Первые парфюмеры – Каким парфюмом пользовались в России XIX века и чем душились Николай II и императорская семья? Рассказывает парфюмерный искусствовед

Содержание

Духи — Википедия

Духи́ — парфюмерное (ароматизирующее) средство, спиртовые или спиртоводные растворы смесей душистых веществ — парфюмерных композиций и настоев.

Из всех парфюмерных средств в духах наиболее высока концентрация эфирных масел (от 15 до 30 и более %), растворенных в почти чистом спирте (96 %). Поэтому стойкость запаха духов гораздо выше, чем у других парфюмерных средств (5 и более часов; на хлопчатобумажной ткани должна быть не менее 30 часов).

Слово «парфюм» (фр. parfum — духи), происходит от лат. per fumum, то есть, через дым.

Производство духов, известняк, фрагмент из древнеегипетской гробницы IV века до н. э. Лувр

Парфюмерия, или искусство создания духов, началась в древней Месопотамии и Египте и была далее развита в Древнем Риме и Персии.

Впервые парфюмерия была использована в Древнем Египте. Большинство упоминаний о ней связано с богами и жертвоприношениями. В древнеегипетской мифологии богом благовоний почитался Дедун.

Первым химиком, чьё имя осталось в истории, была, по-видимому, женщина по имени Таппути, изготовительница духов: она упомянута на клинописной табличке второго тысячелетия до н. э. в Месопотамии. Она проводила многократную дистилляцию цветов, масел и аира с другими ароматическими веществами.

Известно, что парфюмерией пользовались в Библейские времена — в Библии есть несколько упоминаний об использовании ароматических масел.

Хотя духи и парфюмерия также существовали в Индии, большая часть их ароматов были основаны на ладане. Самая ранняя дистилляция эфирного масла упомянута в тексте «Харшачарита», написанном в VII веке нашей эры в Северной Индии. Там же описывается использование ароматного масла орлиного дерева.

В 2003 году археологи обнаружили в Пиргосе (Греция) то, что, как полагают, является самыми старыми духами в мире. Изготовлены они более 4000 лет назад. Духи обнаружены в древней парфюмерной мастерской. 60 находок, среди которых перегонные кубы, ёмкости для смешивания, трубки и флакончики духов найдены в пределах мастерской площадью 4000 м². Люди в древние времена использовали травы, цветки, а также специи, миндаль, кориандр, мирт, смолы хвойных деревьев, бергамот.

Аравийский химик Аль-Кинди (Алкиндус) написал в IX веке книгу по духам, которую назвал «Книга химии духов и дистилляции». Она содержит более ста рецептов ароматных масел, бальзамов, ароматических вод и имитаций дорогостоящих лекарств. Книга также описывает 107 методов и рецептов для создания духов и оборудование для производства парфюмерии, например, перегонного куба алембик, который всё ещё носит древнее арабское название.

Персидский врач и химик Авиценна (Ибн-Сина) проводил процесс извлечения масел из цветов посредством дистилляции, процедура, наиболее обычно используемая сегодня. Он сначала экспериментировал с розами. До его открытия жидкие духи были смесями масел и истолчённых трав или лепестков, которые давали сильный запах. Розовая вода была более тонка, и немедленно стала популярной. И сырье, и технологии дистилляции, сильно повлияли на западную парфюмерию и развитие науки, особенно химии.

Знание парфюмерии прибыло в Европу уже в XIV веке частично благодаря распространению ислама. Венгры были первыми, кто в конечном счёте начал производить первые современные духи. Сделанные из душистых масел в смеси с алкоголем, первые современные духи произведены в 1370 году для венгерской королевы Елизаветы и были известны всюду в Европе как

венгерская вода. Искусство парфюмерии процветало в эпоху Ренессанса в Италии, а в XVI веке итальянские продукты и разработки были вывезены во Францию личным парфюмером Катерины Медичи Рене Флорентийцем. Его лаборатория была связана с её апартаментами секретным проходом, чтобы пресечь возможность выкрасть формулы. Вторым центром производства духов во Флоренции стала аптека Санта-Мария-Новелла, существующая с 1612 года по сей день.[1]Франция быстро стала европейским центром парфюмерного и косметического производства. Культивирование цветов для парфюмерии, которое началось в XIV веке, превратилось в ведущую отрасль на юге Франции. В течение периода Ренессанса духи использовались, прежде всего, богатыми людьми, чтобы скрывать запах пота, поскольку мылись тогда редко. К XVIII веку ароматические растения выращивались в окрестностях Граса, чтобы обеспечить сырьём растущую парфюмерную промышленность. И сегодня Франция остаётся центром производства парфюмерной продукции и торговли.

Цветок цитруса

Для приготовления парфюмерных композиций используется более трёхсот натуральных и синтетических душистых веществ, получаемых из растительного, животного и химического сырья.

В среднем в состав композиции входит от 15 до 60 и более различных душистых веществ. Обычно композиция составляет 10-25 % от массы духов, в некоторых духах — до 50 %.

Душистые вещества[править | править код]

Сырьём для душистых веществ растительного происхождения служат, прежде всего, лепестки цветков, плоды, листья, корни растений эфироносов. Из них путём паровой перегонки и экстракции получают эфирные масла или при дальнейшем сгущении «цветочную помаду». Розовое, кориандровое, сандаловое масло применяются как самостоятельные душистые вещества. Листья пачули, семена кориандра, дубовый мох применяются в виде настоев. Как правило, вещества растительного происхождения составляют основную ароматическую массу духов.

Душистые вещества животного происхождения используются только в виде настоев для фиксации аромата. К ним относятся амбра, мускус, кастореум и цибетин. Сырьё животного происхождения дороже других компонентов, но именно его наличие или отсутствие определяет уровень качества духов.

Из веществ растительного происхождения химическим путём изготовляют синтетические душистые вещества. В качестве сырья для их получения используются, например, кориандровое, сасафрасовое, анисовое масло. Это позволяет получать ароматы, не имеющие аналогов в природе.

Растворитель[править | править код]

В качестве универсального растворителя используется этиловый спирт очень высокой концентрации (до 96 %). Недавно открытый и мало известный, но очень эффективный такой растворитель духов, как Маскулон (смесь этилового спирта и концентрированного настоя медуницы и валерьянки)

Красители[править | править код]

При изготовлении духов используют красители. Их добавляют для придания парфюмерной жидкости необходимого цвета, что обычно не влияет на её ароматические свойства. Красители добавляются в виде водных растворов.

Духи традиционно разливаются в фигурные стеклянные флаконы оригинальной формы. Дизайн флаконов весьма разнообразен, и составляет заметную часть маркетингового образа духов.

Существует два основных вида получения эфирных масел — это дистилляция (процесс паровой перегонки) и анфлераж (процесс, основанный на впитывающих свойствах жиров).

При дистилляции, эфирные масла испаряются при определённой температуре и конденсируются в ёмкость вместе с водой, но из-за низкой плотности они оказываются на поверхности. После чего масла просто собирают.

Анфлераж основан на сублимации твёрдых тел. Для выделения ароматических веществ используют очищенный жир (животный, кокосовое и пальмовое масла). Жир впитывает пары масел, а затем с помощью все той же перегонки, их отделяют. Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирные масла, не подвергая сами растения или предметы, с которого получают запах, термической обработке.

Кристаллические душистые вещества предварительно растворяют в спирте или в одном из жидких труднолетучих компонентов.

В зависимости от вида сырья, процесс экстрагирования душистых веществ длится от нескольких часов до 1 года. Для более полного извлечения душистых веществ сырьё обрабатывают спиртом 2-3 раза.

По характеру запаха:

  • Цветочные духи имитируют запах цветков одного или нескольких растений.
  • Духи, созданные фантазией парфюмеров.

По силе запаха:

  • Духи с лёгким нежным запахом.
  • Духи с сильным запахом.

Структура аромата[править | править код]

Классические парфюмерные композиции составляются по принципу триады: «начальная нота», «нота сердца» и «конечная нота». На протяжении определённого времени эти три ноты сменяют друг друга, и характер аромата меняется — иногда говорят, что аромат «раскрывается».

«Начальная нота» или «голова» аромата проявляется сразу после нанесения духов и сохраняется в чистом виде примерно на 10 минут. Начальная нота состоит из быстро испаряющихся парфюмерных материалов, например, цитрусовых и травяных нот.

Примерно через 30 минут наступает время «ноты сердца», которая остается на коже на несколько часов. Это основной и характеризующий запах. Эта нота составляется из материалов сравнительно медленного испарения, которые смешиваются в композиции, дополняя и оттеняя друг друга.

Через 12 часов остается «конечная нота» или «базовая нота», которую иногда называют «шлейфом» аромата. Он уже не изменится, пока не исчезнет аромат. Базовая нота парфюма определяется веществами с самым низким уровнем испарения, которые остаются на коже дольше всего. Одежда, особенно шерстяная, на которую попали капельки духов, может иногда сохранять аромат базовой ноты несколько месяцев.

Бельгийские духи, окрашенные в розовый цвет.

Существует мнение, что от длительного хранения структура аромата меняется. Это действительно так, но с оговоркой: структура меняется от неправильного хранения духов. Их надо хранить в темном прохладном месте, избегать попадания на них солнечных лучей и плотно закрывать крышечку. Некоторые компоненты при неправильном хранении склонны испаряться и портиться быстрее других, поэтому и запах по прошествии времени изменяется. Средний же рекомендованный срок хранения парфюмерии составляет 3-5 лет.

Температура хранения должна быть от 17 до 22 градусов.

Признаками порчи являются изменение цвета или появление осадка.

Парфюмерные вещества по концентрации душистых веществ[править | править код]

Право называться духами или одеколоном диктуется жестким стандартом ассоциации парфюмеров Франции.

Все виды парфюмерии состоят в основном из ароматического концентрата, спирта и воды и различаются лишь соотношением этих компонентов. В составе парфюмерии допускается небольшое содержание красителей и антиоксидантов, которые никак не влияют на изменение запаха парфюма. Нормы концентраций душистых веществ для разных видов парфюмерии в разных странах различны, но всегда колеблются в определённых пределах.

От большего к меньшему:

  • Ароматические масла — эфирные масла в чистом виде.
  • Духи (Parfum, Extrait — по-французски, и Perfume — по-английски означает «духи»). Содержат 18-30 % ароматных масел, это самые концентрированные и стойкие парфюмерные изделия. Это самая дорогая продукция и выпускается в основном в небольших флаконах. Духи сохраняют запах около 6 часов.
  • Парфюмерная вода (Eau de Parfum) — содержит 10-20 % ароматных масел. Парфюмерную воду часто называют дневными духами, запах сохраняется около 4 часов.
  • Туалетная вода (Eau de Toilette) — это более легкий вид парфюмерии, которым можно пользоваться несколько раз в день. Туалетная вода отлично подходит для летнего времени. Концентрация композиции здесь составляет 4-10 %.
  • Одеколон (Eau de Cologne) — — это то же самое, что и туалетная вода, но с более низким содержанием композиции около 1,5 %. ® ™ 'Original Eau de Cologne' ® ™ 'Echt Koelnisch Wasser'
  • Парфюмированный дезодорант (Deo parfum) — — содержит 3 −5 % масел, 2 % воды. Иногда обладает антибактериальным действием. Чаще всего входит в серию парфюмерии с общим названием, усиливает аромат при комплексном употреблении набора. В жаркое время года может применяться вместо туалетной воды как самостоятельный вид парфюмерии.
  • Средство после бритья (After shave) — — содержит 2 % масел. Используется после бритья, теми, кто не любит концентрированных ароматов. Один из самых дорогих видов мужской парфюмерии, так как, кроме 2 % ароматических масел, содержит 2 % смягчающих и увлажняющих субстанций, что стоит больших денег.
  • Солидная вода (Eau de Solide) — содержит ~1 % ароматных масел. ® ™ 'EdS'

Крепость запаха определяется процентным содержанием парфюмерной композиции. Стойкость запаха зависит не только от количества концентрата, но и от типа запаха.

  • Духи // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / под ред. А. И. Ревина. — М.: Советская энциклопедия, 1960. — Т. 1. — С. 185. — 770 с.
  • Л. В. Беловинский. Духи // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 181—182. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

создание, развитие, становление, интересные факты

Вдохновляющие, легкие, изящные или страстные — ароматы присутствуют в жизни человека с давних времен. Парфюмерия прочно обосновалась в современном мире, это особенное искусство. Создание ароматов доступно людям с чрезвычайным талантом. При этом история парфюмерии насыщена интересными фактами, что заставляет ценить любимые запахи.

Ароматы из древности

Точное место зарождения парфюмерного искусства неизвестно. Считается, что это Месопотамия или Аравия. Первый в мире профессиональный химик, человек по имени Тапутти, упоминается в клинописной табличке II века до н. э. Возможно, это была женщина. Итальянские археологи обнаружили в 2005 году огромный завод для производства духов на Кипре. Он был построен более 4 000 лет назад.

В древнеегипетских летописях упоминаются парфюмерные средства. В гробнице фараона Тутанхамона были обнаружены около 3 000 сосудов, которые содержали древние благовония. Даже спустя 300 веков, средства источали аромат. Поэтому в истории парфюмерии египтяне считаются одними из основателей этого искусства.

История зарождения парфюмерии

В Греции ароматические масла и благовония широко использовались как в религиозных, так и в бытовых целях. В городе Родос изготавливались емкости необычной формы. Мази и масла наносили на тело в целях гигиены и просто для удовольствия.

Значительный вклад в развитие парфюмерии внесла исламская культура. Главными нововведениями в истории были:

  • изобретение способа извлечения ароматов при помощи паровой дистилляции;
  • внедрение нового сырья: мускуса, амбры, жасмина, розы, которые до сих пор являются основными ингредиентами в парфюмерии.

С распространением христианства значительно уменьшилось употребление духов на Ближнем Востоке. Но в мусульманских странах благовония продолжали использовать. В распоряжении парфюмеров был широкий выбор специй, трав, цветов, смол, ценных пород дерева. В истории парфюмерии зафиксировано, что арабы и персы веками торговали душистыми ингредиентами с Западом.

Ароматы Запада

С падением Римской империи и нашествием варваров западная культура ослабла. Это коснулось и парфюмерного искусства. Но уже к XII веку благодаря укреплению торговли и освоению дистилляции ситуация изменилась. Не последнюю роль в этом сыграл рост университетов в крупных городах и развитие алхимии. Средневековое общество, вопреки расхожему мнению, уделяло большое внимание гигиене. Люди принимали ароматные ванны и стирали белье с душистыми средствами.

Появился новый сосуд для хранения ароматических смесей − помандер. Это был шар из металла с отверстиями, через которые просачивался запах. В XIV веке в обиход вошли жидкие духи, состоящие из эфирных масел и спирта. Они стали называться «туалетная вода». По легенде пожилая королева Венгрии Елизавета, используя такую воду, помолодела и вылечилась от всех болезней.

История и география парфюма

Великие географические открытия сильно повлияли на историю индустрии ароматов. Марко Поло привозил из путешествий новые ингредиенты: перец, гвоздику и мускатный орех. В XV веке была открыта Америка, и лидерами торговли стали Испания и Португалия. Расширился состав туалетной воды, смешивались цветочные ароматы, мускус, амбра, пряные травы.

Тайны венецианских парфюмеров добрались до Франции, которая быстро стала европейским косметическим центром. Выращивание цветов для эфирных масел выросло до промышленных масштабов. В основном в Грассе, который и по сей день считается столицей парфюмерии.

История развития

В Эпоху просвещения духи и масла использовались особенно активно. Например, дворец короля Людовика XV получил название «ароматный двор», так как ежедневно оттуда доносились разнообразные приятные запахи. Ароматические жидкости использовались для кожи, вееров, париков, перчаток и даже мебели.

После промышленной революции производство парфюмерии приобрело невиданный размах в Европе. В 1709 году Джованни Паоло Феминис создал «кельнскую воду» − одеколон. В составе присутствовали виноградный спирт и масла нероли, лаванды, лимона, бергамота, розмарина.

История парфюмерного искусства

В XIX веке парфюмерные компании стали популярной идеей, а современная индустрия обязана этим Жану Герлену, Франсуа Коти и Эрнесту Дальтрофу. В парфюмерии начали использоваться не только органические, но и синтетические вещества.

Развитие этой сферы в начале ХХ века привело к огромному разнообразию ароматических средств. Появилось семейство шипровых ароматов, изменялась мода на типы запахов. Популярность насыщенных духов падала, а цветочные становились востребованы.

В 1921 году парфюмеры открывают свойства альдегидов. Цена на духи существенно снижается.

В 60-е годы женский парфюм стал более легким и приятным. Наступил расцвет мужских ароматов.

В 80-х снова стали актуальны тяжелые и пряные запахи, появилась мода на озон и морские ноты.

С приходом 90-х вернулась естественная цветочная палитра. Современные мастера продолжают эксперименты с композициями и флаконами. Парфюмерные новинки появляются практически ежедневно.

Интересные факты

  • Наполеон Бонапарт использовал по два флакона «кельнской воды» в день. А императрица Жозефина любила духи настолько, что через полвека после ее смерти в королевском будуаре еще чувствовался аромат мускуса.
  • Советские духи «Красная Москва» − реплика парфюмерной композиции «Любимые духи императрицы», которую создал французский мастер Август Мишель в подарок Марии Федоровне Романовой.
  • Самые дорогие в истории мира духи − Clive Christian΄s Imperial Majesty. Они продаются во флаконе из горного хрусталя, инкрустированном золотом и бриллиантами. Стоимость − более 200 тысяч долларов.
  • Американский биолог Шереф Манси и австралийский парфюмер Люси МакРей разрабатывают новый вид духов: капсулы для приема внутрь. По утверждению авторов, тело человека вместе с потом будет выделять неповторимый аромат.

Парфюмерия имеет длинную и насыщенную событиями историю. С момента зарождения и до сегодняшнего дня был пройден долгий и трудный путь. Легенды, факты и разные люди складывают полную картину развития этой сферы. А современное разнообразие ароматов позволяет выбрать идеальный парфюм на любой вкус.

возникновение духов и создание ароматов в России и Европе, где и когда появился первый флакон парфюма

история парфюмерии

Что может быть более волнующим, чем тонкий невидимый аромат, оставляющий шлейф еле уловимых ассоциаций и воспоминаний. Случайно почувствовав знакомые нотки, тут же неосознанно реагируешь на них, наслаждаешься мимолетным мгновением. Они волнуют, обольщают, интригуют, завораживают, даже соблазняют. В чем секрет такого воздействия, каковы законы их сочетаемости? Как один парфюм для каждого отдельного человека может стать особенным? Ведь происходит настоящее волшебство, когда запах «подстраивается», становится «своим» – уникальным. Какова же история создания, возникновения и развития парфюма и парфюмерии вообще? В мире благоуханий существуют свои законы и традиции. Неспроста эту сферу деятельности считают искусством. Рассмотрим эти и некоторые другие вопросы подробнее.

Истоки в Древнем Египте

история духов

Издавна люди обращали внимание на особенности разнообразных благовоний, их силу и влияние. Эти знания использовались шаманами и другими представителями различных культов для своих обрядов. С их помощью в древности окуривали жилища, совершали жертвоприношения и даже вводили в транс. Далее аромамасла стали применять в косметических целях, наноситься на кожу, волосы или одежду.

История происхождения, создания ароматов духов, искусственных запахов и развития парфюмерии неразрывно связана с эволюцией самого человечества. Принято считать, что прообразы современных парфюмеров появились еще в Древнем Египте. Существует версия, что это искусство перенято из Месопотамии, где жила некая женщина-парфюмер по имени Таппути. Такие факты были извлечены из клинописных табличек, датируемых II тысячелетием до н.э. Но подробностей расшифровать не удалось, других источников не найдено, поэтому основную информацию об этом периоде берут из древнеегипетских папирусов.

Исследователи условно выделяют два направления в этой сфере того времени:

  • Культовое (религиозное, для храмов) – в процессе ритуалов сжигали ароматические вещества для получения определенного запаха паров. Бытовало верование, что сладкие благоухания привлекают благосклонность богов. Окуривание едким дымом с резкими и неприятными ароматами отпугивало злых существ, болезни и несчастья, голод и неурожай.
  • Бытовое (народное) – проявлялось в распространении аромамасел. Они наносились на тело, одновременно увлажняя и питая кожу. Этими средствами даже обозначали свой статус и место в обществе. Так, социальная «верхушка» египтян использовала благоухания лилии для демонстрации своей элитарности.

Использование других парфюмированных средств было дорогим удовольствием. Поэтому его могли себе позволить лишь богатые люди.

Технология извлечения эфирных масел была достаточно трудоемким процессом. Они добывались из растений, которые сначала нужно было тщательно измельчить. Далее добавлялась вода, массу отжимали и прессовали. Через определенное время масла всплывали на поверхность.

Не менее интересна история появления духов и парфюмерии на Ближнем Востоке. В этом прославились израильские города Эйн-Геди и Эйн-Бокек. Тут извлекали аромамасла из загадочного растения афарсемон и добавляли в ароматические мази. Их использовали для помазания великих царей. Рецепт такого средства держался в строгой тайне.

Античные времена

история создания духов

Само слово «парфюм», которым мы пользуемся сегодня, произошло от латинского per fumum, что дословно переводится как «через дым». Уже этот факт свидетельствует о роли античного мира в становлении искусства создания духов.

Древние греки всю свою деятельность и окружающую среду воспринимали через призму божественного пантеона. Каждое божество играло большую роль в их жизнедеятельности. Промыслом богов, а не человека считалась и парфюмерия. Примечательно, что каждый аромат ассоциировался с конкретным божеством. Например, Афродита связывалась с фиалковыми и розовыми нотками. Согласно преданию, именно она дала человечеству парфюм. Многие названия ароматических композиций включали в себя имена богов.

Купание в ванной – популярная гигиеническая процедура в Античности. Это был настоящий ритуал со множеством уходовых и косметических средств. Важную роль в нем играли духи. Разные запахи предназначались для определенных частей тела.

В Древней Греции впервые стали использовать метод дистилляции, который позволил получить парфюмированную жидкость (ту форму, что мы применяем сегодня). Это процессы испарения смеси и конденсации паров, которые впоследствии охлаждались. Для извлечения природных ароматов греки помещали растения в масла с различной температурой. Популярными были нотки мирры, фиалки, корицы, ладана, кедрового дерева.

Отношение Рима к парфюмерии

история происхождения духов

Римляне во многом переняли традиции эллинов в воспроизводстве душистой воды. Но они не остановились на месте и продолжили развитие отрасли, наладив экспорт товаров в страны Африки, Индию, Аравию. Отсюда же получали экзотическое сырье для изготовления и распространения новой продукции.

В Древнем Риме благовония были чрезмерно востребованы, их обожествляли. Они использовались везде: для одежды и тела, для помещений и мебели, даже в качестве специй и приправ. Особенно страдали розы, поскольку ради наслаждения благоуханием их просто истребляли. Это привело к необходимости привозить цветы из других стран.

Римляне верили в целебные свойства запахов. Они заметили, что некоторые успокаивают нервы, другие – избавляют от головной боли, третьи – лечат бессонницу. Фактически именно тут мы находим истоки распространенного сегодня направления – ароматерапии.

На берегу Средиземного моря берет свое начало история флакона для духов, который сменил глиняный сосуд. Искусство выдувания стекла было перенято у сирийцев. Вскоре мастерство достигло таких высот, что появились пузырьки самой разной формы: бутоны цветов, колбы, вазы и др. Некоторые умельцы изготавливали их из цветного стекла, делали росписи.

Вклад арабских стран

как создаются духи

С завоеванием Европы активное формирование «пахучего» ремесла отошло на второй план. Тогда начинается его расцвет на Востоке. Еще в VI в. до н.э. распространилось использование благоухающих изделий. Исламские культуры значительно повлияли на развитие отрасли, пополнили ее новыми ингредиентами, извлеченными из растений Аравийского полуострова и его окрестностей.

Арабские и персидские мастера усовершенствовали технологию дистилляции, придумав перегонный куб. Некоторые исследователи приписывают это изобретение аравийскому ученому и философу Аль-Кинди (или Алкиндус). Им было написано первое дошедшее до нас письменное руководство для парфюмеров. В нем подробно описывалось, как создается парфюм: история появления ароматов, рецепты пахучих масел, бальзамов, мазей и лекарств.

Перегонный куб того времени по принципу действия и устройству очень напоминает современный самогонный аппарат. Благодаря ему, вещества с разной объемной массой и плотностью разделяются естественным путем. Вода опускается на дно сосуда, а эфирные масла, полученные из растений, цветов, кореньев, древесных смол, поднимаются на поверхность в нерастворенном виде. Тут их и собирают в отдельные емкости для дальнейшего использования.

Технология создания на основе натуральных ароматических масел сохранилась в арабских странах и сегодня. Тогда как европейские производители за основу берут спиртосодержащие вещества. Масляный парфюм характеризуется большей концентрацией, процесс раскрытия букета отличается от спиртового. Он «срабатывает» более плавно по мере впитывания в кожу.

Эпоха раннего Ренессанса

откуда появились духиистория создания парфюма

Быстрое развитие торговых отношений и культурное взаимодействие приводит к актуализации этого мастерства в Европе. Европейская знать открывает для себя практическую сторону использования ароматизированной косметики. На многие годы центром отрасли становится Венеция. Сюда свозят различные пряности с Востока, где они успешно перерабатываются и используются.

Происхождение парфюма в жидкой форме на основе спирта и эфирных масел связывают с 1370 годом. По легенде, некий монах преподнес подарок в виде микстуры из розмарина венгерской королеве Елизавете, которая в то время болела. Это была ароматическая вода, которая возымела на королеву исцеляющий эффект.

В раннем Ренессансе духи применяют для нейтрализации неприятного запаха кожаных изделий, в частности, перчаток. Потом главной причиной использования ароматных композиций становится маскировка естественных человеческих испарений и зловонных улиц жилых кварталов.

1608 год ознаменовался строительством первой парфюмерной фабрики во Флоренции. Она была создана в одном из монастырей, ее мастерами стали простые монахи, которые получили покровительство знати и даже Папы Римского.

Становление парфюмерии профессией: главные этапы

В начале XVIII в. торговец специями из Кельна выпустил ароматическую жидкость «Кельнская вода». Через некоторое время она попала на прилавки Франции и очень полюбилась французам, особенно Наполеону. Они дали ей свое название – eau de cologne (одеколон).

Первые попытки воспроизведения запахов искусственным путем приблизили создателей душистой воды эпохи Возрождения к технологиям, используемым сегодня.

происхождение духов

Если изначально «пахучее» ремесло объединяло в себе парфюмеров и перчаточников, то после Великой Французской революции выделилось два отдельных направления. Начиная с XIX века это производство перестает быть кустарным. Появляется все больше крупных компаний и фабрик по распространению духов. «Отцами» этого профессионального мастерства тех времен принято называть Ж. Герлена, Ф. Коти и Э. Дальтроффа. Они предложили новаторские подходы к технологии создания благоухающей продукции, описали новые теории в научном обосновании, чем заслуженно увековечили свои имена.

Настоящим поворотным моментом стала идея объединения парфюмерного и модельного бизнеса. Впервые это новшество появилось в начале ХХ в. у П. Пуаре, который дополнил свои линии одежды подходящими ароматами. Эту идею продолжила Габриэль Шанель, выпустив известный всему миру флакон Chanel №5.

Новатором в индустрии запахов называли Франсуа Коти, благодаря объединению натуральных и синтетических веществ в одном букете. Он создал свой Chypre, положивший начало целой группе шипровых композиций.

Внедрение синтетических ингредиентов произвело настоящую революцию. За счет появления альдегидов значительно возросло количество новой продукции. Она стала группироваться по направлениям: цветочная, ванильная, пудровая, восточная, амбровая, морская и др.

История возникновения парфюмерии и первых духов в России

история парфюмерии в россии

Сегодня отечественному производителю сложно конкурировать с импортными брендами, особенно класса люкс. Но на рубеже XIX-XX вв. российское производство переживало расцвет. Рассмотрим главные особенности его становления:

  • Парфюмерная продукция начала повсеместно появляться в XVIII веке на прилавках аптек.
  • Специалистами изначально были выходцы из других стран (в основном европейских).
  • Несмотря на популярность французской косметики, отечественная тоже была высокого качества.
  • К концу XIX в. построено около 30 крупных фабрик, на которые регулярно для сотрудничества приглашаются французские специалисты.
  • Большое внимание обращают на внешнюю упаковку, поскольку это был самый распространенный и желанный подарок, который, как правило, предназначался даме. Некоторые флаконы выглядели как настоящее произведение искусства. Для их создания привлекались именитые архитекторы и скульпторы (например, Фаберже).
  • Чтобы понять, когда и где появились первые духи в России, нужно упомянуть компанию «Ралле и Ко», основанную в 1843 г. французским подданным. Это было самое успешное предприятие в этой области, удостоенное чести поставлять парфюм Двору Его Императорского Величества, что считалось высшей наградой. После революции оно было национализировано в фабрику «Свобода», производящую мыло и косметику.
  • 1872 г. – открытие магазина благовонных товаров Брокара, который выпустил общедоступный одеколон «Цветочный».
  • В 1913 г. «Brocar и Ко» сотворили к 300-летию дома Романовых флакон «Любимый букет императрицы», который позже стал называться «Красная Москва».
  • После 1917 г. эта лавка переименовывается в «Товарищество», национализируется и становится фабрикой «Новая Заря».

Изучая историю того, как и откуда появились духи и парфюм в России, мы находим французские корни. Заграничные идеи во многом трансформировались и обрастали русскими чертами. Такой симбиоз был продуктивен для становления российской косметической промышленности.

Современная парфюмерная индустрия

создание аромата

Сегодня это ремесло переросло в настоящую индустриальную отрасль, которая достигла высот и продолжает активно развиваться. Выпускаются сотни композиций, синтетические компоненты максимально приближены к натуральным, букет одного флакона может содержать до 100 составляющих.

Вместе с тем, инновационные технологии значительно облегчают деятельность парфюмеров. Извлечение эфирных масел, затрудняющее производство парфюма в ранние эпохи, в современных условиях не составляет труда. Научные познания и достижения в области химии позволяют комбинировать множество соединений, имитирующих самые разные запахи. И эти открытия постоянно продолжаются.

процесс создания духов

Непростым остается вопрос, как создаются ароматы духов: процесс создания сегодня стал и сложнее, и проще одновременно. Мода на состав образцов постоянно меняется. В последние десятилетия популярны фруктовые композиции.

В наше время у покупателя нет проблемы с выбором, личные предпочтения у каждого индивидуальны, поэтому крупные торговые площадки предлагают широкий ряд различной продукции. Примером ассортимента на любой вкус и проверенного качества можно назвать компанию AromaCode. Тут представлены оригинальные и селективные образцы элитной парфюмерии, разнообразие которой постоянно обновляется.

История ПАРФЮМЕРИИ

Происхождение слова «парфюмерия» восходит к древним временам, когда жрецы воскуривали богам благовония — фимиам; само это слово произошло от «per fumum» — в переводе с латыни — «через дым»

Происхождение слова «парфюмерия» восходит к древним временам, когда жрецы воскуривали богам благовония — фимиам; само это слово произошло от «per fumum» — в переводе с латыни — «через дым» 

Aроматный дым  душистого кипариса, можжевельника, пахучих трав, смесь смол или масел: мирры, ладана, сандалового дерева от земных алтарей поднимался к небесам для услаждения богов.

Ароматы приобрели сакральную функцию: ублажая высшие силы, они, как свято верили наши далёкие предки, защищали от болезней и инфекций, призывали на землю дождь или хорошую погоду.

Более пяти тысяч лет назад в Древнем Египте, в честь Ра, бога солнца, сжигались различные ароматические смеси, соответствовавшие различному положению солнца на небе. Богатые благородные египтяне пользовались масляными духами (аттарами), в состав которых входили анис, кора кассии, перечная мята, розмарин, кипарис и лимон, а также такие смолы как бальзам из Мекки, жидкий стиракс, гальбан или росный ладан, которые делали запах духов устойчивым. Простолюдинки ограничивались использованием касторового масла с мятой, тимьяном и душицей. К этому времени относится и появление первой в истории туалетной воды — kyphi, в состав которой входили мед, вино, виноград, мирра, шафран и можжевельник.

Египтяне обучили искусству парфюмерии евреев. Покинув Египет, те взяли с собой формулы. В ветхом завете встречаются первые упоминания ароматов как инструментов соблазнения (Юдифь душится прежде, чем предстать перед Олоферном; Руфь обливает себя духами, чтобы понравиться Воозу).

В VII веке до нашей эры основными центрами производства ароматических веществ были Вавилон, Ниневия и Карфаген. Здесь продавались душистая смола из Аравии, камфара из Китая, корица из Индии. У более развитых цивилизаций в Малой Азии, Персеполе и Пальмире вызывали интерес более тонкие ароматы: кедр, мимоза, жасмин, роза и лилия.

В Библии сказано, что волхвы в дар родившемуся Богу-сыну преподнесли золото, ладан и мирру — тройной символ триединого Бога.

На Ближнем Востоке и в Индии ароматы первоначально использовались в религиозных целях, даже статуи богов обливали ароматной водой. Вскоре у ароматов появились и другие функции. В Индии женщины часами лежали в ванных с ароматическими маслами, а потом натирались маслами розового дерева или туберозы. В Китае элегантные женщины предпочитали экстракты цветов жасмина, настойки глицинии и фиалки. В Японии традиционно ароматы наносятся не на тело, пакетики с душистыми веществами, в том числе, пряностями, прикрепляют к кимоно. Благодаря чему движения японки приобретают уникальный аромат. Кроме того, японки носят ароматическую пасту в лакированных коробочках на поясе, а так же окуривают свои кимоно благовониями.

Именно древние греки стали добавлять к пряностям, растительным смолам и бальзамам душистые цветочные масла. Розы, лилии и фиалки вымачивали в масле или жидком жире. Традиция воскуривать ароматические вещества в честь павших героев, а также на торжествах оставалась неизменной. Кроме того, Гиппократ рекомендовал ароматизированные ванны и массажи, а так же использование ароматических веществ при лечении некоторых болезней.

Древние римлянки предпочитали сложные парфюмерные композиции. Император Нерон душился весь, с головы до подошв ботинок (в буквальном смысле), а на его пирах рабы освежали духами головы его гостей. По легенде, когда Клеопатра покидала Марка Антония, она приказала облить паруса своих кораблей пленительными духами, чтобы ветер донес их аромат до любовника. Духами обливались даже пороги домов, а так же знамена и военная атрибутика перед сражениями, считалось, что это приносит удачу.

В 16 веке в Грасе была изобретена дистилляция, благодаря чему в производстве парфюмерии стало возможным использовать спирт.

В начале средних веков в Европе снижается производство ароматических средств, особенно служащих религиозным целям, например, ладана. Но крестовые походы возрождают использование парфюмерных изделий для ухода за телом. Благодаря крестоносцам, восточные ароматы и пряности распространяются постепенно на Север.

В эпоху Возрождения использование ароматов становится традицией. В моде были ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочке или браслете. Кроме того, не потеряло свое значение использование парфюмерии в медицинских целях: окуривание розмарином или можжевельником в качестве борьбы с чумой или ароматизированный уксус в качестве лекарства от многих болезней.

Венеция раньше других начала крупномасштабную торговлю с Ближним Востоком, обеспечивая Европу бальзамами, растительными смолами, камфарой, мускатным орехом, корицей, сандалом и другими драгоценными ароматными веществами. Подъем торговли и зарождение центра культуры при дворе Франции способствовали производству собственных ароматических средств. Знаменитая «Eau de Hongrie» — «Вода Венгерской Королевы», созданная в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелиссы, лимона и розмарина, господствовала на рынке ароматов в течение нескольких столетий.

Вторым после Венеции поставщиком сырья для парфюмерии становится Испания. Испанские мастера по дублению кожи пропитывали её ароматными веществами, в результате чего создавалась знаменитая «испанская кожа» — верблюжья кожа, пропитанная розовой, сандаловой, лавандовой водой или водой с корицей, растертой с мускусом и амброй. Особенным успехом пользовались перчатки из такой кожи. В это время в парфюмерии начинает использоваться эссенция нероли (апельсиновых цветков), пользующаяся популярностью и сейчас. Еще одно изобретение того времени — аромат «a la frangipane», названный в честь итальянца Франжипани, использовавшего в парфюмерии горький миндаль, который до этого применялся только в кулинарии.

В Англии большим успехом пользуются stillrooms — некие собрания, клубы, где знатные дамы занимались дистилляцией цветочных эссенций, изготовлением «ароматных яблок», смесей и пакетиков с ароматическими средствами, используемых в интерьерах домов.

17 век был эпохой сильных ароматов, тем более, что отсутствие гигиены не располагало к легким ароматам и тонким духам. Фаворитами были стойкие ароматы, усиленные с помощью амбры и туберозы, жасмина и флердоранжа. В век Людовика XIV жеманницы неумеренно используют флорентийские мази с ирисом, испанский воск с жасмином и «кипрскую воду», содержащую в больших количествах ваниль, амбру, мускус и ирис. Неистовство ароматов завладело эпохой: благоухают подушки, веера, бумага для писем, парики, мыло, медальоны с изображением святых, и даже пепел, которым посыпали голову в первый день поста. Под чистотой в эту эпоху подразумевалось пудриться, душиться, пользоваться мазями, натирать кожу ароматной водой, освежать дыхание с помощью амбры или гвоздики.

Людовик XV унаследовал от своего деда любовь к ароматическим средствам, а его любовницы питали к ним не менее пламенные чувства. Крепкие запахи уступали место более нежным, с выраженным цветочным оттенком. Популярными становятся гесперидные ароматы (семейство цитрусовых), травяные ароматы (например, запахи герани и мелиссы). В 18 веке в парфюмерии появляются звезды: Фаржон, Любен, Убиган. В середине 18 века создается одеколон.

Революция 1789 года нанесла серьезный удар по парфюмерному производству. Но во времена Директории в моду вернулись изощренные вкусы. В то время как Жозефина ввела в моду экзотические ароматы (ваниль, корицу и гвоздику), мадам Тальен (одна из выдающихся женщин времен революции) переняла у древних их любовь к ваннам, ароматизированным цветами и фруктами. Мужчины же предпочитали мускус и цивет (цибет) — секрет хищного животного цибетты — и пользовались им весьма обильно. Император пользовался только одеколоном. С этого времени собственно начинается разделение ароматов на женские и мужские.

В дальнейшем романтизм привил вкус к запахам нежным и легким, к флаконам из опалового стекла, к ароматной воде, которой смачивались тонкие носовые платки. Но Вторая империя (царствование Наполеона III), словно в отместку, будет предаваться настоящей оргии опьяняющих ароматов, в которой уже можно различить бодлеровскую одержимость «духами развращающими, роскошными и торжествующими». О Востоке напоминают амбра, сандал, мускус, пачули. Одновременно парфюмерное производство превращается в искусство.

Вплоть до конца XIX века в мире ароматов господствовали исключительно натуральные, животные или растительные компоненты. Но с течением времени все большую популярность приобретают искусственные ароматические вещества, существенно расширившие палитру парфюмеров. Кумарин позволил Убигану создать Fougere royale («Королевский папоротник»), гелиотропин становится основой амбровых духов, появляется хинолин, благодаря которому возникают «кожаные» ароматы, затем иононы, синтетический мускус, фруктовые ноты и огромный вклад альдегидов.

 

Гравюра XVII века работы Николаса Лармессина (Nicolas Larmessin), вдохновила скульптора, Томека Кавьяка (Tomek Kawiak), на создание бронзового парфюмера в городе Грасс. Город является общепризнанной мировой столицей парфюмерии, именно здесь в XVII веке производство того, что сейчас мы называем парфюмерией. Когда-то заводы Грасса снабжали сырьем и духами почти всю Европу.

На сегодняшний день в Грассе производится 60% мировой парфюмерной продукции, а также большая часть душистых масел, которые используются при производстве французских духов. Здесь цветут восемь из одиннадцати самых известных в мире ароматов.

 

При подготовке текста был использован материал из книги 

«100 легендарных ароматов» Сильвии Жирар-Лагорс

История появления парфюмерии: открываем завесы прошлого

Когда мы вдыхаем приятный запах, будь то запах чисто постиранной одежды или спелых фруктов, то этот аромат неосознанно сохраняется у нас в памяти. Запахи могут заставить нахлынуть былые воспоминания или испытать незнакомые доселе чувства. Повседневно встречаемые ароматы грамотно сочетаются в парфюме. Духи создают уникальный волнующий запах на теле, интригуют и завораживают . Потребителям благоухающей продукции будет любопытно узнать, как создавалась парфюмерия в далеком прошлом.

Зарождение духов в Древнем Египте

ЕгипетСчитается, что первые ароматные композиции появились в древнем Египте. Не исключено, что традицию изготовления духов египтяне переняли из Месопотамии. В одной из клинописных табличек от второго тысячелетия до н.э. были найдены сведения о женщине-парфюмере по имени Таппути. Поскольку подобной информации расшифровано было очень мало, основные данные берут с папирусов Древнего Египта.

На тот момент существовало 2 вида парфюмерии:

  • Храмовая. В религиозных обрядах для придания дыму особого запаха сжигались различные сорта ароматических веществ. С помощью сладких благовоний привлекали богов и отталкивали злых духов, виновников чумы и других болезней.
  • Народная. Бытовая парфюмерия была представлена ароматическими маслами. Состав наносили на кожу вместо солнцезащитного средства. Мужская и дамская элиты египетского общества использовали аромат лилий, чтобы обозначить свой статус.

Предположительно, изготовлением парфюмерии занимались на Ближнем Востоке в израильских городах Эн-Геди и Эн-Бокек. Специализировались там на производстве ароматов из афарсемона. Ценные мази на основе загадочного растения употребляли для помазания царей. Рецепт изготовления продукта хранился в строжайшей тайне.

Другие парфюмерные вещества использовались в храмах в качестве благовоний и мазей. Богатые люди применяли пахучие смеси для ухода за телом и получения удовольствия.

Одним из доступных способов добывания эфирных масел того времени являлось прессование. Растения измельчали, затем, после добавления воды, отжимали. По истечении некоторого времени масло всплывало на поверхность.

Парфюмерия в античные времена

ГрецияВ Греции считалось, что парфюмерия – это промысел богов. Каждое божество олицетворялось с определенным ароматом. Так, богине красоты и любви Афродите соответствовал запах розы и фиалки. Существует легенда, в которой говорится, что Афродита была первой, кто привнес духи в человеческий мир. Вполне объяснимо, что в названиях парфюмерных композиций всегда присутствовали имена греческих идолов.

Обязательной уходовой процедурой древних греков считалось отпаривание в ваннах. Ритуал требовал обильного применения духов. Важно, что каждый аромат предназначался для определенной части тела.

Греция внесла огромный вклад в создание ароматных веществ. Здесь впервые изобретены жидкие духи. Для получения последних использовался метод дистилляции – испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров. Для извлечения запахов растения погружались в горячие или холодные масла. Самыми распространенными ароматами у греков были мирра, фиалка, ладан, корица и кедровое дерево.

Позиция Рима по отношению к парфюмерии

Увлекательное течение по изучению духов распространилось через Средиземное море в более отдаленные окраины Европы. Вскоре стал стремительно развивать «ароматную» отрасль Рим. Парфюм был привезен в огромную империю Юлием Цезарем. Бытует утверждение, что во время правления императора было сожжено огромное количество ладана, больше, чем могла произвести Аравия.

Последователи Цезаря не ограничивались духами и подмешивали в состав другие виды косметических средств. Римляне щедро добавляли ароматические компоненты в воду для купаний, разбрызгивали по постели, подмешивали к винам и другим напиткам. Изысканно пахнущие крема и мази показывали статусность и богатство их владельцев, ценные смеси могли приобрести только знатные люди.

Повышенный интерес к парфюмерии среди римского населения приводит к пониманию важности развития благоухающего производства. Ученые начинают испытывать примитивные методы конденсации. К примеру, естествоиспытатель и писатель Плиний Старший собирает на слой шерсти масло из канифоли (смолы).

Затишье в византийский период

Влияние христианства в Византии отрицательно сказалось на парфюмерной промышленности. Религия, основанная на учениях Христа, отвергала тщеславие и влияние Древнего Рима и Греции. Но поскольку в библейских заветах есть упоминания о растениях ладан и мирра, душистые вещества не переставали использовать во время религиозных церемоний.

Несмотря на общее снижение популярности парфюмерии, высшие слои общества любили душиться. Императрица Зоя, испытывающая страсть к красивым предметам, нанимала придворных парфюмеров в христианскую цитадель Константинополя. Византия сыграла свою роль в парфюмерной промышленности и послужила основой для производства духов в последующие периоды.

Духи в арабских странах

Учитывая, что самые популярные ингредиенты для изготовления парфюма были найдены вокруг Аравийского полуострова, неудивительно, что исламские культуры смогли повлиять на развитие и распространение «пахучего» ремесла. Благоухающие изделия стали активно применяться еще в VI веке до н.э.

Арабский философ и ученый Аль-Кинди известен своей работой по изоляции алкоголя. Он первый, кто описал производство чистого спирта путем дистилляции вина. Многие считают его отцом современной парфюмерии. Аль-Кинди изобрел множество различных ароматов из масел редких растений и цветов. В своей работе «О химии благовоний и дистилляции» он раскрывает 100 секретов и рецептов по созданию духов, масел и мазей.

Венеция – средневековый центр торговли

ПомандерВенеция стала проводником торговли между западом и востоком. Островной город – главный канал, через который сырье из ладана достигает территории Европы.

Актуальным изобретением становится помандер. Роскошный сосуд шарообразной формы, изготовленный из золота и серебра, наполнялся ароматическими веществами. Из искусных украшений выходили благоухающие запахи мускуса, амбры, цибета, корицы, розмарина и других душистых трав.

В XIII-XIV веках ученые интересовались процессом перегонки многокомпонентных веществ. Испытатели были полны решимости отделить в соединениях “существенные” части от “несущественных”. Благодаря упорству естествоиспытателей начинает расти центр производства ароматов Грасса на юге Франции.

Духи в эпоху раннего ренесанса

В 1370 году создаются первые жидкие духи, в состав которых входит алкоголь и эфирные масла. В качестве подарка один аскет презентует парфюмерное изделие венгерской королеве Елизавете. В композицию «Вода королевы Венгрии» был добавлен магический розмарин. По преданию, правительница в то время сильно болела, а после употребления напитка чудным образом поправилась и помолодела.

В раннем ренессансе духи используются для нейтрализации натурального аромата кожаных аксессуаров, к примеру, перчаток, сумочек, курток. Духами обрызгивают предметы гардероба, дабы обозначить социальную принадлежность и достаток. «Мастера по изготовлению перчаток» («Les Maitres Gantiers») становится единственной значимой и разрешенной королем Людовиком XIV фабрикой по изготовлению и торговле духами. В конце XVII века они переименовались в “Мастера парфюмерии”.

Во французском городе Монпелье строятся крупные заводы по изготовлению душистой продукции. Для выращивания цветов выделяется около 100000 акров земли.

В начале 1800-х годов, чтобы максимизировать процесс изготовления духов, парфюмеры повышают содержание алкоголя в своих изделиях. Следующим важным шагом, определяющим будущее духов, является попытка воспроизвести запах отдельных фруктов и растений синтетическим путем. Эти нововведения сделали парфюмерию такой, какой мы её знаем сегодня.

История российской парфюмерии

Результатом поступления первых благовоний и пряностей на русскую землю стали торговые отношения Киевской Руси с Византией. В VII-VIII веках Ромейская империя активно сотрудничала с восточными странами Индией и Китаем, богатыми на душистые, целебные травы. Немудрено было появиться интригующим и незнакомым продуктам в домах русских людей. Особое распространение получил рецепт настоя из мяты. В народе дистиллят назывался «холодец». Оценив приятный освежающий запах травы, жидкость стали использовать в качестве дезодоранта и средства для полоскания рта.

В XVI-XVII веках Российское государство пробует парфюмерные изделия Западной Европы. И только в конце XIX века зарождаются отечественные предприятия по изготовлению косметических и ухаживающих средств. Поскольку все виды туалетных вод, одеколонов и благовоний были составлены из растений и трав, продавались флакончики в аптекарских лавках. Этот факт поспособствовал изменению интересов провизоров. Многие из них углубились в изучение «ароматной» области. К таковым относится и великий А.М. Остроумов. Реклама А. М. Остроумов 1906 год

Интенсивные эксперименты по поиску и созданию искусственных композиций начали проводиться во второй четверти XX века. Вместе с духами на поток было поставлено производство мыл, лосьонов, кремов и остальных средств по уходу. Ароматные жидкости и мази требовали оригинальных упаковок. Бурными темпами стала развиваться стекольная промышленность.

На благо страны усердно трудились иностранцы. Генрих Брокар, в первое время работающий на одном из российских парфюмерных предприятий, создал собственную компанию с символичным названием «Брокар и Ко». Его духи «Персидская сирень» стали известны и популярны далеко за пределами России.

Высоким качеством продукции отличалась фабрика «А.Ралле и Ко». Четырежды ей присваивалась награда «Государственный герб России». В коллекции Альфонса Ралле насчитывалось более 160 уникальных ароматов. Реклама А. Ралле и Ко

Известным экспериментатором того времени являлся Адольф Су. Наряду с кондитерским делом он был ответственен за товарищество «А.Сиу и Ко». Под названием «Одоръ-ди-фемина» выпускали сразу 3 продукта: мыло, духи и одеколон. Высокие круги аристократии могли позволить себе душистое изделие «Свежее сено». 

С приходом революции частные компании были национализированы, и большая часть фирм закрылась. Резкий спад развития парфюмерной промышленности отразился на дальнейшем развитии отрасли. На сегодняшний момент известна лишь одна крупная компания, занимающаяся производством благовоний. Это та самая фабрика, которую открывал в 1864 г. Генрих Брокар. Нынче она называется «Новая заря».

Современная парфюмерная индустрия

Эксперименты по поиску синтетического сходства компонентов натуральным продуктам выводят парфюмерию на новый уровень. Делается возможным массовое производство, оптимизируется транспортная логистика. Выпускаются новые формы ароматов, которые еще легче создавать и распространять. Данный факт способствует сокращению затрат на изготовление продукции и уменьшению розничной стоимости изделий. Теперь ароматным содержимым флакончиков могут воспользоваться не только элитные слои общества.

Состав парфюмерных изделий стал существенно «богаче». Туалетные воды и духи щедро наполняются компонентами растительного и синтетического происхождения. Одна бутылочка с ароматной жидкостью может содержать до 100 ингредиентов. Перестает быть проблемой добывание эфирных масел.

Широкие познания в области химии делают возможным создание сложных композиций. Удается получить путем синтеза кумарин, терпинеол, эвгенол, обладающие запахами свежего сена, сирени, гвоздики соответственно, и многие другие популярные ароматные вещества.

История парфюмерии с древности до наших дней

Аромат, который волнует душу... Это, наверное, самая простая и чистая из всех известных нам радостей. Впечатление от запаха мимолётно и невесомо, и развеивается моментально, но всё же оно глубоко волнует нас и оставляет странное чувство счастья. Духи тем и хороши, что позволяют вырваться из повседневности, подняться над ней. Умение обращаться с запахом - это искусство, которое может чудесно обогатить нашу жизнь, но только ему нигде не обучают. Оно не требует ни специальных знаний, ни профессионального обоняния, но зато требует любви и желания заставить запахи воздействовать на себя, желания прийти в согласие с ними.


В этой секции ведущие ритейлеры парфюмерии представляют четыре «топовых» аромата, способных подчеркнуть вашу индивидуальность и стать удачным дополнением к современному имиджу:

Если какой-либо из парфюмов покажется вам заслуживающим внимания, вы можете получить более подробную информацию о нём и его акционной цене, пройдя по соответствующей ссылке...


Духи - это и средство обольщения, и средство наслаждения. Чем-то невообразимо чарующим веет от всего, что связано с духами. Так хочется постичь их скрытую суть! Откуда они взялись? Почему так сильна их власть? Какова история парфюмерии? Как появляются духи на свет? Как обретают свою форму? Почему один и тот же аромат становится для каждого употребляющего его «своим» и неповторимым? И как найти этот «свой» аромат? Как лучше всего воспользоваться им? Попробуем разобраться в этих и многих других вопросах...

Искусство парфюмерии прекрасно и удивительно. Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечёт к себе. У этого загадочного мира есть своя история, свои законы и свои традиции. История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества.

Аромат - некая магическая субстанция, способная перенести нас в иное измерение, «приподнять» над обыденностью. Это уникальное свойство запахов прекрасно знали и использовали нащи предки, когда ароматы служили культовым целям. История парфюмерии начинается с времён, когда жрецы сжигали в курительницах травы, корни растений и цветы во время священных ритуалов, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью запаха постичь божественные тайны и соединить в едином эмоциональном порыве разных людей.

Ещё в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево, смолы, можно улучшить вкус пищи. Беря своё начало от благовоний, когда-то курившихся на жертвенных алтарях храмов, духи распространили своё влияние и господство во времени и пространстве. Египтяне прославляли своих богов окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты. Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.

История парфюмерии делает новый виток в XII веке, когда расширяются торговые отношения. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.

Вторая половина XIV века является ещё одним поворотным моментом истории парфюмерии. Тогда рождаются жидкие духи на основе спирта и эфирных масел, которые используют под названием ароматических вод. Легенда гласит, что рецепт первой «Воды королевы Венгрии», на основе розмарина, был подарен королеве Венгрии Елизавете монахом. Принимая эту воду внутрь, тяжело больная королева выздоровела.


XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVII веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы.

В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая в мире парфюмерная фабрика. Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги, князья и даже сам Папа римский.

В 1709 году происходит новый виток истории парфюмерии - в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города «Кёльнской водой». Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием «одеколон». Император Наполеон пользовал её до 60 флаконов в месяц.

Затем в XIX веке Жан Герлен («Guerlain»), Франсуа Коти («Coty») и Эрнест Дальтроф («Caron») - «отцы» современной парфюмерии - выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании.

Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. На фото внизу: Эммануэль Булле и Поль Пуаре на фабрике «Розин» в 1925 году.

История парфюмерии: Эммануэль Булле и Поль Пуаре

Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком «Chanel No.5». А после - духи продолжили эволюционировать: Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил «Сhуprе» («Шипр»), ставший впоследствии прародителем для целого шипрового семейства ароматов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.


Начало 20-х годов XX века - революция в истории парфюмерии. Были открыты способы создания ароматов «синтетическим» путём. В распоряжении парфюмеров появляются альдегиды, впервые использованные в «Chanel No.5». Количество новых духов в связи с этим резко возросло.

В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма. Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры. Переживают взлёт духи для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики.

На начало 60-х приходится самый большой «бум» ароматов для мужчин.

В 70-е годы пришла мода на коллекции «pret-a-porter». Так возникла новая парфюмерия «pret-a-porter de lux», не потерявшая высокого качества и изысканности «haute couture», но ставшая более доступной.

80-е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые и тяжёлые амбровые ароматы. На исходе 80-х в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые «свежие» озоновые и океанические мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.

В 90-е годы «эгоистичные» запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более лёгкими ароматами. Морские ноты конца 80-х трансформируются в так называемые «акватические» мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология «Живые цветы» («Living-Flower Technology») позволяет теперь «собирать» запах несорванных цветов и растений. Для этого их помешают под стеклянный колпак и через специальное ответвление «вытягивают» аромат.

Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи именно конца XX века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия эта тенденция не меняется.

Духам модного направления присущи изящество, максимальная лаконичность запахов, нежность. В них прекрасно уживаются лёгкость и богатство, они хорошо гармонируют с естественным запахом кожи, прозрачны, осязаемы и неуловимы.

История парфюмерии, как мы убедились, насчитывает уже много веков - с тех пор, как люди научились использовать магическую силу аромата. Со временем парфюмерия отделилась от своих «прародителей» и заняла достойное самостоятельное место среди других искусств.

ParfumClub.org Logo

Вам могут нравиться ароматы

Вам могут понравиться ноты

Вас могут интересовать бренды

Она это сделала: самые известные женщины-парфюмеры | Vogue Ukraine

Vogue.ua рассказывает о выдающихся женщинах-парфюмерах, которые создали яркие шедевры парфюмерного искусства. И без которых история духов была бы совсем иной.

Фото: Yuriy Yatskulich Стиль: Natalia Tyuleneva

В парфюмерном мире есть неполиткорректная шутка: чтобы стать парфюмером, надо родиться: а) в Грассе, б) в семье парфюмеров, в) мужчиной. Парфюмерный мир действительно долгое время был закрытым элитарным сообществом. Но сила, талант и упорство женщин изменили его – медленно, но уверенно. Рассказываем о ключевых фигурах, изменивших ход истории. 

Жермен Селье

Жермен Селье часто называют первой женщиной-парфюмером. Сейчас уже трудно утверждать с уверенностью, была ли она первой хронологически; зато совершенно точно была первой, кто громко заявил о себе в "мужской" профессии. Селье родилась в 1909 в Бордо, а в 19 переехала в Париж изучать химию. Десять лет спустя она познакомилась с модельером Робером Пиге, раньше трудившимся на Поля Пуаре, а затем создавшим собственный Дом. Пиге поручил девушке создать аромат – и в 1944-м Жермен "выстрелила" с кожаным шипром Bandit.

Bandit, Robert Piguet

Это был любимый аромат Майи Плисецкой – и он выпускается до сих пор. В портфолио Жермен –легендарный Balmain Vent Vert (1947) со сверхдозой гальбанума, первый в истории зеленый аромат.  Его перевыпускали в 1991 (кстати, формулу переосмысливала еще одна легенда парфюмерии, Кэлис Беккер) и в 1999-м. Не снимают с производства по сей день. 

Еще одно знаменитое творение Жермен – Fracas, Robert Piguet. Он тоже переформулирован и выпускается до сих пор. 

Fracas, Robert Piguet

Жозефин Катапано

Еще одной женщиной, ворвавшейся в профессию, была Жозефин Катапано. Она создала легенды Youth Dew Estee Lauder (1953) и Fidji Guy Laroche (1966), а также Norell (1968). Те духи хотела каждая девушка. Они пахли свежестью гиацинтов, гальбанумом, нарциссом, дубовым мхом и ветивером. Сегодня их перевыпустили тиражом 500 экземпляров в  хрустальном флаконе Baccarat (можно найти в киевском Sanahunt). Жозефин прославилась еще и потому, что руководила IFF – огромным парфюмерным концерном, задававшим тренды в индустрии с конца XIX в. 

Youth Dew, Estee Lauder

София Гройсман

Ученица Катапано, София Гройсман, – это Пэт Макграт парфюмерного мира. Она символично празднует свой день рождения в Международный женский день (сегодня ей исполняется 74). Она родилась в Беларуси, затем с родителями эмигрировала в Польшу, а потом – и в США. Ольфакторная подпись Софии – роза; ее парфюмер добавляет почти во все свои творения. Гройсман работала и для нишевых марок: от Frederic Malle до A Lab On Fire. Среди ее творений-"икон" – Eternity Calvin Klein (1988), Beautyful и White Linen Estee Lauder, Tresor Lancome. Именно Гройсман создала Paris YSL (1983), который послужил вдохновением для серии ароматов Mon Paris. У нее больше парфюмерных наград, чем у кого бы то ни было, а в IFF она прошла путь от ассистента парфюмера до вице-президента. 

Eternity, Calvin Klein

Кристин Нажель

Кристин Нажель. Фото: Sofia Sanchez & Mauro Mongiello

Эта невысокая, миниатюрная женщина сменила Жан-Клода Эллена на посту главного парфюмера Hermes. Если учесть, что у Эллена – слава практически как у бога (конечно, заслуженная), то можно только представить себе, каково было Кристин стать его преемницей. Но ничего, она блестяще справилась. Ее последнее творение – Un Jardin Sur La Lagune Hermes. А в числе известных работ – бестселлер Jo Malone Wood Sage and Sea Salt. 

Wood Sage and Sea Salt, Jo Malone

Кстати, именно Кристин открыла парфюмерную историю Si, Giorgio Armani: узнаваемая композиция с нотами черной смородины – ее рук дело. 

Si, Armani

Среди знаменитых ароматов Кристин – The One, Dolce&Gabbana, Archives 69, Etat Libre d'Orange, Miss Dior Cherie, Dior, For Her Narciso Rodriguez и множество ароматов для лондонского бренда Jo Malone London. 

Калис Бекер

Знаковые ароматы: J'Adore, Dior, Back to Black Aphrodisiac, Playing with the devil и еще два с лишним десятка парфюмерных бестселлеров Kilian, Beyond Paradise Estee Lauder, Mandarino di Amalfi и Black Orchid Oud, Tom Ford.

J'ADORE Eau de parfum, Diordior.com

Калис создала эталонный аромат J'Adore, который стал абсолютным бестселлером и ориентиром для многих Домов. А в 2007 Килиан Хеннеси предложил ей поработать над парфюмерной линейкой бренда. Успех был ошеломляющим. Сейчас Калис возглавляет парфюмерную школу Givaudan – концерна, на который работает. Школа была основана в 1946 и выпустила множество талантливых парфюмеров. И считает, что ей не нужно мужское одобрение – "Я могу одобрить духи и сама", – говорит она в интервью Fragrantica. 

Playing with the Devil, Kilian

Любопытно, что полное имя Калис – Калисса Борисовна Азанчеева-Беккер. Ее дед и бабушка эмигрировали из России во время революции. Сама Калис родилась в Париже, а сейчас живет в Нью-Йорке. 

Патрисия де Николаи

О Патрисии говорят с обожанием хотя бы потому, что она помогает сохранять парфюмерное наследие на должности Президента ольфакторной библиотеки Osmotheque в Версале. Патрисия происходит из знаменитого рода Guerlain. Первые двадцать лет своей жизни она прожила в доме семьи Герлен: ее мать приходилась сестрой Жан-Полю Герлену, управлявшему Домом Guerlain. При этом ее интерес к парфюмерии не поощряли: считалось, что это совершенно не женская работа. Более того, она ни разу не стажировалась в семейном Доме, а когда создала именной бренд нишевой парфюмерии Nicolaї, ее довольно строго предупредили, чтобы она не вздумала спекулировать знаменитой фамилией. Она и не собиралась. Патрисия успешно создает ароматы для собственного бренда, а в 2008 стала кавалером Ордена Почетного Легиона. 

Weekend in Normandy, Nicolaï

Анн Флиппо

Знаковые ароматы: La Vie Est Belle для Lancome (в сотрудничестве с Домиником Ропийоном и Оливье Польжем), Love Story для Chloe, Acqua di Gioia для Giorgio Armani и Because it's You для Emporio Armani, L'Interdit  для Givenchy (в соавторстве с Ропийоном и Фанни Бал), Basil&Neroli и еще несколько ароматов для Jo Malone London, а также множество шедевров для L'Artisan Parfumeur: La Chasse aux Papillons, Mimosa pour Mois, Fleur d'Oranger. 

Mimosa Pur Mois, L'Artisan Parfumeur

Свое детство Анн провела на Севере Франции, затем закончила парфюмерную школу ISIPCA в Версале. Свое мастерство ей передавал Мишель Альмерак, знаменитый парфюмер. Сегодня Анн работает на концерн IFF и гордо носит звание Master Perfumer. 

Love Story EDT, Chloedior.com

Конечно, женщин-парфюмеров много: Оливия Джакобетти, создавшая знаменитый аромат Costes для одноименного отеля в Париже, Phylosikos с нотой инжира для Dyptique, Hiris для Hermes. Сильвэн Делакур, автор множества ароматов для Guerlain и основательница собственного бренда нишевой парфюмерии Sylvaine Delacourte. Луиза Тернер, парфюмер Good Girl для Carolina Herreraб автор абсолютного бестселлера Lust in Paradise для модного парижского Дома Ex Nihilo и новой лимитированной коллекции ароматов Jo Malone. Натали Лорсон, выступившая соавтором нового Gentlemen Cologne для Givenchy, повелительница семейства Black Opium, "мама" знаменитого в 90-е Weekend Burberry. Мари Саламань, которая создала множество ароматов для Maison Martin Margiela, Salvatore Ferragamo, Atelier des Ors и Alaїа. Дафна Буже, которая переводит язык любви на язык ароматов Love Kenzo, творит для знаменитого Дома La Labo (Neroli 36, Tonka 25, Rose 31, Lys 41), DSquared Wood. Дельфин Джелк, в сотрудничество с Тьерри Вассером создавшая Mon Guerlain, Acqua Allegoria Bergamot Calabria и Le Petite Robe Noire. Анник Менардо (Bvlgari Black, Obsessed для Calvin Klein, Bois d'Argent и Hypnotic Poison для Dior). Vogue.ua будет рассказывать о каждой. И совсем скоро выйдет большое интервью с Луизой Тернер. Следите за публикациями.