Французская новая волна
С чего началось обновление мирового кино в конце 50-х — начале 60-х годов? Как повлияло творчество Франсуа Трюффо на французское кинопроизводство? В чем заключалась новая система повествования Жана-Люка Годара? На эти и другие вопросы ответил Кирилл Разлогов в ходе лекции, прочитанной 3 марта 2012 года в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру» и опубликованной на канале FilmSchoolMcGuffin.Французская новая волна — в известной мере вещь эталонная, с неё всё началось, с неё началось обновление мирового кино в конце 50-х — начале 60-х годов, с неё начался нетрадиционный приход в кинематографическую профессию: не через обучение в кинематографических заведениях, а через киноманство и кинокритику. Пожалуй, это был уникальный случай, когда в профессию режиссёра люди приходили именно таким путём: просто от большой любви к кино, от большого количества просмотренных картин.
Каждому движению у киноведов соответствуют три имени. Итальянское интеллектуальное кино, например, — Феллини, Антониони, Висконти. Неоголливуд — Скорсезе, Спилберг, Коппола. Ещё есть четвёртый — Джордж Лукас, Пол Мазурски — пятый. Во французской новой волне тоже троица — Франсуа Трюффо, Клод Шаброль и Жан-Люк Годар. Эти трое — первые. На самом деле до них были Ален Рене и Луи Маль, а после них — мало кому известные мастера, но мастера столь же великие, если не более, — Эрик Ромер и Жак Риветт. То же поколение, та же группа, компания, но они в эту троицу не попали.
Главный человек по итогам процесса в этой троице был Франсуа Трюффо, наиболее несчастный в своей личной жизни, из несложившейся семьи. Он прославился во влиятельной французской газете «Arts» еще до того, как поднялась новая французская волна, статьей «Определенная тенденция во французском кино». Любимый его пример: для того чтобы показать в кино, как раздевается женщина, нужен предлог — просто приоткрыть дверь в ванную, а не мотивировать это каким-то другим способом. Другие способы появились потом в фильмах новой волны.
В рубрике «Лекции» мы выбираем для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публикуем в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите [email protected].
Новая волна (конкурс) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Новая волна.«Но́вая волна́» (англ. New Wave) — ежегодный международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки.
С 2002 по 2014 год проводился в латвийском курорте Юрмале, который получил известность в советское время как место проведения Всесоюзного конкурса молодых исполнителей. С 2015 по 2019 год конкурс проводился в Сочи. В 2020 году конкурс пройдет в Казани. Идея конкурса принадлежит композиторам Игорю Крутому и Раймонду Паулсу. Бессменной «музой» конкурса является Алла Пугачёва, она и присуждала свой собственный приз.
В разные годы участниками «Новой волны» были: Валерий Леонтьев, Сергей Лазарев, Джамала, Дима Билан, Smash!!, Анастасия Стоцкая, Полина Ростова, Ирина Дубцова, София Нижарадзе, Полина Гагарина, Нюша, Тина Кароль, Алексей Хлестов, Арсений Бородин, а также Евгений Андриянов, Сергей Мыца, Марина Джундиет из группы DoReDoS (Молдова)
Гимном конкурса поначалу была песня «Юрмала», написанная Стасом Наминым и ранее звучавшая в исполнении группы «Цветы». До 2014 года её исполняли участники конкурса во время открытия. В 2007 году в качестве нового гимна была написана песня «До свидания, Юрмала!», автором слов к которой стал Игорь Николаев, а автором музыки — Игорь Крутой. С 2007 года по 2014 год песню, признанную официальным гимном, исполняли во время закрытия «Новой волны». С 2015 года официальным гимном открытия стала новая песня «Чем измерить Сочи», автором слов к которой стал Олег Газманов, а автором музыки — Игорь Крутой. Гимном закрытия стала новая песня «Уходит праздник», автором слов к которой стал Игорь Николаев, а автором музыки — Игорь Крутой .
Один из организаторов «Новой волны», Александр Шенкман заявил, что конкурс имел важнейшее экономическое значение для латвийской экономики, поскольку рекламировал отдых в Латвии на сумму не менее 10 миллионов евро. В своих расчётах он исходил из того, что это была примерная стоимость эфирного времени, данного конкурса одним лишь каналом Россия, не учитывая другие телеканалы — как российские, так и стран СНГ[2]. Кроме того, на фестивале традиционно собирается весь российский бомонд и здесь заключаются важные неформальные сделки, имеющие значение для экономики России, стран СНГ и Балтии.
Учитывая достаточно напряжённые отношения между властями Латвии и России, фестиваль неоднократно становился заложником спекуляций на политические темы сразу на нескольких уровнях[3]. Так, Центр государственного языка (языковая полиция Латвии
Предложения о смене места проведения[править | править код]
Разговоры о возможной смене места проведения фестиваля «Новая волна» ходили уже несколько лет.
В 2014 году идея о смене места проведения стала особенно актуальна в связи с тем, что в июле, незадолго до начала конкурса, по решению министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича в список нежелательных для въезда в Латвию лиц были внесены известные российские артисты Иосиф Кобзон, Олег Газманов и Валерия, выступавшие в поддержку присоединения Крыма к России, произошедшего весной 2014 года [8][9]. Ринкевич ссылался, что эти лица могут использовать Латвию для ведения пропаганды, несовместимой с латвийскими принципами[10]. В дополнение к этому в июле латвийское национальное политическое объединение VL!-ТБ/ДННЛ призвало официальных лиц Латвии и жителей этой страны не участвовать в мероприятиях конкурса «Новая волна»[11].
В ноябре депутаты Казанской городской думы предложили перенести фестиваль из Юрмалы в Казань[12]. В интернете было открыто онлайн-голосование за проведение фестиваля в этом городе[13]. Президент конкурса, композитор Игорь Крутой, рассматривал в качестве вариантов мест для проведения фестиваля Крым, Сочи, Баку, Калининград и Казань.
В декабре 2014 года стало известно, что в 2015 году «Новая волна» будет проводиться в Сочи, поскольку этот город-курорт имеет хорошую современную инфраструктуру, доставшуюся ему в наследство от Олимпиады 2014 года.
В январе 2015 года подтвердилось сообщение о том, что конкурс будет проводиться в городе Сочи
Таблица участия стран на Новой волне
Рейтинг участников[править | править код]
В таблицах ниже указан рейтинг стран-участниц Новой Волны с 2002 по 2018 год.
Милашки — Википедия
«Милашки» (фр. Les Bonnes Femmes) — французский фильм режиссёра Клода Шаброля, вышедший на экраны в 1960 году.
Этот четвёртый полнометражный фильм Шаброля в жанровом плане сочетает мелодраму, комедию с элементами сатиры и криминальную драму, что отличало большинство первых экспериментальных фильмов Французской новой волны.
Фильм рассказывает о нескольких эпизодах из жизни молодых парижанок. Однажды вечером две молодые девушки — Жан (Бернадетт Лафон) и Жаклин (Клотильд Жоано) — выходят из ночного клуба и, не торопясь, бредут по бульвару. Двое непривлекательных и женатых, но обеспеченных мужчин — Альбер и Марсель — следуют за ними на белом Кадиллаке, уговаривая продолжить вечер совместно в одном уютном ресторане. На заднем плане видна фигура человека на мотоцикле. Не долго думая, девушки соглашаются. Жан ведет себя довольно смело, как будто знает толк в общении с мужчинами. Жаклин настроена более сдержанно, и после выхода из ресторана отправляется домой. Жан же едет вместе с мужчинами на их квартиру и возвращается домой только утром, чтобы переодеться на работу.
Жан делит маленькую квартирку с Жинетт (Стефан Одран), вместе с которой работает в небольшом магазинчике. Там же работают и Жаклин, и Рита (Люсиль Сен-Симон), а также кассирша Луиз, которая в той или иной степени следит за девушками. Жаклин в свой первый же свой рабочий день приходит с опозданием, её вызывает в свой кабинет пожилой управляющий со сладострастными глазами и шаловливыми руками и читает ей мораль.
Все четыре девушки весь день скучают на работе в магазине, в котором практически нет посетителей. Их настоящая жизнь начинается после работы. По вечерам Жинетт в тайне от своих подруг подрабатывает певицей в уличном мюзик-холле, видимо, рассчитывая стать профессиональной актрисой. Рита рассчитывает удачно выйти замуж, она помолвлена с глуповатым парнем из буржуазной семьи, который стыдится познакомить её со своими родителями.
Вечером девушки идут сначала в уличное варьете (где с удивлением видят выступление Жинетт), а затем большой компанией — в плавательный бассейн. Оказавшиеся там же Марсель и Альбер начинают навязчиво приставать к девушкам, создавая неприятную суету и шум, и в итоге им на помощь приходит таинственный мотоциклист. Это производит на Жаклин впечатление, и на следующий день она вместе с ним идет в ресторан, где они нежно держатся за руки и говорят о любви. Затем они гуляют по лесопарку, и заходят в уединенное место, где Жаклин присаживается на землю, а мотоциклист неожиданно наваливается на неё и душит.
Подобно ранним картинам Жана-Люка Годара, Франсуа Трюффо и собственным работам, таким как «Кузены», Шаброль показывает жизненную неподготовленность молодых людей, вступающих в полный красоты, соблазнов и пороков мир парижской жизни конца 1950-х и начала 1960-х годов.
В лучших традициях Французской новой волны Шаброль отказывается от работы в студии и ведет съемку непосредственно на парижских улицах, в магазинах, ресторанах, кафе, ночных клубах, в плавательном бассейне и варьете. Съемка часто ведется ручной камерой, без штатива, игра актеров порой носит полу-импровизационный характер. Композиция далека от классической, повествование ведется свободно и строится как серия как будто случайно выхваченных камерой сцен различной продолжительности и значимости, порой не имеющих очевидной смысловой нагрузки и работающих только на атмосферу фильма. Манера подачи материала нарочито отстраненная, что создает общее впечатление документального кино и тем самым повышает его убедительность.
Главной темой картины является поиск молодыми девушками своего места в жизни. Каждая из четырёх героинь выражает собственный оригинальный тип характера или взгляд на жизнь: Жан не заботится о будущем и ищет легких и краткосрочных наслаждений в компании обеспеченных мужчин, Рита хочет выйти замуж по расчету за богатого наследника, Жаклин ждет принца, а Жинетт рассчитывает сделать профессиональную артистическую карьеру[1].
За короткий отрезок времени девушки сталкиваются с различными типами мужчин, которые в данной картине представлены как носители различных пороков и недостатков — здесь и дамский прилипала с идиотскими шуточками, и его жирный прихлебатель, и сладострастный старик-управляющий, и диковатый поклонник, и тупой жених с отцом-тираном, и просто затаившийся маньяк[2].
Интригу в сдержанное, почти отстраненное изображение обыденных событий, вносят сексуальные флюиды, испускаемые девушками, на которые реагируют окружающие их мужчины, а также некое чувство неминуемости того, что что-то должно произойти. Отчасти эту хичкоковскую загадочность и связанную с ней опасность генерирует фигура таинственного мотоциклиста, который непредсказуемым образом проявляет себя только в самом финале картины.
Это беглый взгляд на жизнь парижского квартала, его ночные улицы, его красивых молодых обитательниц и не столь красивых флиртующих с ними мужчин, представленный через серию чудесных и увлекательных эпизодов[3]. Возможно, это не самый знаменитый и не самый выдающийся фильм Французской новой волны, но это более чем достойный образец этого направления. С. А. Соловьёв признаваясь в своих симпатиях к творчеству Шаброля говорил: «Из того, что я у него видел, лучший фильм — «Милашки», с неожиданным финалом. На мой взгляд, Шаброль схватил что-то существенное из той же парижской жизни. Меня поразило композиционное построение этой вещи — такой чувственный фильм с такой сильной любовью, и вдруг выясняется, что герой — маньяк»[4].
Французька нова хвиля — Вікіпедія
Французька нова хвиля (фр. Nouvelle Vague) — термін, що вживається для визначення напрямку у кінематографі Франції 50-60 років XX століття, започаткованому під впливом італійського неореалізму та класичного голівудського кіно і характеризується різким відходом від пануючого в той час стилю зйомки та передбачуваного розвитку подій на екрані. Хоча рух ніколи не носив організований характер, його представників, молодих режисерів, поєднувало так зване «іконоборство» й підняття гострих соціальних, політичних та культурних тематик в своїх творах.
Найперші засновники Нової хвилі починали як кінокритики у відомому журналі «Cahiers du cinéma» під керівництвом Андре Базена. Піонерами руху вважають Франсуа Трюффо, Жан-Люка Годара, Еріка Ромера, Жака Ріветта, Клода Шаброля, що пропагували роботи таких режисерів як Жан Віго, Джон Форд, Альфред Хічкок, Ніколас Рей та Жан Ренуар. Своїми критичними інтерпретаціями вони заклали підґрунтя для комплексу революційних для того часу концепцій, що пізніше були названі Ендрю Саррісом «авторською теорією» («La politique des auteurs»). Відповідно до цієї теорії, режисер має виступати автором фільму та брати участь у всіх етапах його створення та виробництва, щоб сформувати власний стиль. Таким чином фільми стануть більш індивідуальними. Власне, сам рух став наслідком спроб авторів «Cahiers du cinéma» втілити свою філософію у реальність.
Першим фільмом нової хвилі вважається «Красунчик Серж» Клода Шаброля, що побачив світ у 1958 році. Наступні твори Франсуа Трюффо «Чотириста ударів» (1959) та Жан-Люка Годара «На останньому подиху» (1960) мали неочікувано великий міжнародний успіх як з точки зору комерції, так і серед критиків і тим піднесли Нову хвилю на пік бурхливого розвитку.
Характерні риси нової хвилі[ред. | ред. код]
Перш за все, творці нової хвилі формували іншу концепцію особистості та новий тип героя: на перший план виводять героя-аутсайдера, який ігнорує соціальні норми для максимальної самореалізації. В кіно піднімались теми, характерні для екзистенціалізму, такі як існування індивіда у ворожому середовищі чи прийняття абсурдності людського буття.
Більшість фільмів цієї епохи були створені в умовах обмеженого бюджету, часто знімались в квартирах, що належали комусь із учасників, як актори виступали друзі та знайомі, режисери імпровізували з обладнанням, оскільки вартість фільму була подекуди вирішальним фактором. Брак коштів став свого роду поштовхом для розвитку стилістичних інновацій. Наприклад, Жан-Люк Годар мав скоротити свій фільм «На останньому подиху» до півтори години. За ідеєю Жан-П’єра Мельвіля він використав різку зміну кадрів, вирізавши решту — з одного боку, суто практичне рішення, а з іншого — стилістична ідея. Цей принцип конфронтував із класичним підходом бо ідеологи Нової хвилі навіть не робили спроби сформувати певну єдність образів. Навпаки, вони прагнули постійно нагадувати глядачеві, що фільм — це лише послідовність зображень, що рухаються. Протягом фільму один актор міг грати кількох героїв, в кадрі можна було побачити звичайних перехожих.
Серед прийомів, характерних для цього жанру, варто згадати також довгі спостережливі кадри, наприклад зйомка трафіку на дорозі з фільму «Вікенд» Годара. Камерою намагались передати «живе життя». Діалоги стали більш імпровізованими, сцени динамічно змінювали одна одну. Кадри перестали бути обмеженими звичним кутом 180º, камера ніби втрачає героя та створює асиметричність внутрішньо кадрових композицій.
Камера стала не інструментом для гіпнотизування аудиторії за допомогою послідовних та ілюзорних образів, а швидше засобом шокування публіки. Пряме звернення героя фільму до глядача сьогодні не є чимось незвичним, натомість в ті часи вважався радикальним. Прийоми, які для цього використовувались, були настільки прямими, що Жан-Люк Годар навіть був звинувачений у зневазі до глядачів. Його стилістичний підхід можна розглядати як боротьбу проти традиційних настроїв тогочасного кіно, яке, на його думку, принижувало глядача.
Течії всередині Нової хвилі[ред. | ред. код]
Але серед представників Нової хвилі також були різні погляди на роль кіномистецтва у соціумі. В рамках нової хвилі можна виділити три основні групи:
- До першої належали професійні режисери (Ален Рене, П’єр Каст, Аньєс Варда), що прийшли з документального малобюджетного кіно. Вони активно співпрацювали з представниками «нового роману» (Маргеріт Дюрас, Бенмюсса Саррот, Ален Роб-Ґріє) та передавали засобами кінематографу основні елементи цієї літературної естетики: незавершеність оповідання, «фотографічну фіксацію» реальності, заперечення позиція автора як такого, що розуміє краще за глядача і героїв, і саме життя. Режисери відійшли від хронікальної стилістики на сторону суб’єктивного психологізму, естетизуючи не факти та події, а зміну відчуттів та настроїв.
Новаторським у цьому напрямку є фільм Рене «Хіросіма, моя любов». Режисер переплітає реальне та ірреальне, особистісне та історичне, документальне та ігрове, пориває із хронологією і досягає ефекту, коли людське мислення стає сюжетом фільму. Трюффо використовував цей спосіб у своїй картині «Жюль та Джим», Варда у фільмі «Клео: від 17 до 19», апофеозом цієї тенденції можна вважати «фільм про ніщо» — «Корабель-ніч» Дюрас.
- На протилежній стороні знаходилась група кіноправди (Cinema-Verite), представники якої сповідували фанатичний об’єктивізм. У своїх творах Жан Руш, Леон Морін, Кріс Маркер намагалися вхопити реальність без будь-якого втручання, осягнути автентизм людського існування за допомогою ручної камери та надчутливої плівки, що не вимагала штучного освітлення.
- Третю групу нової хвилі становлять журналісти та кінокритики, що добре знали кінокласику та виросли, за визначенням Жан-Люка Годара, в Музеї кіно. Вони досліджували молодіжний анархізм. Їх герої відстоювали право на бунт — жорстокий, нещадний символ абстрактної свободи дій.
Таким були Франсуа Трюффо із своїми фільмами «400 ударів», «Стріляй у піаніста», Клод Шаброль «Красунчик Серж», «Кузени», Жан-Люк Годар «Чоловіче-жіноче», «Китаянка», «Пристрасть», Ерік Ромер зняв цикл із 3х фільмів «Моральні історії».
Попри короткочасність цього радикального руху, він справив неабиякий вплив на світовий кінематограф Європи, Японії, США.
Покоління незалежних американських режисерів кінця 1960 початку 1970 років сформувалось під впливом Нової хвилі. Коппола, Б. Де Пальма, Р. Полянський, М. Скорсезе, а пізніше і К. Тарантіно, К. Кроу, В. Андерсон продовжували традиції французьких реформаторів у кіно. Квентін Тарантіно присвятив свій фільм «Скажені пси» Ж.-Л. Годару. Класичний період нової хвилі охоплює 6 років і в середині 60-х розчинилась в загальному кінематографічному потоці, але більшість режисерів цієї течії продовжували знімати і далі. Своєрідним закінченням цієї епохи можна вважати кінострічку «Париж очима…», що стала результатом колективної праці Годара, Шаброля, Ромера, Руша. Поєднавши під єдиною назвою 6 новел автори ніби дописали главу французької нової хвилі у кінематографі.
Видатні представники[ред. | ред. код]
Режисери[ред. | ред. код]
Актори[ред. | ред. код]
Попри відносно коротку тривалість свого існування, Нова хвиля мала велике значення у світовому кінематографі. Під її впливом розвивались наступні напрямки:
Новая волна 2014 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июня 2017; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июня 2017; проверки требуют 10 правок.Новая волна — 2014 | |
---|---|
Дата проведения | 22 июля — 27 июля |
Место проведения | Латвия, Юрмала, концертный зал Дзинтари |
Ведущие | Максим Галкин, Сергей Лазарев, Лера Кудрявцева, Анна Семенович, Александр Ревва, Лолита, Тимур Родригез |
Основной вещатель | Қазақстан LNT, TV5 Riga Россия-1, Муз-ТВ Украина |
Всего участников | 13 |
Дебютирующие | нет |
Вернувшиеся | Израиль Италия Литва Молдавия США |
Система голосования | SMS-голосование |
1-е место | Грузия |
2-е место | Украина |
3-е место | Украина |
← 2013 • 2014 • 2015 → |
Но́вая волна́ 2014 (англ. New Wave 2014; латыш. 2014. gada Jaunais Vilnis) — 13-й Международный конкурс молодых исполнителей «Новая волна», который проходил с 22 по 27 июля 2014 года в концертном зале Дзинтари, в городе Юрмала, Латвия.[1][2][3] Последний конкурс, прошедший в Юрмале.
Во второй конкурсный день состоялся «День дуэтов» — молодые таланты спели вместе с победителями и лауреатами «Новой волны» прошлых лет.
Ведущие[править | править код]
На открытии фестиваля выступили[править | править код]
1. Лера Кудрявцева и Сергей Лазарев — Приветствие
2. Игорь Крутой — Торжественная речь
3. Александр Вешняков — Послание Президента РФ
4. Серебро — Я тебя не отдам
5. Валерий Меладзе — Свободный полёт
6. Николай Басков — Зая, я люблю тебя
7. Жасмин — Нет, не надо
8. Роберто Кел Торрес и Сопрано-10 — Посмотри, какая красивая
9. Дискотека Авария — Like Me
10. Денис Клявер — Странный сон
11. Ирина Дубцова и Леонид Руденко — Вспоминать
12. Сергей Лазарев — В самое сердце
13. Потап и Настя Каменских — Уди Уди
14. Валерий Леонтьев — Уполномочена небом
15. Леонид Агутин — Городок
16. Эмин Агаларов — Я лучше всех живу
17. IOWA — Простая песня
18. Александр Буйнов — Не зову любовь
19. Нюша — Только
20. Доминик Джокер — Дышу тобой
21. OLA — Jackie Kennedy
22. OLA — I’m In Love
23. Полина Гагарина — Шагай
24. Иван Дорн — Танец пингвина
25. Лайма Вайкуле — Прощание славянки
26. Филипп Киркоров — Любовь пять звёзд
27. Все участники конкурса — Юрмала
Примечания[править | править код]
- В российской трансляции отсутствует песня OLA «I’m In Love» и некоторые реплики ведущих[6].
- В украинской трансляции отсутствуют торжественные речи Игоря Крутого и Александра Вешнякова, исключенные из трансляции по политическим причинам[7].
Ведущие[править | править код]
На дне мирового хита выступили[править | править код]
1. Тимур Родригез — Happy
2. Потап и Настя Каменских — Blurred Lines
3. Джамала — Beautiful
4. Дискотека Авария — Crazy In Love
5. Ани Лорак и Сергей Лазарев — The Prayer
6. Серебро — Gun
7. Александр Коган — All You Need Is Love
8. А-Студио — Love Never Felt So Good
9. Жасмин — Jai Ho
10. IL Volo — Il Mondo
11. IL Volo — O Sole Mio
12. Филипп Киркоров — Americano
13. Максим Галкин — Can’t Help Falling in Love
Примечания[править | править код]
Ведущие[править | править код]
На дне хита своей страны выступили[править | править код]
1. Roy Jones — Can’t Be Touched
2. Блестящие — Мегамикс
3. Борис Моисеев — Глухонемая любовь
4. Любовь Успенская — К единственному нежному
5. Александр Ревва — Я не умею танцевать
6. Alessandro Safina — Le Temps Des Cathedrales
7. Alessandro Safina — Luna Tu
8. Сосо Павлиашвили — Небо на ладони
9. Лайма Вайкуле — Акапулько
10. Лайма Вайкуле и Валерий Леонтьев — Вернисаж
11. Валерий Леонтьев — Сокровища Чёрного моря
12. Александр Серов и Игорь Крутой — Я люблю тебя до слёз
13. Игорь Крутой и другие — Давайте восклицать
Примечания[править | править код]
Ведущие[править | править код]
Сет-лист[править | править код]
Французская новая волна — это… Что такое Французская новая волна?
У этого термина существуют и другие значения, см. Новая волна.Французская новая волна (фр. Nouvelle Vague) — направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. Одним из его главных отличий от преобладавших тогда коммерческих фильмов был отказ от устоявшегося и уже исчерпавшего себя стиля съёмки и от предсказуемости повествования. Представителями новой волны стали, прежде всего, молодые режиссёры, ранее имевшие опыт работы кинокритиками или журналистами. Они были против далёких от реальности коммерческих фильмов и нередко прибегали в кинематографе к экспериментам и радикальным для того времени приёмам.
Развитие
Одни из самых известных основоположников стиля — Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт — работали кинокритиками на созданный Андре Базеном и его соратниками влиятельный французский журнал «Cahiers du cinéma» и восхваляли фильмы таких режиссёров, как Жан Ренуар, Жан Виго, Джон Форд, Альфред Хичкок и Николас Рэй. Посредством критики и интерпретаций пионеры французской новой волны заложили фундамент для концептов, которые позже (в 1970-х) были объединены в кинематографическую теорию под названием «Теория авторского кино». Согласно этой теории, режиссёр должен быть автором фильма и принимать участие во всех этапах производства фильма, чтобы выработать свой собственный стиль. Таким образом, фильмы должны стать более индивидуальными, и не подвергаться оценке по отдельности, но в свете всех работ режиссёра в целом.
Началом французской новой волны было, в некоторой степени, упражнение кинокритиков из журнала Cahiers du cinéma в воплощении их философии и теорий в действительность, путём создания собственных фильмов. «Красавчик Серж» Клода Шаброля (1958) считается первым фильмом новой волны. Франсуа Трюффо (с фильмом «Четыреста ударов», 1959) и Жан-Люк Годар (с фильмом «На последнем дыхании», 1960) имели неожиданный большой международный успех как с точки зрения критики, так и финансов. Это обратило внимание мировой общественности на происходящее во французской новой волне и позволило движению бурно развиваться.
Среди прочих режиссёров, работавших в то же время, но не обязательно напрямую связанных с новой волной, были Луи Малль, Ален Рене, Аньес Варда и Жак Деми.
Влияние
Инновации французской новой волны проникли в схожие направления в кинематографах Европы, Японии и США.
В частности, новая волна оказала влияние на следующее поколение независимых американских режиссёров конца 1960-х и начала 1970-х годов (т.н. New Hollywood: Коппола, Де Пальма, Полански, Скорсезе) и позже на некоторых концептуальных режиссёров США, среди которых Квентин Тарантино, Камерон Кроу и Уэс Андерсон. Тарантино посвятил фильм «Бешеные псы» (1992) Годару, а также назвал свою кинокомпанию A Band Apart (игра слов с названием фильма Годара Bande à Part).
Основные фигуры французской новой волны
Принадлежность некоторых нижеперечисленных режиссёров и актёров к новой волне может быть спорна. Их объединяет то, что они работали в одно и то же время, и их работы имеют некоторые общие элементы, схожие кинематографические приёмы, или просто близки по духу.
Режиссёры
Актёры
См. также
Ссылки
Французская новая волна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Новая волна.Французская новая волна (фр. Nouvelle Vague) — направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. Одним из его главных отличий от преобладавших тогда коммерческих фильмов был отказ от устоявшегося и уже исчерпавшего себя стиля съёмки и от предсказуемости повествования. Представителями новой волны стали, прежде всего, молодые режиссёры, ранее имевшие опыт работы кинокритиками или журналистами. Они были против далёких от реальности коммерческих фильмов и нередко прибегали в кинематографе к экспериментам и радикальным для того времени приёмам.
Термин «Новая волна» впервые появился в эссе журналистки Франсуазы Жиру в 1958 году по отношению к молодёжи, но позже стал обозначать обновление во французском кино.[1]
Развитие
Одни из самых известных основоположников стиля — Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт — работали кинокритиками на созданный Андре Базеном и его соратниками влиятельный французский журнал «Cahiers du cinéma» и восхваляли фильмы таких режиссёров, как Жан Ренуар, Жан Виго, Джон Форд, Альфред Хичкок и Николас Рэй. Посредством критики и интерпретаций пионеры французской новой волны заложили фундамент для концептов, которые позже (в 1970-х) были объединены в кинематографическую теорию под названием «Теория авторского кино». Согласно этой теории, режиссёр должен быть автором фильма и принимать участие во всех этапах производства фильма, чтобы выработать свой собственный стиль. Таким образом, фильмы должны стать более индивидуальными и не подвергаться оценке по отдельности, но в свете всех работ режиссёра в целом.
Началом французской новой волны было, в некоторой степени, упражнение кинокритиков из журнала Cahiers du cinéma в воплощении их философии и теорий в действительность, путём создания собственных фильмов. «Красавчик Серж» Клода Шаброля (1958) считается первым фильмом новой волны. Франсуа Трюффо (с фильмом «Четыреста ударов», 1959) и Жан-Люк Годар (с фильмом «На последнем дыхании», 1960) имели неожиданный большой международный успех как с точки зрения критики, так и финансов. Это обратило внимание мировой общественности на происходящее во французской новой волне и позволило движению бурно развиваться.
Среди прочих режиссёров, работавших в то же время, но не обязательно напрямую связанных с новой волной, были Луи Малль, Ален Рене, Аньес Варда и Жак Деми.
Видео по теме
Влияние
Инновации французской новой волны проникли в схожие направления в кинематографах Европы, Японии и США.
В частности, новая волна оказала влияние на следующее поколение независимых американских режиссёров конца 1960-х и начала 1970-х годов (т.н. New Hollywood: Коппола, Де Пальма, Полански, Скорсезе) и позже на некоторых концептуальных режиссёров США, Канады и Европы, среди которых Вим Вендерс, Джим Джармуш, Квентин Тарантино, Камерон Кроу, Франсуа Озон, Уэс Андерсон и Ксавье Долан.[2] Тарантино посвятил фильм «Бешеные псы» (1992) Годару, а также назвал свою кинокомпанию A Band Apart (игра слов с названием фильма Годара Bande à Part).
Основные фигуры французской новой волны
Принадлежность некоторых нижеперечисленных режиссёров и актёров к новой волне может быть спорна. Их объединяет то, что они работали в одно и то же время, и их работы имеют некоторые общие элементы, схожие кинематографические приёмы, или просто близки по духу.
Режиссёры
Актёры
Список значимых фильмов
- 1958 — Красавчик Серж (реж. Клод Шаброль)
- 1958 — Любовники (реж. Луи Маль)
- 1959 — Кузены (реж. Клод Шаброль)
- 1959 — Хиросима, любовь моя (реж. Ален Рене)
- 1959 — Четыреста ударов (реж. Франсуа Трюффо)
- 1960 — Маленький солдат (реж. Жан-Люк Годар)
- 1960 — Милашки (реж. Клод Шаброль)
- 1960 — На последнем дыхании (реж. Жан-Люк Годар)
- 1960 — Стреляйте в пианиста (реж. Франсуа Трюффо)
- 1962 — В прошлом году в Мариенбаде (реж. Ален Рене)
- 1962 — Жить своей жизнью (реж. Жан-Люк Годар)
- 1962 — Жюль и Джим (реж. Франсуа Трюффо)
- 1963 — Блуждающий огонёк (реж. Луи Маль)
- 1964 — Нежная кожа (реж. Франсуа Трюффо)
- 1964 — Банда аутсайдеров (реж. Жан-Люк Годар)
- 1965 — Альфавиль (реж. Жан-Люк Годар)
- 1965 — Безумный Пьеро (реж. Жан-Люк Годар)
- 1965 — Мужское — женское (реж. Жан-Люк Годар)
- 1966 — Париж глазами… (реж. Эрик Ромер, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Жан Душе, Жан Руш, Жан-Даниэль Поле)
- 1967 — Далеко от Вьетнама (реж. Йорис Ивенс, Уильям Кляйн, Клод Лелуш, Аньес Варда, Жан-Люк Годар, Крис Маркер, Ален Рене)