Паблик арт это: Что такое паблик-арт и как он развивается в России

Содержание

Что такое паблик-арт и как он развивается в России

Одновременно с декорациями и иллюминацией на улицах городов появляются работы художников, цель которых — вызвать эмоции, заставить задуматься. Разбираемся, что такое паблик-арт, зачем он нужен и где можно его найти

Об авторе: Марина Звягинцева, современный паблик-арт художник.

Что такое паблик-арт

Паблик-арт — это современный вид искусства в общественном пространстве, важнейшее качество которого — воздействие на неподготовленного зрителя. Его не стоит путать с благоустройством города, установкой праздничного декора и других украшений. Качественный паблик-арт — это именно искусство, которое меняет городскую среду.

В России граница между паблик-артом и уличным искусством размыта. Но подход художников изначально различается: стрит-арт рассматривает стену как большой холст и является самовыражением художника, а паблик-арт ставит перед собой задачу изменить конкретное место. Особенность паблик-арта в том, что это — site-specific искусство, то есть каждый арт-объект должен вписываться в ту среду, в которой он находится, не мешая ей, а меняя ее.

Если говорить про отличия от благоустройства, которое, в первую очередь, создает комфорт, то паблик-арт добавляет среде индивидуальность и эмоциональность.

Трансформация пространства и работа с восприятием горожан в приоритете перед декоративными и бытовыми аспектами.

Как возникло явление

Паблик-арт зародился в США в 1960-х, когда Национальным фондом искусств была запущена программа о приобщении населения к искусству. Для этого в публичных пространствах, на центральных и периферийных городских площадях были установлены масштабные скульптуры американских художников: Александра Колдера, Класса Ольденбурга, Ричарда Серры и других. С 1967 по 1995 годы в разных городах США появилось 700 скульптур и арт-объектов.

В России паблик-арт начал развиваться в 2005 году: появилась выставка современной ландшафтной скульптуры Арт-Поле Technology, паблик-арт программа «Спальный район» (это проект на открытой территории одного из спальных районов Москвы, где около 70 современных художников представили уникальные арт-объекты из обыкновенной железной кровати). Причина появления такого вида искусства — возникновение разрыва между искусством и человеком из-за того, что в залы стала ходить только подготовленная публика. Современное искусство отдалилось от широкой публики. При этом появился запрос на изменение городского пространства. Логика развития любого искусства такова: ему становится тесно в стенах и оно выходит на улицы.

Какие задачи решает паблик-арт

Гармонизирует среду обитания

Смысл арт-проекта возникает в тесной взаимосвязи с городским ландшафтом или местом, для которого он разрабатывается. Например, в проекте «Неустойчивые равновесия» атриум Московского Международного Университета стал частью инсталляций: лестница — хребтом доисторического животного; растения, которые планировали выбросить — основой минималистичной инсталляции. Данный пример показывает, что паблик-арт — это не всегда дорогостоящие проекты.

Приглашает к диалогу

Задача паблик-арта — вырвать неподготовленного зрителя из состояния безучастности к окружающему и перевести в состояние творческого осмысления действительности, пробудить чувство сопричастности к миру. Работы должны удивлять, заставлять замедлить шаг, но при этом быть понятными любому человеку. Пример такого успешного взаимодействия с неподготовленным зрителем — «Памятник клавиатуре» в Екатеринбурге от Анатолия Вяткина. Сначала клавиши импровизированной клавиатуры решили проблему скамеек на набережной, а впоследствии памятник стал локальным культурным символом.

Восстанавливает социальные связи

Паблик-арт переводится как общественное искусство, так как находится в тесной взаимосвязи с сообществами простых людей. Для него характерна культура соучастия, или партиципаторность. Важно учитывать интересы и нужды местных жителей или той социальной группы населения, для кого оно предназначено в первую очередь. Например, проект для Морозовской ДГКБ «Арт-прививка» создавался в тесном взаимодействии с врачами‎. Все арт-объекты служили одной цели — вывести ребенка из состояния замкнутости, подавленности собственными переживаниями, позволить ему включиться в исследование новой среды. Такие положительные эмоции маленьких пациентов помогают медикам наладить с ними контакт, что способствует более эффективному лечению.

Арт-прививка, Морозовская детская больница

Работает с эмоциями

Искусство в городе создает некий safe space — безопасное для жителей место. Паблик-арт снижает токсичность мегаполиса, приближает городскую среду к размерам и параметрам человека.

Освещает городские проблемы

Важная особенность развития современного искусства — его «полезность»‎ для общества. Паблик-арт — рупор социальных нужд. В Нижнем Новгороде, к примеру, уличные художники работают с ветхой деревянной архитектурой, рисуя граффити, на которых рассказывают историю жильцов дома, тем самым привлекая внимание чиновников к плохому состоянию зданий. Например, в рамках фестиваля «О’Город. Окно» удалось сохранить и законсервировать деревянные дома в исторических кварталах 1833 года и церкви Трех Святителей.

Повышает привлекательность места

Часто объекты паблик-арта становятся достопримечательностями на карте не только города, но и страны и привлекают уже не только местных жителей, но и туристов. Широкую народную известность получил объект Бориса Матросова «Счастье не за горами» на берегу реки Кама в Перми. Он даже стал частью массовой культуры: в фильме «Географ глобус пропил» эта надпись стала лейтмотивом сюжета.

Тренды паблик-арта

Основная миссия паблик-арта — перепрограммировать эмоции человека, который чувствует себя в городе эмоционально подавленным. Для этого художники используют различные инструменты, отражающие тенденции нашего времени. К основным трендам в паблик-арте сегодня можно отнести следующие.

Искусство в шаговой доступности

Искусство становится ближе к человеку: паблик-арт появляется в спальных районах, парках. Этот тренд начал зарождаться в рамках Первой биеннале уличного искусства в Москве в 2014 году, когда художник и дизайнер Андрей Люблинский создал трехметровую пиксельную утку и поселил ее в Воробьевском пруду.

Можно также отметить выставку «Красный сад» на фестивале «ГУМ-Red-Line» летом 2021 года. Тогда на аллее у ГУМа в течение двух месяцев были представлены восемь работ современных художников. Выставка на Красной площади — это своеобразный переломный момент: паблик-арт пришел в самый центр Москвы.

Экономика инноваций «Я так вижу»: как работает робот-художник

Самоидентификация локации

Большое внимание уделяется созданию объекта, который содержит в себе черты, присущие только конкретному месту. Например, Московский инновационный кластер проводит открытый конкурс на лучший проект арт-объекта для флагманского корпуса Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы» — кластера «Ломоносов». Согласно брифу, авторам необходимо подчеркнуть идентичность места: арт-объект должен гармонично сочетаться с ландшафтом, учитывать расположение на территории МГУ имени М.В. Ломоносова, а также отражать идею кластера как места развития технологий и науки.

Сайт-специфичность

Паблик-арт носит средовой характер. Это значит, что каждый арт-объект должен органично вписываться в ту среду, в которой он находится. Например, с июня 2019 года территория ЦТИ Фабрика стала частью паблик-арт проекта «Карта памяти», созданного в формате site specific.

Это инсталляция на асфальтовом покрытии в виде микросхемы-матрицы, которая содержит слова-символы — культурные коды, значимые для истории места. Объект пролегает через все дворы бывшей московской фабрики, и его основная задача — выполнять функции арт-навигации по территории, а также связать историю места с настоящим.

Карта памяти, ЦТИ Фабрика, 2019 (Фото: Дмитрий Чунтул)

Новые технологии

Из-за высокой стоимости разработки проектов с применением современных технологий не так много, но именно они дают возможность создавать еще больший «вау-эффект». Например, в июне 2021 года в подземном паркинге парка «Зарядье» открылся проект «Water линия». Инсталляция представляет собой фитотроны с живыми растениями и присоединенные к ним прозрачные трубы с бурлящей водой: растения словно парят в воздухе. Уровень парковки находится на уровне вод Москва-реки, и создается впечатление, что вода из реки протекает по стенам парковки и питает эти растения.

Трубы — метафора коммуникации, соединяющей город и природу. Задача такого проекта — снизить токсичность урбанизма и сделать видимым пространство, на которое горожане обычно не обращают внимания.

Water линия, Зарядье, 2021 (Фото: Олег Яковлев)

Digital и NFT

Тенденция к слиянию реального и виртуального мира активно развивается и в искусстве. Например, фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities стартовал 22 августа 2022 года с открытия метавселенной. Это город будущего, в котором представлены арт-объекты художников-участников фестиваля. Внутри пространства все посетители могут общаться между собой, получать дополнительную информацию про каждую NFT-работу и познакомиться с фестивалем из любой точки мира. Главное преимущество такого формата — децентрализация и повышение доступности цифрового искусства. Физические арт-объекты фестиваля представлены в Екатеринбурге, Самаре, Казани, Санкт-Петербурге и Москве.

Экология и зеленые технологии

Забота об экологии — это вопрос, который должен беспокоить не только чиновников, но и всех жителей городов. И искусство помогает привлекать внимание к проблемам сортировки и переработки мусора. Один из эффективных способов это сделать — треш-арт: направление, когда художники создают арт-объекты из вторсырья. Например, в марте в Красноярске проходил фестиваль треш-искусства «Арт-Кашалот», где не только художникам, но и жителям края предлагалось создать арт-объекты из мусора. Лучшим работам присуждались денежные премии. Такие инициативы помогают формировать новое отношение к отходам в массовом сознании.

Арт-акция

Это проекты на один день или удаленные проекты с уничтожением, но при этом они не содержат политических высказываний. Художникам приходится искать способы избежать согласования паблик-арт объектов с городом. В итоге появляются временные паблик-арт инсталляции — как вспышки, остаются только на фото и видео.

Например, в начале 2022 года прошла однодневная акция: картины моего авторства «Доставка эмоций» были запущены с помощью дронов в спальном районе Жулебино. Это отклик на ситуацию с пандемией: не все могли и хотели посещать музеи в то время, поэтому искусство само стало ближе к человеку.

Доставка эмоций, Люберцы, 2022 (Фото: Николай Каширин)

Пешеходная зебра Crossroads Григория Орехова — пример удаленного проекта с уничтожением. Символический пешеходный переход из поликарбоната был проложен по воде Москвы-реки возле Николиной горы. Это высказывание художника — попытка привлечь внимание к проблеме застройки этой территории и сохранения природы. Проект просуществовал всего одну ночь и был разобран из-за навигации по реке.

Любой арт-проект в общественном пространстве несет социальную функцию. Современное искусство подталкивает людей к творчеству, заряжает креативностью и создает идентичность места. Важно, чтобы искусство становилось доступным как можно большему количеству людей. Паблик-арт за счет размещения в общественном пространстве, а не в стенах музея, ближе всего к широкой публике. Основная задача этого направления в искусстве выражена в словах художника и куратора Петера Вайбеля: «С помощью паблик-арта мы вряд ли сможем сделать людей умнее, но сможем сделать умнее окружающую их среду».

паблик‑арт как инструмент переосмысления городской среды

«Красный сад» на Красной площади. Аристарх Чернышев «Античная голова» – Из коллекции «ИНТЕКО». Классическое искусство и современность соединяются в изготовленной из стеклопластика «Античной голове». Черты лица стерты, вместо них – бесконечно вращающийся знак перезагрузки, один из символом современности.

На днях в рамках фестиваля ГУМ-Red-Line на Красной площади впервые открылась масштабная выставка паблик-арта. В связи с этим мы решили опубликовать наш материал из ПР95, в котором попытались разобраться чем паблик-арт отличается от арт-объекта, публичное — от общественного, искусство — от декорации и зачем это все современным городам.

Юлия Шишалова, Марина Юшкевич

От пространственной композиции до перформанса

Несмотря на то что паблик-арт для многих российских городов успел стать явлением привычным, у него до сих пор нет официального статуса. Во-первых, юридического: подходящие слова просто отсутствуют в российском правовом поле. «Когда я согласовываю свои паблик-арт-проекты с десятками городских инстанций, каждый раз возникает неразбериха с тем, как описать предмет согласования, — рассказывает художница Марина Звягинцева. — Мне предлагают записать их то как МАФы, то как оформление праздника. И эта неясность, неточность в документах порождает путаницу и в дальнейшей судьбе проекта».

Нет у уличного искусства и общепринятого искусствоведческого статуса. Профессионалы до сих пор спорят о границах и смыслах понятий: стрит-арт, паблик-арт, арт-объект, искусство в городской среде. Например, в глоссарии, включенном в недавно изданную «Энциклопедии русского уличного искусства»1, утверждается, что стрит-арт — это всегда несогласованная интервенция художника в городское пространство, то есть работа, которую коммунальные службы могут закрасить уже через пару часов; паблик-арт же, напротив, скорее всего, согласован, потому что имеет заказчика. В свою очередь, арт-сообщество использует эти формулировки по-своему: стрит-артом, или уличным искус- ством, называют 2D-росписи, муралы и граф- фити, а паблик-артом — пространственные композиции. Все это недвусмысленно указывает на то, что паблик-арт в России еще в процессе становления.

Наиболее масштабную дискуссию на тему того, какая трактовка наиболее близка именно нам, инициировал в 2015 году фонд V-A-C программой «Расширение пространства» 2. В ней рассматривался максимально широкий спектр художественных практик в городской среде — от звуковых инсталляций до демонстрационных шествий и акционизма — и через реальные проекты молодых авторов каждая типология «примерялась» к Москве.

И, пожалуй, самый важный вывод, к которому пришли исследователи и кураторы, состоит в том, что паблик-арт — это прежде всего актуальное искусство. А это значит, что оно не носит коммеморативную функцию, как монументальная скульптура; не служит чистой декорацией, как многие росписи; не отвечает идее «форма следует функции», как обычные МАФы; не одноразово, а пред- полагает повторяющийся опыт взаимодействия; не может быть типовым штампом, как «арт-объекты» вроде стелы для селфи «Я люблю Москву /Курган / Нижневартовск» или увитой цветами арки с замочками влюбленных. Подлинный паблик-арт трансформирует нашу повседневность, привнося в нее новые смыслы, и преобразует физический ландшафт через культурный: воспитывает, заставляет задуматься, задает неудобные вопросы, подсвечивает проблемы и вызовы и меняет привычные сценарии взаимодействия с городом.

От публичного к общественному

Ключевая характеристика паблик-арта — тесный контакт со зрителем. В каком-то смысле его отличие от традиционного искусства — такое же, как общественных пространств от пространств публичных. В то время как вторые подчеркнуто изолированы и требуют совершения определенных ритуалов (вспомните музеи, театры, большие пейзажные парки, поход в которые — заранее и тщательно спланированное мероприятие), первые — не менее акцентированно доступны и демократичны: достаточно просто выйти за пределы дома. И пока традиционные ландшафтные парки и охотничьи угодья (Царицыно, Тюфелева роща, Ботанический сад, усадебные парки и т. д.) превращаются из привилегированно-закрытых в общественное достояние, с более массовой культурой потребления, к которой мы уже так привыкли, искусство устремляется навстречу зрителю, выплескиваясь на улицы за границы музея, завоевывая городское пространство и стремительно сокращая дистанцию между собой и пользователем.

От «верхов» к «низам»…

Считается, что паблик-арт возник как явление в 1960-е — и именно как реакция на коммерциализацию искусства. Больше не нужно тратить лишнее время и деньги для «встречи с прекрасным» — вот оно, за углом: шутит, удивляет, будит фантазию, вступает в диалог. Есть и альтернативная версия, что родина уличного искусства — США, где местные власти решили таким образом завлечь обеспеченные слои общества из вылизанных элитных пригородов в урбанизированные районы. Так или иначе, паблик-арт был порожден инициативой сверху, и в мировой практике эта модель до сих пор наиболее распространена.

Самыми активными в этом смысле считаются Нью-Йорк, Лондон, Берлин и Вена,где создание художественных объектов тем или иным образом заложено в бюджет любого нового масштабного строительства. В Нью-Йорке, например, девелопер, который строит дом, выделяет процент на создание искусства в городе. В результате выигрывают все: и город, который наполняется качественным артом от лучших художников, и девелопер, который развивает среду, повышая тем самым стоимость своего проекта.

Хороший паблик-арт может иметь и солидный экономический эффект. Знаменитая зеркальная фасолина Аниша Капура — скульптура «Облачные врата», установленная в Миллениум-парке в Чикаго, — по количеству туристических фотографий может сравниться со статуей Свободы. Это один из самых дорогих в мире объектов уличного искусства (в процессе его создания смета выросла в разы), но как только «врата» открылись, недвижимость в округе стала расти в цене, в район пришли новые бизнес-игроки и экономика города в целом заметно выиграла. В России самый яркий пример места, построившего экономику на паблик-арте (а точнее, на его ответвлении лэнд-арте), — это всем известная деревня Никола-Ленивец в Калужской области, где каждый год в рамках целой серии фестивалей производится новый «арт-контент», увидеть который приезжают тысячи.

… и от «низов» к «верхам»

К сожалению, для нашей страны это пока исключение, а не правило. Российские власти упорно продолжают использовать паблик-арт как инструмент идеологической пропаганды либо же, напротив, тиражируют слишком абстрактные монументы и полотна — сомнительной художественной ценности и не способные вступать в коммуникацию ни с контекстом, ни с пользователем, созданные исключительно для того, чтобы украсить место, а не осмыслить его. Но если человек место, может, и красит, то с паблик-артом ситуация ровно противоположная: само место должно красить его. Ключевая составляющая ДНК паблик-арта — то, что называется site-specific, то есть ориентация на конкретную точку пространства, которая неизбежно обладает множеством характеристик в самых разных областях. Объект паблик-арта буквально выращивается из очень сложно устроенного «генного материала» — и, собственно, только в этом случае становится способным вызывать вышеописанные сложные чувства и важные для города и горожан эффекты. Однако такого рода искусство нашими власть имущими пока не очень понято и не слишком востребовано.

«В России паблик-арт — это абсолютный bottom-up-проект. До сих пор это скорее подвижничество некоторых участников арт-рынка, которые пытаются рассказать про то, что современное искусство в городе — это большая сила, и с помощью нее можно решать большие городские задачи. Но мы пока только в начале пути, набираемся опыта, наращиваем компетенции, учимся делать это, как и положено — большой командой профессионалов», — говорит арт-менеджер Юлия Бычкова, продюсер арт-фестивалей.

Как раз таких сработавшихся команд нам остро не хватает: чтобы сотрудничали с экспертами в художественной сфере, урбанистике, социологии и антропологии; чтобы могли разумно внедрять искусство в город, определять его цели, качество и назначение. Вопрос о художественной составляющей того или иного «арт-объекта» принимают местные чиновники, у которых нет ни знаний, ни кругозора, чтобы увидеть разницу между условным бронзовым памятником Огурцу и сайт-специфическим объектом, развивающим свое окружение. Качественные арт-проекты в основном исходят от частных инвесторов. Хотя есть и исключения, например, плетеная скульптура от Николая Полисского в московском парке «Чермянка» или его же «Лихоборские ворота», заказанные городом. Таким образом власти пытаются придать уникальность и самобытность отдаленным от центра спальным районам.

От простого к сложному…

Неудивительно, что, как и власть, большинство людей тоже не понимает, зачем им в городе современный арт: слишком мало правильных примеров. С другой стороны, доступность паблик-арта и даже зачастую его неизбежность — вещь достаточно сложная. Не все готовы полюбить современное искусство, тем более если столкновение и взаимодействие с ним происходит вынужденно, помимо желания. Человек должен быть подготовлен к этой встрече и, добавим, относительно благополучен — иначе паблик-арт воспринимается как издевка (почему эти деньги не потратили на новые дороги или водопровод?) и провоцирует не на размышления, а на петиции властям с просьбой «Уберите это немедленно».

Если просто внедрить в городскую среду актуальное искусство, не подготовив почву и публику, не стоит удивляться враждебной реакции. Одним из подобных печально-известных примеров стала Пермь, где в 2010 году Музей современного искусства PERMM запустил паблик-арт-программу, куратором которой стала Наиля Аллахвердиева: в городе появилось довольно много хорошего, с точки зрения арт-общественности городского искусства от лучших художников России: «Пермские ворота» Николая Полисского, «Яблоко» Жанны Кадыровой, знаменитые красные человечки «Red People. Арт-конструктор» арт-группы Pprofessors, «Власть» Коли Ридного и другие. Но программа регулярно сталкивалась со сложностями из-за отсутствия культуры восприятия у жителей города. В 2014 году паблик-арт-программа, в основном по политическим мотивам, была свернута, а часть объектов демонтирована, что стало травматичным опытом почти для всех сторон: и кураторов, и той части горожан, которая паблик-арт ценила, видя в нем возможность придать уникальность городской среде Перми.

«Все это не сон», Тимофей Радя, Выкса, «Арт-Овраг», 2018. Фото: пресс-служба фестиваля «Арт-Овраг» «Без названия», Андрей Дружаев, Нижний Новгород, 2014

… и от сложного к простому

Похожим образом начала развиваться ситуация в Выксе Нижегородской области, где по инициативе Объединенной металлургической компании (ОМК) в 2011 году запустили фестиваль городской культуры «Арт-Овраг ». За девять лет было создано 85 стрит-арт-работ и паблик-арт-объектов, причем большая их часть — в первые годы, когда в Выксу привозили лучших художников со всего мира, но выксунцы смотрели на плоды фестивальной деятельности скорее негативно и больше рассуждали о впустую потраченных деньгах. В результате целый ряд объектов был попросту уничто жен (классика жанра — «погребение» граффити под слоем фасадного утеплителя).

Со временем, впрочем, горожане «втянулись». Как только производимое фестивалем искусство, с их точки зрения, стало более «полезным» (помимо росписей появились благоустроенные дворы и набережные прудов, плоты, на которых можно кататься, и автобусные остановки, где можно играть и заряжать телефон), то и все остальное они начали ценить и оценивать совершенно иначе, испытывая гордость, что фестиваль приобрел особый арт-статус, а вместе с ним и сам город.

«За годы проведения фестиваля Выкса попала в топ‑10 моногородов, где очень вырос человеческий капитал и появилось свое художественное сообщество. Люди, которые живут в этом городе, очень гордятся тем, что у них такая коллекция городского арта. Большинство — уже большинство!» — рассказывает Юлия Бычкова, которая три года была сокуратором фестиваля «Арт-Овраг».

Именно в Выксе появился первый в России индустриальный стрит-арт-парк: каждый год лучшие художники расписывают фасады промышленных сооружений завода (а не жилых домов, что выксунцы воспринимали гораздо болезненнее). Например, в этом году здесь появился мурал от живого классика концептуального искусства Эрика Булатова.

«Стой — иди. Амбар в Нормандии», Эрик Булатов на фасаде трубоэлектросварочного цеха Выксунского металлургического завода, «Арт-Овраг», 2020

 

Другой свежий кейс трансформации и развития городов через искусство — программа паблик-арта в Альметьевске, не отличающемся разнообразием архитектуры моно- городе в Татарстане рядом с месторождением нефти. Здесь запущена паблик-арт-программа «Сказки о золотых яблоках», которую реализует санкт-петербургский Институт исследования стрит-арта совместно с компанией «Татнефть» с одной стороны и местными жителями с другой. Цель проекта — сделать невыразительный город красивым, удобным и приятным местом, из которого не хочется уезжать за лучшей жизнью.

За время существования программы художниками со всего мира уже расписано около тридцати альметьевских стен: они работают с темами татарского фольклора, традиционных образов, ремесел и важных исторических героев. Замечательно, что произведения не насаждаются сверху, как это было в Перми, а обсуждаются с местными жителями, и лишь раз обитатели дома отказались от мурала на своей стене. Воспитательно-образовательная функция работает и делает искусство доступным не только физически, но и ментально.

Когда дают карт-бланш

Вообще самые яркие городские арт-проекты в России — региональные. В первую очередь это Екатеринбург, где стрит-арт в начале 2000‑х начали развивать по вполне утилитарным соображениям: с помощью искусства власти города решили добавить привлекательности бесконечным бетонным заборам. Так появился проект «Длинные истории Екатеринбурга», а в 2010-м его сменил фестиваль «Стенограффия», который вывел на улицы много смелых художников и сделал Екатеринбург туристическим местом, приучил горожан к тому, что граффити может быть согласованным и легальным, и даже (что особенно ценно) привил им любовь к стрит-арту. Так что сегодня Екатеринбург — общепризнанная столица российского уличного искусства. А сам фестиваль имеет в городе и в целом на Урале солидный вес и неплохо для России «ладит» с городскими властями. Кстати, в противовес легальному фестивалю в 2018 году появился неофициальный — «Карт-бланш», так что художники могут выбирать, податься ли в подчеркнуто свободные творцы или работать с разрешения города. В любом случае количество качественных проектов от всего этого только растет.

В этом году часть из них объединила «Фиолетовая линия» — созданный «Стенограффией» совместно с «Яндекс-картами» новый городской маршрут, прорисованный как в онлайн-пространстве, так и физически на дорогах города. «Линия» оказалась очень популярна: по маршруту с удовольствием ходят туристы и с помощью QR-кодов считывают истории про тот или иной проект.

Один из объектов на маршруте — «Гордый фонарь», который художники команды SPEKTR сделали вместе с сотрудниками МБУ «Горсвет», выпрямив один из фонарей в сквере у ККТ «Космос». Главная мысль этой работы изложена на установленной рядом табличке: «Ровно столько, сколько существует человечество, находятся те, кто бросает вызов своему времени. Говорят свое „Да” против миллионов „Нет”».

И именно на Урале, не в последнюю очередь благодаря исключительной репутации фестиваля и стрит-арта в целом, возник любопытный прецедент: здесь впервые в России была разрисована стена городской администрации. Работа с названием «Открытая власть» победила в конкурсе, который выиграл один из организаторов фестиваля «Стенограффия» Евгений Фатеев. Мурал выполнила все та же команда SPEKTR, изобразив мэрию в виде LEGO-человечков. Позже похожие муралы с LEGO появились еще на нескольких зданиях города, став важным элементов его идентичности.

SPEKTR, мурал на стене городской администрации в Березовском, 2018 «CTRL–X», Екатеринбург, «Стенограффия»-2017. Группа Hot Singles In Your Area «вырезали» старый москвич из одного екатеринбургского двора, взяв за основу визуализацию слоя прозрачности графического редактора Photoshop «Гордый фонарь», Екатеринбург, 2020. SPEKTR вместе с сотрудниками МБУ «Горсвет» выпрямили один из фонарей в сквере у ККТ «Космос», пояснив в подписи: «Ровно столько, сколько существует человечество, находятся те, кто бросает вызов своему времени. Говорят свое „Да” против миллионов „Нет”»

Форма активизма

Уникальные взаимоотношения с уличным искусством сложились в Нижнем Новгороде: благодаря специфической городской ситуации — обилию старой архитектуры, деревянных или заброшенных домов, выселенных заводских территорий, — уличное искусство расцвело здесь пышным цветом. Стрит-арт вылился в форму городского активизма: художники рисуют на старых деревянных домах, чтобы привлечь к ним внимание и уберечь их. Рисуют часто не баллончиками, а кисточками, и это придает работам особый смысл и статус. м много лет здесь проходит инициированный Артемом Филатовым фестиваль уличного искусства «Новый город. Древний», который нацелен на работу с деревянными и старыми строениями и на сохранение исторической архитектуры. Многие муралы уже стали классикой, их не закрашивают годами, и такая лояльность жителей и властей сделала Нижний привлекательным для стрит-арт сообщества: ради возможности создать граффити в Нижний приезжают со всей России и из-за рубежа.

Примером городского активизма через искусство можно считать и самарский проект «Модерн в облаках», придуманный архитекторами Дмитрием и Марией Храмовыми. Здесь обошлось без росписей, зато, чтобы в рамках мундиаля привлечь внимание к уникальному архитектурному наследию эпохи модерна в Самаре, они придумали вывешивать над основными памятниками огромные гелиевые шары с изображением и названием постройки. Это был временный проект, но идея через искусство привлечь внимание к городу и городским проблемам (ветхое состояние зданий) во многом похожа. Позже архитекторы разработали не менее информативный дизайн канализационных люков, которые планируется установить неподалеку от памятников —для тех многочисленных горожан, кто на самарских улицах смотрит под ноги, а не в небо.

Социальная ответственность

Интенция улучшить качество жизни — тоже обязательная характеристика стрит-арта, точнее, стрит-арт-художника. Чтобы его творение находило общий язык с контекстом, сначала его должен найти он сам: научиться разговаривать (и договариваться!) с властями, стейкхолдерами, будущими пользователями. Пример — предполагавшаяся временной инсталляция «Звездные сиги идут на север», созданная Ольгой Лесниковой вместе с жителями Салехарда. Почувствовав объект «своим», символизирующим одновременно местные традиции (рыбная ловля) и природу (северное сияние), они уговорили администрацию взять его на баланс и сохранить.

Почти всегда удачная арт-интервенция откликается снижением преступности. Один из любимых всеми примеров — романтическая инсталляция «Все это не сон» Тимофея Ради в Выксе, которая в прямом смысле слова «пролила свет на гиблое место». Установленная в рамках «Арт-Оврага» в маргинальном неблагополучном месте — то ли парке, то ли лесе, — она изменила характер пространства, привлекла другую публику, вслед за которой подтянулась и городская администрация. В результате территория была расчищена, сделаны дорожки, проложено освещение. Из неблагополучного страшноватого места этот уголок Выксы превратился в один из самых удивительных и поэтичных.

Проект ARTRIUM, «Хромодинамика», Фелипе Пантоне (Испания). В 2018 году фасады ТЦ «Атриум» расписали 11 уличных художников с мировым именем, превратив аляповатое здание торгового центра в самый яркий стрит-арт-заповедник Москвы

Столичный опыт

Как ни странно, но в области паблик-арта обе российские столицы отнюдь не лидеры — прежде всего в силу крайней зарегулированности. В консервативном Санкт-Петербурге и среда оказалась законсервированной: почти все уличное современное искусство, которое здесь неизбежно рождается, решительно вытесняется из исторического центра. Однако реконструкция и переосмысление многих территорий за последние годы создало долгожданную лазейку для арт-интервенций. Сначала на территории действующего завода слоистых пластиков открылся Музей стрит-арта, затем сайт-специфические граффити и инсталляции появились на реновированной территории завода «Севкабель» и других прилегающих промзонах. В центр же паблик-арт прорвался через остров Новая Голландия (ныне многофункци- ональный парк, в котором регулярно проходят выставки), дворы «Ленфильма» и через пространство недавно отреставрированных торговых Никольских рядов. В их дворе, окруженном арочной галереей, этим летом устроили городское общественное пространство с зеркальным тоннелем и вращающейся «Триумфальной аркой» из дерева, органично символизирующей обновление этого места, а зимой обещают возвести еще один деревянный объект уличного искусства — ледяную горку.

Музей стрит-арта, Санкт-Петербург

Вращающаяся Триумфальная арка, Петр Советников и Вера Степанская (KATARSIS Architects), двор Никольских рядов в Санкт-Петербурге, 2020

Москву подвела история с рекламными муралами: из-за прорехи в законе появилось довольно много росписей с явно рекламным подтекстом. Позже закон ужесточили, рекламу (а вместе с ней и много хорошей не-рекламы) стремительно закрасили, но это сильно девальвировало тему стрит-арта в столице. Хотя и сейчас появляются хорошие проекты. Самый заметный из них — проект «Артриум», в ходе которого стены торгового центра «Атриум» легенды мирового стрит-арта превращают в произведение уличного искусства. Среди них Шепард Фейри, Фелипе Пантоне, Тристан Итон, Бен Эйн, ПичиАво, Окуда Сан Мигель, Покрас Лампас и многие другие.

Из московских авторов заслуживают внимания работы Марины Звягинцевой, особенно ее проект «Спальный район», который снова — про поиск идентичности за пределами центра, в безликих новых кварталах. Одна из ее последних работ — «Классная игра»: старомодный фасад школы стал подобием пианино, а две клавиши — медиа–экранами, которые транслируют спектакли и концерты, позволяя жителям соседних кварталов соприкоснуться с закрытой школьной жизнью. Это тоже — про силу искусства.

И хотя пока в области создания пространственных объектов Москва, да и подавляющее число других российских городов, развивается очень медленно, рано или поздно количество перейдет в качество; все эти арт-скамейки, арт-перголы и арт-детские горки перерастут пусть в полезное, но искусство. Которое скажет свое «Да» против миллионов «Нет».

05.07.2021

паблик-арт, ПР95, общественные пространства, Архстояние, Марина Звягинцева, Арт-Овраг

Что такое паблик-арт? — Ассоциация общественного искусства

Паблик-арт — это отражение того, как мы видим мир, реакция художника на наше время и место в сочетании с нашим собственным ощущением того, кто мы есть.

Паблик-арт — это не художественная «форма». Его размер может быть огромным или маленьким. Он может возвышаться на пятьдесят футов в высоту или привлекать внимание к мощению под вашими ногами. Его форма может быть абстрактной или реалистичной (или и той, и другой), и он может быть отлит, вырезан, построен, собран или окрашен. Он может быть привязан к конкретному месту или контрастировать с его окружением. Что отличает паблик-арт, так это уникальная ассоциация того, как оно сделано, где оно находится и что оно означает. Паблик-арт может выражать ценности сообщества, улучшать нашу среду, преобразовывать ландшафт, повышать нашу осведомленность или подвергать сомнению наши предположения. Размещенное на общедоступных сайтах, это искусство доступно для всех и является формой коллективного самовыражения сообщества. Паблик-арт — это отражение того, как мы видим мир — реакция художника на наше время и место в сочетании с нашим собственным ощущением того, кто мы есть.

Кто является «публикой» для паблик-арта?

В разнообразном обществе все искусство не может нравиться всем людям, да и не следует этого ожидать. Искусство привлекает внимание; это то, что он должен делать. Стоит ли тогда удивляться, что паблик-арт вызывает споры? Различия в общественном мнении неизбежны, и это хороший признак того, что общественная среда признается, а не игнорируется. В какой-то степени каждый паблик-арт проект представляет собой интерактивный процесс, в котором участвуют художники, архитекторы, профессионалы в области дизайна, местные жители, общественные деятели, политики, агентства по утверждению, финансирующие агентства и строительные бригады. Задача этого коллективного процесса состоит в том, чтобы усилить, а не ограничить участие художника.

OPEN AIR (2012) Рафаэля Лосано-Хеммера. Фотография Джеймса Юинга Фотография © 2012 для Ассоциации общественного искусства.

Что такое «искусство» публичного искусства?

По мере развития нашего общества и способов его выражения будут развиваться и наши определения паблик-арта. Материалы и методы меняются, чтобы отразить нашу современную культуру. Процесс, управляемый профессиональным опытом и участием общественности, должен искать наиболее творческие и продуктивные связи между художником и сообществом. Точно так же художники должны привнести в работу свою художественную целостность, творческий потенциал и мастерство. Что необходимо, так это стремление к изобретательству, смелость и сотрудничество, а не компромисс.

Почему паблик-арт?

Паблик-арт является частью нашей публичной истории, частью нашей развивающейся культуры и нашей коллективной памяти. Он отражает и раскрывает наше общество и придает смысл нашим городам. Реагируя на наше время, художники отражают свое внутреннее видение внешнего мира и создают летопись нашего общественного опыта.

Адаптировано из Public Art in Philadelphia Пенни Балкин Бах (Temple University Press, Филадельфия, 1992).

>>Узнайте больше об Ассоциации общественного искусства

Избранные новости

Исследуйте

Публичное искусство | Americans for the Arts

Паблик-арт 101

Паблик-арт часто привязан к конкретному месту, то есть создается в соответствии с местом и сообществом, в котором он находится. Хотя паблик-арт является активом для сообщества, развитие паблик-арта и управление им может быть сложным процессом. Узнайте здесь, что такое публичное искусство, почему оно важно для сообщества, как оно разрабатывается и создается, а также просмотрите тематическое исследование, демонстрирующее положительное влияние паблик-арта на сообщество.

ЧТО ТАКОЕ ПУБЛИЧНОЕ ИСКУССТВО?

Проще говоря, паблик-арт — это искусство в общественных местах. Термин «паблик-арт» может вызывать в воображении образы исторических бронзовых статуй солдата верхом на лошади в парке. Сегодня паблик-арт может принимать самые разные формы, размеры и масштабы, быть временным или постоянным. Он часто интерпретирует историю места, его жителей и, возможно, затрагивает социальные или экологические проблемы. Паблик-арт может включать в себя фрески, скульптуру, мемориалы, комплексные архитектурные или ландшафтные архитектурные работы, общественное искусство, новые цифровые медиа и даже перформансы и фестивали!

Чтобы увидеть примеры общедоступных произведений искусства, посетите онлайн-базу данных Public Art Network Year in Review , чтобы выполнить поиск среди тщательно отобранных проектов, выбранных профессионалами в этой области.

ПОЧЕМУ ПУБЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ВАЖНО ДЛЯ СООБЩЕСТВ?

Паблик-арт придает смысл — большее чувство идентичности и понимания того, где мы живем, работаем и посещаем, — создавая незабываемые впечатления для всех. Он очеловечивает застроенную среду, обеспечивает пересечение прошлого, настоящего и будущего и может способствовать процветанию сообществ.

Было обнаружено, что паблик-арт оказывает положительное влияние на сообщества, поддерживая экономический рост и устойчивость, привязанность и культурную самобытность, художников как участников, социальную сплоченность и культурное взаимопонимание, а также общественное здравоохранение и принадлежность. «Почему паблик-арт имеет значение (2018)» содержит тезисы, примеры, данные и многое другое о роли паблик-арта в обществе.

Публичное искусство в вашем районе или местах, которые вы посещаете, можно легко найти с помощью поиска в Интернете. Многие программы паблик-арта создали приложения для смартфонов или онлайн-карты и базы данных своей коллекции. Многие коллекции можно искать по городам и штатам на веб-сайтах, включая Public Art Archive и CultureNow. Общественные художественные программы и местные художественные агентства можно найти в нашем Справочнике художественных услуг.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ И СОЗДАЕТСЯ ПУБЛИК-АРТ?

Паблик-арт обычно разрабатывается и управляется муниципальным учреждением, таким как местное художественное агентство, или частной организацией, такой как некоммерческая художественная организация. Паблик-арт также может быть инициирован художниками, самофинансироваться и создаваться вне институциональных рамок. Общественные художественные проекты, особенно при государственном финансировании, обычно являются частью проектов развития или строительства, которые являются частью более крупного плана городского развития или культуры.

Государственные учреждения, которые могут реализовывать паблик-арт, включают департаменты городского планирования, парков и отдыха и экономического развития. Организация-заказчик рассылает запрос предложений или запрос на квалификацию для определенного проекта и выбирает художника или группу художников для выполнения предложенной работы. Часто выбранный художник (художники) работает с командой дизайнеров междисциплинарных профессионалов, включая администраторов паблик-арта, планировщиков, архитекторов, ландшафтных архитекторов и инженеров. Наиболее успешные проекты паблик-арта включают в себя как художника, так и сообщество в начале проекта.

Ознакомьтесь с ответами на часто задаваемые вопросы, чтобы лучше понять процесс паблик-арта:

  • КАК Я МОГУ УТВЕРЖДИТЬ ПУБЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ДЛЯ МОЕГО СООБЩЕСТВА? С ЧЕГО НАЧАТЬ?
    Дизайн предлагаемого публичного произведения искусства обычно утверждается городской художественной комиссией или художественным советом. В состав комиссии по искусству могут назначаться: художники, профессионалы изобразительного и паблик-арта, дизайнеры, ландшафтные архитекторы и планировщики. После одобрения художественной комиссией предложенного проекта паблик-арта разрешение на строительство паблик-арта обычно проходит через городской департамент строительства и зонирования/разрешений. Если общедоступное произведение искусства носит временный характер, проект часто классифицируется как событие и проходит через городской отдел по выдаче разрешений на проведение мероприятий.
  • КАК ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ И ВЫБИРАЮТСЯ ХУДОЖНИКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ИСКУССТВА?
    Программы паблик-арта, заказывающие проекты паблик-арта, либо напрямую связываются с художником (художниками), либо используют процесс открытого или ограниченного конкурса. Наиболее распространенным является открытый конкурс «Приглашение художников», в котором художникам предоставляется информация, необходимая для подачи заявки, чтобы они могли быть рассмотрены для участия в проекте. Призыв к артистам может быть одного из двух типов: запрос на квалификацию (RFQ) или запрос предложений (RFP). Чтобы узнать больше о финансировании паблик-арта, ознакомьтесь с часто задаваемыми вопросами в нашей сети паблик-арт.
     

ПРИМЕР: ПАМЯТНИК МЭГГИ | РИЧМОНД, Вирджиния,

В 2017 году в городе Ричмонд, штат Вирджиния, был открыт памятник активистке гражданских прав, предпринимательнице и афроамериканке Мэгги Л.