Оценка стоимости коммерческих кораблей. Арифметика и здравый смысл / Хабр
Широко распространено неверное представлении, по моему мнению, о стоимости места на коммерческих пилотируемых кораблях Crew Dragon и Starliner. Кораблях от частных фирм SpaceX и Boeing, которые реализуют программу возвращения полетов «американских астронавтов на американских кораблях с американской земли». Для этой цели создан новый формат работы НАСА с «частниками» — «контракты с фиксированной ценой» за «фиксированный объема услуг».
Оценка и сравнение программы Commercial Crew Program (CCP) возможна и необходима. Есть альтернативный вариант — покупка аналогичной «услуги» у России. Чем и занималась НАСА долгие десять лет. Моя оценка и вывод:
- Стоимость «импортозамещения» пилотируемых полетов на МКС обойдется бюджету США в два раза (минимум) дороже, чем продолжение полетов на КА «Союз».
- Стоимость 1 места на Crew Dragon — 131 млн долларов. Стоимость одного полета — 525 млн долларов.
- Стоимость 1 места на Starliner — 206 млн долларов. Стоимость одного полета — 825 млн долларов.
- Программа CCP ничего общего с экономией бюджета не имеет. Это политическое, и совершенно правильное, решение власти США.
Наглядное представление ниже. Инфографика сделана в формате «пятница» (надругательство над глазами:). Исходные данные подтверждены документами. Выводы мои.
Замечание:
- Данные для расчета взяты по самому благоприятному варианту для НАСА. Например, стоимость КА «Союз» максимальная.
- Исключены дополнительные траты бюджета НАСА которые возникли из-за задержки программы ССР (на три года). Покупка 12 мест на КА «Союз» за 1 млрд долларов по средней цене в 80 млн.
- Общая стоимость программы CCP (8.5 млрд долларов) больше на 363 млн суммы SpaceX и Boeing. Это выплаты Sierra Nevada, которые не привели к созданию пилотируемого корабля. Но это издержки программы.
- Не хочу становиться хейтером SpaceX, но «Amicus plato, sed magis amica est veritas»🙂
Сделал легенду к инфографике с пояснением что и где.
Так как оценка сделана на основе отчета НАСА аудита программы CCP, то я сделал перевод части этого отчета. Именно в этом отчете были озвучены цены на места в коммерческих кораблях — 55 млн у SpaceX и 90 млн у Boeing. Приведена методика расчета. На мой взгляд такая оценка возможна (хозяин-барин), но является манипуляцией. Реальная цена места для НАСА будет известна после окончания программы CCtCap в 26-м и принятия новой программы CCtCap 2 для продолжения полетов. Но в любом случае 48 астронавтов НАСА на МКС обойдутся бюджету США в два раза дороже альтернативы.
P.S. Дополнение по комментариям. Принятая мною методика оценки проекта вызвала возражения. К цифрам претензий нет:). Эта методика принята из-за подхода к ситуации, как оценке «цены вопроса».
Просьба, кому интересен результат, приподнять мою карму:). Для возможности публикации.
Приложение
Отчет НАСА по аудиту программы коммерческих пилотируемых полетов.
Часть документа с общей оценкой и состоянием программы.
Осторожно: текст является гугло-переводом. Используется американская система мер и весов.
. ..
Введение
За последние два десятилетия было совершено 85 полетов на Международную космическую Станцию (МКС или Станция). На МКС побывало 239 астронавтов доставленных на космическом «Шаттле» НАСА или кораблями «Союз» Роскосмоса. С момента окончания программы «Спейс шаттл» в 2011 году корабль «Союз» остался единственным средством доставки астронавтов на МКС и возвращения обратно на Землю. По состоянию на июль 2019 года НАСА приобрела 70 мест на «Союз» на сумму 3,9 млрд. долл. Это обеспечило США полеты 70-ти американских астронавтов и их партнеров на Станцию и обратно.
При планировании пилотируемого исследования космоса после закрытия программы «Шаттла» НАСА перешло от традиционного подхода к работе с частными аэрокосмические компании по созданию ракет-носителей и кораблей передаваемых в полное владение и управление правительством (например, корабли «Аполлон» и «Спейс Шаттл») к коммерческим контрактам, по которым НАСА платит частным компаниям фиксированную цену для разработки ракета-носителей и пилотируемых кораблей для совершения полетов к МКС, которые покупаются как услуга. Так же, как частные компании в настоящее время предоставляют услуги по доставке грузов на МКС по контрактам с фиксированной ценой. В 2010 году НАСА заключило соглашения с аэрокосмическими компаниями США по разработке коммерческих технологий и пилотируемых кораблей с целью обеспечения безопасности, надежности, и экономически эффективных полетов людей на МКС и возвращения обратно. Так как реализация таких проектов не ожидалась ранее 2015 года, НАСА планировало купить места на кораблях «Союз» для поддержания американской пилотируемой программы МКС в необходимо количестве до начала полетов коммерческих пилотируемых кораблей (1).
Программа Коммерческого Экипажа НАСА должна стимулировать коммерческий рынок пилотируемых космических полетов на низкую околоземную орбиту. По состоянию на август 2019 года НАСА выделило примерно 5,5 млрд долларов из 8,5 млрд долларов, запланированных на эту программу. Тем не менее, программа реализуется с задержками в несколько лет относительно запланированного срока начала полетов. После 5 лет разработки по контрактам с фиксированной ценой, два подрядчика: компания Боинг (Boeing) и Space Exploration Technologies Корпорация (SpaceX) работают над выполнением своих первых демонстрационных полетов с экипажем и дальнейшей целью выполнения до 12 оперативных миссий в интересах НАСА. Планируется, что они обеспечат доступ на МКС как минимум 48 астронавтов в период до 2024 года. Однако оба подрядчика сталкиваются с различными техническими проблемами и проблемами безопасности, которые необходимо решить прежде чем начнутся полеты экипажей на МКС.
Учитывая стоимость и важность коммерческой программы пилотируемых полетов, наш аудит проводится с целью оценить программу. В частности, мы рассмотрели задержки графика работ для подрядчиков, МКС, а также ценообразование и стратегии НАСА. См. Приложение A для методологии.
Общая ситуация
В 2004 году президент Джордж Буш объявил о новой концепции космических исследований, которая, среди прочего, включала предложения НАСА для обеспечения доступа к МКС и низкой околоземной орбите для экипажей и грузов транспортными средствами коммерческих партнеров.
Конгресс впоследствии принял NASA Authorization Act 2005 года, поручив Агентству заключить соглашения с американскими компаниями на проведение исследований и разработок пилотируемых и грузовых кораблей (2). В ответ на этот закон НАСА создало Commercial Crew and Cargo Program Office 2005 году, а затем создало Commercial Crew Program (CCP) office в 2011 году. Дирекция CCP (HEOMD) разделена между космическими центрами Кеннеди и Джонсона и имеет около 360 штатных руководителей, государственных служащих, инженеров и вспомогательный персонал.В течение более 20 лет МКС служила лабораторией, обсерваторией и фабрикой на низкой околоземной орбите Земли, предоставляя людям возможность жить и работать в космосе. Размером с почти футбольное поле в длину МКС весит почти миллион фунтов и состоит из двух отдельных сегментов: российского сегмента управляемого Роскосмосом и американского орбитального сегмента (USOS) эксплуатируемого НАСА и его международными партнерами: Canadian Space Agency, European Space Agency, Japan Aerospace Exploration Agency.
Для эксплуатации станции и проведения исследований НАСА и его партнеры поддерживали сменяемые команды из трех-четырех астронавтов на американском сегменте USOS, в то время как Роскосмос поддерживал два-три космонавта на российском сегменте. Члены экипажа USOS обычно работают на МКС примерно 5 месяцев, чтобы ограничить негативное влияние длительного пребывания в условиях невесомости на здоровье. Тем не менее, два астронавта оставались на станции в течение года, чтобы изучить последствия для здоровья условий длительного полета. Имея цели возвращения на Луну и, в конечном итоге, полета на Марс, МКС играет ключевую роль в понимании и снижении рисков для здоровья астронавтов и эксплуатационных характеристик оборудования необходимого для длительного космического полета, а также отработка технологии тестирования, необходимых для таких путешествий.
Полеты кораблей «Союз» к МКСКорабль Роскосмоса «Союз» доставляет экипажи на МКС с ноября 2000 года. Первоначально разработанный для полетов космонавтов на Луну, «Союз» способен перевозить троих членов экипажа. Каждый «Союз» сертифицирован на стыковку с МКС и нахождении в ее составе не более 200 дней (3). В настоящее время Роскосмос обеспечивает единственную возможность для полетов астронавтов на МКС. По крайней мере, один «Союз» всегда пристыкован к Станции на случай экстренной эвакуации, но обычно пристыкованы два корабля, чтобы до шести космонавтов работали на станции. С 2006 года НАСА приобрело 70 мест стоимостью примерно 3,9 млрд. $ США, включая 5 мест, купленных через Boeing за 373,5 млн. $ США (4). В целом НАСА заплатило среднюю цену за одно место в размере 55,4 млн. $ США для 70 завершенных и запланированных миссий с 2006 по 2020 с ценами от 21,3 до 86 миллионов долларов за каждый полет туда и обратно. После 2017 года, когда частные подрядчики планировали начать пилотируемые полеты, НАСА использовало или заключило контракт на 12 дополнительных мест в «Союзе», стоимостью около 1 миллиарда долларов, или в среднем 79,7 миллиона долларов за место.
Рисунок 1. Средняя стоимость одного места «Союза» в год, которое использовало или будет использовать НАСА.
Начало полетов коммерческих пилотируемых кораблей приведет к снижению потребности в полетах корабля «Союз». Начиная с января 2020 года Роскосмос планирует сократить полеты «Союз» с двух пересекающихся полетов до одного полета каждые 6 месяцев, уменьшая экипаж на борту МКС с шести до трех, если предположить, что с апреля 2020 года в США не будут начаты полеты коммерческих пилотируемых кораблей. Если коммерческие пилотируемые корабли начнут полеты в 2020 году, МКС может постоянно поддерживать численность экипажа, по меньшей мере, в семь членов. К Станции будут постоянно пристыкованы корабль «Союз» и один из коммерческих кораблей. Однако, если коммерческие рейсы задержатся чиновники программы МКС предупредили, что полеты «Союз» для доставки астронавтов США и их партнеров на станцию не предусмотрены. НАСА и Роскосмос продолжают изучать возможность безопасного продления нахождения корабля «Союз» на Станции за пределы максимума в 200 дней.
Таблица 1. Запланированное расписание полетов космического корабля «Союз» и коммерческого транспорта, а также прогнозируемое количество членов экипажа на станции. Сентябрь 2019 г.
Примечание: красные ячейки указывают на сценарии, которые представляют риск для операций МКС из-за сокращения экипажа, желтые ячейки указывают на штатные операции, а зеленые ячейки на оптимальные условия, основанные на текущих возможностях МКС.
НАСА пока не определило, будет ли четвертое место на борту американских коммерческих кораблей предоставлено члену USOS или Роскосмосу.
Контракты на коммерческие пилотируемые корабли
После первоначального привлечения восьми компаний к разработке технологий, подсистем изучения возможности полетов по Space Act Agreements, в 2014 году НАСА выбрало коммерческие компании для заключения контрактов с фиксированной ценой. По программе Commercial Crew Transportation Capability (CCtCap) заключаются контракты с Boeing и SpaceX на выполнение космических полетов, разработку и проведение демонстрационных миссий на МКС (5). Контракты CCtCap устанавливают фиксированные цены на опытно-конструкторские работы и испытательные полеты, полеты экипажей на МКС и дополнительные исследования. По состоянию на май 2019 года Контракты Boeing и SpaceX были оценены в 4,3 млрд долларов и 2,5 млрд долларов соответственно. Из этих сумм, затраты на разработку и испытательные полеты составили 2,2 миллиарда долларов для Boing и 1,2 миллиарда долларов для SpaceX. Для пилотируемых полетов на МКС НАСА присудило каждому подрядчику шесть рейсов на МКС и обратно. Предполагая четырех астронавтов в полете и, используя общедоступную информацию, предполагаемую среднюю стоимость за место — около 90 миллионов долларов для Boing и около 55 миллионов для SpaceX, потенциально обеспечивая экономию затрат по сравнению с текущими ценами на «Союз» (6). Кроме того, каждый контракт включает до 150 миллионов долларов США для дополнительных исследований по требованию НАСА, таких как дополнительные испытания парашютов на возвращаемых капсулах. По состоянию на май 2019 года Boeing было выплачено 32 миллиона долларов, а SpaceX — 49 миллионов долларов за дополнительные исследования. Хотя контракты имеют твердую фиксированную цену, изменения в требованиях, технические недостатки, или задержки в графике могут привести к справедливым корректировкам бюджета (7). Приложение А описывает общее финансирование коммерческая деятельность экипажа в период с 2010 по 2024 год.
Ценообразование миссии экипажа определяется таблицей цен в каждом контракте, которая определяет цены на основе того, когда и сколько миссий заказано. В контрактах также указывается время, необходимое для подготовки миссии к запуску. Оно составляет 32 месяца для Boing и 24 месяца для SpaceX. Когда контракты CCtCap были заключены в 2014 году, цены на миссии изначально были основаны на календарный год на который планировался рейс. Но во время обсуждения в 2016 году о планировании заказов для третьей-шестой миссии, оба подрядчика выразили обеспокоенность по поводу неопределенности текстовой формулировки в контракте, по которому НАСА может заказывать миссии, не предоставляя разрешение на обработку (ATP), формальной процедуры необходимой для начала промежуточных платежей. НАСА изменило оба контракта на установление расценок для каждой миссии на основе календарного года, по которому снимаются опасения подрядчиков по своевременным платежам (8). Это изменение контракта позволило НАСА заказать будущие миссии в декабре 2016 года при использовании ценообразования на основе прогноза на следующие годы. НАСА платит каждому подрядчику фиксированную цену, используя промежуточные платежи за ключевые этапы, такие как готовность корабля, запуск и успешная миссия. За каждую миссию НАСА платит до 75 процентов общей стоимости миссии до момента запуска. Контракт CCtCap запрещает платежи для следующих миссий, если подрядчик не смог продемонстрировать свои возможности, выполнив этап разработки, называемый «Обзор сертификации МКС». Это ограничение, например, запретило Boeing и SpaceX получать платежи в 2016 году за третьи-шестые миссии до тех пор, пока не будет завершен этап рассмотрения проекта сертификации МКС (10).
Коммерческие носители для пилотируемых кораблей
После завершения тестовых полетов и до выполнения регулярных полетов на МКС коммерческие ракеты-носители Boeing и SpaceX должны быть сертифицированы НАСА. Boeing планирует использовать Launch Complex 41 ВВС США на мысе Канаверал во Флориде для запуска ракеты Atlas V и выведения своего космического пилотируемого корабля Crew Space Transportation-100 Starliner (Starliner) на околоземную орбиту, где космический корабль будет состыкован с МКС (11). Хотя «Атлас V» имеет долгую историю успешных полетов, он никогда не использовался для полета человека в космос. Корабль Starliner — это новый и ранее не летавший пилотируемый космический корабль.
SpaceX будет использовать Space Shuttle launch Pad 39A в космическом центре Кеннеди, чтобы запустить модернизированную ракету Falcon 9 с космическим кораблем Dragon 2 для доставки астронавтов на МКС. Для пилотируемых миссий НАСА должно будет включить обновленный Falcon 9 в процесс сертификации. Ракета с 2010 года успешно запустила космические грузовые корабли SpaceX во время 17 миссий по доставке грузов на МКС. В течение этого периода SpaceX имела одну аварию при запуске. Последние две грузовых миссии по первому контракту будут выполнены в конце 2019 года и в начале 2020 года на грузовом корабле Dragon 1. Начиная с 21-го года грузовые полеты на МКС, запланированные с середины 2020 года SpaceX планирует осуществлять на грузовой конфигурации корабля Dragon 2.
Рисунок 2. Сводка по каждой транспортной системе пилотируемых миссий.
OIG НАСА оценило приблизительную среднюю стоимость на место в корабле, предполагая, что в одном космическом корабле находится четыре астронавта, и публично доступную информацию. Используемая здесь методология аналогична сноске (6) настоящего доклада.
Сноски:
1. В связи с тем, что Программа Коммерческого Экипажа получала меньше финансирования, чем было запрошено в период с 2011 по 2013 финансовый год, операционная дата начала полетов была позже скорректирована до середины 2017 года.
2. NASA Authorization Act of 2005, Pub. L. No. 109-155, § 502, 119 Stat. 2895-2945 (2005).
3. Корабль «Союз» ограничен 200-дневными миссиями в составе МКС из-за продление нескольких миссий «Союз» на 200 с лишним дней в зависимости от выполнения расстыковки в определенном положении.
4. В феврале 2017 года НАСА приобрело у Боинга два места в Союзе, а затем три дополнительных места за 373,5 млн. $ США или 74,7 миллиона долларов за место. Boeing имел право продать места в результате расчетов с РКК «Энергия», компании, которая строит космический корабль «Союз» для Роскосмоса, из-за неудачного партнерства по «Морскому старту».
5. Административный закон 1958 года, устанавливающий ряд юридически обязательных обязательств между НАСА и партнером для достижения поставленной цели без навязывания обширного перечня требований, обычно встречающихся в большинстве правительственных контрактов. С 2006 года НАСА предоставило соглашения о космическом акте на сумму 1,5 млрд. Долл. США следующим восьми компаниям: Alliant Techsystems Inc.; Blue Origin, LLC; Boeing; Excalibur Almaz, Inc.; Paragon Space Development Corporation; Sierra Nevada Corporation; SpaceX; and United Launch Alliance.
6. Средняя стоимость одного места рассчитывалась на основе общей стоимости контракта с вычитанием тестового и демонстрационного полета. Использованы открытые финансовые отчеты и планы бюджетов на 2020 год, чтобы определить общую стоимость миссии для каждого подрядчика. Это число было получено из доступной информации и является усредненным, а не точными расходами.
7. При справедливой корректировке любая из сторон может получить компенсацию за изменения вне согласованных требований, цен, или графиков. Для контрактов CCtCap, пункт H.20 диктует процесс справедливых корректировок в связи с изменениями графика для заданий.
8. Например, в соответствии с предыдущим контрактом НАСА может заказать до четырех миссий в год для получения скидок, без начала платежей, пока не будут определены сроки выполнения задания. Таким образом корректировки в контрактной цене могут быть установлены на заказанный год, хотя миссии могут быть запланированы на несколько лет в будущем. При этом Агентство не обязано начинать платежи.
9. Процесс подготовки к летным испытаниям, проведенный до первого демонстрационного полета с экипажем на низкую околоземную орбиту, включает ISS Design Certification Review завершенных этапов сертификации подрядчика и готовности к летным испытаниям. Чтобы завершить этап и получить оплату, каждый подрядчик должен продемонстрировать, что его корабль, транспортная система и операции с ними соответствуют всем требованиям; продемонстрировать график выполнения работ; и оценить безопасность, технические, стоимостные и плановые риски.
10. Запрет платежей до завершения рассмотрения проекта сертификации МКС был отменен для третьей миссии в 2018. Чиновник НАСА заявил, что это ограничение было введено в ответ на отчет OIG НАСА 2013 года, изучивший выполнение грузовых контрактов и критикующие Агентство за крупные платежи до того, как подрядчики продемонстрировали возможности по доставку грузов. НАСА OIG, Commercial Resupply Contracts (IG-13-016, June 13, 2013).г.).
11. Ракета Atlas V была разработана United Launch Alliance, совместным предприятием Boeing и Lockheed Martin.
Приложение А.
Мы проводили этот аудит с февраля 2019 года по ноябрь 2019 года в соответствии с принятые государственные стандартами аудита. Эти стандарты требуют, чтобы мы при планировании и проведения аудита получили достаточные и надлежащие доказательства, чтобы обеспечить разумную основу для наших выводов и заключений. Мы считаем, что полученные доказательства дают разумную основу для наших выводов и заключений исходя из целей нашего аудита.
Общая цель этого аудита состояла в том, чтобы оценить пилотируемые программы и программа МКС с упором на Boing, SpaceX и космические полеты «Союз». Мы также оценили график пилотируемых полетов, обеспечение доступа к Станция и таблицы цен контракта CCtCap. Кроме того, мы рассмотрели технические риски и сделали предложения, поскольку они связаны с общей целью. Мы также взяли интервью у сотрудников HEOMD, CCP, по прогрессу в обеспечении постоянного и безопасного доступа экипажей к МКС. Мы рассмотрели соответствующие законы, правила и политики, чтобы определить установленные правила и проблемы сотрудничества CCP. Мы рассмотрели требования НАСА и критерии для CCP…
Приложение В.
С 2010 года программа CCP прошла несколько этапов развития, при этом НАСА финансировало и планирует финансировать мероприятия по развитию коммерческих возможностей пилотируемых полетов для восьми компании на общую сумму 8,5 миллиардов долларов.
Раунд 1. Коммерческий экипаж — (CCDev1). Изучение коммерческой возможности перевозки экипажа началась в феврале 2010 года, когда Агентство выделило в общей сложности 50 миллионов долларов в рамках Соглашения о космическом акте которые получили пять компаний Blue Origin, Boeing, Корпорация Развития Космоса Paragon, Корпорация Сьерра-Невада (Сьерра-Невада), и United Launch Alliance для финансирования исследований и разработки ключевых технологий и систем.
Раунд 2. Коммерческий экипаж — (CCDev2). Начиная с апреля 2011 года НАСА финансирует по дополнительным соглашениям на сумму 316 миллионов долларов США четыре компании: Blue Origin, Boeing, Сьерра-Невада и SpaceX для продолжения разработки своих систем космических пилотируемых полетов. НАСА также заключило необеспеченные соглашения с тремя другими компаниями: Alliant Techsystems, Excalibur Almaz Inc. и United Launch Alliance которые предоставят техническую помощь в разработке концепции космического транспорта.
Раунд 3. Интегрированные возможности коммерческого экипажа — (CCiCap). НАСА в августе 2012 года выделило Boeing, Сьерра-Невада и SpaceX в общей сложности $ 1,168 млрд. Для продолжения разработки и критического анализа проекта для каждого подрядчика при подготовке к предстоящим контрактам на перевозку экипажей МКС.
Раунд 4. Договор о сертификации продукции — (CPC). Агентство присудило в декабре 2012 года в общей сложности 30 миллионов долларов Boeing, Sierra Nevada, и SpaceX через CPC, чтобы выполнить сертификацию для каждого подрядчика.
Раунд 5. Коммерческая возможность перевозки экипажа — (CCtCap). В сентябре 2014 года НАСА для завершения разработки Boeing и SpaceX заключило контракты с фиксированной ценой на сумму 6,9 млрд. $ на выполнение коммерческих пилотируемых полетов астронавтов на МКС и обратно на 12 миссий к 2024 году.
Рисунок 8. История финансирования разработки коммерческой пилотируемой программы для Boeing, SpaceX и Sierra. Общие суммы.
…
Оригинал: IG-20-005.pdf
Сколько стоит самая дорогая космическая станция и с чего она начиналась
Все знают, что космос — это дорого, и как не пытайся его удешевить, мы не сможем сделать его по-настоящему доступным еще много лет. Поэтому давайте оставаться реалистами. Наверное, если спросить вас, какое творение человека в космосе оказалось самым дорогим, многие без сомнения назовут правильный ответ. Другие дадут более общий ответ, но в целом все равно будут правы. Самый дорогой космический объект на сегодняшний день — это всем нам знакомая Международная космическая станция или просто МКС. Это шедевр инженерной мысли и человеческой изобретательности. На этот проект было потрачено 100 миллиардов долларов. Даже если бы каждый житель планеты, включая младенцев и стариков, скинулись по 10 долларов, этого все равно не хватило бы на строительство такого монументального сооружения. Все началось в 1998 году и скоро проекту исполнится 25 лет. До этого момента еще около года, а пока давайте просто поговорим об этом творении — иначе его просто не назвать.
Космическая станция по сложности сопоставима с крупным городом. Только сама она довольно компактная.
Содержание
- 1 Сколько стоит МКС и много ли это
- 2 Работа на МКС
- 3 Когда начали строить МКС
- 4 Первая в мире космическая станция
- 5 Первая космическая станция США
- 6 Первый ремонт станции на орбите
- 7 Космические станции Freedoom и Мир
- 8 Спасение космической отрасли России
- 9 Сотрудничество России и США в космосе
- 10 Как страны договорились строить МКС
- 11 Первый экипаж на МКС
- 12 Какое значение имела МКС в истории космоса
Сколько стоит МКС и много ли это
Только давайте еще раз осознаем стоимость проекта. На него уже потрачено около 100 миллиардов долларов. С нулями эта сумма выглядит так — 100 000 000 000. Если взять такую сумму деньгами в купюрах по 100 долларов, ее вес составит 1 000 тонн. Так, только чисто для понимания, добавлю, что сама МКС весит в районе 430-440 тонн. То есть деньги, которые потрачены на ее создание, весят более чем в два раза больше самой станции.
А еще на 100 миллиардов можно купить примерно 300 000 суперкаров Макларен с ценой около 300 тысяч долларов (округлим, ведь в данном случае точность не так важна). В Чехии, Израиле, ОАЭ, Португалии и некоторых других странах продается меньше машин в год. Длина этого автомобиля составляет 4,6 метра. Представим пробку из таких машин, которые стоят на расстоянии 40 сантиметров друг от друга. Длина этой пробки составит 1500 километров (почти столько же от Москвы до Сочи или от Москвы до Минска и обратно). МКС находится на орбите на расстоянии чуть больше 400 километров, то есть ее удаление от поверхности Земли в 4 раза меньше нашей гипотетической пробки. Конечно, расчеты примерные, но суть этой огромной суммы вы поняли. Это так, из области занимательной математики и необычных фактов.
300 000 таких McLaren 720 стоят примерно столько же, сколько МКС. Такое же количество новых машин в сумме продается в Чехии за год.
Работа на МКС
В центрах управления полетами по всему миру — в Хьюстоне, Королеве и Мюнхене — на гигантских экранах ежедневно разыгрывается реалити-шоу. Это самое скучное реалити-шоу, которое вы когда-либо видели. Здесь нет ничего, кроме медленно текущего и тщательно распланированного процесса функционирования станции.
В 2000 году МКС впервые стала постоянно обитаемой. Российские, американские, японские, канадские и европейские космонавты и астронавты жили и работали вместе на высоте 400 километров над Землей. Наверное, один из величайших триумфов МКС в том, что станция сделала космос рутинным и даже скучным.
Однако мы не должны воспринимать очевидный успех МКС, как нечто само собой разумеющееся, или представлять, что космические путешествия настолько просты, как кажется. И когда вы расследуете историю о том, как мы получили гигантскую орбитальную лабораторию, совершающую оборот вокруг планеты каждые 90 минут, вы понимаете, что факт создания МКС уже сам по себе является чудом.
Так выглядит главный центр управления полетами (ЦУП) России в городе Королев.
Когда начали строить МКС
Первый сегмент был выведен на орбиту 20 ноября 1998 космическим аппаратом «Заря». А сама идея космической станции возникла более века назад. Это логический шаг для космических цивилизаций между разовыми миссиями на орбиту и более длительными миссиями на Луну и Марс. Когда в 1950-х годах наступила космическая эра, провидцы, вроде Вернера фон Брауна и Сергея Королева, разработали концепцию, которая предусматривала постоянно занятую орбитальную станцию в качестве плацдарма для путешествия в глубокий космос.
5 фактов о Российской космической станции, которая придет на замену МКС.
Первая в мире космическая станция
После первого удачного полета на Луну воротилы космоса решили, что станцию точно надо строить, но сделать это так быстро не получится, и эту часть гонки выиграл СССР, выведя на орбиту 19 апреля 1971 года станцию «Салют-1». Она и стала первой в мире космической станцией. Но для того, чтобы сэкономить на ее обеспечении (доставка космонавтов, грузов и оборудования), нужны были многоразовые корабли, так как летать надо было часто. Так и появились проекты шаттлов и «Бурана».
Так выглядела станция Салют-1
Всего два месяца понадобилось для того, чтобы экипаж из трех человек пришвартовался к «Салют-1» и поселился над Землей. Космонавты провели три недели, живя и работая в 20-метровом цилиндре, установив новый космический рекорд продолжительности полета. Хотя, наверное, это был первый случай, когда именно полетом это назвать было сложно.
29 июня трое космонавтов перешли на борт своего космического корабля «Союз» для возвращения на Землю. Но при входе в атмосферу Земли произошла трагедия. Вышел из строя клапан, который в итоге высосал воздух из спускаемой капсулы. Без скафандров экипаж погиб буквально за секунды. Но об этом никто не узнал до того момента, как наземная служба поддержки открыла люк космического корабля.
Первая космическая станция США
Американская программа космической станции состояла из огромных ракет «Сатурн-5» и современных космических капсул «Аполлон». По сути, все это собрали воедино и получили проект создания на орбите собственной станции.
Skylab был жизненно важен для поддержки возрождения интереса к более постоянной станции. Вместо того, чтобы проектировать каждый элемент, мы просто взяли то, что существовало, и превратили его во что-то, что вы могли бы использовать для другой цели— говорит Дэвид Бейкер, бывший инженер NASA, работавший надо программами «Аполлон», «Шаттл» и самой космической станции.
Эта станция позволяла находится в ней экипажу в течение трех месяцев, а внутри было все необходимое, включая душ.
Были построены две полноценные лаборатории Skylab, но запущена только одна. Вторая сегодня занимает почетное место в Смитсоновском музее авиации и космонавтики в Вашингтоне. Там можно даже зайти внутрь так и не запущенной лаборатории, почувствовав себя настоящим космонавтов. Простите, астронавтом. Это же США. Кстати, тут рассказано, чем космонавты отличаются от астронавтов и приведены несколько интересных статей по теме.
Судьба Skylab получилась скомканной, но задумка была хорошая.
Внутри Skylab посетители музея могут заметить дизайн, который больше обязан научно-фантастическим представлениям о том, как должна выглядеть космическая станция, чем загроможденной реальности МКС. Может быть этим и вдохновлялся Илон Маск, создавая кабину своих Dragon?
В течение девяти месяцев в Skylab жили и работали три экипажа. Однако первая миссия должна была стать одной из самых сложных, которые когда-либо предпринимала NASA. Первопроходцам всегда непросто, тем более, когда надо решать конкретные проблемы, которые возникли на орбите.
Экипаж МКС спасался от космического мусора на кораблях «Союз» и Crew Dragon.
Первый ремонт станции на орбите
Во время запуска Skylab 14 мая 1973 года защитный экран и одна из солнечных батарей на стороне лаборатории были срезаны, а другая солнечная батарея была развернута лишь частично. Космическая станция теряла энергию и опасно перегревалась. Когда через 11 дней первая команда во главе с Питом Конрадом, одним из тех, кто побывал на Луне, пришвартовалась, их первой задачей было спасти станцию.
Работая при температуре более 50 градусов Цельсия, им удалось развернуть наспех сшитый солнцезащитный козырек через шлюз. Через несколько дней во время импровизированного выхода в открытый космос Конрад и Джо Кервин освободили застрявшую солнечную батарею.
Питер Конрад — командир первого экипажа на Skylab
Спасение доказало возможность проведения ремонта в космосе — опыт, который впоследствии пригодился с телескопом «Хаббл» и космическими станциями «Мир» и МКС.
Присоединяйтесь к нам в Telegram!
Космические станции Freedoom и Мир
В 80-е годы США готовят к запуску еще одну станцию — Freedom. Ее дизайн, безусловно, был амбициозным. Помимо лаборатории, жилых помещений и полностью оборудованного лазарета, модульная структура включала в себя ремонтную мастерскую спутников и была разработана так, чтобы служить плацдармом для дальнейших экспедиций на Луну или Марс.
С самого начала программа пошла не так хорошо, как предполагал занимавший тогда пост президента Рональд Рейган, активно продвигающий идею станции. В работе помогали Европа, Канада и Япония, но даже при этом проблем было много. Потребовалось около четырех лет только для того, чтобы согласовать окончательный вариант станции. У СССР на этом этапе дела обстояли немного лучше.
Несмотря на вложение более 8 миллиардов долларов, инженерам по сути было нечего предложить. А еще терялась основная политическая суть станции — доказать мощь западного мира перед СССР. Железный занавес стремительно рушился и доказывать уже было особенно нечего и некому.
Это сейчас Энергия современное самодостаточное предприятие. Но в начале 90-х все было очень сложно.
Спасение космической отрасли России
Тем не менее, пока Freedoom погрязла в бюрократии, космические экипажи из разных стран уже несколько лет жили на станции «Мир». По сути это и была первая Международная космическая станция. Однако с окончательным распадом Советского Союза в декабре 1991 года российской космической отрасли остро не хватило денег. Экономика была в таком состоянии, что космическая программа страны могла полностью сойти на нет.
Вышедших в открытый космос астронавтов впервые увидели с Земли.
Тогда США решили во чтобы то ни стало сохранить космическую отрасль России. Не из благих побуждений, а исключительно ради выгоды. Так было проще продолжать двигаться дальше, не потеряв разработки и не уступив их третьим сторонам. Тогда было сделано много чего сомнительного, но партнерство получилось в некотором роде довольно выгодным.
Деньги в основном получала корпорация «Энергия», запустившая в космос первого мужчину и первую женщину, а так же построившая космическую станцию «Мир». Теперь это была частная компания и как никогда нуждалась в деньгах для работы. А порядок сумм, которые были нужны, мы с вами уже определили в начале статьи.
Станция Мир была большой и прорывной для своего времени. В рамках сотрудничества к ней отправлялись американские корабли. Но позже было принято решении о ее сходе с орбиты и затоплении.
Сотрудничество России и США в космосе
Так российские космонавты начали летать на шаттлах, а американские — посетили станцию «Мир». 3 февраля 1994 года российский космонавт Сергей Крикалев присоединился к экипажу космического корабля «Дискавери» в восьмидневном орбитальном полете. Год спустя астронавт Норман Тагард на российском космическом корабле «Союз» провел 115 дней на «Мире», а 29 июня 1995 года шаттл «Атлантис» пристыковался к российской космической станции.
Вот только «Мир» тогда устаревала и надо было что-то делать. Был проект создания станции «Мир-2», но обе стороны согласились, что строить две станции («Мир-2» и «Freedoom») долго, дорого, сложно и бесперспективно — проще создать совместный проект. Так и поступили.
Так МКС стала по сути наследием «Мира», заставив американскую и российскую космическую космические отрасли работать вместе, несмотря на десятилетия напряженного противостояния. Опять же, сотрудничество не было благотворительным. У обеих сторон были свои конкретно обозначенные выгоды.
Над созданием МКС работали десятки, если не сотни тысяч человек из разных стран.
Однако слияние двух программ оказалось непростым. В США были люди, которые относились к России, как к младшим партнерам, проигравшим в холодной войне, и не принимали их более глубокие знания и опыт. Россия боролась с задержками, вызванными нехваткой денег и устаревающей из-за этого инфраструктурой.
Что такое холодная война и чем она опасна
Как страны договорились строить МКС
Другие страны, присоединившиеся к Freedom, но теперь оказавшиеся частью МКС, чувствовали себя неловко, когда их оттесняли на обочину ради дипломатической целесообразности. Тем не менее, представители 15 стран встретились в Вашингтоне, чтобы подписать соглашение о создании МКС: равноправное партнерство между странами в космосе. По крайней мере так предполагалось в теории. Рассуждать на тему того, получилось это или нет, оставлю вам.
Никто не говорил, что построить гигантскую 420-тонную конструкцию на высоте 400 километров над Землей, предназначенную для постоянного проживания людей, будет легко. Несколько команд в разных странах, говорящих на разных языках, должны были спроектировать и построить десятки тысяч компонентов, а также согласовать их друг с другом. Одно то, что американская инженерия использовала британские единицы измерения, а российские и европейские инженеры использовали метрическую систему, уже вносило немало проблем. При этом еще надо было избежать конфликтов, которые неизбежны, когда начинается дележка денег и славы.
После постройки секции МКС должны были последовательно запускаться и собираться на орбите. Так и делали, но трагедия с шаттлом «Колумбия» оказала сильное влияние на скорость работы. Впрочем, она продолжалась, и инженеры продолжали героически находить выход из затруднительных положений.
Что произошло с модулем “Наука”, развернувшем МКС на 45 градусов.
Первый экипаж на МКС
31 октября 2000 года первый постоянный экипаж стартовал на «Союзе» к свеженькой МКС — на этом этапе она представляла из себя не более чем дрейфующий в пустоте цилиндр. В феврале 2001 года к американской лаборатории Destiny добавилось еще шесть строительных предприятий. Темпы сборки нарастали, а космический шаттл играл решающую роль в доставке, позиционировании и соединении модулей. Вот тут и случилась беда с космическим кораблем «Колумбия», который развалился при входе в атмосферу, в результате чего погибли все семь астронавтов на борту, а программа «Шаттл» была заморожена. Это был сильный удар, учитывая то, что именно эти космические грузовики выполняли основную работу по доставке компонентов на орбиту.
Международный экипаж Колумбии, погибший при входе в атмосферу.
На этом этапе даже были разговоры о том, чтобы прекратить строительство МКС, но работы продолжились, а доставка компонентов и экипажей в полной мере начала осуществляться российскими космическими кораблями.
Станция была почти завершена. 24 февраля 2011 года астронавт Барратт совершил один из последних полетов шаттла — последний для «Дискавери». Несколько дней спустя он и итальянский астронавт Европейского космического агентства Паоло Несполи использовали манипулятор для перемещения последней основной секции МКС, модуля Леонардо. Он был установлен на свое место и работу над станцией можно было считать завершенной. Хотя бы временно.
Это было немного эмоционально. Я смог вытащить эту штуку из грузового отсека космического корабля с помощью канадского манипулятора, и было просто прекрасно видеть это в космосе с Землей внизу. Я подумал, что не хочу все испортить — говорит Барратт.
Сейчас на орбите живут и работают шесть человек. Считается, что там нет политики и все члены миссий нормально общаются друг с другом, но, как мы понимаем, в современных реалиях это возможно только на бумаге. Да и участие России в проекте МКС пока кажется довольно туманным. Тем не менее, нельзя не отметить дипломатическую роль МКС, которую она сыграла еще даже до своего создания.
Какое значение имела МКС в истории космоса
С точки зрения науки станция также успешна. Сейчас астронавты проводят большую часть своей рабочей недели в качестве технических специалистов на орбите, а исследования космической станции привели к публикации нескольких сотен научных статей.
Цена проекта, которую мы обозначили в начале, является примерной. За столько лет уже поменялась ценность денег, сложно подсчитать, какие именно расходы включать в смету, да и просто уже никто не вспомнит, что там было. Но 100 миллиардов долларов — это та цена, на которую можно ориентироваться. Это те деньги, которые заплатили страны, входящие в проект, включая Россию и США.
Несмотря на вклад других стран, именно сотрудничество России и США, а до этого соперничество СССР и США больше всего способствовали освоению космоса.
Сейчас никто не знает, как долго продлится работа станции, хотя, вероятно, еще лет 10 она точно будет работать на орбите. МКС сделана по принципу конструктора. А значит, можно менять ее модули и достраивать их. А значит, можно ждать еще что-нибудь интересное. Естественно, за кругленькую сумму.
Потребовалось более 50 лет, чтобы воплотить мечту о космической станции в реальность, но оно того стоило. Посмотрим, что будет со станцией дальше, но пока именно она является самым дорогим проектом в космосе, самой продвинутой станцией и символом покорения космоса. Покорения космоса всеми землянами, а не только двумя державами, которые пытались что-то доказать друг другу на заре освоения космоса.
Сколько стоило создание космоса…
НАСА потратило 10,6 миллиардов долларов на разработку космического корабля «Шаттл» и связанных с ним компонентов , включая твердотопливные ракетные ускорители, внешний бак и главные двигатели РС-25. Это также включает в себя 444 миллиона долларов на строительство производственных, пусковых и перерабатывающих мощностей шаттла.
С поправкой на инфляцию в долларах 2020 года НАСА потратило около 49 миллиардов долларов на разработку и запуск первого космического корабля «Шаттл».
STS Component | Original $ | 2020 $ |
---|---|---|
Orbiter | $6,250.7 | $29,200 |
RS-25 Main Engines | $1,398.9 | $6,482 |
Внешний бак | 636,1 $ | 2 795 $ |
Твердотопливные ускорители | 582,3 $ | 2 563 $ | $1,079.1 | $4,132 |
Technology Development | $149.5 | $1,129 |
Total R&D | $10,162 | $46,626 |
Construction of Facilities | $443. 9 | $2,134 |
Итого | 10 606 $ | 48 760 $ |
Все значения в миллионах долларов. Инфляция программы НИОКР рассчитана с использованием индекса новых стартов НАСА (NNSI). Инфляция строительства объектов, рассчитанная с использованием индекса оплаты труда производственных рабочих. Исходные данные доступны в виде электронной таблицы Google.
Проект космического корабля «Шаттл» был одобрен президентом Никсоном в начале 1972 года. Фаза разработки завершилась в 1982 году, когда администрация Рейгана объявила о начале регулярных операций после четвертого испытательного запуска орбитального корабля «Колумбия».
Хотя НАСА продолжало инвестировать в разработку и модернизацию флота шаттлов в последующие десятилетия, эти 11 лет составляют основной период исследований и разработок, когда космический шаттл превратился из концепции на бумаге в космический корабль в реальном мире.
Космическая транспортная система
«Спейс шаттл» — это разговорный термин для Космической транспортной системы (STS), которая состоит из орбитального аппарата, многоразовых двигателей RS-25, внешнего топливного бака и твердотопливных ускорителей. . Действия «Запуск и посадка» включали необходимое наземное оборудование и процедуры для подготовки «Шаттла» к запуску и ремонта для повторного использования.
Другим важным компонентом, который обычно опускается при обсуждении развития космических полетов, является строительство наземных элементов, необходимых для поддержки запуска, посадки и послеполетной обработки — все это должно было быть спроектировано и построено специально для нужд проект СТС.
Затраты на разработку и постройку Шаттла не были потрачены сразу. Чтобы спроектировать, доработать и построить надежное летное оборудование, требуется время, и «Шаттл» не стал исключением. Проект отображает классическую кривую затрат на аэрокосмическую разработку: проект начинается скромно, быстро растет по мере того, как он набирает обороты, персонал и сложность в результате перехода от бумажного проектирования к тестированию физического оборудования, а пик потребности в ресурсах приходится на несколько лет до начала проекта. его первый запуск. Затраты начинают снижаться, когда большинство сложных инженерных проблем решено и проект переходит в регулярную эксплуатацию.
Обязательства НАСА по развитию космической транспортной системы в год. Разработка была объявлена завершенной после 1982 финансового года, после чего программа считалась запущенной/эксплуатируемой. В этой диаграмме не указаны расходы, обязательные для в переходном квартале 1976 года, в результате единовременной реструктуризации бюджета правительством США. Для получения более подробной информации см. исходные данные электронной таблицы Google.
Использование данных | |
---|---|
Таблицы Google Полный набор данных, вкл. прорывы за финансовый год, расчеты инфляции) | View |
Таблица Excel Полный набор данных, вкл. прорывы за финансовый год, расчеты инфляции) | Скачать |
Таблица затрат на разработку STS | PNG | PDF | PPTX |
Таблица затрат на разработку STS (с поправкой на инфляцию) | PNG | PDF | PPTX |
Методология и предостережения
Суммы в долларах отражают фактические обязательства, указанные в бюджетных запросах НАСА между 1972 и 1984 финансовыми годами. Обязательства отражают контрактные суммы, а фактические расходы могут несколько отличаться как в абсолютном выражении, так и во времени.
Все общие расходы, указанные здесь, включают обязательства, сделанные в течение переходного квартала 1976 года — 3-месячного периода, в течение которого начало финансового года в США было смещено с 1 июля на 1 октября каждого года. Для ясности эти данные не приведены на графиках.
В период разработки космического корабля «Шаттл» бюджет НАСА был разделен на три основных статьи: Исследования и разработки (НИОКР), Строительство объектов (CoF) и Управление исследованиями и программами (R&PM). Разработка проекта в первую очередь зависела от счета НИОКР. Объемы строительства объектов, связанных с шаттлами, были указаны и указаны в счете CoF.
R&PM представляет заработную плату государственных служащих и другие административные накладные расходы. Хотя часть бюджета R&PM, безусловно, применяется к программе Shuttle, публичная отчетность в течение этого периода непрозрачна, и требуется более тщательное изучение данных и дополнительные исследования, чтобы правильно определить накладные расходы для проекта Shuttle.
Инфляция для компонента НИОКР была рассчитана с использованием нового стартового индекса НАСА, продукта Управления финансового директора агентства, который настроен специально для аэрокосмических проектов. Инфляция для строительства объектов использовала индекс оплаты труда производственных рабочих, который пытается нормализовать заработную плату неоплачиваемых рабочих на работах, связанных со строительством.
Для дополнительного рассмотрения и анализа затрат на разработку «Шаттла» см. Таблицу расходов, предоставленную НАСА в докторской диссертации Гумбольдта Манделла. тезис, анализирующий точность усилий по оценке стоимости проекта. Общие суммы одинаковы, но стоимость компонентов различается в разной степени, при этом дополнительные расходы (вероятно, из учетной записи Orbiter) относятся к руководству центра НАСА.
НАСА заявляет, что запуск лунной ракеты может стоить до 1,6 миллиарда долларов за запуск
Нью-Йорк Си-Эн-Эн Бизнес —
После почти десятилетнего вливания денег в проект создания гигантской ракеты, которая, как надеется НАСА, вернет астронавтов на Луну, ракета-носитель наконец-то собрана и готова к испытаниям.
Но ракету, названную SLS или Space Launch System, до сих пор преследуют критические замечания по поводу длительных задержек и перерасхода средств.
Администратор НАСА Джим Брайденстайн в понедельник обнародовал свое последнее предположение о том, сколько SLS будет стоить каждый раз при запуске: 800 миллионов долларов за ракету для оптового заказа и 1,6 миллиарда долларов, если НАСА купит только одну, Брайденстайн, сказала Рэйчел Крейн из CNN Business.
Это всего лишь оценка, отметил Брайденстайн, потому что космическому агентству «необходимо встретиться со своим основным подрядчиком, Boeing. (BA) и договориться о наилучшем решении для получения правильного сочетания количества ракет и стоимости каждой ракеты». Боинг (BA) отказался комментировать эти переговоры и направил вопросы в НАСА.
SLS обещает стать самой мощной ракетой из когда-либо построенных, способной производить на 20% больше тяги, чем ракета Saturn V, которая приводила в действие миссии Apollo 50 или около того лет назад. Но проект вызывает споры, потому что Boeing потратил гораздо больше времени и денег на создание ракеты, чем изначально обещал.
Критики уже давно отмечают, что коммерческие ракеты, такие как построенные SpaceX и United Launch Alliance, стоят в разы дешевле и по-прежнему могут выполнять многие задачи, поставленные перед SLS. Falcon Heavy от SpaceX, например, стоит около 9 долларов.0 миллионов за запуск и лишь немного меньшая грузоподъемность, чем у SLS. United Launch Alliance — совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing — также строит ракету Delta IV Heavy стоимостью около 300 миллионов долларов.
Во время своего полета космический корабль НАСА «Галилео» передал изображения Земли и Луны. Для создания этого вида были объединены отдельные изображения Земли и Луны. http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA00342
NASA/JPL/USGSНАСА хочет, чтобы астронавты вернулись на Луну в 2024 году. Возможно ли это?
Но Брайденстайн и группа федеральных законодателей стойко защищали SLS. Они отмечают, что эти коммерческие ракеты не такие мощные, как SLS, и в настоящее время ни одна из них не подходит для полета людей. Ракета сможет за один полет доставить Орион, космический корабль, который доставит астронавтов и крупный груз на Луну. Таким образом, SLS необходим для достижения цели администрации Трампа по возвращению людей на Луну к 2024 году.
«Да, на его разработку ушло много времени, и, конечно, американские налогоплательщики много вложили в него, но это ключевая способность Америки лидировать в космосе», — сказал Брайденстайн Крейну. — И это то, что мы намерены сделать.
Лунная программа НАСА, получившая название «Артемида», имеет множество критиков в Конгрессе, которых Брайденстайну необходимо будет заручиться поддержкой для получения финансирования. (Ранее он сказал CNN, что НАСА потребуется от 20 до 30 миллиардов долларов в течение следующих пяти лет сверх стандартного годового бюджета для финансирования программы).
Замечания Брайденстайна также прозвучали примерно через месяц после того, как в письме Управления управления и бюджета Белого дома говорилось, что SLS будет стоить более 2 миллиардов долларов за запуск.
Лаура Форчик, основатель аналитической компании Astralytical, занимающейся космической отраслью, сообщила CNN Business, что Брайденстайн, вероятно, поделился предполагаемой ценой за запуск SLS в понедельник, чтобы ослабить шок от некоторых законодателей, увидев, что Белый дом получает более 2 миллиардов долларов за запуск. оценить.
Но, добавил Форчик, нереально думать, что НАСА сможет купить ракеты SLS всего за 800 миллионов долларов.
«Где НАСА возьмет деньги на 10–12 запусков для [оптового заказа] SLS? НАСА изо всех сил пытается получить деньги, необходимые для Artemis, как есть», — сказал Форчик.
Она признала, что в прошлом веке ракета «Сатурн-5» запускалась 13 раз. «Но мы были в холодной войне, когда бюджет НАСА был намного выше из-за геополитических мотивов», — сказала она. «У Конгресса нет стимула выделять НАСА от 8 до 9,6 миллиардов долларов на массовые закупки» ракет.
Твиттер/Деннис Дусе
НАСА планирует высадить на Луну первую женщину к 2024 году
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_71E3F2FE-62A9-61EE-CD5A-EBC169D558C6@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Брайденстайн не сказал, действительно ли НАСА понадобится 10 или более ракет SLS. Для программы Artemis потребуются три ракеты — две для испытательных полетов и одна для посадки на Луну в 2024 году — и «возможно, больше после этого».НАСА также часто говорило о полезности SLS для запуска роботизированных исследовательских миссий вглубь Солнечной системы. Но эти задачи, говорят критики, скорее всего, могут быть решены более дешевыми коммерческими ракетами.
Например, Europa Clipper, космический корабль, который будет изучать одну из лун Юпитера, должен полететь на ракете SLS в 2025 году. Но OMB Белого дома в своем недавнем письме попросило Конгресс использовать вместо этого коммерческую ракету. Это обеспечит «более 1,5 миллиардов долларов экономии средств», говорится в письме.
В 2012 году компания Boeing получила контракт на изготовление основных компонентов SLS, и ожидалось, что ракета начнет полеты в декабре 2017 года.
В настоящее время график отстает более чем на два года, и Конгресс выделил 14,6 миллиарда долларов на разработку SLS и строительство первых двух ракет — намного больше, чем предполагалось изначально.
Boeing пообещал вернуть проект в нужное русло после того, как Брайденстайн публично пригрозил отказаться от ракеты SLS в начале этого года.