Композитор шербургские зонтики: Умер автор музыки к «Шербурским зонтикам» Мишель Легран – DW – 26.01.2019

Какова история музыки к фильмам «Шербурские зонтики» и «Мужчина и женщина»? | Культура

Сегодня в это трудно поверить, но в 1960-е годы индустрия Голливуда находилась в упадке, а на рынке кино безоговорочно «рулила» Европа (даже в таком истинно американском жанре, как вестерн). Одну из ведущих ролей в этой культурной экспансии занимали французы.

«Шербурские зонтики» (1964)

В 1964 году на экраны вышел фильм режиссёра Жака Деми «Шербурские зонтики». На первый взгляд, это была банальная сентиментальная история любви между молодыми людьми из разных слоёв общества, которой противодействуют родители, и т. д.и т. п. Однако на фоне других подобных киноисторий эта выделялась своим необычным воплощением. В «Шербурских зонтиках» не было ни одного привычного диалога — герои либо пели, либо произносили текст под музыку речитативом (даже там, где автомеханик рассказывал о неисправностях автомобиля).

Фото: Обложка пластинки

Разумеется, в таком фильме композитор Мишель Легран играл не меньшую роль, чем режиссёр. Работали они в тесной связке: Легран сочинял музыку, а Деми — лирику к песням.

Мишель Легран:
Жак Деми предложил мне проект «Верность, или Шербурские зонтики». Мы решили сделать мюзикл, заперлись у меня дома и начали сочинять песни. Сначала мы считали, что это обычный мюзикл, в котором диалоги проговаривают, а песни поют. Через десять дней мы поняли, что ничего не выйдет. Нас всё время смущали переходы от диалогов к музыке и наоборот. Я начал сомневаться в нашей затее. Жак тоже. Мы расстались на несколько месяцев, а потом Жак позвонил мне и сказал: «Если нам не нравятся стыки музыки и диалогов, давай сделаем без стыков — пусть поют и диалоги, и песни!»

Столь оригинальный проект отпугнул немало продюсеров. Отказ звучал примерно так: «Вы пара молодых талантливых парней, но вы действительно думаете, что люди будут тратить полтора часа, слушая персонажей, поющих о повседневной жизни и мелочах?!» Лишь через год «хождения по мукам» авторы, наконец, получили поддержку от медиамагната Пьера Лазарева.

Мишель Легран:
Лазарев вошёл в кабинет и произнёс: «Я не понял толком, что это такое, но это наверняка эпатирует публику. А моя приятельница Маг Бодар хочет стать продюсером. Поэтому она будет продюсировать ваш фильм, а я его оплачу». Высказав всё это на одном дыхании, он сел в кресло, закурил трубку и начал говорить с кем-то по телефону. Мы его больше не интересовали (на самом дел, Лазареву пришлось вмешаться в процесс ещё раз, когда уже снятый фильм никто не хотел брать в прокат — С.К.).

Первоначально планировалось, что исполнители главных ролей будут петь своими голосами. Например, на роль Женевьевы хотели пригласить профессиональную певицу и победительницу «Евровидения-62» — Изабель Обре. Однако перед съёмками Обре угодила в дорожную аварию и получила серьёзные травмы.

Так в «Шербурских зонтиках» появилась совсем юная и тогда ещё малоизвестная блондинка по имени Катрин Денёв. Актриса была очаровательна, но пела, мягко говоря, посредственно. Поэтому вместо её голоса мы слышим в фильме голос дублёрши — певицы Даниэль Ликари. Впрочем, и за партнёра Денёв — актёра Нино Костельнуово — пел другой человек — Жозе Бартель. Кадр из к/ф «Шербурские зонтики»

В итоге фильм произвёл настоящий фурор и прославил практически всех причастных — режиссёра, композитора, актёров, певцов-дублёров… «Шербурские зонтики» получили «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фкстиваля и номинировались на «Оскар» в 4-х категориях: «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший саундтрек», «Лучшая музыкальная адаптация» и «Лучшая песня».

Под лучшей песней, безусловно, подразумевалась композиция «Je ne pourrais jamais vivre sans toi» («Я не могу жить без тебя»). Герои фильма поют её перед расставанием. Гийом уходит на войну, а Женевьева обещает ждать его «всю свою жизнь»

.

Как это нередко бывает, «любовная лодка» оказалась на поверку непрочной — девушка так и не дождалась возлюбленного и вышла замуж за другого. Правда, подобный финал нисколько не дискредитировал саму песню о вечной любви.

Вскоре Норманн Гимбел написал её англоязычную версию под названием «I Will Wait for You» («Я буду ждать тебя»), где усилил романтический накал: здесь героиня уже обещала ждать любимого «сотни лет» и даже «целую вечность». Ну, прям не девушка, а какой-то персонаж из фильма «Горец»!

«I Will Wait for You» исполняло множество певцов и певиц: Бобби Дарин, Фрэнк Синатра, Аструд Жильберто, Энди Уильямс…

Не осталась в стороне и советская эстрада. Русскоязычную адаптацию песни («Уезжаешь милый, вспоминай меня…») произвёл поэт Андрей Вознесенский, а первой её исполнительницей стала звонкоголосая красавица Людмила Сенчина. Интересно, что именно фильм «Шербурские зонтики» во многом определил будущую судьбу юной Люды.

Людмила Сенчина:
Папа у меня был директором сельского клуба, и я смотрела много фильмов.

На меня совершенно неизгладимое впечатление произвела «Свадьба с приданым». А потом привезли «Шербурские зонтики». Это было последней каплей, после которой я начала мечтать — я увидела Катрин Денёв, а лет в 15−16 я была очень на неё похожа. Всю жизнь меня преследовала эта музыка…

В то время девушка и представить не могла, что спустя годы не только споёт любимую песню, но и запишет её в дуэте с самим автором — Мишелем Леграном.

Сенчина вспоминала, что запись этого русско-французского дуэта состоялась в 1980 году, когда французский композитор посетил Московскую Олимпиаду.

«Мужчина и женщина» (1966)

В 1966 году на экраны вышла ещё одна французская романтическая драма — «Мужчина и женщина». На этот раз она повествовала о любви двух одиноких людей, каждый из которых потерял свою половинку (у героя умерла жена, а у героини погиб муж-каскадёр).

Фильм Клода Лелуша оказался удачливее «Шербурских зонтиков» Жака Деми — из 4-х номинаций на «Оскар» две он выиграл: «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший оригинальный сценарий». И пускай среди них не было номинации «Лучшая кинопесня», но напев «Да-бадаба-да, да-бадаба-да…» знали даже те, кто картину Лелуша не видел. Фото: Скан обложки диска

Автор перевода — ОИА:

Поскольку наши голоса
Тихонько поют,
Наши сердца видят в этом
Что-то вроде шанса, что-то вроде надежды!

И, подобно нашим голосам,
Наши сердца верят в это
Вновь и вновь!
Всё начинается снова, жизнь возрождается!

Сколько радостей, сколько драм
Слились в этой долгой истории:
Один мужчина и одна женщина
Создали свой сюжет по воле случая…

Знаменитую тему написал композитор Фрэнсис Лей напару с Пьером Бару. Надо сказать, что Бару обладал множеством дарований. Начинал он как спортивный комментатор, затем увлёкся бразильской музыкой и сам стал сочинять песни.

А в фильме Лелуша и вовсе выступил в нескольких ипостасях: сочинил большую часть лирики, сыграл роль того самого погибшего каскадёра (он появляется на экране в воспоминаниях героини), да ещё и исполнил заглавную песню. Так как песня звучит от лица главных героев (в исполнении актёров Жан-Луи Третиньяка и Анук Эме), то Бару поёт её за кадром — вместе с певицей Николь Круазиль.

Практически в том же 1966 году тема «Un homme et une femme» была перепета Мирей Матье, а в 1973-м певица исполнила её в дуэте с автором — Фрэнсисом Леем.

Из относительно свежих версий можно выделить кавер от певицы Ин-Грид.

К слову, в 1970 Фрэнсис Лей всё-таки дождётся своего «Оскара» за музыку к фильму «История любви». Более того — вскоре из этой киномузыки будет изготовлен поп-хит Энди Уильямса «Where Do I Begin». Но это уже другая история…

Теги: киномузыка, Людмила Сенчина, Мишель Легран, мюзикл

история, спетая под музыку Мишеля Леграна — Армянский музей Москвы и культуры наций

СтатьиРедакциядиаспора, искусство, кино, культура, музыка

СтатьиРедакциядиаспора, искусство, кино, культура, музыка

Режиссер Жак Деми, представитель «новой волны» во французском кинематографе, известен прежде всего музыкальными фильмами. Самая его успешная работа — мюзикл «Шербурские зонтики», снятый в 1964 году. Сценарий к своему первому цветному фильму Жак Деми написал сам. В том же году картина была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

Постер фильма «Шербурские зонтики» ǁ imdb.com

В 1966 году «Шербурские зонтики» были номинированы на премию «Оскар» в четырех категориях «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшая песня» (I Will Wait for You), «Лучший саундтрек», «Лучшая музыкальная адаптация». Как видим, премия особо отметила музыкальную сторону фильма, создал которую Мишель Легран, французский композитор армянского происхождения.

Действие фильма «Шербурские зонтики», разделенной на три части, разворачивается на северо-западе Франции, в прибрежном нормандском городке Шербур. В Шербуре живет влюбленная пара — Ги и Женевьева.  Юная Женевьева работает в магазине своей матери. Они продают зонтики, а магазин их называется «Шербурские зонтики». Ги — автомеханик. Он живет со своей тетей, которая его вырастила и, по сути, является единственным близким ему человеком. Роли Ги и Женевьевы исполнили Нино Кастельнуово и Катрин Денёв. После работы в этом фильме к Денёв и пришла слава.

Кадр из фильма «Шербурские зонтики»

Все свободное от работы время Ги и Женевьева проводят вместе: ходят в театр, на танцы. Они рисуют себе свое будущее. Планируют, сколько у них будет детей и как они их назовут. Кажется, вряд ли что-то может разлучить влюбленных. Но на их пути к счастью встает война. Ги приходит повестка. Ему предстоит отправиться в Алжир, охваченный войной. Впереди у Ги и Женевьевы — два года разлуки.

Вскоре Женевьева узнает, что ждет ребенка. А письма от Ги приходят редко. Увольнительные из армии запрещены. Женевьева мучается от неизвестности, как сложится ее будущее, жизнь ее ребенка.

Катрин Денёв в роли Женевьевы

Как-то Женевьеву и ее мать спас от долгов один состоятельный ювелир Ролан. С первой же встречи он влюбляется в девушку. Поначалу Женевьева не видит свою жизнь с кем-то, кроме Ги. Но сложившиеся обстоятельства, неопределенность и безызвестность будущего толкают ее на брак с Роланом, который обещает любить ее ребенка. Вместе они уезжают в Париж.

Вскоре в родной городок возвращается Ги и узнает, что Женевьева в нем больше не живет. В Алжире он получил ранение и попал в госпиталь — теперь хромает. В этом-то и заключалась причина отсутствия писем от него. Суждено ли теперь будет вновь встретиться Ги и Женевьеве? Увидит ли он своего ребенка? Как сложится его жизнь здесь, в Шербуре?

Все перипетии жизни Ги и Женевьевы не рассказаны, а спеты. Под музыку Мишеля Леграна.

«Мои предки, армяне, покинули родину, как только начались погромы. Они пешком дошли до Франции. Дедушке моему, Саркису Тер-Микаеляну, в ту пору было всего 9 лет. Он вырос, женился на француженке Анриетте Рюзэ и произвел на свет четверых детей — троих мальчиков — Жоржа, Жака и Пьера — и одну девочку, Марсель. Вот она-то и стала моей мамой. Когда выросла, вышла замуж за музыканта Раймона Леграна. Я родился во Франции в 1932 году», — вспоминал в одном из интервью Мишель Легран.

«Я никогда не сочиняю, сидя за фортепиано, я пишу в тишине за столом. За инструментом у тебя только десять пальцев, а в воображении у тебя — бесконечность. Я слышу музыку в тишине. Есть музыка разума и музыка сердца. Я пишу музыку сердца. И создаю ее для тишины, а зрительный зал служит для того, чтобы сделать эту тишину более глубокой». Мишель Легран. Фото: musicpr.ru

И отец, и мать Леграна — музыканты. Отец был композитором, управлял оркестром в парижском варьете. Мать, Марсель Тер-Микаэлян, — пианистка.

Марсель Тер-Микаэлян пришлось растить своих детей — Мишеля и дочь Кристиан — одной. Отец недолго прожил с ними. «Мой отец был авантюристом во всех смыслах этого слова, он быстро оставил нашу семью. Маме пришлось осваивать роль „главы семейства“ — у нее даже голос изменился, стал звучать как-то мужественно. Она походила на маленького хрупкого генерала».

Музыка, с которой рос Легран, стала его жизнью. Он оканчивает Парижскую консерваторию. С 1953 года начинает писать музыку к фильмам. Плодотворно работает с режиссерами Жаком Деми и Жан-Люком Годаром. Кстати, в «Шербурских зонтиках» вокальные партии двух героинь фильма — Женевьевы и ее матери — исполнила сестра Леграна, Кристиан.

Мишель Легран — трижды лауреат премии «Оскар» в номинациях за лучшую песню и лучшую музыку к фильму. Номинировавшись шесть раз, он получил «Оскар» в 1969-м (фильм «Афера Томаса Крауна», The Windmills of Your Mind — лучшая песня), в 1972-м («Лето 42-го», лучший оригинальный саундтрек) и в 1984-м («Йентл», лучшая запись песен к фильму). Лауреат премий BAFTA и «Золотой глобус» (номинировался восемь раз).

Редакция

«Шербурские зонтики»: история, спетая под музыку Мишеля Леграна

Шербурские зонтики — канал Criterion

Шербурские зонтики — канал Criterion Перейти к основному содержанию

Режиссер Жак Деми • 1964 • Франция
В главных ролях: Катрин Денев, Нино Кастельнуово

Ангельски прекрасная Катрин Денев стала звездой благодаря этому ослепительному музыкальному подвигу от Жака Деми. Она играет хрупкую дочь владельца магазина зонтиков, пылающую первой любовью к красивому механику гаража, которого играет Нино Кастельнуово. Когда мальчика отправляют воевать в Алжир, двое влюбленных должны быстро повзрослеть. Изящно оформленный в калейдоскопе цветов и полностью рассказанный ритмичными песнями великого композитора Мишеля Леграна, «ШЕРБУРГСКИЕ ЗОНТИКИ» — один из самых почитаемых и неортодоксальных киномюзиклов всех времен.

  • Адам Гопник о ШЕРБУРГСКИХ ЗОНТАХ

  • Однажды в сказке . . . ШЕРБУРГСКИЕ ЗОНТИКИ

    В этом документальном фильме 2008 года о ШЕРБУРГСКИХ ЗОНТАХ, снятом Мари Женен и Сержем Жюлем, представлены интервью с режиссером Жаком Деми, актерами Катрин Денев и Марком Мишелем, композитором Мишелем Леграном и режиссером Аньес Варда.

  • Родни Хилл о ШЕРБУРГСКИХ ЗОНТАХ

    В этом интервью 2014 года киновед Родни Хилл рассказывает о ШЕРБУРГСКИХ ЗОНТАХ и о том, как они воплощают в себе черты как французской Новой волны, так и «традиции качества» французского кинопроизводства.

  • «Синепанорама»: Жак Деми и Мишель Легран

    Режиссер Жак Деми и композитор Мишель Легран дают интервью о ШЕРБУРГСКИХ ЗОНТАХ в этом 1964 серия французской телепрограммы «Синепанорама».

  • Паттон Освальт о ШЕРБУРГСКИХ ЗОНТАХ

  • ШЕРБУРГСКИЕ ЗОНТЫ: демонстрация реставрации

Умер Мишель Легран, оскароносный композитор «Шербурских зонтиков» Mind», который работал с некоторыми из крупнейших певцов 20-го века, умер в возрасте 86 лет.

В последний раз Легран выступал на сцене только в прошлом месяце и все еще сочинял музыку и занимался на фортепиано по часу в день, несмотря на то, что усталость все больше заставляла его экономить свою энергию, говорит Клэр де Кастеллан, музыкант и продюсер, организовавшая серию недавних сольных фортепианных концертов. концерты Леграна. Де Кастеллан подтвердил свою смерть в субботу, не предоставив подробностей.

«МИШЕЛЬ ЛЕГРАН, 24 февраля 1932 г. — 26 января 2019 г.», — говорится на главной странице его официального сайта в субботу, после чего следуют фотографии Леграна с Барбарой Стрейзанд, Майлзом Дэвисом, Ивом Монтаном и другими. В Твиттере и Фейсбуке посыпались трибьюты, а французское радио и телевидение крутили песни из его обширного репертуара.

Легран получил три премии «Оскар», пять «Грэмми» и две высшие награды Каннского кинофестиваля среди других наград, согласно его официальному сайту. Он работал со знаменитыми авторами текстов в Голливуде и на Бродвее, включая Алана и Мэрилин Бергман и Шелдона Харника, а также с французскими режиссерами Новой волны.

«Ветряные мельницы твоего разума» принесли ему его первый «Оскар» как заглавную песню к фильму «Афера Томаса Крауна» 1968 года, исполненному Ноэлем Харрисоном. Позже песня была записана Дасти Спрингфилдом и многими другими. Его песни отметили некоторые из самых запоминающихся музыкальных моментов во французском кино, в том числе 1964-х «Шербурские зонтики» с Катрин Денев и «Девушки из Рошфора».

За свою шестидесятилетнюю карьеру он работал с исполнителями, начиная от Фрэнка Синатры и заканчивая Аретой Франклин и Стингом, и сыграл значительную роль на французской музыкальной сцене. Он продолжал гастролировать до 80 лет, в последний раз выступая месяц назад в Парижской филармонии, а его следующий концерт должен был состояться в феврале.

Несмотря на богатое и серьезное музыкальное образование, Легран стремился достучаться до простых людей. «Он писал очень сложную музыку, но для обычной публики», — сказал де Кастеллан.

Выступление до самого конца «было очень красивым способом попрощаться», сказал де Кастеллан. «Он не боялся смерти, он говорил о ней. Он говорил, что это его нервировало», — так нервничают исполнители перед выходом на сцену, — «но это его не пугало».

СВЯЗАННЫЕ ИСТОРИИ:

Коронер: модель и актриса Ким Портер умерла от пневмонии

Последствия «Выжившего Р.