Коко шанель и сальвадор дали: Сальвадор Дали и Коко Шанель

Сальвадор Дали и Коко Шанель

К тому времени, когда никому не известный Сальвадор Дали впервые посетил Париж в 1926-ом году, Коко Шанель уже успела зарекомендовать себя в качестве ведущего дизайнера французской высокой моды.

 

Учитывая невероятно активную богемную жизнь Парижа начала 30-хх, Сальвадор Дали, быстро «входивший в моду» и приобретавший известность, и Коко Шанель просто обязаны были рано или поздно пересечься в одном из аристократически-богемно-творческих кружков, коими изобиловала тогда столица Франции — что, собственно, и произошло.

 

Взаимная симпатия, которую две столь непохожих, но одинаково креативных личности сразу испытали по отношению друг к другу, быстро переросла в дружбу, которая, несомненно, обогатила в творческом плане обоих.

Влияние Коко Шанель на Дали, который уже был увлечен модой и который, как известно, сотрудничал с Эльзой Скиапарелли, проявилось не только  в его живописных работах, но и побудило каталонского художника к созданию театральных костюмов, одежды и других произведений, объединяющие искусство и моду.

 

Хотя Шанель и Дали добились грандиозных успехов в своих творческих сферах, у каждого из них было свое собственное отношение к тому, как проявлять себя в искусстве.  Сальвадор Дали избрал путь крайней эксцентричности, которая стала «фирменным знаком» его работ и, кроме того, постоянно сопровождала его публичную жизнь в виде многочисленных скандалов и шокирующих выходок, умело режиссируемых самим художником и его супругой.  

 Шанель, напротив, построила свою империю моды на принципах свободной, но утонченной чувственности; Коко, как известно,  была живым воплощением французской элегантности. 

Однако эти различия, как часто бывает, лишь способствовали динамичной творческой дружбе и даже, как утверждают некоторые, романтическим отношениям между Дали и Коко — хотя последнее, на наш взгляд, принадлежит к сфере чистых фантазий и ничем не подтвержденных слухов.

В сентябре 1938-го Шанель пригласила Сальвадора Дали и Галу пожить и поработать на своей вилле «Пауза» — резиденции Коко на Французской Ривьере. Прием осуществлялся «по высшему разряду»: Дали была предоставлена отличная студия, и на четыре месяца художник удалился от мира, напряженно работая над картинами для новой выставки.

Именно во время работы «в гостях у Шанель» Сальвадором Дали были написаны такие широко известные сегодня вещи, как «Имперские фиалки», «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», а также «Загадка Гитлера»

Другие творческие личности гостившие в разное время у Коко на Villa La Pausa в полной мере отражают постоянный интерес Шанель к искусству:  среди них были композитор российского происхождения Игорь Стравинский, итальянский режиссер Лукино Висконти, Жан Кокто, Пабло Пикассо — и список этот можно продолжать еще долго. 

Шанель, которая восхищалась театром и создавала костюмы для балетов, опер, пьес и фильмов, еще больше вовлекла Сальвадора Дали в мир театра, который всеегда привлекал талантливого каталонца. Напомним: ранее художник  уже создавал костюмы для постановки «Тристан Фу» Русского балета Монте-Карло»  в 1937-ом году, когда ему довелось сотрудничать с Эльзой Скиапарелли.  

В 1939-ом году Дали работал над декорациями и костюмами для балета «Вакханалия» (хореограф Л. Мясин). Шанель помогла ему создать запоминающиеся костюмы, в которых были использованы диковинные элементы, такие как юбка-обруч, покрытая зубами, и мужской ансамбль с красными лобстерами — вызывающим символом сексуальности («Телефон-омар»), который Дали и в дальнейшем будет использовать в связанных с модой проектах.

Помимо костюмов, другие модели одежды Дали были проникнуты его сюрреалистическим видением. Результатом сотрудничества со Скиапарелли и Кристианом Диором стали носимые произведения искусства, в которых использовались элементы иллюзий и авангардной эстетики.

Известный своей неуротимой энергией, Дали не ограничивался только одеждой и исследовал другие области, связанные с модой, создавая ювелирные изделия и флаконы для духов. 

Для создания своих украшенных драгоценностями творений, таких как «Глаз времени» (этот шедевр можно увидеть в Музее ювелирных украшений Дали при Театре-музее в Фигерасе), Дали работал с герцогом Фулько ди Вердура, восходящим дизайнером ювелирных изделий, которого Шанель наняла для создания своей ювелирной серии — а впоследствии посоветовала его Дали.

Влияние Шанель также проявилось в The Essence of Dalí, флаконе духов с силуэтом, имитирующим прямоугольный профиль Chanel No. 5. Вместо этикетки Chanel на поверхности флакона Дали поместил изображение глаз и усы, подозрительно напоминающие его собственные.

Его способность применять сюрреалистические концепции к моде привела к созданию причудливых творений, а его отношения с Шанель стали катализатором для некоторых из его самых вдохновляющих произведений.

Каждый раз, приезжая в Париж, Дали и Гала ужинали у Коко Шанель в ее квартире в Первом округе Парижа, в одном шаге от отеля Ритц. Примечательно, что они были у нее на ужине аккурат накануне смерти этой маленькой, всемирно известной женщины. 

Разумеется, Дали явился и на отпевание Коко Шанель, состоявшееся в церкви Мадлен. Питер Мур, бывший полтора десятка лет секретарем Дали (и сколотивший за эти годы многомиллионное состояние) в своей книге «Живой Дали» описывает по своему забавный эпизод, связанный с этим печальным событием.

Оговорюсь сразу: Муру не всегда можно доверять (годы жизни рядом с Дали не прошли для него даром, весьма плодотворно повлияв на его склонность к бурному мифотворчеству), однако в этом эпизоде Мур, думается, вполне правдив.

Мур пишет о том, что Дали, панически боявшийся покойников, прибыл на церемонию в весьма боевом расположении духа и принялся поучать Мура, взятого им за компанию, как лучше всего вести себя в таких случаях — хотя это были явно первые похороны в жизни Саьвадора. 

Дали убедил Мура в том, что лучше всего занять последний ряд сидений — на случай, если вдруг им захочется уйти. Таким образом художник, по мнению Мура, явно пытался дистанцироваться от трупа — Дали панически боялся покойников. Так Дали и Мур и поступили — однако, к ужасу художника, когда гроб внесли в храм, его, по католическому обычаю, сначала поставили у дверей, и мертвая Коко внезапно оказалась в двух метрах от Дали.

Побелев от ужаса, художник тут же прошептал Муру, что в этом месте страшный сквозняк, схватил его за руку и потащил в самые передний ряд, где все места были заняты родственниками Шанель. Родным усопшей, тем не менее, пришлось потесниться и позволить Дали и его секретарю занять места рядом с собой. Художник явно успокоился и повеселел, но 10 минут спустя гроб снова переместили, и он оказался перед алтарем — прямо напротив Дали! 

Художник, едва шевеля от смертного страха губами, прошептал Муру, что в первом ряду слишком жарко из-за свечей, и снова потащил его в самый конец церкви, где они сидели ранее. На этом путешествия гроба, к счастью закончились, однако во время поминальной службы присутствующие то и дело оборачивались к Дали и Муру, словно опасаясь, что те вот-вот снова начнут куда-нибудь перемещаться, создавая вокруг себя уже ставший привычным хаос. 

Так или иначе, Коко Шанель действительно была одной их тех немногих, к кому Сальвадор и Гала испытывали почти человеческие чувства — и смерть её, несомненно, стала для них утратой. Напоминанием об этой многолетней дружбе служит бант от Коко, с которым Гала, кажется, не расставалась даже во время сна, и который украшает голову Галы едва ли на на всех портретах и фото последних лет.

Сальвадор Дали «Ступня Гала» (1973)

ТЕАТР-МУЗЕЙ ДАЛИ И ПОРТ-ЛЬИГАТ

САЛЬВАДОР ДАЛИ — ЭКСКУРСИИ

Fashion Blog — Yours Eureka

MY PLAYLIST: Модная музыка ноября

14 th november 2020

У нас в Воронеже наконец выпал первый снежок! Ноябрьская серость стала не такой гнетущей, а осенняя хандра превратилась в светлую грусть. Вот и отличный повод, чтобы воспользоваться этой своей задумчивостью и рефлексией перед уже начинающейся новогодней суетой. А если точнее — поделиться с вами моей любимой музыкой этой осени.

33 comments


Белый комбинезон в свадебном богемном образе

22 th october 2020

У меня, как у стилиста, периодически спрашивают «Как может выглядеть оригинальный и необычный свадебный наряд для невесты?». Я всегда отвечала, что белый брючный костюм будет смотреться на невесте стильно и очень свежо (в плане идеи).

А недавно, увидев в магазине этот комбинезон поняла, что есть еще один экстраординарный брючный вариант. Ну и раз уж сейчас всех так интересует свадебная тематика в стиле бохо, то совместим приятное с полезным 🙂

29 comments


Yellow dress

18 th august 2020

Привет ребята! В продолжение предыдущего поста о тренде на спущенные и оголенные плечи я решила показать и свою вариацию на эту тему, поиграв немного с моим любимым шарфом-скинни. Мне кажется эти две тенденции просто созданы друг для друга!

36 comments


Trend: off shoulder and cold shoulder

23 th june 2020

Всем жаркий солнечный привет!

Летний сезон в самом разгаре и я хочу поделиться с вами вдохновением касаемо одной тенденции текущего лета, от которой я в полном восторге!

39 comments


Om shanti

16 th june 2020

Всем привет! Сегодня я хочу затронуть очень необычную тему для моего блога, однако давно желанную для меня. Те, кто со мной знаком лично, хорошо знают насколько меня вдохновляет восточный стиль. Не только его внешний вид, но и философия (нет-нет, я не адепт буддизма), и жизнерадостность! Хочу поделиться вдохновением и немного раскрыть вам что-то очень дорогое моему сердцу.

24 comments


Каким должен быть уютный casual

27 th may 2020

Доброе утро! Дни становятся всё длиннее и теплее, поэтому я очень надеюсь, что дальше уже начнутся летние образы. А пока по утрам еще прохладно, делюсь с вами уютным повседневным образом в стиле casual. И хотя «casual» переводится как «обычный», есть в этом образе пара интересных моментов 😉

55 comments


INTERVIEW: CEO LIBERTY AGENCY о том, как стать моделью

13 th may 2020

В моей работе стилиста меня постоянно окружают творческие, интересные и талантливые люди. И особенно приятно, когда они оказываются высокими профессионалами в своем деле. О таких людях хочется рассказывать, а у них самих всегда найдутся умные мысли и хорошие советы начинающим свою карьеру в мире моды. Поэтому я открываю новую рубрику «Interview».

Сегодня мы поговорим с Юлией Артаминой, директором модельного агентства LIBERTY AGENCY. И раскроем профессиональные секреты о том, как построить карьеру успешной модели с нуля.

20 comments


Как стать стройнее? Срочно!

07 th april 2020

Всем привет! Сегодня я решила затронуть тему, которая большинством девушек считается спорной или слегка неудобной. Вы когда-нибудь задумывались, почему звезды, даже те, что «в теле», всегда выглядят идеально и чувствуют себя максимально удобно и уверенно даже в самых легких, невесомых платьях? Да, сегодня я хочу поговорить об одном из главных секретов Голливуда — утягивающее белье. Мужчинам вход воспрещен!

12 comments


7 looks with one shirt — 7 разных образов с одной рубашкой! FINAL LOOK

17 th february 2020

Привет, ребята! Сегодня я публикую финальный образ проекта, посвященного тому, как и с чем можно носить белую рубашку. Образ получился очень озорной и даже немного неожиданный для меня самой, но, чего уж скрывать, я люблю немного пошутить! Морячок-юнга ждет вас внутри!

32 comments


Что надеть в День Святого Валентина

11 th february 2020

О, этот мучительный вопрос! Как быть красивой, романтичной (но не скучной) и в меру сексуальной. Девушки хотят всё и сразу, поэтому часами сканируют свои полки в гардеробе на наличие того самого платья, тех самых идеальных туфель, той самой кружевной юбки и т.п. Как не утонуть в собственных размышлениях? Об этом поговорим сегодня!

6 comments

Newer PostsHomeOlder Posts

Искусство и мода: дружба Сальвадора Дали и Коко Шанель

Когда Дали переехал в Париж в 1926 году, Шанель уже была известным модельером. Дали уже работал в индустрии моды, так как сотрудничал с Эльзой Скиапарелли. Но Коко также познакомила его с театральным дизайном костюмов, украшениями и другими вещами, которые сочетали в себе искусство и моду. У обоих были совершенно разные характеры. Дали был эксцентричен в своей общественной жизни и работе. Шанель была раскрепощенной, но шикарной и элегантной. Несмотря на их различия, дружба между Сальвадором Дали и Коко Шанель была динамичной и, как сообщается, вылилась в любовную связь.

Villa La Pausa

В конце 1930-х годов Шанель пригласила Дали на виллу La Pausa, ее дом на Французской Ривьере. Она предоставила ему студию и рабочее место, где он мог творить. Она очень увлекалась искусством и принимала у себя дома многих художников, в том числе Игоря Стравинского (композитор), Лукино Висконти (кинорежиссер), Жана Кокто (поэт) и Пабло Пикассо.

Дружба Сальвадора Дали и Коко Шанель: Сальвадор Дали читает на каминной полке на вилле La Pausa, c.1938, фотограф неизвестен. Артнет.

Во время пребывания на вилле La Pausa Дали создал свою работу Endless Enigma . Также считается, что, находясь там, он работал над «Явление лица и блюдо с фруктами на пляже ».

Дружба Сальвадора Дали и Коко Шанель: Сальвадор Дали, Бесконечная загадка , 1938, Национальный музей искусств королевы Софии, Мадрид, Испания. Fundació Gala-Salvador Dalí, ProLitteris Zurich. Дружба Сальвадора Дали и Коко Шанель: Сальвадор Дали, Явление лица и блюда с фруктами на пляже , 1938 год, Художественный музей Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут, США. Fundació Gala-Сальвадор Дали.

Театр

Шанель также любила театр и создавала костюмы для балетов, опер, спектаклей и фильмов. Итак, она познакомила его с Дали. Дали уже создал костюмы для постановки Tristan Fou Русского балета Монте-Карло в 1937 году вместе с Эльзой Скиапарелли. В 1939 году он работал с Chanel для Вакханалия балет. Коко помогала ему создавать уникальные костюмы. То есть отличали эксцентричные элементы на обычной одежде. Например, пара создала юбку с кринолином, усыпанную зубами, и мужской ансамбль, украшенный красными лобстерами. Позже красный лобстер стал сексуальным символом, который Дали использовал в своих модных проектах.

Дружба Сальвадора Дали и Коко Шанель: Сальвадор Дали, Эскизы костюмов к балету «Вакханалия », 1939, фото Хорста П. Хортса.

Ювелирные изделия и парфюмерия

Сотрудничество Дали с Эльзой Скиапарелли и Кристианом Диор привело к созданию сюрреалистичных произведений искусства, которые можно носить. То есть они включали в себя элементы авангардной эстетики и иллюзорности. Однако Дали не остановился на достигнутом. Он исследовал и другие области моды, такие как текстиль, украшения и флаконы для духов. Над некоторыми предметами ювелирного искусства, например, Око времени , Дали работал с герцогом Фулько ди Вердура. Вердура была новым дизайнером ювелирных украшений, которую Шанель наняла для создания собственных украшений.

Дружба Сальвадора Дали и Коко Шанель: пример Око времени носил, фотограф неизвестен. Искусство. Дружба Сальвадора Дали и Коко Шанель: Салавдор Дали, Око времени , Fundació Gala-Salvador Dalí.

Естественно, влияние Chanel заметно и в других местах. Дали разработал Essence of Dali, флакон которого имитирует флакон духов Chanel № 5. Однако он поместил пару глаз и усы, напоминающие его собственные, чтобы немного изменить его.

Дружба Сальвадора Дали и Коко Шанель: Сущность Дали. Филипп Халсман/Magnum Photos, Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас. Шанель.

«Оригинальность Шанель была противоположностью моей… Я всегда бесстыдно выставлял напоказ свои мысли, а она своих не скрывает и не выставляет напоказ, а вместо этого наряжает их… У нее лучше всего одеты тело и душа на Земле».

– Сальвадор Дали для Коко Шанель, Chanel.

Дружба Сальвадора Дали и Коко Шанель — одна из самых знаковых в истории моды и искусства.


Источники:

  • Сальвадор Дали, Тайная жизнь Сальвадора Дали , Dover Publications, 1993.
  • Лиза Чейни, Коко Шанель: интимная жизнь , Penguin Putnam Inc, 2012.
  • Chanel & The Artists Dali , Новости Chanel, 4. 2.2026

Возможно, вам будет интересно прочитать дополнительную информацию:

«>

Как Коко Шанель вдохновила Сальвадора Дали

К тому времени, когда Сальвадор Дали впервые посетил Париж в 1926 году, Коко Шанель уже зарекомендовала себя как главный дизайнер французской роскошной моды. Среди различных творческих кругов, которые разрослись в Париже в 1920-х и 30-х годах, художник-сюрреалист и модельер встретились и установили ценные отношения. Впечатление Шанель от Дали, который уже увлекался модой и знаменито сотрудничал с Эльзой Скиапарелли, отразилось в его творчестве и привело его к созданию театральных костюмов, одежды и других работ, в которых сочетались искусство и мода. В день, когда Дали исполнилось бы 115 лет, CR исследует, как две фигуры были переплетены на протяжении многих лет.

В то время как Шанель и Дали добились больших успехов в своих творческих областях, у них были совершенно разные подходы. Дали был известен своей эксцентричностью, которая подпитывала его творчество и просачивалась в его общественную жизнь. Шанель, с другой стороны, построила свою империю моды на раскрепощенной, но утонченной чувственности; она была воплощением французской элегантности. Их различия, однако, привели к динамичной дружбе и, как сообщается, к романтическим отношениям, несмотря на женитьбу Дали на его жене Гале.

В конце 1930-х годов Шанель принимала Дали на вилле La Pausa, ее доме на Французской Ривьере. Там Шанель предложила Дали студию для работы над его картинами. Вероятно, художник работал над своим сложным произведением «Явление лица и блюдо с фруктами на пляже ». На картине изображен песчаный пейзаж, наполненный несколькими слоями оптических иллюзий и двойных изображений.

Другие гости на вилле La Pausa отражали интерес Шанель к искусству, среди них были русский композитор Игорь Стравинский и итальянский режиссер Лукино Висконти, а также другие творческие люди, такие как Жан Кокто и Пабло Пикассо. Шанель, которая восхищалась театром и создавала костюмы для балета, оперы, пьес и фильмов, еще больше связала Дали с театральным миром. Художник уже создавал костюмы для Русского балета Монте-Карло в 1919 году.37 производства Tristan Fou, в сотрудничестве с Эльзой Скиапарелли. В 1939 году Дали создал декорации и одежду для балета « Вакханалия ». Шанель помогала ему в создании запоминающихся костюмов с диковинными элементами, такими как юбка-кольцо, покрытая зубами, и мужской ансамбль с красными лобстерами, который был явным сексуальным символом, который Дали использовал в более поздних модных проектах.

Помимо костюмов, другие модели одежды Дали были наполнены его сюрреалистическим видением. Сотрудничество со Скиапарелли и Кристианом Диором привело к созданию носимых произведений искусства, в которых использовались элементы иллюзии и авангардной эстетики. Дали также исследовал другие области, связанные с модой, создавая текстиль, украшения и флаконы для духов.