Художница Мария Примаченко: интересные факты
Сегодня вспоминаем выдающуюся украинскую художницу прошлого века Марию Примаченко. 18 августа исполняется 20 лет как его нет с нами. Мария — представительница так называемого примитивного искусства (наивного), одна из самых известных украинских художниц, лауреат Национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченко, Заслуженный деятель искусств УССР с 1970. Ее работы по-детски откровенные и яркие. Ее работы досиекспонуються по всему миру. Но много ли мы знаем о ней? Для вас — интересные факты о Марии Примаченко из блога созданного в ее память.1. Мария Примаченко родилась в 1909 (1908) году в селе Болотня на Киевщине. Принадлежит к числу лучших художников-примитивистов мира.
2. В детстве переболела полиомиелитом: одна ее нога была полноценно развита (позже ей поставили протез), поэтому носила длинные юбки.
3. Умелая красиво вышивать. Любила украинская народная одежда и вышиванки. Часто шила наряды для знакомых.
4. До сих пор спорят о том, как правильно пишется фамилия художницы. В своей статье режиссер Лесь Танюк писал: «Однажды я спросил ее (Марию Примаченко): — Да вы, Мария Овксентиевна, Примаченко или Примаченко?
— Примаченко, — без сомнений ответила она. — Примаченко мы, «Приймаков». Отца моего Овксентия Григорьевича дед с бабой в «приемыши» приняли, усыновили. А записали потом на русском. все испортили
А в других случаях та же Мария Овксентиевна отвечала, что она — Примаченко, потому, что «так у них в деревне говорили — примак, а не приемный, ну так пусть так и будет» ( «Зеркало недели» № 11 28 марта 2009 ).
В то же время в интервью газете «Сегодня» (от 8.02.2010) невестка художницы Екатерина Примаченко рассказала, что в свидетельстве о рождении Марии Авксентиевну буквы «И» нет.
Путаница по поводу правильности написания фамилии Марии Примаченко возникла не просто так. Случай для нее часто был важнее факта. В живом общении она часто объясняла один и тот же рисунок по-разному, так, как ей хотелось на тот момент: это было для нее своеобразным развлечением ( «Зеркало недели» № 11, 28 марта 2009 года) . .
5. «Ленивый лег под яблоней, чтобы яблоко же упало в рот, а оно его по лбу» — это подпись к одной из картин Примаченко. Художница часто придумывала к своим работам искрометные и веселые подписи — объяснение.
6. Любимый цвет — зеленый.
7. Уважала кошек.
8. писала картины левой рукой, хотя была правшой.
9. Вторая мировая война лишила Марию Примаченко мужа: он так и не увидел сына, а она до конца дней хранила ему верность.
10. В конце июня 2006 года с дома художницы украли 77 картин. Часть из них удалось вернуть. Этот случай повлиял на здоровье сына Федора, который жил в доме матери. А его семья стала более осторожной с непрошеными гостями (дом художницы всегда был открыт для посетителей).
11. Сын Федор был успешным художником-примитивистом (умер в 2008 году). Внуки Примаченко также умело держат кисти в руках.
12. 2009 год был признан годом Марии Примаченко. Однако, по словам родственников художницы, в Украине большинство мероприятий, посвященных ее памяти, происходили с нарушением авторских прав. Кроме того, популярным сейчас стало использование репродукций картин на календарях, сумках, одежде без разрешения семьи Примаченко.
13. При организации и проведении детского Евровидения-2009 НТКУ использовала в оформлении графических и полиграфических материалов самые известные произведения мастера без согласования с наследниками положений об авторских правах. Наследники художницы подали в суд. В результате длительных переговоров стороны заключили моровой соглашение, одним из условий которой является признание Первым национальным факта нарушения авторских прав на произведения Примаченко.
14. В 2013 году разгорелся скандал вокруг использования рисунков Марии Примаченко в качестве рекламы. Финская компания «Маримекко», которая производит одежду и товары для дома, признала, что один из ее фабричных принтов был скопирован из работ большой украинки.Масштабы скандала увеличило то, щофинський авиаперевозчик FinnAir в рамкахспивпраци с «Маримекко» нанес этот рисунок на свои Аэробусы-330 , которые летают в Нью-Йорк и на Дальний Восток.
15. Но как бы там ни было, эта негативная ситуация с «Маримекко» открыла миру украинскую художницу Марию Примаченко. В частности, сразу после скандала в «Википедии» появилась страница о Марии Примаченко финском языке, ведь скандал породил большой интерес к украинской художницы со стороны финнов. «Я, к сожалению, ничего раньше не знал о Марии Примаченко. А тут такой пласт. Будет что почитать », — написал один из интернет-пользователей.
16. В 1937-м картины Марии Примаченко выставляли в Париже. Тогда испанский художник Пабло Пикассо отметил, что если бы она жила во Франции, могла бы стать известной, чем он.
Картины украинской художницы Марии Приймаченко, спасенные от уничтожения армией РФ, теперь помогают ВСУ. ФОТО / Новости /
15 Июня 2022, 13:35:44
2176
0
Ошибка?Ошибка в тексте?
Выдели слово мышкой
и нажми Ctrl+Enter
26 февраля российские войска обстреляли поселок Иванков в Киевской области — в результате был уничтожен местный музей, в котором хранились работы украинской художницы Марии Примаченко. Местные жители спасли из огня 12 картин, после чего о художнице узнал весь мир — ее работы продаются на аукционах за сотни тысяч долларов, некоторые из них стали символом борьбы за мир. «Медуза» рассказывает историю Марии Примаченко и ее ярчайших фантазийных картин.
Краеведческий музей в поселке Иванков Киевской области попал под обстрел в самом начале войны — 26 февраля. Он находился на окраине Иванкова, рядом с жилым кварталом, рекой и парком.
В тот день сторож музея Анатолий Харитоненко и один из жителей Иванкова, Игорь Николаенко, не слышали взрывов, но заметили дым, поднимающийся над крышей музея. Об этом Николаенко рассказал «Би-би-си».Вместе с еще одним молодым человеком, имени которого Николаенко не знал, мужчины стали спасать из огня картины одной из самых известных украинских художниц Марии Примаченко. У Харитоненко не было ключей, но жителям поселка, которые были поблизости, удалось выломать решетки на окнах и выбить стекла. Они вынесли из пожара 12 полотен Примаченко, упакованных вместе (в это время они не были в экспозиции) и стоявших в одном помещении.
Когда позже рухнул потолок музея, многие предметы искусства еще оставались в здании — их не удалось спасти. После пожара от музея остались одни стены. По заявлению начальника отдела культуры, туризма, молодежи и спорта Иванковского сельсовета Надежды Бирюк, сгоревший музей уже вызвался отстроить заново анонимный меценат.
При этом, по словам правнучки Марии Примаченко, Анастасии — она управляет фондом имени художницы, — все ее работы, находившиеся в Иванкове, удалось спасти. Где они хранятся сегодня, фонд не сообщает, но известно, что картина «Пугало» 1967 года, написанная гуашью на бумаге, уже была показана на Венецианской биеннале. Анастасия Примаченко не ответила на запрос «Медузы» о комментарии.
Кто такая Мария Примаченко
Художница родилась в 1908 году в Киевской области — в небольшом селе Болотня. Ее отец, Авксентий Григорьевич, считался виртуозом столярного дела — мастерил ограждения с древнеславянскими узорами. Мать, Прасковья Васильевна, была вышивальщицей — и передала это ремесло Марии, которая всю жизнь носила сорочки, сшитые и украшенные своими руками.По собственным воспоминаниям, первые свои работы Примаченко написала в детстве на песке, а потом синеватой глиной разрисовала свой дом «и после этого не переставала рисовать». Еще подростком она расписала дом соседей, за что, как вспоминают знакомые Примаченко, получила в награду поросенка, который помог семье выжить в голодное время.
С 1925 года Примаченко училась художественному шитью в Иванкове, а в 1936-м киевская художница, ткачиха и вышивальщица Татьяна Флор пригласила ее в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского декоративного искусства (позднее реформирован в Школу народных мастеров), где Примаченко начала заниматься вышивкой и керамикой.
Яркие и причудливые работы с выраженными национальными мотивами показали на Украинской республиканской выставке народного искусства, а затем отправили в Париж — на Всемирную выставку 1937 года. Там их увидел Пабло Пикассо, который, как считается, сказал, что «преклоняется перед талантом этой гениальной украинки». Позже картины Примаченко оценил и Марк Шагал.
В 1960-е началась новая волна популярности Примаченко — благодаря статье Юрия Роста в «Комсомолке». Журналист побывал в Болотне и написал очерк о художнице, а потом много ей помогал и даже устроил ее выставку в Москве (журналист не ответил на звонки «Медузы»). В 1966 году Примаченко получила премию Тараса Шевченко, в 1970-м стала заслуженным деятелем искусств УССР, а в 1988-м — народным художником.
Несмотря на признание, Примаченко не собиралась покидать родной поселок — и прожила всю жизнь «в сельской хате под соломенной крышей», держала свиней, коз и гусей. Она не любила продавать работы, дарила их друзьям и соседям (Рост рассказывал, что после выставок ее работы часто просто не возвращали).
О картинах Примаченко
Кроме фантазийных сюжетов и мажорной цветовой гаммы «Маруси Примаченко», как ее называла советская пресса, был в работах художницы и важный социальный подтекст — она выбирала ключевые сюжеты своего времени и доводила степень их абсурдности до сюрреалистического уровня.Еще в довоенных работах у нее появляется «Суд зверей»: черная обезьяна пишет за столом протокол, а два волка стоят перед ней на цыпочках. Значимое место в ее работах занимает война (муж художницы погиб на фронте) и авария на Чернобыльской АЭС (родное село Болотня располагалось всего в 20 километрах от зоны отчуждения; считается, что Примаченко отказалась эвакуироваться из родного села).
Этим темам посвящены картины «Угроза войны» (1986), «Атомная война, будь проклята она!» (1978), «Дарю украинский хлеб всем людям на земле» (1982) и множество других. Одна из самых известных работ «чернобыльской серии» — «Старый дед пас корову возле четвертого блока и надел на коровку капроновые мешки, чтобы не заболела. А она травку кушает и деда не слушает» (1987). На ней изображена корова с целлофановыми пакетами на ногах, которые нужны, очевидно, чтобы она не касалась радиоактивной земли.
Есть у Примаченко и другие серии, например «Кукурузная» и «Космическая» 1960-х годов. Художница говорила, что ее вдохновляла природа родного села и его звери, но собаки, быки и сороки соседствовали в ее работах вместе с животными, которых она никогда не видела (она никогда не была в зоопарке и не видела крокодилов и слонов, которых рисовала), и вовсе выдуманными животными, имена которым художница придумала сама: Горботрусом, Волезахой и другими. Принято считать, что чем раньше были выполнены работы — тем ближе сюжеты были к реальности, а после войны и чернобыльской катастрофы сюжеты художницы стали фантазийнее, а краски — ярче.
С 1968 года Примаченко работала над книжными иллюстрациями («Ой, коники-сиваши»), иногда сочиняя собственные тексты («Товче баба мак», 1970).
После смерти Примаченко осталось наследие в две тысячи картин, многие из них хранятся в украинских музеях — например, в Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве их насчитывается около 600.
В Киеве, Броварах и Краматорске улицы и бульвары названы ее именем. Работы Примаченко были на украинских марках и монетах, в 1998 году в честь художницы назвали астероид. При всей популярности и влиянии на украинскую живопись XX века собственной художественной школы Примаченко так и не сформировала: ее единственным учеником и продолжателем изобразительной традиции стал сын Федор, мастер наивного искусства.
К столетнему юбилею рождения художницы ЮНЕСКО объявил 2009 год в Украине Годом Примаченко, ее выставки за последние годы проходили от Исландии до Таиланда, искусствоведы посвящали ей разделы в журналах о наивном искусстве. А у офиса президента Украины в августе 2021 года открылась детская площадка со скульптурами животных Примаченко.
«Голубь расправил крылья и просит мира»
Новости о бомбежке музея в Иванкове и возможной потере шедевров Примаченко быстро разлетелись по миру — активисты стали в знак поддержки и солидарности публиковать на своих страницах работы художницы.В частности, картина 1982 года «Голубь расправил крылья и просит мира» — хотя этой работы и не было в пострадавшем музее — появилась на улице города Сент-Луис, штат Миссури. В Калифорнии арт-группа Justice Murals показала проекцию «Голубя» на торце здания среди других работ Примаченко. В Сан-Франциско больше сотни участников акции нарисовали семиметровую репродукцию картины около городского вокзала с призывом остановить войну в Украине.
В начале мая картину Примаченко «Цветы выросли возле четвертого блока» 1990 года продали на аукционе в поддержку Вооруженных сил Украины за 500 тысяч долларов (стартовая цена составляла пять тысяч). Для работ Примаченко это абсолютный рекорд: к примеру, на прошлогоднем итальянском аукционе Wannenes Art Auctions эстимейт ее работы составлял 2–3 тысячи долларов (картину, впрочем, так и не продали). Уже после начала войны за 110 тысяч евро на благотворительном аукционе Benefit for Ukraineʼs People & Culture в рамках Венецианской биеннале была продана и другая работа украинской художницы «Мой дом, моя правда» (1989).
Вырученные от продажи «Цветов у четвертого блока» 500 тысяч долларов благотворительный фонд украинского шоумена и ведущего Сергея Притулы потратил на военные бусы — семь микроавтобусов Volkswagen обещали передать защитникам Николаева, вторую партию машин переправили на восточное направление.
Капот каждого из них украшен картиной Примаченко.Мо патериалам: meduza.io
Удивительное творчество и биография Марии Приймаченко
Мария Овксентьевна Примаченко – мастер украинского «наивного искусства», через всю жизнь пронесшая тягу к творчеству, непреодолимую потребность делиться своими открытиями с людьми. Она из тех художников, которые создали неповторимый мир собственных образов, мир прекрасного, искусно выразили те чувства, которые живут в человеке, в его фольклоре и мыслях.
Детство художника
Болотня — родное село Марии Приймаченко — находится в 80 км от Киева. Это было 19 января.09, что художник родился. Ее отец был плотником, а также занимался резьбой по дереву. А мать ее была известной вышивальщицей: вся ее семья носила вышиванки ее производства. Бабушка Марии тоже занималась творчеством — рисовала писанки.
Первые творческие способности у Марии проявились еще в раннем детстве: она увлекалась рисованием цветов на песке. А потом стала раскрашивать дома голубыми узорами. На стенах домов светились птицы и распускались фантастические цветы. Селянам понравились эти рисунки, которые так красиво смотрелись на стенах и печах.
Через некоторое время будущему художнику стали поступать первые заказы: соседи просили украсить их дома такими же удивительными узорами. Полюбоваться ее творчеством пришли даже жители окрестных деревень.
Мировоззрение и позитивное восприятие жизни художником
Биография Марии Примаченко не обошлась без сложных жизненных моментов. В детстве художница перенесла страшную болезнь — полиомиелит, что наложило негативный отпечаток на судьбу мастера. Всю свою жизнь Мария провела на костылях. Это повлияло на живописную манеру художника. Невыносимая физическая боль в сочетании с безудержным творческим воображением и стремлением к жизни выливались в причудливые образы. Сейчас это называется арт-терапией. Противостояние радости и боли, добра и зла, тьмы и света наблюдается в каждом полотне Марии Приймаченко.
У художницы был довольно строгий характер, но к людям она относилась дружелюбно. Иногда Приймаченко дарила гостям фотографии своего дома. Для Марии было два мира. В первой жило все, а вторая, внутренняя, принадлежала только ей.
Ее мир был наполнен разными фантастическими существами, здесь пели чудесные птицы, рыбки научились летать, радужные коровы паслись на лугу глазами человека, а добрый храбрый лев был защитником от врагов.
Начало творчества Марии Примаченко
Художница прославилась с 1936 года, когда ее первые работы «Звери с болот» впервые экспонировались в Киеве на Всеукраинской выставке народного творчества. Мария была награждена дипломом I степени. Здесь она начала увлекаться керамикой и продолжала заниматься вышивкой и рисованием. В частности, она написала ряд замечательных картин: «Бык на прогулке», «Синий лев», «Свинья-зверь», «Чудовище в красных сапогах» 1936-1937, «Осел», «Баран», «Красные ягоды», «Танец обезьян», «Два попугая» и другие (1937-1940).
Образы этих произведений поражают своей сказочностью, волшебством и фантастичностью. В их основе лежат фольклорные легенды, истории из жизни и народные сказки. В ее работах переплелись реальность и фантазия. Животные, цветы и деревья наделены способностью разговаривать, они борются за добро и противостоят злу — все, как в сказке.
Птицы тоже обладают фантастическими свойствами: у них причудливые формы, замысловатые формы, напоминающие цветок, а крылья украшены вышивкой. Все звери и птицы Мары солнечные, красочные, радуют глаз своим позитивным настроем («Слон хотел быть матросом», «Молодой медведь ходит по лесу и не делает зла людям»).
Творчество в военное и послевоенное время
Во время войны Мария Примаченко прерывает свои творческие занятия и возвращается в родное село. Здесь она пережила страшные годы своей жизни. Война забрала у него мужа, который не мог видеть сына. В послевоенное время художница постоянно живет в Болотном, превратив родительский дом в мастерскую. 1950 год — год вышитого панно «Пава в винограде» на голубом фоне, на коричневом «Две яблони», а также панно: «Два удода в цветах», «Украинские цветы». В 1953-1959 годы стали известны рисунки Марии Приймаченко «Кот в сапогах», «Павлин», «Журавль и лиса», «Пастухи». Эти произведения свидетельствуют о совершенстве манеры Примакова.
Творчество 70-80-х годов
Особый расцвет ее творчества приходится на начало 70-х годов. Если раньше художник изображал настоящих животных, то в 70-80-х гг. В ее работах есть фантастические звери, которых на самом деле не существует. Это и четырехглавый древний болотный зверь, и болотный рак, и хорун, и прус, и дикий горботрус, и дикий залп. Название дикого чаплуна было мотивировано словом «чапати». Упор сделан на лапы зверя, которыми можно продираться сквозь заросли ольхи. Есть животные фиолетовые, черные, синие; Грустный, веселый, улыбающийся, удивленный. Есть животные с человеческими лицами. Злые звери — это аллегории. Так, лиловая бестия в «буржуазной» фуражке, разрисованной стилизованными бомбами, злобно ухмылялась, показывая острые зубы и длинный хищный язык («К черту войну, бомбы вместо цветов», 1984).
Особенности стиля
Работы художника представляют собой сочетание всех возможных художественных стилей ХХ века: импрессионизма, неоромантизма, экспрессионизма. Одна из любимых тем Марии Приймаченко, к которой она часто обращалась, — космическая. Она любила звездное небо и населяла его своими крылатыми созданиями — горбуном, русалками, птицами. Даже на Луне она сажала огороды, лелея свои волшебные мечты. Ее удивительный мир был волшебным и неповторимым, неповторимым и лучезарным, искренним и добрым, как и она сама.
Творчество народного художника учит во всем замечать красоту. Ей хотелось показать каждому человеку в отдельности, как важно оставаться детьми даже в старости, сохранять способность удивляться и видеть живой интерес ко всему, что происходит вокруг. Работы Марии Приймаченко действительно возвращают нас в детство. На них нет ничего лишнего, мы видим лишь неудержимую фантазию женщины с удивительной душой, с народной энергетикой, отображенной в картинах.
Когда Марию спросили о том, почему она рисует несуществующих животных и цветы, она ответила: «Зачем рисовать такими, какие они есть, они такие красивые, а я рисую своих на радость людям. Я хочу, чтобы столько людей смотрело рисунки и чтобы это всем нравилось.»
Гений художника
Миру искусства открылось удивительное творчество Марии Примаченко как минимум дважды. Впервые популярность художник получил в 1935 году в рамках кампании по поиску талантов в народе. Тогда работы сельских мастеров привлекли внимание столичной рукодельницы Татьяны Флоры, которая собрала для выставки шедевры народного творчества. В результате художник успешно работает в киевских экспериментальных мастерских. Талант художницы способствовал тому, что она овладела навыками лепки и росписи изделий из глины.
Работы художника быстро стали приобретать популярность за рубежом. С удивительными зверями могли познакомиться посетители московских, пражских, монреальских, варшавских и других европейских выставок. Ценителям искусства были представлены рисунки Марии Приймаченко «Два попугая», «Чёрный зверь», «Собака в шапке», «Зверь в красных сапогах», «Бык на прогулке», «Красные ягоды».
Всемирная выставка Марии Приймаченко, которая состоялась в Париже, принесла большую славу украинской художнице, за что она была награждена золотой медалью. Именно во французской столице с работами художника впервые познакомились маститые коллеги, такие как Пабло Пикассо и Марк Шагал. Они оценили ее творчество и даже стали использовать похожие мотивы для своих работ.
Второй раз талант народного артиста раскрылся в 60-е годы. Этому способствовали известный искусствовед и драматург Григорий Местечкин, а также журналист Юрий Рост. Статья о творчестве Марии Примаченко, которую журналист опубликовал в газете «Комсомольская правда», снова сделала ее популярной.
Смерть художника
На 89-м году жизни скончался выдающийся художник. Но, к счастью, род художников Приймаченко продолжался. Ее лучшим учеником был сын — Федор, ныне заслуженный артист Украины. Отправьте ей в дорогу и внуков — Петра и Иоанна. Сегодня это молодые, талантливые художники, каждая яркая индивидуальность. Выросшие рядом с такими мастерами, как их бабушка и отец, они брали все самое лучшее.
Увековечение памяти Марии Примаченко
Именем народного мастера названа малая планета 14624 Примаченко. Это имя предложил Клим Чурюмов. В честь известного художника в 2008 году была выпущена памятная монета. Через год в Киеве бульвар Лихачева переименовали в бульвар Марии Приймаченко. В городах Бровары, Сумы и Краматорск есть улицы имени Марии Примаченко.
Карты Мария — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.