Наташа ростова война и мир актриса 2019: Савельева, Людмила Михайловна — Википедия – Самые красивые актрисы, сыгравшие Наташу Ростову из романа «Война и мир»

Содержание

самые красивые исполнительницы — Рамблер/кино

больше по теме

Сериал «Война и мир»: Граф Толстой против «Би-би-си»О чем писал русский классик и что поняли из романа английские актеры20 июля 1966 года вышла вторая часть легендарной киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир» — «Наташа Ростова». Главную героиню блистательно сыграла мало известная широкой публике Людмила Савельева. Созданный ей образ до сих пор считается эталонным. В ней были и «робкая грация», и «непостижимая смелость», и удивительная чуткость, и «свойственная ей во всем страстность», и твердый характер, и другие качества, так подробно описанные Львом Толстым.

Впрочем, в роли Наташи Ростовой неизменно оказывались красавицы — то, что критики не всегда были благосклонны к ним, уже другой вопрос. Teleprogramma.pro вспоминает и сравнивает самых ярких исполнительниц.

Ольга Преображенская, 1913 г. Черноволосая красавица, звезда немого кино, впоследствии ставшая одним из первых российских женщин-кинорежиссеров, сыграла Наташу Ростову в первой экранизации «Войны и мира» режиссера Петра Чардынина — это был короткометражный немой фильм. Оценить игру Преображенской, увы, сегодня не возможно — пленка не сохранилась. Кадр из фильма «Дворянское гнездо». Вера Каралли, 1915 г. Знаменитая балерина и актриса, от красоты и обаяния которой мужчины теряли головы, исполнила главную роль во втором фильме Чардынина по мотивам романа Льва Толстого, получившем название «Наташа Ростова». Что интересно — в том же году на экраны вышла еще одна экранизация романа. Режиссеры Владимир Гардин и Яков Протазанов в роли главной героини увидели Ольгу Преображенскую, а Каралли стала Элен Куракиной. Ленты также не сохранились. Фото: Wikimedia Татьяна Лаврова, 1945 г. Знаменитая советская оперная певица считается первой Наташей Ростовой на оперной сцене. Над «Войной и миром» Сергей Прокофьев начал работать в 1941 году, Лаврова впервые исполнила партию Наташи, еще когда композитор дописывал отдельные сцены. Концертная премьера оперы «Война и мир» состоялась в июне 1945-го. А в 1947 году Татьяна Лаврова получила за свою работу Сталинскую премию. Фото: Wikimedia Одри Хепберн, 1956 г. За роль Наташи Ростовой актрисе заплатили больше трехсот тысяч долларов — огромные для кинематографа 50-х деньги. Работу в фильме режиссера Кинга Видора Хепберн называла самой сложной в своей жизни, кроме того, во время съемок «Войны и мира» у нее случился выкидыш. Сценарий переписывали несколько раз, сюжетные линии сильно сократили, сделав главной историю Наташи Ростовой и Пьера Безухова, которого сыграл Генри Фонда. Роль Болконского исполнил муж Одри Хепберн, Мел Феррер. Фото: кадр из фильма. Галина Вишневская, 1959 г. Над «Войной и миром» Сергей Прокофьев работал 12 лет. Полная постановка оперы на сцене Большого театра была осуществлена в 1959 году, партию Наташи Ростовой блистательно исполнила Вишневская. До сих пор Наташа Галины Вишневской — эталон для молодых оперных артисток. К слову, по ходу постановки певице приходилось множество раз менять наряды — на переодевание у нее уходила минута-полторы. На фото: Галина Вишневская и Мстислав Растропович. Wikimedia Людмила Савельева, 1965-1967 г. На главную роль в оскароносном фильме Сергея Бондарчука пробовались Людмила Гурченко, Анастасия Вертинская, две Натальи — Кустинская и Фатеева — и другие звезды кино 60-х, но досталась она 19-летней выпускнице Ленинградского хореографического училища. Говорили, что пробы Людмила прошла со второго раза, Наташу Ростову в девушке увидели после того, как она появилась в темном парике. Роль в «Войне и мире» сделала Савельеву звездой мирового уровня, только вот больше ничего подобного по масштабу режиссеры ей не предлагали. Фото: кадр из фильма

Клеманс Поэзи, 2007 г. В 1972 году британцы предприняли не очень удачную попытку превратить «Войну и мир» в телесериал. Следующая подобная попытка была осуществлена только в 2007 году, зато стала масштабнейшим проектом: бюджет составлял 26 млн долларов, в съемках участвовали несколько стран, включая Россию. Наташей Ростовой неожиданно стала блондинка — француженка Клеманс Поэзии. Красавица? Бесспорно. Только вот, как сочли многие критики, толстовской Наташи из нее не вышло. Фото: кадр из сериала

Лили Джеймс, 2016 г. В 2013 году компания BBC решила сделать еще одну телеэкранизацию знаменитого романа Льва Толстого. Лили Джеймс — тоже блондинку — утвердили на эту роль еще когда она снималась в «Аббатстве Даунтон». Роман актрисе пришлось изучать уже в процессе съемок, между очередными дублями. После выхода сериала красавице-актрисе тоже досталось от критиков, хотя многим лента очень понравилась. Фото: кадр из сериала

Видео дня. Что стало с главным актером фильма «Два капитана»

Читайте также

Обаяние Наташи Ростовой | Блогер AdrianaSuvorova1 на сайте SPLETNIK.RU 24 января 2020

Cегодня день рождения самой трогательной, на мой взгляд, «Наташи Ростовой» — актрисы Людмилы Савельевой. Ей сегодня исполняется 78 лет.

О том, как Людмиле удалось получить эту роль, о вручении ей Оскара в 1969 году, о том, как она попала в фильм «Подсолнухи» с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни, о воплощениях Наташи Ростовой и о том, кто вдохновил Льва Толстого на этот образ, в этом посте.

Даже не верится сейчас, что режиссер «Войны и мир» Сергей Бондарчук долгое время сомневался, стоит ли давать роль Наташи Ростовой Савельевой. Для съемок фильма уже был подобран блестящий актерский состав — Вячеслав Тихонов (князь Андрей Болконский), Олег Табаков (Николай Ростов), Василий Лановой (Анатоль Курагин), Олег Ефремов (Долохов), Николай Рыбников (Василий Денисов). Сам Бондарчук исполнял роль Пьера Безухова. А вот с исполнительницей Наташи Ростовой он никак не мог определиться. Кого только Бондарчук не пробовал на эту роль — Анастасию Вертинскую (в итоге она сыграла княгиню Лизу, жену Андрея Болконского), двух красавиц из фильма «Три плюс два» по имени Наталья — Кустинскую и Фатееву, но ни один из этих вариантов не подходил.

Когда помощница режиссера предложила ему посмотреть одну юную балерину, окончившую хореографическое училище имени Вагановой (а Бондарчук не был поклонником балета да и к балеринам относился с предубеждением), он даже слышать о ней не хотел, но от безысходности решил взглянуть на нее и увидел маленькую хрупкую блондинку с синими глазами, которая ну совсем никак не ассоциировалась с образом темноглазой брюнетки Наташи.

«И кого вы привели?!» — недоуменно воскликнул режиссер. Но все же решил дать шанс молоденькой балерине на пробах. Только она и тут не впечатлила его. Как вспоминала потом Людмила Савельева, она и сама чувствовала себя не в своей тарелке и хотела, чтобы пробы поскорее закончились, и можно было вернуться в родной Ленинград (кстати, актриса родилась вовремя блокады в 1942 году, и было в ее жизни такое, что от голода она ела столярный клей!).

Однако помощница режиссера была так очарована Савельевой, что уговорила Бондарчука на еще одни пробы. На этот раз ей дали темный парик и платье Наташи Ростовой. Юная Людмила сама поразилась своему преображению и почувствовала, что она и есть Наташа Ростова… Ей предстояло сыграть прощальную сцену с князем Андреем Болконским. Подыгрывал ей Иннокентий Смоктуновский, который отказался от этой роли в пользу роли Гамлета, но частенько захаживал на съемочную площадку к Бондарчуку.

Иннокентий Смоктуновский и Анастасия Вертинская на премьере «Гамлета» в 1964 году.

На этот раз Людмиле удалось войти в образ, да так, что во время сцены прощания Смоктуновский прослезился. А через несколько дней после этой пробы Савельева получила телеграмму: «Поздравляем Наташу!».

Съемки «Войны и мир» длились целых пять лет. Поначалу Людмила разрывалась между двумя городами — в Ленинграде она танцевала в балетных спектаклях, потом мчалась на поезде в Москву и с вокзала, даже не заезжая в гостиницу, неслась на съёмки. Именно там, на съемочной площадке во время съемок первого бала произошла главная встреча ее жизни — она познакомилась с актером Александром Збруевым, и у них начался роман. Они поженились и до сих пор вместе))

Александр Збруев — мой любимый хулиган Ганжа из «Большой перемены»))

Благодаря роли Наташи Ростовой Людмила Савельева стала знаменита на весь мир. Газеты и журналы выходили с портретом трогательной русской балерины на обложках. На Западе начался целый бум — мамочки стали называли своих новорождённых дочек Наташами.

Ею восхищались легендарные Федерико Феллини и Джульетта Мазина. Итальянский режиссёр Витторио Де Сика снял ее в своей картине «Подсолнухи» вместе с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. 

Именно Савельева получала «Оскар», когда в 1969 году «Война и мир» стал лучшим фильмом на иностранном языке.

«Сам режиссер находился тогда в Италии на съемках своего нового фильма «Ватерлоо», а я была с картиной в Аргентине, — рассказывала актриса. — И вдруг мне позвонили и сказали: «Срочно вылетайте в Лос-Анджелес». Я ужасно нервничала до последнего момента. Помню, одна американка, делая мне перед церемонией прическу, сказала: «Если ваша «Война и мир» не получит «Оскар», значит, нет справедливости. Я сидела в зале, дрожала, и когда объявили, что премию получает наш фильм, взлетела на сцену и думала, что непременно упаду оттуда».

На видео Савельева появлятся с 1:14 мин. 

 

А теперь о других воплощениях Наташи Ростовой.

Во-первых, это Одри Хепберн. 

Фильм сняли еще в 1956 году, даже раньше экранизации Бондарчука на десять лет. Пьера Безухова здесь сыграл Генри Фонда. 

И хоть я обожаю Одри Хепберн, все же мне кажется, что Савельева в этой роли более трогательная. Кстати, она ведь тоже изначально была балериной.   

Другая Наташа Ростова — Клеманс Поэзи (2007).

Я не смотрела эту экранизацию, но, судя по фото, не представляю ее в этом образе. Кстати, в этом фильме снялись наши актеры — Игорь Костолевский (император Александр I) и Дмитрий Исаев (Николай Ростов).    

И еще одна «Наташа Ростова» Лили Джеймс в одноименном британском сериале 2016 года.

Его мне посоветовали мои подписчики, которые хвалили Пола Дано в роли Пьера Безухова.

Меня заинтересовал эта экранизация еще и потому, что я тогда как раз начала смотреть англо-американский сериал «Макмафия», в котором снялись Алексей Серебрянников и Мария Шукшина. Их русского сына Алекса сыграл Джеймс Нортон, который в этой экранизации снялся в роли Андрея Болконского. 

 

«Макмафия». Кстати, я так ее и не досмотрела. Скучно стало.

И напоследок о том, кто вдохновил Толстого на образ Наташи Ростовой.

Софью Берс он знал с самого детства — хоть Берсы и жили в Москве в квартире возле Кремля, они часто наведывались в свое тульское имение недалеко от Ясной Поляны. 


Софья с юности увлекалась написанием рассказов и вела дневник, который позже был признан одним из выдающихся образцов мемуарного жанра. И вот однажды вернувшийся в Москву Толстой обнаружил уже не маленькую девочку, с которой когда-то ставил домашние спектакли, а очаровательную девушку. Семьи снова стали часто бывать друг у друга. Берсы думали, что Лев будет свататься к ее старшей сестре, но его покорила Софья своей непосредственностью, простотой и ясностью суждений. Увидев её танцующей на балу, Толстой принял окончательное решение. Считается, что свои собственные чувства в тот момент писатель передал в «Войне и мире» в сцене, где князь Андрей наблюдает за Наташей.

Свадьбу сыграли через неделю после помолвки — Толстому хотелось поскорее жениться. Невесте было 18 лет, жениху 34. 

Желая быть честным с будущей женой, Толстой дал ей прочитать свой дневник — так девушка узнала о бурном прошлом жениха, об азартных играх, о многочисленных романах и страстных увлечениях, в том числе о связи с крестьянской девушкой Аксиньей, которая ждала от него ребёнка. Софья была шокирована, но, как могла, скрывала свои чувства. Тем не менее память об этих откровениях она пронесла через всю жизнь.
Софья Андреевна родила Толстому 13 детей, 5 из которых умерли в раннем возрасте. Вместе они прожили 48 лет. А потом писатель ушел от жены, но это уже совсем другая история.

Наташа не растолстела, а Элен и Анатоль остановились в шаге от греха

Шестичасовую экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир», снятую для канала BBC One, наконец смотрят и в России. Журнал «Телепрограмма» выяснил, как снимали сериал и почему британские актеры остались в таком шоке от Санкт-Петербурга.

Обошлись без порно

Работа над масштабной экранизацией «Войны и мира» заняла 2,5 года. Проект стал одним из самых дорогих сериалов Би-би-си — бюджет составил $15,5 млн. Более 90 ролей, дорогие костюмы, съемки в Санкт-Петербурге, под Новгородом и в Вильнюсе. В Великобритании, где сериал шел в январе — феврале, рейтинги были сумасшедшие — первый эпизод посмотрели 7 млн. человек. Британская пресса назвала проект жемчужиной воскресного эфира (сериал показывали по серии в неделю).

Проект стал одним из самых дорогих сериалов Би-би-си Фото: кадр из фильма

Проект стал одним из самых дорогих сериалов Би-би-сиФото: кадр из фильма

Мастер костюмированной драмы молодой режиссер Том Харпер («Острые козырьки», «Отбросы») роман Толстого до съемок в руках не держал: «Если бы мне раньше предложили снять «Войну и мир», я бы точно сказал нет. Страшно! Ведь столько людей обожают эту книгу. Которую, я, кстати, прочитал только после того, как увидел сценарий. И мне открылся целый мир».

А вот сценарист проекта Эндрю Дэвис, напротив, читал роман крайне внимательно и разглядел в нем множество эротических подтекстов. «Я включил в сценарий совершенно новые сцены, которых не было в романе. Они, разумеется, связаны с сексуальной стороной произведения. Толстой лишь намекал на эти отношения, но мы расскажем о них без обиняков. В сериале будет сцена, в которой брат и сестра покажут свои настоящие чувства друг к другу». Такая подача проекта спровоцировала волну негодования: мол, из величайшего романа порнуху решили сделать. Громкое заявление осталось рекламным трюком: Элен и Анатоль Курагины в сериале так и не переспали. Томные многозначительные взгляды, вздохи и вожделение, которое можно додумать при желании, — вот и все, что осталось. Намеки на инцест, к счастью, так и остались намеками.

Похмелье от России

Новое прочтение романа Толстого открыло британцам, привыкшим к компактности городов Туманного Альбиона, свежий взгляд на Россию. Магнетизм северной столицы и величие Царского Села, где проходили съемки, буквально ввели в транс британских актеров «Войны и мира». Вот что они вспоминали после работы.

— Я не осознавал этого, пока находился в России. Но как только уехал — понял, что у меня после России наступило похмелье. Впечатляющее место! — не скрывает восторга Пол Дано (Пьер Безухов).

— Санкт-Петербург — это что-то невероятное, в этом городе меня не покидало тяжелое чувство меланхолии, — признается Джеймс Нортон (Андрей Болконский). — Нельзя не почувствовать могущество России, находясь в этом городе. У нас была сцена длинной прогулки с Джимом Бродбентом (сыграл Николая Болконского. — Авт.). Мы шли по мосту между двумя замерзшими озерами, а вокруг была огромная белая безжизненная пустыня. Такое возможно только в России! У нас были кадры, которые снимались с вертолета, чтобы захватить все пространство. Такое можно снять только здесь.

— Санкт-Петербург — просто потрясающий город, — вторит Том Берк (Федор Долохов). — Выхожу из самолета, а вокруг пейзаж, которого я не встречал нигде в мире. Все горизонтальное! Противоположность небоскребам Нью-Йорка или Японии. Необъятное пространство: широкие улицы, реки, мосты. Чувствуешь себя карликом!

— Когда оказываешься в таких местах, невольно думаешь: почему революцию не устроили раньше? — задается вопросом Эдриен Эдмондсон (граф Илья Ростов). — Наверняка любой крестьянин, работавший рядом с этими дворцами, думал: «Подождите, у них есть все это, а у меня даже на ботинки не хватает?!»

Война и мир (сериал, 2016) Трейлер.

Счастливый финал

Одно из ключевых отличий от первоисточника — финал. Видимо, предвкушая запрос западной аудитории на хеппи-энд, сценаристы не стали показывать героев Толстого такими, какими они показаны в романе после изгнания Наполеона. В заключительных сериях мы не увидим дикого помещика Николая Ростова, его обезумевшую мать, неврастеника Николеньку Болконского — сына Андрея и даже Наташу Ростову, которая в 28 лет превратилась в растолстевшую бабу, занятую исключительно воспроизводством потомства. Авторы британской «Войны и мира» оставляют зрителя с красивой Наташей и ее близкими на фоне залитого солнцем русского пейзажа. Наверное, это слишком по-голливудски, но многим именно такой финал кажется наиболее логичным.

Два месяца на озвучку

На русскую озвучку шести серий ушло два месяца. Режиссер дубляжа Ольга Гаспарова рассказывает, что создатели проекта «попытались найти золотую середину между современным языком новой экранизации и текстом романа». Проще говоря, пришлось не просто перевести речь героев, но и не слишком далеко уйти от оригинального текста писателя. Та еще задачка. В дубляже были заняты 45 актеров, в том числе двое детей. Особенно кропотливой была работа над дубляжом батальных и массовых сцен. Сначала озвучивали главных героев, затем «эпизодников», затем массовку — и в заключение соединяли все с оригинальной звуковой дорожкой.

Фото: Первый канал/BBC Worldwide.

Фото: Первый канал/BBC Worldwide.

1. Федор Долохов (Том Берк). 2. Анатоль Курагин (Каллум Тернер). 3. Анна Павловна Шерер (Джиллиан Андерсон). 4. Князь Василий Курагин (Стивен Ри). 5. Элен Курагина (Таппенс Мидлтон). 6. Пьер Безухов (Пол Дано). 7. Наташа Ростова (Лили Джеймс). 8. Андрей Болконский (Джеймс Нортон). 9. Николай Ростов (Джек Лауден). 10. Соня Ростова (Эшлин Лофтус). 11. Мария Ростова (Джесси Бакли). 12. Князь Николай Болконский (Джим Бродбент). 13. Граф Илья Ростов (Эдриен Эдмондсон). 14. Графиня Наталья Ростова (Грета Скакки).

КСТАТИ

Не оставил без внимания британскую экранизацию и Президент России Владимир Путин. На форуме Общероссийского народного фронта признался: «Мне понравилось. Хорошая режиссерская работа. Создатели смогли почувствовать русскую душу и эпоху».

ПАРАЛЛЕЛИ

Пьер — хипстерам* — пример

В британской версии «Войны и мира» Пьер Безухов, как и в первоисточнике, — ключевая фигура.

Как мы помним еще со времен школы, он проходит тернистый путь эволюции: получает образование за рубежом, затем огромное состояние в наследство, женится на Элен Курагиной, которая изменяет ему, уходит в масонство, пытается облегчить участь крестьян, увлекается культом Наполеона, а потом, разочаровавшись, хочет убить его, попадает на войне в плен, встречает солдата Платона Каратаева — воплощение смирения и простоты, «всего русского, доброго и круглого», перерождается и приходит к любви и браку с духовно богатой Наташей Ростовой. Философия характера Пьера в британском сериале чуть упрощена: меньше метаний, и как раз это дает возможность подсветить цельность героя.

— Роман остается бессмертным из-за его абсолютной человечности, — считает Пол Дано, исполнитель роли Пьера. — Это не только история — это произведение о людях. Книга так же актуальна сейчас, как и раньше.

В британской версии «Войны и мира» Пьер Безухов, как и в первоисточнике, - ключевая фигура. Фото: кадр из фильма

В британской версии «Войны и мира» Пьер Безухов, как и в первоисточнике, — ключевая фигура.Фото: кадр из фильма

Забавно, но, если конвертировать роман в сегодняшние дни, в Пьере мы увидим типичного антагониста современному поколению хипстеров — молодых людей, живущих в свое удовольствие, без идей и сверхзадач. Поколение десятых — люди, живущие в гаджетах и существующие в формате селфи, — в отличие от Безухова сконцентрировано на внешней атрибутике. Когда смысл и идея упразднены. Даже в самом начале пути Пьер, который соткан из противоречий, выглядит на фоне хипстеров абсолютом и глыбой. Он не понимает, что такое быть мужем, но очень стремится быть им. И становится в итоге лучшим из мужей — верным Наташе Ростовой, отцом семейства. Он ни разу не держал в руках оружие и не понимает, что такое война, но отправляется туда, интуитивно чувствуя «скрытую теплоту патриотизма». Он толком не знает, как дружить, но становится лучшим другом холодному и надменному Андрею Болконскому…

*Хипстер — появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного to be hip, что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Hipster дословно можно перевести как «модник, прикольный чувак». Грубо говоря, хипстеры — это современные стиляги.

Первый канал. «Война и мир». Среда — пятница/21.30.

BBC «Война и мир» — Трейлер.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Элен Курагина и ребята: Почему в английской «Войне и мире» Пьер и Андрей так помолодели?

совершенно очевидно, что сценарист Эндрю Дэвис, ветеран британского телевидения, в свои 79 лет остался верен себе. Последние десятилетия он активно адаптировал для ТВ классические романы (Диккенса, Джордж Элиот, Уильяма Теккерея), а самым известным его проектом был и остается «Гордость и предубеждение» — сериал 1995 года, едва ли не вытеснивший из сознания британцев и британок оригинальный роман Джейн Остин (подробности)

Самые красивые актрисы, сыгравшие Наташу Ростову

Каждый режиссер видел главную героиню романа Льва Николаевича Толстова «Война и мир» по-своему: некоторые даже не придерживались оригинала произведения и сделали героиню не брюнеткой, а блондинкой. Впрочем, в роли Наташи Ростовой неизменно всегда оказывались только красавицы – а то, что критики не всегда были благосклонны к ним, уже другой вопрос.

Людмила Савельева

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

В 1966 году была выпущена 2 часть легендарной кинокартины Сергея Бондарчука «Война и мир» — «Наташа Ростова». Наташу Ростову превосходно сыграла Людмила Савельева, которая на тот момент была мало известна публике. Именно тот образ Наташи Ростовой, которую сыграла Людмила Савельева, считается эталонным. Ведь в ней было все: грация, милая робость, невероятность смелость, твердость характера, чуткость, удивительная страстность, которые были подробно описаны автором произведения Львом Николаевичем Толстым.

Савельева сыграла множество ролей, персонажи которых были весьма разнообразны, но все же настоящую популярность она обрела, благодаря роли Наташи Ростовой.

Изначала актриса мечтала о балете. Она училась в Ленинградском хореографическом училище и танцевала в Мариинском театре. В этом театре девушку заметили и пригласили на кинопробы на роль Наташи Ростовой. Просмотр оказался неудачным: балерина не дотягивала до той робости, которая присуща героине, и не смогла передать образ молодой девушки, которая переживает любовные чувства. Но что-то зацепило режиссера Сергея Бондарчука в этой девушке с большими глазами и он дал ей 2 шанс — и оказался прав. Следующая проба оказалась успешной, и Савельеву утвердили на роль.

Как вспоминает сама актриса, войти в роль ей помогли атрибуты того времени — парик и одежда. Девушка-блондинка стала брюнеткой, которая ждет своего первого бала.

Фильм обрел ошеломительную популярность и невероятный успех, получил престижную награду Оскар, а сама актриса получила 2 награды — за лучший дебют и приз зрительских симпатий.

После выхода картины имя Наташа обрело огромную популярность, и сама Людмила Савельева так назвала свою дочь.

Галина Вишневская

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

Галина Вишневская на момент постановки картины была звездой Большого театра, и ее работа в фильме стала одним из лучших исполнений оперы, после чего многие певицы стали копировать ее манеру.

Уже тогда Галина Вишневская была популярной звездой советской оперы, играла роль Татьяны в «Евгении Онегине», Купаву в «Снегурочке» и Аиду в опере с таким же названием. И это всем при том, что девушка не имела музыкального образования, служила в частях ПВО, пережила Блокадный Ленинград и выступала на эстраде.

Да и в Большом театре Вишневская оказалась случайно. Она гуляла и прочла висевшую на улице афишу о том, что проходит конкурс, пришла и уверенно прошла все стадии отбора. Вишневская умела максимально точно передавать характер героя, и ее Наташа Ростова получилось точно такой, какой ее рисовал Л.Н. Толстой в романе.

Вера Каралли

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

Фильм с Каралли вышел в 1915 году, режиссером которого был Чердынин. К сожалению, пленки с этой картиной не пережили революцию 1917 года, поэтому нельзя увидеть, какой была Наташа Ростова в исполнении Веры Каралли.

Сама актриса была очень необычной женщиной. Она была солисткой Большого театра и брала не столько техникой, сколько артистизмом. Ее карьера была успешной, но после случилась несчастная любовь с очень бурным расставанием. В 1914 Каралли начала сниматься в кино, молниеносно набрала популярность, а после у нее случился роман с двоюродным братом Императора — великим князем Дмитрием Павловичем.

Певица и актриса стала участницей убийства Распутина. Именно Каралли заманила Распутина во дворец Юсупова. В самом начале революции она покинула Россию и работала в Париже в русском балете, но успеха ей это не принесло. Далее занималась преподавательской деятельностью и ездила по разным городам, в итоге остановилась в Вене. В 1972 году она захотела вернуться и получила советский паспорт, но, к сожалению, Вера Каралли скончалась и не успела вернуться на родину.

Одри Хепберн

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

Первая экранизация романа Толстого «Война и мир» с озвучкой вышла в США в 1956 году, после эпохи немого кино.

Главную героиню Наташу Ростову сыграла обаятельная Одри Хепберн, которой на момент съемок было 27 лет. Актрисе удалось передать всю сущность и глубину образа юной влюбленной девушки, она смогла воплотить русский характер, узнать душу своей героини и воплотить ее любовь и силу.

Татьяна Лаврова

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

На оперной сцене первой Наташей Ростовой стала Татьяна Лаврова.

Ленинградскую консерваторию девушка окончила 22 июня 1941 года, в тот самый день, когда началась Вторая мировая война. Ее муж был известным пианистом и погиб на фронте. После этой трагедии у Лавровой пропал голос, и она ушла из профессии, уехала в Куйбышев из родного Ленинграда и стала работником завода. На вокзале артистка случайно встретила поезд с работниками консерватории, которые эвакуировались, и Софья Акимова, наставник, забрала Лаврову с собой в Ташкент. Там они целый год занимались восстановлением вокала.

В 1942 году Татьяна Лаврова впервые выступила в Ташкентской опере, через 3 года прошла отбор на роль Наташи Ростовой у Самуила Самосуда, занимавшегося этой постановкой в Малом оперном театре в Ленинграде.

А в 1947 году артистка получила за роль Сталинскую премию.

Как говорят критики, у Лаврой был замечательный вокал, но ей не удалось передать молодой девичий характер и порывистость своего персонажа.

Клеманс Поэзи

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

Клеманс Поэзи сыграла роль Наташи Ростовой в экранизации романа «Война и мир» в 2007 году. В этом мини-сериале было множество различий с оригиналом произведения. Самым главным стало то, что дочь графа Ростова предстает блондинкой, а не брюнеткой. Но игра актрисы была настолько завораживающей и правдоподобной, что все зрители об этом совсем забыли.

Было много и других промахов режиссера, после которых стало понятно, что он совсем не знаком с русским духом, культурой и обычаями.

Лили Джеймс

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

Мини-сериал»Война и мир», где сыграла Лили Джеймс, вышел в 2016 году. Эта экранизация оказалась не похожей на другие: с первых серий стало ясно, что британцы выпустили весьма скандальную версию великого романа. Да и сама героиня стала тому подтверждением: искреннюю и непоседливую, милую и смелую девушку превратили в роковую женщину и надели на нее наряд викторианской эпохи. Сами актеры признавались, что ни разу не читали оригинал произведения.

Каждая из актрис воспринимала по-разному образ своей героини и по-своему передавала ее чувства, поведение и любовь. Как замечают зрители, с каждым разом экранизация выходит все менее похожей на оригинал великого произведения.

Война и мир (фильм, 1967) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир.

«Война́ и мир» — советский художественный фильм 1965—1967 годов, киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа. Фильм стал известен ещё и благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съёмки полей сражений[2].

Одна из самых масштабных работ в творчестве Сергея Бондарчука — создание фильма заняло около 6 лет (1961—1967). Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969). Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке (1969). Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года. 1-я серия («Андрей Болконский») — лидер проката в СССР в 1966 году (58 млн зрителей).

Титульная страница издания романа 1873 г.

Действие происходит в России в период с 1805 по приблизительно 1813 год. Фильм рассказывает о нескольких дворянских семьях: Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых в трагический период русской истории между двумя войнами.

1-я серия. Андрей Болконский[править | править код]

Действие фильма, так же как и книги, начинается в 1805 году в Петербурге, в салоне фрейлины императрицы Анны Павловны Шерер, где встречаются главные герои — друзья князь Андрей Болконский и Пьер (Пётр) Безухов. Болконский собирается на войну, он хочет изменить надоевший ему образ жизни. Безухов, не определившийся в жизни молодой человек, коротает время в кутежах и пьянстве в компании молодёжи, которую собирают офицеры Долохов и Курагин.

Безухов за недостойное поведение выслан из столицы в Москву, где на балу в доме Ростовых знакомится с дочерью графа Ростова — Наташей. Между тем умирает граф Кирилл Безухов. Наследником его немалого состояния неожиданно признают незаконного сына Пьера. До того бедный и безвестный дворянин становится первым женихом Москвы. Пьер знакомится с красавицей Элен, дочерью князя Курагина, и вскоре они женятся.

Николай Ростов и Андрей Болконский принимают участие в военной кампании 1805 года. Болконский получает назначение в штаб и становится адъютантом Михаила Илларионовича Кутузова, а затем отправляется в действующую армию. Кампания завершается сражением при Аустерлице. Увлекая солдат в атаку, Болконский получает тяжёлое ранение, но остаётся жив. Домой, по ошибке, приходит сообщение о том, что он погиб смертью храбрых.

Пьер Безухов между тем живёт светской жизнью. До него доходят слухи об измене жены с Долоховым. Безухов вызывает на дуэль и тяжело ранит Долохова. Пьер и Элен расходятся.

Жена Болконского Лиза умирает во время родов. В эту же ночь к смертному одру супруги приезжает Болконский. Разочарованный в жизни Болконский тяжело переживает смерть супруги, уходит с армейской службы и уезжает из столицы в своё имение.

Заканчивается зима. Болконский по делам посещает имение Ростовых, где встречается с повзрослевшей Наташей Ростовой. Болконский решает, что жизнь не кончилась в тридцать один год, и возвращается в свет.

2-я серия. Наташа Ростова[править | править код]

31 декабря 1809 года. Наташа Ростова выезжает на свой первый бал. Безухов просит Болконского пригласить Наташу на танец. Болконский влюбляется в юную графиню Ростову и после бала решает сделать ей предложение. Однако отец Болконского против и ставит свои условия: брак может состояться только через год. Тайно обручившись с Наташей, Андрей Болконский уезжает за границу.

Зиму Ростовы проводят в своём имении Отрадном. Наташа тоскует по Андрею. Наступает время праздников — зимних святок. В дом Ростовых приходят ряженые. Наташа гадает, пытаясь узнать, когда же вернётся её суженый. Она посещает старого князя Болконского, но тот отказывается обсуждать тему возвращения Андрея Болконского.

Во время посещения оперы Ростова близко знакомится с Анатолем Курагиным, который без памяти влюбляется в Наташу. Признание Курагина вскружило голову Наташе, и она, забыв обо всём, готова обручиться и бежать с ним, но в последний момент побег расстроился. Узнав о безобразном поступке Курагина, который был женат и знал об отношениях Наташи и Андрея, Пьер Безухов чуть не убивает его и требует, чтобы тот покинул столицу.

Болконский, узнав об измене Наташи, отказывается от неё. Пьер передаёт Наташе слова Болконского о разрыве и, пытаясь успокоить её, неожиданно сам признаётся ей в любви.

3-я серия. 1812 год[править | править код]

1812 год. Войска Наполеона вторгаются в пределы России. Главнокомандующим, несмотря на разногласия в штабе, назначен Михаил Кутузов. Война подступает всё ближе, горит Смоленск. Старик Болконский тяжело переживает, отказывается верить в горькие известия о поражениях русской армии и умирает.

Кутузов вызывает Андрея Болконского, предлагая ему службу при штабе, но Болконский просится в действующую армию и получает благословение Михаила Илларионовича. Безухов бросает столичный свет и тоже приезжает на место событий.

Безухов и Болконский принимают участие в разворачивающейся Бородинской битве. Безухов оказывается в самом пекле сражения, на одной из артиллерийских батарей. Перед началом сражения полк, которым командовал Болконский, оказался в резерве. Так и не вступив в бой, Болконский получает тяжёлое ранение от разорвавшейся рядом гранаты и попадает в полевой лазарет.

4-я серия. Пьер Безухов[править | править код]

1812 год. Осень. На военном совете по окончании Бородинского сражения Кутузов отдаёт приказ об отступлении, что открывает путь французским войскам на Москву. Семейство Ростовых, как и большинство москвичей, опасаясь наступающего противника, бежит из города. Пьер Безухов, переодевшись в крестьянское платье, остаётся в Москве.

Войска императора Наполеона вступают в опустевший город. Безухов спасает от смерти французского офицера. Москва гибнет в страшном пожаре, Пьер чудом остаётся цел, оставшись невредимым после пожара и избегнув расстрела по обвинению в поджоге.

Ростовы эвакуируют умирающего Болконского в своё имение, где пережидают оккупацию. Болконский умирает на руках Наташи Ростовой и прощает ей всё содеянное.

Как и рассчитывал Кутузов, войска Наполеона в условиях наступающей зимы вынуждены покинуть Москву и далее, преследуемые русскими войсками, и пределы России. Русская армия празднует победу.

Минует зима, начинается лето. Безухов возвращается в отстраиваемую заново Москву и встречается с Наташей Ростовой. Фильм заканчивается словами:

А я говорю: возьмёмтесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя — деятельная добродетель. Я хочу сказать только, что все мысли, которые имеют огромные последствия, — всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто.

Режиссёрский сценарий «Войны и мира» с автографом Бондарчука. Музей «Бородинская панорама»

Съёмочная группа[править | править код]

  • Автор сценария: Василий Соловьёв, Сергей Бондарчук
  • Режиссёр-постановщик: Сергей Бондарчук
  • Операторы: Анатолий Петрицкий, Чен Ю-Лан (Иоланда), Александр Шеленков
  • Художники: Михаил Богданов, Геннадий Мясников
  • Звукооператор: Юрий Михайлов, И. Урванцев
  • Художники по костюмам: Михаил Чиковани, Вячеслав Вавра[3], Н. Бузина
  • Консультанты: генерал армии Владимир Курасов, генерал армии Маркиан Попов, генерал-лейтенант Николай Осликовский (по кавалерии), полковник М. Люшковский, В. Глинка, А. Любимов, Е. Курбатова
  • Консультанты: Анна Книпер-Тимирёва (по этикету, в титрах не указана)[4]
  • Монтаж: Татьяна Лихачева
  • Комбинированные съёмки:
  • Директор фильма: Виктор Циргиладзе

В ролях[править | править код]

Предыстория[править | править код]

В начале 1960-х годов совпало сразу два обстоятельства: близилось 150-летие Бородинской битвы, а в 1959 году на экраны СССР вышел американский фильм «Война и мир» (режиссёр Кинг Видор), который был тепло принят зрительской аудиторией. Успех голливудской картины заставил руководителей советского кинематографа задуматься об отечественной экранизации романа[6][7][8].

При всём размахе и сложности эпопеи Льва Толстого её текст представлял собой интересный и благодатный материал для режиссёра. Михаил Ромм в своих лекциях отмечал, что сюжет и действие романа соответствуют принципу параллельного монтажа и близки к готовому сценарному построению. Единственная кинематографическая постановка «Войны и мира» в России была осуществлена в 1915 году режиссёром Яковом Протазановым[9][10].

За право осуществить государственный заказ соперничали классик социалистического реализма, основатель Союза кинематографистов СССР Иван Пырьев и на тот момент ещё не столь авторитетный Сергей Бондарчук. В качестве режиссёра Бондарчук уже успел снять получивший признание фильм «Судьба человека» (1959). Выбор должна была сделать комиссия Министерства культуры СССР во главе с Екатериной Фурцевой, но Пырьев сам отвёл свою кандидатуру. Впоследствии между двумя режиссёрами возникла размолвка, и до конца жизни Пырьева они не здоровались друг с другом[11][12].

Создание[править | править код]

Ментик офицера Павлоградского полка со съёмок худ. фильма «Война и мир». 1970-е. Музей «Бородинская панорама»

«Война и мир» считается одним из наиболее масштабных проектов в мировой и советской кинематографии, наряду с такими картинами, как «Освобождение» и «Тихий Дон». Работа над лентой прямо контролировалась Министерством культуры СССР. Она стала делом престижа для СССР, и создание её потребовало усилий всей страны[13][14][15].

Для съёмок использовалось принципиально новое кинематографическое оборудование и материалы. Создатели получили доступ к музейным фондам, использовали для съёмок подлинную мебель и аксессуары XIX века. Для пошива костюмов директор картины привлёк Госплан СССР и Министерство лёгкой промышленности СССР[16]. Одним из «спонсоров» картины стало Министерство обороны СССР, предоставившее лошадей и целые воинские подразделения в распоряжение съёмочной группы. В ходе работы над фильмом был сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников[16], который впоследствии был успешно задействован во многих других советских фильмах[17][14].

Взаимоотношения в творческом коллективе складывались непросто с самого начала. Пробы проходили тяжело, при этом многих актёров, в том числе на ведущие роли, принимали уже после начала съёмок. Группа операторов, начинавших снимать картину, — Иоланда Чен и Александр Шеленков — отказалась работать с Бондарчуком по причине его режиссёрского диктата и отсутствия порядка в съёмочном процессе. На примирение обе стороны не пошли, и главным оператором «Войны и мира» стал Анатолий Петрицкий[11]. В качестве главного художника картины был приглашен Евгений Куманьков, к тому времени создавший на «Мосфильме» декорации к таким фильмам, как «Садко», «Илья Муромец», «Капитанская дочка» и другие. Художником было создано более 150 эскизов декораций и произведен выбор натуры, в частности для съёмок Бородинской битвы. Однако к моменту начала реализации проекта художник и режиссёр пришли к полному взаимному непониманию, и художниками-постановщиками стали Богданов и Мясников. В настоящее время все эскизы Куманькова к фильму и другие материалы художника, связанные с этой кинопостановкой, находятся в Государственном музее-заповеднике Л. Н. Толстого «Ясная поляна».[18]

Музыка[править | править код]

За право написать музыку для картины конкурировали всемирно признанные композиторы: Шостакович, Свиридов, Хачатурян. Учитывая всю сложность задачи, Кабалевский даже предлагал переделать под киноформат музыку из одноимённой оперы Прокофьева. Вячеслав Овчинников в 1962 году был ещё никому не известным студентом консерватории, но именно его выбрал Бондарчук[19]. Кроме специально написанной Овчинниковым музыки, для фильма использовалась историческая музыка. В эпизоде вступление наполеоновской армии в Москву и прогулки Наполеона по городу звучат французские военные марши: «Марш Императорской Гвардии Наполеона Бонапарта» и «Marche de La Garde Consulaire à Marengo». В записи музыки принимали участие: Симфонический оркестр Московской филармонии, хор и оркестр Всесоюзного радио и телевидения. Дирижёр Вячеслав Овчинников.

Ход съёмок[править | править код]

Сергей Бондарчук — Пьер Безухов. Первая по времени снятая сцена фильма — расстрел поджигателей Москвы (1962).

Создание эпопеи — второго фильма Сергея Бондарчука как режиссёра — заняло около 6 лет.

Работа над сценарием началась в 1961 году. 27 февраля 1962 года генеральной дирекцией студии Мосфильм был принят литературный сценарий четырёх серий. Через месяц сценарий был обсуждён и одобрен на совещании в Министерстве культуры. Министерство обязало оказывать всю необходимую помощь создателям будущей ленты ряду ведомств и учреждений. Весной и летом 1962 года прошли актёрские пробы[20].

Съёмки «Войны и мира» начались 7 сентября 1962 года со сцены расстрела французами поджигателей города (эпизод вошёл в заключительную четвёртую серию). Затем снималась сцена русской охоты, для чего в качестве консультанта был приглашён эксперт-кинолог, специалист по гончим и борзым — Василий Иванович Казанский[21].

С декабря 1962 по май 1963 года съёмочная группа с 150 вагонами оборудования была в экспедиции — в Закарпатье, в Мукачево. Там были сняты эпизоды Шенграбенского и Аустерлицкого сражений 1805 года[22]. Кроме того, так как из-за первоначальных морозов пришлось отложить постановку этих сражений, в Закарпатской области была отснята ещё 231 сцена, съёмка которых изначально планировалась в других местах. Так, здесь, в заснеженной местности и при участии 3000 солдат Прикарпатского военного округа Советской Армии (2500 во французских униформах и 500 в российских) было снято сражение под Красным. Шенграбенское сражение отсняли в районе села Куштановица, битву под Аустерлицем — в окрестностях Свалявы[источник не указан 2493 дня].

Для съёмок были использованы коллекции 58 музеев страны, свыше 40 предприятий производили реквизит: от вооружения и экипировки до телег и табакерок. По рисункам XVIII века на Ломоносовском фарфоровом заводе специально для фильма был изготовлен большой обеденный сервиз[23]. Было сделано 9 тысяч костюмов, 12 тысяч киверов, 200 тысяч пуговиц, точные копии русских и французских наград (орденов и медалей), оружия. Построено 50 декорационных объектов и 8 мостов, из них 3 — через Днепр[24]. Для маскировки проводов, телеграфных столбов и современных построек декораторами установлено на натурных площадках 200 деревьев и 500 кустов. Для съёмки Бородинского сражения обширная территория декорирована палатками и чучелами солдат[24].

Натурные съемки центральной панорамы Бородинского сражения снимали в Смоленской области, недалеко от реальной Старой Смоленской дороги. Съемки начались 25 августа 1963 года — в день 151-й годовщины Бородинского сражения. В массовке, изображавшей две армии, было занято около 15 тысяч человек пехоты, сформирован полк кавалерии в 950 сабель. У каждого из них было оружие, исторический костюм. На постановку «боя» израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 2 тысячи шашек, 1500 снарядов[11][25].

Павильонные съёмки шли с декабря 1963 года до середины июня 1964 года. В это же время снимали первый бал Наташи Ростовой. В июле 1964 года у Сергея Бондарчука случился тяжёлый сердечный приступ и съёмки были приостановлены до сентября[26].

В мае 1965 года съёмочная группа получает распоряжение из Министерства культуры приостановить съёмки и спешно готовить первые две серии к показу на Московском международном кинофестивале. С задачей создатели справились и 18 июня 1965 года в Кремлёвском Дворце съездов состоялась торжественная премьера двух серий для представителей Госкино. Затем картина получила признание фестивального жюри МКФ и первый приз. Но самому Бондарчуку это стоило второй клинической смерти, и его едва спасли врачи[27].

На широкий экран картина вышла 14 марта 1966 года — в кинотеатре «Россия» состоялась премьера первой серии фильма «Война и мир» («Андрей Болконский»). В прокате 1966 года первая серия фильма заняла первое место, собрав аудиторию в 58 миллионов зрителей[28]. Премьера второй части состоялась за год до третьей — 20 июля 1966.

Работа над третьей серией («1812 год») закончилась 28 декабря 1966 года — комиссия «Мосфильма» приняла фильм. Съёмки четвёртой серии («Пьер Безухов») продолжались до августа 1967 года.

21 июля 1967 года в кинотеатре «Россия» состоялась премьера третьей серии («1812 год»). Премьера четвёртой серии «Войны и мира» («Пьер Безухов») состоялась 4 ноября 1967 года[29].

Подбор актёров[править | править код]

Людмила Савельева — Наташа Ростова, Вячеслав Тихонов — Андрей Болконский. Сцена первого бала была снята в самом большом павильоне «Мосфильма» № 1.

Выбор актёров стал отдельной задачей при создании эпической ленты. В фильме одних только озвученных персонажей свыше трёхсот[13].

На главную женскую роль Наташи Ростовой пробовались многие ведущие актрисы, в их числе Анастасия Вертинская, Лариса Кадочникова, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко, но выбор Сергея Бондарчука был неожиданным. После нескольких проб остановился на 19-летней дебютантке — выпускнице Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой, балерине Ленинградского театра оперы и балета Людмиле Савельевой[14].

В сентябре 1962 года съёмки уже шли полным ходом, а позиция актёра на роль Андрея Болконского оставалась вакантной. Пробовались многие звёзды советского экрана: Эдуард Марцевич, Олег Стриженов и Вячеслав Тихонов, но режиссёр выбрал Иннокентия Смоктуновского. У Иннокентия Михайловича уже было заманчивое предложение сыграть Гамлета в новой постановке, а Козинцев категорически отказался «отдавать» актёра[14].

Здесь в творческий процесс снова вмешалась министр культуры Екатерина Фурцева, настоявшая на кандидатуре Вячеслава Тихонова. Многочисленные мучительные пробы долгое время не устраивали режиссёра. В конце концов Вячеслав Тихонов убедил Бондарчука в том, что соответствует этой роли[30].

Интересно, что на роль Пьера Безухова рассматривалась даже такая экзотическая кандидатура, как Юрий Власов. В итоге она осталась за самим создателем картины, хотя многими критиками трактовка роли Бондарчуком, среди всех главных ролей, впоследствии считалась наиболее спорной. Для того чтобы соответствовать экранному воплощению Безухова, Сергей Бондарчук был вынужден прибавить в весе около 10 кг. Супругу Пьера — Элен Безухову — сыграла супруга Бондарчука в жизни Ирина Скобцева[17][8][31].

На роль Пети Ростова пробовался Никита Михалков и с его участием даже начались съёмки, но после первой же сцены русской охоты Михалков от роли отказался. На роль взяли Сергея Ермилова[22]. А эпизоды с Михалковым (проскоки на лошадях во время охоты) так и остались в фильме[32].

Известный ленинградский актёр Николай Симонов планировался на Кутузова. Роль великого русского полководца досталась ректору Щукинского театрального училища Борису Захаве[11].

На роли некоторых немецких и французских персонажей были приглашены иностранные актёры: Хельмут Зоммер, Эрвин Кнаусмюллер, Жан-Клод Баллар.

География[править | править код]

Иосифо-Волоцкий монастырь, в окрестностях которого снимались некоторые сцены фильма

География съёмок была весьма обширна. Необходимая натура для сцены расстрела поджигателей Москвы была найдена у стен Новодевичьего монастыря (также и у стен Новоспасского монастыря, точнее, на берегу пруда[источник не указан 2664 дня]). Для съёмки сцены русской охоты подошло село Богословское недалеко от Иванькова.

Возле города Дорогобуж Смоленской области, на пути Старой смоленской дороги, нашлось подходящее поле для съёмки Бородинского сражения[23]. Первоначально собирались снять на реальном Бородинском поле, но мемориал, установленный на месте сражения, мешал съёмкам[11][25]. Гороховое поле, располагавшееся перед декорационным объектом «Батарея Раевского», было за несколько недель заменено ржаным при помощи ручной высадки спелой ржи на площади 2 гектара[24].

Недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря вблизи села Теряево сняли пожар столицы. Для этого была построена декорация Москвы, состоящая из 11 зданий, в том числе копии Сухаревой башни высотой 30 метров[33].

Ряд сцен был снят в усадьбе Толстого в Ясной Поляне, в Ленинграде и в Молдавии.

Первоначально самую романтическую сцену фильма собирались снимать в большом фойе Таврического дворца в Ленинграде, но договориться об этом не удалось. В результате декорации первого бала Наташи Ростовой были созданы в одном из павильонов «Мосфильма»[14].

Несмотря на тщательное следование авторскому тексту в вопросах выбора съёмочных объектов, некоторые сцены сняты в местах, не соответствующих сюжету романа. Например, считается, что дом Ростовых находился в Москве на Поварской улице. Однако, художники картины посчитали более подходящим интерьер особняка на улице Качалова, где и снимались соответствующие эпизоды[34].

Технология[править | править код]

Фильм «Война и Мир» должен был продемонстрировать всему миру то, что в СССР технология кинематографии не уступает мировым стандартам и использование отечественных материалов и инструментов было делом принципа[7].

В конце 1950-х годов в мире начинает распространяться новая технология широкоформатного кино. Американский продюсер Майкл Тодд, посетив СССР в 1957 году, предложил совместное производство «Войны и мира» с использованием его системы Тодд-АО. Он привёз в Москву 65-мм студийную кинокамеру «Mitchell BFC» и двухформатный 70/35-мм кинопроектор «Philips DP70» для демонстрации возможностей системы[35]. Предложение было отвергнуто, но оставшаяся в Москве кинотехника послужила основой для создания советской 70-мм системы широкоформатного кино. Съёмка на 70-мм плёнку позволяла получать яркое изображение высокого разрешения на большом экране, что как нельзя более удачно подходило для масштабных фильмов с красочными батальными сценами[36][37].

Первым фильмом, снятым по полностью советской технологии широкоформатного кино, стала картина режиссёра Юлии Солнцевой «Повесть пламенных лет» (1960). К 1962 году технология широкоформатного кинематографа ещё окончательно не сложилась ни в СССР, ни в других странах, и фильм «Война и мир» стал полигоном для новых идей и разработок. Одним из наиболее важных моментов, повлиявшим впоследствии на весь ход съёмок и конечный результат, стал выбор плёнки. К началу съёмочного периода было невозможно заказать необходимую партию плёнки Kodak, поскольку не оставалось времени для выделения валютных средств на её приобретение, и негативная плёнка шириной 70 миллиметров фирмой Кодак не выпускалась. Американские системы широкоформатного кино предусматривали негатив шириной 65 миллиметров. У создателей была возможность использовать плёнку производства фирмы ORWO из ГДР, но в итоге решение было принято в пользу отечественного производителя[7].

Собственно картина начинала сниматься параллельно в двух форматах как это было принято ещё при съёмках первых широкоэкранных фильмов[7]:

Однако в процессе съёмок от второй 35 мм камеры очень быстро отказались, чтобы не затруднять и без того напряжённые условия и график съёмки.

По мнению оператора фильма Анатолия Петрицкого важно было и то, что режиссёр мог расходовать отечественную плёнку в неограниченных количествах. Для съёмок 70-мм камерой использовалась экспериментальная цветная 70-мм плёнка Шосткинского комбината и экспериментальная камера с зеркальным обтюратором «Россия» 1СШС. Ряд сцен был снят ручной камерой 1КСШР. Такая камера весила около 10 кг и съёмка ей «с рук» требовала недюжинной физической силы оператора[7][15][39].

Съёмочная группа впоследствии страдала из-за низкого качества отечественной плёнки и постоянного брака при проявке, некоторые сцены приходилось повторять по 30-40 раз. Многократной пересъёмке подвергались технически сложные батальные сцены с большим количеством статистов, когда за день получалось не более двух качественных дублей. Слабая чувствительность плёнки приводила к тому, что съёмочную площадку приходилось дополнительно освещать прожекторами даже днём, при естественном свете. Из-за этого работа над картиной так сильно растянулась. В итоге в окончательный вариант всё равно попали некоторые кадры с техническим браком — переснять их не было никакой возможности[39][40].

Батальные сцены фильма. Бородинское сражение

Несмотря на это создатели картины и, прежде всего, оператор — смогли добиться максимума возможного на доступных материалах. Как отзывался о работе коллеги Сергей Юриздицкий: «что сделал А. А. Петрицкий в „Войне и мире“! С отечественной пленкой это сделать было невозможно. А он добился потрясающего изображения.»[41].

Уникальной была также работа над звуковым сопровождением. Практически фильм был всего лишь вторым опытом создания картины с многоканальным звуком формата «5+1». Для работ по обработке и сведению звука был создан специальный тонваген (передвижная студия) и аппаратура для синхронной записи. Весь парк техники, микрофоны, магнитофоны (аппаратура тогда была ламповая) и магнитные ленты были также исключительно отечественного производства[42].

В ходе работы над фильмом создатели прибегали к необычным приёмам. Съёмки некоторых сцен Бородинского сражения велись с помощью камеры, которую укрепили на канатной дороге длиной 120 метров, протянутой над полем сражения[24]. Пролетая на высоте, камера давала необычную возможность съёмки «с летящего пушечного ядра». Некоторые сцены снимались с вертолётов, с вышек и операторских кранов оригинальной конструкции. Для «погружения» в атмосферу первого бала Наташи Ростовой оператор Петрицкий встал на роликовые коньки, а передвигал его среди вальсирующих пар ассистент. Эти приёмы вошли в документальный фильм о ходе съёмок ленты и впоследствии использовались как учебный материал для подготовки будущих операторов[7].

Восстановление[править |