Что такое паблик-арт и как он развивается в России
Одновременно с декорациями и иллюминацией на улицах городов появляются работы художников, цель которых — вызвать эмоции, заставить задуматься. Разбираемся, что такое паблик-арт, зачем он нужен и где можно его найти
Об авторе: Марина Звягинцева, современный паблик-арт художник.
Что такое паблик-арт
Паблик-арт — это современный вид искусства в общественном пространстве, важнейшее качество которого — воздействие на неподготовленного зрителя. Его не стоит путать с благоустройством города, установкой праздничного декора и других украшений. Качественный паблик-арт — это именно искусство, которое меняет городскую среду.
В России граница между паблик-артом и уличным искусством размыта. Но подход художников изначально различается: стрит-арт рассматривает стену как большой холст и является самовыражением художника, а паблик-арт ставит перед собой задачу изменить конкретное место. Особенность паблик-арта в том, что это — site-specific искусство, то есть каждый арт-объект должен вписываться в ту среду, в которой он находится, не мешая ей, а меняя ее.
Если говорить про отличия от благоустройства, которое, в первую очередь, создает комфорт, то паблик-арт добавляет среде индивидуальность и эмоциональность.
Трансформация пространства и работа с восприятием горожан в приоритете перед декоративными и бытовыми аспектами.
Как возникло явление
Паблик-арт зародился в США в 1960-х, когда Национальным фондом искусств была запущена программа о приобщении населения к искусству. Для этого в публичных пространствах, на центральных и периферийных городских площадях были установлены масштабные скульптуры американских художников: Александра Колдера, Класса Ольденбурга, Ричарда Серры и других. С 1967 по 1995 годы в разных городах США появилось 700 скульптур и арт-объектов.
В России паблик-арт начал развиваться в 2005 году: появилась выставка современной ландшафтной скульптуры Арт-Поле Technology, паблик-арт программа «Спальный район» (это проект на открытой территории одного из спальных районов Москвы, где около 70 современных художников представили уникальные арт-объекты из обыкновенной железной кровати). Причина появления такого вида искусства — возникновение разрыва между искусством и человеком из-за того, что в залы стала ходить только подготовленная публика. Современное искусство отдалилось от широкой публики. При этом появился запрос на изменение городского пространства. Логика развития любого искусства такова: ему становится тесно в стенах и оно выходит на улицы.
Какие задачи решает паблик-арт
Гармонизирует среду обитания
Смысл арт-проекта возникает в тесной взаимосвязи с городским ландшафтом или местом, для которого он разрабатывается. Например, в проекте «Неустойчивые равновесия» атриум Московского Международного Университета стал частью инсталляций: лестница — хребтом доисторического животного; растения, которые планировали выбросить — основой минималистичной инсталляции. Данный пример показывает, что паблик-арт — это не всегда дорогостоящие проекты.
Приглашает к диалогу
Задача паблик-арта — вырвать неподготовленного зрителя из состояния безучастности к окружающему и перевести в состояние творческого осмысления действительности, пробудить чувство сопричастности к миру. Работы должны удивлять, заставлять замедлить шаг, но при этом быть понятными любому человеку. Пример такого успешного взаимодействия с неподготовленным зрителем — «Памятник клавиатуре» в Екатеринбурге от Анатолия Вяткина. Сначала клавиши импровизированной клавиатуры решили проблему скамеек на набережной, а впоследствии памятник стал локальным культурным символом.
Восстанавливает социальные связи
Паблик-арт переводится как общественное искусство, так как находится в тесной взаимосвязи с сообществами простых людей. Для него характерна культура соучастия, или партиципаторность. Важно учитывать интересы и нужды местных жителей или той социальной группы населения, для кого оно предназначено в первую очередь. Например, проект для Морозовской ДГКБ «Арт-прививка» создавался в тесном взаимодействии с врачами. Все арт-объекты служили одной цели — вывести ребенка из состояния замкнутости, подавленности собственными переживаниями, позволить ему включиться в исследование новой среды. Такие положительные эмоции маленьких пациентов помогают медикам наладить с ними контакт, что способствует более эффективному лечению.
Арт-прививка, Морозовская детская больница
Работает с эмоциями
Искусство в городе создает некий safe space — безопасное для жителей место. Паблик-арт снижает токсичность мегаполиса, приближает городскую среду к размерам и параметрам человека.
Освещает городские проблемы
Важная особенность развития современного искусства — его «полезность» для общества. Паблик-арт — рупор социальных нужд. В Нижнем Новгороде, к примеру, уличные художники работают с ветхой деревянной архитектурой, рисуя граффити, на которых рассказывают историю жильцов дома, тем самым привлекая внимание чиновников к плохому состоянию зданий. Например, в рамках фестиваля «О’Город. Окно» удалось сохранить и законсервировать деревянные дома в исторических кварталах 1833 года и церкви Трех Святителей.
Повышает привлекательность места
Часто объекты паблик-арта становятся достопримечательностями на карте не только города, но и страны и привлекают уже не только местных жителей, но и туристов. Широкую народную известность получил объект Бориса Матросова «Счастье не за горами» на берегу реки Кама в Перми. Он даже стал частью массовой культуры: в фильме «Географ глобус пропил» эта надпись стала лейтмотивом сюжета.
Тренды паблик-арта
Основная миссия паблик-арта — перепрограммировать эмоции человека, который чувствует себя в городе эмоционально подавленным. Для этого художники используют различные инструменты, отражающие тенденции нашего времени. К основным трендам в паблик-арте сегодня можно отнести следующие.
Искусство в шаговой доступности
Искусство становится ближе к человеку: паблик-арт появляется в спальных районах, парках. Этот тренд начал зарождаться в рамках Первой биеннале уличного искусства в Москве в 2014 году, когда художник и дизайнер Андрей Люблинский создал трехметровую пиксельную утку и поселил ее в Воробьевском пруду.
Можно также отметить выставку «Красный сад» на фестивале «ГУМ-Red-Line» летом 2021 года. Тогда на аллее у ГУМа в течение двух месяцев были представлены восемь работ современных художников. Выставка на Красной площади — это своеобразный переломный момент: паблик-арт пришел в самый центр Москвы.
Экономика инноваций «Я так вижу»: как работает робот-художник
Самоидентификация локации
Большое внимание уделяется созданию объекта, который содержит в себе черты, присущие только конкретному месту. Например, Московский инновационный кластер проводит открытый конкурс на лучший проект арт-объекта для флагманского корпуса Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы» — кластера «Ломоносов». Согласно брифу, авторам необходимо подчеркнуть идентичность места: арт-объект должен гармонично сочетаться с ландшафтом, учитывать расположение на территории МГУ имени М.В. Ломоносова, а также отражать идею кластера как места развития технологий и науки.
Сайт-специфичность
Паблик-арт носит средовой характер. Это значит, что каждый арт-объект должен органично вписываться в ту среду, в которой он находится. Например, с июня 2019 года территория ЦТИ Фабрика стала частью паблик-арт проекта «Карта памяти», созданного в формате site specific.
Карта памяти, ЦТИ Фабрика, 2019 (Фото: Дмитрий Чунтул)
Новые технологии
Из-за высокой стоимости разработки проектов с применением современных технологий не так много, но именно они дают возможность создавать еще больший «вау-эффект». Например, в июне 2021 года в подземном паркинге парка «Зарядье» открылся проект «Water линия». Инсталляция представляет собой фитотроны с живыми растениями и присоединенные к ним прозрачные трубы с бурлящей водой: растения словно парят в воздухе. Уровень парковки находится на уровне вод Москва-реки, и создается впечатление, что вода из реки протекает по стенам парковки и питает эти растения.
Water линия, Зарядье, 2021 (Фото: Олег Яковлев)
Digital и NFT
Тенденция к слиянию реального и виртуального мира активно развивается и в искусстве. Например, фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities стартовал 22 августа 2022 года с открытия метавселенной. Это город будущего, в котором представлены арт-объекты художников-участников фестиваля. Внутри пространства все посетители могут общаться между собой, получать дополнительную информацию про каждую NFT-работу и познакомиться с фестивалем из любой точки мира. Главное преимущество такого формата — децентрализация и повышение доступности цифрового искусства. Физические арт-объекты фестиваля представлены в Екатеринбурге, Самаре, Казани, Санкт-Петербурге и Москве.
Экология и зеленые технологии
Забота об экологии — это вопрос, который должен беспокоить не только чиновников, но и всех жителей городов. И искусство помогает привлекать внимание к проблемам сортировки и переработки мусора. Один из эффективных способов это сделать — треш-арт: направление, когда художники создают арт-объекты из вторсырья. Например, в марте в Красноярске проходил фестиваль треш-искусства «Арт-Кашалот», где не только художникам, но и жителям края предлагалось создать арт-объекты из мусора. Лучшим работам присуждались денежные премии. Такие инициативы помогают формировать новое отношение к отходам в массовом сознании.
Арт-акция
Это проекты на один день или удаленные проекты с уничтожением, но при этом они не содержат политических высказываний. Художникам приходится искать способы избежать согласования паблик-арт объектов с городом. В итоге появляются временные паблик-арт инсталляции — как вспышки, остаются только на фото и видео. Например, в начале 2022 года прошла однодневная акция: картины моего авторства «Доставка эмоций» были запущены с помощью дронов в спальном районе Жулебино.
Доставка эмоций, Люберцы, 2022 (Фото: Николай Каширин)
Пешеходная зебра Crossroads Григория Орехова — пример удаленного проекта с уничтожением. Символический пешеходный переход из поликарбоната был проложен по воде Москвы-реки возле Николиной горы. Это высказывание художника — попытка привлечь внимание к проблеме застройки этой территории и сохранения природы. Проект просуществовал всего одну ночь и был разобран из-за навигации по реке.
Любой арт-проект в общественном пространстве несет социальную функцию. Современное искусство подталкивает людей к творчеству, заряжает креативностью и создает идентичность места. Важно, чтобы искусство становилось доступным как можно большему количеству людей. Паблик-арт за счет размещения в общественном пространстве, а не в стенах музея, ближе всего к широкой публике. Основная задача этого направления в искусстве выражена в словах художника и куратора Петера Вайбеля: «С помощью паблик-арта мы вряд ли сможем сделать людей умнее, но сможем сделать умнее окружающую их среду».
Public art или художественные проекты в городском пространстве.
автор: Светлана Карпович
Паблик арт (public art) или «общественное (публичное) искусство» — это искусство, основанное на взаимосвязи конкретного места и сообщества людей, связанного с ним. Это означает, что паблик арт создается исходя из истории («атмосферы») конкретного городского пространства с целью зародить диалог или даже дискуссию в местном сообществе, а также преобразовать негативное значение какого-то места в позитивное.
Паблик арт способен принимать различные формы интерактивного взаимодействия со зрителями. Художник создает не просто арт-объект, он добивается эмоционального, чувственного, физического опыта, который получает прохожий при случайном столкновении с ним в городской среде. Кроме того, в некоторых проектах активное участие простых горожан является основной целью. Получается, теперь зрителю не только не нужно идти в галерею, чтобы увидеть произведения искусства, но он может быть сам полноценным участником его создания!
По началу, еще в 60-е годы прошлого века некоторые модернистские художники стали просто экспонировать свои скульптуры в пространстве города. Новизна подхода и неординарность таких работ побудили заговорить художественных критиков о появлении нового жанра. Так и зародилось искусство в публичном пространстве. Например, один из самых популярных объектов города Чикаго- «Зеркальный боб»(облачные врата) Аниша Капура отражает такие тенденции в общественном искусстве. Гигантский металлический шар украшает город, архитектура которого отражается в нем, как в капле воды. Рядом с этим объектом зритель чувствует себя, как Алиса в Зазеркалье.
Постепенно жанр стал развиваться. Художники стали более осознанно подходить к месту, в котором они собираются творить.
Так работают, к примеру, Христо Явашев и Жанны-Клод де Гийебон, создавая удивительные проекты по «упаковке» городской архитектуры и даже природных форм. Эти художники «одевают» мосты, здания, деревья и даже целые острова яркой тканью. Если взглянуть на их работы с птичьего полета- эта целая живопись.
В 2016 году они создали инсталляцию «Понтонный мост», которая соединяла остров и город при помощи яркого моста из пластиков кубов, пройти по которому выстраивались целые очереди.
Со временем проекты паблик арта стали не только располагаться в общественной среде, но и «заигрывать» с неподготовленным зрителем. Художники все чаще предлагали включиться в какое-то действие случайных прохожих.
Так, Джон Мальпеде, Лори Хокинсон, Эрика Ротенберг воплотили проект «Свобода самовыражения» (2004), который был создан для того, чтобы побудить общественность к публичному высказыванию на ту или иную актуальную тему.
А американская художница Дженни Хольцер работает с интерактивным текстом в пространстве города (на фото справа). Ее инсталляции покрывают текстом городские фасады, реки и улицы, побуждая таким образом горожан к размышлению о социальных проблемах и о жизни в целом.
На постсоветском пространстве в 2014 году 17 художников совместно с попечительским советом больницы г. Москвы и Государственным центром современного искусства организовали акцию «Арт-прививка» в рамках большого проекта «Спальный район» Марины Звягинцевой. Акция проходила в стенах больницы и была попыткой интегрировать современное искусство в повседневную жизнь как своеобразную «арт-терапию» для пациентов больницы.
Среди белорусского паблик арт можно упомянуть проект Сергея Кирющенко «Пришло время вплотную заняться приземленным искусством» (2006-2012). Он превращал заброшенные дома, которые загнивают и пропадают со временем, в настоящие произведения искусства.
Роль паблик арта в современной городской среде очень важна. Как мы видим, этот феномен включает широкий круг художественных практик. Однако ключевым отличием паблик арта от обычных скульптур является связь с современностью и способность трансформировать сознание общества посредством различного рода интервенций в городскую среду. Художник, работающий в публичном пространстве, реагирует на события настоящего времени и создает предпосылки для диалога. Его проекты становятся индикатором социальных проблем и превращаются в открытую площадку для обсуждения горячих тем. Однако, художники не только ставят перед обществом вопросы, но и предлагают некоторые варианты решения конкретных проблем. Именно поэтому еще одно название паблик арта в современной трактовке — это «art in public interest («искусство, действующее в общественных интересах») или «критическое искусство».
Wednesday, July 1
Журнал о Мозыре и регионе
Статьи о людях, культуре, искусстве и неформальном образовании в Мозыре и регионе
Tuesday, May 26
Волонтерское движение в Мозыре
Статья о волонтерстве в Мозыре
Friday, January 25
#мозырьвключайся
Пикник и справочник инициатив #мозырьвключайся: список, контакты и информация о благотворительных организациях, социально-культурных проектах города Мозырь
Wednesday, January 2
Лекции
Серия открытых встреч и интерактивных мероприятий, направленных на самообразование в сфере современных технологий и культуры.
Wednesday, January 2
О платформе
Cамообразование и развитие. Креативный город. Инклюзивное общество. Сотрудничество и реализация совместных проектов. Делай первый шаг с нами!
предыдущие статьи |
Что такое паблик-арт? — Ассоциация общественного искусства
Паблик-арт — это отражение того, как мы видим мир, реакция художника на наше время и место в сочетании с нашим собственным ощущением того, кто мы есть.

Кто является «публикой» для паблик-арта?
В разнообразном обществе все искусство не может нравиться всем людям, да и не следует этого ожидать. Искусство привлекает внимание; это то, что он должен делать. Стоит ли тогда удивляться, что паблик-арт вызывает споры? Различия в общественном мнении неизбежны, и это хороший признак того, что общественная среда признается, а не игнорируется. В какой-то степени каждый паблик-арт проект представляет собой интерактивный процесс, в котором участвуют художники, архитекторы, профессионалы в области дизайна, местные жители, общественные деятели, политики, агентства по утверждению, финансирующие агентства и строительные бригады. Задача этого коллективного процесса состоит в том, чтобы усилить, а не ограничить участие художника.
Что такое «искусство» публичного искусства?
По мере развития нашего общества и способов его выражения будут развиваться и наши определения паблик-арта. Материалы и методы меняются, чтобы отразить нашу современную культуру. Процесс, управляемый профессиональным опытом и участием общественности, должен искать наиболее творческие и продуктивные связи между художником и сообществом. Точно так же художники должны привнести в работу свою художественную целостность, творческий потенциал и мастерство. Что необходимо, так это стремление к изобретательству, смелость и сотрудничество, а не компромисс.
Почему паблик-арт?
Паблик-арт является частью нашей публичной истории, частью нашей развивающейся культуры и нашей коллективной памяти. Он отражает и раскрывает наше общество и придает смысл нашим городам. Реагируя на наше время, художники отражают свое внутреннее видение внешнего мира и создают летопись нашего общественного опыта.
Адаптировано из Public Art in Philadelphia Пенни Балкин Бах (Temple University Press, Филадельфия, 1992).
>>Узнайте больше об Ассоциации общественного искусства
Избранное событие
Исследуйте
Смотрите нашу хронологию
Публичное искусство | Americans for the Arts
Паблик-арт 101
Паблик-арт часто привязан к конкретному месту, то есть создается в соответствии с местом и сообществом, в котором он находится. Хотя паблик-арт является активом для сообщества, развитие паблик-арта и управление им может быть сложным процессом. Узнайте здесь, что такое публичное искусство, почему оно важно для сообщества, как оно разрабатывается и создается, и просмотрите тематическое исследование, демонстрирующее положительное влияние паблик-арта на сообщество.
ЧТО ТАКОЕ ПУБЛИЧНОЕ ИСКУССТВО?
Проще говоря, паблик-арт — это искусство в общественных местах. Термин «паблик-арт» может вызывать в воображении образы исторических бронзовых статуй солдата верхом на лошади в парке. Сегодня паблик-арт может принимать самые разные формы, размеры и масштабы — и может быть временным или постоянным. Он часто интерпретирует историю места, его жителей и, возможно, затрагивает социальные или экологические проблемы. Паблик-арт может включать в себя фрески, скульптуру, мемориалы, комплексные архитектурные или ландшафтные архитектурные работы, общественное искусство, новые цифровые медиа и даже перформансы и фестивали!
Чтобы увидеть примеры общедоступных произведений искусства, посетите онлайн-базу данных Public Art Network Year in Review , чтобы выполнить поиск среди тщательно отобранных проектов, выбранных профессионалами в этой области.
ПОЧЕМУ ПУБЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ВАЖНО ДЛЯ СООБЩЕСТВ?
youtube.com/embed/g-yt1ou2ZRE»>Паблик-арт придает смысл — большее чувство идентичности и понимание того, где мы живем, работаем и посещаем, — создавая незабываемые впечатления для всех. Он очеловечивает застроенную среду, обеспечивает пересечение прошлого, настоящего и будущего и может способствовать процветанию сообществ.
Было обнаружено, что паблик-арт оказывает положительное влияние на сообщества, поддерживая экономический рост и устойчивость, привязанность и культурную самобытность, художников как участников, социальную сплоченность и культурное взаимопонимание, а также общественное здравоохранение и принадлежность. «Почему паблик-арт имеет значение (2018)» содержит тезисы, примеры, данные и многое другое о роли паблик-арта в обществе.
Многие коллекции можно искать по городам и штатам на веб-сайтах, включая Public Art Archive и CultureNow. Общественные художественные программы и местные художественные агентства можно найти в нашем Справочнике художественных услуг.
КАК РАЗВИВАЕТСЯ И СОЗДАЕТСЯ ПУБЛИК-АРТ?
Паблик-арт обычно разрабатывается и управляется муниципальным учреждением, таким как местное художественное агентство, или частной организацией, такой как некоммерческая художественная организация. Паблик-арт также может быть инициирован художниками, самофинансироваться и создаваться вне институциональных рамок. Проекты паблик-арта, особенно при государственном финансировании, обычно являются частью проектов развития или строительства, которые являются частью более крупного плана городского развития или культуры.
Государственные учреждения, которые могут реализовывать паблик-арт, включают департаменты городского планирования, парков и отдыха и экономического развития. Организация-заказчик рассылает запрос предложений или запрос на квалификацию для определенного проекта и выбирает художника или группу художников для выполнения предложенной работы. Часто выбранный художник (художники) работает с командой дизайнеров междисциплинарных профессионалов, включая администраторов паблик-арта, планировщиков, архитекторов, ландшафтных архитекторов и инженеров. Наиболее успешные проекты паблик-арта включают в себя как художника, так и сообщество в начале проекта.
Ознакомьтесь с ответами на часто задаваемые вопросы, чтобы лучше понять процесс паблик-арта:
- КАК Я МОГУ УТВЕРЖДИТЬ ПУБЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ДЛЯ МОЕГО СООБЩЕСТВА? С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Дизайн предлагаемого публичного произведения искусства обычно утверждается городской художественной комиссией или художественным советом. В состав комиссии по искусству могут назначаться: художники, профессионалы изобразительного и паблик-арта, дизайнеры, ландшафтные архитекторы и планировщики. После одобрения художественной комиссией предложенного проекта паблик-арта разрешение на строительство паблик-арта обычно проходит через городской департамент строительства и зонирования/разрешений.Если общедоступное произведение искусства носит временный характер, проект часто классифицируется как событие и проходит через городской отдел по выдаче разрешений на проведение мероприятий.
- КАК ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ И ВЫБИРАЮТСЯ ХУДОЖНИКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ИСКУССТВА?
Программы паблик-арта, заказывающие проекты паблик-арта, либо напрямую связываются с художником (художниками), либо используют процесс открытого или ограниченного конкурса. Наиболее распространенным является открытый конкурс «Приглашение художников», в котором художникам предоставляется информация, необходимая для подачи заявки, чтобы они могли быть рассмотрены для участия в проекте. Призыв к артистам может быть одного из двух типов: запрос на квалификацию (RFQ) или запрос предложений (RFP). Чтобы узнать больше о финансировании паблик-арта, ознакомьтесь с часто задаваемыми вопросами в нашей сети паблик-арт.
ПРИМЕР: ПАМЯТНИК МЭГГИ | РИЧМОНД, Вирджиния
В 2017 году в городе Ричмонд, штат Вирджиния, был открыт памятник активистке гражданских прав, предпринимательнице и афроамериканке Мэгги Л.