Новости культуры и искусства в мире: Культура — РИА Новости

Содержание

Новости культуры и искусства на Культурология.Ру

6.02.2023 09:48

92

Известный актёр Леонардо ДиКаприо станет продюсером фильма по книге Стивена Кинга «Билли Саммерс». Как стало известно, компанией Warner Bros. Pictures выкуплены права на экранизацию этой книги.
Подробнее


Леонардо ДиКаприо , Стивен Кинг , кино , продюсер

4.02.2023 23:20

219

«Чебурашка» выходит на экраны кинотеатров Европы. Так, 10 февраля премьера этого фильма состоится в Будапеште. Об этом рассказал глава Российского культурного центра (РКЦ) Валерий Платонов в своём интервью журналистам.
Подробнее


Россия , Европа , Чебурашка , фильмы

4.02.2023 11:34

258

Американский актер Мэтью Макконахи рассказал о причине, которая повлияла на его окончательное решение сыграть одну из главных ролей в популярном фильме «Как отделаться от парня за 10 дней».

По словам актера, ей стала встреча с гадалкой.
Подробнее


Макконахи , гадалка , фильм

2.02.2023 17:17

446

В космической сфере уже давно соревнуются целые страны за право первенства: первый луноход, первый полёт человека в звёздные выси, а вот теперь и первый фильм, снятый в космосе. Работа над ним началась ещё осенью 2021 года, а сегодня стало известно о дате премьеры.
Подробнее


кино , премьера , космос

1.02.2023 22:29

427

Прощальный тур известного британского музыканта Элтона Джона «Farewell Yellow Brick Road Tour» стал самым кассовым в истории. Информация об этом появилась на европейских новостных каналах. Всего в рамках гастролей музыкант дал 278 концертов, которые принесли почти 818 млн долларов.


Подробнее


Великобритания , Элтон Джон , награда , прощальный тур

31.01.2023 23:15

620

В последнее время всё чаще звучат призывы о необходимости роста духовно-нравственного уровня граждан, в том числе и через приобщение их к культуре и искусству. Однако один из посетителей Третьяковской галереи остался недоволен выставкой, посвящённой искусству XX века.
Подробнее


музей , Третьяковская галерея , выставка , искусство , проверка

31.01.2023 15:22

329

Технология крауд-маркетинг появилась на Российском рынке всего пару лет назад и уже приносит пользу всем, кто ей пользуется. Но не все понимают, что это такое и для чего оно нужно.
Подробнее


интернет , образование , соцсети

29. 01.2023 23:21

567

Современную жизнь уже почти невозможно представить себе без искусственного интеллекта, который сегодня нашёл своё применение во многих областях: медицине, транспорте, робототехнике и даже искусстве. Нейросети рисуют картины, пишут рассказы и создают музыку.
Подробнее


музыка , искусственный интеллект , нейросеть , технологии

28.01.2023 23:24

585

Среди многочисленных кинопремий «Золотая малина» является самой непрестижной для актёров, ведь её получают те, кто хуже всех, по мнению зрителей, справился со своей ролью в том или ином фильме. На днях её организаторы приняли решение исключить из списка для голосования 12-летнюю актрису.
Подробнее


кино , Райан Кира Армстронг , антипремия , личности

28. 01.2023 10:07

315

Уже не одно десятилетие Крым – одно из самых популярных мест отдыха, и популярность его с каждым годом растёт вместе с уровнем сервиса на курортах. А поскольку многие сегодня предпочитают планировать отдых самостоятельно, стоит знать несколько нюансов, которые помогут избежать проблем и подарят прекрасное настроение на весь крымский отпуск.

Подробнее


Крым , отдых , партнёрский материал , туризм



По страницам:

764 763 762 761 760 759 758 757 756 755 754 … 1

По дням:

   
  Пн Вт
Ср
Чт Пт Сб Вс  
    1 2 3 4 5  
  6 7
8
9 10 11 12  
  13 14 15 16 17 18 19  
  20 21 22 23 24 25 26  
  27 28        

Самое интересное


Новости культуры и искусства Москвы за сегодня | msk1.

ru

Куда сходить в Москве

Талызина, Немоляева, Алфёрова и другие. Какие спектакли с участием легендарных советских актрис идут в московских театрах

Многие с нетерпением ждут постановок с ними

106

Обсудить

Пушкин, Маршак и Прилепин стали иностранными агентами (но ненадолго). В «Лабиринте» объяснили, что произошло

«Он сам верующий»: менеджер Филиппа Киркорова — об иске к певцу за оскорбление чувств православных

«Это, извините, ***?»: автора хита «Ягода малинка» пристыдили за мат в песне (и он ее переписал)

473

Обсудить

Культура

На Третьяковку донесли за «нетрадиционные» и «деструктивные» экспонаты. Мы нашли еще

Певца Игоря Николаева госпитализировали из-за проблем с сердцем

534

Обсудить

Иностранные фильмы и сериалы вернутся в онлайн-кинотеатры? В Минюсте предложили узаконить их параллельный импорт

507

Обсудить

Умер создатель кота Леопольда, Мамонтенка и Крошки Енота Вячеслав Назарук

921

Обсудить

Культура

«Вот так чистят дороги в Москве».

Близкие Николая Дроздова рассказали о его состоянии и причинах госпитализации

1 330

2

«Один человек стоит голый, а остальные шуршат карандашами». Откровения натурщиков о заработке и слитых фото

«Чемпион мира» стал главным фильмом прошедшего года. В Москве раздали «Золотых орлов»

1 721

Обсудить

«За сказанное можно и язык вырвать»: Егор Бероев и Ксения Алферова — об актерах, критикующих Россию

1 989

2

Культура

Мнение

«Есть одно тело, и другого не будет». Как киборг, которого не пускали на сцену и выгоняли с кастингов, стал популярным музыкантом

1 157

4

Вагин, Дрочнев, Дураков. Что на самом деле означают фамилии, из-за которых дразнили в детстве

737

Обсудить

Монеточка* отменила концерты в России

Красивых любят чаще и прилежней — а веселых? Попробуйте допеть песни Владимира Высоцкого

965

Обсудить

Культура

Леониду Гайдаю — 100 лет. Рассказываем про его фильмы, которые вряд ли знает молодежь и видели далеко не все взрослые

3 824

3

«Его везде запрещали». Десятки поклонников Высоцкого пришли на Ваганьковское кладбище

1 409

5

«Он в фильме не останется». После скандального увольнения из МХТ актер Дмитрий Назаров лишился главной роли в кино

1 702

Обсудить

Неужели выйдет? Михаил Ефремов попросил отпустить его из колонии на принудительные работы

1 760

Обсудить

Культура

Леониду Гайдаю — 100 лет. Рассказываем про его фильмы, которые вряд ли знает молодежь и видели далеко не все взрослые

3 824

3

Вагин, Дрочнев, Дураков. Что на самом деле означают фамилии, из-за которых дразнили в детстве

737

Обсудить

Монеточка* отменила концерты в России

Красивых любят чаще и прилежней — а веселых? Попробуйте допеть песни Владимира Высоцкого

965

Обсудить

Культура

Мнение

«Есть одно тело, и другого не будет». Как киборг, которого не пускали на сцену и выгоняли с кастингов, стал популярным музыкантом

1 157

4

«Его везде запрещали». Десятки поклонников Высоцкого пришли на Ваганьковское кладбище

1 409

5

«Он в фильме не останется». После скандального увольнения из МХТ актер Дмитрий Назаров лишился главной роли в кино

1 702

Обсудить

Неужели выйдет? Михаил Ефремов попросил отпустить его из колонии на принудительные работы

1 760

Обсудить

Умерла Инна Чурикова

Обзор

Ахеджакова, Матвиенко и Миронов. Кто почтил память Инны Чуриковой: фото и видео

5 998

Обсудить

Во время реставрации Бахрушинского музея нашли роспись начала XX века

704

Обсудить

Умер советский и российский режиссер Николай Досталь

785

Обсудить

Звезду советского и российского кино Ларису Удовиченко госпитализировали с тяжелой травмой

1 167

Обсудить

Умерла Инна Чурикова

«От земляков из Белебея» и патриарха. Рассматриваем венки на могиле Инны Чуриковой: фоторепортаж

3 523

Обсудить

«Самый прописанный персонаж — кит»: почему «Аватар 2» нужно смотреть в кино и чем он разочаровывает

768

Обсудить

Актрису Инну Чурикову похоронили на Новодевичьем кладбище. В понятном видео показываем, как найти могилу

2 287

Обсудить

Простились министр культуры, Миронов и Захарова. Что говорили соратники Инны Чуриковой на ее панихиде

2 260

Обсудить

Умерла Инна Чурикова

Последние часы провела в больнице. Что известно о причине смерти Инны Чуриковой

14 428

Обсудить

Лановой, Табаков и другие известные актеры. Рассказываем, где похоронили Инну Чурикову

5 287

Обсудить

«Они рассорились, очень дружили». Вдова Николая Караченцова — о конфликте Садальского и Кравченко

1 963

Обсудить

«Люди стоят молча в ощущении абсолютного горя». Министр культуры РФ — о месте Чуриковой в сердце россиян

1 334

Обсудить

Умерла Инна Чурикова

Любовь длиной в полвека: история Инны Чуриковой и Глеба Панфилова

7 656

1

«Инна Михайловна, вы виноваты во всем!» Михаил Горевой — о том, как Инна Чурикова «заразила» его театром

4 750

Обсудить

«Мне надо на сцену». Дочь Марка Захарова рассказала о последних словах Чуриковой в больнице

6 014

1

«Она своими ролями транслировала человеческие ценности». Евгений Миронов — о смерти Инны Чуриковой

1 662

1

Умерла Инна Чурикова

Любовь длиной в полвека: история Инны Чуриковой и Глеба Панфилова

7 656

1

Лановой, Табаков и другие известные актеры. Рассказываем, где похоронили Инну Чурикову

5 287

Обсудить

«Они рассорились, очень дружили». Вдова Николая Караченцова — о конфликте Садальского и Кравченко

1 963

Обсудить

«Люди стоят молча в ощущении абсолютного горя». Министр культуры РФ — о месте Чуриковой в сердце россиян

1 334

Обсудить

Умерла Инна Чурикова

Последние часы провела в больнице. Что известно о причине смерти Инны Чуриковой

14 428

Обсудить

«Инна Михайловна, вы виноваты во всем!» Михаил Горевой — о том, как Инна Чурикова «заразила» его театром

4 750

Обсудить

«Мне надо на сцену». Дочь Марка Захарова рассказала о последних словах Чуриковой в больнице

6 014

1

«Она своими ролями транслировала человеческие ценности». Евгений Миронов — о смерти Инны Чуриковой

1 662

1

Умерла Инна Чурикова

Онлайн-трансляция

Рядом с Меньшовым и Жванецким: как в Москве хоронили Инну Чурикову

3 963

1

«Она определила мою жизнь». Драматург Николай Коляда пришел проститься с Инной Чуриковой

1 877

Обсудить

«Главный злодей»: в МХТ им. Чехова нашли замену уволенному Назарову

1 809

1

В Москве нашли мертвым актера из «Физрука» и «Папиных дочек»

1 170

Обсудить

Культура

Эксклюзив

«Жалко расставаться с Бубой». Елена Проклова — о Вахтанге Кикабидзе, с которым играла в «Мимино»

922

Обсудить

Никита Михалков из больницы высказался о смерти Инны Чуриковой

4 073

2

Она почти победила. Возвращения Чуриковой на сцену ждали со дня на день

4 441

1

Собянин выразил соболезнования в связи со смертью Чуриковой. Актрисе могут поставить памятник

1 806

Обсудить

Умерла Инна Чурикова

Умерла Инна Чурикова. В «Ленкоме» назвали дату прощания

4 272

3

Умерла актриса Инна Чурикова

903

Обсудить

Звезду сериала «Кухня» Дмитрия Назарова уволили из МХТ за антироссийские высказывания? Актер ответил на эту новость

30 957

16

После записей о смерти певца Шарлота в его соцсетях появился новый трек

1 538

Обсудить

Культура

Эксклюзив

«Вряд ли такого артиста можно сразу заменить»: Дмитрия Назарова уволили из МХТ вместе с супругой

6 605

5

Можно ли будет прочитать биографию принца Гарри в России? Отвечает издательство

3 431

Обсудить

На страничке певца Шарлота появилась запись о его смерти. Мы поговорили с семьей артиста

2 878

Обсудить

«Путин у него здесь тоже бывает». Репортаж из поселка на Николиной горе, где находится родовое поместье Михалковых

48 293

5

Культура

Эксклюзив

«Вряд ли такого артиста можно сразу заменить»: Дмитрия Назарова уволили из МХТ вместе с супругой

6 605

5

Умерла актриса Инна Чурикова

903

Обсудить

Звезду сериала «Кухня» Дмитрия Назарова уволили из МХТ за антироссийские высказывания? Актер ответил на эту новость

30 957

16

После записей о смерти певца Шарлота в его соцсетях появился новый трек

1 538

Обсудить

Умерла Инна Чурикова

Умерла Инна Чурикова.

В «Ленкоме» назвали дату прощания

4 272

3

Можно ли будет прочитать биографию принца Гарри в России? Отвечает издательство

3 431

Обсудить

На страничке певца Шарлота появилась запись о его смерти. Мы поговорили с семьей артиста

2 878

Обсудить

«Путин у него здесь тоже бывает». Репортаж из поселка на Николиной горе, где находится родовое поместье Михалковых

48 293

5

Все новости

Пит Мондриан и шесть линий, которые создали шедевр

Загрузка

Искусство | 1922 год — год, изменивший наше мышление , так как две выставки приурочены к 150-летию со дня его рождения.

S

Шесть линий и пять цветов — вот и все, что нужно для создания шедевра. К 1922, модернистская миссия казалась выполненной. В композиции Пита Мондриана с синим, желтым, красным, черным и серым преобладают только основные цвета. Оранжевый и васильковый, которые сохранялись в прошлом году, были изгнаны из сетки, и центральное место занял созерцательный серо-белый. Западное искусство никогда не казалось таким простым и доступным.

Больше похоже на это:
— Художник, который любит взрывать предметы
— Жуткое очарование каменных кругов
— Как страх формировал древнюю мифологию

В том же году голландский художник покинул свою парижскую мастерскую, чтобы отпраздновать свое 50-летие ретроспективной выставкой своих работ в амстердамском Stedelijk Museum. Сегодня, столетие спустя, композиция Мондриана размером 56 х 63 см с синим, желтым, красным, черным и серым находится в постоянной экспозиции в подвале музея, характерная монограмма «PM» и «22» все еще видны в колючей красной краске.

«Композиция с синим, желтым, красным, черным и серым» (1922) нарушила художественные традиции и создала совершенно новый подход в искусстве (Фото: Stedelijk Museum Amsterdam)

Морис Рамменс, научный сотрудник музея Стеделийк, описывает картину как «один из передовых элементов» музейной коллекции. Это означало трансформацию стиля Мондриана и живописи. Изображения реальных предметов и использование перспективы, наблюдаемые в пейзажах художника на рубеже веков и продолжающиеся в его кубистический период, уже не были для него достаточно современными. Вместо этого он обратился к чистой абстракции, чтобы передать нечто более амбициозное и неосязаемое: элементарные и универсальные качества космоса.

«Вертикальные и горизонтальные линии — это выражение двух противоборствующих сил», — объяснил позже Мондриан в эссе 1937 года. «Они существуют повсюду и господствуют над всем; их взаимное действие составляет «жизнь».

Мондриан задумал сочетание основных цветов и смелых геометрических узоров, чтобы передать присущую природе взаимосвязь наиболее точным и прямым возможным способом. В письме своему коллеге-голландскому художнику Тео Ван Дусбургу в 1915 году он пишет: «Я всегда ограничиваюсь выражением вечного (самого близкого к духу) и делаю это в простейших внешних формах, чтобы иметь возможность выразить внутренний смысл как можно более легко завуалирован».

«Мондриан был первопроходцем в том смысле, что он был очень радикальным, и в его концентрации на самой сути изображения», — говорит Ульф Кюстер, куратор Mondrian Evolution, исследования модернистского пути Мондриана, который в настоящее время демонстрируется в Фонде. Бейелера в Швейцарии в честь 150-летия со дня его рождения.

«Минимализм немыслим без Мондриана», — сказал он BBC Culture. «Он был одним из первых, кто действительно сделал это, эту совершенно нерепрезентативную работу… Если рассматривать модерн как нечто, что порывает со всеми традициями и определяет все новое, то картины Мондриана 20-х годов очень и очень современны».

Хотя более ранние работы Мондриана, такие как «Дерево» (1912), более образны, они содержат намеки на его более поздние минималистские картины (Источник: Mondrian/Holtzman Trust/bpk/Staatsgalerie) раскрываются в более ранних произведениях Мондриана. Интерес художника к сетке, смелым линиям и прямоугольным композициям, например, можно увидеть в пейзажах, где стволы деревьев разрезают горизонт (1902/3), или в многочисленных этюдах, которые он сделал с огороженным лугом в 1919 году. 05.

К 1922 году Мондриан принял принципы неопластицизма, художественного движения, также известного как Де Стиль, в число ведущих членов которого входили Мондриан, Ван Дусбург, Геррит Ритвельд и Барт ван дер Лек, и которое выступало за чистый, редуктивный подход. композиции идеально сбалансированы. Мондриан не одобрял использование Ван дер Леком фона и переднего плана и выступал против использования Ван Дусбургом и Ван дер Леком диагонали — решимость использовать эстетику полностью так, как это создало культовые изображения, которыми он известен сегодня.

На сетке

Прямые углы, настаивал он, должны стоять вертикально; а цвет теперь должен был быть первичным, и чаще всего оттеснялся до крайностей, отдавая первенство белому. В 1922 году цветные плоскости существуют в напряжении внутри смещенной плавающей сетки, удерживая взгляд и картину в движении и создавая композицию, которая одновременно радует и тревожит.

Приверженность Мондриана сети была выполнена; художник возражал против использования диагоналей (Источник: Kunstmuseum Den Haag)

За простотой готового изделия скрывается его медленное и кропотливое создание. Большую часть рабочего дня Мондриан проводил в ожидании и разглядывании, глядя на холст или шагая по своей мастерской. «Я ищу правильную гармонию ритма и неизменной пропорции, — писал он Ван Дусбургу в 1919 году. — Не могу передать вам, насколько это сложно».

Однако для Мондриана баланс не означал совершенства; также важно было ощущение художника, стоящего за произведением. В «Композиции с синим, желтым, красным, черным и серым» цвет просачивается за пределы несовершенно нарисованной сетки (говорят, что Мондриан не использовал линейку), угрожая вторгнуться на беловатый холст. Нам напоминают о роли художника в создании шедевра и о взаимодействии двух противоположных элементов, которые он считал центральными в своей работе: «индивидуального» и «универсального».

Несмотря на ортодоксальный и взвешенный подход Мондриана к своему искусству, именно эта человеческая, «индивидуальная» сторона привлекла богемное общество к его прокуренной парижской мастерской на улице Депар, 26, живому произведению искусства, выстроенному по неопластическим принципам.

Хотя его композиции могут показаться строгими, Мондриан вел богемный образ жизни. находится самая большая коллекция работ Мондриана. «Он был очень харизматичным человеком… У него было чувство юмора, он любил тусоваться с людьми. Он любил женщин, а женщины любили его».

В круг друзей Мондриана входила танцовщица, певица и актриса Жозефина Бейкер, в которой он видел родственную душу. Он наполнял свою студию звуками любимого джаза и погружался в культурную и интеллектуальную жизнь Парижа, ходил в кино, брал уроки танцев и посещал концерты.

Эта любовь к музыке, в частности, придала часто упускаемое из виду измерение картин Мондриана, которые в настоящее время исследуются на выставке Mondrian Moves в Художественном музее Ден Хаага. Приложение музея сочетает музыку и картины, показывая, как расположение цветов воспроизводит биты и танцевальные па, которые так хорошо знал Мондриан, а черные, белые и серые области обозначают не-тоны или шум.

«Мондриан мог слышать неопластицизм, танцевать и визуализировать его», — сказал Вербик в интервью BBC Culture. «Все его неопластические картины были очень музыкальны». Вербик надеется сделать еще один шаг вперед с Clapping to the beat of Piet, туром, в котором будут использоваться танцы и ритмы аплодисментов, чтобы приблизить всех, включая людей с нарушениями зрения, к творчеству Мондриана.

В 1922 году Мондриан сделал связь между искусством и музыкой более явной. Без сомнения, под влиянием экспериментального «нойзового концерта», который он видел в прошлом году футуристом Луиджи Руссоло, Мондриан предложил «променуар», концертное пространство, где абстрактные, электрические цветовые проекции, так называемые «звуковые цвета», будут сочетаться с музыкой. для создания захватывающего опыта.

Последняя незаконченная работа Мондриана Victory Boogie Woogie, оставленная незавершенной в 1944 году, символизирует связь между музыкой и его картинами (Источник: ICN, Амстердам) Композиция с синим, желтым, красным, черным и серым сразу оценит ее музыкальность. «Что мне нравится в этой композиции, так это то, как он меняет ваше ощущение вертикальности и горизонтальности. Дело не только в том, что вы двигаете глазами, но и в том, что все ваше мышление меняется… в той же плоскости», — говорит она. «Вот как вы должны смотреть на Мондриана. Не как на картинку, которую вы просматриваете, а как на изменение направления, движения, ритма, темпа».

Созерцание Мондриана, объясняет она, — это внутренний опыт: «Члены Stijl хотят вызвать телесные ощущения, очень физический тип эстетики». Спустя годы Мондриан пойдет еще дальше, приписывая своим работам специфические танцы. Например, в конце 1920-х была серия «Фокстрот», а его последняя картина «Победа в стиле буги-вуги» (1942–1944) была прославлением синкопированных ритмов, которые он обожал.

Даже мазки кисти увековечивают движение, объясняет Вербик. Тонкая вертикальная желтая плоскость, например, написана — вопреки интуиции — кропотливыми горизонтальными мазками, создавая характерную двойственность и противопоставление, и в то же время напоминая нам об индивидуальном, твердой руке художника внутри универсального.

Привлекательные и легко узнаваемые сетки Мондриана, оцененные даже на самом поверхностном уровне, произвели неизгладимое впечатление, взбодрив и демократизировав мир искусства и подняв статус графики и геометрии.

Влияние цветовой палитры и острых углов Мондриана мы видим в поп-арте Лихтенштейна, а отголоски его шахматной доски — в расписных мозаиках Герхарда Рихтера. Архитекторы от Словакии до США до сих пор экспериментируют с принципами De Stijl, а модные бренды, такие как Yves Saint Laurent, Hermès, Moschino и даже Nike, воплощают в жизнь сетки Мондриана на своих подиумах.

В Стеделийк-музее, где столетие назад Мондриан поднял бокал с друзьями, невинно висит шедевр 1922 года, его центральный белый квадрат безучастно смотрит на проходящих посетителей, направляя их взоры в вечное путешествие внутри и вокруг себя. Является ли работа узором, картиной, рисунком или танцем?

Для тех, кто знает, внутри звучит музыка, но большинство просто смотрит с любопытством. Кажется, что цвета ускользают из кадра, а незавершенные линии сетки продолжают дразнить. «Я думаю, он просто хотел, чтобы образ был как можно более открытым», — размышляет Ульф Кюстер из Beyeler. «Все хорошие художники задают больше вопросов, чем дают ответов».

Mondrian Evolution находится в Фонде Бейелера до 9 октября 2022 года.

Mondrian & De Stijl находится в постоянной экспозиции Художественного музея Гаага. Mondrian Moves продлится до 25 сентября 2022 года.

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-то еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу  страницу Facebook  или напишите нам по телефону  7

6 Твиттер .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием The Essential List. Подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

Как чайники использовались для распространения российской пропаганды

Загрузка

Искусство | История искусства

(Изображение предоставлено Деборой Николлс-Ли/Эрмитаж, Амстердам)

Автор: Дебора Николлс-Ли, 30 июня 2022 г.

В 1917 году пасторальные сцены уступили место дымящим трубам и телеграфным проводам на фарфоре, изготовленном фабрикой в ​​Санкт-Петербурге, пишет Дебора Николлс-Ли.

I

На дворе 1917 год, и в России большевики захватили власть, свергнув царя и провозгласив революционный коммунистический режим, который передал бы средства производства народу. В течение года царская семья и их окружение лежат мертвыми, поскольку империализм насильственно демонтируется, чтобы освободить место для радикально нового будущего России. Но остался один важный остаток старого порядка: Императорский фарфоровый завод (ИФМ) на окраине города, ныне известного как Санкт-Петербург.

Больше похоже на это:
— Как картина боролась с фашизмом
— Может ли пропаганда быть великим искусством?
— Почему 1984 Оруэлла может быть примерно сейчас

Переименовав его в Государственный фарфоровый завод, большевики под руководством Владимира Ленина взяли под свой контроль этот символ царского упадка, увидев в нем удивительный потенциал в качестве рулевой рубки для художественных инноваций и производства пропаганды .

Запасы некрашеного белоснежного фарфора стали дразнящим полотном для художников-авангардистов, стремящихся выразить свои утопические идеологии и пробудить энтузиазм к новой социалистической эпохе, дав этому нежному, буржуазному материалу неожиданную, почти противоречивую вторую жизнь.

Силуэт фабричных труб, Нина Цандер, 1919 г. (Фото: Эрмитаж, Амстердам)

Клеймо IMP было выцарапано или закрашено и заменено на шестеренку (обозначающую промышленность и часть рабочего в большем целом) и серп и молот, эмблемы, которые символизировали союз рабочего и крестьянина и были изображены на флаге Советского Союза. Под руководством художника и керамиста Сергея Чехонина этот мотив будет интегрирован во многие проекты фабрики, включая его собственный. Повышение производительности страны лежало в основе ленинской идеологии, и поэтому на этом переосмысленном фарфоре смелые изображения дымящихся труб, телеграфных проводов и многоэтажек заняли место пасторальных сцен и замысловатой позолоченной геральдики, когда-то известной как завод.

для. Они появляются в книге, изданной в связи с самой масштабной выставкой революционной фарфоровой истории, когда-либо проводившейся за пределами России, «Русский авангард. Украины привело к тому, что музей разорвал все связи с Санкт-Петербургом.

Агитфарфор, как его стали называть, изображал Ленина и украшал призывами к действию. Его создатели надеялись воодушевить пролетариат, чей идеализированный, нарисованный от руки образ также сошел с довольно медленного конвейера. В центре внимания теперь оказались эмансипированные рабочие, часто как благородные двигатели промышленности, шагающие к светлому будущему, как это видно на рисунках Михаила Адамовича (1921) и Антона Комашки (1923), или крестьяне, ликующие берущиеся за оружие, как на картине Натальи Данко «19 лет».22 фигурка.

Блюдо «Помогите голодающему населению» с лозунгом Рудольфа Уайльда (слова) и Александра Кудрявцева (живопись), 1921 г. (Фото: Дебора Николлс-Ли/Эрмитаж, Амстердам) ибо щедрые пиры Романовых теперь были украшены воинственными красными , попирающими их белые горностаевые меха (Адамович, 1923). В фарфоровых шахматах Данко (1923 г.) использовалась та же игра цветов, когда красная армия сражалась с белым королем-скелетом, чьи пролетарские пешки закованы в цепи.

В то время как блочные конструктивистские произведения искусства фарфоровых тарелок передавали энергию, взрывы и разрушения, реквизиция фабрики была частью более мягкого подхода, чтобы продемонстрировать уважение коммунистов к русскому наследию и заискивать перед ненадежным новым режимом с могущественным верхом среднего класса. классы, от поддержки которых они зависели, чтобы управлять. «Основной причиной, по которой большевики сохранили фарфоровый завод, было сохранение культурного наследия», — рассказал BBC Culture историк и приглашенный куратор эрмитажной выставки д-р Шенг Шейен.

Культурная валюта

Фабрика наняла самых дальновидных художников своего времени, представителей русского авангарда, таких как Василий Кандинский и супрематист Казимир Малевич, чьи абстрактные, геометрические работы, в которых чувства преобладали над фигуративизмом, выражали революционную художественный язык, соответствующий новому режиму. Для авангарда искусство играло роль во всех аспектах этого нового порядка, и они привнесли свой уникальный стиль в различные сферы, такие как театр, музыка, кино и архитектура. Керамика не была исключением, и они, несомненно, были благодарны за регулярный доход и престижные связи, которые фабрика обеспечивала в суровый послевоенный период, когда голод, гражданская война и болезни опустошили так много русских жизней.

Чайник с крышкой, Казимир Малевич, 1923 г. (Фото: Эрмитаж, Амстердам)

Больше всего художников тянуло к экспериментам. «Большую часть времени художники просто смотрели на формы и на то, как они могут интегрировать свой чрезвычайно революционный, абстрактный язык, который они разработали, в эти конкретные формы», — говорит Шейен. «Швея» Александра Самохвалова (1923) тому пример. Он делает круглую форму тарелки частью дизайна, а центральная композиция, портниха в своей мастерской, перекликается с геометрическими мотивами декоративной каймы тарелки. «Это были настоящие, независимые произведения искусства», — добавляет Шайен. «Если вы смотрите на них только с утилитарной точки зрения, как на [столовый] сервиз или как на службу государству, вы поступаете с ними несправедливо»9.0003

Творения действительно были далеки от коммерческого. «Они были слишком редкими, слишком экспериментальными», — говорит Биргит Боленс из амстердамского Эрмитажа в интервью BBC Culture. «Отдельные изделия настолько высокого качества, что их массовое производство заняло слишком много времени». расписанные вручную тарелки и кувшины, тонкая кисть которых не выдерживала регулярного использования.

В результате, несмотря на революционные посылы фарфора, рабочие люди имели очень мало контактов с ним, и по большей части он оставался в руках богатых коллекционеров. Даже проекты, предназначенные для сбора денег на голод в Поволжье в начале 20-х годов, так и не попали на аукцион. Вместо этого произведения демонстрировались на европейских выставках, таких как 1925  Exposition Universelle  в Париже, где российские дизайнеры фарфора были награждены золотой медалью. Как образцы художественной изобретательности, произведения были экстраординарными. Как инструменты пропаганды они неизбежно имели недостатки.

К концу 20-х годов, когда к власти пришел Иосиф Сталин, искоренил всю оппозицию и установил диктатуру, использование искусства как средства пропаганды только усилилось, поддерживая жестокий режим сахарными образами вождя в окружении обожающих дети и веселые коммунистические молодежные отряды. Родился социалистический реализм, но он был неизбежно недостоверен и прозаичен. Требование, чтобы все искусство было образовательным и популярным, душило художественные усилия.

Блюдце «Красное знамя», Рудольф Уайльд (композиция), Михаил Пещеров (живопись), 1921 г. (Фото: Эрмитаж, Амстердам)

независимого артистизма больше нет», — объясняет Шайен. «Если ты не в союзе, тебя могут счесть тунеядцем и отправить в лагерь… Если ты не будешь полностью соответствовать, то у тебя будут большие проблемы». Искусство потеряло свою живость. «Вы видите, как из-за давления умирает великая художественная культура, — говорит Шейен.