«Мучения святого Антония», Микеланджело Буонарроти — описание картины
На чтение 3 мин Опубликовано
Автор: Микеланджело Буонарроти
Музей: Художественный музей Кимбелла
год: 1487-1488
Описание картины:
Страсти святого Антония — Микеланджело Буонарроти. 1487-1488 гг. Холст, масло, темпера. 47×35 см
«Мучения святого Антония» — одно из самых противоречивых произведений Микеланджело Буонарроти. Никто не может поставить окончательную точку в атрибуции станковой работы. Ученые, признающие картину Микеланджело, ссылаются на то, что она была создана в мастерской Доменико Гирландайо, где когда-то учился юный Микеланджело. И по стилю эта работа очень близка к творчеству мастера.
Если принять за аксиому, что «Страсти святого Антония» все-таки принадлежат знаменитому гению Возрождения, то это самое раннее его произведение, написанное в 12-13 лет, и притом одно из четырех его сохранившихся станковые произведения. Известный автор биографий художников эпохи Возрождения Джорджо Вазари также указывал в своих произведениях на авторство Микеланджело.
Действие в картине основано на известном библейском сюжете. Святой Антоний, идя по пустыне, противостоит нападению бесов. Ангелы, сопровождавшие его на протяжении всего пути, покидают Антония, и он попадает в дьявольскую засаду. Без сомнения, картина создана под впечатлением от гравюры Шонгауэра и во многом повторяет композицию.
Однако юноша Микеланджело, взяв за образец гравюру, значительно дополняет ее посредством цвета и фактуры. Мастер пропечатывает фон (его нет у Шонгауэра), делает более выразительным лик святого Антония, а также добавляет испуга к изображению демонов. Чтобы максимально достоверно изобразить их отвратительные чешуйчатые тела, Микеланджело даже отправился на рынок в поисках подходящей рыбы.
Интерес к этой картине возобновился в 2008 году, когда «Страдание» было выставлено на аукцион. Автор не указан, только мастерская, где «родилась» картина. Поэтому работа была продана всего за 2 миллиона долларов. Деньги конечно серьезные, но Микеланджело стоит в разы больше на арт-рынке. Счастливый обладатель (имя не разглашается) передал картину на экспертизу в Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Впервые исследователи этого музея внимательно и досконально изучили картину, что позволило поставить обнадеживающий «диагноз» — это Микеланджело. На это указывают стиль, время и функция штриховки. Однако спор до сих пор не утих. И очень скоро картину купил музей Кимбелла в Техасе (США), при этом подробности сделки держатся в секрете. Ходят слухи, что картина была куплена более чем за 6 миллионов долларов.
Другие картины Микеланджело Буонарроти
Обращение апостола Павла
Страшный суд
Положение в гробу
Мадонна Дони
Ливийская Сивилла
Сотворение Адама
Всемирный потоп
Персидская сивилла
Манчестер Мадонна
Распятие Петра
Кумская Сивилла
Дельфийская Сивилла
Эритрейская сивилла
Пророк Даниил
Пророк Иезекииль
Пророк Иеремия
Пророк Захария
Пророк Иоиль
Пророк Исаия
ИСКУШЕНИЯ СВЯТОГО АНТОНИЯ: nikonova_alina — LiveJournal
Поль Деларош. Искушение святого АнтонияЧасть 1.
Художники во все времена очень ловко умели обходить всевозможные запреты, которые исходили или от церкви, или от государства, и изображать то, что им хочется. Если запрещено изображать обнаженное женское тело, то зато можно рисовать мученичества всевозможных юных, невинных, а, главное, раздетых дев. Ведь в их жизнеописаниях так часто рассказывается, как палачи срывали с них одежды. А всевозможных фантастических тварей, которых подчас конструирует причудливое сознание художника, запечатлеть на холсте позволит сюжет об искушении святого Антония (впрочем, нагие девы тут тоже будут кстати). Поэтому не удивительно, что история святого Антония оказалась довольно востребованным сюжетом, особенно среди художников Северного Возрождения. Впрочем, и в более поздние времена многие мастера с удовольствием обращались к этой теме.
Но сначала несколько слов о самом святом и о том, почему именно его искушали бесы таким специфическим образом. Если считать, что святой Антоний Великий (не путать с его тезкой – св. Антонием Падуанским, который жил в конце 12-начале 13 века и был другом св.Франциска Ассизского) был реальным человеком, то он родился в 251 году н.э. в Египте. Семья была набожной, а Антоний ко всему прочему был юношей впечатлительным и склонным прислушиваться к чужому мнению. После смерти родителей, он услышал в храме евангельский призыв раздать все свои средства нищим и идти вслед за Христом. Антоний последовал этому призыву буквально.
Тогда ему было тогда уже около двадцати лет. Антоний роздал свое наследство бедным, при этом оставив без приданного свою маленькую сестру. Скорее всего, к столь радикальному решению его подтолкнуло горе и общая экзальтированность мировосприятия. Сестру он определил на воспитание в общину к знакомым ему благочестивым девицам (трудно сказать, как она на все это отреагировала; если ей еще не успели промыть мозги, то вряд ли она была особо счастлива), а сам отправился к какому-то местному отшельнику.
С этим святым старцем он пробыл недолго, видимо тот дал парню понять, что отшельничество не предполагает даже ограниченной компании. Тогда Антоний отправился сначала в долину недалеко от Фив, а позднее окончательно поселился в развалинах древнего форта на берегу Нила. Там он прожил в полном одиночестве около 20 лет, и даже с теми, кто приходил его навестить, разговаривал через щель в стене. И вот тогда-то его и начали навещать бесы, принимающие самые разнообразные обличья.
Аннибалле Карраччи. Искушение святого АнтонияКогда дьявольские искушения казались Антонию уже совершенно невыносимыми, ему являлся Иисус Христос и сообщал, что постоянно находится рядом. Позднее у Антония появились многочисленные ученики и последователи, правда не очень понятно, как именно осуществлялось это ученичество, если Антоний практически ни с кем целых двадцать лет не общался. Впрочем, в 305 году он прервал свое уединение, чтобы помочь ученикам в организации монастырской жизни, потом поддерживал христиан во время очередных гонений, организовал еще один скит на берегу Красного моря, боролся с новой ересью – арианством, и, наконец, мирно отошел к Господу в возрасте 105 лет. Он не хотел, чтобы ему поклонялись после смерти, поэтому место его захоронения осталось известным только двум его ученикам, которые осуществляли обряд погребения, а они сохранили тайну. В христианстве Антоний особо почитается как основатель монашеского образа жизни.
И вот из всей его бурной жизни, полной и духовных поисков, и самых разных приключений и опасностей, и философских изысканий, художники выбрали в качестве основной темы те несколько лет, когда у него были галлюцинации.
Святой Антионий Великий. Икона 16 в.Впрочем, тема искушения святого Антония более характерна для католицизма. В православии, где его тоже почитают, Антоний как правило изображается в виде благообразного старца в черном монашеском клобуке, со свитком или книгой в руке. Из этого можно сделать вывод, что для православия более значима не тема личной борьбы с демонами, а концепция монашеского образа жизни в уединённом месте.
Между прочим, для итальянского Ренессанса тема святого Антония не слишком свойственна, более популярными святыми в это время там становятся Себастьян, Лаврентий или Георгий, часто изображают сцены мученичества Петра или Андрея. А Антоний иногда встречается в компании других святых, как например, на полотне Пизанелло «Явление Мадонны с младенцем святым Антонию и Георгию» (1445), причем также в монашеском клобуке и с посохом или жезлом.
Аббат ордена антонитов с «тау-крестом» на плече и на ручке посоха. 1460-е гг. Вообще отличительным знаком святого Антония и его последователей считается крест в виде буквы «Т», который иногда наносят на плечо плаща члена ордена антонитов, или же такую форму может иметь ручка посоха. Это так называемый «тау-крест», или крест святого Антония. В египетской мифологии он был символом плодородия, но позднее в иудаизме стал означать конец мира и одновременно явился знаком Кана или спасения израильтян. Его символика восходит к эпизоду когда Ангел Смерти убивал всех перворожденных в Египте, но не заходил в дома иудеев, отмеченных этим тау-крестом. Также его называли и «крестом виселицы», из-за сходства его формы с виселицей, как ее делали в древности.Микеланджело Буонаротти. Мучения святого Антония. 1487-88 Мартин Шонгауэр. Мучения святого Антония. 1470-75В искусстве итальянского Возрождения есть картина «Мучения святого Антония», которая приписывается Микеланджело. Предполагается, что он исполнил ее в возрасте 12-13 лет в 1487-88 годах, фактически скопировав и раскрасив широко известную в то время гравюру Мартина Шонгауэра.
Вообще, слово «мучения» для наименования этого сюжета не очень типично. Более популярным вариантом является именно «искушение». В наше время понятие искушения более соотносится с соблазном, греховным и запретным, но таким притягательным. Но в эпоху, когда сюжет об искушении святого Антония достиг вершин зрительской популярности, под искушением понимался не только соблазн, но и испытание.
Именно поэтому Антония не только обольщают обнажённые красотки, но и пугают демоны, принимающие самые невероятные обличия. Согласно житию, демоны самым натуральным образом нападали на отшельника, щипали и били его, даже уносили его в небо, а потом сбрасывали на землю. Если они принимали облик диких или фантастических животных, то кусали Антония и терзали его плоть. Исчезали они только, когда Антонию являлся Иисус в сиянии божественного света.
Кстати, чаще всего (за очень редкими поздними исключениями) Антония изображают почтенным седовласым и седобородым старцем. Но это совершенно неверно с исторической точки зрения. Борьбу с бесами Антоний вел будучи еще совсем молодым мужчиной от 20 до 40 лет. Борода у него, возможно и была (где бы и чем бы он брился там, в пустыне), но вряд ли седая. С учетом того, что Антоний прожил до 105 лет в здравом уме и трезвой памяти, подобный образ жизни вполне можно считать здоровым.
Продолжение следует…
избранных картин и скульптур Микеланджело
Страшный суд — Микеланджело | |
Давид — Микеланджело | |
Пьета — Микеланджело | |
Моисей — Микеланджело | |
Распятие — Микеланджело | |
Бахус — Микеланджело | |
Битва при Кашине — Микеланджело | |
Мадонна Брюгге — Микеланджело | |
Воскресший Христос — Микеланджело | |
Низложение — Микеланджело | |
Аполлон — Микеланджело | |
Брут — Микеланджело | |
Ронданини Пьета — Микеланджело | |
Голова фавна — Микеланджело | |
Отделение Земли от Воды — Микеланджело | |
Потолок Сикстинской капеллы — Микеланджело | |
Всемирный потоп — Микеланджело | |
Рассвет — Микеланджело | |
День | — Микеланджело |
Ночь — Микеланджело | |
Сотворение Солнца, Луны и растений — Микеланджело | |
Давид и Голиаф — Микеланджело | |
Мученичество Святого Петра — Микеланджело | |
Мадонна Медичи — Микеланджело | |
Победа — Микеланджело | |
Опьянение Ноя — Микеланджело | |
Сотворение Евы — Микеланджело | |
Жертвоприношение Ноя — Микеланджело | |
Отделение света от тьмы — Микеланджело | |
Дельфийская Сивилла — Микеланджело | |
Исайя — Микеланджело | |
Падение человека — Микеланджело | |
Джоэл — Микеланджело | |
Захария — Микеланджело | |
Иезекииль — Микеланджело | |
Иеремия — Микеланджело | |
Ливийская Сивилла — Микеланджело | |
Иона — Микеланджело | |
Мадонна на лестнице — Микеланджело | |
Битва кентавров — Микеланджело | |
Мятежный раб — Микеланджело | |
Умирающий раб — Микеланджело | |
Ангел — Микеланджело | |
Амур — Микеланджело | |
Мучения святого Антония — Микеланджело | |
Святой Матфей — Микеланджело | |
Святой Петроний — Микеланджело | |
Святой Прокул — Микеланджело | |
Тондо Питти — Микеланджело | |
Тондо Таддеи — Микеланджело |
Новое литургическое движение: влияние Микеланджело на Караваджо
Как Микеланджело повлиял на Караваджо
Дэвид Клейтон Я воспроизвожу здесь последние из продолжающейся серии сообщений в блогах, которые появляются на веб-сайте «Красота католицизма» Мартиньо Коррейи, о творчестве Микеланджело и Караваджо.Он называет его Два Микеланджело (имя Караваджо было Микеланджело). В нем он показывает, как второй, первопроходец в Риме, который начал традицию барокко около 1600 года, черпал влияние у первого, великого художника Сикстинской капеллы, который оказал одно из формирующих влияний на Высокое Возрождение.
Вы можете найти «Два Микеланджело, часть 1» здесь.
Мартиньо пишет:
Это «Мученичество святого Матфея» из капеллы Контарелли в Сан-Луиджи-Франчези в Риме.
Версия мученичества Караваджо была вдохновлена Золотой легендой, согласно которой святой Матфей был убит во время служения мессы в эфиопском городе Надабер. Он отказался женить царя Гиртака на Эфигении, посвященной девственнице; расстроенный этим, царь послал убийцу убить святого.Белое облачение Матфея на темном фоне обращает наше внимание на центр картины, где убийца стоит над святым, собираясь убить его. Слева мы видим группу молодых людей (включая автопортрет Карваджо сзади), одетых в современные одежды 17 века, как на «Призвании святого Матфея» (на противоположной стене). Этой группой могли быть верующие, которые, увидев убийство, побежали поджигать царский дворец. Справа алтарник убегает со сцены, а сразу за ним алтарь. Нижняя группа несколько сбивает с толку, так как кажется, что фигуры искажены и/или лишены конечностей. Может ли это относиться к калекам, которых святой Матфей был известен своими исцелениями? Странное пространство, в котором они находятся, может быть отсылкой к Вифсаидскому бассейну, исцеляющему бассейну в Иерусалиме, упомянутому в Евангелии от Иоанна.
Наиболее интересна группа Святого Матфея и убийцы. И снова Караваджо ссылается на «Сотворение Адама» Микеланджело, используя тело Адама вместо убийцы. Ниже я прифотошопил Адама рядом с убийцей, чтобы продемонстрировать сходство.
Убийца — это Адам, стоящий на ногах, Адам, ставший грешником и изгнанный из Рая. Убийца/Адам хватает Мэтью за руку, пытаясь заблокировать контакт с ладонью мученичества, предлагаемой ему ангелом наверху. Адам здесь является образом высокомерия, в отличие от искупительной силы, предложенной Матфеем.