Коко шанель фото в молодости и в старости: Коко Шанель в молодости и старости (Фото)

Коко Шанель: история жизни Мадемуазель

В 1913 году в Довилле Габриэль Шанель открыла магазин под брендом Chanel.

Теги:

Коко Шанель

Парфюм

Верхняя одежда

Короткие стрижки

История моды

Эта дата не могла пройти незамеченной: в этом году выходят несколько биографий Коко Шанель, в том числе в комиксах, Карл Лагерфельд представил публике свой короткометражный фильм о Коко, а сумки Chanel Boy по-прежнему находятся на пике популярности у it-girls. Мы сегодня решили рассказать тебе о жизни великой Габриэль Шанель, реформатора женского гардероба, и показать несколько архивных фотографий.

Детство и юность Коко Шанель

Item 1 of 7

1 / 7

Неприветливые стены приюта не сломили Шанель и не превратили еев сентиментальную мечтательницу. «Если ты рожден без крыльев, не мешай им расти», — произнесла однажды Габриэль уже в статусе мадемуазель Коко. В 18 лет она покинула монастырь. решив раз и навсегда вырваться из нищеты. Навыки рукоделия, полученные в приюте, помогли Шанель сделать первый шаг на пути к успеху: она стала швеей в магазине готового платья в городке Мулене. Работа приносила ей небольшой доход, появились частные заказы, однако Шанель хотелось шика и блеска. Она начала выступать в местном кафе, исполняя перед публикой непритязательные песенки: Qui qu`a vu Coco и Ко Ко Ri Kо. С тех пор имя Габриэль забыли: все стали называть Шанель просто Коко. Будем честны: Коко Шанель была неважной артисткой и исполнительницей, о карьере певицы или актрисы глупо было и мечтать! Но обаятельную брюнетку заметили нужные мужчины, а ведь именно этого она и добивалась. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мужчина – короткий путь к успеху

«Раскручивать» свое дело Шанель решила смостоятельно. Маленькие круглые шляпки Шанель во время ее прогулок и выходов в свет привлекали внимание изяществом и полным отсутствием украшений. Так пришел первый успех — и новое чувство: Коко сблизилась с приятелем Этьена английским плейбоем Артуром Кейпелом, которому суждено было стать самой большой и, пожалуй, единственной любовью в жизни великой мадемуазель. Артур ввел Коко в свой круг, познакомил ее с банкирами, политиками, финансистами. Советы, связи и деньги Кейпела помогли Шанель открыть первый бутик в Париже, на улице Шамбон, а чуть позднее и первый филиал своего магазина в Довилле, который в 1919 году вырос до полноценного модного Дома, а ценники на платьях достигали 3 тысяч франков. Коко получила то, о чем мечтала — славу и роскошную жизнь. Платой за успех стала трагическая жертва личной жизнью. И Этьен, и Артур любили Шанель, но женились на аристократках. Брак Артура Кейпела не был удачен, и он вновь и вновь возвращался к Шанель, но… 22 декабря 1919 года Артур разбился на машине. Шанель вновь осталась одна и, чтобы заглушить боль потери, с головой ушла в работу.

Бессмертный стиль

Шанель обвиняли в том, что она «ограбила» сильный пол и перекроила мужской английский классический стиль для женщин. Взамен рюшей, оборок, бантов, корсетов и платьев с турнюрами Коко предложила сорочки и галстуки, брюки, пиджаки, жакеты, вязаные пуловеры, кожаные жокейские куртки. Кроме того, Шанель осмелилась «вывести в свет» бижутерию, короткие стрижки и загар. Кульминацией стиля от Шанель стало маленькое черное платье, созданное в 1926 году. Это был наряд родом из детства Шанель: воспитанницы приюта, где она росла, носили черные платья с маленьким белым воротничком.  Безупречные пропорции, аскетичная простота кроя, изысканность ткани, сдержанная цветовая гамма — Коко превратила цвет траура и бедности в символ элегантности и вкуса.

«Мода выходит из моды, — говорила Коко, — стиль — никогда»

Великая мадемуазель и любовница

Дмитрий Романов позже женился на богатой американке, однако эта связь принесла Шанель знаменитое детище, которое обернулось миллионными доходами. Дмитрий устроил Коко, встречу с парфюмером, французом русского происхождения Эрнестом Бо. Бо, по замыслу Шанель, создал смешанный цветочный аромат, чего никто еще не делал. Из нескольких вариантов будущих духов заказчица выбрала аромат под номером пять. Символично, что эту цифру Коко считала для себя счастливой и новые коллекции показывала публике только пятого числа. Так родился легендарный парфюм Chanel № 5.

Шанель исполнилось сорок два, когда в ее жизни появился новый поклонник-аристократ. Герцог Вестминстерский был экстравагантен и баснословно богат. Он сходил с ума от Шанель, но на предложение руки и сердца Коко ответила отказом: «Герцогинь много, а Коко Шанель одна!» Она не захотела жертвовать Домом моды ради титула и замужества и осталась великой мадемуазель.

Но самый таинственный роман Коко — это ее отношения с Вальтером Шелленбергом, главой разведки СС. Шанель вызвалась стать посредницей в переговорах немцев о мире с союзниками, но операция «Модная шляпка» провалилась. После освобождения Франции Коко выслали из страны за сотрудничество с оккупантами, и любовники уехали в Швейцарию. Шанель заботилась о Шелленберге до его смерти в 1952 году.

Дисциплина как эликсир молодости

После напряженной работы Коко позволяла себе периоды полного безделья в загородном доме, наслаждаясь свежим воздухом, свободой и одиночеством. Шанель с удовольствием рыбачила, разводила цветы, заботилась об окрестных собаках, ездила верхом. Кстати, мадемуазель была «жаворонком» и сстрого следила за распорядком дня, отводя на сон не менее семи-восьми часов: «После бессонной ночи не создашь ничего путного днем. Отправляться спать после полуночи — значит не щадить самих себя. Лично меня после двенадцати часов вообще ничего не интересует. Пощадите себя ради самих себя. Щадите свои уши, щадите свои глаза, щадите свои мысли. Что вы слышали такого после полуночи, что вы считали бы ценнее собственного сна? Это всего лишь то, что вы так или иначе слышали, и к тому же раз сто…».  Коко считала алкоголь и излишества в еде врагами красоты. До самой старости она сохраняла девичью стройность, предпочитая рацион из овощей, фруктов, рыбы. Единственной нездоровой слабостью Шанель было постоянное курение. 

Великая мадемуазель создала философию и образ новой женщины: «Моду создают для нескольких сотен людей. Я создала стиль для целого мира».

Текст: Алина Краснова.
Фото: пресс-материалы Chanel, архивные фотографии.

«Великая мадемуазель» Коко Шанель: женщина, «на которой не женятся»

19 августа 1883 года, ровно 136 лет назад, родилась француженка Габриэль Бонер Шанель, вошедшая в историю под именем Коко. «Великая Мадемуазель» не просто пробилась из воспитанницы приюта в высший свет, создав могущественную fashion-империю и став одной из богатейших женщин Европы, – она превратилась в легенду.

© Кадр из фильма «Коко до Шанель»

Маленькое черное платье, знаменитый аромат Chanel № 5, твидовый костюм «от Шанель», освобождение дам от корсета, пополнение женского гардероба брюками, «которые делают женщину свободной» (прорыв в модной индустрии того времени), сумка на цепочке, крупная бижутерия – список того, чем запомнилась миру эта выдающаяся, амбициозная и целеустремленная женщина, можно перечислять долго. Что немаловажно, характерное для Шанель заимствование элементов традиционного мужского гардероба и следование принципу «роскошной простоты» породило множество тенденций, актуальных и по сей день.

Видео дня

Зигзаги судьбы

Но, несмотря на все усилия биографов, Коко продолжает оставаться «терра инкогнита»: загадок, противоречий и «темных пятен» в ее жизни было более чем достаточно. Взять хотя бы то, что во время Второй мировой войны создательница бренда Chanel считалась пособницей нацистов, по некоторым данным, официально числилась в немецкой разведке и отметилась десятком успешных шпионских миссий, за что позже была обвинена в коллаборационизме и арестована. В 1944 году модельер была отпущена на свободу (на этом настоял Черчилль), но по условиям сделки ей пришлось покинуть Францию.

До 1953 года Шанель жила в Швейцарии, а в 1954 вернулась в Париж и в мир высокой моды с новой коллекцией. И это – в возрасте уже за 70, когда, как принято считать, самое время думать не о карьерных прорывах, а о пирожках для внуков и о душе. Кстати, Париж пришлось покорять заново: в 1954 году все говорили о Кристиане Диоре, и никто – о Шанель, пока она не показала миру твидовый жакет. Успех был фантастический, а модельер Карл Лагерфельд продолжал свои игры с жакетами Chanel практически до самой своей смерти в 2019.

Вообще если бы не политика, в которую Габриель пыталась играть наравне с мужчинами, ее историю можно было бы назвать историей Золушки. Но с той существенной разницей, что принц Шанель на ней так и не женился, хотя свой первый шляпный магазин она открыла именно на его деньги. В «дамки» амбициозной француженке пришлось пробиваться самостоятельно, в том числе, с помощью мужчин, от которых она старалась брать по максимуму. Не случайно бытует мнение, что именно мужчины стали главными университетами Коко, воспитав в ней железную волю и вдохновив на изречение «чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть».

Правила игры

Габриель родилась во французском городе Сомюр (сама она любила говорить, что вовсе не в 1883, а десятью годами позже). По одной версии, мать (дочь плотника) умерла, когда девочке было 11, а в 12 лет она с четырьмя родными братьями и сестрами отправилась сначала на попечение родственников, затем в приют. Родной отец (торговец с рынка) их бросил. Согласно другой легенде, Шанель лишилась матери в 12, а отец, оставшись вдовцом, через неделю отдал Коко с сестрами на воспитание в монастырь и никогда не навещал. Так или иначе, в своих интервью икона стиля старательно придерживалась собственной версии: отец ее не бросал, он ее любил, в приют не отдавал, просто оставил детей у тетушек и уехал искать счастья за океан. По мнению биографов, любовь к отцу и стремление оправдать его поступок, несмотря на глубокую душевную травму, и наложили отпечаток на все дальнейшие отношения Коко с мужчинами.

В 18 лет Шанель пошла работать продавщицей в магазин одежды, подрабатывая в свободное время в кабаре с песнями «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco», благодаря которым и получила свое прозвище. Именно там ее заприметил офицер Этьен Бальсан, наследник огромного состояния, увлеченный породистыми лошадьми и красивыми женщинами. Особой страсти между ними не было: скорее, Бальсан хотел весело провести время, а Коко использовала эту возможность, чтобы вырваться из обслуги в люди.

В те времена браки в кругах состоятельных господ заключались, в основном, по расчету, а такие, как Габриель, могли рассчитывать разве что на роль содержанки. Она вынуждена была принять эти правила игры. Вскоре она переехала к Бальсану в поместье Руалье, но забыть о прошлом «девочки из приюта» ей не давали. Шанель ела с прислугой, особенно когда любовник принимал у себя высокопоставленных гостей, а по ночам отрабатывала «крышу над головой». Желание стать модисткой и открыть собственный бутик любовник тоже не поддерживал, поскольку предпочитал вкладываться в собственное увлечение – разведение лошадей.

Естественно, как только на горизонте Коко возникла «альтернатива» – друг Бальсана, английский промышленник, плейбой и игрок в поло Артур Кейпел, известный в кругу друзей по кличке «Бой», Коко с радостью бросила Бальсана, следствием отношений с которым стала только изрядно потрепанная самооценка, и ушла к Бою. По иронии судьбы, тут отвергнутый любовник понял, кого потерял, и даже предлагал Коко руку и сердце, но было уже поздно. Коко без памяти влюбилась в Артура.

DPA/TASS

«Вечная мадемуазель»

Говорят, что Бой стал для Коко целой семьей: отцом, братом, наставником и спонсором. Его любовницы уговаривали его бросить Коко, на что он отвечал: «это невозможно, это как отрезать собственную ногу». Артур помог подруге открыть первый бутик на бульваре Малерб в Париже, а затем и знаменитое ателье на улице Камбон.

Но дальше Коко ждал удар: чтобы укрепить свое положение в обществе, Артур решил жениться на знатной англичанке. Это разбило сердце Коко (по слухам, ей даже пришлось шить для новой избранницы Боя свадебное платье), и она с головой погрузилась в работу. Но отношения с женатым Кейпелом продолжились. Позже, добившись успеха и финансовой независимости, она скажет Бою: «тебе надо было бы просто подождать, пока я стану известной, и мы были бы счастливы». «А разве мы несчастны?» – ответит он.

Но даже в том формате, на который пришлось согласиться Коко, счастье длилось недолго. В 1919 году Бой погибает в автокатастрофе – оправиться от этого удара Коко так и не смогла. В этот период появляется легендарное черное платье – символ траура по возлюбленному, и духи Coco Noir. И, хотя общество не одобряло траура по человеку, брак с которым не был зарегистрирован, в 1926 году американский журнал «Vogue» приравнял «маленькое черное платье» по универсальности и популярности к автомобилю «Ford T». Как скажет позже по поводу little black dress Лагерфельд, «в маленьком черном платье невозможно выглядеть чересчур шикарно или слишком скромно».

Несмотря на эту любовь – как говорят, единственную в жизни Шанель – у нее было множество других одиозных романов. В частности, на следующий год после гибели Боя Шанель познакомилась на одном из приемов с князем Дмитрием, двоюродным братом казненного большевиками царя Николая II. Шанель (которая к тому моменту была уже богатой и влиятельной женщиной) сняла для них виллу на берегу Атлантического океана, князь веселил ее разными байками и знакомил с интересными людьми. Но и этот роман подтвердил звание «женщины, на которой не женятся» – вскоре Дмитрий сочетался узами брака с дочерью американского миллиардера Джона Эмери Одри Эмери. Тем не менее, благодаря Дмитрию, в коллекции Шанель появились русские мотивы – рубашки La Rus с ручной вышивкой и пальто на соболиной подкладке.

В 1925 году 42-летняя Шанель закрутила роман с самым богатым человеком Великобритании, герцогом Вестминстерским. Дело двигалось к свадьбе, но герцог мечтал о детях, а Коко оказалась бесплодной. Тем не менее, отношения продлились четырнадцать лет.

Веселая старость

Но самая скандальная история началась спустя много лет во время войны. С атташе немецкого посольства, правой рукой Адольфа Гитлера, немецким агентом Гансом Гюнтером фон Динклаге (он же Шпатц) Коко связалась не от хорошей жизни. В июне 1940 года племянник знаменитой мадемуазель Андре Паласе попал в немецкий плен, и Шанель обратилась к давнему знакомому – фон Динклаге – чтобы вызволить родственника. Кстати, с началом войны в 1939 году Коко пришлось закрыть модный дом и все свои магазины. В итоге Андре был освобожден, но 56-летней Коко пришлось стать не только любовницей барона фон Динклаге, но и его агентом. Из-за всех последовавших за этим политических дрязг любовники не только много ссорились, но даже дрались.

Так что старость Коко прошла не менее бурно, нежели ее молодость. Но потом любовные истории пошли на спад. В 50-60-х она сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Элизабет Тейлор. Среди клиенток Коко была и первая леди США Жаклин Кеннеди. Кроме того, Шанель была меценаткой и финансировала Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. В 60-х модный дом Шанель сильно сдал свои позиции после того, как Коко отвергла идею мини-юбок.

Скончалась Габриель 10 января 1971 года в возрасте 87 лет от сердечного приступа в отеле «Риц». После ее смерти дом моды «Шанель» пережил период упадка и начал возрождаться лишь в 1983 году, когда руководство домом принял Лагерфельд.

Прожив долгую, насыщенную и интересную жизнь и достигнув вершины своей славы лишь к пятидесяти годам, Шанель стала примером для подражания миллионов. Конечно, биография Коко не укладывается в «домостроевские» представления о «женском счастье», но вряд ли кто-то осмелится назвать ее несчастной. Она перевернула мир моды 20 века, продолжает оставаться иконой стиля и самым знаменитым модельером планеты в 21 веке, и именно с ее именем французы до сих пор ассоциируют фразу «искусство жить».

Люди, Николай II, Коко Шанель, Одри Хепберн, Кристиан Диор, Карл Лагерфельд, Элизабет Тейлор, Жаклин Кеннеди, Пабло Пикассо, Chanel, ИА DPA

Мир24: главные новости

  • «Танец с саблями», Сталинская премия и обнаженный Сальвадор Дали на швабре. К 120-летию со дня рождения Арама Хачатуряна

  • О похолодании в Москве в выходные предупредили синоптики

  • ФК «Оренбург» купил молодого турецкого нападающего

Увлечение Коко Шанель модой началось в раннем возрасте

В более позднем возрасте Коко никогда не использовала слово «детский дом». Вместо этого, по ее словам, отец взял ее к незамужним «тетям», которые всегда одевались в серое и черное. «Мои тетушки были хорошими людьми, но совершенно без нежности», — говорила она. «Меня не любили в их доме». Она сказала девочкам в приюте, что ее отец уехал в Америку в поисках счастья и приедет за ней, как только разбогатеет. Но на самом деле, после того как он высадил ее, Коко больше никогда его не видела.

Обазин был монастырем. Каменное здание с крутой крышей стояло на плато, окруженном лесом. Внутри стены побелили, а двери в общежития покрасили в черный цвет. Коко и сироты были одеты в белые блузки и черные юбки. У монахинь были белые плащи и черные юбки.

Предоставлено Abrams

Чистота и абсолютная простота монахинь понравились Коко. Свежее постельное белье, сложенное в высокие шкафы, и запах желтого мыла, которым девушки умывались, оставляли неизгладимое впечатление. Геометрические петли в витражах предполагали переплетение Cs.

Сироты следовали строгому распорядку от ранней мессы до молитв перед сном. Шесть дней в неделю они ходили на занятия. По вечерам они учились шить простые вещи, такие как края на простынях для приданого, коллекции домашнего белья, собранные для свадьбы. Каждое воскресенье после церкви они гуляли по лесу. Коко ненавидела режим: молитвы. Тишина. Молитвы. Она ненавидела стоять на коленях в аббатстве и сочиняла истории, чтобы рассказывать священнику на исповеди.

Коко прожила в Обазине почти семь лет. Во время каникул она и ее сестры навещали своих бабушку и дедушку по отцовской линии в Мулене и своих тетушек Луизу и Адриенн в Варенне. Луиза, старшая из девятнадцати детей, была замужем за начальником железнодорожной станции. Тетя Эдриенн была всего на год старше Коко. Коко обожала ее. Они выглядели как сестры и притворялись ими. Ночью они делили спальню на чердаке в Варене и разговаривали до рассвета. В подростковом возрасте они тайно читали любовные романы, которые публиковались в газетах частями. «Мы вырезали сериал из газеты и сшили все вместе», — вспоминала Коко.

Истории, такие как Две маленькие бродяги , рассказывают о бедных девушках, которые стали богатыми и элегантными дамами. «Эти романы научили меня жизни, — сказала Коко. «Они питали мою чувствительность и мою гордость». Она переправила романы обратно в Обазин, где криминальное чтиво было категорически запрещено, и спрятала их на чердаке. Однажды она засунула страницы в свой блокнот и скопировала отрывки во время контрольной по творческому письму. После того, как ее учитель прочитал ее эссе, она заставила Коко признаться в своей личной библиотеке и забрала романы.

Courtesy of Abrams

Коко очень хотелось красивой одежды, и ее пленило описание лилового платья героини с рюшами. Навещая своих тетушек, она попросила разрешения на то, чтобы местная швея сшила для нее платье. Без ведома своих тетушек Коко дала швее подробные инструкции, как сшить платье, похожее на то, что описано в романе. «У него был высокий ворот с развевающимися лентами и сочетающаяся с ним фиолетовая комбинация с оборкой», — вспоминает Коко. — Мне было, наверное, пятнадцать или шестнадцать.

Воскресным утром Коко надела облегающее платье и спустилась вниз, чтобы пойти на мессу. Ее тетя Луиза, взглянув на нее, приказала ей подняться наверх и переодеться в приличную одежду. Девочки ее возраста должны были носить скромные сшитые на заказ костюмы без лент, оборок и дерзких пурпурных комбинаций. Несмотря на слезы Коко, лавандовое творение вернулось к портнихе. Но очарование оборок осталось с Коко.

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].

Коко Шанель — Великая Мадемуазель | Классический чикагский журнал

                                                                                   —Chanel

» 9001 5 La Grande Mademoiselle», — так пресса называла Коко Шанель. По сей день это звание ей подходит. Я говорю с достаточной долей уверенности, что легенда и очарование мадемуазель Габриэль Шанель навсегда останутся в анналах истории моды как одного из самых влиятельных кутюрье мира. Шанель однажды сказала: «Мода проходит, остается только стиль». Она была воплощением стиля, давая нам уроки о том, как лучше «провернуть это» с уверенностью. Она была бунтаркой, авангард и пионер моды на протяжении десятилетий. Она оставила свой неизгладимый след на всем, к чему прикасалась (иногда ножницами), и яростно подходила к деловым предприятиям, оставив наследие стиля, который мы любили перенимать.

Эскиз вечной иконы Шанель. Карл Лагерфельд 2002

Еще один ее мудрый совет по стилю: «Прежде чем выйти из дома, посмотрите в зеркало и снимите одну вещь». Даже когда она носила много украшений одновременно, это не казалось лишним. Я могу только догадываться, что она отняла, чтобы сделать взгляд положительно идеальным, но ей всегда удавалось сделать его таким.

Есть множество областей или лет жизни Шанель, о которых я не писал. Вот лишь некоторые из них: ее короткое время в Голливуде, дизайн костюмов для сцены, ее дружба с Мизией, ее преданность Иребе, Реверди, Кокто, et d’autres amants и ее сложная жизнь во время и после Второй мировой войны. Она открыла в себе талант и покровительствовала многим — о Коко Шанель можно многое узнать. То, чем я поделился с вами в «Классическом Чикаго», едва затрагивает поверхность того, что там написано о Габриэль Шанель. Если вы потратите время на поиск в Интернете, вы можете найти короткие видеоролики со звуком интервью Шанель.

Поболтать с Шанель. Эскиз Карла Лагерфельда. Как он себе это представлял.

Коко Шанель работала до самого конца. Она проигнорировала свингующие шестидесятые, одержимость молодостью, и придерживалась элегантного современного стиля — тренды недолговечны.

Интервью Поля Морана с Шанель в 1946 году, когда она жила в Санкт-Морице, дает читателю, по ее собственным словам, более глубокое понимание легенды. Рукопись Морана, Очарование Шанель, , была обнаружена через год после смерти Коко — она была убрана в ящик стола и забыта.

В своих статьях я всегда старалась правильно излагать факты, собирая воедино написанное, но, по ее собственным словам: «Моя жизнь мне не нравилась, поэтому я создала свою жизнь».

довольно сложно получить правдивые и правильные рассказы о ее жизни даже для всех авторов, на которых я ссылался. Один факт, который ускользнул от меня, заключался в том, сколько именно коромандельских экранов у нее было, поскольку они были среди ее самых важных вещей? Количество варьировалось от книги к книге в Интернете. В интервью Морану она сказала ему, что у нее есть 21 коромандельский экран.  

Шанель расспрашивает Лагерфельда. Sketch Karl Lagerfeld

Ниже приведены прямые цитаты Шанель из книги Морана. В интервью 1946 года с Мораном она не была уверена, куда заведет ее творческая жизнь или что ждет ее в будущем, но нашла время с Мораном, чтобы подумать:

«И много раз я буду продолжать встречать людей, которые будут говорить со мной о «мадемуазель С, которую они очень хорошо знают», не понимая, что они обращаются именно к ней».

Шанель со своим дорогим другом Клодом Делэ. 1970

«Я случайно стал модельером. Я сделал духи, случайно. Я собираюсь взять что-нибудь еще. Что? Я не знаю. Здесь снова решает случай. Но я вполне готов. Я не прощаюсь надолго. Я ни о чем не думаю, но когда придет момент, я чувствую, что набросусь на то, что будет в пределах моей досягаемости. Четверть века я создавал моду. Я не начну снова. Это эпоха в хаосе, а не я».

«Я полностью преуспел во всем, за что взялся».

«Если бы я думал о самолетах, я бы начал с создания слишком красивого. Вы всегда можете покончить с этим позже. Начав с того, что красиво, вы всегда сможете вернуться к тому, что просто, практично и дешево; из прекрасно сшитого платья вернуться к готовому, но обратное неверно. Вот почему, когда вы выходите на улицу, мода умирает своей естественной смертью».

Эскиз Карла Лагерфельда, как он ее себе представлял.

«Ты никогда не будешь доволен», — говорят мне люди, когда читают эти довоенные клеветы. Я никогда не доволен собой, так почему я должен быть с другими? Кроме того, я люблю проповедовать».

«Я никогда не зарабатывал на рекламе ни копейки. Кутюрный бизнес потратил целое состояние на поддержание публичности, что больше, чем вздор, это абсурд, поскольку экстравагантность вредит репутации».

Модели Дома Chanel на поминальной службе в Эглиз-де-ла-Мадлен.

«Я не понимаю, как женщина может выйти из дома, немного не приведя себя в порядок — хотя бы из вежливости. И тогда вы никогда не знаете, может быть, это день, когда у нее свидание с судьбой. И для судьбы лучше быть как можно красивее».

«Я восхищаюсь и люблю Америку. Именно здесь я заработал свое состояние. Я француз. Думаю, там меня поймут лучше, чем где бы то ни было, потому что Америка не работает «на американцев»; то есть, как это делают наши французские кутюрье, устремив взоры на Жизнь и Фортуну

[журналы]».

«В Америке есть роскошь, но дух роскоши все еще живет во Франции».

Шанель бесчисленное количество раз отказывалась запустить показ мод в Калифорнии, говоря: «результат будет надуманным и, следовательно, отрицательным… От Персии до Тихого океана они пытались производить вино, но им так и не удалось создать красное». вино Кло-де-Вужо или Вин д’Ай».

«Богатство и техника — это еще не все. Грета Гарбо, величайшая актриса, которую дал нам экран, была самой плохо одетой женщиной в мире».

Эскиз Лагерфельда говорит сам за себя.

«У легенды более тяжелая жизнь, чем у субъекта; реальность печальна, и красавец-паразит, которым является воображение, всегда будет предпочтительнее ее. Пусть моя легенда закрепится, я желаю ей долгой и счастливой жизни».

«Моя жизнь была просто затянувшимся детством. Так узнают судьбы, в которых поэзия играет свою роль».

«Но для меня в сегодняшней Швейцарии, как и в прошлой Оверни, я нашел только одиночество».

Грустно осознавать, какой одинокой она была в конце своей жизни, одна в своих номерах отеля Ritz. Так много ее друзей и любовников ушли, оставив ее в изоляции и одиночестве. За ней присматривала свита персонала, дворецкий, горничная Селин и ее секретарь Лилу Грумбах. Ее дворецкий Франсуа Миронне иногда снимал свои белые перчатки, садился и ел с ней. Лилу часто играла с ней в карты.

Graveside Лозанна, Швейцария. 1971. Ив Сен-Лоран покидает панихиду.

Ее комнаты в «Ритце» были скромными, спальня выходила окнами на сады и крыши улицы Камбон. Это были те самые комнаты, которые она занимала после вторжения в Париж — она сохранила их после войны и в мирное время. Стены были белыми, как и ее простыни, «все простое и строгое, как в монашеской келье», — говорит Пикарди.

Клод Делэ вспоминает: «Я часто заставал ее здесь одну, сидящую за туалетным столиком, смотрящую в сад, на каштаны. Она была по-прежнему такой стройной, худенькой, как девочка, в своей белой пижаме, с бровями, смытыми от черной косметики, с драгоценностями, спрятанными под замшевой тканью, с шелковым шарфом, повязанным вокруг волос. «Нельзя жить в одиночестве», — сказала она. «Это ошибка. Раньше я думал, что должен строить свою жизнь самостоятельно, но я ошибался».

Фотография мадам Габриэль Палас-Лабрюни в молодости висела на зеркале туалетного столика Шанель в отеле «Ритц» — Шанель приходилась Лабрюни двоюродной бабушкой.

Она и Клод Делэ были ближе всего к Шанель в конце ее жизни.

Лабрюни сказал о Шанель: «Никто не может обладать ее духом — она была воплощением независимости и свободы. Никто не мог ее купить, и она не продается».

Ее шофер иногда возил ее на кладбище Пер-Лашез. Шанель нравилось гулять среди могил. Не потому, что там были похоронены люди, которых она знала или любила, а в детстве она ходила среди могил в другом месте.

Мадемуазель работала над своей коллекцией за день до своей смерти, в субботу — даже она не могла заставить своих сотрудников работать в воскресенье. Итак, Клод Дилэй пришел навестить ее в «Ритц» в то воскресенье, 10 января 1971 года, в час дня. Она нашла ее за туалетным столиком в отеле «Ритц», наносящей макияж, темные брови и красную помаду, внимательно рассматривающей себя в зеркале. Они пообедали внизу за обычным столиком Шанель — столиком, спрятанным за столиком, где она могла видеть других людей, но ее самой не было видно.

Шанель работает. Фотография Анри Картье-Брессона, 1964 г. Она все еще работала за день до своей смерти 10 января 1971 г.

После обеда, когда все остальные уже ушли, ее шофер отвез их на послеобеденную прогулку. Делэй вспоминает, что Елисейские поля были «забиты мрачной толпой».

 Пикарди пишет: [они ехали] «по улицам Парижа, в то время как зимнее солнце наконец выглянуло из тумана. Шанель сказала Делэю, что ненавидит заходящее солнце и что ей следовало надеть свои темные очки. К тому времени, как машина доставила их обратно в «Ритц», солнце уже скрылось, и взошла полная луна. Задержка попрощалась, и когда Шанель исчезла за дверью «Ритца», она крикнула, что, как обычно, на следующий день снова будет работать на улице Камбон».

Мемориал в парке Кап-Мартен. Фото Шерил Андерсон

Поднявшись наверх, она сказала своей горничной Селин, что очень устала и легла на кровать полностью одетой — ей не хотелось раздеваться. Ночью она кричала Селин, что не может дышать. «Видите ли, — сказала она Селин, — вот как умирают». Она скончалась ночью 10 января 1971 года. Ей было 88 лет.

Последнее вечернее платье, которое она сшила для себя в 1970 году. Надевала несколько раз перед смертью. Простота в лучшем виде. Топфото

На следующий день Дилей вспоминает, как увидел Шанель в своей постели, одетую в белый костюм и блузку, руки были засунуты под льняные простыни. «Она выглядела такой маленькой, — говорит Дилэй, — почти как маленькая девочка». Горничная с любовью одела ее.

«Никто не молод после 40, но неотразимым можно быть в любом возрасте». Chanel

Тридцать лет спустя, приближаясь к концу своей жизни, Поль Моран вспоминает последние слова, сказанные ему Шанель в Швейцарии зимой 19-го года.46: «Я был бы очень плохим мертвецом, потому что, как только я попал под воду, я стал бы беспокойным и думал только о том, чтобы вернуться на землю и начать все сначала».

Габриэль Лабрюни: «Она не хотела быть похороненной под каменным памятником. Она сказала мне: «Я хочу двигаться, а не лежать под камнем».

Шанель с Кокто и мисс Вайзевеллер в Риме.

Иллюстрация Жана Кокто для Chanel. 1937

Похороны были в L’Eglise de la Madeleine, расположенном недалеко от улицы Камбон и известном своим портиком с каменными колоннадами. Описание Пикарди: «Ее гроб был установлен под статуей Марии Магдалины и усыпан белыми цветами — камелиями, гардениями, орхидеями, азалиями; некоторые сложились в крест, другие в форме ножниц, за исключением единственного венка из красных роз».

Шанель смотрит на свою люстру в своей квартире на улице Камбон, 31. Архив Condé Nast

Присутствовали кутюрье Ив Сен-Лоран, Бальмен, Баленсиага и Курреж. Действительно, столь многих ее друзей и любовников уже не было в живых, но Серж Лифарь, Жанна Моро, Сальвадор Дали и все ее модели были там, одетые от кутюр.

Похоронена в Лозанне, Швейцария. На надгробии вырезаны пять львов, ее имя над датами ее рождения и смерти и простой крест. Могила усыпана белыми цветами и, по ее желанию, не под камнем.

Шанель подкрашивает одну из своих 21 ширмы Coromandal.

Последний кутюрный показ мадемуазель состоялся две недели спустя, и те самые модели, присутствовавшие на похоронах, дефилировали в твидовых костюмах цвета слоновой кости и белых вечерних платьях. Было замечено, что некоторые зрители смотрели на вершину зеркальной лестницы, где сидела Коко Шанель. Можно только представить себе атмосферу в комнате — мрачную, я бы сказал. Навсегда ушла от своих друзей, и мир был единственным модельером, внесенным в список 9.0015 Time журнал 100 самых влиятельных людей 20-го века.

Шанель в соломенной шляпе-клош и жаккардовом костюме.

Мой интерес к написанию серии статей о Коко Шанель начался с того, что я знал, что ее вилла Ла-Пауза находится на холме по сравнению с моими любимыми местами во Франции, Ментоной и Кап-Мартеном. Она путешествовала по тем же дорогам и прогуливалась по тем же пляжам на побережье, что и я. Я надеюсь, что когда-нибудь вилла будет открыта для публики. Я буду гулять по дорожкам в саду и восхищаться интерьером виллы, в котором хранится ее прошлое в архитектуре и атмосфере, которую могла создать только она одна.

Заканчиваю серию фотографиями и набросками Лагерфельда, которые до сих пор не публиковала, или, может быть, несколько повторов — и, наконец, один из меня в костюме, который я надевал на свадьбу в мэрии Фюрта, Германия. Образ завершила черная шляпа в бретонском стиле. Я всегда любил стиль Шанель и всегда буду идти вперед. Никогда нельзя ошибаться. Как сказал Лагерфельд: «Коко навсегда».

Chanel Эскиз Карла Лагерфельда. Он поймал ее в рабочей позе, когда она указывала пальцем — возможно, проверяя подол.

Знойная Габриэль Шанель. 1920

Фото Сесила Битона 1965

Chanel Эскиз Сесила Битона 1969

Сесил Битон, портрет Шанель за работой. 1960

Chanel в 1964 году. Фото Анри Картье-Брессона. Ее обаятельная улыбка — одна из моих любимых.