Правильный алгоритм чистки зубов: Как правильно чистить зубы? | Азбука здоровья – Методы чистки зубов — стоматология «Тари»

Методы чистки зубов — стоматология «Тари»

Алгоритм стандартного метода чистки зубов:

1. Разделить зубной ряд на несколько сегментов: моляры, премоляры, передние зубы.

2. Расположить щетку под углом 45 градусов к поверхности зубов (зубные ряды разомкнуты).

3. Чистить зубы с вестибулярной поверхности верхней челюсти слева, выполняя щеткой 10 подметающих движений сверху вниз, затем перейти ко всем остальным сегментам.

4. Чистить зубы с небной поверхности верхних зубов, переходя по сегментам от левого к правому, делая на каждом 10 подметающих движений.

5. Чистить зубы нижней челюсти в той же последовательности.

6. Чистить все поверхности зубов движениями щетки вперед-назад по 10 движений на каждую поверхность.

7. Завершить чистку зубов круговыми движениями по вестибулярной поверхности с захватом зубов и десен.

Примечание. Выполняя подметающие движения щеткой, ее ставят сначала под острым углом с очищаемой поверхности, а затем щетку поворачивают вдоль своей оси. При возвратно-поступательных движениях щетку ставят перпендикулярно к очищаемой поверхности. На верхней челюсти при чистке небной поверхности фронтальных зубов зубную щетку располагают ручкой вниз, а на нижней челюсти при чистке язычной поверхности — вверх. При нарушении последовательности движений зубной щеткой зубной налет может перенестись в межзубные промежутки.

Как правильно чистить зубы?

Существуют другие методы чистки зубов: метод Леонарда, метод Рейте, метод Басс, метод Смита-Белла, метод Стилмана, метод Фонеса, метод Чартера. Каждый из этих методов выбирается с учетом состояния зубов и пародонта. Например, при гингивите в пубертатный период рекомендуют применять щадящие приемы чистки зубов, к которым относится метод Чартера и Басса.

Как чистить зубы — Метод Чартера

Метод используется для очистки зубов и десен, для массажа десен. При этом зубную щетку устанавливают так, чтобы щетинки находились под углом 45 градусов к десневому краю. Не убирая щетинки, выполняют мягкие встряхивающие или круговые движения, щетинки при этом проникают между зубами.

Как чистить зубы — Метод Басс

Щетку ставят под углом 45 градусов к оси зуба, концы их частично проникают в десневую бороздку и межзубные пространства. Движения щетки вибрирующие вперед — назад.

Эти два метода способствуют очистке десневых борозд, межзубных промежутков и контактных поверхностей зубов.

Как чистить зубы — Метод Леонарда

Выполняется с помощью щетки, которую устанавливают перпендикулярно поверхности зубов, производя только перпендикулярные движения в направлении от десен к коронке.

Как чистить зубы — Метод Рейте

При методе Рейте щетинки устанавливают параллельно оси зуба, выполняя скатывающие движения от десен к коронке.

Как чистить зубы — Метод Смита-Белла

При этом методе чистки зубов движения щетки повторяют путь пищи при жевании. Щетку устанавливают перпендикулярно жевательной поверхности и в этом положении при слабом надавливании и вращении продвигают к десне.

Как чистить зубы — Метод Стилмана

Метод выполняется надавливанием на десневой край щеткой слабыми вращательными движениями. Щетинки устанавливаются так, чтобы концы их частично лежали под углом к оси зуба, частично — на десне.

Как чистить зубы — Метод Фонеса

Выполняя этот метод чистки зубов, щетинки ставят перпендикулярно к вестибулярной поверхности зуба, зубные ряды сомкнуты, очищают круговыми движениями.

Алгоритм проведения стандартного метода чистки зубов

Методика:

· Перед чисткой, зубную щётку обязательно нужно помыть

· Щётка смачивается небольшим количеством воды, после чего на неё наносится небольшое количество зубной пасты (не более 0,5 см для детей и не более 1 см для взрослых).

· Каждую челюсть следует мысленно разделить на 3 сегмента (передний и 2 боковых). Сначала держа щётку вертикально, выметающими вертикальными движениями от десны к зубу чистим каждый сегмент 5–10 движениями с внутренней и наружной поверхности (так мы очищаем межзубные промежутки). Рекомендуют двигать щёткой только от десны к зубу (выметающие движения), а не влево-вправо или вверх-вниз. При заболеваниях дёсен, движения надо начинать глубоко от дёсен, тем самым одновременно массируя десну.

· Держа щётку горизонтально каждый сегмент чистится ещё 10-15

· движениями, очищая соответственно щёчную, нёбную или язычную поверхности. Эти вертикальные движения очищают зубы от мелких кусочков пищи, которые застревают между зубами и в дёсенных бороздках, а также массируют десну.

· Жевательная поверхность чистится круговыми или возвратно- поступательными движениями.

· Почистите язык. (Для чистки языка производятся специальные скребки, но можно ограничиться и зубной щёткой. Начинайте чистку языка с задней части и постепенно направляйтесь к передней поверхности.)

· Помойте щётку и поставьте в стакан щетиной вверх.

Людям со здоровым пародонтом рекомендуют чистить зубы стандартным методом чистки зубов два раза в день (утром после завтрака и на ночь).

o Жевательные поверхности верхних и нижних зубов чистят движениями щетки вправо-влево.

o Зубной ряд условно делят на несколько сегментов: моляры, премоляры, передние зубы с каждой стороны. Чистят зубы при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под углом 45 градусов к поверхности зуба. Начинают чистить зубы с вестибулярной поверхности верхней челюсти слева, выполняя щеткой 10 подметающих движений сверху вниз, затем проходят постепенно по всем остальным сегментам.

o После этого чистят небную поверхность верхних зубов, переходя по сегментам от левого к правому, делая на каждом 10 подметающих движений.

o На нижней челюсти зубы чистят в той же последовательности.

o При чистке небной и язычной поверхностей верхней и нижней челюстей щетку располагают перпендикулярно к зубному ряду на верхней челюсти ручкой вниз, на нижней ручкой вверх.

o Чистка заканчивается круговыми движениями по вестибулярным поверхностям с захватом зубов, десен и перемещением щетки слева направо.

Алгоритм снятия зубных отложений ручным способом

Цель:Удаление зубных отложений.

Показания:

1. Наличие зубных отложений.

2. Заболеваний тканей пародонта.

Противопоказания:

1. Гиперестезия эмали.

2. Патологическая стираемость.

3. Эрозия эмали.

4. Некроз эмали.

Оснащение:

1. Первый набор:

· Экскаватор (большой и малый)

· Крючок клювовидный (большой и малый)

· Крючок серповидный (малый, большой, правый, левый)

· Крючок долотцевидный двухсторонний

2. Второй набор:

· Экскаватор (большой, малый)

· Рашпиль (для шлифования боковых поверхностей зубов)

· Двухсторонние ножки (большой, средний, малый)

· Мотыжка (для удаления поддесневого зубного камня)

· Скребок (для удаления зубных отложений с дистальной поверхности третьих моляров)

3. Перчатки, маска, шапочка, халат.

4. Водонепроницаемый фартук.

5. Очки для защиты глаз (2 пары)

Выполнение манипуляции:

I. Подготовка к процедуре:

1. Надеть спец.одежду (перчатки, маску, шапочку, халат)

2. Усадить пациента удобно в кресло.

3. Надеть ему водонепроницаемый фартук.

4. Обработать полость рта раствором перекиси водорода или пермангата калия

1:5000.

5. Надеть очки для защиты глаз.

6. Изолировать зубы от слюны.

7. Взять стерильный лоток с инструментами.

8. Взять необходимую насадку.

II. Выполнение процедуры:

9. Захват инструмента.

10. Расположение инструмента.

11. Установка угла.

12. Активация.

13. Непосредственно работа.

14. Полирование поверхности зубов.

15. Антисептическая обработка.

16. Покрытие зубов фторлаком.

III. Окончание процедуры:

17. Снять с пациента очки и фартук.

18. Постирать фартук и помыть очки.

19. Промыть инструменты под проточной водой.

20. Замочить инструменты в дез.средстве.

21. Снять перчатки и выкинуть их.

 

Алгоритм методики удаления зубных отложений с помощью ультразвуковых инструментов

Цель:Удаление зубных отложений.

Показания:

1. Наличие зубных отложений.

2. Заболевания тканей пародонта.

Противопоказания:

1. Злокачественные новообразования.

2. Тяжелая форма сахарного диабета.

3. Имплантированный кардиостимулятор.

4. Эпилепсия.

5. Локализованный остеомиелит.

6. Дефекты мягких тканей полости рта.

7. Острые и хронические инфекционные заболевания.

8. Нарушение носового дыхания.

9. У пациентов, которые перенесли хирургическое лечение сетчатки глаза.

10. Проведение у пациентов кортикостероидной и иммунодепрессивной терапии.

Оснащение:

1. Ультразвуковые (пьезоэлектрические магнитострикторные)

2. Звуковые.

3. Перчатки, маска, халат, шапочка.

4. Водонепроницаемый фартук.

5. Защитные очки (2 пары)

Алгоритм выполнения:

I. Подготовка к процедуре:

1. Подготовить пациента, усадив его удобно в кресло.

2. Надеть ему водонепроницаемый фартук.

3. Надеть защитные очки себе и пациенту.

4. Надеть спец.одежду (перчатки, маску, фартук, шапочку)

5. Взять электрический инструмент.

II. Выполнение процедуры:

6. Десну обработать раствором антисептика.

7. Ввести в полость рта слюноотсос.

8. Снять зубные отложения с язычной поверхности.

9. Снять зубные отложения с вестибулярной поверхности.

10. Полирование зубной поверхности.

11. Шлифование зубов.

12. Покрытие фторсодержащим лаком.

III. Окончание процедуры:

13. Продезинфицировать электрический инструмент.

14. Снять перчатки и выкинуть их.

15. Снять с пациента фартук и очки.

16. Постирать фартук и помыть очки.

17. Даем рекомендации пациенту:

-приобрести новую зубную щетку

-пользоваться подходящими средствами по уходу

-избегать твердой пищи в течении 24 часов

-не принимать пищу в течении 2 часов после

процедуры

 

Алгоритм методики удаления зубных отложений с помощью ультрадисперсных (порошкоструйных) аппаратов

Цель:

1. Удаление зубных отложений.

2. Обработка фиссур перед запечатыванием.

3. Устранение глубоких пигментаций.

4. Препарирование небольших кариозных повреждений.

5. Подготовка адгезионных поверхностей для композитных реставраций и ортопедических конструкций.

Показания:

1. Наличие зубных отложений.

2. Заболеваний тканей пародонта.

3. Пигментации.

4. Небольшие кариозные повреждения.

Противопоказания:

1. Необходимость безнатриевой диеты.

2. Прием препаратов, влияющих на солевой обмен.

3. Инфекционные заболевания (СПИД, гепатит)

4. Беременность.

5. Заболевания верхних дыхательных путей.

Оснащение:

1. Перчатки, маска, халат, шапочка.

2. Порошкоструйный аппарат.

3. Абразивный порошок (альфа – оксид алюминия или бикарбонат натрия)

4. Защитные очки (2 пары)

5. Водонепроницаемый фартук.

Алгоритм выполнения:

I. Подготовка к процедуре:

1. Надеть спец.одежду (перчатки, маску, шапочку, халат)

2. Усадить пациента удобно в кресло.

3. Надеть ему водонепроницаемый фартук.

4. Надеть защитные очки на себя и на пациента.

5. Заправить абразивным порошком порошкоструйный аппарат.

II. Выполнение процедуры:

6. Обработка десны раствором антисептика.

7. Ввести в полость рта слюноотсос.

8. Снять зубные отложения с язычной поверхности.

9. Снять зубные отложения с вестибулярной поверхности.

10. Обработка поверхности зуба с перерывами.

11. Снять зубные отложения с апроксимальной поверхности.

12. Полировка поверхности зубов.

13. Шлифовка зубов.

14. Покрытие зубов фторсодержащим препаратом.

III. Окончание процедуры:

15. Продезинфицировать порошкоструйный аппарат.

16. Снять перчатки и выкинуть их.

17. Снять с пациента фартук и очки.

18. Постирать фартук и помыть очки.

19. Даем рекомендации пациенту:

-приобрести новую зубную щетку

-пользоваться подходящими средствами по уходу

-избегать твердой пищи в течении 24 часов

-не принимать пищу в течении 2 часов после

процедуры

Рекомендуемые страницы:

Алгоритм чистки зубов. Новополесский детский сад

Памятка по организации ежедневной чистки зубов у детей 

Анализ стоматологического статуса детей младшего школьного возраста показывает неудовлетворительный индекс гигиены полости рта. Поступившие в школу 6-7-летние дети не владеют навыками самостоятельного гигиенического ухода за полостью рта. Наиболее практичным и эффективным способом профилактики болезней зубов и десен у детей является обучение их методу чистки зубов до уровня выработки стойких навыков.

Рекомендации:

  • время чистки – после завтрака  или обеда по возможностям учреждения образования;
  • каждый ребенок должен иметь индивидуальный промаркированный стакан (кружку), лучше пластмассовый, в котором хранятся индивидуальная зубная щетка и зубная паста;
  • все стаканы (кружки) хранятся на подносах   в  специально отведенном месте;
  • индивидуальные средства гигиены не нуждаются в дополнительном обеззараживании;
  • контролируемую чистку организует педагог.

К основным относят методы, которые могут быть рекомендованы взрослым (стандартный метод)и дошкольникам (метод Марталлера)

 Стандартный метод чистки зубов

Этот метод признан наиболее полным и эффективным способом чистки зубов при помощи ручной щетки. Зубные дуги условно делят на относительно прямолинейные участки — сегменты, на которых возможен плоскостной контакт поверхностей нескольких рядом стоящих зубов с рабочим полем щетки. Щетку ставят перпендикулярно вестибулярной поверхности зубов 1 сегмента верхней челюсти и делают горизонтальные возвратно-поступательные движения. Выполнив 10 таких движений, также очищают вестибулярную поверхность нижней челюсти. Круговые движения Щетинки стоят перпендикулярно вестибулярной поверхности зубов C1 верхней челюсти. Щетка описывает круги на вестибулярных поверхностях С, верхней и нижней челюстей. Чтобы не повредить десневой край, усилия прикладывают при движении от десны к жевательной поверхности, а на встречной дуге щетка проходит без давления на зубы и десну. Выполнив вертикальные, горизонтальные и круговые движения на вестибулярных поверхностях зубов С, обеих челюстей, переставляют щетку на верхние зубы С2 и последовательно повторяют весь комплекс, и так далее — до С, включительно. Чистка оральных поверхностей Так же, как и при чистке вестибулярных поверхностей, выполняются вертикальные, горизонтальные и круговые движения на небных и язычных поверхностях С—С. Для того, чтобы обеспечить доступ головки щетки к очищаемой поверхности, ручка щетки часто занимает положение, близкое к вертикальному. Чистка жевательных поверхностей Горизонтальные движения. Щетку ставят на жевательную поверхность С, верхней челюсти, выполняют поступательные движения в горизонтальной плоскости в переднезаднем направлении; после 10 движений щетку переносят на жевательную поверхность С, нижней челюсти. Круговые движения выполняют из того же исходного положения на жевательных поверхностях С, верхней, а потом — нижней челюстей. Чередуя горизонтальные и круговые движения, очищают жевательные поверхности зубов в С2—С6.

Метод инструктирования дошкольников по методике чистки зубов щеткой

Метод, разработанный Марталером, представляет собой упрощенный вариант стандартного метода, адаптированный к психофизическим возможностямдетей. Учитывая то, что дети прикладывают к щетке максимум усилия на первом этапе чистки, автор предлагает начинать процедуру не с очищения вестибулярных поверхностей (дети, усердствуя, могут травмировать периодонт!), а с очищения жевательных поверхностей. Потом очищают вестибулярные и оральные поверхности. Очищение жевательных поверхностей Приоткрыв рот, щетку устанавливают на жевательную поверхность верхних зубов С делают 10 коротких энергичных горизонтальных поступательных движений в переднезаднем направлении и перемещают щетку по дуге верхней челюсти от С2 до С6. После этого ставят щетку на жевательную поверхность нижних зубов С6 и последовательно достигают С, нижней челюсти. Очищение вестибулярных поверхностей Зубы смыкают, щеки расслабляют так, чтобы головка щетки могла свободно перемещаться в преддверии полости рта. Щетку устанавливают перпендикулярно к вестибулярным поверхностям зубов С1 и делают вертикальные зигзагообразные движения (до 10 на одном сегменте), очищая одновременно зубы верхней и нижней челюсти и прилагая одинаковые усилия при движении вверх и вниз. Таким образом продвигаются до С6. Очищение оральных поверхностей Рот широко открывают, головку щетки ставят на небную поверхность верхних зубов С, ручка щетки при этом располагается почти вертикально. Короткими вертикальными движениями (до 10 движений с равным усилием при движении вверх и вниз на каждом сегменте) продвигаются по небным поверхностям зубов верхней челюсти от С1 до С6. Потом головку щетки ставят на язычную поверхность нижних зубов С6 (ручка при этом смотрит вверх) и таким же образом проходят до язычной поверхности нижних зубов от С6 до Сг.

Администрация и стоматологическое отделение учреждения здравоохранения

«8-я городская детская клиническая поликлиника» 

ИзображениеИзображение

Правильный алгоритм чистки зубов

Правила чистки зубовС детства каждого из нас приучили чистить зубы. Эта мера необходима не только для освежения дыхания, но и для удаления патогенных микроорганизмов в полости рта. Приходя на прием к доктору многие пациенты удивляются, откуда взялся целый «букет» заболеваний, если чистка зубов осуществляется по 5 минут дважды в сутки.

На самом деле количество и длительность играют не ключевую роль, главное, производить гигиеническую процедуру – качественно.

Правильный алгоритм чистки

Большинство стоматологических заболеваний связаны с недостаточной гигиенической обработкой. Чтобы снизить вероятность патологических процессов, мы расскажем о правильном методе чистки зубов:

  • Для начала необходимо продезинфицировать щетку. Это можно сделать при помощи кипятка.
  • Начинайте процедуру с внутренней стороны зубы. Движения могут быть круговыми или же вниз-вверх, от десны ближе к верхушке единицы.
  • Уделяйте внимание каждому зубу по отдельности.
  • После очищения зубного ряда уделите внимание деснам, языку и внутренней стороне щеки.
  • Манипуляция должна длится не менее 5 минут.
  • По окончании гигиенической манипуляции воспользуйтесь ополаскивателем. Если его нет, прополощите рот кипяченой водой или же отваром лечебных трав.
  • Далее ополосните щетку горячей водой и положите сушиться.

Общие рекомендации

Очень важно правильно подобрать щетку и зубную пасту, опираясь на индивидуальные особенности. Что касается щетки, обычно используется средняя жесткость щетины. Если зубы склонны к быстрому образованию зубных камней – лучше выбрать твердую щетину. При повышенной чувствительности отдайте предпочтение мягкой щетке.

Рассмотрим другие полезные советы:

  • Не забывайте о том, что чистка зубов должна осуществляться не только утром, но и вечером.
  • Для повышения качества гигиенической обработки дополнительно используйте зубную нить и ирригатор.
  • Во время процедуры старайтесь не давить сильно на эмаль.
  • Если вы страдаете от кровоточивости десен – покупайте пасту с экстрактами коры дубы или иных лекарственных растений.
  • Отбеливающей пастой можно пользоваться не чаще 2-3 раз в месяц.
  • Каждые три месяца приобретайте новую щетку для чистки единиц.

Самые популярные вопросы

Эксперты подготовили ответы на самые популярные вопросы в интернете.

  • Зубы чистят сразу после пробуждения или после приема еды?

Специалисты утверждают, что сначала нужно чистить зубы, только потом завтракать. Дело в том, что в ночное время суток в ротовой полости скапливается много патогенных бактерий, которые могут попасть в желудочно-кишечный тракт вместе с пищей и вызвать некоторые проблемы. По этой причине разумнее проводить гигиенические мероприятия сразу после пробуждения.

 

  • Что насчет чистки единиц содой?

Есть мнение, что благодаря обычной пищевой соде можно эффективно удалить налет и даже добиться отбеливания эмали на несколько тонов. Возможно, доля правды в этом есть, но стоматологи уверяют, что этот метод не безопасный и может привести к чувствительности и повреждению эмали. Лучше выбрать более безопасные методы.

 

  • Электрическая или механическая щетка?

Помните о том, что основную роль играет не сама щетка, а умение ей пользоваться. Соблюдая все правила гигиенической чистки особой разницы нет, какую именно выбрать щетку. Конечно же, электрические приборы довольно-таки удобны. Специалисты утверждают, что такие инструменты более качественно удаляют налет с поверхности зубного ряда. Если вы обладатель электрощетки, помните о том, что дополнительные приспособления все равно необходимы. Обязательно пользуйтесь зубной нитью, ополаскивателем, ирригатором и иногда обращайтесь за профессиональной чисткой.


Как правильно чистить зубы?

Кариес зубов – распространенное заболевание в Республике Беларусь. 98% минчан страдают от этого недуга. Патологический процесс начинается с маленького пятна эмали на поверхности зуба, часто скрытой от глаза углублениях, желобках между зубами.  Постепенно процесс распространяется вглубь, при этом размягченная эмаль и дентин разрушаются, образуется полость, поражающая нервы и кровеносные сосуды внутри зуба. Если кариес прежде всего разрушает сам зуб, то при болезнях периодонта поражаются его опорные ткани, что в конечном итоге также приводит к потере зубов.

Основными факторами в развитии кариозного процесса являются нерациональное питание, неудовлетворительная гигиена полости рта и недостаточное поступление фтора в организм.

Гигиенический уход за полостью начинается с момента рождения ребенка и продолжается всю жизнь. Новорожденным детям полость рта очищаются от остатков пищи, а первые прорезавшиеся зубы протирают салфеткой 1 – 2 раза в день. По мере прорезывания коренных зубов, гигиену полости рта детям осуществляют родители с помощью зубной щетки и паст. С 5 – 6 лет ребенок может чистить зубы самостоятельно. С целью профилактического осмотра ребенок должен являться к врачу-стоматологу 1 раз в 6 месяцев.

Основные правила чистки зубов:

Зубная щетка должна иметь удобную ручку, щетинки не должны быть разволокненными, головка зубной щетки по размеру должна соответствовать 2,5 зубам. Сначала очищают зубы верхней челюсти, а затем зубы нижней челюсти. На верхней челюсти зубы чистят справа налево, на нижней челюсти – слева направо. При чистке зубов на каждый участок, захватываемый головкой зубной щетки, должно приходится по 10 движений. После чистки зубов щетку необходимо промыть в проточной воде и оставить высыхать в открытом стакане щетиной вверх. Зубную щетку необходимо менять каждые 3 месяца.

Методы чистки зубов.

  1. Чистка зубов детям 3-х лет и старше (метод KAI).

    1. Начинают читку с жевательных поверхностей зубов. Очищают короткими горизонтальными движениями, справа налево на верхней челюсти, слева направо на нижней.
    2. Наружные поверхности очищают круговыми дви­жениями при сомкнутых зубах, одновременно захватывая верхние и нижние зубы сегмента, постепенно продвига­ясь справа налево.
    3. Внутренние поверхности очищают при открытом рте подметающими вер­тикальными движениями от десны к краю зуба на верхней, а затем на нижней челюстях.

  2. Чистка зубов детям с 6-ти лет и старше (метод Марталлера).

    1. Начинают чистку с жевательных поверхностей зубов. Установив щетку на жевательную поверхность зубов, короткими энергичными горизонтальными (подметающими) движениями очищают сначала зубы верхней челюсти справа налево, затем зубы нижней челюсти слева направо.
    2. Затем очищают наружные поверхности зубов при сомкнутых зубах. Щеки расслабляют, чтобы головка щетки могла свободно перемешаться в полости рта. Уста­навливают щетку перпендикулярно наружным повер­хностям и делают вертикальные зигзагообразные дви­жения, очищая одновременно зубы верхней и нижней челюстей и прилагая одинаковые усилия при движении щетки вверх и вниз.
    3. Затем очищают внутреннюю поверхность зубов. Головку щет­ки ставят под углом 45 градусов к поверхности зуба. Короткими верти­кальными движениями (до десяти движений с равным уси­лием вверх и вниз на каждом сегменте) продвигаются по внутренним поверхностям зубов справа налево. Затем головку щетки ставят на внутреннюю  поверхность ниж­них зубов и таким же образом очищают их.

  3. Чистка зубов для подростков и взрослых. Стандартный метод.

При использовании метода последовательно очищают наружные поверхности зубов, затем внутренние и жевательные. Используют несколько видов движений: наружные и внутренние поверхности зубов очищают вертикальными подметающими, горизонтальными и круговыми движениями, жевательную поверхность — горизонтальными и круговыми движениями щетки. Вертикальные движения: щетку ставят под углом 45 градусов к вертикальной оси зуба. Выполняют 10 подметающих движений от десны к жевательной поверхности зуба. Горизонтальные движения: щетку ставят перпендикулярно к вертикальной оси зуба и делают 10 горизонтальных возвратно-поступательных движений. Круговые движения: щетинки расположены перпендикулярно к наружной поверхности зуба. Щетка описывает круги.

Главный ответчик за здоровье – сам человек. Поэтому только за счет своего стремления к здоровью, выполнения всех рекомендаций врача-стоматолога Вы сможете сохранить свои зубы и зубы Ваших детей здоровыми.

 

Заведующая стоматологическим           

отделением Высоцкая Е.Д.

Алгоритм чистки зубов в детском саду в картинках

Даже в таком простом действии, как чистка зубов можно совершать ошибки, если с раннего детства нет чёткой базовой основы знаний. Картинки с алгоритмами чистки зубов в детском саду, представленные в этой статье, помогут сохранить зубы здоровыми.

Смотрите на картинки и учитесь правильно чистить зубы!

Простые картинки для дошкольников.

Чистим зубы правильно.

Девочки и мальчики, не забывайте чистить зубки!

Для детского сада.

Полезные советы от Зубной Феи.

Картинки.

Дополнительные советы в картинках.

Алгоритм от врача.

Чистка детских зубов от 0 до 6 лет. Особенности, правила, методика и техника

ПРАВИЛА ЧИСТКИ ДЕТСКИХ ЗУБОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ. ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА


Добрый день, сегодня мы узнаем про правила чистки детских зубов в возрасте от 0 до 6 лет, а также рассмотрим основные методики и техники, которые рекомендуют использовать стоматологи в процессе ухода за ротовой полостью.


Молочные зубы должны быть здоровыми, чтобы тщательно пережевывать пищу, правильно разговаривать, и снизить риск появления проблем с постоянными зубами.


Молочные зубки очень уязвимы перед действием кариесогенных факторов. Питание крохи богато углеводами, в которых бактерии активно размножаются. В условиях недостаточной гигиены они оседают на зубном налете и выделяют в процессе своей жизнедеятельности органические кислоты, которые вызывают деминерализацию эмали. Если учесть, что на первом году жизни крохи практически не употребляет твердую пищу (значит отсутствует естественная механическая очистка), то увеличивается риск раннего возникновения кариеса молочных зубов. А запущенная инфекция может распространиться не только на соседние молочные зубы, но и на зачатки постоянных зубов.


                        КАК ЧИСТИТЬ ЗУБЫ ДЕТЯМ. ОБЩИЕ ПРАВИЛА И МЕТОДИКИ ЧИСТКИ

Но не стоит забывать, что бактерии в ротовой полости ребенка, размножаясь, повышают риск развития стоматита, отита, ангины, тонзиллитов и фарингитов. Поэтому чистку молочных зубов нужно включить в обязательные ежедневные гигиенические процедуры.


ПРАВИЛА, МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ЧИСТКИ ДЕТСКИХ ЗУБОВ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ 


Правила чистки зубов зависят от возраста ребенка и от его индивидуальных особенностей.

Обучение детей правильной чистке зубов условно можно разделить на 3 этапа:


— До 1,5 лет: символические процедуры, направленные на то, чтобы приучить кроху к гигиене полости рта и ознакомить его с этой процедурой.


— С 1,5 лет до 3-х лет: отработка правильных движений при чистке зубов.


— С 3-х лет: постепенное приучение ребенка к самостоятельной тщательной чистки зубов (под контролем родителей).


1. КАК ЧИСТИТЬ ЗУБЫ РЕБЕНКУ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1,5 ЛЕТ. ПРАВИЛА, МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ЧИСТКИ



Чистить зубы малышу большинство стоматологов рекомендует сразу после появления первых молочных зубов. Согласно графику прорезывания молочных зубов, первые резцы появляются в среднем в 6 месяцев.


Многие родители задаются вопросом зачем детям в 6-7 месяцев нужно чистить зубы. Дело в том, что гигиена полости рта ребенка в таком возрасте – это не только поддержание чистоты, но прежде всего начало прививания привычки ухода за своими зубами, а также профилактика стоматита и «бутылочного» кариеса.


Причиной стоматита – распространенной у грудничков инфекции, могут стать остатки молока во рту или грязь, попавшая в рот малыша, например, с соской, погремушкой через поцелуи родителей и т.д.


Даже в грудном молоке содержится сахар, который может ослабить и даже разрушить неокрепшую эмаль зуба. Развитие раннего детского кариеса может вызвать кормление ребенка перед сном или во время сна бутылочкой с молоком или соком.


Как ухаживать за зубами и за ротовой полостью детей до 1 года



В этот период у малыша только начинают прорезываться молочные зубки. Чистить зубы годовалому ребенку нужно предельно аккуратно. Десны малыша очень мягкие, а зубы хрупкие. К тому же, при прорезывании зубов, десны воспалены, вокруг режущегося зубика образуется настоящая ранка, и можно случайно повредить десну и занести туда инфекцию.


Терпеливо и настойчиво следует приучать малыша положительно относиться к гигиене полости рта, что очень важно для здоровых и крепких зубов в будущем. Наши задачи в этом возрасте – научить кроху открывать рот по требованию для ухода за зубами без негативных эмоций, и аккуратно массировать десна, что уменьшает боль при прорезывании зубов и улучшает кровообращение слизистой десен.


В возрасте до 1 – 1,5 лет протирать прорезавшиеся зубы, десна и язык стоматологи рекомендуют дважды в день (утром и вечером).


Полость рта и языка ребенка до года можно чистить:


— стерильной марлей (марлевым тампоном или бинтом). Но НЕ ватой!
Марлю или бинт можно увлажнить теплой кипяченой водой, специальными пенками для ухода за зубами и деснами малышей от 0 лет, содовым раствором либо отваром ромашки (коры дуба и других трав).


— специальными одноразовыми стоматологическими или дентальными салфетками и салфетками-напальчниками с ксилитом.


Специальные салфетки для чистки зубов и ротовой полости, пропитанные безопасным антисептиком и экстрактами трав. Они подходят для очистки зубов и всей полости рта. Обладают местным противовоспалительным, противоотёчным и антисептическим действием. Такие салфетки продаются в аптеках и подходят для детей 0+.


— силиконовой щеткой-напальчником (похожа на резиновый колпачок с силиконовыми щетинками, который взрослый одевает на палец) или силиконовой зубной щеткой с диском безопасности.


Для чистки зубной щеткой с обычной щетиной ребенок еще слишком мал.


Силиконовую щетку и марлю (бинт) можно смачивать:


— в обычной теплой кипяченой воде,


— в содовом растворе (на 200 мл кипяченой воды – 1 ч.л. соды),


— в травяном настое (ромашка, кора дуба, шалфей, зверобой, календула),


— или со специальными пенками (можно приобрести в аптеке).


Такие пенки обладают бактерицидным, обезболивающим и противовоспалительным эффектом, также они повышают устойчивость малыша к инфекциям.


В этом возрасте нежелательно использовать зубные пасты, простой чистой воды будет достаточно.



Как протирать полость рта малыша марлей или специальными гигиеническими салфетками
Начинать чистить зубы ребенку лучше всего через 30-40 минут после утреннего и вечернего кормления (грудью, смесью, пюре). Прежде всего, мама или папа должны тщательно вымыть руки с мылом. Малыша укладываем на колени, головой ближе к своей груди или берем на руки так, чтобы хорошо видеть ротовую полость.


При осуществлении гигиены марлей или бинтом. Оборачиваем свой указательный палец марлевой полоской, сложенной в несколько слоев, и смачиваем палец по выбору: в теплой кипяченой воде, в содовом растворе, в травяном отваре либо наносим специальную пенку.


Если чистим зубки стоматологической салфеткой, то её смачивать в воде или других средствах не нужно.


Далее легкими аккуратными движениями протираем прорезавшиеся зубки со всех сторон (по направлению сверху от десны вниз), а также нежными круговыми движениями прочищаем беззубую десну и поверхность языка (по направлению от корня к кончику).


Другая альтернатива – это применение специальных щеток с силиконовыми щетинами



Начиная с возраста 7-8 месяцев можно смело чистить зубы и десна ребенку силиконовой щеткой. Они могут быть в виде щетки с силиконовыми щетинами с диском безопасности на ручке или пальчиковой зубной щетки с силиконовыми щетинами. Они мягкие, эластичные и не повреждает слизистую оболочку ротовой полости малыша. Такими силиконовыми щетками удобно прочищать и массировать десна и зубки малышам.

2. КАК ЧИСТИТЬ ЗУБЫ РЕБЕНКУ ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ. ПРАВИЛА, МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ЧИСТКИ


Главными задачами гигиены ротовой полости после полутора лет являются очищение зубов от налета и отработка правильных движений при чистке зубов

В этом возрасте стоит постепенно приучать ребенка к зубной щетке. Поэтому пора переходить от протирания ротовой полости марлей или салфетками, к чистке зубов при помощи щетки с ручкой. Отлично для этих целей подойдет щетка с силиконовой щетиной с ограничителем. Такая щетка будет удобна родителям.  И малыш сам может её держать в ручке и грызть, массируя десны, а специальный защитный диск на ручке убережет от травмирования. Приучение лучше проводить в игровой форме, так будет интереснее и легче.



В таком возрасте дети могут концентрироваться на таких гигиенических процедурах не более минуты-полторы. Позвольте сначала ребенку самому почистить зубки, и только после этого для полноценной чистки дочистите за ним. Лучше всего это делать в игровой форме. Чтобы ребенок не капризничал можете ему дать другую щетку почистить зубки любимой игрушке или вам. Можно чистить зубы вместе с ребенком – дети склонны подражать взрослым или старшим братьям и сестрам.

После года можно чистить зубки малышу:


— щеткой с силиконовыми щетинами или силиконовой щеткой-напальчником;


— чередование специальных стоматологических салфеток и силиконовой щетки.


Нужно ли использовать зубную пасту в этом возрасте? Большинство детских стоматологов рекомендуют детям с 1,5 лет при чистке зубов пользоваться специальными пенками, детскими гелями или детской зубной пастой (с маркировкой 0+). Лучше, конечно, в этом возрасте отдать предпочтение детским гелям или специальным пенкам (можно приобрести в аптеках).


Помните, что выдавливать пасту нужно размером не более рисинки. Дозировка с горошину подходит для детей младшего школьного возраста. Если вы все же не хотите пользоваться детской зубной пастой, то просто смачивайте щетку водой. Но при этом эффективность чистки будет ниже.


Никогда не чистите ребенку зубы своей взрослой пастой! Взрослая паста может навредить крохе – у нее агрессивный для детской эмали состав, высокая абразивность и ее нельзя глотать. Средства для чистки зубов для детей от 0 безопасны при проглатывании: они с низкой абразивностью, без фтора и гипоаллергенны.

Если вы сомневаетесь, обратитесь к детскому стоматологу с консультацией по вопросу использования пасты, геля или пенки. Специалист поможет решить вопрос, с какого возраста лучше начинать чистить зубы с применением специальных средств именно вашему малышу с учетом индивидуальных особенностей.

Как пользоваться силиконовой щеткой?



Перед чисткой зубов сначала нужно тщательно вымыть руки.


Если вы чистите зубки щеткой-напальчником, то ее нужно одеть на указательный палец родителя. Если вы используете силиконовую щетку, то ее нужно взять в руки таким же образом, как и классическую зубную щетку.


Начинаем очищать щеткой зубки легкими выметающими движениями по направлению от десны к краю зуба. Периодически промываем щетку водой. После того, как все зубки будут очищены аккуратно проходимся по деснам круговыми движениями.


После чистки зубов щетку тщательно моем со средством для мытья детской посуды или с мылом. Хранить силиконовую зубную щетку нужно в чистом виде в отдельной открытой емкости ворсинками вверх.


  

3. КАК ЧИСТИТЬ ЗУБЫ РЕБЕНКУ СТАРШЕ 2-УХ ЛЕТ. ПРАВИЛА, МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ЧИСТКИ



После 2 лет стоит приобрести зубную щетку с «классической щетиной», поскольку эффективность чистки силиконовой щеткой не высокая.


Детская зубная щетка должна быть безопасной, удобной и привлекать внимание (вызывать интерес) малыша.


При выборе первой зубной щетки обратите внимание на следующие моменты:


— Наиболее удобной считается детская зубная щетка с короткой широкой ручкой из нескользящего материала. Для малышей 1,5-3 лет ручка должна быть около 10 см.


— Ручка зубной щетки должна иметь изгиб возле крепления головки. Такой зигзаг возле головки нужен для т