Марина абрамович картины: 12 world-famous live art performances by Marina Abramović

Икона стиля: Марина Абрамович

T

МОДА•ИКОНА СТИЛЯ

Текст: Ирина Костарева

30 ноября исполняется 75 лет Марине Абрамович — художнице, которой удалось сделать одну из самых сложных арт-форм — перформанс — частью мейнстрима. Мода заняла не главное место в жизни Абрамович, но точно особенное. Один из ее ближайших друзей — Риккардо Тиши, один из главных брендов-партнеров — Burberry. Когда-то она стыдилась желания носить дизайнерские вещи, а сегодня одевается в Yohji Yamamoto и рекламирует adidas. Рассказываем, как Абрамович сменила бесформенные юбки на кутюр.

Уродство

Марина Абрамович родилась в Белграде в 1946 году. Ее мать Даница — бывшая партизанка, майор в армии, а в 1960-х директор Музея революции и искусства в Белграде; отец Войо — офицер, национальный герой, предпочитающий опере и балету жареных поросят. Они полюбили друг друга на войне, но и в мирное время их брак оставался полем сражения — они так ссорились, что спали с револьверами под подушкой. Военные заслуги родителей обеспечили Марине жизнь, которой не было у других детей: она занималась фортепиано, брала уроки английского и французского, когда хотела книгу, сразу получала ее. «…В коммунистическом мире серости и лишений я жила в роскоши. <…> Все, что требовалось от меня, — учиться и быть лучшей», — напишет Абрамович в автобиографии «Пройти сквозь стены».

Марина Абрамович

Она знала, что будет художницей, уже лет в шесть или семь. Мать поощряла ее увлечение живописью и даже сама покупала первые картины Марины, которыми потом хвасталась перед друзьями. Но во всем остальном Даница Абрамович дочери отказывала. «Мать никогда не покупала мне одежду, как у других детей. Одно время были популярны нижние юбки, и мне до смерти хотелось иметь такую, но она мне ее не купила. <…> Чтобы создать впечатление, что на мне нижняя юбка, под низ я надевала шесть-семь обычных юбок. Но всегда что-то было не так — то какая-нибудь юбка торчала из-под другой, то они падали», — вспоминает Марина.

Строгая мать будто желала переодеть дочь в военную форму, к которой сама привыкла. Больше всего юную девушку раздражали «ужасные социалистические ботинки» — из тяжелой желтой кожи, с железными набойками. При каждом шаге они издавали звук «клип-клип» — отличный саундтрек к и без того нелепому виду. В дополнение — короткая стрижка и «отвратительные» очки. «Я чувствовала себя ужасно некрасивой», — будет потом вспоминать художница, которая в детстве мечтала о носе как у Брижит Бардо. Путь к принятию собственной внешности будет для Абрамович долгим.

Уже в детстве двумерность кажется ей тесной, и она шьет себе платье как продолжение собственных картин — такой прием в будущем она повторит не раз. «Рисовала я двумя определенными цветами — темно-зеленым и темно-синим. Другими никогда. <…> Эти цвета меня особенно привлекали — не знаю, почему. Сны для меня были зелено-синими. Из старых штор я сделала себе длинное платье ровно этих цветов, цветов моих снов», — напишет в автобиографии Абрамович.

В отличие от матери отец, напротив, баловал дочь: то дарил «запретные» нейлоновые чулки, то пистолет с рукояткой из слоновой кости. Эти артефакты вдохновят ее на первый перформанс. Его идею она предложила белградскому Центру молодежи: «Я стою перед публикой в своей обычной одежде и постепенно меняю ее на ту, что покупала мне мать: длинная юбка, толстые колготки, ортопедическая обувь, гадкие блузки в горошек. Потом я прикладываю к голове пистолет…» Абрамович тогда было 23 года. Идея была отвергнута.

ОБНАЖЕНИЕ

Перформанс «Ритм 0», 1974

Шесть лет спустя в Неаполе Абрамович впервые показала работу «Ритм 0», которая впоследствии стала одним из самых известных перформансов художницы. Она приходила в зал, одетая в черные штаны и черную футболку, и вставала перед столом с 72 предметами. Молоток, пила, перо, флакон духов, ручка, мед, пистолет с пулей, цветок… Этот набор принадлежностей зрители могли использовать любым образом — участниками происходящего были все, кроме самой Марины. Она была лишь объектом.

Перформанс «Ритм 0», 1974

Шесть часов спустя наполовину голая, с кровоточащими ранами, мокрыми волосами, Абрамович закончила перформанс. Будто по примеру матери, Марина стала солдатом, а черные футболки и штаны — униформой, максимально обезличенной, даже стирающей личность, доводящей ее до объектности. Но индивидуальность художницы проявлялась не только в ее характере и выдержке: сквозь разорванную одежду проступала сама женщина — открытая, обнаженная перед каждым, кто заносил над ней руку, и не важно, был в этой руке цветок или револьвер.

Перформанс «Отношения в пространстве», 1976

Обнажение никогда не было для Абрамович проблемой — наоборот. Она воспринимала тело максимально утилитарно, как инструмент. Ее первая совместная работа с Улаем, партнером и любовью на долгие двенадцать лет, — перформанс для Венецианской биеннале, когда они сталкивались и отскакивали друг от друга. «Мы хотели создать, насколько это было возможным, минималистичную работу, а ничто не сравнится по минималистичности с обнаженным телом», — вспоминает Абрамович. Впоследствии она будет постоянно руководствоваться этим принципом, вычитая из каждой новой идеи все лишнее, пока не дойдет до самой сути.

Знакомство с модой

Перформанс «Поход по Великой стене», 1988

Расставание с Улаем было настолько же болезненным, насколько красивым: в 1988 году художники на протяжении трех месяцев шли друг к другу с разных концов Великой Китайской стены, чтобы встретиться посередине. Они задумывали этот перформанс как историю о любви и хотели пожениться, но в процессе подготовки (согласования с китайскими властями растянулись на пять лет) отношения между ними ухудшились. При встрече Улай признался Марине, что в пути женился на своей китайской переводчице, уже беременной. Художники разошлись в разные стороны — в жизни и в творчестве и перестали общаться на долгие семь лет.

«Расставшись с Улаем, я считала себя жирной, уродливой и нежеланной», — напишет в автобиографии Марина Абрамович. Ей было 42, она очень хотела, чтобы рядом был хоть кто-то. Кем-то стал 30-летний испанец — нарцисс, который целыми днями пропадал в спортзале, у парикмахера или в магазинах одежды. Роман был ужасным, но зато научил Абрамович любить красивые модные вещи.

Марина Абрамович в костюме от Yohji Yamamoto для Bullet Magazine, 2012

Первым откровением стал костюм Йоджи Ямамото — черные брюки, асимметричный пиджак и белая рубашка с торчащим уголком воротника. «Он был таким комфортным и таким элегантным… Я не могла поверить, что это изменило то, каким образом я шла по улице. Я больше не чувствовала себя неловко. Я чувствовала себя красавицей, — напишет потом Абрамович и добавит: — Новая одежда заставила меня нравиться себе, испанский бойфренд — нет».

Это замечание стало для нее уроком, который она повторяла еще и еще, открывая для себя все больше новых брендов и наконец признав в моде форму искусства. В одном из интервью Абрамович отметит: «До того как я прошлась по Великой Китайской стене, мне хотелось, чтобы публика видела меня в совершенно определенном образе. Радикальная активистка, очень жесткая; никакого макияжа, сплошная духовность. Но потом… пришел момент, когда мне захотелось поиграть, сделать собственную жизнь зрелищной и получить удовольствие. Я подумала — почему бы и нет?» Самовыражение с помощью моды перестало казаться ей несовместимым с искусством или постыдным.

Осталась только одна проблема, как говорила сама художница: когда в гардеробе все черное, в нем сложно найти что-то конкретное.

Мода как часть перформанса

Изобретательные костюмы и платья стали не только частью жизни Абрамович, но и важным элементом ее перформансов и спектаклей. Так, в одной из сцен сложнейшего пятиактного спектакля «Бредовое» она облачалась в Королеву крыс. Костюм для постановки культовый лондонский художник Ли Бауэри создал из прозрачного пластика, под которым ничего не было. Платье плотно прилегало к телу и лицу — казалось, будто Абрамович задыхается. Сняв костюм, она, полностью обнаженная, открывала люк и спускалась к крысам.

Перформанс «Дом с видом на океан», 2002

Для перформанса «Дом с видом на океан» Абрамович придумала костюмы по мотивам работ Александра Родченко. Рубашка на пуговицах и штаны напоминали одновременно пижаму и рабочую робу. Цвета художница выбрала в соответствии с принципами индуистского ведического квадрата — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. В таком виде художница на двенадцать дней стала живой инсталляцией. Зрители следили за тем, как она потребляет только очищенную воду и совершает все ежедневные примитивные действия-ритуалы: сидит, лежит, принимает душ…

Для музея Гуггенхайма Абрамович придумала работу «Входя с другой стороны». Она стояла высоко над ротондой на шестиметровой платформе, одетая в синее платье с огромной юбкой, напоминающей цирковой шатер. Она опускалась до самого пола, скрывая под собой все леса. Всего на платье у голландского дизайнера Азиза ушло 164 метра ткани. По его задумке юбка была еще и спиралевидной формы — отсылка к архитектуре музея.

Для своего самого известного перформанса, «В присутствии художника» (2010), Марина Абрамович придумала три специальных платья, одинаково скроенных, но разных цветов. Проект требовал от нее большой выносливости и сосредоточенности, поэтому к созданию каждого предмета, от стула до самих платьев, она подошла очень внимательно, детально продумав эргономику и функциональные нюансы. Выставка открылась 14 марта — в атриуме музея, где и проходило действие, постоянно были сквозняки. Поэтому Абрамович заказала три платья в пол из кашемира и шерсти. Платья отличались между собой лишь по цветам: одно было синим, другое — красным, третье — белым. Синее (март) — чтобы успокоить себя, красное (апрель) — чтобы зарядиться энергией, и белое (май) — чтобы очиститься. Каждый день восемь часов Марина с солдатской выдержкой сидела на простом стуле без подлокотников. Кто угодно мог сесть напротив нее и посмотреть в глаза. Для премьеры она выбрала красное платье — в первый день перформанса напротив Абрамович успели посидеть пятьдесят человек, и одним из них был Улай.

Перформанс «Входя с другой стороны», 2005

Перформанс «В присутствии художника», 2010

За все время перформанс «В присутствии художника» посетили 750 000 человек. По завершении проекта МоМА и Givenchy устроили вечеринку. По красной дорожке Марина шла в длинном черном платье и длинном пальто из кожи 101 змеи. Его художнице подарил на тот момент креативный директор бренда Givenchy Риккардо Тиши.

Риккардо Тиши

Марина Абрамович познакомилась с Тиши в 2006 году, незадолго до своего шестидесятилетия — он сшил платье для ее вечеринки в Гуггенхайме, — и это стало началом плодотворной дружбы, которая продолжается до сих пор. Первым делом дизайнер предложил Абрамович интерпретировать одно из его платьев для большого показа Givenchy в Париже в том же году. Она отнесла платье к водопаду и буквально застирала его «до смерти». Риккардо был счастлив.

Пятью годами позже Абрамович убедила Тиши сделать снимок для обложки летнего номера журнала Visionaire — на черно-белой фотографии авторства Марио Тестино Тиши припал губами к ее соску. В интервью Джонни Адамсу для The Talks она расшифровала смысл этого кадра так: «Я спросила: „Риккардо, ты признаешь, что мода — популяризатор искусства и что мода всегда берет идеи из искусства?“ Он согласился. Так что я сказала: „Хорошо, я искусство, а ты — мода, соси мою грудь“».

В 2015 году Риккардо Тиши попросил Абрамович стать куратором первого показа Givenchy в Нью-Йорке, который состоялся 11 сентября. «Создать такое ощущение на показе, которое одновременно чествовало серьезность годовщины 9/11 и при этом наилучшим образом демонстрировало… дизайн, было вызовом», — вспоминает Марина Абрамович. Она выбрала для импровизированного подиума Пирс 26, построенный в 2014 году на месте упавших башен-близнецов, для сценографии использовала переработанные материалы и мусор, а дефиле решила сопроводить музыкой из шести разных культур и религий — в знак объединения. Получилось сильнейшее высказывание о прощении, новой жизни, надежде и о любви.

Марина Абрамович и Риккардо Тиши в съемке для журнала Visionaire

Последний знаковый проект Абрамович и Тиши, на тот момент уже креативного директора Burberry, — театральная постановка «Семь смертей Марии Каллас». По сюжету художница воспроизводит смерти семи оперных героинь Каллас. Все семь костюмов придумал Тиши — в них он проявил свое умение сочетать женские и мужские образы. Например, для Кармен дизайнер придумал красное платье в пол, дополнив его коротким жакетом chaquetilla наподобие тех, что носят тореадоры, и кожаными брогами. «По своей сути я романтик и мечтатель, так что мне было очень легко работать над этим проектом, — говорит Тиши. — В основе сюжета — любовь во всех ее проявлениях, от света до тьмы. Марина — одна из любимых мною людей, и для меня большая честь называть ее своим другом и своей семьей».

Театральная постановка «Семь смертей Марии Каллас»

Узнаваемый персонаж

Сегодня Марина Абрамович продолжает популяризировать перформанс как форму искусства не только через свои работы, но и через своих учеников. У Института Марины Абрамович нет постоянного здания, зато есть много последователей, которым художница передает свой опыт в резиденциях — в одной из них училась Леди Гага. Абрамович до сих пор создает и масштабные арт-проекты, последний из которых — огромная инсталляция в мемориальном центре «Бабий Яр» в Киеве, открытая в октябре. На месте массовой казни украинских евреев нацистами в 1941 году художница возвела сорокаметровую стену из угля, инкрустированную 93 кристаллами кварца. «Это не только стена плача, но и стена прощения, потому что нам нужно научиться прощать. Прощение — это освобождение от прошлого и новый взгляд на будущее», — сказала Марина Абрамович в интервью The Art Newspaper. Она давно работает с кристаллами и верит, что камни хранят память земли.

За более чем полвека карьеры Марина Абрамович стала по-настоящему модной художницей, что проявилось и в дружбе с дизайнерами, и в дружбе с брендами. Помимо Givenchy и Burberry она работает и с более массовыми марками, в частности, adidas, для которого в 2015-м Абрамович сняла видеоперформанс в рамках кампании «Все или ничего». 

Перформанс «Биография. Ремикс» , 2005

Сегодня Абрамович превратилась в поп-культурный феномен. Отсылки к ее перформансам появляются в видеоиграх (персонажи Animal Crossing повторяют «В присутствии художника») в сериалах. Так, в 12 эпизоде 6-го сезона «Секса в большом городе» есть сцена с перформансом некой художницы, над которой иронизирует Кэрри Брэдшоу. Тут легко считывается «Дом с видом на океан» Абрамович — такая рифма в сценарии появилась с разрешения художницы. Саму Абрамович, естественно, пригласили появиться в камео, но она отказалась. При этом «Секс в большом городе» она считает важным сериалом, а своей любимой героиней называет Саманту. Позже, на ужине в МоМа по случаю завершения «В присутствии художника», Марина сообщила об этом лично Ким Кэтролл — с тех пор они дружат.

Глядя на все это, задаешься вопросом, не разрушает ли такая популярность сакральность искусства, которым Абрамович занимается всю жизнь. Об этом Марину спросил журналист Джонни Адамс. Абрамович ответила так же легко, как когда-то самой себе: «Когда мне говорят: „Как она может носить кутюрные вещи?“, я спрашиваю: „Почему бы и нет?“ Я женщина и люблю носить одежду, так в чем проблема?»

{«width»:1200,»column_width»:75,»columns_n»:16,»gutter»:0,»line»:40}false7671300falsetruetrue[object Object]{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:». editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}

Марина Абрамович: Перформанс — это не театр, боль и кровь здесь реальны

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Культура

29.11.2021 19:08

Поделиться

Инга Бугулова

«Бабушка перформанса» Марина Абрамович встретилась с российской публикой и рассказала все, что нужно знать об одном из самых неуловимых и непонятных жанров искусства ХХ века. Беседа прошла онлайн в рамках цикла лекций Высшей школы «Среда обучения» «Встречи вне границ». «Российская газета» приводит главные тезисы из выступления всемирно известной акционистки.

Сергей Михеев

О начале пути

Я родилась и выросла в то время, когда перформанс вызывал только усмешку. За мои устремления меня думали отправить в психиатрическую больницу. Но когда я приехала в Нью-Йорк, мои перформансы все для меня изменили. Один из них — я сидела на кресле и ничего не делала. Но это было непросто — три месяца по восемь часов каждый день. До сих пор никто не повторил это, попробуйте. Тут очень важно иметь силу воли и видение, чего вы хотите добиться. Моей целью было создавать новые произведения искусства, которые будут преображать людей.

Что такое перформанс?

Не всем понятен ответ на этот вопрос, часто даже художники путают его со стендапом, с танцем, с кино. Но перформанс — это построение художником конструкции в конкретном пространстве и времени и в диалоге с аудиторией. Аудитория — важнейшее условие жанра, ведь перформанс — о движении, о энергии, больше в нем ничего нет. Это нематериальная форма искусства, ее нельзя повесить на стенку. Все, что у вас есть — эмоциональная реакция и память, которая остается после этого опыта.

Как перформанс меняет ум

Один из главных мастеров перформанса в мире — тайванец Тейчин Сье. За свою жизнь он создал всего несколько перформансов, каждый из которых длился год. Я и близко не подошла к тому, что он сделал в искусстве. Например, он целый год жил на улице и не заходил ни в какие помещения, целый год жил в клетке, которую поставил у себя в студии… Но после того, как он завершил свои пять работ, он вдруг поставил на этом точку. Я спросила его, что произошло? Он сказал: «Сейчас я начал заниматься жизнью». И когда я услышала эти слова, то поняла — он прошел истинную трансформацию. Ведь перформанс сводится к изменению состояния ума, к пониманию жизни — откуда мы родом, о чем эта жизнь, куда мы движемся? Он для себя все это понял и своим примером доказал мне, что этот переход в сознании возможен.

Искусство как вопрос жизни и смерти

Для меня перформанс большой длительности — это ключ к преображению. Психологическому, физическому, интеллектуальному. Перформанс становится жизнью, и человек, который его совершает, понимает — жить нужно только здесь и сейчас. И это «здесь и сейчас» возможно и в тюрьме, и в санатории, и в монастыре. Для меня еще важно, что в перформансе все по-настоящему — энергия аудитории реальна, боль реальна, ножи и кровь тоже реальны. Это не театр. Вообще искусство — это вопрос жизни и смерти. И перформанс — тоже вопрос жизни и смерти в их разных аспектах.

О выходе за границы

Очень важные темы для перформанса — смерть, духовность, мимолетность, границы тела. Для меня лично было очень важно, как можно дальше выходить за телесные границы, и в самом начале я очень много работала именно с телом. Например, проект 1995 года In Between исследовал возможности одного моего глаза — я взяла его как некий ландшафт. Что если зрачок — это озеро, а игла, которая не касается роговицы, но постоянно в опасной близости движется над ней, будет отбрасывать на него тень? Потом меня заинтересовал человеческий ум — это совсем другая территория, с телом работать гораздо проще, чем с сознанием. Ученые говорят, что мы используем только 20 процентов от своего разума, и я отправилась в это путешествие по неизведанному.

О новой толерантности

В 60-70-е годы, когда перформанс только зарождался, наши нынешние отношения к этике и морали были бы просто невозможны. Сейчас общество настолько подозревает все и всех, что даже рассказать невинный анекдот уже нельзя — пресса вас распнет. Мне кажется, что такие радикально корректные и толерантные ограничения что-то забирают у искусства, а оно должно быть свободным и обеспечивать людям свободный взгляд на мир.

Важнейшее условие жанра — аудитория, ведь перформанс — это энергия 

Справка «РГ»

Марина Абрамович родилась в Белграде в 1946 году. Является основоположницей современного перформанса, ее называют специалисткой по выносливости. Среди ее наиболее известных работ «Балканское барокко», посвященная памяти погибших в Югославии (в течение нескольких дней по шесть часов в сутки она мыла окровавленные кости на глазах у публики), «В присутствии художника» (на протяжении нескольких месяцев посетители, сидя напротив, смотрели в глаза Марине) и «Ритм ноль» — на столе были выложены 72 предмета, которые публика могла использовать по отношению к Марине Абрамович как захочется, среди них были как нейтральные, так и очень опасные — заряженный пистолет, нож. Сама девушка не оказывала никакого сопротивления. Поняв безнаказанность, публика показала всю свою дикость — Абрамович порезали и чуть не застрелили, потом она скажет, что после этой акции обнаружила первую седину у себя в волосах.

В прошлом году на русский язык была переведена автобиография Марины Абрамович «Пройти сквозь стены», а в 2023 году ее персональную выставку примет у себя британская Королевская академия художеств — она станет первой художницей, чьи работы полностью займут все пространство знаменитой галереи.

Российская газета — Федеральный выпуск: №271(8622)

Поделиться

Актуальное искусство

Марина Абрамович — Художники — Галерея Шона Келли

р.1946

Портрет Марины Абрамович, © Nils Müller and Wertical, 2014

Марина Абрамович родилась в 1946 году в Белграде, Югославия. С самого начала своей карьеры в начале 1970-х годов, когда она училась в Академии изящных искусств в Белграде, Абрамович стала пионером в использовании перформанса как формы визуального искусства. Тело было ее предметом и медиумом. Исследуя физические и умственные пределы своего существа, она выдержала боль, истощение и опасность в поисках эмоциональной и духовной трансформации. Являясь жизненно важным представителем поколения первопроходцев перформанса, в которое входят Брюс Науман, Вито Аккончи и Крис Бёрден, Абрамович создал некоторые из самых исторических произведений раннего перформанса и продолжает создавать важные продолжительные произведения.

Абрамович представила свои работы с перформансами, звуком, фотографией, видео и скульптурой на персональных выставках в крупных учреждениях США и Европы. Ее работы также были включены во многие крупномасштабные международные выставки, включая Венецианскую биеннале (1976 и 1997) и Documenta VI, VII и IX, Кассель, Германия (1977, 1982 и 1992). В 1998 году выставка

Тело художника — Общественное тело много гастролировала, включая остановки в Художественном музее и Гросс-Халле, Берн, Швейцария, и Ла Галера, Валенсия, Испания. В 2004 году Абрамович выставлялась на биеннале Уитни в Нью-Йорке и провела значительную персональную выставку.0009 The Star , в Музее современного искусства Маругаме Геничиро-Инокума, Япония и Музее современного искусства, Кумамото, Япония.

Абрамович много преподавал и читал лекции в Европе и Америке. В 1994 году она стала профессором исполнительского искусства в Высшей школе искусств в Брауншвейге, где преподавала в течение семи лет. В 2004 году она была удостоена звания почетного доктора Художественного института в Чикаго, Университета Плимута и Колледжа Уилламс.

Она была награждена Золотым львом за лучшую артистку на 1997 Венецианской биеннале за ее выдающуюся видеоинсталляцию/перформанс «Балканское барокко», а в 2003 году получила награду New Media Bessie за «Дом с видом на океан», 12-дневное выступление в галерее Шона Келли.

В 2005 году Абрамович представила Balkan Erotic Epic в Фонде Пирелли в Милане, Италия, и в Шоне Келли в Нью-Йорке. В том же году она провела серию перформансов под названием «Семь легких пьес» в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. Гуггенхайм наградил ее «Семью легкими пьесами» на их Международном гала-концерте в 2006 году, а в 2007 году AICA-USA присудила ей звание «Лучшая выставка искусства, основанного на времени». «Искусство в Нью-Йорке», «Художник присутствует», 2010 г .; В следующем году Центр современной культуры «Гараж» в Москве, Россия, также представил крупную ретроспективу творчества Абрамовича. Работы Абрамовича находятся во многих крупных государственных и частных коллекциях по всему миру.

В 2011 году Абрамович приняла участие в фильме Роберта Уилсона «Жизнь и смерть Марины Абрамович», признанном критиками переосмыслении биографии Абрамович, который продолжает гастролировать по всему миру. Премьера полнометражного документального фильма «Марина Абрамович: Художник присутствует» состоялась в январе 2012 года на кинофестивале «Сандэнс» и с тех пор получила широкое признание критиков. В 2015 году Абрамович стал героем крупной персональной выставки в Музее старого и нового искусства в Тасмании под названием «Частная археология».

В связи со своей персональной выставкой в ​​MONA Абрамович провела 12-дневную программу резиденции через Kaldor Public Art Projects в Сиднее, Австралия.

Абрамович основал Институт Марины Абрамович (MAI), платформу для нематериальной и длительной работы, чтобы создать новые возможности для сотрудничества между мыслителями всех областей. Институт приобрел свою наиболее полную форму на сегодняшний день в 2016 году в сотрудничестве с NEON в As One , Музей Бенаки, Афины.

Абрамович был одним из первых художников-перформансистов, официально признанных институциональным музейным миром, с крупными персональными выставками, проходившими по всей Европе и США в течение более 25 лет. Ее первая европейская ретроспектива The Cleaner  был представлен в Moderna Museet в Стокгольме, Швеция, в 2017 году, после чего последовали презентации в Музее современного искусства Луизианы в Копенгагене, Дания, Henie Onstad, Sanvika, Норвегия (2017 год), Bundeskunsthalle, Бонн, Германия (2018 год), Центр современного искусства, Торунь (2019 г.

) и Музей современного искусства Белград, Сербия (2019 г.). Опера артиста « 7 смертей Марии Каллас » дебютировала в Баварской государственной опере в Мюнхене, Германия, в 2020 году, дальнейшие выступления запланированы во Дворце Гарнье, Париж, Франция, и в Греческой национальной опере, Афины, Греция, в 2021 году. В 2023 году Абрамович стать первой женщиной-художницей, которая проведет крупную персональную выставку в Главных галереях Королевской академии художеств в Лондоне.

Марина Абрамович живет и работает в Нью-Йорке.

Скачать библиографию

Скачать биографию

Seven Deaths , 2021

цветное видео, стереозвук

время работы: 61 мин 30 сек 0023 Художник присутствует,

2010

Перформанс в MoMA .

Фото: Марко Анелли,

Предоставлено архивом Марины Абрамович

Текущий, 2017
одноканальная видеопроекция HD, цветная, бесшумная, 59 минут 31 секунда
MA-299

Кухня V, Несение молока из серии Кухня, Посвящение святой Терезе , 2009
цветная видеопроекция на DVD со звуком, петля 12’43»
издание 5 с 2 точками доступа

MA-219

The Cleaner, 2017
художественная пигментная печать
изображение: 39 3/8 x 39 3/8 дюйма (100 x 100 см) 
бумага: 53 3/8 x 53 3/8 дюйма (135,56 x 135,56 см)
в рамке: 54 3/4 x 54 3/4 x 2 3/4 дюйма (139,1 x 139,1 x 7 см)
выпуск 25 с 5 точками доступа
MA-290. 1 ​​

Стоя со скелетом, 2008/2016
цветная хромогенная печать
бумага: 80 x 71 дюйм (203,2 x 180,3 см)
в рамке: 81 1/4 x 72 1/4 дюйма (206,4 x 183,5 см)

издание 9 с 2 точками доступа
MA-289

Портрет художника со свечой, 2012
художественная пигментная печать в рамке
в рамке: 64 1/8 x 64 1/8 x 2 3/4 дюйма
издание 7 с 2 точками доступа
MA-245.B

Портрет с цветами , 2009
архивная пигментная печать
печать: 54 x 54 дюйма (137,2 x 137,2 см)
в рамке: 54 3/4 x 54 3/8 дюйма (139,1 x 138,1 см)
издание 9 с 2 точками доступа
MA-217

Золотая Маска , 2009
художественная пигментная печать в рамке
печать: 50 х 50 дюймов (127 х 127 см)
в рамке: 52 x 52 дюйма (132,1 x 132,1 см)
издание 9 с 2 точками доступа
MA-218

Герой II , 2001/2008
Серебряно-желатиновая печать
изображение: 35 x 35 дюймов (88,9 x 88,9 см)
бумага: 47 x 47 дюймов (119,4 x 119,4 см)
в рамке: 47 5/8 x 47 5/8 x 2 3/4 дюйма (121 x 121 x 7 см)
издание 9 с 2 точками доступа

MA-280

Женщина, массирующая грудь II (из серии «Балканский эротический эпос»), 2005
хромогенная печать в рамке
в рамке: 50 1/4 x 50 1/4 дюйма
версия 7 с 2 точками доступа
MA-174. 3

Места Силы, Водопад , 2013
художественная пигментная печать в рамке
изображение/бумага: 63 x 83 7/8 дюймов (160 x 213 см)
в рамке: 64 x 84 7/8 дюйма (162,6 x 215,6 см)
издание 7 с 2 точками доступа
MA-270

Портрет с завязанными глазами , 2014
цветная художественная пигментная печать в рамке
бумага: 37 3/4 x 37 3/4 дюйма (95,9 x 95,9 см)
в рамке: 39 x 38 7/8 x 2 1/2 дюйма (99,1 x 98,7 x 6,4 см)
издание 9 с 2 точками доступа
MA-278

Коммуникатор, 2012
голова из черного воска с кристаллами кварца и черными турмалинами
скульптура: 13 1/2 x 12 x 13 дюймов

пьедестал: 47 1/4 x 10 x 10 дюймов
уникальный
MA-237.C.13

Коммуникатор, 2012
стрелки из белого воска с кристаллами кварца
9 7/8 x 4 x 1 1/2 дюйма
уникальный
MA-240.C.2

Кровать для человека (2), 2012
дерево, черный кварц, камень
31,5 х 78,7 х 25,6 дюйма
MA-000161

Стул для людей и стул для духов (4) , 2012
дерево и хрустальный кварц
Кресло для человека: 80,7 x 13,8 x 17,7 дюйма
Стул для духа: 290,5 х 9,8 х 11 дюймов
MA-000165

Хрустальная метла, из серии Временные объекты для нечеловеческого использования , 1995
Пара деревянных и лазерных щеток из кристалла кварца
каждый: 61 1/2 x 23 x 17 дюймов (156,2 x 58,4 x 43,2 см)
уникальный
MA-96

Черный дракон , 1994
Зеленый кварц, металлические скобы, деревянная коробка, люцитовая табличка
камень: 4 1/2 x 7 1/2 x 4 1/2 дюйма

издание 21 с 4 AP
MA-70. 3.4

Черный дракон, 1994
Гематит, металлические скобы, деревянная коробка, пластина из люцита
камень: 4 1/2 x 7 1/2 x 4 1/2 дюйма
выпуск 21 с 4 точками доступа
MA-70.4.5

Влюбленные (сидящая фигура) , 1988 г. / напечатано в 1996 г.
цветная фотография в рамке и матовая с уникальным рисунком художника под изображением
изображение: 16 3/8 x 23 7/8 дюйма
рама: 29 3/8 x 27 1/4 x 1 9/16 дюйма
уникальный
MA-1.7.7

Губы Фомы , 1975/2005
двухэкранная видеопроекция на DVD, петля 96 футов 14 футов, в серой льняной коробке для презентаций, состоящей из 2 PAL DVD Blu-Ray Masters, 2 PAL DVD Blu-Ray выставочных копий, 2 цифровых мастер-карт SD, 2 цифровых проигрывателя SD-карт
размеры переменные
издание 5 с 2 точками доступа

MA-228

Обмен ролями , 1975 г. / опубликовано в 1994 г.
2 черно-белые фотографии с 1 текстовой панелью с буквенным прессом
в рамке: 29 3/4 x 39 1/2 дюйма (75,6 x 100,3 см)
текст в рамке: 10 1/4 x 7 1/4 дюйма (26 x 18,4 см)
выпуск 16 с 3 точками доступа
MA-2. 12

Ритм 10, 1973/ издан в 1994
1 черно-белая фотография с 1 панелью для печати букв
фотография в рамке: 29 3/4 x 39 1/2 дюйма
текстовая панель в рамке: 10 1/4 x 7 1/4 дюйма
выпуск 16 с 3 точками доступа
МА-2.1.5

Марина Абрамович воспроизводит свое самое известное выступление, CBS News, 24 марта 2022 г.

 

Марина Абрамович | Перформатив, выставка в Sean Kelly, 4 марта — 16 апреля 2022 г.

Прожектор | Марина Абрамович: Любовники, Дискуссия между Мариной Абрамович и Шоном Келли, Галерея Шона Келли (Нью-Йорк), ФОТОЯРМАРКИ | Шанхай 2019

92nd Street Y, Марина Абрамович с Карлом Суонсоном, 25 января 2017 г.

Час новостей PBS, короткий, но эффектный: Марина Абрамович, 30 июля 2015 г.

Марина Абрамович о «Блестящих идеях», Bloomberg.com, 22 апреля 2016 г.

Марина Абрамович: Искусство, основанное на доверии, уязвимости и связи , TED2015, март 2015 г.

Тело искусства: познакомьтесь с артисткой перформанса Мариной Абрамович , CBS Sunday Morning, ноябрь 2014