Магритт рене работы: Rene Magritte — Biography of the Belgian surrealist, Interesting Facts, Artwork Gallery – Из чего состоит живопись Рене Магритта

Содержание

биография художника-сюрреалиста и фото его магических картин «со смыслом»

Биография и картины Рене Магритта (René François Ghislain Magritt) оставили столько загадок, что искусствоведам хватит работы еще ни на одно десятилетие. Наряду с «Постоянством памяти» Сальвадора Дали (Salvador Dalí) шедевры бельгийского художника «Сын человеческий» и «Вероломство образов» стали знаковыми образами сюрреалистического движения, Рене Магритт также предвосхитил появление поп-арта и концептуализма в искусстве. Тем не менее он, будучи одним из столпов сюрреализма, не признавал такого определения своего творчества и просил называть себя «магическим реалистом».

Трудная юность

Рене Франсуа Гислен Магритт появился на свет в 1898 году, во франкоговорящем регионе Бельгии — в семье коммерсанта и модистки. Отец Магритта был беспокойным человеком, и семья часто переезжала из города в город. Впоследствии Магритт не раз упоминал о нелюбви к путешествиям и переменам, родившейся из-за этих переездов. В возрасте 14 лет подросток получил психологическую травму, оставившую глубокий след в душе: страдавшая от депрессии мать утопилась в реке Самбре.

Рене Магритт, говоря об этом трагическом событии биографии, не мог определить: было ли реальным воспоминание о том, как белая ночная сорочка закрыло лицо матери, когда ее вытащили из воды, или он сам домыслил эту деталь. Однако на некоторых произведениях живописца можно увидеть скрытые тканью лица («Влюбленные», «Изобретение жизни», «Суть дела») или сюжеты, предполагающие утопление («Коллективное изобретение»).

Начало пути. Становление

В 1916 году юноша переехал в Брюссель, чтобы начать обучение в Королевской Академии искусств. Во время Первой Мировой войны многие университеты закрылись, и Академия стала средоточием студенческой жизни. Магритт сблизился со студентами-литераторами и общение с их кругом оставалось его пожизненным предпочтением.

В 1922 году, после прохождения военной службы, он женился на Жоржетте Бергер, с которой познакомился, когда ему было 15 лет. Супруга стала главной его моделью, Рене даже работать предпочитал не в студии, а на кухне, чтобы быть ближе к ней. Содержать семью помогала должность дизайнера на фабрике обоев, молодой художник также не пренебрегал подработками, рисуя обложки для нот, рекламные постеры, киноплакаты.

Вскоре Магритт заинтересовался искусством итальянского живописца Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico): тем, как тот смело объединял несовместимые объекты реальности, закладывая основы стиля анахронизм. Он примерялся ко многим из стилистических методов де Кирико, экспериментировал с коллажами, сопоставлением идентифицируемых объектов и созданием двойных образов. К концу 1920-х годов стиль Магритта сформировался окончательно.

Когда группа художников, писателей и поэтов в Париже объединилась вокруг Андре Бретона (André Breton), основоположника сюрреализма, к ним примкнул и Магритт, хотя и не подпал под обаяние идей психоанализа. В его версии сюрреализма главная роль отводилась не визуализации образов подсознания, а парадоксальному изображению обыденных предметов в нестандартном контексте.

Через три года художник вернулся в Брюссель, где и прожил до кончины, последовавшей в 1967 году. Настоящая слава пришла к нему лишь в последнее десятилетие жизни. А еще спустя полстолетия — имя Рене Магритта звучит как гарантия успешности аукциона. В феврале 2020 года живописец, пусть и посмертно, стал настоящим триумфатором торгов Christie’s. Работа «Навстречу удовольствию» ушла с молотка за $24,6 млн, две других работы проданы почти за $5 и 3,9 миллиона долларов.

«Это не…»

Художник на протяжение жизни возвращался к теме не-тождественности реального и изображаемого мира, настойчиво стремясь разобраться: что есть образ и как именно он воздействует на зрителей. «Это не яблоко», «Это не трубка», — пояснял он свои работы и тем самым обозначал разницу не только между натурой и её отображением на холсте, но и между визуальным и вербальным образами. На вопрос «Почему не трубка», автор отвечал встречным вопросом: «А вам удастся набить ее табаком? То-то! Напиши я, что это трубка, я бы солгал…».

Изображение курительной трубки узнаваемо для людей, говорящих на разных языках. Само же слово «трубка», написанное и произнесенное по-французски, вряд ли будет понято человеком, не знающим языка. Таким образом Рене Магритт подчеркивал универсальность зрительного образа по сравнению с вербальным. Произведение изобразительного искусства не нуждается в переводах на разные языки, но зрители всё же нередко требуют пояснений. Не это ли имел в виду автор, давая название «Вероломству образов»?

Художник, остановивший время

«Остановленное время» (варианты перевода — «Пронзенное время», «Застывшее время») наглядно демонстрирует творческий метод автора, полагавшего, что сознательное сочетание несочетаемых объектов может выявить суть и тайную связь вещей, которые часто упускаются из виду. В «La Durée poignardée» мы видим локомотив, выезжающий из каминного портала, словно из железнодорожного туннеля. Объясняя свой замысел, Рене Магритт писал: «Я решил нарисовать поезд. Для того, чтобы уравновесить загадку его появления, добавил к нему знакомый образ камина в столовой, лишенный всякой таинственности».

Пар из трубы уменьшенного локомотива уходит в дымоход, реалистичность изображения такова, что невольно ожидаешь громкого гудка паровоза. При этом в зеркале на каминной полке отражаются часы и лишь один из двух подсвечников. Магритт считал, что зеркала создают загадку в том смысле, что являются ложным отражением реальности, и часто включал их в сюжет. Произведение подтверждает общность манеры Магритта и де Кирико: плавные мазки, четкие тени и темная палитра напоминают работу последнего «Завоевание философа».

Невозможно сказать — «одна из самых загадочных картин мастера»: все его работы несут в себе скрытый смысл. И это касается не только собственно живописных шедевров, но и их названий: Магритт считал, что артионимы не являются объяснением изображения, а сам холст или графика не должны иллюстрировать название картины. Но они коррелируют друг с другом, тем самым воздействуя на зрителя, заставляя по-новому взглянуть на произведение искусства.

Идеи художников-сюрреалистов находят воплощение в творчестве их современных коллег. Если вам близки произведения со скрытым философским подтекстом, побуждающие к работе мысли, — заглядывайте на сайт Very Important Lot. В наших онлайн-каталогах вы обязательно найдете то, что ищете.

Ранние работы Магритта (1923-1926) — Волшебные миры Рене Магритта — LiveJournal


«Голубое кино» (1925)

«К сожалению, позже я узнал, что живопись лишь в очень малой степени напрямую соотносится с жизнью и что любые попытки художника освободиться от жизненных канонов навсегда высмеивались публикой. Картина Милле «Анжелюс» в свое время стала причиной скандала: художника обвиняли в том, что он оскорбил крестьян, написав их в такой манере. Публика хотела разнести в клочья картину Милле «Олимпия». При жизни Курбе бытовало мнение, что он напрочь лишен вкуса и нарочито демонстрирует свою бездарность. И примеров такого рода не счесть! Что касается самих художников, то большинство из них легко жертвовали своей свободой, ставя свое искусство на службу кому-либо или чему-либо. Как правило, их заботы и устремления были те же ,что и у любого старого карьериста. Это привило мне полное недоверие к тому искусству и тем художникам, которые получили официальное признание или стремятся добиться его; я чувствовал, что не имею ничего общего с этим сословием. Я взял себе другой ориентир, а именно – то магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи еще ребенком. В 1915 году я предпринял попытку занять позицию, которая позволила бы мне обрести иную точку зрения на мир, нежели та, которую мне пытались навязать. Обладая некоторыми техническими приемами живописи, я в одиночку предпринял эксперименты, сознательно отличавшиеся от всего, что мне было известно в этом виде изобразительного искусства. Чем дальше от общепринятого были картины, которые я создавал, тем большее наслаждение свободой я испытывал. По странному совпадению, то ли в насмешку, то ли попросту в шутку, мне подарили иллюстрированный каталог выставки футуристической живописи. Теперь у меня перед глазами был мощный вызов тому самому «здравому смыслу», который мне так наскучил. Он явился для меня тем же светом, что бил мне в глаза всякий раз, когда я будучи ребенком, выбирался наружу из-под сводов склепа на старом кладбище, где так любил играть во время каникул».


«Окно», (1925)


«Женщина» (1923)


«Автопортрет» (1925)


«Купальщица» (1925)


«Шахматы» (1926)


«Сообщники волшебника, или Время чудес» (1926)


«Пейзаж» (1926)


«Великая новость» (1926)


Cartel publicitario para Alfa Romeo (Poster for Alfa Romeo), (1924)


«Без названия», (1926)


«Весна», (1926)


«Лес» (1926)


«Купальщица», (1925)


«Трудный переход» (1926)


«Опасные связи» (1926)

Работы художника Р. Магритта

Родился: 21 ноября 1898 г.
Умер: 15 августа 1967 г.

Рене Магритт (Rene Fransois Ghislain Magritte)

1898 Лессин, Бельгия — 1967 Брюссель

Ранние годы

Учился в Академии художеств Брюсселя (1916-1918). Ранняя живопись отмечена влиянием кубизма и футуризма (1918-1920), затем пуристов и Ф. Леже. В 1925, сблизившись с группой дадаистов, сотрудничал в основанном ими журнале «Пищевод». Знакомство с искусством Де Кирико и поэзией сюрреалистов изменило творческие ориентации художника. В 1926 он создал свою первую сюрреалистическую картину «Заблудившийся жокей» (Нью-Йорк, частное собрание).

Протоколы невозможных реальностей

В 1927-1930 Магрит жил во Франции, где включился в деятельность объединения сюрреалистов. Здесь сложилась его система концептуальной живописи, которая оставалась почти неизменной до конца жизни художника. Живописная манера, намеренно безличная, «фактографическая», обнаруживает парадоксальную способность к правдоподобному изображению немыслимой, невозможной реальности. Разнохарактерные, но морфологически подобные объекты обмениваются качествами или сливаются в гибриды («Компаньоны страха», 1942, Брюссель, частное собрание; «Объяснение», 1954, частное собрание). Ночной пейзаж мерцает под куполом дневного неба («Царство света», 1954, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), а чинные клерки дождем сыплются на город («Голконда», 1953, Хьюстон, собрание Менил). В правильно построенной перспективе возникают парадоксальные пересечения, уравнивающие твердые тела и пустоты между ними («Достоверность пробела», 1965, Вашингтон, Национальная галерея). Предметы срастаются друг с другом, разбухают до невероятных размеров, вторгаются в чуждую им пространственную среду, образуя поразительные, загадочные комбинации. Один из характернейших приемов Магрита — лица, скрытые за висящими перед ними предметами — яблоком, букетом, птицей («Великая война», 1964, частное собрание; «Сын человеческий», 1964, Нью-Йорк, собрание Г. Торчинер), поэтические названия обнаруживают скрытые в картинах метафоры и обогащают их дополнительными смысловыми обертонами.

Картины-теоремы

«Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. Художник называл свои картины теоремами, полагая, что происходящие в них смещения и трансформации реальности обладают внутренней логикой, подобной логике математических преобразований. Уже серия работ конца 1920-х — начала 1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия; «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств; «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание). В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание; «Искусство разговора», 1950, частное собрание). Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея; «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген; «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств). В 1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру. Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам, и художник вернулся к прежнему методу. В скульптуре Магрит дублировал образы своей живописи, продолжая развивать тему соотношения физической и ментальной реальностей.

© museum-online.ru


Рене Магритт. Мастер живописных ребусов

Рене Магритт. Ясновидение (автопортрет). 54 х 64,9 см. 1936 г. Частная коллекция. Artchive.ru

В искусстве Рене Магритта нет ни капли позёрства. Он не «интересничает» со зрителем с помощью своих загадочных картин. Вместо этого он настоятельно призывает думать.

Картина, приятная для глаз, не является искусством для Магритта. Она для него совершенно пуста.

Сегодня энциклопедии определяют Магритта, как выдающегося сюрреалиста. Мастеру это наверняка бы не понравилось. Он сторонился психоанализа и недолюбливал Фрейда.

Разорвав однажды творческие узы с Андре Бреттоном (теоретиком сюрреализма), он запретил когда бы то ни было называть себя сюрреалистом.

Он стал первооткрывателем магического реализма. Магритт вообще был вольным художником, не готовым расстаться со своей свободой во имя признания. Поэтому писал только то, что для него имело значение.

Споры об отправной точке

Рене появился на свет 21 ноября 1898 года в городе Лессине (Бельгия). Спустя короткое время на свет появились ещё три брата.

Счастливое детство закончилось для будущего художника в 14 лет. В 1912 году его мать утопилась в реке. Видя, как горожане вытаскивают безжизненное тело матери, юный Рене пытался понять причину произошедшего. Он всегда верил в силу мысли. Нужно только очень постараться, и тогда разум найдёт ответы.

Сегодня искусствоведы спорят о влиянии на живописца трагедии детства. Некоторые считают, что именно под эгидой этой драмы появилась серия картин с изображением русалок. Правда у Магритта – русалки наоборот: с рыбьим верхом и человеческим низом, как на картине “Коллективное изобретение”.

Рене Магритт. Коллективное изобретение. 1934 г. Художественное собрание земли Северный Рейн – Вестфалия, Дюссельдорф. Wikiart.org

Другие же, не отрицая влияния этой мрачной страницы биографии, всё же склонны видеть природу таланта в самой личности художника.

Р. Магритт. Портрет. 1935 г. МОМА, Нью-Йорк. Artchive.ru.

Он был настоящий фантазёр. Придумывал невиданные игры и развлечения. Но романтический склад ума Рене был чужд его братьям. Им так и не удалось стать родными людьми.

Кто знает, может перед нами портрет одного из его братьев. Который отражает прохладные отношения между родными по крови людьми.

Вы видите глаз в беконе на “Портрете”? Думаю, нужно мягко говоря недолюбливать человека, чтобы написать вот такой его портрет.

   

Любовь длиною в жизнь

А вот по-настоящему близким человеком для него стала его супруга, Жоржетта Бергер. Они познакомились ещё подростками. И случайно встретившись в ботаническом саду уже взрослыми людьми, никогда более не расставались.

Жоржетта была его музой и лучшим другом. Магритт посвятил ей не одно своё полотно, а она ему – всю свою жизнь.

Только одна история омрачила их семейную жизнь. Через 13 лет брака Магритт увлёкся другой женщиной. Жоржетта отомстила ему, закрутив роман с его другом. Они жили порознь 5 лет.

Именно в этот период почему-то Магритт написал вот этот портрет Жоржетты:

Рене Магритт. Жоржетта. 1937 г. Музей изящных искусств, Брюссель. Wikiart.org

Этот портрет особенно похож на открытку. Такая открыточность свойственна почти всем картинам Магритта.

В 1940 году супруги вновь воссоединились. И уже не расставались.

После смерти мужа Жоржетта вспоминала, что до сих пор, глядя на его картины, она разговаривает с ним и часто спорит.

Магритт не хотел воплощать свою любовь, как некое клише. В стремлении добраться до сути этого чувства, он создаёт полотно «Влюблённые». На ней лица молодых людей обёрнуты в простыни.

Рене Магритт. Влюблённые. 54 х 73,4 см. 1928 г. Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк. Renemagritte.org

Эта работа поражает своей анонимностью. Мы не видим лиц героев. Такая обезличенность была свойственна почти всем работам художника.

Даже если на лицах не было покрывала, черты лица загораживал обыденный предмет. Например, яблоко на картине “Сын человеческий”.

Рене Магритт. Сын человеческий. 116 x 89 см. 1964 г. Частная коллекция. Artchive.ru

Признание и гражданский долг

В 1918 году юноша закончил Королевскую Академию изящных искусств. Выйдя за порог «альма-матер», стал мучительно искать средства к существованию.

Пойти против своей идеи, подстроившись под вкусы публики, он не мог. Поэтому устроился в мастерскую, занимающуюся росписью обоев.

Печальнее противоречия трудно представить: художник, который более всего пытался запечатлеть мысль, был вынужден рисовать цветочки на обоях.

Но Рене продолжал писать в свободное время. Героями его картин становятся обыденные предметы. Вернее идеи, спрятанные за ними.

Существует серия картин-отрицаний, где художник нарочно рисует, например, трубку и оставляет подпись: «Это не трубка». Привлекая тем самым внимание к тому, что находится за привычной оболочкой предмета.

Рене Магритт. Вероломство образов (Это не трубка). 63,5 x 93,9 см. 1948 г. Частная коллекция. Wikiart.org.

Каждая картина Магритта – это остроумная самостоятельная история. Компоненты полотна не растекаются, не деформируются. Они реалистичны и узнаваемы.

Но в композиционной совокупности образуют какую-то совершенно новую мысль. Мастер утверждал, что в каждую его картину «зашит» особый смысл. Никакого бестолкового нагромождения.

В чем, например, смысл в дожде из людей на картине “Голконда”? Сам художник никогда не расшифровывал своих картин. Каждый сам для себя ищет скрытый подтекст.

Рене Магритт. Голконда. 100 x 81 см. 1953. Частная коллекция, Хьюстон. Artchive.ru

В 1927 году открывается первая выставка Рене, которая не имеет успеха у критиков. И чета Магриттов уезжает в Париж, столицу авангардного искусства.

После недолгого сотрудничества с кружком Бреттона, художник избирает свой путь и быстро добивается успеха.

Современники вспоминают, что Рене отличался от всех художников. У него никогда не было своей мастерской. А в доме, где Магритт жил, не было характерного для живописца беспорядка. Магритт говорил, что краска создана для того, чтобы наносить её на холст, а не размазывать по полу.

Впрочем, такими же “чистыми” и даже суховатыми были его картины. Чёткие линии, идеальные формы. Предельный реализм, переходящий в иллюзию. Как на картине “Условия человеческого существования”.

Рене Магритт. Условия человеческого существования. 1934 г. Частная коллекция. Artchive.ru

С наступлением войны, Магритт начал писать картины, не свойственные своему стилю. Периодом “Ренуара” назовут это время искусствоведы.

Рене считал, что это его гражданский долг, писать жизнеутверждающие образы, давая зрителю надежду. Голубь мира с хвостом из цветов – яркий пример «военного» искусства Магритта.

Рене Магритт. Благоприятное знамение. 1944 г. Частная коллекция. Wikiart.org

Достигший бессмертия

После войны Магритт снова вернулся к привычной стилистике, много размышляя на тему смерти и жизни.

Достаточно вспомнить его пародии на известные картины других художников, где всех героев он заменил гробами. Вот так в магриттовской интерпретации выглядит картина Эдуарда Мане “Балкон”.

Рене Магритт. Перспектива II: Балкон Мане. 80 х 60 см. 1950 г. Музей изящных искусств, Гент. Artchive.ru

Магритт признаёт величие смерти перед мыслью. Этих людей, реальных людей, когда-то позирующих Эдуарду Мане, уже нет в живых. И все их мысли навсегда ушли в небытие.

Но удалось ли Магритту обмануть смерть? Его жена Жоржетта утверждала, что да! Он жив в своих картинах, в загадках-ребусах, которая каждая несёт в себе. И призывая зрителя найти свой ответ.

После смерти художника от рака поджелудочной железы в 1967 году, Жоржетта до конца своих дней хранила нетронутым всё, что принадлежало талантливому супругу – кисти, палитру, краски. А на мольберте всё также стояла неоконченная картина “Империя света”.

Рене Магритт. Империя света. 146 х 114 см. 1950-е года. Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции. wikiart.org.

 

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

Краткая биография — Волшебные миры Рене Магритта — LiveJournal

Магритт родился 21 ноября 1898 г. в маленьком городке Лессине, в Бельгии. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой.

В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое впечатление на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве (лекция 1938 года).

Два года Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, которую покинул в 1918 году. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в 1967.

Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.

В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Критики признают её неудачной, и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.

После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход. Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.

Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.

Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».

2 июня 2009 в Брюсселе открыт музей Магритта

(по материалам Википедии)

что Рене Магритт отыскивает в нашем подсознании — Моноклер

Рубрики : Арт, Культура, Последние статьи

Монотонность, подсознание, сюр: Даниил Каплан анализирует картины Рене Магритта и разбирается, почему обыватель упирается в шаблоны, не видя разнообразия жизни, какие тайники нашего подсознания приоткрывает художник и как он учит нас смотреть правде в глаза.

У каждого художника есть своя стержневая системообразующая линия, называется «стиль», по которому художника узнает зритель. Дали — сновидения, оплавляемые часы, на тонких костяных ногах слоны. У Де Кирико — игрушечная основа, несерьезность в отношении к тем же проблемам. Особенность стиля или манеры Магритта в том, что у него одной линии нет. Его стиль состоит из чистых наблюдений и провоцируемых реакций. Ему хочется изменить линию поведения зрителя, вторгаясь в проекцию действительности. Взяв точную копию предмета, переадресовать наши чувства к скрытому восприятию всего, что этот предмет окружает — к нашему подсознанию. Мы сами становимся третьим слоем картины. 

Таким образом, в истории искусства Магритт — удивительное явление. Окружающая жизнь для него — дикий зверь, против которого можно идти только без оружия, но с полной ясностью и отвагой. «Смотреть правде в глаза» — так можно назвать его линию. Монотонность Магритта разбавляема непредсказуемым сюжетом, то есть откликом зрителя на сочетание двух плоскостей, взаимно образующих сюжет, как легким ветром или поворотом руля — тонким переходом между явью и вымыслом. За что его охотно будут причислять к сюрреалистам. Магритт же, применимо к своему творчеству, более справедливым считал «магический реализм» — как живая вода иллюзий, гладкость его полотен обманчива.


Читайте также «Месть богов»: мир, который предсказал Рене Магритт

«Препятствие пустоты» (1965), «Пронзенное время» (1938), «Ключ к полям» (1936).

«Препятствие пустоты» (1965), «Пронзенное время» (1938), «Ключ к полям» (1936).

Наездница гарцует, сливаясь со стволами деревьев, поздняя работа Магритта «Препятствие пустоты» (1965) или «Карт-бланш», «The blank check», правильнее было бы перевести — фиксация границы невозможного. Художник смягчает шероховатость прикосновения взгляда к тому третьему слою нашего восприятия, с которым и связан момент открытия его стиля. Еще более подходящая иллюстрация «Пронзенное время». Название, как часто бывает у Магритта, дополняет содержание — сделан туннель из камина, и вырывающийся паровоз идет встать на рельсы, огибающие невидную из-за края картины елку, но пустой, очевидно фальшивый камин, и непроницаемое зеркало, и часы, которые перешагнули двенадцать… Взросление — плавная перемена ощущений. Завершается разочарованием, чаще всего.

— Кто умеет жить, тот живет. Кто не умеет — жалуется. 

Жалобщики придумали еще другую форму — моральных нравоучений. Магритт, искавший образ для воплощения сил сопротивления негативному опыту, находит самую удачную метафору — жокея. Под стук лошадиных копыт, опережающих автомобили, с ним возникает внешний облик того «царства изнутри», которого больше нет. Зритель думает, что его совсем нет — это недостоверно, потому что все, что схватывает зрительный нерв — недостоверно. По обочине, покрытой снегом, лежат засохшие растения, и вдоль них движется автомобиль, подсвечивая фарами асфальт. Красные две дорожки Магритту уже не были родными, художник не любил автомобили, естественно ощущая себя среди них заблудившимся. Разделение родственного и нового, или достоверного и недостоверного, к чему относишься с недоверием, глубоко роднит Россию с Магриттом. Непроницаемая пародия на шекспировский занавес жизни, его «Заблудившийся жокей», как шторка в душе, — ограниченность взгляда, упертого в родительский опыт. И в «Детстве Икара» художник изобразит две главные плоскости, в которые упирается взгляд ребенка.

«Заблудившийся жокей» (1926), «Детство Икара» (1960), «Месть богов» (1965).

«Заблудившийся жокей» (1926), «Детство Икара» (1960), «Месть богов» (1965).

Сюрреализм появился от предчувствия трансформации жизни в сознании человека — с чем связано, например, увлечение Дали Фрейдом. Адаптация к социуму определяет очень многое. Необходимость адаптации сидит во всех существах, но человек тем и отличается от других существ. Если эти существа не будут адаптироваться, они погибнут, а человек развивается в противодействии социуму. Дали — эпатаж. Де Кирико — ирония. Пикассо — вызов. Пикассо, его линия «доворачивают» наше представление о мире до полного переворота в сознании. Условимся, что так. Тогда Магритт, мешая ему озорничать, как на картине «Ключ к полям» (1936), собирает наше представление по кусочкам. Так часто говорят «театр, театр», вспоминая Шекспира, а это страшно, что у человека нет своей роли и режиссера нет.

На этом чудном открытии XX века тонкий и проницательный Поль Дельво, тоже бельгиец, построит свою линию. В мире все сюрреалистично поменялось, стало нервно и трагически грубо. Не театр — сплошной не проходящий беспокойный сон Офелии. Пикассо и Дельво, Дали и Де Кирико — все это темперамент рвущейся вперед омолодившейся цивилизации. Магритт иллюстрирует одинаковой интриги бесконечный перформанс: «Продолжение», «Плагиат», «Удел человеческий», «Состояние человека», «Условия человеческого существования», «Угроза убийце». Перед восприятием расступается невидимое. Человек включился, и жизнь внутри расступившейся дымки обнаружила запахи. Есть и грустная нота — скучно жить, когда никто вокруг не замечает самого очевидного.

В российской природе много своего и особенного — зачем говорить о березах? 

«Готовый букет» (1957), «Иллюстрация молодости» (1937), «Ностальгия» (1940).

«Готовый букет» (1957), «Иллюстрация молодости» (1937), «Ностальгия» (1940).

Магритт пытается вызвать в человеке разнообразие чувств в отношении принадлежащих ему отрицательных реакций, описывая еще на неизвестном языке скуку, серость, однообразие. Магритт, быть может, единственный из всех, кого называют сюрреалистами, не отказывая молодости в ее проявлениях (у него даже картина такая есть «Иллюстрация молодости» (1937)), сохраняет ностальгию — заменить бы это все на приятное тепло сельского дома… Сонные вечера спокойного созерцания, деревушки, погруженные в туман — наше дымное благополучие. Глухое небо. Неясные огни. Фиолетово-серый с малиновым отливом полог накинут на опушку елей, торжественно замёрзших, как грядки, накрытые полиэтиленом. Знаки молодости у Магритта проходят по сельской дороге. И тем изящнее выглядит облокотившейся на парапет моста черный ангел «Ностальгии», отвернувшийся от своего Альтер-эго — льва. 

Сейчас знакомая ситуация будет описана. Ненависть за неудачи — свои — толкает людей относиться с ненавистью к чужой молодости, а неудач было много — и именно на почве ревности зрелости к юности — качеств молодости не ценили и не имели возможности ими пользоваться. И когда состарились — возненавидели не условия, располагавшие к такому ходу событий, и не сам ход событий, к этой печальной ситуации их приведший (когда от человека постоянно требовали соответствовать чужому представлению о себе). Под двенадцатым резким ударом возненавидели только то, что на виду — чужую молодость. Вместо того чтобы самим не превращаться в могилы каменных туш, выкинутых на сушу, с парусником мечты, уходящим на дальнем и проникнутом магией путешествий горизонте. 

"Чудеса природы" (1953), "Память путешествии" (1955), Истинно лучшие фрагменты

«Чудеса природы» (1953), «Память о путешествии» (1955), Истинно лучшие фрагменты

Поэтому оптимизм намерений «Мне бы хотелось» или «Я настроен» — лучшая характеристика искусства. Магритт, избегая давать советы «Северному сиянию», создает ему образ женщины, с которой облетает кожа. За ней располагается метафора непостоянства материи — песок. Две как под витриной фигуры женщин, парик из их волос, ставший птичьим оперением, полное безразличия мрачное небо и песок времени. Тот же парик будет трепать «Смысл ночи» белой перчаткой беспокойного сна, а ходить вдоль границы берега будут не голые нимфы, как у Дельво, — кумиры, одноглазые существа. Их мертвые мраморные головы рождаются из пены. Брюзжание их превращает голые тела в бюсты. Их глумливые голоса, севшие от соли, взамен отнятой красоты советуют художнику мораль: «зрителю нужна мораль». 

— Ума не надо и красоты тоже, а в остальном мы все похожи.

Нужно быть немного глянцевым, всегда успешным, мы давно научились этому — о чем теперь жалеть? Счастье — благополучно увядать. Зачем показывать всем, как с тебя лепестки облетают? Правда, есть и другая модель — красная. «Красная модель» (1935) — нелепые ботинки с голыми ногами, рядом скомканными лежат вырезки из газет. Общий тон напоминает коричневый поношенный пиджак чиновника с разгромной рецензией — это не обычая пыльная дорожная история, Магритт сумел представить ее с пафосом Брехта. Сколько невероятного разнообразия существует в жизни, а обыватель утыкается в шаблоны и множит, и копирует их, выступая распространителем заблуждений. Первый бельгиец, известный в России, конечно, Пуаро, а второй — Рене Магритт, как двойственное положение затылка в отражении зеркала.

Все до единого полотна Магритта — «земля чудес» в проявляющемся свете.

«Земля чудес» (1964), «Красная модель» (1937), «Продолжение» (1965).

«Земля чудес» (1964), «Красная модель» (1937), «Продолжение» (1965).

«Северное сияние» (1926), «Смысл ночи» (1927), «Рождение идола» (1926).

«Северное сияние» (1926), «Смысл ночи» (1927), «Рождение идола» (1926).

«Плагиат» (1940), «Убийца, которому угрожают» или «Угроза убийце» (1927).

«Плагиат» (1940), «Убийца, которому угрожают» или «Угроза убийце» (1927).

«Удел человеческий» (1933), «Состояние человека» (1934), «Условия человеческого существования» (1935).

«Удел человеческий» (1933), «Состояние человека» (1934), «Условия человеческого существования» (1935).

Обложка: «Влюбленные». Литография с работы 1928 г., Рене Магритт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи