Марина абрамович перфоманс: 12 world-famous live art performances by Marina Abramović

история страшного перфоманса «Ритм 0»

Если ты не слышала об искусстве выносливости или знаешь об этом очень мало, красноречивее всего о нем расскажет творчество нашей героини. Она известна очень сильными и сложными перформансами. В 1974 году сербская художница Марина Абрамович провела эксперимент над собственным телом. Она хотела увидеть грань человеческой вседозволенности. И то, что она показала, шокировало и её и общественность. Представляем один из самых знаменитых проектов «бабушки искусства перформанса» под названием «Ритм 0».

Теги:

Марина Абрамович

VOICE обзор

искусство вокруг нас

Одежда

Волосы

Многих удивляет, почему добровольные пытки или контакт с другим человеком глаза в глаза в течение трех месяцев, называют искусством. Ответ совершенно прост. Обыватели так не смогли бы да и не решились бы на такое. О таком жанре говорят либо с восхищением, либо с полным непониманием.

Но бунтарство всегда способствовало новаторским прорывам в искусстве, особенно если несло глубинный смысл. Таким является эксперимент художницы Марины Абрамович.

⚡️⚡️⚡️ ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ НА СВЯЗИ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, ИЩИ НАС В Яндекс.Дзен, VK, Telegram, Одноклассниках.

Кстати, она отмечала, что чем хуже у тебя детство, тем лучше твоё искусство. Если человек по-настоящему счастлив, создать хорошее произведение не получится. Своим родителям она была особо не интересна, они занимались карьерой. Ее инсталляции иногда вызывали у зрителей шок, кто-то падал в обморок прямо на выставках. В любом случае, смотреть без эмоций уникальный эксперимент, который Марина Абрамович продемонстрировала миру, просто не получится.

В чем суть перформанса «Ритм 0»

Никто не знал, до какой низости способны дойти люди, которым дали абсолютную власть над другим человеком. Не догадывалась об этом и сама художница. Марина Абрамович поставила эксперимент, в общей сложности перформанс длился 6 часов.

Идея его проста и элегантна: все это время позволять людям властвовать над телом другого человека. Перформанс состоялся в выставочном центре в Неаполе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художница встала перед длинным столом, на котором были сложены 72 предмета. Одни могли доставить удовольствие, другие — причинить боль, а третьи несли смертельную опасность. Перед девушкой и зрителями лежали перья, спички, нож, гвозди, цепи, ложка, вино, хлеб, мед, сахар, мыло, кусок торта, соль, коробка с лезвиями, металлическая труба, хлыст, виноград, скальпель, спирт и многое другое. На сделанных во время эксперимента фото Марины Абрамович мы можем увидеть, как люди используют эти вещи. От этих снимков, отражающих обстановку в том выставочном центре, кровь стынет в жилах.

Перед собой автор представления поставила табличку:

«Инструкция.

На столе 72 объекта, которые вы можете использовать так, как хотите.

Перформанс

Я — объект.

В течение этого времени я беру на себя полную ответственность.

Продолжительность: 6 часов (20:00 — 2:00)».

Поначалу зрители были аккуратны и нежны: они целовали ее, дарили цветы, но, не получая отпора и возражений, постепенно заходили все дальше и дальше. Присутствующий на перформансе искусствовед Томас МакЭвили писал: «Все началось невинно. Кто-то повернул ее, другой потянул за руку, кто-то дотронулся уже более интимно. Страсти неаполитанской ночи начали накаляться. К третьему часу вся ее одежда была изрезана лезвиями, а к четвертому лезвия добрались и до ее кожи. Кто-то надрезал ее горло и пил кровь. С ней проделывали и другие вещи сексуального характера. Она была так вовлечена в процесс, что не возразила бы, если бы зрители захотели изнасиловать или убить ее. Столкнувшись с ее безволием, нашлись люди, которые встали на ее защиту. Когда один из мужчин приставил к виску Марины заряженный пистолет, положив на курок ее собственный палец, между зрителями разразилась драка».

youtube

Нажми и смотри

Роль зрителей в эксперименте Марины Абрамович

Поначалу зрители были аккуратны и нежны: они целовали ее, дарили цветы, делали приятные вещи. Но чем дольше длился социальный эксперимент, тем более жесткое отношение наблюдала Марина Абрамович. Не получая отпора и возражений, люди постепенно заходили все дальше и дальше.

«Все началось невинно. Кто-то повернул ее, другой потянул за руку, кто-то дотронулся уже более интимно. Страсти неаполитанской ночи начали накаляться. К третьему часу вся ее одежда была изрезана лезвиями, а к четвертому лезвия добрались и до ее кожи. Кто-то надрезал ее горло и пил кровь. С ней проделывали и другие вещи сексуального характера.

Она была так вовлечена в процесс, что не возразила бы, если бы зрители захотели изнасиловать или убить ее. Столкнувшись с ее безволием, нашлись люди, которые встали на ее защиту. Когда один из мужчин приставил к виску Марины заряженный пистолет, положив на курок ее собственный палец, между зрителями разразилась драка», – так описывал эксперимент Марины Абрамович «Ритм 0» искусствовед Томас МакЭвили, наблюдающий за ним в зале.

Впечатления художника после перформанса

«Сначала зрители очень хотели со мной поиграть, — вспоминает Марина Абрамович об эксперименте. — Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану.

После шести часов перформанса я со слезами на глазах, голая пошла навстречу зрителям, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я «ожила» — перестала быть их игрушкой и начала управлять своим телом. Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила у себя прядь седых волос».

На видео Марина Абрамович рассказывает, что эксперимент, показанный открыто, без цензуры, обнажил страшную правду, которую далеко не все согласны признать о себе. «Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему это позволить. Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить», — говорит художница.

Примеры инсталляций Марины Абрамович

Это был не единственный известный эксперимент Марины Абрамович, проведенный в 70-х годах. Перформанс «Отношения во времени» она представила в 1977 году вместе с художником Улаем. Они сплели свои волосы и просидели спиной друг к другу 17 часов. Первые 16 часов на них смотрели лишь сотрудники галереи. А на последний час пригласили зрителей. Идея состояла в акцентировании внимания на том, что энергия публики помогает повысить уровень возможностей, даже если человек на грани изнеможения.

В 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства был поставлен новый эксперимент Марины Абрамович – «В присутствии художника». Посредством внимательного взгляда художница устанавливала контакт с любым желающим посетителем выставки. Момент фиксировал фотограф. Перформанс продолжался 736 часов и 30 минут. Автор посмотрела в глаза 1500 зрителям.

Эксперимент Марины Абрамович «Делай со мной все, что хочешь» повторился в 2021 году в Сочи. На девушке рисовали, ее гладили и говорили хорошие слова. Прохожие разделились на тех, кто делал приятное, кто совершал гадость, и тех, кто их исправлял. На нее выливали кетчуп, били в лицо тортом и так далее. Добрых людей оказалось больше. По мнению организаторов, это было связано с тем, что перформанс проводился в людном месте. Зрители просто испугались опуститься ниже.

Фото: Marina Abramovic Institute

«Балканское барокко» Марины Абрамович: история страны, рассказанная через перформанс

Марина Абрамович часто в своем искусстве обращается к теме исторической вины и с помощью художественных практик демонстрирует возможности переживания трагических событий и осмысления себя в их контексте. Специально для DEL’ARTE Magazine Валерия Саймова рассказывает историю одного из самых знаменитых перформансов Марины Абрамович «Балканское барокко».

В ХХ веке художники не раз в своих произведениях пытались переосмыслить вооруженные конфликты и проблемы, связанные с ними.   В конце столетия не осталась в стороне от этой сложной тематики и «бабушка перформанса» Марина Абрамович.

В 1997 году Черногория выбрала Марину Абрамович в качестве представителя страны на Венецианской биеннале в павильоне Югославии (это название еще сохранялось, несмотря на то что страна уже частично распалась). Художница родилась и выросла в сербской столице Белграде, но согласилась на предложение Черногории, потому что в этот период две страны были по-прежнему едины, хотя напряжение между ними росло. Свое беспокойство по поводу выбора темы перформанса выразил министр культуры Черногории, убежденный, что в этом случае его страна окажется на второстепенных ролях. Марина разорвала все отношения с павильоном и обратилась к куратору Биеннале с просьбой предоставить независимое пространство для ее представления. Так перформанс «Балканское барокко» был организован в сыром и полутемном подвальном помещении.

Произведение включало в себя видеоинсталляцию из трех экранов: справа и слева статичные изображения родителей Марины, которые были участниками коммунистического сопротивления во время Второй мировой войны. На экране отец Войо размахивал пистолетом, а мать Даника в видео напротив стояла со скрещенными на груди руками. В центре было представлено видео, на котором Марина Абрамович рассказывала об особой сербской технике «мыши-волка», используемой для избавления от грызунов, а после начинала танцевать под сербскую народную музыку.

© MoMA

Ключевой частью «Балканского барокко» был сам перформанс, который длился по 7 часов в течение четырех дней. Сидя на груде сырых коровьих костей, кое-где еще покрытых остатками хрящей и жил, Марина Абрамович маниакально чистила каждую из них с помощью щетки и воды, чередуя тишину с криками и пением песен бывшей Югославии. Больше всего поражало зрителей зловоние, которое оставалось со многими в качестве воспоминания и после выхода из павильона.

Кости и запах гнили принесли художнице «Золотого льва», став символом войны, поразившей Балканы. Очищение костей вылилось в символическую попытку заплатить за грехи, совершенные народом в том конфликте, и стремлением передать боль таким образом, чтобы ее почувствовали и зрители.

“The Hero” (2001)

«Балканское барокко» стало одним из самых громких и репрезентативных перформансов современности. Марина Абрамович сумела посредством прямого и кровавого символизма объединить прошлое и настоящее и представить войну конца ХХ века в истории Европы и ее ужасы. Художница затрагивала тему истории сербского народа и в других перформансах. Так, в “Rhythm 5” и “Lips of Thomas” появлялась пятиконечная звезда как символ коммунистического правления Тито. В театральном представлении “Delusional” она использовала интервью с родителями и фигурки мышей, которые затем появились и в «Балканском барокко». В нем Абрамович стремилась выразить свой стыд за все страшные события, произошедшие на территории Балкан, и чувство неадекватности по отношению к героизму своих родителей, поддержавших Тито. В 2000-е годы, после окончания войны, художница посвятила своей родине еще несколько перформансов: “The Hero” (2001), “Count on Us” (2003), “Nude with Skeleton” (2003) и “Balkan Erotic Epic” (2005). Так Абрамович отдавала дань уважения своему происхождению и своему отцу, продолжая использовать пятиконечную звезду как символ неизгладимого шрама в душе.

Идентификация исполнителя: Марина Абрамович, Элеонора Антин и Ханна Уилке — Музей искусств Джорджии в Университете Джорджии

Галерея Алонзо и Валли Дадли

21 марта 2012 г. — Воскресенье, 10 июня 2012 г.



В этой серии были представлены видеоролики с выступлениями трех выдающихся артистов 1970-х и 1980-х годов, посвященных вопросам идентичности.

Марина Абрамович (серб, 19 г. р.46) с Чарльзом Атласом (американец, 1958 г.р.)
«ССС», 1989 г.
Одноканальное цветное видео со звуком, 6 мин.
Марина Абрамович сотрудничала с видеорежиссером Чарльзом Атласом для создания этой поразительной автобиографической работы. Абрамович произносит монолог, в котором прослеживается краткая личная хронология. Эта краткая повествовательная история, в которой упоминается ее прошлое в бывшей Югославии, ее перформанс, ее сотрудничество с Улаем и разлука с ним, перемежается изображениями Абрамович, совершающей символические жесты и ритуальные действия — оттирающей ноги и смотрящей, как Медуза, на извивающихся змей.

на ее голову. Завершая свою литанию фразой «время прошлое, время настоящее», Абрамович взывает к личному и мифологическому в пронзительном самоутверждении. Произведено IMATCO/ATANOR для телевидения Espanola S.A. El Arte del Video

Элеонора Антин (американка, 1935 г.р.)
«Из архива современного искусства», 1987 г.

Одноканальное черно-белое видео со звуком, 18 мин.
Архивист пытается собрать воедино «потерянные годы» Элеоноры Антиновой, некогда прославленной чернокожей балерины Русского балета Дяглева, когда она вернулась в родную Америку, чтобы влачить скудное существование в водевилях и ранних фильмах. Ее карьера в Соединенных Штатах задокументирована в недавно обнаруженных повествовательных и танцевальных фильмах, которые она сняла еще в годы Великой депрессии, когда времена были плохими, и даже балерины унижались. Включает в себя несколько комедийных короткометражек, пикантных фарсов, даже, увы, полусиний фильм с ее ролью балерины, а также водевильные танцевальные номера и художественные интерпретации. Документально-фантастический фильм.

Ханна Уилке (американка, 1940–1993)
«Ханна Уилке сквозь большое стекло», 1976 г.
16 мм немой фильм на видео, цветной, 10 мин.
«Ханна Уилке сквозь большое стекло» документирует один из самых эффектных и известных спектаклей Уилке, в котором она исполняет невозмутимый стриптиз под «Невесту, раздетую догола ее холостяками, даже» Дюшана (также известную как «Большое стекло»). ) в Художественном музее Филадельфии. Одет в фетровую шляпу и белый костюм и напоминает стиль 19-го века.Иконы моды 70-х, такие как Гельмут Ньютон и Ив Сен-Лоран, Уилке принимает ряд поз, а затем раздевается. Она видна сквозь стекло работы Дюшана. В своем застенчивом притворстве часто абсурдной позы фотомодели Уилке умышленно использует свой собственный образ и свою сексуальность, чтобы противостоять эротическому представлению женщин в истории искусства и популярной культуре. Эта часть изначально рассматривалась как часть инсталляции.

Марина Абрамович — 2-е издание — Мэри Ричардс

Содержание Описание книги

    192 страницы

    к Рутледж

    192 страницы

    к Рутледж

    192 страницы

    к Рутледж


    Узнать о электронных книгах VitalSource
  • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
    (покупка для организаций)Открывается в новой вкладке или окне
  • Продолжить покупки

    Марина Абрамович — создатель новаторского перформанса, выходящего за рамки провокационного происхождения формы. Ее интуитивные и экстремальные выступления проверяли границы как тела, так и разума, общаясь со зрителями по всему миру на личном и политическом уровне. Обновленная и переработанная книга объединяет:

    • биографию с изложением контекста творчества Абрамовича
    • исследование художницы через ее произведения, интервью и влияния
    • подробный анализ ее работы, включая исследования серий Ритм , Пересечение Ночного Моря и 512 Часов
    • практических исследований спектаклей и их происхождения.

     

    В качестве первого шага к критическому пониманию и в качестве первоначального исследования перед дальнейшими первичными исследованиями, Routledge Performance Practitioners предлагает непревзойденную ценность для современного студента.

    Список иллюстраций

    БЛАГОДАРНОСТЬ

    1. БИОГРАФИЯ И КОНТЕКСТ
    2. Начало на Балканах

      Революционный пыл

      Риск

      Отношения и отношения

      Переход

      «Уборка дома»

      Непрерывность

      Происхождение и подлинность

    3. ПИСЬМА, ИНТЕРВЬЮ И ВЛИЯНИЯ
    4. Определяющие моменты и ранние открытия

      Глобальная перспектива / кочевая перспектива

      Условия для творчества

      Восток Запад

      Пустыня как источник

      «Переходные объекты» и интерактивность зрителя

      Кейдж и Кляйн

      Документация

      Потенциал разума

      Трансовые состояния и переживания времени

      Пространство и место

      Творческие противоречия

      Видеоработы

      Расширенная восприимчивость

      Возвращение на Балканы

      Духовная энергия

    5. КЛЮЧЕВЫЕ РАБОТЫ
    6. Ранние работы до 1975 г.