Новости искусство – Культура — новости культуры, освещение событий в области культуры, культурные мероприятия, интервью с деятелями искусства на iz.ru

Новости искусства

Показать: Топ русских художниковТоп мировых художниковТоп ныне живущих художниковТоп мировых скульпторов

Топ 34

  • 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
  • 2. Дэмиен Херст$100 млн
  • 3. Константин Брынкуши$71 млн
  • 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
  • 5. Джефф Кунс$58,4 млн
  • 6. Неизвестный автор$57,2 млн
  • 7. Анри Матисс$48,8 млн
  • 8. Поль Гоген$30,96 млн
  • 9. Генри Мур$30,1 млн
  • 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
  • 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
  • 12. Неизвестный автор$28,6 млн
  • 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
  • 14. Адриан де врис$27,9 млн
  • 15. Александр Колдер$25,9 млн
  • 16. Неизвестный автор
    $23,826 млн
  • 17. Дэвид Смит$23,816 млн
  • 18. Ив Кляйн$22 млн
  • 19. Огюст Роден$20,41 млн
  • 20. Неизвестный автор$19,1 млн
  • 21. Эдгар Дега$18,82 млн
  • 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
  • 23. Неизвестный автор$16,88 млн
  • 24. Такаси Мураками$15,16 млн
  • 25. Дональд Джадд$14,16 млн
  • 26. Неизвестный автор$11,64 млн
  • 27. Антонио Канова$11,5 млн
  • 28. Брюс Науман$9,9 млн
  • 29. Аристид Майоль$8,32 млн
  • 30. Неизвестный автор$8,146 млн
  • 31. Сай Туомбли$7,7 млн
  • 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
  • 33. Марино Марини$7,15 млн
  • 34. Урс Фишер$6,8 млн

Наступает год музейных открытий | The Art Newspaper Russia — новости искусства

Галерея Старых мастеров в Дрездене. Фото: Brücke-Osteuropa

Картинная галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Открытие 27 февраля

Первоначально Дрезденская картинная галерея старых мастеров должна была открыться после реставрации и переформатирования основной экспозиции (теперь она выстроена в соответствии с географией крупнейших европейских школ и в нее щедро добавлена скульптура) еще в прошлом году. Планы скорректировало щедрое частное пожертвование в €600 тыс., благодаря которому здание Земпербау в музейном комплексе Цвингер оснастили самым совершенным музейным светом. Сообщается, что теперь ничто (даже тень от собственной рамы) не помешает рассмотреть «Мадонну» Рафаэля во всех деталях.


Альбертина Модерн. Фото: Courtesy the Albertina

Альбертина Модерн, Вена, Австрия

Открытие 12 марта

Альбертина Модерн со своей коллекцией из 60 тыс. произведений 5 тыс. авторов претендует на статус одного из главных мировых музеев модернистского и современного искусства. Музей находится в здании Künstlerhaus (Дом художника) на площади Карлсплац в пешей доступности от самой Альбертины и еще одной венской достопримечательности — дома Сецессиона. Существенным вкладом в собрание стал дар Карлхайнца и Агнес Эссль с топовыми художниками, в числе которых Синди Шерман, Ансельм Кифер, Георг Базелиц, Алекс Кац и многие другие.

Первой здесь покажут выставку «Начало. 1945–1980», на которой представят послевоенное австрийское искусство.


Музей Эдварда Мунка. Фото: Estudio Herreros

Музей Эдварда Мунка, Осло, Норвегия

Открытие весной

В Осло готово новое здание Музея Эдварда Мунка, чьи произведения гостили в разных музеях, в том числе у нас в Третьяковке. Так что весной знаменитый «Крик» переедет в суперсовременную 13-этажную башню, спроектированную Estudio Herreros. Кураторы радуются, что смогут наконец показать большинство из 28 тыс. единиц хранения, а сама институция станет крупнейшим мировым музеем, посвященным одному автору. Выставки других художников, в первую очередь скандинавских, тут тоже будут проводить.


Макет фасада нового здания фонда RuArts в Трубниковском переулке. Фото: RuArts Foundation

Фонд RuArts, Москва, Россия

Открытие весной

Фонд RuArts, основанный в 2003 году коллекционером и меценатом Марианной Сардаровой, в скором времени переедет в историческое здание в районе Арбата, в Трубниковском переулке. Первым большим проектом, организованным RuArts на новом месте, станет выставка коллекции фонда, сформированной Марианной Сардаровой за время его существования. Отбирать экспонаты будут из 2 тыс. произведений искусства, среди которых разнообразные виды актуальной художественной практики: живопись, графика, фотография, видео, скульптура, инсталляция, произведения постграффити.


Коллекция Франсуа Пино в Торговой бирже в Париже. Фото: Bourse de Commerce — Pinault Collection

Коллекция Франсуа Пино, Париж, Франция

Открытие в июне

Собрание современного искусства владельца Christie’s Франсуа Пино возвращается в Париж, в здание Торговой биржи. Ее приспособлением под музей занимается его любимец, японский архитектор Тадао Андо, работавший над венецианскими пространствами коллекционера — Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. В итоге вблизи Лувра появится еще одно яркое музейное пространство, флагманское в империи Пино. Уже начались работы по обустройству территории. Очередной пример того, что строительство частных музеев гораздо проще закончить, чем стройку государственных: где миллионер просто выпишет очередной чек для покрытия незапланированных расходов, государственному подрядчику придется с трудом влезать в запланированный в прошлом десятилетии бюджет.


Музей Пикассо — Джакометти. Фото: Studio Zhu-Pei

Музей Пикассо — Джакометти, Пекин, Китай

Открытие в июне

В Азии, в Китае, открывается все больше музеев европейского искусства. Вслед за филиалом Центра Помпиду в Шанхае в июне в Пекине появится Музей Пикассо — Джакометти, которым поначалу будут управлять парижский Музей Пикассо и Фонд Джакометти. Они же, очевидно, начнут одалживать произведения художников для показа в пространстве Cube 798 на территории большого арт-квартала, возникшего на месте секретного военного завода.


Дом 12 в «Новой Голландии», где откроется музей «Гараж». Фото: West 8

Музей «Гараж» на Новой Голландии, Санкт-Петербург, Россия

Открытие летом

Обещание Романа Абрамовича и Дарьи Жуковой продолжать совместно заниматься «Гаражом» исполняется. Вслед за Москвой этот музей современного искусства получит прописку на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге. О выставочной и образовательной программах в «Гараже» обещают рассказать ближе к лету.


Пространство фонда V-A-C на ГЭС-2. Фото: RPBW

Фонд V-A-C, Москва, Россия

Открытие в сентябре

К лету же должна завершиться важная московская стройка. В бывшей ГЭС-2 в сентябре торжественно откроется выставкой «Санта-Барбара» исландца Рагнара Кьяртанссона пространство фонда V-A-C, учрежденного Леонидом Михельсоном. Классик современной архитектуры Ренцо Пьяно, чье бюро занимается реконструкцией электростанции, не устает повторять, что, благодаря льющемуся через стеклянную крышу свету, она становится похожа на кафедральный собор. Вокруг, согласно проекту, высаживают огромное количество березок, а московские власти приводят в порядок прилегающие набережные и Патриарший мост.


Форум Гумбольдта. Фото: SHF

Форум Гумбольдта, Берлин, Германия

Открытие в сентябре

В Берлине с сентября будет поэтапно открываться Форум Гумбольдта, который позиционирует себя как «больше чем музей». Новое здание построено на месте снесенного Дворца Республики и воспроизводит разрушенный властями ГДР в 1950 году барочный Берлинский королевский дворец. Показывать здесь намерены 20 тыс. экспонатов из неевропейских этнографических коллекций и азиатское искусство. Стоимость проекта оценивается почти в €500 млн, а вход в музей в первые годы будет бесплатным.


Политехнический музей. Фото: Политехнический музей

Политехнический музей, Москва, Россия

Открытие 12 декабря

Реконструкция исторического здания Политехнического музея по проекту обладателя «Золотого льва» Венецианской архитектурной биеннале Дзюньи Исигами подходит к концу в согласии с первоначальным замыслом архитектора — «музей как парк». Он предложил раскрыть подвальный этаж и сделать его частью города и в то же время началом обновленной экспозиции. Пешеходное пространство и заглубленный амфитеатр уже готовы — осталось дождаться 12 декабря и увидеть хорошо знакомые экспонаты в новой аранжировке.


Большой Египетский музей. Фото: EPA/MOHAMED HOSSAM/ТАСС

Большой Египетский музей, Гиза, Египет

Открытие в конце года

К торжественному открытию Большого Египетского музея в Гизе готовят оперу про Тутанхамона, а пока сокровища фараона гастролируют по миру, собирая средства на дальнейшую жизнь. Дату открытия музея неоднократно переносили, что и понятно, когда речь идет о госфинансировании, в то время как частный капитал позволяет являть миру приобретенные сокровища в заявленные сроки. Большой Египетский музей вблизи Великих пирамид стал, пожалуй, самым дорогим долгостроем. Его открытие постоянно откладывалось с 2012 года, а стоимость проекта выросла почти вдвое, до $1 млрд. Экспозиция крупнейшего в мире археологического музея будет уникальной. В частности, сюда уже перевезли все предметы из гробницы Тутанхамона, скончавшегося около 1323 года до н. э., которые никогда не показывали полностью из-за огромного количества. Свозят в музей и колоссальные древние статуи. В атриуме здания, спроектированного известным ирландским архитектурным бюро Heneghan Peng (несколько лет назад оно выиграло конкурс на строительство ГЦСИ в Москве) поставили 83-тонное изваяние Рамсеса II — к нему уже водят экскурсии. После официального открытия в конце года здесь ожидают не менее 15 тыс. человек в день.

Christie’s в Москве: Фешин, Рерих, Айвазовский

Николай Фешин. «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо». Эстимейт £2–3 млн. Фото: Christie’s 

Christie’s привез в Москву небольшой, но тщательно выверенный набор произведений из предстоящего 25 ноября в Лондоне аукциона «Шедевры русского искусства». Четыре полотна и почти три десятка работ фирмы Фаберже создают образ «идеального русского аукциона».

Фешин, Рерих, Айвазовский, Гончарова, Фаберже — этот набор имен более-менее отражает запросы современного коллекционера русского искусства, а конкретные примеры вписываются в разные ценовые рамки, от £5 тыс. до нескольких миллионов.

Николай Рерих. «Ярилины зовы». Эстимейт £1,5–2 млн. Фото: Christie’s  

Дороже всего на предстоящих торгах оценена «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо» Николая Фешина — £2–3 млн. Портрет демонстрирует смесь психологизма и живописной легкости — первому молодой художник научился в мастерской Ильи Репина, вторую заимствовал у Филиппа Малявина, также учившегося тогда в Академии художеств. «Дама за маникюром» написана в Казани в 1917 году, в годы максимального расцвета творчества Фешина, перед его отъездом в США. Считаные работы этого периода, попавшие на аукционы, неизменно уходили за рекордные суммы продаж.

Иван Айвазовский. «Искья на закате». Эстимейт £300–500 тыс. Фото: Christie’s  

Большое полотно Николая Рериха «Ярилины зовы» предварительно оценено в £1,5–2 млн. Тема каменного века, эпохи зарождения человеческого стремления к прекрасному, волновала художника в 1910-е годы, когда он создал целый ряд произведений на эту тему — картины и майоликовый фриз для княгини Тенишевой, объединенные сюжетом поклонения солнцу. Полотно написано в 1919 году в Карелии, привлекает монументальными размерами и удивительным трехцветным рассветным небом.

Наталия Гончарова. «Белые пионы». Эстимейт £250–350 тыс. Фото: Christie’s 

Эстимейты этих работ выглядят очень осторожными — впрочем, это традиция русских аукционов Christie’s и их международного директора Алексея Тизенгаузена. Достаточно вспомнить, что полгода назад в московском офисе Christie’s, где и сейчас проходит выставка, на месте полотна Фешина висел «Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина, который позже при эстимейте £1–1,5 млн был продан с торгов за триумфальные £9,3 млн. Так что ожидать можно чего угодно.

Хотя есть и вещи незыблемые — такие как работы Ивана Айвазовского, которые каждый аукционный дом стремится обязательно включить в состав русских торгов. На сей раз у Christie’s вид «Искья на закате» с эстимейтом £300–500 тыс. В £250–350 тыс. оценены «Белые пионы» Наталии Гончаровой, фигурировавшие на ее выставке в 1913 году под названием «Белые георгины».

Фаберже — подборка изделий фирмы. Фото: Christie’s  

Изделия фирмы Карла Фаберже — неотъемлемая часть русских торгов, они многие десятилетия вызывают интерес и западных, и русских коллекционеров. Интересно, что, когда в 1969 году Christie’s открыл департамент русского искусства в Женеве (в этом году русский отдел отмечает 50-летие), он занимался именно прикладным искусством, а в Лондоне первые торги, посвященные русской живописи, прошли в 1986-м. «Это трудно объяснить, — говорит Алексей Тизенгаузен, — но, когда живопись и прикладное искусство, в частности Фаберже, объединены в одном каталоге, аукцион проходит успешнее. Мы пробовали делить аукционную коллекцию на две книжки — результат получается хуже». Среди самых заметных предметов — два звонка-рыбки из авантюрина, фигурки лягушки и крокодила из нефрита, императорская подарочная брошь и фрейлинский шифр с бриллиантами.

Выставка открыта в московском представительстве Christie’s 8–10 ноября.

Современное искусство на Sotheby’s: политики много не бывает

Бэнкси. «Деградировавший парламент». Картина продана за £9,9 млн. Фото: Ильдар Галеев

Ильдар Галеев, издатель, основатель и владелец «Галеев­-галереи»

Вечный британский вопрос “to be or not to be?” (аналог нашим «что делать?» и «кто виноват?»), сегодня перелицованный в «уходим или не уходим?», оказался болевой точкой, из-за которой стоящее перед Brexit британское общество, пожалуй, впервые после Кромвеля переживает пик политизированности. Дебаты повсюду: на стадионе и в пабах, в аудиториях университетов и в блэк-кебах. Ну а уж в залах аукционов тем паче.

На Sotheby’s безусловным фаворитом оказался Бэнкси, с завидным постоянством и с поразительной точностью производящий бомбометания в арт-бизнесе. Ровно год назад (надо полагать, с молчаливого согласия аукционистов) он «надругался» над своей же «Девочкой с шаром», а ныне — «Любовью в мусорном ведре», впервые в мире созданной (точнее, перевоссозданной) в ходе торгов в режиме реального времени. На этот раз художник представлен работой десятилетней давности. Тогда, в 2009-м, картина прозвучала как фарс — сегодня она диагностирует трагедию. Едкая насмешка над британским парламентом скромного стрит-артиста во дни «брекзитовых» тревог и волнений поднимает планку художника на ранее недосягаемую для него высоту, придавая ему статус пророка в своем отечестве.

Бэнкси. «Деградировавший парламент». Фрагмент. Картина продана за £9,9 млн. Фото: Ильдар Галеев

Отдадим должное специалистам Sotheby’s: в одной из выставочных галерей они устроили роскошную презентацию грандиозного пятиметрового полотна Бэнкси. В темном пространстве зала были размещены настоящие, длинные с зеленой обивкой, скамьи из палаты общин — именно те, что изображены на картине. Для полноты ощущений не хватало разве что чучел шимпанзе, исполнивших у художника роли британских парламентариев. Многие посетители аукционного превью, разлегшись на вестминстерских скамейках, использовали предложенную интерактивную форму для селфи, и это неизбежно вызвало информационный шквал в соцсетях. Люди, отвечавшие за пиар торгов, совершенно точно спрограммировали успех «сейла», ведь дело здесь, по сути, не в достоинствах самой живописи, а в порождении вала цитирования, репостов события, объекта — именно того, что эта живопись вызвала.

Жан-Мишель Баскиа. Pyro. 1984. £9,88 млн. Энтони Гормли. «День и ночь». 1988. £175 тыс. Фото: Ильдар Галеев

Эксперты осторожно предрекали продажную сумму картины вдвое выше эстимейта (£1,5 млн). Результат, однако, превзошел все прогнозы: сумма в почти £10 млн оказалась точь-в-точь такой же, что и на заявленный абсолютным топ-лотом вечерней торговой сессии холст Жан-Мишеля Баскиа Pyro («Поджигатель»). Но если цена конечного предложения за Баскиа, в аукционном активе которого есть суммы, превышающие отметку в 100 млн, может расцениваться как провал для художника, то для Бэнкси эта цифра — серьезное достижение. Ради нее он был готов пойти на многое. Даже на смену вывесок.

Бэнкси. «Деградировавший парламент». Фрагмент. Картина продана за £9,9 млн. Фото: Ильдар Галеев

Дело в том, что его «Переходный парламент» (под таким названием картина и продавалась с аукциона; можно перевести и как «Деградировавший парламент», и как «Переданный парламент». — TANR) когда-то назывался по-другому — «Вопрос времени». В традициях острова подобный творческий ренейминг в порядке вещей. Вспомним досточтимого сэра Элтона Джона, который свою иконическую «Свечу на ветру» сначала посвятил памяти Мэрилин Монро, а затем, спустя годы — леди Ди. Автору простительно, важнее другое.

Вослед Уильяму Хогарту, Томасу Роулендсону, карикатуристам журнала Punch Бэнкси выступает наследником традиции осмеяния политического истеблишмента, придавая ему — в буквальном смысле — нечеловеческие черты. В исторической перспективе такой прием присущ и русскому творческому активу — вспоминается известный старинный лубок «Как мыши кота хоронили», пробный шар отечественного политико-сатирического демарша, а еще приходит на ум мультипликационная версия киплинговского «Маугли», снятая в Советском Союзе почти полвека тому назад. Некоторые зрители тех лет испытывали шок, наблюдая, как мудрый питон Каа с узнаваемыми пышными бровями, как у генсека, убаюкивает послушных мартышек, ровными рядами внимающих съездовским речам основного докладчика.

Бэнкси. «Деградировавший парламент». Фрагмент. Картина продана за £9,9 млн. Фото: Ильдар Галеев

Работа Бэнкси, взявшаяся неведомо откуда — как черт из табакерки — в момент, актуальный донельзя, полезна не только британцам, переживающим переломный этап в своей истории, но и нам с вами. После репинского «Государственного совета» мы все заждались достойного полотна, которое смогло бы откровенно и без подобострастия поведать, если и не горькую, то кисло-сладкую правду о том, что нас на самом деле волнует. Язык Эзопа и Крылова здесь оказался бы уместен. Как были бы нелишними и этюды к гипотетическому групповому портрету Госдумы. Остается только гадать, каких зверушек мы предпочли бы на них увидать, но так, чтобы люди в мантиях не решали бы судьбы художников согласно статьям УК РФ.

Лаврентий Бруни. Funny Conversation. Фото: Ильдар Галеев

Историческая, полная драмы схватка за обезьянок как-то заслонила все остальные продажи на этих торгах Sotheby’s. Для нас имеет значение как минимум еще один результат из почти 300 продаж, совершившихся за эту пару дней. Лаврентий Бруни со своим полутораметровым холстом Funny Conversation один как перст постоял за всю нашу державу. Сумма ухода его картины — около £70 тыс. — вызывает уважение, особенно если учесть, что старт начинался с £15 тыс. Хорошо помню, как холсты Лаврентия в 2000-е можно было приобрести за $5–7 тыс. Другая приятная для нас подробность состоит в том, что сразу вслед за Бруни (лот № 308) был продан великий Герхард Рихтер (лот № 309) с результатом в £13 тыс. Я бы с радостью констатировал победу нашего художника ввиду явного преимущества, если бы работа Рихтера не оказалась тиражным принтом (номер 471 из 500) на алюминии. Но, как говаривал Кубертен, важна не победа, а участие.

Музейщики возглавили список топ-100 влиятельнейших людей в арт-мире

Директор MoMA Гленн Лоури, № 1 в списке самых влиятельных людей в мире искусства по версии ArtReview. Фото: Peter Ross

Список топ-100 2019 года, составленный для журнала ArtReview интернациональной группой из 30 художников, кураторов и арт-критиков, имена которых не разглашаются, продемонстрировал новый взгляд на то, кто ныне правит миром искусства. Не галерист, как в 2018 году, и не художник и теоретик искусства, как в 2017-м, — список возглавил директор музея. Вместе со своим директором Гленном Лоури (№ 1 в списке) нью-йоркский Музей современного искусства (МoМА), только что завершивший реконструкцию стоимостью $450 млн и отошедший в новой экспозиции от традиционного «линейного» показа искусства, снова претендует на роль самой влиятельной институции в мире современного искусства.

Главы музеев и подобных им институций заняли в топ-100 немало почетных мест. Это прежде всего Тельма Голден (7-е место), руководитель музея «Студия» в Гарлеме, и Мария Бэлшоу (9-е место), вставшая у руля Тейт всего два с половиной года назад. Им составляют сильную конкуренцию директора частных музеев и институций, например Миучча Прада (11-е место), глава Фонда Prada, выставки которого просто совершенны.

Сильнейшее влияние в мире искусства всегда имели галеристы — достаточно сказать, что в прошлом году список возглавлял Дэвид Цвирнер, руководитель галереи Zwirner; в нынешнем году он на 5-м месте. Пара галеристов Айван и Мануэла Вирт (галерея Wirth) поднялась на 3-ю строчку.

Художники в этом году добрались до 2-го места в списке — его заняла Нан Голдин, фотограф, развернувшая кампанию против производителей «Оксиконтина» — семьи меценатов Саклер и призывающая музеи отказаться от их пожертвований. Медиахудожница и теоретик искусства из Вены Хито Штейерль, возглавлявшая список два года назад, сейчас на 4-м месте, Яёи Кусама — на 8-м. Художник Бэнкси всего лишь на 14-м — несмотря на все рекорды и провокации.

Борьба за идеалы вообще способствует продвижению в списке влиятельности — на 6-м месте французский историк искусства Бенедикт Савой и сенегальский писатель и экономист Фелвин Сарр, которые по поручению президента Эмманюэля Макрона расследовали условия для возвращения на родину африканских произведений искусства, попавших во Францию в колониальный период.

Русских имен в списке в этом году нет.

The Art Newspaper Russia отпраздновала вручение премии

Перформанс к номинации «Выставка года». Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Милена Орлова (The Art Newspaper Russia), Анна Сомерс Кокс (The Art Newspaper), Инна Баженова (The Art Newspaper, IN ARTIBUS), Татьяна Сахокия (The Art Newspaper, IN ARTIBUS). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Ирина Степанова (Sotheby’s), Екатерина Караваева, Елена Гагарина (Музеи Московского Кремля). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Мария Цанцаноглу (MOMus) и Кристина Краснянская (галерея «Эритаж»). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Художник Георгий Острецов и Максим Боксер («Перелетный кабак»). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Марина Лошак (ГМИИ им. А.С.Пушкина) и телеведущая Анна Монгайт. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Ludovica Rambelli Teatro. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Лауреат в номинации «Книга года» Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Лауреаты премии в номинации «Выставка года» Фаина Балаховская (Третьяковская галерея), Ирина Горлова (Третьяковская галерея), Натела Тетруашвили (Государственный Эрмитаж), Зельфира Трегулова (Третьяковская галерея), Дмитрий Озерков (Государственный Эрмитаж). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Алена Долецкая (Третьяковская галерея). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Андрей Паршиков, Ольга Стеблева, Анна Репина-Галенкина, Анна Ильченко (V-A-C), Марина Бобылева (галерея «Триумф»). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Актриса Виктория Толстоганова и режиссер Алексей Агранович. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Архитектор Юрий Аввакумов, Татьяна Арзамасова, Лев Евзович (AES+F). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Григорий Речан и художница Айдан Салахова. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Художник Федор Павлов-Андреевич. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Наталья Ахмерова (Mars Dreams Agency) и Дмитрий Озерков (Государственный Эрмитаж). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Ирина Прохорова («Новое литературное обозрение»). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры Александр Кибовский. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Лауреат премии за «Личный вклад» Наталия Опалева. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Милена Орлова (The Art Newspaper Russia). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Елена Карисалова (Культурный фонд Still Art). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Инна Баженова (The Art Newspaper, IN ARTIBUS) и журналист Владимир Познер.Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Партнер церемонии S.T. Dupont. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Телеведущая Софико Шеварднадзе. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Борис Белоцерковский и Полина Аскери (Askeri Gallery). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Ирина Фомина (МБГ). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Режиссер Павел Лунгин. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Тамаз и Ивета Манашеровы (U-Art). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Маргарита Пушкина (Cosmoscow). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Кураторы Михаил и Елена Каменские. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Амир Гросс Кабири (Фонд друзей Эрмитажа в Израиле, The Art Newspaper Israel). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Ася Филиппова (Центр творческих индустрий «Фабрика»). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Николай Усков (Forbes), продюсер Антон Каретников. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Татьяна Сахокия (The Art Newspaper Russia, IN ARTIBUS). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Ольга Свиблова (Мультимедиа Арт Музей). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Певица Миранда Мирианашвили. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Кейтеринг от партнера Smile Events & Catering. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Марк Зильберквит (Международный благотворительный фонд П.И.Чайковского), режиссер Павел Чухрай, Надежда Соловьева (SAV Entertainment), журналист Владимир Познер. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Лилия и Гор Нахапетян (фонд «Друзья»), певица Миранда Мирианашвили, Тереза Мавика (V-A-C). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Екатерина Макдугалл (MacDougall’s), художник Дмитрий Гутов. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Журналист Евгения Милова, режиссер Антон Желнов. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Дмитрий Саморуков (SMP Racing), Инна Баженова (The Art Newspaper, IN ARTIBUS). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Вина от партнера премии МБГ. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Флористическое оформление от бюро Visionär. Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Роман Ковалишин (Visionär). Фото: Елизавета Мелина, Наталья Польская, Анна Темерина, Григорий Галантный, Дмитрий Чунтул

Ключевым цветом на мероприятии по традиции был красный — фирменный цвет газеты. Пространство Гостиного Двора наполнилось гостями, каждый из которых, согласно пометке в приглашении, позаботился о красном акценте и надел что-нибудь в соответствующих оттенках: кто — вечернее платье, кто — булавку для галстука. А среди самых оригинальных были отмечены шнурки, венок из маков и гипс на сломанной руке.

Церемония началась с приветствия основателя премии и издателя международной сети The Art Newspaper Инны Баженовой, главного редактора The Art Newspaper Russia Милены Орловой и министра правительства Москвы, главы столичного департамента культуры Александра Кибовского.

Вручение призов — скульптур в виде перекрещенных башен, Биг-Бена и Спасской, которые ежегодно лимитированным тиражом в пять штук делает для премии художник Сергей Шеховцов, — как всегда, сопровождалось театрализованным шоу. Оно было подготовлено режиссерско-продюсерской группой во главе с Алексеем Аграновичем и Кириллом Преображенским и художником-постановщиком Анной Наумовой. В этом году создатели действа сделали его метафорой советской квартиры, обитатели которой стремятся вырваться за ее пределы как в воображении, так и физически.

Шоу началось с представления победителя в номинации «Реставрация года» — им стал дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (в составе Государственного музея-заповедника «Петергоф»). На большом экране перед зрителями разворачивались впечатляющие рокайльные анфилады дворцов Петра III, Китайского и Большого Меншиковского, в залах которого танцевали жители квартиры — тот же перформанс-танец в их исполнении происходил на сцене в режиме реального времени. Одновременно ансамбль «Солисты Екатерины Великой» под руководством Андрея Решетина исполнял русскую оперу XVIII века. Приз получали заведующий филиалом «Ораниенбаум» Андрей Федоров и генеральный директор Петербургской реставрационной компании Михаил Ботаковский.

Вручение премии «Книга года» Аркадию Ипполитову за «Просто Рим. Образы Италии XXI» сопровождалось музыкальным кроссовером из воспоминаний Николая Гоголя о Риме в исполнении актера «Гоголь-центра» Одина Байрона c ансамблем Gramophonics на фоне нарезки из фильмов Федерико Феллини, в которых виды Рима играют главную роль. За Аркадия Ипполитова, занятого тем вечером в другом представлении, приз получал его сын Данила Ипполитов.

Одним из самых впечатляющих моментов церемонии оказался перформанс итальянского театра Ludovica Rambelli Teatro с живыми картинами, воспроизводящими полотна Караваджо. В то время как актеры составляли их на сцене, на экран транслировалось их огромное, завораживающее изображение с феноменально точно переданной игрой светотени и колоритом работ мастера.

Премия в номинации «Личный вклад» предназначалась Наталии Опалевой, основателю и генеральному директору Музея AZ, которая и приняла приз на сцене. Эта часть представления состояла из видеоряда работ Анатолия Зверева и произнесенного актрисой Викторией Толстогановой монолога, основанного на воспоминаниях коллекционера, в которых она пытается объяснить, почему ее героем стал именно этот художник.

Премия «Музей года» ушла за пределы России: ее получил греческий Государственный музей современного искусства — Коллекция Костаки (в составе Организации музеев изобразительных искусств, MOMus). Приз приняли директор музея Мария Цанцаноглу и глава комитета по развитию музея Кристина Краснянская. Гигантский задник оказался расцвеченным супрематическими шедеврами из коллекции Георгия Костаки, в то время как на сцене разворачивалось символическое представление с открыванием ящиков, из которых бил свет, и сценкой из фильма «Грек Зорба», герои которого танцуют сиртаки — танец, придуманный всего полвека назад, но ставший для всего мира символом Греции.

Драматическим финалом церемонии стало вручение премии «Выставка года», которой был удостоен грандиозный межмузейный проект — выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. „В будущее возьмут не всех“», в 2017–2019 годах прошедшая в Тейт Модерн (Лондон), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) и Государственной Третьяковской галерее (Москва). Илья и Эмилия Кабаковы поблагодарили всех с экрана, а на сцену за призом вышли кураторы выставки в Эрмитаже Натела Тетруашвили и Дмитрий Озерков, а также кураторы в Третьяковской галерее Зельфира Трегулова, Фаина Балаховская и Ирина Горлова.

Продюсер и режиссер церемонии Алексей Агранович признался, что необходимость создать свой перформанс, посвященный творчеству Кабаковых, почти поставила его в тупик — и так случайно, в ответ на поисковый запрос «Илья Кабаков музыка», нашлась песня «Скрипач» Аркадия Кобякова, ностальгический постсоветский шансон. Под которую на сцене жители квартиры собирали дочку «в будущее», а Виктория Толстоганова читала текст Ильи Кабакова «В будущее возьмут не всех». Последней точкой шоу стала фигура, замершая на стремянке в позе, отсылающей к инсталляции Кабакова «Как встретить ангела».

Среди гостей церемонии были Анна Сомерс Кокс, Марина Лошак, Елена Гагарина, Тереза Мавика, Владимир Познер и Надежда Соловьева, Дмитрий Гутов, Алина Сапрыкина, Гор и Лилия Нахапетян, Айдан Салахова, Елена Карисалова, Михаил Идов, Марк Гарбер, Алена Долецкая, Дмитрий Гуржий, Екатерина Макдугалл, Максим Боксер, Игорь Маркин, Роман Бабичев, Михаил Каменский, Полина Аскери, Борис Белоцерковский, Юрий Аввакумов, Евгений Асс, Ирина Степанова и многие другие.

После церемонии лауреаты премии и гости издателя The Art Newspaper Инны Баженовой на автомобилях от «Bentley Москва» переместились в ресторан Cristal Room Baccarat на Никольской, где вечер продолжился торжественным ужином от шеф-повара Мишеля Ленца. Итоги премии, впечатления от представления и режиссерских находок допоздна обсуждали Ольга Свиблова, Маргарита и Сергей Пушкины, Миранда Мирианашвили и Леонид Огарев, Марк Гарбер, Тамаз и Ивета Манашеровы, Павел Чухрай, Павел Лунгин, Софико Шеварднадзе, Геннадий Ровнер, Ян Яновский и Елена Фейгин и другие.

Генеральным партнером Премии The Art Newspaper Russia в этом году стала ювелирная компания Mercury. В украшениях бренда появились издатель The Art Newspaper Инна Баженова и актриса Виктория Толстоганова, задействованная на церемонии в одной из главных ролей.

В год празднования 100-летия Bentley официальный дилер «Bentley Москва» представил гостям премии истинный образец автомобильного искусства — Bentley Continental GT третьего поколения.

Партнерами также стали S.T. Dupont, гостиница The Ritz-Carlton, Moscow и культурный фонд Still Art. Компания МБГ во второй раз стала партнером премии, подобрав вина для церемонии в Гостином Дворе и ужина в честь лауреатов. Угощала гостей мероприятия компания Smile Events & Catering.

Праздничное и яркое оформление Гостиного Двора подготовило креативное бюро Visionär Романа Ковалишина — флористические композиции из ранункулюсов, роз и фаленопсисов декораторы составили в фирменной красной гамме The Art Newspaper.