47 интересных фактов о сериале Рассказ служанки — smartfacts
Факты
Маргарет Этвуд, автор исходного романа, делает эпизодическую роль в качестве тети в Эпизоде 1. Она — та, кто шлепает Оффреда, когда она не хочет присоединяться к кругу позора группы.
Актрисы говорят, что головные уборы, которые они носят, выходя на улицу, похожи на шоры, полностью отрезав их периферийное зрение. Актрисы не могут видеть друг друга, если они не смотрят друг на друга. Они должны действовать в основном исходя из того, что они могут услышать.
Маргарет Этвуд сказала, что почти все, что происходит в романе, произошло где-то в истории: Библия, иранская революция 1978-79 годов, реакция на феминизм 1980-х и т. Д.
Маргарет Этвуд сказала, что она была вдохновлена классическим антиутопическим романом Джорджа Оруэлла «1984».
В апреле 2018 года в интервью с Мэри Элизабет Уильямс из «Салона» Аманда Брюгель (Рита) сказала, что, поскольку самоописанная «одинокая канадка в актерском составе», книга изменила ее жизнь задолго до того, как она получила роль в шоу. Она была назначена романом Маргарет Этвуд в качестве 15-летней ученицы средней школы и впоследствии написала несколько коротких рассказов на ее основе. Позже она написала дипломную работу в университете и получила полную стипендию на этой основе. Брюгель сказала, что главной темой этого эссе о поступлении в университет была Рита, персонаж, которого она сейчас играет в сериале.
В романе Командующий Оффреда и Серена Джой намного старше, чем они изображены в сериале. Они описаны как морщинистые с седыми волосами; Серена Радость опирается на трость для ходьбы.
В оригинальном романе не было черных персонажей, потому что Галаад (репрессивный теократический режим, который захватил правительство США к моменту выхода книги) классифицировал всех чернокожих как «детей Хэма». Это отсылка к убеждению некоторых фундаменталистских христианских конфессий, что чернокожие происходят от сына Ноя Хама и поэтому подвергаются «проклятию», наложенному на Хама Ноем. В романе чернокожие люди насильственно переселяются на верхнем Среднем Западе (Глава 14). Продюсеры этого шоу сделали сознательный выбор отклониться от этого аспекта книги, чтобы была возможность включить в шоу черных персонажей (и актеров), в том числе на роль Самиры Вайли в роли друга Оффреда и поддерживающей его служанки Мойры. В январе 2017 года в интервью «TVLine» исполнительный продюсер Брюс Миллер объяснил, что продюсеры «вели огромную дискуссию с Маргарет Этвуд, и в некотором смысле это вещь« ТВ против книги »», утверждая, что в телешоу было бы сложнее, чем в книге, объяснить постоянное отсутствие черных символов. Он продолжил: «Какая разница между созданием телешоу о расистах и созданием расистского телешоу? Почему мы должны освещать [историю о служанке Оффред, которую играет Элизабет Мосс], а не рассказывать историю цветных людей, которые отправили в Небраску? Он также оправдал это, сообщив, что «евангелическое движение стало намного более интегрированным [с момента публикации книги, и] я принял решение, что рождаемость превысила все». Исходный роман также содержал краткое объяснение отсутствию еврейских персонажей в этой истории: правительство Гилеаде предоставило им возможность либо перейти в христианство, либо эмигрировать в Израиль — хотя те, кто выбрал эмиграцию, действительно были загружены на корабли, которые тогда были сбрасывается в океан.
В оригинальном романе Маргарет Этвуд главная героиня известна только по отчеству Оффреда (или «Фреда», поскольку она «принадлежит» командиру по имени Фред). Ее настоящее имя никогда не раскрывается, хотя многие читатели истолковывают ее имя как июнь, основываясь на различных тонких намеках в тексте. В статье 2017 года для «New York Times Book Review» автор Маргарет Этвуд говорит о толковании: «Это была не моя первоначальная мысль, но она подходит, поэтому читатели могут принять ее, если пожелают». В экранизации романа 1990 года «Сказка о служанке» (1990) создатели фильма выбрали Кейт в качестве своего пред-гилеадского имени и четко заявили об этом.
образ, ставший символом протеста — Кино и сериалы на DTF
Сериал-антиутопия и его влияние на реальный мир.
9783 просмотров
25 апреля на Hulu стартует продолжение сериала «Рассказ служанки» — антиутопии о мире, в котором женщины вынуждены рожать по принуждению. История основана на одноимённой книге писательницы Маргарет Этвуд, но во втором сезоне авторы решили отойти от оригинала.
На прошлогодней «Эмми» у «Рассказа служанки» была награда как у лучшего драматического сериала, а ещё главный приз на «Золотом глобусе». Более того, экранизация дала старт настоящему протестному движению в США, борющемуся за права женщин. Рассказываем, о чём «Рассказ служанки», почему его стоит посмотреть и как образы с экрана попали в реальный мир.
О чём сериал
«Рассказ служанки» можно считать концептуальным продолжением фильма «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона. Оба произведения рассказывают примерно об одном и том же — о человечестве, которое стало бесплодным. Но если «Дитя человеческое» заканчивалось там, где у погибающего от старости мира появлялась новая надежда — рождался первый за много лет ребёнок — то «Рассказ служанки» с этого места только начинается.
Действие происходит в теократическом государстве Гилеад, построенном на обломках США. Лишь одна женщина из ста способна зачать ребенка. Мужчины тоже далеко не все фертильны, но на этом никто особо не заостряет внимание — именно на женщин возлагается вина за низкие демографические показатели. Так уж устроен здешний мир.
Можно было бы предположить, что в таком мире женщины, всё же способные к деторождению, будут на привилегированном положении. Но «Рассказ служанки» рисует совсем другую картину: фертильных женщин тоталитарное государство заставляет рожать наследников для правящей элиты. И ни о каком искусственном оплодотворении речи не идёт.
Зачатие происходит через изнасилование, оформленное под религиозную церемонию — раз в месяц бесплодная жена держит руки плодородной служанки, пока её супруг двигает бедрами. Девять месяцев служанка живет у них в доме, пока не родит, потом её отправляют к другой бездетной супружеской паре. Цикл повторяется снова и снова, пока служанка не найдёт способа покончить с собой — верёвки и острые предметы от них держат подальше.
Волю служанок всячески подавляют. Им запрещают читать, запрещают любить. Уличённых в однополых связях хирургическим путём лишают возможности испытывать оргазм. За неподчинение жестоко бьют, а особо строптивым в наказание могут вырезать глаз, ведь к вынашиванию ребёнка зрение не имеет никакого отношения.
Периодически служанкам устраивают нечто вроде орруэловской «двухминутки ненависти» — собирают в одном месте и заставляют убить какого-нибудь врага народа. Даже индивидуальность у них отнимают: служанки не могут пользоваться своими настоящими именами, а на улице обязаны носить специальный головной убор, что-то вроде капота, скрывающего лицо.
Сериал основан на одноимённом романе канадской писательницы Маргарет Этвуд, вышедшем в 1985 году. По его мотивам уже выходили фильм, опера и балет. Но новая экранизация вызвала наибольший резонанс в обществе.
Сюжет экранизации повторяет оригинал в основных моментах, но не дословно. Некоторые из персонажей сменили цвет кожи. Появились дополнительные сцены и целые сюжетные линии, которых не было в первоисточнике. Кроме того, сериал по полной использует открытый финал романа. Там, где у Маргарет Этвуд многоточие, у экранизации — анонс второго сезона, который перешагивает через книгу и продолжает её.
Из сериала в реальный мир
«Рассказ служанки» выделяется дорогой постановкой, отличной актёрской игрой и уникальным визуальным стилем, основанным на эпохе американского пуританизма XVII века.
Сериал, как и книга, которая сейчас переживает второе рождение, высказывается по актуальной теме. И речь не о феминизме, как могло показаться изначально, а о борьбе с угнетением людей в целом. Служанки — лишь инструмент угнетения.
«Рассказ служанки» — «феминистический» роман? Если вы подразумеваете идеологический трактат, в котором все женщины — это ангелы или настолько угнетены, что не в состоянии делать моральный выбор, то нет. Контроль над женщинами и детьми был элементом каждого репрессивного режима на планете. Наполеон и его «пушечное мясо», рабство и возобновляемый человеческий товар — всё это из одной оперы.
Маргарет Этвуд, автор «Рассказа служанки»
Высказывание получилось настолько сильным, что образы, созданные в сериале, люди начали переносить в реальную жизнь, в реальные протестные акции. Так, в марте 2017 года группа женщин, одетых в красное с белым, прямо как служанки из сериала, пришли в капитолий штата Техас, чтобы выразить протест законопроекту, ограничивающему аборты.
Любопытно, что женщины при этом большую часть времени хранили молчание. Они «высказывались» с помощью одного лишь образа угнетенной женщины из фантастического мира Гилеад, которой запрещено самой решать, рожать или не рожать.
Фото: @thehighsign
Служанки представляют будущее, в котором женщина — это не более чем ёмкость для размножения. К сожалению, с теми законами США, которые прошли, это будущее не такое уж далекое и не такое уж нереалистичное.
Хизер Басби, одна из организаторов акции
Фото: CreditJim Lo Scalzo/European Pressphoto Agency
Полтора месяца спустя похожая акция прошла в Миссури. Группа женщин в костюмах служанок протестовала против положения бюджета, запрещающего женщинам без страховки делать аборт. Позже служанок можно было увидеть в Вашингтоне, протестующими против законопроекта, который отсёк бы от системы здравоохранения около 15% женщин.
Служанки появились в Огайо на слушаниях по законопроекту, запрещающему один из методов аборта. А в Нью-Гэмпшире служанки призывали к изгнанию республиканца Роберта Фишера, который был замечен на одном из женоненавистнических подфорумов Reddit.
Фото: Jo Ingles/Ohio Public Radio and TV, via Associated PressColumbus, Ohio
Поначалу это были лишь единичные акции различных организаций. Теперь же это целое движение, которое действует в США под названием «Объединение Служанок (Handmaid coalition). У них даже есть свой сайт, где можно присоединиться к движению, либо пожертвовать деньги на пошив костюма для протестующих.
Организаторы не скрывают, что вдохновлялись сериалом и книгой Маргарет Этвуд. Их девиз — «Бороться за то, чтобы вымысел не стал реальностью» — лишний раз подчеркивает это. Красное платье и белый капот внезапно стали символом женской солидарности в борьбе за права.
Такое происходит уже не только в США, но и в других странах.
Женщины могут одеться как служанки, прийти в законодательные органы — и их никто не сможет выгнать, потому что они никому не мешают, не шумят. При этом люди, которые видят их, они точно знают, что же именно эти женщины хотят сказать.
Маргарет Этвуд, автор «Рассказа служанки»
Впрочем, одними лишь протестными акциями дело не ограничивается. «Рассказ служанки» сейчас в тренде и вдохновляет не только женщин, борющихся за права. Так, дизайнер Вера Вонг разработала линейку одежды для женщин, вдохновлённую костюмами служанок из сериала. Главный элемент, разумеется — характерный головной убор с крыльями, закрывающими лицо от посторонних.
Потеря личной свободы, страх возмездия, жестокое принуждение женщин жить по стандартам и забыть своё прошлое, свою сущность — это то, чем я так глубоко обеспокоена.
Вера Вонг, дизайнер
Фото: vogue.co.uk
Точно также визуальным стилем сериала вдохновлялись дизайнеры Тиа Брегаззи и Джастин Торнтон.
Мы живём во время анархии, когда люди потеряли веру в лидеров и общество. Мы хотим, чтобы женщины разрушили и построили заново свою женственность. Чтобы они могли быть тем, кем хотят.
Джастин Торнтон, дизайнер
Как уже ранее было сказано, второй сезон будет основан не на книге Маргарет Этвуд. Поэтому нельзя сказать точно, сможет ли он грамотно развить историю. Но одно ясно точно: даже если продолжение сериала не выстрелит, свой след в истории «Рассказ служанки» от Hulu уже оставил.
#сериалы #рассказслужанки #long
Маргарет Этвуд и Элизабет Мосс обсуждают «Рассказ служанки
» Маргарет Этвуд написала « Рассказ служанки », антиутопический роман об обществе с резко падающей рождаемостью, в 1984 году. В книге тоталитарный американский режим лишает женщин их прав и сил. те, кто плодороден, чтобы стать «служанками», чтобы рожать детей для богатых мужчин и их бесплодных жен.
Этвуд поставила перед собой задачу включить в книгу только те события, которые произошли в истории. В результате получился рассказ о будущем, который иногда может казаться слишком современным. История включает в себя экологический кризис, ограничения на аборты, марши за права женщин и бегство американцев в Канаду .
Когда звезда сериала « Безумцы » Элизабет Мосс подписалась на роль Оффред в экранизации знаменитого романа Hulu, большинство экспертов предсказывали, что президентом станет Хиллари Клинтон. Но всего через несколько месяцев после съемок шоу Трамп победил на выборах, и протестующие на Женском марше несли плакаты с надписью: «Сделайте снова Маргарет Этвуд фантастикой» и латинской строкой от Handmaid’s: « Nolite te bastardes carborundorum » («Дон не дай ублюдкам тебя перемолоть»).
Книга снова на вершине списков бестселлеров, а сериал, премьера которого состоится 26 апреля на стриминговом сервисе, является «случайно самой пророческой историей на телевидении», — говорит Мосс. Писательница и актер встретились с TIME, чтобы обсудить новообретенную актуальность «Рассказ служанки», как они определяют феминизм, а также радости и беды социальных сетей, от мемов Пегги Олсон до шлюхшейминга.
Портрет Элизабет Мосс и Маргарет Этвуд, снятый в фотостудии Time Inc. в Нью-Йорке, 18 марта 2017 г.
Рувен Афанадор для TIME.
ВРЕМЯ: Почему это шоу сейчас?
Элизабет Мосс: Меня часто спрашивают, является ли шоу реакцией на выборы, но мы снимали заранее.
Маргарет Этвуд: Контроль над женщинами и младенцами был частью любого репрессивного режима в истории. Это происходит все время. Я не воспринимаю легкомысленно, когда политик говорит, что что-то вроде беременности не может быть результатом изнасилования, потому что женское тело знает об этом и отвергает это. В этом [типе мышления] есть скрытое течение. А потом иногда всплывает на поверхность. Но «Рассказ служанки» актуален всегда, просто по-разному в разных политических контекстах. Не так уж много изменилось.
Мосс: Когда мы впервые встретились, мы были в очень шумном ресторане, поэтому я как бы наклонился над столом, отчаянно пытаясь услышать все ваши ответы. Но вы сказали, что суть идеи в том, как вы будете контролировать женщин, закрывая их банковские счета.
Этвуд: Также было: Если бы Америка собиралась создать тоталитарное правительство, то какое это было бы тоталитарное правительство? Это был бы не коммунизм. Никаких сюрпризов. Я думал, что это должна быть какая-то теократия, как в 17 веке в США. Меня всегда очень интересовали судебные процессы над салемскими ведьмами, еще один пример контроля над женщинами.
Мосс: Мы больше касаемся этого в сериале, чем в книге, но, несмотря на то, что дела у служанок плохи, правительство кое-что улучшило. Детей рождается больше, воздух чище.
Этвуд: Герой книги говорит: «Лучше никогда не значит лучше для всех».
Мосс: Вы много говорили, и я часто повторял, что все, что произошло в «Рассказе служанки» , произошло.
Этвуд: Где-то когда-то. Я ничего не придумал.
Мосс: И сейчас мы живем в то время, когда наш климат такой же, как в Америке и во всем мире. Вы все еще чувствуете, что это может произойти?
Этвуд: Тем более. Когда я впервые опубликовал книгу, некоторые люди сказали: «Здесь этого никогда не может случиться». «Мы так далеко зашли в защиту прав женщин, что не можем вернуться назад». Я столько уже не слышу.
Мосс: Я знаю. Одна из вещей, когда мы впервые начали говорить о создании шоу, заключалась в том, может ли это быть чем-то правдоподобным. Мне это нравится, но пойдет ли на это публика? А потом, к сожалению, шесть месяцев спустя, это стало чертовски правдоподобно.
ВРЕМЯ: Есть некоторые различия между сериалом и книгой. Почему вы добавили больше небелых, непрямых символов?
Этвуд: Мы начинаем сейчас, а не в 1984 году, и теперь многонациональных пар стало больше. В книге они были такими сегрегационистскими, они просто разделяли всех и увозили, как это делали нацисты.
В сериале все иначе. Итак, поскольку сейчас в сюжете есть сотовые телефоны, нам нужно обновить другие вещи. Хотя я устанавливал его в будущем, когда писал его, я ничего не знал о будущем. Я написал это на старой пишущей машинке в Берлине. У нас еще не было персональных компьютеров.
Мосс: Мы хотели, чтобы шоу было очень интересным. Мы хотели, чтобы люди увидели в нем себя. Если вы собираетесь это сделать, вы должны показать все типы людей. Вы должны отражать современное общество.
Вопрос, который мне часто задают в интервью: Вы тяготеете к феминистским ролям? На этот вопрос мне сложно ответить, потому что я не обязательно чувствую, что это феминистские роли. Я чувствую, что они интересные женщины. «Рассказ служанки » считается одним из величайших феминистских романов. На самом деле я считаю его человеческим романом о правах человека, а не только о правах женщин.
Этвуд: Что ж, права женщин — это права человека, если только вы не решили, что женщины — не люди. Так что это ваш выбор. Если женщины — люди, то права женщин являются частью прав человека.
Мосс: Точно.
Этвуд: Когда мы используем это слово, феминизм, , я всегда хочу знать: что вы подразумеваете под этим? О чем мы говорим? Если человек может описать, что он подразумевает под этим словом, то можно говорить о том, из таких я или нет.
Мосс: Я чувствую себя немного сбитой с толку, потому что я феминистка, и я не стыжусь этого. Но не поэтому я выбрал эту роль. Я сделал это, потому что это сложный персонаж.
Этвуд: Если бы это была только феминистская книга, вы бы подумали, что в этом случае все женщины здесь на низшей стороне, а все мужчины здесь на высокой стороне. Но это больше похоже на то, как на самом деле устроены человеческие общества, а это означает, что некоторые влиятельные люди находятся наверху. Женщины, связанные с этими людьми, обладают большей властью, чем мужчины, связанные с нижним рангом.
Мосс: Жены командиров обладают большей властью, чем слуги-мужчины.
Этвуд: Спорим. А у королевы Елизаветы I было больше власти, чем у крестьянина Джо.
(продолжение интервью ниже)
Портрет Маргарет Этвуд, снятый в фотостудии Time Inc. в Нью-Йорке, 18 марта 2017 г.
Рувен Афанадор для TIME ты?
Этвуд: Я думаю, что это о тоталитарном обществе в Америке, каким оно, вероятно, было бы — за исключением, может быть, нарядов.
Мосс: Ну а про наряды время покажет.
Atwood: Мы приближаемся к ситуации, когда медицинское страхование для беременных и родов будет прекращено. В то же время вы заставите женщин рожать детей, сделав так, чтобы они не могли делать аборты. Это как призыв в армию. За исключением, по крайней мере, армии, вы получаете трехразовое питание и место для сна. Вас не оставят на улице. Если вы собираетесь лишить женщин права выбора и не дать им адекватной заработной платы или медицинского обслуживания, как бы вы это назвали? Я бы назвал это плохой сделкой.
Мосс: Мы не политики, но меня часто спрашивают, что может сделать обычная женщина или обычный человек, чтобы предотвратить Галаад.
Этвуд: Ну, они могут голосовать, только для начала.
Мосс: Это бы помогло, не так ли? Голосование помогает. Появление. Это хороший первый шаг.
TIME: Труднее ли создавать проекты с несколькими ведущими женщинами?
Мосс: Я обнаружил, что это проблема. Я выбрал книгу с двумя женщинами, и мне несколько раз сказали, что она «слишком женская». Я подумал: тебе вообще разрешено так говорить?
Этвуд: Это не проблема в писательском мире, потому что у издателей над головой висит эта лампочка, которая говорит им, что женщины читают много книг. На самом деле, несколько лет назад произошел забавный случай, когда они женили обложки художественной литературы, в том числе мужской.
Мосс: Правда?
Этвуд: Вам действительно пришлось бороться с издателями, чтобы они не украсили вашу книгу цветами.
Мосс: Что читает Маргарет Этвуд, отдыхая?
Этвуд: Я довольно всеяден. Популярная наука — что-то, где кто-то другой сообщает мне результат, обычно, надеюсь, с красивыми цветными иллюстрациями. Покажите мне фотографии и расскажите, что вы узнали. Не заставляй меня на самом деле проводить исследование и убивать всех этих мышей.
Все, начиная с научной фантастики, научной фантастики, обычных романов, документальной литературы, исторических, биографических и графических романов. Много истории, как вы можете себе представить.
ВРЕМЯ: Маргарет, вы упомянули ранее, что вас поразил тот факт, что Элизабет снималась без грима.
Этвуд: Они хотели, чтобы ты выглядел усталым и мешковатым.
Мох: Чем хуже, тем лучше!
Этвуд: Брюс Миллер, который является шоураннером и главным сценаристом, сказал, что, по его мнению, это позволяет действовать более прямолинейно, и потому что каждое малейшее подергивание и подергивание становятся видимыми. Между вами и камерой ничего не было.
Мосс: Абсолютно. И то же самое, если бы я побледнел, или если бы я покраснел, или если бы мне стало холодно, вы действительно могли бы это увидеть. И мы также сделали очень, очень близкие кадры.
Этвуд: Таким образом, в ситуации, когда кто-то не должен, например, проявлять кипящую ярость, вы можете видеть, что ваш персонаж пытается сохранить невозмутимое выражение лица. Но вы можете видеть напряжение.
ВРЕМЯ: Маргарет, ты очень активна в Твиттере. Элизабет, тебя вообще нет в Твиттере. Что вы думаете о иногда токсичной природе социальных сетей, в том числе о позоре шлюх?
Этвуд: Я есть в Твиттере, но я слишком стар, чтобы привлекать шлюхшейминг. Ненавижу говорить тебе об этом, но я не думаю, что я кому-то интересен.
Мосс: [ Саркастически ] Какой позор. Это очень плохо. Я очень сожалею об этом.
Этвуд: Верно? Есть плюсы и минусы взросления. Чем ближе вы подходите к смерти, как я, тем меньше шансов, что вы привлечете такие вещи. Молодые женщины, обладающие некоторой властью, особенно подвержены этому, потому что это тоже любовь-ненависть-любовь-ненависть. Это привлекательный человек, с которым я никогда не пойду на свидание, поэтому я их ненавижу. Вам не кажется?
Мосс: Это похоже на сцену в сериале: женщина рассказывает, что стала жертвой изнасилования, и ей говорят: «Ты сам навлек это на себя. Ты это заслуживаешь.»
Ты выходишь на красную дорожку в сексуальном платье, так что теперь мы можем говорить о тебе все, что захотим. Но это не нормально.
Этвуд: Так было всегда. Если вы вернетесь в 19-й век, это были оперные звезды и женщины-звезды театра, которые привлекали такого рода вещи. Это не ново. Просто усиливается.
ВРЕМЯ: Говоря о социальных сетях, Элизабет, изображение вашей героини Пегги из конца Безумцев стало феминистским мемом. Как вы думаете, произойдет ли это с Рассказ служанки ?
Этвуд: Почему это стало мемом для феминизма? Из-за курения?
Мосс: [ Смеется ] Нет. Это она идет на свою новую работу. Она покидает это старое место после очень долгого времени.
Этвуд: Это дивный новый мир. Ты проделал долгий путь, детка. Вирджиния Слимс.
Мосс: Точно. Она идет по коридору, несет коробку со своими вещами и в солнцезащитных очках, ей наплевать, и она совершила этот гигантский скачок, потому что это происходит в 60-х. Я очень горжусь тем, что была частью момента, когда люди могут черпать вдохновение или связываться с правами женщин.
Я могу задать вам тот же вопрос: имеет ли тот факт, что у меня есть nolite te bastardes carborundorum («Не дай ублюдкам перемолоть тебя») строчка из книги на моем ожерелье, или тот факт, что люди делают на нем татуировки, это странно?
Этвуд: Я вам скажу странную вещь: это было шуткой на наших уроках латыни. Так что эта штука из моего детства постоянно на теле людей.
—
Это интервью появилось в выпуске TIME от 24 апреля. Он был отредактирован для ясности и контекста.
Пишите Элиане Доктерман по адресу [email protected].
Почему «Рассказ служанки» так актуален сегодня
Идет загрузка
Истории, которые изменили мир | Литература
(Изображение предоставлено Ребеккой Хендин).
A
Белая шляпа с широкими полями и красный плащ стали означать одно: угнетение женщин. Маргарет Этвуд 19 лет85 роман «Рассказ служанки» запечатлел этот образ в наших душах своим изображением антиутопии ближайшего будущего, в которой женщины вынуждены обращаться в репродуктивное рабство, чтобы рожать детей элиты — и носить эту униформу, чтобы подчеркнуть свое подчинение. Уже более трех десятилетий это изображение появляется на обложках книг по всему миру, на афишах фильма 1990 года, в рекламе телесериала 2017 года и даже на реальных женщинах на демонстрациях в защиту репродуктивных прав.
Еще нравится:
— Вымысел, изменивший историю
— Как Гарри Поттер стал боевым кличем
— Почему тираны любят писать стихи часто не знаю наверняка, это Оффред, рассказчик сказки. Как служанка в Республике Галаад, она должна регулярно заниматься ритуальным сексом со своим командиром Фредом. (Ее имя происходит от термина «Фред».) Она одна из все еще способных к деторождению женщин, привлеченных к работе после того, как многие женщины из правящего класса стали бесплодными из-за токсинов окружающей среды. До того, как в результате переворота правительство США было свергнуто и образовано новое теократическое государство Галаад, она была замужем за человеком по имени Люк и имела маленькую дочь.
«Рассказ служанки» был опубликован в 1985 году и имел мгновенный успех — он был номинирован на Букеровскую премию и премию «Небьюла» (Фото: Макклеллан и Стюарт). будущее, которое предположительно могло бы произойти без каких-либо достижений в области технологий по сравнению с настоящим. Другими словами, она сказала: «В научной фантастике есть монстры и космические корабли; спекулятивная фантастика действительно может произойти». Каждый аспект книги был вдохновлен социальными и политическими событиями начала 19 века. 80-х, когда она написала это.
Маргарет Этвуд, 78 лет, получила Букеровскую премию в 2000 году за «Слепого убийцу». Другие ее произведения были адаптированы для телевидения и кино, например «Псевдоним Грейс» (Источник: Alamy). жуткий способ всегда ощущать момент, как выясняется, от его первой публикации до каждой последующей итерации. Когда она дебютировала в 1985 году, Этвуд даже брала с собой газетные вырезки, чтобы брать интервью о книге, чтобы показать свои сюжетные ходы из реальной жизни. Книга отразила приверженность Соединенных Штатов консерватизму, о чем свидетельствует избрание Рональда Рейгана президентом, а также растущую власть христианских правых и их влиятельных лоббистских организаций «Моральное большинство», «В центре внимания семья» и «Христианская коалиция». не говоря уже о росте телеевангелизма. Персонаж Серены Джой в «Рассказе служанки» — бывшая телепроповедница, которая формулирует теократические политические предложения, которые теперь вынуждают ее, как и всех женщин, жить исключительно дома: Этвуд пишет о Серене Джой: «Она больше не произносит речей. Она потеряла дар речи. Она остается в своем доме, но он, кажется, не согласен с ней. Как она, должно быть, разъярена теперь, когда ее поймали на слове.
Хотя Этвуд — канадка и пишет о более позднем времени — Джойс Кэрол Оутс в статье для The New York Review of Books предположила, что действие книги происходит примерно в 2005 году — она сказала, что комментарий был прямо нацелен на Соединенные Штаты 1980-х годов, включая растущую политическую власть христианских фундаменталистов, экологические проблемы и нападки на репродуктивные права женщин. Реакция на аборты в США в то время включала широко распространенный пропагандистский видеоролик под названием «Безмолвный крик», череду взрывов в клиниках для абортов и случаи поджогов, а также предложенный закон, который обеспечит защиту гражданских прав плода. Администрация Рейгана также нарушила давнюю политику и заявила, что правительство США будет финансировать только международные группы женского здоровья, которые продвигают «естественное» планирование семьи, то есть воздержание, в слаборазвитых странах. Как написал профессор английского языка С. К. Нойман в статье 2006 года, опубликованной в Ежеквартальном вестнике Университета Торонто: «Короче говоря, Оффред — это вымышленный продукт 19феминизма 70-х, и она оказывается в ситуации, которая является вымышленным воплощением негативной реакции на права женщин, которая набирала силу в начале 1980-х».
Телеадаптация Hulu «Рассказа служанки» стала самым большим хитом стримингового сервиса на сегодняшний день, а сериал получил награду «Эмми» за лучшую драму в 2017 году. (Источник: Hulu) Африка: будущий вице-президент Дик Чейни был против освобождения Нельсона Манделы из тюрьмы, а сенатор Джон Маккейн проголосовал за то, чтобы не выходить из правительства ЮАР. Вспоминая бантустаны эпохи апартеида в Южной Африке, Этвуд пишет в «Рассказе служанки», что афроамериканцы были переселены в «национальные родные земли» на Среднем Западе.
Пуританство и государственная политика
«Рассказ служанки» всегда обсуждается как своего рода феминистское предостережение, а также интерпретируется как комментарий к сексизму в Книге Бытия. Но кое-что из того, что описывает Этвуд, было не просто предположением о конечном результате прихода к власти религиозных правых в США, но было основано на том, что происходило в других местах. Этвуд говорит, что частично ее вдохновила озабоченность Николая Чаушеску повышением женской рождаемости в Румынии, что привело к наблюдению за беременными женщинами и запрету абортов и контроля над рождаемостью, не говоря уже об убийствах диссидентов режимом Фердинанда Маркоса в Филиппины. Идея «отдать» отпрысков низов правящему классу пришла из Аргентины, где в 1919 году власть захватила военная хунта.76, впоследствии «исчезли» до 500 детей и поместили их к избранным лидерам.
Элизабет Мосс играет Оффред, главную героиню истории Этвуд — теперь сериал выходит за рамки романа, а его авторы изобретают новый материал текст — и она установила связь между тем, что происходило в США в 1980-х годах, и первыми пуританскими колонистами в Новой Англии 17-го века. «Нации никогда не строят явно радикальные формы правления на фундаменте, которого еще нет, — писал Этвуд в The Guardian в 2012 году. — Таким образом… СССР заменил ужасную имперскую тайную полицию еще более ужасной тайной полицией и так далее. Глубокой основой США, как я полагал, были не сравнительно недавние республиканские структуры Просвещения 18-го века с их разговорами о равенстве и их отделении церкви от государства, а деспотическая теократия пуритан 17-го века. Новой Англии с ее явным предубеждением против женщин, которой достаточно было бы периода социального хаоса, чтобы вновь заявить о себе». Сам Рейган упомянул о своей мечте о том, чтобы США были «сияющим городом на холме», позаимствовав термин, которым пуритане называли свою колонию в Массачусетском заливе.
Вечно актуально?
Книга Этвуда имела успех у критиков и читателей, но четыре года спустя ее экранизация провалилась. Собственные трудности производства показали, насколько это было актуально: большинство студий не стали бы выпускать фильм, в котором было бы так много женщин, а многие крупные актрисы боялись радикального материала. Киноверсия 1990 года — иногда серьезная, иногда сексуальная версия, которая растратила таланты звезд Наташи Ричардсон и Фэй Данауэй. Немецкий режиссер Фолькер Шлендорф задумал его как сексуальный триллер, что является очевидным неверным истолкованием исходного материала. Ричардсон в роли Оффред не только лишилась своей свободы воли — сценарий избегал озвучивания, теряя актуальность книги — она казалась более объективной, чем когда-либо. Рецензии были в основном пренебрежительными, и фильм также провалился в прокате, вернув всего 5 миллионов долларов из своего бюджета в 13 миллионов долларов.
Этвуд из Канады черпала вдохновение в логотипе канадской компании по производству чистящих средств Old Dutch для шляпок служанок (Фото: Old Dutch)
С тех пор «Рассказ служанки» вдохновил ряд профильные адаптации и сопутствующие работы. Сценические адаптации были произведены в Соединенных Штатах в Университете Тафтса и для турне по Великобритании. Премьера оперы Пола Рудерса состоялась в Копенгагене в 2000 году, она была исполнена Английской национальной оперой в Лондоне в 2003 году и Канадской оперной труппой в 2004-05 годах. Королевский балет Виннипега предложил свою интерпретацию этой истории в 2013 году.
В июне 2017 года женщины носили одежду, вдохновленную сериалом, в знак протеста против нового ограничительного закона об абортах в Огайо. на Hulu как адаптацию телесериала, что работа получила признание в поп-культуре. Продюсеры шоу изменили детали, чтобы перенести сериал в наши дни, включая современные пробные камни, такие как Uber, Tinder, капучино и Craigslist, в воспоминаниях о жизни Оффред до служанки. Но сериал казался еще более пугающим из-за массовых изменений в политике США с избранием Дональда Трампа, инаугурация которого состоялась всего за три месяца до премьеры сериала. Внезапно основные горячие точки книги и сериала стали более вероятными, чем когда-либо: правительство, объявляющее военное положение после нападения исламских экстремистов, режим, который систематически уничтожает геев, общество, которое ставит во главу угла деторождение (и порабощение женщин) превыше всего. «[Как] устрашающе предсказуемо, что Республика Галаад была создана в результате переворота, когда христианские фундаменталисты, отвергнутые чрезмерно либеральным, безбожным и беспорядочным обществом, убили президента, расстреляли Конгресс, объявили чрезвычайное положение в стране и возложил вину на «исламских фанатиков», — написала Джойс Кэрол Оутс в ретроспективе «Служанки» в 2006 году. 84, Республика укрепляет свои силы, ведя непрерывные войны против демонизированных «врагов».
Все это согласовывалось со страхами перед авторитарными тенденциями Трампа и убеждениями его вице-президента против геев и абортов. Костюмы служанки стали обычным явлением даже во время протестов против законов, направленных на ограничение репродуктивной свободы женщин. Женский марш, вдохновленный инаугурацией Трампа, отражал сцены воспоминаний из телесериала о женщинах на улицах, протестующих против лишения их прав.
Киноверсия 1990 года с Наташей Ричардсон в главной роли имела слоган «Навязчивая история о сексуальности в стране, которая пошла не так», что предполагает, что это скорее эротический триллер. чувствует себя более жизненно важным, чем когда-либо, даже несмотря на то, что культурный ландшафт снова сильно изменился для женщин. После последней серии движение #metoo закрепилось, и история Оффред меняется вместе с ним. Не рассказывая слишком много о премьере второго сезона, которая в некотором роде выходит за рамки повествования в романе Этвуд, Оффред сейчас находит способы вернуть себе власть в репрессивном режиме и использовать эти моменты удовлетворительным образом, а не в отличие от женщин, которые находят силу в рассказывании собственных историй через #metoo и #timesup. Конечно, это не совпадение; продюсеры сериала «Рассказ служанки» знали об изменении женского движения, когда они создавали этот сезон.
С момента выхода книги самой цитируемой фразой «Рассказа служанки» была нацарапанная, предположительно, предшественницей служанки Оффред, на стене шкафа в ее комнате: Nolite te bastardes carborundorum. Не позволяй ублюдкам перемолоть тебя. Это стало таким боевым лозунгом феминисток, что многие женщины вытатуировали эту фразу на своем теле. «Гуляки наряжаются служанками на Хеллоуин, а также на марши протеста — эти два варианта использования костюмов отражают его двойственность», — написала Этвуд для Guardian. «Это развлечение или страшное политическое пророчество? Можно и то и другое? Я не ожидал ничего подобного, когда писал книгу».
Сообщения и иконография «Рассказа служанки» сегодня кажутся более актуальными, чем когда-либо. Но мы, кажется, всегда говорим то же самое об истории Этвуда. Будем ли мы делать то же самое, если через три десятилетия появится еще одна адаптация?
Серия BBC Culture’s Stories, которые сформировали мир, представляет эпические поэмы, пьесы и романы со всего мира, которые повлияли на историю и изменили мировоззрение.