Как Пикассо разлюбил свою украинскую жену — Bird In Flight
WAS
Елена Маковец 1 марта 2017
От Ольги Хохловой у художника остались 44 портрета и привычка сидеть «на дорожку».
Представляем новый исторический журнал WAS. Пока сайт проекта готовится к запуску, публикуем его материалы на Bird In Flight.
Последняя цена «Женщины в розовом» — 4,2 миллиона долларов. Это портрет родившейся в украинском Нежине дочери русского офицера Ольги Хохловой. Она стала законной супругой Пикассо, матерью первого сына художника и вдохновила основоположника кубизма на его «классический» период.
«Женщина в розовом», Пабло Пикассо, 1917 год
Дельфин и русалка
1917 год, Рим. Пикассо оформляет декорации спектакля «Парад» для труппы Сергея Дягилева. Танцовщица Ольга Хохлова — не прима, скорее «пятый лебедь в седьмом ряду», но старательная и техничная. Детство провела в Украине, потом отец увез семью в Петербург.
Пикассо — 36 лет. Он известный художник, еще не ставший самым дорогим. Коренастый коротышка с четырнадцати лет имел множество любовниц и несколько любовников. Ольге — 26, она изящная и пугливая девственница.
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на фоне афиши балета «Парад», 1917 год. Фото: Музей Пикассо
Пикассо интересуется новостями из России, пытается учить русский, считает русскую жизнь экзотичной. Карьера Ольги подходит к концу, личная жизнь не устроена. Ее слабо влечет искусство, но высокий статус и темперамент Пикассо производят впечатление.
Православная свадьба
Парижская премьера «Парада» состоялась в мае 1917 года, дальше спектакль везут в Мадрид и Барселону. За труппой и Ольгой следует Пикассо. Он много рисует ее в реалистической манере. На этом настаивала сама балерина, не принимавшая эксперименты в живописи. «Я хочу, — требует Хохлова, — узнавать свое лицо».
Пикассо не возражает — знакомство с Ольгой пришлось на время после Первой мировой войны, когда Европа стала уставать от авангарда. Позже критики назовут это время «классическим» периодом в творчестве художника.
«Ольга в кресле», первая работа «классического» периода Пикассо, и фото Ольги Хохловой, с которого она была написана, 1918 год
В Барселоне Пикассо водит на русский балет свою мать, знакомит ее с Ольгой. На гастроли в Латинскую Америку труппа Дягилева едет уже без Хохловой, та отказывается от карьеры и остается с художником. Свадьба состоялась 12 июля 1918 года в мэрии VII парижского округа. Следом — венчание по православному обычаю в соборе Александра Невского.
Хохловой нравилось быть «мадам Пикассо», но скоро в быту проявилась противоположность их характеров. Ольга стремилась к идеальному порядку и обставила квартиру по своему вкусу — у Пикассо в студии царил творческий бардак. Пабло пропадал в мастерской — Ольга вытягивала его на светские рауты.
4 февраля 1921 году родился Поль Пикассо. 40-летний художник без конца рисует жену и сына в неоклассическом стиле.
Разжалована из красавиц
Художник любил говорить, что «женщины и работа продлевают молодость». В 1927 году он увлекся 17-летней француженкой Мари-Терез Вальтер. Новая влюбленность всегда отражалась на стиле его картин. Пикассо больше не рисовал балерин, а портреты жены перестали быть романтичными.
«Голова женщины (Ольга Пикассо)», Пабло Пикассо, 1935 год
Ощущая равнодушие со стороны мужа, Ольга ревнует, нервничает, без конца выясняет отношения. Но Пикассо больше не привлекает ее тело, ему мешают узы брака, однако вопрос о разводе даже не встает. Согласно брачному контракту, имущество должно делиться поровну, и Пикассо не желает отдавать бывшей жене половину своего наследия.
Хохлова и Пикассо продолжают жить в одном доме, но Пабло все время проводит у любовницы. В 1935 году пассия родила ему дочь Майю. Ольга, не выдержав постоянного присутствия соперницы, вместе с сыном уезжает из дома.
Любовница Пикассо — Мари-Терез Вальтер, 1928 год. Фото: The Art Institute of Chicago
В 1943 году Мари-Терез сменяет новая любовница, художница Франсуаза Жило. Ольга продолжает ревновать Пабло, преследует и оскорбляет молодую женщину. Она пишет письма мужу на смеси французского, русского и испанского. Больше сотни таких хранятся в парижском Музее Пикассо.
Последние годы Ольга жила в полном одиночестве и умерла от рака в городской больнице Канн 11 февраля 1955 года. На похоронах присутствовали сын Поль и несколько друзей. Пикассо не приехал — он в это время заканчивал серию картин «Алжирские женщины», которая сейчас оценивается в рекордные 179 миллионов долларов. Художник пережил украинскую жену на 28 лет.
РУССКАЯ ЖЕНА ПАБЛО ПИКАССО — история любви
MarbellaRU 11/04/2019
Знакомство Пикассо и Ольги Хохловой
Они познакомились в начале переломного для России 1917 года. Пикассо — 35 лет. В Рим Пикассо едет, чтобы работать над сюрреалистическим балетом Сергея Дягилева «Парад». Ольге — 26, она родилась 17 июня 1891 года в украинском Нежине в семье полковника Императорской армии. Суровый отец не одобрял увлечения дочери балетом, а вот мать девушки Лидия после переезда семьи в Киев начала тайком возить Ольгу на занятия. При этом оба родителя были против того, чтобы она стала профессиональной танцовщицей. Так что, как только представился случай, Ольга сбежала от них к Сергею Дягилеву. На момент знакомства с Пикассо она танцевала в труппе уже пять лет. И о профессиональных способностях Ольги Хохловой, и о ее внешности остались очень противоречивые воспоминания. Кто-то говорил, что Дягилев держал Хохлову в труппе только из-за привлекательной внешности и благородного происхождения. Это весьма спорное утверждение, поскольку Сергей Дягилев, известный придирчивостью и перфекционизмом, не терпел бездарностей и уж точно не стал бы выпускать на сцену бесталанную балерину только лишь за «красивые глаза».
Пикассо и Ольга едут в Испанию
Впервые увидев Ольгу Хохлову, Пабло восхищенно выпалил: «Выглядите потрясающе». Он принялся очаровывать девушку со всей силой своего горячего андалузского темперамента. Первым сюрпризом для Пикассо стало то, что Ольга принимала его ухаживания как-то очень уж сдержанно и говорила, что своим напором он ее компрометирует. Еще больше его поразила ее целомудренность. Сергей Дягилев предупредил его, что русская девушка из благородной семьи не пожертвует своей невинностью, если не будет уверена в том, что мужчина готов взять ее в жены. Хохлова действительно была «нетипичным экземпляром» — в послужном списке художника были проститутки и натурщицы, но вот «девушек из приличных семей» там не было никогда. Для начала они вместе поехали на гастроли в Испанию, где Пикассо представил невесту своей матери, чего тоже никогда раньше не делал. Сеньора Пикассо хоть и была вежлива, но невестку-иностранку так до конца и не приняла, даже несмотря на подарок сына — знаменитый портрет Ольги Хохловой в испанской мантилье. Донья Мария приняла девушку тепло, ходила на ее выступления, но все же сочла нужным предостеречь ее о характере сына. Но Ольга, к тому времени уже безоглядно влюбленная, к словам доньи Марии не прислушалась.
Венчание Пабло Пикассо и Ольги Хохловой
Хотя друзья отговаривали 37-летнего художника от брака, 12 февраля 1918 года они обвенчались в православной церкви Александра Невского в Париже. Для большинства бывших соратников новая пассия Пикассо была как кость в горле. «Невыносимая мадам Пикассо», — так называли ее позже те, кого она постаралась вытеснить из круга общения.
Вместе с Ольгой Пикассо обрел новый социальный статус — светской персоны. У него были деньги, у его жены – хороший вкус. И вот Пикассо – в дорогом костюме, у него золотые часы, породистые собаки, шофер, прислуга. Прежние приятели были шокированы такими резкими переменами и видели в них «порочное» влияние русской аристократки. Сам же художник, казалось, был абсолютно доволен жизнью. Ольга Хохлова была начитанна, хорошо воспитана и имела прекрасные манеры, что позволило чете Пикассо быстро влиться в высшие круги. Раньше Пикассо открыто презирал этих людей, теперь же они выстраивались в очередь, чтобы он написал их портрет. Влияние жены проявилось и в творчестве. Первая – счастливая – половина их брака ознаменовалась возвратом к классической манере. Ольга как-то сказала мужу, что хочет узнавать свое лицо на его портретах. Пикассо поддался этой просьбе – так появилось множество ее одиночных портретов, а позже – портретов с сыном.
Пикассо становится отцом
В 1921 году у супругов родился сын Поль — Пикассо впервые стал отцом. Теперь во многих его работах — восторг и непривычная нежность: художник сделал десятки рисунков жены и сына. Сцены семейной идиллии показывают возрождение интереса Пикассо к Античности и Ренессансу, возникшего, когда он только познакомился с Ольгой. На работах, собранных в разделе «Материнство», ее не узнать: она изображена в виде олимпийского божества. Этот период, очевидно, стал одним из самых счастливых в жизни Хохловой, почти все время она проводила с сыном.
Новая муза Пикассо
Но к концу 1920-х счастливой семейной жизни пришел конец. В январе 1927 года 46-летний Пикассо встретил 17-летнюю Марию-Терезу Вальтер, ставшую его следующей музой. Трудно сказать, догадывалась ли Ольга о происходившем за ее спиной. Возможно. Может быть, она считала, что мимолетная интрижка закончится сама собой, может быть, просто не хотела замечать очевидное. Для встреч с любовницей художник сперва снял квартиру в Париже. Ольга Хохлова узнала о романе мужа лишь в 1932 году. И, переборов себя, продолжила жить с ним вплоть до конца 1934 года. Слезы и увещевания жены вызывали у Пикассо только злость и чувство вины. В 1929 году он пишет «Обнаженную в красном кресле». Художник вложил в это полотно всю свою растущую ненависть к Ольге. Изломанные конечности, раскрытый в агонии рот… Не имея возможности убрать ее из своей жизни, Пикассо безжалостно уродовал на холсте женщину, которую с такой любовью рисовал в другом кресле всего лишь 10 лет назад.
Разрыв отношений Пикассо с Ольгой
Очередное унижение ждало Ольгу на масштабной ретроспективе Пикассо в 1932 году. Страсть мужа к другой женщине предстала перед ней во всей полноте — от одной бесстыдной картины к другой. Но, как это ни странно, супруги продолжали жить вместе. Последней каплей для Ольги стала беременность Марии-Терезы Вальтер. Забрав сына, Ольга съехала. Дать жене развод он отказался, ведь в этом случае ей отошла бы и половина его картин. Это стало первым препятствием для спокойного развода. Вторым была религиозность Хохловой, которая не могла себе представить, как могут развестись люди, обвенчанные в церкви. Отталкивая от себя нелюбимую жену, он намеренно создавал вокруг нее образ несдержанной истерички, чопорной ханжи, так легко подхваченный его окружением и отчасти биографами. Для нее этот разрыв действительно стал очень тяжелым, она скандалила, пережила не один нервный срыв, а ее обида переросла в патологическую ревность и одержимость.
Действительно ли у Ольги помутился рассудок? Никаких однозначных подтверждений этому нет. Ольга отчаянно цеплялась за счастливые моменты из прошлого. Именно поэтому она преследовала Пикассо на улицах, напоминая ему, что перед Богом они все еще муж и жена. Поэтому писала ему письма и отправляла фотографии сына. Поэтому переехала за Пабло в Канны, где кочевала из одной гостиницы в другую.
Преследования Пикассо и окончательный развод
Даже после окончательного расставания Ольга не оставляла бывшего мужа. Она написала ему сотни писем и даже преследовала его следующую пассию Франсуазу Жило. Пабло пишет один из самых известных своих циклов — «Распятия». Ольгу изображает в тяжеловесных, словно окаменелых образах. Их брак с Пикассо на холсте напоминает поединок, где нет победителей — только жертвы.
Окончательно пара разошлась в 1935 году. Разрыв был драматичным, Пикассо даже оставил живопись — почти на год. Последние годы своей жизни Хохлова одиноко и тихо провела в Каннах, великий супруг пережил ее почти на 20 лет и сменил за это время множество увлечений.
В 1953 году Ольга Хохлова серьезно заболела. Рак съедал ее тело долго и мучительно. Последние месяцы она провела в больнице, умоляя каждого из навещавших ее знакомых позвать Пабло. Художнику передавали эти просьбы, но он ни разу не навестил жену. Продолжая в отчаянии цепляться за прошлое, Ольга вспоминала дни, когда танцевала на сцене, и мечтала вновь приехать в Россию. Единственным, что осталось у нее от прежней жизни, был пароходный сундук, заполненный старыми костюмами, пустыми флакончиками от духов, письмами и сотнями фотографий. Последние дни Ольга провела, перебирая и рассматривая вещи, которые напоминали ей об утраченном счастье. Мадам Пикассо умерла 11 февраля 1955 года.
Автор: Татьяна Григорьева
Магистр филологии, искусствовед, автор лекций по мировой художественной культуре и основатель клуба «Завтрак с искусством».
Организация Арт-туров в города и провинции Испании.
Тел. +34 698 330 349
Феусбук: @elarteentenderdelarte
Женщина в тени Пикассо: Дора Маар — художница и талантливый фотограф
- Винсент Дауд
- Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Man Ray
Подпись к фото,Дора Маар позировала для знаменитого фотографа Ман Рэя
Дора Маар прожила почти 90 лет. Хотя она и была талантливой художницей и фотографом, ее имя чаще всего связывают с Пабло Пикассо из-за их любовных отношений.
Он был знаменитым и почитаемым художником, однако еще до их знакомства в 1935 году Маар уже была известна во Франции благодаря своим фотоработам.
- Русская муза Пикассо: в Москву привезли портреты первой жены художника
- Под шедевром Пикассо удалось обнаружить еще одну картину
В 1935 году Маар, урожденная Генриетта Теодора Маркович, работала фотографом на киностудии Billancourt Studios в пригороде Парижа. Ее представили Пикассо, который уже был художником с мировым именем, на 26 лет старше нее.
Маар стала его любовницей и, по мнению некоторых, самой влиятельной музой художника. На следующие восемь лет их жизни тесно переплелись, даже несмотря на то, что Пикассо не прекратил свои отношения с Марией-Терезой Вальтер.
Как правило, именно этими скупыми фактами чаще всего ограничиваются познания о Маар среди ценителей искусства.
В жизни Пикассо было немало женщин, и Маар, несомненно, была для него одной из самых значимых.
Автор фото, ADAGP
Подпись к фото,Маар в купальном костюме
При этом авторитет Маар неумолимо растет. Посвященная ей выставка из Современной галереи Тейт в Лондоне уже побывала в Центре Помпиду в Париже, а в 2020 году экспозиция отправится в Лос-Анджелес.
Но заслуживает ли ее карьера фотографа и художника выхода из тени Пикассо? Или ее достижения сейчас преувеличиваются, потому что десятки лет они игнорировались?
20 лет назад Мэри Энн Кос написала книгу о Маар — еще до того, как ее карьера была переосмыслена. Кос в своей книге называет Маар удивительным талантом.
«Значительная часть ее ранних работ во Франции относится к фэшн-фотографии, но это не просто обычные фэшн-фото… ее лучшие работы наполнены драматизмом».
«Если вы увидите хотя бы одну работу Доры Маар, вы всегда в будущем узнаете сделанные ею фотографии. Соблюдение пропорций на ее фотографиях можно назвать любопытным, но ее творения всегда несут какой-то смысл и оставляют сильное впечатление».
Автор фото, ADAGP
Подпись к фото,«Беседа» Доры Маар
«Может показаться, что на некоторых фото чересчур много теней, и в них ощущается обреченность, но есть и чрезвычайно смешные фото. Однако фэшн-фотография была лишь небольшой частью творческой жизни Доры Маар. Она съездила в Барселону и сфотографировала голодающих людей, оказавшихся в очень тяжелых условиях. Значительная часть ее творчества не была востребована, потому что ее воспринимали в контексте с Пикассо».
Эмма Льюис — куратор выставки в Современной галерее Тейт, на которой представлено более 250 фотографий, снятых Маар. По ее словам, она начала ценить «темный гламур» работ Маар, но отметила также, что в них присутствует игривый элемент — настоящее бунтарское остроумие.
Автор фото, ADAGP
Подпись к фото,Фэшн-фотографии Доры Маар
Также Маар фотографировала людей (почти 30 тыс. человек), живших на дугообразном необустроенном участке земли «ля зоне», которая в дальнейшем превратилась в убогую застроенную бараками жилую полосу вокруг Парижа. На выставке представлены яркие примеры всех этих элементов, относящиеся к началу ее карьеры.
По словам Льюис, в 1930-х годах большой популярностью пользовались еженедельные и ежемесячные журналы. «Благодаря этому у Доры были возможности зарабатывать на жизнь, и мы демонстрируем ее талант», — сказала она.
«Она занималась авангардом и экспериментировала с художественными образами. Ей был интересен сюрреализм, но, как мне кажется, женщине было очень сложно войти в круг художников, работавших в том направлении».
Автор фото, ADAGP
«Коммерческие работы Доры Маар появлялись в крупных французских журналах того времени, например, Rester Jeune. Также их публиковали в различных журналах об искусстве и эротических рецензиях».
«Документальные фотографии можно было увидеть на выставках, но не в печатных изданиях. Она придерживалась левых взглядов, и в период Великой депрессии ее документальная работа, посвященная страданиям бедных людей, приобрела для нее особую важность. Она даже была связана с радикальной ассоциацией революционных писателей и художников».
Выставка не могла обойти стороной связь Маар с Пикассо, но эта связь показана в контексте того времени.
Будучи фотографом, она запечатлела его в работе над, пожалуй, самым известным произведением — «Бомбардировкой Герники» (1937 год). Посетители галереи могут увидеть работы Пикассо, на которые повлияла Маар, в том числе «Плачущую женщину» (1937 год).
Автор фото, ADAGP
Подпись к фото,Сюрреализм оказал большое влияние на творчество Маар
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Существует мнение, что на холсте изображена Маар, но сама она утверждала, что никогда не позировала для Пикассо. Однако она подтвердила, что художник использовал для картины некоторые черты ее лица.
Автор книги Кос считает, что Маар была самой интеллигентной из всех муз Пикассо. «Она говорила по-испански, а значит, они могли по-настоящему беседовать о непростых событиях 1930-х годов. Она была красивой, но, мне кажется, Пикассо в ней привлекала искра драматизма», — сказала она.
Их страстные отношения начали слабеть примерно с 1942 года. Маар переехала в Менерб в Провансе. Смирилась ли она с тем, что ни одна женщина не будет для Пикассо единственной?
«Мне кажется, она не была человеком, готовым смириться с судьбой. Когда их отношения завершились, она была в ярости. Но, переехав к югу, она стала развивать навыки живописи. Писавшие о ней люди этот аспект ее жизни, как правило, обходили вниманием. Но ее картины впечатляют, а ее лучшие фотографии производят настоящий фурор», — говорит писательница.
«Так что, с Пикассо или без, ей есть что нам сказать», — добавляет Мэри Энн Кос.
«Женщины Пикассо» — France Today
Хейзел Смит просматривает маленькую черную книгу художника, чтобы найти жен и любовниц, которые вдохновили некоторые из самых известных картин 20-го века.
Жизнь Пабло Пикассо читается как французский фарс со скрытыми любовниками, тайными детьми и разгневанными женами. У плодовитого художника было столь же сильное влечение к женщинам — кто бы ни был в постели Пикассо, он повлиял на его искусство и эстетику. Некоторые из его окружения были талантливыми, независимыми женщинами; другие напрягались под тяжестью нарциссизма художника. Поговорка гласит: «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина», а за Пикассо их было несколько. Вот перекличка муз Пикассо.
Фернанда Оливье 1904-1912
Сбежав от мужа-хулигана, Фернанда Оливье переехала в Ле Бато-Лавуар, похожий на лодку многоквартирный дом на холме Монмартр, где у Пикассо была его мастерская. Одурманенного Пикассо привлек изысканный стиль и шикарная одежда Фернанды; Фернанда тем временем была очарована непоколебимым огненным взглядом Пикассо — и после трехдневного опиумного тумана влюбилась. Обоим было всего по 23 года, и Фернанда стала первой продолжительной любовью Пикассо. Муза, повлиявшая на его работы «Розового периода» и раннего кубизма, вдохновила на создание более 60 картин, в том числе вызывающих споры 9 картин.0003 Les Demoiselles d’Avignon (1907) и первая кубистская скульптура Пикассо, Голова женщины (1909).
Отношения Фернанды с Пикассо были, мягко говоря, бурными. Она сказала: «Чтобы сохранить любовника, нужно заставить его ревновать». Но Пикассо был слишком собственническим: когда Фернанда позировала другим художникам, вспыхивали ожесточенные ссоры, и пара перестала посещать кафе, чтобы она не переглянулась с другим. Ее роман с итальянским художником Убальдо Оппи непоправимо разрушил их отношения в 19 лет.12. В 1931 году журнал Mercure de France обратился к Фернанде с просьбой опубликовать ее воспоминания о времени, проведенном с Пикассо. После трех выплат Пикассо предложил Фернанде изрядную пенсию в обмен на ее молчание.
Пабло Пикассо «Ма Джоли Париж», зима 1911-1912. Предоставлено: MoMa
Ева Гуэль 1912-1915
Предательство Фернанды привело к тому, что Пикассо влюбился в ее подругу, маленькую кукольную Еву Гуэль. В период кубистического коллажа Ева была огромным источником вдохновения для Пикассо. На ее основе он написал несколько серий композиций, в том числе Женщина с гитарой , она же Ма Джоли (1912), прозвище, которое он дал своей симпатичной возлюбленной.
Пара провела первые месяцы Первой мировой войны на юге Франции, сбегая из Парижа, чтобы избежать визитов Фернанды, которая, как они справедливо опасались, попытается возобновить отношения с Пикассо. В Париже они держались недалеко от дома, потому что Пикассо, как нейтрального испанца, часто допрашивали в местных кафе, почему он не на фронте. В 1915 году здоровье Евы пошатнулось. У нее развился либо туберкулез, либо рак горла. Несмотря на его постоянную поддержку во время ее болезни, Пикассо не был верен ей. Тем не менее, когда она умерла, он был в отчаянии, написав в письме Гертруде Стайн, что «моя жизнь — ад».
Ольга Хохлова 1918-1934
Солистка Русского балета Сержа Дягилева Ольга Хохлова стала первой женой Пикассо. Воспринимаемая как благородная, Ольга была достойной молодой женщиной с приукрашенной семейной историей. Она была достаточно впечатляющей, чтобы звездный танцор Нижинский выделил ее из кордебалета, но ее собственная танцевальная труппа была менее очарована, говоря, что она красива, но бездарна. В 1917 году Ольга танцевала в балете « Parade », поставленном Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто. Пикассо создавал декорации и костюмы. Красота Ольги и слухи о ее высоком социальном статусе произвели на него впечатление, и в 36 лет он почувствовал, что пора остепениться и произвести на свет наследника. Непреклонно целомудренная Ольга вышла замуж за Пикассо на русской православной службе в 1918. По иронии судьбы, русская революция разлучила ее с семьей — теперь она во всем зависела от Пикассо.
Несмотря на социальные амбиции, Ольге не хватало огня преданной танцовщицы. Точно так же она не оценила страсть своего супруга к рисованию. Она пыталась превратить Пикассо в подходящего мужа, пока он продолжал вести свой богемный образ жизни. Вскоре после того, как она родила их первого ребенка, Пауло, в 1921 году, она начала страдать от неизвестных гинекологических проблем. Пикассо искал другую возлюбленную и нашел ее в 17-летней Мари-Терез Вальтер, которую спрятал с глаз долой. Поскольку Ольга имела право на половину содержимого его мастерской, Пикассо никогда не расставался со своей женой по закону. Она зациклилась на нем в течение многих лет, ежедневно посылая ему полные ненависти письма, и следила за ним по Европе, живя на периферии его жизни, преследуя и беспокоя его последующих любовников в течение многих лет.
Мария-Тереза Ле Рев (1932) Пикассо. Предоставлено: Преемственность Пикассо DACS Лондон, 2018
Мария-Тереза Вальтер 1927-1935
Фраза «Я Пикассо» ничего не значила для Марии-Терез Вальтер-подростка, когда Пикассо подошел к ней возле Галереи Лафайет в Париже. 17-летняя блондинка была крепкой и спортивной: для Пикассо очертания ее лица и сила ее форм представляли собой идеальную женщину. Он создал множество работ вокруг Марии-Терез, нежно демонстрируя ее изгибы с акцентами эротики. Хотя ее имя много лет держалось в секрете, она была главной музой абстрактного периода Пикассо, и ее можно увидеть на яркой картине 9.0003 Ле Рев (1932).
В 1935 году у пары родилась любимая дочь Майя. Пикассо держал Марию-Терезу и Майю рядом со своим домом, вдали от других своих женщин. Когда ее время в качестве музы Пикассо подошло к концу, она обнаружила, что делит его с фотографом-сюрреалистом Дорой Маар. Когда две женщины потребовали, чтобы он сделал выбор, он призвал их физически драться из-за него. Позже он заметил, что это было одно из его любимых воспоминаний.
Фрагмент картины Пикассо «Плачущая женщина»
Дора Маар 1935-43
Сидя за столиком в Les Deux Magots, Пикассо наблюдал, как энергичная Дора Маар яростно втыкала перочинный нож между растопыренными пальцами руки в перчатке. Его увлечение было полным, когда он представился, и она ответила ему по-испански. Упрямый Маар был настоящим сюрреалистом. Фотограф и антифашистский активист, она бросила Пикассо интеллектуальный вызов, чего не могла сделать Мария-Тереза. Маар сфотографировал процесс создания фрески Пикассо 1937 года Герника и была музой для Плачущая женщина . После того, как она направила ее к абстрактной живописи, эта, казалось бы, естественная пара художников выдохлась примерно в 1943 году. Сердце и разум Пикассо были заполнены другой, более молодой женщиной. Маар впал в тяжелую депрессию и обратился за психиатрической помощью. После периода лечения она стала католичкой, монахиней в поведении и заявила: «После Пикассо только Бог».
Франсуаза Жило 1943-52
Когда она встретила 61-летнего Пикассо в 1943-летняя Франсуаза Жило училась искусству в возрасте всего 21 года. Несмотря на 40-летнюю разницу в возрасте, их отношения продолжали напоминать традиционную семейную жизнь, и у пары родилось двое детей, Клод и Палома. Однако жизнь Франсуазы была омрачена женой Пикассо, Ольгой, которая безжалостно нападала на нее на улицах и даже в коридорах собственного дома, намекая: «Он был у меня первым!».
Пикассо не беспокоил еще один созданный им гневный треугольник. Заявив: «Я не покорная женщина», Жило рассталась с Пикассо, который сказал ей: «Для меня есть только два типа женщин: богини и тряпки». Известная как «женщина, сказавшая нет», Жило написала свои мемуары, Жизнь с Пикассо , откровенный и увлекательный рассказ об отношениях художника с женщинами. Несмотря на попытки саботажа Пикассо (он пытался отговорить галереи от покупки ее работ), Жило сама по себе была успешной художницей, а в 2010 году она была удостоена звания Офицера Почетного легиона за свою деятельность в области искусства и культуры. В 99 лет она все еще сильна.
Жаклин Рок. Предоставлено: Musee Picasso Paris
Жаклин Рок 1953-1973
В 1953 году юная Жаклин Рок работала в гончарной мастерской Мадуры, где Пикассо создавал свою керамику. После смерти Ольги Хохловой она стала его второй законной женой. Пикассо основывал больше работ на Рок, чем на любой другой женщине в своей жизни: она была источником вдохновения для создания более 400 произведений. Вместе до своей смерти в 19В 73 года Рок продолжал управлять своим имением, ожесточенно враждуя с Жило и отказываясь позволить ей или ее детям присутствовать на похоронах Пикассо. В конце концов две женщины помирились, сотрудничая в создании Музея Пикассо в Париже.
Есть и другие женщины, чьи жизни переплелись с Пикассо. Была таинственная Мадлен, его любовница и модель, которая прервала беременность с ним, когда ее заменила Фернанда Оливье. Есть Раймонда, девочка-подросток, усыновленная Пикассо и Фернандой, которая, заинтересовав Пикассо, была быстро отправлена обратно в приют. 19 год16 лет были заняты Пикассо. Он сделал предложение, но получил отказ от Габриэль Леспинас, «восхитительной» любовницы, которую он спрятал, пока Ева умирала. Пакеретт, натурщица и манекен модельера Поля Пуаре, была его летней девушкой. Поэт Гийом Аполлинер помог Пикассо похитить Ирэн Лагу, в которую он был влюблен; она была равнодушна, хотя, сбежав, вернулась к нему через неделю. В 1954 году Пикассо написал серию портретов Сильветт Дэвид, красавицы-блондинки с фирменным хвостом. Их отношения, на этот раз, были полностью невмешательны.
Смерть Пикассо оставила след разрушения. Жизнь его детей сложилась трагически. Мария-Тереза Вальтер повесилась через четыре года после смерти Пикассо, а Рок застрелилась. Жило предположил, что Пикассо был нарциссом со стремлением к контролю: его соблазнение было формой осуществления власти над женщинами. Пикассо выжимал из своих муз все, что мог, а затем развешивал их сушиться на своих полотнах.
Из журнала France Today
Пабло Пикассо и его женщины | Журнал DailyArt
Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный и узнаваемый художник 20-го века, хорошо известен своей глубокой любовью и уважением к женщинам. У Пикассо с ними были непростые отношения – он любил только – но в некоторых случаях он был оскорбителен.
Хотя у него было много любовниц на протяжении всей его жизни, только восемь из них стали его музами – женщинами, которыми мы до сих пор восхищаемся на его картинах. Какова реальная история известного эвфемизма «Пабло Пикассо и его женщины»?
Первой музой Пикассо была Фернанда Оливье, которая также была его первой давней партнершей. Она изображена во многих произведениях его Розового периода . Художник встретил эту поразительную красавицу в Париже и был поражен ее рыжими волосами и великолепными глазами. Однако с годами Пикассо, к сожалению, стал очень собственническим со своей возлюбленной, и в конце концов у нее не было другого выбора, кроме как уйти от него.
Фернанда Оливье. Снято Пабло Пикассо. Пабло Пикассо, Портрет Фернанды Оливье , 1909, Музей Штеделя, Франкфурт, Германия. Второй его музой была Ева Гуэль (Марсель Юмбер), одна из подруг Фернанды. Когда она и Пикассо стали парой, они прожили вместе три года. Еву часто называют «королевой его кубистических работ», поскольку она появилась в серии его работ в стиле кубизма.
После смерти Евы художник покинул Францию и переехал в Италию, влюбившись в Ольгу Хохлову , русскую балерину. Она стала его первой женой и главным противником кубизма, который он развивал в то время. Она потребовала, чтобы ее нарисовали совсем в другом стиле. У пары родился сын Пауло, который вдохновил Пикассо на создание серии картин под названием Maternité . Из-за кокетливого характера Пикассо и его отказа прекратить внебрачные связи у его жены в конце концов случился срыв. В конце концов она уехала с их сыном и переехала на юг Франции, но так и не смогла преодолеть свою одержимость мужем.
Пабло Пикассо, Женщина с ребенком , 1921, Художественный институт Чикаго, Чикаго, Иллинойс, США. Пабло Пикассо и Ольга Хохлова, 1919. Ольга, Пабло и Пауло Пикассо, 1923. Четвертой музой Пикассо была Мари- Тереза Вальтер , , которой было всего 17 лет, когда, став жертвой любви Пикассо к женщинам, она забеременела от него, когда он был еще женат на Ольге.
Женщиной, с которой у него завязался роман еще с Мари-Терез Вальтер, была Дора Маар . У нее была похожая страсть к нему. Она была фотографом и художником и была известна как очень умная. Дора была свидетельницей того, как он создавал свой шедевр Герника.
Дора Маар в 1936 году.У нее случился полный срыв после того, как она узнала о его романе с Франсуазой Жило в 1945 и, как однажды сказал Пикассо, «как художник вы можете быть выдающимся, но с моральной точки зрения вы ничего не стоите
![](/800/600/http/picasso-picasso.ru/wp-content/uploads/90poz.jpg)
С Франсуазой Жило , , 21-летней начинающей художницей и студенткой юридического факультета, у него было двое детей по имени Клод и Палома. Она была глубоко влюблена в художника, но даже этой страсти не хватило, чтобы выдержать его непростое поведение. Она не выдержала его оскорблений и разврата и ушла от него в 19 лет.53. В 1964 году она опубликовала свои мемуары под названием « Жизнь с Пикассо » и переехала в Нью-Йорк.
Франсуаза Жило и Пабло Пикассо, Роберт Капа, 1948. Пабло Пикассо, Портрет Франсуазы Жило .Поскольку он предпочитал гораздо более молодых женщин, еще будучи с Франсуазой, он закрутил роман с 24-летней Женевьевой Лапорт , , отношения с которой также прекратились в 1953 году. В 2005 году она выставила на аукцион 20 своих рисунков. Пабло Пикассо.
Пабло Пикассо, Femme assise en tailleur – Женевьева Лапорт, 1951, частная коллекция.![](/800/600/http/picasso-picasso.ru/wp-content/uploads/113poz.jpg)
В 1961 году художник снова женился в возрасте 79 лет. Его 27-летней невестой была Жаклин Рок , , которая относилась к нему как к святому.
Этот период его жизни с ней был очень творческим для Пикассо. Она была его последней музой и появилась более чем в 400 его картинах и керамических изделиях. Художник умер в 1973 года, с Жаклин рядом с ним. 13 лет спустя она решила покончить жизнь самоубийством, решив, что сделала для него все.
Пикассо целует Жаклин Рок, 1959. Пабло Пикассо, Факт, который часто упускают из виду в истории искусства, состоит в том, что Пабло Пикассо находился под сильным влиянием женщин в своей жизни, которых он любил, но также подвергал жестокому обращению и предавал. В конце концов, возникает вопрос: как мы должны его оценивать? Каким великим художником он действительно был? Или как крайне неверный партнер? Выбор за вами.
«>
впечатляющих портретов Пикассо его возлюбленной и жены
В паре портретов, написанных с разницей в 30 лет, специалист Christie’s Кит Гилл обсуждает две самые неизменные темы художника: его возлюбленную Мари-Терез и его жену Жаклин
Летом 1932 года Пабло Пикассо (1881-1973) был в любовь. Не со своей женой, капризной и все более нестабильной русской балериной Ольгой, а с молодой женщиной 22 лет по имени Мари-Тереза Вальтер (19 лет).09-1977).
Они случайно встретились у галереи Лафайет в 1927 году и вскоре стали любовниками. Как вспоминала Мария-Тереза: «Он посмотрел на меня, он соблазнил меня. Он все смотрел мне в лицо, а когда я уходил, говорил: «Приходи завтра», а потом всегда было «завтра». Мария-Тереза Вальтер, около 1930 г. Фотограф неизвестен. Фото: © Архив Майи Видмайер-Пикассо
Это было началом бурной любви, результатом которой стали одни из самых величественных картин в карьере Пикассо. В течение следующего десятилетия художник одержимо рисовал Марию-Терезу. Сначала тайно, а позже, по мере развития их отношений, как чувственное, пышное существо.
«Ему нравились светлые волосы, сияющий цвет лица, скульптурное тело», — сказал фотограф-сюрреалист Брассай (1899–1984). «Ни в какой другой момент в его жизни его картины не были такими волнистыми, все извилистые изгибы, руки обволакивающие, волосы в кудрях…»
Пабло Пикассо (1881-1973), Femme nue cupée au collier (Мария-Тереза) , 1932. Холст, масло. 16 х 16 дюймов (40,6 х 40,6 см). Продано за 14 582 500 фунтов стерлингов 23 марта 2021 года на Christie’s в Лондоне. Женщина с обнаженной кушеткой (Мария-Тереза) — один из двух портретов Пикассо, выставленных на вечернюю распродажу 20-го века 23 марта. Она была написана в Буагелупе, сельской местности художника к северо-западу от Парижа, где Пикассо, как выразился его биограф Джон Ричардсон, «играл Марса для Венеры Марии-Терезы», кульминацией которого стал «его самый новаторский период со времен кубизма».
Пикассо однажды сказал: «Реальность должна быть разорвана на части» — и, возможно, это особенно верно в отношении его картин Марии-Терез. Они одурманены и мечтательны; день, кажется, растворяется в ночи, и длинные томные тени обвивают ее спящую фигуру.
«Эта картина — очень личный портрет его любовной связи с любовницей и его искусством», — Кит Гилл.
«Эта работа была написана не для выставки, — говорит Кит Гилл, соруководитель вечерней распродажи 20-го века. «Это очень личный портрет его любовной связи с любовницей и его искусства».
Тем не менее, работа была выставлена четыре года спустя, в 1936 в Galerie Paul Rosenberg в Париже, а позже была приобретена американской бизнес-леди Эвелин Шарп (1903–1997), став одним из самых ярких моментов ее коллекции.
Пикассо был великим карикатуристом, который искал детали, которые делали людей мгновенно узнаваемыми для себя и других. Будучи школьником, он любил делать быстрые наброски персонажей своих одноклассников, преувеличивая их черты и используя реквизит, чтобы идентифицировать их.
В его портретах Мари-Тереза отличается классическим профилем, бледно-сиреневой кожей и светлыми волосами, а ее любовная соперница, художница Дора Маар (1907-1997), часто изображается в шляпе и с малиновыми ногтями.
Пабло Пикассо (1881-1973), Femme assise dans un fauteuil noir (Жаклин) , 1962. Холст, масло. 51¼ x 38½ дюйма (130,4 x 97,8 см). Продано за 9 659 000 фунтов стерлингов 23 марта 2021 года на Christie’s в Лондоне. Вторую жену Пикассо Жаклин (1927–1986) можно сразу узнать по миндалевидным глазам и темным волосам. Femme assise dans un fauteuil noir (Жаклин) была написана в 1962 году, через несколько месяцев после их свадьбы. Гилл описывает его как «более скульптурное изображение, но, как и в Марии-Терезе, в нем есть большая телесность.
«Во времена портрета Жаклин, — добавляет Гилл, — Пикассо оглядывался на художников старых мастеров, работая с такими художниками, как Делакруа и Мане. Фон имеет очень драматичный, барочный оттенок, перекликающийся с картиной Веласкеса Las Meninas , которую он интенсивно изучал».0005
Персонажи двух портретов очень разные: Мария-Тереза мягка и чувственна, а Жаклин царственна и властна, как будто художник находится в плену у своей новой жены.
Пабло Пикассо и Жаклин в Нотр-Дам-де-Ви, Мужен, 1962 год, за ними виден настоящий участок. Фотография Эдварда Куинна. Фото: Эдвард Куинн, © edwardquinn.com. Работа: © Succession Picasso/DACS, Лондон, 2021 г. По словам Ричардсона, присутствие Жаклин пронизывало каждый аспект искусства Пикассо. «Это ее образ, который пронизывает его с 1954 года до самой его смерти», — пишет он. «Именно ее тело мы можем исследовать более исчерпывающе и глубже, чем любое другое тело в истории искусства».