Правильно поставленная речь: Как научиться красиво говорить и излагать свои мысли

Содержание

Как научиться красиво говорить и мыслить нестандартно: грамотная речь

Содержание

  • 1 Какая она — красивая и грамотная речь?
  • 2 Постановка речи для умения говорить красиво
  • 3 Как научиться красиво говорить и излагать свои мысли?
  • 4 То, что хочется сказать в заключение

Как научиться красиво говорить? Каждому хочется свободно доносить свои мысли, достойно выглядеть в глазах собеседника, завоевывать к себе интерес, пользоваться успехом.

А что для вас — красивая и грамотная речь:

  • возможность озвучивать красивые мысли, передавать свое возвышенное настроение;
  • умение влиять на людей, управлять их поступками;
  • качество человека с высокой самооценкой;
  • одно из условий становления в профессии? —

давайте поговорим на эту тему.

Какая она — красивая и грамотная речь?

Говорить красиво и грамотно — это искусство.


Когда хорошо поставленная речь:

  • льется легко, не спотыкаясь и не спеша;
  • не пестрит словами-паразитами;
  • воодушевлена и эмоционально окрашена;
  • сопровождается умеренной мимикой и жестикуляцией;
  • содержательна и грамотно выстроена,

можно говорить об искусстве красноречия.

А знаете почему? Потому что красивой и правильной речью обладает не каждый, а только энергичный, уверенный в себе, образованный человек. Это его энергия посредством слова течет к слушателю и воздействует на него. По-разному, конечно.

Когда говорит гармоничный человек, его речь завораживает, проникает в самые тайные уголки души, наполняет теплом, вызывает доверие и симпатию, мотивирует к развитию и самосовершенствованию. Хочется слушать и воплощать в жизнь свои самые смелые мечты.

И напротив, речь искусного оратора может содержать призыв, например, к военным действиям. История знает немало таких примеров. И чем более такая речь эмоциональна, тем больший успех будет иметь.

Ну что, хотите сделать свою речь красивой?

Постановка речи для умения говорить красиво

Техника красивой и грамотной речи включает в себя такие обязательные элементы, как:

  • Дикция. Отчетливое произношение звуков дает возможность четко выговаривать слова и быть понятым слушателем.
  • Громкость голоса. Умение менять силу своего голоса, не кричать, не говорить сипло или визгливо для того, чтобы быть услышанным — это значит, правильно разговаривать и уважать слушателя.
  • Темп речи. Навык говорить быстро или медленно, не тараторя и не тормозя, помогает донести до собеседника смысл сказанного вами.
  • Тембр голоса. Приятное звучание, не слишком высокое или низкое, лучшим образом сказывается на восприятии и информации, и вас как личности.
  • Интонация. С нею ваша речь не звучит монотонно, а слушатель не устает и не теряет интерес.
  • Грамотность. Правильно ли произносятся слова, ставится ударение, строятся словосочетания и предложения напрямую связано с понятиями “правильно говорить”и “грамотно разговаривать”.
  • Чистота. Отсутствие слов-паразитов: короче, типа, как бы, ну, это самое, в общем, собственно говоря, в принципе, допустим, кстати, кажется, вообще, на самом деле, не изменяет смысл сказанного, но делает вашу речь намного приятней слуху.
  • Словарный запас. Чем он богаче, тем выразительней звучит ваша речь.
  • Точность. Когда используются слова, наилучшим образом выражающие вашу мысль, а сама речь структурирована, вас поймут быстрее, чем когда на слушателя льется вода.
  • Выразительность. Речь, богатая синонимами, метафорами, образными выражениями и другими языковыми средствами, производит впечатление и запоминается надолго.
  • Мимика и жестикуляция. Правильно говорить слова — этого мало. Куда деть руки? А лицо? Спокойные движения руками и живое лицо передадут ваше доброжелательное внутреннее состояние, и слушатель это оценит!

Посмотрите, как об осени пишет классик русской литературы:

Красиво? Попробуйте воспроизвести этот отрывок, отчетливо выговаривая слова, мягко, не слишком громко, соблюдая интонацию и сопровождая все это плавными движениями рук. А теперь, когда образ оратора вами создан, можно приступать к делу:)

Итак, если вы все еще хотите научиться красиво выражать свои мысли и правильно говорить, давайте работать:)

Как научиться красиво говорить и излагать свои мысли?

Учимся говорить правильно, даже зная, что развитие красноречия — процесс продолжительный. И если вы настроены решительно, вот несколько проверенных способов этому научиться:

1. Работайте над дикцией.

Научиться четко и внятно говорить помогут артикуляционная гимнастика, массаж языка, проговаривание скороговорок и другие упражнения для развития речи у взрослых.

2. Практикуйтесь и овладевайте навыками регулировать силу голоса, его тембр, темп речи и интонацию.

Для этого не обойтись без “самопрослушивания”. Сделайте аудио- или видеозапись со своим участием в уроке “Говори правильно!” и послушайте, как у вас получается прочесть отрывок из любого литературного произведения. Оцените услышанное на предмет правильности речи. Попросите дать оценку своих близких, не забудьте поблагодарить их за конструктивную критику:)

Чтобы поставить речь и научиться хорошо говорить поможет дыхательная практика. Размеренное дыхание сделает уверенным голос, мягким тембр, спокойной речь и живой интонацию.

3. Позаботьтесь о том, чтобы говорить грамотно.

Сейчас речь вот об этом: приоткрытая настежь дверь, оплачивайте за проезд, в полуторастах километрах — так не надо.

Как правильно научиться говорить грамотно? Для начала можно вспомнить базовые школьные знания по русскому языку. Это поможет тем, кто хочет научиться грамотно разговаривать на нем.

Старайтесь правильно общаться с людьми, подбирая грамотные слова для общения.

Художественная литература, театры, выставки, общение с образованными людьми — повышение своего культурного уровня поможет развивать речь и научиться говорить красиво.

4. Увеличивайте словарный запас.

Для того, чтобы пополнить свой словарный запас и правильно поставить свою речь, читайте вслух художественную литературу — так лучше запоминается. Находите интересные выражения, добавляйте их в свой обиход. Обращайте внимание на то, как правильно произносить слова.

Записывайте отдельные понравившиеся отрывки. Подбирайте синонимы к знакомым словам, а за смыслом новых обращайтесь к толковому словарю. Это необходимо для того, чтобы научиться красноречиво говорить.

Слова-паразиты сами собой исчезнут за ненадобностью заполнять паузы в поисках нужного слова.

5. Будьте внутренне собранными и одновременно свободными и раскованными.

Это даст возможность не потерять нить повествования, донести смысл речи до слушателя и в то же время сделать ее яркой и живой.

Чтобы обладать этими качествами, нужны уверенность в себе и позитивный настрой.

Чтобы научиться правильно формулировать свои мысли, красиво и грамотно излагать их, развивайте свой творческий потенциал. Это позволит мыслить нестандартно, развивать креативное мышление, выражать свои мысли оригинально и нескучно.

Говорить грамотно, красиво, уверенно, живо, нестандартно, попадая “в самую точку”, без пауз, заполненных словами-паразитами, общаясь при этом со слушателем и языком жестов тоже — вот к чему надо стремиться. У вас получится!

То, что хочется сказать в заключение

Ваше желание развивать свою речь и говорить красиво похвально, но не забывайте, что главное — это посыл. Какую энергию будет нести ваша красивая и грамотная речь? Пусть она будет творческой и созидающей.

20 секретов развития красивой грамотной речи

Нам всем со школьной скамьи твердят, как важно и нужно развитие грамотной речи для учебы, работы, общения, взаимопонимания. И мы все примерно понимаем, что имеется в виду. Почему же тогда эта проблема все еще актуальна для значительной части взрослого населения? А дело как раз вот в этом «примерно», когда вроде все понятно, а что именно – так сразу и не скажешь.

Давайте предметно разберемся, что такое грамотная речь, и тогда нам всем станет ясно, как над ней работать. На нашей программе «Современная риторика» мы разбираем все аспекты грамотной речи самым подобным образом и учимся говорить красиво и правильно. Однако некоторые секреты нашего платного курса мы готовы раскрыть прямо сейчас. Итак, что же такое «грамотная речь»?

Что такое «грамотная речь»?

Грамотная речь – это умение изъясняться литературным языком так, чтобы донести свою мысль до собеседника, читателей или слушателей, быть правильно понятым и исключить двоякое толкование своего месседжа.

Мы все помним облетевшую в свое время все юмористические сайты выдержку из школьного сочинения про Алешу Поповича на коне, который «наклонил голову и щиплет травку». В целом, конечно, понятно, что травка в контексте «щипать» заинтересует скорее коня, чем Алешу Поповича. Однако считать такую подачу мысли в сочинении грамотной никак нельзя.

В раздел «юмор» можно отправить и обсуждение на форуме молодых матерей, когда в ответ на вопрос «Ребенок не хочет есть мясо, чем можно заменить?» какой-то шутник посоветовал заменить «собакой, потому что собака всегда хочет есть мясо». Можно, конечно, сказать, что слово «чем» может относиться только к неодушевленному предмету, поэтому вопрос должен быть понятен.

Однако можно и ответить, что людям некогда вчитываться и лучше сразу уточнять, что именно вы хотели бы заменить: ребенка или мясо. Тем более что уровень жизни многих российских семей не слишком высок и поговаривают, что в многодетных семьях нагулявших аппетит детей не кормят, а бьют, пока не видят сотрудники ювенальной юстиции. Это была шутка, а если серьезно, то неграмотные формулировки могут существенно исказить любую, даже самую умную мысль.

Ничуть не меньше читателей юмористических порталов смешит обсуждение имиджа одного известного актера, который «побрился налысо и сделал это своей визиткой». Изумленная собеседница только и смогла поинтересоваться, как же актер «смог побриться налысо визиткой».

Примеров таких казусов при желании можно найти очень много. У нас же есть желание, чтобы с вами таких казусов не случалось, поэтому разберем детальнее, из чего складывается красивая грамотная речь и как научиться говорить красиво и грамотно.

Литературный язык как составляющая грамотной речи

Под литературным языком подразумеваются нормы языка, которые обязательны для использования в официальных документах, системе образования, науке, культуре, публицистике, художественной литературе. Именно на них и следует ориентироваться в повседневной жизни и ежедневном общении.

Так, в любом языке существуют свои правила построения предложений. Где-то они очень строгие, как, например, в английском языке. Там предусмотрен определенный порядок слов для повествовательных и вопросительных предложений. В русском языке зачастую достаточно сменить интонацию, чтобы сделать повествовательное предложение вопросительным.

Однако во всех случаях должно быть четко понятно, где тут подлежащее, где сказуемое, и к какому из слов относится глагол. Например, глагол «щиплет» или любой другой, встретившийся нам в предложении. Кроме того, все слова должны быть согласованы между собой и корректно употребляться в нужном числе, склонении, спряжении.

И, конечно, литературный язык не приемлет слов-паразитов и неоправданно частого повторения междометий и прочих вспомогательных лексических единиц. Все эти «ну», «это», «вот» могут играть роль вводных слов, но никак не слов-связок в предложении.

Если с пониманием всего вышеизложенного пока есть нюансы, рекомендуем нашу программу «Русский язык», после которой станет понятно, как сделать речь грамотной. Также вам поможет «Книга о хорошей речи», где на примерах из классики разобраны особенности правильной русской речи и приемы усиления ее выразительности [Д. Розенталь, И. Голуб, 1997].

К слову, соавтор книги Дитмар Эльяшевич Розенталь (1900-1994) является составителем «Справочника по правописанию и стилистике» русского языка [Д. Розенталь, 1997]. Кроме того, он выступает соавтором знаменитого «Словаря трудностей русского языка», который также полезен для желающих научиться красивой грамотной речи [Д. Розенталь, М. Теленкова, 2003].

Эти и многие другие книги, словари, справочники по правописанию обладают поистине чудодейственным эффектом, когда грамотная речь и русский язык обретают совершенно иное, качественно новое звучание. И, кстати, расширяют словарный запас.

Словарный запас для красивой грамотной речи

Наша речь состоит из слов. Грамотная речь и словарный запас идут рука об руку. Именно поэтому мы в нашей статье постоянно обращаемся к такому понятию, как «слово» в контексте «порядок слов», «согласование слов», «слова-связки», «слова-паразиты» и т. д.

Для того чтобы грамотно выразить свою мысль и правильно сложить слова в предложение, у человека «должно быть, что складывать». Иначе потом придется извиняться за свое косноязычие насмешившей фанатов одной певицы фразой «У меня не очень большой этот… как его… словарный запас!»

Тут есть только один универсальный совет: больше читать. Предпочтение следует отдавать классике и прочим, выверенным с лингвистической точки зрения, образцам литературного творчества.

Кроме того, весьма развивает кругозор и пополняет словарный запас чтение литературы по специальностям, смежным с вашей основной профессией. С одной стороны, вы точно поймете, о чем речь. С другой стороны, вы будете узнавать много нового, новые слова, новые термины, которые затем сможете использовать в повседневной практике.

Еще очень полезны книги, посвященные собственно особенностям русского языка и нюансам применения тех или иных слов. Например, «Слово о словах» известного писателя Льва Успенского (1900-1978) [Л. Успенский, 1971]. Не менее интересна книга писателя Корнея Чуковского (1882-1969) «Живой как жизнь», посвященная русскому языку [К. Чуковский, 1962].

Конечно, за прошедшие с момента выхода этих книг десятилетия в русском языке появилось немало новых слов и речевых оборотов. Быть в курсе изменений и изъясняться грамотно в современном сотрясаемом переменами мире вам поможет книга известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» [М. Кронгауз, 2007].

Другие полезные книги для грамотной речи вы найдете в обзоре «9 лучших книг для развития речи и словарного запаса» [М. Лисицына, 2017]. В общем, читайте, читайте и снова читайте! Идея не нова, однако лучше пока ничего не придумали.

Техника речи

Техника речи – это набор практических навыков изложения информации в устном формате или, если проще, то, как мы говорим. Если грамотная письменная речь достигается путем работы над словарным запасом и литературными нормами языка, для речи устной важно еще и донести красиво сформулированную мысль так, чтобы она не утратила своей красоты и силы.

Именно этому посвящен наш специальный курс «Развитие голоса и речи». Пройти этот курс можно буквально за пару месяцев, а грамотно поставленная речь будет вашим верным спутником на всю жизнь. Красивая грамотная устная речь невозможна без хорошо поставленного голоса, поэтому над голосом нужно работать, даже если вам кажется, что у вас и так все хорошо.

Уточним, что голос – это звук, который формируется с помощью выдыхаемого воздуха, колебаний голосовых связок и резонирования воздушного потока внутри полостей организма: глотки, трахеи, ротовой и носовой полостей, черепной коробки.

Условно различают 4 резонатора: грудной, головной, ротовой и носовой. Условно потому, что названия резонаторов придуманы, исходя из того, где субъективно ощущается звук, и тут не имеется в виду, что, допустим, грудной резонатор – это некая единая полость или нечто конкретное, как какой-либо орган в организме. Названия резонаторов – это скорее для удобства работы логопедов, преподавателей сценической речи, вокала, ораторского мастерства и прочих дисциплин, где, так или иначе, задействуются голос и речь.

Подробно о характеристиках и свойствах голоса мы рассказываем в уроке №2 курса «Развитие голоса и речи». Там же можно найти упражнения, как работать над каждым из резонаторов и как соединить резонаторы для красивого звучания голоса.

Для того чтобы получилось соединить резонаторы и зазвучать красиво, важно работать над опорой голоса. Для мощного красивого звука важно научиться задействовать нижнюю часть легких и делать настолько глубокий вдох, чтобы нижние ребра слегка «разошлись», а бока и живот немножко надулись.

Такой глубокий вдох является залогом того, что вам хватит дыхания на длинную фразу, а голос не потеряет силу и полетность к концу предложения. В то же самое время, не стоит делать избыточно глубокий вдох, чтобы не создавать избыточного давления на голосовые связки.

Необходимость и достаточность любых действий нарабатывается с практикой, а для лучшего контроля над голосом и речью важно следить за состоянием своего тела: плечи должны быть на месте и не должны подниматься при вдохе, мышцы должны быть свободны и не должны быть «зажаты», в горле не должно возникать ощущения «сдавленности».

В целом, хороший оратор может говорить часами, не уставая и не напрягая голосовые связки, «переложив» основную работу на мышцы и направляя поток выдыхаемого воздуха в нужные резонаторы. Для более высокого и звонкого голоса следует задействовать головной резонатор, для более глубокого и томного звучания нужен грудной резонатор.

Кроме того, улучшить звучание голоса можно при помощи развития дикции и правильной артикуляции, которая должна быть достаточной, но не должна быть избыточной. Слишком старательное артикулирование звуков ведет к мышечным зажимам и придает неприятный оттенок голосу, а недостаточная артикуляция делает речь нечеткой и неразборчивой. Как найти «золотую середину», работая над дикцией и артикуляцией, вы узнаете из урока №3 курса «Развитие голоса и речи».

Следующий нюанс, напрямую влияющий на красоту речи и ее восприятие как грамотной или не очень грамотной, – это интонация. Так, если вы задаете вопрос, но не придаете голосу вопросительную интонацию, ваши собеседники могут попросту не понять, что вы хотите у них что-то спросить.

Еще хуже, если вы не можете взять голос под контроль настолько, чтобы выделить ударные слоги. Если в устной речи не ставить ударения там, где нужно, такая речь бедует казаться безграмотной. Для тренировки интонирования рекомендуется чаще читать вслух стихи и прозу. А также пытаться имитировать разные эмоции при чтении (радость, грусть, задумчивость и прочие). Больше информации о работе над интонацией вы найдете в уроке №4 курса «Развитие голоса и речи».

Немаловажны тембральная окраска и высота голоса. Вам точно приходилось слышать нечто наподобие «какой бархатистый тембр», «какой молодой звонкий голос» в отношении кого-либо из говорящих. Это как раз про тембр и звуковысотность.

Тембр и высота голоса в изрядной степени предопределены от рождения нашими анатомическими особенностями строения голосового аппарата. Однако можно поработать над тембром и высотой голоса и научиться управлять ими. Как именно, читайте в уроке №5 курса «Развитие голоса и речи». Или прямо сейчас выполните 5 упражнений для голоса, направленных на улучшение ключевых характеристик звучания:

В принципе, человек способен научиться регулировать практически все характеристики своего голоса:

  • Силу и громкость голоса, чтобы звучать одинаково внятно и когда речь громкая, и когда тихая.
  • Тембр и высоту голоса, расширив разговорный диапазон и сделав речь более выразительной.
  • Подвижность голоса, научившись быстро переходить с высокого голоса на низкий, с громкого на тихий и обратно.
  • Полетность голоса, чтобы речь была отчетливо слышна даже в дальнем углу большой аудитории без необходимости напрягать голосовые связки.
  • Темп и ритм речи, позволяющий говорить не слишком быстро и не слишком медленно и обеспечить комфортный режим восприятия информации.
  • Чистоту и благозвучность речи, позволяющую произносить слова без лишних призвуков, сиплости, гнусавости, ощущения зажатости и напряжения в голосе.

Заметим, что на характеристики голоса и речи влияют не только анатомия и работа над собой, но и наличие либо отсутствие заболеваний органов дыхания и нарушений в речевом аппарате. Так, при заикании или картавости красивая, правильная и грамотная речь попросту невозможна, потому что из текста «выпадают» буквы и слоги, нарушаются темп и ритм звучания, затрудняется процесс интонирования и выделения смысловых частей сообщения.

Если речь идет о развитии грамотной речи у ребенка, его следует, в первую очередь, показать психотерапевту и неврологу, чтобы исключить задержки умственного и, как следствие, речевого развития. Речь и интеллект тесно взаимосвязаны, а разновидностей нарушений в этой сфере очень много, поэтому не стоит полагаться на самодиагностику или на то, что все «пройдет само».

Кроме того, ребенка следует обследовать у отоларинголога и фониатра на предмет наличия заболеваний органов, ответственных за звукоизвлечение. Таких заболеваний и нарушений, влекущих за собой проблемы с голосом и речью, настолько много, что мы им посвятили специальный урок №8 в курсе «Развитие голоса и речи».

Физические дефекты речевого аппарата, такие как неправильный прикус или укороченная подъязычная связка (так называемая «уздечка») успешно устраняются, если вовремя спохватиться и принять меры. Далее следует поработать с логопедом, который поставит правильное звукоизвлечение и поработает над речью.

Чем раньше показать ребенка логопеду, тем больше шансов на успех. Во взрослом возрасте, когда формирование речевого аппарата и речевых привычек уже завершилось, изменить что-либо радикально уже практически невозможно. Однако всегда можно научиться говорить лучше, чем вы говорили раньше, и такой возможностью нужно обязательно воспользоваться.

Для этого мы вас приглашаем на нашу программу «Современная риторика», где вы узнаете, как научиться грамотной речи и что для этого нужно, во всех нюансах и подробностях. Кроме того, рекомендуем книги, которые помогут натренировать красивую и грамотную устную речь. Это, в частности, книга «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013].

Для желающих научиться говорить «на публику» полезна книга «Основы ораторской речи» [Н. Кохтев, 2013]. Имеющим далеко идущие амбиции и развивающим голос и речь с прицелом на дальнейшую актерскую карьеру советуем издание «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е. Царегородцева, 2016]. Много полезных упражнений можно найти в книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» [В. Емельянов, 2015].

И, конечно, нельзя обойти вниманием книгу известного консультанта по вопросам лидерства Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора. 10 глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично» [Р. Гандапас, 2016]. Кстати, там содержится немало практических советов, как научиться красивой грамотной речи, о которых мы сейчас расскажем подробнее.

Как научиться красивой грамотной речи

Мы уже достаточно плотно затронули вопрос, как развить грамотную речь и как научиться говорить красиво. Теперь подытожим все вышеизложенное, откроем еще несколько секретов и дадим еще несколько практических советов, которые, в свою очередь, дадут достаточно быстрый результат.

Топ-20 секретов красивой грамотной речи:

  1. Много читать: классику, художественную литературу, специальную и профессиональную литературу, научно-популярные издания.
  2. Много читать вслух: стихи, рассказы, анекдоты, театральные репризы, да хоть учебник квантовой механики. Главное, читать вслух с выражением и настроением.
  3. Пополнять словарный запас: этому способствуют чтение, просмотр научно-популярных передач, общение с профессионалами из разных сфер деятельности.
  4. Ликвидировать пробелы в знаниях языка: грамматики, орфографии, синтаксиса.
  5. Избавиться от слов-паразитов: бесконечные «ну», «это», «вот» мешают воспринимать суть, а то и попросту раздражают слушающих.
  6. Целенаправленно работать над техникой речи: дыханием, дикцией, артикуляцией, темпом, тембром, громкостью, звуковысотностью, благозвучием и полетностью голоса.
  7. Следить за здоровьем: организма в целом и дыхательных путей в частности. Здоровье – это ваша жизненная энергия, который вы сможете поделиться со слушателями, и ваша техническая возможность произнести все звуки четко, внятно, красиво.
  8. Научиться справляться с беспокойством, если предстоит ответственное выступление или важная встреча: выпрямить осанку, сделать серию глубоких вдохов и выдохов, попробовать говорить чуть медленнее, чем обычно.
  9. Отрабатывать мимику и жесты: невербальные сигналы способны многократно поднять доверие к вашей речи, если вы научитесь использовать их правильно.
  10. Освоить актерское мастерство: артистичного спикера всегда слушают более охотно, а его речь с большей вероятностью будет воспринята как красивая и грамотная.
  11. Заранее представлять результат, который хотите получить: это позволяет структурировать мысли, изъясняться по существу и подбирать нужные интонации, хотите ли вы устроиться на работу топ-менеджером, убедить аудиторию бросить курить или клиента подписать договор, уговорить мужа купить вам шубу или «поднять» публику на танцпол в качестве ведущего вечеринки.
  12. Репетировать и отрабатывать выступление: составить план или полный текст выступления, проговорить его вслух, подкорректировать сложные для произношения моменты, заменить длинные предложения более короткими, еще раз проговорить и записать текст на диктофон, еще раз подкорректировать текст и записать выступление на видео.
  13. Продумать, с чего начать выступление перед конкретной аудиторией или диалог с конкретным слушателем: в каком-то случае будет уместно поинтересоваться «Как дела?» или «Как настроение?», в каком-то сделать комплимент или поблагодарить аудиторию за интерес к вашему докладу.
  14. Продумать резюме и концовку выступления: например, тезисно подытожить основные мысли и сказать нечто вдохновляющее, почему все должны проникнуться вашими идеями, взять вас на работу, подписать с вами договор, бросить курить, купить вам шубу или прямо сейчас идти танцевать.
  15. Запрашивать обратную связь и стимулировать взаимодействие: по некоторым подсчетам, люди забывают до 90% того, что слышат, 60% того, что видят, и только 10% того, что делают [Р. Гандапас, 2016]. Поэтому стоит задавать вопросы по ходу своего выступления, позволять высказаться собеседнику, давать задания аудитории и т.д.
  16. Делить на смысловые части любое выступление длительностью более 20 минут: для каждой такой части применимы все рекомендации, как для самодостаточного выступления. Между частями можно делать паузы для вопросов и ответов или отдыха, а следующую часть начинать с вопросов «Отдохнули немного? Тогда давайте продолжим?»
  17. Иногда ошибаться: не обязательно явно и грубо, сказав, что дважды два будет пять. Вполне достаточно для какого-нибудь второстепенного факта уточнить, что вы не помните в точности всех деталей, поэтому изложите только суть. Так вы расположите к себе аудиторию и, возможно, дадите кому-то ощутить собственную значимость и «помочь» вам вспомнить детали упомянутого факта или события.
  18. Анализировать свои ошибки и исправлять: если это возможно по ходу выступления, делать это по ходу выступления, если можно сделать после перерыва, делать после перерыва, если нет, учесть на будущее. Много лет тому назад одну измотанную гастролями, запутавшуюся в названиях городов и плохо говорящую по-русски певицу разыграли, сообщив ей, что сейчас у них концерт в Мухосранске. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволил ей почувствовать настроение слушателей, понять, что тут что-то не так и вскрыть розыгрыш, а второе отделение пришлось начать с извинений за первое отделение, которое певица начала словами «Привет, Мухосранск!»
  19. Искать и находить вдохновляющие примеры: слушать живые и онлайн-лекции, выступления политиков и парламентариев, интервью певцов и артистов. Так вы скорее найдете полезные лайфхаки, которые помогут сделать вашу речь более красивой и яркой.
  20. Всегда помнить, что с людьми нужно общаться, а не просто выступать перед ними или доносить до них свои мысли. И тогда ваша речь будет восприниматься положительно независимо от того, является ли она безупречно грамотной или вы пока только работаете над этим.

Практически все вышеперечисленное касается не только устной, но и письменной речи. В том и другом случае мы пользуемся все теми же словами, фразами, речевыми оборотами, с чего-то начинаем и чем-то завершаем свое обращение, имеем какую-то цель и хотим, что нас правильно поняли и содействовали в достижении нашей цели. Разница лишь в формате донесения информации: устном или письменном. И, конечно, в любом случае наша речь должна быть грамотной, потому что это облегчает восприятие и понимание информации.

И вот тут хотелось бы затонуть еще один аспект. А зачем нам всем развивать грамотную речь? Так ли уж важно, чтобы нас всегда и все понимали правильно? Быть может, если кто-то что-то не понял, так это его проблемы, а не ваши?

Конечно, такое тоже может быть. Иногда встречаются индивиды, которым тяжело что-либо объяснить даже самым правильным литературным языком и хорошо продуманными формулировками ввиду их, то ли не слишком большой сообразительности, то ли слабой способности к концентрации внимания.

И действительно, это их проблема, потому что такие люди обычно не преуспевают ни в учебе, ни в работе, ни в личной жизни, потому что не могут внятно объяснить, чего они хотят. Если вы заинтересованы преуспеть во всех вышеперечисленных сферах, грамотная речь вам необходима.

Для чего нужна грамотная речь:

  • Для общения и взаимопонимания.
  • Для передачи информации.
  • Для обмена сведениями.
  • Для адекватного и наиболее полного выражения собственных мыслей, эмоций, чувств.
  • Для успешной учебы: написания сочинений, выступления на семинарах, ответов «у доски», устных и письменных экзаменов.
  • Для успешной карьеры: написания резюме, прохождения собеседования, ведения переговоров, подготовки отчетов, презентаций, формулировки технических заданий, маркетинговых стратегий, рационализаторских предложений и прочего.
  • Для плодотворного творчества: написания художественной прозы, статей, обзоров, ведения личного блога, подготовки и проведения интервью, составления каталога своих картин, аннотаций к своим книгам, описаний к музыкальным альбомам.
  • Для преподавательской работы, в том числе в режиме онлайн.

Модная нынче тема онлайн-образования зиждется не только на том, чему учить и что рассказывать слушателям, но и как это делать. Крутой спикер всегда имеет больше шансов собрать подписчиков и поставить онлайн-обучение «на поток», нежели тот, кто так и не смог научиться красивой грамотной речи. Так что грамотная речь – это не только помощь в карьере наемного работника, но и вполне монетизируемый навык, на основе которого можно построить собственный бизнес.

Мы желаем, чтобы ваша речь была красивой и грамотной, чтобы вас всегда понимали правильно, а вы получали от жизни все, чего хотите. И, как обычно, у нас к вам один вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Риторика, 1Русский

Переосмысление правильной речи — Восьмеричный путь

Будда недвусмысленно говорил о важности того, как мы используем наши человеческие способности к речи и вербальному взаимодействию. Правильная Речь, также называемая Мудрой Речью или Добродетельной Речью, — это речь, которая порождает мир и счастье в себе и других.

Правильная речь является одной из пяти заповедей этического поведения, наряду с защитой жизни и отказом от убийства, взятием только того, что предлагается бесплатно, а не воровством, использованием своей сексуальной энергии способами, не причиняющими вреда себе или другим, и воздержанием от употребление интоксикантов до такой степени, что они затуманивают разум. Будда учил, что этичное поведение является основой практики медитации, а также основой, на которой зиждется наша жизнь и наш духовный путь. Будда назвал эти заповеди этического поведения «Пять даров», потому что, выполняя эти упражнения, мы предлагаем высший дар другим существам и самим себе: дар свободы от страха, враждебности и угнетения.

Что такое правильная речь?

Помимо того, что это одна из пяти заповедей, правильная речь также является одним из компонентов Благородного восьмеричного пути, наряду с правильным взглядом, правильным намерением, правильным действием, правильным образом жизни, правильным усилием, правильным осознанием и правильной концентрацией. Здесь снова слово «правильно» не является моральным суждением, противопоставляемым плохому или неправильному, а означает «ведущее к счастью для себя и других». Благородный Восьмеричный Путь — это путь к освобождению, который описывается как счастье, внутренний покой и свобода от страданий в этой жизни. Это также путь, который освобождает нас от будущих перерождений в мир страданий.

Будда был точен в описании Правильной Речи. Он определил ее как «воздержание от лживой речи, воздержание от злонамеренной речи, воздержание от грубой речи и воздержание от пустой болтовни». На просторечии это означает не лгать, не использовать речь способами, вызывающими раздор между людьми, не использовать бранные слова или циничный, враждебный или повышенный тон голоса, не заниматься сплетнями. Переформулированные в позитивном ключе, эти рекомендации призывают нас говорить только то, что является правдой, говорить так, чтобы способствовать гармонии между людьми, использовать приятный, добрый и нежный тон голоса и говорить осознанно, чтобы наша речь полезна и целеустремленна.

Правильная речь — это практика внимательности.

Внимательная речь

Правильная речь — это практика осознанности. Занимаясь этой практикой, мы стремимся к большему осознанию своего тела, ума и эмоций. Осознанность позволяет распознать то, что мы собираемся сказать, еще до того, как мы это скажем, и, таким образом, дает нам свободу выбирать, когда говорить, что говорить и как это говорить. Внимательностью мы видим, что сердце — это почва, из которой произрастает наша речь. Мы учимся сдерживать свою речь в моменты гнева, враждебности или замешательства и со временем приучаем сердце чаще склоняться к благотворным состояниям, таким как любовь, доброта и сопереживание. Из этих сердечных состояний естественным образом возникает Правильная Речь.

Практика Правильной Речи требует внимания к карме, или закону причины и следствия. Мы постоянно наблюдаем, что разные виды речи создают разные результаты. Использование речи определенными способами обеспечивает страдание, в то время как использование речи другими способами создает счастье. Есть тибетская молитва, в которой говорится: «Пусть у тебя будет счастье и причины счастья. Пусть ты будешь свободен от страданий и причин страданий». Когда мы поймем работу причины и следствия, мы сможем оценить, насколько глубока эта молитва.

Учение о Правильной Речи предполагает несовершенство. Наши «ошибки» являются жизненно важной частью нашего обучения. Нам нужно лгать, преувеличивать, приукрашивать, использовать резкую и агрессивную речь, заниматься бесполезным подшучиванием и говорить в неподходящее время, чтобы испытать, как использование речи таким образом создает напряжение в теле, волнение в уме и угрызения совести в уме. сердце. Мы также обнаруживаем, как неумелая речь ухудшает личные отношения и уменьшает возможность мира в нашем мире.

Правильное слушание

Поскольку Правильная речь занимает такое видное место в фундаментальных учениях Будды, мы знаем, что то, что мы могли бы назвать Правильным слушанием, как дополнение к Правильной речи, также очень важно. Но что такое правильное слушание?

Словарь Вебстера определяет «слушать» как «обращать внимание на звук» и «слушать с вдумчивым вниманием». Тем не менее, эффективное слушание означает внимание не только к звуку, и, следовательно, требует, чтобы мы использовали не только наши уши. По мере того как мы все больше способны привносить внимательность в обычное человеческое взаимодействие, мы обнаруживаем, что слушание означает внимание к нашим физическим ощущениям, мыслям и эмоциям, а также к голосу, выражению лица, жестам, паузам, глубинным значениям и богатым нюансам, которые сопровождать произнесенные слова других.

Этот тип слушания мастер дзэн Тик Нат Хан называет «глубоким слушанием». Это то, что врач Рэйчел Наоми Ремен называет «великодушным слушанием», буддийский учитель и тренер хосписа Джоан Галифакс называет «слушанием от всего сердца», а квакеры называют «благочестивым слушанием». Как и любая другая практика внимательности, Правильное слушание — это и навык, и образ жизни. В своей книге «Дзен слушания » Ребекка Шариф пишет: «Слушание — один из наших величайших личных природных ресурсов, но, безусловно, одна из наших самых неразвитых способностей».

Правильная речь была для меня самой сложной из Пяти Наставлений и самым сложным аспектом Благородного Восьмеричного Пути. Повседневная жизнь, будь то дома, на работе или в обществе, предлагает бесконечные возможности для осознания и сострадания на арене вербального взаимодействия с другими. И, несмотря на многолетнюю практику, добиться того, чтобы Правильная речь и Правильное слушание преобладали в нашем семейном окружении, остается огромной проблемой.

Правильная речь в семье

Когда мои дети Эмилио и Клаудия были маленькими, мы успешно использовали инструменты общения, с которыми я столкнулась во время групповой работы и разрешения конфликтов со взрослыми. Семейные встречи, говорящий камень и обязательство не перебивать друг друга облегчали наше общение. Однако по мере того, как мои дети росли, и говорить, и слушать становилось все труднее, особенно когда мы пытались справиться с неумелым поведением или противоречивыми точками зрения. Я понял, что нам нужно более сознательно создавать условия для Правильного Слушания. Ибо без способности глубоко слушать всякая Правильная Речь в мире была бы бесполезна.

Примерно в то время, когда Эмилио пошел в шестой класс, сразу же сошлось сочетание влияний, в том числе того, что он метко назвал «бушующими гормонами». Внезапно ему стало гораздо труднее слушать то, что я хотел сказать. Не менее трудно мне стало терпеть его нежелание слушать. И, конечно, чем больше противоречили наши точки зрения, тем более невозможным было наше общение. Терпение, уважение и взаимность, которыми мы наслаждались годами, исчезли. На смену навыкам говорения и слушания, которые мы так тщательно культивировали, пришли недоверие, нетерпение и защита.

Раз за разом я подходил к нему, как мне казалось, открыто и дружелюбно, использовал то, что я считал Правильной Речью, и оказывался лицом к лицу с существом, которого едва узнал. Через несколько секунд я буду смотреть на спину моего сына, когда он вылетит из комнаты, размахивая руками в воздухе и потоком непонятных звуков, льющихся из его рта.

Я консультировался с другими родителями, а также со специалистами, и меня уверили, что у моего сына нормальное подростковое поведение. Мне сказали, что наши отношения претерпевают нормальные изменения в развитии. Тем не менее, поведение моего сына, собственное разочарование и ухудшение наших отношений я воспринимала как острую боль. Я был уверен, что возможно нечто гораздо более искусное и продуктивное. Я был полон решимости искать, пока не нашел. Так начался долгий процесс экспериментов с «Правильной речью» и «Правильным слушанием», сложный и творческий процесс, который продолжает развиваться, всегда приводя к разочаровывающим неудачам и плодотворным вознаграждениям.

Ключевое осознание пришло ко мне через несколько месяцев после того, как впервые появился этот деструктивный паттерн.

Поведение Эмилио было настолько реактивным и экстремальным, что я почувствовал, будто на меня напали. Таким образом, это должно было быть ответом на то, что он почувствовал себя атакованным. Очевидно, мы должны были решить эту основную проблему. Мне нужна была его помощь, чтобы понять, как изменить мой подход, чтобы он чувствовал себя в безопасности и ему не угрожали.

В момент затишья он согласился поговорить со мной о наших проблемах со связью. Он подтвердил, что чувствовал критику и нападки, когда я пытался поговорить с ним о конфликтах или трудностях, какими бы незначительными они ни были. Мы согласились, что мне нужно изменить свою стратегию, чтобы он мог оставаться открытым для того, что я хотел сказать.

В течение нескольких недель мы обсуждали ряд «предварительных шагов», которые могли бы помочь подготовить почву для более искусного взаимодействия. Эмилио сказал, что вместо того, чтобы начинать сложную тему, он хотел, чтобы я сказал ему , о чем я хотел бы поговорить, а затем спросил его , когда будет подходящим моментом для обсуждения. Это была разумная и разумная просьба, которую я с готовностью удовлетворил.

Мы договорились, что если он не захочет говорить на какую-то тему, когда я ее ему представлю, он должен будет предложить время для разговора, и это должно быть запланировано в течение нескольких дней после того, как я подойду к нему. ему. Я предложил, чтобы, когда мы обсуждали сложную тему, он мог решать, отвечать ли сразу на поднятый вопрос, или подумать и ответить через несколько часов или дней. Это предложение ему понравилось. Он сказал, что знание того, что ему не нужно отвечать сразу же, высвободило больше внимания для слушания, уменьшило чувство крайней необходимости по поводу проблем и дало ему время, чтобы придумать более вдумчивый ответ.

В последующих беседах мы говорили о его защите во время сложных взаимодействий. Я объяснил, что, поскольку защитная реакция — это автоматическая реакция, которую демонстрируют почти все, нас легко обмануть, заставив поверить в то, что это необходимо и полезно. И хотя это может выполнять ограниченную функцию, когда мы сталкиваемся с угрозами и врагами, в разговорах с близкими защитная реакция препятствует эффективному общению. Эмилио сказал, что он будет меньше защищаться, если сможет больше доверять моим намерениям.

Я заверил его, что намерен улучшить наше общение и укрепить наши отношения, а не критиковать его или проявлять родительский авторитет. Мы говорили о том, как я мог бы продемонстрировать это намерение. Он попросил меня начать потенциально сложный разговор с напоминания вроде «Я люблю тебя, Эмилио, и я надеюсь, что мы сможем вместе решить возникшую проблему». Мы договорились, что он может использовать одни и те же предварительные техники всякий раз, когда захочет поговорить со мной о чем-то, о чем я, возможно, не захочу говорить.

Установив эти правила, мы начали решать , как оставаться открытым, когда мы чувствуем импульс закрыться. Я привел Эмилио примеры того, как я использую свое внимание, направленное внутрь, чтобы противостоять своему сопротивлению в разговорах со взрослыми. Например, я сознательно чувствую свое дыхание, пытаюсь расслабить напряжение в теле и стараюсь не формулировать свою реакцию, пока другой человек говорит. Я спросил его, может ли он предложить пять таких стратегий, которые могли бы сработать для него.

Через несколько минут он вручил мне две небольшие заметки, на которых мелким шрифтом были написаны следующие десять идей: дышать, напомнить себе, что меня не наказывают, попытаться расслабиться, попытаться открыть свое тело. на ваши слова, не размахивать руками, не закатывать глаза и не бормотать, следить за тем, где находятся мои руки, не перебивать и не говорить саркастических вещей типа «я этого не делал», «ну и что?» или «Что с этим не так?», оставить короткое молчание, прежде чем ответить на то, что вы говорите, медленно сосчитать до пяти в уме и ответить вам в другое время или в другой день.

Я был счастлив, что мы зашли так далеко, и в течение следующих нескольких месяцев наша способность говорить и слушать друг друга заметно улучшилась. Тем не менее связь продолжала с некоторой частотой прерываться, и поэтому мы продолжали искать способы улучшить ситуацию.

Я попытался рассмотреть проблемы со связью, с которыми мы с Эмилио столкнулись, в более широком контексте. Я говорил с ним о том, как важно и сложно слушать, и как неспособность общаться с терпением и уважением не только вредит межличностным отношениям, но и способствует возникновению многих проблем, угрожающих нашему миру. Я сказал Эмилио, что если бы мы могли продолжать улучшать наше общение, это не только принесло бы пользу нашим отношениям, но и, вероятно, послужило бы каждому из нас во всех нынешних и будущих отношениях. Я сказал, что по моему опыту, слушать то, что я не хочу слышать, совершенно не похоже на то, что я нахожу приятным. Эмилио с готовностью согласился, что то, что я называю «слушать в состоянии стресса», действительно требует дополнительных навыков.

Чтобы лучше проиллюстрировать этот момент, мы придумали «игру на слушание». Я дал Эмилио четыре пустые каталожные карточки и попросил его написать четыре предложения, которые он был бы счастлив услышать от меня. Это было легко. Он написал: «Эмилио, твой учитель говорит, что ты отлично учишься в школе». «Мы собираемся забрать нашего щенка Луну». — Мы едем в Вирджинию, чтобы навестить твоих кузенов. «У тебя действительно хорошо получается капоэйра!» (Капоэйра — это афро-бразильское боевое искусство, которое он изучал в то время). Когда он закончил, я дал ему еще четыре каталожные карточки и попросил написать четыре вещи, которые он не хотел бы, чтобы я ему говорил.

Он казался немного озадаченным, поэтому мы поговорили о том, о чем большинство людей не хотят слышать. Он сказал: «Критика и оскорбления». Я добавил, что большинство людей так же оборонительно реагируют на слова другого человека, с которыми они не согласны, как и на личную критику. С помощью этого намека он быстро написал свои следующие четыре предложения: «Почему твоя спальня такая маленькая?» «Средняя школа, в которую ты пойдешь в следующем году, — ужасная школа». «Бордер-колли — худшая порода собак». «Я слышал, что вашу сестру удочерили в Боливии. Почему ее не усыновили в Соединенных Штатах?»

Затем я попросил его написать четыре нейтральных предложения. Это оказалось более сложной задачей, и я привел примеры того, что может быть нейтральным. Затем он написал: «Я думаю, что пойдет дождь». «Папа сажает траву на заднем дворе». «Клавдия подметает пол на кухне». «Прошлой ночью дождь затопил тропу у реки».

К этому времени Эмилио задумался, что мы будем делать с каталожными карточками. Я сказал, что буду читать ему их по одному, чтобы он мог почувствовать свою реакцию на различного рода утверждения. Я спросил его, должен ли я читать четыре предложения в каждой категории вместе или читать все предложения в случайном порядке. Он ответил: «Случайно», и я перетасовал карты перед тем, как положить их лицом вниз на ковер. Я прочитывал их вслух одно за другим, делая между ними паузы, чтобы Эмилио почувствовал его реакцию на каждое предложение.

Неудивительно, что для различных отрицательных утверждений Эмилио сообщил: «Я замкнут внутри и не хочу этого слышать», «Мои мышцы напряжены», «Мои чувства задеты», «Моя грудь стеснена». и жесткая», «Я делаю себя твердым внутри», «Я хочу прервать и сказать тебе заткнуться», «Мой ответ застревает у меня в горле» и «Моя кожа горячая».

В ответ на позитивные утверждения Эмилио заметил: «В моем теле вспыхивают проблески счастья», «Внутри гораздо больше жизни», «Я чувствую пространство внутри, как распахнувшиеся большие ворота», «Мои мышцы мягкие». и расслаблен», «Мое тело чувствует себя энергичным, как будто хочет внезапно двигаться» и «В моем разуме и сердце радость».

В ответ на нейтральные заявления Эмилио сказал, что его тело, дыхание и сердцебиение были расслаблены, но не взволнованы, и что ему пришлось приложить больше усилий, чтобы заметить эти физические ощущения.

Эмилио был удивлен тем, как много у него было реакций на предложения, учитывая, что он сам написал их несколькими минутами ранее! Его наблюдение показало, как сложно контролировать свои реакции, когда мы не знаем, что нас ждет. Мы говорили о том, что реактивные мысли, эмоции и ощущения случаются со всеми. Я сказал, что большее осознание этих реакций позволяет нам лучше узнать себя, создать небольшое пространство, в котором мы можем решить, что мы хотим сделать или сказать, и, таким образом, более сознательно выбирать свое поведение.

В последующем разговоре с Эмилио мы придумали еще одну идею, как поддерживать открытое общение. Мы купили специальный блокнот, чтобы писать о вещах, которые нужно было обсудить, но о которых мы не хотели говорить. Я пошутил, что это книга нашего друга по переписке. Мы согласовали принципы использования этой книги. Мы предсказывали, что, скорее всего, я буду инициатором письменного общения с ним, но любой из нас мог инициировать общение. Мы бы оставили книгу в нейтральном месте. Человек, который писал запись, клал блокнот в дверной проем комнаты другого человека.

Ответственность за ответ в течение 24 часов лежит на получателе. В блокноте, который мы купили для этой цели, было небольшое пустое место на обложке, где студент мог написать свое имя. Я спросил Эмилио, как, по его мнению, мы должны назвать нашу книгу. Он ответил: «Я люблю тебя, Эмилио, журнал друзей по переписке», а затем написал это название на обложке книги.

Этот ноутбук у нас около двух лет. Он почти не заполнен, и мы могли бы использовать его чаще. Но, без сомнения, это сослужило нам обоим хорошую службу. В нем есть записи и ответы от каждого из нас. Помимо письменного текста, цветные рисунки Эмилио его тела иллюстрируют его эмоции и физические ощущения. Его наброски своего мозга показывают, что чувствует его разум, когда он изо всех сил пытается контролировать свою речь или поведение, а его линейные диаграммы показывают, как быстро нарастает его гнев. Каждый из нас прояснил недоразумения и объяснил, почему мы действовали с нетерпением или неуважением. Каждый из нас приносил извинения, просил прощения, прощал проступки и заявлял о своей любви и заботе. Иногда я громко смеялся, когда писал свои статьи или читал Эмилио. Я также плакал, иногда от печали, иногда от горько-сладкого счастья любви и связи.

Конечно, бывают случаи, когда связь невозможна. Я подхожу к Эмилио с дружелюбным сердцем и изо всех сил использую Правильную речь, но через несколько секунд или, может быть, через несколько минут разговор резко обрывается. Он выходит из комнаты, и мы оба чувствуем себя обиженными, разочарованными и злыми. Я изо всех сил стараюсь сохранять спокойствие и не усугублять ситуацию реактивностью, о которой позже буду сожалеть.

Мои стратегии ощущения своего дыхания, называния своих мыслей и эмоций или повторения фраз сострадания или невозмутимости помогают, но этого недостаточно. Я годами говорил себе не принимать это на свой счет, но мне было трудно понять как не принимать на свой счет. Мне нужно было что-то еще, что могло бы помочь мне в трудный момент, стратегия, чтобы уменьшить мое отождествление с собой, с которым плохо обращаются. Наконец-то я нашел то, что работает для меня. Это пауза для одного сознательного вдоха, а затем простая фраза, сказанная мне про себя: «Такова природа подросткового возраста».

Не знаю, почему именно эти слова так действуют на меня. Эта фраза стала мощным союзником в моих усилиях сохранить некоторую меру принятия и баланса во времена конфликта с моим сыном. Обострения все еще случаются, и они огорчают, но они менее огорчительны и менее личные, чем раньше, и мы выздоравливаем от них быстрее и легче.

Эмилио и я прошли долгий путь, и есть много возможностей для совершенствования. Вот почему «Правильная речь» и «Правильное слушание» — это практики осознанности на всю жизнь. Мне вспоминается цитата работницы хосписа Кристин Лонгейкер. Это из ее главы в антологии под названием «Мудрость слушания » под редакцией Марка Брэди. Она пишет: «Вы должны слушать всем своим существом, а не только ушами.

Слушайте своим телом, своим сердцем, своими глазами, своей энергией, своим тотальным присутствием. Слушайте молча, не перебивая. Наполните любое пространство молчания между вами любовью. Моменты, когда я могу вот так слушать своих детей или кого-то еще, редки. Тем не менее, эти слова внушают мне чувство возможности, и за это я благодарен.

Ресурсы

[ Эта история была впервые опубликована в 2008 году ]

Правильная речь – Самма Вача – Центр медитации прозрения

Будда делит правильную речь на четыре компонента: воздержание от лживой речи, воздержание от клеветнической речи, воздержание от грубой речи и воздержание от пустой болтовни. Поскольку эффекты речи не так очевидны, как эффекты телесных действий, ее важность и потенциал легко упустить из виду. Но небольшое размышление покажет, что речь и ее ответвление, письменное слово, могут иметь огромные последствия как во благо, так и во вред. Фактически, в то время как для таких существ, как животные, живущие на довербальном уровне, преобладает физическое действие, для людей, погруженных в вербальное общение, доминирует речь. Речь может ломать жизни, создавать врагов и развязывать войны, а может давать мудрость, устранять разногласия и создавать мир. Так было всегда, однако в современную эпоху положительный и отрицательный потенциал речи значительно увеличился благодаря огромному увеличению средств, скорости и диапазона коммуникаций. Способность к вербальному выражению, устному и письменному, часто рассматривалась как отличительная черта человеческого вида. Из этого мы можем понять необходимость сделать эту способность средством человеческого совершенства, а не, как это часто бывает, признаком человеческой деградации.

(1) Воздержание от лживой речи (Говорить правду)

Здесь кто-то избегает лживой речи и воздерживается от нее. Правду говорит, правде предан, надежен, достоин доверия, не обманщик людей. Находясь в собрании, или среди людей, или среди своих сродников, или в обществе, или при царском дворе, и призванный и спрошенный как свидетель сказать, что он знает, он отвечает, если ничего не знает: « ничего не знаю», а если знает, то отвечает: «знаю»; если он ничего не видел, он отвечает: «Я ничего не видел», а если видел, он отвечает: «Я видел». Таким образом, он никогда сознательно не лжет ни ради своей выгоды, ни ради выгоды другого лица, ни ради какой бы то ни было выгоды.

Это высказывание Будды раскрывает как отрицательные, так и положительные стороны заповеди. Отрицательная сторона воздерживается от лжи, положительная сторона говорит правду. Определяющим фактором проступка является намерение обмануть. Если кто-то говорит что-то ложное, полагая, что это правда, то нет нарушения заповеди, так как отсутствует намерение обмануть. Хотя обманчивое намерение является общим для всех случаев ложной речи, ложь может проявляться в разных обличьях в зависимости от мотивирующего корня, будь то жадность, ненависть или заблуждение. Жадность как главный мотив приводит ко лжи, направленной на получение какой-либо личной выгоды для себя или близких — материального богатства, положения, уважения или восхищения. С ненавистью в качестве мотива лживая речь принимает форму злонамеренной лжи, лжи, предназначенной для того, чтобы причинить вред и повредить другим. Когда заблуждение является основным мотивом, результатом является менее пагубный тип лжи: иррациональная ложь, навязчивая ложь, интересное преувеличение, ложь ради шутки.

Строгость Будды против лжи основывается на нескольких причинах. Во-первых, ложь разрушает социальную сплоченность. Люди могут жить вместе в обществе только в атмосфере взаимного доверия, когда у них есть основания полагать, что другие скажут правду; разрушая основания для доверия и вызывая массовое подозрение, повсеместная ложь становится предвестником перехода от социальной солидарности к хаосу. Но ложь имеет и другие последствия глубоко личного характера, по меньшей мере столь же пагубные. По самой своей природе ложь имеет тенденцию к размножению. Солгав один раз и обнаружив, что наше слово подозрительно, мы чувствуем себя вынужденными солгать снова, чтобы защитить свою достоверность, чтобы нарисовать последовательную картину событий. Так процесс повторяется: ложь растягивается, размножается и соединяется, пока не запирает нас в клетку лжи, из которой трудно выбраться. Ложь, таким образом, представляет собой миниатюрную парадигму всего процесса субъективной иллюзии. В каждом случае самоуверенный творец, затянутый собственными обманами, в конце концов оказывается их жертвой.

Такие соображения, вероятно, лежат в основе советов, которые Будда дал своему сыну, молодому послушнику Рахуле, вскоре после посвящения мальчика. Однажды Будда пришел к Рахуле, указал на чашу с небольшим количеством воды и спросил: «Рахула, ты видишь, что в чаше осталось немного воды?» Рахула ответил: «Да, сэр». «Так мало, Рахула, духовное достижение того, кто не боится говорить преднамеренную ложь». Затем Будда выплеснул воду, поставил чашу и сказал: «Видишь ли, Рахула, как эта вода была выброшена? Точно так же тот, кто намеренно лжет, отказывается от всех своих духовных достижений». Он снова спросил: «Видишь, как эта чаша теперь пуста? Точно так же тот, кто не стыдится говорить ложь, лишен духовных достижений». Тогда Будда перевернул чашу вверх дном и сказал: «Видишь ли, Рахула, как эта чаша перевернута вверх дном? Точно так же тот, кто намеренно лжет, переворачивает свои духовные достижения с ног на голову и становится неспособным к прогрессу». Поэтому, заключил Будда, не следует намеренно лгать даже в шутку.

Говорят, что в ходе своего долгого обучения просветлению на протяжении многих жизней бодхисаттва может нарушить все моральные предписания, кроме клятвы говорить правду. Причина этого очень глубока и показывает, что приверженность истине имеет значение, выходящее за рамки этики и даже умственного очищения, приводя нас в области знания и бытия. Правдивая речь обеспечивает в сфере межличностного общения параллель с мудростью в сфере частного понимания. Оба являются соответственно внешней и внутренней модальностями одной и той же приверженности тому, что реально. Мудрость состоит в осознании истины, а истина (сакча) — это не просто словесное утверждение, а природа вещей, как они есть. Чтобы осознать истину, все наше существо должно быть приведено в соответствие с действительностью, с вещами такими, какие они есть, что требует, чтобы в общении с другими мы уважали вещи такими, какие они есть, говоря правду. Правдивая речь устанавливает соответствие между нашим внутренним существом и реальной природой явлений, позволяя мудрости подняться и проникнуть в их истинную природу. Таким образом, преданность правдивой речи гораздо больше, чем этический принцип, связана с тем, что мы стоим на реальности, а не на иллюзии, на истине, постигнутой мудростью, а не на фантазиях, сотканных желанием.

(2) Воздержание от клеветы (Избегание злословия)

Избегает клеветнической речи и воздерживается от нее. То, что он услышал здесь, он не повторяет там, чтобы вызвать разногласия там; и то, что он слышал там, он не повторяет здесь, чтобы вызвать разногласия здесь. Таким образом, он объединяет тех, кто разделен; а тех, кто объединился, он ободряет. Согласие радует его, он радуется и радуется согласию; и это согласие, которое он распространяет своими словами.

Клеветническая речь – речь, направленная на создание вражды и разделения, на отчуждение одного человека или группы от другого. Мотивом такой речи обычно является отвращение, обида на успехи или достоинства соперника, намерение низвергнуть других словесными клеветами. В картину могут входить и другие мотивы: жестокое намерение причинить боль другим, злое желание завоевать любовь к себе, извращенное удовольствие от того, что друзья разделены.

Клеветническая речь является одним из самых серьезных нравственных проступков. Корень ненависти уже делает неблаготворную камму достаточно тяжелой, но поскольку действие обычно происходит после обдумывания, негативная сила становится еще сильнее, потому что преднамеренность увеличивает ее серьезность. Когда клеветническое утверждение ложно, два зла, ложь и клевета, объединяются, чтобы создать чрезвычайно мощную неблаготворную камму. В канонических текстах зафиксировано несколько случаев, когда клевета на невинную сторону приводила к немедленному возрождению в мире страданий.

Противоположностью клеветы, как указывает Будда, является речь, которая способствует дружбе и согласию. Такая речь исходит из ума любящей доброты и сочувствия. Это завоевывает доверие и привязанность других, которые чувствуют, что могут доверять кому-то, не опасаясь, что их разоблачения будут использованы против них. Говорят, что помимо очевидных преимуществ, которые такая речь приносит в этой жизни, воздержание от клеветы имеет своим каммическим результатом приобретение свиты друзей, которых никогда нельзя настроить против одного клеветническими словами других.

(3) Воздержание от грубой речи

Избегает грубой речи и воздерживается от нее. Он говорит такие слова, которые нежны, приятны для слуха, любвеобильны, такие слова трогают сердце, вежливы, дружелюбны и приятны многим.

Грубая речь — это речь, произнесенная в гневе и направленная на то, чтобы причинить слушателю боль. Такая речь может принимать различные формы, из которых мы могли бы назвать три. Одна — оскорбительная речь: брань, злословие или злобное порицание другим горькими словами. Второе — оскорбление: причинение вреда другому, приписывая ему какое-то оскорбительное качество, умаляющее его достоинство. Третий — сарказм: обращение к кому-то таким образом, который якобы восхваляет его, но с таким тоном или поворотом фразы, что иронический замысел становится очевидным и причиняет боль.

Главный корень резкой речи — отвращение, принимающее форму гнева. Поскольку осквернение в этом случае имеет тенденцию действовать импульсивно, без обдумывания, проступок менее серьезен, чем клевета, и каммические последствия обычно менее серьезны. Все-таки резкая речь есть неблагое действие с неприятными последствиями для себя и других, как сейчас, так и в будущем, поэтому ее нужно сдерживать. Идеальным противоядием является терпение — научиться терпеть обвинения и критику со стороны других, сочувствовать их недостаткам, уважать различия во взглядах, терпеть оскорбления, не чувствуя необходимости мстить. Будда призывает к терпению даже в самых тяжелых условиях:

Даже если бы монахи, разбойники и убийцы раскусили ваши члены и суставы, кто бы ни поддался гневу, тот не последовал бы моему совету. Ибо так вы должны тренировать себя: «Пусть наш разум останется невозмутимым, с сердцем, полным любви и свободным от какой-либо скрытой злобы; и того человека мы проникнем любящими мыслями, широкими, глубокими, безграничными, свободными от гнева и ненависти».[26]

(4) Воздержание от праздной болтовни

Он избегает праздной болтовни и воздерживается от нее. Он говорит в нужное время, в соответствии с фактами, говорит то, что полезно, говорит о Дхамме и дисциплине; его речь подобна сокровищу, произнесенная в нужный момент, сопровождаемая разумом, сдержанная и полная смысла.

Пустая болтовня — это бессмысленная болтовня, речь, лишенная цели и глубины. Такая речь не сообщает ничего ценного, а только пробуждает омрачения в собственном уме и в других. Будда советует обуздать праздные разговоры и ограничить речь, насколько это возможно, вопросами подлинной важности. В случае с монахом, типичным героем только что процитированного отрывка, его слова должны быть избирательными и касаться в первую очередь Дхаммы. Миряне будут больше нуждаться в нежных светских беседах с друзьями и семьей, в вежливой беседе со знакомыми и в разговорах, связанных с их работой. Но даже в этом случае им следует помнить о том, чтобы разговор не уходил на пастбища, где беспокойный ум, всегда жаждущий чего-нибудь сладкого или острого, мог бы найти возможность потворствовать своим оскверняющим наклонностям.

Традиционная экзегеза воздержания от пустой болтовни относится только к избеганию участия в такой болтовне. Но сегодня, возможно, было бы полезно придать этому фактору иную окраску, ставшую императивной в связи с некоторыми событиями, характерными для нашего времени и неизвестными во времена Будды и древних комментаторов. Это позволяет избежать воздействия пустой болтовни, постоянно бомбардирующей нас через новые средства коммуникации, созданные современными технологиями.