«Империя света» Рене Магритта стала самой дорогой его картиной
Арт-рынокНовости
Рене Магритт. «Империя света». 1961.
Фото: Sotheby’s
На аукционе Sotheby’s в Лондоне полотно бельгийского сюрреалиста ушло за $79,8 млн, что делает его самой дорогой картиной, когда-либо проданной в Европе, и рекордной для автора
Татьяна Маркина
03.03.2022
Картина, которая впервые выставлялась на публичные торги, уже на этапе предварительной оценки шла на рекорд — около $60 млн (£45 млн). Внушительная сумма, учитывая, что последний аукционный рекорд на работу Рене Магритта составлял $26,8 млн за полотно «Принцип удовольствия» (1937).
Однако реальность превзошла ожидания. За «Империю света» упорно бились три покупателя, и итог составил $79,8 млн (£59,4 млн). Это новый рекорд для произведений Рене Магритта и самая большая сумма, заплаченная за какую-либо картину в Европе.
Рене Магритт. «Империя света». 1961. Фрагмент.
Фото: Sotheby’s
«Империя света» — одна из несомненных вершин творчества бельгийского сюрреалиста. Она была написана Магриттом в 1961 году для его музы Анн-Мари Крове, дочери Пьера Крове, коллекционировавшего работы художника и других бельгийских сюрреалистов, и до сих пор не покидала семейное собрание. Картина представляет собой пейзаж с изображением погруженных в сумерки деревьев и домов со светящимися окнами — под дневным светлым небом. Она входит в одноименный цикл, объединенный общей темой, к которой Магритт возвращался более десяти лет. Картина хорошо известна публике: в 2009–2020 годах она экспонировалась в Музее Магритта в Брюсселе, а также участвовала в выставках в Вене, Милане, Париже, Риме.
За картину упорно бились три покупателя, и итог составил $79,8 млн (£59,4 млн).
Фото: Sotheby’s
Однако не только художественные достоинства и отличный провенанс сделали «Империю света» такой дорогой. Произведения искусства всегда считались лучшим «убежищем» для капитала, способом надежно сохранить деньги в моменты любой нестабильности. Так что в ближайшем будущем стоит ждать и других рекордов.
Напомним, что двумя днями ранее прошли крупные торги Christie’s, которые проводились одновременно в Лондоне и Шанхае и собрали в целом $334 млн (£249 млн). Был поставлен рекорд на произведения Франца Марка: его полотно «Лисы» продано за $57,3 млн (£42,7 млн). «Триптих, 1986–1987» Фрэнсиса Бэкона ушел за $51,6 млн (£38,46).
Подписаться на новости
Рене Магритт Sotheby’s
«Пегас» из советских блокбастеров оказался дореволюционным
Легендарная антикварная скульптура Пегаса, появившаяся в целом ряде советских кинофильмов, как выяснилось, создана до революции и связана с именем одного из отцов-основателей русского кинематографа, Александра Ханжонкова
14. 10.2022
Памятник «Минин и Пожарский» спасен вовремя
Шедевр русского классицизма и первый памятник, поставленный в Москве, торжественно открывается после масштабной реставрации 4 ноября. К моменту начала комплексных работ скульптура была в критическом состоянии
26.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Хроники рода Медичи: от ссудной лавки до Святого престола
Впервые в русском переводе издана трилогия про знаменитую флорентийскую династию олигархов и понтификов. Марчелло Симонетта внимательно рассматривает семейные рецепты, с помощью которых деньги конвертировались в искусство, а искусство — во власть
07.10.2022
Как проявлялись в советском искусстве эпохи оттепели идеологемы сексуальной революции
Выставка «Аргонавты андеграунда» в Центре Вознесенского, посвященная новому канону женского образа 1960-х, показывает, что в СССР тоже были художники, которых особо волновало эротическое
21. 10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Сара Виниц: «Я вникаю в то, что я поддерживаю»
Сара Виниц представляет новый тип художественного деятеля, одновременно занимающегося и некоммерческим фондом, и продюсированием. Она рассказала о том, как важно дружить и делиться и где сегодня за рубежом можно показывать русское искусство
17.10.2022
Работы художника Р. Магритта
Родился: | 21 ноября 1898 г. |
Умер: | 15 августа 1967 г. |
Рене Магритт (Rene Fransois Ghislain Magritte)
1898 Лессин, Бельгия — 1967 Брюссель
Ранние годы
Учился в Академии художеств Брюсселя (1916-1918). Ранняя живопись отмечена влиянием кубизма и футуризма (1918-1920), затем пуристов и Ф. Леже. В 1925, сблизившись с группой дадаистов, сотрудничал в основанном ими журнале «Пищевод». Знакомство с искусством Де Кирико и поэзией сюрреалистов изменило творческие ориентации художника. В 1926 он создал свою первую сюрреалистическую картину «Заблудившийся жокей» (Нью-Йорк, частное собрание).
Протоколы невозможных реальностей
В 1927-1930 Магрит жил во Франции, где включился в деятельность объединения сюрреалистов. Здесь сложилась его система концептуальной живописи, которая оставалась почти неизменной до конца жизни художника. Живописная манера, намеренно безличная, «фактографическая», обнаруживает парадоксальную способность к правдоподобному изображению немыслимой, невозможной реальности. Разнохарактерные, но морфологически подобные объекты обмениваются качествами или сливаются в гибриды («Компаньоны страха», 1942, Брюссель, частное собрание; «Объяснение», 1954, частное собрание). Ночной пейзаж мерцает под куполом дневного неба («Царство света», 1954, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), а чинные клерки дождем сыплются на город («Голконда», 1953, Хьюстон, собрание Менил). В правильно построенной перспективе возникают парадоксальные пересечения, уравнивающие твердые тела и пустоты между ними («Достоверность пробела», 1965, Вашингтон, Национальная галерея). Предметы срастаются друг с другом, разбухают до невероятных размеров, вторгаются в чуждую им пространственную среду, образуя поразительные, загадочные комбинации. Один из характернейших приемов Магрита — лица, скрытые за висящими перед ними предметами — яблоком, букетом, птицей («Великая война», 1964, частное собрание; «Сын человеческий», 1964, Нью-Йорк, собрание Г. Торчинер), поэтические названия обнаруживают скрытые в картинах метафоры и обогащают их дополнительными смысловыми обертонами.
Картины-теоремы
«Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. Художник называл свои картины теоремами, полагая, что происходящие в них смещения и трансформации реальности обладают внутренней логикой, подобной логике математических преобразований. Уже серия работ конца 1920-х — начала 1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия; «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств; «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание). В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание; «Искусство разговора», 1950, частное собрание). Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея; «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген; «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств). В 1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру. Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам, и художник вернулся к прежнему методу. В скульптуре Магрит дублировал образы своей живописи, продолжая развивать тему соотношения физической и ментальной реальностей.
© museum-online.ru
Жизнь бельгийского художника-сюрреалиста
Рене Франсуа Гислен Магритт родился 21 ноября 1898 года в Лессине, Бельгия. Его отец был портным и торговцем текстилем, а мама была домохозяйкой. Магритт был старшим из своих братьев и сестер и начал уроки рисования в 1910 году, в возрасте 12 лет. Кроме того, мало что известно о его детстве, поскольку он никогда не рассказывал о нем.
В 1912 году его мама была найдена утонувшей в реке Самбре. Она покончила жизнь самоубийством, и из-за этого семья была публично унижена. До этого она несколько раз пыталась покончить с собой, но каждая попытка терпела неудачу. Рене начал рисовать вскоре после этого, и его первая картина была написана в 1915, в стиле импрессионизм.
С 1916 по 1918 год Магритт посещал Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Он ушел из школы, так как считал, что это пустая трата времени. Все его картины впоследствии отражают кубизм и футуризм, популярные в то время течения.
Фото: MagritteCreative Commons
Магритт записался в пехоту в 1921 году, служил в Леопольдсбурге, Австрии, и Антверпене. В следующем году его освободили, и он женился на Жоржетте Бергер, которую знал с детства. Рене устроился на местную фабрику по производству обоев и разрабатывал для них плакаты и рекламу. Около 19В 23 года он продал свою первую художественную работу, картину певицы Эвелин Брелин, что привело к заключению контракта с Galerie la Centaure в 1926 году. Так началась его карьера штатного художника.
Его художественные работы стали отражать его идеалы, а не следовать предыдущим направлениям. Произведения Магритта связаны с сюрреализмом, который был периодом в искусстве, когда картины пытались сбить людей с толку, смешивая реальность с воображением, заставляя зрителя созерцать изображение. Одна из его картин того времени,
Фото: MagritteCreative Commons
Рене провел свою первую выставку в Брюсселе, 1927, но это был провал. На нем была показана 61 его работа, которую критики ненавидели. После этого он и его жена переехали в Париж и подружились с Андре Бретоном. Galerie de Centaure закрылась в 1929 году, и Магритт вернулся к работе на обойной фабрике, создавая плакаты и рекламу.
Во время Второй мировой войны он оставался в Брюсселе, несмотря на немецкую оккупацию. Бретон был в ярости и разорвал с ним отношения. С 1943 по 1944 год его творчество изменилось, и на него повлиял Огюст Ренуар, художник-импрессионист. Однако, чтобы выжить, он подделал копии Пикассо, Брака и Кирико, чтобы продать немцам, что помогло ему пережить войну. Он сожалел об этом позже, но он сделал то, что ему было нужно, чтобы выжить в то время. Он также изготавливал поддельные банкноты для использования.
Фото: MagritteCreative Commons
После войны Магритт вернулся к своему искусству, к сюрреализму. Он написал картину «Прогулки Евклида» в 1955 году, которая была картиной внутри картины. Если зритель смотрит на экран, он кажется затерянным в кронах деревьев в лесу замком. Но если присмотреться, то замок — это картина, стоящая на мольберте, и что лес — единственное, что внизу. Он хотел обмануть сознание людей и заставить их мыслить нестандартно.
За год до Прогулки Евклида Рене написал картину Империя огней , на которой изображен дом с голубым небом над ним и ночной тьмой, приближающейся к дверному порогу.
Фото: MagritteCreative Commons
Свет лампы горит, но солнце тоже. Это сопоставление дня и ночи сбивает с толку ум, и он недоумевает, как такое возможно. Магритт сделал цитату о своих картинах, которая, по его мнению, объяснила их все. «Я рисую видимые образы, которые ничего не скрывают; они вызывают тайну, и действительно, когда видишь мои картины, задаешь себе этот простой вопрос. «Что это значит?» Это ничего не значит, потому что тайна тоже ничего не значит, она непознаваема».
За три года до смерти Магритта; он написал одну из самых необычных картин из всех, «Сын человеческий
» в 1964 году. На ней изображен мужчина в котелке и костюме, но с зеленым яблоком перед лицом. Это должно быть связано с тем, что Адам ел яблоко? Или это просто человек с яблоком на лице? Или, как сказал Магритт, это непознаваемо?Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в своей постели. У него был рак поджелудочной железы в течение нескольких лет, и он, наконец, взял его. Он похоронен на кладбище Схарбек в Брюсселе.
Рене Магритт: биографический обзор
Рене Франсуа Гислен Магритт, пожалуй, наиболее известен в популярном духе времени своей картиной 1929 года Предательство образов , на которой изображена трубка и слова «Ceci n’est pas une pipe», что по-французски означает «Это не трубка. ” Хотя эта картина, хранящаяся в Художественном музее округа Лос-Анджелес, возможно, является самой известной его картиной, поклонники сюрреалистического искусства узнают его многочисленные картины, на которых изображены мужчины в котелках и костюмах, а также его пронзительный стиль введения сюрреализма в реальность. каждый день через окна и двери, открывающиеся в невероятные виды.
Родившийся в 1898 году в Брюсселе, Магритт нашел мир искусства, поглощенный в основном импрессионизмом, стилем, который он использовал в своих ранних картинах. В отличие от многих выдающихся художников, он начал изучать искусство в юности, в возрасте 11 лет. На его детство повлияло самоубийство его матери, когда Магритту было всего 13 лет. Начиная с 1916 года, Магритт учился в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. , но проучился там всего два года. Покинув учреждение, он разработал более футуристический и кубистский подход к своему искусству. В 19В 22 года Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую он знал в детстве и позже снова встретился в их юности. Она также изучала искусство.
Помимо работы над картинами, Магритт в начале 1920-х годов также работал рисовальщиком обоев и рекламным дизайнером. В 1922 году друг Магритта показал ему метафизическую картину Джорджо де Кирико «Песнь любви» , которая растрогала Магритта до слез. Стиль напоминает сюрреалистические работы Магритта, и влияние этой картины на его творения кажется очевидным. К счастью для него и для поколений любителей искусства, которые восхищаются его работами, Galerie Le Centaure заключила с Магриттом контракт в 1919 году. 26, что позволило ему посвятить все свое время живописи. В том же году он написал свою первую сюрреалистическую картину Le jockey perdu и провел свою первую персональную выставку, которая была широко раскритикована критиками. Одной из картин, включенных в эту выставку, была « Убийца, находящийся под угрозой» , работа, которая с тех пор стала одной из самых известных работ художника.
После этого удручающего опыта Магритт переехал в Париж, где сошелся с местными сюрреалистами, включая Андре Бретона, Сальвадора Дали и Макса Эрнста. В то время заявленная цель сюрреалистов заключалась в том, чтобы оставить позади ограниченный сознательный разум и позволить подсознанию свободно бродить. Это движение, вероятно, было вдохновлено, по крайней мере частично, психоанализом Зигмунда Фрейда, который к тому времени приобрел значительную популярность. Интересно, что одним из достижений Магритта в Париже были его явно бессознательные словесные картины, в которых использовались как изображения, так и письменные тексты для исследования идей репрезентации. Пожалуй, самый известный из них — 9.0055 Дворец Занавесов, III , с рамкой, содержащей голубое пространство неба, и другой рамкой со словом «ciel» или «небо» по-французски.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейВ 1929 году Galerie Le Centaure закрылась, и контракт Магритта закончился. Нуждаясь в постоянном заработке, художник вернулся в Брюссель и возобновил работу в рекламе. В это же время он снова и снова начал отношения с Коммунистической партией. Кроме того, его брак пережил тяжелые времена: сначала Магритт, а затем его жена начали романы. Отношения не были восстановлены до 1940. Он провел свои первые персональные выставки в Нью-Йорке и Лондоне в 1936 и 1938 годах соответственно. В эти годы у художника также были профессиональные отношения с меценатом Эдвардом Джеймсом, который известен своей поддержкой художников-сюрреалистов.
Путешествие за пределы сюрреализма
Магритт останавливался в Брюсселе во время немецкой оккупации, что привело к его так называемому периоду Ренуара или Солнечному периоду с 1943 по 1946 год. На этих картинах изображены видимые мазки в импрессионистском стиле, яркие цвета и вдохновляющие сюжеты, такие как «Первый день» и «Урожай» . Магритт создал эти живые картины, чтобы противостоять мрачному политическому климату, а также своему личному несчастью. В 1946 году он подписал Сюрреализм в полном солнечном свете , манифест, который отвергал пессимизм более ранних сюрреалистических работ и вместо этого выступал за создание очаровательных произведений.
В следующем году у Магритта начался период Ваче, или Период Коровы. Слово «корова» во французском языке имеет оттенок вульгарности или грубости, и картины этого периода отражают это. Цвета яркие и яркие, а сюжеты часто гротескные. Этим работам не хватает изысканности и внимания к деталям, которые можно увидеть во многих самых известных картинах Магритта. На некоторых из них также изображены крупные мазки, которые художник использовал в период Ренуара.