Марина абрамович сербская художница: Страшный эксперимент — художница стояла 6 часов смирно и позволяла зрителям творить с ней что угодно » BigPicture.ru

Страшный эксперимент — художница стояла 6 часов смирно и позволяла зрителям творить с ней что угодно » BigPicture.ru

Югославская художница, организатор перформансов Марина Абрамович — неоспоримый авторитет в мире современного искусства. Абрамович называют бабушкой искусства перформанса. О ее перформансах и инсталляциях продолжают говорить десятилетия спустя. Одна из самых известных ее акций называлась «Rhythm 0» и была организована в 1974 году в Неаполе. Этот перформанс еще на стадии задумки таил в себе опасность, но, когда он начался, события развивались слишком быстро.

Поначалу к Марине Абрамович подходили только фотографы.

Задумка перформанса «Rhythm 0» была очень проста: Абрамович должна была стоять смирно в течение шести часов, в то время как люди, которые пришли на нее посмотреть, могли делать с ней все, что им вздумается, используя любой из 72 предметов, которые она положила на стол рядом.

Спустя какое-то время люди начали выбирать предметы на столе.

Абрамович стояла посреди комнаты с табличкой на груди, которая гласила:

«Инструкции: на столе лежат 72 предмета, которые можно применять ко мне как хочется. Перформанс. Я — объект. В этот промежуток времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (8 часов вечера — 2 часа ночи)».

Некоторые люди заставляли ее сесть, чтобы можно было унижать ее.

На столе лежали «предметы для удовольствия» и «предметы для разрушения». Среди безвредных предметов были цветы и перья. Среди опасных — нож, бритвенные лезвия и заряженный пистолет.

Зрители меняли положение тела художницы.

То, что происходило следующие шесть часов, было по меньшей мере ужасно.

Некоторые прикрепляли к ней различные предметы.

Художественный критик Томас Макэвилли, который наблюдал за перформансом, вспоминает:

«Все началось с малого. Кто-то развернул ее вокруг оси. Кто-то поднял ее руки вверх. Кто-то к ней интимным образом прикоснулся».

Один мужчина использовал лезвие, чтобы сделать у нее на шее надрез.

Затем, как рассказал Макэвилли, произошло следующее:

«На третий час с нее срезали лезвиями всю одежду. На четвертый час теми же лезвиями начали исследовать ее кожу. Ее подвергли сексуальным домогательствам. Она была так сосредоточена на произведении, что не стала бы сопротивляться ни изнасилованию, ни убийству».

В последние два часа все стало еще хуже.

Кто-то заставил ее направить на себя пистолет.

Собственные впечатления Абрамович от того, что люди с ней делали, оказались еще более ужасающими. Художница вспоминает:

«Я чувствовала себя изнасилованной, они срезали одежду, они втыкали мне в живот шипы роз, приставляли пистолет к моей голове, другой бы сломался».

Некоторые мужчины раздевали и лапали ее.

Когда прошло шесть часов, Абрамович начала ходить среди зрителей. Они не могли смотреть ей в глаза.

Насилие и сексуальные домогательства к концу перформанса достигли невероятных масштабов.

Абрамович отметила после перформанса, что люди не хотели никакого конфликта с ней. Они не хотели, чтобы их считали ответственными или осуждали за то, что они делали. Казалось, они хотят забыть, с каким удовольствием причиняли ей боль.

«Эта работа раскрывает нечто ужасное о человечестве. Она показывает, как быстро человек может причинить тебе боль при подходящих обстоятельствах. Она показывает, как легко обезличить человека, который не сопротивляется, который не защищает себя. Она показывает, что, если создать соответствующие обстоятельства, большинство „нормальных“ людей, очевидно, могут стать очень жестокими».

Видео, в котором Марина Абрамович рассказывает о своем жутком перформансе:

Смотрите также:
Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом,
6 советских традиций, которых нам сильно не хватает,
Добровольное голодание: чем закончился Миннесотский эксперимент 1944 года,
10 психологических экспериментов о поведении человека, которые открывают неприятную правду о нас

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Марина Абрамович | SRSLY.

RU

Факты

Марина никогда не хотела детей, но однажды вырастила осиротевшего детеныша кенгуру

Марина утверждает, что шаманка с Амазонки научила ее управлять ветром

Марина никогда в жизни не пила алкоголь

30 ноября 1946 (76 лет)

Актриса, Художница

Искусство

0 подписчиков

YouTube

Биография

Сербская художница, известная своими смелыми перформансами, во время которых пересекает не только границы комфорта, но и собственной безопасности.

Читать

6

1

Коллаборации с брендами

Givenchy

Рейтинг

В рейтинге самых влиятельных блогеров и инфлюенсеров SRSLY

Спасибо за ваш голос,
рейтинг скоро обновится!

11

Фильмография

ДАУ. Дегенерация

7 смертей Марии Каллас

 

Бурден

 

Смотреть весь список

Цитаты

Я путешествую из одного места в другое, и каждый номер в отеле я воспринимаю как свое жилище, потому что на самом деле только мое тело является тем единственным местом, которому я принадлежу.

Я обожаю неопределенность, мне нравится мысль о том, что люди должны научиться жить здесь и сейчас и просто думать о настоящем времени как о единственной истинной реальности, которая у нас есть.

После очень трудных перформансов меня часто спрашивают о том, что я чувствую. И я всегда говорю: «Все, чего я хочу, — это мороженое».

Если вы хотите сделать что-то великое, вы должны нарушать правила, а нарушение правил всегда вызывает лавину реакции.

Я люблю юмор, я люблю плохие, неполиткорректные шутки. А сейчас политкорректность делает нас невероятно нетворческими.

Биография

Марина
Абрамович

Актриса, Художница

Сербская художница, известная своими смелыми перформансами, во время которых пересекает не только границы комфорта, но и собственной безопасности.

В современном искусстве Марина Абрамович — фигура космического масштаба, живой классик, неутомимый популяризатор искусства перформанса, к которому публика неподготовленная обычно имеет предвзятое отношение. Однако интернет широко прославил как минимум один ее незабываемый эксперимент — впечатляющий перформанс «Ритм 0», во время которого Марина добровольно позволила толпе делать с ее неподвижным телом, что вздумается.

Художница родилась в уже несуществующей стране Югославии в 1946 году. История ее семьи интересна и сама по себе: родители Марины были партизанами во время Второй мировой войны, мать в мирное время служила директором Белградского музея революции и искусства. Жесткий характер матушки отразился и в жизни Марины, и в ее искусстве — подростковые протесты против деспотизма родительницы даже в ранние годы приобретали некие черты будущих перформансов. Например, подростком Марина вымазала всю свою комнату гуталином, чтобы мать поменьше туда заходила.

В юности Марина занималась живописью, училась в Университете искусств в Белграде, но довольно быстро стала выходить за пределы холста. В 1972 году окончила учебу в Академии изящных искусств в Загребе, преподавала в Академии изящных искусств в Нови-Саде.

Живопись не давала того освобождения, что требовалось творческой душе Марины, и она стала вникать в искусство перформанса. Как гласит история, большим толчком к тому стало впечатление Абрамович от вида сверхзвуковых самолетов, оставляющих след. Девушка даже спросила, нельзя ли ей поводить истребитель и порисовать в небе. Ей, конечно, отказали, но душевный порыв остался. Марина стала искать, как выразить себя через окружающий мир.

В первую очередь художница решила сделать саму себя главным художественным инструментом. В семидесятых годах уже появляются ее выразительные выступления, включающие самоповреждение и лежание на опасных конструкциях вроде креста из ледяных глыб. «Ритм 0», о котором знает почти каждый читатель популярных пабликов, был поставлен ею в 1974 году. В процессе этого перформанса Марину едва не убили: на шесть часов она позволила толпе творить с нею все что захочется, предоставив им 72 предмета — от шляпы до пистолета.

В 1976 году Марина познакомилась с художником Улаем, открыв новую арку в своем творчестве и личной жизни. Любовники и партнеры, они стремились вывести свою связь на новый уровень и заодно поставили немало совместных перформансов. Верная себе Марина не мелочилась и вредила своему здоровью как могла. Художники глотали выдохи друг друга, сталкивались обнаженными телами на полной скорости, Улай целился Марине в сердце из лука. Несмотря на такое бурное сотрудничество, любовь кончилась. Некрасивые измены и ссоры удалось завершить довольно красивым аккордом — поначалу пара задумала пожениться на Китайской стене, притом каждый должен был пройти пешком свою часть пути до середины. Однако когда они наконец встретились, то попрощались и разошлись. Вскоре Марина переехала в Нью-Йорк.

Просто так, однако, Улай из ее жизни никуда не делся. Во время известного перформанса Абрамович «В присутствии художника» посетители могли сесть напротив нее и посмотреть ей в глаза. Когда перед ней появился бывший, художница все-таки расчувствовалась. После череды дружеских примирений, новых ссор и даже судов за авторские права бывшим возлюбленным удалось окончательно отбросить старые обиды лишь спустя много лет.

Улай скончался прощенным.

Марина верна себе не только в стенах музеев и галерей. Постоянные практики по расширению сознания часто выглядят весьма экстремальными и в жизни. Например, Марина, однажды просидевшая двенадцать дней без еды на перформансе («Дом с видом на океан» упоминается в одном из эпизодов сериала «Секс в большом городе»), устраивает многодневные голодовки, считая, что они очищают энергию. За новым духовным опытом она отправляется в любой уголок мира и, по собственным словам, лучше всего себя чувствовала среди австралийских аборигенов.

Свой вклад Абрамович вносит и в кинематограф. Например, ее присутствием был отмечен известный проект Ильи Хржановского «ДАУ». Также сама Марина бывала и режиссером — под ее руководством был снят «Балканский эротический эпос». В 2020 году Марина представила оперный перформанс «Семь смертей Марии Каллас» — своей любимой певицы, от которой зафанатела в четырнадцать лет. Среди ее проектов даже фильм о жизни Джеймса Франко.

Сейчас Марина Абрамович на восьмом десятке выглядит на сорок и работает больше, чем в двадцать, обучает новых художников в своем институте перформанса и продолжает свое непростое дело — ломать границы дозволенного, чтобы заполнять искусством все пространство вокруг себя. Иногда, правда, в трудные минуты смотрит плохие фильмы и ест шоколадки, как все люди. Но лишь до следующего невероятного представления.

* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ

Читайте также

Новости — 15:13, 30 июня

Варим контент: где снимать для соцсетей этим летом Читать

Новости — 11:00, 27 июня

Приложения продаете? Нет, просто показываю. Технологический гороскоп для тех, у кого Android Читать

Новости — 19:11, 28 июня

Сканер, деньги, два стола. Как правильно открыть свое дело, но без лишних хлопот? Рассказываем! Читать

Новости — 17:21, 10 июля

Хавьер Бардем сыграет в фильме о «Формуле-1» с Брэдом Питтом Читать

Новости — 16:10, 10 июля

Стала известна дата выхода фильма «Мастер и Маргарита» Читать

Хочу ещё

Марина Абрамович: Сербский исполнитель перформанса

ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Чтобы узнать о лучших творческих работниках, см. :
Лучшие художники всех времен.

Биография

Один из лучших современные художники, специализирующиеся на перформансе искусство, сербская художница Марина Абрамович славится своими рискованными спектакли, которые противостоят боли и даже возможности смерти. Ее боди-арт исследует темы автобиографичность и сексуальность, а также отношения между исполнителем и аудитория, используя символику и ритуал, чтобы усилить ее сообщение. В течение период 1976–1988 она тесно сотрудничала с немецким художником Уве. Лайзипен. Тесно связана с концептуальным искусство, ее самые известные выступления включают:

Rhythm 0 (1974), Ритм 2 (1974), Impondrabilia (1977), Rest Energy (1980) (с Улаем), Балтийское барокко (1997) и Художник Настоящее (2010). Работает более 30 лет, выступала в несколько лучших галерей современного искусство, а также одни из лучших фестивалей современное искусство по всей Европе. Недавно она основала компанию Marina Abramovic. Institute (MAI) в Гудзоне, штат Нью-Йорк, и является покровителем лондонского Агентство развития живого искусства. В 2010 году музей Современного искусства в Нью-Йорке подарил Абрамовичу масштабную ретроспективу, крупнейшая выставка исполнительского искусства в истории музея. Теперь считается как главный участник постмодернистского искусства, Абрамович много сделал для того, чтобы «Перформанс» стал один из самых передовых современных художественные течения 21 века.

Обучение и Карьера

Родилась в Белграде, училась в городском Академии изящных искусств с 1965 по 1970 год, после чего она закончила поступил в аспирантуру Академии изящных искусств в Загребе. Между 1973 г. и 1975, она читала лекции в Академии изящных искусств в Нови-Саде, в то время как также начинает сольную карьеру в качестве артиста перформанса, связанного с телом.

В 6-часовой спектакль «Ритм 0» (1974), Абрамович стояла неподвижно, пока зрители были приглашены пообщаться с ней, однако они пожелали, используя один из 72 предметов/инструментов, размещенных на соседнем столе. Эти предметы включали шипастую розу, перо, духи, мед, вино, ножницы, нож, гвозди, тяжелый металлический стержень и заряженный пистолет.

Работа с Уве Лайзипен

В 1976 году Абрамович уехал из Югославии в Амстердам, где она начала личные и профессиональные отношения с Западом Немецкий перформансист Уве Лайзипен, известный как Улай. Их самые известные совместное выступление было Rest Energy (1980), в котором оба участвовали натянутого лука и стрелы, направленной в сердце Марины. В Impondrabilia (1977), оба стоят полностью обнаженными в дверях, заставляя публику протискиваться между ними, чтобы пройти, и выбрать с кем из них столкнуться, как они это сделают.

Более поздние работы

Среди ее более поздних работ Балтийское барокко (1997), спектакль, символизирующий трагедию ее родины, в котором она вычистила 1500 крупных коровьих костей, распевая народные песни. Как событие продолжалась, она становилась все более расстроенной, создавая образ скорби для ее сограждане. Работа принесла ей Золотого льва на Венецианской биеннале. В 2010 году во время своей ретроспективы в MOMA Абрамович исполнила Художник Присутствует , ее немая пьеса продолжительностью 12 часов 45 минут, в которой она сидела неподвижно. в атриуме музея, а зрители по очереди сидели напротив нее.

Постмодернист Художники

Биографии других постмодернистов художники, занимающиеся инсталляцией, фотографией и видео-арт, а также другие произведения конца 20-х гг. века, см. следующие статьи:

Нам Джун Пайк (1932-2006)
Корейский электронный художник и основатель видеоинсталляции.

Барбара Крюгер (р.1945)
Художник-концептуалист, связанный с феминисткой. художественная и текстовая графика.

Андреас Гурски (1955 г.р.)
Немецкий художник, известный своей компьютерно-модифицированной архитектурой и пейзажем. фотографии.

Кристофер Шерсть (р. 1955)
Американский постконцептуальный художник, наиболее известный своим словом. искусства, вроде «Апокалипсиса сегодня» (1988).

Жан-Мишель Баския (1960-88)
американский художник граффити, позже стал массовой знаменитостью.

Дэмиен Херст (р.1965)
Ведущий британский художник-инсталлятор и Тернер. Лауреат премии.

Марина Абрамович возвращается домой и приходит чистой

Реклама

ПРОПУСТИТЬ РЕКЛАМУ

Художницу встретили щедро, когда она вернулась в Белград, Сербия, город своего рождения, на свою первую выставку почти за 50 лет.

Марина Абрамович в Музее современного искусства в Белграде, Сербия, где только что открылась большая ретроспектива ее работ 2, 2019

БЕЛГРАД, Сербия — Выглядело сомнительно, что Марине Абрамович удастся пообедать. Едва она заняла свое место в ресторане, как ее прервал взволнованный поклонник, который бросился делать селфи. Через несколько мгновений после подачи основного блюда официант вернулся за автографом. Затем пришло сообщение, что фанат доставил в квартиру ее помощницы 44 бутылки коньяка — по одной за каждый год с тех пор, как г-жа Абрамович в последний раз устраивала выставку в Белграде, городе ее рождения.

Мисс Абрамович торжествовала. — А я даже не пью! она сказала.

Возвращение художника в Белград спустя почти полвека стало событием. По всему городу развешаны рекламные щиты, рекламирующие ретроспективу работ госпожи Абрамович, открывшуюся в Музее современного искусства, на которой художница изображена верхом на белом жеребце (кадр из ее видеоработы 2001 года «Герой»). В субботу, в день открытия шоу, ее лицо было на первых полосах почти всех национальных газет Сербии. Когда вы включаете новости по телевидению, она снова оказывается в центре внимания ученых мужей с энтузиазмом, который местные жители обычно приберегают к футболу и рассказам о политической коррупции.

Инсталляция, использованная для перформанса «Балканское барокко», является частью выставки в Белграде. Кредит… Марина Абрамович; через Галерею Шона Келли/(ARS), Нью-Йорк; Марко Рисович для The New York Times

Хотя она признала, что суета затрудняет прием пищи на публике, г-жа Абрамович, казалось, наслаждалась этим. «Опять находясь в Белграде, все эмоции нахлынули на тебя», — сказала она. «Я стараюсь не быть эмоциональным, но у меня не очень хорошо получается».

Выставка под названием «Уборщица» во многих отношениях является возвращением домой. Крупнейшая обзорная выставка работ г-жи Абрамович из когда-либо проводившихся, в ней представлено более 120 экспонатов, датируемых серединой 19-го века. 60-е годы. Открывшись в 2017 году в стокгольмском Moderna Museet, он прошел через Данию, Норвегию, Германию, Италию и Польшу, прежде чем прибыть в Сербию, на свою последнюю остановку.

В пути это вызвало как уважительные отзывы, так и достаточный скандал, чтобы поддерживать жизнь. В марте протестующие католики в Польше пикетировали выставку, испытывая отвращение к тому, что они считали сатанинскими образами (обвинение, которое г-жа Абрамович устало отвергает). На данный момент его посмотрели более полумиллиона человек.

В Белграде шоу кажется напоминанием об эпохе, когда г-жа Абрамович создавала заголовки с жизненной свирепостью своего искусства, а не, скажем, загадочными распрями с Jay-Z. Посетители входят в зацикленный звук пулеметной очереди 1971 года. Оказавшись внутри, здание отзывается эхом ее гортанных стонов и криков, исходящих из призрачных черно-белых пленок ранних спектаклей.

Ретроспектива также включает в себя запись перформанса г-жи Абрамович 1976 года «Освобождение голоса». Кредит… Марина Абрамович; через Галерею Шона Келли/(ARS), Нью-Йорк; Марко Рисович для The New York Times

Вся постоянная коллекция музея была помещена на хранение, чтобы освободить место для выставки, и была нанята команда местных «реперформаторов», чтобы вернуть к жизни прошлые личности художника.

На премьере молодая женщина сидела на стуле возле фойе и кричала: «Искусство должно быть красивым, художник должен быть красивым» в честь произведения г-жи Абрамович 1975 года с таким названием. Наверху два артиста — один мужчина, другая женщина — сидели спиной к спине, их длинные волосы были заплетены вместе, в воспроизведении 17-часового 19-часового спектакля.77 работ, которые она сделала со своим давним соавтором и партнером Улаем, «Отношения во времени».

Возможно, к счастью, не было предпринято попыток воссоздать самое известное перформанс художницы белградских лет «Ритм 5», произведение 1974 года, в котором она впервые попыталась довести свою физическую выносливость до предела. Для этого произведения художница легла внутрь горящей деревянной звезды и, по местной легенде, чуть не задохнулась.

Марина Абрамович исполняет «Ритм 5» в 1974 году. Фото… Марина Абрамович; через Галерею Шона Келли/(ARS), Нью-Йорк; Небойша Чанкови

«Нашему другу пришлось вытащить ее», — вспоминал Ерко Денегри, сербский критик, посетивший многие ранние выступления госпожи Абрамович. «Не многие люди понимали, что она или другие художники в то время делали с этим видом искусства».

Г-жа Абрамович объяснила, что решила назвать шоу «Уборщик» по целому ряду причин. Отчасти это подчеркивало навязчивые очищающие ритуалы, которые часто всплывают в ее работах; это также был способ свести концы с концами. «Мне очень нравится идея очистить прошлое, очистить память», — сказала она. «Это физическая и ментальная метафора, но также и духовная».

Родившаяся в Белграде в 1946 году, г-жа Абрамович провела свои первые 29 лет в городе, который тогда был столицей Югославии. Хотя она описала свое детство как «заброшенное», выросшее в тени родителей, которые были награждены героями войны и занимали высокие посты в коммунистическом правительстве страны, г-жа Абрамович нашла в искусстве способ бунтовать. Изучив живопись в Загребе, она присоединилась к панковской, провокационной группе художников, которые собирались в Белградском студенческом центре искусств.

Одна из ее первых концептуальных работ — к сожалению, так и не реализованная — заключалась в отправке флота реактивных самолетов югославских ВВС для полетов в группах, которые она придумала сама. («Позвонили моему отцу — он тогда был генералом — и сказали: „Она совсем спятила, ты знаешь, сколько это будет стоить?“», — вспоминала она.)

Позже другой художник, Эра Миливоевич, решила обмотать г-жу Абрамович упаковочной лентой, пока она лежала на столе в галерее, что, похоже, вдохновило ее отойти от саунд-арта и скульптуры, которые у нее были. вместо этого создавал и использовал ее тело.

«Опять находясь в Белграде, все эмоции нахлынули на тебя», — сказала госпожа Абрамович. Фото… Марина Абрамович; через Галерею Шона Келли/(ARS), Нью-Йорк; Марко Рисович для The New York Times

По словам критика г-на Денегри, эти ранние попытки дико экспериментального перформанса в Восточной Европе посеяли семена того, чем г-жа Абрамович будет заниматься дальше. «Сцена в Югославии была такой динамичной и интернациональной, — сказал он. «Ее воспитание, ее образование здесь определяют направление всей ее жизни».

Тем не менее, г-жа Абрамович всегда смотрела на более широкие горизонты, и в 1975 году она сбежала из лагеря в Амстердам. С тех пор ее карьера привела ее в Австралию, Бразилию, Китай, Японию и множество других стран, а также в Нью-Йорк, место ее величайшего художественного переворота «Художник присутствует» и ее нынешнюю базу. (Иногда.) Она возвращалась на Балканы только для мимолетных визитов, сказала она, добавив: «Долгое время меня не ждали».

Для Сербии уговорить г-жу Абрамович вернуться — что потребовало вмешательства премьер-министра страны — это способ подать сигнал о начале новой жизни. Музей современного искусства, в котором проходит выставка, был закрыт на реконструкцию более десяти лет, что является позором для страны, которая гордится своим культурным прошлым. Но с тех пор, как музей вновь открылся в 2017 году, есть ощущение, что Белград заново открывает для себя свое художественное очарование, чему способствует расширяющаяся галерея и биеннале «Октябрьский салон», на которой в прошлом году были представлены работы Йоко Оно, Синди Шерман, Олафура Элиассона и Ансельма Кифера.

«Ритм 10», работа г-жи Абрамович с использованием 10 ножей, 1973 год. Кредит… Марина Абрамович; через Sean Kelly Gallery/(ARS), New York

«Выставка Марины изменит все», — сказал Слободан Накарада, исполняющий обязанности директора музея.

Его цель — привлечь 150 000 посетителей в течение следующих четырех месяцев — больше, чем музей посетило за весь 2018 год. живой художник. «Нам потребовалось 44 года, чтобы вернуть ее домой, — сказал г-н Накарада. «Мы должны выжать из этого максимум».

Г-жа Абрамович сказала, что у нее смешанные чувства по поводу возвращения: хотя она рассматривала шоу как «возвращение домой», она также чувствовала себя кочевником, как всегда. И хотя выставка представляет собой ретроспективу карьеры, она настаивала на том, что это не прощальное слово. «Я умру, работая», — сказала она несколько раз.

Инсталляция работы «Рассчитывай на нас». Кредит… Марина Абрамович; через Галерею Шона Келли/(ARS), Нью-Йорк; Марко Рисович для The New York Times

В следующем месяце она должна вылететь в Лос-Анджелес, чтобы начать репетиции «Семи смертей», давно отложенной оперы, вдохновленной карьерой Марии Каллас, премьера которой запланирована на апрель в Мюнхене. В сентябре 2020 года последует еще одна крупная выставка в Королевской академии художеств в Лондоне.

Планы создания постоянного института перформанса были отменены. План переоборудования бывшего театра в долине Гудзона провалился два года назад, и сторонники узнали, что пожертвования на сумму более 1 миллиона долларов уже потрачены и не будут возвращены. (Как писала The New York Post: «Художник присутствует, но денег нет».)

Но г-жа Абрамович сказала, что она оптимистична в отношении того, что для ее архива может быть найден дом, возможно, в Афинах. «Это я действительно хотел бы найти дом», сказала она.

После этого, по ее словам, ей нужен перерыв, возможно, в Индии или в тибетском монастыре. «Мне действительно нужно держаться подальше от своей публики, чтобы творить», — сказала она. «Общественность потребляет».

Кадр из фильма «Герой» 2001 года, посвященного отцу госпожи Абрамович, который был солдатом Югославии во время Второй мировой войны. Фото… Марина Абрамович; через Галерею Шона Келли/(ARS), Нью-Йорк

Тем не менее, на переполненной предрассветной пресс-конференции в день открытия г-жа Абрамович казалась такой же неутомимой, как всегда.