Картины соня делоне – -,

Яркие ткани и платья Сони Делоне

Соня Делоне – представительница современного искусства ХХ века. Она ещё при жизни первой среди женщин-художниц удостоилась ретроспективной выставки в Лувре.


Соня Делоне

Соня Делоне — Sonia Delaunay
Соня родилась 14 ноября 1885 в небольшом местечке Градижске на Украине. При рождении она получила имя – Сара, Сара Елиевна Штерн. Большая еврейская семья Штернов была небогатой. И в пятилетнем возрасте девочку удочерил дядя по материнской линии – Генрих Терк. Так Сара стала Соней Терк.


Работа Сони Делоне

Детство Сони проходило в Санкт-Петербурге. Дядя создал ей все условия для образования, она брала уроки рисования, ездила отдыхать в Финляндию, Италию, Швейцарию. Именно тогда в ней обнаружился большой интерес к изобразительному искусству. И в 1903 году дядя отправил восемнадцатилетнюю Соню в Германию, в частную школу.

В школе Людвига Шмидта-Рейте она проучилась всего два года, затем переехала в Париж и поступила в академию де ла Палетт, где изучала гравюру. Постепенно она вошла в круг художественной богемы. Не желая возвращаться в Петербург, Соня вышла замуж за своего друга коллекционера Вильгельма Уде, занимавшегося продажей произведений искусств.


Соня Делоне за работой

Брак по расчёту продлился два года. Затем Соня встретила художника Робера Делоне, и в 1910 году вышла за него замуж. Вскоре появился сын Шарль. Соню и Робера связывали не только романтические, но и интеллектуальные отношения. Соня говорила о своём муже: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет».


Соня Делоне

Первые опыты с текстилем у неё появились в тот момент, когда она решила сшить одеяльце для своего маленького Шарля. Соня соединяла лоскутки разных цветов и пришла к выводу, что это весьма оригинально. Абстрактные узоры на одеяльце оказались её первым опытом в дизайне, она назвала их симультанными контрастами.

В 1913 году появилось её первое симультанное платье. Соня сшила его из разноцветных лоскутков и появилась в нём на вечеринке. С тех пор «симультанные контрасты» стали неотъемлемой частью её творчества и подвигли на занятие дизайном. Она разработала теорию передачи цвета через «симультанность» – ощущение движения, когда контрастные цвета помещаются рядом один с другим.


Работа Сони Делоне
Работа Сони Делоне

Робер Делоне разделял с ней те же взгляды на искусство. Цвет, свет, ритм и симультанность стали основными ведущими принципами их искусства. «Электрические призмы», «Уроки света» созданы в яркой гамме преломлённого солнечного света.

Мир художников, писателей и поэтов, в котором обитала Соня, служил ей источником вдохновения. В это время она работает над иллюстрациями, плакатами, предметами прикладного искусства. Соня создала платье-поэму, где использовала стихи. Слова сочетались с образами, созданными Соней. Это платье она надевала на все вечеринки, выставки, поэтические чтения.


Стиль Сони Делоне

Началась Первая мировая война. Соня с мужем переехала в Мадрид, жизнь под тёплым испанским солнцем продолжалась. Однако после революции в России она лишилась финансовой поддержки дяди из Петербурга. Но к счастью в это время в Испании проходили гастроли дягилевского балета. Сергей Павлович предложил Соне работу в труппе, и с его помощью она обрела успех. Ею были созданы эскизы новых костюмов, которыми в дальнейшем ещё долго пользовались артисты балета.


Платье Сони Делоне

А в 1968 году их увидели на аукционе «Сотбис». Последнее событие вновь всколыхнуло интерес и к Дягилеву и к Соне Делоне. По возвращении в Париж Соня и её муж Робер общаются с Шагалом, Тристаном Тзарой, Маяковским и многими другими поэтами и художниками.

В это время Соня открывает Дом моды Delaunay, участвует в парижской Выставке современного декоративного искусства и художественной промышленности, где представляет свои работы. Эта выставка привлекла огромное внимание, и о работах Делоне заговорили. Модели Сони Делоне легко узнавались на улицах городов, и в 1925-1929 годах стали одним из символов авангардной моды.


Сценический костюм работы Сони Делоне

Текстильные фабрики «Родье» и «Лион» производили ткани с геометрическими узорами по эскизам Делоне. Работы супружеской четы приобретали всё большую популярность, им заказывали оформление витрин и апартаментов, театральные декорации. Соню всё чаще и чаще приглашают в театры и киностудии для создания костюмов.

Соня создавала одежду и аксессуары – от пальто до купальников, особенно принесли ей славу симультанные шарфы. Но все созданные изделия Соней Делоне убеждают в том, что её талант заключался в создание цвета и света – «движения цвета», а не фасонов одежды. Её смелые и яркие геометрические формы и орнаменты оживляли традиционные силуэты.

Соня умела великолепно совмещать и комбинировать цвета. И когда их Дом моды в 1929 году в связи с экономическим кризисом закрылся, по документам стало видно, что именно ткани интересовали посетителей, а не наряды, созданные Делоне. Вклад Сони Делоне в дизайн тканей оказался огромный. В её работах ощущается влияние русского народного искусства, присутствуют мотивы, близкие к ар-деко.


В рисунках Соня редко использовала чётко выраженные линии. В тканях Делоне отображены яркие абстрактные полотна, видно стремление к эффекту самопроизвольного движения рисунка. Яркими тканями интересовались актёры, дизайнеры, архитекторы и их жёны.

После закрытия ателье Соня занимается дизайном тканей под маркой Tissus Delaunay («Ткани Делоне). Особенно плодотворным и длительным оказалось её сотрудничество с универмагом Metz + Co (до конца 1960-х годов), который сначала продавал её готовые ткани, а затем стал самостоятельно изготавливать ткани по эскизам Делоне. Только в течение 30-х годов она создала для универмага более 2000 различных расцветок.


Пальто Сони Делоне
Пальто Сони Делоне

Свою работу, свой успех Соня Делоне обобщила так: « …развиваясь в искусстве, мы несли его и в повседневную жизнь…оно становилось более доступным и понятным благодаря моим тканям. Для меня же самой мои ткани были не чем иным, как упражнением в цвете».

А парижский журнал «Л’Ар вивант» писал в 1925 году: «Эти набивные и вышитые ткани подчинены одному принципу равновесию объёма и цвета. Сильное и глубокое чувство великолепного ритма свойственно композициям мадам Делоне. В них царствуют абстракция,…видоизменяющаяся геометрия, живая и поднятая до высот лёгкостью её вдохновения,…».


Соня Делоне
Соня Делоне

Кипучая деятельность Сони Делоне продолжалась до самого конца её жизни, до 1979 года. За четыре года до своей кончины, Соня Делоне была награждена Орденом Почетного легиона.

Большое собрание ее произведений находится в парижском Национальном музее современного искусства, Центре Помпиду.


Шапочки от Сони Делоне

mylitta.ru

Поэтическая геометрия Сони Делоне — PAILISH — LiveJournal

Соня Делоне — французская художница-абстракционистка еврейского происхождения, которая вместе с мужем Робертом Делоне были создателями орфизма в искусстве (направление, связанное с кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом. Художники пытались передать музыкальный ритм и движения с помощью взаимного проникновения друг в друга основных цветов спектра и пересечения криволинейных поверхностей. Этот термин придумал Аполлинер, а сам Роберт Делоне не совсем понимал это определение и редко им пользовался).
Кроме картин Соня создавала ткани, настенные покрытия и одежду. В дизайне она работала в жанре геометрической абстракции.


Настоящее имя Сони Делоне — Сарра Ильинична (Элиевна) Штерн. Родилась она в 1885 в поселке Градижск Полтавской губернии.
Ее отец был мастером на заводе по изготовлению гвоздей. Когда Сарре было пять лет, ее отправили в Санкт-Петербург в семью дяди по материнской линии. Дядя, Генрих Терк, был преуспевающий адвокат. Жена Генриха Анна хотела удочерить девочку, но ее родители не дали согласия. Позже Сарра, полюбившая своих приемных родителей, взяла себе псевдоним Соня Терк.
Супруги Терк дали девочке хорошее воспитание и образование. Лето они проводили в Финляндии и много путешествовали по Европе. Соня побывала во многих крупнейших музеях Европы.
В 16 лет Соня поступила в одну из самых лучших школ Санкт-Петербурга, где сразу же обратили внимание на ее способности к рисованию
В 18 лет по совету учителя Соню отправили учиться в Академию художеств в Карлсруэ.
До 1905 года Соня училась в Германии, а потом решила переехать в Париж, где, как казалось Соне, ее научат современным веяниям в искусстве.
Приехав в Париж, она поступила в Академию de La Palette. Но там ей тоже не понравилось. Слишком академически там преподавали на ее взгляд. Соня прогуливала занятия и все время проводила в галереях и музеях.
Ее манера того времени находилась под сильным влиянием Ван Гога, Гогена, Анри Руссо и Анри Матисса.
В 1908 году Соня вышла замуж за немецкого владельца художественной галереи Вильгельма Удо.
Это был брак по расчету.
Приемные родители Сони очень любили ее и волновались за ее жизнь в богемном Париже. Они настойчиво звали Соню домой. Соня возвращаться не хотела и решила выйти замуж номинально.
У Вильгельма Удо тоже был свой расчет. Вильгельм был гомосексуалистом и женитьбой пытался завуалировать свою сексуальную ориентацию.
Кроме того Соня через галереи мужа получила возможность войти в круг известных художников и влиятельных людей.

Галереи Удо часто посещала герцогиня Роза Делоне. Иногда она приходила в сопровождении сына Робера Делоне.
В 1909 году Соня и Робер познакомились. У них начались отношения, и они стали любовниками. Через некоторое время они поняли, что хотят быть вместе, и Соне надо развестись.
В 1910 году Соня развелась со своим первым мужем и в этом же году вышла замуж за Робера Делоне. Она взяла фамилию мужа и стала Соней Делоне.
Замуж Соня выходила уже беременной. У пары родился сын Шарль, который позже стал известным джазовым критиком.

Соня и Робер Делоне

У Сони сохранились теплые и дружеские отношения с первым мужем. Вильгельм Удо с удовольствием выставлял картины супругов в своей галерее.
Приемная семья тоже по-прежнему помогала Соне.
Соня и Робер были одной из самых удачливых и счастливых пар в искусстве. Они прекрасно дополняли друг друга.
После женитьбы на Соне друзья Робера стали говорить, что его картины стали ярче и разнообразнее, а сама Соня говорила про Робера так: «В Робере Делоне я нашла поэта, который писал не словами, а цветами».
Незадолго до смерти Соня сказала: «Я прожила три жизни: одну для Робера, одну для моего сына и внуков и самую короткую — для себя. Я не жалею, что уделяла себе меньше всего внимания. У меня на это действительно не было времени».

Картины Робера Делоне (в центре, в нижнем ряду — автопортрет)

Картины Сони Делоне

Но самое интересное в творчестве Сони Делоне — это ее текстильные, дизайнерские работы и сценография.
В 1911 году, когда у Сони родился сын, она сделала ему в кроватку лоскутное одеяло.
— Мне хотелось сделать ему одеяло из моего детства, такое, какие я видела в домах крестьян на моей родине. Когда оно было закончено, мне показалось, что оно выполнено по законам кубизма, и мы начали применять эту идею на других объектах и в картинах», — рассказывала Соня.

Сейчас это одеяло находится в Музее национального современного искусства в Париже

В 1914-1920 годах Соня и Робер провели в Испании и Португалии.
В это время в России случилась Октябрьская революция, все деньги у семьи Терк пропали, и Соня лишилась материальной поддержки.
Нужно было искать другой источник финансирования.
В Испании Соня познакомилась с Дягилевым и оформила для него декорации к спектаклям Клеопатра и Аида.

Справа Любовь Чернышева в костюме Клеопатры работы Сони Делоне

В 1920 году семья Делоне вернулась в Париж, и Соня начала продвигать свои идеи в индустрии моды.
Она шила одежду для своих друзей и частных клиентов и придумала более 50 ярких геометрических рисунков для тканей, которые изготавливались в Лионе.

В 1924 году она открыла свое ателье, у нее появилось много именитых клиентов. В конце концов она стала крупнейшим мастером ар-деко.

Витрина салона Сони Делоне

Платья Сони Делоне были не просто куском ткани, искусно раскроенным и пошитым портными, а картиной, настоящим произведением искусства.
Сонины модели шились из шерстяной ткани, тафты, тюля, байки, шелка.
Занималась она не только модой, но и оформлением стенных панелей, керамикой, создавала мебель и декорации для театральных спектаклей и фильмов, иллюстрацией.

Соня в платье собственного дизайна

Ткани, модели и эскизы Сони Делоне

Мода 1920-х годов от Сони Делоне

Современные модели по мотивам Сони Делоне

Вместе с Робером Соня участвовала в оформлении Парижской Всемирной выставки 1937 года.
Также вдвоём с Робером Делоне организовала парижский салон искусств Реалите Нувель.
Соня Делоне была первой художницей, у которой состоялась персональная выставка в Лувре (1964 год).
В 1975 году ее наградили Орденом Почётного легиона.
Робер Делоне умер от рака в октябре 1941 года.
Соня пережила его более, чем на 30 лет и умерла в своей мастерской в Париже в декабре 1979 года в возрасте 94 лет. Ее похоронили рядом с мужем.


pailish.livejournal.com

Соня Делоне | ArtPark

Родители Сары умерли, когда ей было пять лет, и девочку забрал в свою семью ее дядя, брат матери Генрих Тимофеевич (Гених Товиевич) Терк и его жена Анна Сергеевна (Израилевна) Зак, дочь философа и семитолога Израиля Исааковича Зака. Именно фамилию дяди она взяла себе позже как псевдоним. Имея адвокатскую практику в Санкт-Петербурге, Генрих Терк смог дать Саре прекрасное образование и воспитание, и позже поддерживал ее финансово до самой революции.

Во время школьных каникул девочка путешествовала по Европе, знакомясь с лучшими коллекциями музеев Франции, Германии, Италии. Она побывала в крупнейших европейских музеях. Ее способности к живописи были замечены школьным учителем рисования и черчения. По его совету она в восемнадцатилетнем возрасте отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ. В 1905 году, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе “Мане и его круг”, решила переехать в Париж – центр искусств.

В Париже она поначалу занималась в академии “Ла Палетт”, однако была недовольна академической манерой преподавания. Зато много времени проводила в художественных галереях, студиях, вошла в круг радикальной французской молодежи, завела знакомства с коллекционерами. В то время начинающая художница находилась под влиянием Ван Гога, Гогена, Руссо, фовистов.

В 1908 году Соня Терк вышла замуж за немецкого искусствоведа и галериста Вильгельма Уде. Вероятно, брак был по расчету, причем, с обеих сторон. Начинающей художнице выгодно близкое знакомство с владельцем галереи, да к тому же приемные родители настойчиво звали Соню вернуться в Петербург и заняться «устройством личной жизни», что ее отнюдь не привлекало. Уде, в свою очередь, с помощью этого брака на время развеял слухи о своем гомосексуализме. Пышная свадьба состоялась в Лондоне, но буквально через год Сара оставляет Вильгельма, чтобы связать жизнь с молодым талантливым абстракционистом Робером Делоне, с которым познакомилась в доме мужа.

  Соня и Робер Делоне В 1910 году Соня развелась с первым мужем и вышла замуж за Делоне, от которого уже была беременна сыном, которого назвали Шарль (в будущем выдающийся историк джаза), но добрые  отношения с бывшим супругом сохранялись на протяжении всей жизни. К тому же Уде покупал полотна у Робера и Сони Делоне.
Некоторые исследователи считают, что «Робер сделал Соню» как художника, однако Соня сама очень точно определила роли каждого: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет».
Так родился симультанизм (simul — вместе, одновременно). Родоначальники этого направления — Соня и Робер — заявляли, что это — изображение движения цвета в свете.
Они рисовали концентрические «солнечные круги», наполненные светом, создающие ощущение динамики. Цветовые соотношения, казалось, пульсировали и звучали на их полотнах. Публике симультанистские картины впервые были представлены на Салоне независимых в 1913 году, а в дальнейшем выставляться на многих выставках в Париже, Праге, Берлине, Будапеште, Варшаве, Америке.
Гийом Аполлинер определил этот стиль как «орфизм», проводя аналогии между картинами четы Делоне и завораживающей музыкой древнегреческого Орфея.
Первая Мировая война заставила супругов переселиться из Парижа в Испанию, а позже в Португалию. За время пребывания там (1914-1920) супруги подружились с местными художниками. В Испании Соня Делоне познакомилась с И.Ф. Стравинским, С.П. Дягилевым, В.Ф. Нижинским. Для антрепризы Дягилева создала эскизы костюмов и декораций к балету “Клеопатра” на музыку А.С. Арен­ского (Мадрид, Барселона, 1918). Оформила открытие казино в Мадриде (1919). В Мадриде же не без покровительства Дягилева открылся ее первый собственный Дом моды Casa Sonia.
Имя Сони Делоне неразрывно связано с модой. Началось всё с одеяльца для маленького Шарля в стиле пэчворк, сшитого художницей в 1911 году. Оно и сейчас хранится в парижском Музее современного искусства. А в 1913 году мадам Делоне явилась на богемную вечеринку в собственноручно скроенном платье в «симультном» стиле и произвела фурор. Она же ввела в моду такое явление как «платье-поэма»: на платье помещалось целое стихотворение, причем слова соседствовали с симультанными образами. Поэтические строки, которые художница воспроизвела на модных нарядах, написал знаменитый дадаист Тристан Тцара.
Ее ноу-хау вошли в моду, и в 1924 году на Елисейских полях вместе Ж. Хеймом она открыла «Симультанистский бутик» (вошедший в состав Международной выставки декоративных искусств в Париже). Там демонстрировались модели деловых, вечерних и спортивных платьев из тканей подобного авангардного типа – с крупными и броскими цветовыми узорами, рассчитанными на сочетание с аналогичными декоративными ритмами модных интерьеров. Таким образом она воплотила свою мечту об «изменяющемся и движущемся произведении искусства». Даже на пляже она и ее клиентки носили лишь «искусство».   Соня Делоне-Терк. 
Платье в стиле “симультанизм”,
1913 г.

Сама художница говорила: «Для меня же самой мои ткани были не чем иным, как упражнением в цвете».
В 1923 году вместе с В.С. Бартом и Х. Грановским Соня Делоне осуществила постановку пьесы Тристана Тцара “Воздушное сердце”, организованную литературно-художественной группой “Через” в помощь русским художникам за рубежом.
В 1925 году участвовала в Международной выставке декоративного искусства вместе с Александрой Экстер, Натаном Альтманом, Давидом Штеренбергом. Художница представила широчайший ассортимент изделий — начиная от бивших все рекорды популярности «симультанистских» шарфов и заканчивая коврами и машинами. Ее провозгласили ведущей представительницей ар-деко, соединявшего модерн и авангард. «Равновесие объема и цвета и великолепное чувство ритма», — так по завершении выставки охарактеризовал работы мадам Делоне парижский модный журнал L’Art vivant. А всемирно известный Vogue поместил на обложку ее «оптическое» платье. Намного позже, в январском номере за 1966 год выйдет интервью с художницей, в котором она, вспоминая прошлое, скажет: «Я думаю, что новая живопись началась с нами: наш цвет сделал ее более свободной».
Соня не оставляла и станкового искусства. В 1931 году она стала одним из организаторов салона “Абстракция – Созидание”, а в 1939 – авангардистского салона “Новая реальность”. Внесла большой вклад в послевоенный подъем французского абстракционизма, по-прежнему сохраняя геометрическую ритмику ярких, спектрально дополняющих друг друга цветов. Создавала также эскизы для мозаик и витражей, занималась керамикой, обращалась к книжной графике и текстильному дизайну. По ее эскизам в Германии была издана колода игральных карт с рисунками стиля кубизм (Bielefelder Spielkartenfabrik GmbH, 1965 г.). Вместе со своим мужем участвовала в оформлении Парижской Всемирной выставки 1937 года, для которой создала панно величиной в 235 кв. м.
В 1939 году она основала салон под названием Realites Nouvelles («Новые реальности»), существующий и поныне.
Робер Делоне умер от рака в 1941 году. Несмотря на это, Соня с удвоенной энергией продолжает работать над совместными проектами, стремится увековечить память мужа, публикуя его теоретические труды. Она пишет воспоминания о Робере и своих друзьях – Г. Аполлинере, П. Пикассо, М. Жакобе, Ф. Леже, Ж. Браке, А. Экстер (близкой подруге), В. Кандинском, Н. Альтмане, А. Архипенко и других. Почти на всех выставках абстрактного искусства, буквально заполонивших Европу после войны, Делоне экспонирует свои и мужнины работы.
В 1963 году Соня дарит Франции 117 своих и Робера работ. Через год в Лувре проходит пышная презентация дара, и Соня Делоне становится первой художницей, чья персональная выставка состоялась в этом знаменитейшем музее. Заслуги художницы обретают признание – она становится Кавалером искусств и литературы, а в 1975 году – обладателем высшей награды Франции, ордена Почетного Легиона.
Соня Делоне умерла в Париже 5 декабря 1979 года. Ей было девяносто четыре года.
В 1985 году в Музее современного искусства в Париже состоялась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Сони Делоне. Работы художницы очень высоко оцениваются любителями живописи и коллекционерами – в 2002 году полотно Сони Делоне-Терк “Рынок в Миньо” было продано за 4,5 млн. евро, более чем в пять раз выше каталожной оценки. Картина была куплена русским коллекционером.
Произведения Делоне находятся во многих мировых му­зейных собраниях, в том числе в Музее современного ис­кусст­ва в Париже, ГМИИ им. А.С. Пушкина и других.

Читайте также:
В Одессе открылась документальная выставка «Соня Делоне: в поиске идентичности»

Соня Делоне-Терк. Рынок в Миньо. 1915 г. Соня Делоне-Терк. Спящая юная девушка

artpark.gallery

Соня Делоне, художница из Российской Империи, ставшая гордостью Франции

Во время Первой мировой войны гастроли дягилевской балетной труппы не прекращались. Они проходили и в Мадриде. Там, в Мадриде, Дягилев увидел работы молодой художницы.

На талант, на грядущее бессмертие у Дягилева был нюх. Он моментально предложил Соне Делоне сотрудничать с труппой. Соня не могла не согласиться: она тоже чувствовала, когда появлялся шанс войти в историю. В костюмах по её эскизам труппа представляла «Клеопатру» потом не один год.

Художница, которую потеряла Россия

Костюм к балету

Костюм к балету «Клеопатра»

Это, конечно, была судьба: два выходца из Российской империи столкнулись именно на чужой стороне. Правда, в те годы такие случайности были не редкостью. В десятые-двадцатые годы Европа была полна политически неблагонадёжными лицами, туристами, а потом и беженцами из России. Соня была не тем, не другим и не третьим. Она искала в Европе самореализации и нашла её.

Найти её на родине было не очень просто: в тех городах России, где у художника был самый большой шанс, евреи не приветствовались, а Соня с рождения была Сарой Штерн то ли из Одессы, то ли из Градижска, городка Полтавской губернии (ныне Украина).

Отцом её был вовсе не какой-нибудь деятель искусства, а управляющий на заводе, матерью — обычная домохозяйка.

Костюм к балету

Кроме Сары, у пары было ещё несколько детей мал мала меньше, так что они без особых колебаний отдали пятилетнюю Сару на воспитание родственникам по линии Сариной мамы, Генриху Терку и его жене. По другой версии, к тому моменту Сара уже осиротела.

В любом случае, её дядя имел право жить в Санкт-Петербурге — и жил там, так что перед Сарой, которая для всех стала Соней, открылись замечательные возможности.

Школьный учитель рисования очень советовал развивать даровитую девочку. На бумагу и краски приёмные родители не скупились.

Путешествуя каждое лето по Европе, заходили в музеи, галереи, на выставке, и Соня бесконечно впитывала в себя живопись во всех её цветах. В восемнадцать лет её отправили а выбранную ей Художественную академию Карлсруэ. В двадцать лет захотела поближе к импрессионистам в Париж — и переехала.

Париж, город, где сбываются мечты

Костюм к балету

Академическая манера преподавания Соню Терк расхолаживала. Ей больше нравилось рассматривать на выставках Гогена, Анри Руссо, Ван Гога и фовистов. Её завораживало, как цвет и форма могут играть на картине, даже когда изображение упрощается, упрощается и упрощается. Разве это не чудо?

Личная жизнь Сони тоже была яркой. Сначала она вышла замуж за состоятельного галериста, также еврея, только из Германии, С А уже через год сошлась с художником Робером Делоне, своим ровесником, совершенно совпадающим с ней во всём — и поняла, что может быть только с ним. Скандально быстрый развод и сразу новый брак! И сын Шарль — меньше, чем через девять месяцев после свадьбы, но, несомненно, от Делоне.

С Делоне она познакомилась, конечно, через Уде. В его галерею часто приходила герцогиня Роза Делоне с сыном, подающим надежды молодым живописцем. Надежды в результате Робер подарил не только французскому искусству.

Уде на поворот событий не обиделся. Он, собственно говоря, был скорее гомосексуальные, а женился, чтобы нельзя было сказать точно, что у него просто женщины хорошей не было. Соня была отличной женщиной, и с ней Уде убедился, что совершенно точно это не его. Позже он охотно выставлял работы супругов Делоне, сохраняя к ним неизменную симпатию.

Делоне: не один и не два

Соня и Робер Делоне

Соня и Робер Делоне

Супружеский союз оказался чем-то большим, чем единение сердец. Робер и Соня словно были одно — только разделённое на два тела единое начало. Их мысли, идеи появлялись и продолжались в общении друг с другом. Их занимало одно и то же. Они стремились к одному и тому же.

Оба увлеклись кубизмом и оба сделали его чем-то новым, что позже назовут орфизмом. Движение цвета в свете — вот, что их завораживало, вот, чем они хотели завораживать других.

Удивительно, но среди источников их вдохновения было одеяльце, которое сшила из лоскутков маленькому Шарлю Соня — просто в память о родных местах. Оно было похоже на полотна кубистов.

Делоне поняли, что хотели бы рисовать нечто настолько же поднимающее настроение, как это детское одеяло.

Сейчас оно выставлено в Музее национального современного искусства в Париже.

В Мадрид они уехали из-за Первой мировой. Там оказалось, что всё же они — разное: Соню Дягилев нанял, а к Роберу остался равнодушен. Это их не расцепило, не разъединили, не рассорило. Они, кажется, на очень поверили Дягилевскому видению. Они по‑прежнему оставались одной душой на два тела. На всех вечерах с художниками появлялись вместе, держась за руку. А познакомились они тогда в Испании и Португалии со многими художниками.

Париж, город, в котором всё связано с модой

Ткани и платья Сони Делоне

Ткани и платья Сони Делоне

Создание костюмов для балета заставило Соню взглянуть на возможности живописи и её границы по новому. Вернувшись после войны в Париж, она открыла модное ателье. Теперь холстом для неё стали платья и накидки; её живопись буквально вышла на улицу своими ногами.

Почти моментально Соня стала признанным маэстро ар-деко. И в её время, и много позже — вплоть до наших дней — её творческие находки использовались, и очень активно, в рекламе, прикладном дизайне и сценографике.

Платьями и картинами Делоне не ограничивалась. Керамика, скульптура, книжные иллюстрации, текстильные узоры, мебель и вновь сценические костюмы. Ей как будто хотелось освоить своим цветом-в-свете все поверхности, всё пространства, до которых она могла дотянуться. Она считала цвет кожей мира, находился работу с ним особенно волнующей. Крупные выставки редко обходились без супругов Делоне, где Робер, оставаясь для Сони по‑прежнему её вторым «я», для других стал её тенью, фигурой чуть позади.

Делоне: теперь только одна

Ткани и платья Сони Делоне

Когда Францию оккупировали немецкие войска, Делоне пришлось скрываться в Оверни: и Соня, и Шарль вполне могли оказаться в концлагере далеко за пределами Парижа. Робер был тяжело болен, страдал от рака, и вскоре скончался.

Это лишило Соню сил. Она надолго перестала творить и занималась только наследием своего вдруг пропавшего второго «я». Она скрывалась с сыном по друзьям, переехала из Оверни в Тулузу, пока с окончанием войны не смогла вернуться в свой любимый Париж.

Соня пробовала перейти в христианство, но, изучая Библию, не чувствовала ничего и разочаровалась в идее, сочтя, что рождена быть язычницей.

Она понемногу снова начала работать. Повзрослевший сын старался его поддерживать. Сам Шарль родился не для живописи: его куда больше интересовала музыка. Он стал историком джаза.

Начиная с пятидесятых, Соня стала выставлять новые работы. Своих свежих последователей в мире моды — которых немало увидел мир в шестидесятые — она не всегда одобряла: искусство искусством, а одежда должна быть больше удобной в носке, чем представляющей идеи художника.

Одной из проблем одежды-полотен был, конечно, тот факт, что её часто создавали мужчины, не представляющие, как складывается ежедневная жизнь женщины и рассматривающие женщину как объект, подставку для предмета искусства.

Соня же прекрасно понимала, что будет удобно и неудобно. Она ведь сама была женщиной.

Ткани и платья Сони Делоне

Соня умерла в 94 года, в самом конце семидесятых, успев получить орден Почётного легиона. Как водится, после смерти интерес к ней возрос многократно. Франция и мир осмыслили, что сделала, как изменила искусство и дизайн художница. Теперь многие её работы бережно сохраняются во французских музеях.

История ещё одной признанной при жизни кубистки — Тамара Лемпицка: легенда эпохи джаза, художница-миллионерша.

Читайте также: Тамара Лемпицка: легенда эпохи джаза, художница-миллионерша

www.goodhouse.ru

Что нужно знать о выставке Сони Делоне | Vogue Ukraine

В арт-пространстве Set открылась выставка «Ритм цвета», посвященная Соне Делоне. Помимо Сони, ее участники – украинские художницы Маша Рева, Оксана Левченя, Яся Хоменко и Леся Хоменко, Алена Науменко, архитектор Флориан Юрьев и Ева Толуа. Вместе с художницами и куратором выставки Катей Тейлор vogue.ua разбирался, почему нам важно знать Соню Делоне.

Работа Алены Науменко

Соня Делоне прожила счастливую жизнь и была невероятна успешна. Чтобы рассказать об этом, обращения к ее биографии не избежать. Она родилась в Одессе и провела детство в Украине, но уже в 20 лет (это был 1905 год) переехала в Париж. В Европе художница сделала головокружительную карьеру: оформляла балеты для Сергея Дягилева, руководила собственным модным ателье (в 1925 год иллюстрация с ее платьем появилась на обложке британского Vogue), значительно повлияла на развитие ар-деко; делала иллюстрации для книг, разрабатывала принты для тканей, работала над скульптурой и керамикой.

Соня Делоне

На выставке, которую придумала куратор Катя Тейлор и команда агентства Port.agency, представлены две работы Сони Делоне из коллекции Национального художественного музея Украины, письма и рисунки из частных коллекций (один из самых активных украинских коллекционеров Делоне – Евгений Деменок), плакаты, книги. Партнер выставки – Французский институт в Украине. Его президент Натали Берас говорит: поражена тем, какую исследовательскую работу проделала куратор Катя Тейлор. В первую очередь это касается биографии, которую можно прочесть на плакатах в галерее. Биография художника редко становится отдельным экспонатом выставки и заслуживает такого пристального внимания, но в случае с Делоне это закономерно: в Украине ее не знают.  «Соня Делоне – рок-звезда во Франции, – говорит Катя Тейлор. – Она очень популярна среди коллекционеров, ее архив находится в центре Помпиду, но здесь ее никто не знает. Весной 2019 года мы делали ее выставку в одесской галерее Invogue. Я давала много интервью, тогда меня и поразило, что журналисты говорили: мы никогда не слышали об этой художнице. Так что Соню Делоне нужно открывать Украине».

Катя Тейлор

В биографии Делоне много несостыковок, разобраться с которыми помогает выставка. Самый простой пример – место ее рождения. В английской Википедии значится город Градижск в Полтавской области, в украинской – Одесса. На мой вопрос, где же правда, Катя Тейлор уверенно говорит: Одесса. «У нас не просто версия, у нас историческая правда. Мы видели копии книги раввината, в которой указано, что Сара (настоящее имя Делоне) родилась в 1885 году в Одессе, более того, есть копии свидетельства о рождении, и мы покажем его на выставке».

Эскизы Сони Делоне к балету Дягилева «Клеопатра»

Оттого что Соню Делоне нам еще предстоит открывать, самым интересным на выставке оказывается документальный отдел. Например, переписка Сони с родными: вскоре после переезда в Париж Соня писала письмо в Петербург, к юбилею свадьбы дяди и тети, которые ее воспитывали. Письмо художница иллюстрировала вручную – это уникальный экспонат. В этом декоративном рисунке читается и ее будущее увлечение ар-деко, и любовь к орнаментализму, который Соня, по ее собственному признанию, связывала со своим украинским происхождением.

В левом крыле галереи Катя Тейлор устроила студию «Сила творчества», пригласив к участию художниц Машу Реву, Оксану Левченю, Ясю и Лесю Хоменко, Алену Науменко, Еву Толуа и архитектора Флориана Юрьева. С Соней Делоне у них много общего: художники работают на стыке индустрий – моды и дизайна, искусства и моды, демонстрируя настоящую, не декларативную свободу творчества.

«Мы не хотели давать прямые связки: вот, есть Соня Делоне, которая работала с формой, а есть Маша Рева, которая также работает с формой, или, например, Алена Науменко, – объясняет Катя Тейлор. – В ДНК художников, которые представлены на выставке, есть код авангарда: у кого-то он проявляется больше, у кого-то меньше. Об этом интересно поразмышлять. В рамках студии мы анализируем, как работают современные художники, работают ли они на стыке индустрий, зачем и дает ли это что-то новое их практике».

Работы Маши Ревы

Художница и дизайнер Маша Рева в интервью часто говорит, что ей интересен авангард – отсылки к нему можно увидеть не только в ее живописи, но и в принтах, которые она разрабатывает для одежды. С Делоне Машу в каком-то смысле роднит и многофункциональность: Маша делает керамику, принты, одежду, занимается живописью, оформляет витрины и театральные спектакли. «Когда я училась в Лондоне, я попала на ретроспективу Делоне в Tate Modern. Меня поразила ее многогранность и мультифункциональность, то, как художница собирала разные элементы в одну историю, – рассказывает Маша. – В 1920-х годах Соня делала ткани для небольшой голландской мануфактуры Metz&Co. Работа в коллаборации очень актуальна сегодня – и я, например, сама часто работаю в коллаборации с другими брендами». В рамках выставки о Соне Делоне Маша делает открытую мастерскую художника. Это работы разных лет: здесь и керамическая ваза, покрытая золотом, сделанная Машей в коллаборации со стилистом Надей Шаповал, и живопись, и одежда, и эскизы, перенесенные на полотна размером со стену. С одной стороны, место свободы, с другой – чистое пространство, в котором может появиться все что угодно, стоит художнику только захотеть.

Маша Рева

Размышляя об авангарде, художница Леся Хоменко говорит: «Я постоянно думаю, как быть современным после периода авангарда, после тех бесстрашных вещей, которые делали художники начала ХХ века. Например, отрицая живопись, как Дюшан, и предлагая миру совершенно новые вещи. Я сама живописец  – и мне интересно проследить эту связь». На открытии выставки 14 ноября вместе с сестрой, дизайнером Ясей Хоменко, Леся показала перформанс «День рождения». Главной его героиней стала девушка, которая 14 ноября отмечала день рождения (как и Делоне, кстати): Яся Хоменко пошила для нее белоснежное платье с длинным подолом, превращающимся в праздничный стол. На платье-столе – закуски, салаты, пакеты с подарками и бокалы с вином; весь вечер девушка принимали вполне реальные поздравления и подарки. «Перформанс вырос из моего реального дня рождения, – говорит Леся. – Яся мне пошила платье-скатерть, я позвала гостей и сделала перформанс. Он стал рефлексией о том, что день рождения часто превращается в повинность».

Леся и Яся Хоменко

Самый знаменитый участник этой выставки – легендарный украинский архитектор, композитор, художник, автор «Тарелки» на Лыбедской Флориан Юрьев. Катя Тейлор выбрала для этой выставки две живописные работы Юрьева, посвященные его авторской теории «музыки цвета». Художник раскладывает музыку и поэзию на визуальный ряд.  «Выбрала неслучайно, потому что у Сони был этап, когда она занималась поэзией живописи, и мне понравилась перекличка между исследованиями Флориана и Сони». Художница Алена Науменко создала для выставки интерактивную стену с магнитами, переставляя которые, можно создать свою картину в стиле Сони Делоне.

Работа Алены Науменко

Еще одна участница «студии» Оксана Левченя начинала свою художественную карьеру с живописи, после запустила мастерскую OLK manufactory, где вручную вместе с командой мастеров шьет роскошные ковры, а после продолжила свои исследования в жанре текстильных инсталляций в проекте «Племена». Именно их Оксана представляет в рамках выставки «Ритм цвета» – это две инсталляции из ее проекта «Несуществующие племена», арт-объекты на стыке дизайна, текстиля и искусства, сделанные при помощи метода апсайклинга.

Выставка «Ритм цвета» будет работать до 15 декабря. Ее организаторы – Port.agency, Французский институт в Украине и Посольство Франции в Украине.

Фото: Мария Павлюк

vogue.ua

…Соня Делоне … | Журнал Ярмарки Мастеров

Соня Делоне́ или Терк-Делоне́ (фр. Sonia Delaunay, настоящее имя Сара Ильинична (Элиевна) Штерн, 1885-Одесса, 1979-Париж.

В 1910 году Соня вышла замуж за художника-абстракциониста Робера Делоне (Robert Delaunay).

Вместе супруги разработали новый стиль в искусстве – орфизм. Это абстрактные композиции на основе цветовых концентрических кругов, призванных изображать динамику света, движения и ритма. Сочетания цветов на полотнах создает эффект ритмичной пульсации, музыкальности красок.

………работы Роберта…………………

...Соня Делоне ..., фото № 1

...Соня Делоне ..., фото № 2

...Соня Делоне ..., фото № 3

...Соня Делоне ..., фото № 4

...Соня Делоне ..., фото № 5

...Соня Делоне ..., фото № 6

………………………..

...Соня Делоне ..., фото № 7

...Соня Делоне ..., фото № 8

...Соня Делоне ..., фото № 9

...Соня Делоне ..., фото № 10

...Соня Делоне ..., фото № 11

……………………работы Сони………………..

...Соня Делоне ..., фото № 12

...Соня Делоне ..., фото № 13

...Соня Делоне ..., фото № 14

...Соня Делоне ..., фото № 15

...Соня Делоне ..., фото № 16

...Соня Делоне ..., фото № 17

...Соня Делоне ..., фото № 18

...Соня Делоне ..., фото № 19

...Соня Делоне ..., фото № 20

...Соня Делоне ..., фото № 21

...Соня Делоне ..., фото № 22

...Соня Делоне ..., фото № 23

...Соня Делоне ..., фото № 24

...Соня Делоне ..., фото № 25

...Соня Делоне ..., фото № 26

...Соня Делоне ..., фото № 27

...Соня Делоне ..., фото № 28

...Соня Делоне ..., фото № 29

...Соня Делоне ..., фото № 30

...Соня Делоне ..., фото № 31

...Соня Делоне ..., фото № 32

...Соня Делоне ..., фото № 33

...Соня Делоне ..., фото № 34

...Соня Делоне ..., фото № 35

www.livemaster.ru

В Киеве открывается выставка художница Сони Делоне. Рассказываем, почему она великая

«Ритм цвета»

15 ноября в киевской галерее Set откроется выставка «Ритм цвета», посвященная французской художнице украинского происхождения Соне Делоне. Выставка, организованная куратором Катей Тейлор и ее Port.agency при поддержке Французского института в Украине и посольства Франции, будет состоять из двух частей. В первой части представят уникальные документы: переписку Делоне с близкими, а также винтажные плакаты и книги, а главными ее экспонатами станут 2 графические работы, которые хранятся в Национальном художественном музее Украины.

Вторая часть выставки продемонстрирует работы современных украинских художников, которые наследуют подход Делоне к искусству и работают на пересечении разных направлений и медиа. В проекте примут участие сестры Яся и Леся Хоменко, Маша Рева, Оксана Левченя, Флориан Юрьев и Ева Тулуа.

Сочетая поэзию и живопись, текстиль и театр, дизайн и перформанс, Соня Делоне искала универсальную форму, которая способна показать не статическую, а подвижную ткань искусства.

Результаты работы Делоне с цветом и формой заложены в фундаментальных основах современного искусства. Художница не только заняла одно из ведущих мест в формировании абстрактной живописи, но также стала одной из немногих фигур, влияние которых вышло за пределы узкого поля искусства.

Рассказываем, что нужно знать о Соне Делоне и почему пропускать эту выставку нельзя.

1.

Соня Делоне родилась в еврейской семье Штернов в Одессе в 1885 году. Ее настоящее имя – Сара. Спустя 5 лет ее дядя Генрих Тек, занимающийся юриспруденцией в Петербурге, забрал девочку к себе на воспитание. После этого Соня больше никогда не приезжала в Украину, но в своей автобиографии «Мы дойдем до солнца» вспоминала о влиянии родного края: «Я восхищена чистым цветом. Цвета моего детства, Украины. Воспоминания крестьянских свадеб моей страны, где красные и зеленые платья, украшенные многочисленными бантиками, летали в танце».

2.

В 1903 году Соня отправилась в немецкий город Карлсруэ, где в течение двух сезонов брала уроки рисования в студии художника-натуралиста Людвига Шмид-Ройтте. В одно время с ней учился рисованию и композитор Арнольд Шенберг, представитель музыкального экспрессионизма и основоположник новой венской школы в музыке.

3.

Спустя два года Соня переехала в Париж. Там она посещала академию Ла Палетт, где ее учителями были Амедео Озанфан (один из главных представителей пуризма) и Андре де Сегонзак (живописец и график, представитель реалистической живописи). Соня писала натюрморты, интерьеры парижских кафе и портреты. В 1908 году она впервые показала свои работы на выставке в парижской галерее Notre-Dame-des-Champs.

4.

Первым мужем Сони стал писатель и коллекционер Вильгельм Уде. Именно он впервые открыл широкой публике основателей кубизма Пабло Пикассо и Жоржа Брака, примитивиста Анри Руссо и других художников. Брак с Уде был фиктивным – он стал вынужденной мерой, чтобы Соня могла остаться в Париже. Но благодаря Вильгельму девушка встретила молодого художника Робера Делоне. Он и стал ее вторым мужем. Вместе они придумали симультанизм – направление абстрактного искусства, базировавшееся на сочетании цветовых ритмов. В 1912 году Робер выпустил манифест симультанизма – «О свете». Другое название симультанизма – орфизм (по имени древнегреческого бога Орфея), его придумал поэт Гийом Аполлинер.

5.

В 1917 году, после Октябрьского революции денежная поддержка от дяди и тети прекратилась, и Соня полностью посвятила себя дизайну. Она открыла в Мадриде бутик Casa Soniа, где предлагала симультанные предметы интерьера и аксессуары. В 1919 она выставила свои декоративные работы в Бильбао на выставке l’Associacion de Artistas Vascos рядом с симультанными полотнами Робера Делоне. Эксперименты Сони оценил хореограф Сергей Дягилев – по его просьбе художница создала костюмы к балету «Клеопатра», премьера которого состоялась в 1918 году в Лондоне. Позже, уже после возвращения в Париж, художница занималась декорациями к постановкам «Воздушное сердце» и «Вечер колючего сердца» дадаиста Тристана Тцара.

В Киеве открывается выставка художницы Сони Делоне. Рассказываем, почему она великая (фото 1)В Киеве открывается выставка художницы Сони Делоне. Рассказываем, почему она великая (фото 1)

6.

На этом увлечение Делоне дизайном одежды не закончилось. Она открыла собственную мастерскую по печати на ткани, где изготавливался текстиль с уникальными симультанными принтами. Делоне была у истоков абстрактной геометрической орнаментации в текстиле и в значительной мере повлияла на ее распространение и развитие. В Париже Соня открыла бутик вместе с кутюрье Жаком Эймом и работала над костюмами для фильмов «Маленький парижанин» и «Головокружение». В 1930-е они с Робером создавали проекты неоновой рекламы для публичных пространств.

7.

После смерти мужа Соня активно занималась популяризацией его наследия и продвижением идей симультанизма. Вместе с тем она не покидала работы с театральными постановками. В 1968 году, несмотря на возраст, она создала декорации и костюмы для выступлений под музыку Игоря Стравинского.

8.

Две картины Сони Делоне приобрел президент Франции Жорж Помпиду: одну для Елисейского дворца, а вторую – в подарок президенту США Ричарду Никсону.

9.

Соня Делоне подарила Франции 117 работ, своих собственных и Робера. Их представили в Лувре в 1964 году. Это была первая прижизненная выставка женщины-художницы в Лувре, одном из самых важных музеев мира.

Посмотреть выставку «Ритм цвета» можно будет до 15 декабря.

 

Смотрите также: Заработал архив украинского альтернативного искусства. Смотрите, что там.

www.buro247.ua