Новости арт – Артхив – Арт-новости, Выставки, Галереи, Музеи, Социальная сеть художников и ценителей искусств

Артхив – Арт-новости, Выставки, Галереи, Музеи, Социальная сеть художников и ценителей искусств

Бенуа и Малевич — по разные стороны квадрата!

Александр Бенуа считается основным критиком и оппонентом творчества Казимира Малевича. Бенуа видел в творчестве Малевича «тупиковую ветвь». Что и неудивительно, ведь Малевич призывал «зарезать искусство живописное и отказаться от устаревших мадонн и венер». Для Бенуа такая философия была кощунственной, поэтому он неутомимо критиковал Малевича в своих статьях и выступлениях. Вот его отзыв о «Чёрном квадрате», — мол, сие произведение имеет своим началом мерзость запустения и через «попрание всего нежного и любовного непременно приведёт мир к неминуемой гибели». Что ж, история их рассудила?

Чудеса инвентаризации: картину Энгра нашли на чердаке

Во Франции в апреле 2015 г. найдена картина  известного французского художника XIX века Жана-Огюста-Доминика Энгра — истинное чудо  инвентаризации, которую проводила Эммануэль Бюслин, куратор и советник по историческим памятникам региона. На чердаке часовни бывшей больницы Отель-Дьё обнаружили большое полотно 4,3 на 3,4 метра, свёрнутое в рулон и покрытое пылью — изображение Мадонны с младенцем на руках и коленопреклонённым королем. Известный сюжет для художника!

Предполагают, что Энгр подарил картину городу в 1826 году, когда закончил её. Она висела в местной церкви Сен-Дезире (Saint-Désiré), а в 1936 году, когда в храме началась реставрация, была перенесена в бывшую больницу и забыта. Считается, что это второй вариант полотна «Обет Людовика XIII». Первую версию лидер европейского академизма создал в 1824-м по заказу короля Франции Карла X.

Унижение Рубенсом Ван Дейка — посмертно

В 1640 году умирает Рубенс, а Ван Дейк получает депешу от испанского короля. Он почти не сомневается, что ему предложат место при дворе. Но Филипп IV просит его прежде закончить картины, не завершённые Рубенсом. «Даже из могилы он сумел унизить меня!» — скажет с досадой Ван Дейк. Жить ему оставалось совсем недолго: спустя год после смерти Рубенса, 9 декабря 1641 года, 42-летний Ван Дейк умрёт от загадочной болезни и будет похоронен в один день с крестинами своей новорожденной дочери Иустинианы.

Лувр возвращает шедевры владельцам

Авторская копия известного «Портрета Джакопо Фоскарини», который нацисты изъяли у искусствоведа и коллекционера Августа Либмана Майера, хранилась в Лувре с 1951 года. Картину, предположительно, Джованни Батиста Морони вернули дочери владельца, погибшего в концлагере, на специальной церемонии в музее Еврейского Наследия (Нью-Йорк, США). Бесспорный оригинал работы хранится в Будапеште, это заметная работа в наследии художника.

Великий Тьеполо и бесстыжая Флора: за что спрятали красоту?

В 2008 году имя Тьеполо было у всех на устах в арт-мире: картину великого мастера нашли на чердаке французского имения! Стыдливые бабушка и дедушка нынешних владельцев припрятали изображенную на полотне шикарную даму «топлесс» от греха подальше. Благодаря этому картина отлично сохранилась! Предполагают, что ее заказывала российская императрица Елизавета для украшения Зимнего дворца — имеются аналогичные образы серии. Полотно назвали «Портрет леди в образе Флоры» и вскоре продали с аукциона Christie’s за 4 227 780 долларов, почти втрое «перекрыв» немалый эстимейт.

Как рисунки Модильяни пошли на растопку плиты

Рукописи, может, и не горят, а вот рисунки… В молодости Модильяни был так беден, что расплачивался с хозяйкой кафе, у которой ежедневно столовался, своими рисунками. Добрая женщина всегда соглашалась на «бартер», но при этом (о горе нам, почитателям Модильяни!) практично использовала их для растопки плиты. Сколько рисунков знаменитого художника было таким образом злодейски сожжено, история умалчивает.

Почему туристам не следует спешить с выводами о французских импрессионистах

На одном из парижских бульваров, поставив мольберт прямо на улице, работал художник. Привычные к таким явлениям прохожие иногда останавливались рядом, заглядывали через плечо, вполголоса комментировали, иной раз задавали вопросы. Пара русских туристов долго смотрела, как смелые, сияющие мазки, выходящих из-под кисти живописца, оживают на холсте. Один из них не выдержал: «Удивительно эти французские художники владеют колоритом!». «И русские не хуже!» — ответил первый русский импрессионист Константин Коровин.

Отец и голуби: как был признан талант Пикассо

По воспоминаниям родственников, первым словом малыша Пабло Пикассо было слово «карандаш». Когда мальчик подрос, его отец стал брать сына с собой в колледж, где преподавал рисование. И, мол, однажды отца Пикассо зачем-то вызвали из кабинета, где он в тот момент работал над картиной с изображением голубей. Вернувшись, он обнаружил, что юный Пабло закончил картину. Мастерство 13-летнего сына так потрясло отца, что он отдал Пабло свою палитру и кисти и с тех пор больше не подходил к мольберту.

Как пес художника Гейнсборо мирил его с супругой

Под конец жизни Томас Гейнсборо часто ссорился со своей женой Маргарет Барр. С возрастом она становилась всё более скупой и ворчливой. Гейнсборо быстро вспыхивал, ругался. Но мириться шёл всегда первым: писал жене трогательную записку от имени своего пса Фокса. А адресовалось письмецо любимому спаниелю жены Тристраму. На Маргарет запрещённый приём действовал безотказно. Она тут же садилась сочинять ответ собаке Гейнборо: «Мой дорогой Фокс! Ты такой добрый и любящий, а я, маленькая несносная жёнка, всегда тебя огорчаю, так давай поцелуемся и не будем больше об этом вспоминать. Всегда твоя любящая Трис».

Первый поклонник Сезанна

Сезанн ехал с мотивов и нес подмышкой этюд. Проходя через вокзал Сен-Лазар, столкнулся с незнакомцем, который попросил показать картину. Бледный, тощий молодой человек, увидев развернутый на стене пейзаж, был потрясен: и невиданным зеленым цветом, и свежестью, и манерой письма. «Если вам так нравятся мои деревья, забирайте!» — предложил Сезанн. «Мне нечем заплатить», — возражает художнику новый поклонник. Сезанн отдает картину даром и оба уходят с вокзала абсолютно счастливые.
Прямо с вокзала счастливый Поль отправился в мастерскую, которую снимали вместе Ренуаром и Моне. «У меня появился поклонник!» — торжественно заявил он с порога. А первым встречным оказался вечно нищий и изгоняемый из всех кафе, где пытался играть свои сочинения, композитор и музыкант Эрнест Кабанер.

Истинно творческая месть достойна романа Витора Гюго!

Сэр Джошуа Рейнольдс — английский исторический и портретный живописец, представитель английской школы портретной живописи XVIII века, женат не был. Но делал предложение переехавшей в Лондон немецкой художнице Ангелике Кауфман. И, будучи отвергнут, из мести познакомил ее с жиголо Фредериком Брандтом. Тот втянул влюбившуюся художницу в авантюрную интригу, за которой следила вся светская Европа, а Виктор Гюго позднее написал по её мотивам драму «Рюи Блаз».

Карьера Гюстава Кайботта началась с… провала!

Когда в доме ремонт, истинные творцы рисуют с натуры! И свою картину «Паркетчики» Кайботт впервые представил жюри Салона для участия в официальной выставки в парижской Академии. Работа была отвергнута, но Дега и Ренуар, восхищаясь ею, предложили художнику участвовать в неофициальных выставках. Картина стала одной из сенсаций на второй выставке импрессионистов в 1876 году! А отзывы были неоднозначны: поклонники оценили ее «правду и реалистическую точность», критики отметили ее «незавершенность, вульгарность и анти-художественность», а Эмиль Золя упрекал ее в чрезмерной фотографичности и обозвал «буржуазной». Теперь эта работа  — одна из жемчужин коллекции музея д’Орсе.

Как собака Пикассо разрушила скульптуру Дали

Оригинален и “Ретроспективный бюст женщины”, созданный Сальвадором Дали в 1933 г. для Сюрреалистической выставки в Pierre Colle Gallery (Париж). На фарфоровый бюст женщины водружен батон хлеба (шляпка – сюр!) и бронзовая чернильница — образ картины “Анжелюс” Жана-Франсуа Милле. Плюс муравьи на лице, бумажный «шарфик», початки кукурузы на плечах — ну просто пародия на моду! Оригинал которой испортила… собака Пикассо. Выставку посетил художник с питомцем, и пес сожрал батон! Весь замысел, буквально, псу под хвост… Теперь его реконструкция, но уже с «ненастоящим» батоном, находится в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе

Как Моне боролся с дорожной пылью

О непредсказуемых приступах ярости Клода Моне вспоминали все его друзья и родные. Дети и жена Алиса знали, что папу-Моне лучше не трогать в такие моменты и даже к обеду не звать. Соседи привыкли, что здороваться с чудаком-художником в такие дни не обязательно – он все равно не отвечает и даже не слышит. Но все были уверены – закончится приступ чем-то грандиозным.
Однажды утром Моне был в ярости – серая дорожная пыль оседает на цветах в его саду. Он хлопнул дверью и отправился к мэру: дорогу в Живерни нужно заасфальтировать! В мэрии уже не раз рассматривали этот проект, но денег на него никогда не хватало – целых 2800 франков.
— Я дам 1200 франков, — предлагает Моне.
Через несколько дней дорогу на Руа начали асфальтировать.

Как связаны Левитан и классический учебник для пианистов

В 1993-м году Третьяковская галерея приобрела детский графический портрет «Мальчик Иосиф Левин» работы Левитана, сделанный в начале 1880-х годов. Этот 6-летний мальчишка с пытливым взглядом еще при короткой жизни Левитана успеет сделаться знаменитостью: Иосиф Аркадьевич Левин станет выдающимся пианистом. В Московскую консерваторию, в силу необыкновенных способностей, его примут сразу в старший «профессорский» класс, по виртуозности игры Иосиф Левин станет первым на курсе, опередив своих однокашников Рахманинова и Скрябина. Позднее он уедет в Дрезден совершенствоваться под руководством Антона Рубинштейна, а в 1919 г. переберётся в Нью-Йорк, где и окончит свои дни, оставив плеяду благодарных учеников и учебник «Основные принципы фортепианной игры», считающейся классикой музыкально-педагогической литературы.

Здоровый обет Модильяни

Амедео Модильяни — выдающийся итальянский художник-экспрессионист, — очень рано стал интересовался рисованием и живописью. Окончательное решение стать художником он принял в одиннадцатилетнем возрасте после тяжелого плеврита, когда, лежа в бреду, Амедео решил: если выживет, то посвятит себя живописи. И он сдержал слово.

Как архиепископ спас от депрессии художницу-импрессионистку

С началом франко-прусской войны Мэри Кассат пришлось покинуть Париж и вернуться в Америку. Однако американцы картины Кассат не покупали. Две ее работы сгорели во время Великого чикагского пожара 1871 года… Художница впала в депрессию и отложила кисти. Спасение пришло неожиданно — в лице архиепископа Питтсбурга. Он заказал Мэри копии полотен Корреджо, находящихся в Парме, и в 1871 году Кассат поехала в Италию. Там она узнала, что на выставке Парижского салона 1872 года купили ее картину «Две девушки, бросающие цветы во время карнавала». О талантливой художнице заговорили…

Как Микеланджело помог Рафаэлю получить тысячу монет

…По воспоминаниям современников, Рафаэль и Агостино Киджи (самый богатый его заказчик) дружили. Но дружба дружбой, а деньги — врозь. Однажды Рафаэль выполнил за 500 монет несколько фресок для Киджи, и, закончив, неожиданно потребовал удвоить оплату. Управляющий Агостино Киджи по имени Джулио Боргези поначалу отказался, но Рафаэль не уступал. «Призовите экспертов — и вы увидите, насколько умеренны мои требования!» — аргументировал он.
Тогда Боргези, знавший об антипатии к Рафаэлю Микеланджело, пригласил быть экспертом его. Буонаротти пришёл, не спеша и молча осмотрел фрески соперника и, указав пальцем на голову сивиллы, заявил: «Одна только эта голова стоит сто монет, а остальные не хуже». Он недолюбливал Рафаэля, но не мог позволить себе необъективности.

Как Сезанн снимал яблоки с вишневых деревьев

Когда Поль Сезанн оставался недоволен картиной, он просто вышвыривал ее в окно. Старые оливы, росшие под окнами его мастерской, были увешены незаконченными натюрмортами. Иногда Поль вспоминал о каких-нибудь не совсем безнадежных этюдах, провисевших в саду несколько месяцев, — и они снова возвращались на мольберт. «Сынок, надо бы снять „Яблоки“ с вишневого дерева. Я думаю, у меня еще получится их исправить», — как-то попросил он сына, когда тот привез из Парижа в Экс маршана Амбруаза Воллара за новыми картинами.

Прирожденный наездник Ренуар

С началом Франко-прусской войны Ренуара, никогда до сих пор не сидевшего на лошади, отправили в кавалерийский полк… объезжать лошадей. Когда молодой художник предстал перед капитаном и объявил о своей профессии, тот пошутил: «Хорошо еще, что они не послали вас в артиллерию!»
Но оказалось, что у Ренуара природные способности наездника. Он обучился управляться с лошадьми за несколько месяцев и получал для объездки самых своенравных и упрямых животных. За время службы художнику попался только один конь, с которым он не мог справиться. «Строптивец нашел способ, как от меня избавиться: всей тяжестью он приваливался к стенке манежа, стараясь раздробить мне ногу. Я испробовал хлыст, ласку, сахар — ничего не помогло», — рассказывал позже Ренуар.

Нейросети, рекорды, супрематизм: фестиваль стрит-арта STENOGRAFFIA подводит итоги десяти лет работы

Главный российский фестиваль уличного искусства STENOGRAFFIA в этом году отмечает десятилетний юбилей. За это время организаторам — екатеринбургскому агентству StreetART и программе «Родные города» компании «Газпром нефть» — удалось сделать невероятно много. География фестиваля охватывает уже всю страну, а формат вышел далеко за рамки оформления стен. Коллекция из почти 500 работ включает настоящие мировые рекорды жанра — от первого граффити для слабовидящих до арта, созданного роботом по эскизу искусственного интеллекта.

Если в первый год фестиваль проходил только в Екатеринбурге, то в 2015 году число городов и поселков выросло уже до семи, а в юбилейном 2019 году — до 13. STENOGRAFFIA объединила более 300 художников из 15 стран мира — Испании, Италии, Германии, Великобритании, Бразилии, Украины, Казахстана, Киргизии, Израиля. Среди участников — широко известные авторы: Sam3, Herakut, Fanakapan, Ampparito, Interesni Kazki, Peeta, Покрас Лампас и другие.

Представляем топ-10 достижений и работ фестиваля STENOGRAFFIA, которые не просто сделали улицы российских городов ярче, но и вошли в историю стрит-арта.


Первое граффити за полярным кругом

В село Новый Порт, расположенное недалеко от берега Северного Ледовитого океана, участники фестиваля буквально спустились с небес. Чтобы попасть сюда, команде пришлось десантироваться с вертолета. Познакомившись с детьми из Новопортовской школы-интерната и вдохновившись природой и культурой Крайнего Севера, художница Марина Ягода вместе с учениками создала на территории школы яркий арт-объект «Детские мечты». Небольшое здание они оформляли вместе — грунтовали, красили, дорабатывали. Кое-где на росписи можно рассмотреть ненецкие национальные узоры — рисовать их Ягоду тоже научили маленькие художники. STENOGRAFFIA не первый раз приобщает детей к уличному искусству, воспитывая новое поколение талантов. «С детьми было интересно, у них другой менталитет, другой взгляд на творчество и на жизнь. Сейчас переписываемся с некоторыми „ВКонтакте“. Очень радостно, что мне удалось заинтересовать ребят искусством. Рассказать о моем пути, об истории граффити», — говорит Марина Ягода.


Нейронный стрит-арт

Работа «Нейронный стрит-арт», украсившая стену обычной екатеринбургской многоэтажки, стала настоящей сенсацией. Это первый стрит-арт-объект, созданный роботом по изображению, собранному нейросетью. За основу был взят сюжет об Ахилле из мозаики, украшавшей римскую виллу Ла Ольмеда, построенную в Испании в середине IV века н. э. Мозаика была повреждена — восстановить отсутствующие элементы удалось с помощью машинных алгоритмов искусственного интеллекта. А перенес эскиз на стену робот-принтер, сконструированный и запрограммированный командой STENOGRAFFIA. Как отмечают организаторы, такой микс технологий — первый в мире эксперимент, в ходе которого удалось без участия человека воссоздать исторический памятник и сделать из него современный арт-объект.


Да будет свет!

STENOGRAFFIA внесла огромный вклад в легализацию уличного искусства. Создание работ — от согласования локаций до выбора эскизов — всегда проходит в тесном сотрудничестве с властями и горожанами. В случае со STENOGRAFFIA определенные правила не ограничивают художников, а, напротив, побуждают экспериментировать с разным форматами и жанрами стрит-арта.

Для Петербурга, жители которого отличаются активной гражданской позицией и пристально следят за сохранностью исторического архитектурного фонда, команда фестиваля придумала концептуальные световые проекции. На стенах Российской национальной библиотеки появились «тени» великих русских писателей — Пушкина, Гоголя, Чехова, Достоевского и Толстого, а на здании Русского географического общества — портреты путешественников Карла Бэра, Владимира Даля, Николая Миклухо-Маклая и Федора Литке.

Пространством для творчества стали и воды Северной столицы — четыре сотни светодиодов на время превратили реку Мойку в звездное небо.


Гигантомания

Особая гордость STENOGRAFFIA — росписи, которые занимают целую стену или фасад. Как правило, такие работы меняют не только само здание, но и все пространство вокруг, становятся новыми городскими достопримечательностями.  

Среди рекордов — «Галерея легенд ханты и манси» в Ханты-Мансийске, размещенная на огромной стене возле Центра искусств для одаренных детей севера. Герои преданий Югры — медведь, серебряный карась, стрекоза и лось «живут» на территории более 300 кв. м. Еще одно подобное произведение — «Наутилус» на фасаде омского Дома культуры. На 600 кв. м обосновался огромный мистический спрут художника Георгия Куринова, призывающий скорее отправиться на поиски приключений. На родине фестиваля, в Екатеринбурге, тоже появилось гигантское граффити. Десять уличных художников за десять дней израсходовали десятки килограммов краски, чтобы создать «Динозавромойку» — рисунок площадью 1150 кв. м.


Почему «Газпром нефть» и программа «Родные города» поддерживают стрит-арт — молодежную субкультуру, которая сравнительно недавно получила признание? Зачем компании такого уровня нужно украшать улицы? В данном случае совпадают две идеи: сделать родные города лучше, интереснее, ярче и дать импульс развитию их креативной среды. Для северных территорий особенно важно оживить холодное серое пространство красочными работами. «Родные города» и STENOGRAFFIA меняют это пространство, пространство меняет людей, люди меняют мир вокруг!

Стрит-арт, ты просто космос

Потрясающий масштаб и предельная детализация — это то, чем особенно впечатляет работа «Мост Эйнштейна — Розена». На стене обычного девятиэтажного дома в Оренбурге художники показали, как они представляют порталы между измерениями, которые гипотетически могут стать средством путешествий между вселенными. Авторы граффити мечтают, что их работа, посвященная Юрию Гагарину, когда-нибудь вдохновит на подвиг первого путешественника во времени.


Метасупрематический крест

Главный российский фестиваль уличного искусства не мог обойтись без, пожалуй, самого громкого имени стрит-арт-сообщества страны — Покраса Лампаса, создателя стиля «каллиграфутуризм». В Екатеринбурге художник целиком расписал площадь, занимающую более 6,5 тыс. кв. м. В его метасупрематическом кресте с цитатой из манифеста Казимира Малевича размер каждой буквы превосходит габариты среднего автомобиля. Над созданием проекта на протяжении четырех дней трудилось более 20 волонтеров. Они чистили площадь, закатывали ее в красный и черный цвета, а художник выводил огромной кистью серебряные буквы. Спустя некоторое время из-за возникших в обществе разногласий работу пришлось переделать. Покрас Лампас разделил крест красными линиями, отсылая к термину Платона metaxis, что значит «колебание между двумя противоположными понятиями при их одновременном использовании». У Лампаса это колебание между символическим значением креста и глубоким смыслом авангардного супрематизма.


Архитектура Шредингера

Важным достижением фестиваля стало открытие нового жанра уличного искусства — «мокьютектуры». Это граффити-иллюзии колоссальных размеров — будто воплощение снов архитектора-фантазера, нереальные, объемные и обманчивые. Работа «Бетонное эхо» появилась в Омске в 2019 году, на ней изображены огромные концентрические волны от падающей капли воды. Композиция приглушенных тонов органично сочетается с поверхностью и формой самого здания, так что с определенного ракурса эта трехмерная иллюзия выглядит как его реальная часть. «Эхо» стало продолжением большой архитектурной серии, которую команда STENOGRAFFIA начала еще в 2017 году. Свой новый жанр художники назвали «мокьютектура» (mockutecture) — термин, который они сами же придумали, связав два английских слова mock («дразнить») и architecture («архитектура»). Тем самым авторы дают понять, что их работы — лишь насмешка над нашим собственным зрением. У каждого объекта мокьютектуры есть два этапа существования. Первый — это только что созданное произведение во всей красе своей обманчивости. Второй этап наступает, когда объекты становятся элементом городской среды и на них нарастают новые слои — граффити или объявления. Художники считают, что тогда пространственная иллюзия становится еще загадочнее.


Новые краски о главном

Художественное переосмысление произведений искусства, культуры, истории, народных поверий — еще одна характерная черта STENOGRAFFIA.

В своей работе «Родная земля» художник Дамир Бозик отдал дань уважения живописи. В технике пуантилизма на стене пятиэтажного дома в городе Муравленко он изобразил солнце, луну, жителей севера и северную природу. Когда-то картинами, написанными точками, прославились неоимпрессионисты Жорж Сёра и Поль Синьяк, а теперь их приемами пользуются мастера стрит-арта. Для граффитиста это очень необычный и смелый подход, особенно если учитывать масштаб произведения. Техника подразумевает создание рисунка раздельными мазками. Бозик нарисовал «Родную землю» за 48 часов, использовав 60 оттенков краски и расставив 52 тыс. точек.


Другой пример — работа Васи Басё, выполненная в авангардном стиле и напоминающая то ли супрематизм Казимира Малевича, то ли абстракции Любови Поповой. Художник оформил стену районного Дома культуры в селе Каргасок. Главной задачей Басё стало создание изображения, которое привлекало бы внимание к зданию и его сложной архитектуре.


Эко-стрит-арт

На стене пятиэтажки северного города Ноябрьска красуется «Гербарий» — изображения растений из Красной книги, произрастающих на Ямале: это родиола розовая, шиповник иглистый, лапчатка прилистниковая, пальчатокоренник Траунштейнера и ива буреющая. Таким оригинальным способом авторы привлекают внимание к вопросам экологии и охраны природы. Тонкие листья, хрупкие веточки и цветы — художники, как настоящие ботаники, тщательно выписали каждую деталь для создания объема и придания рисунку реалистичности.

Партнерский материал

Галерея RuArts отмечает 15-летие | The Art Newspaper Russia — новости искусства

Корнели Толленс. Из серии Deep Inside. 2019. Фото: галерея RuArts

Выставка известного голландского фотографа Корнели Толленс (р. 1964) приурочена к юбилею галереи RuArts, основанной в 2004 году коллекционером Марианной Сардаровой. За минувшие 15 лет здесь показали более 100 персональных и групповых выставок отечественных и зарубежных художников разных поколений. Корнели Толленс окончила Академию фотографии в Харлеме (Нидерланды) и уже снискала славу одного из самых оригинальных авторов в жанре современного фотопортрета и fashion-фотографии. Снимает она для таких известных журналов, как Avenue, BLVD, Credits, Dutch, Elegance, Elle, La vie en rose, Vogue и другие. Широкую известность, благодаря неожиданным и вызывающим решениям, получили ее рекламные работы для знаменитых брендов IKEA, Hema, Martini, Mercedes, Nokia. Толленс признана одним из ведущих арт-фотографов, ее выставки проходят в Брюсселе, Киото, Милане, Нью-Йорке и Париже, привлекая внимание критиков и зрителей темами, вокруг которых не утихают споры: сексизм, гендерное неравенство, которые она подает в провокационном ключе. В RuArts показывают около 30 работ Корнели Толленс из новой серии Deep Inside (2019), вдохновленной цитатой известного английского художника и поэта Роберта Монтгомери («В тиши ваших костей и глаз затаилась забытая магия и ждет, когда вспыхнет огонь») и резонирующей с ее главными темами: эротикой и жестокостью, жизнью и смертью. Созданная  специально к московской выставке, эта серия своей эстетикой отсылает к ранней нидерландской живописи и голландскому натюрморту XVII века.

Корнели Толленс. Из серии Deep Inside. 2019. Фото: галерея RuArts

Галерея RuArts
Корнели Толленс
7 декабря – 2 февраля 2020
www.ruarts.ru

Искусствоведов запугали судебными исками | The Art Newspaper Russia — новости искусства

В некоммерческом фонде «Институт Вильденштейна — Платтнера». Фото: Wildenstein Plattner Institute

Каталоги-резоне играют важнейшую роль в поддержании здоровой обстановки на арт-рынке, но в последнее время на фоне растущего числа судебных процессов, связанных с аутентификацией, они все чаще воспринимаются как минные поля, и даже как финансовая угроза, что не может не отпугивать потенциальных авторов.

«Арт-рынок стал гораздо более дорогой и придирчивой площадкой», — говорит Элизабет Горайеб, казначей и секретарь Института Вильденштейна — Платт­нера, основанного в 2016 году некоммерческого фонда, который занимается составлением каталогов-резоне. Она объясняет, что люди не хотят брать на себя риски и финансовое бремя аутентификации, когда на рынке всплывают вновь обнаруженные произведения.

Некоммерческий фонд «Институт Вильденштейна — Платтнера» основан в 2016 г. Фото: Wildenstein Plattner Institute

Институт не только финансирует подготовку каталогов — благодаря тому, что эта работа ведется в группах-комитетах, участвующие в ней ученые таким образом получают защиту от нарастающей угрозы судебных исков. «Всем известно, что разозлившийся владелец легко может обратиться в суд, — говорит Ричард Бреттелл, входящий в научную группу по доработке каталога живописи Поля Гогена, выпущенного в 1964 году Жоржем Вильденштейном. — От заключения комитета зависит, будет ли картина стоить миллионы или практически ничего, если ее не признают подлинником Гогена».

Если раньше было принято трудиться над каталогами в одиночку, то сейчас ученые работают на Институт Вильденштейна — Платтнера, который не согласится даже посмотреть на неизвестную картину Гогена, прежде чем владелец не заплатит немалый предварительный взнос и не подпишет отказ от права на обращение в суд. «Качество этих каталогов определяется исключительно компетентностью ученых», — говорит Го­райеб. Институт Вильденштейна — Платтнера выпускает все каталоги в цифровом формате, что позволяет с легкостью вносить изменения в текст статей. Каталоги-резоне таких художников, как Мэри Кассатт, Уильям Тернер и Эгон Шиле, уже выложены в Сеть. Они доступны и удобны в использовании, но после запуска их необходимо поддерживать и обновлять. Провенанс, история экспонирования и библиография постоянно расширяются. Поддержка таких каталогов-резоне — комплексная задача, и для ее выполнения требуется слишком много людей, что может снижать научный уровень работы.

Работа над каталогами-резоне в некоммерческом фонде «Институт Вильденштейна — Платтнера» ведется коллективно, в группах-комитетах. Фото: Wildenstein Plattner Institute

Знаточество больше не в чести

По мнению Бреттелла, это не непреодолимая, «но достаточно сложная задача, требующая работы под эгидой заинтересованной организации». Однако академические институции не склонны браться за каталоги-резоне, хотя ранее многие такие работы нередко вырастали из докторских диссертаций. Примером служит по-прежнему активно используемый каталог-резоне работ Джона Сингл­тона Копли: опубликованный в 1966 году, он начинался как гарвардская диссертация Жюля Прауна. 

Заместитель директора Исследовательского института Гетти Гейл Фейгенбаум говорит, что «сегодня диссертации в форме каталога-резоне утратили былой престиж», поскольку на факультетах искусствоведения к ним относятся практически как к простой каталогизации. Знаточество и поисковая работа ценятся меньше, чем теория и социальная история. «Сейчас в большинстве своем подобные проекты переместились из академии в музеи», — поясняет Фейгенбаум. Однако музеи чаще всего не проявляют желания поддерживать не ими самими задуманные проекты. Кураторы уверены, что это дело библиотекарей и архивариусов, а те, в свою очередь, считают это кураторским проектом.

Зачастую главными пользователями каталогов-резоне оказываются дилеры и аукционные дома. И те и другие могут обладать достаточной экспертизой и ресурсами для составления и дальнейшей поддержки таких трудов. Но их участие может рассматриваться как конфликт интересов, поскольку именно они получают прибыль от продажи произведений с установленной подлинностью. «Такая исследовательская работа выгодна скорее рынку, чем научному миру, — отмечает Фейгенбаум, — и это тоже может демотивировать ученых». 

Список на лето: лучшие тексты для каникул

Интервью

Афиша выставки «Меланхолия: Бриллиант» в ресторане при Музее современного искусства Антверпена. Фото: Evenbeeld/IP Ogarev

Режиссер Ларс фон Триер рассказал нам о возможности делать не мейнстримные фильмы, директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина — о новом здании в Средних торговых рядах на Красной площади, а художник Дэмиен Херст — о путешествиях по дешевым билетам. 

Елена Гагарина: «Сейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Жан Нувель: «Роза пустыни катарского музея цветет вопреки всему» 
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Семен Файбисович: «Все самое интересное в жизни происходит у тебя под носом»
Ларс фон Триер: «Я просто обязан быть в авангарде»
Ральф Ругофф: «Смешно, что я курирую биеннале, потому что мне как посетителю они даются очень тяжело»
Евгений Ройзман: «Для старообрядцев икона была инструментом наглядной агитации»
Павел Пепперштейн: «Можно сказать, что никакого Пепперштейна и нет»


Арт-рынок

Кузьма Петров-Водкин. «Натюрморт с сиренью». 1928. Фото: Christie’s

Вспоминаем рассказы издателя, владельца «Галеев-галереи» и нашего колумниста Ильдара Галеева о главных трендах и мировых ярмарках сезона, а также истории о приобретении аукционного дома Sotheby’s за $3,7 млрд, арестованных картинах Института русского реалистического искусства, судьбе «Караваджо с чердака» и топ-лотах аукционов.

Медиамагнат Патрик Драи приобрел Sotheby’s за $3,7 млрд
Караваджо или нет?
Суд арестовал имущество и активы основателя Института русского реалистического искусства Алексея Ананьева
TEFAF станет современнее
«Русская неделя» принесла аукционам £36 млн
Первая ярмарка DA!MOSCOW открылась в Гостином Дворе в Москве
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Лорд Марк Полтимор: «Мы постоянно экспериментируем»
Как прошла Frieze: смех, секс и рок-н-ролл
Мировой арт-рынок двигают молодые мужчины


Музеи

Проект Музея Гуггенхайма в Абу-Даби, разработанный Фрэнком Гери. Фото: Courtesy TDIC and Gehry Partners, LLP

Музейщики, несмотря ни на какие перемены в политических курсах, по-прежнему устраивают всевозможные обмены на радость нам, зрителям. Например, Пушкинский организовал вторую выставку во время Венецианской биеннале, Эрмитаж пообещал выдать Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта» Леонардо, а оба музея устроили грандиозное воссоединение перемешанных между ними коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. Третьяковка на Крымском Валу расширилась и объявила программу на ближайшее время, а в российских регионах вскоре появятся культурные кластеры с участием главных музеев и театров.

Литмузей открылся в новом здании в центре Москвы
Великобритания салютует пионеру «всечества» Наталии Гончаровой
Зельфира Трегулова: «Будем работать с самыми яркими произведениями мирового современного искусства»
Прощание с ЦДХ 
Музей Гуггенхайма в Абу-Даби планируют открыть в 2022–2023 году 
Пушкинский в Венеции: четыре арт-мессы в церкви Сан-Фантин
Les Morosoff — сильные мира искусства сего
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском 
В ГМИИ им. А.С.Пушкина показывают коллекцию Фонда Louis Vuitton 
Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы 


Подборки

«Все это не сон» Тимофея Ради на фестивале «Арт-овраг». Фото: Юлия Абзалтдинова

Собрали для вас рекомендации, на какие фестивали стоит отправиться летом в городах и за их пределами, какие выставки обязательно стоит увидеть у нас и за рубежом, и объясняем, где найти Леонардо 

Летние фестивали: лучшие места, где можно насладиться искусством и природой
Самые ожидаемые выставки 2019 года в российских музеях 
Выставки-блокбастеры — 2019: от Леонардо да Винчи до Билла Виолы
Каждый год по «леонардо»


Рейтинг

Елена Ковылина. Яблочный Спас. 2014 Фото: Vladey

Главные цифры музейной жизни в рейтинге, который каждый год готовит международная команда The Art Newspaper. Куда приходит больше всего зрителей и почему, а также какие институции перегнали всех по числу подписчиков в соцсетях — в наших материалах.

Рейтинг музеев — 2019: все как было, только гораздо лучше
Рейтинг музеев — 2019: как российские музеи борются за посещаемость
Рейтинг музеев — 2019: мода как формула успеха
Рейтинг музеев — 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее

Неделя русского искусства началась в Лондоне

Петр Кончаловский. «Игра на бильярде. Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский». 1918. Эстимейт £1,5–2 млн. Фото: MacDougall’s

Аукционные дома Christie’s и Sotheby’s, с торгов которых стартует неделя русского искусства в Лондоне, привозили свои главные лоты на выставки в Москву. MacDougall’s этого не делал, хотя топ-лотов у этого аукционного дома не меньше. Одна из самых впечатляющих работ на аукционе MacDougall’s — «Игра на бильярде. Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский», большое полотно 1918 года Петра Кончаловского (эстимейт £1,5–2 млн). Кажется, все на этой картине — прямая, нарочитая противоположность бунтарскому «Автопортрету с портретом Кончаловского» Ильи Машкова 1910 года, где художники представлены как полуобнаженные ярмарочные борцы. Времена изменились, авангардисты-сезаннисты изображены в бильярдной «Метрополя», вполне респектабельно одетые, и главным героем кажется огромный и тяжелый бильярдный стол. «Метрополь» здесь — знак не буржуазности, а включенности в перемены: в течение года тут был Второй дом Советов, проводились заседания ВЦИК, выступал Ленин.

Сильвестр Щедрин. «Неаполь в лунную ночь». 1827. Эстимейт £450–600 тыс. Фото: MacDougall’s

Примечательно и масштабное панно Константина Коровина «Аллегорическая сцена» (1925), предназначавшееся для украшения одного парижского особняка. Подобные заказы художник выполнял редко. Стиль полотна, явно тяготеющий к модерну, сближает произведение с театральными работами Коровина. Раритет предварительно оценивают у MacDougall’s в £250–400 тыс. Но это еще не самый ценный лот аукциона. Дальше — больше: нежный и лиричный портрет скрипачки Цецилии Ганзен кисти Ильи Репина (1922) выставлен на торги с эстимейтом £400–600 тыс. Специально для того, чтобы позировать мастеру, молодая музыкальная знаменитость приехала в его имение Пенаты в финском поселке Куоккала и долго гостила там, радуя семью художника и его друзей домашними концертами. В итоге Репин написал целых два ее портрета — один отдал заказчице, другой остался в семье. Именно он и оказался на торгах MacDougall’s. Примерно во столько же, £450–600 тыс., предварительно оценен эффектный «Неаполь в лунную ночь» Сильвестра Щедрина (1827). Пейзаж, написанный 36-летним художником на пике творческой формы, — произведение вполне музейного уровня. До своей смерти в 1830 году он успел сделать несколько версий этой картины, сейчас они хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, а также музеях Тамбова и Иваново. Выставленный на торги вариант — самый ранний из этой серии. Еще один редчайший лот — полотно Николая Неврева «Чем были крепки узы брачны» (1903). Автор питал слабость к кругу сюжетов, который сейчас бы назвали «гендерной тематикой». Сюжет этой работы — истинный кошмар феминистки: новобрачная по обычаю снимает с супруга сапоги, в то время как он готовится ритуально «поучить» ее плеткой. Однако в исторической картине о временах Ивана Грозного художник не столько бичует домостроевские нравы, сколько упивается красотой средневековых одежд — за что его строго осуждали критики-современники.

Главный хит торгов — «Натюрморт с глиняным кувшином» (1921) Василия Рождественского. Эстимейт £150–200 тыс. Фото: Bonhams

Завершит «русскую неделю» дом Bonhams — он предлагает не только живопись, графику и скульптуру, но и внушительную подборку прикладного искусства. Главный хит торгов — «Натюрморт с глиняным кувшином» (1921) Василия Рождественского (£150–200 тыс.), в молодости — участника группы «Бубновый валет», а в зрелые годы — одного из самых талантливых русских сезаннистов. Именно к этому, второму периоду творчества мастера относится выставленный на торги натюрморт. С таким же эстимейтом выставляется на аукцион «Кораблекрушение на скалистом берегу» Ивана Айвазовского — типичный для мастера драматичный пейзаж, изображающий буйство стихии. Еще при жизни художника он был куплен его американским поклонником, табачным фабрикантом. В обширном разделе декоративно-прикладного искусства представлена продукция «Фаберже» — рамки для фотографий, портсигары и часы, украшенные фирменной эмалью гильоше. Среди них выделяется императорский агатовый ковш, украшенный золотом и эмалью, подарок Николая II лорду Черчиллю (разумеется, не тому, кто произнес известную речь про железный занавес, а одному из его старших родственников). Его эстимейт £70–90 тыс. Еще один ценный лот из этой части торгов также связан с домом Романовых. Ваза «Глубокая речка» (1910) Императорского фарфорового завода когда-то входила в коллекцию императрицы Марии Федоровны и украшала Аничков дворец в Петербурге. Зимний пейзаж на ней выполнен в технике подглазурной росписи, позаимствованной российскими мастерами у художников Датской королевской фарфоровой мануфактуры, специально для передачи опыта выписанных в столицу из Копенгагена. Предмет предварительно оценен в £40–60 тыс.

Ваза «Глубокая речка» (1910) Императорского фарфорового завода. Эстимейт £40–60 тыс. Фото: Bonhams

Лондон, 28 ноября
MacDougall’s (10:30) и Bonhams (15:00)

Артхив – Арт-новости, Выставки, Галереи, Музеи, Социальная сеть художников и ценителей искусств

Как Сезанн снимал яблоки с вишневых деревьев

Когда Поль Сезанн оставался недоволен картиной, он просто вышвыривал ее в окно. Старые оливы, росшие под окнами его мастерской, были увешены незаконченными натюрмортами. Иногда Поль вспоминал о каких-нибудь не совсем безнадежных этюдах, провисевших в саду несколько месяцев, — и они снова возвращались на мольберт. «Сынок, надо бы снять „Яблоки“ с вишневого дерева. Я думаю, у меня еще получится их исправить», — как-то попросил он сына, когда тот привез из Парижа в Экс маршана Амбруаза Воллара за новыми картинами.

Как архиепископ спас от депрессии художницу-импрессионистку

С началом франко-прусской войны Мэри Кассат пришлось покинуть Париж и вернуться в Америку. Однако американцы картины Кассат не покупали. Две ее работы сгорели во время Великого чикагского пожара 1871 года… Художница впала в депрессию и отложила кисти. Спасение пришло неожиданно — в лице архиепископа Питтсбурга. Он заказал Мэри копии полотен Корреджо, находящихся в Парме, и в 1871 году Кассат поехала в Италию. Там она узнала, что на выставке Парижского салона 1872 года купили ее картину «Две девушки, бросающие цветы во время карнавала». О талантливой художнице заговорили…

Прирожденный наездник Ренуар

С началом Франко-прусской войны Ренуара, никогда до сих пор не сидевшего на лошади, отправили в кавалерийский полк… объезжать лошадей. Когда молодой художник предстал перед капитаном и объявил о своей профессии, тот пошутил: «Хорошо еще, что они не послали вас в артиллерию!»
Но оказалось, что у Ренуара природные способности наездника. Он обучился управляться с лошадьми за несколько месяцев и получал для объездки самых своенравных и упрямых животных. За время службы художнику попался только один конь, с которым он не мог справиться. «Строптивец нашел способ, как от меня избавиться: всей тяжестью он приваливался к стенке манежа, стараясь раздробить мне ногу. Я испробовал хлыст, ласку, сахар — ничего не помогло», — рассказывал позже Ренуар.

Карьера Гюстава Кайботта началась с… провала!

Когда в доме ремонт, истинные творцы рисуют с натуры! И свою картину «Паркетчики» Кайботт впервые представил жюри Салона для участия в официальной выставки в парижской Академии. Работа была отвергнута, но Дега и Ренуар, восхищаясь ею, предложили художнику участвовать в неофициальных выставках. Картина стала одной из сенсаций на второй выставке импрессионистов в 1876 году! А отзывы были неоднозначны: поклонники оценили ее «правду и реалистическую точность», критики отметили ее «незавершенность, вульгарность и анти-художественность», а Эмиль Золя упрекал ее в чрезмерной фотографичности и обозвал «буржуазной». Теперь эта работа  — одна из жемчужин коллекции музея д’Орсе.

Как собака Пикассо разрушила скульптуру Дали

Оригинален и “Ретроспективный бюст женщины”, созданный Сальвадором Дали в 1933 г. для Сюрреалистической выставки в Pierre Colle Gallery (Париж). На фарфоровый бюст женщины водружен батон хлеба (шляпка – сюр!) и бронзовая чернильница — образ картины “Анжелюс” Жана-Франсуа Милле. Плюс муравьи на лице, бумажный «шарфик», початки кукурузы на плечах — ну просто пародия на моду! Оригинал которой испортила… собака Пикассо. Выставку посетил художник с питомцем, и пес сожрал батон! Весь замысел, буквально, псу под хвост… Теперь его реконструкция, но уже с «ненастоящим» батоном, находится в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе

Истинно творческая месть достойна романа Витора Гюго!

Сэр Джошуа Рейнольдс — английский исторический и портретный живописец, представитель английской школы портретной живописи XVIII века, женат не был. Но делал предложение переехавшей в Лондон немецкой художнице Ангелике Кауфман. И, будучи отвергнут, из мести познакомил ее с жиголо Фредериком Брандтом. Тот втянул влюбившуюся художницу в авантюрную интригу, за которой следила вся светская Европа, а Виктор Гюго позднее написал по её мотивам драму «Рюи Блаз».

Как Микеланджело помог Рафаэлю получить тысячу монет

…По воспоминаниям современников, Рафаэль и Агостино Киджи (самый богатый его заказчик) дружили. Но дружба дружбой, а деньги — врозь. Однажды Рафаэль выполнил за 500 монет несколько фресок для Киджи, и, закончив, неожиданно потребовал удвоить оплату. Управляющий Агостино Киджи по имени Джулио Боргези поначалу отказался, но Рафаэль не уступал. «Призовите экспертов — и вы увидите, насколько умеренны мои требования!» — аргументировал он.
Тогда Боргези, знавший об антипатии к Рафаэлю Микеланджело, пригласил быть экспертом его. Буонаротти пришёл, не спеша и молча осмотрел фрески соперника и, указав пальцем на голову сивиллы, заявил: «Одна только эта голова стоит сто монет, а остальные не хуже». Он недолюбливал Рафаэля, но не мог позволить себе необъективности.

Как пес художника Гейнсборо мирил его с супругой

Под конец жизни Томас Гейнсборо часто ссорился со своей женой Маргарет Барр. С возрастом она становилась всё более скупой и ворчливой. Гейнсборо быстро вспыхивал, ругался. Но мириться шёл всегда первым: писал жене трогательную записку от имени своего пса Фокса. А адресовалось письмецо любимому спаниелю жены Тристраму. На Маргарет запрещённый приём действовал безотказно. Она тут же садилась сочинять ответ собаке Гейнборо: «Мой дорогой Фокс! Ты такой добрый и любящий, а я, маленькая несносная жёнка, всегда тебя огорчаю, так давай поцелуемся и не будем больше об этом вспоминать. Всегда твоя любящая Трис».

Как рисунки Модильяни пошли на растопку плиты

Рукописи, может, и не горят, а вот рисунки… В молодости Модильяни был так беден, что расплачивался с хозяйкой кафе, у которой ежедневно столовался, своими рисунками. Добрая женщина всегда соглашалась на «бартер», но при этом (о горе нам, почитателям Модильяни!) практично использовала их для растопки плиты. Сколько рисунков знаменитого художника было таким образом злодейски сожжено, история умалчивает.

Почему туристам не следует спешить с выводами о французских импрессионистах

На одном из парижских бульваров, поставив мольберт прямо на улице, работал художник. Привычные к таким явлениям прохожие иногда останавливались рядом, заглядывали через плечо, вполголоса комментировали, иной раз задавали вопросы. Пара русских туристов долго смотрела, как смелые, сияющие мазки, выходящих из-под кисти живописца, оживают на холсте. Один из них не выдержал: «Удивительно эти французские художники владеют колоритом!». «И русские не хуже!» — ответил первый русский импрессионист Константин Коровин.

Как Моне боролся с дорожной пылью

О непредсказуемых приступах ярости Клода Моне вспоминали все его друзья и родные. Дети и жена Алиса знали, что папу-Моне лучше не трогать в такие моменты и даже к обеду не звать. Соседи привыкли, что здороваться с чудаком-художником в такие дни не обязательно – он все равно не отвечает и даже не слышит. Но все были уверены – закончится приступ чем-то грандиозным.
Однажды утром Моне был в ярости – серая дорожная пыль оседает на цветах в его саду. Он хлопнул дверью и отправился к мэру: дорогу в Живерни нужно заасфальтировать! В мэрии уже не раз рассматривали этот проект, но денег на него никогда не хватало – целых 2800 франков.
— Я дам 1200 франков, — предлагает Моне.
Через несколько дней дорогу на Руа начали асфальтировать.

Унижение Рубенсом Ван Дейка — посмертно

В 1640 году умирает Рубенс, а Ван Дейк получает депешу от испанского короля. Он почти не сомневается, что ему предложат место при дворе. Но Филипп IV просит его прежде закончить картины, не завершённые Рубенсом. «Даже из могилы он сумел унизить меня!» — скажет с досадой Ван Дейк. Жить ему оставалось совсем недолго: спустя год после смерти Рубенса, 9 декабря 1641 года, 42-летний Ван Дейк умрёт от загадочной болезни и будет похоронен в один день с крестинами своей новорожденной дочери Иустинианы.

Лувр возвращает шедевры владельцам

Авторская копия известного «Портрета Джакопо Фоскарини», который нацисты изъяли у искусствоведа и коллекционера Августа Либмана Майера, хранилась в Лувре с 1951 года. Картину, предположительно, Джованни Батиста Морони вернули дочери владельца, погибшего в концлагере, на специальной церемонии в музее Еврейского Наследия (Нью-Йорк, США). Бесспорный оригинал работы хранится в Будапеште, это заметная работа в наследии художника.

Первый поклонник Сезанна

Сезанн ехал с мотивов и нес подмышкой этюд. Проходя через вокзал Сен-Лазар, столкнулся с незнакомцем, который попросил показать картину. Бледный, тощий молодой человек, увидев развернутый на стене пейзаж, был потрясен: и невиданным зеленым цветом, и свежестью, и манерой письма. «Если вам так нравятся мои деревья, забирайте!» — предложил Сезанн. «Мне нечем заплатить», — возражает художнику новый поклонник. Сезанн отдает картину даром и оба уходят с вокзала абсолютно счастливые.
Прямо с вокзала счастливый Поль отправился в мастерскую, которую снимали вместе Ренуаром и Моне. «У меня появился поклонник!» — торжественно заявил он с порога. А первым встречным оказался вечно нищий и изгоняемый из всех кафе, где пытался играть свои сочинения, композитор и музыкант Эрнест Кабанер.

Отец и голуби: как был признан талант Пикассо

По воспоминаниям родственников, первым словом малыша Пабло Пикассо было слово «карандаш». Когда мальчик подрос, его отец стал брать сына с собой в колледж, где преподавал рисование. И, мол, однажды отца Пикассо зачем-то вызвали из кабинета, где он в тот момент работал над картиной с изображением голубей. Вернувшись, он обнаружил, что юный Пабло закончил картину. Мастерство 13-летнего сына так потрясло отца, что он отдал Пабло свою палитру и кисти и с тех пор больше не подходил к мольберту.

Здоровый обет Модильяни

Амедео Модильяни — выдающийся итальянский художник-экспрессионист, — очень рано стал интересовался рисованием и живописью. Окончательное решение стать художником он принял в одиннадцатилетнем возрасте после тяжелого плеврита, когда, лежа в бреду, Амедео решил: если выживет, то посвятит себя живописи. И он сдержал слово.

Чудеса инвентаризации: картину Энгра нашли на чердаке

Во Франции в апреле 2015 г. найдена картина  известного французского художника XIX века Жана-Огюста-Доминика Энгра — истинное чудо  инвентаризации, которую проводила Эммануэль Бюслин, куратор и советник по историческим памятникам региона. На чердаке часовни бывшей больницы Отель-Дьё обнаружили большое полотно 4,3 на 3,4 метра, свёрнутое в рулон и покрытое пылью — изображение Мадонны с младенцем на руках и коленопреклонённым королем. Известный сюжет для художника!

Предполагают, что Энгр подарил картину городу в 1826 году, когда закончил её. Она висела в местной церкви Сен-Дезире (Saint-Désiré), а в 1936 году, когда в храме началась реставрация, была перенесена в бывшую больницу и забыта. Считается, что это второй вариант полотна «Обет Людовика XIII». Первую версию лидер европейского академизма создал в 1824-м по заказу короля Франции Карла X.

Великий Тьеполо и бесстыжая Флора: за что спрятали красоту?

В 2008 году имя Тьеполо было у всех на устах в арт-мире: картину великого мастера нашли на чердаке французского имения! Стыдливые бабушка и дедушка нынешних владельцев припрятали изображенную на полотне шикарную даму «топлесс» от греха подальше. Благодаря этому картина отлично сохранилась! Предполагают, что ее заказывала российская императрица Елизавета для украшения Зимнего дворца — имеются аналогичные образы серии. Полотно назвали «Портрет леди в образе Флоры» и вскоре продали с аукциона Christie’s за 4 227 780 долларов, почти втрое «перекрыв» немалый эстимейт.

Бенуа и Малевич — по разные стороны квадрата!

Александр Бенуа считается основным критиком и оппонентом творчества Казимира Малевича. Бенуа видел в творчестве Малевича «тупиковую ветвь». Что и неудивительно, ведь Малевич призывал «зарезать искусство живописное и отказаться от устаревших мадонн и венер». Для Бенуа такая философия была кощунственной, поэтому он неутомимо критиковал Малевича в своих статьях и выступлениях. Вот его отзыв о «Чёрном квадрате», — мол, сие произведение имеет своим началом мерзость запустения и через «попрание всего нежного и любовного непременно приведёт мир к неминуемой гибели». Что ж, история их рассудила?

Как связаны Левитан и классический учебник для пианистов

В 1993-м году Третьяковская галерея приобрела детский графический портрет «Мальчик Иосиф Левин» работы Левитана, сделанный в начале 1880-х годов. Этот 6-летний мальчишка с пытливым взглядом еще при короткой жизни Левитана успеет сделаться знаменитостью: Иосиф Аркадьевич Левин станет выдающимся пианистом. В Московскую консерваторию, в силу необыкновенных способностей, его примут сразу в старший «профессорский» класс, по виртуозности игры Иосиф Левин станет первым на курсе, опередив своих однокашников Рахманинова и Скрябина. Позднее он уедет в Дрезден совершенствоваться под руководством Антона Рубинштейна, а в 1919 г. переберётся в Нью-Йорк, где и окончит свои дни, оставив плеяду благодарных учеников и учебник «Основные принципы фортепианной игры», считающейся классикой музыкально-педагогической литературы.