Поцелуй амура и психеи: Антонио Канова «Амур и Психея» в Эрмитаже

Содержание

Антонио Канова: Поцелуй Амура и Психеи

В скульптуре «Поцелуй Амура и Психеи» гениальный Антонио Канова представил прекрасный миф о душе, которая всем своим существом стремится к красоте, но обретение прекрасного также требует испытаний и усилий.

Первое подробное описание мифа об Амуре и Психее находим у Луция Апулея, древнеримского писателя, жившего во II веке до н.э. в его романе «Метаморфозы» или «Золотой осел». Краткое изложение мифа приводим ниже, или смотрите видео внизу.

У царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота, она велела ему вселить в красавицу любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, но никто не искал её руки.

В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа.

Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он и не пытаться увидеть его. Злые сестры нашептали, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её дитя, и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.

Испуганная Психея послушалась, зажгла светильник, и, увидела своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога пролилось горячее масло, и от боли он проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея скиталась, пока не преклонилась перед Афродитой. А в это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.

Очутившись в доме Афродиты Психея должна была выполнить разные трудные и опасные задания. Разобрать по зернам и по родам большое количество смешанного зерна, достать золотое руно, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства сосуд с чудесными притираниями. Психея выполнила всё, что велела ей Афродита, но когда возвращалась с сосудом из подземного царства решила воспользоваться его содержимым, чтобы помолодеть, но внутри оказался дух, который погрузил ее в вечный сон.

Эрот выздоровел и увидев спящую Психею простил ее, поцеловал и разбудил. Он обратился к Зевсу и добился согласия на брак с Психеей, которая получила бессмертиe и была приобщена к сонму богов. От брака Психеи с Эротом родилась Волупия, богиня, олицетворяющая наслаждение.

Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.

Антонио Канова. «Амур и Психея» – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)

Волшебная сказка о странностях любви.

Любопытство разрушает иллюзии и превращает их в обыкновенную реальность.

Прекрасную возвышенную девушку полюбил нежный и страстный бог — Амур. Он подарил ей мир фантастической роскоши: сады, сверкающие драгоценности, дворец, изящные утехи любви. И нет предела желаниям: исполняется любая прихоть. Но есть одна простая просьба: не пытаться увидеть того, кто влюблён так горячо.

Лукавое любопытство смущает: Психея ночью, взяв свечу, взглянула на спящего жениха. Амур прекрасен. Запрет нарушен. Любимый муж, печально вздохнув, улетел.

Психея безутешна. Просит помощи у Венеры — ревнивой могущественной матери Амура. Богиня даёт шанс — выполнить задание: спуститься в ад и принести шкатулочку с чудесными средствами для вечной красоты. Но нельзя открывать волшебный ларец.

И вновь любопытство смутило: Психея открыла шкатулку. Мгновенно ветер вечного сна заключил красавицу в свои объятья.

Амур узнал и поспешил на помощь своей возлюбленной. Он обнял её, поцеловал… и вернул ей жизнь.

Всё счастливо закончилось: Венера примирилась с красавицей, Зевс подарил Психее бессмертие, у влюблённых родилось милое дитя.

Канова любил в этом трогательном мифе именно этот момент — поцелуй. Прощающий. Оживляющий. Если вы любите, вы способны подарить дыхание, новую жизнь.

Князь Николай Юсупов, друг просвещения, посланник государства Российского, влюбился в творение великого мастера, умолял его отдать «Амура и Психею» за любые деньги. Канова не хотел расставаться со своим творением. Юсупов не сдавался: уговаривал, обещал, соблазнял. Передал приглашение Екатерины: Канову ждут в России; в Петербурге ему создадут самые благоприятные условия для жизни и работы. Канова с благодарностью отказывался: «Я не хочу жить в большей роскоши, чем живу. Я слишком далёк от светской неспокойной жизни: здоровье хрупкое, характер чувствительный, робкий, нравится тишина и одиночество».

Юсупов приходил в мастерскую скульптора. Они разговаривали о поэзии, музыке. Немножко смущали Канову слухи: Юсупов — русский шпион, человек особых поручений русского двора. Но… мил, изящен, умён.

Слухи слухами, дружба дружбой. Канова сделал реплику со своей скульптуры. «Амур и Психея» отправились в холодный Петербург. Юсупов скрыл эту историю от Екатерины. Он не мог расстаться с любимыми образами, и поэтому подарок Кановы спрятал у себя, в Архангельском, и никому его не показывал. Он возвращал себе силы, когда любовался этим шедевром. Вновь чувствовал радость, желание, восторг.

Пройдёт много лет. «Амур и Психея» переживёт дворцовые перевороты, переезды, пожары, все ужасы беспокойной русской жизни и волею судеб всё-таки окажется в Эрмитаже.

Сезар Франк, скромный органист и великий композитор XIX века, говорил, что этот миф, этот изысканный мрамор возбуждает фантазии. Он сочинил симфоническую поэму «Психея» о странствиях любви в поисках души. Душа, возлюбившая мир, становится бессмертной.

«Психея, возрожденная поцелуем купидона» Антонио Кановы – Виртуальные туры «Радость музеев»

«Психея, возрожденная поцелуем купидона» Антонио Кановы показывает мифологических влюбленных в момент сильных эмоций. Он представляет Бога Купидона в разгаре любви и нежности, сразу же после пробуждения Психеи поцелуем.

Проснувшись, Психея тянется к своему возлюбленному Купидону, который нежно держит ее, поддерживая ее голову и грудь.

Эта скульптура демонстрирует мастерство и навыки Антонио Кановы в резьбе по мрамору, что обеспечивает превосходный контраст между гладкой кожей Психеи и Купидона по сравнению с окружающими элементами.

Отдельная драпировка вокруг нижней части тела Психеи подчеркивает разницу между текстурой кожи и драпировкой. Красивые локоны и линии подчеркивают волосы, а детали из перьев создают реалистичные крылья Купидона.

Грубая каменная текстура образует основу скалы, на которой размещена композиция.

«Психея, возрожденная поцелуем Купидона» была впервые заказана Канове в 1787 году британским коллекционером произведений искусства и политиком. Эта первая версия скульптуры в конечном итоге стала частью Лувра в Париже, Франция.

В 1796 году русский дворянин приобрел 2-й вариант у Кановы в Риме, и позже он поступил в Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Купидон и Психея

История купидона и Психеи появляется в греческом искусстве уже в 4 веке до нашей эры. Тем не менее, наиболее обширным источником сказки является латинский роман «Метаморфозы», также известный как «Золотой осел», Апулея (2 век нашей эры).

Тема рассказа касается преодоления препятствий на пути любви между Психеей («Душа» или «Дыхание жизни») и Купидона и их последнего брачного союза.

История Психеи включает в себя тему опасного любопытства, наказаний и испытаний, а также искупления через божественную милость.

Предыстория гласит, что слава о красоте Психеи угрожала затмить славу самой Венеры. Итак, богиня любви послала Купидона отомстить.

Купидон, однако, влюбляется в Психею и спасает ее, пряча в своем дворце. Он навещает ее ночью, предупреждая, чтобы она не пыталась смотреть на него.

Завистливые сестры Психеи убеждают ее, что ее возлюбленный, должно быть, отвратительный монстр, и она, наконец, использует лампу в их комнате, чтобы увидеть его.

Пораженная его красотой, она капает горячее масло из лампы и будит его. Затем он бросает ее, потому что она разорвала свою связь.

«Психея, возрожденная поцелуем Купидона» Антонио Канова (Лувр)

Затем Психея оказывается в ловушке, блуждая по земле в поисках его, и в отчаянии подчиняется служению Венере. Богиня отправляет Психею на ряд квестов.

Каждый раз, когда она отчаивается, и каждый раз, когда ей оказывается божественная помощь. В своем последнем задании она должна получить дозу красоты Прозерпины из подземного мира.

Ей это удается, но на обратном пути она не может удержаться от открытия ящика в надежде извлечь из этого пользу сама, после чего впадает в безжизненный сон.

Купидон находит ее в этом безжизненном состоянии и оживляет, возвращая сон в коробку. «Психея, возрожденная поцелуем Купидона» — кульминация истории, после которой Купидон дарует Психею бессмертие, чтобы они могли пожениться как равные.

Таким образом, Психея стала богиней души и женой Эроса или римского эквивалента Купидона, Бога любви.

Психея, возрожденная поцелуем Купидона (Лувр)

  • Название:                  Психея, возрожденная поцелуем Купидона
  • Художник:                Антонио Канова
  • Год:                  1787-1793
  • Место создания: Италия
  • Материал:            Мрамор
  • Размеры      155 см × 168 см (61 дюйм × 66 дюймов)
  • Тип:                 Мифологическое искусство 
  • Музей:          Лувр в Париже, Франция

«Психика, оживлённая поцелуем Амура» Антонио Канова (Эрмитаж)

«Психея, оживлённая поцелуем Амура» Антонио Канова (Эрмитаж)

Купидон

В классической мифологии Купидон — бог желания, эротической любви, влечения и привязанности. Он также известен на латыни как Amor («Любовь»). Его греческий аналог — Эрос.

Купидон — главный герой сказки об Амуре и Психее, когда его ранят его оружием, и он переживает испытание любви.

Хотя другие расширенные истории о нем не рассказываются, его традиция богата поэтическими темами и визуальными сценариями, такими как «Любовь побеждает все» и ответная кара или пытка Купидона.

Греческие идеи любви

Эрос, древнегреческий бог любви, дал свое имя только одному типу любви у греков. Древнегреческий язык различал по крайней мере шесть различных типов любви, каждый из которых имел свое слово для объяснения различных видов любви.

Шесть различных слов для обозначения любви были: philía, éros, agápe, storgē, pragma и philautia. Трудно различать отдельные значения этих слов без тщательного рассмотрения контекста, в котором эти термины используются.

  • Филия
    • Филиа означает любовь, как нежное отношение и дружбу. Это бесстрастная добродетельная любовь.
  • Эрос
    • Эрос означает любовь как сексуальную страсть. Современное греческое слово «эротас» означает «интимная любовь».
  • Агапе
    • Агапе означает любовь с милосердием и добрыми намерениями. Любовь Бога к человеку и человека к Богу. Слово «агапе» использовалось ранними христианами для выражения безусловной любви Бога к своим детям. Этот тип любви далее объяснялся Фомой Аквинским как «желание добра другому».
  • Сторге
    • Сторге означает любовь, нежность и нежную привязанность. Любовь родителей и детей олицетворяет эту любовь.
  • Прагма
    • Прагма означает любовь, о чем свидетельствует партнерство и взаимное уважение в продолжительном браке.
  • Филаутия
    • Филаутия означает любовь к себе. Любовь к себе или самоуважение в любви к себе. Этот тип любви можно рассматривать как подходящий тип самоуважения, но он также может быть вредным, когда в нем преобладают тщеславие и эгоизм.

Все эти шесть видов любви обычно считаются человеческими и здоровыми формами любви. Тем не менее, в крайнем случае, они также могут быть разрушительными для человека и общества, как предупреждают многие примеры из древнегреческой мифологии и философии.

Психика, оживлённая поцелуем Амура (Эрмитаж)

Психика

В психологии Психика — это совокупность человеческого разума, сознательного и бессознательного. Психология – это научное исследование психики.

Это слово имеет долгую историю использования в психологии и философии, начиная с древних времен, и представляет собой одно из фундаментальных понятий для понимания человеческой природы. Слово душа иногда используется как синоним, особенно в старых текстах.

Основополагающим значением греческого слова Psyche было «жизнь» в смысле «дыхание», образованное от глагола «дуть». Производные значения включали «дух» и «я».

Ассоциация «дух» и «дыхание» не уникальна для греческих культур. Китайский иероглиф «дух», «душа» представляет собой слияние иероглифов, которые обычно используются как «облака», а также как «дыхание».

Связи между «духом» и «дыханием» образовались независимо древними людьми, не имевшими никакого контакта друг с другом.

Идея Психеи занимает центральное место в философии Платона. В своем Федоне Платон заставляет Сократа привести четыре аргумента в пользу бессмертия души и жизни после смерти после отделения души от тела.

Платоновский Сократ также утверждает, что после смерти Психея лучше способна достичь мудрости и испытать платоновские формы, поскольку тело ей не мешает.

История Амура и Психеи рассказывает о преодолении препятствий на пути к любви между Психеей («Душа» или «Дыхание жизни») и Купидона («Желание» или «Эрос») и их конечному союзу в священном браке.

Психея появляется в греческом искусстве уже в 4 веке до нашей эры.

Психея, оживлённая поцелуем Купидона (Эрмитаж)

  • Название:                   Психея, оживлённая поцелуем Купидона
  • Художник:                 Антонио Канова
  • Год:                   1787-1793
  • Место создания:    Италия
  • Материал:            Мрамор
  • Размеры        155 см × 168 см (61 дюйм × 66 дюймов)
  • Тип:                  Мифологическое искусство 
  • Музей:           Эрмитаж

Антонио Канова

Антонио Канова (1757 – 1822) был итальянским неоклассическим скульптором, известным своими мраморными скульптурами. Канова считался одним из величайших художников-неоклассиков; барокко и классическое возрождение вдохновили его творчество. С

страсть анова к скульптуре была либо Героической композицией, композицией Грации, либо могильным памятником. Канова был признанным успешным скульптором, и его мастерство и талант очевидны в его работе «Психея, возрожденная поцелуем Купидона».

Антонио Канова родился в Венецианской республике. Его отец был каменотесом и умер, когда Канове было три года.

К счастью, он попал на попечение деда по отцовской линии, каменщика и скульптора, который специализировался на алтарях со статуями и барельефами. Его дедушка привел Антонио к искусству скульптуры.

В возрасте девяти лет Антонио Канова построил две маленькие святыни из каррарского мрамора, которые существуют до сих пор. После этих работ он работал у своего деда скульптором.

Антонио Канова работал в Венеции, Риме, Франции и Англии, и к 1800 году Канова был самым известным художником в Европе.

Он продвигал свою репутацию, публикуя гравюры своих работ и делая мраморные версии гипсовых слепков в своей мастерской.

Он был настолько успешным, что у него были покровители со всей Европы, включая Францию, Англию, Россию, Польшу, Австрию и Голландию. В 1820 году Канова изготовил статую Джорджа Вашингтона для штата Северная Каролина.

Антонио Канова

  • Имя:                Антонио Канова
  • Родился:                    1757 – Поссаньо, Венецианская республика
  • Умер:                    1822 (64 года) – Венеция, Ломбардия – Венеция
  • Национальность:         Итальянец
  • Механизм:         Неоклассический
  • Известные работы:
    • Психика, возрожденная поцелуем Купидона
    • Три грации (Эрмитаж)
    • Три грации (Музей Виктории и Альберта)
    • Персей с головой Медузы (Метрополитен-музей — MET)
    • Полина Бонапарт в роли Венеры-победительницы

Введение в историю искусств: Психея, возрожденная поцелуем Купидона

Виртуальный тур по Лувру

  • Картины
    • «Мона Лиза» Леонардо да Винчи 
    • «Руджеро, освобождающий Анжелику», Жан-Огюст-Доминик Энгр
    • «Купальщица из Вальпинсона», Жан-Огюст-Доминик Энгр
    • «Турецкая баня» Жана-Огюста-Доминика Энгра
    • «Большая одалиска» Жана-Огюста-Доминика Энгра
    • «Персей и Андромеда» Иоахима Втеваля
    • «Автопортрет с дочерью Жюли» Луизы Элизабет Виже-Лебрен
    • «Богоматерь с младенцем и святой Анной» Леонардо да Винчи
    • «Людовик XIV Французский» Гиацинта Риго
    • «Резня на Хиосе» Эжена Делакруа
    • «Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло
    • «Дева в скалах» Леонардо да Винчи
    • Эжен Делакруа «Смерть Сарданапала»
    • «Психика, возрожденная поцелуем Купидона», Антонио Канова
    • Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ»
    • «Аркадские пастухи» Николя Пуссена
    • «Кружевница» Йоханнеса Вермеера
    • «Механик и его жена» Квентина Матсиса
    • «Гадалка» Караваджо
    • «Портрет Бальдассаре Кастильоне» Рафаэля
    • «Карл I на охоте» Антониса ван Дейка
    • «Старик и его внук» Доменико Гирландайо
    • «Вулкан, преподносящий Венере оружие для Энея», Франсуа Буше
    • «Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи
    • Автопортрет Элизабет Софи Шерон
    • Времена года Николя Пуссен
    • «Смерть Марата» Джоаккино Джузеппе Серанджели по мотивам Жака-Луи Давида
    • «Клятва Горация» Жака-Луи Давида
    • «Коронация Наполеона» Жака-Луи Давида
  • Египетские древности
    • Палитра охотников
    • Эхнатон и Нефертити
    • Сидящий писец
    • Фаюмский портрет мумии —
  • Ближневосточные древности
    • Свод законов Хаммурапи
    • Гудеа, князь Лагаша
    • Стела Победы Нарам-Сина
    • Статуя Эбиха-Иля
  • греческих, этрусских и римских коллекций
    • Крылатая Победа Самофракии
    • Венера Милосская
  • Скульптура
    • Могила Филиппа Пота
    • «Мятежный раб» Микеланджело
    • «Умирающий раб» Микеланджело
  • Основные моменты Лувра

Виртуальный тур по Эрмитажу

  • «Мадонна Литта», приписываемая Леонардо да Винчи
  • Композиция VI Кандинского
  • «Портрет Доньи Антонии Сарате» Франсиско Гойи
  • «Белый дом ночью» Винсента Ван Гога
  • «Три грации» Антонио Канова
  • Египетская коллекция в Эрмитаже
  • Камея Гонзага
  • «Психика, возрожденная поцелуем Купидона», Антонио Канова

Психея, возрожденная поцелуем купидона

Психея, возрожденная поцелуем купидона

~~~

90 037 «В каждом каменном блоке есть статуя, и задача скульптора — обнаружить это. »
– Микеланджело

~~~


Фото:  1) Саилко [CC BY 3.0 (https://creativecommons.org/licenses/by/3.0)], из Викисклада 2) Я, Саилко [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/)]  ; Автор Stebanoid (собственная работа) [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], через Викисклад 2) CC BY-SA 2.5, ссылка Yair Haklai

Популярно на этой неделе
Спонсор вашей любимой страницы

Присоединяйтесь к программе JOM Membership

Поддержите шедевр с ВЫБОРОМ ВАШЕГО ИМЕНИ за 5 долларов

ПОИСК
Искать:

Психея, возрожденная поцелуем Купидона работы Кановы

Настоящая жемчужина виртуозности, Психея, возрожденная поцелуем Купидона — мраморная скульптура, созданная между 1787 и 1793 годами Антонио Кановой. Скульптор изобразил любовные объятия двух главных персонажей греческой мифологии: Любви, или Купидона на латыни, и души, Психеи.

Антонио Канова, Психея, возрожденная поцелуем Купидона , 1787-1793, Лувр, Париж, Франция. Фото Кимберли Вардеман из Wikipedia Commons (CC BY 2.0).

Прекрасная Психея, или Бессмертие души

Пророчество объявило, что юная принцесса Психея вырастет и станет более восхитительно красивой, чем сама Афродита. Последняя в ярости приказала своему сыну Купидону заставить Психею безумно влюбиться в самое уродливое существо на свете. Хотя он был готов выполнить свою миссию, вместо этого Купидон сам влюбился в Психею.

Он послал оракула к отцу молодой женщины, прося его надежно спрятать ее. Запертую в роскошном дворце, Психею каждую ночь посещал Купидон. Однако она воздерживалась от взгляда на его лицо, чтобы не узнать его личность. Однажды ночью Психея не выдержала и наблюдала за спящим возлюбленным при свете фонаря. Когда капля горячего масла падает на кожу юного бога, он улетает.

Психея в поисках возлюбленного стала рабыней Афродиты. Афродита приказала Психее принести из Аида пузырек, который она не должна открывать. Психея не выдержала и открыла бутылку. Вдохнув пары, она погрузилась в смертельный сон, который может разбить только Купидон. Купидон поцеловал ее и вернул к жизни. Скульптура Кановы запечатлела этот момент. Амур, узнаваемый по колчану и стрелам, отдыхает на скале, где без сознания лежит его возлюбленная.

Антонио Канова, Психея, возрожденная поцелуем Купидона , 1787-1793, Лувр, Париж, Франция. Деталь.

Антонио Канова и его искусство

Будучи крупным скульптором конца 18 века, Антонио Канова пользовался значительным признанием в Европе. Он родился в провинции Тревизо, которая в то время принадлежала Венецианской республике, и поступил в Венецианскую академию как художник и скульптор. В 1779 году он переехал в Рим и быстро оказался во главе большой мастерской, которую посещали многие путешественники.

Канова разработал уникальный стиль под влиянием своих многочисленных исследований античного искусства. Он создал неоклассическое искусство, где его персонажи имеют утонченные формы и спокойные взгляды. Большое значение художник придает линии и рисунку, четкие контуры которых встречаются в его скульптурах. Тесей и Минотавр, , завершенная в 1782 году, является первой скульптурной группой, в которой Антонио Канова разработал этот стиль, вдохновленный прославленным Торсом Бельведера в Ватикане.

Антонио Канова, Тесей и Минотавр, 1782, Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания.

Продуманная композиция

Именно во время своего визита в Геркуланум Канова нашел вдохновение для создания мраморной скульптуры Купидона и Психеи. Он скопировал обнаруженную там римскую картину, на которой мужчина присел и склонился над лежащей женщиной, протянувшей к нему руки.

Соединение этих двух положений позволило скульптору создать устойчивую форму пирамиды для своего мраморного блока, с ногами фигур в качестве основания и кончиком крыла, формирующим вершину конструкции. Антонио Канове удалось соединить цельную композицию и динамизм, придающий визуальной силе произведение. В пьесе есть естественное движение, от правой ноги Купидона до объятий его рук, которые поднимают Психею, и, наконец, до вертикального расправления его крыльев.

Антонио Канова, Психея, возрожденная поцелуем Купидона, 1787-1793, Лувр, Париж, Франция.

Канова, или Искусство оживления мрамора

Предмет этой скульптурной группы древний; однако его форма значительно отличается от него. В то время как греки и римляне лепили тела, подчеркивая анатомию и мышцы, Канова решил очистить тело. Плавность линий, изящество и мягкость анатомии стройных тел заменили древнюю возвышенность мускулатуры. Этот стиль ставит искусство Кановы в неоклассическое движение второй половины 18 века.

Антонио Канова, Психея, возрожденная поцелуем Купидона , 1787-1793, Лувр, Париж, Франция. Деталь.

Чтобы наилучшим образом передать гибкость и изящество тел влюбленных, Антонио Канова использовал различные приемы на своем мраморном блоке. Мраморное зерно не одинаково во всех частях работы; например, сравните драпировку над Психеей и скалу.