Поцелуй психеи и амура – . , ( -) / .

Антонио Канова: Поцелуй Амура и Психеи

В скульптуре «Поцелуй Амура и Психеи» гениальный Антонио Канова представил прекрасный миф о душе, которая всем своим существом стремится к красоте, но обретение прекрасного также требует испытаний и усилий.

Первое подробное описание мифа об Амуре и Психее находим у Луция Апулея, древнеримского писателя, жившего во II веке до н.э. в его романе «Метаморфозы» или «Золотой осел». Краткое изложение мифа приводим ниже, или смотрите видео внизу.

У царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота, она велела ему вселить в красавицу любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, но никто не искал её руки.

В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа.

Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он и не пытаться увидеть его. Злые сестры нашептали, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её дитя, и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.

Испуганная Психея послушалась, зажгла светильник, и, увидела своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога пролилось горячее масло, и от боли он проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея скиталась, пока не преклонилась перед Афродитой. А в это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.

Очутившись в доме Афродиты Психея должна была выполнить разные трудные и опасные задания. Разобрать по зернам и по родам большое количество смешанного зерна, достать золотое руно, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства сосуд с чудесными притираниями. Психея выполнила всё, что велела ей Афродита, но когда возвращалась с сосудом из подземного царства решила воспользоваться его содержимым, чтобы помолодеть, но внутри оказался дух, который погрузил ее в вечный сон.

Эрот выздоровел и увидев спящую Психею простил ее, поцеловал и разбудил. Он обратился к Зевсу и добился согласия на брак с Психеей, которая получила бессмертиe и была приобщена к сонму богов. От брака Психеи с Эротом родилась Волупия, богиня, олицетворяющая наслаждение.

Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.

Еще истории

lidersblog.ru

Скульптура «Амур и Психея» – Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова (Antonio Canova), 1757-1822 гг. — итальянский скульптор, представитель классицизма. Полированная, безукоризненно чистая белая поверхность придает статуям Кановы некоторую абстрактность и холодность, несмотря на тонко подмеченные детали и точную передачу анатомической структуры тела и драпировок. Это ощущение отстраненности присутствует даже в самых чувственных по своему сюжету произведениях скульптора, таких, как «Амур и Психея» (1783 — 1793, Лувр).

Амур и Психея. Антонио Канова

Канова родился 1 ноября 1757 г. в Поссаньо близ Тревизо, учился в Венеции у скульптора Дж. Торретти. Одно из наиболее удачных произведений раннего периода творчества мастера — мраморная скульптурная группа «Дедал и Икар», выполненная в модном тогда стиле рококо. Затем скульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 г. навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности.

Произведение венецианского скульптора Антонио Кановы «Амур и Психея» изображает бога Купидона (Амура) в момент пробуждения Психеи от его поцелуя.

В каталоге Лувра скульптурная группа названа «Психея, разбуженная поцелуем Амура» (Psyche ranimee par le baiser de l’Amour). Данная сцена взята из произведения Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл». Иоахим Мюрат подарил первую версию (изображенную справа) Лувру в 1800 году. Князь Юсупов, который приобрел шедевр в Риме в 1796 году, вручил более позднюю версию скульптуры в дар Эрмитажу. Гипсовая копия петербургской версии находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 г. он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме. В последние годы жизни мастер выстроил собственный музей в Поссаньо, где хранились гипсовые модели его скульптур. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822 г.

kiss.romanticcollection.ru

10 самых чувственных скульптур влюбленных

Перед вами подборка страстных, изысканных скульптур, каждая из которых рассказывает собственную историю любви.

Фонтан Марии Медичи

Фонтан Марии Медичи в Люксембургском саду считается одним из самых романтичных мест Парижа. Центральные фигуры — молодые любовники Акид и Галатея. По легенде циклоп Полифем был влюблен в прекрасную Галатею, но она отвергла его, потому что любила не менее прекрасного Акида. Тогда разгневанный Полифем раздавил его скалой. Но Галатея успела превратить своего несчастного возлюбленного в прозрачную речку. Фонтан изображает влюбленных в момент перед катастрофой: над ними уже нависает озлобленный Полифем, но они еще не видят его и не подозревают об опасности.

Амур и Психея

Это одна из самых известных скульптур Антонио Канова, мастера конца XVIII века. Канова был вдохновлен великой повестью любви, рассказанной Апулеем в «Золотом осле». Несчастных влюбленных чуть не сгубила зависть самой прекрасной богини. Венера приказала Психее спуститься в подземное царство за сосудом с красотой, запретив ей заглядывать в него. Возлюбленная Амура нарушила запрет, открыла крышку и была охвачена волшебным сном. Поцелуй Амура возвратил Психею к жизни.

Именно этот момент скульптор изобразил в мраморе. Амур только спустился с небес и коснулся земли. Крылья как бы держат бога в воздухе, а Психея, еще в полусне, приподнимается навстречу возлюбленному. Канова создал два шедевра на один и тот же сюжет: первый экземпляр скульптуры находится в Лувре (Париж), а второй, измененный, в Эрмитаже.

Венера и Адонис

Если «Амура и Психею» Канова знают все, то о многих других его статуях нередко забывают. А среди них есть такие потрясающие памятники любви, как, например «Венера и Адонис». Богиня влюбилась в прекрасного охотника, а ее любовник Марс, разозлившись, превратился в дикого вепря и убил Адониса во время охоты. Венера была безутешна, и после долгих споров было решено, что юноша будет полгода проводить в царстве мертвых, а полгода — со своей возлюбленной.

И снова Амур и Психея

Скульптура итальянца Цинцинатуса Бароцци (середина XIX века) отражает другую часть мифа об Амуре и Психее, почти начало его: красавица Психея, которая не могла найти себе мужа среди смертных, стала женой таинственного незримого существа. Впервые она смогла увидеть его спящим, когда сестры подговорили ее осветить Амура. В работе Бароцци запечатлен момент, когда Психея любуется красотой своего спящего супруга, впервые увидев его.

Похищение Прозерпины

Мраморную статую «Похищение Прозерпины Плутоном» Джованни Лоренцо Бернини начал создавать в 1621 году, ему было тогда всего 23 года. Он запечатлел момент, когда бог подземного царства лишь на мгновение явился на поверхность, чтобы похитить юную дочь Цереры. Скульптура пронизана экспрессией, пальцы Плутона буквально впиваются в бедра Прозерпины, и невольно забываешь, что смотришь на мраморную статую. «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью», — писал Бернини.

Поцелуй

Знаменитая скульптура Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры,их обнаружил, а затем убил её муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Но на самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Вечный идол

Это еще одна работа Огюста Родена (1889) , чувственная и драматичная композиция, навеянная личными отношениями скульптора с его молодой ученицей Камиллой Клодель. Роден и Клодель познакомились в 1883 году, когда он преподавал скульптуру ей и её друзьям. Примерно через год она начала работать в его мастерской и стала для него источником вдохновения, моделью, ученицей и любовницей. Мастер отдал своей возлюбленной часть работы — в результате получилось их по-настоящему общее произведение, однако настроение у него безрадостное. Мужчина стоит перед девушкой на коленях, не решаясь посмотреть в её глаза. Ещё мгновение назад она обнимала его, но уже отводит руки и полный скорби взгляд. Их глаза закрыты — они не видят будущего.

Навеки вместе

Эта скульптура — одно из надгробий Монументального кладбища Милана, насчитывающего уже более ста сорока лет. Жители города заранее покупали места для захоронения, заказывали скульпторам и архитекторам проекты надгробий или склепов в зависимости от вкуса, количества денег и веяния моды. Работа неизвестного автора для семейного склепа представляет собой пару, которую не может разлучить даже смерть. Глаза их закрыты, но объятия по-прежнему нежны. Кажется, будто однажды они очнутся от этого сна такими же молодыми и любящими, как были когда-то.

Одиночество души

Работа американского скульптора Лорадо Тафта (1914) — это одна из самых пронзительных историй любви и одиночества в камне. Композиция сосредоточена вокруг колонны и представляет собой любовный четырехугольник — каждый из его участников обращен к двум партнерам, но соперники не могут видеть друг друга из-за колонны. Сам Тафт говорил объяснял концепцию скульптуры так: «В основе лежит мысль о том, что, как бы тесно ни связали нас обстоятельства, мы никогда по-настоящему не знаем друг друга».

Адам и Ева

Эта статуя находится в калифорнийском парке Вилла Монтальво. Ее автор — современный американский скульптор Гейл Коулфилд. Очень трудно определить, кто эта пара, если смотришь на скульптуру в анфас, тем более, что в парке нет таблички с названием композиции. Для того, чтобы разгадать загадку, нужно обойти статую: с обратной стороны можно увидеть подбирающегося к ним змея, который держит в зубах яблоко познания.

©



mastino-odessa.livejournal.com

Амур и Психея (Канова) — Википедия

«Аму́р и Психе́я» — произведение венецианского скульптора Антонио Кановы, выполненное из мрамора в двух вариантах по заказу, сделанному в Неаполе в 1787 году шотландским коллекционером и ценителем искусства бароном Каудором[en]. Сюжет взят из произведения древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл».

Для первой, наиболее известной скульптуры — «Психея, оживлённая поцелуем Амура» (фр. Psyché ranimée par le baiser de l’Amour) — Канова выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюблённые протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия; Амур, сначала уколов Психею стрелой, чтобы проверить, не умерла ли она, нежно приподнимает возлюбленную, очнувшуюся от глубокого сна, навеянного испарениями, запечатанными в амфориске, принесённом ею по приказанию Венеры из подземного царства мёртвых и открытому из любопытства несмотря на запрет.

Прототипом второй скульптуры, изображающей влюблённых стоя (фр. L’Amour et Psyché debout), стала статуя[en] из Капитолийских музеев — римская копия с греческого оригинала, найденная на Авентине в феврале 1749 года. Амур, обнявший Психею и положивший голову её на плечо, рассматривает вместе со своей возлюбленной бабочку, символ невинности и мимолётности, сидящую у него на руке. Группа стоит на высоком цилиндрическом постаменте, украшенном цветочной гирляндой. Верхняя часть основания поворачивалась с помощью ручки (в настоящий момент она заблокирована в целях безопасности). Некоторые исследователи считают, что в своей работе Канова превзошёл античного мастера.

Оригиналы

Из-за проблем, связанных с транспортировкой, обе работы оставались в мастерской скульптора, куда ими многие приходили любоваться, вплоть до февраля 1798 года, когда в Рим вошли войска генерала Бертье.

В 1801 году скульптуры приобрёл соратник Наполеона Иоахим Мюрат, годом ранее породнившийся с первым консулом, женившись на его сестре Каролине. Оба мрамора, предназначенные для украшения загородного особняка Мюрата, замка Вийер-ла-Гаренн, были перевезены в Нёйи, близ Парижа.

В 1802 году, во время своего первого визита в Париж, Канова посетил Шато-де-Вийер, чтобы увидеть как установлены обе его работы. Чуть позднее, в 1804 году, Мюрат купил у Талейрана соседний Шато-де-Нейи[en], объединив владения в ансамбль, реконструированный им с поистине королевским размахом.

Позднее скульптуры стали частью императорской коллекции, в 1824 году они попали в Лувр.

Реплики

«Амур и Психея» князя Юсупова, Государственный Эрмитаж. «Амур и Психея» императрицы Жозефины, Государственный Эрмитаж.

Повторения обеих скульптур Антонио Кановы находятся в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже. Реплика первой, наиболее знаменитой, скульптуры была сделана по заказу князя Юсупова — законченная в 1796 году, она украшала один из залов подмосковного имения Архангельское, приобретённого им в 1810 году[1]. Этот вариант чуть меньше — его высота 137 см.

После смерти князя в 1831 году его сын, Борис Николаевич, перевёз статую в Санкт-Петербург. Архитектор Андрей Михайлов, перестраивавший вновь купленный дворец на Мойке в 1830—1838 годах, установил скульптуру в Малой ротонде, которая ввиду этого также называлась «ротондой Кановы»[2]. После революции, когда Юсуповский дворец и вся его коллекция были национализированы, «Амур и Психея» поступила в Эрмитаж.

Гипсовая модель, выполненная Кановой для «юсуповской» версии в 1794 году, после смерти скульптора находилась у его ассистента Адамо Тадолини, в 1905 году она поступила в дар нью-йоркскому музею Метрополитен

[3]. Металлические гвоздики, которыми испещрена модель, помогали скульптору переносить объёмы на мрамор.

Работа Кановы пользовалась популярностью — в эрмитажной Галерее драгоценностей хранится табакерка с рельефным изображением этой скульптурной группы, выполненная в России в 1799 году[4].

Повторение второй, «стоящей», скульптуры, было выполнено в 1808 году с той же гипсовой модели, что и оригинал, по заказу супруги Наполеона, императрицы Жозефины. В 1815 году, вскоре после её смерти, российский император Александр I приобрёл эту реплику вместе с другими предметами из коллекции бывшей императрицы[5].

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Мифы и Легенды * Амур (Эрос) и Психея: kolybanov — LiveJournal

Мифы и Легенды * Амур (Эрос) и Психея

 



Амур (Эрос) и Психея

Амур и Психея (Alphonse Legros)

Амур и Психея

В некой стране жили царь и царица. У них было три дочери-красавицы, причем младшая — Психея — была настолько хороша, что превосходила прелестью саму Венеру.
Богиня досадовала на смертную красавицу и решила сурово ее покарать. Венера призвала своего сына-бога любви Амура и сказала ему: «Сделай так, чтобы Психея влюбилась в самого ничтожного из людей и всю жизнь была бы с ним несчастна».
Амур полетел выполнять приказание матери, но все вышло не так, как хотела Венера. Увидев Психею, Амур был поражен ее красотой, и прекрасная царевна, о том не подозревая, уязвила любовью самого бога любви. Амур решил, что красавица должна стать его женой, и принялся отваживать от нее всех женихов.
Царь и царица недоумевали: две старшие дочери уже благополучно вышли замуж, а Психея, несмотря на свою красоту, все еще жила в родительском доме и к ней не посватался ни один жених.
Царь обратился к оракулу, и оракул объявил (разумеется, по наущению Амура), что царевне суждена необычная судьба, он повелел облачить Психею в свадебный наряд, отвести на высокую гору и оставить там в ожидании предназначенного ей неведомого супруга.
Долго горевали царь и царица, но не посмели ослушаться воли богов и исполнили все так, как велел оракул.
Несчастная Психея в свадебном наряде оказалась одна на вершине горы. В ужасе озиралась она вокруг, ожидая, что вот-вот появится какое-нибудь чудовище.

Амур и Психея (Адольф Вильям Бугро)

Но вдруг налетел легкий, ласковый ветерок-Зефир, подхватил Психею, перенес ее с неприютной скалы в зеленую долину и опустил на шелковистую траву.
Поблизости росла тенистая роща, а среди деревьев стоял беломраморный дворец. Видя, что пока с ней не произошло ничего дурного, царевна приободрилась и захотела рассмотреть дворец поближе. Двери сами собой распахнулись перед ней, и царевна, робея, вошла внутрь.
Никогда еще не доводилось Психее видеть подобной роскоши. Стены сияли золотом и серебром, потолок был сделан из слоновой кости, а пол, который она попирала ногами, выложен из драгоценных камней.
Неожиданно откуда-то послышался приветливый голос: «Здравствуй, царевна! Будь здесь хозяйкой».
Целый день гуляла Психея по дворцу, но так и не смогла обойти всех его комнат. Незримые слуги сопровождали царевну, исполняя всякое ее желание, едва она успевала о нем подумать, а вечером, утомившись, Психея легла спать, и под покровом темноты к ней на ложе сошел Амур. Психея не видела, а лишь осязала своего неведомого супруга, но, тем не менее, горячо его полюбила. Утром, до того как рассвело, Амур удалился, чтобы снова прийти, когда стемнеет.
Психея была счастлива в своем роскошном дворце, со своим любимым, хотя и неизвестным ей супругом. Лишь одно тревожило ее: она знала, что родители и сестры горюют, считая ее погибшей.
Однажды ночью Психея сказала Амуру: «Любимый мой супруг! Я не могу быть спокойна и счастлива, когда мои родные пребывают в горести. Разреши мне послать им весточку о том, что я жива и здорова».
Но Амур ответил «Лучше этого не делать, чтобы не накликать большую беду».
Психея не посмела настаивать, но с того дня стала грустной и задумчивой, и плакала, даже предаваясь ласкам супруга.
Амур, будучи не в силах видеть любимую жену в печали, сказал: «Я исполню твое желание. Повидайся с сестрами, но будь осторожна — они могут дать тебе дурной совет».
Он послал Зефиров за сестрами Психеи, и те доставили их на своих крыльях во дворец.
Придя в себя после путешествия по воздуху и увидев, что их младшая сестра жива и здорова, сестры очень обрадовались. Но когда Психея рассказала им, как она счастлива, провела по дворцу и показала свои богатства, в их сердцах проснулась зависть.
Когда же сестры стали расспрашивать ее о муже, простодушная Психея ответила, что муж ее добр и ласков, и, судя по всему, молод и хорош собой, хотя утверждать этого наверняка она не может, потому что он посещает ее только под покровом темноты.
Тут сестры исполнились еще большей зависти, поскольку у одной из них муж был стар и лыс, как тыква, а у другой — скрючен от ревматизма и постоянно мазался вонючей мазью.
Вернувшись домой, сестры даже не сказали родителям, что Психея жива, и составили коварный план, как погубить ее счастье.
Вскоре Психея снова захотела повидаться с сестрами, и они, как и в прошлый раз, на крыльях Зефиров прилетели к ней в гости.
Увидев Психею, сестры изобразили на своих лицах притворное горе и воскликнули: «О, несчастная! Твой муж — отвратительный и злобный змей. Здешние земледельцы не раз видели, как он переползает на брюхе через реку и скрывается в твоем дворце. Берегись! Однажды он ужалит тебя — и ты умрешь страшной смертью!» И обе они громко зарыдали.
Напуганная и сбитая с толку Психея спросила: «Что же мне делать?» Сестры сказали: «Спрячь под постелью острый нож, и когда нынче ночью твой супруг придет к тебе, убей его».
Коварные сестры вернулись домой, оставив Психею в страхе и печали.
Поразмыслив, она усомнилась в словах сестер и решила, прежде чем убить мужа, взглянуть на него, чтобы убедиться, что он и вправду змей. Она наполнила маслом светильник и спрятала его возле постели.

Амур и Психея (Jacopo Zucchi)

Ночью Амур, как обычно, пришел на ложе Психеи. Когда он уснул, Психея потихоньку встала, зажгла светильник и, замирая от ужаса, взглянула на супруга. Каковы же были ее изумление и радость, когда вместо отвратительного змея она увидела златокудрого бога любви.
Рука Психеи дрогнула, светильник наклонился, и капля горячего масла упала на плечо спящего. Амур тотчас же проснулся. Увидев Психею со светильником в руках, он воскликнул в гневе и горести: «Ты послушалась совета своих завистливых сестер и погубила наше счастье. Я мог бы сурово покарать тебя, но накажу лишь разлукою со мной».
Он взмахнул крыльями — и улетел.

Брошенная Психея  (Огюстен Пажу, 1790)

Несчастная Психея осталась одна, горько плача и проклиная свое легковерье. Потом она покинула роскошный дворец и отправилась бродить по свету в поисках своего супруга.
Амур тем временем прилетел в чертог своей матери Венеры. Обожженное плечо его сильно болело, он громко стонал и жаловался.
Венера разгневалась на сына, посмевшего без ее ведома взять в жены ту, которой она желала зла, но еще сильнее разгневалась богиня на Психею. Венера строго- настрого запретила богам и людям помогать несчастной, давать ей приют и утешение.
Долго скиталась Психея, отвергнутая всеми, и наконец пришла к чертогу Венеры.
Богиня встретила ее бранью и насмешками. Она сказала, что Психея достойна быть лишь служанкой, и тут же задала ей работу: смешала в одну кучу пшено, ячмень, мак и чечевицу и велела отделить одно от другого.
Психея заплакала, не решаясь даже приступить к этой бесконечной работе, но ее пожалел муравей. Он созвал свой трудолюбивый народец, и муравьи быстро и хорошо исполнили задание Венеры.
Тогда богиня приказала Психее пойти в рощу, где паслись золоторунные бараны, и принести их шерсти. Но бараны были злы и драчливы и никого к себе не подпускали. Психея остановилась на берегу ручья, не осмеливаясь приблизиться к пасущемуся стаду.

Но тут зашелестел прибрежный тростник и сказал: «Подожди до полудня. Бараны уснут, а ты пойдешь по роще и найдешь много клочьев их шерсти, запутавшейся к ветвях кустов и деревьев».
Психея послушалась совета, и принесла Венере целую охапку золотой шерсти.
Но богиня не смягчилась и приказала Психее принести воды из источника, бьющего на вершине отвесной скалы.
Когда Психея с хрустальным сосудом в руках стояла у подножия скалы и с отчаянием смотрела на неприступную вершину, мимо пролетал орел. Он подхватил хрустальный сосуд и, поднявшись на своих крыльях к вершине скалы, зачерпнул воды из источника.
Раздосадованная Венера придумала новую задачу: велела Психее спуститься под землю в царство смерти, попросить у его владычицы Прозерпины ларец и, не открывая его, принести Венере.
Горемычная Психея подумала, что легче умереть, нежели выполнить эту задачу. Она поднялась на высокую башню, чтобы броситься с нее вниз и положить конец своим мученьям. Горе ее было так велико, что холодные камни, из которых была построена башня, прониклись к ней жалостью. Они заговорили и указали Психее путь в подземное царство, научив подкупить перевозчика через реку, отделяющую мир живых от мира мертвых, двумя монетами и задобрив пса, охраняющего вход в подземное царство, двумя кусками хлеба.

Психея и Цербер (Psyche Cerberus)

Прозерпина дала Психее ларец. Психея помнила, что не должна в него заглядывать, но не смогла совладать с любопытством. Едва выбравшись из подземного царства на свет, она приоткрыла крышку.

Психея и Золотой ларец (Джон Уотерхаус, 1903)

В ларце был заключен сон, подобный смерти. Черным туманом обволок он Психею, она упала на землю и заснула.
Тем временем обожженное плечо Амура зажило, и вместе с болью прошел его гнев на Психею. Он отыскал ее, погруженную в зачарованный сон, и разбудил поцелуем.

Психея поведала супругу, как жестоко угнетает ее Венера, и Амур пообещал, что отныне этому наступит конец.
Он полетел к самому Юпитеру и стал просить, чтобы тот водворил мир между его матерью и женой.
Юпитер призвал Венеру и сказал ей: «О, прекраснейшая! Не сетуй, что твой сын избрал себе в жены не богиню, а смертную. Я подарю ей бессмертие, и она сравняется с богами». Он наполнил кубок амброзией — напитком богов — и дал выпить Психее.

Амур и Психея
(Antonio canova, 1800-1803)

Психея стала бессмертной, подобно своему супругу. Боги пели хвалу ее красоте и доброму нраву, Венере пришлось смириться и признать Психею своей невесткой.
Вскоре у Амура и Психеи родилась дочь, имя которой — Наслаждение.


История любви Амура и Психеи послужила основой многих произведений искусства — скульптур, картин, стихов и пьес. В европейской литературе наиболее известным переложением этого сюжета является поэтическая повесть французского поэта XVII века Ж. Лафонтена. Русский поэт XVIII века И.Ф. Богданович также создал поэму об Амуре и Психее. Свою поэму он назвал «Душенька», буквально и в тоже время очень образно переведя на русский язык имя «Психея».

Юпитер, покачав
Разумной головою,
Амуру дал устав,
По силе старых прав,
Чтоб век пленялся он душевной красотою
И Душенька была б всегда его четою.


Есть замечательная японская художница Кинуко Крафт (1940), которая занимается иллюстрацией книг в стиле фэнтези, миф и сказок.
Среди ее работ есть иллюстрации к книге Амур и Психея.
Подробности см. ->

Другие работы Кинуко Крафт можно посмотреть здесь ->



 

Серия сообщений «Амур и Психея»:
Часть 1 — Kinuko Craft (1940) Кинуко Крафт 2
Часть 2 — Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)
Часть 3 — Мифы и Легенды * Антерос
Часть 4 — Мифы и Легенды * Психея
Часть 5 — Мифы и Легенды * Амур (Эрос) и Психея
Часть 6 — Мифы и Легенды * Амур и Психея (по Апулею) 1
Часть 7 — Мифы и Легенды * Амур и Психея (по Апулею) 2

kolybanov.livejournal.com

Любовь глазами художников: 8 поцелуев в искусстве | Vogue Ukraine

В честь Всемирного дня поцелуев, который празднуют 6 июля, Vogue.ua вспоминает самые романтичные из них в мировом искусстве. 

Франсуа Буше «Геркулес и Омфала», 1732-1734

Буше был придворным художником Людовика XV, любимцем мадам Помпадур и одним из самых ярких представителей рококо. Сюжет для полотна «Геркулес и Омфала» взят из древнегреческой серии мифов о Геркулесе. Боги отправили его служить лидийской царице Омфале, которая то и дело придумывала для героя унизительные испытания.  На картине Буше обратил ненависть героя в страсть, изобразив достаточно откровенную сцену соблазнения Омфалы.  

Антонио Канова «Психея, оживленная поцелуем Амура», 1787-1793

Венецианский скульптор Антонио Канова создал два варианта скульптуры «Амур и Психея». Сюжет основан на произведении древнегреческого писателя Апулея. Психея погружается в глубокий сон, открыв сосуд красоты, принесенный из царства мертвых. Амур спускается на землю, чтобы оживить возлюбленную. Антонио Канова изображает своих мифических героев за миг до любовных объятий.

Огюст Роден «Поцелуй», 1882

Скульптура Огюста Родена «Поцелуй» — памятник запрещенной и вечной любви Франчески да Римини и ее возлюбленного Паоло –  героев «Божественной комедии» Данте. Скульптуру неоднозначно восприняли критики, посчитав ее слишком откровенной для общей экспозиции. Поэтому во время выставки в Чикаго в 1893 году произведение разместили не в общем зале, а в отдельной комнате, куда зрители могли попасть по предварительной записи. 

Жан Леон Жером «Пигмалион и Галатея», 1890

При создании этой картины французский художник Жан-Леон Жером обратился к древнегреческому мифу о фантастической любви скульптора к своему творению. Пигмалион влюбляется в фигуру девушки Галатеи, вырезанной им из слоновой кости, и просит Венеру оживить ее. Жером воссоздает на полотне первый поцелуй влюбленных, в момент, когда Галатея оживает. 

Эдвард Мунк «Поцелуй», 1897

Эдвард Мунк изображает своих влюбленных в уютной вечерней атмосфере, целующимися у окна. Они как будто спрятались от всего мира за тонкой занавеской. Автор сознательно не детализирует на их внешности:  лица и фигуры сливаются в единое цветовое пятно. 

Густав Климт «Поцелуй», 1907-1908

“Поцелуй” — визитная карточка “золотого периода” художника. Австрийский символист использовал свою фирменную технику, смешивая сусальное золото и масляные краски. Некоторые историки искусства считают, что на картине художник изобразил себя и свою возлюбленную Эмилию Флёге. 

Рене Магритт “Влюбленные”, 1928

Сюрреалист Рене Магритт стремился заставить своих зрителей задуматься о смысле картины, поэтому все его полотна словно живописные ребусы. Картина “Влюбленные” потерпела уже немало толкований и интерпретаций. Художник изобразил влюбленность как нечто ослепляющее. В порыве страсти любовники не способны замечать ничего вокруг, как  и видеть изъяны друг друга. 

Пабло Пикассо «Поцелуй», 1969

Это одна из поздних работ испанского художника. Считают, что на полотне “Поцелуй” Пикассо изобразил себя и свою вторую супругу Жаклин. Художник рисует влюбленных в своей фирменной манере, искажая пропорции и линии. 

vogue.ua

Амур и Психея (Канова) — Википедия. Что такое Амур и Психея (Канова)

«Аму́р и Психе́я» — произведение венецианского скульптора Антонио Кановы, выполненное из мрамора в двух вариантах по заказу, сделанному в Неаполе в 1787 году шотландским коллекционером и ценителем искусства бароном Каудором[en]. Сюжет взят из произведения древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл».

Для первой, наиболее известной скульптуры — «Психея, оживлённая поцелуем Амура» (фр. Psyché ranimée par le baiser de l’Amour) — Канова выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюблённые протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия; Амур, сначала уколов Психею стрелой, чтобы проверить, не умерла ли она, нежно приподнимает возлюбленную, очнувшуюся от глубокого сна, навеянного испарениями, запечатанными в амфориске, принесённом ею по приказанию Венеры из подземного царства мёртвых и открытому из любопытства несмотря на запрет.

Прототипом второй скульптуры, изображающей влюблённых стоя (фр. L’Amour et Psyché debout), стала статуя[en] из Капитолийских музеев — римская копия с греческого оригинала, найденная на Авентине в феврале 1749 года. Амур, обнявший Психею и положивший голову её на плечо, рассматривает вместе со своей возлюбленной бабочку, символ невинности и мимолётности, сидящую у него на руке. Группа стоит на высоком цилиндрическом постаменте, украшенном цветочной гирляндой. Верхняя часть основания поворачивалась с помощью ручки (в настоящий момент она заблокирована в целях безопасности). Некоторые исследователи считают, что в своей работе Канова превзошёл античного мастера.

Оригиналы

Из-за проблем, связанных с транспортировкой, обе работы оставались в мастерской скульптора, куда ими многие приходили любоваться, вплоть до февраля 1798 года, когда в Рим вошли войска генерала Бертье.

В 1801 году скульптуры приобрёл соратник Наполеона Иоахим Мюрат, годом ранее породнившийся с первым консулом, женившись на его сестре Каролине. Оба мрамора, предназначенные для украшения загородного особняка Мюрата, замка Вийер-ла-Гаренн, были перевезены в Нёйи, близ Парижа.

В 1802 году, во время своего первого визита в Париж, Канова посетил Шато-де-Вийер, чтобы увидеть как установлены обе его работы. Чуть позднее, в 1804 году, Мюрат купил у Талейрана соседний Шато-де-Нейи[en], объединив владения в ансамбль, реконструированный им с поистине королевским размахом.

Позднее скульптуры стали частью императорской коллекции, в 1824 году они попали в Лувр.

Реплики

«Амур и Психея» князя Юсупова, Государственный Эрмитаж. «Амур и Психея» императрицы Жозефины, Государственный Эрмитаж.

Повторения обеих скульптур Антонио Кановы находятся в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже. Реплика первой, наиболее знаменитой, скульптуры была сделана по заказу князя Юсупова — законченная в 1796 году, она украшала один из залов подмосковного имения Архангельское, приобретённого им в 1810 году[2]. Этот вариант чуть меньше — его высота 137 см.

После смерти князя в 1831 году его сын, Борис Николаевич, перевёз статую в Санкт-Петербург. Архитектор Андрей Михайлов, перестраивавший вновь купленный дворец на Мойке в 1830—1838 годах, установил скульптуру в Малой ротонде, которая ввиду этого также называлась «ротондой Кановы»[3]. После революции, когда Юсуповский дворец и вся его коллекция были национализированы, «Амур и Психея» поступила в Эрмитаж.

Гипсовая модель, выполненная Кановой для «юсуповской» версии в 1794 году, после смерти скульптора находилась у его ассистента Адамо Тадолини, в 1905 году она поступила в дар нью-йоркскому музею Метрополитен[4]. Металлические гвоздики, которыми испещрена модель, помогали скульптору переносить объёмы на мрамор.

Работа Кановы пользовалась популярностью — в эрмитажной Галерее драгоценностей хранится табакерка с рельефным изображением этой скульптурной группы, выполненная в России в 1799 году[5].

Повторение второй, «стоящей», скульптуры, было выполнено в 1808 году с той же гипсовой модели, что и оригинал, по заказу супруги Наполеона, императрицы Жозефины. В 1815 году, вскоре после её смерти, российский император Александр I приобрёл эту реплику вместе с другими предметами из коллекции бывшей императрицы[6].

Примечания

Ссылки

wiki.sc