Звягицев снял «Нелюбовь» на свой страх и риск :: Культура :: Дни.ру
Кинокритики столицы и мира не устают поздравлять российского режиссера Андрея Звягинцева с новой победой. Ведь совсем недавно стало известно, что социальная драма «Нелюбовь» войдет в конкурсную программу международного Каннского кинофестиваля. Многие задались вопросом: почему новый шедевр режиссера был снят без финансовой поддержки от государства?
Продюсер Александр Роднянский рассказал подробнее об отсутствии государственной поддержки на пресс-конференции в ТАСС. Как оказалось, создатели фильма даже не думали обращаться за финансовой помощью.
«Мы не обращались за господдержкой, мы отдавали себе отчет, что это не тот фильм, с которым надо идти в Фонд кино», – заявил Александр. Он также отметил, что картины неподражаемого Звягинцева уже давно пользуются успехом в Европе и, особенно, во Франции, но в российском прокате творения режиссера никогда не пользовались сумасшедшим успехом.
«А в Минкультуры не стали обращаться в силу сроков и, естественно, имея определенный опыт с «Левиафаном», – признался продюсер. – Так что решили сделать на свой страх и риск».
Идея снять драму о непростом разводе появилась у Звягинцева уже давно. Режиссер был настолько впечатлен фильмом Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни», что твердо решил снять картину на подобную тему.
Совместно со сценаристом Олегом Негиным они принялись разрабатывать тот сценарий, который как можно точнее передаст проблему взаимоотношений супругов, брак которых стремительно рушится. Как ранее говорил в интервью Александр Роднянский, обсуждение основных сюжетных линий и работа над сценарием лились несколько лет.
Символика в фильме «Нелюбовь»: (почти) полный список
«Нелюбовь» Андрея Звягинцева — безусловно, главное событие российского кинематографа 2017 года. Не будем пересказывать многочисленные холивары на тему «Звягинцев не любит Россию» или «кому не понравился фильм — тот бездушная сволочь» и т.д. То, что кинолента Звягинцева вызвала среди кинокритиков и простых зрителей множество дискуссий разной степени конструктивности, уже говорит в пользу фильма: режиссеру удалось создать кино-зеркало, которое хоть и не показывает нам всю «правду жизни», но помогает отрефлексировать наше текущее бытие. Если вынести за скобки все неудобные, некомфортные подтексты, которые заложил в «Нелюбовь» Звягинцев, сложно поспорить с тем, что фильм сделан мастерски. Операторская работа, актеры, свет, музыка, монтаж, декорации — кажется, режиссеру удалось собрать команду перфекционистов. Наконец, еще один пласт мастерства, чисто режиссерский — это символы и метафоры, щедро, но аккуратно и изящно раскиданные по фильму. Символ у Звягинцева — вроде бы явный намек на что-то очень важное (на продажность церкви, на кризис современной семьи, на разгул политической пропаганды и т.д.) и в то же время вроде бы случайная деталь, попавшая в кадр. «Скол реальности», как говорит сам Звягинцев в интервью. Символы и метафоры в «Нелюбви» действительно гармонично вписаны в кино-пространство и не бьют в лоб (хотя есть спорные моменты). Но их настолько много, что вряд ли это не более чем «сколы жизни» — полагаю, режиссер всё же сформировал полноценный символический художественный пласт, который отлично работает на концепцию фильма. В этом материале я постарался собрать в общий список
Слепцовы
Все заметили эту говорящую фамилию у супругов Жени и Бориса, которые готовятся к разводу. Если заглянуть в словарь, то одно из значений слова «слепец» — тот, кто не замечает чего-то. Или кого-то. По сюжету всё так и происходит. Обратите внимание, что фоном в доме идет «Дом 2» — передача, которая якобы помогает «найти свою любовь», но мы-то понимаем, что ничего подобного.
Сигнальная лента
Фильм начинается и заканчивается этим символом: сначала мальчик играет сигнальной лентой по пути из школы домой, в финале эта лента просто свисает с дерева. Сигнальная лента — что это? Сигнал! Что-то произойдет… Что-то уже произошло. «Возможно, она обозначает место бедствия или место преступления, которое теперь повсюду. Отсутствие разделения на опасную и безопасную зону, на виновных и безвинных, на жертв и карателей» (Антон Долин, «Искусство кино»).
Суперсемейка
Еще одно закольцовывание в фильме (см. сигнальная лента). В комнате мальчика висит постер «Суперсемейки» — оцените режиссерскую иронию. В конце фильма, после всех событий и продажи квартиры, гастарбайтер срывает постер. Суперсемейки из семьи Слепцовых не получилось…
2012 год
Действие начинается во второй половине 2012 года, который, по некоторым предсказаниям, должен завершиться концом света. Помните красивую дату 20.12.2012? Борис едет в автомобиле на работу и слушает новости по радио, в которых как раз говорится об этом событии. Персональный «конец света» действительно случится, да и в глобальном понимании происходящее вокруг нас (с точки зрения фильма «Нелюбовь» — название, конечно, тоже символично) — медленный духовный апокалипсис.
Православный офис
Борис заходит в свой офис под названием «Отдел продаж», внутри по стенам развешаны репродукции икон и плакаты с изображением церкви — они сразу бросаются в глаза (эту деталь подметил Станислав Зельвенский). Мы уже знаем, что Борис работает в «православной корпорации», в которой религиозные правила жизни легко сочетаются с эффективными бизнес-моделями. Намек на то, что церковь и бизнес — вещи вполне совместимые.
Начальник-бог
Невидимый босс по кличке Борода, навязывающий сотрудникам офиса жесткие правила поведения в православном духе — очевидно, проекция бога, точнее, образа бога, который складывается в русской православной среде. То, что мы его ни разу не видим в фильме, говорит, как мне кажется, не о том, что «бога нет», а о том, что бог на самом деле где-то в другом месте. Возможно, офисные работники сами придумали (или охотно приняли) образ бога-начальника, с которым можно чувствовать себя комфортно и безопасно. Другими словами, явление скорее психологическое, нежели религиозное. И «корпоративный бог» здесь выступает в роли хранителя стабильности и зоны комфорта, а не в роли сверхъестественной силы, стимулирующей человека к духовному развитию. Эту ситуацию можно легко перенести на более широкие слои населения.
Сон с выпавшим зубом
Маша, будущая жена Бориса, делает голосовой запрос своему смартфону: «Во сне вырвали зуб, что это значит?». Первый попавшийся мне онлайн-сонник толкует этот знак как грядущие тяжелые жизненные испытания. Антон Долин находит еще одно значение: «Зловещий знак, в том числе обозначающий пропажу или смерть близкого родственника».
Возраст мальчика
Игорь Нестеров, один из авторов портала Postcriticism, нашел возможную политическую метафору, связанную с Алешей. Возраст мальчика соответствует времени нахождения Путина у власти. Таким образом, Алеша — «ровесник режима». С этой точки зрения, трагедия с мальчиком символизирует безжизненность путинского режима и четко указывает на политическую позицию Звягинцева. Честно говоря, сомневаюсь, что режиссер тут спрятал какой-то подтекст.
Внешность Жени
Известная блогерша-психолог Эволюция (Марина Комиссарова) посвятила один из своих текстов фильму «Нелюбовь». Эволюция делает психологический разбор ситуации Жени и Бориса, находит причину проблем персонажей в их инфантильности, в отсутствии личных опор. Особое внимание уделяется Жене, точнее, типажу актрисы Марьяны Спивак, который очень точно подобран для такого сценария. «Мужеподобные черты героини (и мужское имя Женя) неслучайны, они как бы подчеркивают, что эта женщина не имеет нормальных женских инстинктов: холодная жена и очень плохая мать».
Мать и дочь
Неожиданную историческую метафору находит блогер Женя Васильев. Сцена общения Жени и ее мамы — одна из самых эмоциональных и тяжелых в фильме. zheniavasilievv видит в ней аллюзию на политические перемены, которые произошли с нашей страной за последние 20-30 лет. «Злобная Бабушка – это Сталинско-Ленинская СССР. Женя, ее дочь – есть Россия. Бабушка в 1991 году предупреждает дочь не вырываться из-под ее опеки, но дочь ненавидит свою советскую Родину-Мать. Выходит, замуж за бородатого буржуазно-православного мужа, который обещал ей благополучие счастье и свободу, а получилось одно ***».
Заброшенный Дом культуры
Еще одну метафору, связанную с разрушением советской эпохи, отмечает Андрей Архангельский в своей рецензии для dp.ru. Поиски мальчика привели волонтеров в заброшенный Дом культуры (слово «культура» здесь приобретает особую силу), который наверняка когда-то был оживленным и востребованным местом. Разрушение советской культуры имело позитивные и негативные последствия. Среди последних — разобщенность людей, образование культурной пустоты. «Это <дом культуры> пустое место — на месте советской культуры, промокшая, прогнившая, истлевшая иллюзия о великом прошлом».
Антенна
В тех же окрестностях волонтеры наткнулись на военный объект — антенну, возможно, тоже заброшенную (но охраняемую). Антенна сама по себе — символ информационного охвата, быстрого доступа к информации, а применительно к поисковой ситуации — символ быстрого обнаружения пропавшего. Но в фильме антенна не работает и никак не помогает поисковикам (охранник объекта, рассматривая ориентировки, произносит: «Нет, не видели здесь такого…») «Что она <антенна> ищет, какие сигналы ловит? Ловит ли? Почему замерла?» (Антон Долин).
Подземный переход
Интересный момент во время поисковой операции заметил Ян Джэсси в комментариях к посту Антона Долина о «Нелюбви» в Фэйсбуке. «Когда волонтеры оклеивают стены подземного перехода листовками и удаляются. Левая сторона экрана — по которой они уходят вглубь — освещена теплым, желто-песочным светом. Правая — на которой лесенка на улицу и листовки на стене — холодного, мертвенно-зеленого, как у разложившегося тела».
Загадочная фигура
Наверное, самый неоднозначный и сложный для расшифровки символ Звягинцева. Странный персонаж возникает во время поисков, когда камера несколько секунд следит за мужчиной-прохожим, скрывающимся во тьме. Персонаж явно неслучайный — оператор делает на нем акцент. Как он связан с пропажей мальчика — неизвестно. Может быть, это похититель или маньяк, чьей жертвой стал Алеша? Нет, само настроение фильма наталкивает на более приземленную интерпретацию этого символа: прохожий —> человек, который проходит мимо —> мимо чужой беды. По сюжету, волонтеры расклеивают объявления в большом количестве. Мальчика вполне возможно было найти, если бы не только волонтеры прочесывали близлежащие парки и кварталы, но и простые жители более внимательно смотрели по сторонам. Кто знает, может быть, тот самый загадочный прохожий где-то заметил замерзшего Алешу, но прошел мимо, размышляя о своих повседневных проблемах. По развязке истории можно предположить, что мальчик (внимание, спойлер!) просто замерз где-то в том районе, а потом его тело погрызли собаки.
Серое небо
Мрачное настроение фильма подчеркивает противная погода в кадре (поздняя осень). Фильм снят в холодных серо-синих красках — это не только цвет окружающей обстановки, но и символ жизни миллионов людей, обитающих в серых спальных районах мегаполисов. Такую мысль высказывает kinoedd в своей рецензии. «Одинаковое серое небо висит над одинаковыми серыми квартирами, где в стандартные двери врезаны типовые замки, за которыми синхронно нелюбимые супруги делают вид, что воспитывают нелюбимых детей, огрызаясь периодически на нелюбимых своих родителей. И так — повсюду и всегда».
Зима 2015 года
В конце фильма действие переносится из 2012 года в февраль 2015-го. Это зима не только календарная, но и «зима политическая». Сам Андрей Звягинцев подтверждает символику этого момента в интервью «Медузе»: «Концовка фильма — это февраль 2015-го. Зима. И политическая в том числе. Собственно, это те три года жизни страны, когда схлопнулись все иллюзии, когда мы все совершенно очевидно очутились в другом государстве».
Пропаганда Дмитрия Киселёва
Одна из завершающих сцен — выступление Кисёлева по телевизору, которое фоном транслируется в квартире Жени и ее нового мужчины. Кисёлев уже давно является для нас олицетворением российской политической пропаганды, и Звягинцев неслучайно вставляет его речь в свой фильм, подчеркивая ту самую «политическую зиму» (см.выше). Кинокритик Андрей Плахов видит в лицемерной пропаганде Киселева символ «ухудшение климата» российского общества, из-за чего и возникает идеальная среда для трагических событий, подобных тому, что произошло в «Нелюбви». «Показанная в фильме драма обескровленных человеческих отношений вызвана общим климатом современной российской жизни, с непроходящей зимой, непреходящим ожесточением и разлитой в воздухе агрессией».
Олимпийка «Russia»
Самый спорный и скандальный символ из фильма, вызвавший обвинения режиссера в дурном вкусе, высокомерии, русофобии и пр. Метафора, на первый взгляд, действительно прямолинейная: Россия топчется на месте, создавая видимость движения вперед. Плюс намеки на наши сомнительные олимпийские достижения последних лет (допинговые расследования, распил бюджета при строительстве спортивных объектов в Сочи). Казалось бы, для такого тонкого мастера непозволительно «бить в лоб» столь очевидными разоблачающими образами. Но, с одной стороны, это «скол реальности», который необязательно рассматривать как прямую метафору. С другой стороны, можно увидеть в этом более глубокую символику — в контексте искаженных представлений о патриотизме, навязывания населению ложных политических ценностей. Об этом пишет Антон Долин: «Спортивные костюмы от Bosco – знак Олимпийских игр в Сочи, последнего рывка, в котором страна пыталась доказать всему миру и самой себе, что она – часть мирового пространства, что слово «Russia» – не только для ее обитателей и патриотов, но для всех. Через два месяца после Олимпиады случилось присоединение Крыма и начался неостановимый разлад как внутри России, так и вне. Спортивные игры закончились, настало время настоящей войны».
***
«Нелюбовь», конечно, нужно пересматривать, поэтому в будущем наверняка найдется, чем дополнить этот список. Данный обзор не претендует на то, чтобы делать выводы о фильме «Нелюбовь»: на мой взгляд, для адекватной его оценки требуется какое-то время. Но вот что уже можно с уверенностью сказать: Андрей Звягинцев очень внимательно работает с символикой и использует ее как один из ключевых художественных приемов.
Поделиться ссылкой:
Похожие записи
Премьера недели. «Нелюбовь» Андрея Звягинцева
Сотрудникам запрещено разводиться — грешно: некоторые приводят на корпоратив подставных жен, лишь бы не узнали о разводе и не уволили. Все ужасно боятся потерять работу, потому что привыкли к сладкой жизни: комплексные обеды в корпоративной столовой, хорошая зарплата, оплачиваемый отпуск, кредиты. Можно и потерпеть, побыть православным. «Квартира просторная, экология, торговый центр строят. И храм рядом есть». — «Храм? Храм — это хорошо». Мать Жени, «Сталин в юбке», «злая одинокая стерва», воспитывавшая девочку без тени любви, типичная советская толстая тетка, которая круглый год живет в диких условиях на разваливающейся даче, когда приезжают к ней искать внука, подозревает, что положили глаз на ее «дом». «Я вам ничего не отдам! Только — Богу!» Имея в виду Церковь. И далее — хрестоматийный кукиш в лицо. Такая Россия у Звягинцева — негуманная, лицемерная, безлюбовная, выхолощенная, безбожная.
Но обвинять его в русофобии — последнее дело. Даже если вы относитесь к аудитории программ Киселева, зомбирующее действие которых режиссер педантично, как он делает всё, вырисовывает в финале «Нелюбви». Даже если «хорошо понимаете», за что Звягинцева «так любят» на Западе и считают главным сегодня русским режиссером. Сбежал мальчик от двух не любящих, не умеющих любить и не знающих, что такое любовь, родителей. Но ищут его — активно и профессионально — десятки волонтеров. То есть людей, которым за эти поиски не платят: работают они где-то еще, а после работы или в выходные, услышав по связи, что кто-то пропал, добровольно отправляются его искать. Получается, десятки ответственных людей — против двух безответственных. Кроме того, семейка Леши — типична: яркая тридцатилетняя эгоистка, material girl, в юности натворившая глупостей; несчастный безвольный мужик, адски боящийся потерять работу; злая бабка из поколения дефицитного всего — еды, одежды, жилья, мужчин, любви. А волонтеры — нет, мы о них ничего не знаем. Просто люди, которым не все равно. И, говорит Звягинцев, таких людей немало. Какая уж тут русофобия.
«Нелюбовь» могла бы закончиться иначе». Режиссер Звягинцев об успехе фильма | КУЛЬТУРА
Российский режиссер Андрей Звягинцев, чья картина «Нелюбовь» получила приз жюри на Каннском кинофестивале, приехал со своей картиной в Екатеринбург. На встрече с журналистами Звягинцев сразу признался: картина могла бы закончиться по-другому, но та концовка, которую увидят зрители, более правдива.
«История фильма могла бы закончиться иначе, хотя бы для одного из персонажей. Но значительно правдивей звучит история хождения по кругу, чтобы была возможность порвать этот порочный круг. Эти грабли, на которые ты поступаешь постоянно. Человек ходит по кругу, единственный выход из этого попасть в другую пьесу. Я исходил из этих соображений. И поэтому в конце фильма был необходим эпилог», — рассказал Звягинцев.
Вслед за успехом на Каннском фестивале критики уже заявили о возможном номинировании «Нелюбви» на «Оскар», однако автор картины, как выяснилось, пока предпочитает не загадывать.
«Не знаю и не думаю. Этот вопрос не ко мне. Придет сентябрь, когда оскаровский комитет выберет. Меньшов его возглавляет. Будем ждать!» — оптимистично заявил режиссер. При этом он рассказал, что в Каннах были определенные ожидания и надежды. – «Все мы отчетливо понимаем, что человеческая природа так устроена, и когда жюри рассматривает 19 фильмов вместе с твоим, то ты понимаешь что попасть в этот круг затруднительно. В Каннах золотое правило: организаторы звонят и деликатно намекают, что ты попал «в круг». Ты уже понимаешь, что что-то тебя ждет.
Звягинцев, Спивак и Розин в Ельцин-Центре 6 июня 2017 года Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий ШевалдинУ нас был именно первый вечер, первый показ, и мы получаем оценку 3,2 рейтинг. И до самого конца, в течение 10 дней, были лидером фестиваля, были ожидания «пальмы». И ты надеешься, что это случится! Но я очень давно для себя решил, что твоя конечная цель – готовый фильм. Дальше с фильмом происходят невероятные вещи, и все ожидания – небольшая человеческая слабость».
При этом создатели фильма настаивают, что не ставили перед собой задачу как-то очернить действительность. Более того, по признанию Звягинцева, во время интервью журналисты из разных стран признавались, что увидели именно «свою» историю, которая описывает жизнь в их стране.
«Я видел реакцию аудитории в Каннах. У меня было рекордное количество интервью. Это 106 интервьюеров за два с половиной дня. Они все из разных стран. 14 круглых столов с журналистами. Ни одного иностранного журналиста я не встретил, чтобы был вопрос, «боже, у вас такая жизнь». Нет! Все с пониманием отнеслись к фильму. Мы эмоционально и ярко попадаем в черты. Национальный характер может разниться, но это история понятная везде.
Ко мне подходили и говорили, что это «наша американская история», «итальянская история» и так далее. Все знакомы с матриархатом или патриархатом, как ты его не назови. В этом проблема нашего общества – мы все стремимся в Европу, но эти ценности никак не привьются к нашему дереву. 31 мая мы показали премьеру в Москве, и на следующее утро я улетел в родной Новосибирск. Владелец кинотеатра мне телеграфировал, что поставили для премьеры самый большой зал – и он был продан. Во всех восьми залах была запущена премьера, и я перебегал от одного зала к другому. Мне кажется, зритель должен принять эту картину без всяких оговорок. Кто-то попытается сказать про фильм, что он опять очерняет Россию, как это было с «Левиафаном». Это не так. Они просто будут готовы так встретить. Так работает сила пропаганды».
По словам актеров, на съемочной площадке установилось полное взаимопонимание, причем режиссер, понимая, что именно он хочет увидеть в конечном итоге, давал возможность реализовывать и предложения актеров.
«Со Звягинцевым интересно работать, — признался актер Алексей Розин. — Все предложения, которые у тебя есть, ты можешь сделать. Но при этом и режиссер знает точно, что он хочет сделать, — это здорово».
С ним согласна и актриса Марьяна Спивак: «Любовь есть. У меня есть сын, который снялся в этой картине. Он молодец, доволен. С Андреем работать – полное счастье. Когда меня утвердили на съемки – это был просто подарок».
Марьяна Спивак и Алексей Розин Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий ШевалдинКстати, по признанию режиссера, если Марьяна оказалась первой, кто пришел на кастинг, то исполнителя главной мужской роли он искал довольно долго, несмотря на то, что уже работал с Алексеем Розиным в других картинах.
«Марьяна пришла на кастинг первым актером. Я еще сказал, что не помню что нужно делать с актерами и предложил просто познакомиться. С Лёшей тоже, я его давно искал. С ним работали на «Елене» и «Левиафане», но я долго его искал. В результате на сцене, где они на кухне, у меня просто была идиосинкразия (Болезненное восприятие чего-либо — Прим. редакции)».
Нелюбовь как состояние общества
Так не бывает. Это первое, о чем думаешь, когда Женя и Боря — главные герои фильма «Нелюбовь» вступают в их первый жесткий диалог. Они спорят о том, кто должен объявить 12-летнему сыну, что после развода папы и мамы мальчик будет отправлен в интернат. Ну бред же! Семья не маргинальная. В России миллионы разводятся, дети, как правило, остаются с матерями. А тут — нелюди какие-то. (Ребят, бывает. Я знал семью, которая продала новорожденную дочь, чтобы начать новую жизнь. Стартовый капиталец заработать. Не алкаши, не психи, мечтали вырваться из своего Железногорска-Илимского в большой город. Тоже тема для кино… Но вернемся к Звягинцеву).
Видимо, это такой режиссерский крючок — нестандартной шокирующей ситуацией он цепляет зрителя. И потом подтягивает поближе: давайте-давайте, присмотритесь хорошенько, кто это там в зеркале?
Она. Чуть за тридцать. Мужа ненавидит так, что готова убить. Говорит, что никогда его и не любила. «Залетела по глупости».
Так что их 12-летний сын — не плод любви. Плод нелюбви. Чудесный мечтательный мальчик, кстати. До слез его жалко.
Сын героев фильма «Нелюбовь» — мечтательный 12-летний мальчик.Фото: кадр из фильма
Он. Полнеющий менеджер по продажам. На кредитной корейской машине. Думает, что нашел новое счастье в лице любовницы, которая, вроде бы, его действительно любит. А главное — беременна.
Он очень хочет разъехаться с бывшей. «Пацана», как называет сына, вроде бы, жалко. Но разве не должен ребенок остаться с матерью? Это же так естественно. И решит сразу кучу проблем. А решать проблемы он не любит. Да и не умеет.
Еще есть бесноватая мать главной героини — теща стало быть, «Сталин в юбке». Поминает черта и Бога одновременно. Крестится и тут же посылает родных на три буквы. Её, наверное, тоже мать в детстве не любила. Нелюбовь передается по наследству?
Этого звягинцевские герои не произносят. Но получается, что нелюбовь воспроизводит сама себя. Речь не только о чувствах к жене или мужу, ребенку или матери. Речь о любви в широком, общечеловеском, христианском, если хотите, её понимании. О любви к ближнему.
У Звягинцева нелюбовь в каждой детали. Главный герой с ненавистью бурчит на пешехода, который посмел его задержать на пару секунд. Главная героиня постоянно унижает сына, пинает, как надоевшую глупую собачонку. Искреннюю улыбку у нее вызывают только селфи в инстаграме.
«Все уроды у этого Звягинцева! Чернуха!» Нет, не все.
Нелюбовь (2017). Трейлер фильма.Новый фильм Андрея Звягинцева («Елена», «Левиафан») — участник конкурса Каннского фестиваля 2017. В кино с 1 июня
Есть волонтеры-поисковики. Они молчаливы, говорят только по делу. При этом каждое движение их у меня вызывало мурашки. Волонтеры — это единый собирательный образ нормального человека будущего. Именно такие (я верю в это, не смотря на мой возрастной и профессиональный цинизм) когда-то все же будут преобладать в обществе. И, может быть, даже работать в полиции и прочих государственных службах.
Есть у Звягинцева еще один явно положительный персонаж — любовник героини. Правда, подозреваю, у некоторой части зрителей он также вызовет генетически заложенную нелюбовь. 47 лет, обеспечен. Хорошая современная квартира в центре Москвы. Дочь-студентку отправил жить и учиться в теплую европейскую страну. «В нелюбви жить нельзя,» — произносит он после бурной постельной сцены и признания главной героини о том, какой сволочью по отношению к ней была её мать.
В финале любовник сосредоточенно и безмолвно, как-то отрешенно, со стеклянными глазами смотрит программу Киселева о бомбежках Донбасса (главная героиня, как и в начале фильма, тоже отрешенно сидит в инстаграме). С таким же выражением лица того же Киселева смотрит и главный герой. Он не обращает внимание на маленького сына, которого родила ему бывшая любовница, а ныне новая жена. Он кидает ребенка в манеж, чтобы не отвлекал. Мальчик плачет. Отец не слышит.
«Какая дешевая разводка! Причем русофобская!» — считают некоторые критики. — «Выходит, вся эта притча — о конфликте Украины и России?!»
Я думаю, нет. Потому что Звягинцев мог легко использовать фрагмент программы Киселева, допустим, о российско-американских отношениях. Или сюжет о войне в Сирии. Смысл картины это бы не изменило.
«Нелюбовь» — это кино, в первую очередь, о нас с вами. И о любви.
Читать интервью с Андреем Звягинцевым о фильме «Нелюбовь»
ОПРОС «КП»
Как вам «Нелюбовь»?.Как вам "Нелюбовь"?. Your turn!
«Еще раз про «Нелюбовь» ⋆ MovieStart
В Академии Н.С. Михалкова состоялся мастер-класс Андрея Звягинцева. Такого ажиотажа не было даже на встрече с Сельяновым. Что было ожидаемым – в том числе и потому, что в течение нескольких недель после объявления о мастер-классе на сети Facebook и до его начала, регистрацию то закрывали, то открывали вновь. Очередь в Государственный театр киноактера вечером 15 ноября растянулась на несколько десятков метров и даже через пятнадцать минут после начала мероприятия, пока застрявший в пробке герой вечера опаздывал, слушателей все еще продолжали запускать.
Режиссера Звягинцева Андрея Петровича, небритого и уставшего, вырвавшегося из съемочного процесса нового фильма (на следующий день ТАСС напишет: «Андрей Звягинцев приостановит съемочный процесс новой картины под рабочим названием «Нелюбовь» из-за снежной погоды. «Я делаю паузу в съемочном периоде и сажусь в монтажную в ожидании потепления», – сообщил он») приветствовал шквал аплодисментов. Тот, поздоровавшись, признался, что слова «мастер-класс» его смущают, и призвал аудиторию задавать ему вопросы, на которые отвечал подробно и вдумчиво, неизменно извиняясь за подробность и вдумчивость. Режиссер поделился мыслями о новом фильме, над которым он работает.
Про «Нелюбовь»
А.З.: Завтра мы снимаем один кадр, один план, весь световой день – с 7-ми утра до 4-5 вечера, когда стемнеет. И самая трудность, но ее я думаю решить завтра вот так (щелкает пальцами): по наитию как-то, Бог подскажет идею как это сделать – в пустом пространстве вдруг взглянуть туда, куда надо взглянуть. Или, скажем, на уровне глаз. Вот этот тоже ракурс съемки мне кажется неограниченным.
Сейчас мы столкнулись с невероятной проблемой, с тем, что снег выпал – и у нас просто катастрофа. Мы как-то там сгруппировались, сняли то, что можно снять в интерьерах, а один эпизод, мне кажется, что нужно все-таки дождаться осени и снять его снаружи. И вдруг пришла такая вот идея неожиданно: этот персонаж у нас все обретает в доме – мы «вынесли» его наружу, в парк. И эта идея понравилась, но мы уже сняли все в павильоне – там угол в кухне, и снимали этот эпизод там. Но теперь пришла идея, что это может быть другой интерьер, в частности, магазин, и мы сейчас ищем магазин детской одежды. Сегодня решили коллегиально с художником и оператором совместно.
Вчера у нас был 40-й съемочный день. Я, к сожалению, не хотел бы больше говорить, чем то, что уже сказано.
«Нелюбовь» – то рабочее название фильма. Это частная история, о семье, молодой семье, которая переживает серьезные минуты, дни своей жизни. Это нечто вроде как, знаете, сцены супружеской жизни, только на совершенной другой манер.
Короче говоря, мне кажется интереснее, ну лично мне, интереснее разбираться, что же там не так, с этой любовью. Почему бывает такое, что люди, прожив 12 лет вместе, сожалеют об этих годах, воспринимают это как ошибку свою. Ошибку целого жизненного пути – 12 лет! – все напрасно. Понимаешь, что «я тебе всю жизнь отдала!». Вот как так? Т.е. мы не разбираемся в причинах, потому что причина совершенно очевидна – отсутствие взгляда на человека, как на цель. Мы смотрим друг на друга как на средство, называем это любовью, мимикрируем, обманываем самих себя и других. И если уж говорить о любви, проще, мне кажется, открыть тексты Платона, где он рассказывает о любви и что есть истинная любовь. И этот идеал – он не достижимый в обстоятельствах нашей борьбы за выживание, борьбы за себя самих и битву с другими просто не на жизнь, а на смерть, эгоистическую битву за себя самого. Вот это мне кажется интересно, потому что это наша… ну жизнь что ли. Мы стараемся нации в себе этот источник, мы стараемся, но мы так слабы.
— Ваши фильмы как противоядие для нашего общества. Я режиссер монтажа. На монтаже мне приходится постоянно пересматривать одну и ту же сцену, потом несколько сцен много раз. Как сделать так, чтобы не уставать? Вы каждый раз смотрите фильм с начала, для того чтобы знать, что редактировать? Как вы не устаете от одного и того же материала, когда с ним работаете?
А.З.: «Естественно, могу говорить только исходя исключительно из собственного опыта – из того, что я предпочитаю делать, когда мы сидим за монтажным столом. Мы монтируем, скажем, два месяца практически каждый день по 7-8 часов. Если хорошо пошло, то можно и 10, и 12 часов монтировать. Правда практика показывает, что если ты перешел некий рубеж, когда в ажитации ты продолжаешь работу, то, как правило, на следующий день ты видишь, что это была ошибка.
Но всегда, практически с самого начала работы в кино я держал за правило следующий способ: 2-й, 3-й, 40-й, 50-й и т.д. монтажный день всегда начинается с того, что ты включаешь с самой первой склейки, с самого начала и смотришь до того момента, до которого ты дошел. Практически никогда я не монтировал эпизод из конца или из середины – я всегда начинаю сначала.
Возможно только с этой нашей картиной будет по-другому… Завтра у нас будет 41-й съемочный день, вчера был 40-й. И вы видите, что происходит – что случилось с погодой. Нам нужна была осень, и мы отчасти встали – заморозили проект, будем ждать потепления, потому что на не нужен снег. И возможно, чтобы не терять время, мы начнем монтаж с середины. Меня это беспокоит, но я думаю, что мы с этим как-то справимся.
Почему сначала? Потому что вход в это почти медитативное состояние, созерцательное – ты смотришь то, что ты вчера сделал и сделал неделю назад… ты знаешь наизусть каждую склейку… – Необходимо попасть в эту волну, чтобы почувствовать ритм дальнейшего. То есть бывает так, что ты доходишь до точки, до которой ты домонтировал картину, и тебе совершенно ясно, что тебе надо делать дальше. Потому что монтаж, ритм фильма, его темп – это абсолютно, безусловно музыкальное содержание. Ритм киноповествования – это музыкальная форма.
Можно оставить эпизод на время, если ты понимаешь, что не сможешь с ним совладать. Ты двигаешься дальше – потом возвращаешься. Когда мы заканчиваем монтаж, я делаю паузу недели две. И как овощ лежу где-нибудь на пляже, совершенно забыв о фильме, вычеркнув его из памяти. Этой дистанции достаточно, чтобы, вернувшись к монтажу, понять – что этот эпизод лишний, а этот план длинный, а вот это надо перерешить…
Монтаж – это метафизическое, это чувство ритма. Потому что ты согласуешься не с тем, что надо подать событие – ты согласуешься со своим внутренним ритмом. Ты смотришь план и понимаешь, что он может еще держать. Или, наоборот, что здесь уже холостой ход, что здесь уже нет напряжения. И тогда ты уже склеиваешь. Повторюсь, это исключительно сугубо субъективный взгляд на вещи. Потому что кто-то про фильм «Елена» жаловался, что первый план длится десять минут – для него это было невыносимо. Кто-то в зале думал, что это просто стоп-кадр (мол, киномеханик просто не справился с пленкой и она застыла). На самом деле этот план длится 1 минуту 20 секунд. И для меня там много чего происходит. Это всегда субъективное чувство времени, а значит – музыки. Убежден, что монтажом не может заниматься человек, у которого нет музыкального ощущения реальности».
— Как вы выбираете актеров на ваши фильмы? Что для вас главное?
А.З.: «Главное, чтобы он был покладистым и верил в тебя. У меня никогда не было такого – за исключением «Левиафана»: мы сразу знали, что у нас будет играть Мадянов (конечно, на пробах мы делали шаги в разные стороны, приглашали других актеров) – чтобы сразу был определен актер. Во всех остальных случаях я исхожу из того, что я не знаю, кто будет играть ту или иную роль. Никогда!
Многих удивляет, что после «Возвращения» у меня были такие мысли, что Лавроненко не может сниматься в следующем моем фильме. Во-первых, я хотел «выскочить их этой повозки», мне хотелось нарушить систему координат. К тому же я предполагал, что персонаж Алекса в фильме «Изгнание» будет 33-35 лет – Косте уже было за 40. Пока я через пробы и через понимание не пришел к тому, что Алекс должен быть старше – по одному простому соображению, что та катастрофа, которая происходит с ним, когда уже нет пути назад, когда все мосты сожжены и построить новую жизнь довольно трудно, когда рушится все – определяет именно такой возраст героя.
Это всегда пробы всех, кто попал в орбиту внимания кастинг-директора. Например, в «Возвращении», где первоначально были другие имена – Арчил и Давид, Арчил (потом Андрей) называл Давида (Ивана) «толстый». И вот ассистент по актерам мне говорит: «Ну что, ищем толстого 12-лет?». А я говорю: «Забудьте все характеристики, забудьте про сценарий и все описания. Вот есть мальчик без какого-либо литературного описания характера. Нам нужен мальчики 12 и 13-14 лет – значит мы ищем в этом коридоре от 11-ти до 15-ти, любых. Тем более, что в фильме «Возвращение» я ставил для себя задачу, чтобы были два выдающихся актера 12-лет, они должны были быть равновеликими по своему человеческому веществу и таланту. Это трудно найти, но возможно.
И то же самое со взрослыми актерами. Мы, как и в «Возвращении», как и теперь просто встречаемся с актером – даем ему две сцены, которые дают диапазон персонажа – «тихую», незначимую и эмоционально сильную – из разных мест сценария. И, по сути (только я вас прошу: не берите это на вооружение) мы делаем так: без объяснения, что это за персонаж, что с ним случится потом, без комментария, что это главный герой и с ним произойдет вот такое превращение – вот без этих всех нагромождений – просто даем ему текст. И он должен просто прожить ее, быть абсолютно живым. Ровно так, как он ее понимает, как он ее почувствовал. Чтобы не было бэкграунда предлагаемых обстоятельств.
В тот момент, когда он вошел в кадр – от момента «начали» и до момента «стоп» – все, что он должен делать, это быть абсолютно правдивым, без перспективы, что потом мой герой… Это в театре актер является, как бы это обидно не звучало, полноправным соавтором. В кино другая история. В кино я даже себе позволяю не отдавать сценарий актеру полностью – будь моя воля, я, может быть, пойду когда-нибудь на этот эксперимент, если будут готовы актеры, знать только ту сцену, которая снимается. Потому что знание актера перспективы нагружает его лишними смыслами. Я всегда привожу пример с Леной Лядовой: она не читала сценария, она только на экране увидела, что сделала Елена. И я ей сказал: «Вот представь себе, как бы ты произносила свою фразу в диалоге, когда Надежда Маркина говорит: «Я люблю Володю», а ты отвечаешь «Ага, до смерти». А тут у тебя нет этих дополнительных вериг, которые мешают на самом деле быть легким, полетным. Я всегда ссылаюсь на мастер-класс Кшиштофа Кесьлёвского, который говорил своим студентам: «Вот тут у вас небольшая сцена на 3,5-4 минуты, а вы за это время пять раз сказали актеру «вот это очень важный момент!». Не может быть в такой маленькой сцене столько важных моментов. За весь фильм может быть один маленький, но чрезвычайно важный момент, но даже о нем актеру лучше не говорить: эта мера ответственности может раздавить легкость, которой открываются какие-то внутренние резервы, когда ты можешь превзойти самого себя и сделать что-то такое, что не запланировано.
Не должно быть никаких компромиссов с замыслом, потому что замысел превыше всего. Просто нужно затратить какое-то время, значительное чаще всего, чтобы найти того единственного, кто и есть персонаж».
— В «Елене» и потом в «Левиафане» возник «архетип» – образ мрачной домохозяйки с циничным, ироничным отношением к жизни – который стал потом появляться и в других российских картинах, как «Географ глобус пропил» и под другим углом в сериале «Измены». Что явилось первым импульсом для создания данного персонажа, почему вы решили, что он может быть рупором?
А.З.: «Я не знал хорошо Лену Лядову до съемок в «Елене», потому что до этого мы с ней всего лишь навсего переозвучили актрису Марию Бонневи в «Изгнании». И я не видел Лену в роли Екатерины. Но она пришла на пробы – и пришла Катерина. Мне практически ничего не нужно было делать.
Поскольку роль небольшая, у нас было всего 5-6 съемочных дней, ощущение, что я с ней не доработал, осталось во мне. И мне хотелось еще с ней работать и сделать еще что-то. И в 12-м году мы ищем Лилию на «Левифан», и у меня ощущение, что ее надо обязательно пробовать. У нее могучий потенциал. Потому что она очень талантлива. Она делает удивительные вещи. Она создает такие состояние – состояние, которое перетекает из одного в другое, а не играет в предлагаемых обстоятельствах. И в сцене, когда они возвращаются с пикника и Вдовиченко лежит на диване с разбитым лицом, а она просто сидит над ним, это невероятно! – я не понимаю, как она это сделала! Потому что порою ты даже не можешь артикулировать задачу, потому что она больше, чем ты можешь сказать. И когда человек это чувствует, то все, что тебе нужно сделать, это просто не мешать. Если есть это состояние, то ты можешь только не мешать.
Никаких архетипов. Никаких идей. Актерам в кино вообще не нужно думать об идеях. Как только актер начинает думать об идее, о том, что сейчас несет какую-то задачу, он сразу перестает быть живым, он сразу становится рупором каких-то идей – своих или автора. Его круг мал – сделать эту сцену правдивой его задача, так, чтобы режиссер сказал «снято». Этот критерий – решение режиссера. Он решает, снято это или нет, правда это или нет, он сам верит в происходящее или нет? Абсолютной правды добиться сложно, но у зрителя должно быть ощущение, что это все с ним происходит.
У меня не было задачи создать какой-то архетипический образ обездоленной или ищущей женщины».
— О чем вы разговариваете с оператором? Какая атмосфера у вас на съемочной площадке?
А.З.: «Трудно говорить об атмосфере – ее можно только почувствовать. Мы не кричим друг на друга – на площадке это просто не позволено никому. Не может такого быть, чтобы актера унижали или кого-нибудь из группы. Громко произносятся только команды. В этом смысле атмосфера доброжелательности, уважения и любви друг к другу – любви в подлинном смысле слова, потому что по-другому назвать такой союз, который связывает нас уже много лет, нельзя. Я знаю Мишу Кричмана уже 16 лет. Нет ни одной картины, которую бы я снял без него. В этом абсолютно нет нужды. Потому что у нас абсолютное понимание. Разумеется, бывают споры, разумеется, бывают необходимости пробить стены – но они, как правило, из папиросной бумаги, что говорится. Говорить об изображении практически невозможно, если нет объективного языка, общего для всех примера. А это всегда референсы. Когда мы искали визуальный ряд для «Изгнания», то начали с Эдварда Хоппера, а пришли к Эндрю Уайету. И благодаря Уайету мы нашли Молдавию, с ее раскатистыми, текучими холмами желтыми. И когда ты находишь общее визуальное решение, даже ритм – тут мы снова возвращаемся к музыке (например, у меня была идея, что у нас будет Глент Гульт в «Елене») – ты предлагаешь это услышать или изобразительные ряды выстраиваешь. Мы называем это референсами. У нас в комнате большая стена, которая увешана фотографиями или живописными изображениями, которые нас питают, которые настраивают нас на общий лад, каким будет визуальное решение.
Или традиции внутренние. Кричман периодически говорит: «Ну что, когда камеру уже на плечо ставить будем?». А я не могу ничего с собой поделать – я не верю в это. Мне органична классическая, традиционная операторская работа. И я говорю: «Миш, будем как всегда». Мы встали как вкопанные и смотрим вот туда. При этом в этом кино у нас есть много движения камеры, но не с плеча, не ручная камера.
Я думал: что для меня является мерилом правды изображения – когда я верю в кадр? Это когда нет субъективного взгляда камеры, то есть автора. Это всегда должно быть наблюдение. Чтобы перевести камеру, непременно должна быть причина, иначе я не верю в это. И ракурс должен быть на уровне глаз или чуть выше, если герои сидят. То есть мы смотрим на персонажа всегда на его уровне. Но это мое личное, внутреннее. Мир знает кучу других примеров, и они восхищают.
Вот завтра мы весь световой день снимаем один кадр – один план. И у нас есть одна трудность. Но я надеюсь ее решить завтра как-то по наитию. Надеюсь, Бог подскажет, как в пустом пространстве взглянуть туда, куда нам надо взглянуть. Сейчас снег выпал – и для нас эта катастрофа. Мы как-то сгруппировались и сняли все в интерьерах. Но одна сцена должна быть снята на натуре, осенью. И вот пришла идея…
Работа режиссера с художником и с оператором – это, конечно, главное ядро – создания не только изображения, но и смыслов изображения, каких-то токов, которые лежат внутри этого мира, метафизических идей.
Я кстати удивлен, что ни разу, ни одна работа Андрея Панкратова не была выставлена как лучшая работа художника. Эта работа, может быть, незаметная, но объем тех материалов, который он перерабатывает, огромен. Это просто человек Ренессанса, это человек, который сам себя сделал и продолжает развиваться. Я его очень люблю за тот невероятный ресурс энергии и таланта.
Мы познакомились с Кричманом, когда я искал трех операторов на три свои короткометражки. И он дал мне посмотреть свое видео – в основном это были музыкальные клипы 90-х годов, которые я просто не люблю органически, потому что это набор изображений – к кино это не имеет никакого отношения. А потом было видео, как они с его женой Наташей путешествуют по Испании. Это была ручная камера, он снимал ее – в комнате, в гостиничном номере, потом они шли по улице. И я вижу это пространство, я в него попадаю – я в нем участвую. И я отказался от идеи трех разных операторов.
Ну а потом вы знаете…»
Информационная справка:
Проект проходит при поддержке Министерства культуры РФ.
Подготовила Наталия Егорова, Карина Ефанова, www.moviestart.ru
ВИДЕО >>>
Поделиться
Continue Reading
В отличие от «Левиафана», фильм «Нелюбовь» зритель должен принять без всяких условностей
Картину Звягинцева «Нелюбовь» в первый же день Канского фестиваля критики окрестили «шедевром». В последующие – пророчили ей пальмовую ветвь. Однако вопреки прогнозам фильм получил «приз жюри» — третью по значимости награду конкурса. На презентации своей картины в Ельцин-центре режиссер признался журналистам, что надеялся на большее…
— Все мы живые люди. Когда ты понимаешь, что попал на этот праздник жизни, что жюри рассматривает всего 19 фильмов, включая твой, и у них в руках всего 5 наград… Конечно, ты чего-то ждешь. К тому же всю неделю газеты называли фильм лидером, шедевром фестиваля. Самый авторитарный британский кинокритик Питер Брэдшоу писал невероятные слова в адрес картины, сравнивая ее с произведениями классиков… И в тот самый день, а это было 28 мая, тебе звонят представители Канского фестиваля и деликатно намекают, что надо быть… Ты как любой человек думаешь и надеешься, что вот-вот это случится.
— Какова была реакция зрителей на фильм в Каннах? Он был понятен всем или «Нелюбовь» — это чисто российская история?
— За 2,5 дня там у меня было рекордное количество интервью – 106 интервьюеров! И ни один иностранный журналист не сказал: «Неужели у вас так? У нас такого нет». Все понимали, о чем идет речь. После просмотра ко мне подходили американцы, итальянцы и говорили: «Это наша история».
— Тем не менее, все мы помним, как тяжело встречали на Родине ваш предыдущий фильм «Левиафан»… Как встретили «Нелюбовь» в России (премьера состоялась 1 июня – Ред.)?
Трейлер «Нелюбовь».Видео: SonyPicturesRU
— Помню, мне написали из Пскова, что там не будут показывать «Левиафан». «Народ на этот фильм не придет», — сказали кинотеатры. Ничего подобного. В Пскове мы показали «Левиафана» дважды, потому что народу было огромное количество. Что касается картины «Нелюбовь», то я думаю зритель должен ее принять без всяких условностей. У нас же одни запускают идею, что фильм очернительский, а другие, к сожалению, слишком ленивы, чтобы убедится в этом самостоятельно. Мы очень любим подхватить реплику и с нею жить. Мы слушаем и не слышим, смотрим, но не видим. Это наша проблема. Кстати, 1 июня я был на премьере картины «Нелюбовь» в родном Новосибирске. Фильм поставили в большом зале. Но желающих было столько, что его пришлось запустить в оставшихся шести залах. И я бегал из одного зала в другой, приветствовал аудиторию.
— Будучи в Каннах вам удалось посмотреть картины других режиссеров?
— Фестиваль оплачивает проживание в Каннах трем представителям съемочной группы. Чаще всего это режиссер или актеры. Если ты хочешь остаться, то дальше ты должен оплачивать проживание самостоятельно. Я после трех дней уехал ждать результатов на побережье. Так что я не видел ни одного фильма из программы.
ПОСЛЕ ФИЛЬМА ХОЧЕТСЯ ОБНЯТЬ БЛИЗКИХ
— В фильме есть очень тяжелая сцена опознания в морге. Она трудно вам далась?
— Мы очень долго готовились, но именно эту сцену мы не репетировали. Актеры не знали, что увидят под черным целлофаном. Но я предупредил их, что будет страшно… Мы только отрепетировали, кто за кем говорит текст. А вот само «изделие» — мы не называли это человеком – открыли только после команды «мотор». Кадр был снят с одного дубля. Повторить его – значило бы попасть в другое поле.
Для актрисы Марьяны Спивак работа в картине «Нелюбовь» стала первой серьезной работой в кино.
— Как думаете, фильм «Нелюбовь» будет выдвинут на «Оскар»? (предыдущая картина режиссера «Лефиафан» была выдвинута на премию в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» — Ред.) И что для этого сейчас нужно сделать?
— Я не думаю на этот счет. Придет время. Это будет сентябрь или октябрь. Тогда оскоровский комитет выдвинет единственного участника от своей страны, который будет участвовать в гонке. Так что думать об этом будут 27 человек во главе с Владимиром Меньшовым, который возглавляет комитет.
— Как считаете, можно ли что-то изменить в нашей системе или в обществе, чтобы дети не терялись и не уходили из дома?
— Мне кажется, что с нашей стороны мы это уже сделали. И об этом говорят отзывы зрителей. Я получил сообщение от девушки из Новосибирска: «Я пришла домой, обняла сына и до сих пор не выпускаю его из рук». Желание обратить зрителя внутрь себя, обнять своих детей, жен, мужей, близких – думаю, после просмотра фильмы этот механизм срабатывает. Ко мне одна актриса подошла после премьеры. У нее слезы капали. Я слышал, как они падают мне на ботинки. Она говорит: «Позвонила мужу и сказала, мы больше не воспитываем наших детей, мы только любим!» А о большем и говорить нечего…
КОНКРЕТНО
Картина «Нелюбовь» Андрея Звягинцева рассказывает об обычной московской семье, которая переживает развод. Супруги Женя и Борис хотят, как можно скорее покончить с формальностями, и начать новую жизнь. Единственный, кто им мешает – это их сын, 12-летний Алеша. Неожиданно после очередного скандала Алеша пропадает…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Андрей Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Там же окончил актерский факультет театрального училища, потом учился в ГИТИСе. Сыграл несколько небольших ролей в сериалах и кино. В 2000 году дебютировал в режиссуре, сняв несколько новелл для сериала «Черная комната». Полнометражный дебют Звягинцева «Возвращение» завоевал сразу двух «Золотых львов» Венецианского фестиваля, после чего получил еще 38 призов по всему миру. Последующие фильмы режиссера показывались на Каннском фестивале. Предпоследняя его работа, «Левиафан», получила на нем приз за лучший сценарий, была впоследствии удостоена премии «Золотой глобус» и номинирована на «Оскара».