Модерн украинский – Украинский архитектурный модерн — Википедия. Что такое Украинский архитектурный модерн

Содержание

Украинский архитектурный модерн — Википедия

Украинский архитектурный модерн (укр. Український архітектурний модерн), УАМ — один из украинских архитектурных стилей, разновидность стиля модерн, которая развивалась на территории Украины на протяжении почти 40 лет, с 1903 по 1941 годы.

В основе УАМ лежат народные традиции домашнего и церковного строительства и достижения украинской профессиональной архитектуры и прежде всего барочной (см. украинское барокко), влияние которой, начиная с 1910 года было заметным и даже возрастающим. Сильным было также влияние европейского модерна.

Школа им. И. Котляревского в Полтаве, одно из первых зданий, построенных в стиле украинского архитектурного модерна, 1903—1905 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк и М. Ф. Стасюков[1] Территория распространения Украинского архитектурного модерна по состоянию на 1917 год

На начальных этапах появления и развития стиль имел разные наименования. По этому поводу Виктор Васильевич Чепелик пишет:

«В истории украинской архитектуры ни одно другое стилевое явление не отличалось таким разнообразием, разнохарактерностью и противоречивостью в названии, как УАМ.»

Интересно, что в 1903 году, когда В. Г. Кричевский предложил на конкурс по разработке архитектуры здания Полтавского губернского земства свой проект, стиль его проекта был отнесён к псевдо-мавританскому стилю, так как он имел незнакомые архитектурные формы. Начиная с публикаций А. Г. Сластиона в 1903 году, в употребление входит и широко используется термин «украинский стиль». Применялись и другие названия стиля.

Первым называть новый стиль «модернизованый украинский стиль» стал, вероятно, выдающийся деятель в стиле УАМ Е. Н. Сердюк, за ним термин «украинский модерн» вводит Г. О. Коваленко. По данным В. В. Чепелика, наиболее часто употребляемым в литературе названием стиля является

украинский модерн или его варианты.

Появление и развитие УАМ тесно связано с народным творчеством, народными традициями домашнего и церковного строительства и использованием их профессиональными архитекторами. Стоит отметить, что первые попытки использования элементов украинской народной архитектуры профессиональными архитекторами имели место на территории Украины ещё в XIX ст. (дом для гостей в усадьбе Г. Галагана).

Достижения этнографической науки к концу XIX ст. и изучение народной архитектуры привело к зарождению идеи создания собственной архитектуры, народной в своей сущности. Первым эту идею в 1903 году реализует В. Г. Кричевский в проекте здания Полтавского губернского земства (1903—1908 годы), которое стало первым творением в стиле Украинского архитектурного модерна.

Почти одновременно с ним в данном новом стиле были построены школа им. И. П. Котляревского в Полтаве (1903—1906 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк и М. Ф. Стасюков) и церковь в селе Плишивцы (1902—1906, архитектор И. С. Кузнецов), которая тоже относится исследователями к УАМ

[2].

Это были первые три объекта, построенные в стиле, названном впоследствии УАМ. По поводу этих трёх объектов В. В. Чепелик пишет: «Эти три объекта положили начало трём наиболее важным, почти разновекторным, направлениям художественных поисков УАМ: Покровская церковь наметила будущее развитие необарочных тенденций, дом Полтавского земства был направлен на утверждение декоративно — романтического направления, который начали называть народным стилем, школа им. И. П. Котляревского нацелена в сторону рационалистических поисков»[3]. Успешное начало вызвало движение за создание родного стиля. Развитие архитектуры УАМ происходило почти одновременно во всех регионах Украины, в наибольших городах и в целом ряде сёл.

С 1903 года на первое место в разработке теории УАМ выходит О. Г. Сластион. Он сформулировал принципы морфологии УАМ и всецело способствовал распространению и утверждению этого стиля. Появляются кружки по изучению украинской народной архитектуры. Так, студенты ПИГИ, в будущем видные деятели УАМ, в 1905 году организовывают нелегальный кружок по изучению украинской архитектуры, каждое лето они ходят по сёлам и делают зарисовки хат, сараев, церквей и часовен. В Харькове при Литературно-художественном кружке возникает Украинский художественно-архитектурный отдел, который своей целью ставит «распространение украинского стиля» и украинского искусства вообще, а также «сохранение других памятников Украины и возрождение украинского зодчества». Почётным председателем кружка был И. Ю. Репин, председателем С. И. Василькивский. Появляются многочисленные публикации в специализированных и популярных журналах, в которых отмечалось своеобразие стиля и соответствие современной жизни и новым запросам.

Называть стиль модерным первым стал, видимо, Е. Н. Сердюк.

Стиль появился в эпоху формирования европейского модерна. Однако, не стоит путать УАМ с другими направлениями модерна, распространёнными на Украине в это время[4]. По сравнению с европейским модерном УАМ отличается большей протяжённостью во времени: 38 лет вместо 20. Это обусловлено неблагоприятными условиями развития, вынужденными перерывами.

В. Чепелик выделяет три этапа в развитии украинского архитектурного модерна[источник не указан 360 дней]:

  1. 1903—1917 годы — период бурного развития УАМ. Две разновидности — народный стиль (романтизм) и рационалистический модернизм (более сдержанный). Декор в архитектуре зданий был интенсивный, живописный, в нём получили развитие народные темы, обогащённые мотивами, пришедшими от европейской архитектурной традиции.
  2. Послереволюционное время. После установление власти большевиков, многие деятели УАМ оказались в эмиграции (Тимошенко С. П., Сердюк Е. Н. и др.), кто-то арестован (Дяченко Д.
    [5]
    [6] и др.) или подвергся преследованиям. Некоторые под угрозой расправы отказывались от своих взглядов на УАМ (К. М. Жуков). Магистральными направлениями развития архитектуры в 1920 — начале 1930 годов становятся рационализм и конструктивизм. УАМ имеет значительно меньшее распространение, но и в нём в этот период продолжается работа по поиску новых типов жилищ и общественных зданий.
  3. 1934—1941 годы. Некоторое оживление в развитии УАМ, но притеснения продолжились. Политические притеснения стали одним из факторов приостановки развития УАМ.

После 1941—1945 годов элементы УАМ использовались отдельными архитекторами (к примеру Иосиф Каракис), но такие работы немногочисленны.

Некоторые наиболее известные объекты[править | править код]

  • Здание Полтавского земства (теперь Полтавский краеведческий музей)[7].
  • Школа им. Котляревского (1903—1905 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк и М. Ф. Стасюков)[8].
  • Харьковская сельскохозяйственная селекционная станция
    [9]
    (1909—1911 годы, архитектор Сердюк Е. Н.).
  • Носовская селекционная станция возле города Нежин (1911—1913 годы, архитектор Сердюк Е. Н.).
  • Большой Дом гражданских собраний в городе Славянск (архитекторы Е. Н. Сердюк, С. В. Котляревский).
  • Железнодорожные станции на протяжении всей Кубано — Черноморской казачьей железной дороги (1911—1916 годы) и многочисленные объекты, связанные с ней (школы, жилые дома и др.).
  • Центральный железнодорожный вокзал в городе Киеве (1928—1932 годы, архитектор А. М. Вербицкий (при участии И. Каракиса). Первоначальный проект был переделан уже в момент строительства и элементы УАМ использованы в нём лишь частично.
  • Жилищные комплексы посёлка Харьковского тракторного завода «Новый Харьков» (архитектор В. К. Троценко, 1920 — е годы). В одном из этих домов сегодня находится музей Клавдии Шульженко[10].
  • Жилищный массив в городе Макеевке.
  • Санаторные комплексы в городе Миргороде (архитектор О. Г. Сластион, 1916—1920 годы).
  • Харьковское художественное училище[11].
  • Дом Хренникова в Днепропетровске (арх. П. П. Фетисов, 1910—1913, в соавт. с Л. Л. Хойновским и самим В. В. Хренниковым и при консультациях русского и украинского историка и археолога Д. И. Яворницкого)[3]. В 1943 году здание сгорело, восстановлено по проекту В. А. Зуева, в настоящее время — Гранд-Отель «Украина»)[12][13][14].
  • Гостиница «Украина» в Луганске[15].

Левинский И. И., Сластион О. Г., Кричевский В. Г., Жуков К. Н., Вербицкий А. М., Сердюк Е. Н., Лушпинский А. О., Тимошенко С. П., Дяченко Д. М., Троценко В. К.[16].

Выделилось несколько центров развития УАМ.

Полтавский[править | править код]

Именно здесь, на Полтавщине, были построены первые три объекта в стиле УАМ — здание Полтавского губернского земства (1903—1909 годы, архитектор В. Г. Кричевский), церковь в селе Плишивцы Гадяцкого уезда, школа им. И. Котляревского.

Харьковский[править | править код]

Идея создания нового украинского архитектурного стиля зародилась в среде именно харьковских архитекторов, художников и этнографов, хоть и была реализована эта идея в другом регионе — на Полтавщине. Эту идею в 1903—1908 годах первым реализовал харьковский архитектор-художник В. Г. Кричевский в доме Полтавского губернского земства, а харьковчане С. И. Василькивский, М. С. Самокиш и М. М. Уваров выполнили в его интерьере росписи.

В Харькове был сооружён первый в формах УАМ комплекс сооружений научно-исследовательского назначения — Харьковская сельскохозяйственная селекционная станция (Московский проспект, 142, 1909—1911 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк, М. Ю. Харманский). Теперь — НИИ растениеводства, селекции и генетики. Архитекторами харьковского центра УАМ были построены объекты как на территории Украины, так и на Кубани. Данному центру характерны разные течения УАМ. Харьковский центр УАМ сделал значительный вклад в развитие УАМ как по количеству сооружений, так и по теоретическим разработкам стиля.

Киевский[править | править код]

Первым домом, построенным в Киеве в стиле УАМ, стал дом И. И. Щитковского на улице Полтавской, 4-а (1907—1908 годы, архитектор В. Г. Кричевский). Это был рядовой двухэтажный дом, выполненный в дереве и облицованный кирпичом, дом имел плоский фасад в семь окон на этаж[17]. В Киеве было построено первое сооружение инженерного назначения в стиле УАМ — дом городской очистительной станции на Сапёрной слободке (архитектор М. О. Дамиловский).

Для архитектуры киевского центра УАМ характерно распространение рационалистического направления УАМ.

Львовский[править | править код]

Львовские архитекторы выработали местные варианты УАМ, в которых региональные особенности преобладали над теми тенденциями, что приходили с востока Украины. Вместе с тем довольно заметным было желание львовских мастеров хотя бы частично подхватить и развить некоторые характерные формы народностилевой архитектуры восточной и центральной Украины, в частности, трапециевидные прорези в порталах и окнах, хотя эти темы в Галичине так и не стали настолько господствующими, как в других частях Украины.

УАМ в других регионах Украины[править | править код]

Меньшие отделы были в других регионах Украины в Одессе, Екатеринославе, Чернигове.

  • Дома в стиле УАМ строились как в самом Екатеринославе, так и в сёлах данного региона. Первый дом в стиле УАМ в Екатеринославе сооружён в 1908 году на Кавалерийской улице, 22 (проект инженера И. М. Трубы). Это был рядовой двухэтажный дом на несколько квартир. Среди екатеринославских домов начала XX века выдающимся памятником, вобравшим народные мотивы, стал величественный дом инженера В. М. Хренникова. Дом Хренникова сразу вошёл в число выдающихся сооружений города, он, ещё не законченный строительством, в начале 1913 года попал в раздел «Достопримечательности города» в книге «Весь Екатеринослав» (1913, с. 126)[12][13].
  • В Одессе в стиле УАМ построен жилой комплекс на ул. Пироговской, 3 (1911—1916 годы, архитектор Я. М. Пономаренко). Четыре дома этого комплекса создают определённый ансамбль. Это первый ансамбль жилых домов в стиле УАМ.

Объёмная композиция[править | править код]

Объёмная композиция в УАМ получила наиболее характиристическое проявление, которое определялось тесной связью с народными традициями домашнего и церковного строительства. Объёмная композиция была в домах всех форм — простой четырёхугольной, Г-образной формы, П-образной формы, Ш-образной формы. Фронтальная композиция

Глубинно-пространственная композиция[править | править код]

Глубинно-пространственная композиция в УАМ не получила значительного развития. В то же время отдельные примеры всё-таки привести можно. Дом водолечебницы в Миргороде, жилой дом на улице Артёма в Харькове. Во многих домах с П- или Ш- образным планом пространственные части развёрнуты в сторону домов и их эффективность становится не очень значительной и не может играть значительной роли в композиции (трёхклассные школы Лохвицкой земской управы, художественное училище в Харькове). Сюда же можно отнести и примеры строений с замкнутыми внутренними дворами (дом Хренниковав Екатеринославе или дом-комплекс «Днестр» во Львове).

Композиция стены[править | править код]

В объектах УАМ применялось значительное количество разнообразных способов решения стены. Композиция стены приобрела развитый характер в домах, имеющих количество этажей большее, чем три, когда наравне с вариантами ровной и гладкой стены получают распространение ярусные её разделения на один или несколько этажей.

Композиция окна[править | править код]

Одной из наиболее характерных знаковых форм УАМ является форма окна. Для УАМ характерно применение шестиугольных трапеционных окон. Это привело в своё время к мысли, что применение подобных окон преобладает в объектах УАМ. В то же время подсчёты В. Чепелика показали, что самой распространённой формой окна была всё-таки прямоугольная. Применялись также окна арковые — с полукруглым верхом (традиция ренессанса) и элептическим (традиция барокко). Шестиугольные окна имели разнообразные решения, от незначительного скоса до значительного. Применялись также спаренные трапеционные окна, что было новым в украинской архитектуре и созвучным подобным решениям в европейской практике. Распространено было также применение окон с нишами.

Порталы[править | править код]

В УАМ особое место занимали порталы, которым часто придавали значения главного композиционного элемента. Наиболее распространённой была трапециевидная форма порталов. При этом порталы имели самые разнообразные композиционные решения.

Колона, пилястра, ордер[править | править код]

Щипцы и фронтоны[править | править код]

Щипцы и фронтоны на фасадах УАМ широко использовались и приобрели в композиции зданий ощутимое значение. Они часто приобретали знаковый характер, их формы свидетельствовали о принадлежности к тому или иному варианту УАМ, к тому или иному внутреннему течению в УАМ или указывали на влияние других стилей.

Крыши[править | править код]

Крыши в УАМ заняли довольно значительное место в решении художественного образа здания и имели сложную пластику. Для УАМ характерны высокие (с крутым скосом), шатровидные крыши.

Наследие УАМ сохранилось не полностью. Много уничтожено в годы Первой мировой войны, войны УНР c большевистской Россией и Польшей, Второй мировой войны. Большую роль в недостаточном сохранении объектов УАМ сыграло отношение к ним советской власти, в период которой многие из них либо уничтожались, либо подвергались неправильной реставрации. Имена многих архитекторов, работавших в стиле УАМ, в советское время находились под запретом. На протяжении десятилетий искусственного забвения работы и судьбы этих архитекторов были неизвестны даже специалистам. В 1970-х годах некоторые историки архитектуры и краеведы по собственной инициативе и без наименьшей разгласки начали незамеченный тогда властью поиск и изучение памятников УАМ и даже печатали свои работы в районных газетах и малоизвестных сборниках тезисов научных конференций в областных центрах.

Более активное изучение УАМ началось лишь в середине 1980-х годов. Одним из наиболее известных исследователей УАМ является Чепелик В. В.

Согласно мнению известного советского архитектора, заслуженного строителя УССР, Григория Владимировича Головко для украинского архитектурного модерна характерно использование приемов народного деревянного зодчества в форме крыш, окон и дверных проёмов, применение майоликовых вставок с национальным орнаментом. Особенно ярко эти элементы проявились в решении зданий Полтавского губернаторского земства (архитектор — Василий Кричевский), художественного училища в Харькове (архитектор — Константин Жуков) и ряде других. Лучшие традиции архитектуры прошлых эпох нашли творческое воплощение в украинском советском архитектурном модерне[18].

Американский архитектуровед Тит Геврик отмечал в 1984 году, что появление стиля «модерн» привело к новой интерпретации украинского барокко и народной архитектуры в архитектуре современной. Эти творческие поиски продолжались и после Первой мировой войны, вплоть до конца 1920-х годов — критического периода в истории украинской культуры. В это же время начал входить в моду новый конструктивистский стиль с применением стекла, стали и бетона[19].

Современный искусствовед, кандидат искусствоведения Лариса Савицкая отмечает, что в отличие от русского и западноевропейского искусства Ар Нуво, в котором решение главной проблемы создания синтетической художественной формы было итогом долгой работы, проводившейся живописцами, поэтами, графиками со времён литературного символизма и постимпрессионизма, манифестационный опыт украинского модерна (вышеупомянутый Земский дом в Полтаве) не резюмировал поиски стиля. Напротив, он открывал перспективу его дальнейшего развития, связанного с обращением к национальным историческим образцам и формам, утверждением в художественной критике новых эстетических позиций[20].

По мнению члена Ассоциации украинских писателей, Александра Стражного украинский архитектурный модерн — это нарочито манерные, вычурные приёмы, деформация привычных очертаний, причудливая асимметрия и орнаментация[21].

Український архітектурний модерн — Вікіпедія

Украї́нський архітекту́рний моде́рн, УАМ — один з українських оригінальних архітектурних стилів. Виник на початку XX століття. Існував і розвивався протягом майже 40 років (з 1903 по 1941 роки). В основі УАМ лежать народні традиції хатнього і церковного будівництва і досягнення української професійної архітектури і перш за все барокової (див. українське бароко), вплив якої, починаючи з 1910 року був помітним і навіть зростаючим. Сильним був також вплив європейського модерну.

Житловий будинок І. І. Щітківського на вул. Полтавській, 4-а в Києві, 1907–1908 pp. Архіт. В. Г. Кричевський та ін.

На початкових етапах появи і розвитку стиль мав різні найменування: «український стиль», «український архітектурний стиль», «український народний стиль», «новий український стиль» та інші. Ці назви не є точними, адже самі поняття «Українська архітектура» і «український стиль» (точніше українські стилі) мають значно ширші значення, а УАМ як окремий стиль мав свої внутрішні течії. Щодо цього В. В. Чепелик зазначає: «В історії української архітектури жодне інше стильове явище не відзначалося такою розмаїтістю, різнохарактерністю і суперечливістю у назві, як УАМ. Починаючи з перших публікацій на цю тему у 1900-ті роки і закінчуючи роботами істориків останніх літ, здійснюється пошук оптимальної назви, котра здатна найповніше розкрити характер і особливості досліджуваного явища».

Цікаво, що у 1903 році, коли В. Г. Кричевський запропонував на конкурс з розробки архітектури будинку Полтавського губернського земства свій проект, стиль його проекту був віднесений до псевдо-мавританського стилю, тому що він мав незнайомі архітектурні форми.

У назвах, що стосувалися УАМ, відбивались характерні погляди чи світоглядні орієнтації тих, хто їх вживав. Першим називати новий стиль «модернізований український стиль» почав, ймовірно, видатний митець у стилі УАМ Є. Н. Сердюк, за ним термін «український модерн» уводить Г. О. Коваленко.[1] За інформацією В. В. Чепелика, найбільш часто вживаною у літературі назвою стилю є український модерн або її варіанти.

Будинок колишньої електростанції (тепер спортивна школа)

В основі УАМ лежать форми української народної хатньої і церковної архітектури. З цього приводу варто відзначити, що вперше елементи української народної архітектури почали використовувати професійні архітектори ще у XIX ст. (будинок Ґалаґана у Лебединцях).

Досягнення етнографічної науки і дослідження народної архітектури і народних будівельних традицій привели до зародження серед архітекторів думки про створення власного архітектурного стилю, народного по своїй суті. Першим цю ідею у 1903 році реалізував В. Г. Кричевський у проекті будинку Полтавського губернського земства (1903–1908 роки), що став першим твором у стилі УАМ. Майже одночасно з ним у цьому новому стилі були збудовані школа ім. Ш. П. Котляревського у Полтаві (1903–1908 роки, архітектори Є. Н. Сердюк і М. В. Стасюков) і церква в селі Плішивці (1902–1906 роки, архітектор І. С. Кузнєцов), архітектура якої відноситься дослідниками до УАМ. Це були перші три об’єкти, побудовані у стилі, що отримає згодом назву УАМ. З приводу цих трьох об’єктів В. В. Чепелик пише: «Ці три пам’ятки започаткували три найважливіші, майже різновекторні, напрями художніх пошуків УАМ: Покровська церква намітила майбутній розвиток необарокових тенденцій, будинок Полтавського земства був скерований на ствердження декоративно-романичного напряму, який почали називати народним стилем, школа ім. І. П. Котляревського націлена у бік раціоналістичних пошуків».[2] Успішний початок викликав рух за створення рідного стилю. Розвиток архітектури УАМ відбувався майже одночасно в усіх регіонах України.

З 1903 на перше місце в розробці теорії УАМ виходить О. Г. Сластіон. Він сформулював принципи морфології УАМ і всіляко сприяв розповсюдженню і утвердженню цього стилю. З’являються гуртки з вивчення української народної архітектури. Так, студенти ПІГІ, в майбутньому видатні діячі УАМ, у 1905 — у році організовують нелегальний гурток з вивчення української архітектури, кожне літо вони ходять по селах і роблять замальовки хат, хлівів, церков і дзвіниць. У Харкові при Літературно-художньому гуртку виникає Український художньо-архітектурний відділ, який ставить собі за мету «розповсюження українського стилю» і українського мистецтва взагалі, а також «збереження інших пам’яток України і відродження українського зодчества». Почесним головою гуртку був І. Ю. Рєпін, головою С. І. Васильківський. З’являються численні публікації у спеціалізованих і популярних журналах. Відзначалося своєрідність стилю і відповідність сучасному життю і новим запитам.

Окрім стилю УАМ в Україні були розповсюджені і інші стилі модерну, що походили з європейської традиції.[3] Порівняно з європейським модерном УАМ відзначається більшою тяглісттю у часі: 38 років замість 20. Це обумовлено несприятливими умовами розвитку, вимушеними перервами.

В. Чепелик виділяє три етапи у розвитку українського архітектурного модерну

  1. 1903 — 1917 — період бурхливого розвитку УАМ. Два різновиди — народний стиль (романтизм) і раціоналістичний модернізм (більш стриманий). Декор у архітектурі будівель був інтенсивний, мальовничий, у ньому були розвинені народні теми, збагачені мотивами, що прийшли від європейської архітектурної традиції.
  2. Постреволюційний час. Після окупації України більшовиками, багато-хто з діячів УАМ опинилися в еміграції. Багато-хто підпадав під арешти і цькування з політичними обвинуваченнями. Під загрозою розправи дехто відмовлявся від своїх поглядів на УАМ. Магістральними напрямами розвитку архітектури 1920-1930-х pp. стають раціоналізм та конструктивізм. УАМ має значно менше поширення, але і в ньому на цей час триває велика робота з пошуку нових типів жител й громадських споруд.
  3. 1934 — 1941 роки. Певне пожвавлення у розвитку УАМ, але утиски продовжилися. Утиски стали одним з факторів, що припинили розвиток УАМ.

Після 1941–1945 років елементи УАМ використовувалися окремими архітекторами, але їхні роботи нечисленні і маловідомі.

Виділилося кілька центрів розвитку УАМ.

Київський центр[ред. | ред. код]

Першим будинком, спорудженим у Києві у стилі УАМ, стає дім І. І. Щітківського на вул. Полтавській, 4-а (1907–1908 pp.). Цей рядовий двоповерховий будинок був виконаний у дереві й обличкований цеглою, мав плаский фасад у сім вікон на поверх.[4]

Саме у Києві було вперше побудовано споруду інженерного призначення у стилі УАМ — будинок міської очищувальної станції на Саперній слобідці (архітектор М. О. Даміловський).

Для архітектури Київського центру характерним є те, що тут більш розвинутий раціоналістичний напрям УАМ.

Полтавський центр[ред. | ред. код]

Школа ім. І. П. Котляревського

Перші три будинки в стилі українського модерну були побудовані саме на Полтавщині.

У 1903–1908 рр. з’являється перший будинок УАМ — будинок Полтавського губернського земства, який був спроектований архітектором В. Г. Кричевським.

У 1902–1906 рр. архітектор-художник І. С. Кузнецов побудував Покровську церкву в селі Плішивець Гадяцького повіту.

У 1903–1905 рр. архітектори Є. Н. Сердюк та М. Ф. Стасюков побудували школу ім. І. П. Котляревського у Полтаві.[5]

Пізніше, 1916 року, за проектом Василя Кричевського та технолога-кераміста Юрія Лебіщака було збудовано Опішнянський гончарний навчально-показовий пункт Полтавського губернського земства.[6]

Найцікавіше, напевне, УАМ проявився в проекті земських шкіл, реалізованому Опанасом Сластіоном. На сьогодні відомо 53 школи, що лишилися на території колишнього Лохвицького земства ( тепер — Чорнухинського,Лохвицького, Пирятинського районів Полтавщини, Роменського Сумської, Варвинського Чернігівської області). Їх досліджує громадський проект «Школи Лохвицького земства».

Харківський центр[ред. | ред. код]

Ідея створення нового українського архітектурного стилю зародилася у середовищі харків’ян. Цю ідею першим реалізував харківський архітектор-художник В. Г. Кричевський в будинку Полтавського губернського земства, а харків’яни С І. Васильківський, М. С Самокиш та М. М. Уваров виконали в його інтер’єрі розписи.

Саме в Харкові Євген Сердюк і Маріан Харманський споруджують в формах УАМ перший комплекс будівель науково-дослідного призначення — Харківську сільськогосподарську селекційну станцію (Московський просп., 142, 1909–1911 pp.). Тепер НДІ рослинництва, селекції і генетики.

Тут існували різні течії УАМ. Об’єкти у стилі УАМ були збудовані як у Харкові так і у його околицях і на Кубані.

Харківський центр УАМ зробив значний внесок у розвиток стилю УАМ як за кількістю споруд так і за теоретичними розробками стилю.

Львівський центр[ред. | ред. код]

Львівські архітектори вироблювали місцеві варіанти УАМ, в якому регіональні особливості передували тим, що долинали зі сходу України. Разом з тим досить красномовним стає бажання львівських митців хоча б частково підхопити та розвинути деякі характерні форми народностильової архітектури Наддніпрянщини зокрема трапеційні прорізи у порталах та вікнах, хоча ці теми в Галичині так і не стали настільки панівними, як це ми бачимо в Центральній та Східній Україні.

Найвідомішою спорудою в цьому стилі у Львові є будинок страхового товариства «Дністер» (вул. Руська, 20), споруджений за проектом архітектора Івана Левинського.

УАМ у Катеринославі[ред. | ред. код]

Окремі будинки УАМ були побудовані також у Катеринославі.

Перший будинок у стилі УАМ в Катеринославі було споруджено 1908 року — дім на Кавалерійській вулиці, 22 (проект інженера І. М. Труби). В цьому рядовому двоповерховому будинку було кілька житлових квартир.

Значно більш претензійним здається будинок на Пороховій вулиці (сучасна Кавалерійська вулиця), 22, що розташовано в глибині двору, але на головному фасаді має досить багату цегляну орнаментацію. У сільській місцевості Катеринославщини одним з перших будинків, збудованих у народностильовій архітектурі стає будинок Просвіти у селі Мануйлівка (1909 рік, проект І. М. Труби).

Серед катеринославських будинків початку XX ст. найвизначнішою пам’яткою, що увібрала народні мотиви, став величний будинок інженера В. М. Хреннікова.[7][8] Будинок Хреннікова одразу увійшов до числа видатних споруд міста, він, ще не закінчений будівництвом, на початку 1913 р. потрапив до розділу «Достопримечательности города» у книзі «Весь Екатеринослав» (1913, с 126).

УАМ в інших регіонах України[ред. | ред. код]

  • В Одесі у стилі УАМ збудований житловий комплекс на вул. Пироговській, 3 (1911–1916 роки, архітектор Я. М. Пономаренко). Шість будинків цього комплексу утворюють певний ансамбль. Це перший ансамбль житлових будинків у стилі УАМ.
  • В Умані на вул. Мало-фонтанній, 25 на початку ХХ-го століття було побудовано гімназію, яка має характерні ознаки стилю українського модерну.
  • Тульчин Будинок рад, арх. М. І. Шпандель, інж. Гроздовський, 1927 р., вул. Леніна 51
  • У Чернігові і на Чернигівщині у стилі УАМ також збудовано кілька будинків, зокрема школи.[9]

УАМ на Кубані[ред. | ред. код]

На Кубані у стилі УАМ збудовано більшість залізничних станцій на Кубано — Чорноморській залізниції (Албаши, Ведмідівка, Мишастівка, Титарівка тощо) і численні об’єкти при них — житлові будинки для залізничників, школи для дітей залізничників (1910–1916 роки).

Найвідоміші діячі УАМ[ред. | ред. код]

Левинський І. І., Сластіон О. Г., Кричевський В. Г., Жуков К. М., Вербицький О. М., Сердюк Є. Н., Лушпинський А. О., Тимошенко С. П., Дяченко Д. М., Троценко В. К..

Дерев’яна архітектура доби сецесії в Україні[ред. | ред. код]

Довгий час дерев’яна архітекутра доби сецесії залишалась невідомою навіть для фахівців. Коротка доба сецесії не сприяла створенню значної кількості дерев’яних сакральних і світських споруд в подібній стилістиці, але вони були. Частка з них поруйновані в роки громадянської війни і в роки 2-ї світової. Серед них — * дерев’яна Земська лікарня в селі Мошни в Черкаському районі Черкаської області (арх. Городецький Владислав Владиславович).

  • дачні будинки в Харківській обл.
  • міські помешкання міщан і небагатих дворян
  • Арх. В. Городецький, с. Мошни. Будівля земської лікарні 1894

  • Село Язлівчик. Римо-католицька каплиця, доба сецесії, 1936

  • Київ, Андріївський узвіз, житловий будинок 19 ст.

Композиція і морфологія УАМ[ред. | ред. код]

За роки розвитку УАМ було збудовано понад 500 об’єктів у цьому стилі. Спадщина УАМ збереглася неповністю. Багато чого знищено у роки Першої світової війни, війни УНР з більшовицькою Росією і Польщею, Другої світової війни. Велику роль у недостатньому збереженні об’єктів УАМ відіграло відношення до них радянської влади, в період якої багато з них або знищувались, або зазнавали неправильної реставрації. Імена багатьох архітекторів, що працювали у стилі УАМ, в радянський час знаходились під забороною. Протягом десятиріч штучного забуття роботи і долі цих архітекторів були невідомі навіть фахівцям. У 1970-х роках деякі історики архітектури і краєзнавці за власною ініціативою і без найменшого розголосу почали непомічений тоді владою пошук і вивчення пам’яток, доробку значних майстрів, навіть намагалися піднятись до певних узагальнень, публікувати свої роботи, де тільки щастило — від районних газет до збірників тез наукових конференцій в обласних центрах. Продуктивніше вивчення УАМ почалося лише у 1990—му році. Одним з найвідоміших дослідників УАМ є В. Чепелик

  1. Чепелик В. В. Український архітектурний модерн. / Упорядник З. В. Мойсеєнко-Чепелик. — К. : КНУБА, 2000.
  2. Бібліографія з Українського архітектурного модерну у книзі Чепелик В. В. Український архітектурний модерн. / Упорядник З. В. Мойсеєнко-Чепелик. — К. : КНУБА, 2000.
  3. Олена Щербань Український модерн в архітектурно-будівельній кераміці Опішнянського гончарного навчально-показового пункту Полтавського губернського земства (1912–1924 рр.) (укр.)
  1. Чернигов в стиле «модерн» (фото) (рос.)
  2. Дзюбенко П. А. Декор украинского архитектурного модерна в Харькове (рос.)
  3. Колісник Є. М. Феномен національного архітектурного стилю
  4. Український архітектурний стиль на Полтавщині
  5. Український архітектурний модерн на сайті «Київ, фото-словник».
  6. Український модерн (архітектурний стиль). Фото багатьох об’єктів у стилі УАМ

Украинский архитектурный модерн: краткая история утраченной эстетики : vakin — LiveJournal

От Кубани до Львова — архитектурный стиль украинский модерн распространен по всей территории, где живут украинцы. В СССР УАМ клеймился, как националистический и упаднический, а позже просто замалчивался. Здания перестраивали и уничтожали, особенно в 70-е годы прошлого столетия — с  издевательской характеристикой «не имеют архитектурной и исторической ценности».

Не каждый, но многие из народов-стран, в основном государственнических, выработали свой ​​стиль в модерне.

Стиль украинского архитектурного модерна (УАМ, украинская сецессия) выработался под влиянием европейского, в основе которого лежит сочетание народной домашней и церковной, барочной, архитектуры. Он начал зарождаться еще в конце 19 в., но настоящий старт этому стилю дал гениальный архитектор Василий Григорьевич Кричевский.

Полтава. Дом земства. Сейчас краеведческий музей. Первый дом в стиле украинского модерна. Программный. Здесь впервые были использованы элементы народной и церковной украинской архитектуры: шатровое покрытие, витые колонны, двухэтажные кровли, резьба по дереву, керамика и цветная, яркая майолика, народная декоративная роспись.

Жемчужина стиля. Благодаря таланту Василия Кричевского — этот стиль вошел в архитектурную моду в Украине, само собой, с трудом — охранители едино-неделимства всегда очень настороженно относились к оригинальным проявлений украинской культуры.


Интерьер: С. Василькивский, М. Самокиш


С. Василькивский


Харьковская государственная академия дизайна и искусств. архитектор С. Васильковский


Днепропетровск. отель «Украина», в прошлом дом инженера Хренникова. Архитектор Павел Фетисов, по чертежам заказчика — В.Хренникова.

Возведению этого дома косвенно способствовал Дмитрий Яворницкий — выдающийся историк казачества. Два раза будущее строительство останавливалось — сначала из-за того, что арендатор какой-то лавки на месте участка под дом не хотел его продавать и Яворницкий посоветовал Хренникову толкового харьковского адвоката. Адвокат процесс выиграл, а гонорар перечислил на издание первой в Харькове Украинская газеты «Сніп» (имени адвоката не знаю). А второй раз Яворницкий выступал в качестве лоббиста построения этого дома перед местными властями. Благодаря его стараниям проект удалось «пробить», за что благодарный Хренников дал деньги на премьерную публикацию автобиографии Т.Г.Шевченко, которую незадолго до того нашел Яворницкий.

Деньги, талант и усилия всегда дают результат…

Дом был построен в 1909 году, частично перестроен в 1950-е, что привело к некоторой потере оригинального художественного решения.

Таким он был. (В войну он был сильно поврежден — из-за этого и состоялась монументальная реконструкция с перестройкой). Таким он стал:

В Украине в стиле украинского архитектурного модерна (УАМ) построено около 500 зданий. Этот стиль развивался около 40 лет — с начала 20 столетия. Этот стиль во времена России — СССР не приветствовался и не изучался, а имена многих из архитекторов были под запретом как «украинских буржуазных националистов». Еще одна малоизвестная страница нашей культуры.

Львов. поликлиника 1 №, бывшее акционерное общество «Днестр» (ул.Русская). Архитектор Иван Левинский (тот самый, что строил Львовскую оперу).

Иногда еще стиль УАМ на Западной Украине называют «гуцульская сецессия».

Так же Иван Левинский — здание Львовского национального лесотехнического университета:

Бывшая клиника Солецкого, архитектор Александр Лушпинский:

Ивано-Франковск. Монастырь сестер вассилианок (УГКЦ). Также Иван Левинский и Александр Лушпинский. 1913 +:

Кременчуг. бывший Дом рабочего клуба. Сейчас Дворец культуры им.Котлова (дом культуры вагоностроителей). Архитектор Ф. Мазуленко, 1927 год:

Чернигов. Научная библиотека им.Короленко, в прошлом Дворянский и крестьянский земельный банк. Здание построено в 1910-1913 годах инженером Д.Д.Афанасьевим по проекту архитектора А.И.Фон-Гогена:

Кубань. Железнодорожная станция Медведевка. Архитектор С. Тимошенко:

Кубань. Железнодорожная станция Новоминская («Албаши»). Также Сергей Тимошенко:

Киев. Городское училище им. С.Ф. Грушевского (1910-1911 гг.) архитектор Василий В.Г.Кричевский, Е.П.Брадтман, по завещанию С.Ф.Грушевского.

Все киевляне знают этот дом на Фрунзе, возле «Птички».

Киевская украинская сецессия характеризуется более рационалистическим стилем (минимализм в декоре — предпочитали цвет в геометрической форме, больше полезной площади, другая форма крыш и т.д.), в сравнении со всеми другими, в первую очередь — полтавским вариантом.

Условно выделяется несколько центров развития сецессии — Киевский, Полтавский, Львовский, Харьковский.

Декор закрашен и почти утрачен:

Киев, ул.Паньковская. Бывший доходный дом Юркевича. Архитектор М.Шехонин. 1910-е:

Первоначальный вид здания:

Железнодорожный вокзал. 1928 +, архитектор Александр Вербицкий. Все его множество раз все видели и не знали об УАМ:

Будочка в стиле УАМ на железнодорожном переезде где-то между Лубнами и Миргородом. Автор неизвестен:

Луганск. Пожалуй, одно из последних строений, «под занавес» УАМ — здание гостиницы «Октябрь». 1947-1952 годы, архитектор Иосиф Каракис:

Здание впечатляет своей эклектичностью — задумкой художника совместить Спасскую башню с красной звездой с мотивами украинского барокко и элементами украинского орнамента. Эдакая попытка «и вашим, и нашим» и от души. Но «ваши» все прекрасно уловили и обвинили архитектора в украинском буржуазном национализме. Пикантная деталь — автор был евреем, поэтому после этого обвинения ему прилепили еще и «космополитизм» — два в одном. Но в лагерь он не попал — отделался испугом и увольнением с работы (в отличие от Дмитрия Дьяченко — автора здания Киевской сельскохозяйственных Академии, чьей работой, вероятно, Каракис и вдохновлялся).

В Украине в стиле украинского архитектурного модерна (УАМ) построены сотни зданий (около 500). Этот стиль развивался около 40 лет — с начала 20 столетия, то с большей, то с меньшей интенсивностью. Этот стиль присутствует в Харькове, Киеве, Львове, Днепропетровске, Одессе, Одессе, Херсоне, на Кубани и т.д. и т.п., по городам, городкам и селам.

Понятно, что в стране, где прокатилось столько войн, многое потеряно. Но кое-что есть.

Традиционно, стиль этот во времена России — СССР не приветствовался и не изучался, а имена многих из архитекторов были под запретом в советские времена, как «украинских буржуазных националистов». Итак, имеем еще одну малоизвестную страницу нашей культуры.

Украина выработала свой стиль модерн, а большинство об этом ничего не знает — и эти здания, наполненные талантом, трудом и бескорыстной любовью к Украине — они же не вечны, они перестраиваются и уничтожаются равнодушной хохлятиной…

Я выбрала образцы, в основном, светской архитектуры на свой ​​несовершенный вкус. Но в этом стиле — и инженерные, и хозяйственные сооружения и церкви. Например, такие:

Фото:
Полтава. Георгиевская часовня, 1911-й год. Архитектор И. Кальбрус

P.S. Интересные подробности об Украинском модерне можно прочитать в книге Виктора Чепелика «Український архітектурний модерн». Автор, еще во времена неблагоприятные, объездил буквально всю Украину, разыскивая образцы УАМ. Эту книгу он писал практически всю свою научную жизнь и не успел закончить — умер. Сегодня его книга — наиболее полное исследование УАМ из того, что имеем (не тех, ой не тех русский классик обозвал «ленивыми и нелюбопытными»!).

Вот на таких энтузиастах и держится Украина. Жаль, что их так мало.

Еще интересные страницы для тех, кто не имеет времени на книгу, а иметь представление об УАМ хочет:
http://intour.com.ua/n-30/p-8/atc-894/
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1320125

Опубликовано на сайте  gloria_ma
Источник: Аргумент_1 и Аргумент_2


Головна — Україна модерна

Опубліковано 28.12.2019

Орися Кулик
У старому радянському анекдоті у відповідь на питання про великі епохи російської історії відповідали «допетровська, петровська і дніпропетровська». Саме так сприймали рівень впливу південно-східних українських еліт на Кремль у 1960-1970-х рр. Феномен “дніпропетровської мафії” часто пояснювали мережами особистого покровительство і зв’язків. Та не все так просто, якщо пильніше придивитися до радянської бюрократії та осіб, які стояли біля партійного керма. Вивищення «дніпропетровського клану» під керівництвом Брєжнєва тісно пов’язане зі зростаючим впливом воєнного виробництва і економічних перетворень на внутрішню політику СРСР у роки Холодної війни. Що сталося, коли Дніпропетровськ, Київ і навіть Львів стали важливими осередками оборонної промисловість з мережею підприємств, КБ, НДІ? Регіональні та республіканські еліти почали диктували власні сценарії важливих економічних змін, які кардинально вплинули на політичний ландшафт Радянського Союзу.

Опубліковано 07.12.2019

Валентина Шевченко

Нині дитячі майданчики є чи в кожному дворі і парку, тож важко уявити, що якісь 150 років тому навіть у великих містах не передбачалося жодного простору, призначеного саме для дітей. Що спонукало міських урядовців замислитися над питаннями організованого дитячого дозвілля? Коли, хто, де і чому започаткував створення дитячих майданчиків в Україні? Якими принципами та взірцями керувалися при створенні публічного простору для дітей? За який кошт їх створювали і утримували, як ці місця функціонували, хто їх відвідував? Які розваги та заняття пропонували перші дитячі майданчики і який персонал їх обслуговував? Про створення та перші роки роботи «дитячих садів» в Одесі та Києві йдеться у пропонованій статті.

&nbsp

(Де)монтаж пам’яті

Опубліковано 14.11.2018

Ігор Усатенко
Яким чином ми думаємо про спадщину тих міст, де живемо? Що змушує нас конструювати в уяві їх достатньо конкретні образи? Почасти – через сприйняття міського простору як поля боротьби за символічну владу, де кожна національна, соціальна або ж політична група вдавалася до маркування терену, прагнучи легітимізувати власну присутність. Для дослідників пам’яті та колективних уявлень важливо розкривати способи прочитання цих маркерів та спроб їх перетворення на цілісні культурно-історичні наративи. Останнім властиво доповнювати, виключати/заперечувати, або ж перетинатися один з одним. У цій статті простежено практики відродження, підсилення або ж взагалі конструювання наново, тих культурно-історичних наративів у публічному просторі міста Вінниця, які останніми роками невпинно еволюціонують у напрямку міських міфів.

Опубліковано 26.06.2018

Оксана Довгополова
Одним зі способів прокреслити контури міського міфу є його комерційне використання. Стаття є спробою прочитати зміст міфу Одеси в т.зв. «підприємствах пам’яті» — у тематичних ресторанах, які використовують впізнавану історико-культурну патину Одеси за межами самої Одеси. Авторка розкриває сенси одеського міфу через аналіз концепцій, інтер’єрів та кухні десятків тематичних ресторанів і кафе у різних містах України, а також Грузії, Ірландії, Латвії, Німеччині, Канади, Польщі, Росії, США, Туреччини, Франції. Тематичні ресторани втілюють не тільки задум ресторатора, але й бажання публіки, адже туди йдуть не тільки попоїсти і випити, а й заради гри, насолоди перевтілення чи доторку до чогось, чого в повсякденні гостро не вистачає.

&nbsp

Відеотека

Опубліковано 11.10.2019

20-21 вересня 2019 р. у Львові, у рамках Книжкового Форуму, відбулася конференція «Між історією та політикою: Іван Лисяк-Рудницький та його спадщина» з нагоди сторіччя від народження відомого українського історика. Конференцію організували Програма досліджень історії сучасної України імені Петра Яцика, Український Католицький Університет та Українсько-Єврейські Зустрічі. Пропонуємо відеозапис заголовного виступу проф. Сергія Плохія (Кембрідж, США) «Rethinking Ukrainian history: спадщина Івана Лисяка-Рудницький у новому світі» та дискусії навколо цього виступу.

Опубліковано 08.10.2018

У вересні 2018 р. під час 25 Форуму Видавців у Львові відбулася низка дискусій навколо нових видань з серії «Україна. Європа – 1921-1939», яку було започатковано 2017 року. Це громадська ініціатива дослідників і добродійників, метою якої є наукове видання невідомих і маловідомих документів, що зберігаються в Україні та за її кордоном. Серія видається в рамках Програми дослідження сучасної історії України імені Петра Яцика Українського католицького університету у Львові. «Україна Модерна» запрошує переглянути повний відеозапис чотирьох подій за участі провідних істориків з України, Польщі та США.

Опубліковано 01.04.2017

29 березня 2017 відбувся науковий семінар-дискусія “Чи справді українське суспільство кардинально змінилося після Євромайдану?” за участю Миколи Рябчука та Ярослава Грицака. Подія була організована Кафедрою нової і новітньої історії України і магістерською програмою з історії УКУ.

&nbsp

Нотатки

Андрій Ферт
Кілька років тому американський богослов українського походження Микола Денисенко написав книгу «Православна Церква в Україні: століття розділень», що мала пояснити причини церковних розколів в Україні протягом останнього століття. Був 2017 рік, щойно пройшов Всеправославний собор на Криті, де так і не розглянули «українське питання» — чи підтримувати прагнення частини українських вірян створити незалежну від Москви церкву. Та за кілька років «українське питання» повернулося з новою силою. Боротьба за Томос у 2018 зробила історію церкви цікавою для ширшого загалу. І на цій хвилі видавництво «Дух і Літера» переклало книгу Денисенка українською мовою. Роздуми у про цю працю – у рецензії Андрія Ферта.

 

Марина Гримич
5 грудня 2019 р. у Департаменті Соціальних наук Університету ім. Фрідріха ІІ в Неаполі відбулася перша італо-українська наукова конференція «Історія та шляхи розвитку української антропології: Італія та Україна в академічному діалозі». Окрім низки італійських дослідників, з української сторони участь у науковому заході взяли д.і.н. Сергій Сегеда (Інститут народознавства НАН України, Львів) та д.і.н. Марина Гримич (Центр прикладної антропології, Київ). Конференція мала на меті обмінятися науковим досвідом в галузі антропології між українською та італійською стороною і закласти фундамент для майбутніх спільних проектів.

 

&nbsp

Життєписи історії

Опубліковано 15.12.2019

“Україна Модерна” пропонує особливий передсвятковий подарунок — розмову з др. Богданом Медвідським, знаковим українським канадським науковцем, фольклористом, мовознавцем, дослідником усної творчости українських емігрантів в Канаді. У відвертій розмові гість розповідає про самотнє дитинство в чужому світі, про формування своєї української ідентичности, про перші кроки в науці. Богдан Медвідський ділиться своїми спогадами про становлення програми українського фольклору при Університеті Альберти, який є його найважливішим дітищем. З розмови читачі дізнаються від очевидця про умови, в яких творилися українські наукові інституції в Канаді, з якими викликами стикалися і що стало запорукою успіху. У своєму інтерв’ю науковець розмірковує над майбутнім українознавчих студій, проблемою політизації фольклорних досліджень та поховальною обрядовістю в українському сегменті канадських прерій.

Опубліковано 05.10.2019

Осінь з “Україною Модерною” продовжується розмовою з доктором Зенон Когутом, знаним українсько-канадським істориком, фахівцем з ранньомодерної доби. Учений розповідає про повоєнну втечу своєї родини від совєтів на Захід, про досвід дискримінації через українське походження, яке врешті, дало стимул досліджувати Історію України. Також в розмові про українське наукове середовище Гарварду, про працю в Пентаґоні, директорство в Канадському Інституті Українських Студій, важливі проекти підтримки українських істориків на світанку незалежності др. Когут ділиться своїми думками про потребу досліджень ранньомодерного періоду, український ґранд-наратив та коріння ідентичності.

&nbsp

Шафка з документами

Опубліковано 20.02.2019

Лілія Ковшун
У 1959 році, кілька років по смерті свого чоловіка публіциста Яна Бобжинського, Марія Пайґерт-Бобжинська, шляхтянка старовинного подільського роду, пише власні спогади про все те, що відбулося з нею та її сім’єю протягом найбільш неоднозначного в світовій історії періоду, який охопив дві світові війни, етнічні конфлікти та переселення, початки й занепади держав і політичних союзів Східної Європи, модернізаційні та емансипаційні рухи у кожній сфері соціального життя. У статті представлені фрагменти джерела, яке відкривається читацькій публіці вперше, а також вказано на його евристичний потенціал і обмеження.

Украинский архитектурный модерн — Википедия

Украинский архитектурный модерн (укр. Український архітектурний модерн), УАМ — один из украинских архитектурных стилей, разновидность стиля модерн, которая развивалась на территории Украины на протяжении почти 40 лет, с 1903 по 1941 годы.

В основе УАМ лежат народные традиции домашнего и церковного строительства и достижения украинской профессиональной архитектуры и прежде всего барочной (см. украинское барокко), влияние которой, начиная с 1910 года было заметным и даже возрастающим. Сильным было также влияние европейского модерна.

Школа им. И. Котляревского в Полтаве, одно из первых зданий, построенных в стиле украинского архитектурного модерна, 1903—1905 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк и М. Ф. Стасюков[1] Территория распространения Украинского архитектурного модерна по состоянию на 1917 год

Название стиля

На начальных этапах появления и развития стиль имел разные наименования. По этому поводу Виктор Васильевич Чепелик пишет:

«В истории украинской архитектуры ни одно другое стилевое явление не отличалось таким разнообразием, разнохарактерностью и противоречивостью в названии, как УАМ.»

Интересно, что в 1903 году, когда В. Г. Кричевский предложил на конкурс по разработке архитектуры здания Полтавского губернского земства свой проект, стиль его проекта был отнесён к псевдо-мавританскому стилю, так как он имел незнакомые архитектурные формы. Начиная с публикаций А. Г. Сластиона в 1903 году, в употребление входит и широко используется термин «украинский стиль». Применялись и другие названия стиля.

Первым называть новый стиль «модернизованый украинский стиль» стал, вероятно, выдающийся деятель в стиле УАМ Е. Н. Сердюк, за ним термин «украинский модерн» вводит Г. О. Коваленко. По данным В. В. Чепелика, наиболее часто употребляемым в литературе названием стиля является украинский модерн или его варианты.

История УАМ

Появление и развитие УАМ тесно связано с народным творчеством, народными традициями домашнего и церковного строительства и использованием их профессиональными архитекторами. Стоит отметить, что первые попытки использования элементов украинской народной архитектуры профессиональными архитекторами имели место на территории Украины ещё в XIX ст. (дом для гостей в усадьбе Г. Галагана).

Достижения этнографической науки к концу XIX ст. и изучение народной архитектуры привело к зарождению идеи создания собственной архитектуры, народной в своей сущности. Первым эту идею в 1903 году реализует В. Г. Кричевский в проекте здания Полтавского губернского земства (1903—1908 годы), которое стало первым творением в стиле Украинского архитектурного модерна.

Почти одновременно с ним в данном новом стиле были построены школа им. И. П. Котляревского в Полтаве (1903—1906 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк и М. Ф. Стасюков) и церковь в селе Плишивцы (1902—1906, архитектор И. С. Кузнецов), которая тоже относится исследователями к УАМ[2].

Это были первые три объекта, построенные в стиле, названном впоследствии УАМ. По поводу этих трёх объектов В. В. Чепелик пишет: «Эти три объекта положили начало трём наиболее важным, почти разновекторным, направлениям художественных поисков УАМ: Покровская церковь наметила будущее развитие необарочных тенденций, дом Полтавского земства был направлен на утверждение декоративно — романтического направления, который начали называть народным стилем, школа им. И. П. Котляревского нацелена в сторону рационалистических поисков»[3]. Успешное начало вызвало движение за создание родного стиля. Развитие архитектуры УАМ происходило почти одновременно во всех регионах Украины, в наибольших городах и в целом ряде сёл.

С 1903 года на первое место в разработке теории УАМ выходит О. Г. Сластион. Он сформулировал принципы морфологии УАМ и всецело способствовал распространению и утверждению этого стиля. Появляются кружки по изучению украинской народной архитектуры. Так, студенты ПИГИ, в будущем видные деятели УАМ, в 1905 году организовывают нелегальный кружок по изучению украинской архитектуры, каждое лето они ходят по сёлам и делают зарисовки хат, сараев, церквей и часовен. В Харькове при Литературно-художественном кружке возникает Украинский художественно-архитектурный отдел, который своей целью ставит «распространение украинского стиля» и украинского искусства вообще, а также «сохранение других памятников Украины и возрождение украинского зодчества». Почётным председателем кружка был И. Ю. Репин, председателем С. И. Василькивский. Появляются многочисленные публикации в специализированных и популярных журналах, в которых отмечалось своеобразие стиля и соответствие современной жизни и новым запросам.

Называть стиль модерным первым стал, видимо, Е. Н. Сердюк.

Стиль появился в эпоху формирования европейского модерна. Однако, не стоит путать УАМ с другими направлениями модерна, распространёнными на Украине в это время[4]. По сравнению с европейским модерном УАМ отличается большей протяжённостью во времени: 38 лет вместо 20. Это обусловлено неблагоприятными условиями развития, вынужденными перерывами.

Этапы развития УАМ

В. Чепелик выделяет три этапа в развитии украинского архитектурного модерна[источник не указан 286 дней]:

  1. 1903—1917 годы — период бурного развития УАМ. Две разновидности — народный стиль (романтизм) и рационалистический модернизм (более сдержанный). Декор в архитектуре зданий был интенсивный, живописный, в нём получили развитие народные темы, обогащённые мотивами, пришедшими от европейской архитектурной традиции.
  2. Послереволюционное время. После установление власти большевиков, многие деятели УАМ оказались в эмиграции (Тимошенко С. П., Сердюк Е. Н. и др.), кто-то арестован (Дяченко Д.[5][6] и др.) или подвергся преследованиям. Некоторые под угрозой расправы отказывались от своих взглядов на УАМ (К. М. Жуков). Магистральными направлениями развития архитектуры в 1920 — начале 1930 годов становятся рационализм и конструктивизм. УАМ имеет значительно меньшее распространение, но и в нём в этот период продолжается работа по поиску новых типов жилищ и общественных зданий.
  3. 1934—1941 годы. Некоторое оживление в развитии УАМ, но притеснения продолжились. Политические притеснения стали одним из факторов приостановки развития УАМ.

После 1941—1945 годов элементы УАМ использовались отдельными архитекторами (к примеру Иосиф Каракис), но такие работы немногочисленны.

Некоторые наиболее известные объекты

  • Здание Полтавского земства (теперь Полтавский краеведческий музей)[7].
  • Школа им. Котляревского (1903—1905 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк и М. Ф. Стасюков)[8].
  • Харьковская сельскохозяйственная селекционная станция[9] (1909—1911 годы, архитектор Сердюк Е. Н.).
  • Носовская селекционная станция возле города Нежин (1911—1913 годы, архитектор Сердюк Е. Н.).
  • Большой Дом гражданских собраний в городе Славянск (архитекторы Е. Н. Сердюк, С. В. Котляревский).
  • Железнодорожные станции на протяжении всей Кубано — Черноморской казачьей железной дороги (1911—1916 годы) и многочисленные объекты, связанные с ней (школы, жилые дома и др.).
  • Центральный железнодорожный вокзал в городе Киеве (1928—1932 годы, архитектор А. М. Вербицкий (при участии И. Каракиса). Первоначальный проект был переделан уже в момент строительства и элементы УАМ использованы в нём лишь частично.
  • Жилищные комплексы посёлка Харьковского тракторного завода «Новый Харьков» (архитектор В. К. Троценко, 1920 — е годы). В одном из этих домов сегодня находится музей Клавдии Шульженко[10].
  • Жилищный массив в городе Макеевке.
  • Санаторные комплексы в городе Миргороде (архитектор О. Г. Сластион, 1916—1920 годы).
  • Харьковское художественное училище[11].
  • Дом Хренникова в Днепропетровске (арх. П. П. Фетисов, 1910—1913, в соавт. с Л. Л. Хойновским и самим В. В. Хренниковым и при консультациях русского и украинского историка и археолога Д. И. Яворницкого)[3]. В 1943 году здание сгорело, восстановлено по проекту В. А. Зуева, в настоящее время — Гранд-Отель «Украина»)[12][13][14].
  • Гостиница «Украина» в Луганске[15].

Наиболее известные деятели УАМ

Левинский И. И., Сластион О. Г., Кричевский В. Г., Жуков К. Н., Вербицкий А. М., Сердюк Е. Н., Лушпинский А. О., Тимошенко С. П., Дяченко Д. М., Троценко В. К.[16].

Центры

Выделилось несколько центров развития УАМ.

Полтавский

Именно здесь, на Полтавщине, были построены первые три объекта в стиле УАМ — здание Полтавского губернского земства (1903—1909 годы, архитектор В. Г. Кричевский), церковь в селе Плишивцы Гадяцкого уезда, школа им. И. Котляревского.

Харьковский

Идея создания нового украинского архитектурного стиля зародилась в среде именно харьковских архитекторов, художников и этнографов, хоть и была реализована эта идея в другом регионе — на Полтавщине. Эту идею в 1903—1908 годах первым реализовал харьковский архитектор-художник В. Г. Кричевский в доме Полтавского губернского земства, а харьковчане С. И. Василькивский, М. С. Самокиш и М. М. Уваров выполнили в его интерьере росписи.

В Харькове был сооружён первый в формах УАМ комплекс сооружений научно-исследовательского назначения — Харьковская сельскохозяйственная селекционная станция (Московский проспект, 142, 1909—1911 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк, М. Ю. Харманский). Теперь — НИИ растениеводства, селекции и генетики. Архитекторами харьковского центра УАМ были построены объекты как на территории Украины, так и на Кубани. Данному центру характерны разные течения УАМ. Харьковский центр УАМ сделал значительный вклад в развитие УАМ как по количеству сооружений, так и по теоретическим разработкам стиля.

Киевский

Первым домом, построенным в Киеве в стиле УАМ, стал дом И. И. Щитковского на улице Полтавской, 4-а (1907—1908 годы, архитектор В. Г. Кричевский). Это был рядовой двухэтажный дом, выполненный в дереве и облицованный кирпичом, дом имел плоский фасад в семь окон на этаж[17]. В Киеве было построено первое сооружение инженерного назначения в стиле УАМ — дом городской очистительной станции на Сапёрной слободке (архитектор М. О. Дамиловский).

Для архитектуры киевского центра УАМ характерно распространение рационалистического направления УАМ.

Львовский

Львовские архитекторы выработали местные варианты УАМ, в которых региональные особенности преобладали над теми тенденциями, что приходили с востока Украины. Вместе с тем довольно заметным было желание львовских мастеров хотя бы частично подхватить и развить некоторые характерные формы народностилевой архитектуры восточной и центральной Украины, в частности, трапециевидные прорези в порталах и окнах, хотя эти темы в Галичине так и не стали настолько господствующими, как в других частях Украины.

УАМ в других регионах Украины

Меньшие отделы были в других регионах Украины в Одессе, Екатеринославе, Чернигове.

  • Дома в стиле УАМ строились как в самом Екатеринославе, так и в сёлах данного региона. Первый дом в стиле УАМ в Екатеринославе сооружён в 1908 году на Кавалерийской улице, 22 (проект инженера И. М. Трубы). Это был рядовой двухэтажный дом на несколько квартир. Среди екатеринославских домов начала XX века выдающимся памятником, вобравшим народные мотивы, стал величественный дом инженера В. М. Хренникова. Дом Хренникова сразу вошёл в число выдающихся сооружений города, он, ещё не законченный строительством, в начале 1913 года попал в раздел «Достопримечательности города» в книге «Весь Екатеринослав» (1913, с. 126)[12][13].
  • В Одессе в стиле УАМ построен жилой комплекс на ул. Пироговской, 3 (1911—1916 годы, архитектор Я. М. Пономаренко). Четыре дома этого комплекса создают определённый ансамбль. Это первый ансамбль жилых домов в стиле УАМ.

Композиция и морфология УАМ

Объёмная композиция

Объёмная композиция в УАМ получила наиболее характиристическое проявление, которое определялось тесной связью с народными традициями домашнего и церковного строительства. Объёмная композиция была в домах всех форм — простой четырёхугольной, Г-образной формы, П-образной формы, Ш-образной формы. Фронтальная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция в УАМ не получила значительного развития. В то же время отдельные примеры всё-таки привести можно. Дом водолечебницы в Миргороде, жилой дом на улице Артёма в Харькове. Во многих домах с П- или Ш- образным планом пространственные части развёрнуты в сторону домов и их эффективность становится не очень значительной и не может играть значительной роли в композиции (трёхклассные школы Лохвицкой земской управы, художественное училище в Харькове). Сюда же можно отнести и примеры строений с замкнутыми внутренними дворами (дом Хренниковав Екатеринославе или дом-комплекс «Днестр» во Львове).

Композиция стены

В объектах УАМ применялось значительное количество разнообразных способов решения стены. Композиция стены приобрела развитый характер в домах, имеющих количество этажей большее, чем три, когда наравне с вариантами ровной и гладкой стены получают распространение ярусные её разделения на один или несколько этажей.

Композиция окна

Одной из наиболее характерных знаковых форм УАМ является форма окна. Для УАМ характерно применение шестиугольных трапеционных окон. Это привело в своё время к мысли, что применение подобных окон преобладает в объектах УАМ. В то же время подсчёты В. Чепелика показали, что самой распространённой формой окна была всё-таки прямоугольная. Применялись также окна арковые — с полукруглым верхом (традиция ренессанса) и элептическим (традиция барокко). Шестиугольные окна имели разнообразные решения, от незначительного скоса до значительного. Применялись также спаренные трапеционные окна, что было новым в украинской архитектуре и созвучным подобным решениям в европейской практике. Распространено было также применение окон с нишами.

Порталы

В УАМ особое место занимали порталы, которым часто придавали значения главного композиционного элемента. Наиболее распространённой была трапециевидная форма порталов. При этом порталы имели самые разнообразные композиционные решения.

Колона, пилястра, ордер

Щипцы и фронтоны

Щипцы и фронтоны на фасадах УАМ широко использовались и приобрели в композиции зданий ощутимое значение. Они часто приобретали знаковый характер, их формы свидетельствовали о принадлежности к тому или иному варианту УАМ, к тому или иному внутреннему течению в УАМ или указывали на влияние других стилей.

Крыши

Крыши в УАМ заняли довольно значительное место в решении художественного образа здания и имели сложную пластику. Для УАМ характерны высокие (с крутым скосом), шатровидные крыши.

Наследие УАМ

Наследие УАМ сохранилось не полностью. Много уничтожено в годы Первой мировой войны, войны УНР c большевистской Россией и Польшей, Второй мировой войны. Большую роль в недостаточном сохранении объектов УАМ сыграло отношение к ним советской власти, в период которой многие из них либо уничтожались, либо подвергались неправильной реставрации. Имена многих архитекторов, работавших в стиле УАМ, в советское время находились под запретом. На протяжении десятилетий искусственного забвения работы и судьбы этих архитекторов были неизвестны даже специалистам. В 1970-х годах некоторые историки архитектуры и краеведы по собственной инициативе и без наименьшей разгласки начали незамеченный тогда властью поиск и изучение памятников УАМ и даже печатали свои работы в районных газетах и малоизвестных сборниках тезисов научных конференций в областных центрах.

Более активное изучение УАМ началось лишь в середине 1980-х годов. Одним из наиболее известных исследователей УАМ является Чепелик В. В.

Оценки УАМ

Согласно мнению известного советского архитектора, заслуженного строителя УССР, Григория Владимировича Головко для украинского архитектурного модерна характерно использование приемов народного деревянного зодчества в форме крыш, окон и дверных проёмов, применение майоликовых вставок с национальным орнаментом. Особенно ярко эти элементы проявились в решении зданий Полтавского губернаторского земства (архитектор — Василий Кричевский), художественного училища в Харькове (архитектор — Константин Жуков) и ряде других. Лучшие традиции архитектуры прошлых эпох нашли творческое воплощение в украинском советском архитектурном модерне[18].

Американский архитектуровед Тит Геврик отмечал в 1984 году, что появление стиля «модерн» привело к новой интерпретации украинского барокко и народной архитектуры в архитектуре современной. Эти творческие поиски продолжались и после Первой мировой войны, вплоть до конца 1920-х годов — критического периода в истории украинской культуры. В это же время начал входить в моду новый конструктивистский стиль с применением стекла, стали и бетона[19].

Современный искусствовед, кандидат искусствоведения Лариса Савицкая отмечает, что в отличие от русского и западноевропейского искусства Ар Нуво, в котором решение главной проблемы создания синтетической художественной формы было итогом долгой работы, проводившейся живописцами, поэтами, графиками со времён литературного символизма и постимпрессионизма, манифестационный опыт украинского модерна (вышеупомянутый Земский дом в Полтаве) не резюмировал поиски стиля. Напротив, он открывал перспективу его дальнейшего развития, связанного с обращением к национальным историческим образцам и формам, утверждением в художественной критике новых эстетических позиций[20].

По мнению члена Ассоциации украинских писателей, Александра Стражного украинский архитектурный модерн — это нарочито манерные, вычурные приёмы, деформация привычных очертаний, причудливая асимметрия и орнаментация[21].

Примечания

Литература

Ссылки

Український модерн

Модерн — стильовий напрям у мистецтві (переважно в архітектурі, образотворчому й декоративно-ужитковому мистецтві) кінця 19 — початку 20 ст. На поч. 20 ст . з’являється архітектура Українського модерну. Основними його елементами є використання синусоїдальних ліній, стилізованих квітів, язиків полум’я, хвилястих ліній, запозичених в природі.

На початку ХХ ст частини території України знаходились під впливом Російської і Австро-Угорської імперій, тому на цих територіях український модерн мав характерні особливості. Архітектура Західної України на початку ХХ ст. знаходиться під впливом Віденського сецесіону, і набуває назви «сецесія». Поєднання народного мистецтва і сецесії стало наслідком виникнення Української сецесії, що має риси гуцульського і закопанського народного мистецтва. На території Центральної, Південної та Східної України, яка перебувала в складі Російської імперії, існує національний різновид модерну: «Український модерн», який виник в Полтаві.

Найбільш відомі споруди цього стилю були побудовані в Харкові, Полтаві, Києві, але керівництво імперії протидіяло розвитку української культури і, зокрема, національної архітектури. Це було однією з причин, які не сприяли розповсюдженню українського модерна. Таким чином найбільш широко на російської частині України було представлено російський варіант модерну, також в Україні існують зразки північної різновидності модерна. На території України за часів модерну творили такі постаті як академік Олексій Бекетов, Вікентій Прохаска, Григорій Артинов, Адам Генріх, Василь Кричевський, Тадеуш Обмінський, Іван Левинський.

Прагнучи створити новий стиль, представники відмовлялися від історичних запозичень стилю еклектики, використовували умисно примхливі, мінливі форми, вигадливі лінії, принципи асиметрії і вільного планування, нові технічні та конструктивні засоби для створення незвичайних, підкреслено індивідуалізованих будівель, де всі рішення підпорядковані єдиному образно-символічному задумі й орнаментальному ритмові.Звернення до хвилястих, природніх форм стало найбільш характерною ознакою стилю, хоча повної відмови від прямокутних об’ємів в архітектурі досягти не вдалося. Мали місце компромісні варіанти, що не погіршило образну та функціональну складові стилю. В архітектурі модерну широко використовували як дерево (дерев’яний модерн), так і звичайну та глазуровану цеглу  бетон металеві конструкції, скло, їх комбінації.

В Україні серед центрів модерну виділялися Київ (Житлові будинки партапарату в районі «Липки», Перший будинок Лікаря), Полтава (Краєзнавчий музей), Харків (будинок Держпрому), Львів, Вінниця. За роки розвитку УАМ було було збудовано понад 500 об’єктів у цьому стилі. Спадщина УАМ зберіглася неповністтю. Багато чого знищено у роки Першої світової війни, війни УНР з більшовистською Росією і Польщею, Другої світової війни. Велику роль у недостатньому збереженні об’єктів УАМ відіграло відношення до них совєцької влади, в період якої багато з них або знищувались, або зазнавали неправильної реставрації.

Украинский архитектурный модерн Википедия

Украинский архитектурный модерн (укр. Український архітектурний модерн), УАМ — один из украинских архитектурных стилей, разновидность стиля модерн, которая развивалась на территории Украины на протяжении почти 40 лет, с 1903 по 1941 годы.

В основе УАМ лежат народные традиции домашнего и церковного строительства и достижения украинской профессиональной архитектуры и прежде всего барочной (см. украинское барокко), влияние которой, начиная с 1910 года было заметным и даже возрастающим. Сильным было также влияние европейского модерна.

Школа им. И. Котляревского в Полтаве, одно из первых зданий, построенных в стиле украинского архитектурного модерна, 1903—1905 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк и М. Ф. Стасюков[1] Территория распространения Украинского архитектурного модерна по состоянию на 1917 год

Название стиля[ | ]

На начальных этапах появления и развития стиль имел разные наименования. По этому поводу Виктор Васильевич Чепелик пишет:

«В истории украинской архитектуры ни одно другое стилевое явление не отличалось таким разнообразием, разнохарактерностью и противоречивостью в названии, как УАМ.»

Интересно, что в 1903 году, когда В. Г. Кричевский предложил на конкурс по разработке архитектуры здания Полтавского губернского земства свой проект, стиль его проекта был отнесён к псевдо-мавританскому стилю, так как он имел незнакомые архитектурные формы. Начиная с публикаций А. Г. Сластиона в 1903 году, в употребление входит и широко используется термин «украинский стиль». Применялись и другие названия стиля.

Первым наз