Поцелуй влюбленных картина: 24 культовые картины, скульптуры и фотографии поцелуев

Содержание

Геометрия любви: 8 деталей картины «Поцелуй»

Истории

За эпатажные полотна критики не раз обвиняли Климта в извращенном вкусе и называли порнографом. «Поцелуй», однако, завоевал всеобщее признание, и, прежде чем закрылась выставка, где впервые экспонировалась картина, шедевр уже купила государственная галерея за баснословную по тем временам сумму в 25 000 крон.

Густав Климт «Поцелуй», 1907–1908 годы

Картина «Поцелуй»
Холст, масло, серебро, позолота 180 х 180 см
1907–1908 годы
Ныне хранится в Австрийской галерее Бельведер в Вене

Несмотря на многочисленные краткие романы Густава Климта (после смерти художника 14 человек называли себя его незаконнорожденными детьми), в жизни живописца была женщина, с которой он сохранял близкие отношения почти 30 лет, — модельер Эмилия Флёге. Специалист по творчеству Климта, куратор коллекции XIX–XX веков в Австрийской галерее Бельведер Альфред Вайдингер считает, что именно ее и себя самого художник изобразил на картине «Поцелуй». Однако лица мужчины не видно, а лицо девушки на полотне почти лишено индивидуальных черт, похоже на маску. Это скорее обобщенный образ идеальных влюбленных.

Творчество Климта, с его противоречивыми женскими образами, — своего рода исследование на тему взаимоотношения полов, занимавшую многие умы в Вене начала XX века. В кофейнях обсуждали «Толкование сновидений» доктора Зигмунда Фрейда — вышедший в 1899 году основополагающий труд по теории психоанализа. На картинах художника в изобилии появилась символика, подобная той, которую выдает спящему человеку бессознательное.

1. Женщина. В отличие от властных и опасных фам фаталь, часто появляющихся на картинах Климта, здесь женщина умиротворенная, почти слившаяся с возлюбленным. По словам искусствоведа Жиля Нере, «„Поцелуй“ является самым откровенным символом примирения и объединения полов».

2. Мужчина. Во всей фигуре персонажа читается фаллическая символика. Голова и шея мужчины образуют вытянутую фигуру, а овальный ореол из цветов вокруг лица девушки — женский символ: таким образом, поцелуй — это аллегория физической близости.

3. Покрывало. Объединяющий две фигуры золотой покров украшен спиралями — древним орнаментальным мотивом, который часто трактуют как символ жизни и развития. Воссоединение пары внутри золотого ореола порождает новую жизнь.

4. Прямоугольники. Вертикальные геометрические формы, преобладающие на одежде влюбленного, символизируют мужское начало.

5. Овалы и круги — символы женского начала. Историк искусства Алессандра Комини полагает, что насыщенные символами орнаменты Климта, подобно снам в толковании Фрейда, — связующее звено между сознанием и бессознательным.

6. Цветы. Луг усыпан крокусами и примулами, цветущими ранней весной, когда пробуждаются плодородные силы земли. Пестрый растительный покров «зеркалит» орнаменты на одеждах персонажей: влюбленная пара — гармоничная часть природы.

7. Фон. Использованием золота и серебра в живописи Климт увлекся после того, как в 1903 году посетил Равенну, где был поражен итальянско-византийскими мозаиками VI века. Драгоценный фон превращает поцелуй пары в торжественное таинство.

8. Венок из плюща. Вечнозеленое растение символизирует бессмертие, а также преданность в любви, поскольку плющ обвивает дерево.

Фото
Paul Fearn / Alamy Stock Photo

Художник


Густав Климт

1862 — родился в Баумгартене близ Вены в семье ювелира и гравера Эрнста Климта.
1876–1883 — изучал различные техники изобразительного искусства в Художественно-промышленной школе.
1897–1905 — был лидером венского Сецессиона (объединения художников, порвавших с традиционной манерой письма).
1900 — вызвал скандал, обнародовав первую из композиций, заказанных для плафона Большого зала Венского университета, с аллегориями Юриспруденции, Медицины и Философии. После конфликта с университетом Климт перестал брать государственные заказы.
1902 — создал «Бетховенский фриз», монументальную фреску длиной 34 метра.
1905–1911 — работал над фризом для дворца Стокле: по эскизам художника дизайнер Леопольд Форстнер выполнил мозаичные панно.
1918 — перенес инсульт и вскоре умер от пневмонии. Всего известно около 250 картин художника.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2017

Семен Мартынов


Теги

  • история

Сегодня читают

Тест на тип личности: сожмите кулак, а мы расскажем о скрытых сторонах вашего характера

Где спрятался леопард? Тест на остроту зрения от фотографа дикой природы

Только до 1 из этих вишен не добрался голодный червяк: найдите ее, пока не поздно

«Священные земли с тысячелетней историей»: в Казахстане предложили переименовать еще 4 региона

Взрыв мозга: 10 вопросов на эрудицию, с которыми справится только гений

Картина «Поцелуй» Климта — почему на картине влюблённые не целуются?

Говорят, что любовь нельзя ни выразить словами, ни написать красками. Однако абсолютным опровержением этого высказывания становится картина «Поцелуй», принадлежащая кисти австрийца Густава Климта. Она стала одним из самых знаменитых творений художника, завоевав сердца людей.

Крайне необычная подача, своеобразный стиль делают её загадочной, но одновременно с тем понятной каждому из нас. В «Поцелуе» – нежность и чувственность, совершенная безграничность любви. Как же был создан шедевр? Какая история связана с ним?

Творческий путь Густава Климта

Густав Климт, ставший основоположником австрийского модерна, родился в предместьях Вены в 1862 году. Его отец занимался гравировкой и ювелирным делом. Как мне кажется, именно благодаря ему Климт заинтересовался подобным искусством. По окончанию школы юноша поступает в Венское художественно-ремесленное училище, где занимался изготовлением фресок. Ранние творения Климта действительно были предназначены для оформления театров.

Что интересно, многие картины художника, созданные позднее, в некотором роде напоминают фрески. На многих работах Климта присутствуют женские изображения, а доля эротизма заметна в большинстве его творений. Климт старался с максимальной искренностью передавать оттенки эмоций и чувств в персонажах, которых изображал. С уважением он относился к представителям самых разных направлений живописи. В 1897 году он основал венский сецессион, объединение художников, представляющих реализм, символизм, натурализм.

Художник Густав Климт

Сам Климт изначально работал в стиле натурализма, однако со временем стал тяготеть к аллегориям и декоративным элементам. Индивидуальные особенности, уникальный подход в его творениях можно заметить в оформлении Музея истории искусств, что было создано руками Климта. Поздние работы (к ним относится и «Поцелуй» отражают необыкновенное видение художника. Поразительная прозрачность в этих картинах сочетается с искренностью подачи и чувственностью, символами и эффектом мозаики, что был так близок мастеру.

Живопись Климта – это стремление к свободе и полный уход от канона и стандартных форм. Ему нравилось отражать противостояние и даже некую борьбу противоположностей, максимально использовать символы и декоративные дополнения, что могут рассказать об очень многом.

История создания картины «Поцелуй»

Период расцвета творчества Климта ярко отражает его самое известное творение – «Поцелуй». Особенно популярна картина среди ценителей модерна, ведь именно этот стиль виртуозно выражен в ней.

В «Поцелуе» очень заметно увлечение декоративным оформлением, а конкретнее – позолотой, что было присуще Климту в пору его творческого взлёта. Вот только у художника золото не кажется вычурной деталью или излишне пафосным элементом. Напротив, оно позволяет усилить общее впечатление от картины, делает неповторимый эффект яркости и настроения.

Созданием «Поцелуя» Климт занимался несколько месяцев – с середины 1907 по 1908 год. Точных сведений об истории появления идеи картины неизвестно, однако есть одна интересная версия. Как рассказывали современники Климта, в ту пору один граф (имя его история не сохранила) попросил сделать картину для своей невесты. Согласно замыслу, граф с девушкой должны были изображаться целующимися.

Картина «Поцелуй» Густава Климта

Выполнив заказ, Климт отнёс картину графу. Тот был доволен, однако его интересовал один нюанс. Согласно требованиям, на полотне должен был изображаться страстный поцелуй, а у Климта губы героев не касаются друг друга. Ответ художника был прост. Климт заметил, что стремился показать не столько сам поцелуй, сколько томление и страсть, предшествующие ему.

На мой взгляд, художнику удалось передать не менее важную особенность: двое влюблённых показаны слившимися воедино, словно одно целое. И в этом – тот самый “фирменный” символизм Климта. Невеста графа подарок приняла с восторгом, а самому дарителю ответила согласием на предложение руки и сердца. По сути, «Поцелуй» дал начало новой истории любви со счастливым финалом.

Описание картины

Когда смотришь на картину Климта, невольно поражаешься простоте композиции и незамысловатым формам, в которых таится особая глубина. Климт со всей свойственной ему искренностью делает акцент лишь на том, что интересно ему, а именно – на центральных образах и чувствах.

Глядя на «Поцелуй», мы видим цветочную поляну, расположенную на краю скалы. Именно здесь расположилась пара влюблённых. В своих объятиях они погружены в свою ауру, и вокруг будто не существует ничего. Золотое сияние вокруг пары озаряет их и словно отрезает от прочего мира.

Художник прекрасно передаёт то волнительное чувств, когда для любящего человека вся Вселенная ограничивается лишь объектом любви. Вокруг них действительно нет ничего. Климт не посчитал нужным добавлять какие-либо детали, ведь вся суть – во всепоглощающем чувстве любви. Его «Поцелуй» – это абсолютно искренняя и шедевральная ода великому чувству, которое мастер сумел выразить в своём творении.

Фрагмент картины «Поцелуй»

Напоследок я хочу заметить, что картина «Поцелуй» Климта – одна из тех, которые лучше увидеть однажды вживую, чем на множестве фотоснимков. Её главная особенность – использование сусального золота, что придаёт волшебное сияние, добавляя света и яркости изображению. В творении Климта любовь действительно озаряет и дарит счастье, она подобна солнцу, что согревает и не перестаёт сверкать, дарит не только радость, но и саму жизнь.

Загадочный «Поцелуй» Густава Климта

Если вы хотите узнать меня, как художника, что само по себе уже значимо, вы должны посмотреть внимательно на мои картины. В них вы увидите, кто я и чего хочу.

Густав Климт

Легенда

Однажды к известному художнику Густаву Климту обратился некий знатный человек с заказом написать его портрет с невестой в качестве свадебного подарка последней. Единственным условием заказчика было запечатлеть влюбленных в момент страстного поцелуя. Для воссоздания образа возлюбленной он передал живописцу медальон с ее изображением. Однако сам Климт оказался настолько очарован девушкой, что не смог воплотить на полотне образ понравившейся ему девушки с другим мужчиной в столь интимной форме, тем самым, ограничившись более скромным поцелуем в щеку. Более того, в мужской фигуре, по-видимому, художник воспроизвел свое собственное томление и страсть, для чего предусмотрительно скрыл лицо героя.

Однако многие ученые-искусствоведы называют эту историю лишь романтичной легендой, которая не имеет с реальностью ничего общего. Для начала обратимся к истокам.

Краткая биографическая справка.

Густав Климт* (Gustav Klimt) родился 14 июля 1862 года в Вене в семье ювелира. Он окончил Венское художественно-ремесленное училище, получив специальность «архитектурная живопись». В начале своего творческого пути Климт работал декоратором в театрах, создавая, в основном, фрески. Со временем он увлекся живописью, позднее организовав вместе с единомышленниками сообщество художников-новаторов, куда входили натуралисты, реалисты и символисты. Благодаря широкому кругу друзей и коллег, работавших в различных жанрах, художественные интересы Климта не ограничивались одним направлением, возможно, именно поэтому со временем ему удалось создать свой особый, неповторимый стиль и нестандартный подход к работе, без рамок и ограничений.

«Поцелуй»

Пожалуй, самое знаменитое творение Густава Климта, его золотое чудо – картина «Поцелуй» (оригинальное название «Der Kuß»), которая была создана ориентировочно в 1907-1908 гг. Наряду с другими картинами Г. Климта, «Поцелуй» представлен в музее «Бельведер» (г. Вена, Австрия).

Работа написана в «золотой период» творчества художника, что можно понимать как в прямом, так и переносном смысле. С одной стороны, Климт в это время находился на пике славы, хотя некоторые из его известных произведений на тот момент подвергались жесткой критике из-за их довольно откровенной сексуальности; с другой – в это время живописец в буквальном смысле использовал настоящее листовое сусальное золото в работе над своими картинами, что впоследствии стало его визитной карточкой.

Применение золота, в частности, в работе над картиной «Поцелуй» имеет символичное значение. Наличие драгоценного метала как бы усиливает смысловое содержание самой картины, придает ей особую значимость и возвышает ее.

Золотое покрытие выступает в качестве метафоры высокой ценности изображенного на полотне. Некоторые критики ассоциируют ее с символом беззаботного эротического счастья, на мой взгляд, это несколько поверхностное отношение. В картине таится более глубокий и сокровенный смысл, а именно гармоничный союз духовной и физической любви между мужчиной и женщиной.

На высокой скале, на краю поляны, усыпанной цветами, соединились в страстных объятьях двое влюбленных. Они полностью поглощены друг другом, они не замечают ничего вокруг: вне времени, вне пространства, вне каких-либо канонов и ограничений. Во всем мире есть только эти двое – воплощение заветной мечты всех любящих сердец. Более того, мы почти не видим выражение лица мужчины, но мы отчетливо «читаем» язык его тела и ощущаем излучаемые его телом эмоции. Кажется, что в этот поцелуй он вложил все переполняющие его сердце чувства, во главе которых едва сдерживаемая страсть.

Картина представляет собой единение мужского и женского начала. Это показано как в одеяниях изображенной пары, так и в их позах. В первом случае, одежда мужчины выполнена в довольно грубых формах, с черными и серыми вставками; платье женщины воссоздается более плавными линиями, с нежным цветочным орнаментом. Мужчина крепко обнимает любимую женщину, обхватив ее голову руками, и припадает губами к ее щеке, при этом он возвышается над ней. В этом есть особый символический подтекст: мужчина по природе является главой и сильным защитником для более хрупкой женщины. При этом подобные противопоставления в орнаменте/формах и расположении фигур на картине представляют собой некое природное единство, как две частички одного целого. Как видим, фигура мужчины доминирует на общем фоне полотна, тем не менее все его внимание сосредоточено на ней, все его чувства направлены на нее, она – его центр, а значит ее роль в равной степени важна. Следовательно, без одного не было бы другого: в этом и есть суть природы мужчины и женщины.

Картина излучает огромный спектр эмоций: любовь, томление, нежность, страсть и даже тоску. На мой взгляд, восприятие этой картины напрямую зависит от внутреннего состояния самого зрителя. В разное время она способна вызвать в человека разные эмоции.

Автопортрет?

Согласно некоторым исследователям творчества Густава Климта, на картине изображены сам художник и его многолетняя возлюбленная дизайнер моды Эмилия Флёге.

Густав Климт и Эмилия Флёге

Однако Э. Флёге признавала впоследствии, что здесь ей принадлежит лишь лицо, все остальное «срисовано» с другой модели. Ею может быть светская леди Адель Блох-Бауэр, которая также работала с ним в данный период. Однако это лишь догадки, т.к. нет прямых подтверждений ни одной из данных версий.

Удивительно, но факт

— Начиная работать над картиной, Климт пребывал в полной растерянности, будучи неуверенным, в каком направлении двигаться. В одном из своих писем он признавался: «Либо я слишком стар, либо слишком нервничаю, или просто слишком глуп – что-то не так». Он еще не знал, что создаст свою главную картину.

— В центре многих работ художника женщины, поэтому включение в картину мужчины было необычным явлением для Климта. Более того, учитывая полностью одетые фигуры героев, данная картина считается одной из наиболее «скромных», целомудренных работ живописца.

— На самом деле полотно картины довольно большое и имеет форму квадрата: 180 х180 см. В репродукциях и сувенирных изделиях ее часто обрезают с правой или с левой стороны, чтобы получить более традиционную форму.

— Еще до того, как работа над картиной была завершена, музей «Бельведер» заплатил за нее сумму, равную сегодня 240 000 американских долларов.

Бельведер, г. Вена, Австрия

— Картина «Поцелуй» считается в Австрии национальным достоянием как в культурном, так и в материальном плане. К примеру, эксперты предполагают, что в случае выставления данной картины на продажу (что, безусловно, маловероятно), она побьет все рекорды. Для сравнения, менее известная работа Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» была продана в 2006 году за 135 миллионов американских долларов. На тот момент это была самая дорогостоящая картина в мире.

Загадка «Поцелуя»

Несколько лет назад нам с подругой посчастливилось увидеть эту картину «вживую». Впечатления были довольно сильные. Этому немало способствовало ее особое расположение в музее. Словно бесценная реликвия, «Поцелуй» занимал собой центр большой стены в зале с сильно приглушенным светом, отчего картина казалась еще ярче, будто светилась в темноте. Разумеется, именно в этом зале было наибольшее скопление посетителей, которые в буквальном смысле окружили картину со всех сторон: кто-то отчаянно ее фотографировал, кто-то старался сделать с ней селфи, а кто-то с любопытством ее разглядывал. Но были и те, кто стоял, будто слегка ослепленный ее золотым светом и необычной силой притяжения. Подобный бурный интерес и сильнейший ажиотаж вокруг произведения искусства мне довелось видеть еще раньше перед легендарной «Моной Лизой» Леонардо да Винчи в Лувре, а также внутри незабываемой Сикстинской капеллы в Ватикане.

«Поцелуй» может похвастаться не меньшим количеством репродукций и вариаций, что и, к примеру, «Звездная ночь» Винсента Ван Гога или «Постоянство памяти» Сальвадора Дали. Сувениры с образом «золотой пары» Г. Климта, кажется, можно найти в каждом уголке Европы, не говоря уже про саму Австрию с ее открытым поклонением своему обожаемому гению. Так в чем же тайна неугасающего с годами интереса к этой удивительной картине? В чем же кроется ее загадка? Думаю, каждый объяснит ее по-своему, и единого ответа однозначно не будет. Да и стоит ли пытаться его найти? Может быть, в этой загадке и есть неповторимое очарование «Поцелуя»?..

Послесловие Густав Климт в кино

— «Климт» (англ. «Klimt») — драма режиссера Рауля Руиса 2006 г., рассказывающая о жизни и творчестве Густава Климта.

— «Значит, война» (англ. «This Means War») — комедийный боевик режиссёра Макджи 2012 г. В одной из сцен фильма в центре внимания героев картина «Поцелуй».

— «Умереть молодым» (англ. «Dying Young») – мелодрама режиссера Джоэла Шумахера, 1991г. Упоминаются работы Г. Климта, в том числе картина «Поцелуй».

— «Женщина в золоте» (англ. «Woman in Gold») — историческая драма 2015 г. режиссёра Саймона Кертиса. Фильм о картине Г. Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I».

— В заставках к аниме-сериалу «Эльфийская песнь» (ориг. «Elfen Lied») режиссера Мамору Канбэ используется графика на основе картин Г. Климта «Поцелуй» и «Портрет Адели Блох-Бауэр I».

Все коментарии (44163)

вчера в 12:31

Нулевая безработица – не помеха: государство снова предлагает защиту от простоев

Комментарии