Пьер берже и ив сен лоран: История сумасшедшей любви Ива Сен-Лорана и Пьера Берже

Парижский сад Пьера Берже и Ива Сен-Лорана

Фасад огибает веранда под металлической кровлей. Среди растений есть сорт чемерицы, выведенный селекционером Мартином Лемонье и названный в честь Пьера Берже.

Фото
Маттео Карассале / Photofoyer

Сад, расположенный в самом сердце парижского квартала Сен-Жермен-де-Пре, полон воспоминаний о своем хозяине — Пьере Берже (Pierre Bergé). Партнер и сподвижник Ива Сен-Лорана (Yves Saint-Laurent) ушел из жизни восьмого сентября 2017 года, но здесь все по-прежнему. На веранде цветет бархатно-фиолетовая чемерица, чей цвет хозяин предпочитал всем прочим оттенкам. Где-то поблизости бродит Эхо — именно так, в честь древнегреческой нимфы, Пьер назвал свою собаку японской породы сиба-ину.

Пьер Берже (14.11.1930– 08.09.2017) до последних дней готовил открытие музеев Ива Сен-Лорана в Париже и Марракеше.

Фото
МАТТЕО КАРАССАЛЕ / PHOTOFOYER

Каждая деталь раскрывает замысел Пьера Берже — создать роскошный зеленый театр, в котором дом, природа и человек находятся в неразрывной связи. Место, где найден идеальный баланс между плотностью и прозрачностью форм, бурной растительностью и строгой геометрией, легкостью и глубиной зеленых оттенков.

Столовая в доме Пьера Берже. На фоне жалюзи у окна висит картина Бернара Бюффе.

Фото
МАТТЕО КАРАССАЛЕ / PHOTOFOYER

«Мои отношения с садом основаны на взаимности. Мы по-настоящему счастливы вместе», — говорил Пьер Берже. Парижский особняк XVIII века он купил в девяностых годах и обратился за помощью к своим друзьям — ландшафтным дизайнерам Луи Бенешу (Louis Benech) и Паскалю Крибье (Pascal Cribier).

Фото
МАТТЕО КАРАССАЛЕ / PHOTOFOYER

«Так как участок пребывал в упадке, я дал им карт-бланш. Единственной просьбой с моей стороны было не делать газон: здесь он совершенно неуместен», — вспоминал Берже.

Среди листвы аралии, как будто наблюдая за происходящим в доме, — статуя XVIII века, которую хорошо видно из столовой.

Фото
МАТТЕО КАРАССАЛЕ / PHOTOFOYER

Сад стал продолжением столовой, в которой для этого сделаны большие окна. Участок прямоугольной формы защищают от посторонних глаз плотные ряды бамбука и живая изгородь.

Фрагмент студии: растительный принт обивки дивана гармонирует с природой за окном.

Фото
МАТТЕО КАРАССАЛЕ / PHOTOFOYER

Венчают перспективу деревья, включая любимую Пьером гледичию, и кустарники с тонкими ветками, которые оставляют просветы и позволяют взглянуть на небо. В центре — пышная композиция, фонтанирующая осоковым разнотравьем.

Веранда украшена стриженными самшитами и растениями в горшках, среди которых чемерицы любимого Пьером Берже фиолетового цвета.

Фото
МАТТЕО КАРАССАЛЕ / PHOTOFOYER

В нескольких шагах — уголок для отдыха, мощенный бургундским камнем. Здесь же — скрытые в листве теплицы для орхидей. В горшках на веранде растут сезонные растения. Пьер любил их менять, чтобы сохранять ощущение новизны.

Уголок для отдыха. На фоне магоний, аралий и карликовых кленов, окруженных папоротниками, солейролиями и чемерицей, выделяются конусы самшита и иволистные плакучие груши, выбранные самим хозяином.

Фото
МАТТЕО КАРАССАЛЕ / PHOTOFOYER

На восточной стороне сада он обыграл зеленую палитру, сформированную из листьев разных оттенков и разной формы. Этот прием Берже подсмотрел в парках Киото, которые считал истинными шедеврами легкости и воздушности.

Среди живых растений расположена металлическая скульптура в виде цветущего дерева.

Фото
МАТТЕО КАРАССАЛЕ / PHOTOFOYER

«Когда утренний свет пробирается сквозь листву, наступает момент магии», — говорил он. Кустарники естественной формы — магонии, аралии и карликовые клены — конт­растируют с самшитами, подстриженными в виде конусов, а также с серебристыми кронами плакучих груш.

Фрагмент живой изгороди сада.

Фото
МАТТЕО КАРАССАЛЕ / PHOTOFOYER

Деталь металлической скульптуры в виде цветущего дерева, 1930-е годы.

Фото
МАТТЕО КАРАССАЛЕ / PHOTOFOYER

«Мои сады всегда со мной, — говорил Пьер Берже. — Их было так много в разных местах, от Марокко до Нормандии, но все созданы в гармонии с местом. Сады — мои главные учителя, именно они научили меня доверять своим чувствам и во всем стремиться к идеалу».

Еще одни питомцы Пьера Берже — попугаи Рено и Армид.

Фото
МАТТЕО КАРАССАЛЕ / PHOTOFOYER

Рабочий стол Пьера Берже у окна в сад.

Фото
МАТТЕО КАРАССАЛЕ / PHOTOFOYER

Теги

  • сад

«Я стал бизнесменом только потому, что это было нужно Сен-Лорану»

Пьер Берже, сооснователь модного дома Yves Saint Laurent / STEPHANE DE SAKUTIN / AFP

В паре Ив Сен-Лоран – Пьер Берже первый занимался творчеством, а второй – финансами. «Я стал бизнесменом только потому, что это было нужно Сен-Лорану», – говорил Берже The New York Times.

Берже родился 14 ноября 1930 г. в Сен-Пьер-д’Олерон. Его отец был налоговым инспектором, мать – Монтессори-педагогом, оба придерживались анархистских взглядов, пишет The Guardian. В 18 лет Пьер перебрался в Париж, не получив диплом бакалавра в родном городе, так как «не хотел быть ни нотариусом, ни медиком», рассказывал он в интервью телеканалу Canal +. Он мечтал стать либо журналистом, либо писателем.

В первый день в Париже он познакомился с богемой и едва не стал жертвой несчастного случая. Поэт Жак Превер попытался совершить самоубийство и выпрыгнул из окна. Не рассчитал, остался жив, но чуть не упал на голову проходившему мимо Берже. «Я не знал, что это был Жак Превер, – я вычитал это позже из газет», – вспоминал тот случай Берже на страницах The Guardian.

Берже занялся продажей книг на набережной Сены и попутно обзавелся связями в мире искусства. В 19 лет он безуспешно пытался запустить журнал анархистского толка Patrie Mondiale, пишет сайт телеканала TF1.

В Париже он встретил и свою первую большую любовь – художника Бернара Бюффе (его первые работы вызвали интерес, но он быстро скатился к повторам, считает The Guardian). «Бывает, что виноват кто-то один, бывает, что оба. Но в тот раз это был я, – вспоминал через много лет Берже о расставании с Бюффе в автобиографии. – Что ж поделать… [В таких случаях] говорят о любви с первого взгляда, как удар молнии. Похоже, я не установил достаточно мощного громоотвода. Явился Ив Сен-Лоран». Они познакомились 3 февраля 1958 г. на одном из званых обедов, рассказывал Берже онлайн-журналу The Talks. А уже через полгода жили вместе.

Не поступился принципами

В 2009 г. Пьер Берже обрушился на благотворительную кампанию по борьбе с миопатией Telethon, которую проводила Ассоциация французов против миопатии (AFM), пишет The Huffington Post. Он обвинил ее в том, что она паразитирует «на щедрости французов в популистской манере». Он твердил, что «абсолютно недопустимо» показывать «детей с миопатией, выставляя на всеобщее обозрение их несчастье». Наконец, он заявил, что у организаторов проекта «слишком много денег», на которые они якобы покупают недвижимость, так что «я утверждаю, что 100 млн, пожертвованных Telethon, пропадут втуне». В итоге против него подала иск AFM. Берже уверял, что он один из немногих людей, которые могут смело критиковать благотворителей, так как сам страдает миопатией. Но суд в 2013 г. он проиграл и заплатил штраф в 1500 евро.

Российский модельер Валентин Юдашкин сказал «Ведомостям»: «Это был крепкий союз. Сегодня дом Yves Saint Laurent – это уже энциклопедическая история фэшн-бизнеса.​ Господин Берже очень интересовался театром, театральным костюмом, он бережно хранил творения Ива Сен-Лорана. Именно Берже основал фонд Yves Saint Laurent, последнее время активно занимался музеем дома моды, который вскоре должен открыться в Марракеше. Пьер Берже был одним из последних могикан мира моды. Он один из немногих, кто действительно знал о люксе все <…> Это большая потеря».

Юдашкину вторит еще один оте­чественный модный дизайнер – Алена Ахмадуллина: «Пьер Берже еще при жизни стал легендой и выдающейся <. ..> фигурой мира моды. ​Безусловно, его заслуга в том, каким стал дом Yves Saint Laurent, огромна. С правильным бизнес-партнером, конечно, все вдвое легче и быстрее. Я сейчас полностью руковожу своей компанией, но с удовольствием погрузилась бы только в дизайн, передав управленческие вопросы правильному человеку».

Ошибка Берже

За год до знакомства с Берже Сен-Лоран стал главным дизайнером Dior после того, как сам Кристиан Диор внезапно скончался в 51 год. Весенняя коллекция Сен-Лорана наделала немало шума. Но другие оказались хуже, пишет The Guardian. Дело кончилось тем, что Сен-Лорана призвали в армию и уволили из Dior. Он был комиссован из-за нервного срыва, лечился. А тем временем Берже искал инвесторов для открытия собственного дома моды. В 1961 г. началась история Yves Saint Laurent.

Именно благодаря Берже вокруг имени Сен-Лорана возникла легенда, пишет Hollywoodreporter. Его же заслуга в том, что, пока дизайнер боролся с депрессией и вредными пристрастиями, он заключал одно удачное лицензионное соглашение за другим, превратив дом моды в выгодный бизнес, сделавший его основателей состоятельными людьми. Сам Сен-Лоран сказал о Берже так: «Все, чего не было у меня, было у него. Его сила означала, что я мог положиться на него, когда мне не хватало дыхания» (цитата по The Guardian). Первые серьезные деньги Берже и Сен-Лоран заработали не на одежде, а на духах. В 1964 г. родился бренд Y, за ним последовали Rive Gauche и в 1977 г. – Opium (которые стали самой продаваемой маркой духов в мире).

«Между нами была берлинская стена. Я никогда не вмешивался в его креативный дизайн с коммерческими соображениями, а он никогда не говорил со мной о деньгах», – рассказывал Берже онлайн-журналу The Talks.

Но в конце 1980-х гг. Берже договорился о привлечении соинвестора – итальянского фонда Карло де Бенедетти. Деньги нужны были для покупки иностранных дистрибуторов дома. Берже не повезло: фонд через несколько лет понес убытки на азиатских рынках и начал испытывать острую нужду в деньгах. Избавляясь от активов, он вышел из капитала Yves Saint Laurent. И тут уже Берже с Сен-Лораном пришлось искать деньги. За $0,5 млрд они продали модный дом фармацевтической компании Elf Sanofi Beaute.

Мир джинсов

Сен-Лоран доставлял Берже немало хлопот. «Ив был забавен и остроумен. Но он не умел быть счастливым. Он был крайне депрессивным человеком, – рассказывала его знакомая The Guardian. – Пьер был человеком, игравшим роль отца. Именно он не давал всему развалиться. Он поддерживал [Сен-Лорана]. Он собирал коллекции». Особенно непростые времена для Сен-Лорана выдались в 1990-х гг. «Он пробовал все доступные виды наркотиков. Но в основном употреблял алкоголь», – откровенничал с The Guardian один из его друзей. Бизнес держался главным образом на Берже.

В разговоре с The New York Times Берже вспоминал о чувстве бессилия, возникавшем при попытках поддерживать Сен-Лорана в нормальном настроении, креативным, работоспособным. Мешая от волнения французские и английские слова, он говорил: «Когда у тебя отношения с алкоголиком и наркоманом, приходится очень непросто. Что ты можешь поделать? Ничего. Всего лишь принять реальность. Попытаться помочь, что я и делал – с редким успехом. Но я пытался».

В 1999 г. большую часть активов Elf Sanofi Beaute, в том числе модный дом, купила Gucci. За Сен-Лораном сохранили руководство бизнесом haute couture. Сам дизайнер вспоминал, что это была его идея – он отстаивал право иметь собственный взгляд на моду. К тому же бизнес был убыточным.

Но статус-кво не продлился долго. Уже через год Gucci сменила креативного директора Yves Saint Laurent. Вместо ставленника Сен-Лорана Альбера Эльбаза пришел работавший на Gucci Том Форд. В ответ Сен-Лоран и Берже открыли собственный бутик высокой моды. Но повторить прежние успехи не смогли и к 2002 г. задолжали поставщикам около $18 млн. История кончилась тем, что Сен-Лоран решил уйти из мира моды, а Берже – с поста гендиректора Yves Saint Laurent Haute Couture. «Ив не может чувствовать себя свободно там, где, вместо того чтобы служить женщине, ее используют в своих интересах. Haute couture была создана, чтобы сопровождать искусство жить, которого более не существует. Мы живем в эпоху Билла Гейтса, джинсов и кроссовок Nike», – объяснял Берже.

Закат легенды

В 1999 г. миллиардер Франсуа Пино за $1 млрд купил бренд Yves Saint Laurent вместе с Gucci Group, которой в тот момент принадлежала легендарная марка. За Сен-Лораном осталась линия haute couture. А главный дизайнер Gucci Group американец Том Форд приступил к созданию линии pret-a-porter de luxe – Yves Saint Laurent Rive Gauche.
Седьмого января 2002 г. Сен-Лоран объявил о своем уходе из мира моды: «Я предпочитаю сказать «прощай» моей профессии. Следующее дефиле, которое должно состояться 22 января 2002 г., будет последним». Пресса тогда писала о его непримиримых разногласиях с Пино. «Это дефиле станет итогом моей более чем 40-летней деятельности в мире моды», – сообщил тогда маэстро. И действительно, во время дефиле – ретроспективы высокой моды Ива Сен-Лорана, – которое прошло в Музее современного искусства города Парижа, были показаны работы, созданные маэстро за 40 лет (см. фото).
Через два месяца после прощального показа знаменитого кутюрье Пино объявил о продаже подразделения YSL Haute Couture. Покупателем Дома высокой моды была французская SLPB Prestige Services. Агентство France Presse сообщало, что сумма сделки была символической – 1 евро.
По желанию Ива Сен-Лорана в сделке с SLPB было условие прекратить производство одежды haute couture под брендом Yves Saint-Laurent и обеспечить работой 150 сотрудников, помогавших дизайнеру создавать его коллекции. В SLPB они должны были продолжить работу под другой маркой – Prestige et Haute Couture.
Марка Yves Saint Laurent прожила еще 10 лет. В июне 2012 г. новый креативный директор марки YSL Эди Слиман объявил об изменении названия бренда на Saint Laurent Paris. Сам Слиман впоследствии покинул модный дом – в апреле 2016 г.

Конец коллекции

Берже и Сен-Лоран расстались как пара в 1976 г., но до конца оставались друзьями и партнерами по бизнесу, пишет The Guardian. В 1983 г. они купили на двоих Шато Габриэль в Нормандии. «В Марракеше у них была деревня, – рассказывал их знакомый. – Ну, два-три дома… И в Танжере им принадлежало местечко». Кроме того, их держала вместе коллекция искусства.

Еще до встречи с Сен-Лораном Берже стал собирать коллекцию, рассказывает The Guardian. В 1969 г. они купили двухэтажную квартиру в 7-м округе Парижа с садом, спроектированную еще в 1927 г. минималистом Жан-Мишелем Франком для богатого американца, который обеднел во времена Великой депрессии и практически не жил в Париже. Потратив два года на реставрацию, пара начала расширять коллекцию. Для Сен-Лорана она стала жизненно необходимой, отмечает The Guardian, – мало кто из коллекционеров был так же одержим, как он. «Ему была необходима красота. Уродство резало ему глаз», – вспоминала знакомая дизайнера Валери Лялонд. «Часто, когда я покупаю предмет, я сплю с ним в первую ночь», – говорил сам Сен-Лоран.

На вопрос, были ли у них разногласия, чем пополнять коллекцию, Берже ответил однажды: «По поводу искусства? Никогда. По жизни время от времени бывало. Но в искусстве? Никогда!»

Пока Берже и Сен-Лоран были парой, однополые браки были запрещены. Их разрешил Франсуа Олланд, став президентом, – и в 2008 г. Берже и Сан-Лоран оформили гражданский брак. Произошло это за считанные дни до смерти знаменитого дизайнера от опухоли мозга. Берже стал наследником дизайнера – правда, они и так написали завещания друг на друга, знает газета La Libre Belgique.

Уже на следующий год Берже начал распродажу коллекции. В 2009 г. на Christie’s было выставлено 800 лотов, их перечисление заняло пять каталогов. Затем последовала коллекция вин и недвижимость.

Трехдневная распродажа на Christie’s вызвала даже дипломатический скандал, пишет The Huffington Post. Китайских бронзовых крысу и зайца, оцененных в 8–10 млн евро за штуку, работающая во Франции Ассоциация по защите китайского искусства в Европе Apace потребовала бесплатно возвратить Китаю. Якобы те были украдены французскими и британскими солдатами в 1860 г. Берже отказал в крайне нелицеприятной форме: заявил, что готов отдать их правительству Китая «в обмен на соблюдение прав человека, свободу Тибета и прием [в Китае] Далай-ламы».

Yves Saint Laurent

Модный дом
Владелец – французский ритейлер Kering (100%).
Финансовые показатели (первое полугодие 2017 г.):
выручка – 710,8 млн евро,
EBITDA – 186,6 млн евро.
Основан в 1961 г. Производит товары класса люкс – одежду, обувь, аксессуары, ювелирные изделия, очки. Собственная розничная сеть насчитывает 172 магазина (на 30 июня 2017 г.).

При распродаже коллекции больше всего мир моды интересовал вопрос: а одобрил бы этот шаг Сен-Лоран, как-то заметивший, что он не коллекционирует, а накапливает? «ОК! Это мое решение, – сказал Берже The Guardian. – Потому что с самого начала [отношений] с Ивом все организовывал я. И я не хочу умереть завтра, не закончив дел с коллекцией. Чтобы иметь деньги на фонды».

Берже вкладывал большие суммы в благотворительные проекты. Часть из них, как музеи в Париже и Марракеше, посвящены увековечению памяти Сен-Лорана, пишет Le Monde. Но основное внимание он уделял отстаиванию прав гомосексуалистов и борьбе с ВИЧ. Берже стал сооснователем некоммерческой организации Sidaction и жертвовал немалые суммы на поиски лекарства против этого заболевания. Среди последних его проектов – продюсирование фильма Робина Кампильо «120 ударов в минуту», который рассказывает о борьбе активистов с ВИЧ, – в этом году лента получила Гран-при жюри Канского фестиваля.

Мечты юности

Берже не ограничивался работой только на Yves Saint Laurent. Например, он был сооснователем Французского института моды (Institut Francais de la Mode). Но и замыкаться на мире моды он не желал, помня юношеские мечты. Многие бизнесмены пишут отчеты, а если и выпускают книгу, то написанную специальными людьми, но Берже написал несколько книг сам – об Иве Сен-Лоране, собственной судьбе и мире моды, пишет The Guardian. Увлекался он театром и оперой и с 1977 г. владел и руководил парижским театром L’Athenee-Louis-Jouvet. В 1982 г. он договорился о передаче его государству за символический один франк. При помощи друга, президента Франсуа Миттерана, в 1988 г. стал президентом Opera Bastille, в 1994 г. ушел с этого поста и был назначен почетным президентом Paris National Opera, в состав которой вошла Opera Bastille, писала The New York Times. До последнего времени был президентом Mediatheque Musicale Mahler – некоммерческого проекта, где собрана музыка XIX и XX вв.

Другое его увлечение – журналистика. Неудача в 19 лет с собственным журналом его не остановила. В 1987 г. он запустил французское издание журнала Globe, в 1990 г. – еженедельный дайджест зарубежных изданий Courrier International, а в 1995 г. – журнал для гомосексуалистов Tetu. Не все шло гладко. Убыточный Tetu был продан в 2013 г. А еще больше шума надела история, когда в 2010 г. Берже стал мажоритарным акционером группы Le Monde, испытывавшей финансовые проблемы. Через несколько месяцев он обнаружил, что журналисты пишут о его давнем друге Франсуа Миттеране отнюдь не в том ключе, в каком ему бы хотелось, вспоминает французское издание The Huffington Post, которое тоже входит в эту медиагруппу. При этом влиять на редакционную политику Берже был не вправе. «Журналисты [газеты] Le Monde не свободны, они пленники своей идеологии, сведения счетов и злонамеренности», – кипятился Берже в электронной переписке с редакцией, ставшей достоянием общественности. Он сожалел, что «ввязался в эту авантюру <…> – заплатить и не получить власть – это чудная формула, над которой мне нужно было бы задуматься!»

История повторяется

Тридцать первого марта этого года Берже снова вступил в гражданский брак. На этот раз с 58-летним американским ландшафтным дизайнером Мэдисоном Коксом, который декорировал сады многим знаменитостям. «Я пережил две великие истории любви, с Бернаром Бюффе <…> и с Ивом Сен-Лораном в течение 50 лет, – объяснял AFP этот поборник брачных союзов гомосексуалистов, зачем ему регистрация отношений. – Однополых браков не существовало. Теперь они есть. Я узаконил мое положение». Но телеканал TF1 предполагает, что здесь другая подоплека. Берже и Кокс были знакомы четыре десятка лет, Берже признавал, что собирается отписать ему состояние. С 2011 г. Кокс был вице-президентом Фонда Пьера Берже и Ива Сен-Лорана. А теперь, видимо, встанет у руля.

В подготовке статьи участвовала Анна Шилова

Последний император: ушел из жизни Пьер Берже

Вещи

Pierre Bergé. Rue Bonaparte, Paris, 2015

© Eric Jansen

Автор Нина Спиридонова

08 сентября 2017

До последних дней Берже готовил открытие двух музеев, посвященных Иву Сен-Лорану, в Париже и Марракеше. «РБК Стиль» вспоминает другие проекты друга, партнера и сподвижника великого Сен-Лорана.

Сегодня утром весь мир облетело короткое коммюнике: «Фонд Пьера Берже — Ива Сен-Лорана и Фонд Сада Мажореля в Марракеше с огромным прискорбием сообщают о кончине своего основателя и президента Пьера Берже. Он умер во сне, в 5 часов 39 минут утра, в своем доме в Сен-Реми-де Прованс. Ему было 86 лет».

Главным делом всей жизни Пьера Берже был модный дом Yves Saint Laurent, который тот основал в 1961 году вместе со своим близким другом и бизнес-партнером Ивом Сен-Лораном.

Когда они встретились в 1958-м, 28-летний Берже сразу понял, насколько талантлив Сен-Лоран, и предложил ему свою финансовую помощь и менеджерскую поддержку. Средства, привлеченные Пьером Берже, позволили Иву в 25 лет открыть свой модный дом и в январе 1962 года устроить первое дефиле в особняке на улице Спонтини.

Пьер Берже и Ив-Сен Лоран, Марракеш, 1977

© Musée Yves Saint Laurent Paris / Guy Marineau

Именно Берже настоял на том, чтобы расширить ассортимент haute couture и ввести новаторское направление ready-to-wear. А в 1989-м под его руководством YSL Groupe стала первой французской модной маркой, котирующейся на бирже. Благодаря финансовому гению Берже, продажа модного дома группе Elf Sanofi в 1993 году тоже закончилась весьма выгодно для обоих партнеров. Берже возглавлял Yves Saint Laurent Haute Couture вплоть до закрытия компании в 2002 году.

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

В 1973 году Пьер Берже был выбран президентом Французской палаты высокой моды (Chambre Syndicale du Prêt-à-Porter Des Couturiers et des Créateurs de Mode), а в 1986-м он учредил Французский институт моды (Institut Français de la Mode). Во многом его усилиями французские дизайнеры начали выходить на международный рынок, а феномен моды привлек внимание музейных хранителей. В 1983 году в нью-йоркском музее Метрополитен прошла ретроспектива платьев Ива Сен-Лорана, приуроченная к 25-летию его творчества. Сен-Лоран первым из модельеров удостоился прижизненной выставки в стенах одного из крупнейших музеев мира. Ее куратором выступила Диана Вриланд — главный редактор американского Vogue лично отобрала более 150 комплектов одежды из архивов

Yves Saint Laurent. Вскоре после Нью-Йорка платья Сен-Лорана побывали в Пекине и Москве (в декабре 1986 года).

Ив-Сен Лоран на посвященной ему выставке Института костюма в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 1983

© AP Photo/Suzanne Vlamis

Закрытие в 2002 году кутюрного дома Yves Saint Laurent Haute Couture (направление prêt-a-porter YSL Rive Gauche уже принадлежало Gucci Group (ныне Kering)) стало завершением 40-летней дизайнерской карьеры Ива Сен-Лорана. 5 тыс. платьев, 15 тыс. аксессуаров, сотни фотографий, эскизов, фрагментов тканей, дружеских презентов и писем предстояло собрать, систематизировать и представить публике. С этой целью 5 декабря 2002 года был создан Фонд Пьера Берже — Ива Сен-Лорана (Fondation Pierre Bergé — Yves Saint Laurent

). Первая экспозиция «Ив Сен-Лоран, диалог с Искусством» прошла в 2004 году.

Ив-Сен Лоран и Пьер Берже, Париж, 2002

© Patrick Demarchelier

В 2010 году к Fondation Pierre Bergé — Yves Saint Laurent был присоединен Сад Мажореля в Марракеше. Живописный уголок природы, в начале XX века принадлежавший французскому художнику Жаку Мажорелю, был выкуплен Берже и Сен-Лораном, отреставрирован, спасен от застройки и превращен в публичное место. Через месяц, 19 октября 2017 года, здесь распахнет двери музей Ива Сен-Лорана (Musée Yves Saint Laurent Marrakech). Дизайнер впервые побывал в Марокко полвека назад, и тогдашний Марракеш — один из немногих — сумел вернуть его к жизни. Здание музея на улице, носящей имя французского кутюрье, построено из бетона и терракотового кирпича, а фактурная поверхность фасада напоминает переплетение нитей в тканях. Совсем скоро в залы музея приедут знаменитые смокинги и жакеты «сафари», а также аксессуары, книги и рисунки Сен-Лорана. Здесь обустроят помещения для лекций и концертов, кинотеатр и библиотеку.

Пьер Берже, Париж, 2017

© Luc Castel

На 3 октября намечено открытие музея Сен-Лорана в Париже, в историческом здании на авеню Марсо. Именно здесь мастер провел почти 30 лет своей жизни, с 1974 по 2002 годы, работая над кутюрными коллекциями, устраивая примерки, принимая клиенток. На пресс-конференции, посвященной открытию Musée Yves Saint Laurent Paris, Пьер Берже сказал: «Я всегда говорил, что воспоминания надо превращать в проекты, и именно этим занимался наш фонд. В 2017 году мы открываем два музея Ива Сен-Лорана. Наше общее приключение, которое мы начали много лет назад, совсем не зная, какая судьба его ждет, продолжается».

Берже не дожил до открытия музея 25 дней. 

Вспоминая Пьера Берже, силу Ива Сен-Лорана — WWD

ПАРИЖ — Пьер и Ив.

Имена Пьера Берже и Ива Сен-Лорана навсегда связаны в истории моды, двух мужчин, которые были деловыми партнерами и какое-то время любовниками, и попутно определили не только модель отношений инь и ян творческое уравновешенное сильным исполнителем, но любовная интрига 20 веков.

Берже, который использовал свое партнерство с Сен-Лораном, чтобы стать влиятельной фигурой не только в моде, но и во французской культуре и политике, умер рано утром в пятницу у себя дома в Сен-Реми-де-Прованс, в Фонде Пьера Берже. Об этом говорится в официальном заявлении Yves Saint Laurent. Ему было 86,

Смерть Берже произошла всего за несколько недель до открытия двух музеев Ива Сен-Лорана в Париже и Марракеше, которые предприниматель считал кульминацией работы всей жизни по продвижению таланта кутюрье, чье существование было тесно связано с его собственным.

Пьер Берже в Марракеше Фото с разрешения

На июньской пресс-конференции, посвященной открытию музеев, Берже появился в инвалидной коляске, выглядя ослабленным после пребывания в больнице. Предприниматель публично рассказал о своей борьбе с мышечной дистрофией.

Описывая свои временами бурные, но нерушимые отношения с Сен-Лораном, Берже сказал WWD в 2010 году: «Мы вдвоем сложили пазл, и мы были сделаны из кусочков, которые очень точно подходят друг к другу. Деньги, бизнес, лицензии, открытие магазинов — все это было бы невозможно без меня. Но вы не можете управлять самым большим и красивым самолетом в мире, если у вас нет топлива и пилота, который может управлять этим самолетом. И единственным пилотом, умевшим управлять этим самолетом, был Ив Сен-Лоран».

Берже пережила его давняя партнерша, американский ландшафтный садовник Мэдисон Кокс, вице-президент Фонда Пьера Берже-Ива Сен-Лорана и Фонда садов Мажорель в Марокко. Они поженились на частной церемонии в Париже 31 марта.

Пьер Берже и Ив Сен-Лоран в Дар-эс-Саада, Марракеш. Музей Ива Сен-Лорана Париж / Ги Марино

Друзья и официальные лица оплакивали потерю одной из величайших фигур отрасли — темпераментного, властного человека с острым языком, который одновременно управлял и безжалостно защищал Сен-Лорана и легенду, которую создали эти двое мужчин.

«Он был моей семьей, он был гением, я называла его Супермен!!! Я в отчаянии», — сказала давняя муза Saint Laurent Бетти Катру, которая в последние годы часто посещала показы бренда вместе с Берже.

Президент Франции Эммануэль Макрон воздал должное Берже за неустанную поддержку искусства.

«С Пьером Берже исчезает целая часть нашего литературного и художественного наследия, — сказал он. «Его друзья и те, кем он руководил, должны будут сохранить эту память и помочь французам понять важность того, что он сделал для французской культуры, и увековечить его работу».

Лулу де Ла Фалез и Пьер Берже танцуют на вечеринке в Париже для The Paris Party People. Архив WWD

Макрон также кивнул на склонность Берже к ругательствам, в результате чего он участвовал в горячих публичных дискуссиях по таким вопросам, как однополые браки и исламская вуаль, а также вступал в публичные распри с такими личностями, как Карл Лагерфельд и Том Форд.

«Он не щадил противников ни в одном из своих сражений. Его острый язык, против которого возражали некоторые люди, был оборотной стороной глубокой и полной приверженности», — сказал он.

Франсуа-Анри Пино, председатель и главный исполнительный директор компании Kering, которой принадлежит бренд Yves Saint Laurent, выразил «глубокое уважение» к его основателю.

«Этот человек, который только что покинул нас, был великим культурным деятелем и человеком с убеждениями, за которые он неустанно боролся. Пьер Берже был в то же время дальновидным предшественником, великим меценатом, творческим и страстным бизнесменом и защитником благородных и универсальных целей», — сказал Пино.

«Я обожал каждую минуту работы с мистером Берже, — вспоминал Альбер Эльбаз, первый дизайнер, избранный на смену Сен-Лорану после его ухода на пенсию в 2002 году. не видел этой стороны, я видел его защитную сторону, потому что он действительно защищал людей, которые с ним работали. Я имею в виду, что лояльность была превыше всего, я не думаю, что был нужен хоть один человек, для которого не было мистера Берже».

Дизайнер Ив Сен-Лоран с партнером Пьером Берже, Бетти Катру и ее мужем Франсуа Катру в саду парижского дома Ива Сен-Лорана. Рассел Мэри/WWD

Энтони Ваккарелло, который занял пост креативного директора Saint Laurent в 2016 году, сказал, что Берже приветствовал его «с добротой» с первого дня.

«Я всегда руководствовался его советами и поддержкой. Мне бесконечно грустно, что он не сможет присутствовать на открытии двух музеев в Париже и Марракеше, о которых он так заботился», — сказал он.

Франческа Беллеттини, президент и главный исполнительный директор Yves Saint Laurent, охарактеризовала Берже как человека, «всегда опережающего свое время», заявив, что в основе дома лежит творчество.

«Творчество — это основа, и вера в него — ключ к успеху. Г-н Пьер Берже был источником вдохновения для меня. Он доверял своим инстинктам. Он боролся за то, во что верил. Он остался верен себе, будучи основателем и сторонником невероятной культурно-просветительской деятельности».

Бернар Арно, председатель и главный исполнительный директор LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton, сказал, что он «глубоко опечален» смертью Берже.

Пьер Берже в 1957 году. Клод Баффе

«Он сочетал в себе огромную культуру и утонченный вкус с большим талантом предпринимателя. Во главе дома моды, который он основал и которым руководил, и культурных учреждений, которыми он руководил, он внес значительный вклад в влияние Франции во всем мире», — сказал он.

Дом Chanel, креативным директором которого с 1983 года является Карл Лагерфельд, выпустил скромную дань уважения.

«Chanel отдает дань памяти Пьеру Берже, ключевой фигуре в мире моды, искусства и культуры, человеку с характером и филантропу, который отметил нашу эпоху своей преданностью одному из величайших домов моды в мире наряду с Ив Сен-Лоран», — говорится в сообщении.

Сидни Толедано, председатель и главный исполнительный директор Christian Dior Couture, назвал Берже «дальновидным» предпринимателем.

«Он был ориентиром для каждого модного менеджера, особенно в отношении его отношений с дизайнерами. Дуэт, который он сформировал с Ивом Сен-Лораном, был образцовым», — сказал Толедано, который работал вместе с Берже администратором Французского института моды, высшего учебного заведения, основанного Берже в 1986 году.

«Я ценил его энергию, смелость своего мнения и своего видения», — сказал он.

Ив Сен-Лоран читает «Женская одежда ежедневно» с Пьером Берже и моделью Бетти Катру после прибытия в Нью-Йорк перед посещением вечеринки, устроенной Энди Уорхолом на фабрике в центре города. Джек Макклоски/WWD

Джорджио Армани сказал: «Я встретил Пьера Берже много лет назад и восхищался его острым умом и блестящей речью. Он был убежденным сторонником французской моды, великолепным предпринимателем и культурным человеком. Он плыл против течения со своим последним предприятием, демонстрируя свою страсть к традиционной информации, публикуемой в газетах и ​​журналах. Он продолжал работать неустанно, с большой последовательностью, энтузиазмом и чувством новаторства».

Карло Капаза, президент Camera Nazionale della Moda Italiana, сказал: «Мы потеряли человека, без которого история моды была бы другой. Все мы чем-то ему обязаны, и он всегда будет занимать особое место в наших сердцах».

Диана фон Фюрстенберг сказала: «Пьер Берже был огромной опорой и голосом в мире моды, и с его уходом ушел весь мир. Через несколько недель в Марракеше откроется музей YSL. Пьер вложил всю свою энергию и любовь в этот музей, чтобы сохранить наследие Ива… Хотя его не будет на открытии, я ТАК рада, что он смог увидеть его до конца».

Ира Неймарк, которая была генеральным директором Bergdorf Goodman с семидесятых до начала девяностых, сказала: «Пьер был очень проницательным и щедрым в отношении своего времени».

Вспоминая, как важно было для Бергдорфа иметь YSL, Неймарк сказал: «Когда мы пытались поднять Бергдорф Гудман, Берже очень помог. Нам потребовалось два года, чтобы создать YSL couture, даже Джон Фэйрчайлд [легендарный издатель WWD и близкий друг Сен-Лорана] помог нам, но когда мы наконец получили YSL, Armani и Fendi, мы действительно были в строю».

Энди Уорхол, Ив Сен-Лоран, Мэри Рассел и Пьер Берж во время показа мод в пользу реставрации Версальского замка, 28 ноября 1973 года в Версале. Реджинальд Грей

Анна Винтур, художественный руководитель Condé Nast и главный редактор Vogue, сказала: «У меня не было ничего, кроме уважения и восхищения дальновидным видением Пьера Берже о том, как строить и поддерживать дом, а также взращивать и защищать его блестящего, но хрупкого создателя. в процессе. Но достижения Берже вышли далеко за пределы мира моды и стиля, как бы силен он ни был в этой области. Диапазон и интенсивность его приверженности выбранным им политическим, социальным и филантропическим целям устанавливают планку для участия.

«Его поддержка варьировалась от многих аспектов широкого культурного мира до начинающих дизайнеров и медицинских исследований, особенно в жизненно важной области исследований ВИЧ-СПИДа, которые он отстаивал с первых ужасных дней пандемии — своим неукротимым голосом , его навыки лоббирования и его деньги. Во многих из этих областей он возглавил работу, оказавшись вдохновляющей и глубоко влиятельной силой, которая является его мощным и важным наследием», — сказала Винтур.

Сьюзен Гутфренд сказала о Берже: «Такой сообразительный и всегда такой любопытный. Мы ездили каждый год в Амстердам в течение многих лет, и посещение музеев и садов стало волшебным с его знаниями! Больше всего я любил его как верного друга, и каждое Рождество он вспоминал меня с заботливым подарком».

«Пьер был необыкновенным человеком во многих отношениях, его сердце было большим и щедрым», — сказала Мариса Беренсон. «Он жил со страстью к тем, кого любил, и во всем, что делал. Он принял жизнь и создал ее с большим щегольством. Его зрение было безграничным. Он следовал своим мечтам и материализовал их с мужеством, решимостью и силой. Он оставил неизгладимый след в нашей жизни и в мире многими различными и увлекательными способами. Его будет очень не хватать, и мы благодарны за сокровища, которые он оставил после себя».

Кристоф Жирар, бывший менеджер по роскоши, а ныне мэр четвертого округа Парижа, вспоминал: «Он не терпел ничего меньшего, чем совершенство. Каждая деталь имела значение — будь то почерк, расстановка спектакля, письмо, предложение или предмет одежды. Он действительно научил меня быть требовательной.

Ив Сен-Лоран и Пьер Берже в замке Габриэль в Бенервиль-сюр-Мер, 1985 год. Музей Ива Сен-Лорана Париж / Ги Марино

«Мое лучшее воспоминание — это обед с Дайаной Вриланд, чтобы скрепить соглашение о проведении первой ретроспективы Ива Сен-Лорана в декабре 1983 года в Метрополитене. Это были предварительные переговоры в 1982 году, и я этого никогда не забуду. То, как он говорил, как он возбуждался, как он уговаривал, как он стоял на своем. Он скорее уйдет с пустыми руками, чем с плохой сделкой. Так что он научил меня и этому: лучше пропустить вечеринку, чем плохо сидеть или плохо с тобой обращаться.

«Мне всегда казалось, что Берже отличается от других боссов, потому что, несмотря на то, что он был бизнесменом, хотя он управлял империей, он был прежде всего эстетом. Деньги были средством для достижения цели — средством для покупки красивых картин, средством для путешествий, средством для защиты интересов.

«Что я нахожу жестоким и несправедливым, что больше всего ранит, так это то, что он не будет там, чтобы открыть два музея, которые были так важны для него».

Маноло Бланк сказал: «Он был одним из самых щедрых людей, которых я встречал в своей жизни, просто потому, что каждый раз, когда я приезжал в Париж, он был очень гостеприимным. Может быть, это было потому, что я дружил с Паломо [Пикассо], но это было невероятное время в Париже. Это было, когда я был молод и даже не думал об обуви. В семидесятые мы отправились в частный дом моды Сен-Лорана на показ мод. В огромной мраморной комнате совсем не было места, потому что там было полно дам».

Берже вместе с дизайнером основал дом моды Yves Saint Laurent в 1961 году и руководил им до 2002 года. Бизнесмен, коллекционер и меценат, он занимал много влиятельных постов: совладелец французской газеты Le Monde, основатель организации благотворительная организация Sidaction и бывший президент Парижской оперы.

Лин Рено, французская актриса, вице-президент Sidaction, сказала: «Пьер был моим соратником. Эта встреча изменила ход моей жизни. Сколько раз меня поражала его эрудиция, его острые наблюдения, его изощренность! Он был жизнерадостным, инстинктивным человеком, который всегда держал руку на пульсе духа времени».

Берже, руководивший ежегодным сбором средств Sidaction в конце Недели высокой моды в Париже в январе, был известен тем, что требовал полной тишины во время своих выступлений — немалый подвиг, когда он столкнулся с комнатой, полной дизайнеров и руководителей, рвущихся выпустить пар. в конце очередного сезона.

«Продолжать без Пьера ужасно больно, но самая большая дань уважения, которую мы можем отдать ему сегодня, — это продолжать борьбу со СПИДом», — сказал Рено.

Пьер Берже и Марина Шиано на открытии бутика Yves St. Laurent Rive Gauche pour Homme, 6 октября 19 года.71 в Нью-Йорке. Пьер Венан/WWD

Берже и Сен-Лоран воспользовались творческим гением дизайнера, а также деловой хваткой Берже, чтобы превратить бренд YSL в центр моды.

В то время как Сен-Лоран продвигал моду вперед, создавая женские смокинги Le Smoking и готовую одежду, Берже превратил талант молодого дизайнера в глобальный бизнес с помощью собственных магазинов и лицензионных сделок.

В Берже Сен-Лоран нашел поддержку и стабильность, необходимые ему, чтобы противостоять непредсказуемым требованиям моды; сквозь хрупкий нрав художника Берже разглядел творческий потенциал Сен-Лорана. Дуэт познакомился через общего друга Кристиана Диора, и их партнерство продлилось более 50 лет.

«У меня была прямая связь с Берже, — сказал Сен-Лоран. «С самого начала он был тем, кто меня понимает — компаньоном. И он всегда был очень сильным, чего тогда не было в моей жизни».

Берже сказал о Сен-Лоране, что он «преодолел просто эстетику в моде и проник на социальную территорию. Он открыл моду с необыкновенной молодостью».

Берже имел художественный талант, о чем свидетельствуют его отношения с Сен-Лораном, а также с художником Бернаром Бюффе. В список его близкого окружения входили влиятельные художники, писатели и политики той эпохи: Жан Кокто, Энди Уорхол, Франсуа Миттеран, Мари-Лор де Ноай и Диор, и это лишь некоторые из них.

Пьер Берже и Франсуа Миттеран ДР

«Я не знаю, то ли меня привлекают замученные художники, то ли меня привлекают замученные художники. Может быть, они находят во мне стабильность. В любом случае, я люблю людей, которые сомневаются и не боятся неуверенности. Мне нравятся хрупкие люди. Неизбежно, что художников беспокоит идея творчества», — сказал он.

Берже родился на Иль-д’Олерон, маленьком острове на юге Франции, 14 и 19 ноября.30 и стремился стать художником или писателем. Он переехал в Париж в возрасте 18 лет и встретил Бюффе. Берже был романтическим партнером и профессиональным менеджером Бюффе, когда он встретил Сен-Лорана на званом ужине, устроенном Dior.

Вскоре после этого Сен-Лоран стал главным дизайнером дома после смерти Диора в 1957 году.

Он начал свою карьеру с поразительных и провокационных коллекций, прежде чем, наконец, взял отпуск от Dior, чтобы служить во французской армии; через несколько дней после прибытия он был госпитализирован в военный госпиталь из-за нервного срыва, первого из многих, с которыми он столкнется на протяжении всей своей жизни.

Вместе с матерью Сен-Лорана Берже каждый день навещал молодого дизайнера. Эти двое сблизились еще до того, как Сен-Лоран ушел в армию, и их привязанность друг к другу вскоре переросла в романтические отношения.

Во время отсутствия Сен-Лорана дом Dior был очарован новым главным дизайнером Марком Боэном, чей красивый и приятный стиль привел лейбл в совершенно иное направление, чем драматические и противоречивые коллекции Сен-Лорана. Когда Сен-Лоран вернулся в Париж, он оказался без работы.

Пьер Берже за кулисами показа коллекции Yves St. Laurent Fall 1972 Couture, 28 июля 1972 года в Париже. Архив WWD

Сен-Лоран и Берже решили основать собственный лейбл под именем Сен-Лорана, и Берже убедил миллионера из Атланты Дж. Мака Робинсона поддержать их. В сентябре 1961 года они открыли крошечный двухкомнатный офис на улице Боэти.

YSL выпустила свою первую коллекцию 26 января 1962 года, которая вызвала восторженные отзывы и ярость публики, так что Сен-Лоран спрятался в шкафу от толпы; Берже встал на стул и направил толпу к выходу.

Ранние критики хвалили Сен-Лорана за возрождение высокой моды, индустрии, которая страдала как от технологических достижений, упрощающих копирование, так и от кутюрье, неспособных приспособиться к меняющимся вкусам.

Среди клиентов были герцогиня Виндзорская, Ли Радзивилл, Жаклин де Рибес, Катрин Денев, Лесли Карон, Лорен Бэколл и Палома Пикассо, а также Катру и муза Сен-Лорана Лулу де ла Фалез.

С YSL Rive Gauche Сен-Лоран и Берже представили миру «прет-а-порте», или готовую одежду. После открытия первого магазина по адресу 21 Rue de Tournon в Париже по всему миру открылось более 160 магазинов Rive Gauche, что сделало бизнес глобальным.

Наряду с большим успехом, таким как платье Mondrian от Saint Laurent, куртка-сафари, коллекция Ballets Russes и многие другие знаковые образы, бренд выпустил высокодоходные ароматы, включая Opium и Paris.

Пьер Берже и Марина Шиано на открытии бутика Yves St. Laurent Rive Gauche pour Homme 6 октября 1971 года в Нью-Йорке. Пьер Венан/WWD

Шанталь Роос, работавшая с Saint Laurent, начиная с 1976, о создании Opium и других его ароматов и косметических продуктов, вспомнил, как владелец бизнеса, фармацевтическая компания E.R. Squibb, наложил вето на название вызывающего споры аромата, по-видимому, опасаясь негативной огласки. «Пьер Берже ясно дал понять, что проведет пресс-конференцию, проинформирует всех и распространит это имя по всему миру», — вспоминает она. Столкнувшись с ультиматумом Берже, Сквибб отступил и согласился оставить это имя».

Однако она признала, что он может быть взрывоопасным. «Он был страстным; он может пойти на обе крайности», — сказала она. «Лучше было не попасть под его крик».

Берже отбрасывал такую ​​тень, что произвел неизгладимое впечатление во всех отраслях. Среди поклонников был Леонард А. Лаудер, почетный председатель Estée Lauder Cos. Inc.

«Он был замечательным человеком, способным заниматься как дизайнерским, так и коммерческим миром Ива Сен-Лорана, а также возглавлять Парижскую оперу. в очень сложный период», — отметил Лаудер. «Да, он был человеком на все времена, и его, безусловно, будет не хватать».

Терри де Гинзбург, который позже основал By Terry, вспоминает день 1985, что Берже назначил ее креативным директором косметической компании Saint Laurent, «и знаете почему?», — спросила она, — «потому что у меня не было опыта работы в бизнесе — и ему это нравилось». Она описала работу с Saint Laurent как «прекрасные отношения, а не деловые отношения, очень эмоциональные, очень поддерживающие. Мы были как дружная семья».

Что касается влияния Берже на бизнес, она сказала, что его позиция была такова: «Пределов нет предела». Берже был мастером медиакоммуникаций. «Он изобрел концепцию бесплатной рекламы с запуском и созданием новых идей моды».

Но де Гинцбург сказала, что она поставила под сомнение его имидж крупного бизнесмена. «Он не был бизнесменом, если сравнивать его, например, с Бернаром Арно. В нем было больше концепции, интуиции, общения», — продолжила она. «Он был гением маркетинга — интуитивного маркетинга. У него было очень глубокое чувство того, что было уместно», — сказал де Гинцбург.

В 1991 году YSL стал первым домом высокой моды, акции которого котировались на Парижской фондовой бирже. В то время Берже приходилось отбиваться от слухов о слабом физическом состоянии Сен-Лорана. «Все знают, что [Сен-Лоран] имеет психологические проблемы, — сказал Берже, — что он принимает слишком много транквилизаторов, из-за чего кажется немного сбитым с толку, но я честно заявляю, что у него нет рака, что он не у него СПИД — у него даже не было положительного результата».

Пьер Берже на похоронах Ива Сен-Лорана в Eglise Saint-Roch в Париже. Доминик Мэтр/WWD

Два года спустя Берже продал YSL французской фармацевтической компании Sanofi за акции на 650 миллионов долларов; Прежде всего заинтересованная в ароматах YSL, Санофи предоставила Берже и Сен-Лорану контроль над модным направлением бренда до 2001 года. Французские СМИ предположили, что близкая дружба Берже с тогдашним президентом Миттераном помогла заключить сделку с Санофи.

В 1999 году Берже и Сен-Лоран продали свою линию RTW компании Gucci Group за 1 миллиард долларов после того, как не смогли найти хорошего преемника и столкнулись с финансовыми проблемами. Альбер Эльбаз сменил Сен-Лорана в творческом направлении RTW, но оставался там всего три сезона, прежде чем его заменил Том Форд из Gucci Group. Берже и Сен-Лорану не нравилось направление, в котором креативный директор Том Форд и президент Gucci Доменико де Соле хотели взять линию RTW YSL Rive Gauche. Форд засветил заголовки YSL своими сексуальными и провокационными кампаниями, сильно расстроив более элегантные наклонности Сен-Лорана и Берже. В результате враждебность между двумя сторонами росла вплоть до смерти Сен-Лорана в 2008 году. Берже и Сен-Лоран явно отсутствовали в дебютной коллекции Ford с YSL Rive Gauche; Форд, со своей стороны, пропустил кутюрный показ Saint Laurent YSL примерно в то же время.

На протяжении десятилетий, вплоть до смерти Сен-Лорана 1 июня 2008 года, Берже был защитником и защитником дизайнера. Некоторые критики утверждали, что Берж подпитывал неврозы Сен-Лорана, но он также помогал поддерживать замученного человека, который, как однажды рассказал Берже, несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством и пристрастился к наркотикам и алкоголю. Пара рассталась в 1976 году, но Берже и Сен-Лоран продолжали оставаться деловыми партнерами и друзьями даже после того, как Сен-Лоран ушел на пенсию в 2002 году.

Берже рассмотрел их отношения в своей книге «Письма к Иву» 2010 года, в которой откровенно рассказал об их ссорах, а также о сексе.

«Я остался с ним, потому что любил его», — сказал Берже в интервью WWD в 2010 году. «Не потому, что проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, связаны с алкоголем и наркотиками, они чем-то отличаются от рака, СПИДа или любого другого серьезного заболевания. Для меня они одно и то же. И я не думаю, что вы бросаете кого-то, с кем живете, из-за того, что у него рак».

Пьер Берже разговаривает в саду парижского дома Ива Сен-Лорана. WWD

После смерти Сен-Лорана на вопрос журнала Interview, что заставляет его просыпаться каждое утро, Берже ответил: «Я точно не знаю. Нет ничего, что меня больше мотивировало бы и требовало вставать по утрам. В прошлом это был Ив Сен-Лоран».

Вскоре после смерти Сен-Лорана Берже решил продать с аукциона сокровищницу бесценных произведений искусства и мебели, собранную парой, чтобы основать свой фонд. (Интересно и, возможно, типично то, что в поступке, который подвергся критике со стороны некоторых давних поклонников Сен-Лорана, Берже поставил свое имя первым на стенах фонда.)

Их великолепная квартира на улице Вавилон, 55 была разобрана и собрана в Большом дворце, огромном застекленном зале, использовавшемся для Всемирной выставки в Париже. Перед публичной выставкой перед аукционом в феврале 2009 года вокруг места проведения аукциона в течение нескольких дней стояли очереди, поскольку представители публики соперничали за возможность взглянуть на великолепную коллекцию мебели в стиле ар-деко, бесценных картин и древних китайских статуй. По данным Christie’s, на аукционе было собрано 374 миллиона евро, что сделало его самой дорогой частной коллекцией, когда-либо уходящей с молотка.

Но даже несмотря на то, что его всегда будут помнить как партнера Сен-Лорана, Берже использовал это, чтобы распространить свое влияние на все сферы общественной жизни Франции.

Он купил и управлял Театром Атенеи Луи-Жуве в Париже с 1977 по 1982 год. В 1988 году Миттеран назначил его главой Французской национальной оперы; он оставался до 1994 года, оставаясь почетным президентом. В 1993 году Берже также был назначен послом доброй воли ЮНЕСКО.

Среди других его интересов был аукционный дом Pierre Bergé and Associés, у которого есть офисы в Париже и Брюсселе, и Берже также входил в советы различных культурных организаций.

Журналу Globe, который он основал в 1988 году, приписывают помощь Миттерану в переизбрании на второй срок. Берже был решительным сторонником кандидата от социалистов Сеголен Руаяль во время президентских выборов во Франции в 2007 году и поддержал Макрона в гонке 2017 года.

Берже стал соучредителем французского еженедельника Courrier International в 1990 году и журнала для геев Têtu в 1995 году, а в 2010 году вместе с Ксавье Ниелем и Матьё Пигассом стал мажоритарным акционером Groupe Le Monde.

В заявлении Пигассе и Ниль пообещали защищать независимость ежедневной газеты Le Monde, которой они владели вместе с Берже, который часто — и неоднозначно — выражал свое неудовольствие статьями, написанными сотрудниками газеты.

«Пьер был блестящим предпринимателем, требовательным читателем, но также и, прежде всего, человеком культуры и убеждений», — говорили они.

Распорядитель имущества Кокто, Берже собирал редкие книги и написал несколько других. Его коллекция из 1000 редких рукописей и первых изданий была продана на аукционе в 2015 году, что принесло Фонду Пьера Берже-Ива Сен-Лорана 12,8 миллиона долларов.

Винная коллекция Берже была распродана в прошлом году, опять же, чтобы собрать деньги для фонда, который за последнее десятилетие стал его страстью — наряду с защитой наследия Сен-Лорана.

На вопрос WWD в 2010 году, что бы сказал покойный дизайнер о непрекращающемся интересе к его жизни и работе, Берже ответил, что на протяжении всей его жизни он был увлечен творческим гением — и, возможно, резюмировал его взгляд на смертность.

«Я думаю, он был бы очень горд», — сказал Берже о Сен-Лоране. «Я думаю, у него было бы доказательство того, что он был прав и что он будет продолжать существовать даже после своей смерти, потому что это то, что происходит, когда умирает художник, настоящий художник. Он живет после своей смерти. Знаете, это как те звезды, которые умерли, но продолжают сиять на небе».

Пьер Берже: человек, сделавший имя Saint Laurent нарицательным | Мода

Когда Эди Слиман отказался от Yves от Yves Saint Laurent после того, как он присоединился к модному дому в качестве креативного директора в 2012 году, популярная футболка с надписью «Ain’t no Laurent Without Yves» стала популярной. Чтобы выразить важность Пьера Берже в удобной для Insta формулировке, вы можете изменить это на «Нет Ива Сен-Лорана без Пьера Берже».

Пьер Берже и Ив Сен-Лоран в 19 лет82. Фотография: Sipa Press/REX/Shutterstock

Берже вместе с дизайнером основал компанию Yves Saint Laurent в 1961 году, когда эти двое мужчин были в отношениях. Именно Берже вдохновил Сен-Лорана — дизайнера Кристиана Диора, когда они встретились в 1958 году, — на открытие собственного дома. Позже он сказал: «Я сразу признал его гениальность». Пока Брайан Эпштейн был занят превращением «Битлз» в супергруппу десятилетия, Берже работал над тем, чтобы сделать то же самое с Сен-Лораном. Дизайнер стал суперзвездой мира моды.

В то время как дом Saint Laurent начинал как мода, в соответствии с парижской модой той эпохи, Берже сыграл важную роль в демократизации индустрии моды для более молодых потребителей 60-х годов. В 1966 году они запустили Rive Gauche, линию готовой одежды и более дешевых моделей, которые можно было купить с вешалки в одноименном магазине. Хотя сейчас это звучит стандартно, идея была революционной в эпоху, когда потребители предметов роскоши привыкли получать одежду после длительных примерок в дизайнерском ателье. Rive Gauche оказался прибыльным — бутики открылись в Нью-Йорке и Лондоне в конце десятилетия.

Сен-Лоран с Бетти Катру (слева) и Лулу де ла Фалез (справа) в Лондоне, 1969 год. Фото: Джон Минихан/Getty Images богатые молодые IT-девушки, с которыми Берже и Сен-Лоран общались в парижских клубах, таких как Le Sept, а позже на вилле дуэта в Марракеше. Берже был проницателен; он знал, что известность и гламур положительно влияют на репутацию модного дома. Бетти Катру, Катрин Денев и Лулу де Ла Фалез были частью кружка муз Дома, привнося с собой смесь роскоши и рок-н-ролльного шика.

Хотя Сен-Лоран был робкой душой, Берже сделал из него узнаваемое лицо. Дизайнер с пышными распущенными волосами и в очках был звездой собственного лейбла. В 1971 году он снялся обнаженным в рекламе аромата Pour Homme. Под руководством Берже Ив Сен-Лоран, возможно, стал одним из первых настоящих дизайнеров-знаменитостей. Он стал звездой поп-музыки, когда Энди Уорхол в 1974 году увековечил его в серии скриншотов.

Берже с Сен-Лораном в 1999. Фотография: LECARPENTI/SIPA/REX/Shutterstock

Эта публичная роль становилась все труднее для дизайнера в последние годы его жизни. В то время как романтические отношения дуэта распались в конце 70-х годов, они остались за брендом вдвоем. Сен-Лоран, страдавший депрессией, перенесший серию нервных срывов и боровшийся со злоупотреблением психоактивными веществами, все больше полагался на то, что Берже будет рядом с ним во время выступлений, чтобы защитить его от суматохи прессы после показов мод. Эту роль Берже взял на себя с самого начала: на дебюте Сен-Лорана в 1962 можно было увидеть Берже стоящим на стуле и направляющим толпу к выходу. Экс-редактор парижского Vogue Джоан Джульетта Бак назвала Берже человеком, «жизнь которого состоит в том, чтобы организовать рассеянного гения». Упорная лояльность Берже гарантировала, что публичное лицо останется на месте, какие бы трещины ни проявлялись наедине.

Так продолжалось и после смерти Сен-Лорана в 2008 году. Всегда самоуверенный Берже посвятил себя сохранению наследия дизайнера. Известно, что он пренебрежительно относился к преемникам Сен-Лорана Стефано Пилати и Тому Форду. В интервью 2012 года он сказал: «Я счастлив, что Стефано Пилати ушел, так же, как я был счастлив, когда ушел Том Форд». Он одобрил назначение Слимана и его ребрендинг имени — шаг, который, по его словам, «выводит [бренд] в новую эру». Энтони Ваккарелло, креативный директор с прошлого года, получил молчаливое одобрение: Берже сидел в первом ряду на его показах. В заявлении, опубликованном в пятницу, Ваккарелло сказал: «С глубокими эмоциями я узнал о кончине Пьера Берже; он радушно приветствовал меня с моего первого дня в Сен-Лоране».

Берже (справа) с Лу Дуайоном, Шарлоттой Генсбур и Джейн Биркин на показе коллекции Saint Laurent весна-лето 2017. Фотография: Maitre/WWD/REX/Shutterstock

Энергичная решимость Берже сделать так, чтобы работа его бывшей возлюбленной оставалась на переднем плане моды, была с ним до последнего. Его последним проектом были два музея работ Сен-Лорана, которые должны открыться в Париже и Марракеше в октябре, огромный проект с 20 000 экспонатов, выставленных в парижском музее. Берже однажды сказал, что Сен-Лоран «преодолел просто эстетику в моде и проник на социальную территорию». Именно благодаря Берже дизайнер смог это сделать. Это также благодаря ему, что мы будем продолжать ценить это.

Бурная история любви, стоящая за революционным подъемом Ива Сен-Лорана: NPR

Ив Сен-Лоран работает с моделью в своем парижском доме моды в 1965 году. Новый фильм рассказывает о восхождении дизайнера в мире моды. Рег Ланкастер / Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Рег Ланкастер / Getty Images

Ив Сен-Лоран работает с моделью в своем парижском доме моды в 1965 году. Новый фильм рассказывает о восхождении дизайнера в мире моды.

Рег Ланкастер / Getty Images

В 2009 году журнал Forbes назвал дизайнера Ива Сен-Лорана «Самой высокооплачиваемой умершей знаменитостью» года. (Конечно, горько-сладкая разница.) Теперь успех Сен-Лорана — и то, как он был сформирован и подпитывался его любовником и менеджером Пьером Берже — является предметом нового фильма 9.0005 Ив Сен-Лоран . В нем их отношения интерактивны и поддерживают. «Мода — это не главное искусство», — говорит Сен-Лоран в фильме, на что Берж отвечает: «Как вы это делаете, у вас есть , чтобы быть художником».

Король моды

Художник по костюмам Патрисия Филд, которая надела дам из сериала «Секс в большом городе» туфли от Маноло Бланика, делает Сен-Лорана похожим на шикарного Че Гевару: «Я думаю, что он был одним из революционеры, — говорит она.

«Le Smoking» — представленный здесь в весенне-летней коллекции Saint Laurent 1967 года — стал визитной карточкой дизайнера для женщин. AFP/Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

AFP/Getty Images

«Le Smoking» — можно увидеть здесь в Saint Laurent’s 1967 Весенне-летняя коллекция — стала визитной карточкой дизайнера для женщин.

AFP/Getty Images

По словам Филда, Сен-Лоран воплотил пульс своего времени в дизайне одежды, которую он разработал. «Мода — это неотъемлемая часть культуры и искусства, — говорит она. «И в свое время он был королем этого».

В 1966 году Сен-Лоран создал «Le Smoking», смокинг в сочетании с узкими брюками — брючный костюм для женщин. Это было революционно, просто и элегантно. В архивном интервью дизайнер описал свой подход: «Мне не нравится [делать] женщину… абстрактным понятием моды», — сказал он. «Мне не нравится [говорить]:« Ты должен носить это ». … Я не диктатор».

Тем не менее, то, что Сен-Лоран присылал на подиум каждый сезон, заставляло мир моды замирать и обращать на это внимание. В фильме воссоздан ряд его показов мод с использованием великолепных суперхудых моделей, задрапированных, завязанных и застегнутых на молнии в настоящие оригиналы Saint Laurent. Одежда была взята взаймы из холодного хранилища, с ней обращались с особой осторожностью и кураторскими перчатками во время съемок.

На самом низком уровне: «Ему всегда удавалось создавать новые вещи». Именно тогда Сен-Лоран создавал и показывал свои новые коллекции. В остальном, как видно из фильма, Ив Сен-Лоран с диагнозом маниакально-депрессивный психоз был очень и очень хрупким.

«Он определенно был очень болен, — говорит Джалиль Леспер, режиссер фильма. «Ив был не просто дивой или… звездой, знаете ли. У него была невероятная борьба всей его жизни с болезнью».

Он был раним, возбудим и имел большие нервные срывы.

Пьер Нине играет Сен-Лорана в фильме. 26-летний актер говорит: «Самое захватывающее в этом персонаже — тот факт, что в самые тяжелые моменты отчаяния, несчастья и боли ему всегда удавалось создавать новые вещи — на самом деле шедевры».

Для Нине и Леспер усилия Ива Сен-Лорана являются героическими и, как и многие измученные художники, терапевтическими.

«Он был таким чувствительным человеком, что ему было больно жить повседневной жизнью», — говорит Найни. «И единственным выходом, который он нашел — и он нашел его очень молодым, может быть, в 15 или 16 лет, — было рисовать и творить».

В фильме показаны отношения между Пьером Бержем (Гийом Гальен, слева) и Ивом Сен-Лораном (Пьер Нини) как интерактивные и поддерживающие. Тибо Грабхерр/Компания Вайнштейна скрыть заголовок

переключить заголовок

Тибо Грабхерр/Компания Вайнштейна

В фильме отношения между Пьером Бержем (Гийом Гальен, слева) и Ивом Сен-Лораном (Пьер Нини) показаны как интерактивные и поддерживающие.

Тибо Грабхерр/Компания Вайнштейна

«Он нуждался в Пьере Берже», а Берже «нужно быть нужным»

Когда Сен-Лоран встретил Бержа и влюбился в него в конце 50-х, они совершенно сознательно определили роли, которые они будут играть в следующие 40 лет. годы. Сен-Лоран был художником; Берге был превосходным менеджером-фиксатором, который сглаживал путь и поддерживал операцию в рабочем состоянии.

«Ив Сен-Лоран не мог заниматься повседневными делами, повседневными проблемами, — говорит Нини. «Он был действительно неспособен и почти инвалид с этим. Поэтому ему нужен был Пьер Берж, бизнесмен, имеющий дело с деньгами. А Пьер Берж, он должен был быть нужен».

Джалиль Леспер соглашается: «Пьер [Берж] представляет собой смесь того, кому [нужно] контролировать — он своего рода помешанный на контроле — и при этом очень щедрый. Ему [нужно] помочь тому, кого он [любит]. Он сделает для него все».

В том числе либо держаться подальше от дороги, либо, наоборот, выходить вперед, когда это было уместно. В фильме Берге первым выходит из лимузина.

«Он всегда был впереди, потому что Ив ехал позади него в машине, как принц или король», — говорит Леспер. «Король был абсолютно творцом, а творцом был Ив».

Режиссер говорит, что эта иерархия всегда была очевидной. Возьмем, к примеру, дом, который мужчины делили в Марокко: «Большая спальня перед садом — красивая — это была спальня Ива.