La Nouvelle Vague: на гребне французского кино :: Книжная коллекция :: Библиотека иностранной литературы
La Nouvelle Vague: на гребне французского кино
Библиотека рекомендует/ 22 июля 2022 / 100 книг в коллекции
#6
F33412F0-A8D2-469 °C-8C87-255051BB9770_4_5005_c.jpeg
До того, как мы захотели снимать, мы хотели увидеть. В этом уникальность «новой волны». Границ не существует. Люди сами их придумывают, а значит, их можно разрушить. В этом смысле «новая волна» была достаточно уникальна, этим она отличалась от остальных групп и школ.
Жан-Люк Годар (р. 1930) — франко-швейцарский режиссёр, критик, актёр, сценарист, монтажёр и продюсер. Один из основоположников французской «новой волны».
#3
Годар, Трюффо, Ромер, Шаброль, Рене, Варда… Этим и многим другим режиссёрам было суждено стать представителями не просто нового направления во французском кинематографе, но принципиально иного образа жизни и взгляда на аудиовизуальное искусство. Представляем вашему вниманию книжную подборку, посвящённую творчеству режиссёров и актёров французской «новой волны»!
«Новая волна», или Nouvelle Vague, — направление кинематографа Франции конца 50-х и 60-х годов двадцатого столетия. Молодые режиссёры этого времени, часто отрекаясь от коммерческого успеха своих лент, стремятся к эксперименту, создают уникальный киноязык, разбивают стереотипы о фабуле повествования, находятся в постоянном поиске новых форм и радикальных приёмов, оспаривают прежние взгляды на киноискусство.
В подборке собраны биографии и автобиографии кинодеятелей этого периода (в том числе тех, чья принадлежность «новой волне» считается спорной, но чьи картины не менее революционны и дерзки), воспоминания их современников, статьи французского журнала о кино Cahiers du cinéma, монографии, критические заметки, сценарии фильмов, альбомы. Издания представлены на французском, английском, немецком, итальянском и русском языках и доступны для заказа через каталог сайта Библиотеки иностранной литературы.
Приятного КиноПогружения!
#5
Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг в фильме Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» (фр. À bout de souffle, 1960)
Юный Жан-Пьер Лео в роли Антуана Дуанеля в фильме Франсуа Трюффо «400 ударов» (фр. Les Quatre Cents Coups, 1959)
Кадр из фильма Алена Рене «Хиросима, любовь моя» (фр. Hiroshima mon amour, 1959)
Французский фотограф и режиссёр Аньес Варда за работой
Кадр из фильма Жан-Люка Годара «Банда аутсайдеров» (фр. Bande à part, 1964)
Клод Шаброль и Жан-Люк Годар в перерыве между съёмками
#7
Подборку подготовила Валерия Наумкина, ведущий библиотекарь Культурного центра «Франкотека»
1005
André Bazin
Le cinéma français de la Libération à la Nouvelle Vague (1945-1958)
Antoine de Baecque
Petite anthologie des Cahiers du cinéma
Freddy Buache
Le Cinéma français des années 60
Rene Prédal, Michel Marie
50 ans de cinéma français (1945–1995)
Peter Kubelka
Une Histoire du cinéma
Le Cinéma français
Philippe D’Hugues
Almanach du cinéma
Vincent Pinel
Écoles, genres et mouvements au cinéma
Thierry Jousse
Pendant les travaux, le cinéma reste ouvert
Jean Giono
Œuvres cinématographiques
David Kessler
Images de cinéma
Émile Breton
Femmes d’images
François Vallet
L’Image de l’enfant au cinéma
Youssef Ishaghpour
Cinéma contemporain de ce côté du miroir
Gaston Haustrate
Le Guide du cinéma
Guégan, Stéphane Jeancolas, Jean-Pierre Pinel, Vincent Georgel, Chantal
L’ABCdaire du cinéma français
Claude Beylie
Les Maîtres du cinéma français
François Chalais
Cent portraits sans retouche
Filippo Ascione, Lino D’Alessio, Nino Giammarino
Da Godard a Kurosawa: Sedici anni d’incontri internazionali del cinema di Sorrento
James Monaco
The new wave: Truffaut, Godard, Chabrol, Rohmer, Rivette
Jean Collet
Jean-Luc Godard : Extraits de films. Documents. Panorama critique. Témoignages. Filmographie. Bibliographie. Documents iconographiques
Alain Bergala
Godard au travail
Jean-Luc Godard
Jean-Luc Godard par Jean-Luc Godard : Articles, essais, entretiens
Michel Estève, Barthélemy Amengual
Jean-Luc Godard au-delá du récit
Maurice Achard
Vous avez dit Godard ? ou « J’m’appelle pas Godard »
Michel Vianey
En attendant Godard
Jan Baetens
Vivre sa vie : Une novellisation en vers du film de Jean-Luc Godard
Jean-Luc Godard
Pierrot le fou. A film by Jean-Luc Godard
Daniel Morgan
Late Godard and the possibilities of cinema
John Francis Kreidl
Jean-Luc Godard
Marie Cardinal
Cet été-là : Suivi en annexe du scénario de Jean-Luc Godard « Deux ou trois choses que je sais d’elle »
Jean-Luc Godard
Godard/Kritiker: Ausgewählte Kritiken und Aufsätze über Film (1950-1970)
Jean-luc Godard, Alain Bergala
Les Années Cahiers
Jean-luc Godard
Les Années Karina
М. Б. Ямпольский
Жан-Люк Годар. Страсть: между чёрным и белым
В.В. Виноградов
Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или «Мертвецы в отпуске»
Colin MacCabe
Godard: images, sounds, politics
Annette Insdorf
François Truffaut : Le cinéma est-il magique ?
Serge Daney, Jean Narboni, Serge Toubiana
François Truffaut
Dominique Fanne
L’univers de François Truffaut
François Truffaut
Le plaisir des yeux
François Truffaut
Les films de ma vie
François Truffaut
Jules et Jim
François Truffaut, Suzanne Schiffman
Le dernier métro
François Truffaut
Truffaut by Truffaut
C.G. Crisp
François Truffaut
Graham Petrie
The cinema of François Truffaut
François Truffaut, Gilles Jacob, Claude de Givray, Gilbert Adair
Letters
Anne Gillain
François Truffaut
Don Allen
François Truffaut
François Truffaut
Hitchcock
Willi Winkler
Die Filme von François Truffaut
Франсуа Трюффо
Трюффо о Трюффо: Фильмы моей жизни. Статьи, интервью, сценарии
Франсуа Трюффо
Статьи. Все фильмы. Отрывки из сценариев
Suzanne Liandrat-Guigues, Jean-Louis Leutrat
Alain Resnais : Liaisons secrets, accords vagabonds
Roy Armes
The cinema of Alain Resnais
Gaston Bounoure
Alain Resnais
James Monaco
Alain Resnais: The Rôle of Imagination
John Ward
Alain Resnais, or the Theme of Time
Robert Benayoun
Alain Resnais arpenteur de l’imaginaire
Hrsg. von Fred Gehler
Regiestuhle. Zoltan Fabri, Akira Kurosawa, Andrzej Munk, Alain Resnais, Michail Romm. Francesco Rosi, Konrad Wolf
Guy Braucourt
Claude Chabrol : Points de vue critiques. Témoignages. Filmographie. Bibliogr. 65 doc. iconographiques
Claude Chabrol, Michel Pascal
Par lui-même et par les siens
Christian Blanchet
Claude Chabrol
Éric Rohmer
Le Goût de la beauté
Pascal Bonitzer
Éric Rohmer
Паскаль Боницер
Материалы к ретроспективе фильмов (апрель-май, 1997)
Patrice Guillamaud
Le charme et la sublimation. Essai sur le désir et la renonciation dans l’œuvre d’Éric Rohmer
Éric Rohmer
Triple agent. Scénario d’Éric Rohmer
Hélène Frappat
Jacques Rivette, secret compris
Enno Patalas
Spectaculum. Texte moderner Filme 2: Antonioni — Buñuel — Kurosawa — Robbe Grillet — Varda — Zavattini
Henri Chapier
Louis Malle: Extraits de découpages. Panorama critique. Témoignages. Filmogr. Bibliogr. Documents iconographiques
Louis Malle
Le Souffle au cœur
Louis Malle
Lacombe Lucien
Maurice Frydland
Roger Vadim: Extraits de découpage. Panorama critique. Témoignages. Filmographie. Bibliographie. Documents iconographiques
Roger Vadim
Memoirs of the Devil
Claude Lelouch
Ma vie pour un film
Claude Lelouch
La bonne année
Claude Lelouch
A man and a woman
Клод Лелуш
Баловень судьбы
Michel Boujut
Stars : Les incontournables
Gilles Durieux
Belmondo
Giuseppe Turroni
Jean-Paul Belmondo: Profilo critico. Recitazione. Filmografia completa
А.В. Брагинский
Жан-Поль Бельмондо. В кино и в жизни
Michel Laclos
Jeanne Moreau
Jean-Claude Moireau
Jeanne Moreau
Jean-Claude Moireau
Jeanne Moreau
Alexandre Fache
Catherine Deneuve. Une biographie
Catherine Deneuve
In meinem Schatten
А.С. Плахов
Катрин Денев: 9 сюжетов из жизни актрисы
А.С. Плахов
Катрин Денев. От «шербургских зонтиков» до «8 женщин»
Роже Вадим
От звезды к звезде: Брижит Бардо, Катрин Денев, Джейн Фонда…
Brigitte Bardot
Джеффри Робинсон
Брижит Бардо: Две жизни
Брижит Бардо
Инициалы Б.Б.
В.Ю. Дмитриев, В.И. Михалкович
Анатомия мифа: Брижит Бардо
Актёры зарубежного кино. Выпуск 3
Жан-Лу Пассек
Словарь французского кино
5 лучших фильмов французской «новой волны»
25.01.2020
Автор: Анна Михайлова
Французская «новая волна» до сих пор остается одной из самых значимых эпох в истории кино. Несмотря на то, что прошло уже больше полувека с момента выхода фильмов, они до сих пор не потеряли своей актуальности и остроты.
Это было довольно масштабное явление. Оно объединило огромное количество режиссеров, актеров и сценаристов, которые будучи не знакомы друг с другом, сумели сформировать нечто общее: новое видение кинематографа, новую концепцию и нового героя. Сюжеты фильмов и поднятые в них вопросы остались насущными даже в наше, казалось бы, совсем иное время: поиск себя, борьба с устаревшими социальными установками, построение отношений и проблема выбора.
Стреляйте в пианиста (1960)
Яркой особенностью этой картины является судьба главного героя, пианиста Эдварда Сироняна, которого играет Шарль Азнавур, известный многим, как певец и композитор французской эстрады. Он пытается забыть свое прошлое, прячется под псевдонимом и ведет обыденную жизнь, играя на пианино в небольшом заведении. Но все меняется после того, как он влюбляется в официантку Лену и в кафе приходит его брат, преследуемый двумя гангстерами.
Женщина есть женщина (1961)
Одна из работ Жана-Люка Годара, где главную роль исполняет чудесная Анна Карина. И она, как никто другой, олицетворяет эпоху «новой волны». В этом фильме Карина играет танцовщицу Анжелу, которая очень хочет ребенка от своего мужа Эмиля. Но тот разными способами пытается отказаться от этой «затеи» и знакомит её со своим другом Альфредом (которого играет Жан-Поль Бельмондо), надеясь, что тот сумеет удовлетворить её желание. Однако, Эмиль, сам того не подозревая, не может отпустить сложившуюся ситуацию.
Жить своей жизнью (1962)
Еще один фильм Жана-Люка Годара с Анной Кариной в главной роли. Данную картину нельзя просто назвать кинолентой. Она подобна произведению искусства.
«Жить своей жизнью» разделен на 12 частей: каждая часть картины происходит в определенном месте в определенное время. Но всё, конечно же, взаимосвязано. Сама история повествует об одной провинциальной девушке, которая приехала покорять Париж. Но все пошло не так, как она хотела.
Интересный факт о фильме: сценарий умещался на одной странице, где была зафиксирована лишь последовательность эпизодов. Самого текста как такового не было, и актеры говорили то, что соответствовало ситуации.
Клео от 5 до 7 (1962)
Фильм Аньес Варда расскажет о начинающей, но уже довольно успешной певице Флоранс, в жизни которой не всё так гладко. Она крайне обеспокоена своим здоровьем и ожидает результата медицинского теста. Нетерпение приводит её к гадалке, которая показывает на картах Таро приближающуюся для Флоранс смерть. Охваченная беспокойством и дурным предчувствиями, она выбегает на улицу. Это привычное путешествие по улицам Парижа поможет ей абсолютно по-новому взглянуть на свою жизнь!
Мужчина и женщина (1966)
События фильма разворачиваются на атлантическом побережье Франции, где совершенно случайно встречаются он и она. У каждого — своё непростое, даже трагическое прошлое, которое не отпускает, с которым не получается расстаться. Но, тем не менее, герои пытаются начать совместную жизнь с чистого листа. Картина наполнена атмосферными кадрами, незабываемыми пейзажами Довиля, и пронизана прекраснейшей, нежнейшей музыкой.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Новая волна — французский и франкоязычный фильм: руководство по исследованиям
Эйфелева башня, Париж, Франция. 1936 или 1937. Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса.
После Второй мировой войны французское кино много лет страдало от опустошения: обескровливание талантов, когда режиссеры, актеры и работники киноиндустрии бежали из парижских киностудий; обескровливание киноиндустрии из-за нехватки материалов и оборудования; и кровотечение творчества, поскольку ранее контролируемый нацистами французский киномир избавлялся от цензурных ограничений только для того, чтобы наложить их в отношении растущего движения за независимость в Алжире, который все еще оставался французским.0003 отдел тогда.
По сути, насилие Второй мировой войны разрушило не только жизни, политические порядки, землю и финансовые системы, но и перевернуло с ног на голову нормы, по которым действовало новое поколение. На фоне стольких социальных потрясений развивалось кино Новой волны.
На самом деле, как утверждает Ричард Дж. Нойпер, «очень французский фильм в определенной степени соотносится с Новой волной» (xxviii, A History of the French New Wave Cinema , 2002).
Бэби-бум означал, что французское население вскоре станет меньше молодых, придав этой демографической группе большую политическую, социальную и потребительскую власть. Французская Четвертая республика возникла и пала, а Пятая республика во главе с Шарлем де Голлем пришла к власти. Рабочие из Бельгии, Португалии, Италии и других стран Европы присоединились к рабочим из французских колоний, территорий и департаментов (таких как Алжир, Сенегал и Мартиника) для работы в сельском хозяйстве, строительстве, горнодобывающей промышленности, производстве и других секторах.
Эта трудовая миграция изменила демографический состав все более крупных городских районов, особенно в Париже и Марселе, где появились крупные жилые комплексы, называемые HLM (9).0003 жилье à loyer modéré / жилье с низкой арендной платой) превратились в центральные элементы новых пригородов, названных banlieues , которые позже будут занимать центральное место в фильме Бера.Окончание Второй мировой войны также спровоцировало колониальные движения за независимость по всему миру.
Война Алжира за независимость навсегда изменила Францию. Резня в алжирских городах Сетиф и Гельма в 1945 году, возможно, спровоцировала войну за независимость Алжира (1954-1962) и, в конечном итоге, эмиграцию во Францию pieds noirs /черноногие европейские поселенцы и harkis , алжирцы, воевавшие на стороне Франции во время Второй мировой войны. Тем временем североафриканцы в метрополии Франции часто сталкивались с расизмом. Ясмина Ади документирует один из худших эпизодов в своем фильме
Другие движения за независимость с разным уровнем сопротивления и насилия происходили в Индокитае/Вьетнаме, Мадагаскаре, Камеруне, Марокко, Французском Сомалиленде/Джибути, Маврикии, Дагомее/Бенине и во многих других районах, ранее находившихся под властью Франции.
Бельгийское Конго/Демократическая Республика Конго (или Конго-Киншаса), Руанда и Бурунди также получили независимость от Бельгии.
В Северной Америке в канадской провинции Квебек произошли существенные изменения в правительстве и экономике во время Тихой революции 1960-х годов. Это движение отражало не только вызвавшие его социально-экономические проблемы, но и растущее чувство национализма в преимущественно франкоязычной провинции. (В одном из наиболее памятных эпизодов той эпохи президент де Голль во время визита в Монреаль воскликнул: « Да здравствует Квебек! /Да здравствует свободный Квебек!» во время речи, как бы узаконивающей сепаратистские действия, иногда переходящие в терроризм. ) и критики, такие как Симона де Бовуар, Жак Деррида, Франсуаза Саган, Ассия Джебар, Леопольд Седар Сенгор, Мохамед Диб, Ролан Барт, Эме Сезер, Жан-Поль Сартр, Ален Роб-Грийе и Маргерит Дюрас, и это лишь некоторые из них. бросил вызов представлению о том, как выглядел и звучал франкоязычный литературный и научный канон.0005
Мир кино откликнулся на эти социально-политические и экономические преобразования.
В 1951 году Андре Базен, Жак Дониоль-Валькроз и Жозеф-Мари Ло Дука впервые опубликовали краеугольный франкоязычный киножурнал Cahiers du cinéma/ Notebooks of Cinema, который стал пробным камнем для кинокритики, обзоров и новостей, особенно во франкоязычном мире Журнал публиковал дебаты о фильмах, которые иногда становились спорными, ярким примером является фильм Франсуа Трюффо «19 лет».54 эссе «Определенная тенденция французского кино». В нем Трюффо подверг критике то, что он считал недостатком жизненной энергии и неподатливостью французского киномира, который цеплялся за устаревшие ценности, которые не пускали молодых режиссеров в киноиндустрию и удерживали французское кино в рамках la tradition de qualité / the традиция качества или cinéma de papa / папино кино, пережиток Второй мировой войны и ценности того поколения.
Он утверждал, что директор действовал как виртуальный автор /автор фильма, и что фильм должен быть самобытным, чтобы отражать личное мировосприятие режиссера.Термин « nouvelle неопределенно » (новая волна) впервые появился в 1957 году в статье Франсуазы Жиру, журналистки журнала L’Express , и стал описывать стиль кино, характеризующийся экспериментальными методами повествования и особой эстетикой. это в основном связано с бюджетными ограничениями и / или своеобразным стилем режиссеров.
Тенденция к стилизации и индивидуализму с упором на выдающееся положение режиссерского видения — отличительная черта кинематографа «Новой волны». Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Жан-Пьер Мельвиль и Луи Маль — некоторые из режиссеров, наиболее тесно связанных с движением.
Эти и другие режиссеры преодолели ограничения, связанные с ограниченным бюджетом, приняв творческие решения, которые позволили им обойти большие студийные системы: естественное освещение, съемка с использованием легкого оборудования (например, 35-мм камеры), съемка на месте (например, съемка на улице).
Параллельное движение режиссеров, в основном из документального мира, в тот же период разработало альтернативный подход к кинопроизводству. Среди директоров Левого берега (названных в честь берега Сены в Париже, где они работали) были Аньес Варда, Крис Маркер, Жак Деми и Ален Рене и другие. Эта группа не была столь последовательной, как их сверстники из Новой волны, и их фильмы имели тенденцию быть более откровенно политическими (например, Les Statues meurent aussi / Статуи умирают также ;[1953, реж. Крис Маркер, Гислен Клоке и Ален Рене]).
Вышеупомянутые политические и социально-экономические кризисы вызвали споры в Cahiers du cinéma и нашли отражение в таких фильмах, как Мошенническая смерть / Беглец в Сайгоне (1957, реж. Марсель Камю), Patrouille de choc3 /
4 / Shock Patrol (1957, реж. Клод-Бернар Обер), Muriel, ou le temps d’un retour / Мюриэль (1963, реж. Рене), Le Petit Soldat / Маленький солдат (снят в 1960 году, но не выходил на экраны до 1963 года, реж. Годар), La Bataille d’Alger / Битва Алжира (1966, реж. Джилло Понтекорво), L’armée des ombres / Army of Shadows (1969, реж. Мелвиль), La Noire de… / Black Girl (1969, реж. , Sembène Ousmane), и Z (1969, реж. Коста-Гаврас), например.
Реакция французского киномира в последующие десятилетия, Cinéma du Look, будет гладкой, яркой и циничной – всем, против чего выступала Новая волна.
В приведенной ниже библиографии перечислены фильмы и ресурсы, посвященные эпохе Новой волны во Франции.
Предлагаемые названия ссылаются на более полную библиографическую информацию в онлайн-каталоге Библиотеки Конгресса. Ссылки на дополнительный онлайн-контент включаются, когда они доступны.
Новая волна | Французский фильм в стиле
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и многое другое. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.