Память ольфакторная – Развитие обонятельной памяти. 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство

Запах – память наших эмоций

Патрик Мак Леод (Patrick Mac Leod) — французский нейрофизиолог, президент Института вкуса, один из ведущих мировых специалистов по нейрофизиологии чувств.

Psychologies:  Что такое запах?

Патрик Мак Леод:  Сам по себе запах не существует. Мы его воспринимаем лишь в тот конкретный момент, когда поступающие из внешней среды молекулы определенного вещества достигают верхней части полостей внутри нашего носа. Эта «встреча» длится всего лишь одну-две секунды, но именно она создает запах и дает начало нашим ощущениям. Таким образом речь идет не о свойствах вещества, а именно о феномене его встречи с нашими обонятельными рецепторами, расположенными в пяти миллиметрах от головного мозга. Так что запах зависит на 50% от вещества, а на 50% — от самих людей. Это научно установленный факт.

А искусственно созданный аромат?

Это особый запах, составленный экспертом, умеющим создавать произведение искусства на основе сочетания пахучих веществ. Аромат соотносится с этими веществами так же, как картина с красками: все дело в видении художника.

Почему мы чувствительны к запахам?

Столкнувшись с каким-то запахом, мы анализируем его на трех уровнях. Прежде всего — приятный или неприятный. Потом «качественный аспект»: способны ли мы узнать или классифицировать этот запах? И наконец, интенсивность: этот запах так силен, что пропитывает все вокруг, или, наоборот, едва уловим? Если обонятельное ощущение не вызывает у нас особого интереса, мы останавливаемся на первом уровне. Но если оно наводит на какое-то воспоминание, пробуждает какую-то эмоцию или вызывает отвращение, то наш мозг его выделяет и запоминает.

Для чего служит запах?

Он вносит значительный вклад в ту информацию, которую наш мозг получает об окружающей среде. Это позволяет нам приготовиться к тому, чтобы соответствующим образом адаптировать свое поведение. Память играет важнейшую роль в этом процессе. Ведь по природе своей ни один запах не является ни хорошим, ни плохим. Интерпретацию ему дает наш мозг, присваивая запаху некое качественное определение. Такой «гедонистический ярлык» мы воспринимаем только в зависимости от своего жизненного опыта. Так, если определенный аромат оказался у нас связан с чувством к какому-то человеку, то он навсегда запечатлеется в нашей памяти.

Почему одни незнакомые ароматы нас очаровывают, а другие не нравятся?

Парфюмеры составляют новые композиции, основываясь на культурном контексте. Используя только вещества с приятным запахом или те, чей запах принято считать приятным, они обращаются к легко узнаваемым ориентирам: ароматам цветов, дерева, пряностей. Это все соблазнительные запахи, которые способствуют тому, чтобы незнакомый аромат нам понравился.

читайте такжеПлатья протеста

Может ли аромат оказывать влияние на наше поведение?

Нам никогда не удавалось наблюдать у человека ни малейшего изменения поведения под действием запаха духов. Но и доказательств обратного у нас тоже нет.

Почему для некоторых женщин парфюм связан с соблазном?

Потому что парфюм одновременно расширяет пространство, занимаемое женщиной, и увеличивает время ее присутствия: профессионалы именуют это «объемом» и «шлейфом». Аромат, заявляющий о своем присутствии, обращает на себя внимание. О нем вспоминают потом. Женщина таким образом «метит» свою территорию.

А почему так трудно описать запах?

По вопросу конкретного запаха не может быть консенсуса: каждый человек воспринимает его по-своему. Невозможно создать точный словарь для описания запахов, приходится постоянно прибегать к метафорам. Эти образы, привязанные к нашим воспоминаниям, возвращают нас в какой-то приятный или ностальгический момент. Менее известен тот факт, что запах напрямую связан со вкусом: носовые и ротовая полости непосредственно сообщаются между собой. Так что обоняние и вкус тесно связаны. Когда мы находим какое-то блюдо вкусным, можно поделиться этим ощущением с другими, но о запахе этого нельзя сказать однозначно — его интерпретация остается очень личной.

читайте такжеПахнет как дома…

Арома ольфакторные коды-Ключики к подсознанию – Владислава Парфюм – Блог – Сноб

+T

парфюмер,fragrances,perfumer,духи,аромат,парфюм,запах

   Я не устаю удивляться тому,что ольфактонная память-самая сильная, что запахи привязывают нас ко времени и пространству,к людям и ситуациям. Ученые установили,что запах и эмоциональная память тесно связаны.Запахи влияют на человека на подсознательном уровне, так как в человеческом мозге зона эмоций и зона запахов тесно взаимосвязаны. Запах проникает без фильтров сразу в подсознание.Это наша основная системы выживания.Сигнал идет напрямую в мозг без искажений.Затем уже мозг обрабатывает его и выдает какой-то логичный с его точки зрения результат. Сегодня этим знанием широко пользуются,например, в рекламе.Если рекламная компания какого-то продукта проводится в сопровождении специального запаха, то позже, встречаясь с этим же запахом, человек будет вспоминать о товаре, который сопровождался этим запахом. У спецслужб есть зания о том, как манипулировать сознанием и поведением людей при помощи запахов.Из самого простейшего: успешные бизнесмены и политики знают,что запах розы склоняет партнеров к податливости и сговорчивости, запах лимона провоцирует агрессивность,а запах-смузи других цитрусовых рассеивает внимание. Также развед службы используют определенные запаховые композиции для быстрой вербовки своих агентов._________

   Я создаю ольфакторные ароматы,включающие нужное состояние человеку и отдающие ему свою энергию.Молекулы запаха, попадающие на вомероназальную систему отдают свою энергию напрямую в мозг. Это личный ольфакторный код к подсознанию человека. Это ароматы,предназначеннные для людей, которым важно скорее Ощущение,чем реальный запах. Они более абстрактные, связанные с эфирными субъстанциями : свежего воздуха, туманного дымка чего-то неуловимо-знакомого и может быть капельки ладана.___________        Как и когда нюхать? Самое лучшее-это послушать аромат за своем запястье во время самого сильного пика медитации или сразу после ее окончания. В обычной жизни лучше с утра, после просыпания и До включения в активный ритм жизни нанести на свое запястье личный ольфа-код.Послушать аромат несколькими вдохами.__________

   Что же заключено в волшебных флакончиках с кодом в ваше подсознание?… Аромат детского счастья! свободы и молодости!…именно то самое лакомое ощущение детства! Помимо льдистой прозрачной свежести утреннего воздуха,дающей ощущение полета…в нем есть брызги шампанского,солнечный свет…оттенок свежескошенной травы…красоты…молодости…океана. Он дарит ощущение многослойности: тепла проникащего сквозь холод. Он благосклонен к тебе… и теряет волю от твоей кожи…отдавая всю силу и энергию тебе!!!__________

   Арома Ольфа-код для девушек: Легкий,невесомый эфир.Содержащий аромат белых цветов,запах утренней росы на лепестках роз, брызг водопада,свежей зелени листьев фиалки,мандариновые блики с ванильной пудровостью и дымкой из божественного ладана. Арома Ольфа-код для юношей: свежесть и сила океана,аромат свежей сигары,легкие ноты свежескошенной травы,цитрусовых капель и песчинок кардамона. _________

Не следуйте за мыслью…просто ощущайте ее.

P.S.Я люблю делать людей счастливыми, создавая их пространства и используя энергию запахов.

Теги: мода, парфюмер, запах, духи, тенденции, парфюмерия, аромат, perfumer, индивидуальныйпарфюм, ольфакторнаяпамять, 2017год, код Другие материалы автора Следующий

ВЛИЯНИЕ ЗАПАХОВ НА КРАТКОВРЕМЕННУЮ ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА

ВЛИЯНИЕ ЗАПАХОВ НА КРАТКОВРЕМЕННУЮ ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА

Татарченко Е.А. 1

1

Воронова Н.В. 1

1

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Актуальность нашего исследования заключается в том, что на данный момент существует очень мало достоверной и проверенной информации о такой науке, как аромокология. В настоящее время проводится большое количество экспериментов в области запахов, но сейчас отрасль науки, исследующая запахи и эфирные масла, находится на стадии становления. Однако ученые все с большим интересом изучают связи между воздействием ароматов и активностью в лимбических отделах головного мозга, в том числе и процессов памяти. Они уже пришли к выводу, что запахи могут храниться в памяти человека всю его жизнь. Это открытие можно с успехом использовать на практике. Например, при обучении детей в школах, где приходится запоминать огромное количество разнообразной информации ежедневно.

Несмотря на многочисленные утверждения в литературе о том, что различные запахи оказывают влияние на процессы памяти, мы не обнаружили работ, где это было бы показано на определенной группе людей, с воздействием конкретными одорантами, на известные показатели каких-либо видов памяти.

Поэтому целью нашей работы было исследование объема кратковременной памяти у школьников при воздействии одорантами, характеризующимися противоположным действием на центральную нервную систему.

Задачи работы:

  • Проанализировать и обобщить известную информацию о запахах и их влиянии на человека.

  • Разработать методику проведения исследования и освоить ее.

  • Провести тестирования учащихся исходно и на фоне разных запахов.

  • Познакомится с методами статистической обработки результатов.

  • Проанализировать результаты исследования.

Наша рабочая гипотеза заключалась в том, что запахи влияют на объем кратковременной памяти человека, это влияние может быть противоположным и зависит от действия запаха на центральную нервную систему в целом

  1. Литературный обзор

1.1. Сенсорные системы

Структуру, состоящую из воспринимающей части (рецептора), провод­никовой части (нерва) и анализирующей части (КБП) И.П. Павлов назвал анализатором (7). Анализатор — это функциональная единица, отвечающая за восприятие и анализ сенсорной информации одного вида.

Каждая сенсорная система обладает специфичностью: она реагирует только на свои раздражители. Сенсорные системы дополняют друг друга, и все вместе дают полные сведения о предмете.

Сенсорные системы состоят из трёх отделов:

1. Периферический отдел воспринимает раздражение, представлен рецептором.

2. Проводящий, средний, отдел, по которому движется нервный импульс, представлен нервами и проводящими путями центральной нервной системы.

3. Анализирующий (центральный) отдел осуществляет анализ и синтез воспринятого ощущения и представлен участком коры полушарий большого мозга (корковый отдел).

1.1.1. Обоняние

Органы обоняния и вкуса – это органы, отвечающие за химическое чувство, т.е. это органы, которые воспринимают молекулы вещества. Орган вкуса и орган обоняния сильно взаимосвязаны (6).

Химические вещества, распространяемые в виде пара, газа, пыли и пр. попадают в полость носа, где взаимодействуют с соответствующими рецепторами» (5). У человека обоняние развито относительно плохо по сравнению с другими млекопитающими. Но у животных обонятельный анализатор играет значительную роль в восприятии внешнего мира, в отличие от человека (16).

Обонятельный анализатор представлен обонятельными рецепторами, находящимися в слизистой оболочке носа. По обонятельному нерву сигнал от рецепторов поступает в обонятельную зону коры головного мозга (17). Обонятельный импульс доходит до мозга намного быстрее, чем болевой (18).

Площадь обонятельного анализатора у человека равна четырем-пяти квадратным сантиметрам, это сто миллионов обонятельных клеток (19).

Первым центром восприятия запахов в головном мозге является обонятельная луковица, нервные клетки которой способны регенерировать на протяжении всей жизни. Период жизни одного обонятельного нейрона – 60 дней (26).

1.2. Память

Память — это способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта; одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения (1). «Человек без памяти остался бы вечно в положении новорожденного», считал физиолог И.М.Сеченов.

Существует огромное количество различных видов и типов памяти. Основные виды можно классифицировать по нескольким основаниям:

1. По характеру психической активности

2. По характеру целей деятельности

3. По продолжительности сохранения материала.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским (24). Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроиз­ведении движений. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности.

Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, (идиомоторными) дви­жениями соответствующих мышц (4). Эмоциональная (аффективная) память — это память на чувства. Главная задача: запоминание и воспроизведение чувств совместно с вызывающими их объектами. Эмоциональная память играет чрезвычайно важную роль в обучении (4).

Образная память – это процесс запоминания образов, которые были сформированы на основании материала сенсорных систем. Зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образная память делится на зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильную. Зрительная и слуховая память наиболее отчетливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, специалистов парфюмерного производства) или наблюдается у людей, лишённых зрения и слуха.

Словесно-логическая (семантическая) память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

Если материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Словесно-логическая память – свойственная только человеку форма памяти. Этот вид памяти непосредственно связан с обучением (4). При классификации по характеру целей деятельности память делится на произвольную и непроизвольную.

Произвольная (преднамеренная) память характеризуется конкретной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приёмы. Непроизвольная память характеризуется тем, что запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение) (9).

Существует также деление памяти на кратковременную, долговременную и оперативную (классификация по продолжительности сохранения материала).

Кратковременная память — это память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память (8). Объем кратковременной памяти у взрослого человека составляет 7 ± 2 единицы информации.

Оперативная память – это память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной (11).

Из всех систем памяти наиболее важной и наиболее сложной является долговременная память. Долговременная память – это память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения. Вся информация в значительной степени находится за пределами нашего сознания, но в случае необходимости может быть извлечена для использования и помещена в рабочую память.

Группе ученых удалось выяснить, каким образом у людей образуется ассоциативная память на запахи. Во время исследований, учеными была обнаружена группа нейронов, которая связывают одну из областей человеческого мозга, ответственную за обоняние, с областями, в которых осуществляется процесс формирования памяти. А также с областями, которые контролируют процессы сознания и мышления. Подобная взаимосвязь между различными зонами головного мозга способствует запоминанию обонятельной информации, что в дальнейшем позволяет узнать запах и вспомнить событие или человека, непосредственно связанное с ним.

В таком процессе основную роль играют гранулярные клетки коры головного мозга. Они обеспечивают процесс синтеза обонятельной и прочей сенсорной информации в единый образ, представляющий собой полноценное воспоминание в мозге человека. При этом гранулярные клетки отфильтровывают жизненно важную информацию от второстепенной (10).

1.3.Влияние обонятельных стимулов на память и эмоции, жизнь человека

Запах проявляется способностью раздражать рецепторы обонятельного анализатора. Он состоит из молекул, состоящих из различных химических веществ. Молекулы запаха проникают в слизистую оболочку носа при вдыхании через нос или рот. Обонятельный эпителий покрыт слоем слизи толщиной около 20 микрон. В верхней части обонятельной клетки находятся аксоны, которые передают информацию дальше в головной мозг. Раздражение от обонятельного анализатора напрямую поступает в кору больших полушарий головного мозга, где формируется осознанное ощущение запаха. На нижнем конце нервной клетки располагаются белки-рецепторы. За первичную переработку электрического сигнала отвечает обонятельная луковица. Из нее информация поступает в лимбическую систему, где рождается эмоциональная и мотивационная реакция на полученный обонятельный сигнал. Эти участки отвечают за сложные процессы мышления (13).

Запах является самым сильным чувством, привязанным к памяти. Компания «Cosmetic Executive Women» (Париж) совместно с международной компанией «International Flavours and Fragrances» провели эксперимент. Они создали более полутораста различных ароматов (шоколада, мокрого асфальта, леса и др.), а затем подключили к сотрудничеству медперсонал клиники, в которой находились пациенты с поражением головного мозга (амнезия, кома).

У окружения пациентов команда узнавала, какие предпочтения были у этих людей до несчастного случая.

Получив ответы на многочисленные вопросы, исследователи давали пациентам ощутить тот или иной аромат. В конце эксперимента больные начинали вспоминать картины из жизни до попадания в больницу. Ученые доказали, что ничего так не связано с памятью, как запах. «Память воскрешает все, кроме запахов, но зато ничто так полно не воскрешает прошлого, как запах, когда-то связанный с ним», — писал Набоков.

Некоторые пахучие вещества (ванилин, валерьяновая кислота) вызывают чисто обонятельные ощущения. Другие пахучие вещества вызывают наряду с обонятельными ощущениями также и температурные, тактильные, болевые и вкусовые ощущения (напр., хлороформ — сладкий вкус, ментол и камфора — холод и др.).

«Запахи управляют ассоциативным мышлением у людей с чувствительной сигнальной нервной системой», писал известный физиолог И. П. Павлов.

«Любой запах сам по себе не плох и не хорош. Это наш мозг интерпретирует его в соответствии с нашим опытом и более или менее приятными воспоминаниями», объясняет профессор Патрик Мак Леод, специалист по обонянию.

Каждый из нас по-своему реагирует на разные ароматы. Запахи, эмоции, настроения, кратковременная и долговременная память — все это хранится в лимбическом отделе нашего головного мозга, известном также как «мозг внутри мозга». Лимбическая система представляет собой функциональное объединение структур мозга, участвующих в организации эмоционально-мотивационного поведения (20).

Доказано, что ароматические вещества — компоненты эфирных масел воздействуют именно на лимбическую систему как структуру, напрямую связанную с обонятельной системой.

Лимбическая же система в ответ на воздействие запахов обеспечивает правильную саморегуляцию на всех уровнях и во всех системах организма.

В 2004 году американские ученые Линда Бак и Ричард Аксель получили Нобелевскую премию за исследования «Обонятельных рецепторов и организации системы органов обоняния» (21).

Главным источником правдоподобной информации в наши дни в изучении ароматов считается нейровизуализация, позволяющая увидеть с помощью томографии на экране компьютера «карту активности» различных участков мозга.

Например, благодаря томографии ученые узнали, что лаванда вызывает значительную активность в нескольких частях головного мозга, например гиппокампе (отвечает за формирование эмоций), таламусе (получение информации от органов чувств) и гипоталамусе (он регулирует нейроэндокринную деятельность мозга и гомеостаз — саморегуляцию организма). При этом в постцентральной извилине, которая отвечает за осязательную чувствительность и управление движением конечностей, наблюдалось снижение активности — что позволяет утверждать, что лаванду можно использовать в борьбе с эпилептическими припадками, которые могут быть следствием нарушения функционирования этой самой извилины.

Благодаря той же томографии исследователи также выяснили, почему лаванда оказывает успокоительное действие. Это происходит из-за того, что вещества, входящие в состав ее эфирного масла, понижают активность симпатической нервной системы, которая активизируется в стрессовых ситуациях.

Безусловно, роль запахов в жизни человека необыкновенно огромна. Исследования в области ароматерапии активно продолжаются. В XXI веке уже известны такие науки как ольфактоника, аромакология, ароматерапия, которые изучают свойства запахов и их влияние на человека.

Ольфактоника – наука о влиянии запахов на мозг.

Аромакология – наука, изучающая влияние запахов на психофизическое состояние человека.

Ароматерапия – одна из наиболее древних отраслей медицины, которая предусматривает лечение натуральными, природными эфирными маслами. Основы ароматотерапии были заложены в Древних цивилизациях Индии, Китая и странах средиземноморья около пятисот лет назад. На протяжении многих веков натуральные эфирные масла использовались не только как препараты, повышающие эстетические чувства и настроение, но и как средства, оказывающие лечебное действие. Термин «ароматерапия», или «ароматотерапия» появился в 1904 году во Франции в лаборатории химика Рене Мариса Гатнинфоса после успешного лечения ожога при помощи эфирного масла лаванды (12).

Эфирные масла – летучие жидкости сложного состава, вырабатываемые растениями и обусловливающие их запах. Главные компоненты эфирных масел – терпены (15). Терпены — это класс углеводородов, стимулирующий выработку нейромедиатора ацетилхолина. Ацетилхолин — это основной медиатор парасимпатической нервной системы, осуществляющий нервно-мышечную передачу. Его можно считать самым важным нейромедиатором, участвующим в процессе запоминания информации.

В настоящее время известно более двух тысяч эфиромасличных растений (эфироносы). Содержание эфирных масел в них зависит от ряда причин и колеблется от 0,1 до 4%.

Все эфирные масла по воздействию на нервную систему можно разделить на стимуляторы, адаптогены и седативные масла.

Адаптогены повышают способность организма приспосабливаться к внешним условиям. Стимуляторы возбуждают нервную систему, стимулируя активность головного мозга. Седативные масла — действуют успокаивающе и расслабляюще. Например, в состав эфирных масел бергамота, лимона и пихты сибирской входят определенные терпены — пинен, линолилацетат и камфен.

Эссенция – концентрированный раствор какого-нибудь вещества (от лат. essentia – сущность), который при употреблении разбавляется (3).

  1. Методика исследования

Экспериментальная работа проводилась с учащимися 9 класса, в количестве 25 человек: 5 мальчиков и 20 девочек, возрастом 14-15 лет.

Для определения объема кратковременной память использовалась методика «Память на числа» (23). Оценка кратковременной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма для учащихся старших классов – 7 и выше. Задание заключалось в том, что испытуемым демонстрировалась в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно было запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. Все тестирования проводились в первой половине учебного дня, в маленьких группах по 5 человек. Всего было проведено по шесть тестирований с каждым из участников эксперимента. Каждый из участников тестировался раз в неделю. Для оценки стабильности объемов кратковременной памяти четыре из шести измерений были фоновыми, т.е. проводились без предъявления одорантов. Три из них проводились вначале эксперимента, затем была проведена проба с предъявлением запаха розмарина, через неделю – опять без запаха, и последней пробой было определение кратковременной памяти на фоне действия запаха ромашки.

Запахи розмарина и ромашки были выбраны нами, поскольку, по литературным данным, они обладают противоположным действием. Запах розмарина представляется в литературе как обладающий возбуждающим действием (2), а ромашки – успокаивающим (14). Эти запахи предъявлялись испытуемым в небольшом помещении в виде эфирных масел, помещенных в арома-лампу. При определении объема кратковременной памяти на фоне действия одорантов испытуемые располагались на одинаковом расстоянии от нее, само тестирование начиналось не менее чем через минуту после появления их в помещении с запахом, само тестирование длилось около трех минут.

Оценка достоверности отличий проводилась по t-критерию Стьюдента для зависимых (в случае сравнения показателей одной группы испытуемых) или независимых переменных (в случае сравнения показателей двух групп испытуемых между собой).

  1. Результаты

Исходные показатели значений объема кратковременной памяти по группе испытуемых колебались от 4 до 9, со средним по всей группе для всех четырех проб 5,9. У каждого из испытуемых в фоновых пробах объем кратковременной памяти мог быть или стабильным, или изменялся в пределах двух единиц. Из чего мы можем сделать заключение, что объем кратковременной памяти каждого человека можно характеризовать определенным диапазоном, значение одного измерения, по-видимому лабильно и зависит от многих причин. Поэтому мы усредняли для каждого человека объем кратковременной памяти по четырем фоновым пробам и полученное значение сравнивали со значениями при воздействии одорантов.

Рисунок 1. Средние значения объема кратковременной памяти по всей группе (25 человек) в фоне и при воздействии одорантов. Звездочками отмечены значения, достоверно отличающиеся от фоновых

Анализ результатов по всей группе показал, что среднее значение объема кратковременной памяти увеличивается на фоне действия одорантов. При воздействии запахом розмарина среднее значение по группе возрастало до 7,2. Это возрастание статистически достоверно (p = 0,00047). При воздействии запахом ромашки среднее значение по группе составляло 7, с уровнем достоверности 0,01 (рис.1)

Хотелось бы отметить отсутствие заметных отличий между влиянием двух разных одорантов на объем кратковременной памяти по всей группе испытуемых. Для того, чтобы выяснить, существуют ли различия в действии одорантов в отдельных случаях, мы качественно проанализировали изменения объема кратковременной памяти у каждого человека индивидуально. Испытуемых, демонстрирующих сходную динамику реакции, мы объединили в четыре неравные по количеству участников группы.

В первую группу вошло девять испытуемых. Эта группа характеризуется значимым возрастанием среднего объема кратковременной памяти при действии запаха розмарина (с 5,6 в фоне до 7,6), с уровнем достоверности 0,001. При этом изменения объема кратковременной памяти на фоне воздействия запаха ромашки не происходит, у этих испытуемых он остается неизменным — 5,6 (Рис. 2).

Во вторую группу мы объединили 10 испытуемых, которые демонстрируют повышение среднего объема памяти при действии запаха розмарина (с 5,9 до 6,9), не достигающего уровня достоверности. Эта группа испытуемых показывает значимое увеличение объема кратковременной памяти при воздействии запаха ромашки (с5,9 до 8,6), с уровнем достоверности 0,00037 (Рис.2). Эта реакция так же статистически значимо отличается от реакции на запах ромашки в первой группе (Рис. 2).

В третью группу попали четверо испытуемых, которые одинаково значительно увеличивали средний объем кратковременной памяти при действии обоих одорантов (с 7 до 8,5) (Рис.2). Данные этой группы отдельно статистическому анализу не подвергались, из-за малочисленности выборки.

Рисунок 2. Средние значения объемов кратковременной памяти в фоне и при воздействии одорантов в разных группах испытуемых. Красными звездочками помечены достоверные отличия от своего фона, синими – друг от друга. Прозрачным отмечены группы, которые не подвергались статистическому анализу

И, наконец, в четвертой группе оказались двое испытуемых, у которых наблюдалось снижение объема кратковременной памяти при действии одорантов. В фоне среднее у них было – 5,4, при действии розмарина – 4,5 и при действии ромашки 2,5. (Рис.2). Данные этой группы так же не подвергались статистическому анализу.

Таким образом, исходя из наших результатов можно заключить, что объем кратковременной памяти человека изменяется в запаховой среде. В большинстве случаев воздействие одорантов приводит к увеличению объема кратковременной памяти. Предполагаемое противоположное действие на центральную нервную систему применяемых нами запахов в виде возбуждающего (розмарин) или тормозящего (ромашка) действия, не оказывает влияния на этот эффект. Однако работа механизмов кратковременной памяти у различных испытуемых избирательно чувствительна к запахам. Среди наших испытуемых есть люди, больше реагирующие на запах розмарина, или ромашки, есть люди одинаково чувствительные к обоим запахам, и есть такие люди, которые снижают объем кратковременной памяти на фоне действия запахов.

Одной из возможных причин индивидуальных особенностей реагирования на запах может быть различная чувствительность людей к запахам. Мы предъявляли заведомо надпороговый обонятельный стимул (он должен был явственно ощущаться нашими испытуемыми). Для представления о том насколько индивидуально интенсивным является обонятельный стимул, мы предлагали испытуемым оценить силу запаха по трехступенчатой шкале: слабый-средний-сильный. Затем мы перевели их оценки в баллы и вычислили средние по группам испытуемых. На рисунке 3 представлена диаграмма оценки интенсивности запахов вышеописанными группами испытуемых.

Рисунок 3. Усредненная субъективная оценка интенсивности запахов по группам испытуемых.

Из рисунка 3 видно, что практически все группы испытуемых оценивали интенсивность запахов между «слабой» и «средней». Интенсивность запаха ромашки воспринималась как более сильная. Оценки испытуемых группы 1 и группы 2 не отличаются друг от друга и от обще групповой оценки.

Следовательно, разница во влиянии двух запахов на объем кратковременной памяти в этих двух группах испытуемых не может определятся разницей в интенсивности их действия как сенсорного стимула. Качественно это заключение подтверждается и оценкой интенсивности запаховых стимулов испытуемыми третьей группы, которые имеют значимую разность в ощущениях силы запахов, но одинаковое действие одорантов на объем кратковременной памяти.

Заключение

Таким образом, из наших результатов можно заключить, что предъявление запахов в большинстве случаев увеличивает объем кратковременной памяти человека. В гораздо меньшем количестве случаев объем может уменьшаться в этих условиях. И тот и другой эффект не зависят от общепризнанного возбуждающего или тормозного воздействия конкретного одоранта на центральную нервную систему.

Индивидуальность действия применяемых нами одорантов проявлялась в количественной разнице влияния на объем кратковременной памяти у разных испытуемых. При этом различий в восприятии испытуемыми интенсивности воздействия двух одорантов не наблюдалось, что свидетельствует об отсутствии влияния на наблюдаемые нами явления разной чувствительности обонятельной сенсорной системы испытуемых.

В дальнейшем мы планируем изучать возможную функциональную структуру воздействия запахов на память человека с целью совершенствования направленности методов арома-коррекции.

В заключении автор благодарит классного руководителя Шетухину Ольгу Геннадиевну за поддержку в организации исследования. И выражает признательность всем одноклассникам, участвующим в исследованиях.

Список литературы.

1.

«Биологический энциклопедический словарь.» //Гл. ред. М. С. Гиляров. — 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.

2.

Валджи Х. «Ароматерапия», 1997.

3.

Большой Энциклопедический словарь, 2000.

4.

Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. «Хрестоматия по общей психологии; Психология памяти», 1980.

5.

Головин С.Ю. «Словарь практического психолога», 1998.

6.

Интернет-портал «interneturok.ru».

7.

Кондаков И.М. «Психологический иллюстрированный словарь», 2007.

8.

Краткий словарь психологических терминов. dic.academic.ru

9.

Маклаков А.Г. «Общая психология», 2001.

10.

Научно-популярный журнал «Nature Neuroscience» (4.03.2014).

11.

Немов Р.С. psixologiya.org.

12

Пекли Ф.Ф. «Ароматология», 2001.

13.

Смирнов В.М., Будылина С.М. «Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность», учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, 2003.

14

Соколов С.Я., Замотаев И.П., «Справочник по лекарственным растениям (фитотерапия)», 1990.

15.

Суворова Т.Ю. «Ароматы и масла для вашего здоровья», 2005.

16.

Феоктистова Н.Ю. «Особенности обоняния у человека», /газета «Биология», 2004, -№16

17.

http://alla-olg.blogspot.ru/2013/11/blog-post_4089.html

18.

http://anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st052.shtml

19.

http://biofile.ru/bio/9157.html

20

http://biofile.ru/chel/1972.html

21.

http://doctoroff.ru/zapahi-i-aromaty

22.

http://jjew.ru/entry/55528/

23.

http://www.vashpsixolog.ru/index.php

24.

psixologiya.org статья «Основные виды памяти»,.

25.

www.fleming.pro

26.

www.limbt.com/page/113

Просмотров работы: 1102

Как выбрать духи | Vogue Ukraine

11 июля пройдет ольфакторный мастер-класс парфюмера Богдана Зубченко и бьюти-редактора Vogue Алены Пономаренко. На нем можно будет научиться «читать» ароматы и различать  ноты. Все это нужно, чтобы выбирать «свои» ароматы из сотен новых.

Безошибочно найти «свои» духи среди множества новых и незнакомых помогает ольфакторная карта – результат индивидуального анализа парфюмерных предпочтений. Собственной картой обзавелась Алена Пономаренко

Еще каких-то пару лет назад я была уверена, что моя любовь к новым ароматам пропала навсегда: они стали просто неинтересны. Казалось, ни один из них больше не сможет взволновать, увлечь, потрясти, ни с одним больше не случится безусловной чистой любви, как с одним из первых в моей жизни парфюмов – L’Eau Par Kenzo. Так было до тех пор, пока пару лет назад в парижском бутике Francis Kurkdjian я не встретила Oud Silk Mood – и пропала. После него в моем обонянии как будто сдвинулись шлюзы, и я стала прислушиваться к запахам. Мне стали интересны ладан и кожа, перец и пачули, альдегиды и розы. Я полностью обновила свою парфюмерную полку. Но носить могла только удовый Silk Mood. Остальные ароматы как будто жили на мне своей жизнью: гремели, трубили, кричали, шумели, шли рядом или бежали впереди. Мне казалось, что они превращают меня то в пахнущего перечной смесью подростка, то в девочку с мандариновым леденцом за щекой, но никак не соотносятся со мной настоящей.

С этой историей я пришла к Богдану Зубченко – профессиональному парфюмеру, который разработал и внедрил в Украине метод обонятельной диагностики. Он говорит, что мой случай – очень распространенный (многие люди покупают ароматы, с которыми потом не могут ужиться), но это лишь один из множества вопросов, с которыми приходят к нему клиенты. Некоторые ищут деловые ароматы, некоторым нужны соблазнительные. Как-то девушка пришла с жалобой на то, что любит духи, но вынуждена пользоваться только одними: все остальные вызывают у нее спазм сосудов и потерю сознания. Зубченко выяснил, что таким образом она реагирует на некоторые мускусы и цветы, и подобрал подходящий ей ароматный гардероб. Теперь эта девушка не просто пользуется разными ароматами, но и сама покупает новые: она точно знает, какие парфюмы ей понравятся и не вызовут дискомфорта.

Зубченко принимает в Le Flacon – парфюмерном бутике, который на время моего визита закрыт для других. Изящный стол с несколькими флаконами духов, на нем – блоттеры, бокал с водой (освежать рецепторы) и карта формата А4, как на приеме у доктора. Внутри карты – парфюмерная классификация, состоящая из шести групп: цветочная, прозрачная, фужерная/шипровая, восточная, гурманная и «цветочный букет». Она ближе всего к той, которую разработала французская Гильдия парфюмеров, но дополнена большой и популярной сегодня группой густативных (гурманных) ароматов.

В каждой группе выделены дополнительные категории: так, в цветочной есть фруктовые, розовые, белые и зеленые ароматы, в прозрачной – цитрусовые, зеленые и цветочные; в фужерной/шипровой – кожаные, зеленые/древесные, фруктовые, цветочные и классические/древесные; гурманные подразделены на древесные/пряные и лакомые; восточные – на цветочные, древесные и пряные; «цветочный букет» включает древесно-мускусные и альдегидные композиции.

В сегменты вписаны названия разных ароматов – новых и классических, нишевых и широко распространенных. Когда консультация заканчивается, парфюмер заполняет цветными фломастерами примерное процентное соотношение подошедших клиенту ароматов в разных ольфакторных группах. Получается наглядная инфографика. Помимо этого, парфюмер распределяет ароматы по принципу ольфакторного гардероба: для дневного ношения, для вечера, для спорта, для деловых встреч, прогулок и т. д.

Чтобы Богдану было проще сориентироваться в моих предпочтениях, я вспоминаю ароматы и ноты, которые мне нравятся: уды, инжир и мускус, кожа; L’Eau Par Kenzo и Envy Gucci.

Зубченко подходит к полкам, снимает с них несколько флаконов, брызгает из одного на блоттер и протягивает мне. «Это очень свежий аромат с аккордом озона, – объясняет он. – Необычен тем, что, помимо льдистой прозрачной свежести и холодного воздуха, дающих ощущение полета, в нем есть некий дымок и сладость, напоминающие аромат марихуаны». Я боюсь разочароваться и потому вдыхаю осторожно. Но тут же понимаю, что попадание случилось с первого выстрела: аромат абсолютно мой. Это Jamais le Dimanche («Никогда по воскресеньям») молодого бренда Ego Facto, придуманный Альберто Морильясом – автором знаменитых Acqua di Gio Giorgio Armani и Pleasures Estee Lauder. Богдан говорит, что, в отличие от моего любимого цветочно-фруктового L’Eau Par Kenzo, «Никогда по воскресеньям» – более абстрактный, связанный с эфирными субстанциями: свежий воздух, дым марихуаны, немного ладана. «Он показывает двойственность натуры, – говорит парфюмер, – поначалу кажется легким и игривым, но оборачивается сложным, более плотным и дымным». И мне быстро становится понятно, что процесс составления личной ольфакторной карты – это больше чем просто выбор новых духов. Скорее он напоминает сеанс психоанализа, разбавленный ароматными впечатлениями.

Я подписываю блоттер (удобнее это делать с лицевой стороны, чтобы потом не переворачивать), откладываю его на левую сторону – «к сердцу» – и «слушаю» следующий. «Это классический одеколон марки Profumi Del Forte, – поясняет Зубченко. – Изначально одеколоны придумали, чтобы быстро освежаться в жару. У современных же более сложные формулы и стойкий запах. Вот в этом есть ощущение горьковатых трав и бергамота». Громкие цитрусовые ноты меня отталкивают. Подписываю блоттер и откладываю его вправо, подальше от себя.

«Продолжаем тему легких ароматов, с прозрачными базовыми нотами», – говорит Зубченко – и протягивает мне следующий блоттер. Это очень сексуальный аромат, который обращается к основным инстинктам, – я тут же представляю его на мужской шее. «Это синтетический мускус Musk Etro, – говорит Богдан. – В нем не слышны анимальные (животные) ноты, он ничуть не похож на кастореум или мускус оленя кабарги: аромат абстрактный и прозрачный. И вместе с тем в нем есть лакомое ощущение: он напоминает некоторые отдушки для конфет». Абсолютно точное наблюдение: я думаю о том, как хорошо было бы перекатывать такую конфету за щекой.

От этих мыслей меня отвлекает новый запах: мы пробуем исследовать более сложное сочетание, с цветами и мускусом в базе. Вдыхаю – и сразу вспоминаю Eau Torride. Когда-то он выходил у Givenchy во флаконе, который напоминал свечу, вмерзшую в лед вместе с пламенем. Говорю об этом парфюмеру – и получаю похвалу: «Очень правильное внутреннее восприятие». Аромат Alea 39 Зубченко выпустил под собственной маркой – BZ Parfums – и задумывал как холодный внешне, но теплый внутри. «Он дистанцирует окружающих, но дарит ощущение многослойности: тепло сквозь холод». В нем есть альдегиды, роза и синтетическая амбра, которая дает длинный прозрачный шлейф. Я подписываю блоттер и кладу его посередине: он из тех, что могли бы мне понравиться, но на ком-то другом.

В компанию к нему я чуть позже определю женственный Royal Pavillon Etro с нотами мимозы и иланг-иланга, а также альдегидный Baghari 2006, Robert Piguet, с нотами нероли и ириса. На этих двух блоттерах я даже делаю пометку «Маме»: мне кажется, ей бы эти ароматы подошли идеально. К тем, которые нравятся, но которые носить я не буду, отношу также бальзамный Fusion Sacree Majda Bekkali, древесный Coeur de Vetiver Sacre L`Artisan Parfumeur и Sacrebleu Nicolaї Parfumeur Createur с нотами сандала, ванили и бобов тонка.

Во время парфюмерной дегустации мы выясняем, что я не люблю цитрусы. И даже если я их не замечаю при первом знакомстве с ароматом, но они заявлены в композиции, мне следует отнестись к таким духам с осторожностью: со временем они могут начать меня раздражать. Так происходит с Pegaso Etro: в нем, на мой взгляд, бергамот заглушает мои любимые ландыши.

Исследуя ароматы с нотой инжира (которые, кстати, уже выходят из моды), находим еще один ингредиент, который портит мне впечатление от любых духов: чай. В этом я убеждаюсь на примере Io Carthusia: ни зеленая древесная база, ни инжир не заставят меня носить этот запах. Зато от следующего инжира – Figue Fruitee Au Pays de la Fleur d’Oranger – я счастливо жмурюсь. Зубченко говорит, что это пушистый, мягкий, сладковатый инжир, в котором проскальзывают лактоновые (молочные) ноты. Он дает забавное ощущение зеленого молока, а теплоту ему придает кедровая основа. «Аромат так и останется теплым, не превращаясь в удушливый», – объясняет парфюмер – и я откладываю его к любимчикам.

Я очень люблю лаванду и всегда привожу из Прованса ароматические саше. И потому для меня становится откровением, что лаванда в качестве парфюмерного ингредиента мне совершенно не нравится (исключение – мужской аромат Egoїste Platinum, Chanel).

Очередной сюрприз меня ждет, когда мы начинаем исследовать «лакомые» ароматы. Я решительно заявляю, что никакие пралине, шоколад, ириски и прочие сладости меня не вдохновляют. Зубченко извлекает откуда-то аромат, распыляет его – и я мгновенно погружаюсь в атмосферу Рождества: пахнет ромовой бабой и изюмом, которым она начинена; пахнет новогодней елкой на центральной площади какой-нибудь европейской столицы, кексом «штоллен» и яблоками, покрытыми глазурью, и аромат этот такой радостный, приятный и теплый, что блоттер с ним я держу поближе и периодически к нему возвращаюсь. «А ведь это тоже «лакомый» запах, – говорит Зубченко, – просто другой, с главной нотой рома». Это Alea 41, BZ Parfums.

Консультация продолжается два часа, мы делаем перерыв на кофе и свежий воздух, слушаем поочередно легкие и глубокие ароматы в контрасте – иначе трудно сохранить свежесть восприятия. Я узнаю о себе много нового: люблю зеленые запахи и, как множество славянок, – белые цветы: флердоранж, ландыши, туберозу и жасмин; неожиданно благосклонна к пачулям и ветиверу и теряю волю от тяжелой, брутальной кожи, а вот тягучие восточные ароматы переношу с трудом. Помимо парфюмерных, я получаю еще кое-какие заключения: Зубченко говорит, что я умна, дружелюбна, но держу дистанцию с людьми. Это правда.

Уходя из Le Flacon, я уношу с собой ворох впечатлений, охапку блоттеров и свою собственную парфюмерную карту. Теперь в любом магазине мира мне будет достаточно сообщить продавцу, что нужен зеленый аромат с включениями белых цветов или строгий кожаный запах, – и покупка себя оправдает.

Есть еще кое-что, что я уношу на запястьях. Это два открытия: одно пахнет Рождеством (Alea 41, BZ Parfums), второе – идеальным мужчиной (Musk Etro). Это не все, что мне нужно для счастья, – но уже немало.

Развитие обонятельной памяти. 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство

Развитие обонятельной памяти

Тем, кто желает развить свою обонятельную память, рекомендуется проделать следующее. Возьмите пять внешне одинаковых флаконов (можно использовать чистые пузырьки из-под лекарств), найдите пять разных парфюмерных запахов – это могут быть духи, одеколон, туалетная вода и даже жидкое мыло. Напишите на бумаге номера от 1 до 5 и наклейте их на дно флакона. Затем наполните их на 1/3 и плотно закройте крышкой (запахи не должны перемешиваться). Выполняйте рекомендуемое ниже задание не более 5–7 минут, иначе вы быстро привыкнете к запахам и перестанете их различать. После занятий обязательно проветрите комнату и отдохните. Каждое задание следует оценить в баллах. Если нет ошибок – 10 баллов, 1 ошибка – 8 баллов, 2 ошибки – 6 баллов, 3 ошибки – 4 балла, 4 ошибки – 2 балла, 5 ошибок – 1 балл.

1. Начните с простого – сохранения запахов в своей памяти. Возьмите 5 флаконов с запахами, перепишите их номера в таблицу. Поочередно открывайте флаконы и запоминайте запахи и их последовательность. Не забывайте тут же закрывать крышку. На это задание вам дается 2–3 минуты.

Вы запомнили запахи? Теперь перемешайте флаконы. Выбирая любой из них, откройте и определите, каким по счету был этот запах. Запишите номера флаконов в таблицу и проверьте свой ответ. Если номера не совпадают, то это ошибка. Подсчитайте количество ошибок и оцените свой ответ в баллах.

2. Создание образа каждого запаха. Вырежьте из старых журналов фотографии людей (можете смешать их с семейными портретами), выберите из них только 5, которые, по вашему мнению, будут соответствовать пяти запахам. Определяя запах для каждого человека, полагайтесь на интуицию, скажем: «Этот запах подходит полному мужчине, запах насыщенный и тяжелый». Запишите номера выбранных фотографий и флаконов. Напишите и нарисуйте те представления, которые вызвал у вас каждый запах.

Перемешайте флаконы. Возьмите любой и, чувствуя запах, вспомните, какой фотографии он соответствует. Запишите все номера флаконов после вспоминания. Несовпадение до и после считается ошибкой, подсчитайте количество ошибок.

3. Создайте цвет у каждого запаха. У парфюмеров запах обычно ассоциируется с цветом, так же как и у музыкантов бывает «цветовой слух». Например, композиторы Римский-Корсаков, Скрябин, Чюрленис, слушая музыку, одновременно видели ее в красках. Чтобы поиграть в «цветовое обоняние», нужно расслабиться и настроиться.

Закройте глаза, не торопитесь, возможно, вначале цвет будет едва различим. Со временем вы научитесь видеть его разлитым в воздухе, он может переливаться оттенками, сужаться в точку и вновь расширяться.

Возьмите флаконы по порядку и не спеша попытайтесь увидеть цвет запаха. Нарисуйте и напишите их.

Перемешайте флаконы. Выбирая любой и чувствуя запах, попытайтесь вспомнить, какой цвет ему соответствует. Занесите номера флаконов после вспоминания в таблицу. Подсчитайте количество ошибок.

4. Почувствуйте запах на ощупь. Теперь попробуйте связать запахи с тактильными ощущениями (то есть с прикосновением к различным предметам). Нарежьте 8—10 картонных полосок, наклейте на них кусочки кожи, меха, ткани, других материалов, пронумеруйте с обратной стороны.

Потрогайте полоски на ощупь. Чувствуя запах, вы должны подобрать шероховатость, которая больше всего ему соответствует. Возможно, ощущение веревки под пальцами в сочетании с нежным запахом вызовет у вас образ девушки, покачивающейся на качелях, а от ее волос исходит такой приятный аромат. Запишите соответствие номера флакона и полоски.

Перемешайте флаконы и перепроверьте себя. Подсчитайте очки.

5. Нарисуйте каждый запах. Попробуйте представить каждый запах в графических символах. Максимально фантазируйте. Если образы будут получаться сложными, попытайтесь вначале описать их словами. После этого превратите их в некие линии на бумаге.

Проделайте это с каждым запахом, расставив флаконы от 1 до 5.

Перемешайте флаконы и проверьте, как вы запомнили. Чувствуя запах, вспомните графический символ, ему соответствующий. Запишите результат и подсчитайте количество ошибок.

6. Дайте каждому запаху свои воспоминания и эмоции. Расставьте все флаконы с запахами в определенном порядке, от самого неприятного до самого приятного. Постарайтесь себе ответить, почему вы так сделали. Можно вернуться в свое прошлое, в детство. Ваши воспоминания будут появляться и исчезать вместе с ароматами. Возможно, один запах у вас связан с разлукой, другой – с любимым человеком. Запишите и нарисуйте каждый образ.

Расставив флаконы в таком порядке, занесите их номера в таблицу.

Перемешайте флаконы и проверьте себя, подсчитав ошибки.

Когда вам будет грустно, расставьте флаконы с запахами от самого неприятного до самого приятного – и вы увидите, как ваше плохое настроение быстро улетучится.

7. Подберите к запахам их музыкальное звучание. Попробуйте услышать вибрации и звуки, исходящие от каждого запаха. Это может быть одинокий голос флейты, теплый и глубокий звук виолончели или же скрип дубовых дверей в старом замке. Больше фантазируйте, и у вас обязательно все получится.

Опишите звук каждого запаха словами соответственно от 1 до 5.

Перемешайте флаконы и проверьте себя. Подсчитайте количество ошибок.

Выполнив все семь пунктов, проверьте себя по балльной системе.

Вы набрали от 7 до 22 баллов. Не огорчайтесь. Выполните упражнения еще раз. Постепенно вы обязательно улучшите свою обонятельную память.

Вы набрали от 23 до 48 баллов. Очень хорошо, у вас нормальная обонятельная память. Обратите внимание на допущенные ошибки и потренируйтесь еще.

Вы набрали от 49 до 64 баллов. Прекрасно, у вас хорошая обонятельная память.

Вы набрали от 64 до 70 баллов. Поздравьте себя, у вас отличная обонятельная память. Вы можете смело идти работать дегустатором.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ольфакторные средства общения

Ольфакторная система

Определение 1

Ольфакторные средства общения – это невербальные средства, отвечающие за перцептивную сторону коммуникации, а именно: приятные и неприятные запахи окружающей среды, а также естественные и искусственные запахи человека.

Основой ольфакторной системы является обоняние человека.

Исследователем запахов в современной психологии был американский психиатр А. Хирш, установивший, что на поведение и конкретные действия человека влияние оказывают определенные запахи. Хирш проделал простой эксперимент – специально разработанную эссенцию он распространил в розничных отделах магазинов, в результате чего продажа товаров в них резко возросла по сравнению с другими.

Кроме этого было определено, что запах оказывает большое влияние на производительность труда, повышает или снижает кровяное давление, оказывает влияние на сердцебиение, успокаивает человека или действует как снотворное. Ароматы способны снимать депрессию у больных людей и улучшать их настроение.

Клинические эксперименты дали хорошие результаты, так, например, активность головного мозга быстрее любых депрессантов ослабляют ароматы ромашки, лаванды, сандалового дерева, лимона. Возбуждают клетки мозга – роза, мята, жасмин, гвоздика. Они действуют сильнее крепкого кофе.

Ароматическую терапию широко используют японские фирмы, закачивая в служебные помещения, строго выверенные комбинации ароматических веществ. В результате производительность труда увеличивается на 50% и на 20% снижается количество ошибок.

Как невербальный индикатор индивида запах является дополнительной его характеристикой.

Культура запахов известна очень давно – это средство социальной стратификации, межличностных контактов, способ идентификации, принадлежности к той или иной группе.

Обоняние человека несколько принижено по сравнению с акустической или оптической системой отражения, поэтому система запахов не имеет такой дифференцирующей силы как кинетическая или просодическая структуры невербального поведения.

Дифференциальная сила ольфакторной системы проявляется в социальной ситуации, сенсорной изоляции, в интимном общении, в уходе за ребенком и др. В животном мире общение с помощью запахов распространено очень широко, начиная от бабочек, кончая млекопитающими.

Запахи, выделяемые животными, называются феромоны, они необходимы для привлечения особей противоположного пола.

Человек тоже выделяет феромоны, что справедливо и для мужчин, и для женщин.

К сожалению, сегодня ещё нет данных о влиянии запахов индивида на формирование образа, слабо также изучена система запахов и в контексте невербального поведения.

Невербальную коммуникативную активность человека возможно контролировать только в сфере искусственных запахов, поэтому использование парфюмерии есть показатель общей культуры человека и информативного компонента невербального общения.

Замечание 1

Естественные запахи социально нежелательны в развитых культурных сообществах.

Ольфакторное общение

Ольфакторная модальность есть одна из релевантных систем отражения невербального поведения, особая значимость которой проявляется в специфических ситуациях.

К ольфакторным компонентам относятся два типа запахов – естественные и искусственные.

Рисунок 1. Ольфакторные средства общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Естественные запахи, безусловно, принимают участие в регуляции коммуникативных процессов, например, естественные запахи членов семьи.

Исследование с помощью метода свободных ассоциаций показало, что для ольфакторной системы невербального отражения выделяются информативные категории – это:

  • пол,
  • возраст,
  • социальный статус,
  • качества личности,
  • внешность,
  • настроение.

Если через оптическую систему отражения можно репрезентировать, например, пол, возраст партнера, то вопрос прогноза качеств личности собеседника через восприятие его запаха остается открытым.

Следующее исследование было направлено на выявление существования пространства символики, семантики запаха в терминах черт личности.

Поскольку восприятие личностных качеств происходит при социальном взаимодействии, для изучения были выбраны характерологические личностные черты.

В испытании принимали участие 20 человек, которые должны были оценить 11 запахов известных духов. Оценка проводилась по пятибалльной шкале биполярного семантического дифференциала. Полюса шкалы указывали бытовые описания 16-ти личностных факторов Кеттела, а последовательность запахов определялась рандомизацией.

В результате выявили пять усредненных по испытуемым факторов – активность, креативность, самоконтроль, независимость, коммуникативная компетентность.

Фактор самоконтроля соответствовал фактору силы, креативность соответствует фактору оценки, правда, креативность в контексте поведения рассматривается как особый социальный стиль поведения по-разному.

В проведенном исследовании креативность выступает как социально желательный способ поведения и высоко оцениваемый в данной группе испытуемых.

Полученные данные в рамках ольфакторной модальности можно использовать для дальнейших исследований межличностной перцепции.

Замечание 2

Перцептивные инварианты интерпретации искусственных запахов можно использовать при конструировании имиджа, разработке упаковок, рекламе парфюмерии и других товаров, поскольку запах является важным потребительским свойством.

Средства общения в разных странах

Человеческое общение является источником радости и огорчений, надежд и успехов. Непосредственно с общением связаны деловые люди, без которого любые контакты просто невозможны.

Люди разных стран имеют свои табу и ценности, чтобы отличить поощряемые нормы поведения от запрещенных или нежелательных.

В общении с людьми других стран важно знать элементарные правила поведения, применения жестов и поз. Ежедневно человек использует множество разных жестов и не задумывается о том, какой смысл они несут.

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются – счастливые люди всегда улыбаются, печальные – хмурятся. Если непонятно, о чем идет речь – люди просто пожимают плечами.

Тем не менее, одно и то же выразительное движение может у разных народов иметь разное значение и привести к неожиданным последствиям.

На невербальный язык свое влияние оказывает целый ряд факторов – национальная принадлежность, состояние здоровья, профессия, уровень культуры, статус человека, его возраст.

Невербальное общение происходит через неречевые знаковые системы. Подделать или скопировать невербальные знаки невозможно, т.к. контролировать их совокупность в течение продолжительного времени нельзя.

С помощью невербального языка можно лучше понять собеседника, предвидеть его реакцию на информацию.

Отправляясь в поездку в другую страну желательно ознакомиться с традициями и законами этой страны. Например, в странах востока перед входом в помещение снимают обувь, а в странах Европы гостя пропускают в дом в обуви.

Это же относится и к жестам – при разговоре прикосновение к мочке уха в Испании считается оскорблением, а для грека оскорбительна поднятая рука с открытой ладонью в его сторону. Поворот головы вправо, влево для большинства европейцев означает «нет», а для греков, болгар, турок означает «да».

Если указательным пальцем покрутить у виска, то в Голландии считают, что сказали остроумную фразу. Европеец, говоря о себе, покажет рукой на грудь, а японец покажет на нос.

Поднятые брови в России означают удивление, а в Германии этот же жест принято считать восхищением, в Англии – это выражение скептицизма.

Шлепок себя по лбу показывает, что британец и испанец довольны собой, а немец этим жестом выражает крайнее возмущение.

Восхищение чем-либо французы показывают, соединив кончики трех пальцев, подносят их к губам и, подняв высоко подбородок, посылают нежный поцелуй.

В США и Италии при движении пальца из стороны в сторону означает осуждение или угрозу, а в Голландии – отказ.

Поднятый вверх большой палец в арабских странах говорит о непристойном поведении.

На Ближнем Востоке подарки и деньги протягивают только правой рукой, левой же рукой означает оскорбление.

Замечание 3

Женщины, по мнению психологов, языком невербального общения владеют лучше. Восприятие и понимание невербального языка общения развивается с возрастом и опытом.

Тренируем обоняние: как научиться различать ароматы

Несмотря на огромную любовь к парфюмерии, часто у многих из нас не получается разложить аромат на отдельные составляющие. Иногда это просто необходимо, чтобы уловить все нюансы и тонкости того или иного запаха. Ведь определения «сладкий», «свежий», «тяжёлый» бывает недостаточно для того, чтобы понять саму суть парфюма. И только разложив его на отдельные ноты мы понимаем, что же хотел донести нам парфюмер.

Как научиться различать ароматы

Возникает закономерный вопрос: можно ли этому научиться?

Обонятельную, или ольфакторную память можно и нужно развивать. Конечно, профессионалом  вы не станете – ведь каждый специалист обязательно оканчивает специальную парфюмерную школу. А вот расширить свои познания о запахах вполне реально.

Способность знать и различать множество оттенков запахов пробуждает чувственность. Кроме того, это умение пригодится вам в тот момент, когда вы захотите купить духи в интернет-магазине Украины, без предварительного затеста.

Как улучшить ольфакторную память

Прежде всего, нужно ознакомиться со структурой аромата. Большинство ароматов состоят из верхних (начальных) нот, нот сердца и базовых (шлейфовых) нот.

Начальные ноты – это самое первое, что мы слышим после нанесения аромата. Они слышатся на протяжении 10-15 минут. Чаще всего в состав верхних нот входят цитрусы, травы, некоторые цветы.

Ноты сердца звучат несколько часов. Для нот сердца могут использоваться абсолютно разнообразные ингредиенты – цветы, пряности, фрукты, сладости, кофе или чай и вплоть до амбровых и удовых нот.

В конце концов наступает очередь базовых нот, которые остаются слышимыми на протяжении суток, а на ткани – о нескольких дней. Конечно же, это относится только к оригинальной парфюмерии. Базовые ноты являются «закрепляющими», они стойкие, насыщенные и тягучие. Это может быть кедр, пачули, амбра, мускус, сандал.

Структура аромата может меняться, так как каждый парфюмер привносит что-то своё. Существуют даже однокомпонентные ароматы, которые не меняют своего звучания.

Зная структуру аромата и её состав, мы можем ориентироваться, какие именно ноты будут звучать в тот или иной момент.

Как научиться различать ароматы

Очень важный момент – постоянно тренировать ольфакторную память. Учитесь прислушиваться к запахам вокруг себя. Многие ароматы легко узнаваемы: разные блюда, фрукты и овощи, цветы и травы, специи, запахи города и т.д.

С ароматами, которые мы не встречаем в повседневной жизни, можно познакомиться с помощью эфирных масел. Их легко найти в аптеке, косметических магазинах и лавках с пряностями, травами и натуральными средствами.

Кроме того, регулярно заходите в парфюмерные магазины и cлушайте ароматы. Заведите блокнот и записывайте свои ассоциации, связанные с тем или иным ароматом. Через некоторое время ваша память пополнится большим количеством запахов и вы увидите, что вам будет намного легче распознать их в парфюмах.

Конечно же, стоит учитывать тот факт, что парфюмерия – это наука чувств и ассоциаций, и часто она бывает далеко не точной. Есть определённые общие понятия, однако в целом всё строится на индивидуальном восприятии запаха. В одном и том же парфюме два человека могут слышать разные ноты, и это вполне нормально.

Как научиться различать ароматы - тренируем ольфакторную память