Одежда из баку: где купить вещи в Баку

Содержание

Одежда на карте Баку

Puls.az
  • Объекты на карте Баку
  • Почтовые индексы
  • Типы объектов
      Авто
    • Автозапчасти
    • Автосалон
    • Прокат автомобилей
    • АЗС
    • Автомойка
    • Автосервис
    • Закон и порядок
    • Участковый
    • Юридическая консультация
    • Полиция
    • Нотариус
    • Муниципалитет
    • Посольство
    • Исполнительная власть
    • Правосудие
    • Здравоохранение
    • Детская поликлиника
    • Больница
    • Стоматология
    • Аптека
    • Поликлиника
    • Скорая помощь
    • Медицинский центр
    • Интернет
    • Провайдер
    • Интернет-клуб
    • Коммунальные службы
    • Электричество
    • ЖЭК
    • Газ
    • Вода
    • Магазины
    • Магазин подарков
    • Одежда
    • Зоомагазин
    • Супермаркет
    • Канцтовары
    • Парфюмерия
    • Книжный магазин
    • Минимаркет
    • Мобильные телефоны
    • Стройматериалы
    • Торговый центр
    • Продажа компьютеров
    • Мебель
    • Наука, образование
    • Академия наук
    • Библиотека
    • Музыкальная школа
    • Курсы
    • Частный детский сад
    • Детский сад
    • Лицей
    • Средняя школа
    • ВУЗ
    • Отдых и развлечения
    • Ночной клуб
    • Дискотеки и диско-бары
    • Центр отдыха
    • Пресса
    • Информационное агентство
    • Редакция журнала
    • Издательство
    • Редакция газеты
    • Путешествия
    • Авиакомпания
    • Авиакасса
    • Туристическое агентство
    • Отель
    • Рестораны, кафе
    • Fast Food
    • Ресторан
    • Бар
    • Чайхана
    • Кафе
    • Доставка еды
    • Кондитерская
    • Пиццерия
    • Связь
    • Почта
    • АТС
    • Услуги
    • Агентство недвижимости
    • Салон красоты
    • Парикмахерская
    • Мужской салон
    • Финансы
    • Банкомат
    • Филиал банка
    • Страховая компания
    • Банк

Одежда

Магазин одежды «Аутлет Центр»Магазин одеждыМагазин женской одежды «Инджоимент»Магазин женской одежды «Гесс»Магазин детской одеждыМагазин «Марко Азалли»Магазин одежды «Лейла»Магазин женской одежды «Фимка»Магазин мужской одежды «Aльбатрос»Магазин одежды «Бай Нурай»Магазин детской обуви «Кидс парк»Детская одежда «Пуледро»Магазин мужской одежды «Хас-Эль»Магазин мужской и женской одеждыМагазин одежды «Шарлиз»Магазин пакистанских и индийских товаровМагазин нижнего белья «Триумф»Магазин детской одеждыМагазин «Антик»Магазин одежды «Чиничи»Оптовая продажа обувиМагазин одежды «Леди»Магазин «M&M»Магазин женской одежды «Рави»Магазин одежды «Фэшин Зона»
  • «
  • 43
  • 44
  • 45
  • 46
  • 47
  • »

Азербайджанская национальная одежда — Azerbaijan.

az

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА

Азербайджанская национальная одежда — плод народной материальной и духовной культуры, прошедшей долгий и очень сложный путь развития. Будучи тесно связаны с историей народа, костюмы представляют собой один из ценных источников изучения его культуры. Национальные костюмы больше, чем все другие элементы материальной культуры, отражают национальные особенности народа и принадлежат к числу стабильных этнических признаков. Играя роль вспомогательного материала в деле выяснения вопросов этногенеза, определения вопросов культурно-исторических связей и взаимного влияния между народами, костюмы зависят от уровня хозяйственных отраслей и от географических условий.

История народного творчества, его этнографические и художественные особенности находят свое отражение в одежде. Эта черта проявляется и в одежде определенных форм и в ее узорах, и в художественной вышивке, художественном вязании и ткачестве.

Во время археологических раскопок в Азербайджане были найдены изготовленные из бронзы игла и спица, относящиеся к началу бронзового века (III тысячелетие до н. э.). Эти находки доказывают, что древние жители Азербайджана умели шить себе платье. Обнаруженные в Кюльтепе и Мингячевире статуэтки из глины (II тысячелетие до н.э.) и найденные в Мингячевире швейные печати, относящиеся к V в. до н.э., позволяют получить некоторое представление об одежде того времени. В катакомбных погребениях Мингячевира, относящихся к V-VI вв., найдены остатки одежды, сшитой из различных шелковых тканей. Обнаруженные многочисленные золотые украшения и глиняные сосуды в форме туфли, относящиеся к IV-III вв. до н.э., доказывают, что еще в древности азербайджанцы обладали развитой материальной культурой.

В ходе работ в захоронении возле Дворца ширваншахов (XV век) в Баку выявлены остатки ценных камковых и шелковых тканей.

Наличие в Азербайджане многочисленных источников дешевого сырья создало нужные условия для развития в средневековых городах страны выделки шелковых и шерстяных тканей.

В XVII веке Азербайджан служил крупной шелководческой зоной Ближнего Востока, а Ширванская область — основным шелководческим районом Азербайджана. Наряду с Шабраном, Эрешем, Габалой, Джавадом, Агдашем и др. Шамаха была важным текстильным центром Азербайджана. Известный путешественник Адам Олеари писал об этом: «Основной род их (ширванцев) занятий составляет вязание пряжи, шелка и шерсти, а также различные вышивания». Производившиеся в Шамахе ткани тафта, фата и дарайы снискали наибольшую славу, а тонкие головные покрывала и другие вязаные изделия пользовались повышенным спросом.

Важнейшими текстильными центрами в Азербайджане были Гянджа, Шеки, Нахчыван, Марага, Меренд, Эреш и Ордубад. Среди них следует особо отметить Гянджу, являвшуюся важным центром обработки шелковых тканей.

Эвлия Челеби (XVII век) писал, что гянджинский шелк был очень знаменит. Среди ремесел города важное место занимало также производство хлопковых тканей.

В Тебризе было сосредоточено производство самых различных видов тканей. Особенно известен был этот город производством высококачественных бархата, атласа, кумача и войлока.

Часть перечисленных видов тканей экспортировалась.

Искусные ремесленники Нахчывана изготовляли большое количество дешевой, но высококачественной хлопковой ткани. Изготовлявшиеся ими разнообразные ситцевые ткани пользовались значительным спросом.

Таким образом, в XVII веке между городами Азербайджана сложилась определенная специализация в области производства тканей. Эта специализация сохранилась и в последующий период. Среди выпускавшихся в Азербайджане тканей, широко использовавшихся на месте и экспортировавшихся, необходимо отметить зербафт, камку, атлас, тафту, канаус, кемху, кисею, бархат, дарайы, сукно, кашемир, тирму, мидгал, бязь и др.

Нет сомнения, что ткани — один из элементов, отражающих культуру народа. Узоры и цвета тканей позволяют отличать народ от других, а заодно и выделять среди одного народа различные классовые прослойки. В Азербайджане среди населения широко использовались канаус, дарайы, мов, зербафт, камка, атлас, бархат, тафта, фай, тирме и другие.

Женская одежда вышивалась главным образом из шелка и бархата, а мужская — в большинстве случаев из сукна и домашней кашемировой ткани.

И женская, и мужская нижняя одежда вышивалась из холста и хлопковой ткани, в состоятельных же семьях чаще всего нижнюю одежду шили из шелка.

В XVI-XVII вв. азербайджанская одежда прошла значительный путь развития.

Исследования показывают, что в этот период сложилась подлинная школа национального костюма. По одежде можно было узнать возраст, профессию, даже социальную принадлежность человека.

В XVI веке самым интересным элементом азербайджанской одежды были головные уборы.

Как известно, в этом веке азербайджанцев называли кызылбашами, поскольку они носили красные папахи с тонким и высоким верхом, обвязанные чалмой. Представители знати и высшие военные нацепляли на чалму 12 драгоценных камней в оправе или обводили линиями позолоты.

На головных уборах высокопоставленных вельмож иногда был большой драгоценный камень, окруженный камнями поменьше. Большой камень олицетворял пророка Мухаммеда или имама Али, а камни поменьше — 12 имамов.

Известная узбекская ученая Г.А.Пугаченкова, занимавшаяся исследованием головных уборов эпохи Сефевидов, и немецкий ученый Х.Хотц доказали, что на протяжении XVI века головные уборы в стране несколько раз меняли свою форму. Согласно указанным исследователям, описанные головные уборы широко использовались с начала XVI века до 1535 года, а затем стали сокращаться, хотя оставались в обиходе до конца века и наибольшее распространение получили в Тебризе, Нахчыване и Шамахе.

Наряду с чалмами с расширенным концом и красным верхом в XVI веке использовались также обычные чалмы, без украшений.

В то время наибольшей популярностью пользовались белые чалмы. Шах, визирь и высокопоставленные священнослужители носили чалмы зеленого цвета.

В XVI-XVII веках в Азербайджане наряду с чалмой носили также шапки, напоминающие маленькую шляпу.

В указанный период в обиходе были и шапки других форм, из которых относительно широко были распространены папахи, сшитые из бараньей кожи. Их носили в основном там, где население занималось овцеводством.

Разнообразием отличаются и женские головные уборы XVI-XVII веков. На основе полученных материалов можно сказать, что в этот период в Азербайджане было распространено до семи видов женских головных уборов. Из них следует указать красивые, с яркими узорами головные покрывала, тюбетейки с тонкими узорами, шляпки из мехов или бархата, завязываемые под подбородком.

Наиболее распространенным в XVI-XVII веках женским головным убором были тюбетейки, которые подразделялись на женские и девичьи.

Женщины носили головные уборы дома, во дворе и в гостях, а выходя на улицу, надевали белую чадру. Обычай допускал пребывание на улице без чадры только девочек и старых женщин.

XVI-XVII yüzilliklərdə Azərbaycanda üst geyimləri də çox müxtəlif və rəngarəng olmuşdur. Bu dövrdəki üst geyim formaları əsas etibarilə qədim geyim ənənələrinin davamı kimi inkişaf edir. Lakin bu ənənə getdikcə daha da zənginləşmiş, gözəlləşmiş və dekorativləşmə istiqamətində inkişaf etmişdir. Dəyişiklik əsas etibarilə ayrı-ayrı detallarda, naxış və bəzəklərdə əmələ gəlmişdir.

XVI-XVII yüzilliklərdə Azərbaycanda nisbətən varlı təbəqəyə mənsub olan kişilər lap üstdən ətəkləri, çiyin və boyun hissələri tikməli xələt geyərdilər. Bu xələtlər iki növ olardı. Birinci növ xələtlər məhz çiyinə atmaqdan ötrü idi.

İkinci növ xələt, əksinə ensiz yarımqol olub, əyində nisbətən kip dayanardı.

XVI-XVII yüzilliklərdə Azərbaycanda ənənəvi libas sayılan üst geyimi — əba da çox yayılmışdı. Qabaqkı dövr əbalarından fərqli olaraq, bunlar bədəndə kip oturur, qollar nisbətən dar olurdu. Bu əsrin miniatürlərində biz belə əbaların ətəklərinin kəmərə sancılaraq gəzdirildiyini də görürük.

Kişilər ayaqları dar, yuxarı getdikcə enləşən şalvar geyərdilər. Şalvarlar da üst köynəyin malından tikilərdi, lakin rəngi çox vaxt göy və ya tünd-sarı olurdu.

Bu əsrlərin kişi ayaqqabıları da müxtəlif formalı olmuşdur. Ən çox yayılmış kişi ayaqqabısı yumşaq dəridən tikilən dabansız (bəzən də alçaqdabanlı) və uzunboğaz (yüngül) çəkmələr idi.

XVI-XVII yüzilliklərdə Azərbaycanda qadın üst geyimləri də müxtəlif olmuşdur. Lakin bu geyimlər biçiminə görə həmin dövrün kişi geyimlərini xatırladır.

Kişilər kimi qadınlar da (xüsusən varlı təbəqələr) çiyinlərinə bəzək üçün uzunqollu xələt salarmışlar. Lakin qadın xələtləri daha sadə olub, az naxışlarla bəzənərdi.

XVI-XVII yüzilliklərdə kütləvi surətdə geyilən qadın əlbisələrindən biri də dabana qədər uzanan şalvarlar idi. Kişilərdə olduğu kimi, qadınların da şalvarları ayaq tərəfdən çox dar, yuxarısı enli olurdu.

XVIII yüzildə Azərbaycan geyimləri də çox rəngarəng olmuşdur. Bakı, Quba, Şamaxı, Qarabağ, Naxçıvan, Gəncə, Lənkəran, Şəki, və s. bu kimi müstəqil xanlıqların əmələ gəlməsi geyim məsələlərinə də az təsir etmirdi. Xanlıqların belə xüsusi çərçivədə, başqa-başqa siyasi və iqtisadi vəziyyətdə yaşamaları geyimin (üzdən də olsa) dəyişməsinə səbəb olmuşdur. Bu dəyişkənlik əsas etibarilə geyimin biçimi və siluetində deyil, onun tikildiyi malda və bəzəklərində idi.

XVIII yüzildə Azərbaycanda kişilər üstündən uzunqollu, bədənə kip oturan çuxa geyərdilər. Çuxa əsas etibarilə qalın parçadan tikilərdi. Şəxsin yaşından asılı olaraq çuxanın rəngi və boyu başqa-başqa olardı.

XVIII yüzildə əbanı əvvəlki dövrlərə nisbətən, əsas etibarilə mollalar və hörmətli qocalar geyərdilər.

XVIII yüzildə kişi ayaqqabıları da çox müxtəlif olmuşdur. Ən çox işlədilən kişi ayaqqabıları dəridən tikilmiş dabansız kiçik başmaqlar idi. Bu zaman dövlətlilər arasında nazik dəridən tikilmiş uzunboğaz çəkmələr və kəndlilər tərəfindən keçmişlərdən XX yüzilin əvvəllərinə qədər geyilən çarıqlar da var idi.

XVIII yüzildə qadın geyimləri nisbətən daha gözəl və zövqlə hazırlanırdı. Bu əsrin axırlarında Azərbaycanda olmuş səyyah marşal Fon Biberşteyn bu ölkənin qadınlarının və onların geyimlərinin gözəlliyinə valeh olduğunu xüsusi qeyd edir.

XVIII yüzildə qadın üst geyimləri — üst köynəyi, çəpkən, arxalıq, kürdü, küləcə, ləbbadə, eşmək və baharıdan ibarət idi.

Yaşlarından asılı olaraq qadınların geydikləri köynəklərin rəngi də müxtəlif olurdu. Qızlar və gəlinlər sarı, qrmızı, yaşıl, qoca qadınlar isə ağ və ya qara rəngdə köynək geyərdilər.

Bu əsrdə gözəl biçimli üst qadın geyimlərindən biri çəpkən idi. Çəpkən astarlı olub, belə qədər bədənə kip biçilirdi. Onun yan tərəflərində aşağıda çapıq adlanan qabarıq hissələri olurdu ki, bu da bədənin daha gözəl və fiqurlu görünməsinə imkan verirdi.

Qadınlar arasında geniş yayılmış geyimlərdən biri də arxalıq idi. Arxalıq da çəpkən kimi astarlı və belə qədər bədənə kip biçilirdi. Arxalığa beldən aşağı hissədə büzmə, yaxud qırcınlı müxtəlif endə ətək tikilirdi. Bəzi arxalıqlar gen və düz biçilirdi, yan hissədə isə çapığı olurdu.

Bu əsrdə ən gözəl qadın arxalıqları Şuşa, Şəki, Naxçıvan və Şamaxıda tikilirdi.

Zəngin qadın üst geyimlərindən biri də bu əsrdə kürdü olmuşdur. Kürdü sarıqlı və qolsuz idi. O, qış fəslində geyildiyi üçün onun boynuna, yaxası və ətəklərinə xəz tikilirdi.

Qadın ayaqqabısı forması bəzi kişi ayaqqabısına bənzəyirdisə də, onlardan öz zərif biçimi və gözəl bəzəkləri ilə ayrılırdı. Nisbətən kübar qadınların ayaqqabılarının üstünə tikmə salınır, içərisinə isə dabandan tutmuş pəncəyə qədər naxışlarla bəzənmiş gümüş parçası bərkidilirdi (respublikamızın bir çox muzeylərində saxlanılan belə qadın ayaqqabıları buna misal ola bilər).

XVIII yüzillikdə qadın baş geyimləri də əvvəlki dövrlərdə olduğu kimi çox müxtəlif olmuşdur.

Qadınlar saçı bir yerə yığmaq üçün cuna və kətandan istifadə edərdilər. Buna həm də tərgötürən vasitə kimi baxılırdı (Qəşbənd-Naxçıvanda). Sürüşməsi üçün qüllabıdan — (çəngəl, boğazaltı) əsasən qızıldan hazırlanar, uclarına üstünə qarmaq yapışdırılmış qızıl pul bərkidilərdi. Cuna ağ rəngli pambıq parçadan, çarqat isə narıncı, al çəhrayı rənglərdə və bəzən də saçaqlı olurdu.İpəkçiliyin inkişafı ilə bağlı olaraq əsasən kələğayıdan istifadə olunardı ki, bu baş örtüyü də yalnız azərbaycanlılara xas idi. Orijinal buta naxışlarından istifadə edilərək naxışlanardı. Kələğayının əlvan rənglərinə üstünlük verilərdi.Ləçəyin kələğayının üstündən bağlanmasına da təsadüf edilirdi. Deməli, eyni zamanda üç baş geyimi geyilirdi, birinci cuna (və ya kətan), ikinci kələğayı, üçüncü ləçək (və ya qəsabə, sərəndaz, zərbab).Soyuq havalarda bütün bu geyimin üstündən şal salardılar (tirmə şal, kəşmiri şal, təbii yundan əllə toxunmuş şal).

Arxeoloji və etnoqrafik tədqiqatlar göstərir ki, Azərbaycanda ipəyin tarixi Böyük İpək Yolunun meydana çıxması ilə sıx bağlıdır.  

Azərbaycan şairlərinin bir çox əsərlərində ipək hökmdarlara layiq parça kimi xatırlanıb, ən zərif hisslər, ən yaxşı insani keyfiyyətlər, qadın gözəlliyi ipəyə bənzədilib. Bu da təsadüfi deyil. Emal olunmuş ipək təbiətinə görə müstəsna xüsusiyyətləri ilə fərqlənir. İpək sap çox incə, amma eyni zamanda çox davamlıdır, yüngüldür, hava kimidir, amma ondan toxunmuş parçalar qalın, ağır və sərt ola bilir. İnanmaq çətindir, amma ipək soyuqda adamı isidir, istidə sərinlədir, çürümür, uzunömürlüdür və möhkəmdir. 

İpək parça rəngdən-rəngə keçməsi, bir qədər tutqun parlaqlığı ilə göz oxşayır, insana rahatlıq gətirir, xışıltısı isə hissləri oyandırır, xəyallara qanad verir. 

Geyimdə və interyerdə ipəkdən istifadə olunması incə zövq və firavanlığın əlamətidir. 

Azərbaycanda ipəkdən hazırlanan məmulatların içərisində kəlağayı xüsusi yer tutur.        

Bu kvadratşəkilli ipək baş örtüyü basmanaxış üsulu ilə bəzədilir və həyatda baş verən hadisələrin ruhuna uyğun şəkildə rənglənir. Baş örtüyünün kəlağayıya çevrilməsi üçün bu şərtlər vacibdir. Kəlağayı həm də böyük etik-estetik potensiala malik bir simvoldur. 

Hansı xalqın həyat tərzinə nəzər salsaq, mütləq ənənəvi qadın obrazları və geyimləri ilə rastlaşırıq və şübhəsiz ki, bu geyimlərin vacib elementlərindən biri də baş yaylıqlarıdır. Bəzi qadınlar yaylıqdan başlarını örtmək üçün istifadə edir, digərləri onu çiyninə atır, bəzi hallarda isə yaylıq qumaşa çevrilərək universal şəkil alır, yəni həm başı, həm çiyinləri, həm də bədəni örtür. 

Azərbaycan qadınlarının ənənəvi geyimlərində artıq üç əsrdən çoxdur ki, unikal bir element var – adına qədim dövrlərin rayihəsi hopmuş “Kəlağayı”.   

Unikal və ənənəvi qadın baş örtüyü olan “Kəlağayı” təxminən 300 il əvvəl meydana çıxıb. Alimlər Azərbaycanın İsmayıllı rayonunun qədim Basqal kəndində qorunub saxlanılmış naxışvuran dəzgaha məhz bu qədər yaş verirlər. Qaynar rənglər və mumla naxışların salınması üçün istifadə olunan forma və matrissaların isə 200 illik tarixi var.   

XIX-XX əsrlərin kəlağayılarında ən çox yayılan süjetlər tovuz quşu rəsmləri, mürəkkəb həndəsi naxışlarla uzlaşmış  yarpaq və gül şəkilləridir. 

Azərbaycanın müxtəlif regionlarında istehsal olunan kəlağayılar bir-birindən ornamentlərinə görə fərqlənir: Abşeron və Şəki üçün iri naxışlar xarakterikdir, Şamaxıda  xırda naxışlardan, Gəncə, Qazax və Qarabağ regionlarında isə iri və xırda naxışların kombinasiyasından istifadə olunur.  

Hər bir Azərbaycan sakini kəlağayını uşaq yaşlarından tanıyır. Nənələrimizin mütləq bir neçə ipək yaylığı olub. Zərif ipəyin üzərinə salınmış sehrli naxışlar uşaqların diqqətini cəlb edib, onları milli kolorit və ritmlərə yaxınlaşdırıb. 

Bu gün kəlağayıya yeni nəfəs verilir. Kəlağayı müasir və dəblə geyinən qadınların qarderobuna elə uyğunlaşıb ki, bütün modelyerlərimiz kolleksiyalarında ondan istifadə edirlər. Qadınlarımız bu təkraredilməz gözəlliyə malik ənənəvi baş yaylığını böyük məmnuniyyətlə alır və örtürlər. Kəlağayı ən adi paltara belə yaraşıq verir, onun məğzinə çevrilir. 

Azərbaycan milli geyimləri özünəməxsusluğu və bənzərsizliyi ilə seçilir.Bu mənada dünyanın diqqətini özünə cəlb etməyi bacardı. 2014-cü ildə Azərbaycandan YUNESKO-nun qeyri mədəni irs siyahısına qadın baş örtüyü kələğayının düzəldilməsi və geyinilməsi ənənəvi incəsənəti və onun simvolizmi kimi daxil edilib.

Одним из наиболее распространенных видов головных уборов в этот период был аракчын. Однако эти аракчыны отличались от одноименных головных уборов, распространенных в XVI-XVII вв. тем, что в них с задней стороны не было вязанного «мешка».

В XVIII столетии и в последующие века в Азербайджане был широко распространен еще один вид головного убора, который сшивался из ткани под названием «тесекгабагы». Этим головным убором чаще пользовались женщины для украшения лобовой части лица и, как правило, «тесекгабагы» делали не портные, а ювелиры.

Подобный тип головных уборов особо широко был распространен в Карабахском, Гянджинском, Газахском, Товузском и Борчалинском регионах.

В XIX столетии русские художники В.В.Верещагин и Г.Г.Гагарин объездили Баку, Шемахы, Шеки, Гянджа, Газах и другие города Азербайджана, где с натуры написали табло, на которых были изображены национальные виды одежды, имеющие определенное значение для ознакомления этим видом национального искусства.

Территорию Азербайджана условно можно разделить на несколько историко-этнографических зон: Губа-Хачмаз, Абшерон, Ленкорань-Астара, Шамахы, Гарабах, Нахчыван-Ордубад, Габала-Огуз, Шеки-Закатала, Гянджа и Шамкир-Газах. Тот факт, что одежда азербайджанцев, проживающих в вышеперечисленных историко-этнографических в основном одинакова, свидетельствует о том, что эти люди принадлежат к единой этнической группе. Небольшие отличия в одежде населения этих зон отражали лишь локальные особенности единого национального костюма Азербайджана.

Наряду с тем, что одежда отражала локальные особенности отдельных историко-этнографических зон Азербайджана, она также отражала возраст, семейное и общественное положение лица, который носил данный костюм. Например, в одежде молодой девушки и замужней женщины были заметные различия. Молодые невесты как правило, одевались боле красиво и более богато. Девушки и взрослые женщины, меньше пользовались украшениями.

Мужская одежда, как и женская в основном была одинакова в отмеченных историко-этнографических зонах. По внешнему виду мужской одежды нетрудно было определить, к какому слою населения принадлежит ее хозяин.

Детская одежда по форме почти совпадала с одеждой взрослых и отличалась от них только размерами и элементами соответствия возрастным особенностям.

Свадебная и праздничная одежда обычно шилась из ценных тканей и в отличие от повседневной и рабочей одежды, украшалась различными золотыми и серебряными деталями.

В XIX столетии и начале ХХ столетия азербайджанскую женскую одежду можно разделить на две части, состоящей из верхней и нижней одежды.

Женская верхняя одежда состояла из верхней рубашки, архалук, чепкен, леббаде, кьюлече, кьюрду, эшмек и бахари.

Рукава верхней женской рубашки в основном были длинными, широкими и прямыми. Часть рукава до плеча в большинстве случаев была прямой, а в некоторых случаях с мелкой оборкой. В подмышках обычно пришивался клин из ткани другого цвета. Рубашка застегивалась на шее одной пуговицей. Верхнюю рубашку, как правило, сшили из тканей «гановуз» или «фай». Шея, воротник, лацкан и нижняя часть рубашки обшивалась тесьмой. Нижняя часть рубашки спереди обшивалась серебряными или золотыми монетами с ушками.

Поверх рубашки одевали чепкен, который плотно прилегал к телу. С боковых сторон чепкен имел рукава, заканчивающиеся нарукавниками. Иногда к рукавам пришивали пуговицы. Чепкен шили из тканей «тирме», велюр и различных блестящих тканей.

Архалук считается одним из наиболее распространенных видов одежды во всем Азербайджане.

Как и чепкен, архалук тоже имел подкладку, и покрой его плотно прилегал к телу. Часть архалука ниже пояса дополнялась подолом различной шириной, отделанным плиссе или гофре. Некоторые архалуки кроились широким и прямым кроем, а с боковых сторон имели разрезы. Покрои рукавов архалуков тоже отличались. Некоторые из них прямыми и длинными и шили их в виде накладных рукавов, заканчивающихся рукавицей ниже локтя.

Леббаде были стеганными и с подкладкой. Воротник леббаде был открытый, а в поясной части завязывался тесьмой. Чуть ниже пояса по бокам имелись короткие разрезы. Рукава леббаде были короткие, как правило, до локтей. Леббаде шили из тканей «тирме», велюр и разных блестящих тканей. Воротник, рукава и подолы обшивались нежной тесьмой.

Эшмек — стеганная верхняя одежда. Грудь и подмышки эшмека кроились открытыми, а рукава до локтей. Для шитья эшмека , как правило, пользовались тирме и велюром. Внутренняя часть, воротник, рукава и подол эшмек обшивалась мехом. Кроме того, к рукавам, подолу и воротнику эшмек пришивали бафту и цепочки.

Кьюрду — стеганная женская одежда с открытым воротникам без рукавов. По бокам имеет разрезы. Кьюрду шили из ткани тирме и велюр. Особо широко распространенным видом этой одежды был так называемый хорасанский кьюрду, который делали из темно-желтого цвета кожи с узорами, вышитыми шелковой нитью того же цвета.

Бахари — стеганная женская одежда с подкладкой. Рукава прямые, до колен, воротник открытый. Бахари, в основном, сшивали из велюровой ткани. Воротник и подол и рукава обшивались разными тесьмой, кантами и цепочками.

Кьюлече — верхняя женская одежда до пояса, с гофрированным подолом. Длина кьюлече с открытым воротником были, как правило, до колен, а рукава ниже локтей.

Длина туманов (юбок), которые носили женщины-азербайджанки, как правило, доходила до самого пола, за исключением Нахчыван-Ордубадской зоны, где женщины носили относительно короткие туманы. Туман шили из шелковой или шерстяной ткани с различными узорами, состоящими из 12 кусков. Кроме верхнего тумана, под ним носили так называемые промежуточные туманы. Туманы бывали гофрированными или плиссированными и украшались помпонами, изготовленными из цветных шелковых или золотых нитей. В некоторых городах женщины носили так называемые чахчуры, которые шили из различных шелковых тканей.

Для большего украшения верхней женской одежды пользовались различными видами бафта — «сарыма», «гарагез», «зенджире», «шахпесент» и др., изготовляемые в домашних условиях или в ремесленных мастерских. К нижней части рубашки пришивали золотые монеты («этеклик» или «мидахил»), иногда к нижней части рубашек пришивали золотые монеты.

Поверх архалука или чепкена женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс. Наряду с ними были также широко распространены кожаные пояса с пришитыми серебряными монетами или с серебряной бляхой.

Из женских головных уборов особо распространенными видами были келагаи, а также шелковые косынки «наз-наз». Келагаи изготовляли в специальных мастерских в таких известных центрах шелководства как Шеки, Гянджа и Шамахи.

В некоторых местах женщины под косынкой носили арахчын. Часто сверху к этим арахчынам пришивали золотые украшения различных форм.

Жители некоторых городов и пригородных сел Азербайджана покрывали голову чаршабами. Чаршабы шили из шелковых тканей, однотонного атласа или клетчатой ткани. Женщины, покрывающие голову чаршабом иногда пользовались еще и рубендом (вуалью).

Национальная одежда азербайджанских мужчин XIX века также состояла из верхней и нижней одежды.

Мужская верхняя одежда состояла из верхней рубашки, архалука, чухи и шаровар (брюк). Следует отметить, что такой комплект широко распространенной национальной одежды, с незначительными различиями, был характерен для всей территории Азербайджана.

Верхняя мужская рубашка имела в основном два покроя: с воротником посередине и по бокам. Воротник рубашки застегивался пуговицей или петлей. Мужскую рубашку шили в основном из атласа и сатина.

Архалук отличался плотным прилеганием к телу. Его подол был с оборками, рукава — прямые, постепенные сужающиеся в локтевой части. Архалуки шили с одним или двумя карманами и застегивались до шеи. Для шитья архалуков пользовались материалами типа кашемир, атлас, сатин, ластик и др. Поверх архалука юноши носили ремень или пояс, а взрослые или пожилые мужчины — кушак.

Çuxa kişi üst geyimlərindən biridir. Azərbaycanda iki cür — vəznəli və çərkəzi çuxalar mövcud idi. Hər iki çuxanın yaxası açıq biçilirdi. Çuxa belə qədər kip və astarlı, ətəyi büzməli yaxud qırçınlı tikilirdi. Bel hissəsində çuxanın bəndi olardı.

Vəznəli çuxanın qolları düz və uzun biçilib hər iki döşünə vəznə xəzinələri tikilirdi. Başları gümüş yaxud qızıl ilə ziynətləndirilmiş vəznələr xəzinələrə geydirilirdi.

Çərkəzi çuxa vəznəlidən qolunun biçiminə görə fərqlənirdi. Çərkəzi çuxanın şiş və ya dairəvi uclu əlcəkli qondarma qolunun astarı ipək parçadan tikilirdi. Bu qolların kəsiyi boyu çox vaxt qaytandan duzəldilmiş ilgək və düymələri olurdu. Çərkəzi çuxanın uzunluğu müxtəlif idi: bəzilərinin uzunluğu dizdən bir qədər aşağı, bəzilərininki isə dizə qədər olurdu. Çuxanı mahuddan və ya şaldan tikirdilər. Çuxanı müxtəlif qızılı bafta, sarıma və başqa parçadan köbə ilə bəzəyirdilər.

Другая разновидность чухи — «черкези» отличалась от «везнели» по своему крою. Подкладка накладных рукавов чухи «черкези» сшивалась из шелковой ткани, по всему разрезу рукавов пришивали пуговицы или петли. Мужские шаровары (брюки) шили из домотканой шали или шерстяных тканей разных сортов.

В некоторых горных районах верхняя зимняя одежда для мужчин представляла собой дубленку сшитую из овечьей шкуры с пуговицами по воротнику. В торговых центрах и городах некоторые мужчины носили хорасанские шубы, украшенные узорами, вышитыми шелковой нитью. В горных районах пастухи зимой носили епанчу.

В Азербайджане уделялось особое внимание головным уборам мужчин. Ходить без головного убора считалось неприличным. Наиболее широко распространенным видами мужских головных уборов были папахи, сшитые из кожи различного покроя: папахи «бухара» и «черкези» (сшитые из шкуры черного, серого или коричневого цвета), «шеле-папахи». Весьма широко были распространены аракчыны, сшитые из тканей «тирме» и шелковой ткани, в большинстве случаев украшенные золотыми вышивками. Пожилые мужчины и старики носили под папахами стеганные «тесеки» из белой бязи, а по ночам стеганные «шебкулахи».

Одними из наиболее широко распространенных в Азербайджане видов одежды являются вязаные шерстяные джорабы. Джорабы вязали, из шелковых и шерстяных ниток. Они отличались как по тонким и красивым узорам, так и по расцветке ниток. Узоры джорабов точно такие же как узоры, встречающиеся в вышивках, «басма» и тканях. Джорабы вязали длинными, до колен и короткими — до щиколоток.

В Азербайджане были широко распространены обувь, сшитая из разноцветной кожи — тумаш. Самым распространенным видом обуви, которую носили как женщины, так и мужчины, считались башмаки.

Женщины носили башмаки с вышитой поверхностью и сапоги с длинными голенищами. Мужская обувь, сшитая из выделанной или необработанной кожи обычно была однотонной и без узоров. В городах мужчины носили башмаки или «налейины», сшитые башмачниками. А в сельской местности больше были распространены чарыки, сшитые из необработанной кожи. Повязки к чарыкам вязали из шерстяной нити.

Различные украшения дополняли одежду и обогащали ее национальные особенности. Ювелиры изготовляли украшения из золота и серебра. Они также пользовались драгоценными камнями: бриллианты, алмазы, изумруды, рубины, жемчуг, бирюза, агат и т.д. основными центрами ювелирных изделий Азербайджана были города Баку, Гянджа, Шамахы, Шеки, Нахчыван и Шуша. Местные ювелиры изготовляли все виды ювелирных изделий необходимые для населения. В Азербайджане также пользовались огромной славой мужские и женские пояса, сделанные из серебра руками кубачинских ювелиров из Дагестана.

Азербайджанские женщины очень любили украшения, широко и умело пользовались ими.

Полный комплект украшений, которыми пользовались женщины, назывался «имарет», охватывающий разные головные и нагрудные украшения, кольца, серьги, пояса, браслеты и «базубенды».

Азербайджанский дизайнер Фахрия Халафова: Три платья из моей коллекции хранятся в Эрмитаже

Шелковые азербайджанские платки кялагаи, широкие юбки, расшитые золотом шапочки архалыги, стеганые бархатные кофты лабада — все эти атрибуты, типичные для азербайджанского национального костюма, вновь на пике популярности в Баку. Они способны рассказать очень многое о традициях азербайджанского народа. Корреспондент «Москва-Баку» встретилась с заслуженным деятелем искусств Азербайджана, известным дизайнером Фахрией Халафовой, которая рассказала об особой магии национального костюма.

— Азербайджанская национальная одежда пользуется сегодня большой популярностью среди современной молодежи. По-вашему, в чем секрет ее востребованности?

— Азербайджанская национальная одежда на протяжении веков являлась отражением самобытной культуры нашего народа. Сегодня в наших музеях хранятся некоторые артефакты — подлинные образцы азербайджанского национального костюма, являющиеся источником вдохновения для современных дизайнеров. Раньше мы не осознавали их ценность и уникальность, но после обретения Азербайджаном независимости произошло новое «рождение» национального костюма. Люди начали надевать азербайджанскую национальную одежду на свадьбы, хына-яхты (обручение), праздники и фестивали. В 2000 году я была одним из первых дизайнеров, представивших стилизованный азербайджанский национальный костюм на международных подиумах. Мне очень приятно, что интерес к шелковым платьям в пол, национальным платкам кялагаи и папахам с каждым годом растет, и в Баку появилось большое количество ателье и салонов, предлагающих широкий выбор национальных костюмов на любой вкус.

— Посоветуйте, какие элементы национального костюма можно использовать в повседневной жизни? Интересно, что носите вы сами?

— Прежде всего, это кялагаи — тончайшие шелковые платки, которые можно сочетать по цвету и стилю. Они подчеркивают женственность и красоту, украшают девушку. Очень гармонично смотрятся также азербайджанский национальный орнамент бута и художественная вышивка. Можно использовать шелковые ткани, тафту, носить расшитые головные уборы «аракчыны» и короткие кофты с длинными рукавами «архалыги». Что касается меня, я с огромным удовольствием ношу кялагаи. У меня имеется большая коллекция азербайджанских кялагаи, которые я ношу как шарф или платок. Часто использую их в своих коллекциях, так я дополнила ими свою последнюю весенне-летнюю коллекцию.

— Как в Европе принимают азербайджанский национальный костюм?

— Недавно я участвовала в Oriental Fashion Show в Париже, где представляла азербайджанские наряды, и моя коллекция «Тонкий шарм» была встречена с большим интересом. Восточные мотивы в одежде всегда пользовались популярностью в Европе. Самые известные фэшн-дизайнеры используют в своих коллекциях восточный стиль. Национальные этнические костюмы, сшитые по старинным прототипам, в Европе стоят очень дорого — от 2 до 3 тысяч евро. Если воссоздать азербайджанский костюм — декорировать его золотыми нитями, украсить полудрагоценными камнями, использовать дорогие шелки тафту, такое платье обойдется в 5-6 тысяч евро.

— Кто из знаменитостей носит платья Дома моды Фахрии Халафовой?

— В гардеробе большинства азербайджанских звезд имеются платья из моих коллекций. А последней моей «заказчицей» была первая женщина-робот с искусственным интеллектом София. В прошлом году она участвовала во встрече в рамках Глобального дня инфлюенсера. Специально для Софии я создала азербайджанское национальное платье, которое дополнила кялагаи. София выставила на своих страницах в Твиттере и Инстаграме фотографию в новом одеянии, отметив, что ей очень понравился азербайджанский стиль.

— Ваши наряды также хранятся в различных музеях…

— В декабре 2017 года состоялось подписание соглашения с директором Государственного Эрмитажа, академиком Российской Академии наук Михаилом Пиотровским о передаче трех уникальных работ из моей коллекции в фонд галереи костюма. Это платье из шелка с орнаментами из кялагаи, наряд, декорированный полудрагоценными камнями и жемчужное платье в стиле второго рококо XIX века. А в 2018 году в ходе визита в Узбекистан в рамках Международного конкурса «Miss union fashion» среди стран Азии, Африки и Европы я преподнесла в дар Государственному музею прикладного искусства Узбекистана и Государственному музею истории Узбекистана наряды из своих коллекций, выполненные из узбекского щелка. Мои коллекции с большим успехом были представлены в Италии, России, Узбекистане и Азербайджане — в рамках Milan Fashion Week, Caspian Fashion Week и Azerbaijan Fashion Week и других.

— Когда вы создаете коллекцию, что вас вдохновляет больше всего?

— Меня, как бы предсказуемо это ни звучало, больше всего вдохновляют женщины! Женщина — это самое главное в жизни. Это мать, жена, сестра, дочь, любимая. Я хочу, чтобы женщины были всегда красивыми, нежными и стильными, и вдохновляли мужчин на подвиги. Сегодня в моде андрогинность, а я не отступаю от своих излюбленных фасонов и принтов, использую роскошные шелка и азербайджанский национальный орнамент. Все то, что делает женщину царицей.

Каски, одежда и куклы в форме армянских солдат стали экспонатами в азербайджанском парке

Автор фото, AzerTag

Подпись к фото,

Каски армянских содат вызвали негодование у многих как в Ереване, так и в самом Баку

12 апреля президент Азербайджана Ильхам Алиев открыл в столице парк военных трофеев. Помимо военной техники армян там находятся каски солдат, а также карикатурного вида куклы, изображающие армянских солдат и офицеров.

Открытие парка вызвало дискуссии в самом Азербайджане и негодование в Армении, где уже заявили о публичном унижении памяти погибших в войне.

Многие говорят что такой парк помешает налаживанию мира между народами двух стран, вступивших в прошлом году в вооруженный конфликт вокруг Нагорного Карабаха.

В сообщении на сайте президента говорится, что главный экспонат парка — щит, изготовленный из номерных знаков более 2000 военных автомобилей, «взятых у врага Вооруженными силами Азербайджана на освобожденных от оккупации землях в качестве трофеев».

Помимо этого среди экспонатов есть и военная техника, захваченная у армян во время 44-дневной войны осенью прошлого года. Но соцсети обратили внимание в первую очередь на кукол и каски.

«Меня бомбит, что в мемориальном комплексе сувенирная лавка с майками «Карабах бизимдир» Карабах наш« — прим. Би-би-си). Куклы и каски — это неуважение к армянам, нехорошо, но ладно, — пишет один из азербайджанских пользователей соцсетей. — Но лавка — это уже неуважение к нашим солдатам».

«Не стыдно за музей, но стыдно за манекены и макеты-муляжи», — говорит еще один комментатор.

Оппозиционный политик Тофик Ягублу заметил на одном из фото коробки марихуаны и заявил что власти «подбрасывая наркотики в карманы, то же самое сделали в отношении армян». А историк и политэмигрант Ариф Юнус увидел сходство между Алиевым и одним из экспонатов.

Впрочем, многим в Азербайджане экспонаты понравились.

«Как один из азербайджанцев, проживающих за границей, скажу что мы гордимся Вами, господин Президент!» — пишет один из комментаторов под новостью с фотографиями из парка.

Автор фото, AzerTag

Подпись к фото,

Главный экспонат парка — щит, изготовленный из номерных знаков более 2000 военных автомобилей, на котором красуется надпись «Карабах — это Азербайджан!» Президент Ильхам Алиев сфотографировался на его фоне

«Конфликт не решен»

9 ноября 2020 года, после 44 дней боевых действий в Карабахе лидеры Азербайджана, Армении и России подписали соглашение о прекращении огня.

Армянская сторона потерпела поражение. Азербайджан вернул себе семь районов вокруг Карабаха и все занятые во время войны земли — около трети Нагорного Карабаха, если рассматривать его в границах Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджанской ССР.

Но по мнению многих, конфликт еще не завершился.

Захид Орудж, член парламентского комитета по правам человека, говорит что не видит ничего плохого в показе этих трофеев, и ссылается на военную историю с музеями во многих странах мира.

«Что касается шлемов, то если бы между Азербайджаном и Арменией была война в нейтральной зоне, то это можно было бы понять. Но те кто проливает слезы по этим шлемам, в течение 30 лет совершали преступления, — говорит депутат. — Можно сказать что мы вырвали из рук этих людей само существование нашего государства, его конституцию и суверенитет».

Депутат говорит, что этот вопрос следует рассматривать не в национально-этническом контексте, а в контексте оккупации территории. По словам депутата, демонстрация шлемов и других деталей могла бы рассматриваться как разжигание межнациональной розни, если бы Азербайджан не признавал существование в Карабахе других народов, в том числе армян.

«Напротив, руководство страны заявило о своей готовности к сотрудничеству, открытию коммуникаций и достижению соглашения с Арменией по карабахскому вопросу», — аргументирует Захид Орудж.

Автор фото, AzerTag

Подпись к фото,

Куклы армянских солдат вызвали негодование у многих как в Баку, так и в Ереване

«Война закончена, но конфликт все еще не решен, — рассуждает азербайджанский политолог Зардушт Ализаде. — Необходимо наладить с армянами Карабаха отношения, и мирный договор с Арменией все еще не подписан. А сегодняшняя послевоенная пресса, новости, сайты и телевидение не служат урегулированию конфликта».

Как считает политолог, каски и муляжи солдат относятся не к мирным армянским жителям Азербайджана, а к «оккупантам, которые незаконно пришли на территорию Азербайджана, разрушали и убивали».

«Но я думаю, что уже после победы эти приемы можно было бы оставить в прошлом, они не нужны и контрпродуктивны», — говорит он.

Автор фото, AzerTag

Подпись к фото,

МИД Армении заявил, что выставление манекенов армянских солдат, их личных вещей и шлемов противоречит заявлению Азербайджана о о постконфликтной ситуации, региональном мире и примирении

Реакция в Армении

МИД Армении в своем заявлении во вторник 13 марта назвал Азербайджан «всемирным центром нетерпимости и ксенофобии».

«Церемония открытия «парка» и выступление на ней президента Азербайджана показывают, что вышеуказанная акция направлена на публичное унижение памяти погибших в войне, пропавших без вести и пленных, попрание прав и достоинства их семей», — говорится в заявлении МИД.

Как говорит МИД, выставление манекенов армянских солдат, их личных вещей и шлемов противоречит заявлению Азербайджана о постконфликтной ситуации, региональном мире и примирении.

С подобным заявлением выступил и омбудсмен Армении Арман Татоян.

Автор фото, AzerTag

Подпись к фото,

В парке есть и обычные военные экспонаты, а сам он находится недалеко от центра города.

Азербайджанская национальная одежда — Вспомнить, подумать… — LiveJournal

В XVII веке в Азербайджане существовала в какой-то мере специализация городов
по производству тканей, которая сохранялась и в дальнейшем.

Детский костюм для девочки. Баку. XIX век

Например, в городе Тебризе было сосредоточено изготовление самых различных по
качеству тканей. Особенно он славился бархатом, атласом, кумачом и пестрядью.
Искусные ткачи-ремесленники Нахичевани производили много дешевых, но красивых
и доброкачественных хлопчатобумажных тканей.
В Азербайджане производились следующие ткани: зарбафт, парча, атлас, тафта, канаус,
камка, кисея, бархат, дараи, махуд, шал, тирмя, пестрядь, миткаль, бязь и др.

Детский костюм для мальчика. Шеки. Начало XIX века

Стиль костюма отражал семейное положение и возраст его обладателя. Костюм девушки
заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались
молодые женщины. Девушки и пожилые женщины украшений носили значительно меньше.,
Детская одежда по своей форме идентична костюму взрослых, она отличалась от нее
размерами и некоторыми особенностями, вызванными возрастом ее владельцев.

Если женская одежда шилась главным образом из шелка и бархата, то для мужской одежды
пользовались в основном махуд – сукном местного производства или привозным, а также
шал –домотканой шерстяной тканью. Нижняя одежда, как женская, так и мужская, шилась
из льняных и хлопчатобумажных тканей; иногда в богатых семьях нижние рубахи были шелковыми.

Мужчины

Мужской костюм так же, как и женский, в основном был единым во всех историко-
этнографических зонах. Национальную одежду мужчин-азербайджанцев также можно
разделить на нижнюю (нательную) и верхнюю – плечевую и поясную.
Верхняя мужская одежда азербайджанцев состояла из уст кёйняйи (рубаха), архалыг,
чуха (плечевая одежда) и шалвар (поясная одежда).

Мужской костюм. Шуша. XIX век

АРХАЛЫГ – Верхняя мужская плечевая одежда; отрезная, в талии собранная в мелкую
сборку или складку. Рукава прямые, суживающиеся книзу. До талии архалыг плотно прилегал
к телу. Поверх архалыга молодые люди надевали кожаные ремни – гайыш или серебряные
наборные пояса – кямяр, а старики обматывали талию гуршаг – куском прямоугольной ткани
длиной в 4–6 метров. Для гуршаг использовали дорогие ткани – тирмя, шал, парча и т. д.

ШАЛВАР – относятся к верхней мужской поясной одежде. Они состоят из двух прямых
суживающихся книзу штанин. В паховый шов вставлялся треугольный клип. У пояса шалвар
завязывался на туман баги – плетеный шелковый шнур, продеваемый в лифя – вздержку

КЮРК – верхняя зимняя одежда мужчин. Это шуба из овчины мехом внутрь, без
застежки, с воротником. Кюрк ниже колен. В городах и торговых центрах носили Хорасан
кюркю – шубу из желтой дубленой кожи с вышитым орнаментом. В горах крестьяне-пастухи
носили япынджы – бурку.

ЧУХА – еще один вид верхней мужской плечевой одежды. Она была отрезной, у тали
ее закладывали складками или собирали в сборку. Грудь оставалась открытой, и из-под
чухи виднелся архалыг.
Обязательным атрибутом вязняли чуха являлись вязня – гозыри, которые располагались с
обеих сторон на груди. Вязня первоначально служили гнездами для патронов, в дальнейшем,
в ходе эволюции костюма приобрели чисто декоративный характер.

Женщины

Верхняя женская плечевая одежда состояла в основном из усткёйняйи (верхней рубахи),
архалыга, чепкена, лаббады, кюляджи, кюрдю, эшмяк, бахари. Из верхней поясной женской
— туман (юбка) и чахчур.

Женский костюм. Баку. XIX век

УСТ КЁИНЯИИ (рубаха) имела прямой покрой, шилась она без плечевого шва. Прямой,
длинный и широкий рукав пришивался к прямой пройме; на рукаве у плеча иногда закладывали
две или три складки

ЧЕПКЕН – широко распространенный вид верхней женской плечевой одежды. Чепкен шился на
подкладке и плотно облегал фигуру.

ЛАББАДА шили на стеганой подкладке. Передние полы лаббада не прикрывали грудь,
а на линии талии завязывались тесьмой. Лаббада шилась короткой, чуть ниже талии, на
боках имелись чапыг – выступы. Рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой разрез.
Лаббада шили из тирмя, бархата и различной выделки парчовых тканей.

Женский костюм. Шуша. XIX век

ЭШМЯК – стеганая женская верхняя одежда. Полы эшмяк на груди не сходились,
рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой вырез. Эшмяк шили из тирмя и бархата.

БАХАРИ – шили на простеганной подкладке. Бахари до талии плотно облегал фигуру,
а подолбаску мелкими сборками пришивали к талии. Длина бахари обычно до бедер.

КЮЛЯДЖА – верхняя женская одежда, отрезная в талии. К поясу мелкими сборками
пришивался подол. Кюляджа не имела застежек. По длине кюляджа доходила до колен.
Рукав прямой, три четверти. Кюляджа шили из тирмя и бархата.

Женский костюм. Шемаха. XIX век

В городах женщины при выходе на улицу поверх всех юбок надевали чахчур, состоящий из
двух штанин; каждая штанина у щиколотки собиралась в мелкую сборку в виде манжеты, к
которой пришивали сшитые из той же ткани носочки. Каждая штанина чахчур была
самостоятельной. Шили чахчур из шелковых тканей.

Поверх архалыгов или чепкенов женщины носили кямяр – золотые или серебряные пояса.
Большое распространение имели также широкие кожаные пояса с нашитыми на них
серебряными монетами и серебряной пряжкой.
Чадра в основном характерна для жительниц города и пригородных деревень Чадра могла
быть однотонной атласной, клетчатой, цветной шелковой, главным образом местного
производства.

Туман. Гянджа. XIX век

Верхняя поясная одежда женщины-азербайджанки состояла из туман – юбки, доходящей до
щиколотки. Юбка шилась из 10–12 полотен.
Большинство женщин обычно носили по 5–6 юбок сразу.

Туман. Фрагмент. Нахичевань. XIX век

Юбки, надеваемые между нижней нательной и верхней юбками, назывались ара туманы, то
есть промежуточные юбки. Все юбки у пояса собирались в бюзмя – мелкую сборку или
гырчын – складки. Юбки шили из самых различных тканей, начиная от ситца и кончая
самыми дорогими, включая бархат и тирмя.

Архалыг женский. Шуша. XIX век

АРХАЛЫГ – также широко распространенная по всему Азербайджану разновидность
верхней женской плечевой одежды. Существовали различного вида архалыги.
Архалыги шились на подкладке, некоторые из них до пояса плотно облегали фигуру, а к
поясу пришивалась различной ширины баска. Ее могли закладывать складками или собирать
в мелкую сборку.
Архалыги богато украшали различными тесемками и золотыми кружевами и т. п.

Кюрдю. Шуша. XIX век

КЮРДЮ – стеганая безрукавка. Передние полы не сходятся, на боках имеются выступы
с разрезом. Шили кюрдю из тирмя и бархата. Ворот, подол, разрезы и проймы рукавов
обшивали мехом хорька. Бытовал и другой вид кюрдю, называемый хорасан кюрдюсю, привозимый
паломниками из стран Ближнего Востока. Сшиты они из замши темно-желтого цвета, и вся
их поверхность вышита шелковыми нитками того же цвета.

Для украшения женской верхней одежды имелось большое количество домашнего и кустарного
производства бафта (тесьма) – сарыма, гарагёз, зянджиря и шахпесенд (золотые или
серебряные кружева).
Для украшения женской одежды вышивкой использовали гюлябатын – золотые или серебряные
нити, бисер, блестки и т. д.
Женская верхняя плечевая одежда украшалась также золотыми штампованными бляшками,
нашиваемыми на ворот, рукава и подол.

Арахчын. Баку. XIX век

Из головных женских уборов наиболее широко были распространены келагаи, наз-иаз,
газ-газ и орпяк – шелковые платки. В Азербайджане келагаи были местного кустарного
производства. Основными центрами производства келагаи были города Гянджа, Шемаха и
Шеки.
В некоторых местах женщины под платок надевали арахчын – невысокую шапочку с плоским
донышком, чаще всего с нашитыми золотыми штампованными украшениями.

Гянджа. XIX век

В Азербайджане разноцветная сафьяновая обувь была очень распространена. Как женской,
так и мужской наиболее широко бытовавшей обувью были башмаг – башмаки. Женщины чаще
носили вышитые башмаки и сапожки с сафьяновыми или суконными голенищами. Мужская обувь
обычно не имела украшений, ее шили из дубленой и сыромятной кожи.

Шябкулах. Шеки. XIX век

Головной убор являлся важным элементом в одежде азербайджанских мужчин, ему придавалось
большое значение. Ходить с непокрытой головой считалось большим позором.
Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были различных форм меховые
шапки: бухара папаг и чяркязи папаг (из черного, серого или коричневого каракуля),
шяля папаг (носимая чабанами) из бараньего меха и другие. Широко бытовали арахчын –
тюбетейки из тирмя и шелка с разнообразными вышивками, часто золотым шитьем. Пожилые
мужчины и старики под меховой шапкой носили еще тясяк – небольшую стеганую тюбетейку
из белой бязи. На ночь мужчины надевали шябкулах – колпаки конической формы, стеганые
или вышитые, на подкладке.

Джораб. Баку. XIX век

По всему Азербайджану были широко распространены джораб – вязаные носки. Их вязали из
шерстяных и шелковых ниток домашнего производства и окраски. Джорабы носили мужчины и
женщины, дети и старики. Азербайджанские джорабы отличались богатым орнаментом и
яркостью красок. Их орнаменты напоминают узоры ковров, вышивок, набоек и тканей.
Носки были длинные, до колен, и короткие, выше щиколоток.

Из книги: Азербайджанская национальная одежда. М.: «Искусство», 1972

***

Не пропустите только на этом сайте
посмотреть новый интересный сериал «Миллиарды».
Речь в нем идет о непримиримом соперничестве богатого руководителя одного из крупнейших
хедж-фондов с крупным влиятельным политиком и прокурором. Кто выиграет схватку за власть
и деньги вы узнаете начав смотреть сериал 18 января 2016 года

10 вещей, которые обязательно нужно сделать в Баку

Жажда путешествий как аппетит — всегда приходит во время еды, а в нашем случае — во время самого путешествия. Как бы это ни звучало, пусть и тавтология, но это полностью о нас с Серёжей.

Все началось с того, что мы поехали в давно запланированное свадебное путешествие в Грузию, предварительно обдумав желаемую и обросшую мечтами фотосессию в белом платье и костюме на фоне горных пейзажей. Кстати, наши шикарные фотографии уже готовы, посмотреть их можно тут и почитать предысторию — в этой статье.

Буквально на третий день нашего пребывания в Грузии, что-то в голову взбрело пока домой не ехать, а продолжить наше путешествие в азербайджанской столице, в городе Баку. Страны — соседи поэтому мы, долго не думая, купили билеты из Тбилиси в Баку. Всего полтора часа и мы в самом богатом и роскошном городе на Кавказе.

Сохранить

Архитектура Баку поражает с момента прилета в аэропорт имени Гейдара Алиева, который хоть и небольшой по своим размерам, но все же несколько лет подряд занимает первое место как самый комфортабельный аэропорт в мире. В самом же городе, независимо от того центр это или окраина, хорошие и широкие дороги, много дорогих машин и фешн-бутиков и отреставрированные фасады зданий.

Сохранить Девичья башня Сохранить Сохранить Фонтан в Саду Филармонии

Начиная исследовать город, запомните, что азербайджанцы очень общительные и контактные, не возражают и даже любят, когда их фотографируют. Только пожалуйста, не будьте как индийцы или китайцы — не фотографируйте людей втихаря и не опускайтесь до тупых селфи, особенно без разрешения.

Сохранить Бакинцы за нардами

Где лучше всего поселиться в Баку:

Хотите выбрать другой отель в Баку? Жмите на ссылку, чтобы увидеть весь список