Марина абрамович картины: 12 world-famous live art performances by Marina Abramović – 17 фактов, которых вы не знали о Марине Абрамович

Содержание

17 фактов, которых вы не знали о Марине Абрамович

Текст: Седар Пасори / complex.comПеревод: Сергей Катчев03.09.2013   202313

На днях на сайте Kickstarter закончилась кампания Марины Абрамович по сбору $600 000 на ее институт перформанса, с итоговым результатом в $661 452. В рамках кампании были выпущены несколько видео, в одном из которых снялась Леди Гага, обнажившаяся в лесу во время демонстрации одного из «методов Абрамович». Хотя в последние недели Абрамович можно было наблюдать на одной сцене с рэпером Джеем-Зи во время перформанса Picasso Baby в Pace Gallery или обнаружить ее фамилию в ремиксе Фрэнка Оушена на песню Versace исполнителя Мигоса, — о самопровозглашенной «бабушке перформанса» еще можно многое рассказать. На протяжении всей своей карьеры она всецело посвящала себя своему делу, зачастую рискуя жизнью ради искусства. И она продолжает это делать в рамках своего нового института.

01. Когда ей было 14, она играла в «русскую рулетку» с пистолетом своей матери.


Это отражено в пьесе Роберта Уилсона «Жизнь и смерть Марины Абрамович», где ее нелегкие отношения с матерью были показаны во всех деталях. По иронии судьбы, на премьерном показе пьесы в 2011 году Абрамович сыграла свою мать. Еще раз эту постановку можно будет посмотреть в Park Avenue Armory в Нью-Йорке в декабре 2013 года.

02. В юности она пыталась сломать себе нос, чтобы заставить родителей заплатить за пластическую операцию.


Об этом также было рассказано в пьесе «Жизнь и смерть Марины Абрамович», подтверждая как страстность Марины, так и ее сложные отношения с родителями. Этот эпизод предзнаменовал ее побег из родного Белграда в возрасте 29 лет. В интервью Daily Beast в 2012 году она рассказала: «Когда мне было 14, я думала, что выгляжу ужасно. Я носила типичные словацкие ботинки с металлической подошвой (поэтому меня всегда было слышно), уродливую юбку, как у принцессы, и блузку, застегнутую на все пуговицы. У меня было детское лицо, покрытое прыщами, огромный нос и мальчишеская стрижка. А моей заветной мечтой в те годы было иметь нос как у Брижит Бардо».

 

03. До того как Абрамович узнала об искусстве перформанса, она занималась живописью и писала «большие сталкивающиеся социалистические грузовики» и «маленькие невинные социалистические игрушечные грузовички».


Однажды она спросила у одного офицера, можно ли ей полетать на истребителе, чтобы «раскрасить небо дымом». Ей отказали, сославшись на то, что у нее нервный срыв. Но впечатление от сверхзвуковых самолетов, оставляющих в небе неуловимый инверсионный след, оказалось необычайно сильным и вдохновило Абрамович стать перформансистом: «С того дня я перестала рисовать. Вместо этого я стала больше обращать внимание на то, что находится вокруг меня, и использовать это в своей работе. Мне потребовалось время, чтобы осознать, что я сама могу быть своим искусством».

 

04. В 19 лет, в первый год своего обучения в художественной школе, она придумала перформанс Come Wash with Me для белградской Galerija Doma Omladine: зрителям предлагалось раздеться на входе, чтобы художница смогла постирать их одежду.


Это работа была предложена галерее в 1965 году, но Абрамович ждала ответа четыре года и в результате получила отказ. На ретроспективе Абрамович «В присутствии художника» в MoMA был представлен рисунок к этой заявке, оказавшийся старейшим экспонатом на выставке.

 

05. После того, как в 29 лет Абрамович сбежала из Белграда, она зарабатывала на жизнь вязанием свитеров.

 


В годы, когда зарабатывать искусством перформанса еще не было возможности, Марина трудилась на нескольких работах, чтобы себя содержать.

 

06. Она прожила целый год с аборигенами на задворках Австралии.


Помимо тибетской культуры, на Марину Абрамович сильное впечатление произвела культура австралийских аборигенов: в 1980-х она жила вместе с ними в центральной Австралии. «Эти две культуры научили меня контролировать мое физическое/ментальное тело», — говорит она.

 

07. В то же самое время она вырастила детеныша кенгуру.


В одном из недавних видео Абрамович рассказала, что ближе всего к роли матери она подошла, выращивая детеныша кенгуру. Его мать была убита аборигенами, в племени которых она жила. В многочисленных интервью, в том числе в недавнем опроснике на портале Reddit, Абрамович заявляла, что никогда не собиралась выходить замуж или иметь детей.

 

08. Она считает, что художник не должен влюбляться в других художников.


В своем «Манифесте жизни художника» Абрамович пишет, что «художник должен избегать любовных отношений с другим художником». Отвечая 31 июля 2013 года на опросник портала Reddit, она объясняет: «Я делала это три раза в своей жизни, и каждый раз все заканчивалось моим разбитым сердцем. Я сужу по собственному опыту. Это очень конкурентная ситуация, которую трудно описать в двух словах. И это предмет для долгого разговора. Лучше взглянуть на художников, живших вместе (и в прошлом, и сейчас), и понять, насколько трагично происходило все у них».

 

09. В 1997 году она сделала перформанс «Балканское барокко», во время которого чистила щеткой 1500 коровьих костей по шесть часов в день.
 


Работа была сделана для Венецианской биеннале. Во время перформанса она также пела и рассказывала истории о Белграде, своем родном городе. В интервью газете The Guardian она рассказывала: «Когда люди спрашивают меня, откуда я родом, я никогда не говорю, что из Сербии. Я всегда отвечаю, что я из страны, которой больше нет».

 

10. Для одной из работ она бритвой вырезала на своем животе пятиконечную звезду.


В 1975 году Марина Абрамович исполнила перформанс «Губы Томаса»: сначала она вырезала бритвой на животе пятиконечную коммунистическую звезду, потом выпорола себя, а затем легла на 30 минут на кусок льда в виде креста, стоявший под обогревателем. Однажды бабушка Марины обнаружила ее во время подготовки этого перформанса без сознания и с обожженными волосами.

 

11. Во время другой работы она мастурбировала, находясь под деревянным настилом в Музее Гуггенхайма, по которому в этот момент ходили посетители.


В 2005 году Абрамович повторила в Музее Соломона Р. Гуггенхайма перформанс Вито Аккончи Seedbed (1972) Позже Абрамович рассказывала, что за время перформанса она испытала девять мощных оргазмов. В проект в качестве оды перформансам прошлого также были включены повторы работ Брюса Наумана, Джины Пане, Вали Экспорт, Йозефа Бойса.

 

12. Одна из ее работ послужила основой для серии «Секса в большом городе».


В 12-м эпизоде шестого сезона сериала «Секс в большом городе» Кэрри Брэдшоу знакомится с Александром Петровским. Это происходит на выставке-перформансе, во время которого художница живет в галерее без еды и воды. Этот эпизод был инспирирован аналогичным проектом Абрамович в Sean Kelly Gallery, называвшимся «Дом с видом на океан».

 

13. Марина Абрамович продала один из своих трех лофтов в Сохо креативному директору Givenchy

Рикардо Тиши за $3 060 000 долларов.


В опроснике на Reddit она рассказала, что Рикардо Тиши и она «очень хорошие друзья. Он часть мой артистической семьи. Он оригинальный творец, и я его уважаю. Кроме того, мне с ним весело, что немаловажно». Они настолько близки, что она продала ему одни из трех своих апартаментов в Сохо, на Кинг-стрит, между Вэрик и Шестой авеню.

 

14. Она также участвовала в рекламной кампании Givenchy вместе с Кейт Мосс.


Рикардо и Марина настолько близки, что она снялась в рекламе Givenchy весна-лето 2013 года.

 

15. Люди думают, что она вампир.


В рамках опросника на Reddit многие задавали один и тот же вопрос: не вампир ли она и как ей удается оставаться такой молодой? На что Абрамович ответила, что «черногорцы живут долго и не стареют».

 

16. Актер Джеймс Франко дал ей полную творческую свободу в создании фильма о его жизни.


Так же как Роберт Уилсон поставил пьесу о жизни Абрамович, она снимает фильм о жизни Джеймса Франко. Она рассказала, что Франко предоставил ей тонны материалов и дал полную свободу действий. «Мне кажется, он сейчас самый интересный из актеров. — говорит Марина. — Почему? Потому что он рискует, а когда ты рискуешь, ты можешь потерпеть неудачу. Он принимает неудачу и риск с одинаковой силой. Он мог бы быть очередным голливудским актером и всё, — как все остальные. Но он выходит за всевозможные рамки, и не всегда успешно. Для него процесс важнее результата».


17. Она снималась в клипе Antony and the Johnsons.


В августе 2012 года Абрамович снялась в видео группы Antony and the Johnsons на песню Cut the World, поставленным Набилем Элдеркином. Помимо Абрамович в съемках приняли участие Уиллем Дефо и Карис ван Хаутен. Клип рассказывает о женщинах, которые отвоевывают мир у мужчин.

 

Марина Абрамович | Блогер Ksundell86 на сайте SPLETNIK.RU 5 июля 2012

Опубликовано пользователем сайта

Круто! Ksundell86

Мари́на Абра́мович — югославская художница, одна из первопроходцев перфоманса как художественной формы. Экспериментирует с собственным телом и психикой зрителей. Родилась 30 ноября 1946 года в Белграде. В начале 1970-х годов вошла в мир художественного перфоманса со скандальными инсталляциями «Dragon heart» и «Ритм ноль». В 1975 году Абрамович встречает немецкого художника Улая и сотрудничает с ним вплоть до 1989 года. В 1976 году художница переезжает в Амстердам. Марина Абрамович активно читала лекции в Европе и Америке, с 1994 (в течение следующих семи лет) в качестве профессора Performance Art в Hochschule Bildende Kunst в Брауншвейге, Германия. В 1997 году Абрамович получает премию «Золотой лев» на Венецианской биеннале за работу «Балканское барокко», а в 2003 году – премию «Бесси» за инсталляцию «Дом с окном на океан». В декабре 2008-го Марина Абрамович приезжала Москву на «Премию Кандинского», и накануне ее вручения прочла лекцию, показала фильм и перформанс. Первая ретроспективная выставка Марины Абрамович состоялась в 2010 году в МоМА (Нью-Йорк). В настоящее время живет и работает в Нью-Йорке. ПЕРФОМАНСЫ 1. Rythm 0, 1974. В галерее Studio Mona в Милане Марина Абрамович предложила зрителям сделать что-нибудь с ее телом, воспользовавшись предметами, разложенными на столике. Перфоманс был прерван в тот момент, когда Абрамович, уже полураздетой (одежду с нее зрители-участники срезали по кускам), кто-то засунул в рот дуло пистолета. 2. Relation in Space (Отношения в пространстве), 1976. Абрамович и художник Улай (их 12 лет связывали отношения и работа), обнаженные, соприкасались и били друг друга до изнеможения. 3. Imponderabillia, 1977 Человеку, который хочет попасть на выставку, приходится протискиваться между двумя обнаженными людьми, стоящими в дверном проеме. 4. Breathing In and Breathing Out (Вдох и выдох), 1977 Марина Абрамович и Улай соединили свои рты специальным агрегатом и вдыхали выдохи друг друга, пока не закончился кислород. Через семнадцать минут после начала перфоманса оба упали на пол без сознания с легкими, наполненными углекислым газом. Этот перфоманс исследовал способность индивидуума поглощать жизнь другой личности, обменивая и уничтожая её. 5. Relation in Time (Отношения во времени), 1977 В течение 17 часов Абрамович была связана волосами со своим возлюбленным. 6. AAA-AAA, 1978 Снова Абрамович в паре с Улаем: на этот раз они исступленно кричат друг на друга. 7. Rest Energy (Энергия покоя), 1980 В течение 4 минут Абрамович держит лук, а Улай — стрелу, нацеленную ей в сердце, и натянутую тетиву. Динамики транслируют тревожное биение ее сердца и его сбивчивое дыхание. Любая неосторожность может быть смертельной. 8. Balkan Baroque (Балканское барокко), 1997 Абрамович перемывала гору костей в память о жертвах войны у нее на родине, в Югославии. 9. Nude with Skeleton Абрамович пролежала бок о бок с натуралистичным скелетом больше 700 часов. 10. The Artist Is Present (В присутствии художника), 2010 Идея перфоманса заключалась в том, что Марина может обменяться взглядом с любым желающим посетителем выставки. Этот момент фиксировался фотографом. Перфоманс длился 716 часов и 30 минут, художница посмотрела в глаза 1500 зрителям. Все эти 716 часов Марина сидела неподвижно. P.S. 5 июля в России состоялась премьера фильма «Марина Абрамович. В присутствии художника».

Оставьте свой голос:

В присутствии художницы: Марина Абрамович в сериалах

Если вас попросят назвать одного современного художника, чье имя придет на ум первым? Сценаристам сериалов, похоже, в таких случаях на ум приходит Марина Абрамович, очаровательная моложавая «бабушка современного перформанса». Она дважды становилась прототипом художницы с безумными арт-затеями в популярнейших сериалах – «Секс в большом городе» и «Доктор Хаус».

СЕКС В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ
Во-первых, Марина Абрамович дружит с актрисой Ким Кэттролл, исполнившей роль Саманты. Вместе они снялись только в глянцевой фотосессии, в самом сериале Абрамович так и не засветилась. Однако в 12-й серии 6-го сезона «Секса» появляется перформансистка, явно списанная с Марины Абрамович.

Шарлотта и Кэрри идут познакомиться с перформансом «одной женщины, которая добровольно отказалась от еды и дала обет молчания» на 16 дней. Шарлота зачитывает пресс-релиз, разъясняющий суть акции («путем изменения собственного энергетического поля я изменю энергетическое поле этой комнаты – это поможет изменить энергетическое поле нашего мира»), Кэрри хихикает — и на нее обращает внимание русский художник Александр Петровский (в исполнении Михаила Барышникова).

Петровский просит Кэрри высказаться мнением об увиденном. Она не считает это новым словом в искусстве:
— Я вас умоляю. Толпы одиноких женщин в Нью-Йорке каждый день делают то же самое – и это не называется искусством. Если туда поставить телефон – это будет типичный субботний вечер в ожидании звонка от любимого.
— Да вы шутница, — улыбается Петровский в ответ.

Вуаля! Последний большой роман в сериале начался.

На первом же свидании Петровский и Брэдшоу снова отправятся посмотреть пародию на перформанс Марины Абрамович 2002-го года «Дом с видом на океан». Кэрри была уверена, что по ночам арт-чудачка сбегает перекусить в «Макдональдс». Парочка заявилась в галерею в начале четвертого ночи. Художница была на месте.

ДОКТОР ХАУС
И в этом сериале намек на Марину Абрамович появляется в одном из самых судьбоносных эпизодов: 7-й сезон, 23-я серия – Хаус въезжает на автомобиле в дом Лизы Кадди, которая пригласила на обед ухажера-банкира.
А начинается все с того, что у Хауса появляется новая пациентка: художница, потерявшая сознание во время перформанса, сильно напоминающего «Ритм 0» Марины Абрамович (1974 год).

Суть его в следующем. Перформансистка остается в комнате со зрителями (они же соучастники художественного действа) и всякими предметами, которые они могут использовать для контактов с авторшей затеи по своему усмотрению. В комнате есть нож, топор, кинжал. В какой-то момент молодой мужчина обливает героиню растворителем и подносит к ней спичку, но пресс-секретарь прерывает опасный для жизни перформанс. Однако, вместо того чтобы вздохнуть с облегчением, художница теряет сознание.

В больнице она окажется с видеокамерой и фотоаппаратом, а свое пребывание в ней превратит в очередной художественный проект: будет скрывать настоящие симптомы и симулировать несуществующие, а Хаус должен будет поставить ей диагноз.

Разумеется, Хаус блестяще справится с этой задачей. А заодно снабдит ядовитыми комментариями творчество своей пациентки.

Форман сразу скажет, что один из симптомов, на которые надо обратить внимание, – сумасшествие больной (она все время рискует собой, играет со смертью), а потому для начала ей нужно сделать ФМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография).

Хаус за возражениями в карман не полезет:
— Она не чокнутая! Сумасшедшая не смогла бы превратить полный идиотизм в новую форму искусства и заработать на этом кучу денег. А вот людям, которые платят по 20 штук за один кадр ее действа, действительно нужно сделать ФМРТ.
И добавит:
— Претворяться неуязвимой выгоднее, чем акварели рисовать.

Когда Хаус сообразит, что больная художница сделал его частью перформанса, он схватит ее видеокамеру и произнесет в нее: «Вот вам название для шоу – «Это не значит ничего»».

Важное замечание относительно сериальных ремейков работ Абрамович – уже не от Хауса, а от меня: настоящая Абрамович намного красивее своих копий. И, тьфу-тьфу, здорова.

… И все-таки. Если вас, именно вас попросят назвать одного современного художника, чье имя придет на ум первым? Прошу!:)

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО МАРИНЫ АБРАМОВИЧ « МОСТ — журнал о современной культуре

Какие ассоциации возникают при упоминании Марины Абрамович? Возможно, кто-то подумает, что она родственница миллиардера Романа Абрамовича. Кому-то вспомнятся журнальные статьи о шокирующих художественных акциях. А кто-то сразу поймёт, что речь идёт о художнице, за которой давно закрепилось звание “бабушки перформанса”. И многие будут удивлены тому, что ей уже 72, а не 47, как может показаться на фотографиях. Журнал МОСТ рассказывает о самых известных работах Марины Абрамович и выявляет основные мотивы творчества, помогающие оценить её вклад в развитие перформанса.

Что такое перформанс?

Перформанс – форма современного искусства, в которой произведения суть действия художника и/или зрителей в определённом месте и в определённое время.

Первое упоминание слова “перформанс” связано с выступлением композитора Джона Кейджа, исполнившего на сцене своё сочинение “4`33” в 1952 году. Оно выбивается из классического представления о музыке – состоит из трёх актов в 30 секунд, 2 минуты 23 секунды и 1 минута 40 секунд, в сумме составляющих 4 минуты 33 секунды. И всё это время музыкант не извлекает из своего инструмента ни звука. Идея заключается в том, чтобы сочинение состояло из тех звуков окружающей среды, которые прозвучали во время исполнения произведения “4`33”.

Как художественное направление перформанс активно начинает развиваться в 1960-е годы, выражаясь в творчестве Ива Кляйна, Йозефа Бойса, Йоко Оно. За последние десятилетия перфоманс пережил различного рода трансформации. Наиболее известной представительницей данной формы художественного высказывания на сегодняшний день является Марина Абрамович. Её образ появляется в фильме Паоло Соррентино «Великая красота», а её работы служат основой для эпизодов таких сериалов, как “Секс в большом городе” и “Доктор Хаус”.

Кто такая Марина Абрамович и почему она “бабушка перформанса”?

Марина Абрамович – художница-перформансистка из Сербии. Её можно назвать одной из самых влиятельных персон в мире современного искусства. На протяжении всего своего творческого пути она занимается изучением телесности, пределов человеческих возможностей как физических, так и психических.

Может показаться, что художница путём самоистязания лишь пытается привлечь к себе внимание и является “ещё одним псевдо-художником, который шокирующими публику методами хочет заработать как можно больше денег”. И всё же стоит выйти за рамки предрассудков – ознакомиться с биографией Марины Абрамович и несколькими её проектами. Обратим внимание на одну деталь – ударение в её фамилии падает на вторую «а».

Художница родилась в Белграде в 1946 году, её родители были югославскими партизанами во время Второй Мировой войны. Она росла в семье со строгими порядками, где ей не разрешалось приходить домой позднее десяти часов вечера до 29 лет, пока она не уехала в Амстердам. И удивительно то, что её перформансы, в рамках которых она себя подвергала опасности проводились в “детское” время.

“У меня есть теория: чем хуже у тебя детство, тем лучше твоё искусство — если ты по-настоящему счастлив, то у тебя не получится создать хорошее произведение. Мои родители были карьеристами, стремились добиться успеха в области политики. Они оба после Второй Мировой войны были признаны национальными героями. У них не было желания заниматься ребёнком, и они отдали меня бабушке”.

На становление художницы оказало влияние и слияние трёх культурных парадигм – коммунизма, христианства и балканской культуры. По её словам, коммунизм научил её самодисциплине, а православие духовности. Проявление балканской культуры можно увидеть в её методологии, сочетающей в себе Восток и Запад.

В одном из интервью Абрамович отметила, что главным произведением перформансиста должны стать его похороны, к которым он должен подготовиться заранее и обдумать все детали. По поводу своих похорон художница высказала мысль о том, что её должны похоронить в одно и то же время в трёх важных для неё городах: Белграде, Амстердаме и Нью-Йорке. А главная идея заключается в том, что никто не должен знать, где именно будет настоящее тело, а где всего-навсего бутафория.

По хронологии можно разделить её деятельность соответственно на три этапа. Белградский этап суть изучение телесности путем самоистязания, что было характерно для 1960-1970-х годов как в философии, так и в искусстве. Также здесь прослеживается “разоблачение” человеческой природы и общества в целом. С 1965 по 1970-е Марина Абрамович была студенткой университета искусств в Белграде. Далее ещё два года училась в Академии изящных искусств в Загребе (Хорватия). В 1973 году она начинает серию работ под названием “Ритм”, наиболее известными из которых стали “Ритм 0” и “Ритм 10”.

“Ритм 0”, 1974 год

Марина Абрамович выложила на стол 72 предмета, с помощью которых можно было либо навредить художнице, либо сделать для неё что-то хорошее (среди них: заряженный пистолет, нож, роза с шипами, виноград, хлеб, черная шляпа, хлыст). Она шесть часов стояла в неподвижном положении и не сопротивлялась воле публики. В начале посетители галереи вели себя скромно, но позже стали проявлять жестокость – за время перформанса художнице нанесли несколько порезов, отрезали прядь волос и приставили к её голове заряженный пистолет, однако ничто из этого не заставило Марину прекратить данное действо. Перформанс завершился тем, что художница просто пошла к выходу из галереи, а зрители стали отходить от неё, так как боялись, что она может начать давать им “сдачи”.

“Ритм 5”, 1974 год

Марина ложится внутри горящей пятиконечной звезды, однако в ходе действа теряет сознание от недостатка кислорода. Перформанс прерывается тем, что один из зрителей вытаскивает её из середины звезды и далее отвозит в больницу. Художница была крайне недовольна тем, что её работа была прервана и впоследствии никому не говорила, как именно должна была завершиться акция.

Амстердамский этап характеризуется изучением человеческих взаимоотношений. С 1976 года после переезда в Амстердам начинается новый этап в творчестве Марины Абрамович, который отражает её близкие отношения с художником Улаем. Их союз был плодотворным на различного рода эксперименты и продлился до 1988 года, завершившись перформансом под названием “Великая стена”.

“Смерть себя”, 1977 год

Марина и Улай соединили свои рты с помощью специального устройства, через которое они дышали выдохами друг друга. Спустя 17 минут они оба потеряли сознание из-за того, что их лёгкие были переполнены углекислым газом. Целью данной работы было показать то, что люди могут поглощать друг друга и лишиться жизни, жертвуя собой.

“Энергия покоя”, 1980 год

Улай держал стрелу, направленную на сердце Марины, которая была натянута на тетеву. Лук держала художница. Действо длилось полторы минуты и всё это время микрофон транслировал в зал звук сердцебиения и дыхания художников. Её жизнь полностью зависела от близкого ей человека, которому она доверяла. Всё это говорит о том, что, доверившись кому-то, мы можем подвергнуть нашу жизнь опасности.

“Великая стена”, 1988 год

Данный перформанс должен был завершиться бракосочетанием Марины и Улая. Однако в ходе подготовки к нему и восьмилетнего ожидания разрешения на посещение Китайской стены от властей их взаимоотношения ухудшились. Художники вышли навстречу друг другу с разных концов, проделали огромный путь для того, чтобы встретиться, сказать друг другу “прощай” и разойтись. После этого они еще долго не виделись.

Для Нью-Йоркского, третьего этапа всё так же характерно исследование возможностей человеческого тела в присутствии зрителей, где происходит энергетический обмен между художницей и публикой. После разрыва отношений с Улаем Марина Абрамович почти сразу переехала в Нью-Йорк, который ознаменовывает собой новый этап её творчества.

“Балканское барокко”, 1997 год

На 47-ой Венецианской биеннале Марина в течение нескольких дней по шесть часов сидела на горе говяжьих кровяных костей и мыла их, напевая при этом балканские песни и рассказывая о Белграде. Данный перформанс она посвятила памяти погибших на войне в Югославии и впоследствии за него получила “Золотого льва”.

“Дом с видом на океан”, 2002 год

Данная работа – отсылка к практикам тибетских монахов. В течение 12 дней в макете дома на сцене Марина в присутствии зрителей ведет аскетичный образ жизни – не ест и лишь пьет воду, принимает душ, лежит, медитирует. Выбраться из этого пространства ей не позволяет лестница, ступеньки которой представляют из себя острые ножи.

“В присутствии художника”, 2010 год

Этот перформанс в общей сложности продлился 736 часов. Каждый день по 7-8 часов художница смотрела в глаза каждому посетителю, который решался сесть перед ней на стул. Это было сделано для того, чтобы установить с ними энергетическую связь. Среди них оказались Леди Гага, Мэтью Барни, Бьорк и её бывший возлюбленный Улай, глядя на которого Марина заплакала.

“Я пристально смотрела в глаза многим людям, которые несли в себе столько боли, что я мгновенно видела ее и чувствовала. Я стала для них зеркалом их собственных эмоций. Один огромный ангел ада с татуировками уставился на меня свирепо, но спустя десять минут разревелся и стал стонать, как дитя малое”.

На сегодняшний день Марина Абрамович продолжает работать над созданием новых проектов, обучает будущих художников-перформансистов, собирает деньги на Институт перформанса в Нью-Йорке.

Невозможно переоценить вклад Марины Абрамович в развитие современного искусства и культуры. Её жизнь стала перформансом, показывающим нам то, на что способно человеческое тело, то, на что способны люди, чувствующие свою безнаказанность, и то, какими могут быть человеческие взаимоотношения и страхи. Марина Абрамович – wonder woman в мире современного искусства.

И всё же остаётся один вопрос – о чём думает зритель, глядя на её самоистязания?


Автор: Зарина Ахметзянова

Редактор: Ксения Попова

Ритм 10, Ритм 5, Ритм 0

Подвал итальянского павильона. Груда кровавых костей, а на ней — женщина, которая на протяжении четырех дней по семь часов отскребает их от мяса, рыдает и поет югославские песни. Смрад и духота, сплошное безумие. Зрители выходят, оглушенные чужой болью. На фоне — беззвучные кадры интервью с ее родителями. Это «Балканское барокко» — перформанс, за который Марину Абрамович наградили «Золотым львом» Венецианской биеннале, — в нем Эрос и Танатос слились воедино.

Кто она и что ею движет?

Для чего сегодня, в XXI веке, веке технологического прогресса и нехватки времени, читать чужие мемуары? Не классического Льва Толстого, а нашей современницы, сербской художницы-перформансистки Марины Абрамович? Для чего забываться на 350 страниц, погружаясь в многосложную жизнь с обилием имен и топонимов, рассыпанных по всему тексту? Кому придется по вкусу этот вербальный перформанс обнажения? Обнажение — очень сильный художественный прием. Искусное — вдвойне. Аудитория этой книги может быть огромной — от специалистов, интересующихся современным искусством, до тех, кто просто смотрит чужие стримы. Жаль, что тираж книги всего 3000 экземпляров, хотя она ничуть не хуже популярного «Подстрочника» Лилианны Лунгиной.

Абрамович — мастер искусства выносливости с мировым именем. Первооткрывательница и нарушительница устоев. Женщина, проделывавшая невозможное со своим телом, которое она использовала как инструмент для экспериментов — на грани безумия, на пределе боли и физических возможностей. Искусство для нее всегда было жизнью и смертью.

Автобиография Абрамович «Пройти сквозь стены», вышедшая этой осенью в «Ангедонии» (АСТ), вписана в серию «В ритме эпохи». В АСТ, кажется, уже была линейка «Современных биографий» — там в похожем формате и переплете выходила «Смелая» актрисы Роуз Макгоуэн, опубликованная на волне #MeToo и обсуждения домогательств в Голливуде. Сравнивать эти две книги бессмысленно — калибр персон совершенно разный, как и задачи, — но интересно, что там, где у Макгоуэн экспрессия, у Абрамович будто сознательно ледяная холодность речи. А бьет больнее — как шепот против надрывного крика.

Начало — до рождения Абрамович — фактически «как я встретил вашу маму». История знакомства ее родителей в разгар Второй мировой войны кажется фантастической: умирающую от тифа красавицу спасает солдат, чтобы та через полгода «вернула это спасение» — став донором, когда уже он умирал.

Но только в сказках бывает красивый хеппи-энд — в действительности в семье Абрамович царил настоящий кошмар, травмирующий маленькую девочку.

По-спартански жестокая мать, запрещающая ей любые проявления собственной воли, и вечно ускользающий отец — таким было ее детство. И никакой примиряющей всех любви, даже по праздникам. Ссоры, скандалы, крики, вечные сцены. Ни взаимопонимания, ни поддержки. А потом — как следствие — ожидаемый уход отца из семьи к другой женщине. Фигура уходящего любимого мужчины всю жизнь будет преследовать Марину, повторяясь и в ее личных историях.

Закрыть глаза после прочтения. Если закрыть, то можно очутиться внутри этой книги и рассмотреть жизненные реалии и мир, сформировавший человека, который превратил свое тело в инструмент. Человека, вся жизнь которого — словно оммаж театру жестокости Антонена Арто.

Марина Абрамович. Фото: РИА Новости

Взросление художницы происходит в послевоенной Югославии, нищей и измученной коммунистическим режимом Тито. В книгах — спасение Марины, она читает взахлеб: по приказу матери — всего Пруста, Камю, Андре Жида, по любви — Кафку, Рильке, Пастернака, Марину Цветаеву. Общение со сверстниками не складывается — чувствует себя отринутым всеми подростком в уродливых башмаках. В попытках обрести собственную идентичность и смириться со своей телесностью проходит первая часть жизни художницы. Ее телесность словно камера, в которой она пребывает и из которой впоследствии сбегает.

Абрамович медленно разворачивает полотно своей жизни, рассказывая о том, как проходили этапы ее становления как художника и самостоятельной личности.

Например, признается, что до 29 лет, будучи уже замужней женщиной, жила вместе с матерью и не имела права возвращаться домой позже 10 вечера.

Любопытно отслеживать психологическое состояние художницы, подготовку к каждому из выступлений и мотивацию, которая ею двигала. Выросшая в условиях внутренней войны на обломках внешней, Абрамович через всю жизнь пронесла свои детские травмы и научилась работать с ними, создавая магические перформансы в жестокой связи реальности и опасности.

Посвященная, по словам автора, «друзьям и врагам», автобиография «Пройти сквозь стены» идет по хронологии. Контекст, из которого вырос тот или иной перформанс, запросто восстанавливается. Например, история первого задуманного — «Ритм 10» — с использованием 10 ножей, которые Абрамович втыкала между пальцами под звуки записи магнитофона. Он посвящен единению настоящего и прошедшего времени со случайными ошибками. Или то, как на пределе человеческих возможностей проходил «Томас Липс» («Губы Томаса»). Или «Ритм 5», где она лежала, распятая на пятиконечной горящей звезде — символе коммунизма и репрессивной силы.

Про первое столкновение со смертью Абрамович рассказывает даже насмешливо, хотя и чувствует вину — не успела к приятельнице, арт-критику из Загреба, из-за дождя, а она убила себя: «Однажды утром мы должны были встретиться на кофе, но весь день лил сильный дождь, и я так и не пошла на встречу. В этот дождливый день она это и сделала — она совершила самоубийство.

Но когда мы, славяне, что-то делаем, то делаем это основательно. Она совершила не одно, а четыре самоубийства: включила газ, порезала вены, выпила снотворное и повесилась».

Единственные фрагменты речи во всей книге, где неожиданно проскальзывает сентиментальность, — это любовные диалоги, причем не столько с Улаем, которого принято считать любовью всей ее жизни, а с ее вторым мужем, Паоло Каневари. Один из диалогов состоялся после перформанса «В присутствии художника», ставшего ключевым в ее жизни, когда пришедший после завершения Паоло обнял ее и сказал: «Ты невероятная. Ты великая художница». Вместо ожидаемых ею слов «я люблю тебя». А ведь ей всегда нужно было большее.

Некоторые рецензенты делят книгу на три периода, эдакие «Детство», «Отрочество», «Мои университеты»: «до Улая», «с Улаем» и «после», что выглядит большим упрощением, ибо, как следует из книги, в жизни Марины Улай был не сюжетообразующим стержнем, а проходящей, хоть и яркой, натурой. Единомышленником и творческим партнером, существовавшим с ней 12 лет, но не источником ее художественной силы.

Сам тон повествования Абрамович выбрала очень точный: холодный — когда говорит о стратегическом планировании художника, ироничный и живой — когда дело касается жизненных описаний (например, то, как она рассказывает о ситуации с монахами или видит тосканский пейзаж: «В оливковом масле плавал крысиный зародыш. У кур была эпилепсия, каждый раз, когда ты их кормил, они падали. У свиньи, которую он называл Рудольфина, была грыжа, а осел был влюблен в свинью — он не знал, что он осел, и спал со свиньей. Единственной успешной частью фермы была плантация марихуаны»). Возможно, про ее автобиографию можно даже сказать кощунственное слово «увлекательно», хотя неизвестно, что кощунственнее — отзываться так, маркировать изначально книгу как «издание для досуга» или не разместить ни единой иллюстрации перформансов, без которых книга — как дом без стен.

В самом известном ее представлении — «Ритм 0» — Абрамович раскладывала перед зрителями набор из 72 предметов, предоставляя им решить, что с ними и с ней самой делать. С автобиографией фактически так же: все факты жизни автора перед читателем, а дальше уж — используйте как заблагорассудится.