовавшему ранее ангелу художника Никколо дель Арка (умершему в процессе работы) и интегрирован в уже созданные части проекта. Это исторически важно, поскольку именно в этой работе Микеланджело начал демонстрировать свой фирменный стиль: в то время как ангел Никколо дель Арка мягкий и женственный, Микеланджело изображает сильного юношу с отчетливо выраженной мускулатурой и орлиными крыльями.
Уильям Уоллес называет «Ангела с канделябром» Микеланджело «самой миловидной из всех созданных мастером скульптур». И действительно — Ангел чрезвычайно обаятелен. Несмотря на богатое убранство базилики Святого Доминика, очень плотная, «крепенькая», энергичная и решительная фигурка «Ангела» Микеланджело совершенно не теряется на общем фоне, невзирая на свои весьма скромные размеры.
Со времени своего создания «Моисей» воспринимается как одно из величайших достижений человеческого гения — возможно «величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике»
Большой успех «Давида» Микеланджело привлек к нему внимание папы Юлия Второго. Работа, заказанная в 1505 году папой для его гробницы, представляет важный эпизод из библейской притчи о Моисее, когда он, спустившись с горы Синай с двумя скрижалями Откровения, видит, что люди стали поклоняться Золотому Тельцу.
Излишне говорить, что Моисей был вне себя от гнева, и именно этот гнев Микеланджело умело воплощает в своей восьмифутовой сидящей скульптуре. Однако Моисей не просто сидит. Его левая нога и бедра смещаются влево, а мускулистый торс обращен вправо (контрапост), наполняя фигуру напряжением и силой; хотя он смотрит налево, его борода отведена направо, что указывает на энергичное, стремительное и гневное движение.
Моисей занимает середину этого списка, потому что эта библейская фигура очень хорошо изображена. Может быть, даже «чересчур хорошо», по словам Фрейда, который сказал, что эта интерпретация «превосходит любую другую историческую или традиционную трактовку образа Моисея», добавив, что, по его мнению, скульптура имеет скорее светское, чем религиозное значение — как символ человека, подавляющего «внутреннюю страсть » в угоду более высоким стремлениям на общее благо.
В 1914 году Фрейд, как известно, опубликовал эссе «Моисей» Микеланджело, где предложил трактовку образа Моисея в полном соответствии с канонами психоанализа. Кстати, именно по этой причине Театр-музей Сальвадора Дали, бывшего, как мы знаем, величайшим поклонником Фрейда (и Микеланджело) украшен копией знаменитой работы Буонарроти.
В течение 15 века тема Марии, держащей Иисуса на коленях после того, как он был снят с креста — иначе известная как pietà — обычно изображалась в североевропейском искусстве, но в меньшей степени в Италии.
Поэтому, когда французский кардинал Жан Билэр де Лагрола, аббат Сен-Дени, обратился к 23-летнему Микеланджело с этим заказом для его похоронного памятника, художник с радостью принял его, заранее зная, что этой работой сможет заявить о себе во всеуслышание. Именно «Ватиканская Пьета» заставила людей запомнить имя Микеланджело — буквально, как описывает Вазари:
«. .. По правде говоря, совершенно удивительно, что рука художника могла должным образом выполнить что-то столь возвышенное и восхитительное за столь короткое время, и ясно, что это чудо, что камень, изначально бесформенный, мог приобрести это состояние совершенства, которое природа обычно старается создать во плоти.»
После установки скульптуры в капелле Санта-Петронилла (где она находилась изначально) Микеланджело часто туда заходил, чтобы лишний раз полюбоваться собственным произведением. Но однажды он услышал разговор «приезжих из Ломбардии», восхвалявших скульптуру и считавших, что её сделал их соотечественник: некий «миланец Гоббо». Это крайне задело честолюбивого и по праву гордившегося своей работой скульптора.
Микеланджело промолчал, но ближайшей ночью тайком пробрался в капеллу, «прихватив с собой резцы» и вырезал на поясе, пересекающем грудь Богоматери, надпись на латыни: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».
«Страшный суд» (итал. Giudizio universale, — «Последний суд») — фреска работы Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года — с 1536 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка.
Спустя без малого четверть столетия Сикстинская капелла вновь оказалась в распоряжении Микеланджело. На этот раз Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Микеланджело в Рим, чтобы обсудить детали росписи алтарной стены в Сикстинской капелле. Речь шла о монументальной фреске «Страшный суд».
Смерть понтифика помешала немедленному началу работ, однако в 1536 году преемник Климента Павел III выразил желание, чтобы художник все же приступил к работе — так одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.
И снова последовали 4 года упорной работы. Примечательно, что Микеланджело выполнил ее один! Известно, что он допустил к участию в росписи лишь единственного своего помощника, да и то задействовал его исключительно при создании фона. Все, абсолютно все персонажи выписаны были рукой самого Микеланджело. Отсюда и результат: говорят, увидев фреску «Страшный суд» завершенной, пораженный Папа Павел III рухнул на колени и принялся возносить хвалы Господы за явленное ему волей Всевышнего и рукой Микеланджело чудо…читать полностью
Папа Юлий II приостановил долгую работу Микеланджело над папской гробницей, для того, чтобы мастер мог сосредоточиться на росписи потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело, как известно, не был заинтересован в приеме заказа — в конце концов, он был скульптором, а не художником, — но давление со стороны заказчика оказалось слишком сильным. Так получилось, что Микеланджело, величайший скульптор все времен, взявшись за работу «под принуждением», создал, тем не менее, одно из самых культовых произведений в истории западного искусства.
В основе эпического творения Микеланджело — сцена Сотворения мира: Бог протягивает свой палец к руке новоиспеченного человека, Адама, в которого собирается вдохнуть жизнь, а Ева, расположившись у изгиба руки Бога-Отца, наблюдает за происходящим. Немногие художники когда-либо изображали эту сцену так драматично, как Микеланджело, и даже в нашу светскую эпоху, «Сотворение Адама», давно вышагнувшее за религиозные рамки, продолжает оставаться иконой общечеловеческой культуры в целом.
Вот что пишет Поль Барольски в своем страстном эссе «Гений»Сотворения Адама» Микеланджело и слепота истории искусства»:
«…Что делает фреску Микеланджело такой захватывающей, так это ее напряжение — ощущение события, которое завершится только тогда, когда перст Бога коснется пальца Адама. Можно сказать, что Бог на фреске Микеланджело приостановлен навсегда в незавершенном акте наполнения Адама духом. Это высшее божественное non finito… В нашем постхристианском мире современные ученые не слишком озабочены пространственным значением фрески, и это понятно. Но игнорировать то, как Микеланджело сделал видимым свой замысл, значит не замечать ярких проявлений художественного гения или поэтического воображения…»
Так или иначе, мы должны признать: скульптор Микеланджело, о котором Эль Греко сказал: «Хороший был человек этот Микеланджело, упокой Господи его душу — жаль только, рисовать совершенно не умел» — так вот, именно этот скульптор Микеланджело, ворча и чертыхаясь по поводу нелюбимого заказа, создал одно из величайших произведений мировой живописи, которое по праву достойно занять вторую строчку нашего рейтинга.
«Безусловно, любому, кто увидит эту статую, не нужно беспокоиться о том, чтобы увидеть какие-либо другие скульптуры, выполненные в наше время или в любой другой период любым другим художником», — писал Вазари в «Жизнеописаниях художников», сделав Микеланджело центральным персонажем своей знаменитой работы.
Микекланджело было всего 26 лет, когда он взялся за своего Давида — что не помешало мастеру создать монументальную работу (даже с точки зрения размеров, ибо высота этой статуи, предназначенной для кругового обзора, составляет 5 м 17 см) — несомненно, самое великое творение в своей карьере.
С момента своей установки на площади Синьории во Флоренции, что случилось 8 сентября 1504 года, пятиметровое изваяние Давида стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.
Интересно, что речь о создании статуи ветхозаветного царя Давида во Флоренции велась уже с середины 15 века. Для статуи доставили огрромную глыбу мрамора из карьеров Каррары — однако по разным причинам работа не заладилась. Проходили десятилетия, и и камень, обработка которого была заброшена, едва начавшись, приобретал под воздействием осадков все более неприглядный вид, буквально на глазах уменьшаясь в размерах.
Два с лишним года молодой Микеланджело воевал с камнем, «отсекая от него все лишнее» — и у него получилось! В 1873 году оригинал работы Микеланджело переместили в один из залов Академии изящных искусств, чтобы убересь ее для грядущих поколений, а на площади Синьории с 1919 года можно увидеть копию знаменитой скульптуры.
НАШИ ЭКСКУРСИИ В БАРСЕЛОНЕ
ОТЗЫВЫ НАШИХ ТУРИСТОВ
САЛЬВАДОР ДАЛИ — ЭКСКУРСИИ
МУЗЕЙ ДАЛИ+ЖИРОНА
обзор ТОП-10 картин и скульптур с названиями и фото
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – гениальный художник XVI века, оставивший после себя множество работ, к которым до сих пор не утихает интерес.
Микеланджело создавал гениальные произведения в области архитектуры, живописи и скульптуры. Кроме того, он известен еще и как величайший поэт.
Художник все свое время посвящал работе, и даже спать ложился в башмаках и одежде, не желая тратить время на переодевание. В пище он был настоящим аскетом – за день Микеланджело мог съесть один кусочек хлеба, и то он это делал в процессе работы.
Художник оставался безразличным к внешнему успеху, однако любил подчеркивать свое аристократическое происхождение.
В биографии Буонарроти остается много белых пятен – неизвестно, где он овладел техникой рисования. Тем не менее люди, испытывающие благоговение перед искусством, больше сосредоточены на картинах и скульптурах, чем биографии художника.
Если вы хотите познакомиться с самыми известными работами Микеланджело и испытать благоговение, наша статья будет вам полезна.
Список
- 10. Скульптура Бахуса (1496)
- 9. Битва кентавров (1492)
- 8. Мадонна Брюгге (1501-1504)
- 7. Умирающий раб (1513-1519)
- 6. Пьета (1499)
- 5. Сотворение Адама (1508-1512)
- 4. Статуя Давида (1503)
- 3. Страшный суд (1536-1541)
- 2. Мадонна Дони (1504-1506)
- 1. Сотворение Евы (1508-1512)
10. Скульптура Бахуса (1496)
Это одна из ранних работ Микеланджело, выполненная по заказу кардинала Рафаэля Риарио в 1496 году. На «Скульптуре Бахуса» изображен древнеримский бог вина Бахус (или Вакх). Как вы видите, в правой руке он держит чашу с вином, а в левой гроздь винограда. А что же там за малыш, тянущий виноград себе?
Это не кто иной, как Сатир (Сатиры – помощники Диониса, они наслаждаются вином и празднеством). Юный Сатир слегка пьян ссс и на его лице проступает улыбка. Скульптуру оценили по достоинству и признали первым шедевром Микеланджело.
Известно, что заказчик отказался от скульптуры, но она быстро нашла своего хозяина. Ее приобрел Якопо Галли, а затем скульптуру приобрели Медичи и ее перевезли во Францию.
9. Битва кентавров (1492)
В барельефе «Битва кентавров» Микеланджело обращается к классическому сюжету греческой мифологии. Это была последняя работа юного художника, созданная во время правления Медичи. Скульптура изображает мифическую битву между Лапифами и Кентаврами.
История, популярная в древнегреческом искусстве, была предложена художнику классиком и поэтом Полициано. Впоследствии в работах Микеланджело не раз будет прослеживаться тематика борьбы. Переплетение тел в бою, атлетические пропорции, богатство ракурсов создают динамическую композицию.
Интересный факт: Микеланджело вырезал этот барельеф на куске каррарского мрамора. Бой идет настолько ожесточенным, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.
8. Мадонна Брюгге (1501-1504)
Поскольку теперь «Мадонна Брюгге» – туристический объект, город старается всячески поддерживать свой имидж, достопримечательности здесь повсюду. Эту потрясающую реликвию городу удалось получить в 1506 году – многие люди приезжают в Брюгге только для того, чтобы сделать фото и увидеть скульптуру величайшего Микеланджело.
В то время Брюгге был процветающим городом, в котором жили богатые люди. Один из них – купец Мускрон. Когда он навестил Микеланджело в мастерской, то был поражен его мраморной статуей. Поскольку он был человеком, разбирающимся в искусстве, то смог оценить ее по достоинству.
Чем же так покорила Мадонна купца? Она живая! «Выражает грусть» и «дышит»… Красота ее юного лица отмечена тонкой поэтичностью и глубокой скорбью.
Интересный факт: Мускрон хотел выкупить скульптуру у Микеланджело за баснословную цену – за 100 дукатов, но автор не хотел, чтобы она покидала Италию, поэтому отказался. Однако через полгода в 1506 году после получения письма Микеланджело согласился на пересылку Мадонны в Брюгге. Это его единственная работа, покинувшая Италию при жизни.
7. Умирающий раб (1513-1519)
Статуя, исполненная между 1513 и 1519 годами – неосуществленный проект надгробия папы Юлия II. Изображение связанного и умирающего раба не вошли в окончательный вариант надгробия, поэтому автор подарил их Роберту Строцци, а тот передарил их впоследствии королю Франциску.
Микеланджело изобразил в статуе «Умирающий раб» забытие, неспроста сначала он хотел ее назвать «Засыпающий раб». Ее смысл – многозначен, раб одновременно умирает и видит сон.
Что бы там ни было, и то и другое несут юноше избавление. Микеланджело работал над статуей в годы, когда окончательно формировался в его творчестве трагический смысл искусства.
6. Пьета (1499)
На протяжении всей жизни Микеланджело был одержим одним образом – мать держит на руках своего умирающего дитя – сына. Это тело убитого Христа, снятого с креста и отданного в руки матери. «Пьета» – одна из самых значимых скульптур Микеланджело и единственная работа, на которой он оставил свою подпись.
На момент завершения скульптуры художнику было всего 24 года (или 25, в зависимости от различных теорий о точной дате завершения «Пьетты»). Скульптура выполнена из светлого мрамора. Мастер отсек все лишнее, сотворив шедевр – мать Марию, держащую на руках умирающего сына. Полюбоваться «Пьеттой» можно в Ватикане.
5. Сотворение Адама (1508-1512)
«Сотворение Адама» – один из самых известных фрагментов потолка Сикстинской капеллы (бывшая домовая церковь в Ватикане, построенная в 1473-1481 годах). Люди, разбирающиеся в искусстве, утверждают, что между властной дланью Саваофа и трепещущей кистью Адама существует поток живительной силы.
На работе Микеланджело руки – весьма символичны, вся картина пронизана энергией, которую чувствуют особо впечатлительные зрители. Соединение рук представляет собой единство мира духовного и материального, небесного и земного. Как только пальцы рук соприкоснутся, акт сотворения завершится.
4. Статуя Давида (1503)
«Статуя Давида», созданная мастером в XVI веке, отлично сохранилась до наших дней. Статуя высотой 5,17 м. изображает иудейского царя Давида, который готов вступить в битву с Голиафом. На его лице можно прочитать спокойствие и готовность к бою.
Царь выглядит уверенно, о чем говорит его расслабленная поза – возможно, уверенности ему прибавляет праща – метательное оружие, перекинутое через плечо. Микеланджело – первый автор, изобразивший Давида перед битвой с Голиафом.
Изначально статуя должна была стать частью экспозиции – она и еще 11 экземпляров в XV веке должны были украсить кафедральный храм Флоренции, но т.к. работа шла медленно, автор создал всего 2 статуи.
Для справки: оригинал скульптуры находится в Галерее Академии.
3. Страшный суд (1536-1541)
Ставшая шедевром работа Микеланджело «Страшный суд» когда-то подвергалась критике. Как ее только не называли, а автора уличили в предательстве Евангелие.
Персонажи фрески легко узнаваемы: в центре Дева Мария, судья – Христос, а по мнению некоторых исследователей, лицо Иисуса на фреске принадлежит любимому ученику Микеланджело Томаззо Кавальери.
Картину Микеланджело написал, вдохновившись Библией. То, что роспись разместили над алтарем, сделало ее еще более привлекательной. Считается, что фреска символически завершает эпоху Ренессанса и предвещает переход к Барокко. Микеланджело приступил к работе в 60 лет, после того, как завершил роспись потолка Сикстинской капеллы.
2. Мадонна Дони (1504-1506)
Работу известного скульптора и художника Микеланджело «Мадонну Дони», как и все остальные, забыть невозможно. Она представляет собой круглую картину в диаметре 120 см. Картина наполнена символизмом, исследователи до сих пор гадают, что означают обнаженные мужчины на заднем фоне.
Цветовая гамма отличается от других произведений Микеланджело, но похожа на яркий колорит его росписей Сикстинской капеллы. Автор подчеркивает мускулатуру тела за счет падения света. На переднем плане изображены Христос, Иоанна, Мария и Иосиф.
Работа была выполнена в молодые годы художника, и считается его единственным законченным живописным произведением.
1. Сотворение Евы (1508-1512)
Пока Адам пребывает в глубоком сне, Ева склоняется перед Богом, сложив руки в молитве. Она робка и исполнена благодарности к Творцу. В произведении «Сотворение Евы» мы видим 3 фигуры на фоне унылого пейзажа. Эдемский сад ждет, когда люди начнут размножаться и населять Землю…
Бог на этой картине изображен как мудрый отец, с любовью смотрящий на своих детей. Творение Микеланджело настолько поражает воображение, что на момент создания некоторые даже говорили, что оно создано самим Богом.
«Не мог человек создать такой шедевр», – считали зрители. Тем не менее, это работа Микеланджело, ставшая одной из самых значимых шедевров западноевропейского искусства.
5 картин Микеланджело, которые вы должны знать
Гений Высокого Возрождения и, возможно, первая знаменитость в истории искусства, Микеланджело очаровывал людей на протяжении веков. Самые удачливые из нас даже смогли полюбоваться его работами, украшающими одни из самых грандиозных памятников мира. В то время как скульптур Микеланджело много, гигантское творчество художника включает лишь меньшинство картин, в основном фрески… Однако они естественным образом стали частью массовой культуры! Сегодня Artsper предлагает вам поближе познакомиться с 5 культовыми картинами Микеланджело.
1.
Мучения святого Антония Мучения святого Антония , около 1487 © Художественный музей Кимбелла в развитии карьеры великого мастера. Действительно, это его первая картина, написанная, когда ему было 12 или 13 лет, примерно в 1487 году. В то время молодой Микеланджело практиковался в мастерской Доменико Гирландайо, известного художника флорентийской школы. Легенда гласит, что Микеланджело собирался наблюдать за рыбными прилавками на рынке, чтобы точно передать их цветную чешую на адских существ! Работа, репродукция гравюры немецкого художника Мартина Шонгауэра, принесла ему важную репутацию — она первой попала в американскую коллекцию.2.
Доно Тонди Доно Тонди , 1506-1507Микеланджело нарисовал Доно Тонди (или Дони Мадонна ) всего через несколько лет после завершения двух из его самых известных работ, Pietà и Дэвид . Эта круглая картина была выполнена маслом и темперой , техника , которую также использовал Сандро Боттичелли для Рождение Венеры . Доно Тонди был заказан богатым флорентийцем по имени Аньоло Дони, который купил его по случаю своей женитьбы на Маддалене, которая сама была из знатной тосканской семьи. Эта картина диаметром 120 см имеет поразительную специфику. Во-первых, его круглая форма отсылает к идее совершенства. Затем его радужные цвета. Наконец, его пирамидальная композиция символизирует стабильность, Святую Троицу. Говорят, что преувеличенные позы предметов вдохновили стиль маньеризма, возникший в Италии в 1520-х годах. Картина находится в галерее Уффици с 1635 года и является единственной работой мастера, выставленной во Флоренции.
3.
Сотворение Адама Сотворение Адама , 1508-1512Как можно перечислить самые известные картины Микеланджело, не упомянув Сотворение Адама ? Работа, выполненная по заказу Папы Юлия II, является частью монументальной фрески, разделенной на 9 отдельных панелей и покрывающей весь потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Вдохновленный библейскими сценами из книги Бытие, представленный эпизод, несомненно, является наиболее значительным в серии, о чем свидетельствуют многочисленные дани и репродукции, предметом которых он является. Бог дает жизнь первому человеку, почти коснувшись указательного пальца Адама. Этот образ, безусловно, самый священный в истории западного искусства, символизирует человечество. А пока Микеланджело, скульптор всех скульпторов, долго колебался, прежде чем взяться за проект. Довольно забавно знать, что Сотворение Адама ежегодно восхищает около пяти миллионов человек в Сикстинской капелле!
4.
Страшный суд Страшный суд , 1536-1541Эта фреска является одним из величайших шедевров западного искусства. По заказу Папы Климента VII огромная фреска возвышается над алтарем Сикстинской капеллы. Спустя 25 лет после завершения потолка Микеланджело приступил к реализации фрески. Он закончил ее в возрасте 67 лет. Работа, хотя и исключительная, разделяет. Его критикуют за общую композицию, а также за персонажей с чрезмерно мускулистыми и обнаженными телами. Представленные гениталии были покрыты драпировками маньериста Даниэле да Вольтерра после смерти Микеланджело. Попавшая под цензуру эта единственная в своем роде картина, изображающая драматически напряженную сцену, представляет собой поворотный момент в истории искусства. Действительно, это знаменует собой переход от гуманизма к новой эре.
5.
Распятие Святого Петра Распятие Святого Петра , 1546–1550Последняя фреска Микеланджело, написанная при его жизни, Распятие Святого Петра было заказано Попом e Павел III в 1541 г. Расположенная в капелле Павла Ватиканского дворца, она изображает трагическую сцену, а именно распятие святой воинами Римской империи. В то время преувеличенные размеры этой картины вызвали скандал. Однако эти необычные пропорции были преднамеренными, поэтому, когда наблюдатель на земле смотрел вверх, он видел изображения в правильных размерах. Микеланджело был известен своим эгоизмом. Он якобы изобразил себя в синей чалме в левом верхнем углу картины!
В заключение, мультидисциплинарный художник — легенда истории искусства. Каждая из его работ транскрибирует его желание отвергнуть традицию. На его фресках, настолько точных, что они похожи на скульптуры, персонажи воплощают силу и элегантность. Влияние флорентийского гения просто неоценимо, настолько колоссален его труд. При жизни художник также занимался архитектурой, урбанистикой и поэзией. Он окружил себя самыми прославленными меценатами, чтобы создавать произведения, которые почитаются до сих пор!
6 76329
15 лучших и самых известных картин и произведений искусства Микеланджело с указанием местонахождения
Микеланджело ди Лодовико Буонарроти СимониМикеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони был одним из самых талантливых художников, создавших одних из самых влиятельных деятелей искусства. Даже спустя 450 лет после его смерти он остается самым знаменитым скульптором и художником. Большинство картин Микеланджело и произведения искусства Микеланджело, в частности, изображают человеческое тело в нескольких формах. Его стиль живописи известен своей абсолютной уникальностью по сравнению с картинами, которые другие художники переняли в средневековый период.
Здесь мы рассмотрим некоторые из самых знаковых картин, скульптур и других произведений искусства Микеланджело.
Потолок Сикстинской капеллы
Потолок Сикстинской капеллыКак только вы слышите работы Микеланджело, первая картина, которая сразу приходит на ум, это картина на потолке Сикстинской капеллы. Потолок этой часовни в Ватикане украшен потрясающей фреской картины Микеланджело, куратором которой был Микеланджело. Папа Юлий II заказал эту работу, а Микеланджело разработал ее между 1508 и 1512 годами. Эта картина является наиболее значительным произведением Высокого Возрождения и изображает все девять историй, представленных в Книге Бытия. Изначально Микеланджело не хотел браться за эту работу. Любители искусства высоко оценили результаты тогда, и даже сейчас около пяти миллионов человек стекаются сюда, чтобы увидеть эту чудесную работу.
Картина «Страшный суд», Сикстинская капелла
Картина «Страшный суд», Сикстинская капеллаЕще одним шедевром росписи Микеланджело в Сикстинской капелле является «Страшный суд». На этой картине картина Микеланджело украшает алтарную стену капеллы. Микеланджело написал эту картину примерно через 25 лет после создания художественной фрески на потолке капеллы. Эта захватывающая работа, которую часто называют самым сложным произведением Микеланджело, представляет собой прекрасное изображение окончательного суда над человечеством со стороны Бога. Эта картина Микеланджело изображала наготу, и из-за этого у нее было очень противоречивое прошлое, настолько, что Трентский собор приказал прикрыть те части, которые казались непристойными.
Давид Микеланджело
Давид МикеланджелоДавид Микеланджело, возможно, самая известная скульптура в мире. Микеланджело начал создавать эту скульптуру, когда ему было всего 26 лет, и закончил ее примерно за три года. На нескольких картинах и скульптурах изображен Давид, библейский герой, одержавший победу в битве с Голиафом. Однако только на этой конструкции, выполненной Микеланджело, изображен Давид в настороженном и напряженном положении. В 1504 году на площади Синьории во Флоренции размещалась эта скульптура, однако с 1873 года в Галерее Академии находится эта скульптура Микеланджело.
Микеланджело ВакхВакх
Вакх — одна из самых первых крупномасштабных скульптур, созданных Микеланджело. Микеланджело фокусируется на язычестве в этой скульптуре, а не на христианстве. Эта скульптура изображает пьяного римского бога вина в лежащей позе. Кардинал Раффаэле Риарио первоначально заказал эту фигурку, но позже отказался от нее. Однако в 16 веке сады римского дворца Якопо Галли стали домом для скульптур Бахуса. С 1871 года в Национальном музее Барджелло во Флоренции находится это невероятное сооружение наряду с другими шедеврами Микеланджело, такими как Брут и Давид Аполлон.
Мадонна из Брюгге
Мадонна из БрюггеМадонна из Брюгге — культовая скульптура Микеланджело, единственная скульптура, вывезенная из Италии при жизни художника. В 1514 году бельгийская семья торговцев тканями (Мускрон) приобрела эту скульптуру, а затем подарила ее в Брюгге Onze-Lieve-Vrouwekerk, который в настоящее время является домом для этой скульптуры. До сих пор известно только два отчетных случая выноса этого сооружения из состава церкви. Статуя была убрана во время войны Французской революции, но возвращена в церковь в 1815 году. Во время Второй мировой войны ее снова разграбили нацистские солдаты.
Мучения святого Антония
Микеланджело «Мучения святого Антония»«Мучения святого Антония» — одно из первых произведений искусства Микеланджело, которое он создал, когда ему было всего двенадцать или тринадцать лет. В настоящее время эта картина хранится в Художественном музее Кимбелла в Техасе. Эта картина основана на гравюре, первоначально созданной Мартином Шонгауэром, немецким гравером и художником. Первые биографы Микеланджело, Асканио Кондиви и Джорджио Вазари, цитировали эту картину в своих работах. Это особенно совершенное произведение искусства, получившее огромное признание во всем мире с момента его создания.
Дони Тондо
Дони Тондо МикеланджелоДони Тондо, что означает «Святое семейство», — единственное панно, написанное Микеланджело, сохранившееся за многие годы. Микеланджело создал это панно для Аньоло Дони, одного из самых богатых банкиров Флоренции. Он создал его в память о женитьбе банкира на Маддалене, происходившей из знатной тосканской семьи (Строцци). Микеланджело курировал оригинальную раму этого панно, которое представляет собой прекрасное декоративное деревянное изделие. С 1653 года эта работа художника находится в Галерее дельи Уффици во Флоренции. Радужные оттенки, использованные в этой картине Микеланджело с неестественно позирующими предметами, ранее заложили основу художественного движения маньеристов.
Пьета
Пьета МикеланджелоПьета находится рядом со всемирно известной скульптурой Давида. Это творение Микеланджело, созданное в 15 веке. Это одна из величайших работ художника, и он изначально сделал ее могилой кардинала Жана де Бильера, родом из Франции. На этом вызывающем воспоминания произведении изображена Дева Мария, держащая тело Христа после его распятия. Это была обычная тема надгробного памятника в Италии в эпоху Возрождения. С 18 века базилика Святого Петра служит домом богато украшенной скульптуры. Эта скульптура сильно пострадала за несколько лет. Пьета — одно из немногих произведений искусства, подписанных Микеланджело.
Моисей
Моисей МикеланджелоПапа Юлий II заказал эту скульптуру Микеланджело в качестве надгробного памятника в 1505 году. Однако она была завершена только после его смерти. Эта скульптура художественно выточена из мрамора с парой рогов над головой Моисея. Эта скульптура изображает буквальную интерпретацию Вульгаты, включая как Мятежный раб, так и Умирающий раб. В музее Лувра хранится эта впечатляющая скульптура Микеланджело.
Распятие Святого Петра
Микеланджело «Распятие святого Петра»«Распятие святого Петра» — последняя фреска Микеланджело, написанная при его жизни. Первоначально Папа Павел III заказал эту картину в 1541 году. В настоящее время вы можете найти эту картину в Капелле Паолина в Ватиканском дворце. В отличие от других изображений святого Петра эпохи Возрождения, Микеланджело в этой картине сосредоточил внимание на смерти этого святого. В 2004 году начался пятилетний проект реставрации стоимостью 3,2 миллиона евро. Этот проект привел к открытию интересного факта о том, что Микеланджело изобразил себя на картине в виде фигуры, одетой в голубой тюрбан, в левой верхней части картины.
Картина «Сотворение Адама»
Картина Микеланджело «Сотворение Адама»Это легендарная картина Микеланджело, изображенная как часть огромного шедевра, украшающего интерьеры Сикстинской капеллы. Эта картина является одним из самых новаторских изображений того, как началось сотворение Адама. В отличие от традиционных произведений искусства, на этой картине Бог не изображен царственным, отчужденным и намного выше смертных существ. Художник считал необходимым изобразить Бога сокровенно со смертным человеком.
Картина «Падение человечества и изгнание из рая»
Картина «Падение человечества и изгнание из рая» Микеланджело«Падение человечества и изгнание из рая». Идея этой картины заключается в том, что если люди будут уделять больше внимания своему имуществу, они столкнутся с рядом проблем. Микеланджело прекрасно передает сцену на этой картине, которая уходит своими корнями в Бытие, книгу, которая побуждает последователей идти верным курсом с точки зрения Бога.
Картина «Обращение Савла»
Картина Микеланджело «Обращение Савла»На этой картине Микеланджело изображено знаковое событие из жизни Савла, который был широко известен как «Апостол Павел». Эту потрясающую картину-конверсию художник создал в последние годы своей жизни. К сожалению, она не получила такой же популярности, как другие картины Микеланджело. Возможно, причиной тому послужило умеренное и скромное использование маньеристического подхода в живописи. Тем не менее, это произведение искусства сейчас популярно и находится в капелле Паолина, расположенной в Ватиканском дворце.
Картина «Потоп и Ноев ковчег»
Эта фреска идеально передает символическое наводнение церковного святилища, такого как Ноев ковчег. Микеланджело больше фокусируется на человеческих эмоциях во время стихийного бедствия. На этой картине изображена сцена наводнения, когда многие люди теряются и страдают из-за своей привязанности к материальным вещам. Другая группа людей получает доступ к Ноеву ковчегу и находится в безопасности, поскольку они готовы отказаться от материальных вещей и мирских привязанностей.
Микеланджело «Отложение 9».0006 ДепонированиеЭта скульптура является прекрасным проявлением мастерства и таланта Микеланджело. Он настолько сложен структурно, что даже мельчайшие тонкости детализированы с точностью. Эта скульптура изображает низложение Христа после того, как его сняли после распятия.