Лои фуллер и айседора дункан отношения: кем была возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан

Содержание

кем была возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан

С самого детства Айседора не умела вписываться в общепринятые рамки, ни в танце, ни в жизни. И даже смерть ее была «нереспектабельной», совершенно не подходящей для известной артистки, имя которой было связано с именами знаменитых мужчин.

Танцы на столах

Она бросила школу, когда ей не исполнилось и тринадцати, и занялась самообразованием. Уроки классического танца ни к чему не привели. Жесткие правила, четкие движения, определенный порядок па — все это было не для нее. Так что уроки балета от знаменитой балерины мадемуазель Бонфанти быстро закончились.

Двадцатилетняя танцовщица в 1898 году уехала в Лондон. Там Айседора быстро обрела круг почитателей, шокируя чопорную столицу. Она танцевала на столах, полуобнаженная, в коротком одеянии, похожем на древнегреческий хитон. За такую диковину платили хорошо, и вскоре у Айседоры появились деньги.

Лои Фуллер — любовница или партнерша?

После Лондона был Париж, где Дункан встретила такую же авантюристку от искусства, Лои Фуллер. Об этом знакомстве до сих пор никто не может сказать ничего определенного. В отношениях Фуллер и Дункан можно увидеть и страсть, и любовь, и ненависть, и профессиональную ревность. Ведь двум амбициозным женщинами с разным видением танца приходилось уживаться на одних подмостках.

Портрет Лои Фуллер, 1902 год. Источник: Wikimedia.org, автор Frederick Glasier

Но пути женщин быстро разошлись. Айседора продолжила карьеру как самостоятельная танцовщица. С 1902 по 1904 годы она много гастролировала по Европе, основала школы танцев в Греции и Германии.

Верю — не верю

В 1905 году во время гастролей в России Айседора познакомилась с Константином Станиславским. Падкая на таланты, Дункан попыталась завоевать внимание режиссера, но тот остался холоден к эксцентричным выходкам экзотической танцовщицы.

Как-то она прямо заявила режиссеру о своем намерении немедленно иметь от него ребенка. Но Станиславский тут же среагировал на это сухим вопросом о юрисдикции будущего младенца. И, когда Айседора ответила, что ребенок останется с ней, он покинул номер танцовщицы, сказав, что это его совершенно не устраивает.

Айседора не сдавалась два года. В 1907-м, во время следующего своего приезда в Россию, после спектакля во МХАТе она появилась за кулисами и объявила режиссеру, что хочет вечером станцевать для него обнаженной. Станиславский доверительным тоном ответил, что это очень интересно и он непременно придет. Но тут же добавил: «Вместе с супругой Машенькой».

Станиславский откровенно насмехался над эксцентричной Айседорой. Фото: Wikimedia.org

Безденежье, спасшее жизнь

Карьера «божественной босоножки» шла в гору. Но все свои деньги Айседора вкладывала в открытие танцевальных школ и зачастую оставалась без гроша. Однажды безденежье ее даже спасло.

В 1915 году после гастролей в США Дункан собиралась плыть в Европу на шикарном лайнере «Лузитания». Но кредиторы устроили скандал, пытаясь вернуть свои деньги. Танцовщице пришлось отказаться от роскошной каюты и удовольствоваться койкой на гораздо более скромном судне. Ей повезло: «Лузитания» была пущена на дно немецкой подлодкой недалеко от Ирландии.

«Я атеистка! Атеистка!»

Айседора была очень эксцентричной натурой. В процессе танца могла сойти в зал или закричать. Однажды она начала кричать со сцены: «Я атеистка! Атеистка!»  В другой раз на концерте в Бостоне под завершающие аккорды, размахивала алым шарфом: «Это — красный! И я такая же!». Популярности ей это не прибавило.

Советская Россия казалась Айседоре идеальным местом для развития ее школы танца. Тем более, сам нарком просвещения

Анатолий Луначарский приглашал и обещал всестороннюю финансовую помощь. На деле все оказалось не так радужно. Поддержка правительства долго не продлилась, Дункан пришлось голодать и мерзнуть в квартире, реквизированной у балерины Екатерины Гельцер.

Не привыкшая работать на энтузиазме танцовщица стала подумывать о возвращении в Европу, которую она так хаяла за ненавистную ей буржуазность и неравенство.

Златоглавая любовь

В октябре 1921 года Дункан уже была готова все бросить, но тут на вечеринке, куда ее пригласил танцевать художник Георгий Якулов, состоялось ее знакомство с Сергеем Есениным. В первый же вечер Айседора разделила с ним ложе. Влюбчивый поэт был покорен свободным нравом Айседоры и уже через несколько дней практически переехал к ней.

Есенин, Дункан и ее приемная дочь Ирма. Фото: Wikimedia.org

До весны влюбленные не расставались, хотя их отношения были весьма неоднозначными. Айседора была старше на 18 лет, и никто не понимал, зачем поэту вообще эта связь. Но страсть была так сильна, что Айседора даже изменила своему принципу никогда не выходить замуж, а Есенин был готов последовать за любимой хоть в ад, хоть под венец.

Похабники и скандалисты

Поэт был натурой неуравновешенной, Айседора и сама могла устроить скандал на людях, влепить пощечину заговорившей с Сергеем девушке, тут же упасть на колени и в рыданиях просить прощения. В мае 1922 года пара поженилась для того, чтобы Есенин мог выехать за границу — в этом Айседора видела спасение для их отношений.

Но на чужбине Есенин начал спиваться, уходил из дома, скандалил и в результате вынудил супругу вернуться в Россию. Лучше не стало, и буквально через месяц Айседора практически сбежала от буйствовавшего во хмелю поэта. Оттуда он вскоре прислал записку, в которой были всего несколько слов: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин.»

Записка Есенина Айседоре Дункан. Источник: кадр YouTube

До самой своей смерти в 1927 году Айседора тепло отзывалась о своем непутевом муже. Она отказалась от прав на его произведения в пользу его матери и сестер.

После разрыва с Есениным у танцовщицы было еще несколько скандальных связей, в том числе — с поэтессой Мерседес де Акоста. Айседора не афишировала этих отношений, но сохранилась переписка влюбленных дам. В одном из писем Дункан писала, что готова идти за подругой на край света.

«Просите шофера, чтоб вез вас назад…»

Последние годы жизни Дункан много пила и мало выступала. Но в свой последний день она села в автомобиль своего любовника совершенно счастливой: ее несколько раз вызывали «на бис», и она должна была ехать на встречу с новым аккомпаниатором… Автомобиль лихо рванул с места и запутавшийся в спицах колеса любимый алый шарф почти обезглавил танцовщицу. Смерть наступила мгновенно.

Соко о роли в «Танцовщице» и легенде модерна Лои Фуллер — Wonderzine

Я согласилась на участие в фильме, даже не читая сценарий. Стефани тогда сказала, что пишет для меня роль всей моей жизни. К тому моменту я уже хорошо знала Стефани как режиссёра, мы разделяли вкусы и в кино, и в искусстве в целом, так что я согласилась. К тому же мне понравилось, как Стефани описывала Лои, а сыграть такую удивительную героиню и вернуть ее из забвения — это большая удача для меня.

Лои Фуллер стала яркой фигурой парижского круга авангардистов, дружила с Мозером, Тулуз-Лотреком и Роденом (который потом развил идею последовательного развития танца модерн по линии Фуллер–Дункан–Нежинский) и даже повлияла на ход Первой мировой войны, поспособствовав дипломатическим отношениям между США и Румынией.

«Танцовщица» даёт честное представление о том, что значит быть артистом, так что безусловно я разделяю отношение Фуллер к сцене. Я тоже трудоголик, я предана своему делу, будь то музыка или кино. Как и Лои, я вкладываю в работу всю душу, не жалея сил и слёз, потому что отдаваться без остатка, всем сердцем — это и значит быть художником. Но в отличие от неё, я без труда показываю себя на сцене, не боясь открыться. Работа же Фуллер была построена на том, что на сцене она скрывалась за своим костюмом в страхе быть увиденной.

Это не первая главная роль для Соко, прославившейся как певица после сингла «I’ll Kill Her» в 2007-м. В этом году среди фаворитов Каннского кинофестиваля оказался французский фильм «Передышка», в котором она сыграла одну из девочек-солдат, приехавших на кипрский ретрит после тяжелой миссии в Афганистане.

По-моему, прекрасно находить в истории и возрождать такие сокровища, как запечатлённый на пленке танец «Серпантин». Раз уж такие удивительные люди, как братья Люмьер, интересовались персоной Лои Фуллер, то мы тем более должны открывать творчество танцовщицы современной аудитории — это просто справедливо.

Один из первых колоризированных фильмов в истории кино — «Танец Лои Фуллер» в исполнении танцовщицы Аннабелы Мур. Фильм был снят и вручную раскрашен на студии Эдисона и предназначался для демонстрации с помощью кинетоскопа — изобретения Эдисона для индивидуального просмотра кино.

«Танцовщица» — не байопик, а, скорее, портрет художника, сильной женщины, преданной искусству. Таково видение Стефани Ди Жюсто, такова история, которую хотела рассказать режиссер. Я даже представить себе не могу, как можно уместить жизнь человека в полтора часа экранного времени. Стефани пришлось многим пожертвовать, чтобы показать в фильме то, что тронуло её больше всего в истории Лои.

Без сомнений, она хотела сделать фильм, в котором женщины наделены силой действовать, не умаляя при этом позиции мужчин. Но дело в том, что Лои была настоящим ураганом — рядом с такой концентрацией творчества, отчаяния и силы было практически невозможно найти себе место другим.

Несмотря на то что первопроходцем танца модерн была Лои Фуллер, в массовой культуре лучше знают ее последовательницу Айседору Дункан. Впервые она увидела выступление Лои на Международной выставке 1900 года и в течение двух лет после этого они выступали вместе. Но, в противовес механизированному танцу Фуллер, Дункан пропагандировала возврат к свободе движения, грации и естественности.

Тот факт, что в массовой культуре лучше знают последовательницу Лои — Айседору Дункан — я объясняю тем, что жизнь несправедлива. Я в принципе объясняю этим большинство событий. Лои была на пике своей танцевальной карьеры, когда появилась Айседора. Она была полна свободы: она не пряталась за костюм и декорации, её танец был манифестом естественности и простоты. То, с какой лёгкостью она показывала своё тело в танце, восхищало публику. Выступления Лои, напротив, были адским трудом и дорогим удовольствием с тяжёлым костюмом, масштабными декорациями, техникой. Физически это был изнурительный номер: Фуллер нужно было восстанавливаться три дня после каждого представления.

Фотографии: Les Productions du Trésor

История Лои и Айседоры. Фильм «Танцовщица» с Соко и Лили-Роуз Депп

 

«Танцовщица» — дебютный полнометражный фильм француженки Стефани ди Джусто, который вошел в программу «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в этом году. Джусто решила взять высокую планку — описать сценический путь Лои Фуллер, «электрической феи», без которой невозможно представить эстетику Прекрасной эпохи, и ее отношения со знаменитой протеже — Айседорой Дункан.

В начале фильма Лои Фуллер — неловкая девушка-переросток, дочь французского коневода, живущего в американской глуши. Во время танцев в трактире она сидит в углу, рисует в блокноте и бубнит под нос реплики из пьесы Оскара Уайльда «Саломея». После того как отца убивают бандиты, героиня отправляется к матери в Нью-Йорк и там пытается устроиться на работу в театр. Запутавшись в юбке во время исполнения первой, незначительной роли, она выкручивается из ситуации — кружится в танце, размахивая злосчастной юбкой, и так придумывает свой будущий звездный номер «Серпантин», с которым едет покорять дружелюбный к авангардистам Париж.

На самом деле Лои Фуллер выходила на сцену с детства, играла в водевилях и исполняла американский вариант канкана в бурлеск-шоу, ее отца никто не убивал, да и с Айседорой Дункан отношения у Фуллер были гораздо менее драматичными, чем показано в фильме. Некоторые кинокритики за голову схватились от биографических вольностей режиссера — да, их и правда много, но они никак не портят впечатление от образа Лои Фуллер, которой запал в душу Тулуз-Лотреку, Шере и братьям Люмьер. Ее было бы вернее назвать не танцовщицей, а человеком-оркестром: она сама придумала свое знаменитое платье из нескольких десятков метров шелка, нашла средства для сложных декораций и запатентовала разноцветные фильтры на прожекторах, благодаря которым шелковый вихрь ее платья во время танца менял цвета. Она мастер перформанса и режиссер собственного моноспектакля. «Танцовщица» — отличное пособие по организации театральной революции в самой унылой среде.

Актерский состав фильма безупречен. Главную роль играет певица и актриса французского происхождения Стефани Соколински, выступающая под псевдонимом Soko. Ей (сложно поверить) 31 год, она играет душевный инди-поп-рок, дружит с Ариэлем Пинком и не скрывает нетрадиционной ориентации. В Европе известность к Соко пришла в 2007 году после выпуска удачного сингла, но в России она стала широко известной тогда, когда завела непродолжительный роман с актрисой Кристен Стюарт. Тем не менее Соко совсем не «дутый» персонаж: она, в отличие от инстаграм-старлеток, совсем не глянцевая, а наоборот, такой панк по жизни. Ее история перекликается с биографией самой Фуллер: в 16 лет Соко ушла из дома, бросила школу, переехала из Бордо в Париж и решила заняться актерским мастерством, а потом закрепилась в более «хлебном» Лос-Анджелесе.

Айседору Дункан играет Лили-Роуз Депп, 17-летняя дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради, которая, едва успев представить себя публике, стала новой музой Карла Лагерфельда и получила заметные роли в нескольких фильмах — в конце года в российский прокат выйдет картина «Планетарий», в которой Лили-Роуз играет вторую по значимости героиню. В «Танцовщице» молодая актриса совершенно органична в образе Дункан — совсем юной на момент знакомства с Фуллер звезды, знающей себе цену.

Наконец, ведущая мужская роль покровителя Лои Фуллер, аристократа Луи д’Орсэ, досталась Гаспару Ульелю, одному из самых востребованных молодых актеров Франции, известному по фильму «Сен-Лоран. Стиль — это я». Появление этого персонажа, полностью вымышленного, было еще одной причиной негативных отзывов в адрес режиссера: дескать, фигура «патрона» подрывает имидж Фуллер как истинной феминистки. Однако образ графа д’Орсэ можно воспринимать как символ «проигравшей маскулинности»: мужчина, который изначально красивее, богаче и успешнее героини, оказывается гораздо беспомощнее нее.

«Танцовщица» — в том числе и про феминизм, но он в фильме исключительно здоровый и не тянущий одеяло на себя. Феминистское послание всего одно: можно быть не самой красивой, не самой юной, не гениальной, но достаточно быть одаренной и верной своему начинанию — и тогда можно стать великой.

Кто такая Лои Фуллер и почему про нее сняли фильм

«История окрыляющей страсти к делу и губительной страсти к людям» – с таким слоганом выходит в прокат новый фильм режиссера Стефани ди Джусто. Биографическая драма «Танцовщица», которая рассказывает историю жизни Лои Фуллер, наделала шума задолго до выхода в прокат. Еще бы, ведь в главных ролях заявлены певица Соко (она же Стэфани Соколински), Гаспар Ульель и 17-летняя дочь Джони Деппа и Ванессы Паради Лили-Роуз Депп. В день премьеры картины в России мы решили вспомнить, чем прославилась Лои Фуллер и что она оставила миру после себя.

Имя знаменитой танцовщицы XX века Айседоры Дункан на слуху у многих. Однако имя наставницы Айседоры – Лои Фуллер – сегодня знакомо далеко не каждому, хотя в начале прошлого столетия оно гремело по всей Европе и появлялось на афишах лучших театров Парижа, Лондона, Лейпцига и Мюнхена. История Фуллер, американской актрисы и танцовщицы, которую считают основательницей танца модерн, началась в Чикаго, где она, будучи совсем юной, выступала как драматическая актриса травести-шоу. Уже тогда у Лои появилась тяга к танцам, но на эту дисциплину у нее был собственный взгляд. Позже в своих выступлениях, сопровождавшихся классической музыкой Бетховена и Шопена, Фуллер показывала новый, придуманный ею самой стиль свободного танца – резкие движения и взмахи руками, ниспадающие шелковые наряды и световые эффекты. Новаторский стиль хореографии девушки не раз критиковали, однако Лои Фуллер стояла на своем: по ее мнению, танец в первую очередь должен не демонстрировать хорошую пластику, а выражать чувства. Именно поэтому движения девушки под музыку не имели никакой схемы и порядка, каждый ее выход на сцену был импровизацией от начала до конца. Так, в 1892 году, запутавшись во время одного из выступлений в своих шелковых одеждах, Фуллер не остановилась, а продолжила кружиться, чем вызвала восхищение пораженной публики – именно этот момент принято считать зарождением танца модерн.

Айседора Дункан – биография, личная жизнь, фото, танец, Сергей Есенин, смерть

Биография

Айседора Дункан – американская танцовщица, основоположница свободного танца, супруга русского поэта Сергея Есенина.

Айседора Дункан родилась 26.05.1877 г. в Сан-Франциско. Урожденная Дора Энджела была младшей из четырех детей Джозефа Чарльза Дункана (1819-1898), банкира, горного инженера и известного ценителя искусства, и Мэри Айседоры Грей (1849-1922). Вскоре после рождения Айседоры глава семейства обанкротился, и семья некоторое время жила в крайней бедности.

Айседора Дункан с сестрой

Родители Дункан развелись, когда той не было и года. Мать переехала с детьми в Окленд и устроилась швеей и преподавателем фортепиано. Денег в семье было мало, и вскоре юная Айседора бросила школу, чтобы вместе с братьями и сестрами зарабатывать уроками танцев для местных детей.

Танцы

Айседора с детства воспринимала танцы иначе, чем другие дети – девочка «следовала своей фантазии и импровизировала, танцуя так, как ей вздумается». Мечты о большой сцене привели Дункан в Чикаго, где она безуспешно ходила на прослушивания в разные театры, а затем и в Нью-Йорк, где в 1896 году девушка устроилась в театр известного критика и драматурга Джона Августина Дэйли.

Айседора Дункан в детстве

В Нью-Йорке девушка некоторое время брала уроки у знаменитой балерины Мари Бонфанти, но, быстро разочаровавшись в балете и почувствовав себя недооцененной в Америке, Айседора переехала в 1898 году в Лондон. В столице Великобритании Айседора начала выступать в богатых домах – неплохие заработки позволили танцовщице арендовать студию для занятий.

Из Лондона девушка направилась в Париж, где произошла ее судьбоносная встреча с Лои Фуллер. Лои и Айседора имели сходные взгляды на танец, рассматривая его как естественное движение тела, а не жесткую систему отработанных движений, как в балете. В 1902 году Фуллер с Дункан отправились в танцевальный тур по европейским странам.

Айседора Дункан в молодости

Много лет своей жизни Дункан ездила с выступлениями по Европе и Америке, хотя она вовсе не была в восторге от гастролей, контрактов и прочей суеты – Дункан считала, что это отвлекает ее от истинной миссии: обучения молодых танцовщиков и создания чего-то прекрасного. В 1904 году Айседора открыла свою первую танцевальную школу в Германии, а затем еще одну в Париже, но она вскоре была закрыта из-за начала Первой мировой войны.

Популярность Айседоры в начале 20 века не подвергается сомнению. В газетах писали, что танец Дункан определяет силу прогресса, изменений, абстракции и освобождения, а ее фото, на которых представлено «эволюционное развитие танца», каждое движение которого рождается из предыдущего в органической последовательности, стали знаменитыми на весь мир.

Танец Айседоры Дункан

В июне 1912 года французский модельер Пол Пуаре устроил в шикарном особняке на севере Франции один из самых знаменитых вечеров «La fête de Bacchus» (воссоздание «вакханалий» Людовика XIV в Версале). Айседора Дункан, одетая в греческое вечернее платье, сшитое Пуаре, танцевала на столах среди 300 гостей, которые за несколько часов успели выпить 900 бутылок шампанского.

После очередных гастролей в США в 1915 году Айседора должна была плыть обратно в Европу – выбор пал на роскошный лайнер «Лузитания», но из-за ссоры с кредиторами, которые грозились не выпустить девушку из страны, пока та не выплатит $12,000, Дункан в итоге пришлось сесть на другой корабль. «Лузитания», торпедированный германской субмариной, затонул недалеко от берегов Ирландии, унеся жизни 1198 человек.

Танцующая Айседора Дункан

В 1921 году политические симпатии Дункан привели танцовщицу в Советский Союз. В Москве нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский предложил американке открыть танцевальную школу, пообещав финансовую поддержку. Однако в итоге большую часть расходов по содержанию школы Айседора выплачивала из своих собственных денег, переживая при этом голод и бытовые неудобства.

Московская школа быстро разрасталась и набирала популярность. Первое выступление учащихся заведения произошло в 1921 году на сцене Большого театра в честь годовщины Октябрьской революции. Айседора вместе с учениками исполнила танцевальную программу, в которую, помимо прочих, вошел танец «Варшавянка» под мелодию польской революционной песни. Программа, во время которой революционное знамя подхватывалось из рук павших борцов полными сил бойцами, имела успех у зрителей.

Впрочем, впечатлены были не все. Некоторых озадачило, что эта «пожилая женщина» рискнула выйти на сцену чересчур голой. Невысокая (168 см), с дряблыми полными ляжками и уже не столь упругим бюстом, Дункан не могла быть столь же легкой и изящной, как в юности – годы брали свое.

Танцовщица прожила в советской России 3 года, но различные неурядицы заставили Айседору покинуть страну, оставив управление школой на одну из своих учениц, Ирму.

Личная жизнь

В своей профессиональной и личной жизни Айседора нарушала все традиционные устои. Она была бисексуалкой, атеисткой и настоящей революционеркой: во время своего последнего тура по США на последних аккордах концерта в бостонском Симфони-Холл Айседора стала размахивать над головой красным шарфом, выкрикивая: «Это красный! И я такая же!».

Дункан родила двух детей вне брака — дочь Дердри Беатрис (1906 г.р.) от театрального режиссера Гордона Крейга и сына Патрика Августа (1910 г.р.) от Париса Зингера, одного из сыновей швейцарской магната Айзека Зингера. Дети Айседоры погибли в 1913 году: автомобиль, в котором малыши находились со своей няней, на полном ходу рухнул в Сену.

Айседора Дункан с детьми

После гибели детей Дункан впала в глубокую депрессию. Ее брат и сестра решили отвезти Айседору на несколько недель на остров Корфу– там американка подружилась с молодой итальянской феминисткой Линой Полетти. Теплые отношения девушек вызывали множество сплетен, однако подтверждений того, что дамы состояли в романтических отношениях, нет.

В своей автобиографии «Моя жизнь. Моя любовь», опубликованной в 1927 году, Дункан рассказала, как из-за отчаянного желания завести еще одного ребенка она умоляла молодого итальянского незнакомца — скульптора Романо Романелли — вступить с ней в интимную связь. В итоге Дункан забеременела от Романелли и родила 13 августа 1914 года сына, который умер вскоре после родов.

Айседора Дункан и Романо Романелли

В 1917 году Айседора удочерила шесть своих подопечных, Анну, Марию-Терезу, Ирму, Лизель, Гретель и Эрику, которых она обучала еще в школе в Германии. Коллектив юных талантливых танцовщиц прозвали «Isadorables» (игра слов от имени Isadora и «adorables» («очаровательные»).

После окончания школы, в которой позже преподавала сестра Айседоры Элизабет (Дункан постоянно была в разъездах), девушки стали выступать с Дункан, а затем и отдельно, имея огромный успех у публики. Несколько лет спустя коллектив распался – каждая девушка пошла своим путем. Эрика была единственной из шести девушек, не связавшей свою дальнейшую жизнь с танцами.

Айседора Дункан и Сергей Есенин

В 1921 году в Москве Дункан познакомилась с поэтом Сергеем Есениным, который был на 18 лет младше ее. В мае 1922 года Есенин и Дункан стали мужем и женой. Танцовщица приняла советское гражданство. Поэт больше года сопровождал Дункан в ее турне по странам Европы и США, не стесняясь тратить ее деньги на престижное жилье, дорогую одежду и подарки родным. При этом Есенин испытывал сильную тоску по России, о чем он указывал в своих письмах друзьям.

После двух лет общения без знания языков (Айседора знала едва ли больше 30 слов по-русски, а Есенин – и того меньше по-английски) между супругами начались трения. В мае 1923 года поэт покинул Дункан и вернулся на родину.

Айседора Дункан и Мерседес де Акоста

Прямых посвящений Айседоре в стихах Есенина не содержится, однако образ Дункан четко прослеживается в поэме «Черный человек». Стихотворение «Пускай ты выпита другим..» посвящено актрисе Августе Миклашевской, хотя Дункан утверждала, что эти строки поэт посвятил именно ей.

Позже Дункан завела роман с американской поэтессой Мерседес де Акоста – об этих отношениях узнали из писем, которые девушки писали друг другу. В одном из них Дункан признавалась: 

«Мерседес, веди меня своими маленькими сильными руками, и я пойду за тобой — на вершину горы. На край света. Куда бы ты ни пожелала».

Смерть

В последние годы жизни Дункана мало выступала, накопила множество долгов и была известна скандальными интимными историями и любовью к выпивке.

В ночь на 14 сентября 1927 г. в Ницце Айседора вышла от своей подруги Мэри Дести (матери Престона Стёрджеса, режиссера фильма «Странствия Салливана») и села в автомобиль «Амилкар» к франко-итальянскому механику Бенуа Фальчетто, с которым американку, вероятно, связывали романтические отношения.

Шарф и колесо автомобиля — причина смерти Айседоры Дункан

Когда машина резко тронулась, ветер поднял в воздух края длинного, расписанного вручную шелкового шарфа танцовщицы, и опустил за борт машины. Шарф тотчас запутался в спицах колеса, женщину вдавило в борт автомобиля. Дункан погибла мгновенно. Тело было кремировано; урну с пеплом поместили в колумбарии на парижском кладбище Пер-Лашез. Машина, погубившая американскую танцовщицу, была продана за огромную по тем временам сумму – 200 000 франков.

​Дискуссия с критиком и психологом по биографической драме «Танцовщица»

Продолжительность: 170 мин.

Фильм пройдет на языке оригинала (французский, английский) с русскими субтитрами

9 ноября в кинотеатре «КАРО 9 Атриум» в рамках проекта «КАРО.Арт» зрители смогут посмотреть основанную на реальных событиях картину о судьбе легендарных танцовщиц Лои Фуллер и Айседоры Дункан , а также принять участие в обсуждении фильма. Дискуссию проведут эксперт в психологии кино Татьяна Салахиева-Талал и критик, бывшая профессиональная танцовщица Вита Хлопова.

Первая полнометражная картина режиссера Стефани Ди Джусто, охарактеризованная как «амбициозный и страстный фильм», в этом году была показана на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд», а также была номинирована на Гран-при французского кинофестиваля фильмов романтического жанра в Кабуре.

В центре сюжета – судьбоносная встреча основательницы танца «модерн» Лои Фуллер с ее главной конкуренткой – танцовщицей Айседорой Дункан, создательницей другого стиля, известного как «свободный танец». Сложные взаимоотношения главных героинь ставят под угрозу карьеру Лои и ее запутанный роман с возлюбленным.

По окончании просмотра зрители узнают, почему Айседора Дункан известна всем, а Лои Фуллер – только узкому кругу специалистов, а также выяснят, в чем на самом деле был гений Дункан и почему Лои Фуллер можно считать матерью сценических спецэффектов.

Кроме того, в рамках дискуссии профессиональный психолог рассмотрит проблемы отношений между родителями и детьми, а также полученных в результате воспитания в неполных семьях детских психотравм и их последствий – своего рода отпечатков на всю жизнь.

Также зрители узнают, какое влияние на дальнейшую судьбу обеих танцовщиц оказала их случайная встреча и на примере главной героини увидят, как, не обращая внимания на скепсис и непонимание окружающих, нужно продолжать идти к мечте и добиваться поставленной цели.

Образ главной героини на экране воплотила известная французская певица и актриса Стефани Соколински (творческий псевдоним – Соко). В роли Айседоры Дункан – юная Лили Роуз Депп, дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради, а возлюбленного Лои Фуллер играет Гаспар Ульель, известный по новому фильму Ксавье Долана «Это всего лишь конец света».

ДУНКАН АЙСЕДОРА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Дора Энджела Дункан; другие варианты написания – Исидора/ Изадора Дункан/Данкан. / Ориг.: англ. Dora Angela Duncan/ Isadora Duncan

Американская танцовщица и хореограф, основоположница свободного танца.

Ранние годы

Родилась в семье банкира и горного инженера Джозефа Чарльза Данкана и Марии Айседоры Грей. Старшие дети пары Августин (1873), Раймонд (1874) и Элизабет впоследствии также прославились на поприще искусств. Разорение Джозефа и последовавший развод поставили Марию Айседору в крайне тяжелое финансовое положение. Чтобы содержать семью, ей пришлось давать уроки игры на фортепиано и подрабатывать швеей. Айседора с пятилетнего возраста обучалась в начальной школе, однако не завершила свое образование, бросив учебное заведение в возрасте десяти лет. Вместе со своими братьями и сестрой она стала помогать матери, давая уроки танцев соседским детям.

В 1896 г., пройдя в Чикаго отбор в труппу, Дункан поступила в нью-йоркский театр Августина Дейли, одного из влиятельнейших театральных деятелей того времени. Однако вскоре пути молодой танцовщицы и известного режиссера-постановщика разошлись: Айседора была недовольна сценографией, царившей в театре атмосферой и иерархичностью. Развиваясь с ранних лет как независимая танцовщица, Дункан не могла существовать внутри системы, наоборот, ее привлекало «следование фантазии и импровизация». Так, посещая классы Мари Бонфанти, Айседора вскоре разочаровалась и в классическом балете.

Становление

Не чувствуя возможности для самореализации в США, в 1898 г. Дункан переехала в Лондон. Там, в гостиных респектабельных английских домов она выступала в выработанном еще в Чикаго скандальном образе, вдохновленном греческим искусством. На вырученные средства она вскоре смогла открыть собственную студию, где начала преподавать и разрабатывать выступления для театральной сцены. В 1900 г. Дункан посетила Париж, где особо ее впечатлили Лувр и Всемирная выставка.

В 1902 г. Лои Фуллер предложила Дункан отправиться в совместный тур по Европе. Это сотрудничество, как и само путешествие по старому континенту, способствовало формированию уникального танцевального стиля. Айседора разработала технику танца, включающую естественные плавные движения и контрастные им приемы из классического балета. Несмотря на то, что у творческой манеры Дункан нашлись критики, в целом, она стала довольно популярной в Европе танцовщицей. Её фигура, с одной стороны, как представительницы нового направления  в танце и, с другой стороны, как пластический объект, вдохновляла многих представителей творческой среды. Среди них – Огюст Роден, Арнольд Ронебек, Абрахам Вальковитц.

Творчество

Важной особенностью творческой манеры Дункан, которая помогла снискать ей расположение европейской публики, стало поступательное развитие движения внутри танца. Линейность каждого движения, где каждое положение тела становилось конечной и одновременно начальной точкой пластического рисунка, подчеркивала идею эволюции, изменения, прогресса. Танец становился чистым языком абстракции, заявляя о себе как о важнейшем голосе освобождения тела: «Если мое искусство символично, то этот символ – только один: свободы женщины и эмансипация ее от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». Пластический орнамент танца строился на основе естественных движений, спортивных элементов (бег, прыжки и т.д.) и элементов ритуального действа, воспроизводящих ощущение транса. Своей задачей Дункана видела восстановление танца как сакрального искусства: «Я провела много дней и ночей в студии в поисках того самого танца, который мог бы выразить божественную сущность человеческого духа через движения тела».

В 1904 г.  в Грюневальде открылась первая танцевальная школа Дункан. Ее первыми учениками стали преимущественно девочки из неблагополучных семейств, обучение которых строилось на следующем принципе: «Дайте сначала детям дышать, вибрировать, чувствовать и стать едиными в гармонии движения. Дайте нам сначала создать прекрасного человека».  Школа просуществовала три года, единовременно там обучалось не более 20 человек. Помимо танца, которому уделялось всего два класса в неделю, ученики занимались историей, литературой, математикой, рисованием, пением, музыкой и языками. Шесть учениц из этой школы были усыновлены Дункан в 1909 г. Айседора также дала им свою фамилию.

Помимо преподавательской деятельности, Дункан продолжала активно гастролировать и участвовать в различных мероприятиях. Так, в 1904-1905 гг. она дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве. Одним из известных эпизодов ее танцевальной биографии стало участие в костюмированном бале, устроенном Полем Пуаре 20 июня 1912 г. Тематикой вечера стала вакханалия. Дункан выступила в греческом хитоне, дизайн которого выполнил Пуаре, среди 300 гостей.

В 1914 г. Дункан вернулась в Нью-Йорк, где открыла студию. Однако уже через год она вновь покинула родину. В 1921 г. приняла предложение А.В. Луначарского открыть танцевальную школу в Москве. Амбициозный план «работы для этого поколения человечества» и создание «танца будущего», несмотря на правительственную поддержку, провалился. Тогда же Дункан вышла замуж за советского поэта Сергея Есенина, брак с которым был расторгнут в 1924 г.

В 1920-е Айседора Дункан продолжала активно гастролировать по Европе и США. Танцовщица погибла от удушения собственным шарфом, попавшим в ось колес автомобиля в 1927 г. 

Лой Фуллер и Айседора Дункан

В 1890-х годах Лойя Фуллер произвела в Париже необычайную сенсацию своими манипуляциями с сотнями ярдов шелка, которые кружились высоко над ней и драматически освещались снизу. Она воплотила образы конца века: женщина как цветок, женщина как птица, женщина как огонь, женщина как природа. Одна из самых известных танцовщиц своего времени, Фуллер исполнила главную роль в «Фоли-Бержер», вдохновив множество современных модников и подражателей.Змеиный мотив Фуллера также виден во многих декоративных образах ар-нуво.

Как и многие ее современники, Айседора Дункан почувствовала притяжение Европы и вскоре уехала в Лондон, а затем в Париж, где она впервые увидела танец Лой Фуллер на Всемирной выставке 1900 года. На Дункан глубоко повлияло возрождение эллинизма в конце девятнадцатого века, и ее обращение к классической греческой культуре помогло превратить танцы из простого развлечения в самостоятельное искусство.

Многие дискуссии, сравнивающие работы Лой Фуллер и Айседоры Дункан, цитируют известную шутку Луи Ваузелла: «Айседора лепит, Лойя рисует. Бесполезно их сравнивать »(qtd. В Олбрайт 159). Действительно, Фуллера и Дункана часто изображают как полярных противоположностей. Если Фуллер придерживается театрального искусства и современных технологий, то Дункан считается воплощением природы и древних греков. Если в мифах Дункан изображена стоящей в ожидании божественного вдохновения, Фуллер изображена с закатанными рукавами, готовая экспериментировать с новейшими световыми эффектами.Если Фуллера относят к категории модернистов, то Дункана считают романтиком. Тело Фуллера исчезло под массой шелка, а тело Дункана шокирующим образом обнажилось в ее легких туниках. Один воспринимался как андрогинный или мужской, а другой как очень женский. И все же в Париже в начале двадцатого века обе танцовщицы считались предприимчивыми, независимыми и в высшей степени американскими женщинами. Если мы переместим динамику их сравнения с «или / или» на континуум, мы сможем начать обсуждать их различия и сходства, не устанавливая иерархию важности.

Классные занятия
  • Исследование: Разделите класс на две группы: одна группа изучает «Танец огня» Лой Фуллер, а другая — «Аве Мария» Айседоры Дункан. Обсудите различия между танцем с реалистичными образами (матери и ребенка) и танцем, вдохновленным более общей и абстрактной концепцией (огонь).
  • Move: На основе исследовательского проекта попросите учащихся двух групп создать короткий (3-минутный) танец, пробуждающий некоторые аспекты этих двух хореографий.Выполните произведения и попросите аудиторию написать описание увиденного. Прочтите их вслух и сравните эти описания с исторической информацией об этих танцах.


Олбрайт, Энн Купер. Следы света: отсутствие и присутствие в творчестве Лои Фуллер . Мидлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета, 2007.

Используйте теги для тематического изучения содержимого Accelerated Motion.

Лой Фуллер об Айседоре Дункан в «Пятнадцати годах жизни танцовщицы»

Лой Фуллер была известной танцовщицей, известной сочетанием своей хореографии с шелковыми костюмами, освещенными разноцветным светом ее собственного дизайна.Айседора с восхищением вспоминает Лойю в своих мемуарах, хотя она признала, что окружение, в котором она находилась во время своего пребывания с Лой Фуллер, было странным и позже напугало ее до смерти.

Лойя в своей автобиографии не упоминает Айседору Дункан по имени, но говорит о ее не очень хороших вещах.


Вот что она пишет:

Произошло это в феврале 1902 года. Я прибыл в Вену со своей японской компанией, которую возглавлял Сада Якко.С нами был художник, которому я был рад быть полезным. В Париже моя близкая подруга, мадам Невада, знаменитая американская певица, представила ее мне, и танцовщица устроила мне представление в качестве примера своего мастерства. Она танцевала с удивительной грацией, ее тело было едва прикрыто тончайшими греческими костюмами, и она велела прекрасной стать кем-то. С тех пор она приехала. В ней я увидел возрождение старинных трагических танцев. Я видел, как вспоминаются египетские, греческие и индуистские ритмы.

Я сказал танцовщице, какой высоты, по моему мнению, она сможет достичь при учебе и упорной работе. Вскоре после того, как я уехал в Берн, она присоединилась ко мне. Во время нашего пребывания там она большую часть времени болела и почти не могла работать. В конце концов, по возвращении в Вену мы серьезно приступили к учебе, и я решил организовать несколько вечерних встреч, чтобы познакомить ее с аудиторией людей, способных оценить и понять ее.
Для этого я водил ее в каждую гостиную, которая была открыта для меня в Вене.Наш первый визит был к жене английского посла, которую я знал в Брюсселе, когда ее муж представлял там Соединенное Королевство. В этот день я чуть не вошел один и оставил свою танцовщицу в карете из-за ее внешнего вида. На ней было платье в стиле ампир, серое, с длинным шлейфом и мужская шляпа, мягкая фетровая шляпа с развевающейся вуалью. В таком платье она выглядела так мало преимуществ, что я скорее ожидал отпора. Однако я так горячо отстаивал свою позицию танцора и получил обещание, что и посол, и его жена будут присутствовать в первый вечер.
Я пошел к принцессе Меттемиха.
«Моя дорогая принцесса, — сказал я ей, — у меня есть подруга, танцовщица, которой еще не удалось выйти на фронт, потому что она бедна и некому ее пустить. Она очень талантлива, а я опасаясь, что венские гостиные познакомятся с ней. Вы готовы мне помочь? »

«С удовольствием. Что я должен делать?»

«Для начала приходи ко мне в отель и посмотри, как она танцует».

«Ну конечно. Вы можете абсолютно на меня рассчитывать.«[…]

Когда я уходил, ее последними словами были:

« Я буду рад помочь твоей подруге, так как я смогу таким образом доставить тебе удовольствие ».

Я ушел удовлетворенный и благодарный сам Так же, как и на счет моего друга. Затем я пошел в посольство Соединенных Штатов. Я сразу увидел посла, но мне пришлось ждать, чтобы увидеть его жену. Добрая, энергичная, веселая, она была свободной от рождения женщиной, сердечной и искренней, и я сразу почувствовал, что могу на нее положиться.Пока я говорил о своем протеже, жена посла вспомнила, как несколько лет назад видела, как она танцевала в доме своей сестры в Чикаго. Танцы, честно говоря, особо ее не интересовали, но если бы они нам чем-то помогли, она была бы очень рада прийти на наше выступление.
Уверенный, что у меня будет хорошая аудиенция, я вернулся в отель и сказал своей подруге, что случай, которого она так долго желала, наконец-то наступил. Я решил дать прессе вечер в тот же день, когда мой друг появится на утреннике перед принцессой и членами дипломатического корпуса.Затем я разослал приглашения венским художникам и искусствоведам. Когда наступил день, все было готово: я пригласил оркестр, зал был украшен цветами, фуршет был очень аппетитным. […]

Поприветствовав своих гостей, я умолял их извинить меня на минутку и вошел, чтобы увидеть
дебютантку. Была половина четвертого. Через десять минут она должна была начать. Я нашел ее, стоящую в теплой воде, она очень неторопливо укладывала волосы. Пораженный, я умолял ее поторопиться, объяснив, что из-за своей халатности она рискует оскорбить аудиторию, что
определенно даст ей начало.Мои слова не подействовали, и она очень медленно продолжала приготовления. Чувствуя, что ничего не могу с ней поделать, я вернулся в гостиную и изо всех сил старался выбраться из этой деликатной ситуации.
Я был вынужден выступить с небольшим импровизированным обращением. То, что я сказал, я никогда не знал, но я помню, что смутно придумал что-то вроде диссертации о танцах и их значении по отношению к другим искусствам и природе. Я сказал, что молодая женщина, которую мы собирались увидеть, не была имитатором танцоров, изображенных на этрусских вазах и фресках в Помпеях.Она была живой реальностью, которой эти картины были только имитацией. Она была вдохновлена ​​духом, который сделал из них танцоров.
Внезапно она вошла, спокойная и равнодушная, как будто ее совершенно не заботило, что наши гости думают о ней. Но больше всего меня удивило не ее безразличие. Я еле удерживался от протирания глаз. Она казалась мне обнаженной или почти обнаженной, так что легкая повязка, которую она носила, закрывала ее тело.

Она вышла вперед, и, пока оркестр играл прелюдию из Шопена, она стояла неподвижно, опустив глаза, свесив руки по бокам.Потом она начала танцевать. О, этот танец, как я его любил! Для меня это была самая прекрасная вещь в мире. Я забыл эту женщину и все ее наряды, ее абсурдные манеры, ее костюм и даже ее голые ноги. Я видел только танцовщицу и то художественное удовольствие, которое она доставляла мне. Когда она закончила, никто не заговорил. Я подошел к принцессе. Она сказала мне тихим голосом:
«Почему она танцует в такой маленькой одежде?»
Затем я внезапно осознал странное отношение публики и, руководствуясь своего рода вдохновением, ответил достаточно громко, чтобы все
услышали:

«Я забыл сказать вам, какой добрый наш художник.Ее чемоданы, на которые она надеялась в течение дня, еще не прибыли. Соответственно, вместо того, чтобы разочаровать вас из-за того, что не увидели ее танец, она появилась перед вами в платье, в котором репетирует ».
В девять часов состоялось выступление для прессы. Все были в восторге, но не больше, чем я. На следующий день я устроил третий спектакль для художников и скульпторов, и это дело тоже имело большой успех. В конце концов, дама пригласила мою подругу потанцевать у нее дома. Звезда потребовала очень высокую цену.Убежденная мной дама согласилась заплатить большую сумму, которую, по утверждениям моего танцора, стоила. В течение нескольких недель ее успех рос день ото дня. Тогда сразу казалось, что о танцовщице забыли. Она была помолвлена ​​редко, но я не унывал. Между тем, я забыл об этом упомянуть, мать моего друга присоединилась к нам в Вене, и вместо одного гостя у меня теперь было двое. Немного погодя после этих выступлений мы поехали в Будапешт, где я устроил новое развлечение, чтобы запустить своего протеже. Я пригласил на это всех лучших людей города.
Ведущая актриса Национального театра услышала об этом романе и очень хотела принять в нем участие. Я пригласил театральных менеджеров, как я это сделал в Вене. На этот раз один из них должен был принять решение о помолвке. На следующий день он пришел ко мне и предложил двадцать спектаклей в одном из первых театров Будапешта. Мой друг репетировал, начиная с ближайшего дня. В тот же день у меня была бесконечная репетиция с моими японскими актерами, и меня продержали дома до позднего вечера.Вернувшись в отель, я узнал, что танцовщица и ее мать уехали в Вену, чтобы дать там вечернее представление, которое я устроил для нее перед нашим отъездом. Им аккомпанировал мой оркестр. Должен признаться, я был немного удивлен внезапностью, с которой они ушли, но больше не думал об этом, пока не вернулся руководитель моего оркестра.
Он вернулся один. Сначала он уклонялся от вопросов. Затем он признался, что эти дамы не ожидали, что они снова присоединятся ко мне. Я не мог и не хотел ему верить.

«Очень хорошо», — сказал он. «Это точные слова, которые мать произнесла, когда мы ехали в поезде.« Теперь, когда она завела тебя, — сказала она дочери, — она ​​тебе больше не нужна ». На что дочь ответила: «Ну, у меня нет ни малейшего желания возвращаться к Лойе». «Когда эти дамы были готовы вернуться в Будапешт, они позволили моему руководителю оркестра уехать, не отправив мне никаких сообщений. Я телеграфировал, чтобы узнать, не увижу ли я их снова. Моя танцовщица ответила телеграммой, в которой говорилось: «Только в том случае, если вы положите на мой кредит десять тысяч франков в венском банке до девяти часов утра.»

Это судебное разбирательство было тем более жестоким, что она знала, что я только что потерял более ста тысяч франков из-за венского менеджера, который разорвал свой контракт с моей японской компанией. Кроме того, мои расходы были очень большими, и я плохо себя чувствовал. смущенная. После того, как я уехал из Будапешта, танцовщица приехала туда, чтобы исполнить помолвку, которую я для нее устроил. Затем она поехала в Вену и дала там несколько выступлений. Мне сказали, что она пошла ко всем людям, которым я ее представил, и спросила им брать билеты.Таким образом, она распорядилась местами на сумму несколько тысяч флоринов. Ей были готовы помочь все, в том числе жена английского посла и принцесса Меттемих. Прежде всего, я должен был заработать репутацию самозванца, потому что моя подруга продолжала появляться на публике в том, что я назвал ее тренировочным платьем.

Несколько лет спустя в Брюсселе я узнал, что моя танцовщица сказала кому-то, кто хотел знать, знакома ли она с Лой Фуллер, что она меня не знает.



Луи Фуллер, танцовщица-первопроходец, воплотившая в жизнь стиль модерн

В 1892 году она отправилась в Париж и начала выступать в Folies Bergère, мюзик-холле, где в основном выступали исполнители водевилей.Она мгновенно стала сенсацией, ее почитали за завораживающую хореографию и новаторские методы освещения. В течение года она была объявлена ​​хедлайнером.

Универсальная привлекательность Фуллер отчасти обязана растущей популярности стиля модерн, который так легко воплощается в ее постановках. Но, похоже, она также обладала уникальной способностью интересовать публику из всех слоев общества. Хотя Фоли-Бержер обычно привлекал покровителей из рабочего класса, в 1893 году журналист журнала L’Echo de Paris писал: «Теперь можно увидеть черные фраки… экипажи, украшенные гербами; аристократия выстраивается в очередь, чтобы аплодировать Лой Фуллер.”

В те первые годы в Париже Тулуз-Лотрек выпустил серию из примерно 60 литографий, вдохновленных выступлением Фуллера в Фоли-Бержер. Юная танцовщица также привлекла внимание Роджера Маркса, искусствоведа, похвала которого еще больше способствовала ее успеху, и который познакомил ее с Габриэль Блох, еврейско-французской банковской наследницей, которая носила мужские костюмы и стала сожительницей Фуллера на всю жизнь. «Чтобы было ясно, Лой Фуллер не была частью гей-движения начала 20 века», — говорит Олбрайт.«Она была геем, и это было частью ее личности, но все было сложнее. Как профессионал, она перешла из феминизированного мира танцев на сцене в маскулинизированный мир, будучи менеджером, продюсером и дизайнером по свету ».

Фуллер владеет более чем дюжиной патентов, связанных с ее костюмами и инновациями в сценическом освещении, включая использование стеклянных пластин, больших проекторов для фонарей и цветного желатина. Она так интересовалась наукой об освещении, что, прочитав в газете о развитии радия и его световых свойствах, подружилась с его первооткрывателями, Пьером и Мари Кюри, у которых был дом в Париже.

Айседора Дункан

Рисунок Хосе Клары Айседоры

«Ей никогда не было места в рядах ужасной, медлительной армии осторожных. Она бежала впереди, где не было путей». — Дороти Паркер, 1928 г.

Айседора Дункан (1877-1927), которую часто называют «матерью современного танца», родилась в Сан-Франциско и продолжила освобождать танец от рамок балета своего времени, избавившись от тапочек и корсета, чтобы объединить использование простого, естественное движение с яркой музыкальностью.Она искала словарь движений, который осветил бы человеческий дух и его связь с природой, и она была первой, кто поставил хореографию на музыку, изначально не написанную для танца, включая произведения Бетховена, Шопена, Брамса и Скрябина. Карьера Дункан была отмечена противоречиями, поскольку американская публика возражала против ее обнаженных конечностей и смелых движений. Она была полна решимости добиться успеха и со своим безграничным духом уехала в Европу и Россию, где встретила и вдохновила некоторых великих художников своего времени.В мае 1899 года Айседора и ее семья отправились в Лондон в поисках способов исследовать историю искусства и связи с движением. Айседора изучала греческие и римские древности в Британском музее, часами сидя перед произведениями искусства и представляя, как они могут двигаться. Здесь она познакомилась и выступила перед выдающимися лондонцами, танцующими легенду об Орфее под музыку Глюка. В The Art of the Dance Айседора описывала себя не как рассказчик и не персонаж мифов, которые она танцевала, а как «душу музыки».Она танцевала как солистка, но всегда представляла себя греческим хором, отражающим голоса природы и человечества.

В следующем году Айседора последовала за своим братом Раймоном в Париж, где он делал наброски, а она изучала коллекцию ваз Греции из Лувра. После гастролей с труппой Лои Фуллер Айседору пригласили выступить с собственной программой в Будапеште, Венгрия (1902), где она танцевала аншлаговые выступления с полным оркестром. Ее знаменитым выходом на бис был «Голубой Дунай». Выступления последовали в Берлине, Вене и Мюнхене.Многие художники задокументировали ее экстатическое движение, включая Эмиля-Антуана Бурделя, Питера Бергера, Роберта Анри, Огюста Родена, Хосе Клару (см. Изображение выше), Жюля Гранжуана, Валентина Лекомта и Авраама Валковица.

С 1904 по 1907 год Дункан жил и работал в Греции, Германии, России и Скандинавии. За это время она сотрудничала с художником-постановщиком Гордоном Крейгом и российским театральным режиссером Константином Станиславским. В 1904 году Дункан основала свою первую танцевальную школу в Грюневальде, Германия, за которой последовали школы во Франции и России.Здесь она начала разрабатывать свои теории танцевального образования и организовывать свою знаменитую танцевальную группу, которую пресса окрестила Isadorables. Дункан построил дом в Капаносе, Греция, и много путешествовал по Южной Америке, Европе, России и Египту. Когда она выступала в России, она оказала глубокое влияние на русский балет, который сразу (через Михаила Фокина и его «Сильфиды») перенял ее музыкальный выбор и более натуралистический подход к движению.

Хотя Айседора была привлечена к греческим мифам и философии, ее работа была основана на глубокой выразительной силе тела.Она воссоздала, а не скопировала древние темы и позволила телу почувствовать вес и силу тяжести. Она определила солнечное сплетение как «центральную пружину всего движения» (Дункан, , «Моя жизнь», ). Как артистка, о чем свидетельствуют обзоры и личные отчеты, она глубоко волновала публику на протяжении всей своей карьеры и представляла движение, лишенное декора и театральных уловок. Этот поразительный модернизм продолжался по мере того, как разворачивались трагические события ее жизни. После смерти двух своих детей она перестала танцевать и творить более чем на год, а когда вернулась, это было со взвешенной силой и абстракцией, которые связали ее первоначальные творения, вдохновленные природой и древностью, с большими групповыми работами и акцентом на политической борьбе. .

Айседора и Ирма Дункан (преданные ученики и учителя следующего поколения) по приглашению правительства России в 1921 году поехали в Россию, где организовали школу для детей. Здесь Айседора создала и исполнила произведения, олицетворяющие борьбу за давно лишенные свободы, а также посвятила песни и танцы русским рабочим и русским детям. Условия в России были удручающими: школа часто страдала от неотапливаемых студий и плохого питания. Когда Айседора Дункан вернулась в Соединенные Штаты в октябре 1922 года после своего триумфального выступления в Москве, она вернула безграничный энтузиазм по поводу советской системы и русского мужа Сергея Есенина, который был почти на два десятилетия младше ее.Ее возвращение широко освещалось в прессе, поскольку она и популярный русский поэт Сергей Есенин были ненадолго задержаны иммиграционными властями на острове Эллис по подозрению в том, что они «агенты большевиков».

В 1927 году Айседора согласилась опубликовать свои мемуары «Моя жизнь» и закончила писать и диктовать их своему секретарю Мэри Дести. Ее последнее выступление было в театре Могадор в Париже 8 июля. 14 сентября 1927 года в возрасте 50 лет Айседора погибла в открытом спортивном автомобиле, когда ее шарф зацепился за спицы заднего колеса.

Поскольку фильмы и записи танцев Айседоры не снимались до тех пор, пока она не умерла в 1927 году, хореография Дункана сохранилась благодаря обучению одного поколения танцоров Дункана другому. За последние 90 лет поколения продолжали учиться у учеников Дункана по всему миру. «Isadorables», принятые Дунканом в 1919 году, обучали следующее поколение студентов, и они стали важными учителями Дункана 20-го века. К ним относятся Джулия Левиен, Гортензия Кулурис, Гемзе ДеЛаппе, Аннабель Гамсон, Миньон Гарланд и Сильвия Голд.

Многие хореографы, которые следовали за Айседорой Дункан, передали ее влияние новым поколениям. В Берлине Мичио Ито видел выступления Айседоры Дункан (вместе с Павловой и Нижински), которые вдохновили его на карьеру танцора. Хосе Лимон считал Айседору Дункан своей «танцевальной матерью» и в 1972 году создал серию соло, в которых переплелись различные периоды ее жизни, переплетая аспекты ее творческой и личной жизни. Кэтрин Данэм знала о смелом отношении Дункана к личной свободе самовыражения и естественному движению.Данхэм объяснил, что Айседора Дункан выпустила танец из клетки старого балета и что Сергей Дягилев (в изгнании с русскими в Париже) придал структуру новой энергии, которую высвободила Айседора. (из Kaiso! Writings by and about Katherine Dunham ). Дункан, как «мать современного танца», посеяла семена инноваций для артистов танца 20-го века и продолжает вдохновлять и в 21-е.

Айседора Дункан, полулежа.Фото Арнольда Генте.

Дункан и Есенин, 1921

Дункан и студенты, The Isadorables


Связанные предметы в архиве

Собрание Джоанны Геверц Харрис> Фото> Айседора в Лидо, Венис-Бич — Фотография Раймонда Дункана — 1903

Собрание Барбары Кейн> Фото> Ирма, Айседора и Сергей

Собрание Барбары Кейн> Фото> Фотография Айседоры

Коллекция Джанеи Роуз Лин (МакАли)> Фото> Двойная экспозиция Ричарда Стоутса — Арнольд Генте, Ричард Стоутс

Музей перформанса и дизайна Сан-Франциско> Программы> Айседора Дункан — 25 ноября 1917 г.

Собрание Кристи Корнелл-Пейп> Программы> Танцы и хоры из Ифигении в Аулиде — Айседора Дункан — 6 июля 1908 г.

Собрание Кристи Корнелл-Пейп> Программы> Шопен и Шуберт — Айседора Дункан — 29 июля 1908 г.

Собрание Кристи Корнелл-Пейп> Программы> Возрождение греческого искусства двух тысячелетий назад — Айседора Дункан и Уолтер Дамрош — 8 ноября 1908 г.

Коллекция Барбары Кейн> Программы> Айседора Дункан — 1908

Коллекция Джанеи Роуз Лин (МакАли)> Программы> Айседора Дункан — 21 ноября 1916 г.

Музей перформанса и дизайна Сан-Франциско> Иллюстрации> Рисунок Айседоры Жюля Гранжуана

Собрание Барбары Кейн> Иллюстрации> Четыре рисунка Айседоры в этюде бабочки

Коллекция Janaea Rose Lyn (McAlee)> Иллюстрации> Айседора в конце лепестков роз

The Collection of Janaea Rose Lyn (McAlee)> Иллюстрации> Рисунок Хосе Клары

The Collection of Janaea Rose Lyn (McAlee)> Иллюстрации> Knucklebones

Коллекция Джанеи Роуз Лин (МакАли)> Иллюстрации> Рисунок Айседоры Ван Диринг Перрин

Коллекция Барбары Кейн> Листовки> Танец Айседоры Дункан

Музей перформанса и дизайна Сан-Франциско> Вырезки из газет> Газетная реклама My Life

Музей перформанса и дизайна Сан-Франциско> Вырезки из новостей> Мисс Дункан: торжество по случаю возвращения домой в Колумбии, ноябрь.26 января 1917 г. обзор

Собрание Кристи Корнелл-Пейп> Вырезки из новостей> Обзор выступления Айседоры в Нью-Йорке, New York World, 7 ноября 2008 г. — 7 ноября 1908 г.

Ссылки по теме

Олбрайт, Энн Купер: «Айседора Дункан (1877-1927)». Коалиция танцевального наследия, 2012 г.

© Авторские права 2014-2021

Кто такая Айседора Дункан? Новая роль Лили-Роуз Депп как танцовщицы и вот почему

Присоединяясь к легионам молодых женщин, которые идут по стопам своих отцов-исполнителей, Лили-Роуз Депп снялась в фильме Танцовщица об отношениях между танцовщицей Айседорой Дункан (Депп) и Лой Фуллер (Соко).Вы знаете их — Джорджию Мэй Джаггер, Румер Уиллис, Майли Сайрус, даже Лив Тайлер. Дети из шоу-бизнеса, кажется, имеют опору (или, если использовать метафору тела немного дальше, ступню в дверь), но им также приходится справляться с неизбежными ожиданиями, основанными на выступлениях своих родителей. Это ни в коем случае не первый набег Деппа на экран, но это довольно громкий проект, в котором также снимется Гаспар Уллиель.

На самом деле, имена актеров, задействованных в фильме, скорее всего, более узнаваемы, чем самих персонажей.Айседора Дункан когда-то была одной из крупнейших фигур в танцевальном сообществе, но она исчезла в относительной безвестности, поскольку искусство продолжало развиваться. Ее имя по-прежнему будет звонить в колокола — и практикующие Айседора по-прежнему подражают ее стилю — но персонаж, стоящий за именем, возможно, не так хорошо известен, как она когда-то. Дункан родилась в 1877 году в Сан-Франциско и была дочерью банкира и классика-любителя, увлеченного древнегреческой культурой и ее современностью. Это могло быть исторической причудой, если бы не то глубокое влияние, которое она оказала на танец Дункана.Она перенесла этот резонанс в другую среду. По данным Международного института Айседоры Дункан, когда она и ее брат отправились в Париж, они пошли в Лувр, где он приступил к рисованию каждой из греческих ваз из коллекции музея. Затем Дункан переводил эти образы в танец.

Для того, кто сделал себе имя благодаря визуальному и современному искусству, существует поразительно мало образов танцовщицы. Отчасти это зависит от времени — она ​​росла в эпоху, когда фотографические технологии не достигли того уровня портативности и повсеместности, который они имеют сегодня.Тем не менее, существует один клип с ее танцами.

В клипе Дункан кружит, импровизируя, все пять секунд, прежде чем смиряется с аплодисментами публики. Это свидетельствует о ее стиле с греческим влиянием и ее склонности к украшениям. Большая часть стиля Айседоры включает извилистые движения туловища и рук; его форма резко контрастирует со строгостью балета и сложной техникой. И, возможно, даже более примечательно — она ​​снаружи. Танцы Дункан подчеркивали гуманизм и природу, а ее сеттинг демонстрирует философию ее танца.Она с подозрением относилась к камере, возможно, из-за более глубокого дискомфорта, связанного с признаками современности. «Ее портрет и ощущение ее танца были бы воспроизведены бесчисленными художниками в других средствах массовой информации, — пишет Лаура Джейкобс в журнале London Review of Books , — но оказывается, что камера заставила ее прийти в себя».

Чтобы соответствовать ее гибкому стилю, Дункан питала любовь к струящейся греческой одежде, которая доказывала бы ее несостоятельность. Эту любовь разделяла ее партнерша по творчеству Лои Фуллер, которая помогла ей начать карьеру.В книге Loie Fuller: Goddess of Light объясняется, что Фуллер не имел формального танцевального образования и не знал классического искусства. Возможно, Дункан нашел инь своего янь в Фуллере, она выросла в музеях и вокруг них. Они разделили отсутствие строгости в своих танцевальных принципах, что, возможно, облегчило их попытки встряхнуть танцевальный мир. В конце концов, нет никаких принципов, которые следует отвергать, если вы никогда не изучали эти принципы.

Танцы Дункана вдохновляли бесчисленное количество учеников, танцевальные труппы которых существуют и сегодня.Даже при ее жизни эти очаги дунканитов начали появляться в виде лагерей греческих танцев в горах Катскилл или студий на Елисейских полях, как сообщал New Yorker еще в 1927 году. Но эта склонность к греческому классицизму … из-за развевающихся мантий и длинных шейных шарфов — привела к ее внезапной кончине в возрасте 50 лет. При болезненном повороте событий ее шелковый шарф запутался в спицах колеса ее машины, вытащив ее из машины и сломав шею. Ее знаменитые последние слова: «Adieu, mes amis, je vais à la gloire!» — что переводится как «Прощайте, друзья мои, я иду к славе» — возможно, на самом деле было «je vais à l’amour», намекая на свидание с ее водителем.

Будет захватывающим поворотом событий, если Депп вытащит Натали Портман и изучит механику танцевальной школы Дункана а-ля Black Swan . Хотя Дункан не является центральной фигурой The Dancer , она и Фуллер стали одними из пионеров греческого нуворита, который сделал их знаменитыми, поэтому она обязательно будет центральной фигурой. Обе женщины — очаровательные личности сами по себе, а их личные и профессиональные отношения — тем более. Adieu, mes amis, je vais au cinéma .

Изображение: Wikimedia Commons

Лой Фуллер | Американская танцовщица

Loie Fuller , оригинальное имя Marie Louise Fuller , (родилась 15 января 1862 года, Фуллерсбург [ныне часть Хинсдейла], штат Иллинойс, США — умерла 1 января 1928 года, Париж, Франция), Американская танцовщица, получившая международное признание за свои новаторские разработки в области театрального освещения, а также за изобретение «змеиного танца», яркой вариации популярных «танцев с юбками» того времени.

Фуллер дебютировала на сцене в Чикаго в возрасте четырех лет, и в течение следующей четверти века она гастролировала с акционерными обществами, пародийными шоу, водевилями и шоу Дикого Запада Буффало Билла, читала лекции о воздержании и шекспировские чтения, а также выступала в театральных постановках. разнообразные спектакли в Чикаго и Нью-Йорке.

Британника исследует

100 женщин-первопроходцев

Познакомьтесь с выдающимися женщинами, которые посмели выдвинуть на первый план вопросы гендерного равенства и других вопросов.Этим историческим женщинам есть что рассказать, от преодоления угнетения до нарушения правил, переосмысления мира или восстания.

Популярное, если не подтвержденное объяснение происхождения новаторских танцев Фуллера утверждает, что во время репетиции Quack, M.D. (производство 1891) Фуллер был вдохновлен вздымающимися складками прозрачного китайского шелка. Она начала экспериментировать с шелком различной длины и освещением разного цвета и постепенно разработала свой «Змеиный танец», который она впервые представила в Нью-Йорке в феврале 1892 года.Позже в том же году она отправилась в Европу и в октябре открылась в Фоли-Бержер в своем «Танце огня», в котором она танцевала на стекле, освещенном снизу. Она быстро стала тостом авангардного Парижа. Анри де Тулуз-Лотрек, Огюст Роден и Жюль Шере использовали ее в качестве предмета, несколько писателей посвятили ей свои произведения, а смелые светские женщины искали ее. После этого она жила и работала в основном в Европе. Ее более поздние эксперименты в сценическом освещении, области, в которой ее влияние было более глубоким и продолжительным, чем в хореографии, включали использование фосфоресцирующих материалов и техник силуэта.

В 1908 году Фуллер опубликовал мемуары « Quinze ans de ma vie », к которым писатель и критик Анатоль Франс внес предисловие; он был опубликован в английском переводе как Fifteen Years of a Dancer’s Life в 1913 году. После Первой мировой войны она танцевала нечасто, но из своей школы в Париже она разослала танцевальные труппы по всей Европе. В 1926 году она в последний раз посетила Соединенные Штаты вместе со своей подругой королевой Румынии Марией. Последним выступлением Фуллера на сцене был ее «Балет теней» в Лондоне в 1927 году.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Роскошная «Танцовщица» с потрясающей хореографией и хитроумной историей

Соко в «Танцовщице» Мириады изображений

Назовите это биофиком, эта роскошная первая работа от Стефани Ди Джусто. Это похоже на рекламу средств женской гигиены, выдающую опыт Ди Джусто как арт-директора. Он представляет собой потрясающее кинематографическое воссоздание хореографии Лои Фуллер, исполнительницы fin de siecle, которая использовала магию ткани и света и стала тостом европейской belle epoque.Но это полностью меняет правду о жизни Фуллера и опорочивает другого матриарха современного танца, Айседору Дункан.

Французская поп-звезда, ставшая актрисой, Соко, которая сама не танцует, получила несколько недель интенсивных тренировок у американского хореографа Джоди Сперлинг, специалиста по творчеству Фуллера, урожденной Мэри Луиз Фуллер из Иллинойса. Соко постоянно появляется на экране на протяжении всего фильма, становясь свидетелем насильственной смерти своего отца на западном ранчо, страдая от угнетения своей матери, находящейся в затруднительном положении в Бруклине, разрабатывая технологии (и крадя деньги), необходимые для реализации ее блестящих ангельских видений в Фолианах. Бержер.Она наконец-то исполнила свое желание — выступить в Парижской опере — только чтобы физически развалиться в решающий момент.

Большинство сцен в парижском театре снимается в Праге, и большая часть биографических материалов — художественная литература. Фуллер был геем, и фильм подчеркивает сильные чувства, которые испытывает к ней ее помощница (Мелани Тьерри). Но для этого требуются рабочие отношения, которые у нее были с обильной брюнеткой-революционером танцев Айседорой Дункан, которая училась у Фуллера, и превращаются в влюбленность в зрелую блондинку, которую играет слишком молодая Лили-Роуз Депп, которая здесь симулирует привязанность к героиня заключила лучший контракт.