Красный и зеленый цвет: Как смешать красный и зеленый для получения нового цвета

Содержание

Зеленый + красный в интерьере: 30+ примеров модного сочетания

Глубокий зеленый, по мнению психологов, оказывает положительное психофизиологическое воздействие на человека. Преобладание зеленого в интерьере воздействует на организм успокаивающее: этот цвет способен снижать кровяное давление, постепенно устранять негативные эмоции, помогать в борьбе с бессонницей, уменьшать головную боль и приносить человеку умиротворение, гармонию и спокойствие. Красный же цвет, напротив, является возбуждающим: он повышает кровяное давление, увеличивает мускульное напряжение и активизирует работу мозга. Сочетание этих цветов побуждает человека к целенаправленной деятельности, спокойной, но интенсивной работе. Красный в чистом виде может негативно сказываться на психологическом состоянии: пробуждать агрессию и раздражительность. Поэтому нейтрализовать его спокойным зеленым оттенком — отличное решение.

Ключевым моментом в характере воздействия цветов в интерьере зачастую становится цветовой тон, теплота и насыщенность цвета.

Так, например, светло-зеленый оказывает освежающее действие, помогает сохранить бодрость, поэтому отлично подойдет для кабинета или кухни. А вот насыщенный изумрудно-зеленый оттенок помогает расслабиться и отлично впишется в интерьер спальни. Чем больше синего тона в зеленом, тем холоднее и напряженнее он воспринимается психологически. Близкий к бордовому темно-красный цвет ассоциируется со стабильностью и внушает уверенность. А обильное использование кричащего ярко-красного может привести к негативным последствиям для человеческой психики, поэтому лучше использовать его для оформления акцентов.

1 из 12

Наволочка декоративная, JoyArty

Узнать цену

Реклама. ООО «Яндекс»

2 из 12

Скатерть в красно-зеленую клетку, JoyArty

Узнать цену

Размер: 120х145 см. Материал: сатен; состав: полиэстер 100%. Плотность: 175 гр/кв.

м

Реклама. ООО «Яндекс»

3 из 12

Ляган круглый, Риштанская керамика»

Узнать цену

Диаметр: 41 см

Реклама. ООО «Яндекс»

4 из 12

Ляган круглый, Риштанская Керамика, Mikimarket

Узнать цену

Диаметр: 41 см

Реклама. ООО «Яндекс»

5 из 12

Плед Dunkan, Guten Morgen

Узнать цену

Реклама. ООО «Яндекс»

6 из 12

Набор кухонного текстиля «Альпийская сказка», Mia Cara

Узнать цену

Реклама. www.lamoda.ru

7 из 12

Пижама Vienetta

Узнать цену

Материал: 100% хлопок

Реклама. www.lamoda.ru

8 из 12

Серьги «Черри», Anna Slavutina

Узнать цену

Бижутерный сплав, хрусталь, кохалонг, хризопраз

Реклама. www.lamoda.ru

9 из 12

Венок новогодний с подсветкой, Solmax

Узнать цену

Реклама. ООО «Яндекс»

10 из 12

Подушка декоративная Fox, «Унисон»

Узнать цену

Размер: 40×40 см

Реклама. www.lamoda.ru

11 из 12

Подушка декоративная «Яблочный сад», JoyArty

Узнать цену

Реклама. ООО «Яндекс»

12 из 12

Брошь из серебра с эмалью и фианитами, Sokolov

Узнать цену

Реклама. ООО «Яндекс»


Теги

  • красный
  • зеленый

Дальтонизм: вопросы и ответы

Дальтонизм или, точнее, плохое или неполноценное цветовое зрение — это неспособность видеть разницу между определенными цветами. Хотя многие люди обычно используют термин «дальтонизм» для обозначения этого состояния, истинный дальтонизм, при котором все отображается в оттенках черного и белого, встречается редко. Подробнее о том, что такое дальтонизм, о его причинах и разновидностях, а также о способах лечения рассказываем в статье.


Причины дальтонизма

Дальтонизм — это очень распространенное заболевание, которое, по оценкам, охватывает в мире более 300 миллионов людей! Дальтонизм у мужчин встречается у 1 из 12 человек, в то время как дальтонизм у женщин — только у 1 из 200. Сразу возникает вопрос, почему дальтоники не различают цвета?

Дело в том, что видение цветов в спектре света — сложный процесс, который начинается со способности глаз реагировать на световые волны различной длины. Свет, содержащий волны всех цветов, проникает в глаз через роговицу и проходит через линзу и прозрачную желеобразную ткань в глазу (стекловидное тело) к чувствительным к длине волны клеткам (колбочкам) в задней части глаза. Колбочки чувствительны к коротким (синим), средним (зеленым) или длинным (красным) длинам волн света. Химические вещества в колбочках вызывают реакцию и отправляют информацию о длине волны через зрительный нерв в мозг. Если ваши глаза в норме, вы воспринимаете цвет. Но если вашим колбочкам не хватает одного или нескольких химикатов, чувствительных к длине волны, вы не сможете различать красный, зеленый или синий цвета.

Дальтонизм имеет несколько причин: врожденные и приобретенные.

Врожденный дальтонизм

Цветовая слепота обычно передается по наследству, потому дальтонизм у детей приходит с рождением. Унаследованная цветоаномалия чаще всего переходит от матери к сыну. Какие цвета путают дальтоники? Дальтоник, человек не различающий цвета, не может различить определенные оттенки красного и зеленого. Реже люди с дальтонизмом не могут различать оттенки синего и желтого.

Приобретенный дальтонизм

Как становятся дальтониками? Приобретенный дальтонизм — проблема с цветовым зрением (человек не различает цвета), которая возникает в более позднем возрасте, является результатом:

  • болезней глаз таких как, глаукома, дегенерация желтого пятна;
  • заболеваний головного мозга и нервной системы, таких как болезнь Альцгеймера или рассеянный склероз; 
  • травм глаз или головного мозга;
  • токсических эффектов от лекарств;
  • воздействия химикатов;
  • старения —  зрение дальтоника медленно ухудшается с возрастом.

Какие бывают виды дальтонизма

Есть разные виды дальтонизма. Как видит дальтоник? Некоторые люди с умеренным дефицитом цвета могут нормально видеть цвета при хорошем освещении, но испытывают трудности при тусклом свете. Другие не могут различать определенные цвета ни при каком свете. Самая тяжелая форма дальтонизма, при которой все видно в оттенках серого, встречается нечасто. Цветовая слепота обычно одинаково поражает оба глаза и остается стабильной на протяжении всей жизни.

Как видят дальтоники? Дальтоники делятся на дихромантов и монохроматиков.

Дихромазия

Дихромазия — это один из видов дальтонизма, при котором один из трех типов колбочек (красный, зеленый или синий) в глазах человека не функционирует должным образом. Какие цвета не видят дальтоники? Дихромазия состоит из таких основных подвидов: 

  1. Протанопия — дальтонизм на красный цвет;
  2. Дейтеранопия — дальтонизм на зеленый цвет;
  3. Тританопия — дальтонизм на синий и фиолетовый цвета.

Как дальтоники видят цвета? В конечном итоге различные типы красно-зеленого дальтонизма приводят к тому, что человек видит мир, который остальные из нас описали бы как мутно-зеленый с оттенками синего и желтого. Коричневый, оранжевый и красный цвета легко спутать, а бледные оттенки вообще трудно различить.

Монохромазия

Монохромазия встречается только у одного из 33 000 человек. Люди с монохромностью вообще не видят цвета. Как дальтоники видят цвета? Для этих людей мир существует в черно-белом цвете, как в старинном телевидении. Монохромант — это человек, который не различает цвета, но может различать только яркость цветов (насколько они сильные или слабые).

Как диагностировать дальтонизм

Дальтонизм можно диагностировать с помощью специальных полихроматических таблиц Рабкина. Каждая таблица состоит из множества цветных кружков и точек, одинаковых по яркости, но несколько различных по цвету. Дальтонику, не различающему представленные в таблице цвета, она покажется однородной, а человек с нормальным цветоощущением увидит на ней цифру или геометрическую фигуру, составленные из кружков одного цвета.

Как понять что ребенок дальтоник? Если у вас появились подозрения, что ребенок не справляется с обозначением цвета, внимательно понаблюдайте за ним. Предложите ему «срисовать» какую-либо картинку или окружающие его предметы, используя те же цвета. Если ребенок использовал другие цвета на своем рисунке, ещё не значит, что он дальтоник, возможно, это связано с его воображением или характером.

Тогда положите перед ребёнком две одинаковые по форме конфетки, но одну в яркой обвёртке, а вторую – в тусклой серой. Обычно дети предпочитают всё яркое, следовательно, при нормальном зрении ребенок выберет яркую конфету. Дальтоник, скорее всего, схватит наугад.

Однако все эти методы условные, и точный диагноз может поставить лишь врач-офтальмолог, используя таблицы Рабкина или Ишихары.

Можно ли вылечить дальтонизм

Как вылечить дальтонизм? Медикаментов для лечения врожденного дальтонизма не существует, и до недавнего времени не было ни одного способа справиться с ним. Однако существуют методы коррекции цветовосприятия с помощью специальных линз. Недавно были разработаны очки для дальтоников с сиреневыми линзами Oxy-Iso для коррекции дальтонизма. Эти очки позволяют различать красный и зеленый цвета, улучшая цветовое зрение людей с наиболее распространенной формой дальтонизма.

Как лечить дальтонизм? Тонированные контактные линзы с красным оттенком также могут корригировать цветовосприятие для прохождения некоторых тестов, однако не подходят для постоянного применения.

Кроме того, офтальмолог может лечить и приобретенные формы дальтонизма. Лечение дальтонизма этого вида предусматривает устранение основного заболевания или отказ от лекарств, вызвавших проблему.

Справка Doc.ua: записаться на прием к врачу-офтальмологу можно на сайте.

Сочетаются ли красный и зеленый цвета? Эксперты рассказывают нам, как

В это время года повсюду можно увидеть красный и зеленый цвета. Это сочетание цветов, безусловно, является синонимом Рождества. Очевидно, что это выигрышная цветовая схема, но может ли эта палитра избавиться от праздничных коннотаций, чтобы оставаться частью нашего дома до конца года?

Достаточно нескольких удачных примеров, чтобы продемонстрировать, что оттенки красного и зеленого помогут создать прекрасный современный интерьер. Ключ к правильному решению? Все зависит от интенсивности оттенков, которые вы выбираете, и от того, как вы планируете использовать их в своем доме.

Эти оттенки естественным образом дополняют друг друга в соответствии с теорией цвета, и их комбинация позволяет создать идеально сбалансированную цветовую палитру для теплого и роскошного дизайна.

Я убежден, что это цветовая палитра, которую мы используем недостаточно, поэтому я поговорил с дизайнерами, чтобы они помогли выяснить, как заставить эту комбинацию работать каждый раз, не вызывая дух Рождества.

Редактор контента

Адити — домашний писатель и редактор с многолетним опытом работы. Ее статьи, подкрепленные мнениями экспертов, предлагают предложения, направленные на то, чтобы помочь читателям сделать лучший выбор дизайна дома. Для этой статьи она поговорила с несколькими дизайнерами, чтобы понять, как использовать зеленый и красный цвета в интерьерах после Рождества.

Красный и зеленый сочетаются?

Прямой ответ на этот вопрос: да. В то время как зеленый и красный цвета находятся напротив друг друга на цветовом круге, они считаются полностью дополняющими друг друга, но эти два тона могут прекрасно сочетаться друг с другом.

Обычно эту палитру можно увидеть в изобилии во время Рождества, но когда дело доходит до дизайна с использованием этих тонов круглый год, эта комбинация не должна выглядеть слишком похожей на взрыв в мастерской Санты. С красным и зеленым работать легче, чем вы думаете. Использование их в текстурах, мебели, обоях и даже в подушках или сувенирах может сделать ваше пространство не слишком сезонным, а веселым круглый год. Но больше всего важно правильно подобрать тона красного и зеленого.

Есть много цветов, которые сочетаются с красным и зеленым, что позволяет добавить третий оттенок, который еще больше украсит схему.

«Контрастные и дополнительные цвета располагаются напротив друг друга на цветовом круге», — говорит Юстина Корчинска, старший дизайнер бренда красок Crown . «Принято считать, что самые яркие цветовые сочетания получаются при использовании таких цветов, как желтый и синий или красный и зеленый. Такие цвета называются комплиментарными. Как следует из названия, это создает интересные цветовые схемы, которые одновременно гармоничны и противоположны».

Для более сложной обстановки выберите более глубокие тона.

(Изображение предоставлено Kingston Lafferty Design)

Темные тона — отличный способ приземлить красно-зеленую комнату и избежать ощущения Рождества. Теплые тона имеют присущее ощущение кокона и могут создать уютную обстановку, особенно уместную в таких помещениях, как столовая или банкетка, которые являются интимными зонами.

Если глубокая палитра кажется слишком одномерной, добавьте узоры, чтобы разбить сплошные тона и придать дизайну немного движения.

«Когда красный и зеленый сочетаются друг с другом, на ум часто приходит Рождество, — говорит Хелен Шоу, директор Benjamin Moore в Великобритании , — тем не менее результаты могут быть удивительно сложными при правильном стиле и оттенках. Более насыщенные оттенки этих цветов, такие как бордовый и темно-зеленый, хорошо дополняют друг друга, а оттенки драгоценных камней придают дому ощущение роскоши, особенно в сочетании с золотыми аксессуарами».

(открывается в новой вкладке)

Обои Aquarium Deep Sea, Graham & Brown

Эти обои с морской тематикой темно-зеленого цвета и небольшими оттенками красного идеально подходят для уютного, праздничного пространства, такого как столовая или банкетная зона.

(Изображение предоставлено Maestri Studio. Фото предоставлено Стивеном Карлишем)

«При использовании таких цветов, как красный и зеленый, вы подходите к дизайну с намерением заявить о себе», — говорит Кэти Полсен, дизайнер интерьеров в Maestri. Студия (откроется в новой вкладке). «В этом случае пространство должно было быть захватывающим, но также должно было иметь успокаивающее качество, чтобы семья всегда могла наслаждаться».

«Мы сделали это, смягчив более яркие оттенки красного и зеленого, добавив древесные тона и добавив тепла металлической отделке», — добавляет она. «Мы знали, что наш лучший подход к использованию этих смелых цветов заключался в том, чтобы знать, что они будут выделяться, но также помнить, что они должны чувствовать себя как дома».

Избегайте основных цветов и выбирайте тональные оттенки

(Изображение предоставлено Borgo Otto Interiors)

К счастью, красный и зеленый цвета доступны в нескольких интересных полутонах и оттенках. От мятного, шалфейного и лесного до бирюзового и зеленого мха, терракотового, ржавого, алого, маково-красного и других — существует целая гамма оттенков, которые вы можете использовать для создания этой палитры. Если вы ищете цветовые идеи для спальни, гостиной или кухни, это предлагает гораздо менее резкое сочетание цветов, чем чистые тона красного и зеленого.

«Есть много оттенков красного и зеленого, которые прекрасно сочетаются друг с другом, например, нежно-зеленый с ржаво-красным, который выглядит невероятно», — говорят дизайнеры интерьеров Дженна Чоут-Джеймс и Мариана Угарте из британской компании Interior Fox . . «Все дело в том, чтобы избегать основных цветов и играть промежуточными оттенками, если вы хотите избежать праздничного настроения».

Рассыпьте палитру по комнате, чтобы создать более утонченный образ

(Изображение предоставлено Kingston Lafferty Design)

Еще один способ работы с этой палитрой — разбросать ее по комнате или сконцентрировать в одном углу комнаты. Подумайте о том, чтобы добавить больше тонов, таких как черный, золотой или бежевый, чтобы заземлить схему, которая может показаться слишком OTT с помощью только зеленого и красного цветов. Акцентная стена гостиной или спальни с красным и зеленым, а остальная часть комнаты пропитана нейтральными тонами, тоже может помочь.

«Используйте вместе красный и зеленый цвета, чтобы получить гораздо более сильные и эффектные декоративные схемы, которые останутся актуальными и интересными с течением времени», — говорит Юстина. «Сегодня мы гораздо более креативны, такие схемы, как характерные стены, могут принимать множество форм, форм, текстур и материалов, которые выдерживают испытание временем».

Golden Beach Velvet Chair от Amazon

Этот плюшевый изумрудно-зеленый акцентный стул является идеальным дополнением к любому общественному пространству, будь то гостиная или столовая.

Смешайте красный и зеленый с другими дополнительными оттенками

(Изображение предоставлено Pooky)

Имейте в виду, что вам не нужны красный и зеленый цвета, чтобы доминировать в вашем пространстве. С вашей красной и зеленой цветовой гаммой рассмотрите мастерскую работу с несколькими цветами. Хитрость заключается в том, чтобы использовать элементы декора, которые сочетают в себе все оттенки вашей палитры, вместо того, чтобы пытаться использовать отдельные элементы каждого цвета.

Красивое, яркое сочетание красного, зеленого, желтого, синего и розового цветов может выглядеть потрясающе на фоне белоснежных стен и потолка. Не забудьте добавить много естественного света, чтобы сбалансировать схему электрификации.

Если вы хотите присутствия красного и зеленого, но хотите, чтобы они были сдержанными, подумайте о том, чтобы добавить их в качестве более мелких элементов в большую цветовую схему, например, во все синие или темно-серые комнаты. Несколько цветов сочетаются с синим или серым, а красный и зеленый могут поднять угрюмую схему, подобную этой.

«Невозможные» цвета: посмотрите на оттенки, которых не может быть

Инженеры часто нагружают конструкцию весом, пока она не рухнет, или трясут ее, пока она не разлетится на части. Как и инженеры, многие ученые тайно любят деструктивные испытания: чем катастрофичнее неудача, тем лучше. Исследователи человеческого зрения избегают необратимых сбоев (и судебных исков), но находят обратимые сбои увлекательными и поучительными, а иногда даже важными, как в случае разрушительной пространственной дезориентации и потери зрения, с которыми могут столкнуться военные пилоты.

В Исследовательской лаборатории ВВС США мы вдвоем изучаем самые катастрофические дефекты зрения, которые только можем устроить. Мы создаем условия, в которых люди видят изображения, растекающиеся, как горячий воск, и фрагментирующиеся, как разбитая мозаика. Здесь мы рассказываем историю о двух самых интригующих нарушениях восприятия, которые мы изучали: запрещенных цветах и ​​искаженных геометрических галлюцинациях.

Вы когда-нибудь видели голубовато-желтый цвет? Мы не имеем в виду зеленый. Некоторые зеленые цвета могут казаться голубоватыми, а другие могут казаться желтоватыми, но ни один зеленый (или любой другой цвет) никогда не бывает одновременно и голубоватым, и желтоватым. А вы когда-нибудь видели красновато-зеленый? Мы не имеем в виду грязно-коричневый, который может получиться при смешивании красок, или желтый, который получается при смешении красного и зеленого света, или текстуру поля красных и зеленых точек пуантилиста. Мы имеем в виду один цвет, который выглядит одновременно красноватым и зеленоватым в одном и том же месте.

Создав правильные условия, мы увидели эти невообразимые или «запрещенные» цвета, как и наши подопытные. И мы нашли способы контролировать или смещать галлюцинаторные узоры концентрических кругов и спиц колеса, которые люди могут видеть в быстро мерцающем свете, хотя смещение сработало вопреки нашим ожиданиям. Оба эти явления открывают нечто новое в нейронной основе оппозиции, одной из древнейших концепций в науке о восприятии.

Противодействие распространено в физиологии. Например, чтобы согнуть руку, вы расслабляете трицепс, одновременно напрягая бицепс; бицепсы и трицепсы являются мышцами-противниками, поскольку они действуют прямо противоположно друг другу. В 1872 году немецкий физиолог Эвальд Геринг предположил, что цветовое зрение основано на противопоставлении красного и зеленого и желтого и синего; в каждой точке поля зрения мышцы покраснения и зелени, так сказать, противостояли друг другу. Восприятие красноты на месте исключало восприятие там зелени, и наоборот, как нельзя одновременно согнуть и разогнуть руку. Все оттенки, которые видят люди, можно получить, соединив красный или зеленый с желтым или синим. Теория Геринга объяснила, почему люди могут одновременно воспринимать синий и зеленый в бирюзовом, красный и желтый вместе в оранжевом и так далее, но никогда не воспринимают красный с зеленым или синий с желтым в одно и то же время и в одном и том же месте.

Безумные цвета
Наблюдение, что люди никогда не видят смеси противоположных цветов, было одним из самых достоверных в когнитивной науке. Кроме того, исследования показали, что оппозиция цвета начинается в сетчатке и среднем мозге — первой области мозга, участвующей в зрении, — с нервов, передающих данные, которые представляют собой вычитание одного цветового сигнала из другого. Необработанные цветовые сигналы исходят от колбочек сетчатки, которые обнаруживают свет в трех перекрывающихся диапазонах длин волн. Другие клетки суммируют и вычитают выходные данные трех видов колбочек, производя сигналы, относящиеся к четырем основным цветам — красному, зеленому, желтому и синему.

Но это как если бы зрительная система была подключена к двум каналам данных для цвета: красно-минус-зеленый канал (в котором положительные сигналы представляют уровни красного цвета, отрицательные сигналы представляют собой зеленый цвет, а нулевой сигнал не представляет ни одного из них) и аналогично работающий желто-зеленый канал. минус-синий канал. Такая аппаратная проводка обеспечивает соблюдение законов Геринга о цветовой оппозиции.

Однако в 1983 году Хьюитт Д. Крейн и Томас П. Пьянтанида из SRI International в Менло-Парке, Калифорния, сообщили о способе обойти правила восприятия, запрещающие такие цвета, как красновато-зеленый и желтовато-синий. Они заставляли испытуемых смотреть на расположенные рядом поля красного и зеленого или желтого и синего цветов. Их аппарат отслеживал положение глаз испытуемых и перемещал зеркала, чтобы стабилизировать цветовые поля, то есть замораживать их на сетчатке каждого испытуемого, несмотря на все постоянные небольшие движения глаз. Стабилизация изображения может привести ко многим интересным эффектам, таким как изображение, которое, кажется, разбивается на части, видимость которых увеличивается и уменьшается.

Особый интерес для Крейна и Пиантаниды представляла склонность к исчезновению границ на стабилизированных изображениях.

Действительно, их подопытные видели, как исчезла граница между двумя противоположными цветами; цвета текли и смешивались через исчезающую границу. Некоторые испытуемые сообщали, что видели запрещенные красновато-зеленые и желтовато-голубые оттенки. Другие видели галлюцинаторные текстуры, такие как синий блеск на желтом фоне.

Статья Крейна и Пьянтаниды должна была вызвать всеобщий интерес: два высококвалифицированных исследователя сообщали о серьезном нарушении общеизвестного психофизического закона. Вместо этого статья стала исследованием, о котором исследователи зрения не говорили, — Сумасшедшей старой тетей на чердаке видения.

Мы считаем, что четыре причины привели к такой небрежности. Во-первых, результат был непостоянным: некоторые испытуемые видели галлюцинаторные текстуры вместо запрещенных цветов. Во-вторых, запретные цвета было трудно описать. Крейн и Пиантанида попытались обойти эту проблему, заставив художников описывать цвета. Это не помогло. В-третьих, эксперимент было трудно воспроизвести. Крейн изобрел специальный айтрекер, который был дорогим и сложным в использовании. Наконец, у исследователей не было теоретической основы для понимания результата. Мы убеждены, что это и было основным препятствием — о вещах, не вписывающихся в существующую парадигму, трудно думать. Крейн и Пиантанида предположили, что они обошли ту часть зрительной системы, которая отвечает за противопоставление цветов, и активировали перцептивный механизм заполнения, но не развили эту идею.

Наша светлая идея
Несколько лет назад у нас двоих появилось представление о потенциальном объяснении различий в восприятии Крейна и наблюдателей Пиантаниды. Мы знали, что наряду со стабилизацией изображения еще одно экспериментальное условие приводит к аналогичной потере прочности границы: а именно, когда два соседних цвета имеют одинаковую яркость. Яркость похожа, но не идентична воспринимаемой яркости. Два цвета равносильны для наблюдателя, если их очень быстрое переключение производит наименьшее впечатление мерцания.

Когда испытуемые смотрят на два соседних поля с равномерными цветами, они видят, как граница между цветами ослабевает и исчезает, позволяя цветам перетекать друг в друга — за исключением случаев красно-зеленых или желто-синих пар. Мы знали, что этот эффект схлопывания границ сильнее всего проявляется, когда наблюдатель сводит к минимуму движения глаз. Возможно, эффекты равносветимости и стабилизации будут сочетаться синергетически, что приведет к коллапсу границ и смешиванию цветов, достаточно сильному, чтобы происходить согласованно даже с противоположными цветами. Чтобы проверить эту идею, мы объединились с нашим коллегой из исследовательской лаборатории ВВС подполковником Джеральдом А. Глисоном, который изучал движения глаз.

Мы привязывали испытуемых к устройству отслеживания глаз Глисона, используя опоры для подбородка или прикусные пластины, чтобы свести к минимуму движения головы. Мы решили не использовать художников и других непрофессионалов в качестве испытуемых. Для этого эксперимента мы хотели, чтобы исследователи зрения были воспитаны на теории цвета, скептически относились к цветам, о которых философия Геринга и не подозревала, и могли описывать свои наблюдения с помощью богатой стенографии «визионерки» — важно, когда вы бормочете свои наблюдения сквозь зубы. И нам нужны были заслуживающие доверия субъекты, которые могли бы свидетельствовать о наших недоверчивых коллегах. Таким образом, мы привлекли семь исследователей зрения (включая Биллока и Глисона) с нормальным цветовым зрением.

Поскольку люди по-разному воспринимают яркость разных цветов, мы сначала измерили реакцию испытуемых на красный, зеленый, желтый и синий. Затем мы показывали каждому испытуемому бок о бок поля красного и зеленого или желтого и синего цветов, настроенных таким образом, чтобы они казались либо равносветными, либо сильно неравномерными.

Комбинация равномерного освещения и стабилизации изображения оказалась чрезвычайно эффективной. Для равносветящихся изображений шесть из семи наших наблюдателей видели запрещенные цвета (зрение седьмого наблюдателя каждый раз сразу же становилось серым). Граница между двумя цветами исчезла бы, и цвета перетекли бы через границу и смешались бы. Иногда результат выглядел как градиент, идущий, скажем, от красного слева к зеленому справа, со всеми возможными оттенками зеленовато-красного и красновато-зеленого между ними. В других случаях мы видели красные и зеленые поля в одном и том же месте, но на разной глубине, как будто видели один оттенок сквозь другой без какого-либо обесцвечивания ни одного из них. Часто мы видели красивый однородный красновато-зеленый или голубовато-желтый цвет, заполняющий все поле.

Любопытно, что двое испытуемых сообщили, что после упражнения они могли видеть в своем воображении красновато-зеленый и голубовато-желтый цвета, хотя эта способность не сохранилась. Таким образом, мы можем ответить на вопрос, поставленный философом Дэвидом Юмом в 1739 году: возможно ли воспринимать новый цвет? Так оно и есть, но поразительные новые цвета, которые мы видели, представляли собой смеси знакомых цветов.

Наши наблюдения привели нас к разработке модели того, как в мозгу может возникать цветовая оппозиция, не полагаясь на встроенное вычитание. В нашей модели популяции нейронов соревнуются за право на огонь, как два вида животных соревнуются за одну и ту же экологическую нишу, но проигравшие нейроны замолкают, а не вымирают. Компьютерное моделирование этого соревнования хорошо воспроизводит классическую цветовую оппозицию — на каждой длине волны могут победить «красные» или «зеленые» нейроны, но не оба (аналогично для желтого и синего). Тем не менее, если конкуренция отключена, скажем, путем подавления связей между нейронными популяциями, ранее враждующие оттенки могут сосуществовать.

Тигровые полосы на мозгу
В нашем эксперименте, когда красно-зеленые или желто-синие поля значительно различались по яркости, мы и другие наши испытуемые не видели запрещенных цветов. Вместо этого мы увидели текстуры, такие как зеленый блеск на красном поле или синие полосы на желтом поле, точно так же, как Крейн и Пиантанида сообщили для некоторых из своих объектов. Они могли использовать цветные изображения, которые были равносильны для одних объектов, но явно неэквивалентны для других.

Эти иллюзорные крапчатые и полосатые узоры, которые мы видели, были интригующими. Изучение подобных паттернов в других контекстах имеет богатую историю. Такие закономерности возникают в определенных смесях реагирующих химических веществ, в которых химические вещества диффундируют асимметрично или с разной скоростью. Английский математик и пионер вычислительной техники Алан Тьюринг представил эти системы реакции-диффузии как математические системы, заслуживающие изучения, которые могут моделировать узоры, наблюдаемые в шкурах зебры, шкурах леопарда и множестве других биологических явлений — и, в частности, галлюцинациях.

Зрительные галлюцинации с геометрическими узорами вызываются многими триггерами: наркотиками, мигренью, эпилептическими припадками и — нашим любимым — зрительным стимулом, называемым мерцанием пустого поля. Дэвид Брюстер (изобретатель калейдоскопа) исследовал галлюцинации, вызванные мерцанием, в 1830-х годах, как сообщается, испытал их, промчавшись мимо высокого залитого солнцем забора с закрытыми глазами, что вызвало быстрые вспышки света и тьмы («мерцание») на пустом холсте. тыльную сторону его век. Сегодня проще и безопаснее воспроизвести этот эффект, закрыв глаза, пока пассажир едет в машине по усаженной деревьями улице, или, что еще лучше, глядя на мерцающий монитор компьютера.

Обычные геометрические галлюцинации, вызванные мерцанием, включают формы веера, концентрические круги, спирали, паутину и соты. В 1979 году Джек Д. Коуэн из Чикагского университета и его докторская степень. студент Г. Бард Эрментроут (сейчас работает в Университете Питтсбурга) заметил, что все эти изображения соответствовали возбуждению полосатых паттернов нейронов в первичной зрительной коре — области мозга на затылке, участвующей в обработке зрительных образов. Например, когда человек смотрит на реальное изображение концентрических кругов, активируются вертикальные полосы нейронов в первичной зрительной коре. Веерообразный рисунок, такой как спицы колеса, возбуждает горизонтальные ряды нейронов. Спирали возбуждают косые полосы.

Таким образом, Эрментроут и Коуэн могли бы объяснить многие из описанных геометрических галлюцинаций, если бы зрительная кора могла спонтанно генерировать полосатые паттерны нейронной активности в ответ на мерцание. В 2001 году Коуэн и другие коллеги расширили модель, включив в нее множество более сложных паттернов. Эти результаты, однако, не предлагают рецепта, как вызвать какую-либо конкретную галлюцинацию для детального изучения. Действительно, паттерны, вызванные мерцанием, непредсказуемы и нестабильны, вероятно, потому, что каждая вспышка нарушает ранее вызванную галлюцинацию. Было бы очень полезно иметь технику, вызывающую определенную стабильную галлюцинацию для длительного наблюдения. Зрительные галлюцинации и тьюринговская математика формирования паттернов могли бы открыть окно в динамику зрительной системы человека.

Чтобы попытаться стабилизировать паттерны, вызванные мерцанием, мы вдвоем черпали вдохновение в других системах спонтанного формирования паттернов, которые можно сделать предсказуемыми, введя подходящее смещение. Например, представьте себе неглубокую сковороду с маслом, нагретым снизу и охлажденным сверху. Если разница температур достаточно велика, поднимающееся горячее масло и падающее холодное масло самоорганизуются в узор из горизонтальных цилиндров, которые сверху выглядят как полосы. Каждый цилиндр вращается вокруг своей оси — жидкость поднимается с одной стороны и падает с другой. Паттерн стабилен, если соседние цилиндры вращаются в противоположных направлениях, как зубчатые колеса.

Обычно ориентация цилиндров (направление «полос») определяется случайным образом во время формирования узора, но если вы нагнетаете восходящий поток жидкости вдоль определенного направления, тогда узор цилиндров эволюционирует, чтобы выровняться с это. Случайно введенные в заблуждение этой аналогией, мы решили посмотреть, стабилизирует ли галлюцинация, которую видят люди, представление узора рядом с мерцающей пустой областью. В опытах мы демонстрировали небольшие круглые и веерообразные конструкции при постоянном освещении с быстро вспыхивающим светом в пустой области вокруг них. Физические паттерны будут возбуждать полосы определенной ориентации в зрительной коре человека, и мы ожидали, что возбуждения, вызванные мерцающей областью, будут расширять паттерн за счет добавления параллельных полос. Таким образом, мы думали, что наши испытуемые увидят круговые узоры и формы веера, распространяющиеся на окружающую мерцающую область.

Круги и веера
К нашему большому удивлению, наши испытуемые увидели противоположный эффект. Маленькие физические круги всегда были окружены иллюзорными формами веера, которые вращались со скоростью около одного оборота в секунду. И наоборот, мерцание вокруг небольших физических форм веера вызывало галлюцинации круговых узоров, которые иногда пульсировали. Аналогичные результаты происходили, когда физический паттерн окружал мерцающий пустой центр. Во всех случаях галлюцинация ограничивалась мерцающей областью — она распространялась на физический паттерн только в том случае, если мы заставляли физический паттерн мигать и выключаться синхронно со светом в пустой области.

Оглядываясь назад, этот результат не должен был удивлять. Пятьдесят лет назад Дональд М. Маккей из Королевского колледжа в Лондоне показал, что, если рассматривать формы веера в мерцающем свете, можно увидеть слабый узор из концентрических колец, перекрывающих веер, и наоборот. Результат Маккея можно интерпретировать как результат своего рода оппозиции. Чтобы понять этот момент, представьте, что произойдет, если вы увидите яркую вспышку красного света: вы увидите зеленое остаточное изображение, причем зеленый является цветом, противоположным красному. Если зрительная система воспринимает формы веера и концентрические круги как противоположные геометрические фигуры, то слабые узоры, видимые в иллюзии Маккея, могут быть геометрическими остаточными изображениями, присутствующими в темные моменты между вспышками.

Наша новая иллюзия также имеет цветовой аналог: красное поле может сделать соседнее серое поле зеленоватым. При правильных динамических условиях — наша мерцающая установка — геометрический узор индуцирует геометрический узор противника в пустом поле рядом с ним. Другими словами, иллюзия Маккея включает в себя геометрическое противопоставление, разделенное во времени (то есть вееры и круги присутствуют в отдельные моменты времени), тогда как наш эффект представляет собой геометрическое противостояние, разделенное в пространстве (веера и круги находятся в смежных областях).

Хотя вполне естественно рассматривать запретные цвета и искаженные геометрические галлюцинации как салонные трюки, они иллюстрируют важные моменты, касающиеся зрения и природы перцептивных противоречий. Запрещенные цвета показывают, что цветовое противопоставление, которое служило моделью для всех перцептивных противоречий, не так жестко и запрограммировано, как думали психологи. Программные механизмы, такие как наша модель конкуренции, могут понадобиться, чтобы полностью понять, как мозг обрабатывает цвета оппонента.

Эксперименты, стабилизирующие геометрические галлюцинации, показывают, что при всей их экзотической внешности эти галлюцинации удивительно похожи на знакомые визуальные эффекты, связанные с цветами. Нейронная природа геометрических противников также очень интересна. Паттерны противников включают в себя перпендикулярные полосы возбужденных нейронов в зрительной коре — может ли эта особенность быть подсказкой к тому, как нейронные связи создают противников? Чтобы ответить на этот и другие вопросы, исследователям придется придумать новые способы довести зрительную систему до предела и даже дальше.