Новое шоу Луны: все страньше и страньше
Нет ничего более странного в украинской поп-музыке, чем песни Луны. Но шоу Луны по степени странности — это уровень на порядок выше. Сначала сложно понять, как человек с таким вокалом позволяет себе выходить на сцену. А потом приходится себе объяснять, почему ты это слушаешь и не хочешь уходить из зала.
Я попадал в эту ловушку дважды. Первый раз – в мае 2016 года, когда Луна выступала в киевском клубе Bel Etage. За два дня до этого я освоил ее дебютный альбом «Маг-ни-ты» и к середине трек-листа был совершенно истощен беспомощностью голоса. Это было похоже на ноющую зубную боль. Но из голого любопытства я пришел в зал. И не смог уйти. В упомянутой беспомощности обнаружилась бездна искренности.
Луна. Киев, Stereo Plaza, 31 марта 2018 годаВторой раз – вчера, 31 марта. Столичный клуб Stereo Plaza, заполненный почти целиком. Презентация нового шоу и альбома «Остров свободы». На сцене – девушка, которая поет в стиле перебравшей посетительницы караоке-бара. За ее спиной вертикальная стена с пестрыми и выверенными по стилю видеодекорациями. Вокруг – музыканты, которые играют так, что печень вибрирует. В смысле, круто играют (за барабанами, например, Сергей Балалаев, который выступал с SunSay, Acoustic Quartet и др.). Ураганные саксофонные соло. Все вместе это настолько дико, что невозможно прекратить слушать.
Шоу Луны образца 2018 года в сравнении с ее аудиозаписями и клипами – это как египетская пирамида и домик у моря. Яркость и многообразие палитры против пелены из туманов-манов. Торжество, а вернее триумф живого звука над консервным саундом. На порядок острее эмоции, сложнее характер героини в центре внимания. Все, что объединяет эти два мира – тексты песен и ноги Кристины Бардаш.
Но в них-то как раз все и дело. Причем больше в текстах, чем в ногах. Изучая публику в очереди перед концертом, я поразился тому, как много в ней девушек, похожих на Луну. Стиль одежды, взгляды, движения, макияж. Это не подражание, нет. Это родственность душ, которая проявляется в образах.
Грубо говоря, 173 тысячи подписчиков во ВКонтакте у артистки, которая меньше трех лет в музыке – отнюдь не только результат SMM. Луне есть для кого петь, потому что язык ее чувств, желаний и терзаний понятен большому количеству людей. В основном, конечно, девушек.
Мозаика Луны складывается из женского одиночества, эротики, толики феминизма и того самого караоке-вокала, который в умелых руках саундпродюсера Александра Волощука (он же бас-гитарист на сцене) предстает как ловко поданный lo-fi.
Луна – конфета старой доморощенной эстрады, поданная в обертке, взятой у инди-культуры. Отсюда эта странность. Это поп-мутация нового образца, где старый музыкальный код вошел в резонанс с веяниями XXI века. Поэтому в ее «Ноже» рефрен, так похожий на мелодию хита «Ах, какая женщина». Поэтому она вплетает в одну из песен на концерте «Голубую луну». Не «Ticket to the Moon», не «Fly Me to the Moon», а шлягер 1997 года Бориса Моисеева и Николая, прости Господи, Трубача.
Луна – это Таня Овсиенко и Таня Буланова, которая все о том же: «Женское счастье – был бы милый рядом». Только интонации более вызывающие, эмансипированные. И лежит, полная сладостной истомы, слушательница этих песен теперь не на условном советском диване, а на IKEA. И одета не в лохмотья 90-х, а в дизайнерское. И проблема ее не в том, когда муж купит стиральную машину, а в том, где провести отпуск – в Париже или на Мальдивах. Сама Луна может при этом лежать где угодно, как в недавнем клипе «Поцелуи».
Можно сказать: не так уж и много девушек с таким антуражем в Украине и России (где популярна Луна) — большинство борется за выживание. Но, во-первых, их немало. А во-вторых, еще больше тех, кто хотел бы его, этот антураж, иметь. Поп-культура дарит розовые мечты и дразнит рецепторы. И образ, который создает жена Юрия Бардаша, владельца лейбла Kruzheva Music, участника проекта «Грибы» и успешного шоу-бизнесмена, точно бьет в эту цель.
Сотни тысяч девушек в стране с невысоким уровнем ВВП и упадочным индексом счастья хотели бы так же красиво, по-дизайнерски томиться и страдать, как это делает Луна. Пока их любимый мэн решает вопросы.
В каждой песне Луны есть хотя бы одна простая и до боли прозрачная строчка, которая бьет точно в цель. «Ты хулиган-ган, где твой gun?», «Я люблю тебя вдали – сердце твое ранит нож», «Слышишь, не учи меня, если хочешь, чтобы я была твоя». И так далее.
Гитарист Александр Карев и саксофонист Александр Проценко
Александр Карев и Андрей Латик (клавишные)
Александр Карев и Луна
Александр Проценко и Луна
Сергей Балалаев
Когда впитываешь песню за песней на концерте, совсем в другом свете предстает этот псевдо-вокал. Кто сказал, что Луна поет и вообще пытается это делать? Она разговаривает, иногда просто растягивая ноты. О том, что ноет в душе и грезится. Луна – это рэпер, который знает тревоги и надежды тех, к кому обращается. Это точно «за жизнь».
Это Скриптонит для девушек. Без мата и нахрапа, хрупкий, нежный, воздушный. С розой, словно вплетенной в стойку микрофона. Со сменой костюмов — в тон песням. С семейной жизнью – сын Кристины и Юрия, Жора, тоже побывал на сцене в этот вечер. С цветами «котиками», два букета которых Луне подарили из зала – на носу было сегодняшнее вербное воскресенье.
Во всем этом – абсолютная органика, стиль, непрерывный образ. Луна – это точно не искусственный конструктор.
Осталось ответить на вопрос, что делают на этом празднике мужчины. Во-первых, танцуют – против упрямого бита не попрешь. А во-вторых, как я и писал выше, ноги. «Раздевайся!» — крикнул Луне после первой же песни парень рядом со мной, который пришел на концерт со своей девушкой. Она посмотрела на него грозно. «Та ладно, она не слышала», — то ли оправдываясь, то ли извиняясь, сказал он. Такая любовь.
Слушать альбом «Остров свободы»:
Фото: Данил Павлов
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Луна будет продавать альбом в центре Киева
Певица Луна – о важности образа, работе в Америке и отношении к Москве – Москва 24, 20.
05.2018Портал Москва 24 продолжает серию публикаций о девушках, формирующих столичную музыкальную сцену. Сегодняшняя героиня, украинская певица Кристина Бардаш, известна России как Луна. В своем интервью она поделилась мыслями об известности, поэзии и расширении своего проекта.
Фото: Шумков Артем/предоставлено Луной
Певица Луна не особенно нуждается в представлении: за последние пару лет ее песни, обойдя стороной ротации радиостанций и эфиры музыкальных телеканалов, стали известны всему интернету. С ее приходом стало понятно: «грустный дэнс» с налетом эстетики девяностых родом с Украины – это и есть та самая музыка, которой так не хватало поклонникам Ланы Дель Рей, выросшим на песнях Евы Польны. Придя к успеху с помощью «сарафанного радио», сегодня Луна с легкостью собирает Крокус Сити Холл, демонстрируя на сцене шоу, по уровню соперничающее с мировыми звездами, а также пишет третий альбом и мечтает о покорении новых горизонтов.
Об известности
Я заметила, что когда люди меня узнают и подходят ко мне на улице, первое, что они делают – идут обниматься. Значит, мои песни задевают какие-то очень личные интимные моменты в их жизни, поэтому они воспринимают меня как друга. Очень круто, что этот толчок и поворот в судьбе дал мне больше перспективы и широты для развития своей мысли.
Теперь я не сомневаюсь в себе, хотя многие ко мне стали относиться по-другому: типа, это же Луна, к ней нужен какой-то другой подход. Порой даже до слез доводит: раньше все было как-то проще, а теперь «ну ты же что-то кому-то должна». Настоящие друзья остались, а все остальные потихонечку уходят. Меня узнают, мне пишут очень много позитива, наверно, негатив тоже пишут за спиной – в общем, это все поток энергии, и от меня зависит, в какую сторону я его направляю. Поток сильный, и если я соберусь с силами, то все пойдет хорошо.
О символизме Луны
Луна – это собирательный образ глубины женской души. Порой даже женщины в это не верят, а мне, наоборот, иногда даже сложно с тем, что я настолько все чувствую… Луна – это показатель для всех женщин, что если поверить своему сердцу, то можно построить счастливую женскую жизнь. Я на пути. Я понимаю, что мне еще долго до идеала, но я уже сделала много серьезных вещей. Методом проб и ошибок я иду к идеалу и не остановлюсь на полпути.
Каждый раз кажется, что я уже такая умная и много чего знаю – и каждый раз какая-то новая ситуация, с которой сталкиваешься. Это как самопознание и познание мира, которое реализуется в конечном итоге и в проекте, приходит в мои песни и формирует мой образ. А сложные ситуации в итоге разрешаются каким-то магическим образом, может быть даже из-за Луны, потому что она сама по себе владеет магической энергией. Она стала для меня оберегом, который все отражает, во взаимодействии с внешним миром.
Видео: YouTube/ЛУНА
О важных изменениях в жизни
За последние полтора года у меня появилась опора, земля под ногами. Стало легче и сложнее одновременно. С одной стороны, больше ответственности, запросов от людей (я говорю не только о слушателях, а даже о тех людях, с которыми сотрудничаешь). С другой стороны, стало легче в том плане, что теперь я конкретно понимаю: мои мысли и видение вызывают у людей резонанс и цепляют их, значит, мой посыл работает. Если раньше возникали какие-то сомнения (ой, а не слишком ли это лично, стоит ли это выносить на показ), то сейчас я поняла, что именно этого людям не хватает.
Фото: Шумков Артем/предоставлено Луной
Об идеале
Идеал – это когда у тебя внутри нет конфликта с самой собой. Не в общении с кем-то или каких-то реалиях, а когда ты просыпаешься с утра и тебя ничего не гложет – ты просто счастлив, и материальный мир тут ни причем. Сейчас у меня непростой момент в жизни, я могу и поплакать, но внутри остаюсь спокойна.
Чтобы жить в этом мире, либо мы уходим в монахи и отрекаемся от материального мира, сидим всю жизнь в горах, или находим какой-то баланс. Я материальный человек и живу в городе. Хотя я и мечтаю иметь в будущем свой загородный дом и ездить туда. Иногда думаю: все, хочу вставать по утрам, наступать на землю и никого не видеть, мне нравится природа. Но я же понимаю, что я человек-контраст, завтра мне захочется на сцену, чтобы все на меня смотрели.
Об Америке
Первая мысль реализовать музыкальный проект у меня зародилась в Америке, но я начала этим заниматься уже по возвращении домой, где-то через год. Лос-Анджелес был идеальной почвой для первого этапа. Сейчас я вспоминаю Америку, всех людей, которых там знаю, как ко мне там относились еще до того, как у меня было какое-то дело, и мне было бы интересно вернуться туда и попробовать сделать что-то там.
В тот момент я не понимала, в чем сильна, а сейчас вижу: мне еще есть, чего достичь здесь, так как моя музыка не совсем еще вхожа в массы. На данный момент я понимаю, что меня слушает самая классная публика, которую я могла бы себе представить. Но это не широкие массы. Хотелось бы немного повернуть культуру и расширить диапазон восприятия людей. И вот сейчас у меня вопрос: как мне выйти в массы, не став при этом «тунц-тунц-туру-тунц». Как только я разрешу этот вопрос и заработаю денег, можно будет спокойно поехать в Америку, чтобы сидеть там и писать четвертый альбом.
О поэзии
Я очень люблю русскую поэзию, обожаю Александра Блока. Порой ничего не читаю, кроме его сборника, где вокруг все эти калитки, форточки, стены и все так просто – мне очень близки его метафоры, они вдохновляют. Очень нравится слог Цветаевой, Ахматовой, Пастернак. В молодости, естественно, нравился Маяковский, но сейчас я все же склоняюсь в сторону Блока (Маяковский для меня уже слишком пестрый). У Пушкина очень красивый слог, но его время для меня слишком далеко, а когда я читаю Блока, он словно сейчас рядом со мной находится.
Из западных очень нравится Роберт Бернс. Он мужчина, но насколько он похож со мной душой, я даже взяла его строки в свою песню «Поцелуи»: первый куплет песни и припев – это из его стихотворения.
Видео: YouTube/ЛУНА
О развитии проекта
Мы стараемся от души, у нас нет каких-то постановщиков и идеологов, мы все делаем сами. Дай бог, у нас будет дальше больше концертов, хочется больше ездить. Мы не тот проект, который создается на два года, чтобы сорвать куш. Мне очень повезло с музыкантами – это не какие-то сессионщики, а люди, которые реально вкладываются в проект.
«Луна» – интересный многогранный проект, который может развиваться в разных направлениях. Это может быть и кино, и мода, и арт-объекты. Я смотрю на «Луну» еще и с точки зрения продюсирования, анализируя, какая это публика, что ей интересно, что ей можно дать, чтобы при этом и самой развиваться. Я очень довольна тем плацдармом, который у меня уже существует. Например, ко мне обращаются многие фэшн-бренды с целью подарить мне вещи за рекламу. А у меня есть свой стиль, свое видение – можно же замутить свои шмотки, у себя их пиарить и тут же продавать, но для этого нужна команда, потому что я этим заниматься не буду: у меня гастроли, ребенок, семья, миллион всего. Но во мне есть этот продюсер, я готова направлять, развивать, давать задания и поле, имя для реализации.
Есть идея снимать видео: наш ролик «Грустный дэнс» взяли в Лондон на выставку и показывали в комнате, где с четырех сторон на каждую сцену проецировалось видео. При этом само видео было снято просто на iPad в помещении, где проходила выставка. Так что это тоже целый пласт.
Фото: Шумков Артем/предоставлено Луной
О сохранении энергии
Чем дальше заходит в плане успеха, тем больше приходит в голову идей. Главное – научиться ладить с этим миром, потому что порой все так просто, жизнерадостно и классно можно рассказать, а порой мне сложно пойти с кем-то переговорить, потому что люди меня не понимают. Это и есть мой путь: найти баланс своего мечтательного образа прекрасной жизни в голове и реальности. Нужно быть опытным, мудрым, не расстраиваться по пустякам, созидать, медитировать, идти на правильные компромиссы в плане сохранения своей энергии.
Бывают периоды, когда я могу провести десяток встреч за день и сходить на несколько тренировок, а иногда хочется сидеть дома, спать и есть. Главное – грамотно распоряжаться своим временем и спать, сна у женщины должно быть не меньше восьми часов. Женщина без энергии – это мегера, все, что угодно, кроме магической жрицы, которая может одним поворотом кисти повернуть ситуацию вспять и сделать то, что ей хочется.
О восстановлении после концертов
Меня восстанавливает здоровая пища, пешие прогулки, спорт, времяпровождение с моей семьей и природа. Если я приехала с гастролей, я либо уезжаю на отдых на пять дней со своими близкими, либо составляю расписание и иду по всем своим косметологам, массажистам, тонировать волосы, делать маникюр и все то, что меня освежает, делает красивее. Либо вещь себе новую покупаю.
Видео: YouTube/ЛУНА
О Москве
В первый раз, когда я приехала в Москву, со мной была только моя младшая сестра, чтобы поддержать. Недавно только я сидела и думала, что за бред я придумала, и тут уже еду в Москву фоткаться в Esquire. И вот я, девочка, которая одевается в секондах, туда приезжаю, и меня одевают во все эти одежды, я чувствую себя Золушкой, которую нарядили в платье, а потом после съемки мы едем в метро, и я пою «А я иду шагаю по Москве». Такое состояние – вот я, приехала, добиваться успеха.
В Москве мне очень нравятся Патриаршие пруды (там вообще особая атмосфера, в этом районе я бы жила), Парк Горького, район Кузнецкого моста – там очень приятно прогуливаться.
О важности образа
Вещи для меня – это отражение моего внутреннего состояния и настроения. Это проявление идет больше именно в сценическом образе, потому что в жизни я предпочитаю ходить в удобной одежде, как Стив Джобс. Но все равно я девочка, мне нравится мода. Это как медитация своего рода, которая отвлекает от всякой фигни насущной. Пошла в магазин, купила одежду – и все сразу нормально. На сцене и подавно, каждый образ – вспомогательное средство для того, чтобы перестроиться, как новая краска.
Коротко – о главном
У кого бы ты хотела выступить на разгореве? – Daft Punk
Что бы ты себе сказала, если бы встретила себя в 16 лет? – Я бы сказала, не истязай себя по мелочам, береги свои нервы – от них зависит длительность твоей молодости.
Бейонсе или Ева Польна? – Ева Польна, конечно.
Поп или рок? – Поп.
«Вечерний Ургант» или вечер с Netflix? – «Вечерний Ургант».
Европа или Азия? – Все-таки Европа.
VHS или DVD? – Конечно, VHS!
Собаки или кошки? – Кошки.
1998 или 2018? – 2018.
Лиза Минаева
культура музыка эксклюзив истории
Пусть Кри Луна, самая бунтарская поп-звезда Украины, станет вашим путеводителем по Киеву
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Украинская поп-звезда расскажет нам о своем родном городе как раз во время Mercedes Benz Fashion Days Kiev.
By Gillian Sagansky
Dmitriy Semyonushkin
Выросший в Украине в 90 -х годах, Singer Cristina Bardash погружен в рождение русской эстрады. Так что вполне уместно, что Бардаш, выпустившая свой первый альбом в прошлом году, в настоящее время считается ведущим голосом постсоветской молодежи. Бардаш культивирует уникальный, знойный и утонченный звук, который она описывает как «поп с отголосками электроники и рока». Вы оказываетесь очарованы ее ностальгически-капризными синти-поп мелодиями, даже не понимая ни слова по-украински. Этой осенью она выпустит свой второй альбом для группы обожающих поклонников, которым близка ее лирика о самопознании и проблемах в отношениях. Ее аккаунт в Instagram также завораживает; эксцентричный низкокачественный дневник ежедневных событий, от песен, синхронизирующих губы в постели, до танцев в ее гостиной, когда ее малыш постоянно пилит ее.
В честь стартовавших сегодня Mercedes Benz Fashion Days Kiev г-жа Бардаш дает нам путеводитель по лучшим местам своего родного города. «Все мои корни в Киеве, это источник всего родного для меня, он дает мне мою силу и силу», — объясняет она. «Для меня это действительно лучший город во Вселенной».
Кри Луна на Неделе моды.
Любимое место, где можно потанцевать и расслабиться:
Closer и Scheme — два клуба, которые уже стали культовыми. Там действительно можно потеряться, но при этом чувствуешь себя отдохнувшим и вдохновленным.
Любимая техно-вечеринка:
Фестиваль Brave Factory. В этом году было очень круто — фестиваль заслуживает внимания, и каждый должен его хотя бы раз посетить. Атмосфера похожа на Берлин.
Любимое место для утреннего эспрессо:
Мне нравится пить кофе с миндальным молоком в веганском кафе на рынке Басарабе, это классное место. Рядом также есть несколько классных кафе, таких как Vietnamese Hi, Vegano, Salad In a Glass — вы всегда будете встречать множество друзей.
Кри Луна на сцене
Дмитрий СемёнушкинРесторан для ужина с друзьями:
Ресторан Vino e Cucina — мой любимый итальянский ресторан в Киеве. Но это больше, чем ресторан — шеф-повар явно вложил в него душу. Еда настолько деликатно приготовлена и действительно тает во рту. Я готов завтракать, обедать и ужинать там. На ужин рекомендую тартар из лосося, гречневую пасту и закуску из моцареллы.
Любимый курорт:
Курорт Царский Город! Там мне дали абонемент. Это идеальное место для отдыха и восстановления сил, особенно зона Spa Lounge. Это рай для девушек, которые хотят начать бороться со старением и поддерживать форму. Вы уходите из спа и в конечном итоге выглядите как кукла! Здесь красиво, тихо и всегда очень мало людей. Приглушенные, освещенные ультрафиолетом помещения погружают в атмосферу релакса.
Еще мне нравится эта студия дизайна ногтей под названием Nails By Lea. Его основала Лея Зотова, и у нее совершенно уникальный подход к дизайну ногтей, я называю ее своим вечным мастером. Она создала супер уютную и приятную атмосферу и делает лучший маникюр в мире. Все всегда спрашивают меня, где я беру свои волшебные ногти. Она также делает выщипывание бровей. В глубине шоу-рум украинских дизайнеров, а также органическая косметика.
Чтобы сделать прическу, я направляюсь в Эртекуб. Мне нравится их внимание к деталям, и они действительно работают со своими клиентами, чтобы убедиться, что они выглядят так, как хотят.
Выступление Кри Луны в Киеве
Дмитрий СемёнушкинМесто для здорового питания:
Салат в стакане, Она Планета и Кафе Имбирь. Если честно, я люблю здоровую пищу. В лаунж-зоне Царского также отличное фитнес-меню.
Любимый универсальный магазин:
Киев ЦУМ, живу очень близко и часто сбегаю за колготками и бельем. Здесь даже есть мое любимое место суши под названием Egerzund.
Любимый пивной:
Окно ОКНО – это место, куда ходят самые красивые и модные дети Киева, чтобы полакомиться вкусным мороженым, ИЛИ попить чай или сидр. У них также есть турниры по пинг-понгу!
Самый сокровенный секрет Киева:
Мастер-клуб. Это пространство, которым управляют мои суперталантливые друзья Саша Мажар и Армен Парсаданов. Здесь проходят вечеринки, джазовые вечера, диджейские сеты и вечера кино. Туда ходят самые крутые люди, и это всегда культурный опыт!
Любимое место для обеда:
Китайское кафе HI, которым руководят два моих друга, Миша и Даша Кацуриные. Это очень хороший ресторан, и китайская еда очень вкусная… Я чувствую, что нахожусь в Нью-Йорке, когда бываю там.
Связанные: Знакомьтесь, Астрид С, норвежский ответ Кэти Перри и новая поп-принцесса музыки года. Шутки в сторону. — Медуза
Личный фотоархив Монеточки
25 мая Елизавета Гырдымова — она же «Монеточка» — выпустила новый альбом «Раскраски для взрослых». Всего два года назад Монеточка сделала себе имя подборкой забавных песен, выложенных в социальную сеть Вконтакте, где она поет и играет на фортепиано. Однако в «Раскраске» Монеточка выработала свой собственный тон и музыкальный язык, превзойдя то, что сделало ее интернет-сенсацией. Сейчас она национальная поп-звезда. Редактор «Медузы » Александр Горбачев объясняет, как это произошло.
Монеточке было 16 лет, когда она стала интернет-мемомВ декабре 2015 года ученица 11-го класса из Екатеринбурга Елизавета Гырдымова выложила свой альбом во Вконтакте. Назвав себя Монеточкой и назвав альбом «Психоделический клауд-рэп», это было попурри из остроумных, трогательных песен, где она играла на фортепиано и пела тексты с милыми виньетками о подростковых буднях, с сатирическими подколами в адрес современной культуры (особенно в адрес модельера Гоши Рубчинский) и даже несколько политических шуток.
В течение месяца о Монеточке писали поп-культурные сайты, а ее страница Вконтакте набирала тысячи лайков. В Москве и других городах страны ее приглашали выступить. Песни Монеточки стали идеальным проявлением культуры Вконтакте, которая к этому времени уверенно стала поп-культурой: альбом представлял собой забавную, нарочито наивную переработку повседневного информационного перенасыщения россиян, уложенную в короткие, запоминающиеся любительские хиты. Другими словами, музыка была мемом, который можно было слушать дома и смотреть вживую на концерте.
Монеточка исполняет одну из своих самых популярных ранних песен «Мама, я не зигую» — пародию на поп-хит «Женщина, я не танцую». Не танцуй).
E1.ru
Как правило, это конец путиМонеточка, конечно, не первая, кто поразил коллективный нерв Интернета и за одну ночь завоевал поклонников. В России были Николай Воронов, странно талантливый, злополучный человек, автор песни «Белая стрекоза любви», и Олег Легкий, бард из Хабаровска, чей 10-минутный альбом о рыбах оказался намного популярнее, чем все, что было в его старой группе. удалось в годы борьбы в Москве.
Эти два случая хорошо иллюстрируют то, что обычно происходит дальше. Воронов выступал на вечеринке Гоши Рубчинского в одном из самых горячих московских клубов «Солянка» и несколько месяцев играл свою странную музыку на концертах по городу, давая интервью СМИ. Он даже продал свой хит группе Quest Pistols. Однако постепенно интерес публики угасал, и его более серьезные сочинения (Воронов учился на композитора) не впечатляли. Легки также некоторое время давал живые концерты, путешествуя по стране. Он даже записал пару новых совершенно гениальных песен продолжительностью более 20 секунд, но превратить этот первоначальный символический капитал во что-то большее ему не удалось, и в конце концов он вернулся обратно в Хабаровск.
С Монеточкой другая история. Ее новый альбом меняет все.Сначала казалось, что траектория Гырдымовой повторяет то, что происходило со многими интернет-звездами до нее: мешанина из концертных выступлений, встреч со знаменитостями и несколько коллабораций с крупными рэперами (где Монеточка в основном разыгрывала свою обычную комедийную роль). Тем временем Гырдымова закончила школу, переехала в Москву и поступила во ВГИК им. Герасимова. Вы могли бы логически предположить, что у нее просто не будет времени продолжать работу над своей музыкой.
Вы ошиблись. Произошло ровно наоборот.
Монеточка серьезно занялась своей музыкой, с некоторой помощью Виктора «БЦХ» Исаева (который сегодня, возможно, является самым талантливым альтернативным R&B-музыкантом России). Их сотрудничество прекрасно демонстрирует роль, которую может сыграть хороший продюсер. Исаев внес свой грув в музыку Монеточки, подчеркнув всю неотразимую ясность ее мелодий, и найдя идеальное звучание для ее голоса. Когда Гырдымова впервые объединилась с ним на «Последней дискотеке», было ясно, что пора начать за ней внимательно следить. С новым альбомом Монеточка окончательно зарекомендовала себя как настоящая поп-звезда. Она уже выступала на «Вечернем Урганте» — что остается важным признанием артистической легитимности для российских музыкантов — и, вероятно, ее ждет дальнейший успех.
«Последняя дискотека»
Монеточка
Когда «Психоделический клауд-рэп» появился в сети, Гырдымовой было 16 лет. Сегодня ей 19. Многие переживают в эти годы период радикального самопознания, и, кажется, именно это и произошло с музыкой Монеточки.
Это новый вид поп-музыки, бескомпромиссной и бесстыднойКороче говоря, «Раскраски для взрослых» — это нечто, созданное людьми, которые с радостью не знают о грязном слове «поп». Первая песня альбома напоминает гитарный рифф из классической песни Виктора Цоя «Хочу перемен!» (I Want Changes!), представляя почти порнографический саксофон в стиле Kenny-G — это кажется чем-то, что идет вразрез с хорошим вкусом, но работает отлично. «Раскраски для взрослых» — это упругая, дерзкая поп-музыка, которая не требует особых усилий. Можно поискать сравнения (вроде синтетического фанка, который Иван Дорн сделал популярным в России), но оно того не стоит: это скорее универсальный хитовый саунд, кое-что заимствующий из танцевальной музыки последних десятилетий, но не когда-нибудь переборщить.
Здесь главное не звук, а голос Гырдымовой. Такое пение — нечто новое для русского языка: игрушечная детскость старинной музыки Монеточки в этом альбоме переросла в нечто куда более сложное. Как будто мы в реальном времени наблюдаем, как ломается чей-то голос, только не в физическом, а в концептуальном смысле. Мы видим, как вокалистка приспосабливает свою ироничную беззащитность к проблемам, которые больше не являются «пост-» или «мета-» — содержание теперь иногда становится разрушительно реальным.
Было бы бессмысленно говорить, что Монеточка попадает «где-то между Аленой Апиной и Джоанной Ньюсом», но именно к этому подходит ее тон: в концептуальном пространстве, где коварная наивность сочетается с некой манящей странностью. В бытность свою в группе «Масса Крыма» певице Евгении Борзых удалось нечто подобное. Там, где Борзых проявил принципиальный дилетантизм, Монеточка продемонстрировала профессионализм в лучшем смысле этого слова.
Манифест поколенияРабота Елизаветы Гырдымовой с русскими рэперами прошла не зря: русский хип-хоп явно никогда не будет претендовать на «Раскраску для взрослых» как на свою, но по техническому мастерству Монеточка умеет складывать слова и рифмы не хуже многих в индустрии (и влияние Noize MC на нее особенно заметно). Одна из главных функций современного русского рэпа — говорить о себе и о времени, и у Монеточки это прекрасно срабатывает. Конечно, было бы преувеличением сказать, что альбомом движут социальные проблемы. Баланс, который вы найдете здесь, является нормальным для любых 19-летки: есть любовь, секс, деньги (денег нет), чувства к родному и другим городам, а есть «Твое имя» — удивительная, нежная песня о смерти, которая доводит до слез. Но музыка Гырдымовой идет еще дальше.
Монеточка исполняет комическую балладу «Чистый Моне» о рэпе, молодости и пустых карманах.
В эфире
«Раскраска для взрослых» по праву начинается с песни «Русский ковчег» — афористичной композиции об особом пути России:
У них унисекс, а у нас квас,
Иконостас и Михайлов, Стас.
[…]
Pussy Riot сняли маски — жалко.
Но и без них хорошо смотрятся — хорошенькие.
Еще один ключевой трек «90» — сатира на миф о «смутных» 1990-х, и что-то вроде антипода одноименной песне группы «Барто»:
Но на разделе страны игровое время заканчивается.
[…]
Только благодаря кассетам и песне Кровостока
Я с ужасом узнал, что пошло не так.
Что в 90-х людей находили мертвыми,
И бегали голышом по улицам.
Здесь важно не то, что поется, а как: в музыке Монеточки нет ни патриотизма, ни презрения. Она приносит только живой интерес к земле своего народа и неподдельную любовь к ее парадоксальной природе. В песне «Русский ковчег», когда хор голосов начинает петь «Россия!» это аутентично, но это не какие-то прокремлевские аплодисменты. Слушайте внимательно, и этот звук может быть таким же, как люди возраста Гырдымовой, выкрикивающие одно и то же слово на каком-то несанкционированном протесте.
Монеточка не одинока: за новой волной интересной музыки в России стоит много молодых женщинЭта новая женская поп-музыка на русском языке началась не с Монеточки. До нее была как минимум украинская певица Кристина Бардаш — она же «Луна» — которой не хватает оригинальности Гырдымовой, зато больше стиля.