Моет шампанское википедия – Купить шампанское Моэт и Шандон Империаль в торговых центрах METRO Cash and Carry Воронеж

Содержание

История шампанского вина — Википедия

Несмотря на то, что большую часть свой истории шампанское было неигристым красным вином, наибольшую мировую известность получило белое игристое шампанское.

История шампанского вина является историей эволюции розового вина с тусклым оттенком в игристое вино, название которого сейчас прочно ассоциировано с названием винодельческого региона Шампани. Ещё римляне первыми высадили виноград в этой области на северо-востоке современной Франции, а его культивирование в регионе началось не позже V века. Гуго Капет, короновавшийся королём Франции в 987 году в кафедральном соборе Реймса, расположенного в самом сердце региона, положил традицию для последующих монархов использовать местное вино на банкетах по случаю коронации. Ранние вина Шампани были розовыми винами с блёклым оттенком, производившимися из винограда сорта пино нуар.[1]

Жители Шампани завидовали славе вин, которые производили их южные соседи в Бургундии, и стремились добиться такого же признания своего вина. Однако более северный климат региона поставил виноделов Шампани перед серьёзными трудностями в производстве красного вина. Находясь у границы области устойчивого виноградарства, плоды с трудом вызревали полностью и, как правило, обладали очень высокой кислотностью и низким уровнем содержания сахара. Эти вина по сравнению с винами Бургундии были менее плотными по консистенции и более тусклыми по оттенку.[1]

Помимо всего прочего, низкие температуры зимнего периода раньше положенного срока останавливали процесс брожения в винных подвалах, вгоняя в спячку дрожжевые клетки, которые потом просыпались под воздействием весеннего тепла и брожение начиналось снова. Одним из побочных продуктов процесса брожения было высвобождение углекислого газа, который оставался внутри вина, если оно было уже разлито по бутылкам, вызывая высокое давление внутри. Давление внутри хрупких французских винных бутылок зачастую становилось причиной их взрыва, создавая беспорядок в винных подвалах. В уцелевших бутылках вино содержало пузырьки, и этот факт был очень неприятен для виноделов Шампани того времени, считавших это недостатком. Ещё в XVII столетии виноделы Шампани, в особенности монах бенедиктинец дом Периньон (1638—1715), настойчиво пытались избавить своё вино от пузырьков.

[1]

В то время как виноделы Шампани и их французские покупатели предпочитали тусклые и неигристые шампанские вина, покупатели в других странах оценили вкус уникального вина с пузырьками. Игристый вариант шампанского становился всё более популярным, в особенности среди королевских семей и состоятельных особ. После смерти Людовика XIV в 1715 году игристый вариант шампанского стал излюбленным напитком при дворе регента Филиппа II Орлеанского. Всё больше виноделов Шампани пытались умышленно вызвать игристость своих вин, но у них было мало знаний о сути возникновения этого процесса, а также о том, как укрепить винную бутылку, чтобы она выдерживала давление.

[1]

Эти сложности были успешно преодолены в XIX столетии и индустрия шампанских вин начала формироваться в том виде, в котором мы знаем её в наше время. Успехи винодельческого дома Вдова Клико в разработке традиционного способа производства шампанского — шампанского метода (фр. méthode champenoise) — сделали изготовление игристого вина весьма доходным бизнесом и в этот период было открыто множество знаменитых сейчас домов шампанских вин, в том числе Krug (1843 год), Pommery (1858 год) и Bollinger (1829 год). Состояния виноделов Шампани и слава шампанских вин росли вплоть до серии кризисов, случившихся в начале XX века. В Европе появился вредитель филлоксера, виноградари бунтовали в 1910—1911 годах, российский и американский рынки сбыта были утрачены из-за революции 1917 года и введения сухого закона, а две мировые войны превратили виноградники Шампани в поля сражений.

[1]

Однако в новейшей истории мы видим возрождение популярности шампанского вина, вина, которое ассоциируется с праздниками и роскошью. По сравнению с 1950 годом его продажи выросли в четыре раза. В наши дни на 35000 гектарах виноградников производится более 200 миллионов бутылок шампанского, а растущий глобальный спрос заставляет французские регулирующие органы искать возможность расширения границ винодельческого региона, чтобы повысить объем производства шампанского.[1]

Достоверно известно, что первыми жителями, высадившими виноград на территории современной Шампани, стали римляне. Название Шампань возникло от латинского слова campania с целью обозначить сходство холмистого ландшафта провинции с сельской местностью итальянской Кампании, расположенной к югу от Рима. Провинция была разделена на две части — Champagne pouilleuse, известняковая бесплодная равнина восточнее Реймса, и Champagne viticole, область лесистых холмов, известная как

Монтань-де-Реймс (фр. Montagne de Reims), располагавшуюся между Реймсом и рекой Марна, где и были высажены виноградники. Первый зарегистрированный виноградник принадлежал Святому Ремигию в V веке, хотя виноградники были здесь, без сомнения, ещё ранее. Большую часть ранней истории винодельческого региона вина Шампани не носили названия шампанское. Они были известны как «реймсское вино» и как «речное вино», имея в виду реку Марна, которая являлась важнейшим торговым маршрутом, по которому грузы через Сену попадали в Париж. Расположение Шампани на перекрестке двух важнейших торговых маршрутов того времени — один с запада на восток, между Парижем и землями Рейна, второй с севера на юг, между Фландрией и Швейцарией — с одной стороны принесло богатство и известность региону и его винам, но с другой стороны стало причиной постоянных разорений этих земель из-за бесчисленного количества сражений и оккупаций Шампани.[1]

Коронация Гуго Капета в Реймсе положила начало традиции ассоциировать регион и его вина с королевской династией.

В 987 году Гуго Капет был коронован в кафедральном соборе Реймса королём Франции. На банкете по случаю коронации подавали местные вина провинции. Город получил славу духовной столицы Франции и на протяжении следующих восьми столетий монархи придерживались традиции Капетингов короноваться в Реймсе.[1] Ассоциирование региона с королевскими особами ещё больше повысило известность местных вин. К XVI веку расположенная южнее Реймса деревенька Аи получила широкое признание благодаря качеству своего вина, а король Франциск I объявил себя «Королём Аи и Гонесса» — земель, где производились лучшие в стране вино и мука. Репутация вин из Аи была настолько высока, что их стали называть вином Франции (фр. vins de France), а по их качеству судили не только о регионе, но и обо всей стране. Со временем слово «Аи» стало использоваться для обозначения всех вин из региона Шампань. (Аналогично тому как сегодня названия Бордо или Бон используются для обозначения вин, произведённых в регионах Жиронда и Бургундия, соответственно).
[2]

В период средневековья, по мере обострения соперничества между виноделами Шампани и их южными соседями из Бургундии, вина Шампани стали иметь различные оттенки — от светло-красного до бледно-розового. Торговый путь фламандских торговцев в Бургундию пролегал прямо через Реймс и жители Шампани всячески стремились переманить их деловое внимание на своё «более дешевое» вино. К сожалению, климат Шампани не позволял производить красные вина, по цветовой насыщенности и богатству вкуса сравнимые с бургундскими винами, даже несмотря на то, что виноделы Шампани пытались «улучшить» свои вина добавлением в них ягод бузины. Стремясь выделить своё вино от продукции соперников из Бургундии, виноделы Шампани переключили свои усилия на производство белых вин. Однако, белые вина, изготавливавшиеся из белого винограда, имели незамысловатый вкус и быстро прокисали. Наиболее популярными оказались

белые вина, произведённые из чёрного винограда, например, сорта пино нуар, поскольку они обладали более богатым вкусом, ароматом и стойкостью. Таким образом, на протяжении XVI века и вплоть до начала XVII века виноделы Шампани старались производить самое хорошее «белое» вино из чёрного винограда, несмотря на то, что зачастую вино получалось совсем не белым; его цвет варьировался от сероватого до бледно-розового оттенка, известного как oeil de perdrix или глаз куропатки. И только после развития специального метода, разработанного монахом-бенедиктинцем Пьером Периньоном из аббатства Овиллер, виноделы Шампани стали производить по-настоящему белое вино из чёрного винограда.[2]

Дом Периньон[править | править код]

Несмотря на то, что большая часть службы Дом Периньона была посвящена тому, как избавиться от пузырьков в вине, его методы изготовления белого вина из чёрного винограда лягут в основу современного игристого шампанского.

Бенедиктинское аббатство в Овиллере было восстановлено после его разрушения в ходе французских религиозных войн, а виноградники были высажены заново. К 1661 году аббатство владело 10 гектарами виноградников и получало церковный налог в виде винограда с близлежащих деревень, в том числе с ценных виноградников Аи и Авене-Валь-д’Ор. Аббат поручил соорудить винный погреб и, чтобы справиться с растущим объёмом производимого вина, нанял казначея и дегустатора вин. В 1668 году на эту должность пригласили Пьера Периньона. Его предшественник, дом Груссар, а также каноник Годино, характеризовали его как перфекциониста. Периньон усердно трудился не покладая рук над усовершенствованием методов виноградарства на виноградниках аббатства и над повышением качества вина. Он был убеждённым сторонником применения только винограда сорта Пино нуар, который, по его мнению, имел самые лучшие оттенки вкуса и задатки качества. В то время в виноградниках региона высаживали самые разные сорта винограда, среди которых были
Пино нуар
, Шасла, Пино блан, Пино гри, Пино мёнье, а также, по всей видимости, Шардоне. Самым важным, по убеждению Дом Периньона, было то, что чёрный виноград, например, пино нуар, имел меньше шансов «взорваться» весной и образовывал меньше пузырьков, чем белый виноград. Наличие пузырьков в вине Дом Периньон считал пороком и разрабатывал жесткие методы для снижения вероятности появления такого дефекта.[2]

Также дом Периньон был сторонником интенсивной подрезки, считая что лоза не должна вырастать выше 1 метра, а урожай плодов должен быть небольшим. Он полагал, что собирать виноград следует ранним утром, пока тот не успел нагреться, и делать это нужно крайне осторожно, дабы гроздья оставались нетронутыми. Мятые или раздавленные плоды отбраковывались. Для перевозки винограда на отжим он предпочитал использовать мулов и ослов вместо лошадей, поскольку они были более спокойными, что повышало шансы оставить виноград неповреждённым. Дом Периньон стремился отжимать виноград как можно быстрее и полнее, чтобы снизить вероятность попадания кожицы плодов в сок. Существовало чёткое различие между разными уровнями отжима. Первый отжим выполнялся исключительно собственным весом плодов и из него получалось вино самого высокого качества, так называемое фр. vin de goutte. Второй и третий отжимы выполнялись уже с применением груза; получавшееся вино было хорошего качества, но не самого лучшего. Вина, вырабатывавшиеся из четвертого и пятого отжимов, фр. vin de taille и фр. vins de pressoir, имели совсем тёмный цвет и далее не использовались. Дом Периньон понимал, что оболочки плодов, помимо внесения розового или серого оттенка, придавали его качественным винам ненужные запахи и грубую текстуру. Его особые усилия, направленные на ограничение контакта с оболочкой плодов, помогали аббатству Овиллер производить из чёрного винограда действительно белое вино.

[2]

Находясь в Англии в ссылке, французский философ Сент-Эвремон внёс огромный вклад в популяризацию шампанского среди лондонского общества. Хотя Сент-Эвремон предпочитал неигристое вино Шампани, среди англичан вскоре стала весьма популярна игристая разновидность шампанского.

Являясь здоровой нацией, но, в силу понятных причин, имея ограниченные возможности для виноделия, англичане оказали существенное влияние на эволюцию игристого шампанского. Неигристые вина Шампани стали популярны в лондонском обществе в середине XVII века, вскоре после прибытия туда философа эпикурейца Шарля де Сент-Эвремона. На торжественных банкетах и званых обедах он всячески продвигал вина из региона Шампань. Вскоре самые влиятельные светские персоны Лондона, среди которых были герцоги Бедфорд и Бекингем, а также граф Арлингтон, стали регулярно заказывать ящики шампанского. Вино было неигристым или, по крайней мере, должно было быть неигристым.[2] Как правило, вино перевозилось в Англию в дубовых бочках, а затем торговые дома разливали его по бутылкам для продажи. В XVII столетии в стекольном производстве в Англии использовали печи, которые топили углём, в результате чего стеклодувы производили более прочные бутылки, чем французские стеклодувы, где печи топились дровами. Также англичане использовали корковые пробки, изобретённые римлянами, но впоследствии забытые на долгий период времени. Зимы в Шампани прохладные и температура падала настолько низко, что процесс брожения останавливался преждевременно, результатом чего являлся остаточный сахар и спящие дрожжи. После того как вино было отправлено в Англию и разлито по бутылкам, процесс брожения при тёплой погоде начинался снова и в бутылках повышалось давление вследствие образования углекислого газа. Когда бутылку открывали, вино искрилось струйками пузырьков.[3]

Англичане одними из первых признали позитивной склонность шампанского пениться и попытались понять причины этого эффекта. В 1662 году английский ученый Кристофер Меррет представил исследование о том, как наличие сахара в вине заставляет его пениться, и показал, что практически любое вино можно сделать шипучим, добавив в него сахар перед розливом в бутылки. Это одна из первых работ по обоснованию эффекта игристого вина и напрашивается вывод о том, что британские торговцы производили «игристое шампанское» ещё до того, как это сознательно стали делать виноделы Шампани.[3] Популярность игристого шампанского на британских островах росла неуклонно. В 1663 году британский поэт Сэмюель Батлер Samuel Butler впервые в Англии упомянул пенистое шампанское в своей поэме Хюдибрас. В 1698 году в пьесе Джорджа Фаркера Любовь и бутылка один из персонажей восхищается струйками пузырьков в бокале шампанского. По мере роста популярности игристого шампанского в Лондоне, другие королевские дворы Европы тоже стали считать пузырьки в вине курьёзом, в том числе и французы, которые прежде считали пузырьки пороком вина.[2]

Рост популярности игристого шампанского[править | править код]

Ценитель шампанского на картине Жана Гриму (1678-1733)

После смерти Людовика XIV в 1715 году его племянник Филипп II Орлеанский стал принцем-регентом Франции. Герцог Орлеанский предпочитал пить игристый вариант шампанского и распорядился подавать его на ежевечерних маленьких ужинах (фр. petits soupers) во дворце Пале-Рояль, служившем городской резиденцией герцогов Орлеанских. Это пристрастие вызвало повальное увлечение пенящимся шампанским в Париже, поскольку модное общество и рестораны стремились подражать вкусам герцога. Стремясь заработать на этом буме, виноделы Шампани стали переходить на производство игристого вина.[2] На протяжении XVIII столетия открывались новые винодельческие дома Шампани, придавая новую динамику развития бизнеса в этой провинции. С этого времени среди виноделов Шампани стали преобладать не хозяйства или монастыри, имевшие собственные виноградники и производившие большую часть вина, а частные дома или оптовые торговцы, покупавшие виноград у виноградарей для производства собственного вина. В этот период были основаны крупные винодельческие дома Моэт э Шандо (фр. Moët et Chandon), Луи Рёдерер (фр. Louis Roederer), Пайпер Хайдсик (фр. Piper-Heidsieck) и Тэтэнже (фр. Taittinger). Каждый винодельческий дом нанимал торговых агентов, доставлявших образцы своего вина к королевским дворам по всей Европе, поскольку производители остро конкурировали между собой на развивающемся рынке шампанских вин.[4]

Тем не менее, к концу XVIII века неигристые розовые вина всё ещё составляли более 90% в объёме производства всего винодельческого региона Шампань.[4]Великая французская революция и последующие Наполеоновские войны на время свели на нет выросшую популярность шампанских вин. Чтобы спасти некоторых своих титулованных заказчиков от гильотины, торговцы шампанским заменяли в своих хозяйственных книгах титулы заказчиков на слово «гражданин». Многие дворяне эмигрировали в другие страны и торговцы шампанским предпринимали все возможные усилия, чтобы ящики с излюбленным шампанским доставлялись им по новым адресам. В ходе Наполеоновских войн европейские порты подвергались различным блокадам. Торговые агенты, к примеру, работавший на Вдову Клико, Луи Бонне, изобретали разные схемы контрабандной доставки вина своим заказчикам. Агенты пытались найти повод для продаж даже в победах и поражениях. Во время вторжения Наполеона в Россию торговец шампанским Шарль-Анри Хайдсик, основавший позже свой винный дом, скакал верхом впереди армии французов на пути к Москве. Везя с собой образцы шампанского, Хайдсик был готов иметь дело с любой стороной, оказавшейся победителем. Уже после полного поражения Наполеона сама провинция Шампань была занята российской армией. В период этой оккупации шампанское стало предметом реквизиции и податей. Когда в результате экспроприации винные подвалы Вдовы Клико опустели, она заявила «Сегодня они пьют. Завтра они заплатят».[4] Эти её слова оказались пророческими, поскольку следующие 100 лет, вплоть до революции 1917 года, Российская империя стала по объему заказов вторым в мире потребителем шампанского.[5]

Развитие современных технологий производства шампанского[править | править код]

Основы современных технологий производства шампанских вин были заложены ещё в период промышленной революции, когда произошёл существенный прорыв в понимании методов изготовления игристых вин, а технология его производства стала приносить более высокий доход виноделам. Французский химик Жан-Антуан Шапталь (1756—1832) обосновал теорию того, что шампанское пенится потому, что его запечатывают в бутылках до того, как завершится процесс брожения. Кроме того, он отмечал, что оставшийся сахар в вине, способствовавший процессу брожения, приводил к образованию пузырьков. Наряду с пузырьками, давление, повышавшееся из-за выделения углекислого газа, могло привести к разрыву бутылки.[1] Возмущение, вызванное взрывом одной бутылки, могло вызвать цепную реакцию, которая, в свою очередь, приводила к потере от 20% до 90% хранившихся в винном погребе бутылок.[6] Британский способ изготовления стекла с использованием работающих на каменном угле печей позволил получать более крепкие винные бутылки, способные противостоять давлению углекислого газа. В 1830-х годах аптекарь из Шалон-ан-Шампань по имени Андре Франсуа описал общие принципы расчета количества сахара, необходимого, чтобы вино искрилось, но при этом углекислый газ не выделялся в объеме, большем, чем могла выдержать бутылка. Появление укупорочных машин и совершенствование самой пробки позволило легче запечатывать вино и снизить возможность утечки газа из бутылки.[1]

Изобретение ремюажа, как способа избавления от осадка в шампанском, не теряя при этом газ, позволило существенно повысить качество производства шампанских вин.

Значительным прогрессом явилось изобретение в начале XIX столетия метода удаления осадка, образующегося из дрожжевых клеток, отмерших при вторичном брожении. Прежде виноделы Шампани не убирали такой осадок, из-за чего вино было непрозрачным и приобретало посторонний привкус, если осадок взбалтывался в бокале. При дворе и на королевских банкетах служители были вынуждены подавать новые порции шампанского в новых бокалах, дабы избежать взбалтывания осадка, оставшегося в прежнем бокале. Пытаясь устранить осадок, некоторые виноделы декантировали вино, переливая его в специальный сосуд. Однако, при переливании значительная доля углекислого газа терялась и в итоге вино становилось менее игристым. При участии своего дегустатора мадам Клико из винодельческого дома Вдова Клико в начале XIX века разработала процесс ремюажа, позволивший решить проблему с осадком, не теряя при этом углекислый газ. Этот метод заключался в сборе осадка в горлышке бутылки возле пробки и, под влиянием давления вина, выпуска одного лишь осадка. Для восполнения части вина, потерянного при выпуске осадка, в бутылку доливали смесь того же вина и тростникового сахара. Российские заказчики в особенности были приверженцами очень сладкого шампанского и Вдова Клико в ходе ремюажа имела возможность регулировать сладость своих вин для различных категорий заказчиков. Поначалу дом Вдова Клико старался сохранить этот метод ремюажа в секрете, но в конце 1820-х годов секрет был раскрыт и винодельческие дома стали внедрять целые поточные линии ремюажа. В 1854 году железнодорожная ветка связала Реймс с другими провинциями страны и с морскими портами. С этого времени шампанское стало ближе к своим рынкам сбыта и объем продаж резко возрос. В 1850-х годах объем производства шампанского составлял уже в среднем 20 миллионов бутылок в год.[4]

От сладкого к сухому[править | править код]

На протяжении большей части XIX столетия шампанские вина были сладкими. Этот вкус нравился большинству клиентов, а добавленный сахар помогал виноделам маскировать пороки вина или его низкое качество. Винодельческие дома Шампани регулировали уровень сладости в соответствии с пристрастиями индивидуальных рынков сбыта. Русские клиенты предпочитали самый высокий уровень содержания сахара, для чего добавляли 250-330 грамм сахара. Следующее место занимали скандинавские страны — примерно 200 грамм, за ними следовали французские и немецкие покупатели – 165 грамм. Вкус американских клиентов можно было удовлетворить добавлением 110-165 грамм сахара. Самый сухой вариант предпочитали англичане — 22-66 грамм сахара.[4] Постепенно пристрастия клиентов сместились в сторону менее сладких и более качественных шампанских вин. Первое выпущенное слегка сухое шампанское относилось к категории полусухого и имело на этикетке обозначение demi-sec. Успешные продажи вина этой категории привели к появлению категории сухого вина — sec. Иные виноделы стали производить вина даже с меньшим количеством сахара, и такие вина относились к категории extra dry. В 1846 году дом шампанских вин Перье-Жуэт выпустил вино, произведённое без добавления сахара вообще. Этот вариант поначалу был воспринят очень враждебно и критики называли это вино очень простым и жёстким, что соответствует слову брют. Но уже через одно поколение вино категории brut, содержащее значительно меньше сахара, чем даже вино категории extra dry, вошло в моду и сегодня большинство винодельческих домов Шампани производят именно такое шампанское.[7]

Из чего делать шампанское и где необходимо выращивать для него виноград — эти вопросы вызвали в начале XX века значительные конфликты, переросшие в бунты в коммунах типа Дамри (на фото).

К окончанию XIX века шампанское стало уникальным брендом и завоевало своё место в массовой культуре. Однако наступившее XX столетие принесло новые трудности. Первопричины некоторых из этих проблем были заложены ещё в первой половине XIX века, когда из-за растущей популярности шампанского винодельческие дома Шампани стали искать поставщиков более дешёвого винограда, выращенного за пределами винодельческого региона Шампань. Сеть французских железных дорог дала возможность доставлять в Шампань вагоны винограда из Долины Луары или из Лангедока по цене почти вдвое ниже той, которую винодельческие дома платили виноградарям Шампани за их урожай. В газетах стали распространяться слухи о том, что некоторые винодельческие дома покупали ревень из Англии, чтобы делать из него вино. Поскольку в то время отсутствовало специальное законодательство, защищавшее виноградарей и потребителей вина, винодельческие дома Шампани обладали сильным влиянием в регионе чтобы защитить свой бизнес с «искусственным» шампанским. Невзгоды виноградарей Шампани ещё больше усугубило то, что несколько последних урожаев уходящего XIX столетия были подпорчены заморозками, а обильные дожди существенно сократили урожайность. В этот же период виноградники по всей территории Франции поражались завезённым в Европу вредителем филлоксерой и эпидемия этого заболевания в конце концов дошла и до Шампани. Виноград урожаев с 1902 по 1909 годы был дополнительно повреждён плесенью и грибком. Но особенно плохим выдался урожай 1910 года вследствие сильного града и наводнения. В тот год было потеряно примерно 96% всего урожая.[8]

Между разными винодельческими домами Шампани практиковались картельные сговоры с целью максимального снижения закупочных цен на виноград. Постоянно слышались угрозы, что если они не получат виноград по низким ценам, то будут возобновлены закупки винограда в других регионах страны. Владельцы виноградников Шампани оказались в ситуации, когда им платили меньше за меньший объём винограда. Бедность распространялась повсюду. В январе 1911 года недовольства достигли своей критической точки и начались волнения в коммунах Дамри и Овиллер. Виноградари Шампани перехватывали партии винограда, поступавшие из Долины Луары, и сбрасывали их в реку Марна. Затем пришла очередь складов виноделов, имевших репутацию производителей искусственного шампанского, их вино снова было слито в Марну. Правительство Франции пыталось ответить на недовольство виноградарей, приняв законы, регулирующие происхождение шампанских вин. Согласно этому новому законодательству виноград для производства шампанского разрешалось выращивать только в департаменте Марна и в нескольких коммунах департамента Эна в Пикардии. Примечательное отсутствие в этом списке региона Об, где расположена историческая столица Шампани, город Труа, вызвало новую волну недовольства и протесты обделённых жителей. Расположенный южнее Марны, департамент Об имел большее сходство с Бургундией в части ландшафта и характеристик почвы. Виноградари Марны считали этот регион «чуждым» и не способным производить истинное шампанское, но жители Оба считали себя шампанцами и указывали на свои исторические корни. Спустя некоторое время правительство сделало шаг назад и включило Об в общий список, приведя в смятение виноградарей Марны, которые жёстко опротестовали такое решение. Бунты и смута усилились, и регион оказался на грани гражданской войны. Пока правительство пыталось найти решение, устраивающее обе конфликтующие стороны, разразилась Первая мировая война и эти проблемы отошли на задний план, поскольку вся страна погрузилась в войну.[8]

Первая и Вторая мировые войны[править | править код]

Во время германских артиллерийских обстрелов в Первую мировую войну множество шампанцев прятались в подземных пещерах, служивших для хранения шампанского. В этих пещерах продолжалось производство шампанского, несмотря на войну.

В Первую мировую войну Шампань была расположена на стратегически важной территории поблизости от Западного фронта и в результате шампанские вина пересекали границы нейтральной территории. Некоторые виноградники и винодельни были покинуты своими хозяевами, но множество жителей Шампани осталось и нашло убежище от германских артиллерийских обстрелов в подземных известняковых пещерах, где обычно выдерживали шампанское. Знаменитый Реймсский собор, как и множество других зданий в регионе, был практически полностью разрушен немцами. Виноградники превратились в заброшенные пустоши, испещрённые ямами и воронками, поскольку через эти земли проходило несколько военных операций. Тем не менее, некоторые шампанцы находили возможность производить шампанское в тяжёлые годы Первой мировой войны (1914–1917). Ко времени окончания войны Шампань потеряла более половины своего населения, а один только регион Эна потерял почти две трети жителей. Производство шампанского и его склады были полностью уничтожены, как и большинство виноградников.[9]

Завершение войны принесло некоторые надежды в регион. В 1919 году правительство Франции приняло серию законов, заложивших основы системы Контроля подлинности происхождения (AOC), которая строго определила правила виноделия и границы винодельческого региона. Были предприняты меры по недопущению фальсификации и запрещённых добавок, к примеру, ревеня и яблочного сока. На законных основаниях «Шампанским» стало возможно называть вино, сделанное только из винограда, выращенного на очерченной законом территории винодельческого региона Шампань, который уже включал в свои границы виноградники департамента Об. Массовое уничтожение виноградников в ходе войны дало возможность виноградарям высадить сорта устойчивые к филлоксере и занять под виноградники более благоприятные участки, обеспечивавшие более качественный урожай.[10] Но светлые надежды были омрачены последствиями революции в России, после которой высокодоходный российский рынок был закрыт для экспорта шампанского. Вступление в силу Сухого закона в 1920 году в США закрыло ещё один рынок сбыта для виноделов, а глобальный экономический спад времён Великой депрессии привёл к ещё большему снижению продаж. В годы Второй мировой войны ещё большее количество воинских частей маршем прошло через виноградники Шампани. И хотя опустошение региона было не столь ужасным как в Первую мировую войну, этот период стал неблагоприятным для региона. Именно в Реймсе, 7 мая 1945 года немецкий генерал Альфред Йодль подписал Акт о безоговорочной капитуляции Германии вместе с Верховным главнокомандующим союзнических сил, генералом Дуайтом Эйзенхауэром. На следующее утро подписание Акта было отмечено 6 коробками миллезимного шампанского Pommery 1934 года.[11]

Современная история[править | править код]

В наши дни шампанское стало не только вином, но и брендом, у которого появилось множество подражателей.

По окончании Второй мировой войны популярность и продажи шампанского снова резко пошли вверх. Начиная с 1950 года его продажи растут неуклонно, увеличившись в четыре раза и превысив 200 миллионов бутылок. Глобальный рост спроса заставил французские органы власти искать возможность расширения границ винодельческого региона, чтобы повысить объем производства вина.[1] В регионе по-прежнему сохраняется соотношение между виноградарями и винодельческими домами шампанских вин — большая часть из 19000 виноградарских хозяйств региона продают свой урожай примерно 300 винодельческим домам, занимающимся производством шампанского. С течением времени название шампанское стало не только воплощением терруара региона Шампань, но также стало признанным брендом, а жители Шампани предпринимают настойчивые меры по защите своего бренда и права использования названия «шампанское». Огромный успех и массовая популярность шампанского привела к появлению во всём мире множества различных имитаций (например, Советское шампанское в СССР, Кава в Испании, Зект в Германии и так далее). Даже в самой Франции в разных регионах широко производится игристое вино под маркой Креман. Наименование «шампанское» является защищенным в Европейском союзе географическим указанием происхождения товара и все вина, производимые или продаваемые на территории стран Евросоюза, должны соответствовать этому регулированию и не использовать на своих этикетках названия шампанское, если только оно не было произведено на территории AOC Шампани. В 1985 году было также запрещено использование термина шампанский метод производителями игристых вин в стиле «шампанского», предлагая вместо этого использовать фразы наподобие «традиционный метод» с целью обозначения того, что их вино изготовлено по технологии, аналогичной технологии производства шампанского.[3]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 J. Robinson (ed) «The Oxford Companion to Wine» Third Edition стр. 150—153 Oxford University Press 2006 ISBN 0198609906
  2. 1 2 3 4 5 6 7 H. Johnson Vintage: The Story of Wine, стр. 210—219, Simon and Schuster, 1989 год, ISBN 0671687026
  3. 1 2 3 T. Stevenson, ed. The Sotheby’s Wine Encyclopedia (4th Edition), стр. 169-178, Dorling Kindersley, 2005 год, ISBN 0751337404
  4. 1 2 3 4 5 H. Johnson Vintage: The Story of Wine, стр. 330-341, Simon and Schuster, 1989 год, ISBN 0671687026
  5. ↑ D. and P. Kladstrup Champagne: How the World’s Most Glamorous Wine Triumphed Over War and Hard Times (New York: William Morrow, 2005), стр. 83-84, ISBN 0060737921.
  6. ↑ D. & P. Kladstrup Champagne, стр. 46-47, Harper Collins Publisher, ISBN 0060737921
  7. ↑ K. MacNeil The Wine Bible, стр. 164-165, Workman Publishing, 2001 год, ISBN 1563054345
  8. 1 2 D. & P. Kladstrup Champagne, стр. 129-151, Harper Collins Publisher, ISBN 0060737921
  9. ↑ D. & P. Kladstrup Champagne, стр. 179-203, 213, Harper Collins Publisher, ISBN 0060737921
  10. ↑ D. & P. Kladstrup Champagne, стр. 223-224, Harper Collins Publisher, ISBN 0060737921
  11. ↑ D. & P. Kladstrup Champagne стр. 228-253, Harper Collins Publisher, ISBN 0060737921
  • Т. Б. Забозлаева. Шампанское в русской культуре XVIII-XX веков. СПб, 2007. ISBN 9785210014993.

Mumm — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мумм (фр. Mumm) — компания-производитель шампанских вин (фр. G.H.Mumm et Cie), находящаяся во французском Реймсе, а также бренд.[1]

Предприятие было основано тремя братьями Мумм: Якобсом, Готлибом и Филиппом — немецкими виноделами из долины Рейна, а также купцом Фридрихом Гислером (нем. Friedrich Giesler) из города Брюль 1 марта 1827 года и называлось P. A. Mumm Giesler et C°. Инициалы P. A. принадлежали отцу (англ. Peter Arnold Mumm), успешному торговцу вином из Золингена. В 1852 году, Georges Hermann Mumm, внук Питера Арнольда, стал руководить этим винным домом и его инициалы G. H. стали использоваться в названии компании. Красная полоса на этикетках шампанского была сделана наподобие французской орденской ленты ордена Почётного легиона и стала отличительным знаком этого шампанского. Через некоторое время французы национализировали компанию Mumm, хотя её основатели и их семьи жили во Франции до Первой мировой войны, не принимая французского гражданства.

Марка Mumm была хорошо известна в Российской Империи и считалась престижной. В частности, согласно «Запискам кирасира» князя Трубецкого, именно оно подавалось в офицерском собрании Лейб-кирасирского Ея Величества полка в 1912 году, когда поручик князь Урусов-старший произносит, обращаясь к корнету князю Трубецкому:[2]

«Что–о? Болен, ты говоришь?! Какая чепуха! Твое самочувствие никого не тронет и никому не интересно. «Кирасиры Ея Величества не страшатся вин количества!» Неужели ты это ещё не усвоил? А потом, душа моя, ты говоришь вздор, голова у тебя не может болеть: в собрании пьют только Mumm Sec Cordon Vert![3] Прекрасная марка! Да, да… и от неё никогда никаких котов не бывает. Пей в своей жизни только Mumm, только Sec, и только Cordon Vert — всегда будешь в порядке. Об одном умоляю: никогда не пей никаких Demi–sec![4] Верь мне, князь: всякий Demi-sec, во-первых, блевантин, а во-вторых, такое же хамство, как и пристежные манжеты или путешествие во втором классе. Итак: Mumm Sec Cordon Vert, дошло?..»

В настоящее время компания принадлежит Pernod Ricard — французскому производителю и дистрибютору алкогольных напитков. Это третий в мире бренд по объёмам продаж продукции после Moët & Chandon и Вдовы Клико.[5] Ежегодно продается около 8 миллионов бутылок вина в более чем ста странах мира.[5] Mumm являлся официальным спонсором гонок Формулы-1 с 2000 по 2016 год[6] и предоставлял специальные бутылки шампанского для празднования призёров гонки на подиуме.[7]

По калифорнийскому методу в США производятся игристые вина совместным предприятием между G.H. Mumm & Cie и Joseph E Seagram & Sons. Предприятие расположено в долине Напа (англ. Napa Valley) и было основано Guy Deveaux, производимые вина имеют бренд Mumm Napa.

Винодельческие дома Шампани — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 ноября 2017; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 ноября 2017; проверки требуют 7 правок.

В настоящее время существует примерно 284 торговых дома шампанских вин. В 2004 году 55 % продаж шампанского (170 миллионов бутылок) пришлось на 12 основных торговых групп. Шесть наиболее крупных из них — LVMH, Vranken-Pommery Monopole, LANSON-BCC Group, Laurent-Perrier, Pernod Ricard и Lombard-et-Médot.

Продажи немиллезимного шампанского брют ежегодно составляют от 80 % до 85 % всех продаж.

Продажи миллезимных кюве составляют не более 5 % от общего объема продаж шампанского. Эта категория шампанского служит, главным образом, для создания индивидуального образа бренда с целью повышения общего объёма продаж и для стимулирования обсуждений особенностей разных брендов. Владельцы брендов организуют самые разные мероприятия вокруг своих миллезимных вин, чтобы поддержать интерес со стороны общества и профессионалов.

  1. ↑ Группа Freixenet является одним из двух ведущих производителей кавы, испанского игристого вина.
  2. Ayala с ноября 2006 года остался единственным домом, выпускающим розовое шампанское экстра брют (очень сухое).
  3. ↑ Шампанское La Grande Année предпочитал Джеймс Бонд. Длительный срок хранения.
  4. Grande cuvée Charles VII: «Brut», «Rosé», «Blanc de blancs» и «Blancs de noirs»
  5. Deutz: В начале 1990-х дом прошёл полное обновление – расширение погребов, обновление оборудования и внедрение передовых технологий виноделия.
  6. Drappier: Поклонниками этой марки шампанского считаются Шарль де Голль и Лучано Паваротти
  7. Duval-Leroy: Единственный дом, имеющий миллезимный экстра брют (урожай 1997, 80 % шардоне и 20 % пино нуар, 6 грамм/литр дозажа).
  8. Nicolas Feuillatte: Самое крупное объединение виноделов Шампани куда входит 82 кооператива, объединяющих более 5000 виноградарских хозяйств, возделывающих 2000 га виноградников. В 2005 году было произведено 9,2 миллиона бутылок, из которых 7,85 миллиона под брендом Nicolas Feuillatte.
  9. Noble Cuvée от Lanson: Ассамбляж из урожая 5 гран крю (шардоне 70 % и пино нуар 30 %).
  10. Moët & Chandon: Лидирующий бренд с ежегодной продажей в 25 миллионов бутылок. Мастер-винодел Benoît Gouez.
  11. Dom Pérignon от Moët & Chandon: Самое известное кюве Шампани.
    Мастер-винодел Richard Geoffroy.
  12. Pannier: Самый крупный дом шампанских вин в Пикардии
  13. ↑ С эмблемой в виде анемоны с нежными лепестками в стиле ар-нуво работы дизайнера Эмиля Галле
  14. Ruinart: Самый первый винодельческий дом шампанских вин, открытый в 1729 году суконщиком Николя Рюинаром.
  15. De Saint-Gall: В это объединение входят 12 винодельческих хозяйств и 1860 виноградарей. Объём производства составляет 10 миллионов бутылок в год.
  16. Salon: Дом был основан в 1911 году и первоначально шампанское производили для своих друзей.
  17. Thiénot является одним из домов, которые выдерживают шампанское дольше обычного (в среднем 4 года). Руководит домом Ален Тиено.
  18. Veuve Clicquot: 8 миллионов бутылок в год, бренд является образцом для подражания, глубокое вовлечение в технологии виноделия.
  19. Vintage Rich от Veuve Clicquot: Миллезимное сухое шампанское (24 грамма сахара)

Лучший способ узнать продукцию этих домов – проехать по Туристической дороге шампанского.

Moët & Chandon — это… Что такое Moët & Chandon?

Бутылка Moët & Chandon

Moët & Chandon (/moɛt‿e ʃɑ̃ˈdɔ̃/), «Моэ́т э Шандо́» [1] — один из крупнейших мировых производителей шампанского. Был основан в 1743 году Клодом Моэтом, в настоящее время владеет более чем 1000 га виноградников и производит примерно 26 миллионов бутылок шампанского в год.

История

Компания основана в 1743, когда Клод Моэт (Claude Moët) стал поставлять вина из французской провинции Шампань в Париж. Правление Людовика XV сопровождалось повышенным спросом на игристое вино. Бизнес Моэта стремительно расширялся, и к концу XVIII века он экспортировал свои вина во всю Европу и в США. Внук Клода Жан-Реми Моэт сделал марку всемирно известной, поставляя вина таким клиентам, как Томас Джефферсон и Наполеон Бонапарт. Вторую половину своего названия компания получила, когда Жан-Реми Моэт передал в 1832 половину своей компании своему зятю Пьеру-Габриэлю Шадо де Бриаллье, а вторую половину — своему сыну Виктору Моэту.

Вслед за введением в 1840 понятия марочного шампанского, Моэт в 1842 представил свой первый образец такого вина. Самый широко продаваемый бренд Брют Империал (Brut Imperial) был представлен в 1860-х. Самая известная марка, Дом Периньон, названа в честь монаха-бенедектинца, называемого в легенде «Отцом Шампани». Moët & Chandon слилась с Хеннесси в 1971, а в 1987 — с Louis Vuitton и стала LVMH (Louis-Vuitton-Moët-Hennessy), крупнейшей в мире группой компаний в индустрии luxury с объёмом продаж более 16 миллиардов евро в финансовом 2004 году. Moët & Chandon имеет Королевское разрешение как поставщик шампанского Королевы Великобритании Елизаветы II.[2]

Ссылки

Примечания

Советское шампанское — Википедия

Сове́тское шампа́нское — торговая марка игристого вина, производимого в СССР с 1937 года[3] по бутылочному или, главным образом, по ускоренному[3] резервуарному методу[1][2](см. Метод Шарма).

В 1924 году, после отмены «сухого закона», советское правительство, возглавлявшееся Алексеем Рыковым, поставило перед отечественными виноделами сложную задачу: сделать такое игристое вино, которое бы стало доступно самым широким слоям трудящихся. Соответственно, напиток должен быть массовым, сравнительно дешёвым и «быстрым» в приготовлении.

Исполнением решения Совнархоза занялся известный химик-шампанист Антон Михайлович Фролов-Багреев, который бо́льшую часть жизни посвятил развитию российского, а затем и советского виноделия.

Ещё в 1923 году Северокавказский винодельческий трест послал Фролова-Багреева на два месяца в Германию и во Францию для ознакомления с новейшими достижениями в виноделии. В 1924 году его приглашают для организации мадерной камеры в Новочеркасске. В 1926 году учёный получает звание профессора, а в 1930 году избирается профессором кафедры виноделия Краснодарского института специальных технических культур. Одновременно Фролов-Багреев продолжает возглавлять шампанское производство в Абрау-Дюрсо. В 1936 году он становится действительным членом ВАСХНИЛ и направляется в свою последнюю заграничную командировку в Германию, Францию и Италию.

После огромного числа опытов и экспериментов Фролов-Багреев создал свой усовершенствованный (по сравнению с предшественником — профессором Момене, изобретшим в 1859 году акратофор (от греч. akratophoros — «сосуд для чистого вина») и соответствующую технологию) — аппарат для производства игристых вин, который сегодня известен под названием «Акратофор системы Фролова-Багреева». Он представляет собой вертикальный стальной цилиндр емкостью 5000 или 10000 литров (бывают и малые акратофоры — на 350 и 500 л.), состоящий из двух частей, соединенных фланцами со сферическим днищем и крышкой. Внутри акратофор покрыт эмалью, снаружи имеет три различные по высоте рубашки для охлаждения циркулирующим в них рассолом шампанизируемого вина с целью замедления брожения. В отличие от классического способа производства игристых вин, при акратофорном (или резервуарном) методе вторичное брожение происходит в течение 25-27 суток, когда процесс останавливают, путём снижения температуры, после того, как давление в резервуаре достигнет величины около 5 атмосфер. Далее охлажденный продукт выдерживается некоторое время на холоде, а затем разливается по бутылкам через мелкопористый фильтр под давлением углекислоты (частично — собственной, частично — вводимой в резервуар из баллона). При таком методе весь процесс происходит приблизительно в течение месяца.

«Товарищ Сталин занят величайшими вопросами построения социализма в нашей стране. Он держит в сфере своего внимания всё народное хозяйство, но при этом не забывает мелочей, так как всякая мелочь имеет значение. Товарищ Сталин сказал, что стахановцы сейчас зарабатывают много денег, много зарабатывают инженеры и трудящиеся. А если захотят шампанского, смогут ли они его достать? Шампанское — признак материального благополучия, признак зажиточности.Анастас Микоян, 1936 год»

28 июля 1936 года на заседании Политбюро, при личном участии Сталина, было принято Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О производстве „Советского шампанского“, десертных и столовых вин», предусматривающее строительство заводов по производству шампанских вин на территории крупнейших городов СССР. Экономика решения обосновывалась просто — виноматериалы транспортировать во много раз выгоднее, чем перевозить по стране готовую продукцию, возможное снижение качества вин на тот момент не сильно тревожило руководство. И уже в том же году испытания нового резервуарного метода прошли на Донском заводе шампанских вин (ныне Ростовский комбинат шампанских вин).[4]

В 1937 году с конвейера Донского завода шампанских вин, оснащённого технологическим оборудованием французской фирмы «Шоссепье», сошла первая бутылка «Советского шампанского». В 1938 Фролов-Багреев утверждается главным шампанистом треста Главвино СССР.

Следующим этапом стал введённый в строй, уже на полностью отечественной технологической схеме, в 1939 году Горьковский (ныне — Нижегородский) завод шампанских вин, где установили 22 акратофора системы Фролова-Багреева. Переход на отечественную технологию и аппаратуру, которые существенно отличались от зарубежных (брожение и охлаждение шампанизированного вина осуществляется в одном и том же аппарате) и в научно-техническом отношении значительно превосходили их, позволил существенно улучшить качество шампанского и значительно сократить производственные потери. В дальнейшем все заводы шампанских вин резервуарного способа производства строились с установкой отечественного технологического оборудования. В 1940 году на мощностях Ростовского, Харьковского и Авчалахского заводов было произведено 3,8 млн бутылок шампанского. В 1942 году за разработку и широкое внедрение в промышленность новых технологий и аппаратуры производства шампанских вин резервуарным способом А. М. Фролов-Багреев удостоен Сталинской премии.

Сбор винограда, выращиваемого в Молдавской ССР, Украинской ССР, Грузинской ССР и среднеазиатских республиках, и для производства Советского шампанского, для шампанских виноматериалов проводился при достижении его технической зрелости, при этом строго соблюдались кондиции по содержанию сахара (16—19 %) и титруемой кислотности (8—11 г/л).

Приготовлялось советское шампанское по единой рецептуре. На заводах шампанских вин виноматериалы различных сортов объединялись в крупные партии (ассамбляжи), подвергались технологической обработке, затем купажировались — получалось гармоничное, высококачественное вино для шампанизации (вторичного брожения). Укупоривалось специальными пробками из коры или из полиэтилена. Горлышко бутылки отделывалось фольгой. Перед употреблением советское шампанское должно было быть охлаждено до +10 °C.

После Великой Отечественной войны[править | править код]

» Советское шампанское, 1954.

Первыми заводами, которые после войны начали выпуск советского шампанского, были Московский завод шампанских вин (сейчас ОАО «Корнет») и Ленинградский государственный завод шампанских вин (ныне ЗАО «Игристые вина», Санкт-Петербург).

В дальнейшем советские учёные и шампанисты продолжили работу над оптимизацией технологии производства «Советского шампанского». В 1953 году профессором Г. Г. Агабальянцем в соавторстве с коллегами был предложен способ шампанизации вина в непрерывном потоке. Суть нового метода заключалась в том, что процесс вторичного брожения происходит уже не в закрытом резервуаре, а в потоке — системе из 7-8 последовательно соединённых крупных металлических резервуаров-акратофоров, с одной и той же заданной скоростью и при постоянном давлении. Метод «в непрерывном потоке» был внедрён в производство в 1954 году, он снизил стоимость каждой бутылки вина на 20 %, и, как считают отечественные шампанисты, повысил качество напитка — он стал более пенистым и игристым, также увеличилась его стойкость к помутнению.

Первыми заводами, которые выпустили «Советское шампанское» в непрерывном потоке, были Московский завод шампанских вин и Ленинградский государственный завод шампанских вин. В 1970-х годах на трех десятках заводов выпускали уже 249 млн бутылок в год.

Разработанная в нашей стране технология шампанского производства является наиболее прогрессивной в мире. Ряд западных стран (Франция, ФРГ, Испания) закупил лицензии на способ производства шампанского, разработанный отечественными специалистами, в некоторых странах (Югославии, Болгарии, Испании) построены заводы шампанских вин по нашим проектам.

мнение Арама Пирузяна[5]

Лицензию на производство игристого вина по советскому методу в 1975 году приобрела даже старейшая фирма-производитель шампанского — французская «Моэт».[5]

За научную разработку и внедрение способа производства игристых вин в непрерывном потоке с автоматизацией технологического процесса Г. Г. Агабальянцу, А. А. Мержаниану и С. А. Брусиловскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия.

Современность[править | править код]

«Советское» и «Российское шампанское», согласно ГОСТам, может быть произведено разными способами: классическим, резервуарным и методом брожения в непрерывном потоке. Однако, бо́льшая часть «Советского шампанского» изготавливается именно методом непрерывного брожения в потоке[6].

Сейчас[когда?] производственные мощности заводов России могут обеспечить выпуск шампанского в объёме 220 млн бутылок ежегодно, из них более 3 млн бутылок классическим способом.[источник не указан 1854 дня]

По статистике, россияне отдают предпочтение полусладкому шампанскому — его покупает около 50 % населения, 30 % выбирают полусухое и лишь 20 % — брют[6].

В начале 2016 года на Украине шампанское попало под закон о декоммунизации и его название на многих заводах было изменено на «Советовское» и «Светское»[7][8][9][10], хотя два завода продолжают его выпускать с классическим названием «Советское» — Харьковский завод шампанских вин и Измаильский винный завод[11][12].

В октябре 2017 года российским федеральным казённым предприятием «Союзплодоимпорт» был представлен новый дизайн «Советского шампанского»[13].

По содержанию сахаров[2]
СортЗначение
Брютне более 1,5
Сухое2,0—2,5
Полусухое4,0—4,5
Полусладкое6,0—6,5
Сладкое8,0—8,5
Специальных наименований2,0—6,5

Некоторые физико-химические показатели[2]:

  • Объемная доля этилового спирта — 10,5—12,5 %.
  • Массовая концентрация титруемых кислот (в пересчете на винную кислоту) — 5,5—8,0 г/литр.
  • Давление двуокиси углерода в бутылке при 20 °C — не менее 350 кПа.

Белое советское шампанское — цвет от светло-соломенного с зеленоватым оттенком до золотистого, аромат очень тонкий, хорошо выраженный, фруктовый с «подсолнечными и конопляными» тонами. Для производства советского шампанского использовались сорта винограда, дающие высококачественные виноматериалы с определёнными кондициями. К таким сортам относятся: Пино чёрный, Пино белый, Пино серый, Шардоне, Траминер, Совиньон, Мускат белый, Сильванер, Рислинг, Алиготе, Каберне. Кроме этих сортов, в отдельных винодельческих районах применяются и местные сорта.

Красное советское шампанское — цвет гранатовый, в аромате был выражен сортовой аромат винограда, из которого были приготовлены виноматериалы (сортов Каберне, Матраса, Тавквери, Арени). Красные виноматериалы приготавливались по общепринятой технологии для красных столовых вин.

Сама марка «Советское шампанское» была разработана в 1928 году Совнархозом и применялась абсолютно ко всей продукции комбинатов шампанских вин бывшего Советского Союза.

Правообладателем группы товарных знаков «Советское» (свидетельства № 38383 от 10.10.1969 г.[14], № 264540 от 02.03.2004 г., № 271995 от 15.07.2004 г., № 269853 от 07.06.2004 г., «274183 от 26.08.2004 г., № 286206 от 06.04.2005 г.) является ФКП „Союзплодоимпорт“. 4 марта 2004 года Федеральное казённое предприятие (ФКП) Союзплодоимпорт (правопреемник Всесоюзного внешнеторгового объединения „Союзплодоимпорт“) получило свидетельство о регистрации товарного знака „Советское“ в 33-м классе (вино) на территории России[15].

Официальным дистрибьютором „Советского шампанского“ (по состоянию на 2017 год) является ООО „Статус-групп“.

С точки зрения международного права правомерность существования названия „Советское шампанское“ является спорной, так как согласно международным конвенциям шампанским может называться только вино, виноград для которого выращен во французской провинции Шампань[16].

В Российской Федерации „шампанское“ является видом продукции, а не наименованием места происхождения товара или географическим указанием», — подобная возможность допускается регламентом ЕС № 110/2008 от 15 января 2008 года[17].

«Вопрос о праве российских производителей использовать термин „шампанское“ …обсуждается достаточно давно. Французы, уверенные в своих исключительных правах …, начали борьбу … с 1988 года. В 1996 году мы (Российская Федерация) пошли на уступки, пообещав не размещать на этикетках слово сhampagne, ограничившись только кириллическим вариантом. В 2010 году в Госдуму был внесён проект техрегламента на винодельческую продукцию, который предусматривал отказ от использования слов „шампанское“ и „коньяк“ на кириллице для напитков, произведённых в России, к 2016 году. Однако национальный техрегламент не был принят из-за создания Таможенного союза, для которого должны быть подготовлены общие регулирующие документы. В 2011 году российская Ассоциация производителей игристых вин заявила, что достигла договорённости с Межпрофессиональным комитетом вин Шампани о том, что сроки отказа России от использования французских терминов сдвигаются до 2022 года.»[17].

В 2010 году Федеральное казённое предприятие «Союзплодоимпорт», в рамках реализации новой программы по развитию государственных объектов интеллектуальной собственности, находящихся в ведении ФКП, заключило с ОАО «Росспиртпром» лицензионный договор на право использования товарных знаков, содержащих словесный элемент «Советское»[18].

В 2013 году новым лицензиатом «Советского шампанского» стала Восточно-Европейская дистрибьюторская компания[19].

С 1 января 2015 года дистрибуцией «Советского шампанского» по лицензии ФКП «Союзплодоимпорт» занимается ООО «Статус-групп»[20].

В 2016 году Франция пообещала снять санкции, если Россия откажется от терминов «шампанское» и «коньяк». Однако, российские производители считают, что никаких законных оснований у французов требовать запрета обозначений на кириллице нет[21].

  • Шампанское советское // Товарный словарь. Том 9 / Гл. ред. И.А. Пугачев. — М.: Госторгиздат, 1961. — Стб. 575—577
  • Советское шампанское // Книга о вкусной и здоровой пище / Отв. ред. Е.Л. Худяков. — М.-Л.: Пищепромиздат, 1939. — С. 241—242, 232, вклейка после с. 224. — 437 с.
  • ГОСТ 13918-88. Советское шампанское. Технические условия.

Шампань (винодельческий регион) — Википедия

Участки возделывания винограда в регионе Шампань

Шампа́нь (фр. Champagne) — винодельческий регион на северо-востоке Франции в границах одноимённой исторической области. Эта область получила самую широкую мировую известность благодаря производству белого игристого вина — Шампанского. Согласно законодательству Европейского союза, а также законодательству большинства стран, название Шампанское закреплено за винами, происходящими исключительно из этого винодельческого региона, расположившегося в 160 километрах к востоку от Парижа. Границы участков возделывания винограда в Шампани закреплены юридически в виде пяти отдельных винодельческих районов исторической области: Об (фр. Aube), Кот-де-Блан (фр. Côte des Blancs), Кот-де-Сезанн (фр. Côte de Sézanne), Монтань-де-Реймс (фр. Montagne de Reims) и Долина Марны (фр. Vallée de la Marne). Торговыми центрами региона являются города Реймс и Эперне.

Регион Шампань расположен на северных границах территории виноделия и уникальность его терруара сформировалась во многом благодаря истории провинции Шампань. Близость региона к Парижу с одной стороны способствовала экономическому процветанию благодаря успешной торговле вином, но с другой стороны поселения и виноградники находились как раз на пути вражеских армий к столице Франции. Несмотря на частоту вооруженных конфликтов, репутация производителя качественных вин, возникшая ещё в раннем средневековье, поддерживалась и после того как региональные виноделы начали производить игристые вина, а также после возникновения в XVII и XVIII веках известных винодельческих домов Шампани. Среди главных сортов винограда, произрастающего в регионе, — шардоне (фр. chardonnay), пино нуар (фр. pinot noir) и пино мёнье (фр. pinot meunier). Сорт пино нуар наиболее распространён в районе Об; он также очень хорошо растёт в районе Монтань-де-Реймс. Сорт пино мёнье преобладает в районе Долина Марны. В районе Кот-де-Блан выращивают главным образом шардоне.[1] Неофициальной столицей Шампани является город Эперне, где расположены самые знаменитые Дома Шампанских вин, как де Кастеллан[2] и Мерсьер. Имеются музеи и подвалы, в которых сохранилась обстановка конца XIX века со всей технологией.

Историческая область Шампань располагается около северных границ территории виноделия, проходящей вдоль 49-й параллели северной широты. Полному созреванию винограда препятствуют большая высота над уровнем моря, а также среднегодовая температура в 10 °C. Однако наличие лесов снижает пределы колебания температуры воздуха и поддерживает влажность почвы. Низкие температуры воздуха способствуют образованию высокой кислотности в собранном винограде, что идеально для игристого вина[3].

Во время периода вегетации среднее значение температуры в июле составляет 18 °C. Средний годовой уровень осадков составляет 630 мм, из которых 45 мм выпадает в сентябре — месяце сбора урожая. Виноградари должны внимательно относиться к угрозе грибного поражения и к опасности весенних заморозков.[4]

Когда 70 миллионов лет назад уровень океана понизился, отступившие воды оставили после себя меловые отложения в подпочвенном слое. Землетрясения, часто случавшиеся в этом регионе более 10 миллионов лет назад, вытолкнули на поверхность морские остатки окаменелостей белемнитов, образовав белемнитовую известняковую почву. Присутствие белемнитов в почве позволяло накапливать солнечное тепло в течение дня, и постепенно отдавать его в течение ночи; дополнительно обеспечивался хороший дренаж. Такая почва привносила свой вклад в светлость и утонченность вин Шампани. Исключением является район Об, где преобладают глиняные почвы.[3] Помимо прочего, известняк также используется при сооружении подземных винных подвалов, где вина содержатся в прохладе на время выдержки в бутылках.[4]

Виноградники Шампани неподалёку от коммуны Верзене

В эпоху правления Каролингов отмечается несколько периодов процветания региона Шампань, начиная с того как король франков Карл Великий предложил выращивать виноград в этом регионе и в дальнейшем после коронации его сына Людовика I Благочестивого в Реймсе. Традиция коронации королей в Реймсе внесла значительный вклад в репутацию вин этого региона.[5]Графы Шампани правили этими землями как самостоятельным графством начиная с 950 года и вплоть до 1316 года. В 1314 году последний граф Шампани стал королём Людовиком X и с этого времени регион стал частью владений французской короны.

Вооруженные конфликты[править | править код]

Свою историческую известность Шампань получила во многом благодаря своему местоположению, поскольку на её землях сходились как торговые так и военные маршруты. Такое положение способствовало разорению и опустошению Шампани в ходе вооружённых конфликтов, которые часто проходили на этих землях. В 451 году нашей эры неподалёку от города Шалон-ан-Шампань войска гуннов под предводительством Аттилы потерпели крупное поражение от объединившихся римских легионов, франков и вестготов. Это поражение стало переломной точкой во вторжении племён гуннов в Европу.[6]

В ходе сражений Столетней войны земли Шампани опустошались неоднократно. Аббатство Овиллер (фр.)русск. (коммуна Овиллер) вместе со своими виноградниками было разрушено в 1564 году в ходе гугенотских войн между католиками и гугенотами. После этого последовали столкновения Тридцатилетней войны и гражданская война фронды, когда земли Шампани были заняты солдатами и наёмниками. И только в 1660-х годах, уже в эпоху Людовика XIV, в регионе наступили мирные времена и в Шампани стало развиваться производство игристых вин.[7]

История виноделия в регионе[править | править код]

Taittinger — один из старейших домов шампанских вин

Известность Шампани, как винодельческого региона, восходит к средним векам когда папа Урбан II, бывший уроженцем Шампани, назвал вино из городка Аи департамента Марна самым лучшим вином в мире. Некоторое время слово Aÿ применялось в стенографии для обозначения любых вин региона Шампань, подобно слову Beaune означавшему вина региона Бургундия.[8] Средневековый поэт Анри д’Андели в своей поэме Битва вин (фр. La Bataille des Vins) назвал вина из городов Эперне, Овиллер и Реймса одними из лучших в Европе. По мере роста известности региона члены королевской семьи и папы стремились получить здесь участки земли в своё владение; так, собственными виноградниками в Шампани владели папа Лев X, король Франции Франциск I, император Карл V и король Англии Генрих VIII. Партия вина из Аи, полученная в 1518 году канцлером короля Генриха VIII кардиналом Томасом Уолси, является первой официально зарегистрированной экспортной поставкой вина Шампани в Англию.[9]

Неигристые вина Шампани крайне высоко ценились в Париже, где их называли вином реки (фр. vins de la rivière) и вином гор (фр. vins de la montagne) в честь лесистой местности и реки Марны, по водам которой вино спускали до Сены и далее в Париж.[10] Шампань соперничала с Бургундией при торговле вином с Фландрией и пыталась извлечь прибыль из выгодного расположения Реймса на торговом пути из бургундского Бона. В XV веке в Шампани стало сложно выращивать виноград пино нуар. В результате чего красное вино не выдерживало сравнения с насыщенностью и цветовым оттенком бургундских вин, даже несмотря на добавление ягод бузины для повышения цветовой насыщенности. В итоге виноделы региона сосредоточили свои усилия на белых винах.[11]

В 1584 году в Шампани был основан винодельческий дом Госсе (фр. Gosset), который поначалу производил неигристые вина. Этот дом является старейшим винодельческим домом Шампани, который работает и поныне. Дом шампанских вин Рюинар (фр. Ruinart) был открыт в 1729 году, а вскоре после него были открыты дома Тэтэнже (фр. Taittinger) (1734 год), Моэт э Шандо (фр. Moët et Chandon) (1743 год) и Вдова Клико (фр. Veuve Clicquot) (1772 год).[9]

В XVIII столетии произошёл бурный рост производства шампанских вин; в 1800 году в регионе было произведено 300 000 бутылок вина, а уже в 1850 году — 20 миллионов бутылок.[12]

Соперничество с Бургундией[править | править код]

Крайне сильное влияние на производство вин в Шампани оказало многовековое соперничество с Бургундией. Сторонники Шампани и Бургундии конкурировали за доминирующее положение повсюду, начиная с главного рынка сбыта, Парижа, и до дворца Людовика XIV в Версале. Людовик XIV большую часть своей жизни пил только шампанское вино, по рекомендации своего врача Антуана Дакена, советовавшего королю пить шампанское при каждом употреблении пищи. По мере старения короля и роста числа его недугов, конкурирующие врачи для успокоения недомоганий короля стали предлагать альтернативное лечение, основанное на других винах. Один из лечащих врачей, Ги-Кресан Фагон, чтобы самому получить пост королевского доктора вошёл в заговор с фавориткой короля с целью отстранения Дакена от должности. Фагон немедля связал недуги короля с употреблением шампанского и распорядился подавать на стол королю только бургундские вина.[13]

Последствия этих событий сразу же сказались как на обеих провинциях, так и на парижских рынках. Шампань и Бургундия серьёзно озаботились пропагандой «целительных свойств» своих вин, в массовом порядке оплачивая студентам медицинских факультетов написание дипломных работ и диссертаций, рекламирующих лечебные свойства своих вин. Эти диссертации затем рассылались торговцам и заказчикам в качестве рекламных брошюр. Медицинский факультет в Реймсе выпустил несколько работ, доказывавших несостоятельность утверждений Фагона о том что бургундское вино обладает более высокими целительными свойствами чем шампанское. В ответ на это виноделы Бургундии наняли доктора Жан-Батиста де Салена, декана медицинского факультета бургундского Бона, выступить с докладом перед тенденциозно подобранной аудиторией парижского медицинского факультета. Сален в своей речи выгодно подчеркивал насыщенность цвета и креплёность бургундского вина, сравнив его с бледно-розовым цветом шампанского вина, указав на «нестойкость» вина во время его перевозок на большие расстояния и назвав браком пузырьки, появляющиеся после вторичного брожения вина. Его речь была опубликована в газетах и брошюрах по всей Франции, что оказало очень негативное влияние на продажи шампанских вин.[14]

Война между виноделами продолжалась ещё 130 лет, на протяжении которых множество врачей, драматургов, поэтов и писателей выступали в защиту близкого к ним региона, а их полемика использовалась в рекламных материалах Бургундии и Шампани. Несколько раз возникала даже угроза гражданской войны между двумя провинциями.[15] Переломный момент произошёл, когда несколько винодельческих домов Шампани перестали производить красные вина и сосредоточили свои усилия на продвижении шипучих игристых вин. Поскольку пузырьки воздуха в шампанском становились всё более популярными, врачи во Франции и по всей Европе высказывались по поводу целебных свойств струящихся пузырьков, которым приписывали способность излечения болотной лихорадки. По мере того, как всё больше винодельческих домов Шампани приступали к производству вина совершенно иного класса, соперничество с Бургундией смягчилось и постепенно сошло на нет.[15]

Классификация и регулирование виноградарской деятельности[править | править код]

Виноградник в Шампани


В 1927 году были законодательно закреплены границы участков возделывания винограда в Шампани в виде пяти винодельческих районов — Об (фр. Aube), Кот-де-Блан (фр. Côte des Blancs), Кот-де-Сезанн (фр. Côte de Sézanne), Монтань-де-Реймс (фр. Montagne de Reims) и Долина Марна (фр. Vallée de la Marne). Виноградники в регионе занимают площадь 33500 гектаров, окружая 319 коммун, где проживает 5000 виноградарей, производящих своё собственное вино, и 14000 фермеров, которые только продают виноград. Согласно ближайшим планам расширения в состав региона будет входить уже 359 коммун.[3][16][17]

Виноград, растущий в разных районах Шампани, обладает различными характеристиками и винодельческие дома Шампани смешивают их добиваясь уникального вкуса, присущего каждому дому. Виноград пино из района Монтань-де-Реймс, созревший на склонах, обращенных к северу, отличается высоким уровнем кислотности и он придаёт смеси дополнительную утончённость. Виноград, собранный на южных склонах, придаёт напитку сильный характер. Остальной виноград, собранный в этом районе, вносит свой вклад в букет и пьянящий аромат вина. Обилие южных склонов в районе Долина Марна позволяет производить выдержанные вина, имеющие богатый аромат. Виноградная лоза района Кот-де-Блан очень ценится за деликатность и ощущение свежести, которую она привносит в смесь, в отличие от винограда соседнего района Кот-де-Сезанн, имеющего аналогичные, но менее выраженные особенности.[10]

В 1942 году был основан Межпрофессиональный комитет шампанских вин (фр. Comité Interprofessional du Vin de Champagne (CIVC)), главной задачей которого стала забота о репутации Шампани, продвижение продаж, а также определение и контроль нормативных правил устройства виноградников и методов виноделия. Шампань является единственным винодельческим регионом которому разрешается не указывать на этикетках маркировку сертификации AOC (фр. Appellation d’origine contrôlée).[3]

Каждый год после сбора урожая комитет CIVC составляет рейтинг коммун района на основе качества их виноградной лозы. Затем согласно этому рейтингу определяется коэффициент к стоимости винограда, которую получают фермеры. Виноградники, получившие оценку Grand Cru, приносят своим владельцам 100 % стоимости винограда. Виноградники с оценкой Premier Crus приносят 90-99 % стоимости, а Deuxième Crus позволяют получить 80-89 % стоимости винограда.[1] Согласно правилам района апелляции, отжимается примерно 4 тонны винограда для получения максимум 2550 литров сока. Первые 2050 литров сока называются кюве, а следующие 500 литров — хвостом. Вплоть до 1992 года допускалось отжимать второй хвост в объёме 167 литров. Для изготовления винтажного шампанского весь виноград берётся из урожая одного года, тогда как невинтажное вино является смесью разных винтажей. Винтажное шампанское подвергается выдержке на осадке как минимум в течение трёх лет, а некоторые самые старые дома шампанских вин выдерживают вино от пяти до десяти лет. Невинтажное шампанское выдерживается на осадке не менее 15 месяцев.[1]

Пересмотр границ винодельческого региона Шампани[править | править код]

На протяжении 1990-х и начала 2000-х годов общемировой спрос на шампанское постоянно повышался. Рекордный объём отгрузки шампанского (включая внутреннее потребление в самой Франции) был зарегистрирован в 1999 году в преддверии празднования наступления третьего тысячелетия — 327 миллионов бутылок, а новый рекорд был зафиксирован уже в 2007 году — 338,7 миллионов бутылок.[18] Поскольку все участки, определённые АОС-нормами 1927 года, к настоящему времени уже заняты виноградниками, стали изучаться различные пути наращивания производства. Была повышена допустимая норма урожайности (вплоть до 15,5 тонн с гектара на время экспериментального периода с 2007 по 2011 год[19]) и стала изучаться возможность пересмотра границ винодельческого региона.

После проведения всестороннего исследования условий произрастания винограда вокруг винодельческого региона Шампани, национальный институт INAO выступил с предложениями по пересмотру границ региона виноделия 14 марта 2008 года. Предложения были разработаны группой специалистов, занимающихся историей, географией, геологией, геоботаники и агрономии, трудившимися над этой задачей с 2005 года[20]. Согласно подготовленным предложениям винодельческий регион может включать в себя виноградники уже в 357 деревнях, вместо прежних 319[16]. Предлагалось добавить виноградники в 40 поселениях и при этом удалить из региона два поселения в департаменте Марна, находившиеся в списке 1927 года, Жермен и Орбе-л’Абеи[21].

Предложенные для включения 40 коммун Шампани находятся в четырёх департаментах:[22][23]

  • 22 коммуны в Марне: Балье-ле-Фим, Бласи, Буасси-ле-Репо, Буванкур, Брей, Бюсси-ле-Репо, Шамфлери, Курландон, Курси, Курдеманж, Фим, Юирон, Ла Виль-су-Орбе, Ле Ту-Троне, Луавр, Монмирай, Мон-сюр-Курвиль, Пеа, Ромен, Сен-Лу, Суланж и Вантле.
  • 15 коммун в Обе: Аррель, Бально-ла-Гранж, Боссанкур, Буйи, Этуври, Фонтванн, Жавернан, Лен-о-Буа, Масе, Мессон, Прюньи, Сен-Жермен, Сулиньи, Торвилье и Вильри.
  • 2 коммуны в Верхней Марне: Коломбе-ле-Де-Эглиз и Аррикур.
  • 1 коммуна в Эна: Марше-ан-Бри.

Перед вступлением в силу предложения регулирующего института INAO стали предметом детального рассмотрения и немедленно были подвергнуты критике в различных общественных дискуссиях. Одна из самых крупных коммун, предложенных к удалению из списка, Жермен, сразу же опротестовала предложения INAO, и к протесту присоединились владельцы виноградников.[16][24] Процесс первоначального рассмотрения проекта закончился в начале 2009 года. После него начался процесс пересмотра мелких земельных участков, добавляемых к районам апелляции или удаляемых оттуда. Самая первая высадка виноградников ожидается примерно к 2015 году, а их винодельческая продукция начнёт поступать в продажу примерно к 2021 году. Тем не менее, стоимость земли, которую предположительно будет разрешено использовать для производства шампанских вин, немедленно выросла с 5000 Евро за гектар до 1 миллиона Евро.

Стоимость виноградников Шампани[править | править код]

В 2010 году виноградники в районе Кот-де-Блан продавались из расчёта 1,5 миллиона евро за гектар[25]

Производство неигристых вин в Шампани[править | править код]

Несмотря на то, что в винодельческом регионе Шампань производится преимущественно игристое шампанское, виноделы региона также производят и другие классы вин. Неигристые вина, производимые возле коммуны Бузи, продаются под региональной маркой Coteaux Champenois (Кото Шампенуа).[10] Также в регионе закреплено наименование розового вина Rosé des Riceys (Розе де Рисе). Региональное ликёрное вино называется Ratafia de Champagne. Поскольку сейчас доходность производства игристого шампанского из местного винограда значительно выросла, доля производства этих неигристых и креплёных вин стала крайне незначительной.

Оставшаяся после отжима винограда мезга используется для производства ликёра Marc de Champagne, который не составляет конкуренцию шампанскому, поскольку производится из отходов виноделия.

  1. 1 2 3 K. Gargett, P. Forrestal, & C. Fallis The Encyclopedic Atlas of Wine, стр. 164, Global Book Publishing, 2004 год, ISBN 1-74048-050-3
  2. ↑ Дома Шампанских в Эперне — Дом «Шампанского де Кастеллан» (de Castellane). Музей, подвалы и дегустационный зал | «ПАРИЖ и РУССКАЯ ФРАНЦИЯ» Franco-Russe гид-путеводитель: история, музеи, экскурсии (неопр.). paris1814.com. Дата обращения 3 мая 2016.
  3. 1 2 3 4 K. Gargett, P. Forrestal, & C. Fallis The Encyclopedic Atlas of Wine, стр. 163, Global Book Publishing, 2004 год, ISBN 1-74048-050-3
  4. 1 2 H. Johnson & J. Robinson The World Atlas of Wine, стр. 79, Octupus Publishing Group, 2005 год, ISBN 1-84000-332-4
  5. ↑ R. Phillips A Short History of Wine, стр. 75, Harper Collins, 2000 год, ISBN 0-06-621282-0
  6. ↑ H. Johnson Vintage: The Story of Wine, стр. 96-97, Simon and Schuster, 1989 год, ISBN 0-671-68702-6
  7. ↑ H. Johnson Vintage: The Story of Wine, стр. 210—211, Simon and Schuster, 1989 год, ISBN 0-671-68702-6
  8. ↑ H. Johnson Vintage: The Story of Wine, стр. 211, Simon and Schuster, 1989 год, ISBN 0-671-68702-6
  9. 1 2 K. Gargett, P. Forrestal, & C. Fallis The Encyclopedic Atlas of Wine, стр. 162, Global Book Publishing, 2004 год, ISBN 1-74048-050-3
  10. 1 2 3 H. Johnson & J. Robinson The World Atlas of Wine, стр. 80, Octupus Publishing Group, 2005 год, ISBN 1-84000-332-4
  11. ↑ H. Johnson Vintage: The Story of Wine, стр. 212, Simon and Schuster, 1989 год, ISBN 0-671-68702-6
  12. ↑ R. Phillips A Short History of Wine, стр. 241, Harper Collins, 2000 год, ISBN 0-06-621282-0
  13. ↑ D. & P. Kladstrup Champagne, стр. 32, Harper Collins Publisher, ISBN 0-06-073792-1
  14. ↑ D. & P. Kladstrup Champagne, стр. 33-34, Harper Collins Publisher, ISBN 0-06-073792-1
  15. 1 2 D. & P. Kladstrup Champagne, стр. 36, Harper Collins Publisher, ISBN 0-06-073792-1
  16. 1 2 3 Kevany, Sophie New Champagne areas defined (неопр.) (недоступная ссылка). Decanter.com (14 марта 2008). Дата обращения 15 марта 2008. Архивировано 20 марта 2008 года.
  17. Bremner, Charles. Champagne region expanded to meet world demand, London: The Times (14 марта 2008). Дата обращения 5 апреля 2012.
  18. Fallowfield, Giles Champagne shipments and exports hit new high (неопр.) (недоступная ссылка). Decanter.com (4 марта 2008). Дата обращения 15 марта 2008. Архивировано 11 декабря 2008 года.
  19. Fallowfield, Giles Record harvest in Champagne (неопр.) (недоступная ссылка). Decanter.com (22 октября 2007). Дата обращения 15 марта 2008. Архивировано 23 октября 2007 года.
  20. ↑ Wine-pages.com: Champagne’s €6 billion expansion Архивировано 27 апреля 2008 года., by Tom Stevenson; опубликовано в ноябре 2007 года и проверено 05 апреля 2012 года
  21. Kevany, Sophie Winners and losers revealed in Champagne shake-up (неопр.) (недоступная ссылка). Decanter.com (14 марта 2008). Дата обращения 15 марта 2008. Архивировано 18 марта 2008 года.
  22. Fallowfield, Giles France aims to extend Champagne region (неопр.) (недоступная ссылка). Decanter.com (10 ноября 2007). Дата обращения 15 марта 2008. Архивировано 16 декабря 2007 года.
  23. Kevany, Sophie Champagne: the 40 new communes (неопр.) (недоступная ссылка). Decanter.com (17 марта 2008). Дата обращения 17 марта 2008. Архивировано 12 апреля 2008 года.
  24. Kevany, Sophie Champagne: Germaine appeals, Orbay accepts (неопр.) (недоступная ссылка). Decanter.com (17 марта 2008). Дата обращения 17 марта 2008. Архивировано 15 апреля 2008 года.
  25. ↑ Blog Champagne du journal L’Union/L’Ardennais http://champagne.blogs.lunion.presse.fr/2011/05/24/prix-a-lhectare-1-5-million-a-lhectare-dans-la-cote-des-blancs/

История шампанского Моет-Шандон

История шампанского Моет-Шандон

История шампанского Моет-Шандон

Мы уже не раз писали про шампанское, каждый раз подчеркивая, что это название может носить только игристое вино, произведенное в Шампани. Одним из напитков, создавших славу этому французскому алкоголю, является Moet & Chandon – знаменитый бред, имеющий долгую и богатую историю.

История шампанского Моет-Шандон началась в конце XVII века, когда Клод Моэт начал отправлять в Париж первые партии своего игристого вина. Оно довольно быстро стало популярным благодаря тому, что при дворе Людовика XV бокалы с пузырьками непременно подавали на всех приемах и пили во время романтических свиданий. Официальная фаворитка короля, умная и капризная маркиза де Помпадур отдавала предпочтение именно этому напитку, за то что он в отличие от прочего алкоголя не оставлял следа на женском личике. Сын Клода Жан-Реми Моэт был другом Наполеона, и это также способствовало увеличению поставок в Париж.

К середине XVIII века Moet & Chandon полюбили англичане, затем немцы, испанцы, за ними русские, поляки и американцы. Сохранившиеся записи свидетельствуют, что это партии этого шампанского отправляли Наполеону Бонапарту, королю Великобритании Эдуарду VII, российскому царю Николаю II и т.д. В XIX веке шампанским заинтересовалась богатеющая буржуазия и, хотя бутыль Moet & Chandon тогда во Франции стоила целых пять франков – немалые деньги по тому времени, банкиры, промышленники и успешные торговцы сделали его непременным атрибутом своих праздников.

Компания постепенно расширяла линейку своей продукции, создавая как сладкие сорта, так и совсем сухие вроде «ледяного шампанского», особенно понравившегося англичанам — в нем почти не было сахара. В 1868 году был создан «Сухой Империал» — знаменитое и очень дорогое вино. Через 20 лет была создана «Белая Звезда» — еще один очень сухой сорт, побивший в Штатах все продажи. В 1886 году появился знаменитый фирменный знак Дома Moet & Chandon – красная круглая печать с черным бантом. Хорошей рекламой компании стал ресторан Максим, открытый в 1891 году в отеле Рю Рояль. Здесь начали заказывать Моет-Шандон в номера в серебряных ведерках со льдом. Отсюда эта мода пошла в другие отели Старого, а затем и Нового Света.

Король Эдуард VII был большим любителем игристых вин, поэтому специалисты Дома Moet & Chandon разработали для него специальный сорт, благодаря чему эта компания превратилась в официального поставщика королевского двора. Самого Эдуарда VII повсюду сопровождал слуга с корзиной, где всегда был запас из пары-тройки бутылок его любимого напитка. В XX веке Моет-Шандон остается любимым шампанским золотой молодежи и богемы. Парижские модели ввели моду пить его через трубочку и фотографироваться с бокалом этого прозрачного игристого вина в руках.

История шампанского Моет-Шандон

Похожие статьи: